Свидетельство плательщика налога днр

Опубликовано: 15.05.2024

За что и сколько платят непризнанной республике её жители?

«А в ДНР что, и своя налоговая система есть?» - с искренним удивлением спросил автора этих строк один из собеседников, узнавших, что мы работаем над статьёй на эту тему. Да, своя налоговая система в непризнанной ДНР существует, причём довольно давно. Первая версия Закона ДНР «О налоговой системе» была принята в декабре 2015-го года, и с тех пор пережила уже более 10 серьёзных редакций.

Какие налоги и как платят физические и юридические лица непризнанной республики, и чем система налогообложения ДНР отличается от той, что существует в Украине, пытались разобраться журналисты ТАЙМЕРА.

Два кита

Налоговая система Украины базируется на трёх «китах»: налоге на прибыль предприятий, доходах физических лиц (НДФЛ), а также налоге на добавленную стоимость (НДС). В ДНР имеется два из трёх этих налогов: налог на прибыль и НДФЛ.

Большинство предприятий Украины платит налог на прибыль по ставке в 18%, хотя есть и исключения: например, страховая деятельность облагается по ставке в 3%. В ДНР действует более высокая ставка: 20%, предусмотрена льготная ставка в 0% для предприятий угледобывающей отрасли.

Ещё одно важное отличие - отчётный период. В Украине налог на прибыль оплачивается большинством предприятий раз в квартал. В ДНР же установлен отчётный период в один месяц. То есть, ту отчётность, которую украинские предприятия готовят и подают раз в три месяца, в ДНР вынуждены готовить ежемесячно - изрядный «геморрой» для бухгалтеров.

Вторая проблема - различия между бухгалтерским и налоговым учётом, т.е. тем, что засчитывается в доходы и расходы с точки зрения предприятия, и тем, что «признаёт» в этом смысле налоговая. В Украине в последние годы постарались свести к минимуму различия между налоговым и бухгалтерским учётом, разрешив вычитать из дохода при подсчёте облагаемой прибыли почти все виды расходов, за исключением отдельно перечисленных в Налоговом кодексе исключений - «налоговых разниц». В ДНР же действует обратная система: закон «О налогообложении» предусматривает вполне конкретный список расходов, которые можно рассматривать в таком качестве при вычислении суммы облагаемой прибыли. Всё остальное с точки зрения налоговой расходами не является.

С одной стороны, такая система является куда менее прогрессивной и значительно более бюрократизированной нежели та, что действует на Украине. С другой - в Украине издавна практически никто не платил реальный налог на прибыль: возможно, в ДНР решили «затянуть гайки», чтобы не оказаться в такой же ситуации.

Теми же мотивами можно объяснить и другие нюансы администрирования налога на прибыль в ДНР. К примеру, при продаже товаров и услуг по цене ниже себестоимости продавец должен включить разницу между себестоимостью и заявленной ценой продажи в доходы. Очевидно, эта мера призвана закрыть одну из распространённых схем уклонения от уплаты налогов, однако по факту выглядит это со стороны весьма странно.

Заслуживает внимания и подход к предприятиям, в том или ином периоде понёсшим убыток: им официально запрещено перераспределять этот убыток на последующие периоды, уменьшая за счёт этого базу налогообложения, а декларирование убытков шесть раз в течение года даёт право фискалам прийти на предприятие с внеочередной проверкой.

Идея о запрете переноса убытков с одного периода на другой - золотая мечта украинских фискалов всех лет независимости. Она претворялась в жизнь неофициально - через запрет сдавать «минусовые» декларации, официально - через запрет переносить убытки в полном объёме (разрешалось «использовать» убытки только несколькими частями в течение ряда лет), не раз пытались протащить норму о полном запрете переноса убытков между периодами. Мечты украинских налоговиков в ДНР стали реальностью, и эта откровенно репрессивная фискальная практика может быть оправдана только чрезвычайным состоянием экономики ДНР.

Ставка второго ключевого налога - на доходы физлиц, или НДФЛ, в ДНР ощутимо меньше, чем в Украине: 13% вместо 18% для большинства видов дохода.

Зато в ДНР выше ставка единого социального взноса, который платят с зарплаты наёмных работников: она составляет 31% против 22%, для бюджетных организаций предусмотрена пониженная ставка в 28%. Таким образом, совокупная нагрузка на зарплату в ДНР составляет 44% (13% НДФЛ + 31% ЕСВ) против 40% в Украине (18% НДФЛ + 22% ЕСВ).

Пассивные доходы (проценты, дивиденды и т.п.) и в ДНР, и на Украине облагаются по ставке 5%.

В общем и целом, сравнивая налогообложение в Украине и в ДНР по двум этим видам налогов, следует признать: соответствующее украинское законодательство - более зрелое и современное, тогда как для законодательства ДНР характерен более бюрократичный характер, а кроме того, оно выглядит достаточно сложным для выполнения.

НДС VS Налог с продаж

Ключевую роль в налоговой системе Украины также играет налог на добавленную стоимость - печально известный НДС. Это - косвенный налог, т.е. налог, который как бы включается в цену товара - считается, что его платит покупатель. Как и следует из названия, этим налогом облагается добавленная стоимость - то есть, разница между ценой, по которой продаётся товар или услуга, и суммой затрат на её оказание. Ставка налога в Украине на сегодня составляет 20% (7% для лекарств и оборудования медназначения).

В общих чертах проиллюстрировать процесс взимания этого налога можно на таком примере. Добывающее предприятие продаёт производителю ресурсы на 100 гривен. В эти 100 гривен закладывается НДС в 20% от этой суммы - т.е. 20 гривен. Эти деньги прибавляются к цене продажи: покупатель доплачивает их продавцу, который обязан передать их в бюджет («цена с учётом НДС»). Это так и называется: налоговое обязательство. А с точки зрения покупателя-производителя эти 20 гривен являются налоговым кредитом - то есть, государство как бы «запоминает», что он уже уплатил эти самые 20 гривен НДС.

Производитель изготовляет из купленных ресурсов товар, который продаёт дистрибьютору за 150 гривен. НДС в этом случае составит 30 гривен, соответственно, покупатель-дистрибьютор должен заплатить продавцу-производителю 180 гривен, из которых 30 тот должен отдать в бюджет. Однако у производителя есть налоговый кредит в 20 гривен, т.е. в бюджет он платит только 10. А 30 гривен становятся налоговым кредитом для дистрибьютора.

Наконец, дистрибьютор продаёт товар конечному потребителю за 300 гривен, к которым добавляются 20%, или 60 гривен НДС. Дистрибьютор обнуляет за счёт этих 60 гривен свой налоговый кредит в 30 гривен, а остаток, т.е. ещё 30 гривен, отдаёт государству.

В конечном итоге со всей цепочки сделок в сумме государство получит те же 60 гривен, которые заплатил конечный покупатель. Именно поэтому НДС называется налогом на потребление.

Однако просто это лишь в данном конкретном примере. На деле же при подсчёте НДС существует масса тонкостей и нюансов, что делает его одним из самых сложных в администрировании и ёмких в плане способов уклонения от налогов, коррупции и мошенничества.

Так вот, в ДНР всех этих тонкостей нет. Вместо 20% налога на добавленную стоимость там взимают 1,5% налог с продаж. Он считается куда проще: 1,5% от стоимости товара, которые платит каждый из продавцов на каждом этапе цепочки. В нашем случае уплате в бюджет подлежат сначала 1,5% от 100 гривен, затем 1,5% от 150 гривен и т.п. Общая сумма платежа составит 7 гривен 25 копеек - вместо 60 гривен при украинской системе.

Однако в нашей цепочке всего 3 элемента. Но представьте себе, если таких шагов, скажем, 20? В случае с НДС это не имеет значения: в бюджет будет заплачено столько же, сколько заплатит конечный покупатель. А вот при налоге с продаж каждый шаг цепочки означает очередные 1,5% налоговых платежей - и соответствующее удорожание товара.

С другой стороны, неоспоримым преимуществом налога с продаж является его относительная простота, кроме того, он удобен и необременителен в случае коротких производственных цепочек, на каждом из этапов которых создаётся значительная добавочная стоимость. А ещё он выгоден крупным вертикально интегрированным компаниям, в которых и производство, и дистрибьюция осуществляются различными подразделениями одной и той же фирмы. А вот невыгоден он торговым посредникам различного рода.

Упрощённая система налогообложения

Как известно, на Украине существуют три группы «упрощенцев». Первая группа - это субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют розничную торговлю на рынках, не используют труд наёмных работников и чей доход не превышает 300 тысяч гривен в год. Эти предприниматели платят Единый налог с фиксированной ставкой в 160 гривен в месяц, да к тому же единый социальный взнос в 352 гривны ежемесячно.

Вторая группа плательщиков Единого налога - предприниматели, продающие товары и оказывающие услуги физлицам, имеющие не более 10 наёмных работников и годовой доход - не более 1,5 миллиона гривен. Для них также действует единая ставка в 640 гривен - плюс единый социальный взнос в 704 гривны

Третья группа плательщиков может работать и с юридическими лицами, а также иметь неограниченное число наёмных работников, но доход таких предприятий не может превышать 5 миллионов гривен в год. Представители третьей группы платят государству 5% от выручки, а также единый социальный взнос в 704 гривны.

Наконец, четвёртая группа «упрощенцев» - сельхозпредприятия, платящие в зависимости от площади обрабатываемой ими земли.

Система, существующая в ДНР, и похожа, и не похожа на украинскую одновременно.

Для тех, кто на Украине относился бы к первой и частично второй группе плательщиков Единого налога, в непризнанной ДНР существует т.н. патентная система. Работает это просто: уплатив некую фиксированную сумму, предприниматель избавляется от уплаты всех прочих налогов в принципе.

Выбрать патентную систему налогообложения могут предприниматели, продающие товары на рынках, а также вне их - но только для определённого списка товаров (хлебобулочные изделия, овощи и фрукты, мороженое, безалкогольные напитки, цветы, детские игрушки и т.п.). Кроме того, могут перейти на патентную систему те, кто оказывают населению услуги (автоперевозки, парикмахерские услуги, репетиторство, ремонт одежды, обуви и бытовой техники).

Предельный объём дохода для выбравших патентную систему предпринимателей не может превышать 1 миллиона рублей в год, или около полумиллиона гривен - то есть, больше, чем для первой группы плательщиков на Украине, но меньше, чем для второй. Кроме того, «патентодержатели» могут привлекать наёмных рабочих (для определённых видов деятельности, как правило - не более трёх человек).

Стоимость патента также зависит от вида деятельности, однако для большинства из них составляет 510 рублей (около 250 гривен) в месяц.

Далее следует уже собственно упрощённая система налогообложения в том виде, в котором она реализована в ДНР. Здесь также есть группы плательщиков - только три, а не четыре, как в Украине. Важно отметить, что законодательство ДНР налагает на «упрощенцев» куда меньше ограничений, нежели украинское: к примеру, все группы плательщиков могут работать с юридическими лицами.

Первая группа - предприниматели, которые имеют не более 1,5 миллиона рублей (около 750 тысяч гривен) годового дохода и не более 10 наёмных работников. Они освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога с продаж, а вместо этого платят единый налог в 2,5% от фактического поступления денежных средств (от «кассы»).

Вторая группа не имеет ограничений на количество наёмных работников, а её доход ограничен цифрой в 60 миллионов рублей в месяц - т.е. почти 30 миллионами гривен (для сравнения, самая гибкая группа упрощённой системы в Украине предусматривает максимальный доход в 5 миллионов гривен). Плательщики второй группы «упрощенцев» в ДНР платят государству 6% от поступлений денежных средств (для сравнения, 3-я группа Единого налога в Украине платит 5%).

Правда, есть некоторые ограничения: перейти на вторую группу упрощённой системы могут только производители товаров, работ и услуг, импортёры, а также те, кто продают товары и услуги физлицам для их личных потребностей (не для перепродажи или другого использования в рамках предпринимательской деятельности). К примеру, не могут воспользоваться данной системой различные торговые посредники - оптовые торговые базы и т.п.

Также не подходит упрощённая система тем, кто торгуют алкоголем и табачными изделиями, топливом, оказывают страховые и финансовые услуги и т.п. Отдельным пунктом запрещена упрощённая система для предприятий в сфере общественного питания - кафе, ресторанов и прочего.

Предприниматели первой и второй групп плательщиков единого налога также платят социальный взнос в размере 600 рублей, т.е. около 300 гривен в месяц. Для сравнения, в Украине предприниматели первой группы платят 352 гривны ЕСВ в месяц, второй и третьей - 704 гривны.

Третья группа плательщиков единого налога - структуры, осуществляющие добычу и переработку угля с годовым доходом до 240 миллионов рублей. Для таких предприятий ставка единого налога составляет 3% от оборота - похоже, данная норма введена специально для того, чтобы реализовать малые угольные шахты - артели, или т.н. «копанки».

В целом, упрощённая система налогообложения в ДНР представляется значительно более гибкой и удобной, нежели существующая на Украине.

Отзывы «потребителей»

Любые нормы законов следует оценивать лишь в приложении к их конкретной реализации. Именно поэтому анализ налоговой системы непризнанной ДНР мы решили завершить краткой подборкой мнений об этой системе тех, кому реально приходится платить налоги в соответствии с этим законодательством.

К примеру, у налоговиков существуют негласные правила относительно минимальной нормы прибыли относительно общего дохода, которая должна быть показана в налоговых отчётах: в зависимости от рода деятельности, прибыль должна составлять от 1,5 до 3 процентов от дохода, тем, кто указывают меньше, советуют «посчитать ещё раз». Т.е. по факту налог с прибыли превращается в налог с оборота. Ситуация, хорошо знакомая украинским бухгалтерам - однако в ДНР-то имеется настоящий налог с оборота (налог с продаж)!

Аналогичная история - с заработной платой: сотрудники налоговых органов начинают нервничать, видя в отчётах предприятия зарплаты меньше 8 тысяч рублей.

Кроме того, почти все наши собеседники жалуются на непомерные штрафы, которые налагают фискальные органы за любые, даже мельчайшие нарушения. Причём многие из них признают: штрафуют часто за дело, однако вот суммы штрафов - совершенно неподъёмны.

«Негласная расценка штрафа - 50 тысяч рублей, - сетует один из наших собеседников. - Откуда платить такие штрафы? Понимаю, 3-5 тысяч рублей. Но не 50-80». При этом многие собеседники уверяют: откупиться от штрафов, как это нередко делали в Украине, невозможно.

Некоторые предприниматели жаловались на нелогичность существования в одной системе и налога с оборота (с продаж), и налога на прибыль. «Это всё равно, что я тебе продаю еду с наценкой и потом ещё пишу - 10% за обслуживание. А за что тогда наценка была?» - удивляется один из наших собеседников.

Ещё один повод для претензий - постепенное «закручивание гаек», ужесточение правил игры: например, упомянутый выше запрет для ресторанов пользоваться упрощённой системой налогообложения.

Впрочем, есть и те, кто новой системой откровенно доволен. Как и следовало ожидать, подобный редкий случай обнаружился среди предпринимателей-«упрощенцев»: им оказался владелец небольшого продуктового магазина в одном из спальных районов Донецка. «Да, я доволен, и я честно говорю, что доволен, - говорит он. - Я сижу на "упрощёнке", плачу 6% от оборота - и у меня всё в порядке, я не парюсь. На порядок, в разы проще стало жить, если говорить о налогах». Правда, даже он сталкивался со слишком большими штрафами, которыми наказывают предпринимателей как налоговая, так и другие контролирующие органы. «50-60 тысяч штрафа - это невозможно совершенно. Это российские штрафы, но доходы-то у нас - не российские!» - возмущён наш собеседник.

Впрочем, о злоключениях малого и среднего бизнеса непризнанной ДНР мы подробнее расскажем в следующем материале нашего цикла.

Инструкция по подготовке и предоставлению электронных документов при использовании электронного сервиса «Личный кабинет плательщика» в МДС ДНР и его территориальных органах средствами телекоммуникационной

Инструкция
по подготовке и предоставлению электронных документов при
использовании электронного сервиса «Личный кабинет плательщика»
в Министерстве доходов и сборов Донецкой Народной Республики
и его территориальных органах
средствами телекоммуникационной связи

Раздел I. Общие положения

1.1 Настоящая Инструкция конкретизирует вопросы применения пункта 27.5 статьи 27 закона «О налоговой системе» в организационно информационном обмене посредством информационно-телекоммуникационных сетей в электронной форме с использованием электронной подписи в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики в территориальные органы Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики (далее - Министерство) с использованием электронного сервиса «Личный кабинет плательщика» (далее - ЛКП).

1.2 Действие настоящей Инструкции распространяется на Министерство, его территориальные органы (далее - РНИ) и налогоплательщиков, которые предоставляют электронные документы c использованием электронной подписи, временно, до создания аккредитованных центров сертификации в Донецкой Народной Республики.

Раздел II. Понятия и определения

2.1 В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия и определения:

2.1.1 база данных Министерства - информация, представленная в электронном виде, созданная в Министерстве на основе показателей налоговых и таможенных документов налогоплательщиков, и предназначенная для централизованного накопления, обработки и многократного использования в информационных системах (ресурсах) Министерства и РНИ;

2.1.2 вторая квитанция о получении электронного документа (далее - вторая квитанция) - электронный документ, который формируется с использованием программного обеспечения Министерства и удостоверяет факт и время принятия (непринятия) электронного документа налогоплательщика в базу данных Министерства (квитанция о приеме);

2.1.3. контрольная сумма — определенное значение данных электронного налогового и таможенного документа налогоплательщика, рассчитанное по специальному алгоритму и используемое для проверки целостности данных при их передаче или хранении;

2.1.4 персональный ключ доступа – персональное средство аутентификации, записанное и хранящееся на электронном носителе информации, позволяющее однозначно идентифицировать пользователя в ЛКП;

2.1.5 первая квитанция о получении электронного документа (далее - первая квитанция) - электронный документ, который формируется с использованием программного обеспечения Министерства и удостоверяет факт и время отправки и получения электронного документа налогоплательщика в базу данных Министерства (квитанция о доставке);

2.1.6 предоставление электронных документов – процесс передачи налогоплательщиком налоговых и таможенных документов в Министерство и РНИ в определенном порядке;

2.1.7 система предоставления электронных документов - совокупность организационных, программных, программно-аппаратных, телекоммуникационных средств, позволяющих налогоплательщику предоставлять электронные документы в Министерство и РНИ;

2.1.8 специализированное программное обеспечение - программное обеспечение, предназначенное для создания налогоплательщиком электронных документов, в соответствии с требованиями настоящей Инструкции;

2.1.9 средство криптографической защиты информации ЛКП – программное средство, предназначенное для шифрования и формирования электронной подписи электронного документа;

До создания аккредитованных центров сертификации в Донецкой Народной Республике, указанные средства криптографической защиты информации ЛКП приравниваются к электронной подписи;

2.1.10 электронный документ - налоговый или таможенный документ, информация в котором зафиксирована в виде электронных данных, в т.ч. обязательные реквизиты документа.

Раздел III. Общие требования к предоставлению электронных документов средствами телекоммуникационной связи

3.1 Налогоплательщик осуществляет формирование и предоставление электронных документов с применением специализированного программного обеспечения ЛКП, руководствуясь настоящей Инструкцией и примерным договором о признании электронных документов (далее- Договор).

3.2 Для предоставления электронных документов в РНИ налогоплательщик обязан:

3.2.1 быть зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических и физических лиц - предпринимателей и находиться на учете в РНИ по основному месту, а также как налогоплательщик отдельных видов налогов по месту нахождения объектов налогообложения (по неосновному месту учета);

3.2.2 иметь персональный ключ доступа в ЛКП и сертификаты ключей для использования при предоставлении электронных документов в РНИ по основному и не основному месту учета;

3.2.3 иметь доступ к сети Интернет;

3.2.4 формировать электронные документы с помощью специализированного программного обеспечения ЛКП.

3.3 Электронные документы предоставляются в РНИ средствами сети Интернет в сроки, определенные законодательством Донецкой Народной Республики.

3.4 В случае предоставления электронного документа средствами ЛКП с наложением электронной подписи, налогоплательщик освобождается от предоставления такого документа на бумажном носителе.

3.5 Электронные документы, направленные налогоплательщиком средствами ЛКП, обрабатываются РНИ в течение 24 часов с момента их получения ежедневно, кроме выходных, праздничных и нерабочих дней.

3.6 Электронный документ, полученный РНИ позже срока, установленного законодательством для предоставления такого документа, считается предоставленным с нарушением срока.

3.7 Предоставление электронных документов ЛКП от налогоплательщика осуществляется исключительно с использованием программного продукта, разработанного Министерством обеспечивающего прием и обработку налоговых и/или таможенных документов с помощью электронной подписи налогоплательщика.

3.8 РНИ обеспечивают размещение на информационных стендах сведения о порядке предоставления электронных документов, адреса и контактные телефоны ответственных лиц в РНИ.

3.9 В специализированном программном обеспечении ЛКП, разработанном Министерством, реализовано:

3.9.1 формирование налогового документа в электронном виде;

3.9.2 формирование таможенного документа в электронном виде;

3.9.3 контроль за вводом данных в соответствии с установленными требованиями;

3.9.4 хранение отправленных электронных документов и полученных квитанций в электронном виде в базе данных Министерства;

3.9.5 импорт электронных документов с электронных носителей;

3.9.6 визуальное отображение электронных документов;

3.9.7 хранение публичных и персональных электронных ключей в формате «gpg».

Раздел IV. Порядок предоставления электронных документов средствами сети Интернет

4.1 Электронные документы ЛКП могут быть направлены в РНИ средствами сети Интернет за отчетные периоды в сроки, определенные законодательством Донецкой Народной Республики.

4.2 При отправке электронных документов налогоплательщик самостоятельно определяет конечный срок их отправки (учитывая время на своевременную доставку документов в РНИ, в случае возможных сбоев и задержек в сети передачи данных или непоступления квитанции).

Раздел V. Обязанности налогоплательщика и РНИ

5.1 Налогоплательщик обязан:

5.1.1 оформить Заявление на предоставление доступа в электронный сервис «Личный кабинет плательщика» для формирования и предоставления электронных документов в РНИ по основному месту учета;

5.1.2 самостоятельно сгенерировать ключи электронной подписи, загрузить с Интернет-ресурса Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики (электронный адрес - https://pb.mdsdnr.ru/) программу «Электронная Подпись» для генерации каждого лица отдельно, имеющего право подписи, и распечатать данные заявления на регистрацию электронной подписи согласно (приложения 1);

5.1.3 предоставить в РНИ для каждого лица отдельно, имеющего право подписи:

5.1.3.1 копию страниц паспорта (1-2 страниц (3-6 при наличии отметок) и страницы с отметкой о регистрации места жительства), заверенные лично;

5.1.3.2 копию справки (страницы с отметкой) о праве осуществлять платежи по серии и номеру паспорта для граждан, отказавшихся от регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, заверенную печатью юридического лица или личной подписью физического лица – предпринимателя, у которого нет печати;

5.1.3.3 копию регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика;

5.1.3.4 копию свидетельства о государственной регистрации налогоплательщика;

5.1.3.5 для руководителя и главного бухгалтера юридического лица выписку из приказа о назначении на должность, заверенную печатью юридического лица;

5.1.4 предоставить заявления на регистрации электронной подписи в РНИ по основному месту учета вместе с публичными сертификатами на электронную подписи (на электронном носителе);

5.1.5 после получения ключа доступа в сервис ЛКП и ознакомления с текстом примерного Договора о признании электронных документов (приложение 2), заполнить необходимые реквизиты в электронном виде, и указать свой электронный адрес;

5.1.7 обеспечить сохранность и защиту от несанкционированного доступа полученного идентификатора и пароля пользователя, персонального ключа данных, обеспечить их надежное хранение;

5.2 Сотрудник РНИ по основному месту учета налогоплательщика:

5.2.1 сверяет данные в заявлении на регистрацию электронной подписи с данными государственной регистрации;

5.2.2 активирует публичный сертификат на электронной подпись и переносит его на электронный носитель налогоплательщика;

5.2.3 записывает на электронный носитель налогоплательщика ключ доступа в сервис ЛКП;

5.2.4 подшивает в учетное дело налогоплательщика все заявления (на регистрацию электронной подписи и электронного ключа на доступ в ЛКП с соответствующими отметками).

5.3 Сотрудник РНИ, в котором налогоплательщик состоит на учёте по основному месту, после отправки налогоплательщиком в электронном виде примерного Договора о признании электронных документов, обязан:

5.3.1 произвести сверку реквизитов, указанных в примерном Договоре, с регистрационными данными налогоплательщика;

5.3.2 в течение 5 рабочих дней принять решение о заключении примерного Договора. После рассмотрения примерного Договора сообщить налогоплательщику о возможных причинах отказа в виде квитанции.

5.4 Данные по примерному Договору о признании электронных документов с налогоплательщиками вносятся в журнал учета договоров в электронном виде.

Раздел VI. Порядок замены электронной подписи

6.1 Срок действия электронной подписи (далее – ЭП) cоставляет 12 месяцев.

6.2 Замена ЭП производится в случае:

6.2.1 изменения регистрационных данных налогоплательщика;

6.2.2 изменения Ф.И.О, паспортных данных и т.д налогоплательщика.

6.3 В случае утери ЭП или выхода из строя носителя ЭЦП налогоплательщик обязан немедленно обратиться в подразделение ИТЭС РНИ по основному месту учета с целью блокировки ЭП.

6.4 Для формирования нового ЭП, налогоплательщик готовит заявление на регистрацию электронной подписи согласно (приложения 1).

6.5 Сотрудник подразделения ИТЭС старый ЭЦП налогоплательщика блокирует и активирует новый публичный сертификат на электронную подпись и переносит его на электронный носитель налогоплательщика.

Раздел VII. Порядок взаимодействия налогоплательщиков и РНИ при подаче электронных документов по телекоммуникационным каналам связи

7.1 С помощью ЛКП налогоплательщик создает электронный документ, производит подписание электронного документа электронной подписью и направляет электронный документ в РНИ по телекоммуникационным каналам связи (сеть Интернет). Второй экземпляр электронного документа в электронном виде хранится у налогоплательщика.

7.2 После получения от налогоплательщика электронного документа в РНИ проводится проверка соответствия электронного документа на наличие обязательных реквизитов.

7.3 Первая квитанция является подтверждением налогоплательщику о передаче его электронных документов в РНИ средствами телекоммуникационной связи. Второй экземпляр первой квитанции в электронном виде хранится в РНИ. В случае непоступления налогоплательщику ЛКП первой квитанции, электронный документ считается неполученным РНИ.

7.4 Вторая квитанция является подтверждением налогоплательщику о принятии (непринятии) его электронных документов в базу данных Министерства. Вторая квитанция в электронном виде содержит реквизиты принятого электронного документа, информацию о налогоплательщике, электронную подпись, дату и время приема, регистрационный номер, период, за который подается электронный документ, данные о целостности и соответствии электронного документа (контрольная сумма) и данные об отправителе квитанции. Второй экземпляр второй квитанции в электронном виде хранится в РНИ.

Если направленные электронные документы сформированы с ошибкой, налогоплательщику направляется вторая квитанция в электронном виде о непринятии налоговых и таможенных документов с указанием причин.

7.5 Если налогоплательщик направил в РНИ несколько экземпляров одного электронного документа (в случае исправления, неполучения первой квитанции и т.п.), то оригиналом считается электронный документ, отправленный последним до истечения граничного срока, установленного законодательством для предоставления такого документа, при условии, что он был сформирован правильно, принят в базу данных Министерства и налогоплательщику поступила об этом вторая квитанция.

7.6 После окончания срока предоставления налогоплательщиком электронных налоговых документов, соответствующим структурным подразделениям передаются указанные документы в виде отдельных реестров поданной отчетности.

7.7 В случае передачи электронных документов в РНИ через представителя налогоплательщика, которому документально оформлено и предоставлено соответствующее право, ответственность за непредоставление электронных документов возлагается на налогоплательщика.

Налоги

Одним из признаков государства является организация института фиска. Провозгласив независимость, руководство ДНР взяло на себя обязательство взимания налогов и формирования законодательства в данной сфере. В 2021 г. эта работа проводится на самом высоком организационном уровне. Сегодня налоги в ДНР взимаются так же, как и в любом другом государстве. Рассмотрим особенности фискальной системы республики.

Налоговое законодательство ДНР

Налоги

Основной нормативный акт, регулирующий данную сферу, был принят 25 декабря 2019 г. и вступил в силу 18 января 2019 г. Закон о налоговой системе ДНР под № 99-IHC был разработан специальной комиссией и утвержден парламентом республики. Однако на этом работа над законодательством не прекратилась.

Изменения в налоговой системе ДНР 2019 г. коснулись распределения прибыли государственных предприятий. Прежде всего, были урегулированы такие вопросы, как учет амортизационных потерь и валовых расходов компаний.

Также Министерство налогов и сборов ДНР сделало более прозрачной процедуру декларирования доходов. Особенно сильно это коснулось институтов нотариата и адвокатуры.

  • сельскохозяйственного налога;
  • экологического сбора;
  • земельной пошлины.

Еще одним нововведением стали скорректированные требования при заверении сделки купли/продажи недвижимости. Теперь нотариус обязан рассчитать пошлину и проконтролировать, чтобы продавец квартиры внес ее полную сумму. Данный порядок регулирует ст. 122.8 налогового закона ДНР.

Система налогообложения республики

Фискальная политика республики осуществляется на основании 99 закона с учетом имеющихся на сегодняшний день 16 поправок. Согласно ст. 11 нормативного акта в ДНР действует 16 фискальных сборов. Налоги в ДНР для физических лиц и юридических компаний включают:

  • подоходное обложение;
  • налог на прибыль;
  • акцизы;
  • отчисления с оборота;
  • экологический;
  • с/х налог;
  • транспортное обложение.

Дополнительно в систему налогов, принятую в ДНР, входят 8 сборов:

  • транзит;
  • обложение за разведение виноградников;
  • патентный сбор;
  • на использование земли;
  • потребление воды;
  • за валютные операции;
  • потребление биоресурсов;
  • разработку недр.

Предприниматели ДНР обязаны подавать декларацию: ежемесячно, ежеквартально и по итогам финансового года.

В 2020 г. в ДНР действует сразу 3 системы обложения.

Общая система

Подоходный налог в ДНР, как и в России, составляет 13%. Он взимается с зарплат официально трудоустроенных на территории республики. С пенсий и иных социальных пособий отчисления не происходят.

Нотариусы обязаны удерживать по 5% от суммы сделки при продаже недвижимости, автотранспорта и перед вступлением в наследование.

Подоходное обложение рассматривается властями ДНР как главный бюджетообразующий сбор.

Налог на прибыль

Данная система касается предпринимателей. От обложения освобождены некоторые компании. Прежде всего, работающие в сфере оборота металлолома (и черного, и цветного). Также условием смягчения фискальной политики является валовая годовая выручка ниже 10 млн. рублей и штат предприятия до 50 человек.

Налог на прибыль в ДНР крайне важен для наполнения бюджета республики и выполнения властями своих социальных обязательств.

В связи с рядом обстоятельств и, прежде всего, тяжелой внешнеполитической обстановкой компании облагаются ежемесячно. Причем на уплату по декларации отводится лишь 10 суток. Ставка составляет 20%.

Налог с оборота

Данный сбор напоминает НДС. Он составляет всего 1.5% с любой продажи. Налог с оборота в ДНР отчисляется ежемесячно. Однако он не предусматривается при следующих сделках и обстоятельствах:

  • при обмене валют;
  • от сбора освобождены плательщики льготного сельскохозяйственного налога;
  • занятые в сфере оборота металлолома;
  • государственные строительные компании;
  • занятые в сфере угледобычи;
  • при сделках, связанных с коммунальным хозяйством;
  • от налога с оборота освобождены неприбыльные предприятия.

Законодательством ДНР не предусмотрен перечень категорий, которые полностью освобождены от фискальной нагрузки. Вопрос льгот довольно сложен и запутан.

Кто освобожден от уплаты

Конкретного списка освобожденных от налогов не существует. Но государство имеет право вводить особые фискальные режимы. Плательщиков могут освободить от отдельных пунктов налогообложения или существенно снизить нагрузку. К данным режимам относят:

  • упрощенный;
  • патентный;
  • с/х налог;
  • обложение за обмен валют;
  • артельная угледобыча;
  • поставки энергоносителей в ДНР.

Данные режимы являются временными. Они могут охватывать отдельные предприятия или населенные пункты.

Упрощенная система

Данная категория получает возможность не отчислять процент с оборота и прибыли. Законодательство ДНР предусматривает перечень предприятий, которые ни при каких обстоятельствах не могут получить статус «упрощенца»:

  • филиалы компаний, не являющихся резидентами ДНР;
  • упрощенный налог в ДНР не действует для валютообменных пунктов;
  • торговцев ГСМ;
  • фармацевтических компаний;
  • продавцов спиртного и табака.

Также в группу компаний ДНР с упрощенными налогами не могут войти:

  • брокерские компании;
  • финансовые учреждения;
  • инжиниринговые предприятия;
  • страховые компании;
  • банки;
  • управленческие компании;
  • предприятия с/х и общепита.

Упрощенцы делятся на 3 категории. Каждая из них предусматривает свои льготы.

I группа

В таких предприятиях могут работать не свыше 3 наемных сотрудников, а годовой оборот не должен превышать 3 млн. рублей. Также из перечня попадающих в 1 группу налога в ДНР исключены занятые в автотранспортном бизнесе. И предприниматели, сдающие в аренду торговые площади свыше 20м2.

1 группа упрощенного налога ДНР предусматривает месячную ставку 2.5% от валовой прибыли. Либо следует отдавать 2200 руб. при условии не более 21м2 торговых площадей и стоимости каждой единицы товаров до 6000 руб.

II группа

В данную категорию включаются производители, импортеры и продавцы любых товаров и услуг с валовым доходом до 60 млн. рублей. Иные условия на хозяйствующие субъекты республики не накладываются. Упрощенный налог для предприятий ДНР 2 группы подразумевает ставку 6%.

III группа

К категории относятся фирмы по угледобыче и обработке сырья с валовым годовым доходом до 240 млн. рублей. На предприятии должно работать не менее 12 человек. Причем на выемочном участке добычи должно трудиться минимум 35 сотрудников. Если же предприятие занимается переработкой или реализацией, то 25 рабочих и специалистов.

Для резидентов 3 группы ставка составляет 3%. Налог рассчитывается в соответствии с задекларированными доходами.

Патентная система

При данной системе налогообложения платить придется только за патент и обязательную страховку. Сумма умножается на количество занятых на предприятии.

Система предусмотрена для плательщиков с годовых доходом до 1 млн. руб. Если прибыль повысится, предприятие автоматически переводится на обычные фискальные условия. Исключение составляют только поставщики сельскохозяйственной продукции в ДНР.

Стать патентным налогоплательщиком не имеют право:

  • продавцы ГСМ (в сосудах менее 20 л);
  • спиртного и табака;
  • лекарств;
  • занятые в общепите.

В систему могут входить только физлица со статусом и лицензией предпринимателя.

Стоимость патента

Тарифы помесячной оплаты формируются с учетом конкретной деятельности. Для подтверждения патента необходимо помимо самого документа предоставлять чек о внесении сбора.

  1. Занятые в сфере пассажирских перевозок платят 510 руб.
  2. Для работника грузового автотранспорта и спецтранспорта сбор составляет 1020 руб.
  3. Владельцы бильярдных клубов отдают ДНР по 1000 руб. за каждый стол.
  4. Продавцы на рынке или занятые в сфере услуг платят по 510 руб.

Держателям патента не обязательно пользоваться кассовыми аппаратами. Однако у сотрудников должна быть документация с указанием цен. Ее придется предъявлять по первому требованию покупателей.

Каков срок действия

Обычно документ выдается на год. Однако по желанию заказчика патент разрешено оформить на меньший срок.

Документ считается действительным только при условии оплаты за текущий месяц. Деньги следует перечислять до 20 числа очередного платежного периода. Переоформление патента на следующий год производится до 10 февраля.

Держатели документа вправе не платить налог за один месяц при условии предоставления больничного или справки о нахождении в отпуске.

Плюсы и минусы каждой из систем

Упрощенный порядок обложения характеризуется меньшим бумагооборотом и сниженной нагрузкой. Однако плательщики ограничены в возможностях развития предприятия.

Патентное обложение хорошо тем, что сумма налога является низкой. Однако из-за ограничений такую систему выбирают в основном индивидуальные перевозчики и рыночные торговцы. Данная категория отталкивает запретом на реализацию спиртного и табака – весьма прибыльных товаров.

В целом то, какие налоги платят в ДНР и как организована сама фискальная система республики, мало отличается от тех порядков, которые были при Украине.

Транспортный налог в ДНР

Легковые автомобили

Данный сбор взимается с владельцев колесной техники, летательных аппаратов, а также моторных катеров. Для автотранспорта расчет идет по объему двигателя (в кубосантиметрах). Рассмотрим, на основании чего формируется транспортный налог в ДНР для физических лиц.

Как рассчитать

Начисление осуществляется по 97 ст. закона. Сумма взимается за год вперед. Если в этот период владелец продаст свой автотранспорт, возврат денег не предусмотрен. Сумма начисляется по мощности двигателя и классу автомобиля.

Кто не платит

В льготную категорию входят:

  • машины для инвалидов;
  • сельскохозяйственная техника (трактора, комбайны);
  • спецтранспорт медицинских служб;
  • служебный транспорт госорганов.

Также налог не предусмотрен для владельцев весельных лодок. Тем же, у кого есть катер, придется платить по тарифу в зависимости от длины судна.

Земельный налог

Ежегодным сбором облагаются все пользователи угодий. Сумма устанавливается по индексу ДО (денежной оценки). Земельный налог ДНР является следующим:

  • за многолетние лесные массивы и целину – 0.03 в год;
  • обрабатываемые угодья – 0.1;
  • угодья общего значения вне пределов поселений – 5%;
  • водоемы – 0.3%;
  • полосы отчуждения железнодорожных сетей – 0.02%.

Также базовой ставкой земельного налога является 1%, который взимается дополнительно к расчетной стоимости.

Льготами по данной единице обложения наделяются пенсионеры, инвалиды, ветераны и многодетные семьи, а также госорганы и учреждения медицинского либо санаторно-курортного профиля.

Порядок уплаты

Важным фактором является порядок внесения в городской бюджет различных сборов. Уплата налогов осуществляется не позднее окончания предельной даты, установленной в Законе.

Правила подачи отчетности

Декларация составляется и предоставляется ежемесячно. Просроченная уплата налогов ДНР предусматривает штрафные санкции – до 50% от невнесенной суммы. Также за неподанную декларацию придется отдать в казну республики 10% от задекларированного сбора. По сравнению с Украиной это не очень высокая сумма.

Подводя итоги

Налоговое законодательство ДНР во многом копирует украинскую систему. На 2020 г. можно с уверенностью сказать, что действующая фискальная система является упорядоченной, сравнительно прозрачной и стабильно исполняет свою основную функцию – наполняет бюджет республики. Это позволяет властям выполнять свои социальные обязательства перед гражданами.

Руководство самопровозглашённой Донецкой Народной Республики с 2014 активно занимается построением системы слаженного функционирования государственных органов. Одной из её главных составляющих является взимание в бюджет обязательных платежей. Налоги в ДНР не стали меньше, чем были до 2014 года. Недавно появилась информация о том, что руководство Народного Совета и Миндоходов, совместно с другими контролирующими органами готовится вновь дополнить базовое право.

Изменения в налоговом законодательстве ДНР

Налоги

Депутаты Народного Совета 3 августа 2018 года скорректировали основной документ, формирующий принципы внесения обязательных платежей, – Закон «О налоговой системе ДНР» от 18.01.2016 №99-IHC. (https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-vnesenii-izmenenij-v-zakon-donetskoj-narodnoj-respubliki-o-nalogovoj-sisteme/). Он детализирует правила распределения прибыли, получаемой предприятиями государственной формы собственности.

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Изменения в налоговой системе ДНР коснулись практически всех видов платежей. Прежде всего, учёта валовых расходов и амортизации основных фондов. Изменён порядок предоставления деклараций субъектами предпринимательства. Новый режим налогообложения коснется нескольких категорий плательщиков:

  • нотариусов.
  • адвокатов и т. д.

Как и прежде, контролирующей структурой является Министерство налогов и сборов ДНР. Внесённые изменения коснулись порядка администрирования ряда платежей: экологического, сельскохозяйственного, земельного.

Система налогообложения

Для нормального функционирования процесса необходим базовый документ. Таковым, в соответствии с которым действует система налогов и сборов в ДНР, является Закон от 25.12.2015 №99-IHC. В настоящий момент в него внесено уже 16 правок. Требованиями статьи 11 установлено, что предприниматели ДНР – юридические и физические лица – уплачивают 16 видов платежей. В их числе:

  • налоги (8) – акцизный, на прибыль, с оборота, экологический, подоходный, упрощённый, сельскохозяйственный, транспортный;
  • сборы (8) – за землю, транзит, воду, виноградарство, использование биоресурсов и недр, осуществление валютных операций, патент.
Ваш браузер не поддерживает фреймы

От некоторых из них действует освобождение. Налоги в ДНР для физических лиц и некоторых субъектов предпринимательства могут уплачиваться по трём различным системам.

Общая

Одним из основных источников наполнения местных бюджетов является подоходный налог. В ДНР он составляет 13% и платится с официальной заработной платы рабочих и служащих. Источник происхождения облагаемого дохода должен находиться на территории республики. Статьёй 122.3 устанавливается перечень ставок – 5, 10 и 20%.

Освобождаются от обложения подоходным налогом проценты по вкладам, пособия, пенсии, другие виды социальной помощи. Также не взимается платёж с путёвок на лечение, предоставленных профсоюзными организациями. Подоходный налог относится к группе бюджетообразующих. Он взимается на общих основаниях. Дополнительно сюда включены два сбора.

Налог на прибыль

Это платёж, который играет важнейшую роль для наполнения доходной части бюджета. Налог на прибыль в ДНР уплачивают все субъекты, кроме:

  • физических лиц.
  • «упрощенцев»;
  • предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере оборота лома чёрных и цветных металлов.

Для плательщиков объектом обложения является прибыль. Валовые суммы определяются в соответствии с правилами. Ставка составляет 20%. Для предприятий, связанных с ГСМ, она действует при соблюдении предельной наценки на товар в размере 20% стоимости. При превышении взимается 100% полученной прибыли.

Налоговый период – один месяц. Для отдельных категорий плательщиков он может составлять квартал, полугодие или год. Декларация представляется ежемесячно до 20 числа. На уплату даётся 10 суток. При появлении отрицательного значения уменьшать сумму в последующих периодах запрещается. Шесть таких деклараций, представленных подряд за один календарный год, дают право на проведение внеплановой проверки. Её целью является определение правильности расчёта налогов.

Платёж исчисляется субъектами хозяйствования при наличии валового дохода свыше 10 млн. р. за один календарный год. Кроме того, обязаны представлять декларации предприятия, количество наёмных работников на которых – от 50 человек.

Налог с оборота

Налог с оборота

Действующие правила установлены статьями 106-111 вышеуказанного закона. Освобождаются несколько категорий субъектов предпринимательства:

  • плательщики упрощённого и сельскохозяйственного налога;
  • валютно-обменные пункты;
  • неприбыльные организации и предприятия сферы ЖКХ;
  • угледобывающие и строительные (бюджетные) предприятия;
  • осуществляющие операции с ломом чёрных и цветных металлов.

Налог с оборота в ДНР является неким подобием НДС. Он платится с выручки, предоплаты или аванса. Для субагентов объектом налогообложения является комиссия за услуги. Ставка – 1,5% облагаемой суммы. База может быть уменьшена при возврате или возмещении средств. Объект возникает в день:

  • зачисления суммы платежа на банковский счёт;
  • отгрузки товара покупателю;
  • продажи объекта договора комиссии.

Отчётным периодом для подачи декларации является календарный месяц. Ещё десять дней – на внесение в бюджет расчётной суммы. Кассовый метод используется для определения базы налогообложения государственных предприятий, объектов ЖКХ и сферы ТБО.

Кто не платит

От декларирования и внесения налогов в Донецкой Народной Республике освобождаются некоторые субъекты предпринимательской деятельности. Отдельная статья с перечнем категорий физических и юридических лиц, не являющихся плательщиками всех налогов и сборов, не предусмотрена. Кроме того, могут вводиться специальные режимы. Для них предусматривается освобождение от налогообложения в отдельном порядке. К таковым относятся шесть видов обязательных платежей.

  1. Упрощённый.
  2. Патент.
  3. Сельхозналог.
  4. Сбор за осуществление валютно-обменных операций.
  5. Поставка энергоносителей на территорию ДНР.
  6. Артельная добыча угля.

Каждый режим может предусматривать льготы по уплате для некоторых категорий субъектов налогового права ДНР.

Упрощённая

Упрощенная система

Для отдельных физических и юридических лиц действуют несколько специальных режимов. Одним из них является упрощённый налог. В ДНР он заменяет собой отдельные категории обязательных сборов. Освобождение действует в отношении двух основных платежей:

  • на прибыль;
  • с оборота.

Запрет на получение статуса «упрощенца» действует в отношении филиалов предприятий – нерезидентов. Не могут осуществлять деятельность в данном специальном режиме те, кто занимается оборотом валютных ценностей, торговлей ГСМ, алкоголем и табаком, фармацевтическими товарами.

Запрет действует также в отношении кредитной, брокерской, страховой, инжиниринговой, финансово-экономической и управленческой деятельности, общественного питания и сельского хозяйства. Плательщики упрощённого налога в ДНР разделены на три группы. Для каждой есть некоторые ограничения, связанные с количеством работающих и объёмом выручки.

Первая группа

Включает юридических и физических лиц, осуществляющих все разрешённые виды деятельности, кроме автотранспортников и арендодателей МАФ под торговые точки площадью свыше 20 квадратных метров. В предприятиях 1 группы налога на территории ДНР по найму могут работать не более 3 человек. Годовой доход – до 3 млн р.

Ставка, на которой находится I группа упрощённого налога в ДНР, составляет 2,5% валового дохода в месяц. В качестве альтернативы применяется фиксированная сумма – 2200 р. Её могут платить те, у кого торговая площадь меньше 21 м. кв., а самый дорогой товар стоит 6000 руб.

Вторая группа

Есть только одно ограничение: сумма вала за период не может превышать 60 млн р. В состав плательщиков 2 группы упрощённого налога в ДНР входят субъекты, занимающиеся производством и реализацией продукции, импортом товаров и услуг. Сумма ежемесячного платежа – 6% объектного дохода. Других ограничений не предусмотрено.

Третья группа

В неё входят предприятия угольной промышленности и переработки с валовым доходом за календарный год до 240 млн р. Меньше 12 человек в таких структурах работать не должно. Но состав одного выемочного участка ограничен (чел.):

  • для добывающих предприятий – 35;
  • для структур, осуществляющих переработку и реализацию – 25.

Ежемесячная сумма платежа для субъектов предпринимательства, включённых в третью группу по уплате упрощённого налога, составляет 3% задекларированного валового дохода.

Патентная

Физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, могут выбрать другую систему. Она удобна тем, что при осуществлении определённых видов деятельности не нужно вносить другие налоги и сборы, кроме платы за патент и за единое общегосударственное обязательное страхование. Если используется наёмный труд, сумма умножается на количество работающих.

Патент могут получить налогоплательщики, у которых годовой валовой доход до 1 млн р. При превышении этой суммы документ аннулируется, и со следующего налогового периода плательщик переводится на общую систему (кроме операций по импорту сельхозпродукции с местом реализации в ДНР). Запрет на получение патента действует для тех, кто осуществляет операции купли-продажи:

  • ГСМ в ёмкостях до 20 л;
  • алкогольных и табачных изделий;
  • фармацевтической продукции.

Аналогичный запрет касается предпринимательства в сфере общественного питания.

Стоимость патента по разным видам деятельности

Патент на роботу

В зависимости от характера бизнеса меняется величина расходов. Документ легитимен только при наличии квитанции об уплате суммы за текущий месяц. Месячные ставки для некоторых видов деятельности:

  • пассажирские перевозки – 510 р. (легковые автомобили), и 1020 р. (малотоннажный и специализированный грузовой транспорт);
  • торговля на рынках – 510 р. плюс аналогичная сумма за каждого наёмного работника;
  • предоставление услуг – 510 р.;
  • функционирование бильярдных клубов – 1000 р. за стол.

Лица, избравшие для осуществления предпринимательской деятельности патентную систему, могут рассчитываться за товары и услуги без применения РРО. По требованию клиента они обязаны выдавать документ, подтверждающий сумму расходов.

Срок действия патента

Налоговым периодом является календарный год. Плательщик может по собственному желанию уменьшить срок действия документа, указав в заявлении, на сколько месяцев он оформляется. При досрочном прекращении патентуемого вида деятельности оплата вносится за фактическое количество месяцев. Отчётность подаётся ежегодно до 10 февраля.

Один раз в течение налогового периода, но не более чем на 30 суток можно оформить освобождение от уплаты стоимости патента. Для этого необходимо представить в Миндоходов следующие документы:

  • приказ на оформление отпуска;
  • справку о болезни.

Оплачивается стоимость патента ежемесячно до 20 числа, следующего за отчётным.

Преимущества и недостатки каждой из систем

Упрощённый вариант налогообложения удобен для тех, кто не планирует большой оборот. Отчётность значительно меньше, чем у субъектов предпринимательства, уплачивающих налоги на прибыль и с оборота. Но у неё есть ряд неудобств:

  • запрет на осуществление бартерных сделок, куплю-продажу ГСМ;
  • невозможность заниматься популярными видами торговли – алкоголем и табаком.

Патентная система в основном касается субъектов предпринимательской деятельности – юридических и физических лиц, осуществляющих торговлю на рынках. Бесспорным преимуществом патентов является их невысокая стоимость в сравнении с возможным полученным доходом. Кроме того, для этой категории плательщиков установлен минимум отчётности. Однако круг патентованных видов деятельности весьма ограничен.

О том, какие налоги платят в ДНР субъекты, находящиеся на обычной системе, можно сказать коротко – практически все. Разумеется, есть профильные сборы, которые характерны лишь для некоторых СПД – за виноградарство, за транзит, за пользование недрами. Сюда же относятся различные акцизы. Но есть несколько налогов, которые должны декларировать и уплачивать все:

  • на прибыль;
  • с оборота;
  • за землю;
  • за спецводопользование;
  • экологический;
  • транспортный.

Разумеется, администрирование такого числа платежей создаёт неудобство из-за количества обрабатываемых документов. В целом по отзывам различных категорий заинтересованных лиц, налоговая система ДНР выглядит такой же громоздкой, как и до 2014 года на Украине.

Транспортный налог

Транспортный налог

Для граждан и субъектов предпринимательства, имеющих во владении колёсную технику, также существует специальный режим расчётов с государством. Они уплачивают транспортный налог. В ДНР для физических и юридических лиц базой обложения является колёсные а/с – объём двигателя в см 3 ; воздушные суда – суммарная статическая тяга силовой установки на взлётном режиме в кгс; буксируемые водные т/с – длина корпуса в см.

Как рассчитывается

Ставка варьируется в зависимости от класса транспортного средства. Числовые и расчётные характеристики для каждого наименования в отдельности определены статьёй 97 Закона. Налоговый период – один год. Уплата осуществляется по месту регистрации транспорта. В случае продажи машины, ранее внесённые в бюджет суммы не возвращаются.

Кто освобожден от уплаты

Льготы по транспортному налогу имеют несколько категорий:

  • вёсельные лодки, речные и морские промысловые суда;
  • автомобили для инвалидов;
  • тракторы и комбайны;
  • средства передвижения медицинского специального назначения.

Не вносится в бюджет платёж за автомобили парков, закреплённых за государственными органами управления и исполнительной власти.

Налог на землю

Основополагающий вопрос, который должно оперативно решать государство, – использование природных ресурсов. Один из главных источников пополнения бюджета – земельный налог. ДНР, посредством решения своего законодательного органа, Народного Совета, установила, что его должны платить все пользователи независимо от результатов ведения бизнеса.

Объектом налогообложения является размер земельного участка или доли (пая), базой – индексированная денежная оценка (ДО). Как и у большинства других сборов, не связанных с предпринимательством, налоговый период равняется одному календарному году (с 1 января по 31 декабря). Ставка для участков сельхозназначения в % ДО:

  • пашни, сенокосы и пастбища – 0,1;
  • многолетние насаждения – 0,03.

Для прочих видов земель проценты распределяются следующим образом:

  • угодья общего назначения вне границ населённых пунктов – 5%;
  • полосы отвода для движения железнодорожного транспорта – 0,02%;
  • водный фонд – 0,3%.

Основная ставка налога для земель вне зависимости от места нахождения – 1% от суммы денежной оценки . Льготы по уплате предоставляются инвалидам, пенсионерам, ветеранам ВОВ, семьям с тремя и более детьми, участникам боевых действий и т. д. Также освобождены от внесения налога государственные органы власти, заповедники, санаторно-курортные и религиозные учреждения. Расчёт производится раз в год, до 20 февраля. Внесение в бюджет осуществляется ежемесячно, равными долями.

Особенности уплаты и подачи отчетности

Подача отчетности

Важным фактором системы является порядок внесения в бюджет различных сборов. Налоговые сроки в ДНР исчисляются по статье 7 Закона. Это могут быть четыре календарных периода:

  • год;
  • квартал;
  • месяц;
  • день.

Уплата налогов и сборов осуществляется не позднее окончания предельной даты, установленной для их внесения. Сроки декларирования определяются Законом для каждого платежа. При установлении контролирующим органом нарушений к субъекту предпринимательства применяются штрафные санкции, сумма которых (% от величины задолженности) зависит от количества дней неуплаты:

  • до 30 – 10%;
  • до 90 – 20%;
  • свыше 90 – 50%.

Нарушения порядка внесения фиксированной ставки для упрощенцев влечёт наложение штрафа в 50-процентном размере.

Подводя итоги

Налоговое законодательство в ДНР имеет очень большое сходство с тем, которое действовало до 2014 года. Среди налогов отсутствует НДС – наиболее весомый платёж по уровню администрирования и количеству затрачиваемой бумаги. Поэтому пока республика не имеет своего налогового кодекса. С принятием 3 августа изменений (Закон №247) налоговое бремя на физических и юридических лиц должно значительно снизиться.

Руководство самопровозглашённой Донецкой Народной Республики с 2014 активно занимается построением системы слаженного функционирования государственных органов. Одной из её главных составляющих является взимание в бюджет обязательных платежей. Налоги в ДНР не стали меньше, чем были до 2014 года. Недавно появилась информация о том, что руководство Народного Совета и Миндоходов, совместно с другими контролирующими органами готовится вновь дополнить базовое право.

Этот материал обновлен 04.02.2021

Физическим лицам индивидуальный номер присваивается, как только человек становится налогоплательщиком — например, когда устраивается работать. Статус налогоплательщика можно обрести даже в детском возрасте, например, если ребенок стал собственником недвижимости. Юридическим лицам номер присваивается при регистрации.

Что вы узнаете

  • Как узнать свой ИНН
  • Как узнать ИНН ИП и юридического лица
  • Как и где получить ИНН
  • Как получить ИНН на ребенка
  • Как восстановить или заменить свидетельство ИНН
  • Как получить электронное свидетельство ИНН в паспорте
  • Как сделать отметку об ИНН

Как узнать свой ИНН

В налоговой инспекции

Зайдите в ближайшую инспекцию с паспортом — там скажут ваш ИНН .

На сайте налоговой

На сайте госуслуг

Через госуслуги можно узнать только свой идентификационный номер.

Как узнать ИНН индивидуального предпринимателя и юридического лица

На официальном сайте налоговой есть страница со сведениями из ЕГРЮЛ — это реестр, где хранится полная информация о юрлицах и ИП , в том числе идентификационный номер налогоплательщика.

Для сведений о юридическом лице выберите опцию «Юридическое лицо» и введите ОГРН этого юрлица или укажите наименование и регион, в котором находится организация.

Если нужно узнать свой ИНН предпринимателя или юридического лица, и при этом есть личный кабинет на сайте ФНС, то сведения об ИНН всегда есть в ЛК. Их можно посмотреть как на сайте, так и в мобильном приложении для личного кабинета.

Как и где получить ИНН

Первый раз такое свидетельство выдают бесплатно в любом налоговом органе России, который работает с физическими лицами. Для этого нужен паспорт и заполненное заявление о постановке физлица на налоговый учет по форме № 2-2-Учет. С 21 июля 2020 года форма обновлена.

Есть несколько способов подать заявление о постановке на учет и получить свидетельство.

В налоговой инспекции

Можно выбрать любую удобную вам инспекцию и записаться на прием на сайте налоговой. Получить документ можно через 5 рабочих дней в инспекции при предъявлении паспорта.

В МФЦ

К заявлению по форме № 2-2-Учет приложите нотариально заверенную копию паспорта и отправьте их заказным письмом. В этом случае свидетельство придет также письмом на адрес, указанный в заявлении. Специалист налоговой службы подготовит и отправит документ в течение пяти рабочих дней. Еще несколько дней займет почтовая пересылка.

Через интернет на сайте ФНС

На сайте Федеральной налоговой службы есть сервис «Постановка физического лица на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации». Авторизуйтесь на сайте nalog.ru и заполните все страницы формы постановки физлица на налоговый учет.

Сервис предложит выбрать любую инспекцию для получения свидетельства и сообщит дату, когда оно будет готово.

Получение ИНН на ребенка

Если ребенок достиг 14-летнего возраста, он может получить свидетельство самостоятельно любым из указанных выше способов.

Получением свидетельства для ребенка младше 14 лет должен заниматься его законный представитель — мать или отец, усыновитель, опекун.

Вот какой набор документов понадобится:

  1. Заявление по форме № 2-2-Учет , заполненное от лица законного представителя ребенка.
  2. Паспорт гражданина, от имени которого заполнено заявление.
  3. Свидетельство о рождении ребенка.

Документы можно подать любым из способов, указанных в предыдущем разделе.

Как восстановить или заменить свидетельство ИНН

При смене фамилии, имени, отчества, пола, даты рождения, места рождения нужно заменить свидетельство — идентификационный номер при этом остается прежним. Сроков для такой замены нет, органы записи актов гражданского состояния сами направляют измененные сведения в налоговую. Обязанности получить новый документ также не установлено — заменить его можно для удобства.

Если документ испорчен или утрачен, нужно восстановить его, получив повторное свидетельство. Оно стоит 300 рублей. Госпошлину за повторную выдачу свидетельства можно оплатить на сайте налоговой. Квитанцию об оплате нужно приложить к стандартному набору документов для получения: паспорту и заявлению по форме № 2-2-Учет.

Если вы сменили место жительства, получать новое свидетельство ИНН не нужно.

Дубликат свидетельства о постановке на налоговый учет будет готов через 5 рабочих дней при подаче документов в налоговой инспекции и через 7—10 дней при подаче документов через МФЦ .

Как получить электронное свидетельство ИНН

В октября 2020 года ФНС расширила функциональные возможности личного кабинета налогоплательщика — физического лица.

Пользователи могут бесплатно в любой момент запросить и скачать электронное свидетельство ИНН, подписанное усиленной квалифицированной подписью. Такой документ равнозначен бумажной версии. И это самый простой на сегодняшний день способ получения или восстановления свидетельства ИНН.

Как воспользоваться возможностью:

Свидетельство ИНН будет в формате pdf и подписано усиленной квалифицированной подписью налоговой инспекции.

Как сделать отметку об ИНН в паспорте

Записываться заранее не нужно, оставлять паспорт тоже. Штамп поставят сразу же в присутствии гражданина при наличии свидетельства ИНН .

Читайте также: