Освобождение от налогов приусадебных хозяйств колхозников

Опубликовано: 01.05.2024

Закон СССР от 8 августа 1953 г.
"О сельскохозяйственном налоге"

ГАРАНТ:

Настоящий закон фактически прекратил действие

О взимании сельскохозяйственного налога, см. Налоговый кодекс РФ

Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

Установить с 1 июля 1953 г. обложение сельскохозяйственным налогом хозяйств колхозников по твердым ставкам с одной сотой гектара приусадебной земли, находящейся в личном пользовании колхозного двора, независимо от размера общей суммы доходов хозяйств колхозников, получаемых ими от личного хозяйства, предусмотрев значительное уменьшение сельскохозяйственного налога.

I. Общие положения

Статья 1. Сельскохозяйственный налог уплачивают:

а) хозяйства колхозников - членов сельскохозяйственных артелей, смешанных промысловых сельскохозяйственных артелей (промколхозов) и рыболовецких артелей;

б) единоличные крестьянские хозяйства и хозяйства других граждан, не состоящих членами колхозов, которым отведены земельные участки в сельской местности, подчиненной в административном отношении сельским Советам.

Статья 2. Налог исчисляется с каждого хозяйства по площади земельного участка, находящегося в его пользовании.

При определении размера налога из общей площади земельного участка исключаются земли, занятые постройками, а также кустарниками, лесами, дорогами общественного пользования, оврагами и балками.

II. Обложение хозяйств колхозников

Статья 3. С хозяйств колхозников налог исчисляется по ставкам с одной сотой гектара земельной площади.

Для союзных республик устанавливаются следующие средние и предельные ставки налога:

Ставки налога с одной сотой гектара в руб.

средняя ставка по республике

предельные отклонения от средней ставки для областей

* Карело-Финская ССР Законом от 16 июля 1956 г. преобразована в Карельскую АССР (том 1, стр. 163).

Совету Министров СССР разрешается в необходимых случаях изменять указанные выше ставки налога для отдельных союзных республик.

Статья 4. Советы Министров союзных республик, имеющих областное деление, исходя из средних ставок налога, установленных статьей 3 настоящего Закона для союзной республики, устанавливают средние ставки налога для отдельных автономных республик, краев и областей с изменениями в сторону увеличения или уменьшения в указанных пределах, в зависимости от экономических особенностей автономных республик, краев и областей.

Советы Министров союзных республик, не имеющих областного деления, Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых и областных Советов депутатов трудящихся, исходя из средних ставок налога, установленных для республики, края или области, устанавливают ставки налога для отдельных районов, а в необходимых случаях и для отдельных селений, в зависимости от их экономических особенностей.

Ставки налога устанавливаются для данной местности с учетом использования земельных участков под посевы отдельных сельскохозяйственных культур, урожайности, наличия рынков сбыта и размеров дохода.

Статья 5. В целях поощрения обзаведения хозяйств колхозников, рабочих и служащих коровами на праве личной собственности понижать сумму налога хозяйствам, не имеющим коров, в 1953 году на 50 процентов и в 1954 году на 30 процентов. С 1955 года обложение этих хозяйств производить на общих основаниях.

Статья 6. Хозяйства колхозников, отдельные члены семьи которых без уважительных причин не выработали в истекшем году установленного минимума трудодней в колхозе, уплачивают налог с повышением на 50 процентов.

Статья 7. Хозяйства, выбывшие (исключенные) в текущем году из колхозов, привлекаются к уплате налога на одинаковых основаниях с единоличными крестьянскими хозяйствами, независимо от времени выбытия (исключения) из колхоза.

Если в составе колхозного двора отдельные трудоспособные члены семьи не состоят членами колхозов или выбыли (исключены) из колхоза и не работают по найму, то исчисленная в соответствии с настоящим Законом сумма сельскохозяйственного налога с такого хозяйства повышается на 75 процентов.

III. Обложение хозяйств не членов колхоза

А. Обложение хозяйств рабочих, служащих и членов промысловых кооперативных артелей, имеющих земельные участки в сельских местностях

Статья 8. Хозяйства рабочих и служащих не членов колхоза и хозяйства членов промысловых кооперативных артелей, в том числе перешедших на пенсию по старости или по инвалидности, имеющие земельные участки, привлекаются к уплате сельскохозяйственного налога по ставкам, установленным для хозяйств колхозников, при условии:

а) если основной трудоспособный работник к 1 января текущего года состоит не менее года на постоянной работе по найму или в течение этого времени является членом промысловой кооперативной артели, а остальные трудоспособные члены семьи, кроме домашней хозяйки и учащихся, также работают по найму или состоят членами промысловой кооперативной артели;

б) если в хозяйстве поголовье скота не превышает норм, установленных законодательством союзных республик;

в) если в хозяйстве размер земельного участка не превышает норм, установленных законодательством союзных республик, а в случаях, когда действуют нормы, установленные законодательством СССР, - если размер земельного участка не превышает этих норм.

Если при проведении налога будет выявлено, что размер земельного участка в хозяйстве превышает установленные нормы, финансовые органы, наряду с обложением такого хозяйства на одинаковых основаниях с единоличными крестьянскими хозяйствами, обязаны сообщать об этом исполнительным комитетам районных Советов депутатов трудящихся для принятия установленных Законом мер к устранению нарушений в землепользовании*(1).

Статья 9. На одинаковых основаниях с хозяйствами колхозников облагаются налогом хозяйства работников лесной охраны и линейных эксплуатационных работников водного хозяйства, если их хозяйства полностью отвечают условиям, предусмотренным статьей 8 настоящего Закона, а имеющаяся у них для служебных разъездов лошадь не используется для получения заработков на стороне.

Статья 10. На одинаковых основаниях с хозяйствами колхозников облагаются хозяйства не членов колхоза, в которых глава или другой член семьи находится на действительной службе в Советской Армии, Военно-Морском Флоте, в пограничных и внутренних войсках, если остальные трудоспособные члены семьи, кроме домашней хозяйки и учащихся, работают по найму или состоят членами промысловой кооперативной артели и количество скота и размер земельного участка в хозяйстве не превышает норм, указанных в статье 8 настоящего Закона.

Статья 11. Хозяйства, которые не отвечают условиям, указанным в статьях 8-10 настоящего Закона, привлекаются к уплате сельскохозяйственного налога по ставкам, установленным для единоличных крестьянских хозяйств.

Б. Обложение единоличных крестьянских хозяйств

Статья 12. Сельскохозяйственный налог с единоличных крестьянских хозяйств исчисляется по ставкам, предусмотренным статьей 3 настоящего Закона, с увеличением сумм налога на 100 процентов.

Статья 13. Единоличные крестьянские хозяйства, вступившие в колхозы до первого срока уплаты сельскохозяйственного налога, облагаются по ставкам, установленным для колхозников.

Хозяйствам, вступившим в колхоз после первого срока уплаты сельскохозяйственного налога, производится перерасчет налога по ставкам колхозников по тем срокам, которые еще не наступили ко времени вступления в колхоз.

IV. Льготы по сельскохозяйственному налогу*(2)

Статья 14. Освобождаются от уплаты налога:

а) хозяйства колхозников и хозяйства не членов колхоза, член семьи которых, числящийся в составе хозяйства, находится на действительной службе в Советской Армии, Военно-Морском Флоте или в пограничных и внутренних войсках, если в семье не осталось других трудоспособных, кроме жены или матери военнослужащего, имеющей детей в возрасте до 8 лет;

б) хозяйства, в состав которых входят инвалиды Отечественной войны I группы, при наличии в семье только одного трудоспособного;

в) хозяйства, в состав которых входят инвалиды Отечественной войны II группы, если в семье при одном трудоспособном имеются дети в возрасте до 16 лет;

г) хозяйства, имеющие в своем составе инвалидов Отечественной войны I или II группы и двух трудоспособных членов семьи при наличии пяти и более детей в возрасте до 16 лет.

Для других хозяйств, в состав которых входят инвалиды войны и труда I и II групп инвалидности, сумма налога понижается наполовину, а при отсутствии трудоспособных эти хозяйства полностью освобождаются от налога.

Льготы для хозяйств инвалидов труда предоставляются хозяйствам, в состав которых входят граждане, работавшие по найму и ставшие инвалидами труда, отнесенными органами социального обеспечения к I или II группе инвалидности.

В случае смерти инвалида предоставленная хозяйству льгота сохраняется до конца года*(3).

Статья 15. От уплаты налога освобождаются колхозники и единоличники в возрасте - мужчины 60 лет и старше, женщины 65 лет и старше, если в хозяйстве не принимают участия личным трудом другие трудоспособные члены семьи.

Статья 16. Освобождаются от уплаты налога:

а) учителя сельских начальных, неполных средних школ и средних школ (в том числе учителя этих школ, перешедшие на пенсию); директора, заместители директоров по учебно-воспитательной части, воспитатели и инструкторы по труду детских домов, находящихся в сельской местности;

б) агрономы, зоотехники, гидротехники, землеустроители, мелиораторы, ветеринарные врачи и фельдшеры, медицинские врачи, средний медицинский персонал, государственные санитарные инспекторы, имеющие специальное образование и работающие по специальности в предприятиях, учреждениях и организациях, находящихся в сельской местности;

в) директора, заместители директоров по политической части, технические руководители, инженеры, техники, агрономы, старшие механики и механики машинно-тракторных станций, межрайонных мастерских капитального ремонта сельскохозяйственных машин, а также совхозов, конных заводов, и государственных плодопитомников, находящихся в сельской местности.

Указанная льгота предоставляется при условии:

если граждане, перечисленные в настоящей статье Закона, являются главой семьи;

если в хозяйстве поголовье скота не превышает норм, установленных законодательством союзных республик;

если в хозяйстве размер земельного участка не превышает нормы, указанной в статье 8 настоящего Закона*(4).

Статья 17. Хозяйства граждан, переселяющихся в установленном порядке, освобождаются от уплаты налога на сроки в соответствии с постановлениями Совета Министров СССР.

Статья 18. Хозяйства, пострадавшие от стихийных бедствий (гибель посевов сельскохозяйственных культур, многолетних плодовых насаждений или основного имущества вследствие градобития, наводнения, урагана, ливня, пожара, землетрясения, обвала и оползня; падеж крупного скота), могут освобождаться полностью или частично от уплаты сельскохозяйственного налога исполнительными комитетами районных Советов депутатов трудящихся, в зависимости от размеров понесенного ущерба.

В таком же порядке могут освобождаться полностью или частично от уплаты налога хозяйства в случаях смерти или длительной тяжелой болезни основного работника в семье.

Исполнительным комитетам районных Советов депутатов трудящихся предоставляется право в отдельных случаях уменьшать размер налога за счет исключения площади многолетних насаждений, на которой урожай погиб от весенних заморозков в текущем году.

Статья 19. При предоставлении льгот по сельскохозяйственному налогу к числу нетрудоспособных относятся:

а) инвалиды, отнесенные органами социального обеспечения к I и II группам инвалидности;

б) калеки, не могущие принимать участие в полевых и других работах.

При предоставлении льгот члены семьи - мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше и дети до 16 лет, достигшие этого возраста в текущем календарном году, а также военнослужащие и учащиеся учебных заведений со сроком обучения не менее года в числе трудоспособных не учитываются.

Статья 20. Совету Министров СССР предоставляется право в целях стимулирования развития отдельных отраслей народного хозяйства и в других необходимых случаях устанавливать дополнительные льготы по сельскохозяйственному налогу.

Статья 21. Сумма налога, исчисленного с хозяйства в соответствии со статьями 3 и 12 настоящего Закона, уплачивается в следующие сроки:

к 1 марта - 20 процентов, к 1 июня - 20 процентов, к 1 сентября - 30 процентов и к 1 ноября - 30 процентов от годовой суммы налога.

V. Ответственность за неуплату налога и порядок рассмотрения жалоб на неправильное обложение налогом

Статья 22. Плательщики, своевременно не обложенные налогом, привлекаются к уплате налога не более чем за два предшествующих года. Пересмотр неправильно произведенного обложения допускается также не более чем за два предшествующих года.

Статья 23. В случае привлечения плательщиков к налогу за предшествующие годы в порядке статьи 22 настоящего Закона уплата налога производится равными долями в два срока: через месяц по вручении платежного извещения и через три месяца после первого срока.

Статья 24. В случаях неуплаты налога в установленные сроки в отношении недоимщиков применяются меры взыскания:

а) за просрочку платежа налога взимается пеня в размере 0,2 процента за каждый день просрочки;

б) по истечении срока уплаты налога составляется опись имущества недоимщика и дело о неуплате налога передается в народный суд, по решению которого производится изъятие имущества неплательщика в количестве, необходимом для погашения недоимок;

в) утратил силу (Указ от 19 января 1961 г., стр. 653).

Статья 25. Жалобы на неправильное обложение налогом подаются заведующему районным финансовым отделом в месячный срок со дня вручения платежного извещения.

Решение заведующего районным финансовым отделом может быть в 10-дневный срок обжаловано в краевой (областной) финансовый отдел или в министерство финансов республики, не имеющей областного деления.

Статья 26. Подача заявлений и жалоб не приостанавливает уплаты и взыскания налога.

В тех случаях, когда вынесено решение в пользу плательщика, неправильно взысканные суммы и изъятое имущество должны быть возвращены в 10-дневный срок.

В случае невозможности возвратить имущество вследствие его продажи, должна быть возмещена его стоимость в размере сумм, фактически вырученных от реализации.

Статья 27. Инструкция по применению настоящего Закона издается Министерством финансов СССР.

Статья 28. Настоящий Закон вводится в действие с 1 июля 1953 года.

Сельскохозяйственный налог за I полугодие 1953 года исчисляется на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1952 года "О сельскохозяйственном налоге" и взимается в размере 40 процентов годового оклада с зачетом предъявленных в 1953 году авансовых платежей.

За II полугодие 1953 года сельскохозяйственный налог исчисляется в соответствии с настоящим Законом и предъявляется в размере 60 процентов годового оклада, с уплатой его равными долями к 1 октября и к 15 ноября 1953 года.

Статья 29. С введением в действие настоящего Закона считать утратившим силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1952 года "О сельскохозяйственном налоге, кроме раздела VI (надбавка к налогу для хозяйств, в состав которых входят одинокие и малосемейные граждане), который оставить в силе до конца 1953 года.

Статья 30. Поручить Совету Министров СССР привести ранее принятые постановления Правительства СССР по сельскохозяйственному налогу в соответствие с настоящим Законом.

*(1) Пункты "б" и "в" статьи 8 настоящего Закона даны в редакции Указа от 7 апреля 1964 г., а вторая часть этой статьи - с учетом изменений, внесенных тем же Указом (Ведомости Верховного Совета СССР, 1964 г., N 16).

*(2) См. Указ от 26 марта 1957 г. (стр. 329) и статью 2 Указа от 6 сентября 1967 г. (стр. 7).

*(3) О дополнении статьи 14 см. Указ от 6 февраля 1968 г. в приложении к настоящему тому.

*(4) Вторая часть статьи 16 настоящего Закона дана в редакции Указа от 7 апреля 1964 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1964 г., N 16).

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Закон СССР от 8 августа 1953 г. "О сельскохозяйственном налоге"

Текст закона опубликован в "Сборнике законов СССР", 1968 г., N 2

Настоящий закон фактически прекратил действие

О взимании сельскохозяйственного налога, см. Налоговый кодекс РФ

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1984 г. N 759-XI в настоящий Закон были внесены изменения. Текст Указа опубликован в Ведомостях Верховного Совета СССР, 1984 г., N 45, ст. 790

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1983 г. в настоящий Закон были внесены изменения. Текст Указа опубликован в журнале "Бюллетень текущего законодательства СССР", 1983 г., N 11-12

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 января 1961 г. в настоящий Закон были внесены изменения. Текст Указа опубликован в Ведомостях Верховного Совета СССР, 1961 г., N 4, ст. 35


Экономической основой сталинского СССР, который сейчас культивирует в РФ госпропаганда, являлась сверх-эксплуатация села. По уровню экономического и административного прессинга это были самые тяжелые времена для русских крестьян. Блог Толкователя просуммировал общие повинности советских "аграриев".

В конце 20-х годов прошлого века свыше 80% населения СССР проживало в сельской местности, с учетом малых городов - до 90%. Практически все они в сталинском СССР были превращены в нечто среднее между государственными рабами-илотами, как в древней Спарте, и позднеримскими колонами, отбывающими бесчисленное количество экономических, трудовых и прочих повинностей. Выкачивание средств из русской деревни большевики прекратили лишь в 60-70-х годах прошлого века (когда были разработаны нефтегазовые и рудные месторождения Сибири), а паспорта колхозники получили окончательно лишь к концу 70-х - началу 80-х годов XX века.

В 90-х - начале 2000-х годов в РФ небольшими тиражами были выпущены несколько монографий и сборников документов о реальной жизни сталинской деревни. Одним из таких изданий была работа РАН и Вологодского пединститута "Повинности российского крестьянства в 1930-1960-х годах" М.А. Безнина, Т.М. Димони и Л.В. Изюмовой, изданная в 2001 году (скачать ее можно здесь). По мнению авторов, советское крестьянство фактически жило в условиях государственного феодализма, отдавая оброк - госпоставки (отменены лишь в 1958 году), отрабатывая барщину (регулируемый минимум отработки), который исчез лишь к концу 60-х годов, и выплачивая денежные налоги.


Как пишут ученые, созданная коммунистами в 30-х годах прошлого века система сверх-эксплуатации русского крестьянства условно делилась на три части:

Отработки

Каждый советский крестьянин был обязан отработать определенный минимум "трудодней" как в колхозе, так и на общественных работах. В трудовую повинность также включались вполне себе средневековые "обязательства" по гужевым, строительным отработкам, работе на лесоповале, ремонте дорог и так далее. В 1939 году постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР было определено, что обязательный годовой минимум трудодней для женщин в возрасте от 16 до 55 и мужчин от 16 до 60 лет в колхозах устанавливается в размере 60-100 в год. В 40-50-х годах этот минимум был увеличен и к моменту смерти Сталина составлял уже усреднено 150 трудодней в год для женщин и 200 - для мужчин.

Окончательно такая система принудительных отработок исчезла лишь в 1969 году, когда колхозникам была гарантирована зарплата не реже 1 раза в месяц.

Колхозникам за трудодни полагалось, конечно, некоторое вознаграждение, однако его размер обычно был весьма и весьма низким, а часто они вовсе не оплачивались (об этом на примере ряда колхозов в сталинской России блог Толкователя рассказал ранее). К примеру, из оплаты трудодней колхозников, работавших возчиками на лесозаготовках, до 50% забирал себе колхоз. Зимой 1940-1941 годов на лесозаготовках трудилось до 1 миллиона советских крестьян.

Ряд отработок был бесплатным. Так, в сталинской России каждый колхозник с 30-х годов должен был отработать 6 дней в году на строительстве и ремонте местных дорог (единоличники - 12 дней). Эта повинность была отменена лишь в 1958 году. В 1933-1937 годах всего на строительство и ремонт дорог было мобилизовано 79 миллионов человек, а также 161 тысяча автомобилей и 35 тысяч тракторов.

Натуральный оброк

В 1932-1933 годах советские колхозники получили "обязательства" по государственным поставкам. Как правило, это был перечень видов сельскохозяйственной продукции, которые производили колхоз и личные подворья крестьян. С 1934 года размер поставок с дворов крестьян-единоличников и колхозников был уравнен, а с 1940 года в стране был введен погектарный принцип исчисления обязательных поставок с колхозов, который затем распространился и на приусадебные участки крестьян.

Уровень оброка в сталинском СССР в ходе его истории неуклонно повышался. Если в 1940 году колхозный двор был обязан сдать в год 32-45 килограммов мяса (единоличники - от 62 до 90 килограммов), то в 1948 году - уже 40-60 килограммов мяса. По молоку обязательные поставки выросли в среднем со 180-200 литров до 280-300 литров в год. В 1948 году колхозный двор также был обязан сдавать ежегодно от 30 до 150 куриных яиц. Госпоставки также регламентировали количество шерсти, картофеля, овощей и т.п. продуктов с каждого колхозного приусадебного участка.

При этом, что немаловажно, от уплаты обязательных поставок, например, по мясу и яйцам, не освобождались дворы, которые не имели мясных животных (это произошло лишь в 1954 году) или кур (их можно было заменить денежными выплатами или иными продуктами). Лишь после смерти Сталина в 1953 году государство снизило объемы таких поставок, в связи с чем советские колхозники на радостях даже сочинили поговорку - "пришел Маленков, поели блинков". Окончательно оброк у советских крестьян был отменен в 1958 году.


Денежная повинность

Эти повинности делились на государственные, местные налоги, "добровольно-принудительные" сборы и займы. Самым "древним" в СССР был сельскохозяйственный налог, введенный еще в 1923 году. После "угара" НЭПа, он был приспособлен для новых реалий. Этим налогом облагались все возможные доходы крестьянской семьи в любой сфере. В 1933-1938 годах каждое хозяйство платило в среднем 15-30 рублей в год. С 1939 года твердые ставки сельхозналога были заменены прогрессивной шкалой, что позволило государству постоянно увеличивать его размеры. В среднем размеры налога с вмененного денежного дохода составляли около 7-11%. Такие относительно небольшие, на современный взгляд ставки, не должны вводить в заблуждение - ведь налогооблагаемая база рассчитывалась по придуманной государством "доходности".

С началом войны в 1941 году для крестьян была введена дополнительная надбавка к этому налогу в размере 100% от его объема (заменена военным налогом в 1942 году, который составлял от 150 до 600 рублей в год с члена хозяйства). Суть этого налога заключалась в том, что государство устанавливало размер получаемого с подворья объема производства сельскохозяйственной продукции и так называемые расчетные нормы ее доходности. По сути, это был инструмент открытого грабежа крестьян со стороны государства.

К примеру, большевики считали в 1940 году, что годовая доходность коровы - 600 рублей. Помимо того, что крестьянин с нее был обязан уплатить натуральный оброк (обязательные госпоставки в виде молока и мяса), а также госзакупки (как правило, это касалось более колхозов, но часто эти сборы платили и сами крестьяне) по мясу и молоку по специально заниженным ценам, он еще должен был выплатить до 50-60 рублей деньгами за нее. В таком свете видно, что ни о каком "малом" давлении налогового пресса говорить не приходится.

Как правило, реальное состояние хозяйства крестьян финансовые органы мало волновало.

В 1942-1943 годах нормы доходности были увеличены в 3-4 раза, соответственно, вырос объем вмененного сельхозналога. Затем этот налог (точнее, нормы доходности) четырежды возрастали в 1947-1948 годах. Следующее увеличение пришлось на 1950 год. А в 1952 году состоялся апофеоз сталинской налоговой живодерни - налогом были обложены цыплята, новорожденные поросята, телята и ягнята. Кроме того, сельхозналог колхозники были обязаны платить и с продуктов (овощи, картофель), которые им выплачивались в колхозе за трудодни (причем с этих выплат колхоз брал налоги, поэтому получалось как бы двойное налогообложение для каждого агрария).

Если в 1940 году расчетная норма доходности коровы, как уже было указано выше, составляла 600 рублей, то в 1948 году - 3500 рублей, свиньи - 300 и 1500 рублей, соответственно, сотки картофельного огорода - 12 и 120 рублей, козы или овцы - 40 и 350 рублей, соответственно. Многие советские крестьяне вынуждены были переходить на содержание так называемых "сталинских коров" - коз, которые в налоговом плане обходились дешевле.

Стоит также отметить, что льготы по сельхозналогу, которые имели инвалиды, ветераны войны, нетрудоспособные крестьяне и ряд других категорий советских илотов, во второй половине 40-х годов по большей части были упразднены. Если в 1947 году средний двор в РСФСР в год платил до 370 рублей сельхозналога, то в 1951 году - уже 519 рублей. Необходимо понимать, что продать на колхозном рынке какие-либо продукты, чтобы расплатиться с налогом было непросто - во-первых, из-за снижения цен на продукты, во-вторых, из-за административных и налоговых сложностей. В результате постоянно росло число должников (их задолженность была прощена лишь в 1953-1954 годах).

Лишь после смерти Сталина размеры сельхозналога были существенно уменьшены, а к 1965 году они в среднем составили лишь около трети от уровня 1951 года.

Помимо этого налога, советские крестьяне были обязаны покупать облигации государственных займов (они выпускались в 1927-1958 годах, СССР их не оплатил, произведя по сути дефолт по этим обязательствам). Кроме того, каждая колхозная семья была обязана уплачивать "добровольные сборы" - так называемое самообложение.

В области косвенных сборов сталинский СССР был местом, где мало кто из современных неосталинистов захотел бы жить. Так, крестьяне и даже горожане были обязаны платить налог за рыбалку (что сегодня почему-то возмущает патриотическую общественность, когда с подобными предложениями выступает кто-либо из тандема), налог на холостяков и малодетных, налог на собак, налог на транспортные средства (платить надо было даже за велосипеды) и так далее.


Личные подворья крестьян, которые постоянно подвергались урезанию, были самым эффективным поставщиком продуктов в СССР - несмотря на скромную долю в общем фонде сельскохозяйственных земель (не более 5-7%), они давали по обязательным государственным поставкам в 1940 году до 30% всего картофеля в стране, мясу скота и птицы - 25 %, яйцам - 100%, молоку - 26%, шерсти - 22%.

В заключение необходимо сказать, что за отказ от выполнения повинностей государству крестьян ожидали как штрафы, так и высылка. Несмотря на декларируемые современными сталинистами и госпатриотами тезисы о якобы бесплатном образовании в СССР, сельские школы (в которых училось абсолютное большинство населения тогдашнего СССР) были обязаны содержать сами колхозники и за свой счет платить довольствие учителям, а также оплачивать учебники и прочие материалы. Это же касалось детских садов (если они вообще были в колхозе), больниц и других учреждений социальной сферы.


Иллюстрации Валерия Барыкина

Коллективизация сельского хозяйства, завершившаяся к середине 1930-х, навсегда изменила историю крестьянства. Деревни стали пустеть, крестьяне – уходить в город

«Второе крепостное право большевиков» — так в народе стали расшифровывать аббревиатуру ВКП (б) после коллективизации. Слишком открыто власть пошла против деревни. Добровольно вступать в колхозы большая часть крестьян не желала, и их пришлось сгонять силой. Ещё бы… Колхоз — это крупное кооперативное социалистическое хозяйство, в которое крестьяне вступают добровольно (по идее). При вступлении они должны внести взнос деньгами и имуществом: скот, земля, сельхозмашины, инвентарь, зерно для сева. После этого колхозник получал зарплату за работу на колхозном поле, а себе еду добывал в основном в так называемом ЛПХ — личном подсобном хозяйстве (огород до полугектара и немного животных).

Для чего вообще понадобилось объединять обычные свободные мелкие крестьянские хозяйства в государственные колхозы, в которых у каждого отдельного крестьянина не было личной заинтересованности в общих результатах труда (ведь весь урожай забирало государство), а подобная непопулярная реформа ещё и явно была рискованной? Причин хватало, но в целом они сводились к двум основным — экономической и политической. Во-первых, ещё в период Гражданской войны большевики столкнулись с мощнейшим сопротивлением крестьянства, не желавшего сдавать хлеб ни по государственной цене, ни тем более бесплатно. Чтобы вся страна не поднялась против красных, как поднялась Тамбовщина, Ленину пришлось принять программу новой экономической политики и заменить продразвёрстку продналогом. Земледельцы вновь стали свободно продавать продовольствие. Однако если государство предлагало слишком низкую цену, крестьяне вновь прятали свою продукцию или продавали её на черном рынке, и власти сталкивались с кризисом продовольствия (например, в 1927 году). Согнав мужика в колхозы и отобрав личные средства производства, его лишали возможности хранить урожай в своём хозяйстве и распоряжаться им. Все выращенное на колхозном поле попадало на государственные склады, а уже оттуда по милости партии работник получал что-то для своего потребления. Таким образом государство получало также возможность планировать заготовки продовольствия для внутреннего использования и для экспорта (выкачивая из деревни хлеб, СССР продавал его за валюту и так финансировал индустриализацию).

Фото 1.jpg

Фото 2.jpg

Во-вторых, коллективизация нужна была по политическим причинам. Крестьянство воспринималось Сталиным как последний класс, враждебный советской власти. Согласно коммунистическому мировоззрению, «крестьянин-единоличник» — это мелкий буржуа, который эксплуатирует себя и всю прибавочную стоимость присваивает, а по возможности начинает эксплуатировать крестьян победнее. Крестьянин не может служить опорой социализма, так как в рыночных условиях чувствует себя вполне уверенно. Кроме того, крестьянство — это социальный резерв, из которого выходят капиталисты. Как говорил Ленин, в крестьянине живёт «две души» — труженика и собственника. И от второй необходимо избавиться. Значит, Россию следовало раскрестьянить, то есть превратить земледельцев в сельских пролетариев, которые подобно промышленным рабочим будут ходить на свой «завод», получать установленную государством зарплату и обменивать её на товары и услуги по государственным ценам.

В 1927 г. в деревне насчитывалось всего 0,8% колхозников, в 1928 г. — 1,7%, в 1929 г. — 3,9%. А ведь к окончанию первой пятилетки (к 1933 г.) Сталин поставил задачу коллективизировать 20% крестьян. Но у колхозов было слишком много минусов, и неудивительно, что желающих вступить в них добровольно нашлось очень мало. При вступлении надо сдать многими трудами и годами нажитое имущество, надо наравне с деревенскими лодырями платить налоги (за скот, садовые деревья, культсбор, страховые вклады и госзаймы ), отдавать часть произведённого в ЛПХ продукта, выполнять строительные работы, разрабатывать торф, лес и фактически задаром обрабатывать общее поле, что воспринималось как барщина. Поэтому в колхозы шли лишь редкие идейные крестьяне, а в основном — беднота, те, кому терять было нечего.

Фото 3.jpg

Фото 4.jpg

Сталин, видя, как медленно появляются колхозы, решился на репрессии, несмотря на то что память о крестьянских бунтах Гражданской войны была ещё свежа. Генеральный секретарь хотел раз и навсегда решить проблему контроля за хлебом и земледельцами и поставил в 1929 г. задачу «сплошной коллективизации». 5 января 1930 года вышло постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». Началось раскулачивание и принудительный набор людей в колхозы. Специально для этого в деревню было направлено 25 тыс. коммунистов. За месяц они с помощью бедняков заставили «пролетаризоваться» 58% крестьян, причем часто использовалось рукоприкладство, угрозы и бессудные расправы. Кулаков вывозили за Урал, на Север или в Казахстан, а их имущество передавалось колхозам (всего за годы коллективизации депортировано было более 2,1 млн человек). Начали с Северо-Кавказского края, затем пришёл черёд Поволжья и остальных зерновых районов.

Насилие «двадцатипятитысячников» вызвало сильное сопротивление крестьянства. В 1930 г. произошло более 7,3 тыс. массовых выступлений против колхозов. Только в Московской области в первые две недели марта было 134 мятежа, в которых участвовало 22 тыс. человек. Случалось, присланные коммунисты уходили погулять в лес и не возвращались, или их в одно «прекрасное» утро находили убитыми.

Рейник Елена Малофеевна, род. 1904 г. р., дер. Мояны (Кемеровская область): «Стали нас в колхоз сгонять. Они говорили, что колхоз — это дело добровольное. А сами с ружьями приходили и всё забирали. В колхоз беднота отовсюду съезжалась. Им-то терять нечего было. А у кого хозяйство было, не торопился его отдавать. (…) В колхозе сразу стало трудно работать. Мы ведь и раньше не ленились! Но здесь всё было организовано так, что лошадей и быков заморили голодом. Машины, что у нас были в коммуне, быстро разломались, так как за ними смотреть стало некому. Телеги и те стали ломаться, так как были на деревянном ходу, не ремонтировались, а новые не покупались. Председателем у нас был какой-то рабочий из города. Он земли раньше, видать, и в глаза не видел. Но ни с кем не советовался. Всё и пошло прахом».

Фото 5.jpg

Фото 6.jpg

В армии, по большей части укомплектованной призывниками из крестьян, в 1930 г. фиксировались такие критические высказывания: «коллективизируют насильно», «коллективизация есть кабала, барщина и крепостное право», «коллективы несут голод и гибель», «за счет коллективов будут жить бедняки и лодыри», «хозяйственному крестьянину коллективы ни к чему», «колхозы — это барщина, сам не вступлю и другим не советую», «бедняки-лодыри, они не умеют работать и из-за нежелания трудиться идут в колхозы», «только на бумаге имеются хорошие колхозы»… Некоторые красноармейцы и вовсе призывали сослуживцев: «на случай войны не ходите защищать Соввласть, а дезертируйте и организуйте банды, разрушайте колхозы, убивайте работников…». Колхозное строительство было главным поводом для недовольства.

Изотова Дарья Максимовна, 1909 г. р., Минск: «Это было страшное время! Работали мы с мужем тогда уже в колхозе. Туда нас загнали силком. Отобрали даже последнюю корову. Ой, сколько я тогда натерпелась и насмотрелась! Страшно вспомнить! Не забирали только кур. Совсем престарелым — оставляли одну корову. Беднякам-то что?! У них ничего не было! Что же им не идти в колхоз добровольно! А крепких хозяев раскулачивали. (…) Люди стали пухнуть от голода. От колхоза ничего не получали и не видели. Приедет уполномоченный со своей сворой, всё выгребет, оставит немного зерна на семена, а на еду — ни граммочки! Выручал свой огород. Но работать на нем было некогда. Весь день — в колхозе. С утра — до ночи. На неделю нам выдавали по полбуханки хлеба. В этом проклятом колхозе ничего не видели, кроме как сеять, жать, убирать! Ходили в фуфайках. Нормальное пальто не могли купить. Но зато в магазинах было всё, что душа пожелает. Да вот только у колхозника денег не было».

Сталину пришлось пойти на тактическое отступление, столь велико оказалось неприятие его политики. 2 марта 1930 г. «Правда» опубликовала его статью «Головокружение от успехов», в которой вождь назвал насилие «перегибами», а ответственность за них возложил на работников на местах. «Нельзя насаждать колхозы силой», — писал Сталин. Тут же крестьяне валом повалили из колхозов. Даже на невыгодных условиях вышли две трети загнанных с начала года. Однако отступление Кремля было временным. От партийных организаций требовали по-прежнему не бояться и «добиться мощного подъёма колхозного движения», только постепенно. Власть выучила урок — нельзя резко и сразу всех лишать личного имущества. Загонять в колхозы стали аккуратнее.

В результате в 1930 г. в колхозы входило уже 23,6% крестьян. В 1931 г. — 52, 7%, к 1934 г. — 71,4%, к 1937 г. — 93%. Так за несколько лет большевики достигли своей цели. Последний враг социализма был повержен. В стране возникло 200 тыс. колхозов (в среднем по 75 дворов) и 9,5 тыс. совхозов.

Фото 7.jpg

Фото 8.jpg

Последствия сталинской «аграрной модернизации» были чудовищны. Крестьяне продолжали пассивное сопротивление. Молодёжь бежала в город. В 1928 г. в стране насчитывалось 24,5 млн крестьянских дворов, в 1934 г. их осталось только 19,9 млн. Процесс оттока населения из деревни, продолжавшийся затем весь ХХ век, был запущен.

Работу в колхозах быстро наладить не получалось. Коллективизация стала одной из основных причин голодомора, недоедания во многих сельскохозяйственных областях Союза и городах. Председатели нередко злоупотребляли своей властью в корыстных целях, а крестьяне саботировали их деятельность. По стране прокатилась волна уголовных дел.

Казалось, государство получило, что хотело — контроль. Если у колхоза масло оно покупало за 4 рубля (1 кг), то в городе продавало по 28 р. На другие товары тоже делались огромные наценки. Однако этот успех оказался весьма относительным. Государство потеряло людей и добилось упадка животноводства. Часть скота пала из-за неумелого и халатного колхозного руководства. Массово забивали скот сами крестьяне перед вступлением в колхозы (чтобы хоть так что-то оставить себе и не отдать властям). С 1928 по 1933 гг. поголовье лошадей в России сократилось на 51%, коров на 42%, свиней на 40%, овец и коз на 66%.

После войны крестьяне надеялись на роспуск колхозов, которые доказали свою несостоятельность. Но советская власть на это не пошла. С 1960-х гг. во избежание голода СССР стал закупать продовольствие за рубежом. Ещё были живы люди, помнившие, как Россия кормила Европу. Ни одной советской реформе так и не удалось затем реанимировать сельское хозяйство и обеспечить Союзу продовольственную безопасность. А история русского крестьянства закончилась.

18. ЗАКОН О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ НАЛОГЕ

Принят Верховным Советом СССР (на IV сессии) 1 сентября 1939 г. (“Ведомости Верховного Совета СССР” 1939 г. № 32)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сельскохозяйственным налогом облагаются:

а) доходы личного хозяйства колхозников — членов сельскохозяйственных артелей и коммун, смешанных промысловых сельскохозяйственных артелей (промколхозов) и рыболовецких артелей, а также членов товариществ по совместной обработке земли (ТОЗ’ов);

б) доходы единоличников и других не членов колхозов, получаемые в сельской местности от полеводства, животноводства, огородничества, садоводства и других отраслей сельского хозяйства.

Статья 2. Налог исчисляется с каждого хозяйства по доходу от следующих источников:

а) от полеводства, от скота всех видов, сенокосов, огородничества, бахчеводства, табаководства, посевов технических и масличных культур, садов, ягодников, виноградников и других насаждений, пчеловодства, шелководства;

б) от некооперированных кустарно-ремесленных занятий и других неземледельческих заработков, не облагаемых подоходным налогом.

Доходы от некооперированных кустарно-ремесленных занятий и от других неземледельческих заработков, полученных в отходе, облагаются подоходным налогом.

Глава II. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЛАГАЕМОГО ДОХОДА

Статья 3. Облагаемый доход от сельскохозяйственных источников определяется по следующим средним нормам доходности:

РСФСР

УССР

БССР

Азербай­джанская ССР

Грузин­ская ССР

Армян­ская ССР

Туркмен­ская ССР

Доходность с гектара (в руб.)

Посева зерновых и других культур, кроме перечисленных ниже

Огородов и бахчей

Садов и ягодников

Доходность с головы продуктивного скота

Доходность от использования рабочего скота в своем хозяйстве

Лошади, верблюда, мула

Вола, быка, буйвола

Узбек­ская ССР

Таджик­ская ССР

Казах­ская ССР

Киргиз­ская ССР

Карело-Финская ССР

Молдав­ская ССР

Доходность с гектара (в руб.)

Посева зерновых и других культур, кроме перечисленных ниже

Огородов и бахчей

Садов и ягодников

Доходность с головы продуктивного скота

Доходность от использования рабочего скота в своем хозяйстве

Лошади, верблюда, мула

Вола, быка, буйвола

(1 марта 1941 г. — “Ведомости Верховного Совета Союза ССР” 1941 г. № 12).

Статья 4. Советы Народных Комиссаров союзных республик, исходя из средних норм доходности, установленных статьей 3 настоящего закона, имеют право устанавливать нормы по различным отраслям и культурам сельского хозяйства для отдельных районов в сторону увеличения или уменьшения в пределах до 30 процентов, в зависимости от экономических особенностей районов.

Нормы доходности с посева сельскохозяйственных культур, не указанных в статье 3, определяются Советами Народных Комиссаров союзных республик применительно к нормам доходности по сельскохозяйственным культурам, перечисленным в статье 3.

Нормы доходности от оленеводства, пчеловодства и шелководства устанавливаются Советами Народных Комиссаров союзных республик.

Статья 5. Облагаемые доходы от полеводства, огородничества, табаководства, бахчеводства, посевов технических и масличных культур, многолетних насаждений и сенокосов определяются:

а) со всей площади посева озимых и яровых культур, но не ниже площади, определенной государственным планом сева под урожай текущего года, а по культурам, для которых план сева не установлен, доход определяется с фактического посева;

б) с фактической площади садов, ягодников, виноградников и других многолетних насаждений плодоносящего возраста;

в) с фактической площади сенокосов.

Статья 6. При определении облагаемого дохода от скота и пчеловодства во всех хозяйствах по состоянию на 1 июля соответствующего года учитывается:

а) продуктивный скот: коровы, перезимовавшие овцы и козы, а также свиньи в возрасте старше шести месяцев;

б) рабочий скот: быки, волы и олени в возрасте от 2½ лет; лошади, верблюды, буйволы и мулы в возрасте от 3 лет;

в) количество рамочных и колодных ульев.

Статья 7. При определении доходов от некооперированных кустарно-ремесленных занятий и от других неземледельческих заработков, кроме облагаемых подоходным налогом, учитывается вся сумма доходов, полученных за время с 1 июля предыдущего года по 30 июня текущего года.

Глава III. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА ОТ ДОХОДОВ ЛИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА КОЛХОЗНИКОВ

Статья 8. С хозяйств колхозников, имеющих доходы от личного подсобного хозяйства: приусадебного участка земли, скота и неземледельческих заработков, сельскохозяйственный налог исчисляется с годовой суммы облагаемого дохода хозяйства (статьи 5‑7), по следующей таблице ставок:

Размер облагаемого дохода хозяйства в год

Размер налога на хозяйство

8 коп. с каждого рубля дохода

Свыше 700 до 1.000 рублей

56 руб. + 9 коп. с каждого рубля дохода свыше 700 рублей

Свыше 1.000 до 2.000 рублей

83 руб. + 11 коп. с каждого рубля дохода свыше 1.000 рублей

Свыше 2.000 до 3.000 рублей

193 руб. + 15 коп. с каждого рубля дохода свыше 2.000 рублей

Свыше 3.000 до 4.000 рублей

343 руб. + 19 коп. с каждого рубля дохода свыше 3.000 рублей

533 руб. + 24 коп. с каждого рубля дохода свыше 4.000 рублей

Доходы колхозников, получаемые от колхоза по трудодням в денежной и натуральной форме, сельскохозяйственным налогом не облагаются. [1 марта 1941 г. — “Ведомости Верховного Совета СССР” 1941 г. № 121.

Статья 9. Для хозяйства членов товариществ по совместной обработке земли (ТОЗ’ов) сумма исчисленного налога повышается на 10 процентов.

Статья 10. Хозяйства, выбывшие из колхоза, привлекаются к уплате сельскохозяйственного налога по ставкам, установленным для единоличных крестьянских хозяйств.

Если в составе колхозного двора отдельные трудоспособные члены семьи не состоят членами колхозов или выбыли из колхоза и не работают по найму, то исчисленная сумма налога с такого хозяйства повышается на 20 процентов.

Глава IV. ОБЛОЖЕНИЕ ХОЗЯЙСТВ НЕ ЧЛЕНОВ КОЛХОЗА

А. Обложение хозяйств рабочих и служащих и членов промысловых кооперативных артелей, имеющих сельское хозяйство в сельских местностях.

Статья 11. Хозяйства рабочих и служащих не членов колхоза, а также хозяйства членов промысловых кооперативных артелей, имеющих сельское хозяйство, привлекаются к уплате сельскохозяйственного налога на одинаковых основаниях с хозяйствами колхозников при условии:

а) если основной трудоспособный работник к 1 июля текущего года состоит на постоянной работе по найму или является членом промысловой кооперативной артели не менее года, а остальные трудоспособные члены семьи, кроме домашней хозяйки и учащихся, также работают по найму или состоят членами промысловой кооперативной артели;

б) если количество скота не выше норм, разрешенных Уставом сельскохозяйственной артели.

Статья 12. На одинаковых основаниях с хозяйствами колхозников облагаются хозяйства не членов колхоза, в которых основной трудоспособный работник или другой член семьи находится на службе в Красной Армии, Военно-Морском Флоте дли в пограничных и внутренних войсках, если эти хозяйства отвечают условиям статьи 11 закона.

Статья 13. Личное сельское хозяйство линейных работников железнодорожного, водного, шоссейного и грунтового транспорта, ведущееся на землях, предоставленных транспорту, привлекается к уплате сельскохозяйственного налога по ставкам колхозников, если размер земельного участка на землях транспорта не превышает норм, устанавливаемых Советом Народных Комиссаров СССР, и если в остальном они полностью отвечают условиям, указанным в статье 11 настоящего закона.

Статья 14. Работники лесной охраны, ведущие личное сельское хозяйство на территории охраняемого ими леса или на селе, где они проживают, привлекаются к уплате сельскохозяйственного налога по ставкам колхозников, если их хозяйства в лесу и на селе, не считая сенокоса, который им выделен в лесу, полностью отвечают условиям, указанным в статье 11 закона, а имеющаяся у них лошадь для служебных разъездов по охране леса не используется для получения заработка на стороне.

Статья 15. Хозяйства, которые не отвечают условиям, указанным в статьях 11‑14 настоящего закона, привлекаются к уплате сельскохозяйственного налога наравне с единоличными крестьянскими хозяйствами.

Б. Обложение единоличных крестьянских хозяйств.

Статья 16. Облагаемый доход единоличных крестьянских хозяйств определяется от сельского хозяйства и неземледельческих заработков в порядке, установленном статьями 3, 5, 6 и 7 настоящего закона.

В облагаемый доход единоличных хозяйств, кроме того, полностью включается доход от продажи сельскохозяйственных продуктов на рынке.

Статья 17. В единоличных крестьянских хозяйствах, которые к моменту проведения учета источников дохода продали имевшийся у них скот облагаемого возраста, или использовали для личных нужд, в облагаемый доход включается сумма в размере установленных норм доходности.

Статья 18. Скот, приобретенный единоличным крестьянским хозяйством после составления списков плательщиков до 1 августа текущего года, учитывается в хозяйстве дополнительно, и первоначально исчисленная сумма сельскохозяйственного налога соответственно увеличивается.

Статья 19. Исчисление сельскохозяйственного налога с единоличных крестьянских хозяйств производится по следующей таблице ставок:

Размер облагаемого дохода хозяйства в год

Размер налога на хозяйство

Свыше 700 до 1.000 рублей .

110 руб. + 18 коп. с каждого рубля дохода свыше 700 рублей

Свыше 1.000 до 2.000 рублей

164 руб. + 22 коп. с каждого рубля дохода свыше 1.000 рублей

Свыше 2.000 до 3.000 рублей .

384 руб. + 30 коп. с каждого рубля дохода свыше 2.000 рублей

Свыше 3.000 до 4.000 рублей

684 руб. + 38 коп. с каждого рубля дохода свыше 3.000 рублей

Свыше 4.000 до 5.000 рублей

1.064 руб. + 48 коп. с каждого рубля дохода свыше 4.000 рублей

1.544 руб. + 60 коп. с каждого рубля дохода свыше 5.000 рублей

[1 марта 1941 г. — “Ведомости Верховного Совета СССР” 1941 г. № 12].

Статья 20. Единоличные крестьянские хозяйства, вступившие в колхозы до первого срока уплаты сельскохозяйственного налога, облагаются по ставкам колхозников.

Хозяйствам, вступившим в колхозы после первого срока уплаты сельскохозяйственного налога, пересчет налога по ставкам колхозников производится лишь по тем срокам, которые еще не наступили ко времени вступления в колхоз.

Глава V. СРОКИ УПЛАТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА

Статья 21. Сельскохозяйственный налог уплачивается равными долями в три срока: к 1 октября, к 1 ноября и к 1 декабря.

Совнаркомы союзных республик могут приближать первый срок уплаты не более чем на один месяц.

Глава VI. ЛЬГОТЫ ПО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМУ НАЛОГУ

Статья 22. Для хозяйств колхозников и единоличников, в состав которых входят инвалиды войны и труда 1 и 2 группы инвалидности, сумма налога понижается наполовину, а при отсутствии трудоспособных эти хозяйства полностью освобождаются от налога.

Статья 23. От уплаты налога освобождаются хозяйства колхозников и единоличников, нетрудоспособных ввиду преклонного возраста (мужчины 60 лет и больше, женщины 55 лет и больше), не имеющих трудоспособных членов семьи, принимающих участие личным трудом в хозяйстве.

Статья 24. От налога освобождаются хозяйства колхозников и единоличников, сын которых или сам глава семьи находится на действительной военной службе в Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Военно-Морском Флоте или в пограничных и внутренних войсках, если в семье не осталось других трудоспособных, кроме жены военнослужащего, имеющей детей в возрасте до 8 лет.

Статья 25. Хозяйствам колхозников и единоличным хозяйствам, в составе которых при наличии одного трудоспособного члена семьи имеются двое и более детей, или при наличии двух трудоспособных членов семьи имеются трое и более детей до 12‑ти лет, предоставляется скидка с исчисленной суммы налога в размере 15 процентов.

Статья 26. Хозяйства, пострадавшие от стихийных бедствий, освобождаются полностью или частично от налога Советами Народных Комиссаров союзных республик в зависимости от размеров понесенного ущерба.

Статья 27. Не облагаются сельскохозяйственным налогом учителя, агрономы, зоотехники, землеустроители, медицинские и ветеринарные врачи и фельдшеры, акушерки, мелиораторы и техники по сельскому хозяйству, инженеры, старшие механики и директора МТС, МТМ и совхозов, а также районные руководящие работники в количестве не более 30 человек на район, по спискам, определяемым обл(край)исполкомами и СНК республик (не имеющих областного деления), если их хозяйства не имеют заданий по посевам на полевых участках и имеют в личном пользовании поголовье скота, не превышающее количества, предусмотренного Уставом сельхозартели для колхозников данного района.

Статья 28. Хозяйства членов колхозов и единоличных крестьян, переселяющихся в установленном порядке, освобождаются от налога на сроки в соответствии со специальными постановлениями Совета Народных Комиссаров СССР.

Статья 29. Хозяйства старателей золотой и платиновой промышленности, старателей предприятий по добыче и переработке олова и других редких металлов, занимающихся поисками, разведкой месторождений этих металлов, освобождаются от уплаты налога, если основным источником их дохода является заработок на старательских работах и если они объединены в старательские артели.

Указанная льгота применяется в отношении тех сроков уплаты налога, которые еще не наступили ко времени перехода на старательскую работу.

Статья 30. Освобождаются от налога хозяйства лиц, законтрактовавшихся или самозакрепившихся на срок не менее одного года на подземную работу в угольной промышленности.

При невыполнении ими указанных обязательств налог взыскивается на общих основаниях.

Статья 31. Совету Народных Комиссаров СССР предоставляется право освобождать от обложения сельскохозяйственным налогом как все население, так и отдельные категории граждан, населяющих окраины СССР.

Статья 32. Предоставить право Совету Народных Комиссаров СССР устанавливать в необходимых случаях льготы по сельскохозяйственному налогу, в целях стимулирования развития отдельных отраслей народного хозяйства.

Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА

Статья 33. За укрытие источников дохода плательщики налога привлекаются к уголовной ответственности.

Статья 34. В случаях неуплаты налога в установленные сроки в отношении недоимщиков принимаются меры взыскания:

а) за просрочку платежа взимается пеня в размере 0,2 процента за каждый день просрочки;

б) по истечении срока уплаты налога составляется опись имущества недоимщика и дело о неуплате налога передается в народный суд, по решению которого производится изъятие имущества неплательщика в количестве, необходимом для погашения недоимок;

в) при наличии неоднократных случаев неплатежа налога недоимщики привлекаются к уголовной ответственности.

Статья 35. Подача заявлений и жалоб не приостанавливает взыскания налога.

В тех случаях, когда вынесено решение в пользу плательщика, неправильно взысканные суммы и изъятое имущество должны быть возмещены в 10‑дневный срок. В случае невозможности возвратить имущество вследствие его продажи, должна быть возмещена его стоимость в размере сумм, фактически вырученных от реализации.

Как известно, после смерти Сталина власть пересмотрела свою аграрную политику. А это потребовало и изменения законодательства о колхозах. Собственно, межведомственная комиссия по редактированию отдельных положений Примерного устава сельскохозяйственной артели была создана еще при жизни вождя 1 . Констатировав "необходимость внесения ряда поправок и дополнений" в устав "в связи с происшедшими за 17 лет изменениями в экономике колхозов", 22 июля 1952 г. она представила в Бюро Президиума Совета Министров СССР проект нового "Примерного устава". Как явствует из него, "наверху" считали, что большие приусадебные хозяйства "отвлекают колхозников от участия в общественных работах". Поэтому было предложено уменьшить размеры участков, находящихся в личном пользовании колхозников, а также численность поголовья скота в тех районах, где колхозникам разрешалось иметь большее количество животины 2 . Показательны замечания к проекту, изложенные в записке от 28 апреля 1952 г. будущим лидером страны, а тогда главой парторганизации Москвы и Московской области Н.С. Хрущевым. Необходимо, проходило в них красной нитью, укрепить трудовую дисциплину в общественном хозяйстве. А поэтому колхозники, не вырабатывающие минимума трудодней, а также "потерявшие связь с артелью", должны выбывать из колхоза, теряя право на пользование приусадебным участком, колхозными выгонами, пастбищами для личного скота и т.п. 3


Впрочем, подготовленный комиссией проект Примерного устава остался на бумаге и пересмотр колхозного законодательства был осуществлен уже в годы лидерства Хрущева. Выступая в марте 1955 г. на совещании работников сельского хозяйства областей юго-востока страны, первый секретарь ЦК КПСС прямо указал, что "колхозный Устав давно устарел, его надо пересмотреть" 4 . И 6 марта 1956 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управлении делами артели". Особый акцент там был сделан на установлении размеров приусадебного землепользования (в зависимости от степени участия в общественном хозяйстве) и количества скота, находящегося в личной собственности колхозного двора. Рекомендовалось исходить здесь из того, что семьи, где есть трудоспособные колхозники, не работающие или недостаточно работающие в колхозе, должны иметь меньше приусадебной земли, чем семьи "добросовестно работающих в колхозе" 5 .

Сказано - сделано. Согласно Примерному уставу сельхозартели 1935 г. площадь личного подсобного хозяйства колхозников должна была составлять 0,25 - 0,5 га (в отдельных районах до 1 га). Теперь же типичной картиной стало то, что постановили на общем собрании колхоза "Верный путь" Ленинского района Московской области 18 мая 1956 г. А именно: площадь приусадебных хозяйств должна составлять 0,1 - 0,25 га "в зависимости от степени трудового участия трудоспособных членов семьи в общем хозяйстве артели", а дворам, которые "потеряли трудовую связь" с колхозом, приусадебной земли вообще не полагается. Только площадь, занятая постройками. Хозяйства престарелых колхозников, не имевшие трудоспособных, не должны были превышать 0,15 га. Правление колхоза могло "в любое время года убавить приусадебный участок в соответствии с установленными нормативами" 6 .

Общее собрание колхоза "Большевик" (того же района) от 25 апреля 1956 г. дифференцировало размеры приусадебных участков еще сильнее. Добросовестным колхозникам полагалось 0,25 га (максимум 0,3 га). Дворам престарелых, инвалидов войны и труда, где имелись трудоспособные члены семьи, работающие на производстве (либо два и больше "лодырей", не вырабатывающих минимум трудодней), не более 0,15 га. А дворам, "в составе которых никто не занимался общественно полезным трудом", минимальные наделы в 0,05 га. В отношении последних предусматривались и лишение надела на один год, и исключение из артели со всеми вытекающими отсюда последствиями (потеря разного рода льгот и "обрезание по угол" двора) 7 .

Фото: George Grantham Bain collection

Подчеркнем, что такого рода поправки были одобрены в докладной записке министра сельского хозяйства РСФСР П.И. Морозова о практике применения постановления 6 марта 8 . А в колхозах Кировской, Пензенской, Рязанской, Костромской и ряда других областей "обрезали по угол" усадьбы не только "уклонистов", но и престарелых, не способных к труду колхозников, как не выполнявших установленный для них новый, непомерно высокий минимум выработки трудодней[9].

По нашим подсчетам, в одном только Подмосковье за год (в 1956 - 1957 гг.) размеры приусадебных хозяйств уменьшились без малого на одну десятую (на 4400 га) 10 . А в целом по стране более чем на 8% (с 6 926 000 до 6 348 500 га) 11 .

Пересмотр размеров приусадебных наделов "нерадивых" колхозников партийно-государственные верхи стали рассматривать как мощный стимул для работы селян в общественном хозяйстве. Однако в реальности эффект от этого оказался краткосрочным. Так, начальник организационно-колхозного отдела Московского областного управления сельского хозяйства рапортовал в Минсельхоз РСФСР, что "за весну и лето 1956 г. в колхозы Московской области вступило более 10 тыс. человек" 12 . Однако по данным годовых отчетов колхозов области за 1957 г., на 3400 принятых в члены артели пришлось 2200 исключенных 13 . Подобные тенденции были характерны и для РСФСР в целом 14 .

Произошедшие в конце 1950х крупномасштабные изменения в российской деревне - отмена для личных подсобных хозяйств колхозников обязательных поставок сельхозпродукции государству, установление нового порядка заготовок продукции, продажа техники МТС колхозам - потребовали внести более основательные изменения в устав сельхозартели 1935 г. Февральский (1958 г.) пленум ЦК КПСС принял решение созвать III всесоюзный съезд колхозников "для рассмотрения назревших вопросов колхозного строительства" и, в частности, для издания нового Примерного устава сельскохозяйственной артели 15 . В октябре 1958-го в ЦК КПСС поступила информсводка главного редактора газеты "Сельское хозяйство", отразившая настроения колхозников в связи с предстоящим съездом. Но из конъюнктурных соображений там были процитированы лишь высказывания, созвучные правительственным планам. "Окрепла экономика колхозов, - утверждал, например, член колхоза "Новая жизнь" Горьковской области Н. Смирнов, - зачем иметь приусадебный участок до 0,75 га и больше?" "Оставить на двор земли 0,10 га и не более 0,15 га", - призывал другой "сознательный" колхозник. Подобное искажение реальной картины, фальсифицирование общего смысла крестьянских предложений, подбор тенденциозных формулировок, безусловно, не способствовали либерализации государственной политики в области землепользования, лишний раз убеждая власть в необходимости урезания приусадебных наделов. Единичные реплики, содержащие здравую аргументацию "разумного регулирования обеспечения землей, выпасами", не могли оказать заметного влияния на позицию руководства 16 .

Фото: Ольга Кисляк

О необходимости серьезных мер по упорядочению колхозного законодательства говорили и участники январского (1961 г.) Пленума ЦК КПСС: "Назрела необходимость созвать съезд колхозников, на котором обсудить вопрос об Уставе сельскохозяйственной артели, решить вопрос о приусадебных участках, выработать ряд мер, которые бы подняли заинтересованность членов артели в развитии общественного хозяйства. У нас [. ] много расточительства, много лодырей, которые плохо работают" 17 .

К работе над проектом нового основного закона колхозной жизни подключились и юристы. В ведущем теоретическом издании советской правовой науки - журнале "Советское государство и право" - появилась статья профессора Г.А. Аксененка "О необходимости нового примерного устава сельскохозяйственной артели" 18 . Материалы обсуждения проекта устава в Киевском университете опубликовал журнал Ленинградского университета "Правоведение". Из них следовало, что киевляне горячо одобряют идею ограничить размеры личного подсобного хозяйства колхозников 0,25 га 19 .

К весне 1961 г. разработка основных положений проекта была завершена, и 6 апреля Президиум ЦК КПСС принял постановление "О Примерном Уставе сельскохозяйственной артели". Дальнейшая доработка документа с внесением поправок и дополнений осуществлялась правительствами союзных республик. 9 мая 1961 г. Бюро ЦК КПСС по РСФСР приняло постановление о подготовке в трехмесячный срок проекта нового Устава сельхозартели, и в сентябре этот проект был рассмотрен на заседании Президиума Совета Министров РСФСР 20 .

В соответствии с позицией верховного руководства разработчики проекта (более ста специалистов из разных министерств и ведомств, научных работников и председателей колхозов) решили, что колхозному двору достаточно иметь от 0,15 до 0,3 га приусадебной земли. Конкретный размер надела устанавливался общим собранием членов колхоза (либо уполномоченных) с учетом участия трудоспособных членов двора в колхозном производстве. По решению собрания колхозников размер участка мог быть урезан, если трудоспособные члены двора "не участвуют в общественно полезном труде" или "работают плохо". Снижены были и нормы содержания личного скота 21 .

Фото: Министерство культуры Омской области

Поправки многочисленных служб и ведомств (ЦСУ, органов прокуратуры, исполкомов Советов) нашли отражение во втором варианте проекта 22 . В этой связи интересны предложения, высказанные московским партруководством. В вопросе о размерах приусадебного землепользования оно заняло наиболее жесткую позицию, предлагая исходить из нормы 0,1 - 0,25 га, а у хозяйств, трудоспособные члены которых ушли на производство, уменьшать надел до 0,1 - 0,15 га или вообще изымать. Идею свободного ухода из артели в промышленность (провоцирующую "большой отлив деревенского населения") председатель Мособлисполкома В.И. Конотоп посчитал "правильной, но несвоевременной" и предложил разрешать такое "отходничество" исключительно общим собранием колхозников. Дети колхозников, достигшие 16-летнего возраста, должны были, по его мнению, автоматически зачисляться в члены колхоза, а "абзац о выходе из колхоза" следовало из проекта устава исключить 23 .

Впрочем, республиканские разработки "легли в стол". "Видимо", пояснял, выступая 22 декабря 1961 г. перед работниками сельского хозяйства Украинской ССР Н.С. Хрущев, "нам потребуется еще какое-то время, так как надо разработать и принять новую Конституцию СССР, которая отражала бы современный этап развития нашего государства и увязывалась бы с Программой партии. А затем надо принять и новый колхозный устав" 24 . В апреле 1962 г. в соответствии с решениями XXII съезда КПСС была образована комиссия (во главе с Хрущевым) по разработке проекта новой конституции, проработавшая более двух лет, до отставки реформатора 25 . ЦК компартий и Совминам союзных республик 12 апреля 1962 г. разослали сообщение о том, что "в соответствии с имеющимися указаниями новый примерный Устав сельхозартели будет рассмотрен после принятия новой Конституции СССР" 26 .

Реально он был принят лишь в 1969 г., уже при Л.И. Брежневе, и подтвердил, что личное подсобное хозяйство колхозников не должно превышать 0,5 га 27 . Но на местах работа над проектом нового устава сопровождалась пересмотром размеров личных подсобных хозяйств еще и при Хрущеве 28 . На общих собраниях колхозников уставы сельхозартелей в очередной раз дополнялись пунктом о приведении размеров приусадебных участков в соответствие с участием членов двора в общественном производстве 29 . В 1963м приняли меры и по "серьезным нарушениям законности в области колхозного и совхозного землепользования", выявленным прокурорскими проверками 30 . О фактах "разбазаривания общественного земельного фонда" путем самовольного расширения личных подсобных хозяйств в июне 1963 г. в Совмин РСФСР докладывал и замминистра производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов РСФСР В.П. Мыларщиков. "Излишки" земельной площади, отмечал он, ведут к снижению участия сельских жителей в трудовой деятельности, "к работе для виду" 31 .

Ту же линию гнули и местные партийные органы. Например, Владимирский сельский облисполком, разбирая в 1963 г. жалобы крестьян на урезание приусадебных участков, подчеркивал, что подобные действия местного руководства продиктованы "необходимостью предотвращения ухода из совхозов и колхозов рабочей силы в промышленность" и "обеспечения участия населения хотя бы в напряженные периоды работ (сенокос, уборка урожая)". Ведь, по данным облисполкома, в ряде районов (прежде всего на западе области, т.е. ближе к Москве) от 66 до 88% колхозников только числились в колхозах по учетным документам, а на практике постоянно работали в промышленности. Желая пресечь "самовольные отлучки", правления колхозов широко применяли незаконное сокращение размеров приусадебных участков. В ряде случаев наделы уменьшались и престарелым колхозникам, дети которых проживали вне колхоза 32 .

В ноябре - декабре 1963 г. власть взяла курс на "предотвращение нарушений законодательства в колхозном секторе", инициированный постановлением Совета Министров РСФСР N 898 от 24 июля 1963 г. Это привело к очередному сокращению обеспеченности крестьян землей. Выборочные обмеры обнаружили у 71 235 крестьянских хозяйств РСФСР земельные "излишки" общей площадью 4671 га, которые и были незамедлительно изъяты в "общественный земельный фонд" 33 . В Московской области провели "сплошные" обмеры приусадебных участков, в ходе которых обнаружили самовольные прирезки земли в Ступинском, Волоколамском, Люберецком, Егорьевском и других районах. За это дворам установили надбавку к сельхозналогу 34 .

В результате предпринятых в 1963м правительством РСФСР ограничительных мер площадь приусадебных участков колхозников, рабочих и служащих сократилась на 460 000 га (в том числе у колхозников и рабочих совхозов - на 288 000 га) 35 . В 1964 г. средняя величина приусадебного участка в РСФСР оказалась на 12% ниже, чем в 1958-м 36 (в Подмосковье - на 23%).


Позитивные перемены в приусадебном землепользовании колхозников в период "оттепели" очевидны. Однако оборотной стороной аграрной либерализации стала жесткая регламентация размеров приусадебного хозяйства. Освободив крестьянина от тотального контроля со стороны государства, руководство страны осталось на позициях безусловной приоритетности общественного производства в аграрном секторе. Несмотря на очевидную необходимость личных подсобных хозяйств (за счет которых удовлетворялась значительная часть потребности страны в продовольствии), во второй половине 1950-х начался поворот к лишенному здравого смысла курсу на ущемление индивидуального сектора сельской экономики.

Целина. Школьники помогают колхозу. 1955 г. / Архив журнала Родина

Примечания
1 В ее состав вошли, в частности, заместитель председателя Совета Министров СССР А.А. Андреев, министр сельского хозяйства И.А. Бенедиктов и министр финансов А.Г. Зверев (ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 90. Д. 791. Л. 68).
2 ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 90. Д. 791. Л. 66.
3 Там же. Л. 78-81.
4 Никита Сергеевич Хрущев. Два цвета времени. Документы из личного фонда Н.С. Хрущева. Т. 2. М., 2009. С. 66.
5 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 8. М., 1985. С. 95.
6 Центральный государственный архив Московской области. Ф. 7250. Оп. 1. Д. 746. Л. 16-18.
7 Там же. Л. 5-10.
8 ГАРФ. Ф. 310. Оп. 1. Д. 6623. Л. 87-88.
9 См., напр.: Там же. Д. 1355. Л. 190-194; Д. 6623. Л. 89-94.
10 Подсчитано по: Там же. Оп. 14. Д. 331. Л. 16, 85; Д. 403. Л. 14, 39.
11 Там же. Ф. 5446. Оп. 92. Д. 481. Л. 4.
12 Там же. Ф. 310. Оп. 1. Д. 6624. Л. 32.
13 Там же. Д. 6800. Л. 2 об.
14 Подробнее см.: Вербицкая О.М. Российское крестьянство: от Сталина к Хрущеву. Середина 40-х - начало 60-х годов. М., 1992. С. 92.
15 КПСС в резолюциях и решениях. Т. 8. С. 234.
16 Подробнее см.: РГАНИ. Ф. 5. Оп. 45. Д. 22. Л. 69-76.
17 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 507. Л. 128.
18 Подробнее см.: Аксененок Г.А. О необходимости нового примерного устава сельскохозяйственной артели // Советское государство и право. 1961. N 1. С. 47-55.
19 Обсуждение проекта примерного устава сельскохозяйственной артели // Правоведение. Известия высших учебных заведений. 1961. N 1. С. 187.
20 ГАРФ. Ф. 259. Оп. 45. Д. 1665. Л. 64.
21 Там же. Л. 9-14.
22 Там же. Л. 105.
23 Там же. Л. 44, 51, 73.
24 Хрущев Н.С. Строительство коммунизма в СССР и развитие сельского хозяйства. Т. 6. (Октябрь 1961 года - март 1962 года). М., 1963. С. 289.
25 Подробнее см.: Данилов А.А., Пыжиков А.В. Неизвестный конституционный проект (о разработке основного закона страны в 1962-1964 гг.) // Государство и право. 2002. N 1. С. 84-89.
26 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 45. Д. 293. Л. 1.
27 Мазур Л.Н. Приусадебное землепользование колхозников, работников совхозов и горожан в 1930-1980-е годы (по материалам Урала) // Землевладение и землепользование в России (социально-правовые аспекты). Материалы XXVIII сессии Симпозиума по аграрной истории Восточной Европы. Калуга, 2003. С. 375.
28 См., напр.: РГАНИ. Ф. 5. Оп. 45. Д. 293. Л. 181.
29 ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 96. Д. 853. Л. 69; Ф. 616. Оп. 1. Д. 13. Л. 239.
30 В мае 1963 г. Президиум Совета Министров СССР обсудил соответствующую записку Генерального прокурора Р.А. Руденко (ГАРФ. Ф. 259. Оп. 45. Д. 318. Л. 124).
31 ГАРФ. Ф. 259. Оп. 45. Д. 318. Л. 112-117.
32 Там же. Д. 339. Л. 79-82.
33 Там же. Л. 18.
34 Там же. Д. 318. Л. 1, 12-13.
35 РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 10. Д. 4478. Л. 8.
36 ГАРФ. Ф. 259. Оп. 45. Д. 3144. Л. 98.

Читайте также: