Таможенная пошлина как инструмент регулирования внешнеторговой деятельности курсовая

Опубликовано: 29.04.2024

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Выбранная тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний день, т.к. особую роль в едином экономическом механизме играет система ввозных и вывозных пошлин и специального налогообложения.
Цели курсовой работы:
1. показать основные механизмы таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в России;
2. дать правовую характеристику таможенно-тарифному регулированию;
3. выявить сущность таможенной пошлины, как одного из элементов ТТР;
4. определить задачи и функции таможенных пошлин;
5. рассмотреть виды таможенных пошлин;
6. определить роль таможенных пошлин для государственного регулирования ВЭД.

Оглавление

Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование как метод государственного регулирования ВЭД

1.1 Суть таможенно-тарифного регулирования

1.2 Законодательная основа и элементы таможенно - тарифного регулирования в РФ

Глава 2. Таможенная пошлина как основной элемент ТТР

2.1 Сущность, цели, задачи и функции таможенных пошлин

2.2 Классификация видов таможенных пошлин

2.3 Роль и значение таможенных пошлин для государственного регулирования ВЭД

Файлы: 1 файл

Таможенная пошлина как инструмент таможенно.docx

Теория внешней торговли М. Портера исходит из положения, что в международной торговле участвуют не страны, а фирмы, имеющие определенные конкурентные преимущества, которые они стремятся удерживать и развивать при поддержке государства в производстве конкурентоспособной, прежде всего, высокотехнологичной продукции.

Однако из этой теории не совсем ясно, какие теоретические положения лежат в основе внешней торговли. Поскольку М. Портер пишет, что на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны, необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993..

Различные теории внешней торговли в определенной степени были справедливы для своего времени и в современном мире с учетом конкретных экономических ситуаций. Однако главным фактором, определяющим эффективность внешней торговли, является экспорт высокотехнологичной продукции.

Научно-технический прогресс является ведущей силой социально- экономического развития. Создание и использование новых техники и технологий обеспечивают экономическое преимущество той или иной стране. Разработка новых машин, оборудования, технологических процессов, освоение их производства требует больших затрат высококвалифицированного труда. Увеличение доли такой продукции в общем объеме производства повышает трудоемкость единицы производимой продукции, она концентрирует в себе все большее и большее количество высококвалифицированного труда. Развитые трудодефицитные страны, как показали проведенные ранее различными исследователями расчеты, экспортируют не капиталоемкую а трудоемкую продукцию, хотя являются капиталоизбыточными.

Экспорт трудоемкой продукции, концентрирующей в себе высококвалифицированный труд, позволяет получать определенные социально-экономические преимущества. В обмен на такую продукцию можно немного дешевле импортировать топливно-сырьевые товары, которые будут преобразовываться в продукцию с высокой добавленной стоимостью. В отличие от сырьевых ресурсов источники высококвалифицированного труда возобновляемы, а избыточные по сырью страны для повышения эффективности своей экономики вынуждены ввозить высокотехнологичную продукцию, и становятся технологически зависимыми от стран с высоким уровнем развития. Таким образом, в современном мире страны должны стремиться экспортировать на мировые рынки товары, которые в максимальной степени в расчете на затраченные материальные и энергетические ресурсы концентрируют затраты высококвалифицированного труда и ввозить топливно-сырьевые и другие товары с минимальными затратами высококвалифицированного труда. Это предполагает, что таможенно-тарифное регулирование должно способствовать формированию эффективной структуры производства с постоянно возрастающей долей продукции отраслей, использующих высококвалифицированный труд. В России существуют все предпосылки для восстановления и развития производства современной высокотехнологической продукции.

Мировая торговля во все большей степени трансформируется таким образом, что развитые страны стремятся обмениваться между собой товарами, концентрирующими высококвалифицированный труд, а в торговле с развивающими и менее развитыми странами обменивать товары, концентрирующие в максимальной степени высококвалифицированный труд, на товары, произведенные с минимальными затратами высококвалифицированного труда.

Таким образом, из теории внешней торговли вытекают определенные требования к системе таможенных пошлин, которые могут быть реализованы только в том случае, если последние будут разрабатываться исходя из научно-обоснованных положений, что обусловливает необходимость понимания экономической сущности таможенной пошлины. Таможенная пошлина как экономическая категория появилась на этапе возникновения обмена результатами труда между отдельными государственными образованиями, т.е. несколько позже, чем сформировались категории цены и налога. Возникновение государственных образований обусловило появление их права на часть вновь созданной стоимости, необходимой для покрытия затрат по осуществлению государственных функций. Эти затраты покрывались путем изъятия части вновь созданной стоимости через налоги и взимания таможенных пошлин.

Таким образом, первоначально таможенные пошлины служили только фискальным инструментом государства для пополнения своих ходов, хотя они оказывали более глубокое воздействие на экономические процессы внутри государства, что обусловливалось их тесной связью с ценами.

По мере возрастания объемов внешней торговли, усиления ее влияния на экономическое развитие возрастала роль таможенных пошлин как регулятора экономики. Однако экономическая сущность таможенной пошлины оставалась недостаточно изученной.

В настоящее время отсутствует четкое понимание экономической сущности таможенных пошлин, что является причиной различных подходов к определению категории "таможенная пошлина".

Большинство исследователей определяют таможенную пошлину как налог. Налоговый кодекс Российской Федерации относит таможенную пошлину к федеральным сборам и налогам. При этом в Кодексе не дается определение категории налога.

По существу, он трактуется только по своей форме - как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

По своей форме таможенная пошлина хотя и выступает как обязательный платеж, но взимается не в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. По своей форме таможенная пошлина хотя и выступает как обязательный платеж, но взимается не в целях финансового обеспечения деятельности государства и, естественно, не должна подпадать под это определение.

В Законе РФ "О таможенном тарифе" в редакции 1993 г. (ст. 5) таможенная пошлина определялась как обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товаров на территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

В Федеральном законе от 08.11.2005 "О внесении изменений в Закон РФ "О таможенном тарифе" таможенная пошлина определяется как обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или при вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации.

Некоторые авторы определяют таможенную пошлину как денежный сбор, взимаемый при ввозе и вывозе товара Таможенное дело: Словарь-справочник. СПб.: Логос-СПб., 2000. С. 156. Новиков В.. Денежный сбор по своей экономической сущности также является инструментом перераспределения вновь созданной стоимости.

Из определения следует, что таможенная пошлина является разницей в уровнях мировых цен и экономически обоснованных внутренних цен, т.е., при наличии отечественного производства товаров ее величина определяется сложившимися различиями в уровнях мировых и национальных издержек производства, задачей при обосновании таможенных пошлин является объективное отражение в таможенных пошлинах этой разницы.

Ввод, отмена таможенных пошлин оказывают непосредственное влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров, хозрасчетную эффективность ввоза и вывоза определенных групп товаров. Таможенные пошлины участвуют в формировании уровня затрат на импорт и экспорт товаров, что, в свою очередь, может проявляться на уровне цен ввозимой и вывозимой продукции.

Влияние уровня ставок таможенных пошлин на объемы импорта и экспорта зависит от степени воздействия на уровень рыночных цен, которые, в свою очередь, оказывают влияние на объемы платежеспособного спроса и предложения конкретных товарных рынков.

Основные цели и задачи таможенные пошлины подразделяются на:


Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 08.05.2016 2016-05-08

Статья просмотрена: 9915 раз

Библиографическое описание:

Лохманова, Е. А. Таможенные пошлины как инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности / Е. А. Лохманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10.1 (114.1). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29408/ (дата обращения: 18.05.2021).

Таможенные пошлины, в настоящее время занимают ведущее место в регулировании импорта и экспорта товаров, путем балансирования потоков иностранной продукции на отечественные рынки.

Таможенные пошлины, наряду с таможенными сборами, НДС и акцизом относятся к таможенным платежам и подразделяются на ввозную таможенную пошлину и вывозную таможенную пошлину. Ввозная пошлина взимается при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС). Вывозная таможенная пошлина взимается при вывозе товаров с таможенной территории ЕАЭС, при этом ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются в соответствии с национальным законодательством.

Таможенная пошлина — обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию ЕАЭС или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза [4, с. 121].

Таможенные пошлины выступают основой таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД), так как реализуют его главные цели.

Таможенные пошлины выполняют защитную, фискальную и регулирующую функции:

 защитная функция предполагает защиту отечественных производителей, и внутреннего рынка от иностранной конкуренции;

 фискальная функция реализуется с целью пополнения доходной части бюджета, путем взимания таможенных платежей;

 регулирующая функция предполагает поддержание соответствующего соотношения уровня цен на импортную и отечественную продукцию на внутреннем рынке страны импортера [5, с. 3].

При этом фискальная и регулирующая функция таможенных пошлин относится как к ввозной, так и к вывозной таможенной пошлине, а защитная функция применяется только в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС.

Таможенные пошлины классифицируются по многим признакам: по целям взимания; по объектам обложения; в зависимости от способа исчисления; по характеру происхождения; по стране происхождения; особые таможенные пошлины.

В зависимости от целей взимания выделяют: фискальные (применяется для пополнения бюджета страны) и протекционистские пошлины (защита отечественного производителя и внутреннего рынка страны).

По объектам обложения выделяют импортную (в фискальных целях или в целях стимулирования экспорта; целесообразно устанавливать высокие пошлины на ввозимые в страну предметы роскоши, на готовую продукцию, которая не влияет на развитие отечественного производства, а также на акцизные товары), экспортную (применяется для выравнивания низкой внутренней цены относительно цены на внешнем рынке; в России данная мера применяется в основном к сырьевым товарам (нефть). Применять экспортные пошлины необходимо, если отечественный товар пользуется высоким спросом на импортных рынках, а также, если расширение экспорта нецелесообразно, вследствие падения мировых цен, вызванным избыточным предложением товаров на рынке [6, с.126]) и транзитную таможенную пошлину (применяется в редких случаях, взимается за провоз иностранных товаров по территории страны; в мировой практике применяются таможенные сборы за таможенное сопровождение).

В зависимости от способа исчисления выделяют следующие ставки таможенных пошлин:

 адвалорные — пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Обычно при обложении товаров, имеющих различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Так, по адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие [3, с. 60];

 специфические — это обязательный платеж, который начисляется в установленной форме за единицу облагаемого товара. По специфическим ставкам чаще всего облагаются готовые изделия. Своеобразной чертой данного вида сборов является зависимость уровня таможенной защиты с помощью специфических пошлин от колебания цен на товары;

 комбинированные — особая форма взимания пошлины, которая сочетает адвалорный и специфический вид обложения. При этом таможенная пошлина взимается по той ставке, величина которой оказывается больше. Данный вид ставок является наиболее гибким, так как учитывает и стоимость товара, и его физические характеристики.

По характеру происхождения выделяют автономные пошлины и конвенционные (договорные) пошлины.

Автономные пошлины устанавливаются страной без применения двухсторонних или многосторонних договоров. Исходя из этого, их размеры зачастую бывают очень высокими и подлежат обсуждению между странами-партнерами, таким образом, образуются конвенционные пошлины. Они являются более выгодными для контрагентов, так как их величина не может изменяться в одностороннем порядке.

Размер таможенной пошлины зависит от страны происхождения товаров. В зависимости от данного критерия выделяют:

 базовые — таможенные пошлины содержатся в Едином таможенном тарифе ЕАЭС и являются общими для применения;

 преференциальные, предоставляемые отдельным странам или группам стран. Они могут быть снижены на 100 % — в отношении наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, или на 25 % — в отношении развивающихся стран.

Также выделяют третью группу стран, в отношении которых устанавливается режим наибольшего благоприятствования. Режим наибольшего благоприятствования предусматривает представление таможенных льгот, а также преимуществ в отношении внутренних налогов и сборов, которыми облагается производство, обработка и обращение импортируемых товаров.

Тарифные преференции устанавливаются в отношении конкретных товаров. В перечень преференциальных товаров входят преимущественно сельскохозяйственные товары, а также товары низкой степени переработки (сырье и полуфабрикаты). Абсолютное большинство тарифных преференций на импорт из развивающихся стран предоставляется в отношении мяса и пищевых мясных субпродуктов, овощей и корнеплодов, фруктов и орехов. Основными преференциальными товарами, импортируемыми из наименее развитых стран, являются злаки, рыба и морепродукты, табак [2, с. 6]. А вот импорт мяса и мясных продуктов с точки зрения защиты потребителя от ввоза низкокачественных товаров не достаточно полно урегулирован действующим комплексом таможенных мер. Это обусловлено тем, что ставки ввозных таможенных пошлин слабо дифференцированы с учетом качества мясных товаров [1].

Элементом таможенно-тарифного регулирования являются особые пошлины: специальные защитные; антидемпинговые; компенсационные. Данные меры применяются к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов Российской Федерации и стран — участниц ЕАЭС. Они носят временный характер, так как используются как ответная мера в целях борьбы с недобросовестной конкуренцией зарубежных партнеров.

Таким образом, таможенная пошлина является основным инструментом таможенно-тарифного регулирования. В зависимости от классификации таможенных пошлин повышаются или снижаются их значения, что непосредственно отражается на регулировании ВЭД. Именно поэтому, для защиты отечественного рынка, для выполнения фискальной и других функций важно правильное выделение вида таможенной пошлины в каждом конкретном случае ее применения.

  1. Воротынцева Т. М., Новиков В. Е. Меры таможенно-тарифного регулирования ввоза мясных товаров и пути их совершенствования: Монография / Т. М. Воротынцева, В. Е. Новиков; Российская таможенная академия. М., 2012. 110 с.
  2. Кадочников П. А. О необходимости изменений в системе тарифных преференций ЕАЭС // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 6. С. 3–10.
  3. Остроумов Н. В. Правовой статус таможенно-тарифного регулирования // Юридическая наука. 2012. № 1. С. 58–61.
  4. Пансков В. Г. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России: учебно-методическое пособие / В. Г. Пансков, В. В. Федоткин. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2008. 236 c.
  5. Савинова Е. А. Статистический анализ объёмов и структуры таможенных платежей в РФ // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2013. № 27. С. 1–6.
  6. Селюков М. В. К вопросу о таможенно-тарифном регулировании внешнеэкономической деятельности государства / М. В. Селюков, М. Артамонова, Т. Буровникова // Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права: сборник научных трудов по материалам 7 Международной научно-практической конференции 12.12.2014 г. Саратов, 2014. С.126–129.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 15:29, реферат

Краткое описание

Субъектом регулирования выступает государство как носитель таможенного суверенитета на своей таможенной территории. Функции регулирования выполняют высшие органы государственной власти России. Это, в первую очередь, относится к Правительству как органу высшей исполнительной власти в стране. К тому же на него законодателем были возложены и функции общего руководства системой таможенных органов страны.

Прикрепленные файлы: 1 файл

1 глава.doc

1 Таможенная пошлина, как инструмент таможенно-тарифного регулирования внешней торговли

    1. Понятие и экономическая природа таможенных пошлин

Таможенно-тарифное регулирование, как известно, является важнейшим способом государственного регулирования внешней торговли страны, ее экспортно-импортных операций с зарубежными контрагентами.

Субъектом регулирования выступает государство как носитель таможенного суверенитета на своей таможенной территории. Функции регулирования выполняют высшие органы государственной власти России. Это, в первую очередь, относится к Правительству как органу высшей исполнительной власти в стране. К тому же на него законодателем были возложены и функции общего руководства системой таможенных органов страны.

Таможенно-тарифное регулирование – это процесс государственного воздействия на различные параметры внешнеторгового обмена с помощью таможенного тарифа и системы таможенных пошлин.

Тарифное регулирование как форма государственного воздействия на внешнеторговые процессы обладает известной спецификой, определенными особенностями.

Во-первых, это особый способ государственного регулирования внешнеторговых операций, наряду с мерами нетарифного регулирования, мерами экономической политики, налогообложением внешней торговли.

Во-вторых, таможенный тариф представляет собой механизм именно экономического регулирования внешней торговли. Его важнейшим компонентом является система таможенных пошлин или специфических платежей, взимаемых при пересечении таможенной границы государства.

В-третьих, принято считать, что тарифное регулирование – это якобы метод налогового регулирования внешней торговли. По-видимому, в это есть доля истины. Вместе с тем между налогами и таможенными пошлинами имеются не только признаки сходства, но и целая серия признаков различия.

В-четвертых, тарифное регулирование –это способ косвенного, опосредованного воздействия государства на параметры внешнеторговых потоков страны. Воздействие происходит через изменение ценовых параметров экспорта и импорта с помощью таможенной пошлины как специальной ценовой надбавки, повышающей конечные продажные цены ввозимых или вывозимых товаров.

В-пятых, оно применяется в общей системе мер государственного регулирования внешней торговли. В рамках данной системы инструменты тарифного регулирования могут и должны взаимодействовать с мерами нетарифного регулирования, и, в частности, с квотированием и контингентированием. Они могут взаимно дополнять или даже частично замещать друг друга в процессе регулирующего воздействия на какие-либо внешнеторговые операции.

Кроме того, следует понимать, что любые инструменты тарифного регулирования имеют определенную сферу своего применения.

Сфера таможенно-тарифного регулирования –это особое рыночное пространство в рамках которого действуют национальные или конвенциональные таможенные тарифы и соответствующие системы таможенных пошлин.

Чаще всего такой сферой является таможенная территория какого-либо одного государства. В отдельных случаях сферой тарифного воздействия может стать единая (объединенная) таможенная территория группы стран, входящих в состав таможенного или экономического союза. В такой ситуации на их единой таможенной территории страны-участники союза применяют единый таможенный тариф как систему инструментов тарифного регулирования.

Важнейшее значение имеет вопрос об объектах тарифного воздействия.

Его выбор в конкретных условиях –это безусловное право государства как регулирующего субъекта. В качестве таких объектов в различных странах и в разные периоды времени могут выступать:

- объем и цена экспорта;

- структура импорта (натурально-вещественная, страновая, по товарным группам);

- оборот внешней торговли по конкретному товару;

- внешнеторговое сальдо и т.п.

Стратегические цели таможенно-тарифного регулирования России и Таможенного союза:

- рационализация товарной номенклатуры импорта России и стран Таможенного союза;

- создание оптимальных условий для эффективной интеграции России и стран Таможенного союза;

- эффективная защита экономики России и стран Таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- создание благоприятных условий для совершения структуры национального производства и потребления товаров в каждой стране союза;

- эффективная защита экономической безопасности России и стран Таможенного союза.

Между тем тарифное регулирование –это форма оперативного регулирования внешнеторговых процессов. Поэтому оно также реализует формулируемые законодателем цели как в среднесрочном, так и в краткосрочном периодах.

Некоторые из таких целей:

- оптимизация структуры внешнеторгового баланса, его сальдо;

- предотвращение избыточного импорта определенных товаров;

- предотвращение избыточного экспорта некоторых отечественных товаров;

- борьба с демпинговым экспортом зарубежных поставщиков;

- насыщение внутреннего рынка отечественными и импортными товарами;

- оптимизация платежного баланса страны;

- ограничение (стимулирование) ввоза или экспорта сезонных товаров и др.

Таможенная пошлина –это одно из фундаментальных понятий таможенного дела, это особый инструмент таможенной политики любого государства.

Таможенную пошлину можно охарактеризовать как денежный сбор, который уплачивается государству при ввозе или вывозе товаров за пределы таможенной территории страны.

Таможенная пошлина –это определенная денежная сумма, которая уплачивается участником внешнеэкономической деятельности за право перемещения товара или транспортного средства через таможенную границу государства [3].

Федеральный закон «О таможенном тарифе» содержит ее следующее определение: «Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами государств-членов Таможенного союза при ввозе товаров на Таможенную территорию Таможенного союза или вывозе товаров с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого вывоза или ввоза. [1].

Таможенная пошлина обладает следующими специфическими признаками:

- ее плательщиками являются участники внешнеэкономической деятельности, субъекты внешнеторговых операций – экспортеры и импортеры;

- получатель пошлины - государство как носитель таможенного суверенитета на территории страны;

- пошлина является платой за право пересечения таможенных границ государства, за право ввоза или вывоза с его таможенной территории;

- пошлина является обязательным платежом. Без его уплаты товары или транспортные средства не могут законно пересекать таможенную границу страны ( кроме случаев беспошлинного ввоза);

- уплата пошлины является обязательным условием, исходной предпосылкой для пересечения таможенной границы;

- объектами обложения пошлинами являются товары или транспортные средства как предметы внешнеторговой сделки;

- таможенная пошлина по ряду признаков имеет явное сходство с косвенным налогом. Вместе с тем она имеет и серию характеристик, существенно отличающих ее от налогов, в том числе и налогов косвенных;

- таможенные пошлины поступают в доходную часть федерального бюджета России. Вместе с тем величина (сумма) пошлин входит в состав налогооблагаемой базы при расчете некоторых видов косвенных налогов (налог на добавленную стоимость, акциз) а также отдельных таможенных сборов. Поэтому изменение ставки пошлины автоматически приводит к соответствующему изменению других таможенных платежей, а значит, и к изменению бюджетных доходов страны;

- ставки таможенных пошлин и методы их начисления определяются в нормативных документах, содержатся в тексте Таможенного тарифа Российской Федерации. Ставки являются едиными для всей таможенной территории государства. Величина ставок определяется правительством страны;

-пошлина является инструментом оперативного регулирования экспортно-импортных операций. Именно поэтому она не только должна обладать, но и фактически имеет высокую динамичность. Может неоднократно изменяться даже в рамках одного года, одного бюджетного периода.

В научной и учебной литературе сформировалось несколько различных подходов к определению экономической природы таможенной пошлины.

В рамках первого подхода таможенная пошлина рассматривается как специальный денежный взнос (платеж), который уплачивается государству при ввозе или вывозе товаров за пределы его таможенной территории. Причем его уплата представляет собой обязательное условие для ввоза или вывоза товаров.

Сторонники другого подхода определяют таможенную пошлину как особый налог, как один из видов косвенных налогов. Причем развернутых аргументов, доказывающих налоговую природу пошлины, обычно не приводят. Специальный поиск различий между налогами и таможенными пошлинами не производится. И это вполне понятно. Если такие различия будут сформулированы, то это уже будет прямой аргумент против налоговой концепции таможенной пошлины.

Иногда, правда, приводятся такие аргументы: обязательность уплаты, ее безвозмездный характер; включение таможенной пошлины в цену импортного или экспортного товара; поступление таможенной пошлины в государственный (федеральный) бюджет страны и др. На первый взгляд, определенное сходство между косвенным налогом и таможенной пошлиной имеется. Однако если другие аргументы в пользу такого тождества отсутствуют, то тогда следует отметить тот факт, что такие характеристики имеют и таможенные сборы. А значит, имеют все виды таможенных платежей государству в области внешней торговли (таможенные пошлины, косвенные налоги, таможенные сборы). Поэтому задача науки состоит в том, чтобы обеспечить поиск существенных различий между таможенными пошлинами и косвенными налогами. Несмотря на наличие серии явных признаков тождества между ними. И только при отсутствии указанных различий будут основания относить таможенные пошлины к косвенным налогам. А значит, объединять их в одну группу таможенных платежей вместе с налогом на добавленную стоимость и акцизным налогом.

Явную непоследовательность в этом вопросе демонстрирует и российский законодатель. Вначале это был Верховный Совет РФ, который в 1993 году принял Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе». В тексте данного Закона таможенная пошлина рассматривается как специальный сбор. Не проходит и десяти лет как Федеральное Собрание России ( Государственная Дума РФ, Совет Федерации Российской Федерации) принимают Налоговый кодекс РФ, в котором таможенная пошлина (без каких-либо оснований) уже включается в группу федеральных косвенный налогов.

Следует также добавить, что и в Бюджетном кодексе Российской Федерации таможенная пошлина была отнесена в группу налоговых доходов федерального бюджета. Именно так и называется статья 50 Бюджетного кодекса ПФ: «Налоговые доходы Федерального бюджета». Причем к налоговым доходам законодатель отнес также таможенные сборы и иные таможенные платежи. Таким образом, налоговыми доходами стали называться уже все без исключения виды таможенных платежей.

И, наконец, третий подход. Его авторы отстаивают рентную природу таможенных пошлин. Причем условия возникновения такой ренты формируются в рамках мировой экономики, в структуре всемирного хозяйства. По мнению авторов данного подхода, «пошлину следует рассматривать как

интернациональную дифференциальную ренту».

Применение таможенных пошлин может стать предметом международных переговоров. Причем как двухсторонних, так и многосторонних (например, в рамках Таможенного союза или зоны свободной торговли). Вопрос о таможенном обложении, его особенностях и преимуществах на взаимной основе обычно отражается в межгосударственных соглашениях, в договорах о развитии внешней торговли на определенный период.

В мировой практике применяются различные виды таможенных пошлин. Государство гибко и оперативно приспосабливает их использование к меняющейся конъюнктуре рынка, к целям и приоритетам собственной внешнеторговой политики. В связи с этим могут дифференцироваться масштабы и интенсивность использования конкретного вида таможенных пошлин, в том числе и по продолжительности периода их применения.

Различные виды таможенных пошлин структурированы по различным классификационным признакам и критериям.

Признаки отражают особенности применения пошлин в процессе регулирования внешнеторговых операций. Использование различных классификационных подходов позволило выделить тринадцать классификационных групп и свыше тридцати видов таможенных пошлин.

Возможны и альтернативные варианты классификации. Их применение может способствовать выделению ряда других видов пошлин на основе дополнительных критериев [3].

    1. Виды таможенных пошлин: классификация,особенности

Классификация таможенных пошлин

1 По способу ведения:

2 По виду регулируемых внешнеторговых операций:

3 По возможности возврата плательщику (участнику ВЭД):

4 По виду применяемых ставок (способу начисления):

5 По направленности регулируемых международных товаропотоков:

6 По величине ставок (размерам) в рамках многоколонного тарифа:

1 Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности

2 Нормативно-правовые основы осуществления таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации

3 Порядок уплаты таможенных пошлин

4 Льготы по уплате таможенных пошлин

Список использованной литературы

Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития. Кардинальные изменения геополитической обстановки в последние десятилетия существенно изменили ситуацию на внутреннем и международном положении России: экономические связи бывших союзных республик, ранее развивавшиеся в границах единого народнохозяйственного комплекса, стали внешними; практически нарушено сотрудничество бывших стран - членов СЭВ. Проводимые в России реформы не имеют аналогов в мировой практике по своим масштабам и срокам проведения. В итоге сформировалось принципиально новое пространство взаимодействия отечественной экономики с зарубежной, внутреннего рынка — с внешним.

Россия стремится к созданию и совершенствованию открытой экономики, полномасштабному вхождению в мировое хозяйство. Это вызывает необходимость постоянного развития специфического вида государственной и профессиональной деятельности по налаживанию внешних связей и определяет особое значение таможенного регулирования экономических связей.

Многогранность и сложность возникающих в такой ситуации проблем обусловливают поиск и выбор новых форм организации и содержания деятельности таможенной службы, включая усиление координации с федеральными органами государственной власти, региональными администрациями, межотраслевыми структурами, финансовыми и инвестиционными организациями, непосредственно с участниками внешнеэкономической деятельности, а также повышает требования к теоретическому осмыслению и обоснованию путей обеспечения таможенной службой государственных, общественных и личных интересов граждан, охраны от посягательств извне на здоровье населения, имущественные интересы, национальные традиции и среду обитания.

1 ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Таможенный кодекс Российской Федерации закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом Российской Федерации № 5003-1 от 21.05.1993 «О таможенном тарифе».

Таможенный тариф Российской Федерации представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД). ТН ВЭД определяется Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.

Законом «О таможенном тарифе» определены основные цели таможенного тарифа:

- рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;

- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

- защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику[1] .

Таможенная пошлина ― обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

1. фискальную, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

2. протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

3. балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Существует несколько классификаций таможенных пошлин.

Классификация по способу взимания:

а) адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

б) специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну);

в) комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну)[2] .

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долларов, доходы бюджета составят 40 долларов. При увеличении цены товара до 300 долларов доходы бюджета возрастут до 60 долларов, при падении цены товара до 100 долларов ― сократятся до 20 долларов. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и прочие) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долларов за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобилей ценой в 8000 долларов, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долларов, поскольку составляет всего 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

Классификация по объекту обложения:

а) импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутренней рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

-->ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ «

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
  • Таможенное регулирование является одним из значимых методов государственного влияния на экономику страны. Государство будет обеспечивать прогрессивное развитие своей экономики, ее процветание, за счет таможенного регулирования, а также, увеличивает уровень жизни, что является немаловажным для экономической политики каждого государства. Государство при помощи таможенного регулирования воздействует на внешнеторговую деятельность страны, в том числе, на внутренний рынок, с помощью таможенные пошлин и других инструментов.Государственное таможенное регулирование является мерой объективной, так как от того, как это регулирование будет выстроено, во многом будет зависеть степень развития экономики страны. При помощи постоянного контролирования над потоком товаров через таможенную границу государство имеет стремление к тому, чтобы обезопасить как свои интересы, так и интересы граждан. Таможенные пошлины являются самым распространенным инструментом регулирования внешнеторговой деятельности. Таможенные пошлины за свою многовековую претерпевали регулярные изменения. Таможенные пошлины занимают значимое место в системе федеральных налогов. Если вы хотите заказать написание реферата по обществознанию, переходите по ссылке, заполняйте форму заявки и мы сделаем самый лучший реферат!. Они имеют большое значение в финансовой и экономической политике. Таможенные пошлины являются налогами, которые взимаются при пересечении товарами таможенной границы страны какую-либо сторону. Только с их помощью можно проводить протекционистскую политику, которая направлена на защиту интересов национальных товаропроизводителей. Особенное место пошлины занимают в механизме регулирования внешнеторговой деятельности. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности отражает общую направленность экономической политики либо на максимальное привлечение иностранного капитала, либо на реализацию протекционистских идей, что отражается в национальном законодательстве, международных договорах. Политика Российского государства на данном этапе развития направлена на гуманизацию внешнеторгового регулирования. А это обязательно повлечет за собой не только уменьшение, но и отмену определенных импортных пошлин, в связи с чем встает вопрос о целесообразности расставления приоритетов между национальным потребителем, а также поддержанием международного сотрудничества, и национальным производителем и всей национальной экономикой в целом. Актуальность: взимание, расчет и использование пошлин в разных таможенных процедурах является важной в нынешнее время. Цель: Рассмотреть основные теоретические аспекты в сфере использования пошлин, как инструмента регулирования внешнеторговой деятельности. Для достижения такой цели, нужно выделит некоторые задачи: Раскрыть какие принципы и методы используются в государственном регулировании внешнеторговой деятельности Раскрыть сущность, функции, цели и задачи таможенных пошлин Классифицировать виды таможенных пошлин Выяснить какова роль таможенных пошлин как инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Предмет: Регулирование внешнеторговой деятельности Объект: Таможенная пошлина

    В процессе данной работы можно сделать выводы о том, что: Внешнеторговая деятельность является деятельностью по проведению сделок в сфере внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. В период регулирования внешнеторговой деятельностью государство применяет несколько принципов, главное в которых заключается в том, чтобы защищать национальную экономику. Государственная внешнеторговая политика проводится при помощи использования экономических и административных методов регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами РФ. Импортные и экспортные таможенные пошлины утверждаются для того, чтобы регулировать операции по импорту и экспорту, также, чтобы защищать внутренний рынок РФ и стимулировать прогрессивные структурные изменения в экономике РФ согласно федеральным законам и международным договорам РФ. Есть несколько методов для регулирования внешнеторговой деятельности: таможенное обложение, в основании которого лежит таможенный кодекс, данный метод является самым результативным инструментом регулирования внешнеторговой деятельности. Административные методы, они являются системой организационно-правовых и специальных мер. Лицензирование и контингентирование. Антидемпинговые методы. Ценовые либо торговые преференции. Экономические методы. Технические барьеры. Таможенная пошлина является обязательным платежом, который взимается таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию либо вывозе товаров с этой территории и является неотъемлемым условием такого ввозе либо вывоза. Следовательно, таможенная пошлина будет взиматься как при импорте, так и при экспорте товаров. Таможенная пошлина представляет собой косвенный налог, которым будет облагаться внешнеторговый оборот товара при пересечении. Оплачивается такой налог в конечном результате потребителем, так как, она включена в цену товаров, воздействуя на его конкурентоспособность. Таможенная пошлина выполняет три основные функции: фискальную, протекционистскую и балансировочную, а также регулирующую, контролирующую. Таможенные пошлины преследуют несколько целей и задач, таких как: Поддержать соответствующее соотношение ввоза и вывоза товара. Рационализировать товарную структуру ввоза товара. Формировать условия для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товара. Соблюсти пропорции валютных доходов и расходов. Защищать национальную экономику от неблагополучных влияний внешнего рынка. Классификация осуществляется по различным критериям: По объекту обложения (импортные, экспортные, транзитные). По способу взимания (специфические, адвалорные, альтернативные, комбинированные). По характеру (сезонные, антидемпинговые, компенсационные). По происхождению (автономные, конвенционные, преференциальные). По типу ставок (постоянные, переменные). По способу вычисления (номинальные, эффективные). Применение таможенных пошлин призвано помогать прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в РФ, это также будет основной целью таможенного тарифа. Таможенные органы будут выступать регулятором отношений во внешнеэкономической области, окажут конкретное воздействие на уровень развития производственных сил, в частности, в плане структурной перестройки национальной экономики. Насколько таможенные пошлины влияют на внешнеторговую деятельность, сложно переоценить. Она является самым действенным рычагом для того, чтобы стимулировать экспорт и защиту от избыточного импорта. Применение таможенных пошлин призвано помогать прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в РФ, это также будет основной целью таможенного тарифа. Таможенные органы будут выступать регулятором отношений во внешнеэкономической области, окажут конкретное воздействие на уровень развития производственных сил, в частности, в плане структурной перестройки национальной экономики.

    Читайте также: