Теоретические аспекты налогового планирования

Опубликовано: 04.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Оптимизация налогообложения
Татьяна Каверина, руководитель департамента налогового аудита компании «TAX CONSULTING U.K. LTD».

Тот факт, что Налоговый кодекс дает возможности оптимизировать налоговую нагрузку на предприятие, не является секретом для бухгалтеров. Однако, как выбрать из всего многообразия способов единственно верный? О способах налогового планирования корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Алексею Титову рассказала Татьяна Каверина, руководитель департамента налогового аудита компании «TAX CONSULTING U.K. LTD».

Наиболее распространенный способ – перенос налогооблагаемой базы на льготный налоговый режим либо на предприятие с меньшим уровнем налоговой нагрузки. В этом случает льготная по сравнению с налогом на прибыль ставка единого налога позволяет сокращать платежи в бюджет с помощью переноса прибыли с общего режима на упрощенный. Существует масса вариантов реализации этого преимущества. При этом не все из них эффективны и безопасны. Я бы выделила следующие наиболее популярные способы:

Во-первых, вспомогательная фирма оказывает разного рода услуги и выполняет работы. Причем желательно, чтобы эти услуги или работы были не абстрактными, а связанными с деятельностью основной фирмы, были экономически обоснованными и фактически оказывались (выполнялись).

Во-вторых, основная и вспомогательная фирма заключают «прямой» договор на поставку (куплю-продажу). Таким образом, торговую наценку собирают на «упрощенной» фирме. В дальнейшем товар продают конечному покупателю. Эта схема имеет два слабых места. С одной стороны, данный вариант возможен, только если покупатель не заинтересован в суммах «входного» НДС, а с другой – сумма договора с конечным покупателем будет ограничена предельным размером дохода вспомогательной фирмы (20 млн. руб.).

В-третьих, с вспомогательной фирмой заключают посредническое соглашение. Оно может быть оформлено, например, в виде договора поручения или комиссии. Также упрощенная компания может выступить в качестве агента. Оказывая посреднические услуги, вспомогательная фирма будет увеличивать себестоимость товарно-материальных ценностей или продукции, которые закупает или производит основная организация. Следует отметить, что налоговые работники уделяют особое внимание посредническим договорам. Чтобы снизить риски, не стоит использовать данную схему на постоянной основе и устанавливать слишком большое вознаграждение посреднику. Необходимо, чтобы сделка имела экономический смысл. Расходы на услуги посредника должны быть обоснованы. Кроме того, нужно иметь в виду, что работа с договорами комиссии значительно усложняет документооборот.

В-четвертых, основная фирма соглашается уплатить штраф по договорам, которые она заключила с вспомогательной организацией. При этом размер санкций должен быть сопоставим с суммой основного обязательства. Разумеется, суммы и сроки уплаты штрафов необходимо документально обосновать.

Еще один способ заключается в том, что вспомогательной фирме уступают право требования по долговому обязательству с убытком. Данную схему на практике применяют со следующими ограничениями: если у фирмы на УСНО объектом налогообложения являются «доходы», то стоимость уступки не должна превышать 75 процентов от суммы долгового обязательства; если «доходы минус расходы» – 37,5 процента (затраты на приобретение права требования долга не учитывают при расчете единого налога). В противном случае вспомогательная организация при реализации этого права требования заплатит единый налог в большем размере, чем сумма полученной экономии на налоге на прибыль.

И последнее – вспомогательная фирма может выдать основной организации процентный займ. В данном случае необходимо учесть ограничение по размеру принимаемых при расчете налога на прибыль процентов в соответствии со ст. 269 Налогового кодекса. В то же время сумма самого займа должна быть весьма значительной. При реализации этой схемы на практике возникают сложности, связанные с отвлечением значительных сумм из оборота. К тому же не вполне ясно, на каком основании вспомогательная фирма будет получать деньги.

Формирование резервов позволяет более равномерно распределять налоговую нагрузку по налоговым периодам, то есть, по сути, получать отсрочку по налогу на прибыль?

Да. Однако здесь важно помнить, что формировать их имеют право только те фирмы, которые работают по методу начисления. В бухгалтерском и налоговом учете существует разный перечень резервов. Для целей налогообложения организация может использовать следующие резервы: на оплату отпусков (ст. 324 НК РФ), по сомнительным долгам (ст. 266), на ремонт основных средств (ст. 324), на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (ст. 267), на возможные потери по ссудам (ст. 292) и т.д. О создании резервов необходимо написать в учетной политике. При этом следует указать способ резервирования, определить максимальную сумму отчислений и их ежемесячный процент в указанный резерв.

Существуют ли способы экономии налога на прибыль, если предприятие работает по кассовому методу?

Кассовый метод (ст. 273 НК РФ) могут использовать не все. Он разрешен только тем организациям, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал (при превышении этого лимита необходимо перейти на метод начисления). У кассового метода есть свои плюсы и минусы. К положительным моментам, несомненно, относится то, что учитывают лишь выручку, которая оплачена покупателем. Минус появляется в моменте признания расходов, ведь они уменьшают налогооблагаемую прибыль только после оплаты. Именно по этой причине многие считают для себя неприемлемым использовать данный способ.

Какие еще способы оптимизации налога на прибыль вы можете выделить?

Я бы отметила приобретение основных средств с помощью лизинга, из-за возможности применения ускоренной амортизации с коэффициентом до 3. Некоторые организации выбирают для себя этот способ оптимизации налога на прибыль в части учета основных средств. Их выгода состоит в том, что за довольно короткий срок можно списать расходы по стоимости производственных фондов. Ко всему прочему нет необходимости платить налог на имущество. Предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению. Стороны договора лизинга имеют право по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. Смысл лизинговой сделки заключается в том, что фирма покупает дорогостоящее имущество через лизинговую компанию. Сумму его стоимости передают лизингодателю, после чего последний производит покупку. Цена покупки будет немного выше, так как придется заплатить комиссионное вознаграждение лизингодателю. Но, несмотря на это, данный способ выгоден компании. Тем более что по окончании договора фирма может выкупить основное средство за ничтожно малую стоимость, которую стороны в нем установили. А увеличить лизинговые платежи законодательство не запрещает. Средства, передаваемые лизингодателю на покупку имущества, можно оформить договором займа. В нем не следует указывать, на что именно предоставляют деньги. Для того чтобы связь между договором займа и лизингом не была прослежена, можно «пропустить» его через третье лицо или установить небольшой процент. Также в вашу пользу сыграет временной промежуток между заключением этих двух контрактов.

Российское законодательство дает возможности использовать для оптимизации налоговой нагрузки другие налоги? Например, НДС…

НДС является одним из самых сложных для оптимизации. В принципе, российское налоговое законодательство предусматривает множество случаев, когда этот налог можно не платить. Однако большинство организаций воспользоваться налоговыми льготами не могут. Оптимизация НДС возможна в рамках холдинга, в том случае, если разделить финансовые потоки с НДС и без НДС. Часть своей продукции холдинг реализует покупателям, не нуждающимся во «входящем» НДС. Это те, кто перешел на упрощенную систему налогообложения или ЕНВД, освобожден от обязанностей плательщика НДС (ст. 145 НК РФ) либо имеет льготы по этому налогу. Также это физические лица, организации бюджетной сферы и любые покупатели, которые не приходуют у себя продукцию официально. Даже минимального процента доходов от таких покупателей достаточно для получения частичной экономии или отсрочки уплаты налога на длительный срок. Упрощенный режим налогообложения может эффективно использоваться в холдинге и с целью минимизации ЕСН. Сотрудников с их согласия увольняют путем перевода в организации, применяющие УСН. В результате налоговая база частично уменьшается.

Как часто возникают налоговые конфликты между налоговыми органами и компаниями?

В поисках способов оптимизации налогов налогоплательщики часто балансируют на грани законного и незаконного. Используя налоговое планирование в своей деятельности, надо все досконально просчитать и основательно подготовиться к возможным неблагоприятным последствиям. Помимо рисков, связанных с доначислениями налоговых платежей и взысканием штрафов, над налогоплательщиками висит угроза привлечения к уголовной ответственности. Необходимо учитывать и изменение позиции налоговых органов к налоговому планированию на откровенно враждебную. Налоговики в стремлении собрать как можно больше денег в бюджет готовы на всевозможные уловки и ухищрения. Налоговый кодекс не может дать однозначного ответа на многие вопросы. Этим нередко пользуются налоговики, трактующие ту или иную норму НК в свою пользу.

Недавно Федеральная налоговая служба разослала по всем своим подразделениям описание 16 типовых схем по уходу от налогов. Судя по этому документу, больше всего инспекторов заботит уклонение от НДС и налога на прибыль. Если налоговики начнут отказывать в возмещении НДС или уменьшении налогооблагаемой прибыли на произведенные расходы, используя эту методичку, то компании ждут многочисленные судебные процессы и доначисления налогов. ФНС России призывает автоматически наказывать компании за определенные операции, пусть даже сам налог поступил в итоге в бюджет. Можно ожидать в ближайшее время увеличения количества налоговых споров, связанных с применением налогового планирования.

Всегда ли компании выбирают путь оптимизации налогообложения или, пока еще у них страх перед возможными санкциями со стороны налоговых органов?

Добросовестные фирмы существенную часть своих доходов направляют на уплату налогов. Высокие налоговые ставки вынуждают компании искать способы снижения платежей в бюджет. Разрабатывая различные механизмы налогового планирования для наших клиентов, мы учитываем, что уход от налогов является как административно, так и уголовно наказуемым преступлением (ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»), соответственно незаконных методов налоговой оптимизации в своей работе мы не используем. Налоговое планирование применительно к конкретному виду деятельности или определенной организационно-правовой форме позволяет сократить налоговые платежи. Освобожденные средства можно инвестировать в развитие бизнеса.

Налоговое планирование наиболее эффективно на этапе организации бизнеса, так как целесообразно изначально грамотно подойти к выбору организационно-правовой формы, места регистрации, разработке организационной структуры предприятия. Организация налогового планирования в процессе функционирования предприятия необходима при оформлении договорных отношений с поставщиками и заказчиками, осуществлении хозяйственных операций и т. д. Налоговое планирование является неотъемлемой частью процесса создания, реорганизации, ликвидации , преобразования и слияния предприятий.

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение налогового планирования на предприятии.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы налогового планирования: понятие, содержание, классификацию, основные принципы и этапы;
- рассмотреть организацию налогового планирования на предприятии;
- проанализировать эффективность налогового планирования на примере конкретного предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты налогового планирования 5
1.1. Понятие и содержание планирования 5
1.2. Классификация налогового планирования 7
1.3. Принципы и уровни планирования 9
2. Организация налогового планирования 11
2.1. Элементы и этапы налогового планирования 11
2.2. Общая схема налогового планирования 16
3. Анализ эффективности налогового планирования на примере ООО «Восход» 20
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

ККР по ППНО.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра «Финансы и менеджмент»

«Прогнозирование и планирование в налогообложении»

«Налоговое планирование на предприятии»

Выполнил: студент гр.731181

Проверил: доц. каф. ФиМ

1. Теоретические аспекты налогового планирования 5

1.1. Понятие и содержание планирования 5

1.2. Классификация налогового планирования 7

1.3. Принципы и уровни планирования 9

2. Организация налогового планирования 11

2.1. Элементы и этапы налогового планирования 11

2.2. Общая схема налогового планирования 16

3. Анализ эффективности налогового планирования на примере ООО «Восход» 20

Список использованной литературы 33

Введение

В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Оно должно осуществляться в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.

Право налогоплательщика принимать меры, направленные на правомерное уменьшение своих налоговых обязательств, основано на праве всех субъектов права защищать свои охраняемые законом права (в первую очередь, право собственности) любыми не запрещенными законом способами.

Поскольку налог - это не что иное, как безвозмездное изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, естественно, что налогоплательщик вправе избрать способ уплаты налогов, позволяющий уменьшить «ущерб», причиненный ему взиманием налогов, воспользовавшись для этих целей всеми допустимыми законом способами.

Необходимость налогового планирования изначально определена современным налоговым законодательством, предусматривающим различные налоговые режимы, в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры организации налогоплательщика.

Налоговое планирование, вплотную взаимодействуя с такими управленческими функциями, как маркетинг, финансы, учет, кадровая политика, снабжение, в то же время является одним из базовых инструментов генерирования показателей эффективности функционирования предприятия, так как расчет последних без учета налоговых последствий представляется весьма неразумным и иррациональным. Следовательно, налоговое планирование должно стать обязательным инструментарием в менеджменте. Это и обуславливает актуальность выбранной темы.

Цель работы – изучение налогового планирования на предприятии.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические основы налогового планирования: понятие, содержание, классификацию, основные принципы и этапы;

- рассмотреть организацию налогового планирования на предприятии;

- проанализировать эффективность налогового планирования на примере конкретного предприятия.

1. Теоретические аспекты налогового планирования

1.1. Понятие и содержание планирования

Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Под налоговым планированием понимаются способы выбора «оптимального» сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретаций в рамках действующего налогового законодательства. Это выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств.

Налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектах налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся налоговых реформ, а также на анализе направлений налоговой политики, проводимой правительством. Информацию по этим вопросам можно получить из материалов, публикуемых в прессе, местных органов управления, электронных правовых информационных систем и т.д.

Эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами на его проведение. Следует также соотносить цели налогового планирования со стратегическими (коммерческими) приоритетами организации.

Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового планирования, основной задачей которой является предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм их реализации.

Правильная организация налогового планирования дает возможность предприятию:

  • придерживаться налогового законодательства путем правильности расчета налогов, сборов и других платежей налогового характера;
  • свести к минимуму налоговые обязательства;
  • максимально увеличить прибыль;
  • разработать структуру взаимовыгодных соглашений с поставщиками и заказчиками;
  • эффективно руководить денежными потоками;
  • избегать штрафных санкций.

Налоговое планирование наиболее эффективно на этапе организации бизнеса, так как целесообразно изначально грамотно подойти к выбору организационно-правовой формы, места регистрации предприятия, разработке организационной структуры предприятия.

Кроме того, налоговое планирование обусловлено заинтересованностью государства в предоставлении налоговых льгот в целях стимулирования какой-либо сферы производства, категории налогоплательщиков, регулирования социально-экономического развития.

В связи с этим, налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий в рамках хозяйственно-финансового планирования, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы и других элементов налогообложения, обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по всем налогам в соответствии с действующим законодательством.

1.2. Классификация налогового планирования

Налоговое планирование могут осуществлять как граждане - субъекты предпринимательской деятельности, так и юридические лица. В последнем случае особенности оптимизации налогообложения будут зависеть от того, к какой сфере деятельности принадлежит предприятие (так называемая отраслевая оптимизация имеет свои конкретные инструменты и методы, присущие конкретному виду деятельности, - производственное предприятие, торговое, посредническое, финансово-кредитное и т.п.), а также от размеров самого предприятия (маленькое, среднее, большое).

Таким образом, в зависимости от организационной структуры субъекта предпринимательства налоговое планирование бывает индивидуальное и корпоративное. Особенностью корпоративного налогового планирования является возможность использования гибкой структуры корпорации для перераспределения прибыли между соответствующими структурными единицами, которые входят в состав корпорации. Индивидуальное налоговое планирование реализуется субъектами предпринимательства, которые не имеют корпоративной структуры, и субъектами предпринимательства, которые осуществляют деятельность без создания юридического лица.

В зависимости от характера управленческих решений налоговое планирование разделяют на:

  • текущий налоговый контроль - мероприятия ежедневного мониторинга изменения законодательной базы;
  • контроль правильности исчисления и перечисления налогов, а также исследование причин изменений среднестатистических показателей предприятия;
  • текущее налоговое планирование - мероприятия из текущей оптимизации налогообложения, складывание типичных схем хозяйственных операций и реализации соглашений;
  • стратегическое налоговое планирование (вариационно-налоговый анализ) - составление прогнозов налоговых обязательств предприятия, а также схем реализации мероприятий по снижению налоговой нагрузки.

В зависимости от инструментов, которые используют в налоговом планировании, оно может базироваться на:

  • использовании налоговых льгот - полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты определенных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции;
  • использовании налоговых лазеек - отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством;
  • использовании специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются основным инструментом налогового планирования.

В зависимости от действенности субъектов налогового планирования относительно использования возможных инструментов, оно делится на пассивное и активное. В основе пассивного налогового планирования лежит альтернативная оптимизация. Такая оптимизация возможна тогда, когда в налоговом законодательстве существует две и больше альтернативных нормы, а целесообразность использования какой-либо из них решает специалист предприятия или физическое лицо - налогоплательщик. Примером пассивного налогового планирования может быть решение вопроса относительно целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения субъекта малого предпринимательства. К активному налоговому планированию относят специфические методы планирования деятельности предприятия с использованием специально разработанных оптимизационных схем.

Налоговая схема деятельности каждого предприятия в общем, как и реализации каждого отдельного соглашения в частности, является индивидуальной и требует предварительного планирования и расчетов. Элементы налогового планирования, даже если оно специально не организовывается и не реализуется, присутствуют в деятельности каждого предприятия и каждого предпринимателя. Человек, который только-только становится на путь предпринимательской деятельности и решает, в какой форме эту деятельность осуществлять - быть предпринимателем без создания юридического лица или регистрировать предприятие - уже занимается налоговым планированием, поскольку, просчитывая затраты, связанные с приобретением патента или регистрацией предприятия, он одновременно считает и налоги, которые будет платить в первом и во втором случаях.

1.3. Принципы и уровни планирования

Налоговое планирование конкретного субъекта предпринимательской деятельности - это выбор оптимального, с точки зрения конкретного налогоплательщика, сочетания и построения правовых форм деятельности в целях снижения налогового бремени в рамках действующего налогового законодательства.

Назовем основные принципы налогового планирования, которые можно сформулировать следующим образом:

1) законность, то есть соответствие действующему законодательству;

2) знание и подробное изучение позиции налоговых органов, а также судебной практики по тем аспектам налоговых правоотношений, которых касается оптимизация;

3) перспективность - налогоплательщик должен предвидеть последствия некорректного применения различных методов и схем налоговой оптимизации, которые могут повлечь за собой крупные финансовые потери;

Налоговое планирование - это активные и целенаправленные законные действия организации с целью уменьшения налоговых платежей (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей).

Цели налогового планирования

Основные цели налогового планирования заключаются в следующем:

оптимизация налоговых платежей;

сокращение налоговых потерь по конкретному налогу или по группе налогов.

При минимизации налогов налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость.

При этом он реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально.

Стратегическое и текущее налоговое планирование

На практике осуществляется стратегическое и текущее налоговое планирование.

Стратегическое налоговое планирование в реальной практике хозяйствующих субъектов может выглядеть следующим образом:

обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;

обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;

составление прогнозов налоговых обязательств фирмы;

нужно продумать варианты схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками;

составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых и финансовых обязательств организации;

обязательная оценка риска различных инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;

составление прогноза эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.

Текущее налоговое планирование может включать в себя следующие мероприятия:

еженедельный мониторинг нормативных правовых актов;

составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;

составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов фирмы;

прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

Для проведения этих мероприятий хозяйствующим субъектам необходимо иметь правовые системы, которые должны обновляться хотя бы не реже одного раза в месяц, а также сопровождение специалистов и экспертов.

Этапы налогового планирования

Основными этапами налогового планирования являются:

выявление налоговых рисков;

анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы;

выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования;

разработка налоговой схемы;

осуществление деятельности в соответствии с разработанной налоговой схемой.

Выявление налоговых рисков

Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с проведением налогового планирования.

Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации.

К налоговым рискам относятся:

риски контроля со стороны налоговых органов;

риски увеличения сумм налогов;

риски привлечения к уголовной ответственности за применение незаконных схем оптимизации.

В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

принцип разумности и экономической обоснованности. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения;

принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы;

принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде;

принцип индивидуального подхода. Только зная все тонкости своего предприятия, можно рекомендовать тот или иной инструмент снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя;

принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов);

принцип заблаговременности. Налоговое планирование необходимо осуществлять не после проведения какой-либо хозяйственной операции или завершения налогового периода, а до него, то есть заблаговременно.

Анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы

На этом этапе налогового планирования проводится анализ существующих налоговых проблем организации и ставится задача, для решения которой выбираются необходимые инструменты и вырабатываются схемы налогового планирования.

Налоговый анализ включает, например:

выявление особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации;

перечень налогов, ставки налогов и суммы налогов, которые необходимо перечислять в бюджет;

анализ заключенных договоров с контрагентами.

Примером задачи налогового планирования является достижение сокращения налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по группе налогов.

Выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования

Действующее налоговое законодательство позволяет использовать инструменты налогового планирования.

В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие инструменты:

Применение налоговых льгот, предусмотренных налоговым законодательством

Оптимизация налоговых последствий при использовании различных форм договоров с контрагентами

Оптимизация цены сделок

Применение отдельных элементов налогообложения

Использование специальных налоговых режимов, предусмотренных НК РФ, и особых систем налогообложения (например, организация может использовать упрощенную систему налогообложения)

Применение льгот согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения

Использование определенных элементов бухгалтерского учета в целях налогообложения, формирование учетной политики в целях налогообложения

Для оптимизации налогового бремени имеет значение выбор следующих показателей:

начисление амортизации основных средств: линейный способ, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

начисление амортизации нематериальных активов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

списание товарно-материальных ценностей: по себестоимости каждой единицы, но средней себестоимости, по методу FIFO (по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей);

порядок списания расходов;

определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

Отметим, что в зависимости от применяемых инструментов налоговое планирование может базироваться на использовании:

налоговых льгот – полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты конкретных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции;

"налоговых лазеек" – отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством;

специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются главным инструментом налогового планирования.

Разработка налоговой схемы

При осуществлении налогового планирования вырабатывается схема, в соответствии с которой предприятие планирует осуществлять свою деятельность.

При этом организация должна верно применить выбранные инструменты налогового планирования для реализации задачи налогового планирования эффективным и оптимальным образом.

При осуществлении налогового планирования следует учитывать возможные изменения налогового законодательства, которые могут быть связаны с установлением новых форм и режимов налогообложения, изменением налоговых ставок, отменой налоговых льгот или вводом новых налоговых льгот.

Поэтому в некоторых случаях надо внести необходимые изменения в учетную политику организации для целей налогообложения.

В заключение отметим, что способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут.

Во-первых, из-за законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот.

Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает полезным с точки зрения минимизации налогообложения.

Во-вторых, по причинам системного характера.

В современной динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит, всегда будут существовать возможности таких действий, которые более выгодны налогоплательщику.

Таким образом, возможности применения различных налоговых схем позволяют вносить свои коррективы в процесс налогового планирования, минимизировать налоговые риски и, следовательно, повышать уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта.


  • Какое значение имеют налоговое планирование и прогнозирование?
  • Общие принципы налогового планирования
  • Формы налогового планирования
  • Методы налогового планирования
  • ИТОГИ

Какое значение имеют налоговое планирование и прогнозирование?

Значение налогового планирования в современных условиях ведения бизнеса сложно переоценить. Используя налоговое планирование, можно вполне легально снизить налоговую нагрузку на бизнес, что обеспечит уменьшение расходов и повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Заниматься налоговым планированием можно уже на стадии регистрации бизнеса, ведь организационно-правовая форма, структура будущего предприятия и даже его месторасположение могут сыграть впоследствии решающую роль в налоговой оптимизации и уменьшении налогового бремени.

Советуем ознакомиться с информацией об оптимизации налогов на примере одного из используемых режимов — подробнее в нашей статье «Какие возможности оптимизации налогов при УСН?».

Суть налогового планирования заключается в признании фискальными и иными контролирующими органами за плательщиком налогов права применять все дозволенные действующим законодательством средства, способы, приемы с целью уменьшения налогового бремени. Налоговое планирование представляет собой целый комплекс мер, которые объединяют все сферы деятельности компании, при этом оно способствует выполнению уставных целей, снижению затрат и получению прибыли.

Самым действенным способом повышения доходности бизнеса является не просто снижение размера уплачиваемых налогов (этого можно добиться, снизив число операций и замедлив оборачиваемость капитала), а построение эффективного менеджмента и налоговое планирование. То есть снижение налогового бремени должно являться для предприятия не тактическим ходом, а грамотно выстроенной стратегией.

Для того чтобы определиться, необходимо ли что-то кардинально менять в системе управления компании, следует сначала высчитать налоговую нагрузку. Рассмотрим различные ситуации:

  • Если общая налоговая нагрузка не превышает 15% от чистого дохода компании по итогам года, то потребность в налоговом планировании и прогнозировании у предприятия минимальная. Для контроля за состоянием налоговых платежей может следить главный бухгалтер или его заместитель.
  • Если налоговая нагрузка составляет от 20 до 35% у предприятий малого и среднего бизнеса, то потребность в налоговом планировании актуальна. Для того чтобы прогноз и налоговое планирование осуществлялись эффективно и своевременно, необходимо ввести штатную единицу, которой следует поручить эти функции. Отдельный специалист, а в крупных компаниях — целая команда профи будет контролировать все налоговые обязательства и участвовать в составлении бизнес-планов на следующий год с целью осуществления бизнес-прогноза. Для реализации крупных или нестандартных проектов будет целесообразным привлекать специалиста по налоговому планированию на аутсорсинговой основе.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили шаблон должностной инструкции специалиста по налоговому планированию. Получите пробный демо-доступ к К+ и переходите к документу. Это бесплатно.

  • Если налоговая нагрузка превышает 40%, то предприятию жизненно необходимо уделить пристальное внимание налоговому планированию. Иначе оно просто станет неконкурентоспособным и в конечном счете может и вовсе обанкротиться. В такой ситуации налоговое планирование должно стать самым важным элементом работы топ-менеджмента. Для средних и крупных компаний предпочтительно создание отдела по налоговому планированию.

Для определения налогового бремени советуем изучить нашу статью «Расчет налоговой нагрузки в 2020-2021 годах (формула)».

В современной бизнес-среде сложились основные подходы к уменьшению налоговой нагрузки, что является главной целью налогового планирования:

  • применение всех возможных налоговых льгот, предусмотренных в Налоговом кодексе;
  • разработка правильной учетной политики, которая бы позволила использовать все имеющиеся пробелы в налоговом законодательстве в свою пользу;
  • контроль за тем, чтобы не были пропущены сроки уплаты налоговых платежей.

Различают следующие виды налогового планирования:

  1. корпоративное — проводимое в пределах одной отдельно взятой компании;
  2. партнерское — осуществляемое в ряде компаний, связанных друг с другом по форме управления или бизнес-сотрудничеством;
  3. национальное — реализуется в случае, если хоздеятельность компании ведется лишь в одной стране;
  4. международное — осуществляется в тех случаях, если бизнес ведется на территории нескольких стран.

Общие принципы налогового планирования

Применяя те или иные способы, методы и приемы налогового планирования, налогоплательщику надлежит придерживаться основных принципов, которые позволят ему добиться своих целей при минимальных усилиях и без нарушения законодательства. Принципы налогового планирования можно разделить на несколько основных групп:

  1. Принцип законности, что означает соблюдение всех налоговых норм при расчете и оплате налоговых платежей. Именно этот принцип и является основополагающим, он позволяет дистанцировать и отмежевать налоговое планирование от обвинений в уклонении от уплаты налогов.
  2. Принцип оперативности — подразумевает произведение своевременного налогового планирования. Это означает, что утвержденные учетная и налоговая политики компании должны вовремя пересматриваться для быстрого реагирования на изменение норм налогового законодательства, позволяющих снизить бремя по уплате налогов. Также изменения должны своевременно вноситься и в случае появления нового направления деятельности, расширения или другого переформатирования бизнеса.
  3. Принцип оптимальности, предполагающий использование таких механизмов, которые бы привели к уменьшению налоговой нагрузки без ущерба для бизнес-целей и интересов владельцев предприятия. Следует помнить, что налоговое планирование —это всего лишь средство для разрешения определенных задач, а не самоцель. Бизнесменам потребуется достичь равновесия между величиной налоговой нагрузки и размером ожидаемой прибыли, которая могла быть направлена на расширение бизнеса. Аналитикам необходимо заранее просчитывать, какой экономический эффект следует ожидать от внедрения того или иного метода налогового планирования, не покроют ли затраты на его внедрение всей ожидаемой доходности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Необходимо своевременно просчитать, не приведет ли сокращение одного налога к росту других обязательных платежей.
  4. Принцип обоснованности предполагает, что налогоплательщик заранее подготовил необходимые аргументы для объяснения перед налоговыми инспекторами и защиты своей позиции в суде в случае применения непопулярных или спорных методов налогового планирования.
  5. Принцип комплексности, обозначающий, что при налоговом планировании учитываются не только нормы налогового законодательства, но и других правовых отраслей, особенно гражданского законодательства.
  6. Принцип профессионализма, говорящий о том, что к такой деятельности надлежит привлекать квалифицированных специалистов, что означает грамотное составление первичных документов, договоров, регистров, отчетности и пр.
  7. Принцип конфиденциальности, означающий, что налогоплательщик не должен афишировать посторонним лицам применяемые на предприятии методы налогового планирования.

Формы налогового планирования

Организация налогового планирования может быть облечена в такие формы:

  • систематизация сведений о налогообложении, постоянный мониторинг изменений в законодательстве;
  • реализация предусмотренных этапов планирования и постоянный контроль за выполнением всех налоговых обязательств;
  • анализ принимаемых решений под призмой соблюдения налогового законодательства;
  • выполнение ряда мероприятий по оптимизации налогообложения при росте налоговой нагрузки.

Налоговое планирование обычно имеет следующие направления:

  1. выбор перед проведением госрегистрации организационно-правовой формы;
  2. выбор подходящего налогового режима;
  3. определение объекта налогообложения и его изменение в случае возникновения необходимости;
  4. изменение направления хоздеятельности, реструктуризация (создание обособленных подразделений с иными формами налогообложения в зависимости от направления бизнеса);
  5. регистрация бизнеса в оптимальном для уплаты налоговом географическом месте (выбор ИФНС, близость к производственным активам, особые экономические зоны, особенности регионального налогового законодательства в виде льгот и сниженных ставок налогов и пр.);
  6. полноценное применение всех существующих налоговых льгот — с этой целью необходимо регулярно мониторить изменения налогового законодательства и анализировать их применимость к деятельности налогоплательщика;
  7. планирование распределения полученной прибыли с целью переформатирования бизнеса для возможности применения дополнительных налоговых льгот.

Методы налогового планирования

Налоговое планирование подразумевает использование комплекса методов, направленных на снижение налоговой нагрузки и повышение финансовой эффективности бизнеса. Налоговое планирование включает использование как внешних, так и внутренних методов. Внешние методы могут повлечь за собой наступление глобальных последствий для бизнеса, поэтому их использование достаточно ограничено. К ним можно отнести замены, которые могут повлиять на налоговую политику компании (группы компаний): налогового субъекта, налоговой юрисдикции и вида деятельности.

Перечислим основные внутренние методы налогового планирования:

    Выбор учетной политики, утверждаемой раз в год, — это самая важная часть планирования. Так, например, переоценка основных средств позволяет существенно и легально сэкономить на уплате налогов на имущество и прибыль.

Расчетный пример, а также информацию о том, какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль является низкой, смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

  • Аналитико-расчетный метод поможет произвести налоговое планирование на основании показателей за прошлые налоговые периоды. Благодаря этому методу можно в утверждаемый бизнес-план на следующий год заложить планы по изменению:
    • объемов работ (влияет на налог на прибыль, НДС);
    • среднесписочного состава служащих (влияет на уплату НДФЛ и взносов во внебюджетные госфонды);
    • размера (количества) используемых в хоздеятельности активов, в т. ч. и земельных участков (влияет на налоги на землю, имущество).
  • Балансовый метод применяется при разработке бухгалтерской модели какой-либо финансовой или хозяйственной ситуации. Например, рассчитывается потребность в финансах и анализируются всевозможные источники получения средств, исходя из балансовых показателей. Особенно данный метод актуален при построении взаимоотношений материнской компании с дочерними.
  • Нормативный метод используется при планировании будущих налогов путем расчета ожидаемых показателей с применением действующих налоговых ставок и норм.
  • Оптимизация планов и решений означает проработку нескольких вариантов прогнозов с целью выбора оптимального.
  • Метод создания налогового поля означает создание собственного перечня подлежащих уплате налогов и сборов в компании, статуса налогоплательщика, выбранной системы налогообложения, месторасположения, льгот и сроков уплаты налогов. Данный перечень разрабатывается на основе таких вводных данных, как организационно-правовая форма компании, виды хоздеятельности, сформированная учетная политика. На основании созданной индивидуальной налоговой базы прорабатывается каждый платеж.
  • Советуем ознакомиться со статьей по налоговой оптимизации «Какие существуют способы оптимизации налога на прибыль?».

    ИТОГИ

    Налоговое планирование позволяет легально снизить налоговую нагрузку на предприяетие или ИП. Методов и принципов проведения налогового планирования достаточно много. Основные из них мы рассмотрели в данной статье.

    1.1. Сущность и содержание налогового планирования

    Развитие любой теории, в том числе и теории налогов, невозможно без четкой терминологии и единства ее применения. В равной степени это касается и теоретических аспектов налогового планирования на предприятиях реального сектора экономики, его сущностно-содержательной стороны. На сегодняшний момент в российской экономической литературе по вопросам налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта такого единства нет. Прежде всего, следует отметить, что современные авторы не дают однозначного определения как собственно налогового планирования, так и объекта, на который направлен этот процесс. Зачастую смешиваются понятия «налоги» и «налогообложение», «налоговый платеж» и «налоговое обязательство», «налоговое бремя» и «налоговая нагрузка», «налоговая оптимизация», «налоговая минимизация», «налоговое планирование» и «налоговое администрирование».

    Задачей данного исследования служит, в частности, уточнение понятия «налоговое планирование», которое сегодня широко применяется в литературе совместно с понятием «налоговая оптимизация». На наш взгляд, осмысление экономической природы названных понятий, четкое их определение имеет большое значение не только с точки зрения понимания сущности этих явлений, но и с практических позиций.

    Анализ экономической литературы выявил любопытный факт: в ряде учебных пособий рассматривается существо проблемы налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта, воздействия налогов на его экономику, анализируется опыт зарубежных стран по использованию налогового планирования этого уровня, но при этом не только не рассматривается содержание понятий, но даже не даются их дефиниции.

    Определения налогового планирования и налоговой оптимизации можно найти, прежде всего, в специализированных словарях и учебниках. Рассмотрим сначала определение налогового планирования.

    Англо-русский банковский энциклопедический словарь Б.Г. Федорова дает следующее определение налогового планирования: «минимизация налогового бремени через финансовое планирование, включая инвестиции с отсрочкой уплаты налогов, покупку не облагаемых налогами ценных бумаг и использование различных налоговых убежищ» [12] . Словарь деловых терминов ( Dictionary of Business Terms ) Джека Фридмана (Jack P. Friedman), выпущенный издательством Barron’s Educational Series, Inc., определяет налоговое планирование как «систематический анализ различных налоговых альтернатив, направленный на минимизацию налоговых обязательств в текущем и будущих периодах. Как (вместе или отдельно) сдавать отчетность, когда продавать активы и выплачивать пенсионные накопления, когда получать доход и оплачивать расходы, когда и в каком размере делать подарки и приобретать недвижимость – все это примеры налогового планирования» [13] .

    Таким образом, как зарубежные, так и отечественные исследователи под налоговым планированием понимают, прежде всего, деятельность, направленную на уменьшение налоговых платежей [14] . Предлагаемые дефиниции рассматривают сущность налогового планирования исключительно с ограничительных позиций, противопоставляя налогоплательщика фискальным органам.

    Дефиниции налогового планирования с позиции налогоплательщика можно найти также в учебных пособиях и учебниках. Так в учебном пособии Е.Н. Евсегнеева налоговое планирование определено как «законный способ обхода налогов с использование предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств» [15] . Данное определение налогового планирования построено исключительно с позиции противопоставления налогоплательщика фискальным органам. На наш взгляд в современных условиях не правомерно сводить налоговое планирование к комплексу мер по уходу от уплаты налогов, тем самым, усиливая противоречия между целями предприятия и органов государственной власти и управления, придавая анти социальный характер деятельности хозяйствующего субъекта.



    123456789101112131415.
    5 |Планирование на предприятии промышленном налоговое синтез бюджетирование в системе управления затратами. Бюджетирование в системе управления затратами. Расходы на промежуточное потребление и валовое. 7 |Предприятии планирование налоговое промышленном на бюджетирование нацеленное на результат. План использования производственных мощностей. Автоматизация. Автоматизация. Крупнотонажное производство.
    Разделы библиотеки
    Книги по микроэкономике

    Книги по бюджетированию (34)

    Финансовый анализ (8)

    Книги по финансовому менеджменту (52)

    Книги по управлению предприятием (63)

    Книги по управлению персоналом (41)
    Книги по экономике

    Книги по экономической теории (26)

    Книги по финансовому менеджменту (10)

    ИТ и коммерция (6)

    Книги по менеджменту (66)

    Банк, страхование (2)

    Книги по рынку Форекс (20)

    Книги по финансам и кредиту (10)

    Книги по бухгалтерскому учету и аудиту (6)

    Книги по истории экономики (3)

    Книги по маркетингу, рекламе и PR (7)

    Экономика России (8)
    Налоги и налогообложение
    Налоги и налогообложение В учебном пособии представлены основы теории налогообложения и налогового права, раскрывается структура и принципы построения налоговой системы Российской Федерации, изложен порядок уплаты основных налогов Российской Федерации, описываются налоги развитых стран. Дана подробная характеристика основных видов налогов, объектов налогообложения, ставок, льгот, порядка и сроков взимания. Анализируются проблемные вопросы налоговой нагрузки на налогоплательщиков, налогового прогнозирования и воздействия налоговой системы на экономику страны. Описаны практически все основные налоги и сборы российской налоговой системы. Основное преимущество учебного пособия - комплексный подход к рассмотрению системы налогообложения в России, систематизация материалов по применению российского налогового законодательства по состоянию на 1 мая 2005 года. Предназначено для студентов и преподавателей высших учебных заведений, а также в качестве базового курса4для подготовки специалистов в сфере. Налоги и налогообложение
    Налоги и налогообложение В учебном пособии представлены основы теории налогообложения и налогового права, раскрывается структура и принципы построения налоговой системы Российской Федерации, изложен порядок уплаты основных налогов Российской Федерации, описываются налоги развитых стран. Дана подробная характеристика основных видов налогов, объектов налогообложения, ставок, льгот, порядка и сроков взимания. Анализируются проблемные вопросы налоговой нагрузки на налогоплательщиков, налогового прогнозирования и воздействия налоговой системы на экономику страны. Описаны практически все основные налоги и сборы российской налоговой системы. Основное преимущество учебного пособия - комплексный подход к рассмотрению системы налогообложения в России, систематизация материалов по применению российского налогового законодательства по состоянию на 1 мая 2005 года. Предназначено для студентов и преподавателей высших учебных заведений, а также в качестве базового курса для подготовки специалистов в сфере. Налогообложение доходов физических лиц. Ответы на сложные вопросы налогоплательщиков и налоговых агентов
    Налогообложение доходов физических лиц. Ответы на сложные вопросы налогоплательщиков и налоговых агентов Доход, полученный физическими лицами, облагается налогом на доходы физических лиц (ст. 209 НК РФ). Даже специалисты налогового ведомства и специалисты по налогообложению организаций порой испытывают затруднения при решении того или иного вопроса относительно налогообложения дохода физических лиц, что уж говорить про тех, кто не специализируется в данной области. Сложности возникают также у налоговых агентов, т.е. лиц, от которых или в результате взаимоотношений с которыми налогоплательщик получает доход. В данном издании рассматриваются актуальные вопросы налогообложения дохода самой многочисленной категории налогоплательщиков - граждан России, постоянно проживающих на территории РФ и не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Также освещаются проблемы, с которыми сталкиваются налоговые агенты при исполнении своих обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджет, предоставлению сведений о доходах физических лиц и. Налоги и налоговый менеджмент в системе управления экономикой фармацевтической организации
    Налоги и налоговый менеджмент в системе управления экономикой фармацевтической организации Цель настоящего пособия - оказание помощи в углублении и систематизации знаний в области налогообложения. В учебном пособий рассматриваются теоретические и правовые аспекты налогообложения и становление налоговой системы в РФ. Изложены законодательные основы отдельных видов налогов с учетом последних дополнений и изменений, включая вступившие в силу с 1 января 2008 г. Также освещаются вопросы управления налогами на уровне хозяйствующего субъекта, предложены методика измерения уровня налоговой нагрузки и способы ее оптимизации по видам налогов. В целях проверки усвоения изложенного материала предложены перечень основополагающих вопросов для самоконтроля, ситуационные задачи, тестовые вопросы. Рекомендовано для слушателей факультетов последипломного и дополнительного профессионального образования провизоров, руководителей органов управления фармацией и аптечными организациями, преподавателей и интернов фармацевтических вузов. Учебно-методическое пособие также. Принципы международного налогообложения и международного налогового планирования
    Принципы международного налогообложения и международного налогового планирования В книге впервые в отечественной практике обстоятельно изложены принципы международного налогообложения и основные механизмы международного налогового планирования. В первой части рассматриваются принципы и категории международного налогового права, международная налоговая конкуренция и международная налоговая координация; акцентируется внимание на проблемах устранения двойного юридического налогообложения и предотвращения уклонений от уплаты налогов; подробно анализируется содержание международного налогового соглашения, составленного на основе Модельной налоговой конвенции ОЭСР. Во второй части раскрывается сущность механизмов налоговой оптимизации, применяемых субъектами внешнеэкономических операций; характеризуются особенности корпоративного и индивидуального международного налогового планирования, рассматривается налоговый климат стран, наиболее часто используемых в схемах оптимизации налогов. Книга предназначена для специалистов в области. Налоговая нагрузка на российскую экономику. Макроэкономический анализ
    Налоговая нагрузка на российскую экономику. Макроэкономический анализ В монографии выполнена оценка совокупной налоговой нагрузки на российскую экономику в целом, в разрезе основных видов экономической деятельности и отраслей промышленности; осуществлен анализ важнейших макроэкономических показателей российской экономики, косвенно влияющих на уровень налогообложения; разработаны индикаторы эффективности использования прибыли. Особое внимание уделено проблеме эффективности косвенного налогообложения. Для специалистов в области теории и практики налогообложения, преподавателей, аспирантов, студентов. Налогообложение. Планирование, анализ, контроль
    Налогообложение. Планирование, анализ, контроль Значимость налогообложения для каждого российского акционерного общества или индивидуального предпринимателя трудно переоценить. В предлагаемом учебном пособии подробно рассматриваются способы и методы налогового планирования - легального способа минимизировать налоговую нагрузку на предприятие, а также вопросы налогового анализа и контроля. Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, призвано помочь студентам изучить методы налогового планирования, приемы оптимизации налоговой базы. Для студентов, обучающихся по специальности 080107 "Налоги и налогообложение", экономистов, бухгалтеров. Налогообложение
    Налогообложение Пособие содержит последовательное изложение основных тем базового курса "Налогообложение" по Программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров. В целях формирования у обучающихся теоретических и практических знаний в области налогообложения значительное место отведено рассмотрению конкретного определения налогоплательщиков и элементов налогообложения по каждому из представленных в базовом курсе налогов. Пособие состоит из 16 тем. Первые четыре содержат сведения о законодательных основах налогообложения в Российской Федерации, правах и обязанностях субъектов налоговых отношений. В остальных двенадцати темах подробно изложены вопросы налогообложения организаций. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики
    Методы оценки теневого и неформального секторов экономики Раскрыто содержание понятий, относящихся к теневой и неформальной экономике. Анализируются причины устойчивости теневых экономических процессов как объекта статистического исследования. Рассматриваются методологические вопросы измерения теневой и неформальной экономики. Обобщен отечественный и зарубежный опыт построения системы показателей, классификаций и методик оценки отдельных сегментов теневой экономической деятельности и экономической деятельности в неформальном секторе экономики. Книга снабжена глоссарием и развернутой библиографией. Для широкого круга экономистов и статистиков. Может быть рекомендована в качестве учебного пособия в системе повышения квалификации по учету и статистике, а также для преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений экономического профиля. Упрощенная система налогообложения 2006
    Упрощенная система налогообложения 2006 Упрощенная система налогообложения в настоящее время введена во многих регионах. Такая система налогообложения уже прочно вошла в жизнь налогоплательщиков и является обязательным для ряда категорий предприятий и предпринимателей, однако вопросов эта система вызывает немало. В книге даны разъяснения по налогу с учетом изменений в законодательстве, вступающих в силу с 2006 г. Приведены практические примеры расчета налога. Данное практическое пособие предназначено для бухгалтеров и руководителей организаций, уплачивающих единый налог, а также станет незаменимым помощником для тех, кто хочет знать больше о налогах и налогообложении.

    Читайте также: