Единый налог в узбекистане

Опубликовано: 05.05.2024

Механизм уплаты НДС в Узбекистане не противоречит нормам, актуальным для других стран.

Но решение, которое было принято в переходный период, не было достаточно продуманным. Именно так считают ведущие экономисты страны.

Налог в Узбекистане

Особенности налоговой системы РУ

Система налогообложения Узбекистана соответствует положениям, описанным в налоговом кодексе страны.

Главной особенностью системы является то, что ставки налогов устанавливаются не НК, а решением главы государства. Это происходит каждый год.

А также наблюдается ежегодное утверждение списков и перечней, которые необходимы для целей исчисления налогов в Узбекистане.

К ним следует отнести перечни видов деятельности юридических лиц – они подлежат упрощенному налогообложению. Это также относится к подакцизным товарам.

Основные государственные налоги, которые платят граждане страны, представлены в таблице:

Название налога Размер (%)
На прибыль 7–35
На доходы 7,5
Специальные платежи (сверхприбыль) 50
На имущество 5

Виды основных местных сборов:

  • благоустройство – 8%;
  • потребление бензина (для владельцев ТС) – 2%;
  • право розничной торговли – количество процентов зависит от типа оказываемых услуг.

Ставка и размер НДС

В декабре 2018 года в налоговое законодательство страны были внесены некоторые изменения. Они вступили в силу в 2019 году.

Изменения и дополнения нашли отражение в следующих законодательных актах:

Плательщики налога

Оплачивать свою деятельность, и делать взносы в узбекский бюджет, обязаны предприниматели:

  • Реализующие сельхозпродукцию. Продукция собственного производства является исключением.
  • Оказывающие услуги брокера.
  • Оказывающие услуги аудитора.
  • Оказывающие консалтинговые услуги.
  • Занимающиеся общественным питанием.
  • Занимающиеся гостиничным хозяйством.
  • Осуществляющие торговлю (оптово-розничную, оптовую, розничную).
  • Занимающиеся строительством.

Советуем посмотреть вебинар о налогообложении в Узбекистане в 2021 году.

Что относится к обороту по реализации

К обороту по реализации работ и услуг следует отнести:

  • Отгрузку товаров.
  • Уставной капитал.
  • Передачу имущества (безвозмездную).
  • Обмен имущества на иные услуги, работы и товары, предусмотренные узбекским законодательством.
  • Передачу имущества сотруднику в счёт з/п.
  • Передачу материалов и товаров в соответствии с договором займа.
  • Передачу имущества в финансовую аренду (также сюда относится лизинг).
  • Отгрузку вещей (принимаются во внимание условия рассрочки платежей).
  • Предоставление помещения в аренду.
  • Передачу прав на результат интеллектуального труда. Дополнительно предоставляется право на использование интеллектуального продукта.

Более подробную информацию можно узнать по ссылке.

Определение облагаемого и необлагаемого оборота

Если имеется необлагаемый и облагаемый оборот, расчёт осуществляется на основе суммы НДС:

  • По товарам, которые были приобретены для личных нужд.
  • НДС, что приходится на облагаемый оборот. Сюда же относится оборот, который облагается по ставке в 0%.

К товарам, необлагаемым оборотом, следует отнести:

  • Те, что реализуются за пределами РУ.
  • Освобождённые от НДС.

Если плательщик совершает необлагаемые и облагаемые обороты одновременно, то «входной» НДС обязательно распределяется.

Сумма налога на добавленную стоимость определяется 2 способами:

  • Раздельным.
  • Пропорциональным.

Выбранный способ закрепляется в учётной политике. Заменять его на протяжении календарного года нельзя.

Место, где реализуются товары

Общеустановленным местом, где реализуются товары, является территория Узбекистана.

При этом должно быть выполнено хотя-бы одно из двух условий:

  • В момент погрузки и перевозки товар находится в пределах узбекских границ, или на других территориях, которые находятся под юрисдикцией этого государства.
  • Товар находится в Узбекистане, но не грузится и не перевозится.

Как определяется налогооблагаемая база

Для определения налогооблагаемой базы необходимо учесть следующие показатели:

  • Убытки, которые имели место в прошлых периодах.
  • Размер уменьшения прибыли, облагаемой налогом.
  • Льготы по НДС.
  • Вычитаемые расходы.
  • Доход (в совокупности).

Корректировка базы

Налогоплательщики могут сами корректировать налоговые обязательства. Они должны основываться на ценах, которые имеются на рынке.

Если налогоплательщик замечает, что в процессе заключения сделки цена отклоняется от рыночной, он может самостоятельно внести корректировки, и осуществить уплату налога.

Налогоплательщик имеет право платить:

  • Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций.
  • НДПИ.
  • НДС.

При этом учитываются налоговые периоды, которые завершаются в течение 1 календарного года. При этом обязательно рассматривается стоимость сделки, которая заключается с взаимозависимым лицом.

При импорте

Право на вычет НДС, который оплачивается при ввозе продукции на территорию Узбекистана, есть только у плательщиков – индивидуальных предпринимателей и организаций.

Ввоз товаров в Узбекистан

Налоговая база при транспортировке товаров на территорию Узбекистана определяется на основании их таможенной стоимости

Для нерезидентов

В соответствии с 207 статьей НК, работа, которая выполняется нерезидентами республики, является для организации, действующей на территории РУ, оборотом, который облагается НДС.

Здесь имеется важное условие: местом реализации должен быть именно Узбекистан.

Вне зависимости от того, является организация плательщиком НДС или нет, по работам, которые выполняются нерезидентом, возникает обязательство по осуществлению всех выплат.

А также предприятие обязуется составить отчётность по НДС.

Форма отчётности обязательно включает в себя:

  • Сведения о налогоплательщике.
  • Расчёт налога на добавленную стоимость по всем услугам, которые были получены от нерезидентов республики.

Освобождение оборота от НДС

Необлагаемым является оборот по реализации продукции (а также услуг и товаров) за пределами РУ. Место реализации должно быть определено в соответствии с указаниями налогового кодекса.

А также не облагается налогом оборот в виде остатков товаров, которые относятся к категориям, перечисленным в налоговом кодексе.

Заключение

Возврат НДС в Узбекистане с 28 мая 2019 года осуществляется в течение 7 рабочих дней.

Это стало актуальным после внесения изменений в Положение о порядке возврата суммы превышения долга на добавленную стоимость, которая была образована в результате применения «нулевой ставки».

Теперь налогоплательщик избавлен от необходимости обращения в территориальные ГНУ. Апеллировать он теперь может сразу в налоговый комитет.

Вместо акта сверки задолженности к ходатайству следует приложить сведения по реализации продукции и поступлению денег.


В связи с принятием Налогового кодекса в новой редакции изменились правила и сроки выбора одного из двух режимов налогообложения – уплаты налога с оборота или налогов на прибыль и добавленную стоимость. Рекомендациями по этим вопросам делится Дильшод СУЛТАНОВ, заместитель министра финансов.

Общие правила

В соответствии с Налоговым кодексом, введенным в действие с 1 января 2020 года, вместо единого налогового платежа введен налог с оборота, уплачиваемый взамен налогов на добавленную стоимость и прибыль.

Право выбора уплаты налога с оборота предоставляется:

1) юридическим лицам Республики Узбекистан, чей совокупный доход за налоговый период не превышает 1 млрд сум.;

2) индивидуальным предпринимателям, чей доход от реализации товаров (услуг) за налоговый период превышает 100 млн сум., но не более 1 млрд сум.

Наряду с уплатой налога с оборота за налогоплательщиком сохраняются обязанности:

  • налогового агента по НДС и налогу на прибыль, возложенные на него Налоговым кодексом;
  • по выставлению счетов-фактур, ведению книги учета покупок и книги учета продаж, если иное не установлено Налоговым кодексом.

Не вправе применять налог с оборота и обязаны уплачивать НДС и налог на прибыль:

  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, чей доход от реализации товаров (услуг) за налоговый период превысил 1 млрд сум.;
  • импортеры товаров;
  • производители подакцизных товаров (услуг) и (или) осуществляющие добычу полезных ископаемых;
  • сельхозпроизводители при наличии у них орошаемых сельхозугодий площадью 50 га и более;
  • юридические лица, реализующие бензин, дизтопливо и газ;
  • юридические лица – организаторы лотерей;
  • доверенные лица по деятельности в рамках договора простого товарищества;
  • собственники не завершенных строительством объектов и неиспользуемых производственных площадей, по которым вынесено заключение уполномоченного органа о нереализации инвестиционного проекта;
  • предприятия, строящие объекты (за исключением текущего и капремонта) за счет централизованных источников финансирования.

Что делать, если в 2020 году у вас есть право или обязанность платить налог с оборота

Предприятие вправе платить налог с оборота, если в 2019 году оно было плательщиком:

  • ЕНП, и Налоговый кодекс не требует перехода на уплату налогов на добавленную стоимость и прибыль. Никаких заявлений о переходе на уплату налога с оборота с 1 января 2020 года подавать не надо;
  • НДС и налога на прибыль, но у него в 2020 году появилось право выбора уплаты налога с оборота.

В соответствии с Налоговым кодексом для перехода на уплату налога с оборота юридические лица направляют в налоговый орган уведомление не позднее 10 дней до начала очередного налогового периода, в котором они переходят на уплату налога с оборота. Подать уведомление до 20 декабря было невозможно, поскольку Налоговый кодекс в новой редакции был принят 30 декабря 2019 года. Поэтому в порядке исключения срок подачи уведомления о переходе на уплату налога с оборота с 1 января 2020 года продлен до 1 февраля 2020 года.

Вправе перейти на уплату налога с оборота налогоплательщики, добровольно перешедшие на уплату НДС и налога на прибыль в 2019 году. Условия перехода:

  • оборот не должен превышать 1 млрд сум. в 2019 году и в период с 1 января 2020 года до даты перехода;
  • переход должен осуществляться не ранее, чем через 12 месяцев.

Вновь созданные юридические лица вправе выбрать порядок налогообложения при их госрегистрации.

Индивидуальные предприниматели (ИП) переходят на уплату налога с оборота, если их доход от реализации товаров (услуг) за налоговый период превысил 100 млн сум. Переход производится без предоставления уведомления. Исключением являются ситуации, когда ИП представляют уведомление о выборе уплаты НДС и налога на прибыль.

Что делать, если с 1 января 2020 года вы обязаны перейти на НДС и налог на прибыль

Налогоплательщики, уплачивавшие в 2019 году единый налоговый платеж, но лишившиеся с 1 января 2020 года права уплачивать налог с оборота, признаются плательщиками НДС и налога на прибыль. Они обязаны в срок до 1 февраля 2020 года уведомить налоговые органы о переходе на уплату указанных налогов (получить специальный регистрационный код плательщика НДС).

Если уведомление не будет представлено до 1 февраля 2020 года, налоговые органы самостоятельно поставят налогоплательщика на учет в качестве плательщика НДС и налога на прибыль.

Что делать, если в 2019 году предприятие уплачивало ЕНП и «добровольный» НДС

В новой редакции Налогового кодекса одновременная уплата налога с оборота и НДС не предусмотрена.

Поэтому плательщики налога с оборота вправе:

  • остаться его плательщиками, лишившись права добровольно платить НДС;

  • добровольно перейти на уплату НДС и налога прибыль.

Если плательщик налога с оборота принял решение с 1 января отказаться от него
и уплачивать НДС и налог на прибыль, он должен уведомить об этом налоговый орган до 1 февраля 2020 года.

Этот срок уведомления установлен в порядке исключения, так как в соответствии с Налоговым кодексом юридические лица вправе перейти на уплату НДС и налога на прибыль с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором было подано заявление.

Индивидуальный предприниматель также вправе перейти на НДС и налог на прибыль. Для этого он подает уведомление не позднее 5 дней с даты превышения порогового значения дохода от реализации товаров (услуг) – 100 млн сум. При непредставлении уведомления в указанные сроки индивидуальный предприниматель уплачивает налог с оборота.

В каких случаях налогоплательщики не вправе продолжать применять налог с оборота

Налогоплательщики обязаны перейти на уплату НДС и налога на прибыль в случае:

1) превышения в течение налогового периода установленного порога совокупного дохода в размере 1 млрд сум. – начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло такое превышение;

2) вынесения заключения по неэффективному использованию пустующих зданий, сооружений нежилого назначения и объектов незавершенного строительства, а также производственных площадей в отношении юридических лиц – собственников указанных объектов – начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором вынесено соответствующее заключение;

3) вынесения заключения уполномоченного органа о нереализации инвестиционного проекта в отношении юридических лиц – собственников не завершенных строительством объектов и неиспользуемых производственных площадей – начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором вынесено соответствующее заключение;

4) строительства объектов (за исключением текущего и капитального ремонта) за счет централизованных источников финансирования – начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором заключен договор на такое строительство.

В 2019 году вступили в силу несколько десятков изменений и дополнений в налоговое законодательство Узбекистана.


В 2019 году налоги и другие обязательные платежи сильно изменились. Налоговый комитет опубликовал ключевые изменения и дополнения в законодательство Узбекистана:

Упрощенная система налогообложения

Единый налоговый платеж

Концепцией предусматривалось, что вместо единого налогового платежа будет введен налог с оборота (выручки). Однако в целях сокращения нормотворческой работы решено сохранить существующее наименование налога, налог с оборота (выручки) называется как и раньше — единый налоговый платеж.

В 2018 году критериями для уплаты единого налогового платежа являлись численность работников и осуществление определенного вида деятельности. Размер годового оборота (выручки) для возможности уплаты единого налогового платежа не учитывался.

С 1 января 2019 года единый налоговый платеж смогут уплачивать только юридические лица с годовым оборотом (выручкой) по итогам 2018 года не превышающим 1 млрд сумов.

При этом круг плательщиков единого налогового платежа расширяется за счет индивидуальных предпринимателей. Плательщиками единого налогового платежа будут:

  1. юридические лица, валовая выручка которых за налоговый период не превышает 1 млрд сумов;
  2. товарищ (участник) — индивидуальный предприниматель, на которого возложено ведение дел простого товарищества (доверенное лицо), валовая выручка которого от деятельности простого товарищества за налоговый период не превышает 1 млрд сумов;
  3. индивидуальные предприниматели, выручка которых от реализации товаров (работ, услуг) за налоговый период превышает установленный размер, но не более 1 млрд сумов. Если индивидуальной предприниматель экспортирует плодоовощную продукцию или включен в Национальный реестр субъектов электронной коммерции, он обязан платить единый налоговый платеж до достижения выручки в 1 млрд сумов;
  4. семейные предприятия, валовая выручка которых за налоговый период не превышает 1 млрд сумов;
  5. некоммерческие организации по доходам, полученным ими от предпринимательской деятельности, при условии, что они за налоговый период не превышают 1 млрд сумов.

В 2018 году единый налоговый платёж уплачивался по ставкам, дифференцированным в зависимости от видов деятельности. Базовая ставка налога составляла 5 процентов.

С 2019 года базовая ставка единого налогового платежа составляет 4% и все плательщики единого налогового платежа при наличии объекта налогообложения обязаны будут уплачивать налог на имущество, земельный налог и налог за пользование водными ресурсами.

Для них также сохранится возможность уплаты налога на добавленную стоимость на добровольной основе при наличии облагаемых налогом на добавленную стоимость оборотов:

Ставки единого налогового платежа

Налогоплательщики всех отраслей экономики (за исключением указанных ниже) «базовая ставка»

Юридические лица, получающие доходы от организации массовых зрелищных мероприятий путем привлечения юридических и физических лиц (включая нерезидентов), имеющих лицензию на занятие концертно-зрелищной деятельностью

Предприятия общественного питания:

в городах с численностью населения 100 тысяч и более человек

других населенных пунктах

труднодоступных и горных районах

из них: специализированные предприятия общественного питания, обслуживающие общеобразовательные школы, школы-интернаты, средние специальные, профессиональные и высшие учебные заведения

75% от установленной ставки в зависимости от места расположения

Предприятия розничной торговли в городах с численностью населения 100 тысяч и более человек

других населенных пунктах

труднодоступных и горных районах

независимо от места расположения по товарообороту от реализации алкогольной продукции, табачной продукции, бензина, дизельного топлива и сжиженного газа

Предприятия торговли, осуществляющие оптовую, а также оптово-розничную торговлю (за исключением оптовые и розничные аптечные организации)

Общеустановленная система налогообложения

Налог на прибыль юридических лиц

Изменения по налогу на прибыль в основном коснулись ставок налога, а также структуры вычитаемых и невычитаемых расходов.

Ставки налога на прибыль для большинства юридических лиц в 2019 году снижены:

  • для коммерческих банков — с 22 до 20%;
  • для остальных юридических лиц (за некоторым исключением) — с 14 до 12%.

В то же время повышены ставки налога для юридических лиц производителей цемента (клинкера) и полиэтиленовых гранул — с 14 до 20%

Для операторов мобильной связи, имевших дифференцированные ставки (14 и 50%) в зависимости от уровня рентабельности, вводится единая ставка налога на прибыль — 20%.

Изменения коснулись перечня вычитаемых и невычитаемых расходов. Ранее перечень расходов, подлежащих вычету при определении налогооблагаемой прибыли, являлся закрытым.

Перечень же невычитаемых расходов — наоборот, был открытый. Теперь же в целях упрощения определения налогооблагаемой базы и во избежание ошибок при исчислении налога и спорных вопросов при проверках с 2019 года перечень невычитаемых расходов закрытый, а вычитаемых — открытый.

Внесены следующие поправки в определение отдельных статей вычитаемых расходов:

  • исключены нормы по ограничению представительских расходов. Ранее их сумма в составе вычитаемых расходов не могла превышать одного процента от объема выручки от реализации продукции (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость и акцизный налог;
  • исключены ограничения по суточным расходам;
  • исключены ограничения по суммам страховых премий на добровольное страхование, оплачиваемых в пользу физическому лицу. Ранее норма для определения вычитаемых расходов составляла два процента от объема выручки от реализации товаров (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость и акцизный налог;
  • все выплаты по возмещению вреда, связанного с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья относятся теперь к вычитаемым расходам;
  • из вычитаемых исключены расходы на выполнение работ по благоустройству городов и поселков. Эти расходы переведены в состав невычитаемых;
  • исключена из перечня вычитаемых расходов плата за полностью изношенное оборудование, находящееся в эксплуатации.

Внесены поправки в определения отдельных статей невычитаемых расходов:

  • взносы, средства в виде спонсорской и благотворительной помощи, независимо от того, кто их получает, являются невычитаемыми расходами;
  • исключены судебные издержки;
  • к невычитаемым расходам относятся только убытки от выбытия основных средств с прежними оговорками. Убытки от выбытия иного имущества исключены из состава невычитаемых расходов.

В перечень невычитаемых расходов добавлены:

  • налоги, уплаченные за нерезидентов Узбекистана и других лиц;
  • налоги и другие обязательные платежи, доначисленные по результатам проверок;
  • расходы на мероприятия, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности налогоплательщика (по охране здоровья, спортивные и культурные мероприятия, организация отдыха );
  • оказание помощи профсоюзным комитетам;
  • затраты на выполнение работ (услуг), не связанных с производством продукции (работы по благоустройству городов и поселков, оказание помощи сельскому хозяйству и другие виды работ).

В целях снижения себестоимости товаров, работ и услуг изменены ставки амортизации для целей налогообложения исходя из срока использования имущества по отдельным категориям основных средств, так с 2019 года нормы амортизации снижены:

  • для зданий и строений — с 5 до 3%;
  • для железнодорожного подвижного состава, морских, речных судов, судов рыбной промышленности, воздушного транспорта — с 8 до 4%.

Снижение норм амортизации приведет к сокращению расходов и увеличению прибыли.

С 2019 года ставка налога на доходы в виде дивидендов и процентов снижается с 10 до 5%. При этом порядок обложения у источника выплаты сохранится как для юридических, так и для физических лиц.

Для нерезидентов ставка налога на дивиденды и проценты сохраняется в размере 10%. Ставки по другим видам доходов нерезидентов также остаются неизменными:

С 2019 года НДФЛ уплачивается по единой ставке 12%, расчет сдается ежемесячно, а уплата – не позднее срока его представления. Ставка налога на дивиденды и проценты физлиц-резидентов снижается с 10 до 5% (см. ЗРУ-508 от 24.12.2018 г.).

Шкала по НДФЛ отменяется и устанавливается единая ставка

По налогу на доходы физических лиц – резидентов вместо действующей 4–ступенчатой шкалы налогообложения в 2019 году вводится единая ставка – 12% (ст. 181 НК). Дивиденды и проценты, выплачиваемые физлицам – резидентам, облагаются теперь налогом по ставке 5% (в 2018 году – 10%).

Отмена действующего порядка расчета НДФЛ:

значительно снизит налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, что очень важно как для работников, так и для работодателей;

упростит порядок исчисления налога, что особенно важно для бухгалтеров.

Платить больше НДФЛ теперь будут арендодатели – владельцы имущества. Ставка для них также будет 12%. Напомним, что ранее они уплачивали налог по минимальной ставке – 7,5% в 2018 г. Также увеличится налог и с других доходов, которые облагались по минимальной ставке:

дополнительные выплаты за работу в высокогорных, пустынных и безводных районах;

за выполнение временных сельхозработ по направлению предприятий и организаций;

безвозмездно полученные от физлиц доли, паи и акции;

от продажи физлицами собственной недвижимости.

При непредставления физлицом справки с места прежней основной работы или ИНН НДФЛ удерживался по максимальной ставке. Теперь в связи с отменой шкалы доходы физлица в этом случае будут облагаться без применения льгот, предусмотренных абзацем четвертым пункта 1 статьи 179 (материальная помощь) и статьей 180 НК. Также утрачивает смысл норма о подаче заявления в бухгалтерию на удержание налога по максимальной ставке при получении физлицом доходов не по месту основной работы или от других юрлиц.

Отменяется норма, согласно которой работодатель обязан был в течение 30 дней письменно сообщить в ГНИ о суммах, выплаченных работнику после прекращения с ним трудового договора.

Сокращается перечень физлиц, полностью освобожденных от налогообложения

Из перечня исключены (ч. 1 ст. 180 НК):

военнослужащие Минобороны, МВД, МЧС, СГБ, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и таможенных органов, а также военнообязанные, призванные на учебные или поверочные сборы, – по суммам денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, полученных ими в связи с несением службы (исполнением служебных обязанностей);

судьи Конституционного и Верховного судов, судов по гражданским и уголовным делам, экономических, административных и военных судов, а также работники органов прокуратуры, имеющие классные чины, – по доходам, полученным ими в связи с исполнением служебных обязанностей.

Расчет будет сдаваться ежемесячно

Отчетным периодом для налоговых агентов, удерживающих НДФЛ у источника выплаты дохода, теперь является месяц (ст. 183 НК). Сведения о суммах начисленных и фактически выплаченных доходов и суммах удержанного налога на доходы физических лиц (прил. № 2 к постан. МФ и ГНК, рег. МЮ № 2439 от 22.03.2013 г.) должны представляться ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, а по итогам года - в срок представления годовой финотчетности.

Теперь в сведениях отражается информация в разрезе каждого физлица о начисленных:

доходах в виде оплаты труда, суммах удержанного НДФЛ и уплаченных взносов на ИНПС;

имущественных доходах (за исключением процентов и дивидендов)
и доходах в виде материальной выгоды, суммах удержанного у источника выплаты НДФЛ.

По физлицам, получившим доходы не по месту основной работы, в течение 30 дней после окончания налогового периода в ГНИ представляется специальная справка. Теперь в ней отражаются только доходы в виде материальной выгоды, не обложенные у источника выплаты.

Срок уплаты ограничивается

НДФЛ уплачивался налоговым агентом одновременно с представлением документов в обслуживающий банк для получения денежных средств. С 2019 года срок уплаты ограничивается сроком представления расчета.

При представлении документов на получение аванса по зарплате за первую половину месяца налог по-прежнему не уплачивается. Также сохранен срок уплаты налога при натуральных выплатах, разрешенных законодательством, – в течение 5 дней после окончания месяца, в котором они произведены.

Порядок налогообложения по декларации о доходах скорректирован

Подлежащие налогообложению доходы, полученные физлицом из двух и более источников, облагались налогом на основании декларации, если к ним не применялась максимальная ставка (ст. 189 НК).

В связи с отменой шкалы налогообложения и установлением единой ставки налога декларацию в этих случаях теперь представлять не нужно.

Также декларация о доходах не представляется, если с доходов,
полученных налогоплательщиком не по месту основной работы, НДФЛ был удержан по его заявлению. Исключение составляют доходы, полученные из источников:

за пределами Узбекистана;

не являющихся налоговыми агентами.

Предварительная декларация по доходам от аренды недвижимости не нужна

С 1 января 2019 года договоры аренды недвижимого имущества обязательно ставятся на учет в налоговых органах (Положение, рег. МЮ № 3077 от 11.10.2018 г.). Поэтому представлять предварительную декларацию по доходам от аренды недвижимости теперь не нужно. Внесены изменения и в порядок уплаты налога по таким доходам. Налог уплачивается, как и прежде, ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем получения дохода. Так как предварительная декларация не представляется, основанием для уплаты будет служить извещение налогового органа.

Единый налог в Узбекистане.

Начиная с 2004 г. Узбекистан вступил в стадию высоких темпов экономического развития. Так, темпы прироста ВВП в 2004 г. достигли 7,7%, а в первом полугодии 2005 г. — 7,2%.
В достижении высоких темпов развития экономики замет¬ное место занимают субъекты малого бизнеса. По состоянию на 1.01.2005 г. доля малого бизнеса во ВВП возросла до 35,6%, против 22,6% в 1998 г., благодаря быстрому росту количества субъектов малого бизнеса. Так, только в 2004 г. их количество увеличилось на 14% и составило к 1.01.2005 г. 274400 единиц, было создано дополнительно 427600 рабочих мест .
В Узбекистане действует единый налог, который введен взамен уплаты общегосударственных и местных налогов.
В результате снижается налоговое бремя, полностью от¬сутствуют авансовые и месячные платежи и отчеты, резко сни¬жается трудоемкость бухгалтерских расчетов и, в конечном счете, сокращается численность работников бухгалтерии на¬логоплательщиков и работников налоговых органов.
Однако при применении единого налога для плательщиков единого налога сохраняется:
а) порядок уплаты:
таможенных платежей (таможенной пошлины, НДС, акцизного налога, сборов за таможенное оформление при ввозе товаров на территорию Республики Узбекистан);
налога на добавленную стоимость в отношении работ, услуг, импортируемых на территорию Республики Узбекистан;
сбора за право розничной торговли отдельными видами товаров;
сбора за регистрацию юридических лиц;
сборов в Республиканский дорожный фонд;
отчислений в государственные целевые фонды и Фонд развития школьного образования;
государственных пошлин;
компенсационных выплат за загрязнение окружающей среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан;
б) порядок удержания налогов и обязательных платежей у источника выплаты в соответствии с законодательством.
Плательщиками единого налога являются микрофирмы и малые предприятия, осуществляющие закупочную, снабженческо-сбытовую, брокерскую деятельность, а также оказывающие услуги по договору комиссии, которые, согласно установленным законодательством критериям (среднегодовая численность работников), относятся к категории микрофирм и малых предприятий. При определении среднегодовой численности работников микрофирм и малых предприятий учитывается также численность работающих на унитарных (дочерних) предприятиях, в филиалах и представительствах, а именно:
– для пред¬приятий непроизводственной сферы – не более 10 чел.;
– в легкой и пищевой промышленности, металлообработке, приборостроении, мебельной, деревообрабатывающей промыш-ленности и промышленности стройматериалов – не более 100 чел.;
– в машиностроении, металлургии и в других отрас¬лях промышленности – не более 50 чел.;
– для организаций науки, транспорта, связи, сферы услуг (кроме страховых ком¬паний) – не более 25 чел.
Объектом обложения является валовой доход. В состав валового дохода включается:
а) разница между покупной и продажной стоимостью реализованных товаров.
При реализации товаров по ценам ниже покупной стоимости, а также при безвозмездной передаче товаров для целей налогообложения продажная стоимость определяется исходя из покупной стоимости товаров.
Для микрофирм и малых предприятий, осуществляющих брокерскую деятельность, а также оказывающих услуги по договору комиссии, под валовым доходом понимается сумма комиссионного вознаграждения. При этом микрофирмы и малые предприятия, осуществляющие брокерскую деятельность, в целях налогообложения из суммы комиссионного вознаграждения исключают сумму комиссионного сбора, перечисляемого бирже от суммы сделки;
б) прочие доходы от основной деятельности (операционные доходы);
в) доходы от финансовой деятельности. При этом доходом от переоценки валютных статей баланса считается сальдо между положительной и отрицательной курсовой разницей. В случае превышения суммы отрицательной курсовой разницы над положительной сумма превышения не уменьшает налогооблагаемую базу при исчислении налога на валовой доход;
г) другие доходы, определяемые в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан.
При исчислении налогооблагаемого валового дохода из валового дохода исключаются:
а) сумма государственных субсидий;
б) доходы по государственным облигациям и иным государственным ценным бумагам;
в) дивиденды и проценты при наличии документов, подтверждающих уплату налога источником выплаты;
г) доходы, полученные в виде дивидендов и направленные в уставный капитал (фонд) предприятия, от которого они получены;
д) сумма таможенных платежей (таможенная пошлина, акцизный налог, налог на добавленную стоимость) в доле на реализованный товар предприятиями, реализующими товары по договорам консигнации.

Ставки единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий

*) для лизинговых компаний в процентах к доходу лизингодателя (марже).
**) для предприятий, у которых разработка и внедрение компьютерных программных продуктов составляют не менее 80% от общего объема реализации товаров (работ, услуг).
Единый налог рассчитывается плательщиками самостоятельно, исходя из налогооблагаемого валового дохода и утвержденной ставки.
В случае если плательщики наряду с закупочной, снабженческо-сбытовой, брокерской деятельностью, оказанием услуг по договору комиссии, занимаются другими видами деятельности, то по этим видам деятельности они обязаны вести раздельный учет и по этим видам деятельности уплачивать соответствующие налоги, сборы и обязательные платежи, предусмотренные законодательством для данной категории налогоплательщиков.
По итогам первого квартала, полугодия и 9 месяцев налогоплательщики представляют в районную (городскую) государственную налоговую инспекцию по месту регистрации расчеты по единому налогу не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а по итогам года – в срок представления годовой финансовой отчетности. Единый налог уплачивается ежеквартально нарастающим итогом не позднее срока представления расчета .

Читайте также: