Сведения о начислении и перечислении водного налога при заборе воды из подземного водного объекта

Опубликовано: 14.05.2024

Письмо Министерства финансов РФ №03-06-06-02/92592 от 28.11.2019

Минфин России в письме от 28.11.2019 г. № 03-06-06-02/92592 разъясняет, как нужно определять налоговую базу по водному налогу.

Кто платит водный налог

Налоговый кодекс относит водный налог к федеральным налогам.

Этот налог платят фирмы, которые используют водные объекты для предпринимательских целей, а именно:

эксплуатации акватории (то есть поверхности воды) для лесосплава или других целей;

По каждому виду водопользования установлены свои ставки и свой порядок расчета налога. Например, при заборе ставку налога умножают на объем полученной воды, при эксплуатации акватории (за исключением лесосплава) ставку налога умножают на площадь используемого водоема.

Для расчета суммы налога кроме данных о налоговой базе (в частности, объеме забранной воды) нужны значения ставок. Они установлены дифференцированно по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Отдельно выделены ставки водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения.

Как определить налоговую базу?

Размер налога должен быть рассчитан как произведение налоговой ставки с учетом специального коэффициента и налоговой базы по итогам квартала.

Налоговая база зависит от вида водопользования:

использованию акватории (исключая лесосплав);

использованию гидроэнергетических ресурсов;

Объем воды, забранной из водного объекта, определяют на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. Если таких приборов нет, то исходя из времени работы и производительности технических средств. В крайнем случае – исходя из норм водопотребления.

Налоговой базой для забора воды служит ее фактический объем. Базу по использованию акватории определяют площадью использования этой акватории. База по гидроэнергетике — объем выработанной электроэнергии. База по лесосплаву является расчетной величиной, зависящей от объемов сплавленного леса и расстояния сплава.

Как учесть потери?

Чиновники комментируемым письмом отмечают, что в налоговую базу по водному налогу нужно включать весь объем воды, забранной из водного объекта, вне зависимости от дальнейшего использования.

Однако при доставке, забранной из водного объекта воды, до потребителей возникают потери. Соответственно, возникает вопрос: как учитывать указанные потери воды в целях налогообложения водным налогом?

Налоговым кодексом не предусмотрен порядок учета потери воды при заборе и доставке до потребителя.

Чиновники в комментируемом письме рекомендуют учитывать потери забранной из водного объекта воды пропорционально объемам воды, переданной различным потребителям, применяя в отношении них соответствующие ставки водного налога.

Ранее налоговики отмечали, имея приборы учета забранной воды, зная общий объем забранной воды и применяя различные налоговые ставки, налогоплательщик ведет учет объемов отпущенной воды населению и прочим потребителям, израсходованной на технологические нужды, и исчисляет объем потерь (утечек) воды.

Ставки водного налога

Ставки дифференцируются по характеру используемых объектов и принадлежности к определенным регионам или объектам. Они установлены в пункте 1 статьи 333.12 Налогового кодекса.

С 2015 года ко всем базовым ставкам (кроме относящихся к водоснабжению населения) применяется обязательный для всех плательщиков налога повышающий коэффициент, величина которого на каждый год из периода 2015–2025 установлена в определенном значении. В 2019 году он равен 2,01.

Кроме того, к ставкам могут применяться дополнительные увеличивающие коэффициенты в следующих случаях:

при сверхлимитном заборе воды – коэффициент 5;

отсутствии средств измерения объемов забранной воды – коэффициент 1,1;

заборе подземных вод для их дальнейшей продажи – коэффициент 10.

Компания зарегистрирована в Тюменской области и использует водный объект. Лимит забора воды равен 500 тыс. куб. м. Ставка водного налога за забор воды составляет 276 руб. за 1 тыс. куб. м воды. При сверхлимитном заборе она увеличивается в пять раз и составит 1380 руб./тыс. куб. м (276 руб./тыс. куб. м x 5).

Компания использовала 650 тыс. куб. м воды из поверхностного водного объекта. Сверхлимитный забор – 150 тыс. куб. м (650 – 500)). Расчет налога:

За забор воды компании нужно заплатить 693 450 рублей.

Предположим, что компания еще использует 10 кв. км акватории для других целей. Ставка водного налога составляет 30 240 руб. в год за 1 кв. км акватории реки. Сумма налога за квартал составит 151 956 руб. (30 240 руб. x 10 км x 2,01 : 4 кв.).

Уплата налога и подача декларации

Отчетным периодом является квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Налог должен быть перечислен в бюджет не позже 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 2 ст. 333.14 НК РФ). В аналогичный срок нужно подать и декларацию по водному налогу. Форма декларации по водному налогу утверждена приказом ФНС России от 09.11.2015 г. № MMB-7-3/497@.

Имейте в виду, что налоговую декларацию должен представить каждый налогоплательщик независимо от того, исчислена ли сумма налога к уплате.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Некоторые граждане ошибочно считают, что водный налог следует платить за передвижение по водоемам. Однако платить за пользование ресурсами следует не только предприятиям и частным предпринимателем, но и физлицам. Рассмотрим более подробно, когда и в каких размерах требуется оплачивать водный налог.

Водный налог юрлиц

Для данного вида сборов основное понятие кроется в объекте налогообложения. Основному пользователю водного источника обязательно следует отчислять деньги в федеральный бюджет. Это касается как отечественных, так и иностранных субъектов.

Налогообложение зависит от способа использования водных ресурсов. Под налог подпадают такие разновидности водоиспользования:

  • забор воды из водоемов для дальнейшего использования;
  • эксплуатация без забора для генерирования энергии на ГЭС;
  • пользование водоемами для сплава древесины.

Есть длинный перечень водопользования, оплата за который не предусмотрена:

  • когда водный объект содержит полезные ископаемые (актуально для подземных вод);
  • когда воду используют для тушения пожара.
  • при эксплуатации воды морскими судами для функционирования технического оборудования;
  • при рыбной ловле;
  • при движении либо стоянке водного транспорта;
  • в случае применения акватории для организации отдыха ветеранов, инвалидов, детей;
  • при заборе воды на нужды сельского хозяйства, в т.ч. для орошения лугов и пастбищ.

Если организация имеет официальное разрешение на пользование водным пространством, то такое юридическое лицо освобождается от уплаты данного налога.

Для пользования водными объектами требуется лицензия. Процесс ее получения, как и иные юридические аспекты, регулирует принятый в 2006 году Водный кодекс РФ.

Водный налог

Ставки и декларации по водному налогу

Оплачивать налог за эксплуатацию водных ресурсов следует ежеквартально до 20 числа следующего месяца (января, апреля, июня и т.д.). В эти же сроки подается и налоговая декларация

На величину отчислений влияют два параметра:

  • налоговые тарифы;
  • объем используемой воды в зависимости от установленных лимитов.

При невозможности определить объемы использованной воды, применяется стандартная налоговая база. В иных случаях устанавливаются специальные измерительные приборы.

В гидроэнергетике налог рассчитывается по количеству выработанной энергии, поскольку в процессе работы забор воды отсутствует.

При сплаве леса размер налога зависит от объема кубов древесины, прошедших по водному пространству.

Для каждого из объектов утверждены разные налоговые ставки. На их размер влияет целый ряд факторов, в том числе и тип водоема: наземный или подземный. Кроме того акватории делятся на экономические зоны, которые также отражаются на итоговых суммах. Подробнее с тарифами можно ознакомиться в ст. 333 Налогового кодекса.

Для физических лиц установлен тариф в 81 руб. за каждую использованную тысячу кубометров воды. В случае превышения установленных законом лимитов, организации или пользователю придется заплатить в 5 раз дороже.

Расчет водного налога каждый субъект производит самостоятельно. Такое правило распространяется и на граждан, и на организации в отличие от транспортного налога, который следует рассчитывать лишь юридическим лицам.

В 2018-м не предусмотрено наличие льгот по водному налогу ни для каких категорий: платить придется всем пользователям. Следует учитывать, что опоздавшим с оплатой придется потратить дополнительные средства – на пени. Все штрафные санкции налоговые органы РФ рассчитывают по единой величине – ставке рефинансирования.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Налоговый и платежный периоды

Налоговый период по водному налогу — квартал.

Соответственно, уплачивать водный налог и сдавать отчетность по нему необходимо ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

Что касается платы за пользование водными объектами, то ставки, порядок расчета и взимания такой платы устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, платежным периодом признается квартал и уплачивается по месту пользования водным объектом также не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

Кто и за что платит

Businessman holding sand and coin

Для начала поговорим о налогоплательщиках. Согласно положениям ст.333.8 Налогового кодекса, данное определение применимо к частникам, индивидуальным предпринимателям и компаниям, которые занимаются деятельностью, сопряжённой с применением водных ресурсов. При условии, что такая деятельность подлежит обязательному лицензированию. Здесь нужно уточнить, что лица, обретшие право на водопользование после вступления Водного кодекса в законную силу не признаются налогоплательщиками.

К объектам налогообложения относятся следующие варианты водопользования:

  • Забор воды;
  • Распоряжение акваториями, кроме лесосплава;
  • Водопользование объектами с целью лесосплава;
  • Распоряжение водными ресурсами без изъятия воды: гидроэлектростанции.

Отметим, что в законе предусмотрено несколько исключений. В частности, налогообложению не подлежат следующие виды водоприменения:

  1. Забор подземных или термальных вод, в которых содержатся полезные ископаемые или целебные компоненты;
  2. С целью обеспечения мер безопасности, например, для тушения пожаров или ликвидации последствий природных катаклизмов;
  3. В судоходных, экологических либо санитарно-эпидемиологических целях;
  4. Забор воды судами, с целью обеспечения функциональности установленного оборудования;
  5. Использование таких объектов для восполнения природных ресурсов или рыбоводства;
  6. Обустройство коммуникационных линий, зданий, плавсредств и других объектов, связанных с природоохранной деятельностью;
  7. Использование акваторий для посадок (разовых) авиасудов, а также передвижения на судах и малоразмерных плавсредствах;
  8. Проведение поисковых работ, а также топографических, геодезических и гидрографических изысканий;
  9. Возведение гидротехнических сооружений, включая объекты для мелиорации, водоснабжения и пр.;
  10. Применение объектов для организации отдыха детям, ветеранам и маломобильным гражданам;
  11. Проведение работ, связанных с углублением дна и строительством гидроэлектротехнических сооружений;
  12. Применение водных ресурсов для нужд государства и мероприятий по повышению обороноспособности страны;
  13. использование воды для полива приусадебных участков и сельскохозяйственных нужд;
  14. Выделение акваториальных вод для охоты и рыболовства;
  15. Забор руднично-шахтных и коллекторно-дренажных вод из подземных резервуаров.



Объекты водного налога

Какие объекты не подлежат налогообложению

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

Когда пользователи водного объекта не признаются налогоплательщиками

Новый Водный кодекс РФ, вступивший в силу с 2007 года, не предусматривает лицензирования для использования поверхностных водных объектов. Вместо него введена возможность использования водного объекта либо по договору водопользования, либо по решению о предоставлении его в пользование.

Оба документа оформляются органом власти того субъекта РФ, в чьей собственности находится водный объект. Платежи по ним представляют собой арендную плату за пользование водным объектом (неналоговый платеж), а не водный налог.

Не облагают водным налогом некоторые виды водопользования, которые условно можно разделить на четыре группы:

  • деятельность, неразрывно связанная с водным объектом (рыбоводство, рыболовство, судоходство, строительство, орошение, разработка месторождений);
  • деятельность, попадающая под обложение другим налогом (извлечение минеральных и термальных вод);
  • деятельность, относящаяся к водоохранной;
  • если по виду деятельности предоставлены льготы (обеспечение пожарной безопасности, нужд обороны, отдых инвалидов и детей).

Налоговая база

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле: V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Нужно ли платить налог за скважину

На основании действующих законов, любой владелец участка земли имеет законное право делать скважину на принадлежащем ему участке, для собственных нужд.

Важно соблюдать установленные законом ограничения и правила, чтобы такие действия не шли в разрез с требованиями местных властей, осуществляющих контроль по использованию природных ресурсов.

Как правило, артезианский слой находится на глубине примерно 100 м, куда не доходят сточные воды и природные осадки. Такая вода является более чистой, относится к питьевой воде.

Артезианская вода является достоянием государства, его стратегическим запасом. За использование такой скважины потребуется уплата налога. Он платится поквартально, в каждом регионе суммы платежа значительно отличаются. Сумма зависит от региона и потребляемого объема.

Для использования недр артезианских скважин понадобится оформить следующие документы:

  • технический паспорт водозабора;
  • заключение из санитарной эпидемиологической станции;
  • заключение специалиста гидрогеологического центра;
  • кадастровая документация по проекту и его согласованию;
  • заключение анализа воды;
  • согласования лимитов использования воды;
  • обязательное получение разрешения;
  • оформление лицензии.

В совокупности, такие документы дадут возможность государственным органам получать информацию про объект, контролировать его использование и не допустить загрязнения экосистемы.

Лицензия на воду — это специальное разрешение согласно действующего законодательства, которое дает право на добычу воды из недр земли, залегающей в артезианском пласте. В ней указываются срок действия, границы территории, где могут проводиться разведывательные работы и установка скважины, допустимая глубина водозабора и стоимость потребляемой воды. Она выдается местными органами власти соответствующей компетенции.


Налог на воду из скважины для физических лиц обязателен только на артезианские скважины для коллективного пользования. Такие шахты устанавливаются в загородных населенных пунктах, предназначены для водоснабжения группы лиц либо целого поселка.

Для прояснения ситуации: является ли желаемая скважина централизованным водоснабжением — необходимо обратиться в местные органы соответствующей компетенции. Это достаточно сложная процедура, однако она должна быть произведена для избежания возможного конфликта с местными властями в будущем. Только после наличия соответствующего прояснения ситуации можно приступать к установке скважины.

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2021 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.

Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.

Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.

НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.

Какие ставки у налога?

Размеры ставок ВН установлены в рублях за единицу налоговой базы. Ставки зависят от вида водопользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям.

Налоговые ставки установлены в пункте 1 статьи 333.12 НК РФ. Они изменяются каждый год. Еще ежегодно происходит индексация базовой ставки на водный налог: коэффициент 2021 года — 1,75.

Отдельно установлен тариф для водоснабжения населения. Он также пересматривается каждый год. В 2021 году он составляет 122 рубля за 1000 м3 воды.

Налоговый период и сроки уплаты налога

За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.

Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Правовая ответственность

За неисполнение обязательств по уплате налога, к нарушителям применяются штрафные санкции, установленные положениями Налогового кодекса РФ.

Статья 119: Предусматривает правовую ответственность за непредставление налоговых деклараций. Нарушителям грозит:

  1. Непредставление страховых расчётов или налоговых деклараций в территориальный орган в установленные сроки. Штраф в размере 5% за каждый месяц просроченного периода, но не более 30% и не менее 1 000 рублей.
  2. Аналогичное правонарушение, совершённое лицом, ответственным за ведение налогового учёта и представление деклараций. Штраф в размере 1 000 рублей за каждый просроченный месяц.

Статья 120: Предусматривает ответственность за грубые нарушения, совершённые в сфере исчисления доходов/расходов и уплаты обязательных налоговых сборов.

  • Штраф 10 000 рублей, если нарушение совершено в течение 1-го подотчетного периода;
  • Штраф 30 000 рублей, если противоправное действие совершалось в течение более 1-го подотчетного периода;
  • Штраф 40 000 рублей, если противоправное действие стало причиной уменьшения налогооблагаемой базы.

Здесь нужно уточнить, что грубое нарушение в сфере налогообложения в рамках рассматриваемой статьи, имеет следующие признаки:

  1. Совершено 2 и более раз в течение календарного года;
  2. Отсутствие первичной документации либо счетов-фактур;
  3. Недостоверное отображение информации.

Порядок исчисления водного налога

Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.

В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.

Пример расчета налога

Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2021 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.

Какая глава Налогового кодекса регулирует взимание водного налога

Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.

Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.

Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:

  • До 2007 года такие разрешения выдавались на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1997 № 383.
  • С 2007 года лицензии выдаются согласно положениям Водного кодекса РФ. Разрешительные документы, предоставленные до появления Водного кодекса, действительны до тех пор, пока не закончится срок их действия.

В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.

С каким коэффициентом рассчитывается водный налог в 2017 году, узнайте из сообщения «Водный налог 2021: что нового?».

Декларация по водному налогу — это ежеквартальная форма для налогоплательщиков, которые в течение отчетного периода пользовались природными ресурсами по лицензии.

Кто обязан сдавать декларацию

Перечень плательщиков определен в Налоговом кодексе. Размер и правила регулируются региональными властями. Вот кто платит взнос в бюджет и кто сдает декларацию по водному налогу в 2021 году:

  • юридические лица и физические лица в статусе индивидуальных предпринимателей, имеющие лицензии по водопользованию и активно эксплуатирующие водные ресурсы;
  • юридические лица и физические лица — ИП, которые пользуются подземными водами (недрами) по соответствующему лицензированию.

Организации и предприниматели, заключившие водопользовательский договор, не отчитываются в контролирующие инстанции и не платят.

В какие сроки сдавать

Даты предоставления отчетности едины для всех. Декларация подается по факту — после завершения отчетного периода. Установленные сроки предоставления декларации по водному налога смотрите в таблице на 2021 год.

Отчетный период Последний срок сдачи Код в декларации
IV квартал 2020 20.01.2021 24
I квартал 2021 20.04.2021 21
II квартал 2021 20.07.2021 22
III квартал 2021 20.10.2021 23
IV квартал 2021 20.01.2022 24

Когда предельная отчетная дата выпадает на выходной день, срок сдачи переносится на следующий рабочий день.

Какой бланк использовать

Декларация подается по форме КНД 1151072, бланк закреплен в приказе ФНС России № ММВ-7-3/497@ от 09.11.2015.

Как считать налог

Все взносы считаются так: налоговая база умножается на ставку. В некоторых случаях добавляется корректирующий (повышающий) коэффициент.

Объект налогообложения — это водопользование. Природная вода используется различными способами:

  • забор из конкретных объектов;
  • выработка акватории;
  • потребление ресурсов для гидроэнергетических процессов;
  • эксплуатация воды для сплава древесины.

Исчисление зависит от объема потребляемой воды, то есть налоговой базой выступает количество использованной воды по лицензии. В порядке формирования отчетных сведений указано, суточный или годовой лимит указывать при заполнении декларации по водному налогу, — лимит водопользования, который установлен в лицензии для конкретного водного объекта и цели пользования (п. 5.1.9 раздела V порядка заполнения из приказа № ММВ-7-3/497@).

Измерение ведется в тысячах кубометров. Каждому потребителю ресурсов надлежит установить водоизмерительные приборы. Если измерительное оборудование не установлено, исчисление ведется по потребительским нормативам, действующим в регионе. В таком случае рассчитанное значение индексируется: к сумме взноса применяется коэффициент 1,1. Налоговая база исчисляется отдельно для каждого эксплуатируемого объекта и для каждой ставки.

Для этого налога нет единой ставки, индексы различаются по географическому признаку. Все значения ставок закреплены в ст. 333.12 НК РФ.

Значения ставок водного налога



Ставки водного налога для акваторий

Для целей гидроэнергетики:

Водный налог

Для сплава древесины:

Ставки водного налога для сплава древесины

Формула расчета водного налога такова:

Повышающие коэффициенты ежегодно растут.

Год Коэффициент
2020 2,31
2021 2,66
2022 3,06
2023 3,52
2024 4,05
2025 4,65

Ежегодно растут и тарифы для водоснабжения населения. К расчетам с гражданами по договорам водоснабжения повышающий коэффициент не применяется.

Год Тариф, рублей за 1000 кубометров
2020 162
2021 186
2022 214
2023 246
2024 283
2025 326

Разберем пример расчета водного налога в 2021 году для организаций:

Бюджетное учреждение СДЮСШОР «АЛЛЮР» забирает воду из артезианской скважины на собственные цели — для некоммерческого использования (код цели — 3). «АЛЛЮР» находится в Северном экономическом районе и пользуется водными ресурсами из реки Невы. Налоговая ставка — 264 за 1000 использованных кубометров (п. 1 ч. 1 ст. 333.12 НК РФ).

Лимит использования скважины по лицензии — 30 000 кубометров. «АЛЛЮР» использовала 35 000 кубометров за I квартал 2021 года, лимит превышен на 5000 кубометров. За превышение лимита ставка умножается на 5 и составляет 1320. Коэффициент в 2021 году — 2,66.

Налог составит:

  • взнос в пределах лимита: 30 × 264 × 2,66 = 21 067,20 рублей;
  • взнос сверх лимита: 5 × 1320 × 2,66 = 17 556,00 рублей.

Суммарный водный налог к перечислению в бюджет: 21 067,20 + 17 556,00 = 38 623,20 рублей. Округляем до целого значения (все, что меньше 50 копеек, — обнуляется, 50 копеек и больше — приравнивается к целому рублю) и получаем 38 623 рубля. Такой взнос должна заплатить СДЮСШОР «АЛЛЮР» за I квартал 2021 года.

Как правильно заполнить декларацию

Для всех налоговых отчетов действуют единые правила заполнения:

  1. Оформлять в строгом порядке — не выходить за края ячеек, заполнять темными чернилами шариковой или перьевой ручкой (для бумажных бланков).
  2. Не исправлять корректором ошибки.
  3. Не скреплять скобками, степлером или иным способом, который портит целостность бумаги.
  4. Не печатать бланк с двух сторон.
  5. Нумеровать страницы по порядку, начиная с 001.
  6. Присваивать первичной декларации номер «0- -». Корректировкам присваиваются номера по порядку — «1- -», «2- -».
  7. Указывать фактические данные за отчетный период. Сведения подаются отдельно за каждый квартал.

Теперь рассмотрим, как заполняется каждый раздел.

Указываются все сведения о подотчетном лице — организации или индивидуальном предпринимателе.

Вносятся ИНН и КПП, название или Ф.И.О. налогоплательщика, основной вид экономической деятельности (код ОКВЭД), контакты и ответственное лицо.

Прописываются реквизиты отчета: период и год, контролирующая инспекция, номер корректировки и кодировка по месту учета.

Как и куда сдавать

Отчетность контролирует Федеральная налоговая служба. Инспекция, куда сдавать декларацию по водному налогу, определяется по месту регистрации подотчетного лица (код на титульном листе декларации — 214) или по месту учета крупнейших налогоплательщиков (код 215). Если используемые объекты расположены в пределах одного региона, но адресно прикреплены к разным районам, сводный отчет подают в любую ИФНС по договоренности со всеми инстанциями. А вот платить налог придется в несколько инспекций — отдельно по каждому ОКТМО. В декларации такие платежи разделяются по месту нахождения объектов.

Форма сдачи зависит от численности персонала. Если количество работников меньше 100 человек, плательщики выбирают формат сдачи самостоятельно: бумажный или электронный. Для предприятий с большой численностью сотрудников (свыше 100 человек) вариант подачи декларации един — только в электронном виде через телекоммуникационные каналы связи.

Когда сдают нулевую декларацию

Если у организации открыта лицензия на пользование водным объектом, но он не эксплуатируется, отчитаться в ИФНС все равно придется. В таких случаях в инспекцию предоставляется нулевая декларация по водному налогу за отчетный квартал. Подавать отчеты надлежит на протяжении всего периода действия лицензии.

Как накажут за нарушения

Несвоевременная подача сведений или полное их непредоставление наказываются. Нарушителя ожидает штраф. Размер — 5% от суммы неуплаченного взноса в бюджет. Минимальная сумма взыскания — 1000 рублей.

Образец — правильное заполнение декларации по водному налогу в 2021 году:

Декларация по водному налогу


Пример заполнения подраздела 2.2 расчёт налоговой базы и суммы водного налога при использовании водного объекта

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Поскольку водный налог является одним из самых сложных для понимания обычного человека, калькулятор для его расчета пригодиться каждому. Это бюджетное обязательство появилось уже довольно давно, но многие до сих пор не могут освоить его расчет, с чем связано большое количество трудностей. Но благодаря сайту «Правио» стала возможность сделать процедуру виртуально. К тому же, если средства не были внесены вовремя, на этом же ресурсе можно посчитать размер пени, что придется заплатить лицу, которое просрочило выплату. Это позволяет всегда быть во всеоружии и избежать ошибок и неточностей, как для юридических, так и для физических лиц, попавших в неприятности.

Какую формулу нужно использовать

У водного налога есть формула расчета, которую нужно использовать, чтобы получить достоверные данные по его сбору. Выглядит она следующим образом:

  • Налог = Налоговая база* Ставка* Поправочные коэффициенты.

Чтобы посчитать сумму, нужно знать список используемых коэффициентов. Он определяется законодательством и может быть следующим:

  • 5-ти кратный. Используется в формуле для налогоплательщиков, которые превысили лимиты (за год или квартал).
  • 10-кратный. Если вода забирается чтобы в дальнейшем её продавать.
  • 1,1. Если юридические лица или ИП, не располагают своими средствами измерения.

При этом важно учитывать, что имеются ещё, так называемые, поправочные коэффициенты, которые зависят от уровня инфляции. Расчет водного налога без него будет неточным, а эта единица постоянно меняется. Например, в 2017 году он составлял 1,52, а в 2018 1,75 и продолжает расти. Но значение можно посмотреть виртуально, поскольку показатель устанавливается на долгосрочную перспективу федеральными органами. Для 2020 года он равен 2,31. Есть значение даже на 2025 год, когда этот показатель будет составлять 4,65.

Как рассчитать

Расчет суммы водного налога онлайн является простой задачей, если у вас есть все данные для этой процедуры. Но использование калькулятора водного налога онлайн усложняется тем фактом, что у него нет единой ставки и базы. Они определяются от нескольких параметров:

  • особенности работы структуры, которая пользуется водой;
  • её дислокации;
  • типом используемого водоема и водопользования;
  • способ забора жидкости (наземный или подземный);
  • другими факторами.

Отсюда появляется сразу несколько алгоритмов, которые позволяют определиться с налоговой ставкой. Поскольку полный перечень ставок довольно объёмный, ознакомиться с ним можно в ст. 333.12 Налогового Кодекса.

Пример расчёта

Рассчитать водный налог на онлайн калькуляторе гораздо проще, чем заниматься этим своими силами. Для примера, нам нужны такие показатели:

  • Объём водных ресурсов. За квартал было использовано 35 тыс. кубометров (данные замерялись самостоятельно).
  • Ставка в регионе. Для примера возьмем 348 рублей за тыс. кубометров.
  • С поправочным коэффициентом. 35* 348 * 2,21 = 26 917 руб.

То есть, заплатить нужно 14 007 руб. Но это если небыли нарушены лимиты. Если превышение составляет 5 кубометров, калькулятор расчета водного налога в 2019 году уже устарел, и в 2020 будет использоваться следующий формат:

Налог = (32* 348 + 3* 348* 5)* 2,21 = 36 146 руб.

Пени по водному налогу будут начисляться, если не внести средства до 20 числа следующего месяца, после отчетного квартала. Пени начисляются автоматически, но желательно не затягивать с их оплатой. Если поняли, что при оплате налога образовалась ошибка, спровоцировавшая начисление пени, нужно как можно быстрее воспользоваться инструментом сайта «Правио», и выяснить его точный размер.

Налогообложение транспорта

Владельцы судов интересуются расчетом налога на водный транспорт в 2020 году с помощью калькулятора. Он регулируется гл. 28 Налогового кодекса. По сути, он никак не связан с забором воды, но также рассчитывается виртуально.

Рассчитать налог на водный транспорт можно на сайте «Правио». Здесь же представлена инструкция, как именно это сделать, и какие показатели нужно внести, чтобы получить достоверный результат. Если же уже началось начисление пени, с помощью рассматриваемого ресурса есть возможность выяснить её точный размер.

Задайте вопрос прямо сейчас, и его увидят сотни профессионалов со всей России. Первый ответ вы получите уже через 15 минут! Юридическая помощь предоставляется на бесплатной и платной основе.

Читайте также: