Технологическая карта урока налоги

Опубликовано: 04.05.2024

Гавриленко Любовь Петровна
Технологическая карта урока обществознания в 11 классе

Технологическая карта урока обществознания 11 класс.

Учитель: Гавриленко Любовь Петровна

Тема урока: Налоги

Цель урока:

Раскрытие сущности и роли налогов в жизни человека, общества, государства.

• актуализация опорных знаний;

• перенос знаний в новые условия.

- способствовать развитию компетентности старшеклассников в области политологии;

• способствовать развитию у учащихся компетенций сравнения, группировки, анализа и синтеза;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием предложенных возможностей интернета, текстов, газет и т. д.

• содействовать развитию у учащихся умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства, для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

• допускать возможность существования у членов команд различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной;

• использовать речь для регуляции своего действия.

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное, политическое многообразие современного мира;

• воспитание приверженности к демократическим ценностям;

• формирование ответственного отношения к учению.

Основные понятия темы: налоги, субъект налога, объект налогообложения, налоговая база, налоговыйпериод, налоговая льгота, прогрессивное налогообложение, регрессивное налогообложение, пропорциональное налогообложение, структура налоговой системы.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Оборудование: компьютер учителя, видеоматериал, словарь урока, раздаточный материал, учебники, тетради

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД, сформированные деятельностью учителя и ученика

I. Организацион-ный этап. Приветствие учащихся. Приветствие учителя, друг друга.Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

II. Актуализация знаний.

Постановка целей и задач.

Мотивация учебной деятельности учащихся Задание: посмотрите на слайд (слайд №1) на доске, вы видите различные высказывания политических деятелей, все они посвящены одной тематике.

Вопросы по высказываниям:

- расскажите немного из биографии любого понравившегося вам политического деятеля, чье изречение представлено на слайде

- раскройте основной смысл каждого высказывания?

- какова тема нашего сегодняшнего урока?

- каким образом вы определили тему? (Слайд № 2) Просматривают высказывания на слайде презентации и отвечают на вопросы учителя.

Определяют тему, цель и задачи урока Познавательные УУД: выделение нужной информации из высказываний;

актуализация своего жизненного опыта; выделение проблемы.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника;

Умение давать ответы на вопросы.

III. Повторение темы «Налоги»

1. Индивидуальная работа.

2. Работа по подготовке к ЕГЭ

3,4. Фронтальная устная работа

5. Групповая работа с карточками

6. Устная работа

7. Групповая работа с неадаптированным текстом

8. Индивидуальная работа с терминами 1. На столах у вас Налоговый Кодекс РФ,ваша задача:

1. найти и первым пунктом кратко записать в тетрадь определение понятия «Налоги»

2. Из определения, которое дано в НК РФ вычленить основные признаки налогов и записать их вторым пунктом в тетради.

После данной работы проверяем результаты работы и сверяем его с данными на слайдах презентации (слайд № 3,4)

2. Давайте с вами вспомним основные виды налогов и выполним типовое задание по обществознанию (слайд № 5)

3. Почему данные налоги называются косвенными?

Что такое акциз?

Какие товары в нашем государстве облагаются акцизом?

4. Налоги делятся не только по объекту налогообложения, но по другим признакам. Назовите этот признак и соответствующее деление запишите в тетради четвертым пунктом.

5. Разделитесь на группы и выполните задания в карточках на тему «Типы налогов»

(приложение № 1)

6. Каковы основные функции налогов?

7. В группах поработайте с неадаптированным текстом и раскройте суть каждой функции налогов (Приложение №2)

8. На слайде представлены различные термины, связанные с темой Налоги. Составьте Кластер из данных терминов (слайд № 6) 1. Ребята работают с литературой и формируют понятия о налогах и его основных чертах и признаках.

После индивидуальнойработы, сверяем результатыв тетрадях и на слайдах.

2.Учащиеся называют два вида налогов: прямые и косвенные.

Выполняют в тетрадях задание по типу ЕГЭ, проверяем задание.

В тетради учащиеся третьим пунктом записывают виды налогов: а) прямые, б) косвенные.

3,4. Учащиеся отвечают устно на вопросы учителя.В тетради четвертым пунктом записывают Типы налогов по территориальному признаку: а) федеральные, б) региональные, в) местные

5. Учащиеся делятся на группы и выполняют задание

6. Учащиеся перечисляют функции налогов и записывают их пятым пунктом в тетради

7. Учащиеся в группах работают с текстом научной статьи И. А. Макаровой «Функции налогов» Устное обсуждение

8. Учащиеся составляют кластер Познавательные УУД: Умение выделять нужную информацию из текста.

Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей.

Регулятивные УУД: умение формулировать свои мысли.

Познавательные УУД: умение ставить и решать проблемы

Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в группе

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность.

IV. Закрепление знаний. Применение знаний при подготовке к ЕГЭ Просмотр видеоролика «Просто о Налогах» (приложение № 3)

Обобщите весь материал и оформите его согласно структуре задания ЕГЭ Часть 2 № 28 (слайд № 7) Учащиеся просматривают ролик и обобщают полученные знания

Учащиеся в тетради выполняют задание, составляют развернутый план по теме на слайде.

V. Рефлексия.Задание: Закончите фразу (по выбору)

У меня получилось…

Я попробую… Выбирают фразу и письменно отвечают в тетрадях.

Умение полно и точно выражать свою мысль.

VI. Домашнее задание. Объяснение домашнего задания. Выполнить задание по типу ЕГЭ № 29. Выберите любое высказывание (слайд № 8, запишите его в тетрадь и по нему напишите эссе в соответствии с критериями. Учащиеся выбирают высказывание, записывают его в тетради.

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС «Дети и телевидение» Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС Учитель: Тулубаева Л. М. Класс: 5 УМК: М. В. Вербицкая «Forward.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Заголовок текста» Класс: 2 Тема: «Заголовок текста» УМК «Начальная школа XXI века» Тип урока: урок построение систематизация знаний. Цели: • формировать.

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Стихотворение «Родина» М. Ю. Лермонтова» Учитель: Жарова Н. Л. Предмет: литература Класс: 7 Тип урока: изучение новой темы Технологическая карта урока литературы: "Стихотворение.

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные» Предмет: биология Класс: 7 Тема урока: Тип Членистоногие. Класс Ракообразные Тип урока: открытие новых знаний Цель: познакомить учащихся.

Технологическая карта урока по математике во 2 классе «Сравнение числовых выражений» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 606 с углубленным изучением английского языка.

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе «В гости к весне» Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс Тема: «В гости к весне» УМК «Школа России» Плешаков А. А «Окружающий мир» Цель урока:.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Местоимение» Описание урока Предмет Русский язык Класс 2 Тема Что такое местоимение? Автор Ягупова И. В., учитель начальных классов Образовательная организация.

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Фразеологизмы» Технологическая карта урока Общая часть Предмет Русский язык 4 класс ФИО учащейся Тема урока Фразеологизмы Тип урока Комплексное применение.

Технологическая карта урока в 1 классе «Заглавная буква «Б» Технологическая карта урока Общая часть Предмет Русский язык (модуль «Обучение грамоте - письмо») ФИ учащегося 1 класс Тема урока Заглавная.

Технологическая карта урока химии в 8 классе «Химические реакции. Закон сохранения массы веществ» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Класс: 8 Автор УМК (программы): Габриелян О. С Тема урока: «Химические реакции. Закон сохранения массы веществ».

Автор: Мазанова Ольга Юрьевна

Организация: МАОУ «Русская гимназия»

Населенный пункт: г. Сыктывкар

В последнее время в Российской Федерации все большее внимание уделяется вопросам повышения уровня финансовой грамотности как важнейшего фактора экономического развития страны и, следовательно, повышения качества жизни населения. С усложнением финансовых процессов, происходящих в современной экономике (существование инвестиционных фондов, расширение проникновения банковских продуктов, системы страхования, реформирование пенсионной системы и др.), вопрос о финансовом образовании и внедрении его в образовательный процесс всех уровней является обязательным и повсеместным. С одной стороны, современные финансовые услуги позволяют улучшить качество жизни населения (банковские карты, мобильные банковские приложения, страхование и т.п.), однако, с другой стороны, население в большей степени не готово «качественно» пользоваться предлагаемыми финансовыми услугами. Одна из причин заключается в том, что граждане финансово неграмотны. В первую очередь это касается «рисковых» категорий, среди которых и несовершеннолетние дети.

Финансовое образование позволяет сформировать представление об основах грамотного финансового поведения – знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом рынке и являющихся результатом целенаправленной деятельности по повышению финансовой грамотности.

Проблема формирования финансовой грамотности в Российской Федерации была поставлена перед правительством еще в 2011 году, когда Министерство финансов совместно со Всемирным банком начали реализацию проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». Главная задача этого проекта ориентирована на то, что, обучив современных школьников финансовой грамотности, через 10–15 лет государство получит финансово грамотное население. Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. No2039-р утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг. Цель Стратегии – создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.

Курс «Финансовая грамотность» для 10–11 классов является логичным продолжением целостной программы повышения финансовой грамотности, нашедшей своё отражение в учебно-методических комплектах, разработанных для учащихся 2–9 классов. Однако данный курс вполне может рассматриваться и как самостоятельный, поскольку учащиеся 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать предлагаемые темы. В выпускных классах можно изучать темы, которые подростками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Поскольку учащиеся только начинают вступать в отношения с финансовыми институтами, в рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и др. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др. Курс направлен на формирование умений находить и анализировать информацию финансового характера, ориентироваться в ассортименте предлагаемых финансовых продуктов, осуществлять их выбор, адекватный потребностям и возможностям индивидуума. Также курс предполагает формирование умений в области прогнозирования возможных последствий от принимаемых финансовых решений и умений по выявлению мошеннических схем при осуществлении финансовых операций.

Основная часть

Общая характеристика занятия

Базовые понятия и знания:

• налог на доходы физических лиц (НДФЛ), транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц;

• знание видов налогов, уплачиваемых физическими лицами в России, оснований для взимания налогов с граждан России, способов расчёта сумм налогов к уплате. Личностные характеристики и установки:

• понимание различий налогов;

• осознание оснований уплаты личных налогов физическим лицом;

• понимание механизма расчёта суммы налога к уплате.

Умения:

• определять элементы налогов;

• рассчитывать размер личных налогов.

Компетенции:

• оценивать влияние налоговой нагрузки на семейный бюджет;

• планировать расходы на уплату налогов;

• своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.

Компетенции:

Метапредметные:

Познавательные

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах;

• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

• умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;

• умение производить расчёты на условных примерах.

Регулятивные

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

• способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий.

Коммуникативные

• умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности;

• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание).

Средства обучения: основные: компьютер, проектор, пособие для учащихся, рабочие тетради, раздаточный материал (кроссворд) (Приложение 2), презентация (Приложение 1), жетоны (Приложение 3), дополнительные: 3 компьютера с выходом в Интернет.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: «Финансовая грамотность»

Класс: 10 (ФГОС)

Тема занятия: «Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России»

Цель занятия: формирование основ финансовой грамотности учащихся в области налоговой политики государства

Базовые понятия и знания: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц; знание видов налогов, уплачиваемых физическими лицами в России, оснований для взимания налогов с граждан России, способов расчёта сумм налогов к уплате.

Личностные характеристики и установки: понимание различий налогов; осознание оснований уплаты личных налогов физическим лицом; понимание механизма расчёта суммы налога к уплате.

Умения: определять элементы налогов; рассчитывать размер личных налогов.

Компетенции: оценивать влияние налоговой нагрузки на семейный бюджет; планировать расходы на уплату налогов; своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.

Компетенции:

Метапредметные:

Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах; построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению); умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей; умение производить расчёты на условных примерах.

Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем; контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности; работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание).

Форма обучения: коллективная, индивидуальная, работа в группах, фронтальная

Межпредметные связи: математика, история, информатика, обществознание.

Оборудование: основные: компьютер, проектор, пособие для учащихся, рабочие тетради, раздаточный материал (кроссворд) (Приложение 2), презентация (Приложение 1), жетоны (Приложение 3), дополнительные: 3 компьютера с выходом в Интернет.


Полный текст статьи см. в приложении.


Финансы и банковские услуги
Экономика
Капитал
Документы
Финансы
Финансовая грамотность
Технологические карты уроков

Групповой проект выполнили:

МБОУ «СОШ №89 с углубленным изучением отдельных предметов»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №76»

МБОУ «Лицей № 000»

МБОУ «Гимназия №3»

МБОУ «Профильный лицей №24» г. Рубцовска

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Финансовая грамотность Класс: 8

Место урока по теме

Урок «Деньги: что это» является первым уроком при изучении

Раздела I Управление денежными средствами семьи.

Формы, приемы, методы

Открытие новых знаний

Фронтальная, индивидуальная и групповая работа;

проблемно-диалогическая технология, технология критического мышления. Беседа. Практикум.

Сформировать у учащихся представления о деньгах их формах и функциях

Актуализировать понятие: деньги. Определять формы и функции денег в современном обществе.

● самостоятельно выделять и формулировать тему и цели урока;

● самостоятельно ориентироваться в учебнике;

● самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для

● принимать и сохранять учебную задачу;

● учитывать выделенные учителем ориентиры действий;

● закреплять умения контролировать и корректировать свою

деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.

● формировать культуру общения между собой, учиться работать

● представлять результаты деятельности группы.

III. Личностные результаты:

● применять правила делового сотрудничества;

● оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения;

● анализировать своё эмоциональное состояние.

-знать основные понятия темы, определять формы и функции денег

- различать виды денег;

- определять функции денег;

- извлекать информацию из текстовых источников и обобщать их по заданной теме; - строить свои взаимоотношения с членами группы, высказывать свое мнение.

    мультимедийная установка, экран.

аспекты компетенции/ УУД

I этап: Мотивационно-целевой

Мотивация к учебной деятельности.

1.1. Организует приветствие и ситуацию самооценки готовности к уроку.

- Здравствуйте ребята. Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Начинаем наше занятие.

1.2. Определение темы урока.

Загадка: Слайд 4

Не любовь, а душу согревают.

Не здоровье, а без них чувствуешь себя не важно.

Не магнит, а притягивают.

Не господин, а подчиняют.

Не слуга, а служат. (Деньги)

Учитель поясняет, конкретизирует, направляет.

Оценивают готовность к уроку.

Проверяют наличие учебных принадлежностей

Высказывают свои предположения.

Определяют тему урока.

Запись темы урока в тетрадь

Эмоциональный настрой на урок.

Включение в учебный процесс.

Формирование интереса к познавательной деятельности на занятии.

II Этап: постановка проблемы и поиск решения 2 минуты

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

- Обратите внимание, перед вами лежит раздаточный материал, заполните его.

Цель: вспомним, что такое деньги;

определим формы и функции денег.

Испытывая определённые трудности совместно с учителем формулируют цель предстоящей деятельности.

Предлагают варианты, приходят к выводу, что целью занятия станет:

определить формы и функции денег.

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Диалог с учащимися, формирование проблемы

Поиски путей решения.

Появление проблемы, мотивации к её разрешению.

II этап: Актуализация знаний

Определить уровень владения материалом.

Предлагаю посмотреть видеосюжет и вспомнить: Слайд 9

Что такое деньги?

- это особый товар, являющийся всеобщим эквивалентом стоимости других товаров и услуг.

Какие деньги использовали в древности?

Всё, что вы перечислили – это товарные деньги. Товарные деньги одна из форм денег.

Для чего использовали деньги?

Обмен – это одна из функций денег.

Смотрят видеосюжет, готовят ответы на поставленные вопросы.

Вспоминают, что такое деньги, сравнивают свои знания с эталоном – определение дано на доске.

Определяют форму (товарные деньги-ракушки, меха и т. д.) и функции денег в древности (обмен).

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Восприятие содержания сюжета.

Диалог с учащимися.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

IV этап: совместное исследование проблемы

Открытие нового знания в результате беседы с опорой на социальный опыт.

Первичное закрепление материала

Открытие нового знания в результате поисково-исследовательской деятельности

Организация познавательной деятельности

- Обсудите в парах, какие ещё формы денег существуют в современном мире?

Учитель поясняет, конкретизирует, направляет - обратитесь к учебнику стр. 20-21, какие формы денег мы не назвали.

Занесите формы денег в схему № 1

Учитель предлагает задачу: «Саша с папой пришли в магазин с целью покупки ноутбука. Выбрав нужную модель, узнали, что терминал не работает. Как поступить, если ноутбук нужен сегодня?»

Учитель подводит к выводу

2. Функции денег.

Вспомните видеосюжет и одну из функций денег – функцию обмена, как вы думаете, изменились ли функции денег сегодня?

Учитель предлагает поработать в группах.

Планирование работы в группе.

Формулирует задачу группам - определить, какую функцию играют деньги в каждом случае?

В случае затруднения обратитесь к учебнику стр.15-16.

Приступаем к работе.

1 группа – карточка № 1

Единственное их занятие – торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают и получают назначенную цену деньгами. (средство обмена)

2 группа –карточка № 2

Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марка серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. (мера стоимости)

3 группа – карточка № 3

В руках воинов – купцов, разбогатевших за счёт выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства (средство

4 группа – карточка № 4

Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за работу (средство платежа)

В случае затруднения обратитесь к учебнику стр.15-16.

Оказание консультационной помощи.

- Представьте результаты вашей деятельности.

Корректирует, поясняет ответы.

Заполните схему № 2 Функции денег.

Называют известные формы денег (бумажные, монеты).

Обращаются к учебнику, читают материал. Дополняют. Делают записи в схеме № 1 (бумажные, банковская карта, электронные)

Высказывают своё мнение.

Вспоминают алгоритм работы в группе, обсуждают, задают вопросы, принимают учебную задачу.

Учащиеся, получив карточки с ситуациями определяют, какую функцию играют деньги в каждом случае, в случае затруднения ищут ответы на вопросы в учебнике, записывают ответы и готовят мини-сообщение.

Группа высказывает свою точку зрения по предложенной ситуации.

По результатам выступления каждый учащийся заполняет схему № 2 Функции денег.

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Беседа с учащимися.

Работа с практико-ориентированными заданиями.

Осознают свой вклад в общий результат

Формируются навыки публичного выступления

Поиски путей решения.

Формирование навыков поисковой деятельности.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Умение использовать информацию для решения учебной задачи.

V этап: Закрепление

Решение конкретно-практических задач.

Определите какие функции денег иллюстрируют ситуации.

Высказывают своё мнение. Определяют функцию денег, предложенную в ситуации.

Диалог с учащимися

Определение овладение материалом

VI этап: задание на дом

Систематизация знания, полученного на уроке, развитие творческого подхода к выполнению задания.

- Вспомнить пословицы и поговорки о деньгах, объяснить их смысл.

-Написать эссе «Деньги - очень дурной господин, но весьма хороший слуга»

- разобрать с родителями алгоритм снятия денег с банковской карты и практически потренироваться.

- Выберите то задание, которое вам по силам.

Задают вопросы, выбирают для себя задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Диалог с учащимися.

Учатся делать выбор на основе самооценки своих способностей и возможностей

Творческие работы детей по теме

VI I этап: итоги урока, рефлексия результатов деятельности

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

- Достигли мы цели занятия?

-Какой вклад внесла ваша группа в достижение общего результата.



Учителю предлагается для оформления «целостной картины современного урока» использовать технологическую карту. Это инновационная форма методической продукции, которая позволяет с помощью графического проектирования структурировать урок по заданным параметрам. Что такое технологическая карта урока и как ее составлять и с ней работать?

Отличия между технологической картой и конспектом

В новых ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.

Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной наполненности каждой из указанных форм.

Приведем их сравнительную характеристику (см. ниже).

Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

Технологическая карта урока по ФГОС

Позволяет демонстрировать системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками.

Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя.

Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процесса каждого учебного действия.

Содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке.

Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс.

Указываются только общие цели всего урока.

Рекомендации по разработке технологической карты

Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования. Приведем несколько рекомендаций и образцы, которые предоставлены педагогами, имеющими опыт в составлении технологической карты урока по ФГОС.

1.Необходимо оформлять «шапку» технологической карты. Например:

Предмет: Русский язык

Тема урока: Корень слова. Как найти корень слова?

Прогнозируемые результаты

  • учить проверять себя;
  • учить давать оценку своим действиям;
  • учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

  • учить анализировать и выделять общее;
  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

  • вспомнить понятие однокоренные и родственные слова;
  • дать уточненное определение термина «корень»;
  • учить находить корень слова;
  • учить подбирать родственные слова разных частей речи.

Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.

Оборудование: цветные стикеры, шаблоны деревьев и листочков для групповой работы, макеты снежков.

2.Не стоит излишне «раздувать» технологическую карту урока. Это только затруднит ее использование во время занятия. Оптимальным вариантом является образец, который будет включать такие разделы:

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

3.При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.

4.В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.

5.Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.

6.Следует не забывать, что урок должен иметь также воспитательный и развивающий характер. В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или воспитания) …».

7.После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.

8.Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания такой технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.

При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты.

Рассмотрим образец составления технологической карты урока по ФГОС: фрагмент урока русского языка в 3 классе.

1 Тема: Что такое налоги и зачем их платить. Проект учителей: Руф Ю.А. МБОУ Ненинская СОШ им. Героя РФ Лайса А.В., Субботина Т.В.МКОУ «Крестьянская СОШ», Конкин И.И. МКОУ Тогульская СОШ, Губанова Е.А. МБОУ «Целинная СОШ»., Багринцева Н.В. МБОУ «Лицей 101» г. Барнаул, Воронина Е.Г. МБОУ СОШ 3 г. Новоалтайска, Мелихов В.А. МБОУ СОШ 84. Тема занятия Что такое налоги и зачем их платить. Класс 11 Тип Цель Образовательные ресурсы Личностно значимая проблема Методы и формы обучения Основные понятия Открытие новых знаний Создать условия для формирования представлений о налогах, способствовать формированию положительной позиции к законодательству РФ в области налогообложения. Пособие для учащихся старшей школы по финансовой грамотности, интернет-ресурс nalog.ru, раздаточный материал Представление об обязанности налогоплательщика; понимание неотвратимости наказания за неуплату налогов. Методы: наглядный, частично-поисковый, практический Формы: работа в группах, практикум. Налог; ИНН; виды налогов I Цели урока: Создать условия для овладения учащимися знаниями о правах и обязанностях налогоплательщика Задачи: 1 Образовательные цели: Способствовать, усвоению материала и специальной терминологии учащимися. Способствовать систематизации, формированию, закреплению и повторению полученных знаний (для подготовки к ЕГЭ) 2. Развивающие цели: Способствовать развитию речи учащихся, овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы), формированию и развитию познавательного интереса к предмету, формированию и развитию самостоятельности учащихся. 3. Воспитательные цели: Способствовать формированию и развитию у школьников налоговую грамотность, осознанное отношение к законодательству Российской Федерации.

2 Планируемые образовательные результаты Предметные -Научатся: считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога. Метапредметные УУД Познавательные: используют знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Умение извлекать информацию из текста. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. II. Оборудование, оснащение урока. : тетрадь, ПК с выходом в Интернет Пособие для учащихся старшей школы по финансовой грамотности, раздаточный материал Тип урока: урок изучения нового материала. Личностные УУД Формирование понимания неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет.

3 Этапы урока I. Организ ационномотивационны й этап. Вре мя (мин) Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Технологическая карта урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организаци и оовзаимодейс твия на уроке Эмоциональная, Предлагает учащимся разделиться на 3 Разделение на группы психологическая и группы. мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Формы контрол я II. Актуализация знаний. 7 Метод кейсов Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в практическую деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели занятия учащимися. Решение трех кейс-ситуаций (приложение 1) групповая Работа беседа Устные ответы. 3 заполняем таблицу Предлагает определим цель урока. знаю-хочу узнать - Фиксация на доске цели урока узнал (прием Технология Предлагает заполнить таблицу З-Х-У РКМЧП) Организация работы учащихся с Формулируют тему Тему записывают в тетрадь. Обсуждают тему и ставят цель и задачи урока. Заполняют 1 столбец таблицы в тетради, основываясь на своих знаниях беседа Индивидуальна я и/ или групповая работа

4 III. Усвоение новых знаний и способов действий 26 (тонкие и толстые вопросы приемы технологии РКМЧП) учебником Организует работу в группах с предоставлением материалов для работы по заданиям: Группа 1 История налогов. Проследите историю налогообложения с древнейших времен Группа 2. Изучив налоговый кодекс Российской Федерации, определите понятия: налог, налогообложение, объект и субъект налогообложения. Классифицируйте налоги по способу взимания и по территориальному признаку. Группа 3. Изучите личный кабинет налогоплательщика на сайте составьте алгоритм работы с личным кабинетом. Каково его назначение? Организует дискуссию через составление вопросов Заполняют 2 столбец таблице, в тч с использованием учебника Учебник с Учащиеся работают с различными видами источников информации. Оформляют отчет по заданию. 2. представляют результат работы. Остальные заполняют 3 столбец таблицы. После выступления группы необходимо сформулировать вопрос выступающему. (1 вопрос от группы ) Групповая работа дискуссия IV. Рефлексия Контроль достижения результатов 3 таблицу знаю-хочу Давайте вернемся к цели занятия. И заполненной таблице. Посмотрите, на узнать -узнал какие вопросы мы смогли ответить, где (прием возникли затруднения, что мы можем Технология перенести для изучения на следующем РКМЧП) занятии. Отвечают на вопросы. Ставят вопросы для изучения на следующее занятие. Индивидуальн ая работа или групповая.

5 V. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 1 Домашнее задание Предлагает выполнить задания по Записывают домашнее задание. выбору: 1. Вместе с родителями выяснить наличие налоговой задолженности у членов семьи. 2. Составить буклет по теме «Налоги» 3. Рассчитать транспортный налог на автомобиль мечты.

6 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Кейс-ситуация 1: Согласно Конституции РФ (Ст.72,), к совместной компетенции Федерации и её субъектов относятся вопросы: 1) Установление размеров административных штрафов; 2) Ценообразование на товары первой необходимости; 3) Оказание бесплатного качественного медицинского обслуживания; 4) Установление налогов и сборов на уровне субъекта. Кейс- ситуация 2: Согласно Конституции РФ (Ст.132), Муниципальные образования (города, районы, деревни) решают такие вопросы, как: 1) Установление норм очередного военного призыва; 2) Установление налогов и сборов, составление местного бюджета; 3) Разработка программ развития общеобразовательных учреждений 4) Передача структуры ЖКХ частным коммерческим предприятиям. Кейс- ситуация 3: Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям граждан РФ? Запишите цифры, под которыми указаны конституционные обязанности: 1) Указание своей национальности 2) Сохранение исторического и культурного наследия 3) Участие в выборах органов власти 4) Уплата налогов 5) Свободное распоряжение своими способностями к труду 6) Пользование родным языком

Читайте также: