Свободные крестьяне которые своей сохой распахивали черные земли с которых князь собирал налоги

Опубликовано: 14.05.2024

или черные тяглые люди, государевы крестьяне — класс земледельческого населения России, сидевший на "черной", т. е. невладельческой земле. С развитием государственной власти на Руси общинные земли мало-помалу обратились в черные или государевы и считались за князем, но не как за частным собственником, а как за носителем государственной власти. Ч. крестьяне пользовались землей только как члены общины, получая в надел известные участки или выти. На одном и том же участке крестьянин мог сидеть целую жизнь и передавал его наследникам, но с условием, чтобы они считались членами общины и тянули во все общинные разрубы и разметы. До некоторой степени земля составляла как бы собственность крестьянина; он мог отдавать ее в залог и продавать, но с условием, чтобы покупщик тянул в общинные разрубы и разметы или сразу уплатил все общинные пошлины, "обелил" участок; в противном случае уступка земли считалась недействительной. Условное право отчуждения черных земель особенно было развито в городах: продавалась не земля, а право на нее, так как самого участка даже князья не могли покупать. Изложенного взгляда на Ч. крестьян придерживается большинство русских ученых, исключая Чичерина. У Ч. крестьян самой большой общинной единицей была волость, имевшая своего старосту; в эту высшую общину тянули низшие общины — села и большие деревни, приписанные к волости, также имевшие своих старост; к селам тянули малые деревни, починки и другие мелкие поселки. Общины сами вчиняли иски по земле, могли меняться землей с соседями, покупать или выкупать земли. Они также старались заселять принадлежавшие им пустоши, сзывали к себе людей, давали им участки земли, льготы и пособия, вносили за них деньги владельцам, у которых они прежде жили. Общины на черных землях отвечали перед правительством за порядок в волостях и за исправный сбор податей и отправление повинностей. Выборные начальники, старосты, сотские и добрые люди из Ч. крестьян участвовали в судах наместников и волостелей. Картина полного самоуправления Ч. крестьян явствует из судных списков и грамот XV в. По памятникам XVI в. Ч. крестьяне имели два рода отношений к земле: или они владели известной долей общинной земли, или же община давала крестьянину землю на оброк по оброчной записи. Первого рода поземельные отношения определялись порядной записью, которую крестьянин выдавал общине или волости. С прикреплением крестьян сословие это, до того времени цельное, разделилось на 2 разряда: крестьян дворцовых и черных земель и крестьян владельческих или частных земель. Тогда впервые возникает термин "Ч. крестьяне". Вплоть до второй половины XVIII в. перемен в положении Ч. крестьян не встречается. Уложение 1649 г. признает всех крестьян одним нераздельным классом населения; разграничение Ч. крестьян и владельческих яснее обнаруживается в начале XVIII века, под влиянием мер Петра I. Поворотными гранями в истории русского землевладения послужили межевые инструкции 1754 и 1766 гг. и манифест 1765 г. Правительство впервые заявило здесь категорически, что земля, на которой сидят Ч. крестьяне, есть собственность государства. Старые права крестьян были прямо отвергнуты: "а земли, которые крестьяне черносошных волостей. под видом своих собственных продали и заложили. " В 1766 г. крестьянам запрещено отчуждать земли под каким бы то ни было видом. Результатом провозглашения новых принципов первоначально явилось неопределенное брожение. Крестьяне продолжали отчуждать поземельные участки, несмотря на повторение строгих запрещений, но в то же время старые устои заметно поколебались; при неуверенности в прочности прав нельзя было оградить себя от всякого рода неожиданностей. В 1775 г. Ч. крестьяне были переданы в ведение казенных палат. Последние сразу начали проводить в жизнь принципы межевых инструкций 1754 и 1766 гг. Опыты уравнительного раздела земли между Ч. крестьянами вызвали общий переполох и массу жалоб со стороны населения, права которого на землю подтверждались купчими, духовными завещаниями или иными законными документами. Губернским директорам экономий пришлось отказаться от осуществления нового мероприятия, но под влиянием правительственных проектов у крестьян перепутались все правовые воззрения на земельную собственность. Предпринятое в 1830-1831 гг. "генеральное поравнение" окончательно закрепило Ч. крестьян за государством. Самое название Ч. крестьян постепенно исчезает и заменяется названием "государственные крестьяне".Ср. Сергеевич, "Русские юридические древности" (т. III, СПб., 1903); Беляев, "Крестьяне на Руси" (СПб., 1879); Ефименко, "Наследования народной жизни" (М., 1884).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012

Считается, что черносошные земли преобладали над частновладельческими землями. Основной массив их в северо-восточных районах. Община в 14-15в. называлось волостью или «черной волостью», отсюда название черносошные. Черносошные земли – основа экономического государства, т.к.

· Черносошные крестьяне основные налогоплательщики.

· Великий князь раздает черносошные земли в качестве вотчин и поместий.

· Черносошные крестьяне содержали весь местный аппарат управления (система кормлений).

Каков был статус черносошной волости – это спорный вопрос, существует 3 точки зрения:

1. Черносошные крестьяне свободны и черные земли находятся в полной собственности крестьянских общин

2. Исходит из существования на Руси в 15 веке государственного феодализма, следовательно, крестьяне считаются феодально-зависымыми от гос-ва в целом, а налоги рассматриваются как форма феодальной ренты.

3. Черные крестьяне – собственники земли наряду с гос-вом.

3. Поместное землевладение

Возникает во второй половине 15 века, с присоединением

4. Дворцовое –для обслуживания нужд государева двора (появляется в конце 15 века)

Основные социальные категории зависимого населения.

Главная тенденция – движение основной массы свободного населения к несвободному. Исходя из этого, можно определить две категории населения:

1. «Половники» (половина) – это обезземельные крестьяне, которые за использование господской земли, инвентаря и т.д., должны были расплачиваться половиной урожая.

2. Серебряники – это крестьяне, которым господин давал в долг деньги с условием последующей уплаты с процентами или же работы за проценты.

· страдники – холопы, получившие небольшой надел земли в собственность, основной их обязанностью была обработка господской земли;

· кабальные холопы – люди не имеющие средств к существованию и в силу этого вынужденные идти в служилую к кабалу, т.е. брать у холоповладельца ссуду с обязательством служить за это. Кабально-зависимые холопы могли освободиться лишь после смерти хозяина.

К 15 веку труд холопов как сельскохозяйственных рабочих непроизводителен. Церковь наделяет холопов землей превращая их в феодально-зависимых крестьян. Затем их сажают на землю и вотчинники и помещики.

4. Горожане (посадское население):

· Тяглецы (обязаны платить налоги и выполнять различные работы), жили в черных слободах (чернослободчики);

· Другая часть жила в белых слободах (белослободчики), освобождена от налогов, так как жили в слободах, принадлежащих боярам или вотчинникам.

Повинности феодально-зависимых крестьян.

1. Работать весь сельскохозяйственный цикл: весна-лето-осень

2. Поддерживать в надлежащем виде все хозяйственные постройки феодала

3. Натуральные работы (повинности):

- Варка пива, кваса, меда

Главные формы феодальной повинности:

- оброк ( в натуральной или денежной форме )

В 14 веке преобладает натуральный оброк

Система государственного управления в московском государстве в XV – начале XVI вв.

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ:

1. Великий князь.Основные функции:

1. Высшее административное лицо в государстве

2. Назначал и контролировал всю администрацию

3. Высшая судебная инстанция

4. Военная функция – главнокомандующий

5. Дипломатическая функция (все договоры подписывались князем)

Власть князя была ограничена традициями с Киевских времен. По важным вопросам князь советовался с наиболее влиятельной аристократией, т.е. с боярской думой. Также необходимо было все серьёзные вопросы обсуждать в кругу родственников.

2. Боярская дума.Впервые этот термин упоминается в источниках 1517 года.

· Совещательный орган при Великом князе, в который входили самые известные бояре (с 1517г);

· Чин боярина, с одной стороны, являлся наследственным и был доказательством принадлежности к высшей аристократии, а с другой стороны,мог жаловаться князем;

· Второй чин после боярина, «окольничий» (жаловался за заслуги);

· Б.Дума состояла из 10-12 бояр, 5-6 окольничих.

Характер взаимодействия Боярской думы и Великого князя. Боярская дума зависима от Великого князя (в тоже время великий князь зависим от Боярской Думы).

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ:

1. Дворец – хозяйственно-административные функции, выполнял обязанности по обеспечению жизни и деятельности Великого князя

2. Казна –финансовый орган, личная канцелярия великого князя.

3. Приказы (на базе Дворца и Боярской Думы) - сбор налогов, переговоры с иностранными державами государь поручал своему казначею. Поручения эти не были постоянным делом. Переговоры с послами, например, сегодня вёл один боярин, а завтра – другой. Со временем эти поручения – приказы – становятся постоянной службой. В помощь боярину привлекался особый чиновник – дьяк и другие помощники. Работали они в специальных помещениях. Так возникли органы центрального управления – приказы. Приказы – центральные органы управления, которые ведали одной илинесколькими отраслями государственной жизни. Приказная система окончательно сформировалась в середине 16 века в ходе реформ Избранной Рады (реформ Ивана IV).К числу первых приказов относится Посольский. Разрядный приказ – занимался делами служилых людей, их учетом, определением на должности и т.п. Разбойничий приказ – боролся с «лихими» людьми.

Высшие и центральные органы функционировали на основе принципа местничества. Местничество – размещение по иерархической лестнице с учетом происхождения и знатности рода; принцип замещения вакантных должностей на военной и гражданской службе с учетом знатности рода и службы предков. Все назначения записывались в разрядные книги, которые хранились в Боярской Думе. Местничество было отменено в 1682 г. Федором Алексеевичем.

Государев двор – негосударственное учреждение. Социально-политическая корпорация – верхи феодального общества. Государев двор – опора великого князя, социально-политическая опора русского государства. Все назначения проводились из состава Государева Двора, то есть это – кадровый резерв.

МЕСТНЫЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ.

Основная административно-территориальная единица Российского государства – уезд. Как правило, границы уезда совпадали с границами бывших удельных княжеств. Уезд делился на волости, волости – на селения. Волость объединяла несколько селений под предводительством одного должностного лица либо помещика. Наместниками Великий князь назначал потомков бывших удельных князей, волостеля – дети боярские.

1. Административные функции (контроль за границами землевладений), скрепление всех поземельных сделок;

2. Полицейские функции

3. Контроль за соблюдением правил торговли и взимание пошлин

4. Судебные функции – местная судебная инстанция; судебные пошлины;

5. Военно-дипломатическая функция (только наместники). По указанию князя наместник мог руководить военными действиями, устанавливать дипломатические связи.

Основной принцип организации системы местного управления являлся принцип кормлений. Суть в том, что местная администрация жалованье от Великого князя за службу не получала, а сам наместник и волостеля содержались местным населением, то есть они кормились местным населением. Структура кормлений:

1. Часть судебных и тому подобных пошлин, которые по закону наместники и волостеля могли оставить у себя (денежные кормления)

2. Натуральные кормления – продукты. Они проводились три раза в год – на Рождество, на Пасху, на Петров день

Права кормленщиков и их обязанности фиксировались в специальных грамотах.

Черносошные крестьяне – общинное или мирское управление.

Община – староста, сотский (от каждых 100 дворов);и десятский. Распределение налогов на всю общину. Роспись налогов, сбор налогов, осуществление судебных функций.

Кроме этого, староста входил в волостную администрацию.

СУДЕБНИК 1497 ГОДА.

Первый юридический документ единого Русского государства, является первым общерусским законодательством, обобщившим многие предыдущие нормы и отразившим новое в общ-ной жизни России 14-15вв. Судебник сыграл важную объединительную роль.

Консолидирующий документ – судебник:

- Вводит единые формы судебного процесса на всей территории Российского государства. Вводит три типа суда: суд великого князя, наместников и волостной.

- Последовательная регламентация пошлин за все виды судебной деятельности.

- Поместное землевладение вместе с черными землями ставятся в привеллигированное отношение по сравнению с боярскими и монастырскими вотчинами.

- Юридически фиксирует право перехода крестьян от одного хозяина к другому за неделю и через неделю после Юрьева дня (26 ноября) – это завершение сельскохозяйственного цикла работ. Крестьянин имел право переходить от одного помещика к другому, только если он заплатит «пожилое» - плата за то, чем он пользовался = ½ стоимости крестьянской избы. Ведение права Юрьева дня свидетельствовало о закрепощении крестьян

- Судебник устанавливал систему судебных учреждений, иерархию суда: князь –> боярская дума –> наместник –> волостель –> мирской суд. ?

- 9-ая статья судебника устанавливает смертную казнь за государственное преступление (вооруженный мятеж или заговор против князя). ?

19. "Избранная Рада" и ее политика.

16 января 1547 года 17 летний Иван Грозный взошел на престол в Успенском Московском соборе (с тех пор там же короновались все цари). Чин венчания разрабатывался митрополитом Макарием – человеком, оказавшим огромное влияние на Ивана Грозного (моральный, нравственный авторитет). Впервые великокняжеское звание заменилось титулом царя. Этим гос-вам Европы дали понять, что царь не менее значим, чем император или король.

3 февраля 1547 года Иван Грозный женился на Анастасии Романовой (захудалый боярский род) до 1560 года (отравлена). => Возвышение дома Романовых (даже после смерти Анастасии Романовой).

Венчание (политическое событие) и женитьба (политическое событие,сделавшее Ивана совершеннолетним) => Иван Грозный – «Царь».

Планы переустройства России вынашивала небольшая группа людей, окружавших в то время Ивана IV. Одним из них был митрополит Макарий, образованнейший человек своего времени, активно участвовавший в государственной деятельности 40 – 50-х годов. Другим приближенным стал священник придворного Благовещенского собора Сильвестр. В окружении Ивана IV находился и незнатный по происхождению дворянин Алексей Фёдорович Адашев. К началу 1549г. влияние на царя Сильвестра и Адашева значительно усилилось, и последний становится, по сути, руководителем правительства, названного впоследствии Андреем Курбским «Избранной Радой». С именем Алексея Адашева связаны все последующие реформы, а также успехи внешней политики России в середине XVI в. Кроме них, в разработке и проведении реформ также участвовали «думцы» Захарьины, Д.И. Курлятев, И. В. Шереметев, А. И. Курбский. Реформы конца 40-х – начала 50-х гг. составили первый период царствования Ивана IV Васильевича.

В реформах Избранной рады можно выделить 7 главных направлений:

1. Начало деятельности Земских соборов (1549)

2. Судебник (1550)

3. Попытка ограничения церковного землевладения; «Стоглавый собор» 1551

4. Завершение процесса формирования системы приказов (50-е годы)

5. Завершение реформы местного управления (земская реформа, отмена кормлений – 50 годы)

6. Военная реформа (50-е годы)

7. Финансовая и таможенная реформы.

1. Земские соборы. 27 февраля 1549 года Иван IV созывает 2 совещания. На первом присутствует родовая аристократия и представители высшего духовенства. Он подверг критике бояр в период боярского правления и заявил, что если это продлиться, применит все средства против них. Бояре покаялись, царь их простил.

Во второй половине дня прошло второе собрание. Иван IV покаялся во всех проступках в период боярского правления – собрание примирения. С этого совещания ведет свою историю Земский собор – сословно-представительное учреждение с совещательными функциями при царе. Структура Земского собора следующая:

1. В Земский собор входила боярская дума в полном составе

2. «Освященный собор» - это верхи духовенства

3. Представители местного дворянства – служивые люди.

4. Представители городского населения – верхи посада и купечества

5. Представители черносошного крестьянства (присутствовали на соборе в 1612-1613 годах на избрании царя).

Земский собор в смуту – стабилизирующая сила. Земский собор прекратил существование либо в 1654 г., либо в 1682-1683 гг. Нет четкого критерия для определения даты прекращения деятельности Земского собора. Если судить по тому, что Земский собор - это когда представлены все 4 категории населения, то дата прекращения его деятельности 1654, если должны были присутствовать не меньше 2 категорий – 1682-83 гг. Термин Земский собор ввели славянофилы в 40-е годы 19 века. К идее Земского собора обращались вплоть до начала XX века. Земский собор рассматривался как альтернатива прозападным реформам Александра I.

2. Судебник. Основа судебника 1550 года – судебник 1497 года. Из 100 статей нового судебника, 33 были абсолютно новые. 1/3(или2/3) статей отражала характер изменений в Российском государстве:

  • Попытка создать привилегии для поместного землевладения(напаример, каждый служилый человек мог требовать поместье не менее 100 четвертей земли);
  • Положение зависимых категорий крестьянства и взаимоотношения
  • крестьян с «феодалами» (подтвердил Юрьев день, но увеличил плату за «пожи-
  • лое», что затруднило переход).
  • Положение кабальных холопов (напр. запрещалось превращать в холопов служилых людей, ставших должниками).
  • Отмена наместничьего управления (кормлений). Вместо «кормленичего дохода», шедшего в руки наместников, вводился общегосударственный налог «кормленый окуп», оттуда и выдавалось служилым людям жалование.

3. «Стоглавый» собор (1551 г.) Иван IV долго готовился к церковному собору. Царь направил собору вопросы, на которые хотел получить ответы. Ответы на них были оформлены в документе, который имел 100 глав, отсюда название «стоглавый» собор. Вопросы можно условно объединить в три группы:

1. Вопросы внутренней организации церкви

2. Вопросы церковного землевладения – церковь должна добровольно уступить часть земель государству

3. Искоренение языческих пережитков из народного быта

До конца XVII века в России существовал только один вид образования – церковный. Следовательно, все русские государи прекрасно знали все тонкости обрядов и церкви. Церковь решительно выступила против любой передачи земли государству. К этому времени в церкви существовало 2 течения: нестяжатели и осифляне (во главе с Макарием) – ни в коем случае не отдавать государству церковное богатство. Макарий – иосифлянин и светский политик, следовательно, компрмисс между церковью и государством. В мае 1551 г. издается три указа Иван IV, который закрепляет компромисс между церковью и государством по вопросам земельной собственности:

1. Церковь не могла приобретать новых земель без разрешения царя

2. Церковь обязана вернуть все земельные владения, приобретенные в период боярского правления (1538 – 1547)

3. Церковь должна отчислять средства (полоняничный налог) на выкуп пленных.

4. Церковь лишилась льгот при налогообложении;

Вопросы внутренней организации церкви:

1. Унифицировали ряд церковных обрядов,

2. Утвердился созданный ранее пантеон общерусских святых

3. Приняты меры по повышению нравственности духовного сословия

Таким образом, был предпринят первый шаг на пути ограничения церковного землевладения. Но царь потерпел поражение, секуляризация была отвергнута.

«Азовское сидение» — оборона Азова донскими и запорожскими казаками от турецкой армии в 1641—1642 годах.

Бояре — высшее сословие феодалов на Руси в X—XVII вв— потомки родо-племенной знати, занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении.

Боярская Дума — совещательный орган при царе в Московском государстве XVI−XVII вв, состоявший из наиболее знатных и родовитых лиц.

«Бунташный век» – так современники называли в истории Русского государства 17 век – век различных народных движений: крестьянских войн Ивана Болотникова и Степана Разина, городских восстаний 1648-1650-х гг., Медный бунт в Москве в 1662 г. и др.

Вассальная зависимость государства – это его политическая зависимость от власти правителя какого-либо государства, невозможность самостоятельно принимать решения).

Волость — нижняя единица административно-территориального деления на Руси (от слова «власть»).

Вочина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчины принадлежали боярам.

Гетман — командующий войсками в Речи Посполитой; на Украине в XVI — первой половине XVII в. — глава реестровых казаков. С 1648 г. — правитель Украины и глава казацкого войска.

Государев двор – это верхние слои господствующего класса. Существовал с XII- XVII вв., до правления Петра I. Дворцовые чины Государева двора имели государственные поручения, кроме обычного для дворов знати заведования какой-то отраслью хозяйства господина:

  • Конюший (по-французски маршал) – ведал дворцовыми табунами, организацией дворянской конницы, командовал конницей в отсутствие князя (царя).
  • Дворецкий ведал всеми дворцовыми волостями (обмен, раздача, межевание, суд), контролировал кормленщиков, прислуживал государю за столом.
  • Казначей – хранитель ценностей и архива, глава не только финансового, но и дипломатического ведомства, ближайший советник по государственным делам.
  • Оружничий – заведовал оружейной палатой.
  • Постельничий– ведал государевой постелью и личной казной, хранил личную канцелярию князя, парадное облачение, драгоценности, ближайший слуга, следил за шитьем одежды князя и ее хранением.
  • Стольники – кроме прислуживания за столом, входили в ближнее окружение государя, сопровождали в поездках, могли быть воеводами и послами.
  • Стряпчие – ведали хлебными и кормовыми дворами, занимали командные должности в войне (сотники),в походах были оруженосцами — телохранителями.

Губа – это территориальный округ, совпадающий, как правило, с волостью (нижней единицей административно-территориального деления) или уездом (совокупность волостей).

Губная реформа – реформа местного управления (1556 г.)

Дворяне – с конца XII века дворяне составляли низшую прослойку знати, непосредственно связанную с князем и его хозяйством, в отличие от боярства. Дворяне получали за службу землю, которую нельзя было передать по наследству. Постепенно появились законы, возвышающее дворянство, их земли – поместья- тоже стали передаваться по наследству.

Династия – ряд последовательно правящих монархов из одного рода, сменяющих друг друга праву родства и наследования. В истории России было две династии: Рюриковичи и Романовы.

Дьяк – начальник канцелярии различных ведомств России до XVIII в.

Дьячок — церковнослужитель низшего разряда в православной церкви; член земской избы.

Заповедные лета — годы, в течение которых в некоторых районах Российского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 г.).

Засечные черты- система оборонительных сооружений, применявшаяся с XIII в. на Руси и получившая особое развитие в XVI—XVII вв. на южных границах Российского государства для защиты от нашествия монгольских и крымских войск, а также в качестве опоры при наступлении на противника.

Земский собор – выcшее cоcловно-предcтавительное учреждение середины XVI- концаXVII вв. Включал в себя: Освященный собор (представители высшего духовенства) + Боярская дума + Государев двор + выборные от провинциального дворянства + богатые горожане.

Земство – выборный орган местного самоуправления (обобщённое название).

Земская изба — выборный орган местного самоуправления. Во главе – земский староста + земский дьячок + целовальник. Избирались на 1-2 года волостными тягловыми людьми. Земская изба содержалась на деньги местного населения. С 1799 г. при Петре I земские избы превращены в органы городского самоуправления.

Земская реформа — заменила правление наместников на выборное самоуправление – земскую избу с земским старостой, дьячком и целовальником.

Земский собор – выcшее cоcловно -предcтавительное учреждение середины XVI- концаXVII вв. Включал в себя: Освященный собор (представители высшего духовенства) + Боярская дума + Государев двор + выборные от провинциального дворянства + богатые горожане.

Земский староста – в Русском государстве представитель низшей княжеской и царской администрации в городах и волостях.

Земщина – основная часть Русского государства с центром в Москве, не включенная Иваном IV в особый государев удел — опричнину и имевшая свое особое управление.

Избранная рада — неофициальное правительство Ивана IV в конце 1540— 1550-х гг. (А. Ф. Адашев, Сильвестр, Макарий, А. М. Курбский и др.).

Иночество – монашество, жизнь в монастыре.

Интервенция (от лат. вторжение) – насильственное вмешательство во внутренние дела государства, вторжение на его территорию одного или нескольких государств, нарушение его самостоятельности (суверенитета)

Казачество — в XIV—XVII вв. — вольные люди, работавшие по найму, лица, нёсшие службу в приграничных районах (городовые и сторожевые казаки). В XV—XVI вв. на границах России на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке возникли самоуправляющиеся общины вольных казаков (в основном из беглых крестьян); в XVIII — начале XX в. — военное сословие.

Канонизация – процесс причисления кого-либо к лику святых в христианской церкви.

Капитуляция – прекращение вооружённой борьбы и сдача армии одного из воюющих государств.

Кормление – содержание государевых наместников местным населением деньгами и продуктами этого наместника и его двора.

Крепостное право — форма зависимости крестьян, предполагавшая прикрепление их к земле и подчинение судебной власти землевладельца. В общегосударственном масштабе в России было закреплено Судебником 1497 г., указами конца XVI — начала XVII в. Окончательно установлено Соборным уложением 1649 г. Отменено в 1861 г.

Крепостные – люди, находящийся в крепостной зависимости, то есть не имеющий никаких гражданских и имущественных прав.

Меркантилизм (от лат. торговец, купец) – экономическая политика, цель которой – активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, преобладание вывоза над ввозом товаров, защита отечественной промышленности от иностранных конкурентов, расширение зоны влияния отечественного капитала за границей.

Народное ополчение —добровольное военное формирование из мирных жителей, создаваемое с целью защиты своего дома, земли, Родины, страны, в помощь регулярной действующей армии.

Низложен – лишён власти, свергнут.

Мануфактура — предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.

Междуцарствие — период в России между царствованием царя Василия Шуйского и первым Романовым – Михаилом Фёдоровичем (1610-1613 гг.)

Местничество — распределение служебных должностей в Русском государстве в XV–XVII вв. между отдельными лицами в зависимости от степени их родовитости.

Митрополит – титул священнослужителя на Руси, глава Русской церкви (до утверждения патриаршества в 1589 г.)

Наместники – должность, чин в России, руководитель крупной административно-территориальной единицы, руководитель органа местного управления, который назначался князем (царём) в городах и их уездах. Пришли на смену посадникам, содержались за счёт кормления. Должность отменена в 1556 г. в результате губной и земской реформ.

Опала – немилость со стороны монарха или иного могущественного и влиятельного человека.

Опричнина —система внутриполитических мер Ивана IV в 1565—1572 гг. для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати и укрепления режима личной власти царя.

Осада – длительная военная операция, часто в форме блокады (то есть изоляции путём пресечения всех его внешних связей) города или крепости , с намерением захватить данный объект последующим штурмом или заставить капитулировать (сдаться) в результате истощения его сил или других обстоятельств.

Парсуна —переходная между иконой и светским произведением форма портрета.

Писцовые книги – описания хозяйств в XV – XVII вв. для податного земельного обложения – сошного письма (взыскание налогов в сохи). Составлялись московскими писцами и подьячими, которые переписывали церкви, дворы, лавки в городах (места торговли), земельные угодья (участки) и промыслы на селе.

Подьячий – низший административный чин в Русском государстве с XVI- начало XVIII в., выполнял основную делопроизводственную работу в центральных и местных государственных учреждениях ( по-нашему, канцелярский служащий).

Поместье — разновидность земельного владения, дававшееся за воинскую или государственную службу в России в конце XV — начале XVIII веков. С Уложения о службе 1556 г., закрепившего обязанность службы вла­дельцев как поместий, так и вотчин, в зависимости от величины надела, начался постепенный процесс сближения правового режима вотчин и поместий. В Соборном Уложении 1649 закреплено право собственности на поместье (то есть его тоже можно было передавать по наследству).

Полки нового (иноземного) строя — воинские части, сформированные в XVII в. в России по образцу западноевропейских армий.

Посад — торгово-ремесленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города. Иногда делилось на слободы и сотни.

Приказы – централизованные орган управления, имеющие чёткие функциональные обязанности.

  • Челобитный приказ принимал жалобы, подаваемые на имя царя, — челобитные, а также контролировал другие государственные учреждения. Это был главный приказ, его возглавлял А.Ф. Адашев.
  • Посольский приказ руководил внешней политикой России.
  • Разрядный приказ ведал военным делом, назначением воевод, сбором ополчения, распределением служилых людей по полкам, обеспечением земельным и денежным жалованьем.
  • Поместный приказ — ведал землевладением.
  • Земский приказ – ведал управлением Москвы, сбором налогом с тяглового населения и судом над ними и другие приказы.

Посадские люди – население, живущее в посаде, то есть в торгово-ремесленной части вне городских стен, ставшее позднее частью города.

Промысел – занятие с целью получения выгоды каким-либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи (охота, рыболовство и др.)

Протекционизм (от лат. прикрытие, защита) – экономическая политика государства, имеющая целью ограждение национального хозяйства от иностранной конкуренции путём введения высоких таможенных пошлин на ввозимые товары, усиления экспорта, ограничения импорта и др.

Рада – название народных собраний и советов представителей на Украине, в Белоруссии, в Литве, Польше и России (Переяславская Рада, Избранная Рада).

Раскол-движение, возникшее в середине XVII в. в Русской православной церкви. Объединило часть верующих, не признавших церковных реформ патриарха Никона.

Раскольники – сторонники старообрядчества в России.

Регентство — временное осуществление полномочий главы государства коллегиально (регентский совет) или единолично (регент) при малолетстве, болезни, отсутствии монаха.

Реформа религиозная Никона – комплекс мер, предпринятый в 1650-х- 1660-х годах, направленный на изменение обрядовой традиции Русской Церкви в целях её унификации (то есть приведение к единой системе, форме) с современной греческой. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.

Репрессии – карательная мера, наказание, предпринимаемые государственными органами.

Реформа — изменение в какой-либо сфере жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём. В частности, процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда влечёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов, увеличение доходов.

Самодержавие — монархическая форма правления в России, при которой государю принадлежало верховное право в принятии законов, управлении страной, руководстве армией и флотом, определении содержания внутренней и внешней политики.

Самозванство- незаконное присвоение чужого имени, звания.

Семибоярщина – «Седьмочисленные бояре», правительство в России, образовавшееся после свержения в 1610 году царя Василия Шуйского. В состав входили члены Боярской думы: князья Фёдор Мстиславский, Иван Воротынский, Андрей Трубецкой, Андрей Голицын, Борис Лыков-Оболенский; бояре Иван Романов, Фёдор Шереметев.

Слобода — название различных поселений в Русском государстве XI— XVII вв. (стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, белые и др.), население которых временно освобождалось от уплаты налогов в казну.

Смутное время – период, который начался с 1598 г.- со смертью Фёдора Иоанновича и прекращением династии Рюриковичей до 1613 года, когда воцарился первый Романов – Михаил Фёдорович.

Смутное время – это тяжелейший династический, политический и социально-экономический кризис, вызванный тяжёлыми последствиями Ливонской войны, опричниной, народными восстаниями из-за неурожаев, голода, закрепощения крестьян.

Соборное уложение 1649 года – кодекс законов Российского государства, приятый Земским собором в 1648-1649 гг. Опубликован в 1649 г. В нём разработаны вопросы государственного, административного и уголовного права, порядок судопроизводства. В документе окончательно юридически закреплено крепостное право (сыск беглых стал бессрочным). До первой половины XIX века Соборное уложение являлось основным законом России.

Сословие — социальная группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности и определяются законом; принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.

Сословно-представительная монархия —форма правления в условиях политической централизации, предусматривающая участие представителей сословий в составлении законов и управлении страной.

Соха – единица налогообложения на Руси в XII- XVII. Сохой называли определённое количество распаханной земли, с которой платила налог (подать).

Староверы – второе название старообрядцев, не принявших реформу Никона.

Старообрядчество — совокупность религиозных течений и организаций, направленных против церковных реформ патриарха Никона.

Стоглавый собор – собор Русской церкви и земский собор, который проходил в Москве в 1551 г. в Успенском соборе Кремля, с участием царя Ивана Грозного , высшего духовенства и представителей Бояркой думы. Решения собора были выражены в 100 глава: были ограничены дальнейшее увеличение церковных владений в городах и финансовые привилегии духовенств

Стрельцы — в XVI — начале XVIII в. постоянное войско, вооружённое огнестрельным оружием. Набиралось из свободного посадского и сельского населения, затем стрелецкая служба стала наследственной и пожизненной. Стрельцы стали категорией служилых людей.

Судебник – это сборник законов периода сословной монархии в России.

Террор (лат terror «страх, ужас») — устрашение политических противников путём физического насилия. Террором также называется угроза физической расправы по политическим или каким-либо иным мотивам либо запугивание с угрозой расправы или убийства.

«Тушинский вор» — самозванец, Д Лжедмитрий II, с 22 июня 1607 года по 21 декабря 1610 выдавал себя за русского царя Дмитрий– сына Ивана IV Грозного. На протяжении трех лет контролировал значительное количество территории Русского царства. Прозвище получил, так как его лагерь был в селе Тушино, недалеко от Москвы.

Тягло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — нач. XVIII в.

Тягловые люди – те, кто выплачивал тягло, кто нёс тягловую повинность.

«Угличское дело» — расследование обстоятельств гибели царевича Дмитрия – сына Ивана Грозного – и восстания в Угличе в 1591 году.

«Уложения о службе» — закон, определивший порядок службы в России в XVI в.

Урочные лета —срок давности, до истечения которого владельцы крепостных крестьян имели право обратиться в суд для возвращения им ушедших от них крестьян.

Холопство служилое – с XVII века становится наиболее массовым, часть его, получая землю за службу в условное держание, вливалась в состав господствующего класса, становясь как бы «холопами» великого князя. Другая часть в XVII — XVIII вв. была «положена в тягло», то есть причислена к крепостным.

Царь – основной титул монархов Русского государства с 1547 года ( Иван Грозный – первый царь) по 1721 г. ( с 1721 г. Пётр I объявил себя императором). Титул же “царь” переводили как “император”. Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.

Целовальники – выборные должностные лица в Русском государстве, для исполнения судебных, финансовых и полицейских обязанностей; избранный человек клялся честно исполнять свои обязанности и в подтверждение клятвы целовал крест, откуда и происходит название.

Челобитная – прошение, заявление, жалоба в Российском государстве XV–XVII вв.

Черносошные крестьяне – лично свободные крестьяне, платили налоги (то есть несли тягло) в казну государства, а не помещикам.

Черносошные крестьяне – лично свободные крестьяне, платили налоги (то есть несли тягло) в казну государства, а не помещикам.

Челобитная — индивидуальное или письменное прошение.

Юрьев день — период, когда крестьяне могли переходить от одного землевладельца к другому.

Ярмарка — торг, рынок товаров, организованный в установленном месте на определённое время, куда съезжались крестьяне из ближайших и дальних деревень. Ярмарки устраивались обычно в городах, в больших сёлах, слободах и приурочивались к праздникам.

Ясак — в России XV — начала XX в. натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной. До начала XVIII в. взимался также с народов Поволжья.

Однако как бы то ни было, "складывающиеся боярские вотчины были первопачально невелики", - констатировал современный историк В.Б.Кобрин. И далее он поясняет: "Вероятнее всего, они служили для княжеских вассалов и слуг своеобразными небольшими "подсобными хозяйствами": в условиях господства натурального хозяйства для феодала было в равной степени не нужно производство сельскохозяйственных продуктов на рынок и необходимо личное село, избавлявшее от закупок зерна и мяса, масла и молока. Повседневный, да отчасти, и праздничный стол феодал XIII-XIV вв. должен был поневоле сам себя обеспечивать; лишь заморские деликатесы и виноградные вина представляли здесь покупную провизию. Первоначально более крупная вотчина просто была не нужна". Количественно боярские вотчины также были в это время немногочисленны.

Более быстро крупным землевладельцем становится церковь. Возможность ее развития, в частности, была связана с веротерпимостью монголо-татар, поэтому церковные земли освобождались от даней. С середины XIV в. в монастырях происходит переход с "келиотского" устава к "общежитийному". В первом случае монастырь состоял из ряда обособленных келий, а жившие в них монахи имели свое хозяйство, и, таким образом, монастырь в целом не являлся собственником. Во второй половине XIV в. Сергий Радонежский проводит реформу. Согласно "общежитийному" уставу монахи должны были отказаться от личной собственности, а монастырь становится общиной с коллективной собственностью, получает возможность широко приобретать имущество, в том числе земли. Монастырям начинают жаловать земли князья. Именно этим путем создается первоначальное богатство большинства монастырских вотчин. Со временем, обретя экономическое могущество, церковь станет соперником великих князей (а потом и царей) в борьбе за государственную власть.

Но, несмотря на свой рост, крупное частное землевладение в XIV-XV вв. не являлось господствующим. В Северо-Восточной Руси (не говоря о Севере) преобладало свободное общинное крестьянское землевладение. Община в XIV-XV вв. называлась волостью, или "черной волостью". Отсюда название черносошные крестьяне (сам термин "крестьяне", обозначавший сельских земледельцев, появляется в конце XIV в.). Вопрос о социальной природе собственности в черной волости - сложный и спорный. Ряд исследователей полагают, что черные земли находились в полной собственности крестьянских общин (их аллодиальные владения). Другая точка зрения исходит из существования на Руси в XV в. государственного феодализма. Следовательно, крестьяне считаютя феодально-зависимыми от государства в целом, а налоги рассматриваются как форма феодальной ренты. Наконец, третьи говорят о черных крестьянах как собственниках своих земель наряду с государством. Спор этот далек от завершения, но ясно одно: положение черносошных крестьян было легче, чем частновладельческих.

Впрочем, частновладельческие крестьяне не были однородной массой. Они делились на следующие основные категории: половники и серебреники. Половники представляли собой обезземельных крестьян, получавших на обзаведение своим хозяйством определенную денежную ссуду, которую были обязаны погашать половинной долей урожая. Они являлись резервом для вовлечения в зависимость свободного крестьянства. Серебреники - это крестьяне, которым господин давал в долг деньги ("серебро") с условием последующей уплаты с процентами ("серебро ростовое") или же работы за проценты ("серебро издельное").

Уровень эксплуатации в XIV-XV вв. был слабым. Основной формой эксплуатации был натуральный оброк: крестьяне за пользование землей обязаны были платить необходимыми продуктами сельскохозяйственного производства. С конца XV-начала XVI в. натуральный оброк постепенно заменяется денежным, причем А.А.Зимин отмечает, что "денежная рента конца XV в. генетически восходит к дани".

В виде отдельных повинностей существовала отработочная рента: крестьяне обязаны были, например, ловить рыбу, варить пиво, молотить рожь, прясть лен, косить траву. Если они принадлежали монастырю, то еще и работать на пашне, заниматься ремонтом построек и т.д. Что касается наиболее тяжелой повинности крестьян - барщины - то она появляется в конце. XV-начале XVI в.

Политическое развитие в XIV в.

К началу XIV в. на Руси складывается новая политическая система. Столицей становится город Владимир. Великий князь "Владимира стоял во главе княжеской иерархии и имел ряд преимуществ. Поэтому князья вели яростную борьбу за ярлык на Владимирский престол. Из многочисленных земель, на которые распалась Владимиро-Суздальская земля, самыми значительными стали Тверская, Московская и Суздальско-Нижегородская. Каждая из них могла возглавить объединительный процесс. Наименьшие шансы имела последняя, вследствие своего соседства с Ордой. Равные были у двух других.

Исследователи уже давно пытаются раскрыть "тайну" возвышения Москвы. По этому поводу предлагались различные версии. Систематизация их представляется следующей (по Л.Н.Гумилеву). "Географическая" версия предполагает с одной стороны выгодность географического положения (центр Русской земли, торговые пути по рекам), с другой - бедность природы и скудость почв, толкавшие к расширению территории, но и позволявшие выработать "железные характеры" московитов. Согласно социальной версии усиление Москвы произошло вследствие относительного спокойствия в сплоченной и сильной княжеской семье, в которой не было усобиц. Поэтому ей и предпочитали служить духовенство и боярство. Третья - политическая версия исходит из мудрости и дальновидности московских князей, т.е, из их личных качеств. Наконец, последнее объяснение принадлежит современному историку А.А.Зимину, который, подвергая критике многие доказательства этих версий, предложил свой "ключ к пониманию" этого процесса. Он - "в особенностях колонизационного процесса и в создании военно-служилого войска (двора)".

Усиление Московского княжества

Московское княжество становится самостоятельным при младшем сыне Александра Невского Данииле Александровиче (1376-1303).

Оно было одним из самых небольших, но московскому князю удалось его значительно расширить. В 1301 г. он отвоевал у Рязани Коломну, на следующий год присоединил Переяславское княжество. Таким образом к Москве отходила большая и густонаселенная территория, что увеличило мощь княжества. А с вхождением в Московское княжество при сыне Даниила Юрии (1303-1325) Можайска вся территория Москвы-реки оказалась в его руках. За три года Московское княжество увеличилось почти вдвое. Юрий Данилович вступил в борьбу за великое княжение. Основным соперником было соседнее Тверское княжество, князья которого в этот период владели ярлыком на Владимирское княжение. Последующие два десятилетия вражды наполнены кровавыми и драматическими событиями: наговорами московских и тверских князей друг на друга в Орде (ханом в этот период был Узбек), военными столкновениями, казнями и убийствами.

Черносошные крестьяне или черные тяглые люди, государевы крестьяне — класс земледельческого населения России, сидевший на "черной", т. е. невладельческой земле. С развитием государственной власти на Руси общинные земли мало-помалу обратились в черные или государевы и считались за князем, но не как за частным собственником, а как за носителем государственной власти. Ч. крестьяне пользовались землей только как члены общины, получая в надел известные участки или выти. На одном и том же участке крестьянин мог сидеть целую жизнь и передавал его наследникам, но с условием, чтобы они считались членами общины и тянули во все общинные разрубы и разметы. До некоторой степени земля составляла как бы собственность крестьянина; он мог отдавать ее в залог и продавать, но с условием, чтобы покупщик тянул в общинные разрубы и разметы или сразу уплатил все общинные пошлины, "обелил" участок; в противном случае уступка земли считалась недействительной. Условное право отчуждения черных земель особенно было развито в городах: продавалась не земля, а право на нее, так как самого участка даже князья не могли покупать. Изложенного взгляда на Ч. крестьян придерживается большинство русских ученых, исключая Чичерина. У Ч. крестьян самой большой общинной единицей была волость, имевшая своего старосту; в эту высшую общину тянули низшие общины — села и большие деревни, приписанные к волости, также имевшие своих старост; к селам тянули малые деревни, починки и другие мелкие поселки. Общины сами вчиняли иски по земле, могли меняться землей с соседями, покупать или выкупать земли. Они также старались заселять принадлежавшие им пустоши, сзывали к себе людей, давали им участки земли, льготы и пособия, вносили за них деньги владельцам, у которых они прежде жили. Общины на черных землях отвечали перед правительством за порядок в волостях и за исправный сбор податей и отправление повинностей. Выборные начальники, старосты, сотские и добрые люди из Ч. крестьян участвовали в судах наместников и волостелей. Картина полного самоуправления Ч. крестьян явствует из судных списков и грамот XV в. По памятникам XVI в. Ч. крестьяне имели два рода отношений к земле: или они владели известной долей общинной земли, или же община давала крестьянину землю на оброк по оброчной записи. Первого рода поземельные отношения определялись порядной записью, которую крестьянин выдавал общине или волости. С прикреплением крестьян сословие это, до того времени цельное, разделилось на 2 разряда: крестьян дворцовых и черных земель и крестьян владельческих или частных земель. Тогда впервые возникает термин "Ч. крестьяне". Вплоть до второй половины XVIII в. перемен в положении Ч. крестьян не встречается. Уложение 1649 г. признает всех крестьян одним нераздельным классом населения; разграничение Ч. крестьян и владельческих яснее обнаруживается в начале XVIII века, под влиянием мер Петра I. Поворотными гранями в истории русского землевладения послужили межевые инструкции 1754 и 1766 гг. и манифест 1765 г. Правительство впервые заявило здесь категорически, что земля, на которой сидят Ч. крестьяне, есть собственность государства. Старые права крестьян были прямо отвергнуты: "а земли, которые крестьяне черносошных волостей. под видом своих собственных продали и заложили. " В 1766 г. крестьянам запрещено отчуждать земли под каким бы то ни было видом. Результатом провозглашения новых принципов первоначально явилось неопределенное брожение. Крестьяне продолжали отчуждать поземельные участки, несмотря на повторение строгих запрещений, но в то же время старые устои заметно поколебались; при неуверенности в прочности прав нельзя было оградить себя от всякого рода неожиданностей. В 1775 г. Ч. крестьяне были переданы в ведение казенных палат. Последние сразу начали проводить в жизнь принципы межевых инструкций 1754 и 1766 гг. Опыты уравнительного раздела земли между Ч. крестьянами вызвали общий переполох и массу жалоб со стороны населения, права которого на землю подтверждались купчими, духовными завещаниями или иными законными документами. Губернским директорам экономий пришлось отказаться от осуществления нового мероприятия, но под влиянием правительственных проектов у крестьян перепутались все правовые воззрения на земельную собственность. Предпринятое в 1830-1831 гг. "генеральное поравнение" окончательно закрепило Ч. крестьян за государством. Самое название Ч. крестьян постепенно исчезает и заменяется названием "государственные крестьяне". Ср. Сергеевич, "Русские юридические древности" (т. III, СПб., 1903); Беляев, "Крестьяне на Руси" (СПб., 1879); Ефименко, "Наследования народной жизни" (М., 1884).

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"

Читайте также: