Основы налогового законодательства кредитно банковская система

Опубликовано: 01.05.2024

I. В нашей стране законодательство традиционно является глав­ным источником права. В советский период развития права в объем понятия "законодательство" включали как собственно законы, так и иные нормативные акты — инструкции, поста­новления исполнительно-распорядительных органов и т. д.
В настоящее время под законодательством понимается только совокупность регулирующих соответствующую область обще­ственных отношений законов. Подзаконные акты в состав за­конодательства не включаются.
Российское банковское законодательство, как отмечается извест­ными специалистами (например, ГА. Тосуняном, А.Ю. Викули­ным, А.М. Экмаляном) состоит из двух частей:
специального банковского законодательства;
общего банковского законодательства. Согласно Федеральному закону от 14.06.94 № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституци­онных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (в ред. от 22.10.99), акты банковского законодатель­ства официально публикуются в Собрании законодательства Российской Федерации (до 1 мая 1994 года — Ведомости Съез­да народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации), а также таких изданиях, как "Российская газета" и "Парламентская газета".

2. Специальное банковское законодательство составляют законы, специально предназначенные для регулирования банковских правоотношений. К таким законам, в частности, относятся:
Федеральный закон "О Центральном банке Российской Феде­рации (Банке России)";
Федеральный закон "О банках и банковской деятельности";
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кре­дитных организаций". Кроме того, на протяжении ряда лет специалистами банков­ского права и различными государственными деятелями пред­лагается и отстаивается необходимость принятия широкого круга иных актов (федеральных законов) специального банковского за­конодательства, которые, по мнению их разработчиков, необхо­димы для повышения эффективности регулирования банковской деятельности и функционирования банковской системы1. Безусловно, развитие и совершенствование актов специального банковского законодательство остается одним из приоритетных направлений государственной кредитно-денежной политики.

При этом в литературе находит поддержку и развитие и наша точка зрения о необходимости в скором будущем провести кодификацию норм банковского права — принять Банковский кодекс Российской Федерации. — Примеч. авторов.
3. Общее банковское законодательство включает в себя иные фе­деральные законы, регулирующие не только и не столько бан­ковские правоотношения, сколько нормы банковского права. Такими законами, в частности, являются:
Гражданский кодекс Российской Федерации (в части регули­рования порядка заключения договоров в банковской сфере, регулирующего правоотношения сторон по договорам банков­ского счета и банковского вклада, вопросы работы кредитных организаций с ценными бумагами и многое др.);
Уголовный кодекс Российской Федерации (в части юридиче­ской ответственности за преступления в кредитно-банковской сфере, в том числе лжепредпринимательство);
Налоговый кодекс Российской Федерации (в части юридиче­ской ответственности кредитных организаций за нарушение законодательства о налогах и сборах);
Федеральный закон "Об акционерных обществах" (в части пра­вового статуса кредитных организаций, созданных в организа­ционно-правовой форме акционерных обществ);
Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответст­венностью" (в части правового статуса кредитных организаций, созданных в организационно-правовой форме обществ с огра­ниченной ответственностью);
Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле";
Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 30.06.2003) и др.

Банками в налоговых правоотношениях признаются коммерческие

банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ (ст. 11

НК РФ). Как видим, налоговое законодательство использует термин

«банк» широко, а именно как любая кредитная организация.

банковское законодательство признает коммерческие банки лишь одной из

разновидностей кредитных организаций2.

Перечисляя в ст. 25 НК РФ участников налоговых правоотношений,

законодатель не упоминает банки. Это серьезное упущение. Банк выступает в налоговых правоотношениях в трех лицах: во-первых, как налогоплательщик; во-вторых, как налоговый агент и, в третьих, как финансовый посредник между налогоплательщиками и государством.

Банки обеспечивают функционирование системы хранения безналичных денежных средств и осуществление безналичных расчетов в стране. С

эффективным функционированием банковской системы напрямую связано

своевременное и полное доведение налоговых платежей от налогоплательщика до бюджета.

налогоплательщиках с точки зрения налогового контроля. Поэтому помимо общего статуса налогоплательщика и налогового агента банки наделяются специальным налогово-правовым статусом, включающим дополнительные субъективные права и обязанности.

По общему правилу взаимодействия между банками и их клиентами

развиваются на договорной основе в рамках гражданского законодательства и носят частноправовой характер. Однако правоотношения, возникаю1 См.: п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 // Вестник ВАС РФ. – 201. – № 7.

2 См.: ст. 1 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

щие между налогоплательщиком и банком по поводу уплаты налогов, являются исключением из этого правила, возникают не из договора, а из императивной нормы налогового законодательства, то есть носят публичноправовой характер.

устанавливает публично-правовые обязанности банков в их отношениях с

налогоплательщиками (Постановление КС РФ от 12.10.98 № 24-П). Государство в лице налоговых и других органов осуществляет контроль за порядком исполнения банками публично-правовых функций.

В другом постановлении КС РФ отметил, что отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений на списание налоговых платежей, являются налоговыми правоотношениями (Определение КС РФ от

25.07.2001 № 138-П). «Банк при этом действует не как представитель налогоплательщика, – отмечает С. Г. Пепеляев, – а как представитель публичных интересов государства, принимающий от плательщика исполнение

публичной обязанности по уплате налогов»1. Это позволяет охарактеризовать обязанности банка в системе «налогоплательщик – банк – государство» как публично-правовые, совершаемые в пользу общего блага, во всеобщих (публичных) интересах.

«В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, – указал КС РФ, – а на кредитные

учреждения – публично-правовая обязанность обеспечить перечисление

соответствующих платежей в бюджет» (Постановление КС РФ от 12.10.98

№ 24-П). Ответственность за невыполнение этих обязанностей также носит

публично-правовой характер, поскольку наступает не перед клиентом, а

непосредственно перед государством. Характерно, что плата за обслуживание по указанным операциям не взимается, поэтому банк как финансовый посредник не имеет здесь собственных имущественных интересов.

Гражданское правоотношение между клиентом и банком, оформленное договором банковского счета, в данном случае является необходимой предпосылкой для возникновения и развития налогового правоотношения.

Система взаимодействий между налогоплательщиком, банком и государством складывается поэтапно из трех видов правоотношений: за гражданским правоотношением следует налоговое, за налоговым – бюджетное.

На необходимость разграничения налоговых и бюджетных правоотношений с участием банков неоднократно указывалось в юридической литературе. При этом отмечается, что перечисление и зачисление средств,

поступивших в уплату налогов на счет бюджета, осуществляется в рамках

бюджетных отношений; налоговое законодательство регулирует лишь отношения по исполнению платежных поручений налогоплательщиков об1 Налоговое право: Учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. – М., 2003. – С. 195.

служивающими их банками и не регулирует вопросов дальнейшего зачисления уплаченных сумм на бюджетные счета1. КС РФ прямо указал: «Налоговые отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений

на списание налоговых платежей, регулируются налоговым законодательством. Отношения по зачислению средств, поступивших в уплату налогов

на бюджетные счета, являются бюджетными. Таким образом, действующее

налоговое и бюджетное законодательство различают понятия уплаты налога и зачисления налога» (Определение КС РФ от 12.10.98 № 24-П).

Главная обязанность банка как финансового посредника состоит в исполнении поручений налогоплательщиков и налоговых агентов на перечисление налогов и сборов, а также решений налоговых органов о взыскании налогов. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика

или налогового агента банки не вправе задерживать исполнение поручений

на перечисление налогов или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды). Такие поручения (решения) исполняются банком в порядке очередности, установленной гражданским законодательством, в течение одного операционного дня, следующего за

днем получения поручения (решения) (пп. 1-2 ст. 60 НК РФ).

В отдельную группу можно выделить обязанности банков, связанные

с учетом налогоплательщиков.

вправе открывать счета организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Кроме того, банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации (индивидуального предпринимателя) в налоговый

орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета (п.1 ст. 86 НК РФ). Обязанность по подобному информированию не возникают у банка, открывающего счет организации, которая не подлежит постановке на учет в налоговом органе в

качестве налогоплательщика. Кроме того, речь идет о банковских счетах,

так или иначе используемых для целей налогообложения.

Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и

счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в течение пяти

дней после мотивированного запроса налогового органа (п. 2 ст. 86 НК

РФ). При этом они не вправе ссылаться на банковскую и коммерческую

тайну. Запрос налогового органа является мотивированным, если в нем

указано: 1) какие именно сведения следует представить; 2) для какой цели

необходимо представить эти сведения; 3) по каким основаниям налоговый

орган запрашивает соответствующие сведения.

Важнейшим элементом налоговой правосубъектности банков является ответственность за нарушение налогового законодательства, предусмотренная главой 18 НК РФ. Правовая природа этой ответственности ос1 Налоговое право: Учебник / под ред. С. Г. Пепеляева. – М., 2003. – С. 193.

тается неопределенной. Правонарушения банков не отнесены законодателем к налоговым правонарушениям, а выделены в отдельную главу, что не

позволяет квалифицировать ответственность банков как налоговую ответственность. Вместе с тем ответственность банков обособлена и от административной ответственности, поскольку КоАП РФ за правонарушения в сфере финансов предусматривает ответственность не самих банков, а

их должностных лиц.

ее нельзя отнести в силу нормативного и фактического оснований, а также

природы правоотношений, в рамках которых она возникает и развивается.

Попытки интегрировать общеотраслевую финансово-правовую ответственность или выделить некую совершенно новую категорию - банковскую

ответственность - представляются малоубедительными в силу недостаточной аргументации.

На наш взгляд, ответственность банков как финансовых посредников

является административно-правовой по своей природе и поэтому включение ее в НК РФ вряд ли оправданно. НК РФ предусматривает ответственность за следующие виды правонарушений банков.

1) Открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в

налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения

налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа в размере 10 тыс. рублей (п. 1 ст. 132 НК РФ).

2) Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или

закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем

влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. рублей (п. 2 ст. 132 НК РФ).

3) Нарушение банком установленного НК срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора влечет взыскание пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2 % за каждый день просрочки

4) Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа

о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного

платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ

преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, перечисленной в соответствии с поручением, но не более суммы задолженности (ст.

5) Неправомерное неисполнение банком в установленный срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени влечет

взыскание пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не

более 0,2 % за каждый день просрочки (п. 1 ст. 135 НК РФ).

6) Создание банком ситуации отсутствия денежных средств на счете

налогоплательщика или налогового агента, в отношении которых в соот142

ветствии со ст. 46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30 % не поступившей в

результате таких действий суммы (п. 2 ст.135 НК РФ).

7) Непредставление банками по мотивированному запросу налогового

органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный срок влечет взыскание штрафа в размере 10

тыс. рублей (ст. 135.1 НК РФ).

Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности

перечислить в бюджеты сумму налога и уплатить пени. В случае неисполнения банком этой обязанности в установленный срок к нему применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) и пеней за

счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст. 46 НК РФ, а за счет иного имущества - в судебном порядке. Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в ЦБ РФ с

ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской

Развитие банковского сектора в России, его становление обусловило важность создания правого поля. Законодательные и правовые акты, нормативы, инструкции регулируют банковскую деятельность современных финансовых учреждений – от их организации до оказания услуг.

  1. Банковское законодательство РФ
  2. Понятие банковского законодательства
  3. Принципы банковского законодательства
  4. Направления эволюции банковского законодательства
  5. Налоговое банковское законодательство
  6. Структура банковского законодательства
  7. Значение банковского законодательства

Современное банковское законодательство - специфическая отрасль, изучающая нормы права, которые регулируют товарно-денежные отношения между банками или финансовыми учреждениями и их клиентами.

Банковское законодательство РФ

Создание, расширение банковского отечественного сектора обусловило разработку регулятором соответствующего правого поля. Банковское законодательство РФ включает правовые акты, инструкции, нормативы для эффективного регулирования банковской деятельности финансовых учреждений. Банковское регулирование – это грамотно разработанная система мер, за счет которых государство с помощью ЦБ обеспечивает эффективность, безопасность деятельности банков, предотвращая дестабилизирующие тенденции. В регламент контроля входит надзор за кредитно-денежными, расчетными операциями банков с позиций поддержания, укрепления стабильности системы банков и защиты интересов заемщиков, кредиторов, вкладчиков.

Акты, общеправовые законодательные документы разного уровня можно распределить на четыре группы: специальные, смешанные, налоговые, отчетные. За продолжительное время в РФ разработан, накоплен крупный массив многообразных инструкций, биллей, законов, регулирующих вопросы выполнения банковской деятельности. Это создание, контроль деятельности, лицензирование, ведение операций, реорганизация, банкротство.

Понятие банковского законодательства

Понятие банковского законодательства охватывает комплексную отрасль законодательной банковской базы, постепенно перерастающей в правовую отрасль. Это совокупность правовых, гражданских норм, регулирующих денежно-товарные отношения, вытекающие из деятельности банков, кредитных учреждений. Масштабность законодательной базы банков также включает совокупность финансовых, административно-правовых законов, позволяющих контролировать, управлять государственными финансами субъектами банковской системы.

Законы в РФ прописаны в Конституции, федеральных законах, нормативных актах ЦБ. Документы полноценно охватывают сферу деятельности банков, описывают структуру функционирования, регулирования, реформирования, создания денежно-кредитных схем России. В рамках вверенных полномочий ЦБ может запрашивать, принимать у кредитных учреждений нужную информацию относительно их работы, разрабатывать перечень квалификационных требований к руководителям, главным бухгалтерам банков.

Принципы банковского законодательства

Принципы банковского законодательства специалисты разделяют на две группы. Общие положения регламентируют определение конституционного статуса субъектов банковских отношений, основ системы экономики РФ. К таким принципам относят: неприкосновенность собственности, свобода экономического пространства для банковской деятельности, свобода договора, необходимость конкуренции, запрещение монополии, единая денежно-кредитная система, паритет интересов субъектов в банковском праве.

Специфические принципы определяют организационно-правовые положения порядка построения, функционирования, расширения банковской схемы деятельности. Они включают двухуровневое построение банковской системы, где первый – Центральный Банк, второй – коммерческие банки, кредитные учреждения, экономическое районирование относительно создания территориальных зон управления Банка России, дифференциация полномочий, предполагающая разграничение для ЦБ хозяйственной, нормотворческой деятельности.

Направления эволюции банковского законодательства

Грамотно разработанные направления эволюции банковского законодательства – важнейшие инструменты эволюционного развития механизма государственного управления банковской системой, определяющие основные направления формирования, развития, расширения деятельности банков. Важное направление: регулярное внесение поправок, дополнений в банковское законодательство.

Подобная тенденция обусловлена изменчивыми конъюнктурными экономическими условиями страны в целом и конкретных рынков ценных бумаг, капиталов в кредитной системе. Постоянное развитие позволяет эффективно контролировать, регулировать схему деятельности банков, этапность кредитной экспансии, рестрикции, отслеживать объемы накопления ссудного капитала.

Налоговое банковское законодательство

Налоговое банковское законодательство – важный аспект регулирования функционирования банков, положения которого частично отражены в банковских законах и налоговом кодексе. Налоговое регулирование предусматривает определение налоговых ставок на основную прибыль банков, контроль над доходными операциями (факторинг, лизинг, траст).

Размер налога с прибыли зависит от типа банковского института. На льготы в налоговом режиме могут рассчитывать банки, активно практикующие сберегательные услуги, ипотека, потребительское кредитование. Льготные налоговые условия распространяются на небольшие банки либо восстановленные. Система налогообложения может способствовать ускорению либо замедлению увеличения капитала банков, их активности, кредитной деятельности.

Структура банковского законодательства

Структура банковского законодательства условно может быть разделена на три группы. Первая содержит две части: законы о деятельности ЦБ и функционирования коммерческих банков. Вторую группу составляют законы, регулирующие параллельно действующие институты, которые затрагивают банковскую деятельность. К последней группе относятся нормы всеобщего действия: конституция, хозяйственное право, Гражданский кодекс.

Законодательная база делится на федеральную систему законов и местную. Законы, принятые центральной законодательной, исполнительной властью играют главную роль в совершенствовании, регулировании банковской инфраструктуры. Дополнительную роль исполняет местное законодательство, контролирующее локальную работу банков.

Значение банковского законодательства

Банковские законы дают возможность четко определить правила, структуру, схему работы банков. От их совершенства, полноты, актуальности зависит экономический результат функционирования каждого юридического, физического лица, поскольку кредитно-финансовая связь банков с клиентами несет прямой характер, исключая посредников.

Существенно значение банковского законодательства в развитии разных сфер народного хозяйства, что обусловлено активным участием банков в концентрации огромных денежных капиталов хозяйственников, перераспределении ресурсов народного хозяйства. Неэффективное, неактуальное законодательное регулирование влечет к ухудшению кредитной, расчетно-финансовой системы банков, благосостояния населения, предпринимателей, формированию кризисной ситуации.

О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Судебная практика и законодательство — ФЗ о банках и банковской деятельности

"Проценты по кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) и финансовые санкции за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) с даты, на которую определена сумма требований кредиторов по таким субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), в том числе по невыплаченным процентам по таким кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), а также по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) для целей мены или конвертации в установленных Федеральным законом от 2 декабря 1990 года "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) случаях в обыкновенные акции кредитной организации - эмитента не начисляются и не применяются.".

Проценты по кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) и финансовые санкции за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) с даты, на которую определена сумма требований кредиторов по таким субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), в том числе по невыплаченным процентам по таким кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), а также по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) для целей мены или конвертации в установленных Федеральным законом от 2 декабря 1990 года "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) случаях в обыкновенные акции кредитной организации - эмитента не начисляются и не применяются.

Порядок деятельности финансовых организаций установлен Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", Федеральным законом от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах", Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

Контрольное событие 7.3. Внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (в части совершенствования порядка лицензирования банковской деятельности)

1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

2. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Представление в Банк России определения арбитражного суда о завершении ликвидации и других документов в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральным законом "О банках и банковской деятельности"

Установленные настоящим Положением условия и порядок отбора специализированных организаций обусловливаются особенностями осуществления Агентством в отношении финансовых организаций ликвидационных процедур и мер по предупреждению банкротства, предусмотренных Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" и Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Установленные настоящим Положением условия и порядок отбора специализированных организаций обусловливаются особенностями осуществления Агентством в отношении финансовых организаций ликвидационных процедур и мер по предупреждению банкротства, предусмотренных Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" и Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Порядок ликвидации кредитной организации установлен Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности". На основании статьи 23.3 данного закона решение арбитражного суда о ликвидации кредитной организации вступает в законную силу со дня его принятия. Со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации наступают последствия, предусмотренные Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - Закон N 40-ФЗ) для случая признания кредитной организации несостоятельной (банкротом).

По строке 3 отражаются данные по лизингополучателям - кредитным организациям. В соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные вышеназванным Федеральным законом.

Ведущая рубрики

  1. 115-ФЗ
  2. Почему могут заблокировать счет
  3. Клиентов банков “раскрасят” в цвета светофора
  4. Что такое комплаенс?
  5. Горячие новости

Блокировки счета, отслеживание движения наличных средств, валютный контроль — достаточно поводов поволноваться как организациям, так и индивидуальным предпринимателям. Давайте разберемся, что нового появилось в 2021 году в сфере банковского контроля.

115-ФЗ

Федеральным законом от 13.07.2020 № 208-ФЗ внесены изменения в известный закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Позитива можно не ожидать. Изменения, напротив, ужесточают контроль за средствами компаний и физлиц. Точнее, положительные изменения тоже есть, но они на общую обстановку с банковскими проверками не влияют и многих бизнесменов просто не коснутся.

Например, не заинтересует банк размен банкнот (если вы обращались ранее в банк, чтобы разменять, к примеру, 5 тысяч, то должны были предъявить паспорт, теперь такие требования излишни) или покупка физлицом ювелирных изделий на сумму до 200 тысяч рублей с использованием ПЭСП (персонифицированного электронного средства платежа).

Для начала разберемся в понятиях — существуют операции, подлежащие обязательному контролю (ОПОК) и мониторингу с целью выявления незаконных операций, который банк ведет постоянно. Ваш платеж может не попасть под ОПОК, но при этом не понравится банку по другим критериям, о них и возможных блокировках мы поговорим ниже.

Под обязательный контроль с 10 января 2021 года попали:

Каждая операция на сумму от 100 тысяч рублей будет попадать под обязательный контроль. Это значит, что о ней почта обязана сообщить в Росфинмониторинг. Аналогично и другие организации (не только банки, но и страховые компании, операторы связи, агентства недвижимости и т.д.) будут сообщать в Росфинмониторинг информацию о других ОПОК.

  • Возврат аванса за услуги связи от 100 тысяч рублей. Почему эти операции тоже подверглись вниманию: пополнить счет мобильного может любой человек, а затем владелец счета вправе прийти в салон связи и снять аванс со счета. Т.е. так может осуществляться схема по незаконному обналичиванию средств.
  • Операции по сделкам с недвижимостью на сумму от 3 миллионов рублей. Опять же нет оговорок и ограничений — под контроль попали все сделки, т.е. покупка, продажа, аренда коммерческая и некоммерческая и т.д.

Как быть, если в договоре аренды указана только сумма ежемесячного арендного платежа, например, 50000 рублей? Означает ли это, что сделка не попадает под обязательный контроль? И да и нет. Обязательному контролю она будет подлежать при достижении общей суммы платежей предельного значения — 3 млн руб. При сумме в 50 тысяч в месяц предел будет достигнут через 5 лет аренды, а если стоимость изменится в большую сторону, то и ранее. Но если договор будет расторгнут, к примеру, через 3 года, то до 3 млн общая сумма арендной платы не дойдет, и, значит, обязательному контролю сделка подлежать не будет.

В чем отличие от ранее действовавшего текста закона: раньше под контроль попадали только сделки, по которым переходило право собственности на объект недвижимости.

  • Платежи по договору лизинга (и зачисление, и списание) от 600 тысяч рублей. Лизинг — комбинация аренды и продажи в рассрочку, поэтому не удивительно, что и он попал под контроль. Тем более что в лизинг можно приобрести недвижимость.
  • Операции по зачислению и снятию со счета организации наличных от 600 тысяч рублей. Этот пункт больше всего возмутил предпринимателей. Ведь ранее закон предписывал подвергать контролю только операции на ту же сумму, которые не были связаны с непосредственной хозяйственной деятельностью организации. А теперь Росфинмониторинг будет получать информацию обо всех операциях, в том числе о снятии наличных на заработную плату или подотчет, для выплаты дивидендов, расчетов с поставщиками и т.д., внесение выручки в сумме свыше 600 тыс. руб. тоже подпадает под ОПОК.

С одной стороны, при внесении изменений говорилось, что это упростит работу банкам и, соответственно, процесс взаимодействия с организациями: не придется разбираться, какая операция отвечает обычной хозяйственной деятельности, какая нет. С другой — банки оказываются перегружены ненужной работой, а Росфинмониторинг получает кучу данных, которые к потенциально опасным (отмывание средств, полученных преступным путем) вообще отношения не имеют.

К сведению! О том, как открыть счет в банке, какие документы собрать и как с ним правильно работать, читайте в нашей статье “Расчётный счёт”.

Кроме перечисленных, Росфинмониторинг будут интересовать операции, превышающие сумму в 600 тысяч рублей, связанные с покупкой иностранной валюты, открытием вклада в пользу третьего лица, выплатами по договору страхования и др.

В принципе, если закон будет работать как положено, организации не почувствуют изменений и продолжат работать как обычно. Но, зная исполнительность банков, можно ожидать, что усиление контроля приведет к более жестким проверкам любых операций.

С ОПОК разобрались. Теперь давайте посмотрим, что интересует банки при проведении постоянного мониторинга операций по счетам.

Почему могут заблокировать счет

При наблюдении за операциями своих клиентов банк руководствуется Методическими рекомендациями ЦБ. Даже если операция не входит в перечень подлежащих обязательному контролю, она может вызвать подозрения банка и приостановление движений по счетам (блокировку) до получения подтверждающих документов и разъяснений клиента.

Что больше всего вызывает подозрения:

  • Нетипичные операции. Например, организация, которая занимается розничной торговлей, вдруг переводит крупную сумму на счет ИП за покупку спецтехники. Если компания просто решила добавить или сменить вид деятельности или хочет выгодно купить и перепродать технику, то сможет дать соответствующие пояснения.

Если сделка заключена с какими-то другими, вероятно незаконными, целями и проводится только на бумаге, а руководитель не может внятно объяснить, зачем покупает целый автопарк, то банк заблокирует счет и будет требовать доказательств реальности сделки. Если в итоге они не будут представлены, то организация рискует оказаться в черном списке и на особом контроле. Это значит, открыть счет в любом другом банке будет практически невозможно, ФНС тоже подключится, возможна выездная проверка, встречная проверка (т.е. проверят того самого ИП, с которым заключался договор), снять заблокированные средства или перевести их на другой счет будет проблематично — за такие операции банк взимает дополнительные повышенные комиссии.

  • Регулярные переводы на счета физлиц. Речь, конечно, не о зарплате, а об оплате услуг, аренды, выполненных работ. Подозрение вызовет, если вы переведете крупную сумму подотчет человеку, который не является вашим сотрудником (например, учредителю или вообще постороннему лицу).

Это не значит, что каждый договор ГПХ банк станет рассматривать под лупой, но если вы заключите договор аренды легкового автомобиля с физиком за 100 тысяч в месяц, это явно вызовет вопросы. Может, вы так ему зарплату пытаетесь перечислять? Снова нужно доказать, обосновать, что это не притворная сделка. А авто, например, представительского класса, и на нем возят руководителя и топ-менеджеров.

Кстати! ИП, когда переводит средства “под ноль” со счета на карту (особенно если это карта другого банка или средства с карты сразу же снимаются наличными), тоже рискует. Такие операции банк склонен рассматривать как вывод средств, обналичивание.

  • Переводы без определенной цели. К примеру, у вас открыт расчетный счет, на который поступает вся выручка, а затем она переводится на счет в другом банке. Для вашей организации смысл очевиден — в одном банке выгодный эквайринг, в другом — экономные тарифы РКО. Вам так удобнее. А вот банк, теряющий комиссии, обязательно поинтересуется экономическим смыслом переводов. Здесь можно посоветовать подготовить распечатки с тарифами на обслуживание в другом банке и показать их в текущем. Возможно, вам даже предложат более выгодные условия. И все же банк вправе взять и отказать вам в обслуживании.
  • Отсутствие ожидаемых операций по счетам. Обычно это также связано с наличием у организации нескольких счетов.

Пример: организация по одному счету проводит операции, связанные с оптовой торговлей — оплачивает счета поставщикам, получает платежи от покупателей, а по другому счету, в другом банке получает выручку от оказания услуг частным лицам, с этого же счета переводит зарплату, налоги, взносы. Банк А не видит перечислений, связанных с работниками, и налоговых платежей, поэтому может запросить пояснения, почему деятельность ведется, а сотрудникам и в ФНС выплат нет? Для подтверждения добросовестности необходимо представить выписки из банка Б.

  • Низкий уровень заработной платы. Да, эта информация интересна не только налоговой, но и банку. Если у вас активная деятельность, а размер выплат на работника ниже прожиточного минимума региона или даже МРОТ, к вам точно возникнут вопросы. Правда, на практике размер заработка сотрудников клиента банк мало волнует, он обратит на него внимание разве что при выплатах через зарплатный проект.
  • Колебания выручки и несоответствие анкетных данных. При открытии счета заполняется анкета клиента, где указываются ориентировочные размеры выручки, предполагаемые обороты, даже контрагенты, с которыми вы постоянно работаете (при условии, что деятельность на момент обращения в банк уже ведется). Кроме того, в анкете указываются виды основной деятельности. Если изначально вы заявили, что собираетесь заниматься строительством, а сами торгуете пирожками на вокзале, банк точно заметит несоответствие.

Подозрительным будет резкое снижение размера выручки (может, бизнесу грозит ликвидация или банкротство). Или, наоборот, увеличение, резкий скачок, например, ИП, у которого несколько точек по продаже кофе вдруг получает выручку за несколько дней в 1 млн.

  • Несоответствие размера налоговых платежей уровню доходов. И здесь банкам поможет Методичка, в ней указан примерный размер налоговых платежей — 0,9% от оборотов по счету. Для 4 квартала 2020 года этот показатель снижен до 0,5%, в связи с тем что ряду организаций и ИП перенесли сроки уплаты налогов и взносов (см. Письмо ЦБ № ИН-014-12/165 от 26.11.2020).

Критериев в Методичке много, но нужно учитывать, что отдельно, каждый сам по себе, он не говорит о недобросовестности клиента банка. Если у вас прозрачный бизнес, то подтвердить каждую сделку и операцию вы сможете. Совокупность нескольких критериев, регулярное повторение сомнительных операций — вот что вызывает недоверие банка и блокировки.

Не забывайте и о том, что экспортно-импортные операции, сделки с участием валюты контролируются особо. В целях валютного контроля нужно предоставлять контракты с зарубежными партнерами, которые банк регистрирует.

Для тех, кто выполняет заказы по гособоронзаказу, тоже существует отдельный финансовый контроль. С 10 января, начиная со второго поступления по таким контрактам, подвергаются проверке платежи на суммы свыше 10 млн руб., а не 50 млн, как было ранее.

Обратите внимание! Финансовые организации, конечно, борются за клиентов, но не до фанатизма. Банк может отказать вам как в открытии счета, так и в обслуживании, если вы уже являетесь его клиентом.

Согласно п. 5.2. статьи 7 Закона 115-ФЗ, если у банка возникли подозрения, что счет будет использован для сомнительных операций, в целях отмывания незаконно полученных доходов или даже для финансирования терроризма, то вам его не откроют. Причем банк вправе даже не сообщать вам причину отказа.

Если в течение календарного года вам дважды или более раз отказали в выполнении операций по счету на основании п. 11 статьи 7, то банк может расторгнуть договор РКО и закрыть счет.

В пункте 11 говорится об отказе в проведении операции в связи с непредставлением подтверждающих документов, а также если у службы внутреннего контроля (комплаенса — что это такое, расскажем ниже) возникли подозрения, что операции совершаются в целях отмывания доходов. Т.е. фактически банку достаточно дважды отказать вам на основании подозрений, и он вправе расторгнуть договор.

Клиентов банков “раскрасят” в цвета светофора

Новость о том, что в Госдуме появился законопроект о “светофоре”, еще в ноябре облетела интернет. До 21 января 2021 года ожидаются правки и предложения, а рассмотрение проекта запланировано на февраль 2021 года.

Для банков планируется создать единую платформу (информационный сервис) под названием “Знай своего клиента” (Платформа ЗСК или KYC — Know Your Client). С помощью сервиса кредитные организации в целях противоотмывочного контроля смогут получать информацию о риске, связанном с тем или иным клиентом банка, а также его контрагентах. Предполагается, что в зависимости от уровня риска (низкий, средний, высокий) клиент будет относиться к определенной цветовой категории (соответственно — зеленая, желтая, красная).

О том, какая категория присвоена вашей организации, можно будет узнать из оповещения банка — он обязан сообщить клиенту эти данные.

Перед открытием счета и при совершении операций банк будет обращаться к Платформе ЗСК и соответственно действовать:

  • Клиентам из “зеленой зоны” все пути открыты. К ним будут применяться минимум антиотмывочных инструментов, они свободно могут проводить платежи с другими “зелеными” клиентами банков.
  • “Желтые” рискуют получить отказ в совершении операций, если банк посчитает их сомнительными.
  • “Красные” получат однозначный стоп-сигнал. Они не смогут совершать расходные операции, поступления даже от “зеленых” контрагентов им не светят. Нельзя будет открыть счет в банке. Мало того, если вы попадете в самую рисковую группу и не сможете это оспорить, то банк закроет счет, а все средства с него перечислит в бюджет РФ.

Не только организация может оспорить категорию риска, определенную для него Центробанком. Обслуживающий банк также может ходатайствовать за своего клиента.

Пока что неизвестно, какие критерии будут влиять на решение ЦБ, они будут устанавливаться Центробанком и Росфинмониторингом совместно. Но ввод в работу платформы запланирован уже на конец 2021 года, а полномасштабное использование — с 1 квартала 2022 года, поэтому, скорее всего, принятие изменений в законодательство произойдет уже в середине-конце 2021 года.

Цель законопроекта, как всегда, благая: банки смогут сосредоточиться на контроле за действительно сомнительными и рисковыми операциями, а бизнес перестанет страдать от так называемых “технических” блокировок, когда даже обычные операции попадают под ограничения.

Уже сейчас многие банки используют цветную маркировку при проведении платежей, чтобы клиент мог оценить риски работы с тем или иным контрагентом. Действуют специальные сервисы для проверки как внутри банка (часто они входят в тарифы РКО), так и в качестве отдельных приложений. Поэтому подготовиться к предстоящим изменениям можно уже сейчас.

Что такое комплаенс?

Раз уж мы говорим о внутреннем банковском контроле и рисках, то надо упомянуть и комплаенс-контроль — в банке под ним понимается комплекс мер, инструментов контроля, регламентов, направленных на соблюдение требований антиотмывочного, антитеррористического, валютного законодательства.

Комплаенс-отдел как раз и занимается мониторингом, проверкой сомнительных операций, блокировками счетов. При этом многие банки ведут активную работу с клиентами, направленную на предупреждение ограничительных мер, т.е. заранее предупреждают: у вас есть проблемы, нужно что-то менять. Поэтому относитесь к комплаенсу не только как к карателям, но и как к службе поддержки.

Горячие новости

В декабре 2020 года Минфин подготовил поправки в банковское законодательство, которые расширяют доступ ФНС к данным об операциях на счетах. Налоговики пока могут получать такую информацию в рамках запросов. С внесением изменений в закон между налоговыми органами и ЦБ РФ будет происходить постоянный информационный обмен. Т.е. теперь налоговикам не нужно будет ничего просить — Центробанк регулярно станет сам выгружать им необходимую информацию.

В январе 2021 года Минюст принялся за разработку еще одних поправок в ФЗ «О банках и банковской деятельности». Теперь банковскую тайну приоткроют еще и некоммерческие организации (НКО).

За что налоговая может “заморозить” ваши счета? Как избавиться от блокировки — делимся полезными советами в статье “Налоговая заблокировала расчетный счет. Как разблокировать?”.

Читайте также: