Сверка по налогам и сборам с налоговой при ликвидации юридического лица

Опубликовано: 12.05.2024

Каждая организация и предприниматель в любой удобный для себя момент может произвести сверку расчетов с бюджетом. И в период карантина тоже, ведь государственные органы функционируют в обычном режиме. Не так давно ФНС даже разработала новый временный порядок проведения такой процедуры. Расскажем об этом подробно.

В каких случаях проводят сверку расчетов с ИФНС

Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам – документ, который содержит детальную информацию по начисленным и уплаченным налогам. Сверка расчетов позволяет компании выяснить, перечислены ли необходимые суммы налогов и сборов в бюджет, не образовалась ли недоимка, не начислены ли ей штрафы и пени за неуплаченные вовремя налоги.

Перейти в бератор к алгоритму: Сверка расчетов с налоговой инспекцией

В обязательном порядке сверку расчетов по налогам инспекция проводит:

  • если организация или ИП обратились с заявлением о предоставлении акта сверки расчетов;
  • в иных случаях, например, когда налоговики обнаружат возможную переплату налога.

Если инициатива сверки исходит от вас, отказать в ее проведении инспекция не может. Исключение составляют случаи, о которых расскажем далее.

Если инициатива сверки исходит от налоговой инспекции, участие в ней является для вас правом, а не обязанностью.

Новый порядок проведения сверки с ИФНС

В 2020 году действовал порядок, разосланный в налоговые инспекции Письмом от 16 апреля 2020 года № АБ-4-19/6371@

В 2021 году введен новый порядок, его также ФНС России направила подведомственным налоговым инспекциям в Письме ФНС России от 09.03.2021 № АБ-4-19/2990.

Согласно порядку максимальный период, за который можно проводить сверку расчетов - 3 (три) календарных года деятельности. Этот период должен непосредственно предшествовать году проведения сверки.

Как подать заявление на сверку

Заявление на сверку с ИФНС вы можете подать разными способами:

Упростите себе работу

Алгоритм: Сверка расчетов с налоговой инспекцией

Полученные заявления налоговая зарегистрирует в информационном ресурсе не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их получения. Заявления, поданные в электронной форме, регистрируются автоматически.

Если в заявлении вы не укажете период сверки расчетов, ИФНС сформирует результаты за период с 1 января текущего года по дату получения заявления.

Если в заявлении вы не укажете КБК, по которым инициирует сверку, инспекция проведет сверку по всем КБК, по которым вы платите налоги, сборы и взносы в бюджет.

Когда инспекция откажется проводить сверку

Инспекция может отказать в проведении сверки, если:

  • вы обратилась в ИФНС не по месту учета;
  • вы указали КБК по тем налогам, которые не платите;
  • если в заявлении на сверку нет наименования организации (Ф.И.О предпринимателя), ее ИНН/КПП, подписи руководителя (ИП);
  • если заявление подано через представителя, не уполномоченного на то приказом или доверенностью.

Доверенность на представление интересов фирмы в отношениях с ИФНС

Если имеет место хотя бы одно из этих оснований, налоговики направят вам письмо об отказе в проведении сверки в течение 5 дней со дня получения заявления на сверку. И обоснуют его причину.

Когда сверка считается законченной

Если в ходе сверки между вами и ИФНС не возникнет разногласий, срок ее проведения составит 10 рабочих дней с даты регистрации заявления.

В 2020 году срок проведения, формирования и оформления акта сверки расчетов с разногласиями составлял 15 рабочих дней, но не более. Теперь этот срок не определен.

Сверка расчетов закончится, если:

  • будет подписан раздел 1 акта без разногласий;
  • в течение 10 рабочих дней с даты регистрации заявления вы не вернете раздел 1 акта в инспекцию;
  • будет подписан раздел 2 акта;
  • в течение 15 рабочих дней с даты регистрации заявления вы не вернете раздел 2 акта в инспекцию.

Ответ на акт сверки с разногласиями, возвращенный в инспекцию, вы получите в течение 30 календарных дней с даты его регистрации в ИФНС.

Сформированный и подписанный УКЭП акт сверки вы получите от налоговой также через интернет. Если вы не являетесь участником ЭДО, акт сверки вам направят по почте.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»



Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Может ли налоговая в одностороннем порядке закрыть недействующее ООО с нулевым балансом? Деятельность никогда не велась, контрагентов нет, счетов нет. ООО находится в стадии ликвидации. Что будет, если я прекращу подавать нулевые отчетности?

Дмитрий Духовский

Всем понятны причины, по которым собственник стремится избавиться от ставшего ненужным бизнеса. Но иногда закрытие происходит не по его желанию, а по воле контролирующих органов.

В конце 2016 года в федеральные законы от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) и от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО) были внесены поправки. По большей части они вступили в силу с 28 июня 2017 г., а некоторые из них – с 1 сентября 2017 г. Покидая «тонущее» юридическое лицо, нужно учитывать то, как ФНС будет исключать его из реестра и какие могут быть негативные последствия.

В каких случаях юрлицо исключается из ЕГРЮЛ

Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних 12 месяцев:

  • не представляло отчетности по налогам и сборам;
  • не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации ). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.

С 1 сентября 2017 г. добавлено еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации).

  1. При невозможности ликвидации ввиду отсутствия средств на необходимые для этого расходы и невозможности возложить эти расходы на учредителей (участников). В Гражданском кодексе РФ эта норма уже была закреплена. В Законе о регистрации ее явно не хватало. Очевидно, данный механизм еще будет прорабатываться на уровне налоговой службы. Потребуется некое уведомление со стороны участников, в котором они должны будут изложить нежелание поддерживать юридическое лицо функционирующим и одновременно обосновать неготовность взять на себя расходы по ликвидации. На практике нередко встречались неофициальные обращения к налоговикам с просьбой ускорить исключение недействующего общества. В нововведении можно разглядеть попытку уменьшить коррупционную составляющую рассматриваемой процедуры.
  2. При наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. Еще один способ борьбы с покупными адресами и «неживыми» директорами.

Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается (эта новелла - ответ законодателя на постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 № 10-П).

Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.

Когда налоговая запустит процедуру ликвидации юрлица?

До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании. Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появилась возможность ускорить процесс.

В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по ст. 119, 126 Налогового кодекса РФ, ст. 13.19, 15.5 КоАП РФ.

В любом случае, прежде чем все бросать на самотек, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.

Можно ли исключить из ЕГРЮЛ, если есть долги?

Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что касается остальных обязательств, то тут все зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.

Как происходит исключение юрлица из реестра?

Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.

В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте вестника.

Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.

Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.

Как остановить исключение из реестра?

Согласно действующей редакции закона подача заявления самим юридическим лицом, кредитором или иным заинтересованным лицом делает невозможным административное исключение из реестра. Никаких требований к такому заявлению не предъявляется.

С 1 сентября 2017 г. остановить запущенный механизм стало сложнее (см. п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Во-первых, содержание заявления. Оно должно быть мотивированным. Таким образом, подразумевается, что неубедительное возражение не будет принято налоговой службой во внимание.

Во-вторых, форма заявления. Она будет утверждена отдельно.

В-третьих, способ подачи. Теперь, если подавать заявление в форме электронного документа, то с электронной подписью. Если же почтой, то с заверенной нотариально подписью. При непосредственном представлении документов нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. Представитель же (не руководитель) дополнительно прилагает нотариально удостоверенную доверенность или ее нотариальную копию.

Если все перечисленные требования и трехмесячный срок соблюдены, юридическое лицо из реестра исключено не будет.

Альтернативный вариант – начать банкротство.

Последствия исключения из реестра

Прекращение лица и обязательств

В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации (ст. 64.2 ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.

Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность

Еще одна новелла, вступившая в силу с 28 июня 2017 г. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь в силу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.

Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.

На акционерные общества новое правило не распространяется.

Распределение имущества

Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает свое дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки. Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.

В некоторых регионах суды признают право собственности за участниками. В других – отказывают в иске, ссылаясь на необходимость использовать процедуру, предусмотренную п. 5.2 ст. 64 ГК РФ. А это значит - отдельное судебное разбирательство с назначением арбитражного управляющего и привлечением всех возможных кредиторов прекратившегося юридического лица. Подано такое требование может быть в течение пяти лет с момента исключения из реестра.

Таким образом, если прекратить сдавать налоговую отчетность, то ИФНС ликвидирует организацию по своему решению в течение 12 месяцев.

Читатель Виталий спрашивает:

Хочу закрыть ООО. Но знакомые говорят, что как только подам документы в налоговую, придет проверка. А там доплата налогов, штрафы, пени, вот это всё. И ликвидация затянется на годы. Это правда?

Отвечаем: проверка бывает не всегда

Ваши знакомые отчасти правы, но не во всём.

По закону ликвидация юридического лица занимает четыре месяца. Если кратко, процедура такая:

  • участники компании принимают решение о ликвидации и назначают ликвидационную комиссию;
  • составляют протокол собрания с решением о ликвидации и уведомление о ликвидации по форме Р15001;
  • в течение трех дней после решения сообщают в регистрирующую налоговую о ликвидации, отдают протокол и уведомление;
  • через пять дней налоговая выдает лист о том, что сделала запись в реестр юридических лиц, и компания начинает процесс ликвидации;
  • компания публикует запись о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации»;
  • сообщает о ликвидации партнерам, перед которыми есть долги;
  • за два месяца до ликвидации предупреждает сотрудников об увольнении и заявляет в службу занятости;
  • готовит и сдает в налоговую промежуточный ликвидационный баланс;
  • оплачивает задолженность перед сотрудниками, налоговой, партнерами;
  • сдает декларации, отчитывается в фонды по уволенным сотрудникам, сдает окончательный ликвидационный баланс;
  • участники делят между собой имущество;
  • подают в налоговую заявление о ликвидации.

Процедура долгая, но несложная: выполняй по шагам и всё. А если не хочется самому заполнять бумаги и ходить по инстанциям, можно нанять юриста.

Есть один нюанс. Когда компания подает заявление на ликвидацию, налоговая может решить, что нужна выездная проверка. Это право налоговой, но не обязательное условие. Нет гарантии, что налоговая обязательно придет с проверкой при ликвидации вашей компании.

Если налоговая решает провести проверку юридического лица, она приостанавливает ликвидацию. Налоговая хочет убедиться, что компания не пытается закрыться, чтобы скрыть долги по налогам.

Критерии для проверки

Налоговая проверяет не все компании, а выбирает их по критериям. Налоговая опубликовала документ с двенадцатью критериями, по которым компании могут себя проверить. Но на деле критериев больше. Расскажу о тех, с которыми чаще всего сталкиваемся в своей практике:

Простые и сложные разрывы в сделках по НДС в «Деле»

  • разрывы по НДС. Налоговая проверяет сделки с НДС автоматизированно и выявляет несовпадения. Например, компания сделала вычет по НДС и сдала декларацию, а ее партнер по этой сделке не заплатил НДС или заплатил другую сумму. Это и есть разрыв, который насторожит налоговую. Она попросит объяснения или уточненную декларацию;
  • возмещение по НДС за последние три года. Особенно если суммы вычетов были большими;

налоговая нагрузка ниже, чем по отрасли. Налоговая нагрузка определяется так: сумму налогов разделить на сумму выручки и умножить на сто. Средняя налоговая нагрузка в 2017 году — 10,8%.

Для Санкт-Петербурга налоговая запустила калькулятор для расчета налоговой нагрузки на своем сайте.

Когда налоговая подозревает взаимозависимость в «Деле»

По закону для российских компаний налог с дивидендов — 15%, а для иностранных — 5% при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения. Поэтому бывают такие схемы: среди участников — кипрская компания, она транзитная фирма-однодневка. Кипрская компания прогоняет через себя деньги и отдает их другой зарубежной компании. Оказывается, что эта зарубежная на самом деле управляет российской компанией.

В реальности критериев у налоговой больше, но мы лишь можем о них догадываться. По этим критериям налоговая отбирает компании, а потом на проверке детально изучает, как компания работала, какие сделки заключала и где могла не доплатить налоги.

По нашим наблюдениям, налоговая в Москве чаще всего интересуется компаниями на общей системе налогообложения. Такие компании могут делать неоправданные вычеты по НДС и занижать налоги.

Это не значит, что налоговая не может обратить внимание на компанию на упрощенке. Риск небольшой, если компания вовремя платила налоги. Под подозрение попадают компании, которые несколько раз подходят к лимитам упрощенки или были замечены в дроблении бизнеса.

При ликвидации налоговая может устроить проверку, даже если уже проверяла компанию в последние три года.

Причины ликвидации компании могут быть самыми разнообразными.

Порядок ликвидации юридических лиц

Любая компания может быть ликвидирована по правилам, установленным действующим законодательством. В процессе ликвидации существование компании, как субъекта права, прекращается, в результате чего она утрачивает свою правоспособность (ст. 49 ГК РФ).

Ликвидация компании происходит в порядке, который предусматривает гражданское законодательство. Ликвидация налогоплательщика сопровождается внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Органом, в обязанности которого входит внесение такой записи, является ФНС, а также ее территориальные подразделения.

Процедура ликвидации начинается с принятия решения прекратить деятельность компании, которое принимается ее учредителями. После принятия такого решения необходимо поставить в известность налоговый орган, что станет основанием для внесения записи о том, что начат процесс ликвидации компании в ЕГРЮЛ.

Параллельно с этим назначается ликвидационная комиссия. Сроки проведения ликвидации согласовываются с налоговым органом. В течение всей процедуры юридическое лицо продолжает свое существование как субъект хозяйствования, управление которым переходит к ликвидационной комиссии.

О начале процедуры ликвидации в известность должны быть поставлены кредиторы.

Извещение производится через печатный орган и направляется непосредственно кредиторам.

В обязанности ликвидационной комиссии входит расчет с кредиторами компании. По истечении двухмесячного срока составляется промежуточный баланс. После того как расчет с кредиторами произведен составляется ликвидационный баланс, который передается в налоговый орган. После его утверждения в ЕГРЮЛ вносится соответствующая запись и компания прекращает свое существование.

Основания для принудительной ликвидации организации

Ликвидироваться компания может на добровольной основе или принудительно. Решение добровольно ликвидировать компанию принимают ее учредители. Причины принятия такого решения могут быть различными, начиная от нежелания продолжать дальнейшую хозяйственную деятельность, заканчивая достижением целей создания компании или срока, на который она создавалась.

Принять решение принудительно ликвидировать компанию может только суд. Для принятия такого решения необходимо наличие следующих оснований:

  • грубое нарушение законодательства при создании компании, если устранить такое нарушение невозможно;
  • осуществление компанией деятельности, которая запрещена законом, а также другие многократные и грубые нарушения законодательства;
  • ведение компанией хозяйственной деятельности без получения предписанных законом разрешений (лицензии) или не получение членства в СРО, если такая обязанность установлена законом;
  • регулярное осуществление деятельности общественной организацией, благотворительной или религиозной организацией, которая идет в разрез задачами, предусмотренными уставом такой организации.

Данный перечень является окончательным. Возможны и другие, не запрещенные законом случаи. Ликвидация также может являться следствием банкротства компаний.

Уплата налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации

Действующее законодательство, регулирующее порядок ликвидации юридического лица, предполагает, что компания, до того, как будет ликвидирована, обязана исполнить свои обязательства перед бюджетом по уплате налогов.

В противном случае взыскивать недоимку по налогам и штрафные санкции будет не с кого.

Обязанность уплатить налоги ликвидируемой организации в соответствии со статьей 49 НК РФ исполняет ликвидационная комиссия (ликвидатор), поскольку с момента ее назначения все полномочия относительно управления делами компании переходят к ней в порядке, предусмотренном статьей 62 ГК РФ. Оплата производится за счет средств организации, включая те, которые получены от реализации имущества.

Процедура ликвидации, предусмотренная законодательством, изменяет сроки, в которые должна быть произведена уплата налогов.

Очередность выплат устанавливает статья 64 ГК РФ.

В соответствии с положениями данной статьи задолженность перед бюджетом имеет третье место в очереди. Удовлетворить обязательство каждой последующей очереди можно только после того, как в полном объеме удовлетворены требования предыдущей.

Регулирование отношений в случае недостатка средств у ликвидируемой организации для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

Положениями пункта 2 статьи 49 НК РФ прописаны правила, в соответствии с которым обязанность погашения задолженности при выявлении недостатка финансов у ликвидируемой компании для выплаты налогов и сборов ложится на плечи учредителей (участников) юр. лица.

Согласно этим правилам, когда указанный вопрос касается полных товариществ, то исходя из положений п. 1 ст. 69, ст. 75 Гражданского кодекса РФ к полным товарищам может быть применена субсидиарная ответственность, также, как и в коммандитных товариществах (п. 2 ст. 82 ГК РФ).

Когда вопрос касается указанных обязательств участников ООО, то согласно законодательству, они отвечает только в пределах стоимости долей, которые им принадлежат (ст. 87 ГК РФ). Тоже касается и акционеров.

Согласно положению ст. 96 ГК РФ, они могут отвечать только в пределах стоимости своих акций. Такие правила устанавливают положения ст. 106.1 ГК РФ и ст. 13 Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах».

Другие правила установлены для членов потребительского кооператива ст. 123.3 ГК РФ. Они несут субсидиарную ответственность, то есть должны погасить обязательные платежи за счет не внесенной части дополнительного взноса членов кооператива.

Согласно правилам законодательства, которые прописаны положениями п. 3 ст. 123.21, п. п. 4 — 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ, компания – должник по обязательным платежам (налогам и сборам), отвечает своим имуществом, а в некоторых случаях и другими имуществом в случае, когда предприятие не в состоянии погасить указанные долги за счет личных средств или другого имущества, его собственники могут привлекаться к субсидиарной ответственности.

А если речь идет об ассоциации являющейся собственником принадлежащего ей имущества, то она отвечает всем указанным имуществом, и по обязательствам своих членов не несет ответственности, также, как и члены такой ассоциации не могут быть привлечены к ответственности. Согласно п. 3 ст. 123.8 ГК РФ исключение составляют прямо прописанные уставом либо законом условия привлечения к субсидиарной ответственности.

В результате чего на практике возникают ситуации, когда задолженность остается непогашенной, поэтому налоговые органы зачастую препятствуют завершению ликвидации компании в случае существования недоимок. Однако такие действия являются незаконными.

Требования кредиторов к ликвидируемой организации

Законодательство предусматривает, что такие требования можно условно разделить на несколько групп:

  • требования, которые предъявлены в соответствии с требованиями закона в срок и включены ликвидкомиссией в промежуточный ликвидационный баланс;
  • требования, не включенные в ликвидационный промежуточный баланс, которые в установленный срок были предъявлены кредиторами;
  • требования, которое кредиторы предъявили с пропуском установленного срока;
  • требования, не предъявленные кредиторами до окончания процедуры ликвидации.

Очередность для удовлетворения требований кредиторов при ликвидации организации

Очередность, с которой удовлетворяются требования кредиторов, устанавливается гражданским законодательством. Помимо этого на существование очередности указывают статьи 46, 60, 76, 114, 134 НК РФ, а также законодательство о банкротстве.

В первую очередь подлежат удовлетворению требования физических лиц, перед которыми компания имеет ответственность за причиненный вред жизни или здоровью, а также моральный вред.

Во вторую очередь погашается задолженность по оплате труда и других выплат, причитающихся работникам.

Третья очередь отведена для расчетов с бюджетом, а также внебюджетными фондами.

В четвертой очереди находятся другие кредиторы.

Порядок зачета и возврата излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа

Регулирование отношений в случае имеющейся переплаты по налогам и сборам у ликвидируемой организации прописано в пункте 4 статьи 49, 78-79 НК РФ. Согласно его положениям переплата зачитывается в счет погашения существующих налоговых обязательств, а также задолженности по пене и штрафам.

Оставшаяся после зачета налогов сумма переплаты возвращается компании на протяжении одного месяца после предоставления соответствующего заявления.

Когда производится возврат налогов, проценты рассчитываются, начиная с дня, который следует за днем взыскания и продолжают начисляться до дня, когда фактически произведен расчет.

Согласно п/п. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право «на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам». Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта». Кроме этого законодатель (в следующем абзаце) поручил ФНС России разработать и утвердить Порядок проведения сверки и форму Акта сверки.

Так как до настоящего времени регламент данной процедуры официально не введён в действие, есть возможность пофантазировать в стиле газетной рубрики «Если бы директором был Я».

Согласно буквальному значению процитированных правовых норм налоговый орган обязан организовать сличение своих учетных данных с данными налогоплательщика по его налоговым обязательствам и выдать налогоплательщику оформленный Акт совместной сверки расчетов.

Сверка данных в любой сфере организуется по принципу «от простого к сложному»: сначала сравнивают итоговое «сальдо»; если не сходится, стороны совместно проверяют исходные данные и устанавливают источник ошибки.

Исходя из закреплённых в НК РФ взаимных прав и обязанностей (в том числе «принуждение» сторон к конструктивному сотрудничеству), в Порядок сверки расчётов должен быть заложен примерно такой алгоритм.

  • Первый этап (подготовительный): перед началом сверки должен быть согласован «объект» — причём не только сам конкретных налог, но и все параметры исследуемого налогового обязательства применительно к п. 1 ст. 17 НК РФ (главное: сверяемый налоговый период). В противном случае стороны представят друг другу не сопоставимые данные.
  • Второй этап: Налоговый орган выдаёт налогоплательщику проект Акта сверки со своими учётными данными. Налогоплательщик сличает их со своими, в случае полной идентичности — подписывает Акт. И сверка на этом завершена.
    Если же есть расхождения, то процесс сверки продолжается.
  • Третий этап: Налогоплательщик предъявляет в налоговый орган первичные документы и расчёты, опровергающие (по его субъективному мнению) учётные данные налогового органа. Каждая сторона проверяет правильность своего учета; выявляются и исправляются ошибки в учетных регистрах — после чего стороны оформляют Акт сверки (в котором также полный «консенсус»).
    Если же и после этого стороны не смогли прийти к «единому знаменателю», то —
  • Четвертый этап: оформляется Акт сверки, в который каждая сторона вносит свой вариант сальдированных остатков за налоговый период.
    Исходя из специфики налоговых правоотношений (подотрасль административного права), именно налоговый орган уполномочен найти выход из такого «клинча»:

1) или налоговый орган по результату выездной налоговой проверки (правомерность инициации других мероприятий налогового контроля сомнительна; в тоже время проверяемые вопросы могут быть существенно сужены) устанавливает факты нарушений законодательства о налогах и сборов (в том числе неправильный учет) и, в конечном итоге по результату налоговой проверки (после вступления в силу соответствующего решения) обязывает налогоплательщика привести свои учетные данные к надлежащим показателям (налогоплательщик по ходу этой процедуры вправе обжаловать действия налогового органа в установленном порядке);

2) или налоговый орган по результату внутреннего служебного расследования устанавливает факты нарушений учета (а также виновного сотрудника) и исправляет допущенные ошибки.

К сожалению, реальное положение в комментируемой сфере отнюдь не радужное.

Поручение законодателя (абз. 2 п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) на текущий момент исполнено только частично:
Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ утверждена форма Акта сверки расчётов.

Так выглядит Раздел 2 (более менее "адекватная" часть)

Порядок же проведения совместной сверки расчётов существует пока только как Проект, размещённый в открытом доступе для обсуждения. Не утверждённый и, соответственно, «неофициальный».
При этом территориальные налоговые органы, хотя и негласно, строго руководствуются им при проведении сверки расчётов с налогоплательщиками.

Несправедливо не упомянуть об одном малозначительном (во всяком случае для предпринимателей и организаций) исключении.

Порядок проведения сверки в отношении имущественных налогов физических лиц утверждён Приказом ФНС России от 18.11.2016 N ММВ-7-12/629@.
Отметим, что сверка расчетов с физическими лицами по имущественным налогам весьма простая (с точки зрения технологии) процедура, так как налоговый орган, во-первых, имеет полную объективную информацию об объектах налогообложения (которая поступает из государственных информационных ресурсов в режиме реального времени), во-вторых, самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая об обязанности налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежей.

Если не углубляться в детали, то можно отметить три глобальных недостатка Проекта, делающие практически невозможной совместную сверку расчетов (особо интересующиеся могут лично ознакомиться с Проектом и досконально его исследовать).

Самое главное: полностью проигнорирована кардинальная объективная разница в учетной политике сторон .

Как было отмечено выше, для проведения совместной сверки расчетов по налогам стороны должны иметь в момент сверки сопоставимые данные.

Налогоплательщик во исполнение п. 1 ст. 45 НК РФ самостоятельно ведёт учет своих налоговых обязанностей (налоговые начисления) и их исполнение (платежи в бюджет). Поэтому в любой момент времени (даже ИП, ведущий свой налоговый учет буквально «на коленке») обладает полной информацией о состоянии своих налоговых обязательств (начисления и их исполнение). Соответственно его данные всегда актуальны. Это относится, кстати, и к текущему (не оконченному) налоговому периоду.

В учете налогового органа картина прямо противоположная.
Поступившие в бюджет платежи налогоплательщиков (во исполнение налоговых обязанностей) отражаются в интерактивных информационных ресурсах налоговых органов в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй — третий день после банковской операции налогоплательщика. Соответственно во «внутреннем» учёте налогового органа (далее — карточка «Расчеты с бюджетом», КРСБ) эти суммы постоянно формируют положительное сальдо в пользу налогоплательщика. А вот налоговая обязанность (начисленный налог) будет отражена в КРСБ и, соответственно, «обнулит» сальдо, только по окончании «декларационной кампании» — то есть спустя полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ отражается заведомо недостоверная (по объективной причине) информация. Усугубляя положение, налоговые органы полностью безосновательно квалифицируют такое положительное сальдо как «переплату».

Об этой проблеме известно ФНС России и Минфину России, однако положение вещей воспринимается как вполне нормальное. Например, Минфин России в письме от 02.08.2019 № 03-02-08/58397 констатирует:

Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата .

Таким образом, налоговый орган сможет представить объективные данные по состоянию расчетов с налогоплательщиком, во-первых, только после окончания камеральной налоговой проверки полученной от этого налогоплательщика декларации. Во-вторых, только в отношении истекших (и уже проверенных) налоговых периодов. Однако комментируемый Проект данную специфику напрочь игнорирует.

Проектом вообще не предусмотрена сверка в разрезе налоговых периодов .

В Проекте прямо предписано налоговому органу представлять для сверки данные в разрезе календарных лет («налоговый период» по тексту ни разу не упоминается), и даже предусмотрена возможность провести сверку расчётов по состоянию на текущую дату.

Проектом как таковая «сверка» вообще не предусмотрена (в понимании квалифицированных специалистов).

Согласно Проекту сверка расчётов считается завершенной сразу же после того, как налоговый орган в срок 5 дней «отреагирует» на заявление налогоплательщика (о сверке) и выдаст налогоплательщику (направит по почте или по электронным каналам коммуникации) автоматически сформированный на основании данных КРСБ (заметим — заведомо недостоверных) Акт сверки. То есть, вообще проигнорирована элементарная логика нормальной процедуры взаимной сверки расчётов сторон.

Нельзя не отметить, что некоторые положительные «сигналы» от центрального аппарата ФНС России всё-таки «исходят»: проблема явно известна.

Во-первых, критикуемый Проект так и не утверждён до настоящего времени (хотя прошло уже более 2-х лет).

Во-вторых, ФНС России в ответе на запрос о порядке проведения взаимной сверки расчётов ( Письмо ФНС России от 25.12.2018 № ГД-03-19/10036 ) указало следующее:

Начисленные налоговые платежи (в том числе авансовые) с привязкой к конкретным датам, как и произведенные налогоплательщиком налоговые платежи с привязкой к конкретному налогового/отчетному периоду — отражаются в акте сверки .

Отметим, что в одном абзаце коротко и ёмко изложен оптимальный механизм сверки расчётов (сравнение данных, зарегистрированных в учётных регистрах сторон).

Однако далеко не факт, что такое прогрессивное «мнение» ФНС России подвигнет сотрудников территориальных налоговых органов «нарушить» общепринятый Порядок. Тем более, что в официально утверждённую форму Акта сверки такой алгоритм сличения данных никак не «втиснешь».

Законный «интерес» налогоплательщика заключается в проведении реальной сверки расчётов с налоговым органом в разрезе конкретного налогового периода с сопоставлением данных по всем начислениям и платежам. Сверка по такой методике позволяет выявлять не только сами несоответствия, но их источник. Коими, например, не редко являются неправомерные действия налоговых органов по «зачету переплат» в счёт «задавненных» (и невозможных к взысканию в рамках установленных НК РФ процедур) налоговых долгов.

К сожалению, действующая (по факту) в настоящее время процедура взаимной сверки расчётов «системно» нарушает закреплённое в НК РФ право налогоплательщиков на реализацию данной процедуры.

Пока методисты-правоведы ФНС России «думают», советую поступать примерно так (при проведении сверки расчётов).

В заявление указать конкретный налоговый период, по которому будет проводиться сверка расчётов. Здесь следует иметь ввиду, что форма Заявления — чисто «рекомендуемая». То есть налогоплательщик вправе подать заявление в «свободной» форме, или внести дополнительную информацию в предложенный к заполнению бланк.

При получении Акта с явно некорректными данными, письменно предложить провести детализированную сверку расчётов, приложив к возражениям свой расчет (с перечнем начислений и их оплаты) и платежные документы. Ссылаясь при этом на указанное выше письмо ФНС России (прикреплено к статье).

Читайте также: