Теоретические основы налогообложения организации курсовая

Опубликовано: 02.05.2024

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:

Информация:

Описание (план):

Налогообложение предприятий

Введение

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов.
Целью курсовой работы является раскрытие сущности налогообложения предприятий. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

      Характеристика налоговой системы Российской Федерации;
      Характеристика системы налогообложения предприятий ;
      Характеристика налоговых платежей и отчислений, включаемых в состав себестоимости;
      Характеристика налога на прибыль.

1.1 Налоговая система Российской федерации

1.2. Налогообложение предприятий

1.3. Характеристика налоговых платежей и отчислений, включаемых в состав себестоимости.

1.4. Налог на прибыль

Одним из основных налогов, уплачиваемых предприятиями, является налог на прибыль, исчисляемый от налогооблагаемой (расчетной) прибыли.
Налог на прибыль – прямой налог , взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок .
К вычетам относятся:

    производственные, коммерческие, транспортные издержки;
    проценты по задолженности;
    расходы на рекламу и представительство;
    расходы на научно-исследовательские работы;
В России налог официально называется Налог на прибыль организаций (с 1 января 2002 года регулируется Главой 25 Налогового кодекса РФ).
Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24 %): 2 % – зачисляется в федеральный бюджет, 18 % – зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5 %.
Прибыль для российского налогообложения определяется согласно Налоговому кодексу РФ . Бухгалтерская прибыль и прибыль для целей налогообложения часто не совпадают из-за разницы в методах определения прибыли.
Прибыль:
    для российских организаций – полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
    для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, – полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов
    для иных иностранных организаций – доходы, полученные от источников в Российской Федерации.
Процедура определения доходов и расходов, определяется Налоговым Кодексом и часто отличается от процедуры определения доходов и расходов, принятой в российском бухгалтерском учете. В связи с этим на российских предприятиях приходится вести два учета – налоговый и бухгалтерский (иногда к ним прибавляется еще и третий – управленческий ).
Согласно ст. 246 Кодекса налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются все российские организации.
В соответствии с п.1 ст. 289 Кодекса налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.
Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 Кодекса).
По налогу на прибыль предусматривается система льгот. Облагаемая прибыль уменьшается на суммы:
    направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения (включая капитальные вложения в очистные сооружения), жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков на эти цели, включая проценты по кредитам. Эта льгота действует и при долевом участии в финансировании указанных затрат;
    затрат предприятий на содержание находящихся на их балансе объектов социальной сферы (учреждений здравоохранения, образования, детских садов и др.), а также затрат на эти цели при долевом участии (в пределах норм местных органов власти);
    взносов на благотворительные цели, но не более 3% налогооблагаемой прибыли (а в случае взносов в чернобыльские фонды – до 5%);
    направленные образовательными учреждениями на развитие и совершенствование образовательного процесса;
    направленные предприятиями на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития, но не более 10% в общей сложности от налогооблагаемой прибыли, и др.
Не уплачивают налог на прибыль в первые 2 года работы малые предприятия по производству и переработке сельхозпродукции, производству продуктов, товаров народного потребления, стройматериалов, медицинской техники, лекарств; предприятия, осуществляющие строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы). Льгота действует, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки.
В 3-й и 4-й годы работы указанные малые предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25% и 50% от установленной ставки, если выручка от «льготных» видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Льготы для малых предприятий не распространяются на предприятия, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.

Заключение

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное значение – мобилизация денежных средств в распоряжение государства.
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платёж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства. Сущность налогов проявляется через фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции.
Источником налогообложения являются выручка от реализации, себестоимость продукции, финансовый результат, налогооблагаемая прибыль.
Цель налоговой системы:

      создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем как в стране в целом, так и в отдельных регионах,
      создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и т д.
Налоговая система должна чутко реагировать на любые изменения в экономической, социальной и политической обстановке в стране. Она должна: быть инструментом оптимизации воспроизводственных процессов в стране, устанавливать оптимальное соотношение между отдельными налогами и сборами с тем, чтобы стимулировать необходимые отраслевые пропорции в народном хозяйстве, обеспечить достойный уровень жизни населения России, устранить двойное налогообложение доходов, учитывать мировой опыт налогообложения.
Источником налогообложения являются выручка от реализации, себестоимость продукции, финансовый результат, налогооблагаемая прибыль.
К налогам, включаемым в себестоимость продукции (работ, услуг) относятся: отчисления на социальные нужды , а также транспортный налог, налоги в дорожные фонды, земельный налог.
Налог на прибыль — прямой налог , взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.).

Задача № 2.

      Дано:
      Первоначальная стоимость (ОФперв) – 80 млн. руб.
      Выручка от реализации ликвидируемого оборудования – 9,6 млн. руб.
      Затраты, связанные с ликвидацией – 4 млн. руб.
      Нормативный срок службы (Тн) 8 лет.
      Определить годовую норму и сумму амортизации.
      Решение:
      ОФ перв – 80 млн. руб.
      ОФ ликв = 9,6 – 4 = 5,6 млн. руб.
      Н а =
      Н а = = 1 1,6%
      Н а.г. = =млн. руб. / год
      Ответ:
      Годовая норма амортизации – 11,6%
      Сумма амортизации - млн. руб. / год

      Прошлый год Отчетный год Tp, %
      Выручка от продажи продукции (ТП) 120 млн. руб. 160 млн. руб. 40 133
      Среднегодовая стоимость основных средств ( ) 24 млн. руб. 40 млн. руб. 16 167
      Среднесписочная численность персонала (Ч ср.сп. ) 16 тыс. чел. 28 тыс. чел. 12 175
      Прошлый год Отчетный год Tp, %
      Фо = -1 80
      Фе = 0,05 125
      Фв= -100 93

      Вывод: В прошлом году фондоотдача была выше, а фондоемкость – ниже, следовательно основные фонды в прошлом году использовались эффективнее.

      Задача № 4.

          Дано:
      Стоимость основных средств на начало года (ОФ н.г.) – 80 млн. руб.
      Стоимость введенных в эксплуатацию и выбывших основных средств представлена в таблице:

      Введено месяц
      Стоимость введенных ОС, млн. руб. Выбыло месяц
      Стоимость выбывших ОС, млн. руб.
      Март 12 Февраль 16
      Май 4 Июнь 9,6
      Октябрь 5,6 Ноябрь 24
      Итого 21,6 49,6

          Определить:
        среднегодовую стоимость основных фондов ( )
        коэффициент обновления основных фондов (Кобн)
        коэффициент выбытия основных фондов (Квыб)
        коэффициент прироста основных фондов (Крост)
          Решение:
      ,
      где - время работы вводимых основных фондов в течение года, - время работы выбывших основных фондов в течение года.
      = 80 + (9+2,3+0,9) – (13+4,8+2) = 80 +12,2 – 19,8 = 72,4 млн. руб.
      2) Кобн =
      Кобн = = 0,42
      3) Квыб =
      Квыб =
      4) Крост =
      Крост = = - 0,54
      Ответ:
        среднегодовая стоимость основных фондов ( ) – 72,4 млн. руб.
        коэффициент обновления основных фондов (Кобн) – 0,42
        коэффициент выбытия основных фондов (Квыб) – 0,62
        коэффициент прироста основных фондов (Крост) – -0,54

        Оборотные средства
      Задача № 1.
      Дано:
      Товарная продукция (ТП) – 1440 млн. руб.
      Квартал (Тпер)– 90 дней
      Норма оборотных средств на готовую продукцию (На.ос.) – 8 дней.
      Найти норматив оборотных средств на готовую продукцию (Нв.ос.).
      Решение:
      Нв.ос. = Р* На.ос. , где Р – среднедневной расход оборотных средств.
      Р = =
      Нв.ос = 16*8 = 232 млн. руб.
      Ответ: норматив оборотных средств на готовую продукцию - 232 млн. руб.

      Задача № 2.
      Дано:

      Прошлый год Отчетный год
      Средний остаток оборотных средств (СО) 2160 млн. руб. 2400 млн. руб.
      Объем реализации Qреал 8000 12000
      Прошлый год Отчетный год Tp, %
      Ко = Ко = Ко = 1,3 135
      До = = До = = 97,3 До = = 72 -25,3 74
      Кз = Кз = Кз = -0,07 74

      Вывод: Уменьшение длительности одного оборота и повышение коэффициента оборачиваемости свидетельствует об улучшении использования оборотных средств. Таким образом, в данном примере оборотные средства эффективнее использовались в отчетном году.

      Задача № 3.
      Дано:

      Прошлый год Отчетный год
      Фактический объем товарной продукции Qреал
      1600 млн. руб. 2000 млн. руб.
      Среднегодовая стоимость всех оборотных средств (СО) 160 млн. руб. 224 млн. руб.

      Найти: высвобождение оборотных средств (Э).
      Решение:
      Э = (Д01 - Д00)* Qреал / Тпер
      Найдем длительность 1 оборота До =
      В отчетном году: Д01 = дней
      В прошлом году: Д00 = дней
      Э = (40,3 – 36)*2000/360 = 24 млн. руб.
      Ответ: Результат со знаком со знаком «+» показывает сумму дополнительно вовлеченных в оборот средств, которая составила 24 млн. руб.

        Результаты хозяйственной деятельности предприятия

      Задача № 1.
      Дано:

      Прошлый год Отчетный год
      Выручка от продажи продукции, тыс. руб. 2528 2400
      Полная себестоимость, тыс. руб. 1560 1200
      Коммерческие расходы, тыс. руб. 160 280
      Прочие доходы, тыс. руб. 440 480
      Прочие расходы, тыс. руб. 800 720

      Найти:

        валовую прибыль;
        прибыль от продажи продукции
        налогооблагаемую прибыль
        налог на прибыль
        чистую прибыль
        общую рентабельность
      Решение:
        Найдем сумму НДС в выручке
        и т.д.

        * Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

        Пример готовой курсовой работы по предмету: Налоги

        Содержание

        1. Теоретические основы налогообложения 5

        1.1. Экономическая сущность и функции налогов 5

        1.2 Характеристика налоговой системы РФ 13

        2. Особенности налогообложения прибыли коммерческих банков в РФ 23

        3. Проблемы налогообложения прибыли коммерческих банков в РФ и пути их решения 28

        Список литературы 37

        Выдержка из текста

        Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

        Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно — правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

        В странах с развитой рыночной экономикой поступления от налогообложения составляют до

        90. всех доходов бюджета государства.

        Современный этап реформирования налогообложения в РФ осуществляется в условиях динамичного изменения важнейших параметров экономического, социального и политического устройства страны, которые пока не нашли в силу качественной новизны и неординарности должного отражения в законодательных нормах и положениях. Во многочисленных разъяснениях налоговой службы, в профессиональной литературе одни и те же налоговые термины и процессы получают различное определение, порой прямо противоположенную трактовку внутреннего содержания.

        Это касается также и фундаментальных понятий — таких как «налоговая система», «система налогообложения», «налоговое администрирование», «налоговый менеджмент» и др. Различные мнения высказываются и в части их иерархической подчиненности, ранжирования и взаимообусловленности.

        Кардинальное изменение условий функционирования экономики в начале 90-х годов повлекло реформирование налоговой системы, которая в начальный период в существенной степени была скопирована с западных образцов. Однако механизмы, эффективно работающие на Западе, оказались плохо приспособленными к постсоветской действительности, а поспешное и неумелое копирование правовых схем породило множество недостатков в законодательстве, которыми повсеместно пользовались недобросовестные налогоплательщики. В частности, у них появилась возможность получать доход не за счет прибыли предприятия, а с помощью различных финансовых схем, позволявших концентрировать прибыль в разного рода дочерних или оффшорных компаниях, а затем переводить ее в неучтенные наличные деньги. Огромное количество фирм-однодневок, функционируя в пределах квартала (отчетного периода), уклонялось от подачи сведений в налоговые органы.

        Необходимость проведения налоговых реформ продиктована экономическим состоянием страны, состоянием ее бюджета и пониманием роли государства в регулировании экономических процессов. История практически не знает примеров, когда налоговые реформы проводились без отсутствия веских предпосылок, таких, как дефицит бюджета и снижение налоговых поступлений.

        Объект исследования: налогообложение прибыли коммерческих организаций.

        Предмет исследования: налогообложение в рыночной экономике

        Цель исследования: рассмотреть сущность и основные тенденции развития налогообложения банков.

        1. Теоретические основы налогообложения

        1.1. Экономическая сущность и функции налогов

        Прежде всего остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания… публичной власти… » . В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

        Налог — по законодательству РФ — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований .

        Налог — обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами .

        Список использованной литературы

        1.Конституция Российской Федерации от

        1. декабря 1993 года (с изм., внесенными Указами Президента РФ на 09.06.2001 N 679)

        2.Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от

        3. июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от

        3. марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа,

        ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 5

        1.1 Сущность и значение налогообложения организации 5

        1.2 Особенности налогообложения организации 8

        1.3 Выбор альтернативной методики исследования процесса влияния налогообложения на прибыль организации. 14

        ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «ШАДРИНСКИЙ ЗАВОД ЖБИМ». 18

        2.1 Краткая характеристика ЗАО «Шадринского завода ЖБИМ» 18

        2.2 Анализ структуры и динамики по видам уплачиваемых налогов 20

        2.3 Анализ влияния налогообложения на прибыль предприятия 25

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

        Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время, ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д. И если налогоплательщики перестанут платить налоги, государство прекратит своё существования.

        Объектом исследования является налогооблагаемая база предприятия ЗАО «Шадринского завода ЖБИМ».

        Предметом исследования является процесс налогообложения на предприятии ЗАО «Шадринского завода ЖБИМ».

        В данной курсовой работе была поставлена следующая цель: изучить особенности налогообложение предприятия.

        Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

        - рассмотреть сущность и значение налогообложения организации;

        - исследовать особенности налогообложения организации 3.Изучить налоговое законодательство;

        - выбор альтернативной методики исследования процесса влияния налогообложения на прибыль организации;

        - проанализировать структуру и динамики по видам уплачиваемых налогов;

        - провести анализ влияния налогообложения на прибыль предприятия

        Методологической основой исследования в курсовой работе явились: Законодательные и иные нормативно-правовые акты, в которые входят Налоговый Кодекс Российской Федерации, который раскрывает сущность налога, регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов; Уголовный Кодекс, который предусматривает наказания за совершённые правонарушения, а также Кодекс об Административных правонарушениях.

        Специальная литература, в которую входят учебные пособия такие как Налогообложение организаций финансового сектора экономики, налоги и налогообложения и др.

        Структура курсовой работы включает в себя: введение, основную часть, которая состоит из двух разделов и четырёх подразделов, заключения и список использованной литературы.

        ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

        1.1 Сущность и значение налогообложения организации

        Налогообложение фирмы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основополагающим документом, регламентирующим функционирование налоговой системы в России, служит налоговый кодекс Российской Федерации, где определены четыре уровня налогового законодательства: Налоговый кодекс; федеральные налоговые законы; законы и иные налоговые нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов Федерации; нормативно правовые акты представительных органов местного самоуправления. Нормативные акты органов исполнительной власти Российской Федерации по своему статусу – это подзаконные акты.

        Налогообложение организации выступает неотъемлемым элементом регулирования рыночных отношений в обществе, которое обеспечивает финансовыми ресурсами органы государственной власти и местного самоуправления для решения экономических и социальных задач, воздействует на поведение хозяйствующих субъектов, регулирует доходы, имущественную состоятельность, платежеспособный спрос населения.

        Налогообложение – это система распределения доходов между физическими или юридическими лицами и государством.

        Налог в соответствии со статьёй 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований [1, с 8] .

        Налоги могут использоваться для регулирования производства, стимулирования, развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т. п.

        С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательскую способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог. В налогах заложены возможности и регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

        Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ, следующие:

        2) индивидуальная безвозмездность;

        3) отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям;

        4) направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований [1, с 8].

        Как было отмечено выше, в Налоговом кодексе РФ дано такое определение налога: под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

        Источником налога является национальный доход, новая стоимость, созданная в производстве трудом, капиталом, природными ресурсами.

        Налоги выступают инструментом аккумулирования части новой стоимости, которая становится собственностью государства.

        Из определения можно выделить следующие особенности налогов:

        - неразрывная связь налогов с государственной властью, для которой

        они являются важнейшим источником доходов;

        - принудительный характер платежей, закреплённый законодательно;

        - участие в экономических процессах общества.

        В условиях рыночных отношений налоги реализуют три функции:

        Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Налоги во все времена – важнейший инструмент осуществления экономической политики государства. Сущность налога сводится к изъятию государством части национального богатства для финансирования расходов, которые осуществляются при выполнении функций органами государственной власти всех уровней и органами местного самоуправления, которыми эти органы наделены законодательством. У каждой организации есть свои особенности налогообложения так как Ставки налога, налоговая база у каждого предприятия разные.

        Проведён анализ динамики и структуры основных налогов уплачиваемых предприятием ЗАО «ЖБИМ» на основании проведённых исследований по динамике и структуре налогов был сделан следующий вывод, что за период 2013 – 2014 года в динамике налогов уплаченных на предприятии ЗАО «Шадринский завод «ЖБИМ» произошло увеличение на 3529,72 тысяч рублей на результат повлияло то, что уплата налога на добавленную стоимость значительно увеличилась на 3 737,49 тысяч рублей и составила в 2014 году 6009,47 тысяч рублей что по структуре составило 7,81%, что свидетельствует об увеличении выручки на предприятии, темп роста составил -5,85%, а темп прироста -105,85%, в то время как налог на имущество уменьшился на 109,14 тысяч рублей и составил в 2014 году 84,47 тысяч рублей, что по структуре составило -0,28%, темп роста налога на имущество составил -56,37%, а темп прироста -156,37%, также уменьшение произошло с такими налогами как налог на доходы физических лиц, который уменьшился на 75,43 тысяч рублей и составил 1214,98 тысяч рублей в 2014 году, что по структуре составило -0,41%, тем роста составил -5,85% , а темп прироста -105,85%, налог на прибыль на 19,66 тысяч рублей и составил 59,32 тысяч рублей, что по структуре составило 24,89%, темп роста налога на имущество в период с 2013 по 2014 года составил -56,37%, а темп прироста -156,37%, вводный налог уменьшился на 3,54 тысяч рублей и составил 4,44 тысяч рублей, по структуре на -0,01, темп роста составил -44,36%, а темп прироста-144,36%;

        а за период 2012 – 2013 года в динамике налогов уплаченных на предприятии ЗАО «Шадринский завод «ЖБИМ» произошло увеличение на 56,55 тысяч рублей на результат повлияло то, что уплата налога на добавленную стоимость значительно уменьшилась на 40,04 тысяч рублей и составила в 2013 году 2271,98 тысяч рублей, что по структуре составило -0,09%, что свидетельствует об увеличении выручки на предприятии, темп роста составил -1,73%, а темп прироста -101,73%, в то время как налог на имущество уменьшился на 2,48 тысяч рублей и составил в 2013 году 193,61 тысяч рублей, что по структуре составило -0,01%, темп роста налога на имущество составил -1,26%, а темп прироста -101,26%, увеличение произошло с такими налогами как налог на доходы физических лиц, который увеличился на 10,11 тысяч рублей и составил в 2013 году 1290,41 тысяч рублей, что по структуре составило 0,03%, тем роста составил 0,79% , а темп прироста -99,21%, налог на прибыль на 2,19 тысяч рублей и составил 78,98 тысяч рублей, что по структуре составило 0,01%, темп роста налога на имущество в период с 2013 по 2014 года составил 2,85%, а темп прироста -97,15%, вводный налог увеличился на 2,75 тысяч рублей и составил 7,98 тысяч рублей, по структуре на 0,01, темп роста составил 52,58%, а темп прироста -47,42%.

        Также были раскрыты базовые вещи, включающие описание общих понятий налогообложения организаций. На базе полученных знаний были выведены основные формулы которые помогают проанализировать налогообложения организации ЗАО «ЖБИМ» и сделан следующий вывод, что на основании проведённых исследований в 2016 году по сравнению с 2015 годом на предприятии ЗАО «ЖБИМ» ожидается увеличение показателя эффективности налогообложения на 5,43, что свидетельствует о том, что в результате оптимизации компания заплатит меньше налогов, чем, в прошлом году или чем планировалось в начале года, показатель налогоёмкости реализованной продукции уменьшится в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 0,03, что свидетельствует о удачной оптимизации налогового процесса компании; в то время как коэффициент налогообложения операционных доходов не изменился ; коэффициент налогообложения операционных затрат уменьшился на 0,07; коэффициент налогообложения операционной прибыли уменьшился на 0,01, что свидетельствует о том, что предприятие передаёт в бюджет меньшую часть из цены или из прибыли и тем больше останется в ее распоряжении и коэффициент льготного налогообложения операционной деятельности уменьшился на 0,02, что свидетельствует о том что, налоговую льготу использовать не стоит.

        Таким образом рекомендации предприятию заключаются в следующем: уменьшить налоговою базу по налогу на имущество путём продажи не используемого имущества, также уменьшить налоговую базу можно и по транспортному налогу тем же путём продажи не используемых транспортных средств. Снижение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость можно снизить способом предусмотренным самим налоговым законодательством. Основываясь на нормах статьи 145 НК РФ, компания имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика при соблюдении некоторых условий, поименованных в статье. Так, например, освободиться от уплаты НДС могут те компании, выручка которых за три предшествующих последовательных календарных месяца не превышает 2 000 000 рублей (без учета налога). Главное, чтобы субъект предпринимательства не продавал подакцизные товары, соответствовал критериям, предусмотренным нормам статьи 145 НК РФ и уведомил налоговый орган об использовании права на освобождение от НДС. В течение 12 следующих последовательных месяцев организация может не платить в бюджет НДС, если не утратит это право раньше.

        Законодательные и нормативные акты

        1. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (действующая редакция от 05.04.2013). Консультант Плюс, 1992-2014

        2. Налоговый кодекс российской федерации Часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (действующая редакция от 05.04.2013) Консультант Плюс, 1992-2014

        Учебная и научная литература

        1. Романова М.В. Налогообложение страховой деятельности / Под ред. В.В. Шахова. – М.: Финансы и статистика, 2003.

        2. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005.

        3. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007.

        4. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 509 с. (от 25.04.2007.)

        5. Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов вузов; под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. – 415 с. (от 27.04.2007.)

        6. Налоги и налогообложение: 6-е изд., доп. / Под ред. М. Романовского, О. Врублевской. – СПб.: Питер, 2009. – 528 с. (12.05.2009.)

        7. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 520 с. (от 21.08.2009.)

        8. Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение: учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина; под общ. рек. В.Ф. Тарасовой. – М.: КНОРУС,2009. – 480 с. (21.08.2009.)

        9. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник / И.М. Александров. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 228 с. (25.08.2009.)

        10. Налог на прибыль организаций. Комментарий (постатейный) к главе 25 НК РФ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ). – М.: ООО «СТАТУС-КВО 97», 2009. – 656 с. (29.10.2009.)

        11. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: учебное пособие / В.Р. Захарьин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2011. – 320 с. (05.12.2011.)

        12. Бланк И.А. Управление прибылью , 3-е изд., перераб. и доп. - К.: Ника-Центр, 2007. - 768 с.

        13. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавров / В.Г. Пансков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 680 с. (29.12.2011.)

        14. Перов А.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для бакалавров / А.В. Перов, А.В. Толкушкин. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 899 с. (10.01.2012)

        15. Рабинович А.М. НДС. Нестандартные решения стандартных проблем / А.М. Рабинович. – М.: ООО «СТАТУС-КВО 97», 2013. – 192 с. (08.04.2013)

        16. Налоги и налогообложение: учебник для бакалавров / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 463 с. – Серия: Бакалавр, Базовый курс. (18.01.2014.)

        17. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: учебник для бакалавров / В.Г. Пансков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 378 с. – Серия: Бакалавр, Базовый курс. (20.01.2014.)

        Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 14:44, курсовая работа

        Описание работы

        В ходе работы по учету налогоплательщиков налоговые органы получают первичную информацию о налогоплательщиках и включают ее в свою базу данных. В дальнейшем сведения о плательщиках уточняются и дополняются.
        Фактически процесс учета плательщиков - это непрерывный процесс, который происходит от момента постановки на учет и до снятия с учета в связи с прекращением деятельности предприятия.
        Действующая с января 1999 года часть 1 Налогового Кодекса содержит множество норм, о толковании которых споры не стихают до сих пор.

        Содержание работы

        Введение
        3
        Глава 1. Роль и значение налогового учета на предприятии
        5
        1.1 Понятие налогового учета, цели и задачи
        5
        1.2 Формирование регистров для целей налогообложения на предприятии
        7
        1.3 Элементы учетной политики для целей налогообложения
        13
        Глава 2. Анализ деятельности предприятия
        23
        2.1 Общая характеристика ООО «Нордекс»

        2.2 Анализ формирования налоговых обязательств предприятия

        2.3 Анализ элементов учетной политики предприятия

        Глава 3. Рекомендации по совершенствованию учетной политики предприятия

        3.1 Обоснование создания резерва по сомнительным долгам

        3.2 Разработка налоговых регистров

        3.3 Оценка влияния выбранной учетной политики на результаты хозяйственной деятельности предприятия

        Файлы: 1 файл

        Курсовая работа Теоретические основы налогового учета .doc

        Министерство образования и науки РФ

        Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

        «Кемеровский государственный университет»

        Экономический факультет

        Кафедра Налогообложения, предпринимательства и права

        по теме «Теоретические основы налогового учета и практика его ведения на предприятии ОАО «…»»

        «Налоговый учёт и отчётность»

        Налоги и налогообложение

        Курсовую работу выполнила

        студентка 3 курса, 117 группы

        Князькова Алина Вячеславовна

        Глава 1. Роль и значение налогового учета на предприятии

        1.1 Понятие налогового учета, цели и задачи

        1.2 Формирование регистров для целей налогообложения на предприятии

        1.3 Элементы учетной политики для целей налогообложения

        Глава 2. Анализ деятельности предприятия

        2.1 Общая характеристика ООО «Нордекс»

        2.2 Анализ формирования налоговых обязательств предприятия

        2.3 Анализ элементов учетной политики предприятия

        Глава 3. Рекомендации по совершенствованию учетной политики предприятия

        3.1 Обоснование создания резерва по сомнительным долгам

        3.2 Разработка налоговых регистров

        3.3 Оценка влияния выбранной учетной политики на результаты хозяйственной деятельности предприятия

        Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

        Учет налогоплательщиков - это первый этап налоговой работы. Действительно, прежде чем собирать налоги, необходимо определить круг тех, кто должен их уплачивать.

        В ходе работы по учету налогоплательщиков налоговые органы получают первичную информацию о налогоплательщиках и включают ее в свою базу данных. В дальнейшем сведения о плательщиках уточняются и дополняются.

        Фактически процесс учета плательщиков - это непрерывный процесс, который происходит от момента постановки на учет и до снятия с учета в связи с прекращением деятельности предприятия.

        Действующая с января 1999 года часть 1 Налогового Кодекса содержит множество норм, о толковании которых споры не стихают до сих пор.

        В частности, много вопросов вызывают нормы, регулирующие постановку на налоговый учет.

        К тому же, с 1 января 2004 года вступил в силу Федеральный Закон Российской Федерации «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который кардинально изменил всю действовавшую систему налогового учета. Чуть позже было принято Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110

        "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которое уточнило эту процедуру и утвердило «Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков» и «Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

        В данной курсовой работе предпринята попытка разобраться в действующей системе налогового учета в российских организациях, выделить её особенности.

        Разделы курсовой рассмотрены на примере финансово-хозяйственной деятельности ООО «Апекс».

        Глава 1. Роль и значение налогового учета на предприятии

        1.1 Понятие налогового учета, цели и задачи

        Определение налогового учета дано в статье 313 Налогового Кодекса. Налоговый учёт — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

        Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

        Согласно Налоговому кодексу РФ информация о налоговом учёте должна отражать порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчётном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль. Организации предоставляется право самостоятельно организовывать систему налогового учёта, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета и условий хозяйственной деятельности. Налоговый учет ведётся последовательно от одного налогового периода к другому.

        Организация обязана разрабатывать приказ об учётной политике организации для целей налогообложения, который утверждается соответствующим приказом руководителя.

        Систему налогового учёта организации выбирают самостоятельно, порядок его ведения устанавливается каждой организацией в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением руководителя).

        Данные налогового учета представляют собой коммерческую тайну, поэтому лица, виновные в ее разглашении, несут ответственность в соответствии с законом, т.е. обязаны возместить ущерб, причиненный таким разглашением. Если лица, виновные в разглашении тайны, - сотрудники налоговых органов, то к ним дополнительно будет применена дисциплинарная ответственность.

        1.2 Формирование регистров для целей налогообложения на предприятии

        Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

        Аналитические регистры налогового учета - совокупность показателей (сводные формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

        Создание единой системы налогового учета как аналогичного бухгалтерскому учету отдельного обязательного порядка сбора и систематизации данных о проводимых организацией операциях, влекущих налоговые последствия, законодательством не предусмотрено.

        Каждая организация в зависимости от набора и специфики проводимых операций имеет право самостоятельно выбрать способ регистрации данных о проведенных операциях, который определяет порядок их учета при формировании налоговой базы, исходя из законодательно установленного принципа - последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому.

        Общие подходы к формированию налоговой учетной политики по налогообложению прибыли приведены в ст.ст.313, 314 НК РФ. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Она утверждаемой соответствующим приказом руководителя (ст. 313 НК РФ).

        Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам:

        1) обособленный учет - при таком способе организации налоговый учет ведется полностью независимо от бухгалтерского. Такая ситуация возможна в случае, когда в организации имеется возможность создать отдел налогового учета в рамках действующей бухгалтерии;

        2) объединенный учет - этот способ предполагает ведение бухгалтерского учета по требованиям налогового. При этом методология налогового учета потребует обязательного отражения расходов на счетах рабочего плана счетов. Данный вариант экономически оправдан на небольших предприятиях, где определение налоговой базы для исчисления налога на прибыль не представляет особую трудность;

        3) смешанный учет представляет промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных бухгалтерского учета в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль».

        Таким образом, налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Данные налогового учета должны отражать:

        - порядок формирования суммы доходов и расходов;

        - порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

        - сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах ;

        - порядок формирования сумм создаваемых резервов;

        - сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

        Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации.

        Подтверждением данных налогового учета являются:

        1. Первичные учетные документы (включая справку бухгалтера). Первичный учетный документ бухгалтерского учета является общей информационной базой для составления регистров как бухгалтерского, так и налогового учета. В различных видах бухгалтерских и налоговых регистров информация лишь группируется по различным основаниям в соответствии с задачами каждого вида учета. Областью пересечения является определение и распределение расходов, исчисление себестоимости готовой продукции, стоимости остатков незавершенного производства и др.

        2. Аналитические регистры налогов ого учета. Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения (отражения) по счетам налогового учета.

        3. Расчет налоговой базы. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно с соблюдением норм соответствующих статей НК РФ. Например, порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций изложен в ст.315. В статьях 316-333 конкретизируются правила ведения налогового учета применительно к отдельным видам доходов и расходов (например, порядок налогового учета доходов от реализации, расходов по торговым операциям), отдельным видам организаций (страховых организаций, банков), различным видам договоров (доверительного управления имуществом).

        Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах. Настоящий перечень включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги, работы, услуги, права) по сделкам с третьими лицами. В отношении проводимых учреждением операций по признанию задолженностей и иных установленных НК РФ объектов налогообложения перечень может быть дополнен. В частности, в нем отсутствуют регистры по учету операций выявления результатов инвентаризации, переоценки имущества (кроме амортизируемого имущества и ценных бумаг).

        Под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в пользу государства.

        Основными экономическими рычагами, с помощью которых государство воздействует на экономику является налоги. Посредством налогов государство влияет на процесс формирования доходов и прибыли предприятий, стимулирует инвестиционную деятельность, регулирует внешнеэкономическую сферу.

        Налоги - это обязательные платежи, взымаемые государством с физических и юридических лиц.

        Функции налогообложения:

        · Фискальная – формирование бюджета, финансирование расходов;

        · Распределительная – распределение и перераспределение гос.расходов;

        · Регулирующая – гос.регулирование экономики;

        · Контрольная – контроль за поступлением налогов;

        · Стимулирующая – стимулирование отрасли экономики через систему налогов и льгот.

        По своей сущности налоги бывают трех видов:

        В зависимости от уровня управления на котором они используются налоги делятся на:

        Налоги .и сборы— обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставкам, установленным в законодательном порядке. Налоги и сборы — необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, основная форма доходов государства.

        Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

        Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должност­ными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

        Несмотря на то что и налог, и сбор представляют собой обязательные платежи, правовая основа у них различна. Уплата сборов — одно из условий совершения государством определенных юридически значимых действий в пользу плательщика, т.е. сбор всегда индивидуально возмезден. В то же время суммы сборов в определенной мере являются покрытием расходов на выполнение тех самых юридических действий.

        Сущность налогов заключается в прямом, безэквивалентном изъятии государством в свою пользу определенной части валового общественного продукта для формирования бюджета. Сбор — плата государству за право пользования или осуществления деятельности (например, лицензионный сбор), т.е. форма эквивалентной уплаты взноса в бюджет. Налоги и сборы платят главные участники общественного производства: хозяйствующие субъекты (предприятия, организации, учреждения), владельцы капитала и работающие граждане.За счет налогов и сборов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его консолидированном бюджете (федеральном, субъектов Федерации и местных), а также во внебюджетных фондах РФ.

        Налоги — одна из форм финансовых отношений хозяйствующих объектов и государства.

        По каждому налогу в законодательном порядке определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Элементами налогообложения являются:

        - налоговая ставка; налоговый период;

        - порядок исчисления налога;

        - налоговые льготы и вычеты;

        - порядок и сроки уплаты налога.

        В отдельных случаях НК РФ устанавливает специальный налоговый режим — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессий и соглашений о разделе продукции.

        Налогоплательщиком, или субъектом. налогообложения, в строительстве признается любое юридическое или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, владеющее имуществом, или при иных обстоятельствах, при наличии которых возникает соответствующее налоговое обязательство.

        Одним из существенных элементов налога является объект налогообложения. Каждый отдельный налог должен иметь свой, не совпадающий с другими налогами объект налогообложения.

        Объектами налогообложения являются: имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных строительных работ (оказанных услуг, товаров) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодатель­ство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

        Работой для целей налогообложения признается деятельность строительного предприятия, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей застройщика (инвестора — организации и (или) физических лиц).

        Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

        Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

        Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ).

        Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

        Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

        Налоговая база, порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ.

        Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ, а налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

        По способу установления выделяют твердые (специальные) и процентные (адвалорные) ставки. Первые устанавливаются в абсолютной сумме, вторые — в процентах объекта обложения. Процентные ставки подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Размер пропорциональ­ной налоговой ставки не зависит от величины налоговой базы, прогрессивная налоговая ставка растет вместе с ростом базы налогообложения, а регрессивная ставка уменьшается при увеличении налогооблагаемой базы.

        Налоговым периодом является календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

        Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее государственной регистрации до конца данного года.

        Порядок исчисления налога состоит в том, что строительное предприятие (налогоплательщик) самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

        Уплата налога производится разовым платежом всей сум­мы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ. Сроки уплаты налогов и сборов определены НК. Уплата налогов в установленный срок — главная обязанность налогоплательщика, однако НК РФ предусматривает условия, при которых сроки уплаты налогов и сборов могут быть изменены, т.е. перенесены на более поздний срок. Срок уплаты налога и сбора может быть изменен в отношении всей подлежащей к уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога.

        В НК РФ приведено несколько форм изменения сроков уплаты налогов, а именно:

        - рассрочка;

        - налоговый кредит;

        - инвестиционный налоговый кредит.

        Под отсрочкой и рассрочкой понимается изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных ст. 64 НК РФ, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

        За отсрочку или рассрочку необходимо заплатить 1 /2 ставки рефинансирования Центробанка Российской Федерации (далее — ЦБ РФ).

        Налоговый кредит предоставляется на срок от трех месяцев до одного года. При получении налогового кредита тоже устанавливаются проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ. Налоговый кредит отличается от отсрочки и рассрочки повышенными процентами и сроком предоставления, который в два раза больше, с учетом того, что за время, на которое дается налоговый кредит, финансовое положение налогоплательщика может измениться в лучшую сторону.

        При получении налогового кредита необходимо обеспечить исполнение обязательства, т.е. внести залог или иметь поручительство.

        Налоговый кредит предоставляется при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

        - причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иного обстоятельства непреодолимой силы;

        - задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;

        - угрозы банкротства в случае единовременной выплаты налога.

        Основаниями для предоставления организациям инвестиционного налогового кредита являются:

        проведение научно-исследовательских, опытно-конструк­торских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

        осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов строительных материалов, конструкций, изделий;

        выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

        Инвестиционный налоговый кредит может предоставлят­ся по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам. Срок, на который может предоставляться инвестиционный налоговый кредит, — от одного года до пяти лет. Размер ставки дифференцируется от ½ до 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

        Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

        Распределительная(фискальная) функция позволяет осуществлять формирование финансовых ресурсов государства в бюджетной системе и внебюджетных фондах.

        С помощью контрольной функции обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, оценивается эффективность налогового механизма и выявляется необходимость внесения изменений в налоговую политику и бюджетную систему.

        Используя регулирующую функцию налогов, государство оказывает прямое воздействие на процессы производства и обращения, стимулируя или сдерживая их темпы, увеличивает или уменьшает инвестиционную активность застройщиков, усиливает или сдерживает накопление капитала, управляет платежеспособным спросом населения.

        В налоговом регулировании, кроме того, выделяют три подфункции налога: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

        Стимулирующая подфункция реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), которые увязываются с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она может проявляться в понижении налоговой ставки, уменьшении налогооблагаемой базы, изменении объекта налогообложения (например, для сельхозпроиз­водителей).

        Дестимулирующая подфункция заключается в «сдерживании» развития отдельных сфер предпринимательства.

        Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Это платежи за пользование природными ресурсами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

        Принципы налогообложения были сформулированы еще в 1776 г. А. Смитом в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». К ним относятся принципы всеобщности, справедливости, определенности и удобности.

        Современная теория и практика налогообложения рассматривает принципы, на которых строится налоговая система в государстве, с двух позиций. С одной стороны, это принципы, лежащие в основе теории налогов, с другой — принципы построения налогового механизма.

        В основу теории налогов положены фундаментальные, или всеобщие, принципы, используемые в налоговых системах всех стран, которые можно сгруппировать следующим образом:

        финансовые принципы: нейтральность, достаточность, эластичность;

        принципы справедливости: всеобщность, равномерность;

        принципы налогового управления: определенность,

        Читайте также: