Сущность налога это изъятие государством в пользу общества части

Опубликовано: 17.05.2024

Глава 2.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ.

§ 6. Налоги – главный источник государственного бюджета. Историческая эволюция налогообложения.

Налоги – один из наиболее давних финансовых инструментов государства. Известно, что в Древней Греции и Риме существовало около 200 видов налогов, в том числе налог на рабов, а также арендные платежи за использование рабов (в Древней Греции, в частности в Спарте, рабы не находились в частной собственности, а являлись собственностью государства и сдавались в аренду гражданам). В Древнем Риме по́дать (пошлину) собирали с каждой провинции, а также с некоторых городов. Сборщики подати назывались мытарями и считались обманщиками и ворами.

Одним из первых ввёл систему государственных податей царь Дарий – правитель Древней Персии. Все сатрапии должны были платить строго фиксированные денежные пошлины серебром с учётом площади обрабатываемой земли и степени её плодородности. В труде Геродота сохранился подробный перечень этих податей. Согласно этому свидетельству нам известно, что подвластные персидским царям народы платили в общей сложности около 2322 кг серебра, не считая сатрапии, которая вносила пошлину золотым песком. Кроме денежных налогов необходимо было платить подать натурой: зерном, фруктами, вином, скотом, коврами, одеждой, золотыми или серебряными сосудами.

В Месопотамии податями облагалось использование оросительных сооружений, а с купцов брали налог за торговлю товарами. Граждане Рима в мирное время налоги не платили, а в военное платили с учётом их достатка. Сумму налога (ценза) каждые пять лет определяли чиновники-цензоры согласно заявлениям граждан о своём имущественном состоянии и семейном положении. Это заявление – прообраз современной декларации о доходах. По мере превращения в метрополию Рим вводил в колониях коммунальные (местные) налоги, также зависящие от размеров состояния жителей. Римские граждане, проживающие вне Рима, облагались государственными и местными налогами. В случае победных войн налоги уменьшались, а иногда государственный налог полностью отменялся. Необходимые расходы компенсировались взиманием контрибуций с завоёванных земель. Местные налоги всегда взимались регулярно. Во время правления Августа Октавиана (63 до н. э. – 14 н. э.) во всех провинциях огромной Римской империи была проведена реформа налогообложения.

В Византии (Восточная Римская империя) в ранний период (до VIII в.) существовал 21 вид налогов. Основные налоги: подушная подать; поземельный налог; сборы на оснащение армии и рекрутов (для освобождения от воинской службы), покупку лошадей; пошлины на продажу товаров (10–12,5%), выдачу государственных актов; налог «на воздух» (штраф, взимаемый, если размеры построенного здания превышали установленные); сбор за повышение в должности (для сенаторов, чиновников, военных); чрезвычайные налоги (на строительство флота, содержание воинских частей) и др. Налоги разделялись на прямые и косвенные. В Риме к прямым относили поземельный налог (десятина), налог на число фруктовых деревьев, включая виноградные лозы, налоги на недвижимость, «живой инвентарь» (рабы, крупный рогатый скот), ценности. Помимо этого, жителям провинций нужно было платить подушную подать. К косвенным налогам относились налог с оборота (10%), особый налог с оборота при торговле рабами (4%), налог на освобождение рабов (5% рыночной стоимости), налог с наследства (5%) – только для граждан Рима (полученные от него средства направлялись на выплату пенсий профессиональным солдатам).

Во Франции в период правления Филиппа IV (1268–1314) были заложены основы государственной налоговой системы. Филипп обложил налогами всех подданных. Бароны платили налоги в размере1/50 доли своего имущества; мирская знать (включая членов Ордена тамплиеров) – 1/100 доли, а также десятичную пошлину; города – налог с торгового оборота (в виде пошлины «с очага» – 0,33 ливра); итальянские купцы – ломбардийскии налог. Введённый королём косвенный налог с продававшихся в стране товаров назывался в народе «дурным». Непомерно высокие налоги привели к народным волнениям в стране и в подвластной Фландрии.

Когда появились первые налоги на Руси, точно неизвестно. В первом дошедшем до нас литературном памятнике «Повести временных лет» о дани говорится как о чём-то традиционном. Историки считают, что пополнение княжеской казны за счёт сбора налога (дани) с членов племенных союзов (общин) стало систематическим начиная с VIII в.

Князь Олег дань с подвластных племён «мира для» стал собирать после своего утверждения в Киеве. Новгородцы должны были платить Олегу 300 слитков серебра массой по 200 г каждый. Затем Олег обложил данью древлян, которые ранее платили подати хазарам.

Экономическая сущность налогов. Налоги – обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с физических лиц и организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, а также экономические отношения между государством и налогоплательщиком в виде отчуждения налогоплательщиком части получаемого дохода в пользу государства. Налог выражает экономические отношения между государством и налогоплательщиком (физическим или юридическим лицом) по поводу отчуждения части полученного налогоплательщиком дохода в пользу государства. Целью изъятия является формирование государственного бюджета для обеспечения государственных расходов. Уплата налога всегда рассматривалась как проявление добродетели граждан. Так, во времена Великой французской революции люди, уплатившие налог в размере трёхдневного заработка, приобретали политические права и обеспечивали себе гарантии от гильотины.

Налоги выполняют важную социально-экономическую роль. Во-первых, они являются главным источником формирования доходов государственного бюджета, во-вторых, влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению, и, в-третьих, могут влиять на уровень цен и рост инфляции. Кроме того, налоги выполняют активные социальные функции – определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоёв населения. Таким образом, налоги выполняют фискальную, экономическую и социальную функции. Фискальная функция налогов предполагает образование государственных денежных доходов для функционирования государства; экономическая – их использование для воздействия на экономику; перераспределительная позволяет в определённой степени выравнять условия жизни населения – богатые платят больше, бедные – меньше.

Социальные налоги – это отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд медицинского страхования (табл. 2). Величина социальных налогов жёстко увязана с расходами на заработную плату физическим лицам предприятия, поддаётся количественному измерению и включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат – отчисления на социальные нужды. Необходимость социальных налогов в настоящее время никем не оспаривается, а перспектива их применения зависит от политики государства в области социального страхования и пенсионного обеспечения. Спорной является величина ставки налога (процент от дохода).

Таблица 2

Фонд Какие выплаты осуществляет фонд
Пенсионный Пенсия по старости, по инвалидности, по потере кормильца и др.
Социального страхования Оплата «больничного листа» (пособия по временной нетрудоспособности)
Занятости Пособие по безработице, оплата обучения новой профессии
Обязательного страхования (ОМС) Медицинские услуги, прописанные в особом перечне, например, обслуживание детей в поликлиниках, прививки, профилактические осмотры и др.

Налоговая система объединяет две органично связанные составляющие: систему налоговых платежей и налоговый механизм.

Система налоговых платежей – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на всей территории государства либо на её отдельных территориальных образованиях (субъектах федерации, муниципалитетах) в порядке, утверждённом налоговым законодательством.

Налоговый механизм объединяет совокупность всех средств и методов начисления, взимания и распределения налоговых доходов по бюджетным уровням в соответствии с действующим налоговым законодательством.

С позиции экономической теории налоговая система представляет собой систему экономических отношений между государством, с одной стороны, и его гражданами и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, по поводу перераспределения части ВВП в пользу государства.

Использование государством налоговой системы с целью изменения или стабилизации экономической, социальной, политической, экологической, демографической или какой-либо иной ситуации в стране или её внешнеэкономических отношений называется налоговой политикой государства. Посредством изменения системы налоговых платежей и налогового механизма государство формирует новые направления налоговой политики. Благодаря введению новых налогов или отмены действующих, изменению величины налоговых ставок, снятию или расширению налоговых льгот, отсрочке налоговых платежей государство может влиять на развитие процесса инвестиционной предпринимательской активности, стимулировать или ослаблять покупательную способность населения, ограничивать или поощрять ввоз в страну зарубежных товаров. Всё это будет проявлением определённых направлений государственной налоговой политики.

Изменения в государственной налоговой политике реализуются посредством осуществления налоговых реформ – изменения налогового законодательства. В современной мировой практике изменения налоговых ставок и налоговых льгот являются наиболее распространёнными направлениями налоговых реформ.

В основе налоговой политики лежат три главных принципа. Она должна быть нейтральной, справедливой и эффективной. Однако трудно назвать хотя бы одну систему, которая соответствовала бы этим критериям. Нейтральность системы налогообложения проявляется в том, что теоретически налоги носят разумный, логически обоснованный и соразмерный характер.

• фискальная, экономическая, социальная и распределительная функции налогов

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чём состояла историческая необходимость налогов?

2. Приведите примеры налогов в разных странах в различные исторические эпохи.

3. Какие функции выполняют налоги?

4. Какие принципы лежат в основе налоговой политики государства?

Основным источником доходов государства являются налоги.

НАЛОГ - ЭТО ИЗЪЯТИЕ В ПОЛЬЗУ ГОСУДАРСТВА ЗАРАНЕЕ ОПРЕДЕЛЕННОЙ И УСТАНОВЛЕННОЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ЧАСТИ ДОХОДА ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ - ЭТО СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И ИСТОЧНИКОВ ПОПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.

Исторически налоги возникают с появлением государства. Сколько веков существуют налоги, столько экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения, первые из которых сформулировал А. Смит. На основе его взглядов к настоящему времени сложились ДВЕ КРУПНЫЕ КОНЦЕПЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

Первая основана на идее, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги, оказанной ему государством (пример А. Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется). Вторая концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода.

Современные налоговые системы используют целый ряд принципов.

ВСЕОБЩНОСТЬ, т. е. охват всех экономических субъектов, получающих доходы.

СТАБИЛЬНОСТЬ, т. е. устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

РАВНОНАПРЯЖЕННОСТЬ, т. е. взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам.

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ, т. е. принудительность налога, неизбежность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога.

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ, т. е. установление ни лотовых ставок и налоговых льгот, оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

Налоговая система базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога. К ним относятся:

СУБЪЕКТ НАЛОГА, или налогоплательщик, т. е. лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налог; им может быть юридическое или физическое лицо.

ОБЪЕКТ НАЛОГА, т. е. доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т. д.).

ИСТОЧНИК НАЛОГА — это, независимо от объекта налогообложения, чистый доход общества.

СТАВКА НАЛОГА — это важный элемент налога, определяющий величину налога на единицу обложения (скажем, с одной сотки земли, с одной тысячи рублей и т. д.). Различают предельную налоговую ставку, среднюю, нулевую и льготную.

Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.

Средняя налоговая ставка — это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.

Налоговые льготы — это уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов отдельных физических или юридических лиц в зависимости от профиля производства, характера производимой продукции и других характеристик.

Льготы в силу их разнообразного характера и большого охвата налогоплательщиков могут приводить к ощутимому снижению реальной ставки налогообложения по сравнению с номиналI. ной.

Поэтому по признаку соотношения между ставкой налога и доходом налоги делятся на:

• прогрессивные, при которых средняя ставка повышается по мере возрастания дохода;

• регрессивные, при которых средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;

• пропорциональные, при которых средняя ставка остается ней t менной, независимо от размеров дохода.

По механизму формирования налоги делятся на две осипни UP группы: прямые и косвенные.

ПРЯМЫЕ НАЛОГИ взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов.

КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т. е. в конечном итоге перекладываются на потребителей продукции.

К прямым налогам относятся:

• подоходный с населения;

• на прибыль корпорации;

• на прирост капитала;

• с наследства и дарений;

К косвенным налогам относятся:

• налог с оборота;

• на добавленную стоимость (НДС);

• на отдельные виды товаров (акцизы);

Таковы общемировые стандарты. Налоговые реформы России приблизили ее систему налогообложения к международным нормам.

Налоги в России разделены на три группы: федеральные, республиканские и местные.

Федеральные налоги устанавливаются парламентом и в обязательном порядке взимаются на всей территории России.

Республиканские налоги тоже общеобязательны. При этом сумма платежей по налогу зачисляется равными долями в бюджет республики и в бюджет города или района, где расположен налогоплательщик.

Местные налоги лишь частично являются общеобязательными. Часть налогов может устанавливаться по решению местных властей.

Вопрос о том, каким быть налогу (высоким или низким), — предмет постоянных дискуссий экономистов. Государственное вмешательство в экономику всегда связано с повышением налогов, ослабление вмешательства — с их снижением. Главный вопрос в том, как то и другое влияет на экономику.

Последователи Дж. Кейнса ориентированы на «экономику спроса». Они считают, что высокий уровень налога снижает покупательную способность общества, т. е. совокупный спрос. Значит, цены снижаются, инфляция затухает. Напротив, сокращение налогов способствует росту совокупного спроса, уиеличсмию цен и ускорению темпа инфляции.

Сторонники «экономики предложении» убеждены в противоположном: они считают, что высокие налоги унсличипиют издержки предпринимателей, которые перекладываются на по требителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию Они — за снижение налогов.

Однозначного ответа на вопрос о том, кто из них прав, эконо мическая наука пока не нашла. Но сделана попытка установить связь между ставкой налога и деловой активностью. Американский профессор А. Лаффер (сторонник теории предложения) доказал, что при ставке подоходного налога выше определенного уровня резко снижается деловая активность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, принятию деловых рисков, расширению национального производства и дохода. В результате расширяется налоговая база, которая сможет поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже при том, что ставки налога будут ниже. Связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями получила название КРИВАЯ ЛАФФЕРА (рис. 26).

и RQ Rx Налоговые поступлеш

Если налоговая ставка равна нулю (точка 0), то государе!по ничего не получит. Если налоговая ставка г, — 100%, то никто не будет заинтересован работать и государство тоже ничего не получит. При какой-то ставке (скажем, г0 = 50%) сумма, взимаемая государством в виде подоходного налога, достигнет максимума (точка М). Попытки повысить налоговые ставки приведут к снижению R (точка N).

Кривая Лаффера не дает ответа на вопрос, при какой ставке налогов поступления налогов максимальные.

Вариант №1

1. Сущность налога – это…

а) изъятие государством в пользу общества части прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности организации;

б) изъятие государством в пользу общества части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного платежа;

в) изъятие государством в пользу общества части добавленной стоимости;

г) изъятие государством в пользу общества части дохода, полученного юридическими и физическими лицами.

2. Экономическое содержание налога выражается взаимоотношениями между…

а) хозяйствующими субъектами и государством по поводу формирования государственных доходов;

б) организациями, индивидуальными предпринимателями и государством по поводу формирования государственных доходов;

в) хозяйствующими субъектами, гражданами и государством по поводу формирования государственных доходов;

г) хозяйствующими субъектами, признаваемыми налоговыми резидентами, и государством по поводу формирования государственных доходов.

3. Налог – это…

а) обязательный, индивидуальный, безвозмездный или возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

б) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц;

в) обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

г) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей.

4. Сбор – это…

а) обязательный взнос или платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий;

б) обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий;

в) обязательный взнос, взимаемый только с организаций, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами значимых действий;

г) обязательный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей.

5. Налогоплательщиками или плательщиками сборов могут быть признаны:

а) только юридические лица;

б) организации и физические лица;

в) юридические лица и их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;

г) организации и индивидуальные предприниматели.

6. Субъект налога – это:

а) организации и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

б) индивидуальные предприниматели и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

в) организации, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

г) организации и физические лица, которые являются резидентами РФ и на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы.

7. Налоговая ставка – это:

а) размер налога на единицу налогообложения;

б) размер налога на налогооблагаемую базу;

в) размер налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

г) размер налога, подлежащий уплате за календарный месяц.

8. Срок, установленный законодательством о налогах и сборах, определяется:

а) календарной датой;

б) истечением периода времени, но не более года;

в) календарной датой или истечением периода времени, указанием на событие, которое должно произойти;

г) календарной датой или указанием на событие, которое должно произойти в зависимости от того, что отражено в налоговой политике организации.

9. Источник выплаты доходов налогоплательщику:

а) организации или физическое лицо, от которого налогоплательщик получает доход;

б) юридическое лицо, от которого налогоплательщик получает доход;

в) организации и физические лица, или иной источник, от которого налогоплательщик получает доход;

г) государственное учреждение, выплачивающее доход налогоплательщику.

Вариант №2

1. Объектами налогообложения могут являться…

а) объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которой у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога;

б) объект, имеющий стоимостную характеристику, относящийся к имуществу, за исключением имущественных прав;

в) объект, имеющий стоимостную характеристику и относящийся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ, за исключением имущественных прав;

г) только операции по реализации товаров, работ и услуг на территории РФ.

2. Налоговый период – это…

а) календарный год, квартал, месяц, декада;

б) календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база;

в) любой период времени применительно к отдельным налогам;

г) год или квартал по согласованию с налоговыми органами в соответствии с учетной политикой организации.

3. Налоговая база – это…

а) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

б) только стоимостная характеристика объекта налогообложения, выраженная в рублях или иностранной валюте;

в) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, учитываемая по правилам бухгалтерского учета;

г) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, находящегося на территории РФ.

4. Какое из следующих положений является одним из принципов построения налоговой системы установленных НК РФ…

а) порядок предоставления налоговых кредитов;

б) уголовная ответственность за совершение налоговых правонарушений;

в) формы налогового контроля;

г) научный подход при установлении элементов налога.

5. Принципом налогообложения, сформулированным Адамом Смитом является…

а) принцип справедливости;

б) принцип срочности;




в) принцип эластичности;

г) принцип достаточности.

6. Сущность принципа удобства состоит в том, что…

а) налог должен взиматься в такое время и таким способом, который представляет наибольшее удобство для плательщиков;

б) система налогообложения должна быть рациональна;

в) способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;

г) уплата налога производится в денежном или натуральном выражении.

7. Недоимка – это…

а) сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

б) сумма налога или сбора, которая недоначислена и не уплачена в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

в) сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

г) сумма налога или сбора, не уплаченная по окончании календарного года.

8. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой

а) могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации;

б) имеют материальное выражение и могут быть реализованы в процессе внутренней деятельности организации;

в) имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц;

г) могут быть реализованы для удовлетворения потребностей только другой организации.

9. Не признается реализацией товаров, работ, услуг…

а) их передача на безвозмездной основе;

б) товарообменная операция;

в) передача основных средств при реорганизации организации;

г) передача товаров для собственного потребления.

Вариант №3

1. Пошлина – это…

а) денежная плата за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах только физических лиц;

б) денежная плата за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах только юридических лиц;

в) денежная плата за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах физических и юридических лиц;

г) денежная плата или сбор за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах физических и юридических лиц.

2. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложена обязанность…

а) по исчислению налогов налогоплательщика;

б) по исчислению и удержанию налогов только у физических лиц;

в) по исчислению и удержанию налогов только у физических лиц;

г) по исчислению и удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

3. Доходом признается экономическая выгода, выраженная…

а) только в денежной форме;

б) в денежной или натуральной форме, определяемая в соответствии с положениями НК РФ;

в) в денежной или натуральной форме, определяемая по данным бухгалтерского учета;

г) в денежной или натуральной форме, определяемая по данным бухгалтерского учета для резидентов России.

4. Дивидендами признается любой доход, полученный…

а) акционером организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим ему акциям;

б) работником организации при распределении прибыли;

в) акционером организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения;

г) налоговым резидентом РФ, при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим этому резиденту акциям.

5. Цена товара (работ, услуг) для целей налогообложения принимается…

а) как рыночная цена на момент совершения сделки;

б) как средневзвешенная величина, рассчитанная исходя из цен сделок, совершенных за календарный месяц;

в) как цена, указанная сторонами сделки, если иное не предусмотрено налоговым законодательством;

г) как рыночная цена на момент оплаты товаров (работ, услуг).

6. Взаимозависимыми лицами признаются…

а) головная организация и ее подразделения;

б) организации, расположенные на территории одного муниципального образования;

в) организации и физические лица, подлежащие постановке на учет в федеральной налоговой службе, расположенной на территории одного субъекта РФ;

г) физические лица и организации отношения между которыми могут оказать влияние на условия или экономические результаты деятельности.

7. Рыночной ценой товаров (работ, услуг) признается…

а) цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров на территории данного субъекта РФ;

б) цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров на территории данного экономического района;

в) средневзвешенная цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров на всей территории РФ.

г) цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров в сопоставимых экономических условиях.

8. При отсутствии на соответствующих рынках товаров (работ, услуг), сделок по идентичным товарам (работам, услугам) для определения рыночной цены используется

а) затратный метод;

б) цена однородных товаров, ввезенных на территорию России;

в) цена идентичных товаров, производимых в странах Западной Европы;

г) цена идентичных товаров, производимых в государствах – бывших республиках СССР, с которыми заключены договоры о торговом соглашении.

9. При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам) для целей налогообложения принимаются

а) рыночные цены (тарифы);

б) указанные цены (тарифы);

в) рыночные цены, определяемые в соответствии с НК РФ;

г) рыночные цены (тарифы), сложившиеся по месту постановки на учет налогоплательщика.

Вопросы для самоконтроля

1.Как взаимосвязаны изменения государственного устройства и налоговой системы?

2. Почему налоги являются необходимым условием существования государства?

3. Какова экономическая сущность налогов?

4.Дайте определение налога и сбора.

5. Между какими субъектами возникают налоговые отношения?

6. Какие функции присущи налогам?

7. Назовите элементы налогообложения.

8. Каково содержание понятий «налогоплательщик» и «налоговый агент»?

9. Какие физические и юридические лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения?

10. Каково понятие «объекты налогообложения»?

11. Что такое облагаемая база и единица налогообложения?

12. Как определяется понятие «налоговая ставка»?

13. Что понимается под налоговым и отчетным периодом?

14. Может ли быть изменен срок уплаты налога или сбора региональным законодательством?

15. Какие существуют способы уплаты налогов?

16. Что представляет собой отсрочка или рассрочка по уплате налога?

17. Каково определение понятия «налоговый кредит»?

18. Назовите классические принципы налогообложения. Дайте их характеристику.

19. Назовите методы налогообложения.

20. По каким признакам можно классифицировать налоги:

* на федеральные, региональные и местные;

* на налоги с физических, юридических лиц, с физических и юридических лиц;

* на целевые, общие и чрезвычайные;

* на прямые и косвенные;

* на закрепленные и регулирующие.

Назовите в качестве примеров налоги, входящие в каждую из перечисленных групп.

21.Законодательные органы субъектов РФ установили новый региональный налог на граждан, не имеющих детей. Правомерны ли эти действия? Ответ обоснуйте.

Сущность налога заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. Налоги платят основные участники производства валового внутреннего продукта:

• работники, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

• хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Объектами налогообложения являются:• прибыль (доход, включая дивиденды, проценты по долговым обязательствам);• имущество (деньги, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права; результаты интеллектуальной деятельности; нематериальные блага);• операции по реализации товаров, работ и услуг;• стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений также является произведенный ВВП.

Налог- это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Сбор- это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц за осуществление государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Пошлина — это обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера (например, таможенная, нотариальная, почтовая пошлина и др.).

В современной системе налогообложения налоги выполняют следующие функции:

• распределительную (социальную);• фискальную;• регулирующую;• контрольную;• поощрительную.

Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная (социальная) функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, накапливаемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.).

Другая функция налогов: контрольная. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.Суть ее в том, чтобы налогоплательщик (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

Распределительная функция.у данной функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании возникла стимулирующая, дестимулирующая, а также воспроизводственная подфункции.

Регулирующая функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства посредством налоговых механизмов.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, предпочтений, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения.

Поощрительная функция налогов выражается в признании государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом и в предоставлении им определенных налоговых льгот.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и действуют на всей территории Российской Федерации.Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводятся законами субъектов РФ на территории соответствующих субъектов РФ. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований. Подобная трехуровневая система налогов (федеральные, региональные, местные) свойственна практически всем государствам с федеративным устройством. Совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборов образует систему налогов Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся следующие 16 видов налогов и сборов:• налог на добавленную стоимость;• акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;• налог на прибыль (доход) организаций;• налог на доходы от капитала;• подоходный налог с физических лиц;• взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; • государственная пошлина;• таможенная пошлина и таможенные сборы; • налог на пользование недрами;• налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;• налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

• сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;• лесной налог;• водный налог;• экологический налог;• федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся 7 видов региональных налогов и сборов:• налог на имущество организаций;• налог на недвижимость;• дорожный налог;• транспортный налог;• налог с продаж;• налог на игорный бизнес; • региональные лицензионные сборы.

В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам и сборам относятся 5 видов налогов и сборов:• земельный налог;• налог на имущество физических лиц;• налог на рекламу;• налог на наследование или дарение;• местные лицензионные сборы.

Классификация налогов по объектам налогообложения образует пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации) и прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы.

Налоги делятся на прямые (подоходно-поимущественные) и косвенные (налоги на потребление). Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ (подоходный налог, налог на имущество), косвенные — в результате их расходования (акцизы, налог на добавленную стоимость и т.д.).

Прямые налоги подразделяются в свою очередь на: • реальные — взимаемые с действительно полученной налогоплательщиком прибыли, или дохода (налог на прибыль предприятий); • вмененные — взимается не с действительного, а с предполагаемого среднего дохода, получаемого в определенных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения; такими налогами прежде всего облагается имущество.

Большую роль играют так называемые целевые налоги, в отличие от общих, т. е. налоги, взимаемые конкретно и целенаправленно для решения какой-либо определенной задачи. Так, в 1994 г. в Москве с владельцев автотранспортных средств взимался налог, который непосредственно шел на реконструкцию кольцевой автодороги.

Налоги в соответствии с периодичностью их взимания можно также подразделить на:— регулярные — взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени пользования плательщиками имуществом либо занятия каким-либо видом деятельности, приносящей прибыль и— разовые — взимаются в связи с какими-либо несистемными событиями.

1. Сущность налога — это:
а) изъятие государством в пользу общества части прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности организаций;

б) изъятие государством в пользу общества части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного платежа;

в) изъятие государством в пользу общества части добавленной стоимости.

2. Налог—это:
а) обязательный, индивидуальный, безвозмездный или возмездный платеж ,взимаемый с организаций и физических лиц;
б) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц;
в) обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц.

3. Сбор — это:
а) обязательный взнос или платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами значимых действий;
б) обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами значимых действий;
в) обязательный взнос, взимаемый с организаций, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами значимых действий.

4. Субъект налогообложения — это:
а) организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

б) организации, предприятия и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;
в) организации, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы.

5. Объектами налогообложения может являться:
а) объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога;
б) объект, имеющий стоимостную характеристику, относящийся к имуществу, за исключением имущественных прав;
в) объект, имеющий стоимостную характеристику и относящийся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением имущественных прав.

6. Налоговый период — это:
а) календарный год, квартал, месяц, декада;
б) календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база;
в) любой период времени применительно к отдельным налогам.

7. Принципом налогообложения, сформулированным А.Смитом, является:
а) принцип справедливости;
б) принцип срочности;
в) принцип эластичности.


8. Сущность принципа удобства заключается в том, что:
а) налог должен взиматься в такое время и таким способом, который представляет наибольшее удобство для плательщиков; .

б) система налогообложения должна быть рациональной;

в) способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику.

II. Налоговая система

1. Только НК РФ устанавливаются, изменяются или отменяются:
а) федеральные налоги и сборы;
б) налоги и сборы субъектов Российской Федерации;
в) местные налоги и сборы.

2. Местные налоги и сборы обязательны к уплате на территории:
а) соответствующих муниципальных образований;
б) соответствующих субъектов Российской Федерации;
в) соответствующих имущественных образований или субъектов
Российской Федерации.


З. Региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ:
а) не могут устанавливаться;
б) могут устанавливаться только на один налоговый период;

в) могут устанавливаться только на территориях муниципальных образований.

4. К региональным налогам относятся:
а) налог на имущество организаций;
б) земельный налог;
в) водный налог.


5. К федеральным налогам относятся:
а) налог на имущество физических лиц;
б) налог на доходы физических лиц;
в) транспортный налог.


6. К местным налогам относятся:
а) налог на добычу полезных ископаемых;
б) земельный налог,
в) транспортный налог.


7. К специальным налоговым режимам относятся:
а) освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость;
б) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
в) предоставление инвестиционного налогового кредита.

8. К прямым налогам относятся следующее группы:
а) налог на добычу полезных ископаемых, акцизы, налог на прибыль организаций;
б) земельный налог, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц;
в) налог на прибыль организаций, транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на доходы физических лиц.

9. Налоговая политика — это:
а) система регистров налогового учета, рекомендуемая налогоплательщикам;
б) система мероприятий, проводимых государством в области налогообложения;
в) система финансовых и административных санкций, применяемых при налоговых правонарушениях.

10. Неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются:
а) в пользу налогоплательщика (плательщика сборов);
б) в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), если иное не предусмотрено НК РФ;
в) в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), если иное не предусмотрено Налоговым и Таможенным кодексами Российской Федерации.

Читайте также: