Тенденции международного налогового планирования и оффшорный бизнес

Опубликовано: 01.05.2024

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 21:28, контрольная работа

Описание работы

Международное налоговое планирование (МНП) как составная часть корпоративного налогового планирования – это процесс систематического использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансово-хозяйственного состояния организации при проведении различных международных операций в условиях ограниченности ресурсов.

Содержание

Введение
Международное налоговое планирование и оффшорный бизнес
Понятие и задачи международного налогового планирования
Сущность и виды оффшорных зон
Оффшорная компания является как инструментом налогового планирования
Различные варианты налоговой экономии
Практическое задание
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Налоговое планирование Международное налоговое планирование в оффшорном бизнесе + практика.doc

Оффшорная компания является как инструментом налогового планирования

Для хозяйствующих субъектов оффшорная компания является как инструментом налогового планирования, так и средством управления риском и повышения надежности вложения капиталов.

Управление рисками заключается, прежде всего, в регистрации предприятия и размещении его активов в более политически и экономически стабильном регионе мира и достигается путем создания гибкой и подвижной системы перераспределения активов с целью минимизации рисков и повышения устойчивости международного предприятия. В случае появления признаков нестабильности или иных рисков оффшорные структуры позволяют быстро перевести капитал в более надежный район и создать для него убежище, например траст. В качестве управления риском можно рассматривать и операции по валютному страхованию.

Оффшорные компании выступают базой для перевода капиталов путем учредительских операций. Это облегчается относительной дешевизной оффшорной фирмы, а также возможностью управлять ею через секретарскую компанию. Оффшорная фирма способна создать представительство, дочерние фирмы или совместное предприятие в России. Несложно также ликвидировать представительство оффшорной фирмы или прекратить ее участие в совместном предприятии. Во многих странах (включая Россию) вложения в уставные капиталы рассматриваются как иностранные инвестиции. Они пользуются дополнительными правовыми гарантиями и налоговыми льготами.

Наконец, оффшорные фирмы, их представительства и компании в некоторых юрисдикциях выполняют функции штаб-квартиры или компании оперативного управления международной компании. В качестве такой структуры может выступать холдинговая компания в льготной «холдинговой» юрисдикции. Речь в данном случае идет об организации с помощью оффшорных и других льготных фирм системы управления международными операциями компаний.

Для небольших компаний оффшорный бизнес предоставляет широкие возможности доступа к современным формам финансового сервиса (например, корпоративным кредитным карточкам), к услугам по владению и распоряжению недвижимостью, управлению капиталом, к простым схемам налогового планирования.

Обобщая методы работы оффшорных фирм, необходимо помнить о том, что определенные налоговые оазисы предоставляют привилегии для некоторых определенных видов бизнеса: судовладения, распоряжения недвижимостью, инновационной деятельности, банковским и финансовым компаниям, холдингам и т. д.

Методы и технологии оффшорного бизнеса в настоящее время становятся все более разнообразными. В оффшорных схемах в настоящее время задействованы не только предприятия корпоративного типа, но и другие организационно-правовые формы бизнеса: предпринимательское партнерство, компании с ограниченной ответственностью, а также некоторые комбинированные формы. В настоящее время оффшорный бизнес активно осваивает операции инвестиционного и эмиссионного характера.

Расширение спектра оффшорных услуг в России в полной мере соответствует мировым тенденциям развития этого сектора. В современных условиях перед российскими предпринимателями встают вопросы по организации взаимодействия с зарубежными компаниями и эффективному управлению своими ресурсами. С помощью схем международного налогового и финансового планирования они стремятся разместить свои активы наиболее надежным, конфиденциальным и доходным образом.

Механизм международного финансового планирования состоит в создании оффшорных убежищ капитала, направлении капиталов и доходов по оптимальным налоговым маршрутам, использовании трансфертных цен во внутрифирменных внешнеторговых операциях. Необходимо отметить, что в развитых зарубежных государствах (прежде всего в США, Великобритании, в Европейском союзе) существует весьма жесткое «антитрансфертное», «антиоффшорное» и «антидемпинговое» законодательство. Оно существенно ограничивает применение трансфертных цен и схем налогового планирования, однако не исключает его вовсе. В США и большинстве других развитых стран действует принцип «arm's length basis» – правило «вытянутой руки». Оно означает, что в налоговых целях условия внутрифирменной сделки определяются на базе аналогичных операций в аналогичных условиях. Антиоффшорное законодательство США выводит оффшорные фирмы из сферы действия системы налогового кредита (tax credit system). Это означает, что доходы дочерних фирм в налоговых зонах в полном объеме подлежат налогообложению на территории США. Оффшорные фирмы исключаются из действия соглашений об устранении двойного налогообложения (double taxation aviodance treaties). Антидемпинговые нормы предписывают, чтобы цена продукции определялась издержками производства и сравнительными преимуществами производителя. Периодически составляются международные черные списки оффшорных зон, в которые в начале 2002 г. попала и Россия. Однако уже в октябре 2002 г. было принято решение об исключении нашей страны из данного списка.

Таким образом, в современных условиях международное налоговое планирование должно осуществляться в рамках действующей системы ограничений. Для этого формируются специальные «каналы» для международных переводов капиталов и доходов от них. Разрабатываются схемы валютного хеджирования зарубежных финансовых активов, организуется управление временно свободными остатками и резервами зарубежных фирм. Ресурсы концентрируются на счетах компаний и банков в максимально благоприятных с налоговой точки зрения и политически стабильных юрисдикциях. Механизм международного планирования финансовых операций интенсивно осваивается и российским бизнесом.

В мировой деловой практике выработано большое количество корпоративных схем и организационных методов, обеспечивающих оптимальное проведение зарубежных операций.

Одним из наиболее широко распространенных корпоративных инструментов является оффшорная компания, которая действует в безналоговых или льготных налоговых условиях. Функционирование и управление оффшорной компанией упрощенно и экономично. Не требуется проведения аудиторских проверок, подачи налоговых деклараций. Собрания акционеров и директоров проводятся «формально». Управление даже большим числом оффшорных компаний не требует больших административных затрат.

Владение оффшорными фирмами, как правило, осуществляется через «номинальных» акционеров (nominee shareholders) и директоров (nominee directors). Статус номинального владения во многих оффшорных юрисдикциях предусмотрен законодательством.

Организационные формы оффшорных предприятий в последние годы стали более разнообразными. В некоторых юрисдикциях (Ирландия) существует институт доверенных директоров (Third party directors). Они имеют официальное право управлять компанией в интересах третьих лиц, например материнского холдинга. В последнее время появилось множество новых форм предприятий оффшорного типа. Они именуются как компании международного бизнеса (International Business Companies), льготные или освобожденные компании (exempt). Отличие от классической оффшорной формулы здесь заключается в том, что они в ряде случаев имеют право открывать в оффшорной юрисдикции реальный функционирующий офис, вести бизнес и приобретать недвижимость. Однако уровень налогообложения для них не всегда является нулевым. В некоторых случаях устанавливается плавающая налоговая шкала: налоги зависят от типа бизнеса и места его ведения. Например, «льготные» компании Гибралтара имеют шкалу налогов от 2 до 17%.

В оффшорном бизнесе все чаще используются некорпоративные предприятия и «гибридные» правовые формы предпринимательства. Практически все основные оффшорные юрисдикции приняли законы о предпринимательских партнерствах (Limited Partnership), обществах с ограниченной ответственностью (Limited Liability Company). В оффшорном бизнесе применяются компании, ограниченные по гарантии (limited by garanty), и компании (unlimited company) с неограниченной ответственностью владельцев.

Хозяйствующими субъектами в зависимости от характера сделки подбираются компании с требуемыми свойствами или используются их комбинации.

Финансовый механизм оффшорной компании несложен. Административные расходы оффшорной фирмы исчерпываются ежегодными платежами и сборами за поддержание статуса оффшорной фирмы. Доходы компании можно разделить на текущие (от операционной деятельности, включая дивиденды и другие доходы на капитал) и инвестиционные (продажи долей и вложений в долгосрочные активы). Аналогично подразделяются расходы. Текущие расходы аналогичны затратам на производство товаров и услуг обычной фирмы. Инвестиционные затраты означают списание капитала при проведении инвестиций, а также любые перечисления средств материнской фирме и другим предприятиям. В принципе, для управления оффшорной компанией можно воспользоваться стандартным форматом баланса движения денежных средств (БДДС) и бухгалтерским балансом. При малом числе оффшорных фирм можно ограничиться лишь одним БДДС. В связи со значительной ролью внутрифирменных операций их в БДДС целесообразно выделять особой строкой внутрифирменные финансовые потоки.

Управление финансами компании оффшорного типа предельно упрощено. Это связано с отсутствием налоговых обязательств и необходимости проводить аудиторские проверки. Не требуется поддерживать бухгалтерскую отчетность в каком-либо международном стандарте (хотя это вполне допустимо). Однако при наличии нескольких оффшорных фирм, у каждой из которых свой сектор бизнеса, количество финансовой и оперативной информации возрастает. Но и в этом случае традиционный бухгалтерский учет можно заменить системой оперативно-аналитического учета зарубежных операций и не оформлять отчет о финансовых результатах. Документация по зарубежным активам в материнской фирме ведется не столько ради фискальных целей, сколько с целью управления и контроля. Необходимо также указать, что эффективность и итоги хозяйственной деятельности оффшорных фирм также должны определяться раздельно – по внутренним и внешним операциям компании.

В настоящее время типичной является ситуация, когда российское предприятие имеет за рубежом дочерние фирмы, хозяйственные объекты и разнообразные вложения. Они могут находиться в различных географических зонах и иметь различный правовой статус. Финансовые активы могут быть выражены в различных валютах и финансовых инструментах. Перед руководством материнской компании стоит задача контроля за структурой зарубежных вложений, их размещением и доходностью.

Различные варианты налоговой экономии

Для принятия решения по внешнеэкономической деятельности целесообразно использовать различные варианты налоговой экономии. Величина прироста прибыли за счет увеличения объема экспорта рассчитывается исходя из валовой выручки от реализованной единицы продукции, себестоимости единицы, количества экспорта.

Экспортно-импортные операции с использованием оффшорных компаний позволяют получать дополнительную налоговую экономию. Для этого оффшорная компания заключает, например, два контракта: с оптовым поставщиком-экспортером – на поставку импортеру (лицу, принадлежащему РФ) партии товара по минимальной цене; с российской фирмой – на поставку товара по более высокой цене.

Предоплата и оплата товара осуществляются из страны импортера поставщикам-экспортерам, а образовавшуюся разницу получает оффшорная компания.

Рассмотрим пример расчета налоговой экономии.

Предположим, что российская компания покупает у иностранной компании товар на сумму $100 тыс. за партию и продает в РФ по цене $200 тыс. за партию. Прибыль российской компании подлежит налогообложению по ставке 20%. Образовав оффшорную компанию в республике Кипр, российская компания стала проводить торговые операции через эту оффшорную компанию, по-прежнему получая товар напрямую от западной фирмы.

Таким образом, схема с участием оффшорной компании следующая:

- Оффшорная компания покупает у западной компании товар за $ 100 тыс. за партию.

- Российская компания покупает у оффшорной компании, а по сути у самой себя тот же товар за $185 тыс. и реализует за $200 тыс. в РФ.

- Прибыль российской компании в несколько раз меньше и облагается по ставке 20%.

- Истинная прибыль остается в оффшорной компании и на Кипре и облагается по ставке 4,25%.

Для расчета налоговой экономии необходимо сопоставить два варианта: российская компания получает товар напрямую от западной компании или покупает товар у своей же оффшорной компании. Для упрощения предполагается, что товар не облагается косвенными налогами.

Вариант 1. Стоимость товара составляет $100 000. Дополнительные издержки российской компании равны $10 000. Реализация составляет $200 000.

Налог на прибыль равен (100 000 - 10 000) х 0,20 = $18 000. Следовательно, чистая прибыль составляет 90 000 – 18 000 = $72 000.

Вариант 2. Российская компания покупает товар через оффшорную компанию за $185 000.

Реализация товара в России происходит по цене $200 000.

Дополнительные расходы составляют $10 000.

Следовательно, прибыль равна $5000.

Налог на прибыль: 5000 х 0,2 = $1000.

Следовательно, чистая прибыль предприятия по российской части сделки равна: 5000 - 1000 = $4000.

Оффшорная компания одновременно покупает товар у иностранной компании по цене $100 000 и продает российской компании по цене $185 000.

Дополнительных издержек нет.

Налог на прибыль составляет (185 000 - 100 000) х 4,25% = $3600. Чистая прибыль равна 85 000 – 3600 = $81 400. Следовательно, прибыль по второму варианту составляет 81 400 + 4000 = $85 400.

Налоговая экономия в результате сравнения вариантов 1 и 2 составляет 85 400 - 72 000 = $13 400.

Оффшорный бизнес – достаточно эффективный инструмент планирования и управления хозяйственными связями. И, как правило, наибольший эффект достигается в результате использования систем материнских, дочерних и других аналогичных компаний. Однако следует отметить, что использование оффшора в большинстве случаев не влечет полного освобождения от налогов, а лишь позволяет снизить их в значительной степени. Оффшорный бизнес не является единственным вариантом снижения налогов в результате международного налогового планирования, так как существует возможность снижения налогов путем создания фирм в странах, с которыми имеется соглашение об устранении двойного налогообложения и в которых относительно низкий уровень налогообложения и налогового бремени.

Одним из первых шагов в международном налоговом планировании является выбор юрисдикции для регистрации компании. Факторы, влияющие на выбор зарубежной юрисдикции, достаточно многообразны – от налогового режима до уровня политической стабильности и ограничений, налагаемых на работу с оффшорными зонами законодательством третьих государств.

Понятие международного налогового планирования

Налоговое планирование представляет собой комплекс законных мер по снижению налогового бремени (минимизации налоговых обязательств). Оно осуществляется путем выбора тех или иных налоговых режимов или использования предусмотренных законом налоговых льгот.

Современное международное налоговое планирование – это одна из сторон международной коммерческой деятельности, направленная на достижение компанией (группой компаний) своих деловых целей с меньшей налоговой нагрузкой, и осуществляемая с соблюдением требований законодательства, международно-правовых актов и с учетом сложившейся правоприменительной практики.

Оно может осуществляться различными способами и с помощью различных инструментов, в том числе, зарубежных компаний, партнерств (товариществ), трастов, фондов, иных структур. Планирование подразумевает выбор юрисдикции, организационно-правовой формы, структуры связей между лицами и компаниями, договорных механизмов, форм и способов размещения активов, распределения прибыли и т.д.

Типы юрисдикций. Оффшорные зоны

Юрисдикции, которые чаще всего используются в международном налоговом планировании, можно условно разделить на три категории:

1. «Классические» оффшорные юрисдикции. К ним можно отнести такие страны и территории, как: Сейшелы, Багамские острова, Белиз, Британские Виргинские острова, Гернси, Джерси, Доминику, Каймановы острова, Маршалловы острова, остров Мэн, Панама, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, некоторые свободные зоны ОАЭ и др.

Они обладают следующими основными характеристиками:

  • компании, зарегистрированные в таких юрисдикциях, полностью освобождены от уплаты налогов (существует лишь обязанность по уплате ежегодной фиксированной государственной пошлины для продления компании в Регистре);
  • оффшорные компании, как правило, обладают специальным статусом, («международные коммерческие компании», IBC), и не вправе вести деятельность на территории страны своей регистрации;
  • такие компании, как правило, не обязаны сдавать финансовую отчетность в государственные органы и проходить аудит. Классические оффшоры традиционно гарантировали конфиденциальность данных о бенефициарах компаний и предусматривали закрытые (непубличные) реестры акционеров и директоров.

2. Низконалоговые юрисдикции и юрисдикции с территориальным принципом налогообложения. К данной группе можно отнести весьма разные по своим налогово-правовым характеристиками страны, включая:

  • государства с территориальным принципом налогообложения. Он заключается в том, что налогообложению подлежат только те доходы, которые были получены на территории страны регистрации (от источников в такой стране). Среди них можно назвать Гонконг, Сингапур, Гибралтар;
  • государства с невысоким уровнем корпоративного налогообложения, такие как Кипр, Венгрия, Болгария, Ирландия и др.

Такие страны не являются (и как правило уже не признаются) оффшорными зонами и имеют более высокий авторитет в международном сообществе. В них предусмотрено небольшое или среднее корпоративное налогообложение, а также обязательная подготовка и сдача финансовой отчетности. Кроме того, они демонстрируют интенсивное движение в сторону повышения прозрачности сведений о зарегистрированных в них компаниях.

Указанные юрисдикции отличает возможность применения соглашений об избежании двойного налогообложения (при условии возможности документально подтвердить налоговое резидентство компании – получателя дохода и наличия у нее фактического права на доход), а также различных налоговых льгот, предусмотренных внутренним законодательством.

3. Юрисдикции с обычным или высоким налогообложением. К ним относятся большинство стран ЕС и ОЭСР (в частности, Дания, Латвия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Швейцария, Эстония и др.), Великобритания, США, Канада и многие другие.

Помимо существенных налогов для них также характерны обязательный бухгалтерский учет и финансовая отчетность (в ряде случаев – и аудит), достаточно дорогое администрирование компаний, в некоторых случаях – требования к резидентству директоров. Такие страны отличаются максимальной степенью прозрачности (публичной доступности) корпоративной и финансовой информации, широким участием в международном информационном обмене в налоговой сфере.

Тем не менее, и в таких юрисдикциях возможно применение определенных налоговых льгот, в частности:

  • применения освобождений, предусмотренных соглашениями об избежании двойного налогообложения или налоговыми директивами ЕС (например, освобождение от налога на дивиденды при планировании холдинговых структур);
  • применение одностороннего зачета иностранного налога или механизмов возврата части налога (предусматриваются законодательством отдельных стран);
  • использование «налогово-прозрачных» структур (например, партнерств, состоящих из нерезидентов) и др.

Правомерность международного налогового планирования

Один из самых распространенных вопросов на практике – законно ли использование оффшоров в налоговом планировании? Ответ на этот вопрос зависит от множества факторов. Использования нерезидентных структур может быть как легальным средством налогового планирования, так и средством незаконного обхода налогов или уклонения от уплаты налогов.

В настоящее время возможности для международного налогового планирования стремительно сужаются. Это связано, в частности, с борьбой с недобросовестным применением льгот, предусмотренных международными налоговыми соглашениями (treaty abuse), и налоговыми схемами, ведущими к ситуациям «двойного неналогообложения» и искусственного перемещения прибыли в безналоговые или низконалоговые юрисдикции. Меры, предпринимаемые в этой связи на международном уровне (план действий BEPS, модификация налоговых соглашений, оказание давления на оффшорные зоны), уже получают свое отражение в законодательстве многих стран, в том числе, России.

Поэтому, для правомерного и юридически безопасного использования нерезидентных структур в международных коммерческих операциях, необходимо:

  • следовать нормам законодательства (причем не одной, а сразу нескольких стран: во-первых, страны регистрации компании, во-вторых, страны/стран, где компания фактически осуществляет свою деятельность, и в-третьих, страны/стран налогового резидентства ее контролирующих лиц);
  • использовать льготы или освобождения, предоставляемые национальными законами и международными договорами, только в установленных ими пределах и допустимыми способами;
  • не допускать злоупотребления правами в налоговой сфере, в частности, искусственного создания условий для применения налоговых льгот и освобождений. Действия налогоплательщика (например, выбор иностранных контрагентов, вариантов заимствования, использования объектов интеллектуальной собственности и т.д.) должны быть мотивированы с точки зрения деловой цели, обусловлены разумными экономическими причинами;
  • учитывать не только нормы законодательства и международных договоров, но и текущие позиции налоговых органов, судебную практику по налоговых спорам, перспективные направления налоговой политики соответствующих государств, а также современные подходы к толкованию международных налоговых соглашений.

В условиях постоянно меняющегося налогового законодательства приводимые материалы достаточно быстро теряют свою актуальность, во вторых, отсутствует единообразный подход к определению как самого международного налогового планирования, так и различных экономических процессов, с ним связанных.

В экономической литературе имеются самые разнообразные определения международного налогового планирования (МНП). Основные из них следующие. МНП — это «выбор между различными вариантами и методами осуществления деятельности и размещения активов, направленный недостижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств», «допускаемое законодательством снижение глобального налогового бремени физических и юридических лиц с целью максимизации их совокупных доходов, возникающих во всех юрисдикциях внешнеэкономической деятельности», «создание схем и инструментов налогового планирования с целью снижения налоговых потерь при проведении международных инвестиционных и финансовых операций». Приведенные определения не являются исчерпывающими и не соответствуют подходам к определению налогового планирования в целом.

Международное налоговое планирование (МНП) как составная часть корпоративного налогового планирования — это процесссистематического использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансово-хозяйственного состояния организации при проведении различных международных операций в условиях ограниченности ресурсов. Результатом данного налогового планирования является совокупная налоговая экономия и максимизация совокупной чистой прибыли хозяйствующего субъекта, возникающие во всех юрисдикциях деятельности и регистрации в соответствии с принципом резидентства.

Задачей международного налогового планирования является: учет всех налогов, уплаченных во всех юрисдикциях активности, специфики различных элементов налогов (ставок, налоговой базы, предоставляемых льгот и т. д.), изыскание наиболее рациональных способов оптимизации таких налогов (в том числе и на репатриацию доходов), эффективное использование различных способов урегулирования международного двойного налогообложения, максимизация глобального дохода хозяйствующего субъекта за счет снижения его совокупного налогового бремени. Особенностью корпоративного МНП является использование вариантов создания различных транснациональных корпораций для перераспределения прибыли между соответствующими структурными единицами группы, находящимися в странах с разным уровнем налогов.

Внутренний и международный аспекты управления налоговым процессом фирмы на практике очень тесно взаимосвязаны, что должно учитываться как зарубежными компаниями, так и российскими хозяйствующими субъектами.

Как видно из проведенного анализа налогов в различных государствах, почти в любой стране существует вид деятельности, режим налогообложения которого более благоприятен благодаря специфике национального налогового законодательства. Некоторые государства вообще всю экономическую политику строят на привлечении пол свою налоговую юрисдикцию фирм зарубежных стран посредством установления сверхмягкого режима налогообложения или предоставления им огромных налоговых льгот.

В экономической литературе существует мнение, что по уровню налогового бремени все страны мира условно можно разделить на две большие группы, различающиеся по уровню налогообложения и государственного контроля за коммерческой деятельностью:

1) юрисдикции с высокими налогами;

2) юрисдикции с либеральным налогообложением.

К юрисдикциям с высоким уровнем налогообложения относится большинство промышленных стран с развитой рыночной экономикой. Ставки налога на прибыль и индивидуального подоходного налога здесь составляют порядка 30-60%, а ставки налогов на распределение прибыли в форме процентов, дивидендов и роялти — 15-35%. Деятельность хозяйственных субъектов строго регламентирована, действуют специальные правовые нормы, ограничивающие внутрифирменные операции и использование зарубежных фирм с целью минимизации налогов. В данных странах существует также достаточно жесткая процедура создания компаний, контроль финансовой отчетности, а в случаях нарушения налогового законодательства применяются суровые штрафные и уголовные санкции.

Юрисдикции со льготным налогообложением, в свою очередь, можно разделить на две группы. К первой относятся юрисдикции, где при достаточно высоком уровне подоходного налога применяется система специальных налоговых льгот, касающихся деятельности компаний определенных типов, в том числе холдинговых, финансовых и торговых; механизма перевода доходов и репатриирования прибылей. Налоги, взимаемые в этих странах при вывозе и репатриировании дивидендов, банковского процента, платежей роялти и некоторых других видов дохода, обычно снижены. Страны этой группы отличаются также либеральными валютными и таможенными режимами.

Ко второй группе относятся государственные образования и административные территории, называемые налоговыми гаванями или налоговыми убежищами, в которых предельно упрощен порядок регистрации юридических лиц и значительно снижены (или отсутствуют) налоги на прибыль.

От налогового убежища (страны) необходимо отличать налоговый оазис — территорию в пределах одного государства, на которой действует льготный порядок налогообложения. Целесообразно терминологическое разделение этих понятий для того, чтобы показать различия правовых источников формирования льготных налоговых режимов: международное право — в случаях налогового убежища; национальное право — в случае налогового оазиса. К налоговым оазисам относятся, как правило, порты, экономические зоны, зоны свободного предпринимательства. Целесообразно подразделять свободные экономические зоны по принципу территориальности на международные и внутренние.

Под «свободной зоной» в экономической литературе понимается либо обособленная территория, где все фирмы-резиденты пользуются льготным хозяйственным, в том числе налоговым, режимом, либо льготный режим, применяемый для стимулирования определенного вида деятельности независимо от местоположения фирм. Нам более импонирует первый подход, тем более что в русском языке понятие зона — это «характеризующаяся какими-нибудь общими признаками территория, область». Соответственно льготный режим налогообложения определенных видов деятельности, не связанный с определенной территорией, целесообразно относить к экономическим зонам. Они используются государством для избирательной либерализации инвестиционного климата и поощрения определенных направлений хозяйственной деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой свободные зоны служат инструментом преимущественно региональной политики (подъем депрессивных территорий, выравнивание межрегиональных различий). В новых индустриальных странах Азии зональная политика является элементом промышленной политики и направлена на создание отраслевых анклавов экономического роста (преимущественно экспортных и научно-технических). Будущее развитие свободных зон в России должно происходить по обоим указанным направлениям.

Ряд авторов приводят совершенно одинаковые схемы свободных экономических зон. Кратко рассмотрим основные виды свободных экономических зон в соответствии с их хозяйственной специализацией. Вид деятельности, преобладающий на территории той или иной экономической зоны, позволяет выделить следующие ее типы:

Зоны свободной торговли. Этот тип зон представляет собой компактные территориальные образования, выведенные за пределы контроля национальной таможенной территории и специализирующиеся на операциях по складированию и обработке ввезенных товаров в соответствии с условиями внутреннего рынка страны сбыта (упаковка, маркировка, контроль качества, простейшая доработка ит. п.). В отдельных случаях в них производится сборка продукции из местных или иностранных деталей либо даже выпуск отдельных видов продукции.

Промышленно-производственные зоны. Это территории со специальным таможенным режимом, где предприятиям, производящим экспортную или импортозамещающую продукцию, предоставляются определенные налоговые или другие льготы. Промышленно-производственные зоны тесно связаны с зонами свободной торговли и с технико-внедренческими зонами. Собственно, и в зонах свободной торговли, и в технико-внедренческих зонах стоит задача стимулирования производственных видов деятельности.

Технико-внедренческие зоны. Чаще такие зоны называют технополисами, научными парками или технопарками. Отличительная черта этих зон заключается в том, что на их территории объединяется научная и производственно-технологическая деятельность в форме совместных наукоемких фирм, сосредоточенных вокруг крупного научно-исследовательского центра или университета.

Сервисные зоны или зоны услуг. К ним относятся территории, специализирующиеся на оказании различного рода услуг, чаще всего деловых.

Комплексные зоны. В них "сочетаются торговые, таможенные, производственные, исследовательские функции, они не только предполагают выполнение различных функций, но и допускают различную ориентацию инвесторов. Поэтому при их создании важно определить приоритеты функций и последовательность создания конкретных секторов в зонах.

Таким образом, оффшорные зоны являются одной из многих разновидностей свободных зон и относятся к группе сервисных. Их главное отличие состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осуществлять какую-либо производственную деятельность. Термин «оффшор» происходит от английского слова «off-shore» и буквально переводится на русский язык как «вне берега», «в открытом море», «изолированный», а в широком юридическом и экономическом толковании — как «пользующийся льготами при соблюдении определенных условий». В британских экономических справочниках оффшорные центры определяются как территории с низкими и даже нулевыми ставками налогов на доходы и имущество, где местное трастовое законодательство позволяет выгодно хранить активы и вести хозяйственную, особенно финансовую, деятельность со значительными налоговыми льготами. В Указании ЦБ от 12.02.1999 г. № 500-У и Положении ЦБ от 20.07.1999 г. № 82-И впервые дано определение оффшору как явлению и все иностранные инвесторы разделены на две группы: оффшорные и неоффшорные компании по критерию — стране регистрации. Таким образом, в первой группе оказались как оффшоры по определению и философии ведения бизнеса, так и те, кто это слово никогда еще не слышал.

Следует отметить, что термин «оффшорный» не является официальным в деловом мире, а используется для упрощения определения тех компаний, которые отвечают следующим условиям:

• принадлежат нерезидентам страны регистрации;

• не имеют реальных офисов в стране регистрации и управляются из-за рубежа;

• не имеют права извлекать доходы из местных источников и но этой причине не являются конкурентами для местных компаний;

• не подлежат в стране регистрации никакому налогообложению;

• сдают только минимальную юридическую отчетность, финансовой отчетности нет;

• ежегодно платят некоторую пошлину за продление регистрации.

Зарождение такого явления, как оффшорный бизнес, произошло после Второй мировой войны, когда развитие деловых отношений потребовало создания наиболее прогрессивных форм бизнеса, в первую очередь финансового. Многие малые юрисдикции мира с целью оживления деловой активности на своей территории обратились к различным формам налоговых льгот, что со временем привело к созданию «налоговых убежищ» и оффшорных зон.


Развитие рыночной экономики обусловило появление различных направлений расширения ее возможностей. Одним из них становится становление оффшорных зон. Подобные образования важны для мировой бизнес-структуры. Они способствуют привлечению больших инвестиций. Роль оффшорного бизнеса в мировой экономике и системе народного хозяйствования нашей страны значительна. О подобных формах развития рыночной экономики пойдет речь далее.

Общая характеристика

Оффшорный бизнес сегодня процветает и активно развивается. Подобные зоны являются особой территорией со своими законами экономическими процессами. Термин «оффшор» пришел к нам из английского языка. Off-shore дословно переводится как «вне берега». Это отдельный бизнес, который строится по своим законам.

Оффшорный банковский бизнес

Страны оффшорного бизнеса занимают специальные территории, на которых компании после регистрации получают преимущества при оплате налогов. Такие организации находятся под юрисдикцией государства, к которому они юридически относятся. При этом они обязуются выполнять все требования местных законов.

Компания, которая зарегистрирована в оффшорной зоне, ведет бизнес в любой валюте. Списание затрат проводится внутри страны, в которой зарегистрирована компания. При этом деятельность ее становится полностью анонимной. Финансовые операции становятся секретными, не подлежат оглашению для общественности.

В классическом варианте в оффшорной зоне ведут свой бизнес только нерезиденты. При этом внутренний ссудный капитал изолирован от счетов резидентов. Каждая оффшорная зона отличается условиями и требованиями к ведению отчетности. Поэтому компании выбирают страну самостоятельно. Они соотносят свои требования с условиями, которые предоставляет то или иное государство.

Разновидности зон

Существуют определенные особенности оффшорного бизнеса. Такие безналоговые зоны можно разделить на три группы. К первой категории относятся классические оффшоры. В такой зоне компании освобождены от налогов и отчетности. К таким территориям относятся, например, Доминикана, Сейшельские острова, Панама.

Особенности оффшорного бизнеса

К первой группе оффшоров относятся страны, которые не требуют ведения отчетности. Также здесь полностью отсутствуют налоги. Это небольшие государства третьего мира. Наиболее известными странами этой категории являются Багамские острова, Панама, Каймановы и Виргинские острова. Здесь компаниям гарантируется полная конфиденциальность действий. Контроль их деятельности со стороны властей практически полностью отсутствует.

Оффшорный банковский бизнес в подобных экономических зонах практически не ведется. Также крупные, солидные компании избегают вести свою деятельность в подобных странах. В противном случае они теряют доверие инвесторов и партнеров.

Ко второму типу оффшоров относятся зоны повышенной респектабельности. Здесь от компаний требуют ведения финансовой отчетности. При этом им предоставляют хорошие налоговые льготы. Контроль компаний со стороны государства в этих зонах достаточно жесткий. Здесь ведут реестр директоров, акционеров. Престиж компаний в таких оффшорах выше. Примером подобных экономических зон являются Венгрия, Ирландия.

К третьей категории оффшоров отнесены экономические зоны, которые предоставляют нерезидентам некоторые налоговые льготы. Это, например, Великобритания, Россия. Здесь существуют высокие требования к ведению отчетности, что повышает доверие к компаниям. Наибольшей популярностью среди подобных стран пользуется Кипр. Здесь действуют международные соглашения, которые позволяют избежать двойного налогообложения.

Роль безналоговых зон

Значимость оффшорного бизнеса и его роль в экономике велики. Безналоговые зоны являются частью экономического пространства страны, где применяется особая система льгот. Создают подобные зоны с разными целями. Если оффшоры созданы в экономически развитых странах, они нужны для усовершенствования внешних экономических связей, эффективного ведения среднего, малого бизнеса.

Ведение оффшорного бизнеса

В развивающихся странах подобные пространства создают с целью привлечения иностранного капитала, создания новых рабочих мест. Это способствует развитию экономики страны.

Стоит отметить, что оффшорный банковский бизнес составляет около 1/3 всех депозитов развитых государств мира. Здесь также сконцентрирован страховой бизнес. Через оффшорные зоны осуществляются экспортно-импортные операции, консалтинговую, трастовую деятельность. Также здесь заключают сделки о покупке-продаже недвижимости.

При этом предприятия, которые зарегистрированы в оффшорах, не имеют права осуществлять производственную деятельность. Однако подобные экономические зоны играют важную роль. Они ускоряют экономический рост, мобилизуют инвестиции. Здесь происходит обмен информацией и технологиями. Здесь компании малого и среднего бизнеса получают возможность «встать на ноги», чтобы впоследствии перейти на обычную систему налогообложения своей страны.

Сегодняшнее состояние

Страны оффшорного бизнеса сегодня характеризуются разным положением в мировой экономике. Это могут быть как государства третьего мира, так и самые развитые державы. Поэтому оценка деятельности оффшорных зон сегодня достаточно неоднозначна. Здесь одновременно прослеживаются две тенденции. Первой из них является стремление стран либерализовать свою внешнеэкономическую деятельность. Это положительная сторона работы оффшоров. Однако второй тенденцией является отмывание в таких зонах «грязных» денег. Здесь нередко проводятся банковские аферы.

Тенденции оффшорного бизнеса

Специализация

Современные тенденции международного налогового планирования и оффшорный бизнес тесно связаны. Это значительный сектор мировой экономики. Каждое государство (сегодня их насчитывается около 35-40), которое предоставляет «налоговое убежище», имеет четкую специализацию в данной сфере. Так, на Багамах создают наиболее выгодные условия для ведения банковского бизнеса, судов и страхования на льготных условиях. При этом Каймановы острова гарантируют высокую секретность ведения бизнеса для компаний.

Страны оффшорного бизнеса

Швейцария, например, как и прежде, доказывает безопасность хранения вкладов в своих банках. Даже мировой кризис, который отразился на разных странах, в том числе и оффшорах, их не затронул. В Швейцарии защиту вкладов гарантирует банковская гильдия. По договоренности этих финансовых институтов, они не допустят, чтобы хотя бы один банк страны обанкротился.

Вред или польза?

До сих пор не утихают споры о том, вред или пользу несет оффшорный бизнес мировой экономике. Существуют как противники, так и сторонники функционирования подобных безналоговых зон. Те, кто полагают, что оффшорный бизнес, как правило, не концентрируется в развитых странах, глубоко заблуждаются. В большей или меньшей степени такие возможности для нерезидентов предоставляют многие мировые экономические лидеры. В их число входят и государства Евросоюза, некоторые штаты и США, Канада, Великобритания, Япония. Условия предоставления налоговых льгот у всех разные. Практически в каждой стране имеются положения относительно налогового законодательства, которые применяются в процессах международного налогового планирования.

Проблемы оффшорного бизнеса

Конечно, через некоторые оффшоры, которые предоставляют полную анонимность для зарезервированных в них компаний, проводят нелегальные финансовые операции и сделки. Однако крупные мировые компании, которые занимают лидирующие позиции в той или иной отрасли, не позволят себе зарегистрировать предприятие в такой экономической зоне. Они ценят свою репутацию. Поэтому они выбирают страны, которые четко регламентируют ведение бухгалтерской и финансовой отчетности, гарантируя прозрачность всех операций.

В условиях мирового финансового кризиса многие компании построили стратегические программы, которые требуют снижения затрат. Без регистрации организации в оффшорной зоне достигнуть поставленных долгосрочных целей не получится. Многие компании малого, среднего бизнеса смогли удержаться на плаву благодаря льготным условиям налогообложения. Они не смогли бы этого сделать, если бы они были зарегистрированы на территории своей страны.

Сегодня вопросам регулирования оффшорного бизнеса уделяется большое внимание. Это позволяет снизить негативные тенденции, которые наблюдаются в безналоговых зонах.

Потребность в оффшорах для России

Роль оффшорного бизнеса в экономике России значительна. Потребность в нем возникла в силу определенных обстоятельств. Когда был начат процесс реформирования экономики, граждане страны смогли зарабатывать деньги легальным и нелегальным способами. Однако вкладывать средства в бизнес в своей стране было невыгодно и небезопасно.

Оффшорный бизнес в России

С распадом СССР многие хозяйственные связи между республиками бывшего государства стали международными. Поэтому через оффшоры начали направляться разные потоки товаров и денег через фирмы-посредники. Это позволило компаниям вывести свою прибыль из-под системы отечественного налогообложения.

В таких условиях развитие оффшоров шло бурно и стремительно. Первыми обратили внимание на новые возможности лидирующие на рынке компании, а также те, кто зарабатывал деньги нелегально (организованная преступность).

Стоит отметить, что многие российские предприятия благодаря продуманным проектам относительно использования оффшоров, в определенный период смогли удержаться на рынке, выжить в сложных экономических обстоятельствах. При этом они стабилизировали свое положение и ныне процветают.

Формы развития в России

Оффшорный бизнес в России начал развиваться с самого своего становления в трех формах. Они сохранились и поныне. К первой форме относится стихийное развитие компаний, работающих через оффшоры. В этом случае организации используют самые примитивные варианты использования условий компаний, которые были зарегистрированы в безналоговых зонах.

Второй формой ведения подобного бизнеса в нашей стране является возникновение и ведение хозяйственной деятельности секретарскими компаниями. Прибыль подобные организации получают от продажи готовой оффшорной компании. Ее владелец будет принимать решения о дальнейшем использовании полученных активов.

Третью форму оффшорных компаний обусловило появление в нашей стране международных секретарских организаций. Услуги иностранных консультантов позволили разным видам бизнеса стать более спланированными. Такие специалисты позволяют разработать налоговый план. Методика основана на комбинации трех факторов. Она учитывает различия налогообложения в разных странах, организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, а также особенностей извлечения дохода от определенного вида деятельности.

Негативные последствия

Существуют определенные проблемы оффшорного бизнеса в России. Использование подобных сетей (как легальных, так и нелегальных) способствует оттоку капиталов из страны. Налоговая прибыль, которая поступает в бюджет, сокращается. При этом подобный процесс может быть как легальным, так и нелегальным. Если первый можно контролировать, то второй – это стихийное явление, которое не поддается точной оценке.

Потери страны, по оценкам экспертов, особенно существенны из-за оттоков криминального капитала. Это вызывает значительные потери. Причем эта тенденция характерна как для легального, так и нелегального использования оффшоров.

Негативные последствия сказываются на экономике страны. Перестают финансироваться важные направления государственной сферы. Поэтому возникла необходимость проведения ограничивающей отток капитала политики. Подобную деятельность в последние десятилетия проводят не только в России, но и практически во всех развитых странах мира. Особое внимание уделяется стабильному развитию мировых финансов, борьбе с отмыванием нелегальных доходов.

Методы улучшения ситуации в стране

Оффшорный бизнес имеет как негативные, так и позитивные последствия для экономики. Он требует тщательного контроля. Однако в этом случае требуется не только правильное ведение антиоффшорной политики, но и принятие ряда внутренних реформ. Требуется создать выгодные условия для ведения бизнеса в России. Пересмотра требует экономическая, социальная стратегия развития страны. Требуется создать выгодные условия для притока международных инвестиций, безопасного ведения бизнеса нерезидентами и резидентами РФ. В этом случае убытки, связанные с оффшорной деятельностью компаний станут минимальными.

Рассмотрев особенности оффшорного бизнеса, можно отметить его положительные и отрицательные стороны. Минимизировав неблагоприятные тенденции ведения бизнеса через безналоговые зоны, государство может повысить свою инвестиционную привлекательность, привлечь международный капитал в страну.

Одним из первых шагов в международном налоговом планировании является выбор юрисдикции для регистрации компании. Факторы, влияющие на выбор зарубежной юрисдикции, достаточно многообразны – от налогового режима до уровня политической стабильности и ограничений, налагаемых на работу с оффшорными зонами законодательством третьих государств.

Понятие международного налогового планирования

Налоговое планирование представляет собой комплекс законных мер по снижению налогового бремени (минимизации налоговых обязательств). Оно осуществляется путем выбора тех или иных налоговых режимов или использования предусмотренных законом налоговых льгот.

Современное международное налоговое планирование – это одна из сторон международной коммерческой деятельности, направленная на достижение компанией (группой компаний) своих деловых целей с меньшей налоговой нагрузкой, и осуществляемая с соблюдением требований законодательства, международно-правовых актов и с учетом сложившейся правоприменительной практики.

Оно может осуществляться различными способами и с помощью различных инструментов, в том числе, зарубежных компаний, партнерств (товариществ), трастов, фондов, иных структур. Планирование подразумевает выбор юрисдикции, организационно-правовой формы, структуры связей между лицами и компаниями, договорных механизмов, форм и способов размещения активов, распределения прибыли и т.д.

Типы юрисдикций. Оффшорные зоны

Юрисдикции, которые чаще всего используются в международном налоговом планировании, можно условно разделить на три категории:

1. «Классические» оффшорные юрисдикции. К ним можно отнести такие страны и территории, как: Сейшелы, Багамские острова, Белиз, Британские Виргинские острова, Гернси, Джерси, Доминику, Каймановы острова, Маршалловы острова, остров Мэн, Панама, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, некоторые свободные зоны ОАЭ и др.

Они обладают следующими основными характеристиками:

  • компании, зарегистрированные в таких юрисдикциях, полностью освобождены от уплаты налогов (существует лишь обязанность по уплате ежегодной фиксированной государственной пошлины для продления компании в Регистре);
  • оффшорные компании, как правило, обладают специальным статусом, («международные коммерческие компании», IBC), и не вправе вести деятельность на территории страны своей регистрации;
  • такие компании, как правило, не обязаны сдавать финансовую отчетность в государственные органы и проходить аудит. Классические оффшоры традиционно гарантировали конфиденциальность данных о бенефициарах компаний и предусматривали закрытые (непубличные) реестры акционеров и директоров.

2. Низконалоговые юрисдикции и юрисдикции с территориальным принципом налогообложения. К данной группе можно отнести весьма разные по своим налогово-правовым характеристиками страны, включая:

  • государства с территориальным принципом налогообложения. Он заключается в том, что налогообложению подлежат только те доходы, которые были получены на территории страны регистрации (от источников в такой стране). Среди них можно назвать Гонконг, Сингапур, Гибралтар;
  • государства с невысоким уровнем корпоративного налогообложения, такие как Кипр, Венгрия, Болгария, Ирландия и др.

Такие страны не являются (и как правило уже не признаются) оффшорными зонами и имеют более высокий авторитет в международном сообществе. В них предусмотрено небольшое или среднее корпоративное налогообложение, а также обязательная подготовка и сдача финансовой отчетности. Кроме того, они демонстрируют интенсивное движение в сторону повышения прозрачности сведений о зарегистрированных в них компаниях.

Указанные юрисдикции отличает возможность применения соглашений об избежании двойного налогообложения (при условии возможности документально подтвердить налоговое резидентство компании – получателя дохода и наличия у нее фактического права на доход), а также различных налоговых льгот, предусмотренных внутренним законодательством.

3. Юрисдикции с обычным или высоким налогообложением. К ним относятся большинство стран ЕС и ОЭСР (в частности, Дания, Латвия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Швейцария, Эстония и др.), Великобритания, США, Канада и многие другие.

Помимо существенных налогов для них также характерны обязательный бухгалтерский учет и финансовая отчетность (в ряде случаев – и аудит), достаточно дорогое администрирование компаний, в некоторых случаях – требования к резидентству директоров. Такие страны отличаются максимальной степенью прозрачности (публичной доступности) корпоративной и финансовой информации, широким участием в международном информационном обмене в налоговой сфере.

Тем не менее, и в таких юрисдикциях возможно применение определенных налоговых льгот, в частности:

  • применения освобождений, предусмотренных соглашениями об избежании двойного налогообложения или налоговыми директивами ЕС (например, освобождение от налога на дивиденды при планировании холдинговых структур);
  • применение одностороннего зачета иностранного налога или механизмов возврата части налога (предусматриваются законодательством отдельных стран);
  • использование «налогово-прозрачных» структур (например, партнерств, состоящих из нерезидентов) и др.

Правомерность международного налогового планирования

Один из самых распространенных вопросов на практике – законно ли использование оффшоров в налоговом планировании? Ответ на этот вопрос зависит от множества факторов. Использования нерезидентных структур может быть как легальным средством налогового планирования, так и средством незаконного обхода налогов или уклонения от уплаты налогов.

В настоящее время возможности для международного налогового планирования стремительно сужаются. Это связано, в частности, с борьбой с недобросовестным применением льгот, предусмотренных международными налоговыми соглашениями (treaty abuse), и налоговыми схемами, ведущими к ситуациям «двойного неналогообложения» и искусственного перемещения прибыли в безналоговые или низконалоговые юрисдикции. Меры, предпринимаемые в этой связи на международном уровне (план действий BEPS, модификация налоговых соглашений, оказание давления на оффшорные зоны), уже получают свое отражение в законодательстве многих стран, в том числе, России.

Поэтому, для правомерного и юридически безопасного использования нерезидентных структур в международных коммерческих операциях, необходимо:

  • следовать нормам законодательства (причем не одной, а сразу нескольких стран: во-первых, страны регистрации компании, во-вторых, страны/стран, где компания фактически осуществляет свою деятельность, и в-третьих, страны/стран налогового резидентства ее контролирующих лиц);
  • использовать льготы или освобождения, предоставляемые национальными законами и международными договорами, только в установленных ими пределах и допустимыми способами;
  • не допускать злоупотребления правами в налоговой сфере, в частности, искусственного создания условий для применения налоговых льгот и освобождений. Действия налогоплательщика (например, выбор иностранных контрагентов, вариантов заимствования, использования объектов интеллектуальной собственности и т.д.) должны быть мотивированы с точки зрения деловой цели, обусловлены разумными экономическими причинами;
  • учитывать не только нормы законодательства и международных договоров, но и текущие позиции налоговых органов, судебную практику по налоговых спорам, перспективные направления налоговой политики соответствующих государств, а также современные подходы к толкованию международных налоговых соглашений.

Читайте также: