Сумма доначислений по результатам выездных налоговых проверок

Опубликовано: 18.05.2024

Алена

Дата публикации: 17.10.2019

Актуально на Май 2021 года

Выездная налоговая проверка одна из самых неприятных процедур, проводимых в отношении работы организации или индивидуального предпринимателя. Вместе с тем, данный способ является самым удобным для проверки налоговой. Если верить статистике, наибольшие доначисления налогов, пеней и штрафов осуществляются налоговиками именно по результатам выездной проверки. К кому приходит налоговая проверка и как подготовиться к этому мероприятию? Ответы на эти и другие популярные вопросы в нашей статье.

Как обезопасить себя от внезапных визитов налоговой

Кроме этого рекомендуем открывать сразу несколько расчётных счетов, чтобы быстро перевести деньги с одного на другой, если один из них заблокируют. Удобнее всего выбрать банки с бесплатным обслуживанием счёта, чтобы не платить ежемесячных взносов. Сравнить банки можно, нажав на кнопку ниже.

Список выгодных банков для открытия счёта

Что такое выездная налоговая проверка

Начнем с того, что налоговые проверки можно разделить на два типа: камеральные и выездные. Первая проводится удаленно. Налоговиками проверяются декларации, которые были предоставлены налогоплательщиком ранее и дополнительные документы, которые могут быть запрошены в ходе проверки. При этом, когда нарушения не найдены, налогоплательщик даже может не узнать об этой проверке. Если нарушения все-таки выявили, налоговая может оформить акт, в худшем случае — назначить выездную проверку.
Выездную налоговую проверку проводят на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа. В том случае, когда налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа.
Главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ). Основной документ, который подтверждает начало выездной налоговой проверки — это решение о ее проведении.
Ходят слухи, что налоговой нельзя осуществлять налоговую проверку в первые 3 года после регистрации, но это лишь домыслы незнающих людей. Налоговикам дано право приходить с проверкой даже на следующий день после регистрации. Если решение о проверке уже есть, то налоговая проводит проверку периода, не превышающего 3 календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
При этом, налогоплательщика могут проверить не больше одного раза по одним и тем же налогам за один и тот же период. За календарный год допускается только 1 выездная проверка (исключение — есть решение о повторной проверке, которое принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ).

К кому может прийти налоговая проверка?

Прежде чем наведаться с выездной проверкой к налогоплательщику, налоговый орган проводит анализ фирмы по 12 критериям:
1. Низкая налоговая нагрузка. Налоговая нагрузка рассказывает о том, сколько денег предприниматель отчисляет государству. Это главный критерий, по которому налоговая отбирает предпринимателей для проверки.

В сумму всех налогов включают налог на доходы физических лиц. Сумма страховых взносов не учитывается. Налоговой орган каждый год производят расчет налоговой нагрузки для каждой отрасли. В том случае, когда показатель окажется ниже, компания, скорее всего, попадет в план проверок.
2. Регулярные убытки на протяжении 2-х и больше лет. Когда в отчетах постоянно отражаются убытки — это подозрительно, по мнению налоговой. Возможно, предприниматель делает это специально, с целью ухода от налоговой.
3. Налоговый вычет по НДС выше 89%. Доля вычетов должна быть равна 89% или выше за период 12 месяцев от суммы начисленного с налоговой базы налога. О НДС и налоговом вычете мы писали здесь.
4. Темп роста расходов опережает темп роста доходов. Если бизнесмен отражает такую тенденцию, возможно, он пытается занизить доходы или завысить расходы, чтобы не платить налог на Пример: компания продала товары на 200 000 рублей. Это доход компании. На закупку этих товаров ушло 100 000 рублей. Прочие затраты компании за месяц – 30 000 руб. Прибыль за месяц составит:
200 000 руб. – 100 000 руб. – 30 000 руб. = 70 000 руб." >прибыль.
5. Низкая заработная плата сотрудников. Если работодатель платит зарплату работнику, которая ниже показателя по отрасли в регионе, то у налоговой закрадываются сомнения. Возможно какую-то часть зарплаты сотрудник получает в конверте. Это указывает на уклонение от уплаты страховых взносов и налога на доходы физических лиц за сотрудников.
6. Показатели на специальных режимах приближаются к предельным значениям. Предельные значения были введены государством. Если предприниматель близится к предельному значению на 1-5% несколько раз в год, это вызывает недоверие налоговой. Может быть, бизнесмен специально уменьшает показатели.
Предельные показатели:
Для УСН:

  • годовой доход не более 150 млн рублей;
  • количество сотрудников не больше 150 человек;
  • остаток основных средств не больше 150 млн рублей;
  • доля участия других организаций не больше 25%.

  • площадь торгового зала или зала обслуживания посетителей не более 150 м²;
  • общая площадь спальных помещений в гостинице или отеле не более 500 м²;
  • количество работников не более 100 человек.

  • доходы от сельскохозяйственной деятельности должны быть не меньше 70% всех доходов.

7. Расходы индивидуального предпринимателя за календарный год максимально приближены к доходам.
8. Работа через цепочку посредников. Если компания ведет деятельность по цепочке договоров с посредниками и перекупщиками, через новую организацию проходит большое количество денег, и все участники имеют какую-то связь друг с другом, это вызывает подозрение. Скорее всего, это фирма-однодневка, помогающая уходить от уплаты налогов.
9. Игнорирование запросов налогового органа. Если предприниматель не отвечает на запросы инспектора, не предоставляет документы, требуемые налоговиками, его навестят с проверкой.
10. Мигрирование между налоговыми инспекциями. В том случае, когда адрес компании меняется чаще 1 раза, вызывает подозрение у налоговой.
11. Уровень рентабельности компании на 10% ниже нормы. Исходя из показателей рентабельности можно говорить о том, насколько эффективно предприниматель пользуется ресурсами: деньгами, товарами, основными средствами.


12. Деятельность с высоким налоговым риском. Если бизнесмен работал с фирмой-однодневкой, то попадет под подозрение.

Какие мероприятия могут быть произведены в ходе проверки?

Налоговики имеют право проводить следующие процедуры:

  • инвентаризация — необходима, чтобы проверить достоверность данных, которые содержатся в документах;
  • осмотр — в ходе проверки могут осматриваться производственные, складские, торговые и другие помещения и территории;
  • истребование документов — должностное лицо, которое проводит проверку может потребовать дополнительные документы;
  • выемка документов — необходима для выявления и подтверждения доказательств нарушений налогового законодательства;
  • экспертиза — налоговой орган может привлечь эксперта в необходимых случаях;
  • допрос — могут провести допрос свидетелей для выяснения обстоятельств, которые имеют значения;
  • вызов в качестве свидетелей — налоговики могут вызвать любое физическое лицо, которое имеет необходимые знания для выяснения обстоятельств;
  • получение экспертного заключения;
  • привлечение переводчика.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Перед тем, как начать выездную налоговую проверку, налоговикам нужно подготовить основной документ, который дает право на осуществление данной процедуры — решение о проведении выездной налоговой проверки, и вручить его проверяемому юридическому или физическому лицу. В решении должна быть отражена следующая информация:

  • полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, т.е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы работников налогового органа, которым поручено осуществление проверки.

При этом решение о проверке выносится только на основании решения руководителя или заместителем руководителя налоговой службы, подписанного руководителем.
С того момента, как проверяемый получит этот документ — можно будет говорить о начале выездной налоговой проверки. После этого налоговый орган получает доступ на территорию проверяемого и проводит все необходимые мероприятия.
Этот период длится обычно 2 месяца, но бывают исключения, об этом мы поговорим позже. Затем по окончанию налоговой проверки составляется справка о проведении выездной налоговой проверки. Она оформляется в последний день процедуры, а потом вручается проверяемому. В справке нет каких-либо сведений, связанных с выводами о проверке, в ней зафиксировано только ее окончание. После этого налоговики покидают помещение и прекращают все мероприятия.
Результаты, которые относятся к проверке, заносятся в акт налоговой проверки. Он должен быть составлен в любом случае, независимо от того, выявили нарушения или нет. Если их нет, в акте отражается их отсутствие. Акт должен быть составлен в течение 2 месяцев со дня составления справки и вручен проверяемому в течение 5 рабочих дней с даты его вынесения.
Бывает такое, что проверяемый не согласен с данными, занесенными в акт. В этом случае нужно будет составить письменное возражение на акт. При этом, предоставить возражение необходимо в течение месяца после получения акта в отделение налоговой органа, проводившего проверку.

Как подготовиться к выездной налоговой проверке

Чтобы встреча с налоговой прошла успешно, к ней нужно подготовиться — привести все дела компании в порядок. На что необходимо обратить внимание в первую очередь? Мы составили небольшой чек-лист:

  1. Обратитесь к Налоговому кодексу. Изучите права и обязанности проверяемого (статья 21, 23 НК РФ) и налогового органа (статья 31, 32 НК РФ).
  2. Приведите в порядок документацию. Убедитесь о наличии всех оригиналов учредительных, регистрационных, разрешительных документов. Проверьте на месте ли правоустанавливающие документы на имущество компании, документы об избрании, назначении на должность генерального директора и главного бухгалтера. Не забудьте удостовериться в наличии договоров с контрагентами. Также обратите внимание на подписи первичных документов — они должны быть подписаны от руки.
  3. Проверьте контрагентов. Проведите проверку на сайте Федеральной налоговой службы: наличие регистрации в ЕГРЮЛ, наличие налоговой задолженности и сдачу отчетов. Кроме этого, у контрагента можно потребовать заверенные копии устава, свидетельства о регистрации и о постановке на учет в налоговый орган, решение о назначении руководителя, последней бухгалтерской отчетности.
  4. Подготовьте доказательства проявления должной осмотрительности по отношению контрагентов, например, это может быть деловая переписка. Также проверьте наличие доказательств, которые подтверждают экономическую выгоду от сделки.
  5. Подготовьте помещение. Для проверяющих неплохо будет выбрать отдельное место. Тем самым, ограничив доступ к документам, которые не имеют отношения к данной проверке, и к сотрудникам, которые могут наговорить много «лишнего». Разумно также будет провести беседу с работниками. Поручите общение с налоговиками одному или нескольким сотрудникам. Напомните, что их высказывания должны основываться только на фактах. При этом необходимо отвечать кратко и только по делу.

Сроки проведения выездной налоговой проверки

Обычно выездная налоговая проверка проводится в течение двух месяцев. Однако, налоговикам дано право приостанавливать ее или продлевать. Налоговая выездная проверка может приостановиться на срок не более полугода, при этом оснований для приостановки проверки немного:

  • есть необходимость получения данных от иностранных государственных органов в рамках международных договоров;
  • есть необходимость провести экспертизу;
  • есть необходимость перевести на русский язык документы, которые представлены проверяемым на иностранном языке и истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика или у других лиц документы, которые имеют отношение к работе этого налогоплательщика.

Продлить выездную налоговую проверку инспекторы могут на 4(6) месяцев в следующих случаях:

  • проверяемый — крупнейший налогоплательщик;
  • налоговый орган получил данные, которые сообщают о возможном нарушении налогового законодательства и требуют дополнительной проверки;
  • на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;
  • у проверяемого несколько обособленных подразделений;
  • налогоплательщиком не предоставлены в установленный срок документы по требованию налоговых органов;
  • другие причины.

equilibrist-1831016__340.jpg

Все случаи, когда повторная выездная проверка может быть назначена, перечислены в абз. 5,6 п. 10 ст. 89 НК РФ:

1. От юридического лица поступила уточненная декларация по любому из налогов. И компания хочет не доплатить в бюджет, а уменьшить ранее представленные в ФНС цифры.

2. Инспекция сама находится в поле зрения вышестоящих инстанций. Ее подозревают в некачественном проведении проверок. В этом случае анализируются представленные результаты. Если они вызывают сомнения у проверяющих, то вероятность проведения повторной проверки значительно повышается.

При этом обратите внимание, что камеральная проверка повторно не назначается и не проводится. Это положение закреплено в ст.88 НК РФ. Исключение — сдача уточненки по налогам. Если в декларации будет уменьшение, то ничего не помешает инспектору перепроверить предоставленную информацию и провести новую камералку.

Для рядовых же юридических лиц важно знать, чем они рискуют при повторном визите инспекторов и как эти риски минимизировать.

1. Подана уточненная декларация с уменьшением суммы налога. Как проводится проверка?

- Порядок проведения повторной проверки

Если налогоплательщик по различным причинам предоставил в ФНС уточненную декларацию по любому налогу и инспекторы зафиксировали, что сумма налога подлежит уменьшению, то повторная проверка предполагает изучение и анализ документов за тот период, к которому относится уточненка. Решение о проверке принимается руководством той же инспекции, которая проверяла налогоплательщика раньше.

Важно: при изучении первички, обороток могут быть найдены ошибки и нарушения, не выявленные в ходе первоначальной проверки. И в этом случае ИФНС не имеет права доначислить проверяемой организации налоги и штрафные санкции. Исключение будет сделано только в случае, если удастся доказать, что проверяющий содействовал сокрытию ошибок, помогал предприятию избежать ответственности. Соответствующее положение прописано в абз. 7 п. 10 ст. 89 НК РФ.

Налоговый Кодекс и иные нормативные акты не накладывают никаких ограничений на количество повторных выездных налоговых проверок. В данном случае п. 5 ст. 89 НК РФ, ограничивающий количество проверок, в расчет не принимается. Про абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ необходимо помнить в ситуации, если уточненный расчет с уменьшением подается по авансовым платежам. В этом случае налоговики не могут проводить повторную проверку.

Важно: руководителю предприятия стоит дважды, а то и трижды подумать, прежде чем подписывать декларацию к уменьшению за уже проверенный период. Если сумма небольшая, то и риск невелик. Чем больше сумма, тем больше вероятность получить уведомление о проведении повторной проверки. В первом случае ИФНС потратит на проведение проверки сумму большую, чем сможет доначислить. Если же юрлицо желает уменьшить сумму налога на миллион-другой, то повод перечитать первичную документацию найдется. Необходимо иметь веские основания для подачи уточненного расчета на большие суммы.

В работе предприятий может произойти всякое. Могут измениться условия контракта, покупателю предоставлена значительная скидка, или появились расходы, не предусмотренные изначально. В любой из ситуаций нужно иметь документарное подтверждение того, что налог действительно уменьшен. И каждый из документов должен быть безупречен.

- За какой период готовить документы для повторной проверки?

Важно знать, что инспектор имеет право перепроверить документы и их отражение в налоговом учете за 3 (три) предшествующих года. Но многие ошибочно полагают, что этот период отсчитывается от даты, когда получено уведомление о проведении проверки. Чтобы избежать ошибок, важно перечитать абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ. Здесь сказано, что все сроки отсчитываются не от конкретного числа, а от года, в котором проверка была назначена. Соответственно, если в 2018 году сдать уточненные данные за 2013, то, скорее всего, можно не беспокоиться о том, что фискалы захотят пересчитать, правомерно ли было сделано уменьшение налога. Но и подателю уточняющей декларации от такого поступка прибыли не будет. Вернуть излишне уплаченные налоги или перезачесть их в счет будущих платежей можно также в течение 3-х лет с даты уплаты. Такое положение содержится в п. 7 ст. 78 НК РФ. Аналогичная позиция отражена в Письме Минфина №03-02-07/1-152 от 08 апреля 2010 года.

Но налоговиков такое положение не всегда устраивает. Они все чаще, в том числе в суде, пытаются доказать, что если есть уточненная декларация, то должно быть и право проверить ее достоверность даже в ситуации, когда прошли 3 года, отведенные законодательно на проведение проверок. Такая же позиция содержится и в документах надзорных органов (письма Минфина России от 19 апреля 2013 № 03-02-07/1/13473, ФНС России от 17 июля 2015 № СА-4-7/12693@).

05 марта 2015 года ВС РФ вынес определение № 305-КГ15-606, особо подчеркивающее, что налогоплательщик имеет право подавать уточняющие декларации и в ситуации, когда прошло 3 и более лет после того периода, к которому уточненка относится. Это дает ФНС право назначить проверку этого периода. В таком случае и соблюдается принцип налогового регулирования, и сохраняется баланс интересов государства и налогоплательщика.

Судебные инстанции при разрешении подобных споров все чаще становятся на сторону фискальных органов. В решениях указывается, что срок давности (3 года) не распространяется на случаи, когда сдаются уточненки с уменьшением исчисленного налога. Налоговики в такой ситуации имеют право на проведение повторных проверок. Если же п. 10 ст. 89 НК РФ толковать иначе, то налогоплательщики смогут беспрепятственно подавать декларации с уменьшением налога, зная, что никто не сможет перепроверить подлинность представленных данных. Такое определение вынес ВАС РФ 08 ноября 2013 № ВАС-15070/13. Другой вариант снижения налоговой нагрузки — подача уточняющей декларации за неделю – месяц до истечения 3-х летнего срока в надежде на то, что в этом случае ФНС не успеет обработать полученную информацию и вынести решение о проведении повторной проверки. Право ФНС на перепроверку данных в данной ситуации было подтверждено Постановлением АС ДВО 15 июня 2015 по делу № Ф03-2384/2015. Аналогичная позиция отражена в решении ФАС ЗСО от 19 марта 2013 по делу № А27-14195/2012. Президиум ВАС РФ в своем постановлении № 8163/09 от 16 марта 2010 года указал, что налогоплательщики никак не ограничены в своем праве уточнять представленные ранее данные о начисленных налогах. Но и налоговики должны иметь возможность проверить, насколько данная информация соответствует действительности.

2. Повторная проверка в ситуации, когда работу региональной ИФНС проверяет вышестоящая инстанция

- В какой ситуации может быть назначена повторная выездная налоговая проверка

Районные и межрайонные налоговые инспекции сами периодически попадают в поле зрения вышестоящих инстанций. Налогоплательщик может и не иметь никаких прегрешений перед законом, но проверять будут именно его. Именно бухгалтерии налогоплательщика придется вновь доставать из архива папки, распечатывать налоговые регистры и общаться с инспекторами, отставив текущую работу на второй план.

Решение о повторном визите фискальных органов может принять УФНС области, края или республики. Если же первичная проверка проводилась именно ФНС субъекта, то решение о повторной будет принимать ФНС РФ. Конкретный состав проверяющих законодательно не регулируется. Комиссия может состоять полностью из инспекторов вышестоящей структуры. Возможно подключение к работе и сотрудников проверяемой инспекции. Как показывает практика, подобные проверки не несут ничего хорошего ни районной ФНС, ни налогоплательщику.

Основная причина проведения повторной проверки — вышестоящие органы полагают, что первичная проверка проведена некачественно. А далее уже возможны подпричины:

— нет доначислений по налогам, или их сумма незначительна;
— доказательная база сформирована формально;
— проверены взаимоотношения не со всеми или «не с теми» контрагентами;
— есть подозрения, что проверяющий находился в сговоре с налогоплательщиком.

Последнее основание для повторной ревизии основано на абз. 7 п. 10 ст. 89 НК РФ.

- Для повторной выездной налоговой проверки нужны веские основания

Анализ проведенных повторных проверок показывает, что каждая из них должна иметь весомые основания. В частности, в ситуации, когда региональная ФНС хочет проверить работу подчиненных структур. Если достаточных оснований нет, то проверка преобразуется «из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности, ограничения свободы предпринимательства и права собственности». Такое Постановление вынес КС РФ от 16 июля 2004 № 14-П.

Аналогичное мнение высказано ВС РФ 16 сентября 2014 года в Постановлении № 301-КГ14-1038. В данном деле УФНС провела повторную проверку налогоплательщика, но акт проверки касался только данных, полученных новым инспектором. В итоговом документе нет никакого сравнения с результатами первичной проверки. Суд особо подчеркнул, в акте проверки не анализируются данные первичной ревизии, не указано, какие вопросы планировалось исследовать, какие выводы по данным вопросам были сделаны. Нет и никаких упоминаний о том, что первичная проверка вообще проводилась.

Инстанция, принявшая решение о проведении повторной проверки, не смогла доказать, что первая проверка данного налогоплательщика была проведена неэффективно, что проверена только часть документов. От УФНС не поступило достаточных доказательств, что новая ревизия была проведена с целью перепроверить данные, указанные в акте первой проверки. Такой вывод указан в постановлении ФАС ВВО от 25 апреля 2014 № А29-1670/2013. Соответственно, есть все основания считать, что проверка, проведенная УФНС, не является повторной. Она переквалифицирована в новую проверку. И назначали ее не для того, чтобы проверить правильность и полноту первоначальной проверки, а для того, чтобы доначислить налоги. При этом налоговики никак не оспаривали и не подвергали сомнению выводы первого проверяющего.

В 2015 году уже АС МО рассматривал заявление налогоплательщика о правомерности проведения повторной проверки вышестоящей инстанцией. Результаты отражены в постановлении суда от 21 декабря 2015 года по делу № А40-57636/15. В данной ситуации на предприятии проводилась первичная налоговая проверка. Но вышестоящая инстанция решила не дожидаться ее результатов и вынесла решение о проведении повторной. Поводом для повторного визита к налогоплательщику было то, что по проверяемым данным истекал трехлетний срок, отводимый на проверки (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ). Налогоплательщику акт по результатам первичной проверки был вручен 01 декабря 2014 года. А уже 30 декабря 2014 года было принято решение провести повторную проверку. И при этом было решено перепроверить не все налоги, а только один.

В указанном постановлении суда сказано, что как только составлена справка, проверку можно считать оконченной. Далее уже на основании данного документа будет сформирован акт с перечислением всех проведенных контрольных мероприятий, их результатов и выводов проверяющих. Далее выносится решение по проверке. В ст. 89 НК РФ не содержится ни слова о том, что решение о повторной проверке выносится после того, как руководство ИФНС утвердит итоги первичной. Также в судебном акте отмечается, что ст. 89 НК РФ (п. 10) не содержит предписаний о том, что обязательно нужно перепроверять все налоги.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ и сформировавшаяся судебная практика предоставляют фискальным органам широкие полномочия для проведения повторной выездной проверки налогоплательщика. Это необходимо учитывать, но если ваша бухгалтерия работает слаженно и профессионально, а деятельность организации проводится в полном соответствии с действующим законодательством, то опасаться абсолютно нечего.

Если объективно посмотреть на статистику проведения ВНП в 2019 году, нельзя не отметить: проверок стало не просто меньше, а значительно меньше: за 4 года, с момента запуска АСК НДС-2 их количество сократилось с 29,3 тыс. до 9 тыс.:

Снимок.JPG

Более, того, вслед за снижением количества ВНП, сократилось и выявление налоговых преступлений (в 2 раза), а вместе с ними и разрыв между выявленными преступлениями (зарегистрированными) и расследуемыми (по которым возбуждены уголовные дела), и хотя данных по приговорам Судебный департамент ВС не предоставил, можно с уверенностью сказать, что их роста не произошло:

Снимок.JPG

Постановление ВС РФ № 48 от 26.11.2019 г. «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» не сделало срок привлечения к уголовной ответственности бесконечным (моментом окончания преступления, предусмотренного статьей 198 или статьей 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов, сборов, страховых взносов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах). В феврале Госдума приняла в первом чтении законопроект Президента фактически существенно повышающий размер налоговой недоимки при которой наступает уголовная ответственность[1], например с 15 млн. по ч. 2 ст. 199 УК РФ, до 45 млн. р.

[1] Полный текст проекта Федерального закона N 871811-7 со всеми планируемыми изменениями - (https://sozd.duma.gov.ru/bill/871811-7)

В пояснительной записке к законопроекту было указано, что проект федерального закона направлен на дальнейшее формирование условий для создания благоприятного делового климата в стране и сокращение рисков ведения предпринимательской деятельности.

Но за благостной картиной осталась другая статистика: рост поступлений в бюджет НДС на 19% и налога на прибыль на 18,3% - не следствие роста экономики на 19% и даже не эффект от повышения НДС, а в том числе результат поданных уточненных налоговых деклараций, который из квартала в квартал растет в 1,5 раза и более чем в 3 раза превышает доначисления по результатам камеральных налоговых проверок.

Проще говоря, весь бизнес на ОСН постоянно подает «уточненки», в результате комиссий по мобилизации налоговой базы, круглых столов по побуждению уточнения налоговых обязательств и других «понятийных» мероприятий налогового контроля, проведение и результаты которых по мнению судов не возможно обжаловать поскольку по своей правовой природе указанные акты являются процессуальными документами, фиксирующими результаты заседания комиссии, носят информационный характер, возможность самостоятельного обжалования в судебном порядке таких актов действующим арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрена. (Постановление АС Московского округа от 31.10.2019 по делу № А41-394/2019).

Конечно, комиссия по легализации лучше, чем ВНП, но претензии налоговиков относительно разрывов по НДС во втором и следующих звеньях – повсеместны.

А вот так выглядит арбитражная практика по ст.54.1 НК РФ с сайта http://ras.arbitr.ru, скриншот сделать за произвольный период, можно было выбрать и другой, от этого ничего бы не изменилось:

Снимок.JPG

Все решения приняты в пользу налогового органа. Справедливости ради, надо отметить, что в большинстве случаев разрыв по НДС и использование спорных контрагентов происходит в первом звене, но все же статистика показательна.

По делам о дроблении бизнеса, статистика такая же: за 2 месяца 2020 года 16 решений судов первой инстанции, из которых в пользу налогоплательщика только одно. Кстати, комиссии по легализации стали проводиться и по дроблению тоже: одинаковые ip, ИП-бывшие сотрудники, дробление сетей, разделение НДС-ных и безНДС-ных потоков и т.д. все чаще являются причинами побуждения налогоплательщиков перейти на ОСН. Более того, признаки дробления бизнеса и риски предъявления налоговых претензий имеют все группы компаний с совокупной выручкой более 150 млн. р., при этом большинство этих рисков можно предотвратить.

Впереди бизнес ожидает еще нехорошее стечение сразу нескольких факторов:

1. обвал рубля и падение цен на нефть

2. продолжающееся снижение покупательской способности населения

3. коронавирус с реальными рисками и эмоциональными переживаниями

4. грядущие проблемы бюджета

5. премьер-налоговик профессиональный опыт которого прежде всего - собирать деньги, а не зарабатывать их

7. рост неопределенности, препятствующий инвестированию и развитию.

В этой ситуации можно занять выжидательную позицию и дождаться приглашения на комиссию по легализации, на которой сказать будет нечего или сразу получить ВНП за грехи нынешние и прошлые (бюджет будут наполнять любыми способами!), можно подождать и без разумного структурирования бизнеса потерять всю маржу, можно повысить цены с риском остаться без заказчиков, а можно увидеть в сложной ситуации и возможности.

Цель семинара «Бизнес в эпоху перемен» , который пройдет 15-16 апреля 2020 года в Санкт-Петербурге – дать конкретные взвешенные решения для оптимизации и развития бизнеса, налоговой и корпоративной безопасности в условиях усиления налогового контроля. Для тех, кто боится вирусов – есть онлайн-трансляция, остальным выдадим маски. Просто и правда, нет уже времени и возможности, для бездействия, совсем нет.

Чтобы снизить риски доначисления налогов и штрафов

Налоговые инспекторы могут организовать выездную проверку — приехать в офис частной компании и изучить ее документы на месте.

Кроме того налоговая устраивает камеральные проверки, то есть проверяет отчетность налогоплательщиков в своем офисе.

Цель во всех случаях одна — убедиться, что налогоплательщик верно исчисляет налоги, ничего не скрывает, вовремя платит все положенные суммы.

Когда может приехать налоговая

Инспекторы могут приехать в компанию в любое время по разным основаниям.

Плановая проверка. Общепризнанных плановых или внеплановых выездных проверок не существует. Налоговая не составляет сводный план проверок, как другие государственные органы, и не публикует его на своем сайте. То есть инспекторы не предупреждают о своем приходе.

Но внутренний план, по которому будет идти работа проверяющих в следующем году, налоговая составляет. Происходит это так.

В конце года управление ФНС составляет список налогоплательщиков по критериям риска совершения налоговых правонарушений — о них расскажем чуть ниже, — как претендентов на выездную проверку. Список составляют на основании данных АИС «Налог-3» — программы, в которой есть вся информация о налогоплательщиках, например, какие банковские счета у них открыты, какую выручку они получили, сколько налогов уплатили.

Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы — АИС «Налог-3» PDF, 87,9 МБ

Этот список спускают в территориальные налоговые органы, и уже там в отделах предпроверочного анализа начинают проводить мониторинг компании, запрашивать у нее документы, изучать, как она ведет свою деятельность. Если предпроверочный анализ показал, что да, компания, скорее всего, утаивает налоги и есть перспектива их взыскания, налоговики начинают с ней работать.

Как могут привлечь к проверке


Сначала компанию пытаются привлечь в добровольно-принудительном порядке уточнить свои налоговые обязательства. Вызывают руководителя на комиссию рабочей группы, которую формируют в ИФНС, и вменяют ему применение схемы ухода от уплаты налогов.

Рабочая группа требует предоставить уточнения с пояснениями и доплату налогов. При этом грозят тем, что если компания этого не сделает, то налоговики организуют выездную проверку.

Сейчас это стандартный сценарий: вызов на комиссию — добровольная уплата. Если нет, то выездная налоговая проверка.

Другие поводы для выездной проверки — это:

  1. Истечение даты, до которой компании нужно было устранить нарушения по предписанию налоговой.
  2. Распоряжение прокурора на проведение проверки.
  3. Реорганизация или ликвидация, которую затеяла компания. Причем инспектор может приехать, даже если последняя проверка была совсем недавно, например полгода назад.

Повторная выездная проверка бывает в двух случаях:

  1. Чтобы проконтролировать инспектора, который провел проверку. Контроль проводит должностное лицо из вышестоящего налогового органа. Например, районная налоговая насчитала один миллион недоимки. А УФНС по региону показалось, что это как-то мало, не иначе коррупция. Тогда она распоряжается провести повторную выездную проверку.
  2. Чтобы проверить уточненку за тот период, который относился к выездной проверке. Уточненка — это декларация, которая исправляет ошибки в уже поданной декларации. Иногда уточненка может уменьшать сумму налога. Тогда ее могут проверить повторно. Например, налогоплательщик указал, что 3 года назад был неучтенный расход, поэтому налог на прибыль был переплачен. До подачи уточненки ИФНС уже провела выездную проверку периода, к которому относится изначальная декларация. Инспекторы приедут еще раз, чтобы проверить, что оно действительно было так.

Какие есть критерии риска

Выше мы упоминали критерии риска совершения налоговых правонарушений. Его понятие раскрыто в концепции планирования выездных налоговых проверок, которую разработала ФНС для своих работников.

В концепции перечислены 12 ситуаций. Если компания подходит под одну из них, она обязательно попадет в поле зрения налоговой.

Когда и кому грозит налоговая проверка

Ситуация Что означает Кого касается
Низкая налоговая нагрузка ФНС на основе данных Росстата посчитала, сколько примерно налогов обязаны платить компании в разных отраслях. Например, для тех, кто занимается строительством, налоговая нагрузка составляет 11,9% от оборота. Если по декларации инспектор видит, что строительная компания платит меньше 12% от оборота, это может послужить сигналом для проведения проверки Всех организаций и ИП
Постоянные убытки Налоговики считают, что если компания в течение двух и больше лет приносит только убытки, то продолжать деятельность подозрительно. Скорее всего, она скрывает доходы Всех организаций и ИП
Значительная сумма вычета по НДС Если компания хочет вернуть 89% уплаченного НДС или даже больше — есть вероятность, что по этой схеме фирма уклоняется от уплаты НДС Организаций и ИП на ОСНО
Расходы растут быстрее доходов Налоговую смутит опережающий рост расходов над доходами. Например, если расходы выросли в 2 раза, а выручка не изменилась Организаций и ИП на ОСНО, на УСН с объектом «Доходы минус расходы»
Низкая зарплата работников Росстат дает информацию о средней зарплате по отраслям в регионе. Если компании платят своим работникам меньше средней зарплаты, это привлечет внимание Всех организаций и ИП
Неоднократное приближение к предельным значениям (менее 5%) Чтобы применять налоговые спецрежимы, компании и ИП обязаны соблюдать некоторые ограничения.
Например, на патенте нельзя нанимать больше 15 человек. Если в компании постоянно меняется число работников — то 13, то 14 — налоговая может заподозрить занижение показателей, чтобы компания не потеряла право на использование спецрежима
Организаций и ИП на УСН, а также ИП на ПСН или НПД
Расходы почти равны доходам Если предприниматель заявляет, что у него расходы почти такие же, как и доходы. А если к тому же ИП оформляет вычет НДФЛ 83% и больше, налоговая заподозрит неладное ИП на ОСНО
Работа построена на сотрудничестве с посредниками Налоговая посчитает сомнительной деятельность фирмы, если она работает только с посредниками через цепочку контрагентов. Например, закупает сырье и материалы не напрямую у поставщика, а через нескольких посредников, в результате чего цена значительно возрастает в сравнении со среднерыночной Всех организаций и ИП
Компания не предоставляет документы или пояснения по запросу налоговой Если налоговая потребовала объяснить ошибки или противоречия в декларациях, а компания это проигнорировала, ФНС устроит выездную проверку Всех организаций и ИП
«Миграция» между налоговыми органами Компании, которые с момента регистрации 2 раза или больше снялись с учета в одной ИФНС и встали на учет в другой, также привлекут внимание инспекторов Всех организаций
Низкий уровень рентабельности Рентабельность продаж и активов по отраслям перечислена в той же концепции. Если по данным бухгалтерского учета выходит, что рентабельность компании меньше на 10% от нормы, налоговые инспекторы, возможно, приедут с проверкой. Организаций на ОСНО
Деятельность с высоким налоговым риском Это касается работы с фирмами-однодневками. Если компания выберет недобросовестного контрагента, налоговая заподозрит в необоснованном получении налоговой выгоды Всех организаций и ИП

Как подготовиться к приезду налоговой

Итак, инспекторы не предупреждают о своем скором приходе, составление плана работы с налогоплательщиками — это «внутренняя кухня» налоговиков.

Поэтому, чтобы приезд налоговиков не стал неприятным сюрпризом с доначислениями и штрафами, следите, чтобы ваша компания не совпала с критериями риска, и постоянно проверяйте свои документы. Как вариант можно периодически приглашать аудитора, чтобы убедиться, что все в порядке.

Подготовьте к проверке документы и предупредите команду

Проверяйте первичные документы. Это договоры, счета на оплату, кассовые чеки, счета-фактуры, товарные накладные. Они должны быть оформлены по всем проведенным сделкам, содержать все реквизиты, подписи и печати.

Проявляйте должную осмотрительность. Помимо первичных документов стоит обратить внимание на проявление должной осмотрительности. Для этого у предпринимателя должно быть положение о работе с контрагентами и досье на каждого из них, включая распечатки с сервисов nalog.ru.

Поговорите с работниками. Особенно, когда инспекторы уже приехали. Помните, что у налоговых органов сейчас достаточно большой круг полномочий, и к проверке они могут подключить полицию. Поэтому есть смысл дополнительно поговорить с работниками и подготовить их к проверке, чтобы они могли при необходимости рассказать о финансово-хозяйственной деятельности компании и контрагентах.

Предупредите контрагентов. Если есть возможность, стоит предупредить основных контрагентов, чтобы при проведении встречных проверок они могли подтвердить все операции. Также рекомендуем проверить электронную почту и компьютеры сотрудников и удалить неоднозначную информацию.

Общайтесь только с полномочными инспекторами. Впускать на свою территорию нужно только тех проверяющих, которые указаны в решении о выездной налоговой проверке. Посторонних лиц быть не должно.

Как подготовить документы

К налоговой проверке нужно быть готовым всегда. Поэтому работайте по этому чек-листу :

  1. Проверить наличие всей бумажной и электронной первички, убедиться, что в них заполнены все обязательные реквизиты.
  2. Если есть сомнения в реальности проведенных сделок, лучше убрать эти расходы или подготовить по ним убедительное экономическое обоснование.
  3. Проверить все взаиморасчеты с покупателями и поставщиками, нет ли зависших долгов. Это источник для доначислений налогов и повод признать сделку недействительной.
  4. Провести самоаудит налоговых рисков: соответствует ли уровень зарплат среднеотраслевым, есть ли убыточные сделки, есть ли высокие и необоснованные затраты, соответствует ли уровень налоговой нагрузки и рентабельности данным ФНС.
  5. Определить линию защиты своих интересов и подготовить свою базу доказательств, чтобы быть убедительными.

Как проходит выездная проверка

Перед проверкой инспекторы должны отдать компании решение о проведении проверки. В законе не сказано, в какие сроки это нужно сделать, поэтому налоговики могут приехать, вручить документ и сразу приступить к проверке.

Еще в решении указывают, по каким налогам и за какие периоды будет проверка. Ориентируйтесь на этот документ — инспектор может запрашивать документы только по налогам и по периодам, указанным в решении. По другим периодам и налогам проверку проводить он не может.

Отчетность смотрят по налогам, которые платил бизнес в течение трех лет до года проверки. Например, в 2020 году инспекторы могут проверять документы по налогам за 2017, 2018 и 2019 годы. Документы за 2020 год инспекторы тоже могут проверить — за закрытые отчетные периоды.

Проверка уточненной декларации с выездом в офис компании проводится, если ее подали именно в период выездной проверки. Инспекторы будут проверять документы, оформленные именно за тот период, за который налогоплательщик представил уточненку.

Если инспектору недостаточно информации из документов, он добывает ее другими способами: проводит инвентаризацию, осматривает помещения, допрашивает сотрудников. На все это у него есть полномочия.

Как долго длится проверка

Выездная проверка длится два месяца начиная с дня вынесения решения до дня, когда инспектор составит справку о проведенной проверке. Срок могут продлить до 4 или даже до 6 месяцев. Вот список причин, по которым так могут сделать:

Продлевать ли проверку, решает вышестоящий налоговый орган. Например, с проверкой приехали инспекторы ИФНС, они не уложились в двухмесячный срок и хотят продлить его. Дать ли им еще время для проверки, решать будет УФНС по субъекту РФ.

Выездную проверку могут приостановить на срок до 6 месяцев, чтобы:

  1. Получить информацию у контрагентов. Например, инспектор хочет убедиться, что ООО, которое он проверяет, действительно отвез груз для заказчика на другой конец страны.
  2. Получить информацию от иностранных государственных органов.
  3. Провести экспертизу.
  4. Перевести на русский язык документы, представленные налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановка отличается от продления проверки тем, что все процедуры прекращаются: инспекторы уходят из офиса, не могут никого допрашивать и требовать документы и т. д.

Получается, что компанию, у которой большой документооборот и множество контрагентов, могут проверять целый год.

Чем заканчивается выездная проверка

В последний день проверки инспектор составляет справку. С этого момента проверка считается законченной.

Затем в течение двух месяцев инспектор составляет акт налоговой проверки, где указывает:

  1. Факты нарушения налогового законодательства или отсутствие таких нарушений.
  2. Сколько нужно доплатить в бюджет — недоимка, пени, и в какие сроки это нужно сделать.

Акт вручают налогоплательщику под подпись. Если предприниматель не согласен с тем, что написано в акте, он может подать возражение по адресу налогового органа, составившего акт. Сделать это можно в течение месяца со дня получения акта.

Выездная налоговая проверка нередко становится настоящим испытанием для ритейлера и чревата значительными доначислениями, пени и штрафами. Опыт взаимодействия с налоговой помогает выработать определенные правила, позволяющие снизить риски необоснованных выплат, сэкономить значительные средства и успешно пройти проверку.

Налоговые проверки: как готовиться и как повлиять на результат

Сокращение количества выездных налоговых проверок — одна из основных тенденций налогового контроля. «Число налоговых проверок сокращается, но при этом прямо пропорционально сокращению растет ценник — размер доначислений, — отмечает налоговый менеджер компании Schneider Electric Алиса Назаренкова. — Этот тренд говорит о том, что теперь налоговый орган готовится к проверке задолго до того, как она официально начинается, проводя предпроверочный анализ и встречи с сотрудниками. Плюс в ходе самой проверки часто используется еще один механизм контроля — допросы сотрудников. Получается, что во время проверки поднимается огромный массив вопросов, на которые налогоплательщику надо правильно ответить».

В рамках секции «Английские дебаты» III конференции CFO Russia «Налоговое планирование в ритейле» были рассмотрены возможные сценарии развития ситуации при выездных налоговых проверках. Участники поделились мнениями о том, как готовиться к выездным проверкам, какие приоритеты выставлять, как вести себя с налоговыми органами и какие перспективы имеет обжалование актов.

До выездной проверки

Выездная проверка имеет три основных этапа — преданализ, собственно проведение налоговой проверки, составление и оспаривание акта.

До выездной проверки ИФНС проводят преданализ в соответствии с Концепцией планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@. По результатам преданализа сотрудники инспекции составляют отчет. Преданализ определяет целесообразность и направление проверки.

Во время преданализа налоговый орган направляет в адрес налогоплательщика требование о предоставлении документов и информации вне рамок налоговой проверки, ссылаясь на ст. 93.1 НК РФ. В связи с этим у ритейлеров возникает масса вопросов о том, как реагировать на такие требования, представлять документы и информацию или нет, и сможет ли преданализ повлиять на результаты выездной проверки.

Налоговые проверки: как готовиться и как повлиять на результат

Преданализ и чего от него ждать?

Руслан Шведков

Финансовый директор BNS Group Руслан Шведков: «За последние несколько лет я пережил четыре выездные проверки и, основываясь на своем опыте, могу рассказать, что такое преданализ и проверка.

Как выглядит схема преданализа? – Получаем запрос на предоставление документов и информации вне рамок налоговой проверки со ссылкой на ст. 93.1 НК РФ, где на двенадцати листах написано, какие документы от нас хотят получить. Понимаем, что проводится преданализ. В рамках этого преданализа нас вызывают в налоговую инспекцию. Приходим, отвечаем на вопросы, даем необходимые пояснения, выясняем, к каким контрагентам и по каким вопросам может быть проявлен интерес в рамках проверки. Далее по результатам преданализа специалистами налоговой составляется предварительная сумма для начисления, которая пойдет на утверждение в вышестоящие органы. Там эту сумму, скорее всего, утвердят, поэтому компании надо быть морально готовой к тому, что эта сумма и будет взыскана по результатам выездной проверки.

Минус 10 млн руб. — это максимум, на который можно сократить начисления по итогам конструктивной работы с налоговой.

Если вам в преданализе написали к доначислению 40 млн руб., меньше чем за 30 млн руб. вас не отпустят. По сути, когда документ попадает на преданализ, судьба проверки решена. Переломить систему нельзя, надо приспособиться, не только знать налоговый кодекс, но и понимать, как работает механизм и что в рамках этого механизма можно сделать. Если сейчас все решается на уровне преданализа, надо постараться разрешить сложные ситуации уже на этом уровне».

Ольга Головина

С этим мнением не соглашается главный бухгалтер сети Selgros Cash&Carry Ольга Головина: «Широко рекламируемая система с преданализом на самом деле не работает. Приведу пример. В январе прошлого года в нашу компанию поступило требование из налоговой на предоставление информации о контрагентах. В списке преданализа было около 30 компаний. Информация была собрана, и в марте нас пригласили прийти лично в налоговую инспекцию по вопросам преданализа. Приходим, на допросе предъявляют уже другой список, в котором фигурирует примерно 40 контрагентов, и говорят, что нужны пояснения уже по этому списку. Спрашиваем — что нужно сделать, чтобы снять вопросы по этим компаниям. Инспектор просит, чтобы поставщики сами позвонили в ИФНС. Мы разделили список по менеджерам, обзвонили все компании и попросили их связаться с ИФНС, чтобы снять возникшие к ним вопросы.

Далее пошла обратная связь. Поставщики один за другим стали отвечать нам, что они звонят в ИФНС, но занимающийся этим вопросом инспектор ушел в отпуск. Полгода никаких вестей от ИФНС не было, однако в конце сентября объявили налоговую проверку. В рамках выездной проверки пришел запрос, но уже с третьим списком. Причем если некоторые фирмы еще могут вызвать какие-то вопросы, то по другим вообще не ясно, в связи с чем они смогли попасть в этот «сомнительный список». Ощущение такое, что плана проверки у них нет, ищут вслепую, в надежде, что среди большого количества поставщиков что-нибудь сомнительное да найдется. Поэтому вывод такой. Может быть, для компаний, имеющих 100 контрагентов, схема с преданализом работает, но для тех, у кого их тысячи, как у нас, классическая схема преданализа не действует».

Марина Бычкова

На требования преданализа надо реагировать в зависимости от ситуации, считает главный бухгалтер компании «Утконос» Марина Бычкова: «Во время преданализа нас тоже закидывают всякими требованиями, при этом надо отметить, что требования стали составляться более грамотно, чем несколько лет назад, и уже сложнее от них отмахнуться и сказать, что запросы необоснованные. А если случаются необоснованные требования, мы мотивированно отказываемся предоставлять документы, и, к чести налоговой, негативных последствий таких отказов пока не было».

В любом случае, участники дебатов рекомендуют сотрудничать с инспекцией и выполнять все требования, способные помочь налоговому органу выявлять нарушения.

Насколько неоспорим акт?

Еще один животрепещущий вопрос — насколько неоспорим акт проверки? Является ли акт проверки четким водоразделом между тем, что можно и что уже нельзя изменить? Необходимо ли до составления акта предпринимать все возможные усилия, чтобы в акт попали только те эпизоды, с которыми компания внутренне согласна, или лучше побороться потом, в суде?

Когда есть акт, ничего уже не изменишь, считает Руслан Шведков: «Все, что будет написано в акте, суд утвердит, и позиция суда однозначна — что бы мы ни сказали, нас уже никто не слушает. При рассмотрении налоговой апелляции вышестоящая организация перепишет акт и решение нижестоящей, суды перепишут постановления друг друга и так далее. Надо жить по кодексу, но при этом учитывать существующие реалии, и если ты едешь по главной дороге на велосипеде, а со второстепенной дороги вылетает грузовик, то лучше уступить дорогу».

Но не все согласны с этим мнением. «Даже когда акт уже есть, еще можно что-то изменить, и у нас это получалось, — рассказывает Марина Бычкова. — Мы составили обоснованные возражения на акт проверки, и с нас сняли существенную часть суммы».

Есть даже примеры кардинального изменения акта после оспаривания ритейлером.

«Из шести выездных налоговых проверок, которые я прошла, в двух случаях удавалось после акта сбивать сумму доначислений до нуля, — говорит Ольга Головина. — В этих актах было много путаницы. Не каждый инспектор имеет достаточно времени для проверки акта, так как одновременно ведет несколько проверок».

Давайте вместе что-нибудь найдем

Софья Тараева

Бывают такие ситуации, которые лучше разрешить заранее. Например, налоговая объявляет нам о каком-то из партнеров: «У нас на них план — 1,5 млрд руб.». Отвечаем, что таких денег у этой компании нет. Они говорят: «Не знаем, нам управление спустило, может быть, управление ошиблось». В результате они понимают, что миллиарда не будет, и предлагают: «Давайте вместе что-нибудь найдем». И тут два варианта — либо вы ищете вместе с ними, по согласованию, и сумма всех устраивает, либо отдаете все на откуп проверяющих. На наш взгляд, первый сценарий более эффективный.

Возможность обсудить с инспекцией результаты и выводы заранее, с нашей точки зрения, существует. Ни одна инспекция не хочет, чтобы ее результаты были предметом рассмотрения вышестоящей организации: это влечет порчу статистики. В суд они тоже не стремятся идти, потому что у них недостаточно временных и людских ресурсов. Гораздо комфортнее согласовать приемлемую сумму, даже если это минус 10 млн руб. от первоначального плана. Итак, договоренности на уровне налоговой инспекции, пока акт еще не выпустили, обычно работают, и в целом это устраивает и инспекцию, и руководство компании. При этом нужно понимать, что есть спор о факте и спор о праве. С фактами нужно разобраться на берегу, потому что споры о факте выносить в суд бесполезно, налогоплательщик их не отыграет. А вот споры о праве могут остаться в акте, с ними можно поспорить, если понимать, что это будет полезно для будущих требований и проверок».

Другие игроки подтверждают, что в интересах проверяющих написать столько, сколько компания готова отдать. Иначе компания уйдет в банкротство, и с нее вообще нечего будет получить.

Тенденция последних лет — включение в проверяющую группу сотрудников Следственного комитета. Специалисты объясняют такое усиление состава дополнительным стимулом к оплате штрафа. «Мотивация налоговиков завязана не на то, что они написали, а на то, что они собрали, — поясняет Руслан Шведков. — Поэтому автоматическое включение в проверяющую группу сотрудников отдела урегулирования задолженности Следственного комитета связано с опасением, что компания может не заплатить».

Давайте вместе что-нибудь найдем

Пойти и поискать в шкафу

Еще один неоднозначный вопрос — как отвечать на требования о предоставлении документов, если эти документы выходят за рамки проверки либо отсутствуют у компании.

«Когда запрашивают документы, которых у вас нет, самое лучшее — пойти и поискать в шкафу, там обычно есть много всего интересного, что может хоть каким-то образом помочь налоговому инспектору понять, что вы ничего не скрываете, и сформировать свою позицию, — считает Софья Тараева. — У нас был негативный опыт, когда мы не давали инспекции документы, формально не имевшие отношения к первичным документам. В суде была заявлена четкая позиция налогового органа о том, что мы препятствовали проведению проверки, и налоговый орган не имел возможности оценить реальность наших операций. Суд принял это утверждение и выставил нам обвинение в том, что налогоплательщик препятствовал формированию правильного вывода. Это было неприятно. И с тех пор мы так не делаем. Мой совет — документы выдавать на проверке, а не держать до суда, потому что суд может эти документы уже не принять к рассмотрению».

Участники дискуссии сходятся на том, что должен быть разумный компромисс — если есть документы, нужно показывать, но если предоставление осложняется объективными обстоятельствами, например, давно не работают с контрагентом и все сотрудники с обеих сторон уволились, либо объем документов слишком большой (например, требуются все счета-фактуры и пропуска въезжающих на территорию склада поставщиков за три года), то можно обоснованно отказать.

Налоговые проверки: как готовиться и как повлиять на результат

Как склеить сложные разрывы

Понятие «налоговые разрывы» в отчетности по НДС используется для обозначения суммовой разницы в декларации налогоплательщика и документах контрагентов. Например, у налогоплательщика отражена счет-фактура, которая не отражена в налоговой декларации контрагента. То есть это операции, по которым есть вычеты, но не уплачен НДС. Если сделка совершена с участием более двух субъектов и по ней на одном из этапов выявлены расхождения по НДС, это будет считаться сложным разрывом. Позиция налоговой с отношении ритейлера такова: «Ваш контрагент нарушил — заплатите».

Как ритейлеру избежать сложных разрывов и нужно ли оправдывать своих контрагентов, к которым появились вопросы налоговой?

Надо самим заранее и внимательно проверять своих контрагентов, считает Ольга Головина: «Нас по поводу нарушений наших контрагентов вызывали в налоговую трижды. Первый раз со стороны контрагента пришел директор, сказал, что все решит, и через пару дней «сбросил» свою фирму на учредителя. Когда мы начали проверять документы, подписи этого директора нигде не оказалось. В таком случае нам оставалось только заплатить. Позднее мы стали тщательно проверять подписи всех контрагентов. Если директор фирмы-поставщика подписал договор лично, ему можно сказать: «Решайте свои вопросы с ИФНС и своими партнерами, если не решите, сотрудничество с вами прекращаем». Два раза из трех контрагенты сами разрешали все вопросы с налоговой».

Надо уметь правильно объяснять свою позицию, считает Марина Бычкова: «Мы проверили своего контрагента, выяснили, что он куда-то отсылал деньги с непонятным назначением платежа, и писали в возражении, что не имеем таких возможностей доступа к информации контрагента, которые имеет инспекция. Мы со своей стороны проявили осмотрительность, реальность сделки не оспариваем, но доказать нарушения не можем. И эту позицию налоговая приняла».

Бывают примеры, когда не удается договориться. «Нас вызвали в налоговую и сказали: «На вашего контрагента пришла докладная из Сургута, что он перечислил сумму через посредников в Сургут и там обналичил, таким образом, у вас возник разрыв, будете добры, заплатите деньги, — рассказывает Руслан Шведков. — Начинаю разбираться, выясняется, что у контрагента произошел конфликт между акционерами, кто-то из них увез и обналичил деньги. Спрашиваю налоговую: «А мы здесь при чем?» На что мне отвечают: «Разве для вас это большая сумма? Заплатите и живите спокойно. А то бумага пойдет в управление, управлению придется отписываться перед ФНС, и проблема затянется». Я тогда решил не платить, за что получил выездную налоговую проверку».

Обязанность проверять контрагента законом не установлена, но с учетом статьи 54.1 НК РФ и рекомендаций по применению этой статьи ритейлеру лучше проявлять должную осмотрительность, чтобы самому убедиться, что контрагент является добросовестным и ведет законную деятельность. При этом сбор документов о контрагентах, подтверждающих должную осмотрительность компании, рекомендуется вести постоянно, потому что в процессе налоговой проверки нужные документы собрать будет очень сложно.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что следует действовать, исходя из принципов разумности и индивидуального подхода к каждой ситуации, но ни в коем случае не агрессивно, по возможности помогая налоговому органу.

Избежать лишних налоговых проверок, а также сэкономить значительные средства на уплате налоговых штрафов и пеней позволяет переход к налоговому мониторингу.

Напомним, что выпущена бета-версия прикладного решения «1С:Налоговый мониторинг». Программный продукт предназначен для ведения бухгалтерского, налогового учета и учета по МСФО, автоматизации взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом в ходе налогового мониторинга предприятий, не имеющих дочерних обществ.

Читайте также: