Сущность налога курсовая работа

Опубликовано: 02.05.2024

Налоги – это основной элемент всех экономических отношений с момента возникновения государства. Различные изменения форм государственного управления всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Благодаря налогам определяются отношения между предпринимателями, также, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками и с вышестоящими организациями. При помощи налогов также может регулироваться внешнеэкономическая деятельность, которая включает в себя привлечение иностранных инвестиций, формирует хозрасчетный доход и прибыль организации. Кроме того, налоговый механизм используют для экономических действий государства на общественное производство, его структуру и на состояние научно-технического прогресса. Поэтому налоги приобретают значимую роль в ходе государственной деятельности.

Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области экономики, и касается изучения налогов и их основных элементов. Налоги – это основной элемент всех экономических отношений с момента возникновения государства. Различные изменения форм государственного управления всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Благодаря налогам определяются отношения между предпринимателями, также, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками и с вышестоящими организациями.

Исследуемая тема актуальна, так как задача каждого государства заключается в том, чтобы удовлетворить коллективные потребности общества. К примеру, к таким потребностям относят оборону, поддержание общественного порядка, содержание государственного аппарата и многое другое, – благоустройство, услуги ЖКХ, транспорта, здравоохранения, образования, культуры, искусства и спорта. Чтобы удовлетворить данные потребности собираются налоги. Налоги в целом и их учет имеют огромное значение для государственной и управленческой деятельности. Налоги могут рассматриваться как политическая, экономическая и правовая категория.

С точки зрения политики налоги представляют собой один из способов участия граждан в делах государства. Одновременно в современных условиях от качества проводимой государством налоговой политики зависят эффективность и успешность управления экономикой в рыночных условиях

Помимо актуальности темы, стоит рассмотреть также цель исследования. Целью данной курсовой работы является изучение значимости налогов и их видов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть вопросы, которые касаются теоретической части налогов. Такие, например, как: что такое налог и каким образом складывается государственный бюджет благодаря налогам
  2. Определить структуру налогов, их функции.
  3. Выявить особенности установление налогов.
  4. Рассмотреть элементы налога.

В роли объекта исследования выступает налоговая система страны. Предметом являются налоги их разновидности.

Теоретико-методологической базой данной работы являются работы отечественной и зарубежных экономистов, посвященные рассматриваемой теме, учебно-методическая литература, а также разнообразные информационные ресурсы, которые затрагивают данную тему.

Цели и задачи данной курсовой работы предопределили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

1. Теоретические основы категории «Налог»

1.1 Сущность и функции налога

Налоги считаются одним из древнейших экономических инструментов в обществе. Они появились наравне с возникновением государства, и использовались им как источник для содержания государственной власти.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который принудительно взимаемается органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц с целью финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги нужно отличать от сборов и пошлин, взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность всех установленных налогов, их принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему страны.

В Российской Федерации различают налоги трех типов: федеральные, региональные и местные.

Список налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ[1].

Органы государственной власти не имеют права вводить какие-либо дополнительные налоги или же обязательные отчисления, а также повышать ставки, которые не предусмотрены законодательством РФ.

Понятие налога включает в себя некоторые элементы:

  1. Объект налога - то есть, это доходы либо стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, различные операции с ценными бумагами, пользование ресурсами, имущество юридических и физических лиц, которые устанавливают законодательные акты.
  2. Субъект налога - это налогоплательщики, то есть физические или юридические лица;
  3. Источник - доход, из которого и выплачивается налог;
  4. Ставка налога – это размер налога с единицы объекта налога;
  5. налоговая льгота – это может быть полное или частичное освобождение плательщиков от налогов.

В развитии видов налога и способов их взимания можно выделить три больших этапа[2]:

От древнего мира до начала средних веков у государств отсутствовал какой-либо финансовый аппарат, поэтому не могли определить в каком размере и какие налоги необходимо собрать, чтобы обеспечить нормальную жизнь людей. А могли определить только общую сумму, которую желательно было получить. Процесс сбора налогов был возложен на общину. Это начальный этап в развитии налогов и их взимания.

На втором этапе конец 19- начало 20 годов. Теперь процесс сбора налогов берет на себя само государство. Начинают создаваться разнообразные государственные учреждения. Разрабатываются новые способы взимания налогов, устанавливается квота обложения. В целом сбор налогов загоняют в определенные рамки.

И, наконец, на последнем третьем, современном, этап - государство отвечает за абсолютно все функции установления и взимания налогов. Органы власти на региональном и местном уровнях играют роль неких помощников государства, имея степени самостоятельности.

Как экономическому рычагу, налогам присваивают значение с помощью которого государство может воздействовать на рыночную экономику. При условиях рыночной экономики государство использует налоговую политику в качестве определенного регулирующего элемента на негативные явления рынка. Сами налоги, как и вся налоговая система, в целом, являются сильным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Изначально форма проявления сущности налогов – это вносимые гражданами денежные средства на финансирование расходов публичной власти. Сейчас налоги, на минимальном уровне определяются, как сумма, которая расходовалась на выполнение государством основных функций. В число таких функций входят: расходы на государственное управление, оборону, охрану порядка и суды. Расширение функциональной нагрузки государства требовало непосредственно увеличение налогов.

На современном этапе развития налогов они выступают в качестве важного источника доходов бюджетной системы, при этом доля доходов от налогов в некоторых странах может составлять даже 90 процентов от общей уплаченной суммы.

Российское налоговое законодательство дает полное и четкое определение налога. Налог - это платеж обязательного индивидуально безвозмездного характера, который взимаемается с юридических и физических лиц в виде отчуждения их денежных средств с целью финансирования нужд государственного и муниципального управления[3].

Сущность налогов, в основном, раскрывается через выполняемые ими функции. К таким функциям можно отнести[4]:

  • Фискальная функция налогообложения — это основная функция налогообложения. Основной эта функция стала исторически: налоги являются составляющей доходов бюджета государства. Реализация данной функции осуществляется благодаря налогового контроля и налоговых санкций, обеспечивающих максимальную собираемость установленных налогов и создающих препятствия к уклонению от уплаты налогов. По-другому, это, так называемый, сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов.

Все остальные функции налогообложения берут свое начало в основной фискальной функции.

  • Распределительная или социальная функция налогообложения - она состоит в перераспределении общественных доходов, то есть, происходит передача средств в пользу незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения.
  • Регулирующая функция налогообложения — эта функция направлена на решение налоговых механизмов экономической политики государства. В рамках этой функции выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
  • Стимулирующая подфункция налогообложения –эта функция направлена на поддержание экономических процессов. Она реализуется через систему льгот. Нынешняя система представляет собой широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. п.
  • Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития разнообразных экономических процессов.
  • Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление ресурсов, которые были использованы. Эту подфункцию выполняют отчисления денежных средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
  • Контрольная функция налогообложения позволяет государству вести учет за поступлениями в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину.

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Размер налоговых ставок, порядок уплаты налогов, существующие льготы и скидки по налогам создают дифференцированные условия для капиталовложений, приобретения недвижимости, инвестиций в основные производственные фонды, покупки ценных бумаг и других операций.

Целью данной курсовой работы является выявление сущности и функций налогов, характеристика их основных видов.

Содержание

Глава 1. Система налогообложения …………………………………. 3

1.1. Сущность и функции налогов……………………………………….3

Работа содержит 1 файл

налоги4.doc

Федеральное агентство по образованию РФ

Российский государственный торгово –экономический университет

Омский институт

Курсовая работа

по дисциплине « Экономическая теория »

Налоги: сущность, виды, функции

Глава 1. Система налогообложения …………………………………. 3

1.1. Сущность и функции налогов……………………………………….3

Посредством налогообложения изымаются финансовые средства предприятий и граждан в бюджет государства и регулируются условия производства и реализации товаров и услуг. Размер налоговых ставок, порядок уплаты налогов, существующие льготы и скидки по налогам создают дифференцированные условия для капиталовложений, приобретения недвижимости, инвестиций в основные производственные фонды, покупки ценных бумаг и других операций.

Целью данной курсовой работы является выявление сущности и функций налогов, характеристика их основных видов.

Глава 1. Система налогообложения.

    1. Сущность и функции налогов.

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить себе его природу, функции, значение для народного хозяйства.

Налог – обязательный взнос юридических и физических лиц в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и на условиях определяемых законодательством.

Отдельный налог характеризуется набором типовых признаков, определяющих роль налога в экономическом механизме государства, правила расчёта и сбора налога. Всю совокупность типовых признаков налога можно разделить на три группы:

  • Целевые признаки;
  • Организационные;
  • Системные;

Целевыми признаками являются:

  1. Поддерживаемые органы управления;
  2. Целевое назначение налога (состав расходов, покрываемых налоговым

  1. Целевое назначение представленных льгот (область вложения средств,

оставленных у налогоплательщика);

Организационными признаками налога являются:

  1. Объект налога – то, что облагается налогом (доход, имущество и т. п.);
  2. Источник выплаты налога – фонд или средства, из которых

уплачивается налог (текущий доход, кредит и т. п.);

  1. База налога – сумма, с которой взимается налог;
  2. Ставка (шкала вставок) налога – размер налога на единицу обложения;
  3. Субъект налогообложения – лицо, обязанное по закону платить налог;

Системные признаки налога позволяют дать характеристику его места в общем процессе финансовых потоков:

  1. Доля налога в бюджетных поступлениях;
  2. Доля налога в общем налоговом давлении на налогоплательщика;
  3. Степень удовлетворения налогом финансовых потребностей сферы

своего назначения;

  1. Степень собираемости налога;
  2. Экономические последствия предоставленных льгот по налогу

(убытки, будущие доходы);

  1. Расходы на сбор налога;

Структура налога.

Каждый налог содержит следующие элементы:

Субъект налога или налогоплательщик – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

Носитель налога – физическое или юридическое лицо, которое в конечном счёте несёт издержки и ущерб по уплате налога.

Субъект налога или плательщик не всегда являются действительным его носителем, поскольку иногда налог перекладывается на других лиц, например, облагая таможенной пошлиной какой либо товар, понятно что он будет переложен на потребителей путём надбавки к цене. Если субъект налога может переложить свой налог на другого то он уже не носитель налога.

Сфера действия налога – совокупность носителей налога, на которых в конечном счёте ложится его бремя.

Объект налога – предмет, подлежащий обложению (доход, товары, имущество). Часто и само название налога вытекает из объекта, например, поземельный, подоходный, и др…

Источник налога – доход субъекта (заработная плата, процент, рента) из которого выплачивается налог. По некоторым налогам объект и источник совпадают.

Масштаб налогообложения – единица, которая кладётся в основу измерения налога; в промысловом налоге масштабом может быть оборот предприятия или его прибыль, или его капитал, или количество рабочих и станков, или величина помещения, или плата за него и т. д.

Единица обложения- единица измерения объекта (по подоходному налогу – денежная единица страны, по земельному налогу – гектар, акр и т. д.).

Разница между масштабом и единицей обложения заключается в том, что в масштабе единица обложения берётся как принцип, единица обложения берётся как мера.

Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения; выраженная в процентах она носит название квоты.

В зависимости от построения налогов различают твёрдые и долевые ставки.

Твёрдые ставки устанавливаются в сумме на единицу объекта. Долевые ставки выражаются в определённых долях объекта обложения.

Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

Налоговый порог – расчётная величина налогового оклада к доходам. Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки вычеты и др.). Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум (безналоговая зона) – часть объекта, полностью освобождённая от налога.

Наличие субъекта налогообложения (личная налоговая повинность), предмета налогообложения (материальная налоговая повинность) и ставки налогообложения задают схему обложения налогом.

Способы взимания налогов.

В налоговой практике существует три способа взимания налогов.

Первый способ – кадастровый – предлагает использование кадастра.

Кадастр это реестр, который содержит перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся: при поземельном налоге – размер участка, количество скота, удалённость от транспортных путей рынка; при домовом – количество окон, дверей, труб, характер постройки; при промысловом - численность рабочих, количество станков и т. д.

Средняя доходность объекта, базирующаяся на этих признаках, значительно отклоняется от действительной. Существуют поземельный, по домовой, промысловый кадастры. Данный способ имеет в значительной мере исторический характер. Он применяется при слабом развитии налогового аппарата.

При втором способе налог удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога(у источника дохода). Таким путём выплачивается налог с заработной платы. Налог удерживается посредником – сборщиком до получения дохода субъектом, что снижает возможность уклонения его от уплаты налога.

Третий способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, то есть официального заявления о получаемых им доходах.

Функции налогов.

Функции налогов – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

Важнейшей функцией налогов является регулирующая функция. Государственное регулирование в условиях рыночной экономики осуществляется в двух направлениях:

  • Регулирование торгово – денежных отношений, то есть государство

выпускает законы, нормативные акты, определяющие взаимоотношения действующих на рынке лиц – данное направление регулирования с налогами не связано;

  • Финансово – экономические методы воздействия государства на

интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном направлении. В условиях рынка сводятся к минимуму административные методы управления и остается система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью.

Таким образом, рыночная экономика регулируется финансово – экономическими методами, путём применения отлаженной системы налогообложения, маневрируя процентными ставками, ссудным капиталом и т. д. Центральное место в этих методах занимают налоги.

Государственное регулирование с помощью налогов осуществляется через:

  • Изменение системы налогообложения;
    • Изменение налоговых ставок;
    • Предоставление налоговых льгот;

Налогообложение должно не угнетать а стимулировать производство. Маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт условия для ускоренного развития определенных отраслей.

Изменяя налоговые ставки государство создаёт дополнительные стимулы для отдельных элементов финансовых потоков и потоков товаров.

Государственное налоговое регулирование возможно на двух уровнях.

Верхний – это регулирование, реализуемое за счёт разницы налогов. Введение разных ставок на долгосрочный и краткосрочный кредит, регулирование курса валюты, разных обязательств и резервов для этих видов кредитов оказываются регуляторами для потоков вкладываемых капиталов.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В усло¬виях рыночных отношений, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

Содержание работы

Глава 1. Сущность налогообложения
1.1 Теория развития налогообложения……………………………………………..4
1.2 Принципы налогообложения.…………………………………………………. 5
1.3 Основные элементы налогообложения…. ………………. ………….…. 8

Глава 2. Сущность и виды налогов
2.1 Основные функции налогов..………………………………………………….13
2.2 Основные налоги Российской Федерации ……. ………………………. …..14

Глава 3. Система налогообложения в России
3.1 Некоторые особенности налогообложения в России………………………. 19
3.2 Проблемы налогообложения в России…………………………………..……20

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

Министерство образования Сахалинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
"Сахалинский промышленно-экономический техникум"

по дисциплине: Налоговое право

Бернацкая Алёна Александровна

студентка очной формы

обучения, гр. ОЮ-1001,

Ли Владислав Инминович,

Глава 1. Сущность налогообложения

1.1 Теория развития налогообложения……………………………………… ……..4

1.2 Принципы налогообложения.…………………………………… ……………. 5

1.3 Основные элементы налогообложения…. ………………. …… …….…. 8

Глава 2. Сущность и виды налогов

2.1 Основные функции налогов..…………………………………………………. 13

2.2 Основные налоги Российской Федерации ……. ………………………. …..14

Глава 3. Система налогообложения в России

3.1 Некоторые особенности налогообложения в России……………… ………. 19

3.2 Проблемы налогообложения в России…………………………………..……20

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями, регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия, государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций и другое.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость" и другие.

Цель курсовой работы - сформулировать теоретические основы налогообложения и налоговой политики, функционирования механизма налогообложения. На основании цели в работе поставлены следующие задачи: рассмотреть теорию развития налогообложения, а также выделить основные элементы и принципы налогообложения. Объектом исследования выступают налоги и налогообложение.

Глава 1. Сущность налогообложения

1.1 Теория развития налогообложения

Исторически возникновение налогообложения относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общесвенно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налогов изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

Возникновение и существование налогов обусло влено необходимостью удовлетворять коллективные (общественные) потребности граждан. Налогообложение, по сути, представляет собой процесс обобществления части индивидуальных доходов (имуществ) для обеспечения совместного существования их владельцев и последующего коллективного потребления в виде общественных благ. Для того чтобы общество могло пользоваться такими благами и услугами, не допуская при этом дефицитного выделения ресурсов, государство берет на себя их производство и финансирует его за счет налогов.

Кроме того, посредством налогов государство может вернуть производство и потребление каких-либо товаров к оптимальному уровню, то есть такому, который может быть достигнут рынком при отсутствии так называемых «внешних» эффектов - не отраженных в цене товара издержек или выгод его производства (потребления) для третьих лиц, не являющихся в данном случае покупателями или продавцами. К внешним издержкам относится, например, загрязнение окружающей среды, а к внешним выгодам - диспансеризация населения (прививки и т. п.).

Исторически наиболее ранними формами налогов были жертвоприношения и дань с побежденных. Первоначально налоги носили временный характер и лишь в эпоху Нового времени стали постоянным источником государственных доходов.

“В развитии налогообложения принято выделять 3 основных этапа:

Первый - от древнего мира до конца средних веков. На этом этапе государство определяет общую сумму средств, которую оно хочет получить с населения, а сбор ее поручает городу или общине. Между государством и налогоплательщиками, как правило, стоят посредники-откупщики.

Второй - XVI - начало XIX в. (эпоха первоначального накопления капитала). Создается сеть государственных финансовых учреждений, государство устанавливает квоты и наблюдает за сбором налогов, но роль откупщиков еще достаточно велика.

Третий - современный этап - с первой трети XIX в. до настоящего времени. Все функции установления и сбора налогов берет на себя государство, между налогоплательщиками и государством не существует посредников”[8, с. 23].

1.2 Принципы налогообложения

“Налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей”[2, с. 12].

Система налогообложения формируется в соответствии с определенными принципами.

“Рассмотрим вначале так называемые базовые, основополагающие принципы налогообложения. Начнем с четырех главных принципов, которым должны удовлетворять любые современные формы налога:

1) Принцип равномерности требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно тем доходам, которые они получают под покровительством этого правительства. Данное правило называют еще принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения;

2) Принцип определенности гласит, что точные суммы, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщику;

3) Принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика;

4) Принцип экономности означает необходимость сокращения издержек взимания налогов расходы по сбору налогов должны быть минимальны”[1, с. 45].

Кроме этих классических принципов, со временем сложился комплекс требований (принципов),предъявляемых как со стороны государства, так и со стороны плательщиков:

1) Все должны уплачивать законно установленные налоги. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2) Налоги не должны иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

3) Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством Российской Федерации.

4)Налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

5) Налоги на должны нарушать единого экономического пространства Российской Федерации, т.е не должны взиматься налоги за провоз багажа и финансовых ресурсов. и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

6) Федеральные налоги устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ.

7) Налоги субъектов РФ, местные налоги устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ.

8) При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

9) Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

10) Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

1.3 Основные элементы налогообложения

Элементы налогообложения отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки. Характеристика элементов налога используется в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование.

“Элементы налогообложения можно подразделить на существенные и факультативные. Существенными элементами считаются такие, без полного установления и определения которых налог не может считаться установленным. К факультативным относят такие элементы, которые хотя и не влияют на наличие обязанности уплачивать налог, однако повышают гарантии его уплаты, делают закон более гибким по отношению к различным категориям налогоплательщиков”[6, с. 68].

К существенным элементам закона о налоге относят:

1.Субъект налогообложения (налогоплательщик).

Согласно статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством России (российские организации), а также иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

Обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Физические лица – граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Физическое или юридическое лицо считается налоговым резидентом, если оно проживает на территории России не менее 183 дней в календарном году или живет на территории страны постоянно.

  1. Юридическое лицо, действующее в данной стране, но зарегистрированное как субъект хозяйствования в другой.
  2. Физическое лицо, действующее в одной стране, но постоянно проживающее в другой.

Практическое значение определения места постоянного местопребывания налогоплательщика заключается в следующем:

  • у резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории России, так и за ее пределами;
  • у нерезидентов налогообложению подлежат доходы, полученные из источников, находящихся в России.

Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 03:15, курсовая работа

Краткое описание

Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:
защита территории;
выполнение управляющих и распределительных функций;
поддержание внутреннего порядка;
сбор налогов и податей с населения.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………. 4
1 Возникновение и эволюция налогов……………………………………. 5
2 Экономическая сущность налогов и их функции……………………….. 14
3 Налоги, действующие на территории Республики Беларусь…………… 19
4 Проблемы совершенствования построения налогового механизма……. 23
Заключение…………………………………………………………………. 29
Список использованных источников………………………………………. 32
Приложение

Файлы: 1 файл

оригинал.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра финансов и финансового менеджмента

Курсовая работа

по дисциплине: Теория финансов

на тему: Налоги, их сущность и содержание

ФФБД, 4-й курс, ДФФ-4

ассистент М.А. Городова

Курсовая работа: 36 с., 22 источник, 3 прил.

НАЛОГИ, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ

Объект исследования: налоги и их сущность

Предмет исследования: налоги, действующие на территории Республики Беларусь

Цель работы: изучить налоги Республики Беларусь и выявить проблемы совершенствования построения налогового механизма.

Методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.), экономико-статистические, аналитические, формально-логические и другие методы.

Исследования и разработки: раскрыто понятие «налог»; изложена экономическая сущность налогов и их функций, а также классификация налогов; перечислены виды налогов, действующих на территории республики.

Элементы научной новизны: выявление проблем совершенствования построения налогового механизма и разработка предложений по их решению.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

___________ (О.П. Гутковская)

Введение ……………………………………………………………………. 4
1 Возникновение и эволюция налогов……………………………………. 5
2 Экономическая сущность налогов и их функции……………………….. 14
3 Налоги, действующие на территории Республики Беларусь…………… 19
4 Проблемы совершенствования построения налогового механизма……. 23
Заключение…………………………………………………… ……………. 29
Список использованных источников………………………………………. 32
Приложение А Состав и размещение налогов и сборов, уплачиваемых организациями в Республике Беларусь
34
Приложение Б Место, занимаемое налоговыми платежами при формировании цены в 2010 году………………………
35
Приложение В Основные налоговые платежи Республики Беларусь.. 36

Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:

  • защита территории;
  • выполнение управляющих и распределительных функций;
  • поддержание внутреннего порядка;
  • сбор налогов и податей с населения.

По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения.

Налоги – основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической политики государства. Поэтому оно уделяет особое внимание правовым основам налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Вышесказанным и обусловлена актуальность настоящей работы.

Из выше сказанного следует, что объектом курсовой являются налоги, а предметом – налоги, действующие на территории Республики Беларусь

Исходя, из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: изучить возникновение и эволюцию налогов, разобраться в экономической сущности налогов и их функциях, а также рассмотрение тех видов налогов, которые действуют в Республики Беларусь и выявление проблем совершенствования построения налогового механизма.

Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:

– раскрыть понятие «налог»;

– изложить экономическую сущность налогов и их функции, а также классификацию налогов;

– перечислить виды налогов, действующих на территории республики, и раскрыть необходимость совершенствования механизма их построения.

При написании данной курсовой работы использовалась разнообразная литература: зарубежные и отечественные экономические учебные пособия, монографии, а также журнальные и газетные научные статьи и обзоры. Особенно широко использовались в качестве источника информации для данной курсовой работы Налоговый Кодекс Республики Беларусь.

1 Возникновение и эволюция налогов

Налоги возникли на заре человеческой цивилизации. Они стали необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства неизбежно сопровождаем преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги — основная форма доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса. [21, с. 289]

В историческом развитии механизма взимания налогов обычно выделяют три основных этапа. Начальный этап (от древнего мира до начала средних веков) характеризуется отсутствием финансового аппарата для определения и сбора налогов: государство лишь устанавливало общую сумму средств, которую желало получить, а сбор налогов поручало городу или общине. Очень часто оно прибегало к помощи откупщиков.

На втором этапе (XVI-XIX вв.) в стране возникла сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство выполняло часть функций: устанавливало квоту обложения, наблюдало за процессом сбора налогов, определяло этот процесс. Роль откупщиков налогов в этот период была еще очень велика.

Третий (современный) этап характеризуется тем, что государство взяло в свои руки все функции установления и взимания налогов. Региональные органы управления, местные органы власти играют роль помощников государства, имея определенную степень самостоятельности. Правила и законы налогообложения выработаны. [1, с. 6]

На самых ранних ступенях развития государства начальной формой налогообложения было жертвоприношение. Оно признавалось неписаным законом, бывало как принудительная выплата или сбор. Причем процентная ставка была достаточно определенной и составляла 10 % от всех полученных доходов (десятину). Начало десятине на Руси было положено князем Владимиром, который возвел в Киеве Церковь Святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов.

По мере развития государства наряду с десятиной церковной возникла десятина в пользу князей. Она просуществовала в различных странах на протяжении многих столетий — от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Египте взимался поземельный налог, который достиг высокой точности; в Китае, Вавилоне, Персии — поголовный или подушный налог. В Древней Греции представители знати, закладывая основы государства, ввели налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. В те времена уже были и акцизы в виде привратных сборов (у ворот города). Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов, водопроводов, дорог и другие общественные цели. [20, с. 6]

Многое в современном государстве уходит истоком в Древний Рим, в том числе и система налогов. Там же были заложены основы декларации о доходах. Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении.

По мере разрастания Римского государства происходили изменения в налоговой системе. Появились коммунальные (местные) налоги и повинности, величина которых зависела от размеров состояния граждан. Суммы налогов пересматривались каждые пять лет. [21, с. 289]

Длительное время римские провинции обходились без государственных финансовых органов, которые бы профессионально устанавливали и взимали налоги. Отсутствие четких правил в налогообложении вело к полному произволу, злоупотреблениям и коррупции. Преобразование финансового хозяйства и прежде всего налоговой системы начал Юлий Цезарь: он для каждой общины определил сумму, которую она должна была внести. Многие города получили налоговые льготы.

Император Август Октавиан продолжил эту деятельность: во всех провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением; оценен налоговый потенциал с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи; произведены обмеры и составлены кадастры с данными о землевладельцах по каждому городу; проведена перепись имущественного состояния граждан. Каждый житель обязывался в определенный день представить властям общины декларацию.

Основным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения (на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы). Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь (включая рабов), ценности. Каждый житель провинции платил единую для всех подушную подать.

В 6г.н.э. император Август ввел налог с наследства — 5 %. юг носил целевой характер, и эти средства направлялись пенсионного обеспечения профессиональных солдат.

Кроме того, в Римской империи существовали налог с оборота (или акциз) на внутреннее потребление по ставке обычно 1 % и особый налог с оборота при торговле рабами; были введены новые таможенные пошлины во всех провинциях со всех вывозимых или ввозимых на продажу товаров; установлен промысловый налог. Таким образом, уже в Римской империи налоги подняли не только фискальную функцию, но имели роль стимулятора развития хозяйства. Поскольку налоги вносились деньгами, то они способствовали расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда. [20, с. 7]

Налоги и налогообложение

  • похожие работы
  • все работы по предмету
  • задать вопрос

Как известно, налогообложение является важнейшей составной частью финансовой политики. В течении многих столетий в цивилизованных странах основной формой мобилизации денежных средств для доходной части бюджета выступают налоги, то есть обязательные денежные сборы, взимаемые органами власти с физических и юридических лиц.

В экономической жизни государств с развитыми рыночными отношениями система налогов выполняет регулирующую (формирование доходной части бюджетов), стимулирующую (распределительную, перераспределительную) и фискальную функции. Налоговые системы»работают» тогда, когда они соответствуют уровню развития производства.

Сегодняшняя налоговая политика формируется в кризисной обстановке, нестабильность экономической и политической ситуации ослабляет налоговую дисциплину, снижает ее эффективность.

В настоящее время с физических и юридических лиц в РФ взимается около 50 различных видов налогов. И при рассмотрении исполнения бюджета РФ за 1995 год можно отметить, что основными плательщиками налогов являются юридические лица.

Сущность налогообложения определяется его функциями: 1. фискальная (бюджетная) -посредством этой функции реализу-

ется главное назначение налогов- формирование финансовых ресурсов государства;

2. контрольная- эта функция состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставление с потребностями государства в финансовых ресурсах.

3. распределительная- эта функция отражает сущность налогов как особого централизованного звена распределительных отношений.

Учет всех этих функций налогов только в совокупности может обеспечить успешную налоговую политику.

Как уже отмечалось выше, основная масса налогового бремени в РФ ложится на юридических лиц. Это обусловлено тенденциями исторического развития налогово-бюджетной сферы.

А. Смит более 200 лет назад сформировал следующие положения: всякий налог может уплачиваться лишь из дохода, он не должен затрагивать капитал.

Определенные изменения претерпело и соотношение между прямым и косвенным обложением. В дореволюционной России налоги тяжелым бременем ложились на малоимущие слои населения, но со временем перестали быть «налогами на бедняков».

Развитие налоговой системы в послереволюционной России привело к ряду негативных тенденций, одной из которых явилось то, что налоговые изъятия сосредоточились во взаимоотношениях предприятий с бюджетом.

С экономической реформой 1990 года, началась и коренная перестройка системы налогообложения РФ. И было бы расточительно не воспользоваться при этом мировым опытом формирования и развития налогово-бюджетной системы.

При изучении опыта зарубежных стран, была сделана попытка выделить те моменты в их налоговой политике, которые были бы применимы для системы налогообложения нашей страны. Следует отметить, что юридические лица в развитых зарубежных странах не подвергаются такому же налоговому бремени, как в нашей стране.

Это было обусловлено, на наш взгляд полным отсутствием института частной собственности в бывшем СССР.

Налоговая политика должна быть направлена на то, чтобы для юридических лиц было выгодно платить налоги, а не уклоняться от них.

Изменения в налоговой политике РФ привело к качественному изменению состава налогоплательщиков, а также источников и объектов налогообложения.

В этой работе на примере АО»Холод» рассмотрено какие же, в настоящее время, юридические лица уплачивают налоги и с каких объектов они взимаются.

Итак АО»Холод» уплачивает: 1. Федеральные налоги: налог на прибыль, НДС, налог на пользователей автомобильных дорог; 2. Налоги субъектов Федерации: налог на имущество, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц; 3. Местные налоги: плата за землю, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, целевые сборы на содержание милиции, благоустройство территорий и другие цели, НИОКР.

Проанализировав изложенный в данной работе цифровой материал, следует отметить что в 1995 году на рассматриваемом предприятии произошло увеличение суммы, уплачиваемой бюджетам разных уровней и во внебюджетные фонды. Это увеличение произошло

не только под влиянием инфляции, но и в связи с расширением

налогооблогаемой базы по выше перечисленным налогам, повысились ставки налогов, изменился механизм взимания платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Механизм регулирования налогообложения юридических лиц происходит в связи с тем, что государство регулирует поступление доходов в бюджет, а при введении каких-либо программ предостав-

ляет льготы в сферах производства и обращения, смягчая тем самым налоговое давление на юридических лиц.

Рассмотрев вопросы сущности и необходимости налогообложения, развития налоговой системы, зарубежного опыта в сфере налогообложения юридических лиц, а также проанализировав и оценив действующую налоговую систему в работе пришли к проблемам совершенствования налогообложения юридических лиц в нашей стране.

Здесь выделим такие ключевые моменты, которые необходимы для совершенствования системы налогообложения юридических лиц и облегчение налогового бремени: 1. Необходимость принятия Налогового кодекса, в целях упорядочения множества нормативных документов. Тогда бы юридические лица смогли достаточно легко ориентироваться в действующей налоговой системе, а также четко себе представлять свои права и обязанности. 2. Возможность включения в состав затрат дополнительных статей затрат, которые бы позволили предприятиям увеличить прибыль. 3. Сократить

а) за счет объединение некоторых налогов в единые налоги, имеющих одну налогооблогаемую базу.

б) за счет ликвидации одних и увеличении ставки обложения других, здесь отметим, что в существующей в настоящее время налоговой системе есть налоги затраты по сбору, которых иногда превышают сами поступления от этих налогов. Это невыгодно для государства, а также неудобно для юридических лиц, так как расчеты по начислению таких мелких налогов все равно занимают столько же времени, что и, например, расчеты по начислению налога на прибыль.

4. Из предыдущего пункта вытекает следующий вывод, о том что объединение налогов ведет к тому, чтобы налоговые поступления собирались в нескольких (то есть небольшое количество) государственных органах, которые бы занимались распределением этих поступлений в соответствующие бюджеты и фонды.

5. Рассмотреть вопросы по практике перечисления авансовых платежей, так как упрощение такой системы платежей позволило бы облегчить вес налогового бремени юридических лиц.

6. Изменение системы бухгалтерского учета и введение, обособленного учета налогообложения от других видов учета.

7. Недопустимость внесения изменений в действующее законодательство по налогообложению задним числом, то есть предельная стабильность, позволяющая предприятиям планировать свою деятельность, быть уверенным в завтрашнем дне. Кроме того, стабильность налоговой системы увеличило бы предпринимательскую деятельность, а так же юридические лица стали бы более добросовестными плательщиками чем в настоящее время.

Выше перечисленные пункты, естественно, не могут включить все проблемы, которые существуют, в настоящее время, в сложившейся системе налогообложения юридических лиц. Они лишь являются результатом нашего исследования.

В заключении скажем, о том, что очень бы хотелось, чтобы все проблемные вопросы в сфере налогообложения юридических лиц были разрешены в ближайшее время; налоговая система приобрела бы свои конкретные очертания и стала бы системой, которая ни в чем не уступала бы своим совершенством и стабильностью налоговым системам развитых зарубежных стран; была бы системой, кото-

рая учитывала бы всю специфику налогообложения именно в нашей

Думается, что начало уже положено остается только ждать результатов реформ проводимых в сфере налогообложения.

Описание предмета: «Налоги и налогообложение»

Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции РФ. В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В процессе взимания налогов возникают налоговые отношения между государством в лице органов законодательной власти и управления и налогоплательщиками. Система регулирования налоговых отношений - это совокупность законодательных и нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые законы и нормы: федеральных законов, законов и актов субъектов РФ, ведомственных нормативных актов и актов местного самоуправления. Порядок исчисления и взимания налогов определяет основные аспекты налогообложения.

Тема и предметТип и объем работы
Основы налогообложения предприятий
Налогообложение
Курсовая работа
35 стр.
Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в России
Налогообложение
Курсовая работа
29 стр.
Основы и принципы налогообложения
Налогообложение
Реферат
14 стр.
Современная российская система налогообложения
Налогообложение
Диплом
78 стр.

Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Читайте также: