Основы маркетинга менеджмента и налоговой системы на автомобильном транспорте

Опубликовано: 03.05.2024

Практические занятия

Основные затраты грузодвижения.

Методика оценки уровня конкурентоспособности автотранспортного предприятия.

Обсуждение способов повышения эффективности предприятия. Предоставление дополнительных услуг автопредприятием.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: организация товародвижения, цели и средства маркетинговых коммуникаций, основные концепции маркетинга на автопредприятии

МАРКЕТИНГ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ.

В условиях рыночной экономики маркетинг должен охватывать практически все сферы управления транспортным предприятием, оказывая активное влияние на управление финансами, производственной (перевозочной) деятельностью, системой снабжения и сбыта, кадровую политику и т.п.

Необходимо отметить, что некоторые элементы маркетинга использовались на отечественном транспорте и ранее, хотя это и не называлось маркетингом. Так, на железнодорожном транспорте периодически проводилось обследование экономики районов тяготения железных дорог, существовала система скидок и надбавок к тарифам, изучались грузо- и пассажиропотоки, проводилась оптимизация транспортно-экономических связей и планирования перевозок, разрабатывались и реализовывались отдельные мероприятия по повышению качества перевозок и сервиса транспортного и экспедиторского обслуживания пользователей транспортом.

Маркетинг на транспорте обычно называют транспортным маркетингом, отмечая не только сферу применения, сколько особенности, отличающие его от маркетинга других видов услуг и маркетинга промышленных и потребительских товаров.

Маркетинг на транспорте представляет собой особую систему управления транспортным производством и реализацией продукции (услуг) и является своеобразным хозяйственным механизмом транспортных предприятий в условиях рыночной экономики. Однако конкретные формы использования или функции этого механизма в определенной мере зависят от специфики организации работы того или иного вида транспорта или транспортного предприятия.

Маркетинг на автомобильном транспорте - вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей грузоотправителей и грузополучателей независимо от форм собственности посредством организации рациональной системы грузодвижения.

Грузодвижениепредставляет собой деятельность по планированию, реализации и контролю за физическим перемещением готовой продукции и материалов от мест их производства до мест потребления с целью удовлетворения потребителей и с экономической выгодой для предприятий транспорта и вспомогательных структур

Руководствуясь общими функциями современного маркетинга (изучение рынка, планирование, ценообразование и продвижение товаров), можно сформулировать следующие основные функции (направления деятельности) транспортного маркетинга, учитывающие специфику отрасли:

1) комплексное исследование транспортного рынка;

2) обследование экономики районов тяготения транспортных предприятий с целью определения платежеспособного спроса и потенциальной потребности в транспортных услугах, выявление требований к качеству транспортного обслуживания пользователей;

3) анализ собственных ресурсов, планирование (прогнозирование) перевозок и выработка стратегии работы предприятий транспорта;

4) разработка и осуществление товарной политики по расширению ассортимента и повышению качества транспортной продукции;

5) анализ транспортных затрат и разработка ценовой (тарифной) политики;

6) разработка сбытовой политики транспортных предприятий;

7) разработка коммуникационной политики по формированию спроса, рекламе и стимулированию реализации транс портной продукции;

8) управление транспортным маркетингом, учет и контроль маркетинговой деятельности и определение ее эффективности.

В общем виде более лаконично и схематично основные функции транспортного маркетинга представлены на рис. Перечень этих функций и конкретные методы их реализации могут несколько различаться для отдельных видов транспорта или транспортных предприятий в зависимости от технико-экономической специфики их работы и зон транспортного обслуживания. Так, речной транспорт обслуживает обычно только прибрежные районы и сезонно в период навигации. Морской транспорт обеспечивает в основном экспортно-импортные международные перевозки, содержание маркетинговой деятельности которых существенно отличается от внутренних условий.

Надо заметить, что пока не существует четко расписанной методики маркетинговой деятельности транспортных предприятий, есть лишь общие направления (функции), принципы и цели, указанные выше. Такая незакомплексованность имеет определенные преимущества, т.к. позволяет специалистам маркетологам проявлять широкую инициативу и нестандартность мышления, привлекать к разработке маркетинговых мероприятий инженерно-технический персонал других служб предприятия или компании, использовать научные разработки ученых отрасли.

На практике в маркетинговых структурах разрабатывают основные положения маркетинга организации, структуру управления и функции подразделений и их агентов, методические указания (инструкции) по реализации отдельных направлений маркетинга. В этой связи целесообразно несколько подробнее рассмотреть содержание каждого из приведенных выше основных направлений транспортного маркетинга.

1. Комплексное исследование транспортного рынка охватывает три важнейших направления:

· анализ размещения производственных сил, конъюнктурные исследования и прогнозы развития сферы обращения;

· анализ технологии и качественных характеристик транспортных услуг, их соответствия потребительским предпочтениям пользователей;

· анализ фирменной структуры потребителей транспортного рынка, т. е. фирм клиентов, фирм конкурентов, фирм операторов и посредников по транспортно-экспедиционному обслуживанию (ТЭО).

Таким образом, при комплексном исследовании транспортного рынка осуществляется своего рода макроэкономический анализ этого и других рынков, факторов, стратегий и прогнозов сферы производства и обращения. Обычно такой полный стратегический анализ конъюнктуры транспортного рынка проводят один раз в три-пять лет на основе отчетной и прогнозной маркетинговой информации.

2. Обследование экономики районов тяготения транспортных предприятий является по существу частью комплексного исследования рынка, только проводимого более регулярно (обычно 1 раз в год) и с большей конкретизацией характеристики потребительского спроса и рынка.

При этом обследовании определяется уровень транспортной обеспеченности регионов и предприятий-пользователей транспорта, размеры и характер платежеспособного спроса на транспортные услуги по местным и транзитным районам тяготения транспортных предприятий, основные требования пользователей к качеству транспортного обслуживания, условиям перевозок и к тарифной политике транспортных организаций. Обследование рынка проводится, как правило, с помощью анализа плановых и отчетных материалов, а также анкетного опроса. Ввиду отмены системы предварительных месячных и долговременных заявок на перевозки, такое«полевое» обследование является важным источником информации для планирования перевозок. Одновременно с этим проводятся расчеты по обоснованию выбора вида транспорта или схем транспортировки, товарных потоков, а также рекламная деятельность по формированию потребительских предпочтений выбора способов доставки грузов.

3. Анализ собственных производственных ресурсов и сопоставление их с характеристиками выявленного спроса на транспортные услуги позволяет разрабатывать реальные планы перевозок грузов и пассажиров, определять стратегии работы транспортных предприятий или отрасли в целом.

Эти материалы являются основой разработки маркетинговой программы производственно-сбытовой деятельности предприятий, которые включают прогнозы развития рынка и экономической конъюнктуры, техническую, технологическую, ценовую и сбытовую политику, мероприятия по стимулированию спроса на продукцию транспорта, рекламной деятельности.

4. Разработка и осуществление мероприятий по расширению ассортимента (видов) транспортных услуг и повышению их качества представляет собой специальный раздел маркетинговой программы в виде набора конкретных мер по совершенствованию технологий работы транспорта, внедрению новой техники, информационных технологий, развитию транспортных коридоров, контейнерных и ускоренных поездов, комбинированных перевозок и т.п.

Эти мероприятия обычно представляют собой транспортную политику отрасли на длительную перспективу и текущий период по повышению конкурентоспособности транспортной продукции. Их цель довести качественные характеристики продукции до уровня конкретных запросов пользователей выбранного сегмента рынка и обеспечить ее эффективный сбыт.

5. Разработка ценовой (тарифной) политики является чрезвычайно важной составляющей маркетинговой деятельности, т.к. она в значительной мере определяет доходность и эффективность работы транспортных предприятий.

Гибкая тарифная политика позволяет улучшить конкурентоспособность железных дорог путем учета интересов клиентуры и доли транспортного фактора в цене перевозимой продукции. Ценовая политика отрасли предусматривает комбинации различных методов ценообразования от государственного регулирования базовых тарифных ставок до установления договорных (свободных или контрактных) тарифов на основе соотношения спроса и предложения на транспортные услуги, с учетом тарифов конкурентов и т.п.

6. Разработка и осуществление сбытовой политики транспортных предприятий предполагает оценку эффективности их взаимодействия с транспортно-экспедиционными организациями, фрахтовыми агентами, компаниями операторами-перевозчиками и другими посредниками, позицирование транспортных услуг и формирование организационной структуры каналов их реализации, в т.ч. прямые каналы продаж через собственные структуры транспорта (например, СФТО) или через посредников ТЭО.

7. Разработка коммуникационной политики представляет собой набор мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта (ФОССТИС), направленных на продвижение продукции транспорта на транспортный рынок. Они включают:

· различные виды рекламы;

· стимулирование спроса путем введения системы скидок и льготных тарифов, надбавок за повышенное качество перевозок, кредитование, дополнительные услуги и т.п.;

· организация собственных выставок и ярмарок или участие транспортных организаций в подобных мероприятиях для привлечения внимания потребителей, заключения контрактов по развитию отрасли и т.п.

· предоставление неценовых льгот и новых технологий обслуживания пользователям, гарантированная доставка и подача подвижного состава, преимущественные условия аренды складских площадей и подвижного состава, и т.п.

· установление определенного фирменного стиля и товарного знака на отдельных видах транспорта и транспортных предприятиях, привлекающих внимание клиентуры.

8. Управление транспортным маркетингом осуществляется в процессе реализации маркетинговой программы путем учета и контроля (мониторинга) процесса выполнения намеченных мероприятий, своевременного реагирования на динамику транспортного рынка, определения эффективности предпринимаемых маркетинговых действий на предприятии, поддержание имиджа транспорта.

Текущий контроль за реализацией запланированных мероприятий позволяет вовремя скорректировать производственно-сбытовую деятельность транспортных предприятий и обеспечить стабильность их финансово-экономического положения.

К особенностям маркетинга на транспорте можно отнести следующее:

1. Невещественный характер продукции транспорта - перевозки или транспортной услуги, которая привязана к месту и времени совершения, а, следовательно, невзаимозаменяемая и несохраняема, а также одномоментность производства и реализации, что несколько ограничивает возможности внутриотраслевой конкуренции на некоторых видах транспорта, например, железнодорожном.

Более широкая конкуренция существует на автотранспорте, а так же между видами транспорта, да и то, не во всех случаях. Так, при организации смешанных и интермодальных перевозок предпочтительнее логистическое взаимодействие видов транспорта, а не конкуренция, осуществление доставки грузов по схеме «от двери до двери» и «точно в срок» с единым оператором-экспедитором.

2. Различия в формах собственности, технологиях и организационных структурах управления на разных видах транспорта вызывают необходимость построения различных вариантов организации маркетинговых структур управления - от централизованной (функциональной) на железнодорожном транспорте до разветвленной (многопродуктовой) по видам деятельности на автотранспортных предприятиях.

В ряде случаев небольшие транспортные и операторские компании вообще не имеют собственных маркетинговых органов, а при необходимости пользуются услугами консалтинговых фирм по маркетингу.

3. Содержание маркетинговой деятельности в значительной мере зависит от вида и отличительных характеристик продукции транспорта - грузовая или пассажирская перевозка, хотя она носит одинаковое название - транспортная услуга.

Более того, имеются различия в подходе к организации маркетинга внутри одного вида перевозок, но выполняемых во внутреннем и международном, в дальнем и пригородном сообщениях, по массовым и прочим грузам и т.п.

4. Особенность маркетинга на транспорте вызывают отличия систем учета затрат и ценообразования (тарифной политики) от порядка формирования себестоимости и цен в других отраслях экономики.

На железнодорожном транспорте тарифная политика почти целиком формируется государственными органами и учитывает прежде всего общенациональные интересы. В то же время отрасль приобретает топливо, электроэнергию, подвижной состав и другие ресурсы по рыночным ценам в основном в негосударственных предприятиях, что вызывает определенные финансовые трудности и требует государственного регулирования. Операторские компании формируются в основном для перевозки «прибыльных» грузов, оставляя ОАО «РЖД» менее прибыльные перевозки, что вызывает несправедливую конкуренцию, неравные условия деятельности на рынке и потерю доходов. В связи с этим в структуре ОАО «РЖД» создана «Первая грузовая компания», которой передана значительная доля вагонного парка. Она на равных условиях будет конкурировать с другими собственниками подвижного состава.

На автомобильном и речном транспорте в тарифах не находят отражения затраты на содержание и строительство путей сообщения (дорожная составляющая, равная примерно 30% затрат), а на железных дорогах путевые расходы входят в себестоимость перевозок (более 28%) и соответственно в тариф. Возникают несправедливые условия ценовой конкуренции.

Учитывая социальную значимость пассажирских перевозок, железные дороги покрывают убытки от этих перевозок в дальнем и пригородном сообщениях за счет поступлений от грузовых перевозок, частично местных бюджетов. Создание самостоятельных пассажирских компаний призвано устранить это перекрестное финансирование однако без государственного регулирования решить эту проблему очень сложно. Монетизация транспортных льгот также пока полностью не решила эту проблему.

На различных видах транспорта разная доля условно-постоянных расходов в себестоимости перевозок (большая на железнодорожном - до 70% и низкая на автомобильном - до 15-20%), что оказывает влияние на возможности комбинирования маркетинговых мероприятий по ценовой политике и стимулированию клиентуры.

Эти обстоятельства требуют особого подхода к разработке тарифной политики на транспорте. Учитывая большое влияние железнодорожного транспорта России на эффективность экономики, особенно дальнепривозной продукции, государство осуществляет регулирование ценообразования, что несомненно находит отражение в возможностях разработки маркетинговых мероприятий транспортных предприятий.

5. Высокая капиталоемкость транспортной инфраструктуры (наземных путей сообщения и постоянных устройств), невозможность ее импортировать или экспортировать (кроме подвижного состава), интересы экономической и общественной безопасности накладывают разумные ограничения на содержание разрабатываемых мероприятий плана маркетинга по конкурентному управлению транспортно-дорожным комплексом страны.

Очевидно, что необходимо государственное инвестирование или соответствующие гарантии инвесторам при организации строительства и модернизации транспортных объектов и линий, в т.ч. высокоскоростных магистралей и других крупных проектов. В этой связи маркетинговая деятельность по улучшению транспортной обеспеченности и доступности территорий должна учитывать особое влияние внешней среды транспорта на возможности транспортных предприятий по повышению качества транспортного обслуживания клиентов и расширения их доли на транспортном рынке. Неслучайно поэтому почти во всех странах мира транспортная инфраструктура находится в государственной собственности или государство является преимущественным акционером транспортной компании и частично финансируется из государственного бюджета.

6. Определенные отличия имеет и методика расчета экономической эффективности маркетинга на транспорте.

Они связаны со сложностями разделения долей влияния маркетинговых и других мероприятий (технических, технологических, интеллектуальных) на получаемый эффект. Трудно установить информацию при определении результатов и затрат именно маркетинговой деятельности, оказывающей влияние на прирост объема перевозок и доходов транспортных предприятий. Часто такой прирост может быть вызван расширением объемов производства, открытием туристического сезона, летними отпусками граждан и т.п. Точное установление влияния на перевозки транспортной рекламы или необходимость введения скидок к тарифам можно определить с помощью специальных маркетинговых исследований эластичности спроса, опроса клиентуры, проведением соответствующих экспериментов.

Учет этих особенностей имеет большое значение при разработке конкретных методов реализации концепции маркетинга на транспорте.

Предпринимательская деятельность на автомобильном транспорте, касающаяся перевозочного процесса и выполнения сопутствующих услуг, предполагает изучение рынка транспортных потребностей и определение своего места на рынке транспортных услуг.

Маркетинг на автомобильном транспорте - вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей грузоотправителей и грузополучателей независимо от форм собственности посредством организации рациональной системы грузодвижения.

Грузодвижение представляет собой деятельность по планированию, реализации и контролю за физическим перемещением готовой продукции и материалов от мест их производства до мест потребления с целью удовлетворения потребителей и с экономической выгодой для предприятий транспорта и вспомогательных структур.

Основные затраты грузодвижения состоят из расходов на транспортировку грузов, их складирование и хранение, погрузку и выгрузку, упаковку, обработку товарно-транспортных документов, административных расходов.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ДОЛЖЕН РЕШИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ

1-я ЗАДАЧА изучение характеристик транспортного рынка грузоотправителей, номенклатуры и объемов перевозимых грузов, транспортно-экспедиционных услуг, расстояний и других условий перевозок.
Третья задача - анализ грузополучателей и потребителей услуг в районе, городе, регионе и за их пределами, их потребностей.
Пятая задача краткосрочное прогнозирование (на ближайший год) возможностей развития перевозок, операций и услуг своим предприятием на основе предыдущего анализа.
Седьмая задача - изучение и анализ тарифной транспортной политики, в том числе тарифов на перевозки, операции и услуги, применяемые другими предприятиями и видами транспорта.
КАЖДУЮ ИЗ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ ЦЕЛЕСООБРАЗНО РЕШАТЬ В ТРИ ЭТАПА
Шестая задача долгосрочное прогнозирование (на 3-5 лет) перевозок, операций и услуг в районе, городе, регионе и за их пределами и возможностей развития предприятия.
Четвертая задача изучение технологий доставки грузов и выполнения услуг перевозчиками и экспедиторами, предпринимателями-конкурентами и оценка уровня технологий своего предприятия.
2-я ЗАДАЧА анализ провозных возможностей и распределения перевозок, операций и услуг между перевозчиками и экспедиторами разной отраслевой принадлежности и форм собственности в районе, городе, регионе.

Первый этап определение источников информации. Ими могут быть статистические данные по России, району, городу, региону, отрасли, отдельным предприятиям, анкетирование и опрос специалистов, непосредственные наблюдения за выполнением перевозок, операций и услуг и т.п.
Третий этап анализ собранной информации с выводами для руководства и коллектива транспортного или экспедиционного предприятия, возглавляемого предпринимателем.
Второй этап Сбор информации

Рынок отправителей и получателей сельскохозяйственных грузов. Он характеризуется сезонностью отправлений, массовостью отправок, повышенными требованиями к сохранности грузов и, как правило, значительными расстояниями доставки (до 800-1000 км и более);
Наиболее важную роль в маркетинговой среде играет клиентура, т.е. грузоотправители, грузополучатели и другие потребители услуг,

которые формируют клиентурный рынок.

Транспортные клиентурные рынки
Рынок отправителей и получателей строительных грузов. Он характеризуется массовостью партий грузов, значительными объемами перевозок и относительно небольшими расстояниями доставки грузов;
Рынок отправителей и получателей промышленных грузов. Он характеризуется небольшими партиями грузов и повышенными требованиями к срочности их доставки, как правило, значительными расстояниями перевозок.
Рынок отправителей и получателей торговых грузов. Он характеризуется мелкопартионностью отправок, большой номенклатурой продовольственных и непродовольственных товаров и относительно небольшими расстояниями перевозок (за исключением импортных грузов, поставляемых автотранспортом);
Рынок потребителей транспортно-экспедиционных операций и услуг. Он включает в себя операции и услуги, сопутствующие перевозке и необходимые для качественного обслуживания клиентуры (оформительские операции, погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковку и подгруппировку грузов, охрану в пути и т.п.). Этот рынок наименее развит, но и наиболее перспективен для его освоения и развития.

Для обеспечения коммерческого и финансового успеха предприниматель (перевозчик, экспедитор) в условиях рынка должен контактировать с любыми организациями, которые способны повлиять на достижение целей, поставленных предпринимателем.

Выводы.

1. В условиях действия рыночных механизмов автотранспортным предпринимателям, организующим и выполняющим перевозки грузов и оказывающим транспортно-экспедиционные услуги, необходимо знание основ маркетинга как основы, формирующей рациональную систему грузодвижения и способствующей повышению конкурентоспособности автотранспортных предпринимателей.

2. Основой создания и организации грузодвижения в условиях рынка является изучение потребностей клиентов (грузоотправителей и грузополучателей) и знание методов работы транспортных и экспедиторских предприятий-конкурентов.

3. При разработке мероприятий по маркетингу предпринимателям следует уделять внимание трем основным концепциям: экономичности системы грузодвижения, качества транспортного обслуживания и расширения транспортного рынка.

4. Организация управления маркетингом на автомобильном транспорте предполагает необходимость проведения анализа транспортных потребностей и возможностей, выбора наиболее эффективных для предпринимателя (перевозчика, экспедитора) видов перевозок и услуг, разработки рациональных технологий и систем грузодвижения, планирования развития перевозок и услуг.




5. Каждый перевозчик или экспедитор должны выявить и определить для себя наиболее выгодные виды перевозок и услуг, которые они способны эффективно осуществлять путем сегментирования рынка транспортных потребностей и услуг.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Для перехода к рассмотрению вопроса планирования предпринимательской деятельности, необходимо вспомнить материал, изученный ранее: понятие о планировании, его задачах, принципах, видах.

ПЛАНИРОВАНИЕ- один из экономических методов управления, целькоторого состоит в том, чтобы привести возможности предприятия в соответствие условиям рынка.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЗВОЛЯЕТ:

*предвидеть перспективу развития транспортного предприятия на будущее;

*более рационально распределять и использовать все ресурсы предприятия;

*обеспечивать устойчивость бизнеса и избегать риска банкротства;

*целеустремленно, последовательно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии;

*повышать качество транспортных услуг в соответствии с коньюктурой рынка;

*повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия;

*совершенствовать контроль за ходом производственно-хозяйственной деятельности.

ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

ЕДИНСТВОкомплексный, системный процесс планирования
НЕПРЕРЫВНОСТЬ постоянно, органично сменять друг друга

ГИБКОСТЬспособность менять свою направленность
ОБОСНОВАННОСТЬ ЦЕЛЕЙ, ориентированность на конечный результат деятельности
НАУЧНОСТЬ на достоверной информации и научно обоснованных методах
ТОЧНОСТЬ степень точности, которая доступна предприятию на данный момент

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН – на период более года. Расширение деятельности, завоевание рынков, партнеров и др. Вырабатывает средства их достижения.
В

И

Д

Ы

ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей, заложенных в стратегическом плане.

П

Л

ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН – на месяц, на смену или сутки. Сменно-суточные планы являются разновидностью оперативного плана, в них разрабатываются задания водителям и ремонтным рабочим. Суточный план перевозок составляет отдел эксплуатации. Программу по ТО и ТР – технический отдел. Оперативное планирование - завершающий этап планирования хозяйственной деятельности предприятия. Его цель – организовать ритмичную работу предприятия и его структурных подразделений.
А

Н

О

В

Схема системы планирования предприятия

Удовлетворение спроса перевозок грузоотправителями и получение необходимой и стабильной прибыли
Определение и поддержание необходимых пропорций развития предприятия в соответствии с целью
Обеспечение соответствия намерения и возможностей предприятий и удовлетворение грузоотправителей и получателей
Долгосрочноестратегическое планирование, прогнозирование
Среднесрочное стратегическое планирование (перспективное))
Краткосрочноетекущее планирование
Краткосрочноеоперативное планирование
Определение альтернативных вариантов развития, формулирование стратегических целей и задач по подразделениям
Разработка направлений технического, организационного, и социального развития
Разработка и установление норм и нормативов планов действия на предстоящий год
Разработка производственных календарных программ для производственных подразделений, служб
Определение важнейших направлений экономического развития
Установление основных производственных и технико-экономических показателей
Расчет и установление плановых технико-экономических показателей
Расчет и установление заданий участкам, бригадам, водителям, рабочим

Бизнес-план, его структура.

Бизнес план необходим как для действующих и реорганизуемых, так и для вновь создаваемых предприятий.

БИЗНЕС-ПЛАН - краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, надежный инструмент рассмотрения возможных ситуаций, которые возникают в процессе производства и сбыта.

Бизнес-план позволяет выбрать наиболее перспективное и выгодное решение и определить средства, необходимые для его реализации.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 10 класс

Номер урока и название темы: урок №15 «Менеджмент и маркетинг»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Менеджмент. Основные принципы менеджмента.
  • Экономические цели предприятия.
  • Функции управления. Организационная структура управления предприятием.
  • Маркетинг. Основные элементы маркетинга.
  • Реклама: достоинства и недостатки. Виды рекламных стратегий.
  • Разделы бизнес-плана.

Глоссарий по теме: менеджмент, менеджер, структура предприятия, планирование, мотивация, контроль, маркетинг, маркетинговое исследование, реклама, рекламная стратегия, бизнес-план.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Современное общество отличается высокой динамичностью социальных и экономических процессов. Рыночные преобразования требуют новых подходов к организации и управлению всеми элементами хозяйственной деятельности.

Менеджмент возник в начале XX века и уже через несколько десятилетий стал влиятельной общественной силой. С появлением транснациональных корпораций, сравнимых по экономическому потенциалу с отдельными государствами, роль менеджеров приобрела колоссальное значение.

Менеджмент – это деятельность по управлению и координации работы предприятия и его подразделений, включая коллектив руководителей предприятий.

К принципам менеджмента относятся закономерности и требования, выполнение которых обеспечивает эффективную работу предприятия:

  • целенаправленность – объединение деятельности организации на достижение общей цели, соотнесение цели с ресурсами, необходимыми для выполнения поставленной задачи;
  • ответственность – сотрудники, соответственно их полномочиям, осознают, что некачественное выполнение работы влечёт за собой определенные взыскания, штрафы;
  • компетентность – хорошие знания менеджером объекта управления, его функций;
  • системность – каждое управленческое решение анализируется для выявления его влияния на все подразделения предприятия;
  • дисциплинированность – элемент, который влияет на качество работы и формирует корпоративную культуру сотрудников;
  • стимулирование – материальное и моральное мотивирование сотрудников, повышение их заинтересованности в результатах своего труда.

Основные принципы менеджмента влияют на достижение предприятием экономических целей – повышение эффективности производства за счёт снижения себестоимости продукции (материалоёмкости, трудоёмкости, общепроизводственных затрат) и получение прибыли.

Менеджер – это лицо, занимающее управленческую должность и наделённое полномочиями принимать решения по определённым видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

В зависимости от размера фирмы, иерархия менеджмента делится на уровни:

высший – президент компании, генеральный директор, председатель совета директоров;

средний – заместители руководителя, руководители крупных структур – отделов, цехов;

низовой – руководители первичных подразделений – бригад, секторов, участков.

Современный управленец – это не просто должностное лицо, а человек, который поведёт команду вперёд и приумножит прибыль, именно поэтому он должен обладать знаниями в области экономики и управления, уметь ставить цели и эффективно решать актуальные задачи, проявлять инициативу, самостоятельность, быть справедливым и неравнодушным к сотрудникам. Качество работы менеджера отражается как на финансовых, так и на производственных результатах предприятия, а кому-то из них приносит мировую известность. Ли Якока (США) успешно работал у Генри Форда II, но после определённых разногласий перешёл в руководство Chrysler, где сумел буквально реанимировать автомобильную компанию, находившуюся на грани банкротства. Лесли Ричард Гровс (США) руководил в 1942 году Манхэттенским проектом по созданию ядерной бомбы. Он не имел никакого отношения к науке, но, как никто, гениально управлял процессом её создания. Маргарет Уитмен (США) превратила компанию eBay в огромную торговую интернет-площадку. Билл Гейтс (США) создал компанию по производству программных продуктов Microsoft Corporation, которая сегодня является гигантом бизнеса.

Основные функции менеджмента

  1. Организация – это процесс создания структуры предприятия, где отражён состав, подчинение и взаимодействие отдельных подразделений фирмы. Познакомимся с типами организационных структур.
  • Линейная отличается чётко выраженной вертикалью управления, где все решения передаются по цепочке сверху вниз. Подходит для небольших предприятий с несложной специализацией, например, небольшой розничный магазин.
  • Функциональная отличается делением организации на структурные звенья, каждое из которых выполняет конкретную задачу. Специалисты подразделений обладают высоким уровнем профессиональных компетенций и отвечают только за конкретный участок работы. Управленческие решения принимаются медленно, поскольку нет единоначалия. Такая организационная структура принята на крупных машиностроительных предприятиях.
  • Штабная отличается наличием у линейного руководителя, как правило, менеджера высшего звена, отдельной группы специалистов и консультантов, которые прорабатывают возможные управленческие решения и предлагают их руководителю. Штабы могут работать как временно, так и постоянно. Штабную структуру организации используют группы компаний, холдинги.
  1. Планирование – это определение целей деятельности фирмы и способов их реализации. Процесс изучения и решения проблем будущего. Планирование может быть стратегическим (долгосрочным) – на 10-15 лет, тактическим (среднесрочным) – на 3-5 лет и оперативным (краткосрочным) – на месяц и менее. Отдельная тема планирования – составление бизнес-планов. Бизнес-план – это комплексное описание деятельности по реализации коммерческого проекта с учётом возможных проблем и рисков. Он имеет достаточно сложную структуру, но умение составить бизнес-план помогает понять, стоит ли вкладывать средства, окупятся ли затраты за счёт доходов.

  • резюме – краткое изложение основных положений бизнес-плана;
  • общее описание предприятия – организационно-правовая форма, цели и задачи, местоположение;
  • товары и услуги – что будет производить предприятие, уникальные качества продукта, свойства, выделяющие товар из подобных;
  • план маркетинга – как будет определена цена продукта, достигнут намеченный объём продаж и пути сбыта;
  • план производства – определение себестоимости продукта, расчёт производства в перспективе и объёмы привлекаемых средств;
  • организация управления – это описание модели организационной структуры будущего предприятия, его кадровый состав;
  • финансовый план отвечает на вопрос, выгодно ли инвестировать средства в данное предприятие, сможет ли соискатель обслуживать кредитные обязательства, вариативна ли финансовая перспектива проекта.
  1. Мотивация – создание заинтересованности персонала в достижении целей фирмы. Мотивация снижает проблему кадровой текучки, привлекает и удерживает высококвалифицированных сотрудников, стимулирует работников качественно выполнять свои функции, повышает производительность труда. Существуют административные, материальные (экономические) и нематериальные (социально-экономические) стимулы к трудовой деятельности.
  • Административное воздействие оказывает руководитель предприятия, через инструкции и приказы он направляет деятельность сотрудников.
  • Материальное воздействие на сотрудников оказывается через систему штрафов и поощрений, начисление процента от проведённых финансовых сделок.
  • Нематериальное воздействие – это набор самых разнообразных методов: благодарности, грамоты, возможность повысить профессиональную квалификацию или получить повышение в должности.
  1. Контроль – это мониторинг за деятельностью предприятия, необходимый для коррекции работы предприятия, предотвращения кризисных ситуаций и достижения экономических целей.
  • Предварительный контроль производится на этапе планирования путём анализа привлекаемых финансовых, материальных и человеческих ресурсов.
  • Текущий контроль осуществляется в ходе реализации запланированного путём налаженной обратной связи от сотрудника к менеджеру.
  • Заключительный контроль происходит по итогам запланированной деятельности путём оценки достигнутого результата.

XXI век называют веком потребления – всё вокруг нас связано с покупкой и потреблением товаров, нам навязывают культуру потребления, сами мы – потребители. Маркетологи всего мира ищут всё новые способы того, как ещё глубже залезть в наши головы и понять, что нам нужно. Почему значимость маркетинга в наше время стала настолько важна? Попробуем разобраться…

Маркетинг – это деятельность, направленная на формирование и удовлетворение рыночного спроса.

Маркетолог – это сотрудник предприятия, который занимается анализом спроса на производимый товар и рынки сбыта товара, разрабатывает мероприятия по увеличению сбыта.

Говард Шульц (США) основал компанию Starbucks, стратегию её маркетинга.

Амансио Ортега (Испания) создал и продвинул бренд одежды Zara.

Алан Малали (США) вернул компании Ford статус транснациональной.

Тадаси Янаи (Япония) разработал сверхтонкий пуховик ТМ Uniglo.

Основные элементы маркетинга отражены в концепции маркетинг-микса или модели 4Р: продукт (product), цена (price), место (place) и продвижение (promotion).

Продукт – это конкретный товар или услуга, которую фирма предлагает потребителям. Определение конкурентных преимуществ товара, контроль за его качеством, разработка бренда и упаковки – вот примерный перечень составляющих этого элемента.

Цена – регулятор потребительского спроса. Определение оптимальной и разумной цены – важнейший элемент маркетинга, поскольку потребитель, обдумывая целесообразность покупки, не станет приобретать товар по завышенной цене, а слишком низкая цена, скорее всего, вызовет сомнения в качестве продукта.

Место – это канал, с помощью которого будет приобретаться товар, и неважно, будет ли это обычный магазин или онлайн-площадка, главное, чтобы это было удобно целевой аудитории, на которую рассчитывает производитель.

Продвижение – это комплекс мер по информированию потребителей о достоинствах товара, побуждению желания купить именно этот продукт. Продвигать продукцию на рынок можно с помощью промо-акций, бесплатной раздачи образцов, «сарафанного радио» или канала молвы. Рассмотрим, как на продвижение товара влияет реклама.

Реклама – открытое оповещение фирмой потенциальных покупателей, потребителей товаров и услуг об их качестве, достоинствах, преимуществах, а также о заслугах самой фирмы (Современный экономический словарь http://www.ebk.net.ua/Book/Ses/r/0486.htm).

Существуют следующие виды рекламы:

Телевизионная реклама – самый универсальный и массовый инструмент. Обладает сильным одновременным визуальным, звуковым и эмоциональным воздействием на потенциального потребителя, но дорога в производстве и трансляции. Так, реклама аромата Chanel с участием Николь Кидман побила рекорды по стоимости – 33 млн. долл. Многие телезрители негативно относятся к рекламным роликам, прерывающим просмотр фильмов и программ.

Реклама в прессе – газеты и журналы уже имеют свою целевую аудиторию, контакт с потребителем у печатной продукции более длительный, причём журнальная реклама отличается более высоким качеством выполнения, возможностью размещения образцов товара. Например, компания Peugeot, рекламируя безопасность автомобилей, предлагает читателю ударить по странице журнала, при этом на следующей странице срабатывает крошечная подушка безопасности. Пресса обладает низкой оперативностью в изменении макета и выхода рекламы, а зачастую и её однообразием.

Наружная реклама – это реклама, размещаемая на улице в форме баннеров, щитов, афишных тумб, постеров, растяжек и т.д. Она охватывает большую аудиторию, достаточно зрелищная, имеет чёткие границы рекламного воздействия и возможность нестандартного предъявления. Так, например, компания-производитель чая создала декоративный рекламный объект в виде кружки, а фирма по производству бритв – большеформатный станок, способный убрать любую растительность. Недостатками наружной рекламы являются необходимость контролировать состояние рекламных конструкций, их подверженность атмосферным явлениям и достаточно высокая стоимость изготовления.

Реклама на транспорте отличается возможностью размещения информации как снаружи, так и внутри транспортных средств, мобильностью и высоким уровнем воздействия. Но такая реклама недолговечна, мало информативна, не обладает целевой аудиторией.

Реклама на радио – самый общедоступный канал проникновения, обладающий высокой сменяемостью информации, повторяемостью и небольшой ценой. Но, как правило, люди невнимательно слушают радио, часто переключаются на другие радиостанции.

Реклама в Интернете динамично развивается, имеет в арсенале звуковые, визуальные эффекты, корректируется в кратчайшие сроки, достигает целевой аудитории, но ограничена как размерами размещаемых баннеров, так и количеством пользователей Интернета.

Рекламная стратегия – это комплексная программа продвижения товара на рынке с помощью специально созданного рекламного продукта. Существуют два основных вида рекламных стратегий.

Рационалистические стратегии направлены на определение преимуществ по сравнению с другими товарами. Например, «“Tide” или кипячение?» «“Xerox”. Мы научили мир копировать». «Fairy”. Лучше других справляется с жиром. Даже в холодной воде».

Эмоциональные стратегии рассчитаны на побуждение к покупке через ассоциации, образы и чувства, связанные с конкретным товаром. Так, часы марки Omega связаны с образом актера Пирса Броснана (Джеймс Бонд), а обувь марки Вестфалика – с образом певицы Валерии. «Шоколад Milka. Один кусочек – и вы в альпийском мире» – слоган вызывает ассоциации с красивым природным объектом.

Резюме теоретической части

Менеджмент и маркетинг – важнейшие инфраструктурные элементы современной экономики, посредством которых предприятия достигают главной экономической цели – устойчивого получения прибыли. В совершенстве владея знаниями о принципах менеджмента и маркетинга, выдающиеся управленцы приводят компании к финансовому успеху, а производимые товары и услуги становятся достоянием всего мира. Грамотно составленный бизнес-план и правильно организованная рекламная компания – основные механизмы реализации бизнес-идеи.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Соберите пазл из компонентов модели маркетинга 4Р. Подписи присутствуют как на русском, так и на английском языке.

Для выполнения этого задания необходимо повторить основные элементы маркетинга, заметить, что в английском эквиваленте все элементы начинаются с буквы «Р», и переместить соответствующие кусочки в единое целое.

Ответ: на рисунке 1.


Рисунок 1 – Пример решения задания практического модуля

2. Выберите верный ответ. Как называется процесс побуждения себя и других к деятельности для

достижения личных целей и целей организации:

Для выполнения этого задания необходимо повторить основные принципы менеджмента и установить, что смысл слова «побуждение» и есть мотивация. На основании этого умозаключения выбрать правильный ответ – Б и ввести его вручную с клавиатуры.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Экономика. Учебник для 10-11 классов. / Под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной – М. : Интеллект-Центр, 2015. – 496 с. – С. 380–384.
  2. Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования / Под ред. С. И. Иванова. – М. : Вита-Пресс, 2016. – Кн.1 – 336 с. – С. 193–212.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

date image
2015-05-12 views image
11064

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon


Транспортные операции обычно рассматриваются в неразрывной связи с торговыми сделками в качестве средства их реализации. В то же время транспортные операции, являясь самостоятельным видом предпринимательской деятельности, имеют специфические особенности и свою проблематику маркетинга.

Оптовая торговля средствами производства и рыночные отношения между грузовладельцами, как правило, влияют на увеличение уровня неравномерности перевозок и приводят к неопределенности транспортно-экономических связей по сравнению с централизованной системой распределения. Свобода выбора поставщика потребовала определенной свободы выбора транспорта, способа и условий перевозок. Все это предопределило необходимость нового подхода к планированию перевозок с учетом рыночных отношений. Решению этих задач во многом может способствовать применение маркетинга, его принципов и методов управления. Таким образом, сегодня возникла объективная необходимость во введении нового понятия – транспортный маркетинг или маркетинг транспортных услуг.

Транспортный маркетинг (маркетинг транспортных услуг) – это совокупность мероприятий по продвижению транспортных услуг на рынок.

При этом объектом маркетинга выступает продукция транспорта, т.е. перевозка.

Транспортный процесс включает три стадии: погрузка груза (посадка пассажиров), перевозка, выгрузка грузов (высадка пассажиров). Следовательно, при организации транспортного процесса необходимо разработать комплекс мероприятий: от выбора типа транспортного средства и маркетинга перевозки, до обеспечения безопасности движения, контроля и устранения сбоев при транспортировке (т.е. обеспечение качества перевозки).

Маркетинговая деятельность транспортной компании включает комплексное изучение рынка, приспособление производства к потребностям рынка и продвижение транспортных услуг на рынок.

Исследование транспортного рынка проводится по трем направлениям: определение круга потенциальных клиентов; определение перечня товаров и услуг, которые пользуются спросом; определение конкурентов и анализ их предложений.

Изучение транспортного рынка осуществляется с помощью наблюдений, анкетных обследований, анализа отчетных и прогнозных материалов, телефонных интервью и т. д.

Основная задача маркетинга транспортных услуг состоит в том, чтобы убедить потребителей приобретать услуги, предоставляемые конкретной компанией. Поэтому при разработке маркетинговой стратегии транспортные компании должны ориентироваться на конъюнктуру рынка, максимальное приспособление разрабатываемых условий к потребностям покупателей, удовлетворение их интересов.

Основная функция маркетинга транспортной компании – сбытовая, направленная на продвижение услуг от продавца к потребителю. Однако не стоит забывать о том, что услуги должны соответствовать потенциальному спросу (ориентация на пожелания клиентов). Поэтому основными направлениями маркетинговых исследований на транспорте являются: максимальное удовлетворение интересов потребителей транспортных услуг, формирование спроса на транспортные услуги.

Также в функции транспортного маркетинга входят: комплексное изучение транспортного рынка и экономики района тяготения; спроса на транспортные услуги и проблем, связанных с качеством транспортного обслуживания и конкуренцией на транспорте; планирование и прогнозирование ассортимента продукции, работ и услуг транспортных организаций с учетом имеющихся перспективных ресурсов; определение наиболее эффективных путей товародвижения и транспортного обслуживания пользователей, анализ собственных издержек, ценовой политики пользователей и конкурентов, разработка тарифной политики транспортной организации; продвижение транспортной продукции на рынок на основе системы формирования спроса и стимулирования сбыта транспортных услуг и работ с помощью рекламы на транспорте, скидок к транспортным тарифам, льгот, тарифных соглашений, повышения качества обслуживания и т.п.; управление маркетинговой деятельностью транспортных компаний, оценка ее эффективности, контроль и реагирование на изменение конъюнктуры рынка.




Основными принципами транспортного маркетинга являются ориентация на интересы покупателей, на конечный результат, постоянное обновление технических средств и повышение качества транспортного обслуживания пользователей транспорта.

Главные цели транспортного маркетинга – это привлечение дополнительных объемов перевозок; создание условий, при которых у потенциальных пассажиров и грузовладельцев отсутствовали бы проблемы с заказом транспортных услуг нужного им качества; обеспечение финансово-экономической стабильности.

Одновременно с услугами по перевозке (т.е. основными услугами) транспортные компании также предоставляют услуги по погрузке и разгрузке, экспедированию, обеспечению сохранности грузов и др. К транспортным услугам могут быть также отнесены услуги коммерческого характера (сдача зданий, земельных участков, складских помещений в аренду, техническое обслуживание, ремонт автомобилей и др.). В последние годы стали развиваться услуги по страхованию транспорта, юридические консультационные услуги.

Комплексное изучение рынка транспортных услуг включает в себя исследование оптимальных вариантов доставки грузов, действия транспортных предприятий как внутри страны, так и вне ее. Поэтому оптимальное планирование материальных потоков и рационализация перевозок — одни из важнейших направлений оптимизации сферы обращения и задач маркетинговой деятельности. Оптимизация материальных потоков — это важное направление по выявлению и устранению излишних перемещений продукции, которое должно быть выгодно всем [22].

Маркетинговые подходы к организации работы на автомобильном транспорте различны [22]: создание единого рынка автотранспортных услуг; расширение и развитие работы автотранспорта в условиях рынка; организация страхования; лизинговые операции и др.

Существуют два метода транспортного обслуживания потребителей [22]: использование собственного транспорта при доставке грузов (при этом обслуживающий персонал входит в состав посреднической организации) и использование транспорта коммерческого транспортного агентства, которое на договорной основе обслуживает ту или иную посредническую структуру.

При разработке маршрутов доставки грузов следует учитывать специфику географической зоны, в пределах которой осуществляется обслуживание, расположение потребителей в зоне обслуживания и возможности использования транспортных средств.

С точки зрения маркетинга, стратегия развития транспортной сферы должна разрабатываться как по отраслям, так и по отдельным предприятиям транспорта.

Цены на транспортные услуги дифференцируются по видам транспорта, формам организации перевозок, расстояния перевозки и по другим признакам. Их чаще всего называют транспортными тарифами, хотя на морском транспорте – это фрахт, на автомобильном – цена перевозки, и т.д.

Транспортный тариф– величина, ставка денежной оплаты за транспортные услуги, предоставляемые гражданам и предприятиям со стороны государства, коммерческих организаций, компаний, фирм.

Фрахт– плата за перевозку груза водным путем.

Основу тарифа, фрахта или цены за перевозку составляют затраты на перевозку. После определения суммы затрат компания рассчитывает размер собственной прибыли. Сумма затрат и прибыли составляет цену перевозки, которая может корректироваться в зависимости от спроса, географического района, а также внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность компании.

По мере охвата перевозками и услугами большего количества клиентов и большей территории в службу маркетинга транспортной компании могут входить районные, зональные и другие службы, а также транспортные агенты, осуществляющие поиск и привлечение новых клиентов. В службу маркетинга могут входить также специалисты по организации различных систем движения транспортных средств, по отдельным технологиям перевозок (например, контейнерным), по отдельным объектам и грузам (например, торговым, строительным, сельскохозяйственным и т.п.). При этом необходимо определить затраты экспедитора на разработку и реализацию стратегий маркетинга. С этой целью стратегию маркетинга экспедитора необходимо преобразовать в конкретные программы действий или мероприятия по следующей схеме: наименование мероприятия, время реализации мероприятия, исполнитель, стоимость подготовки и реализация мероприятия.

Зарубежный опыт показывает, что чем больше фирма затрачивает средств на маркетинговые исследования и реализацию маркетинговых стратегий, тем более вероятен ее коммерческий и финансовый успех [30].

Для успешного развития деятельности и постоянной востребованности на рынке грузоперевозок необходимо применение таких инструментов маркетинга, как постоянный анализ рынка грузоперевозок; изучение новейших тенденций и критериев, определяющих требования грузовладельцев к перевозке грузов, подготовка и применение их в собственной работе; регулярный аудит собственных транспортных операций, направленный на выявление и предупреждение претензий со стороны грузовладельцев (как правило, заказчиков в первую очередь волнуют 3 критерия: сохранность груза, соблюдение сроков доставки, стоимость); анализ издержек, поиск рациональных маршрутов; гибкая политика цен.

1. Абрамова Г.П., Касаев Б.С., Гаджинский А.М. и др. Маркетинг. М.: Инфра – М, 2003 .– 173 с.

2. Алексеев А.А. Сегментирование потребителей услуг. Электронный ресурс: http://www.statsoft.ru/home/portal/applications/marketing/market2.htm

3. Багиев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода. Электронный ресурс: http://www.marketing.spb.ru/read/m21/

4. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики.– М.: Кнорус, 2005. – 672 с.

5. Бернет, Дж. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Бернет, Дж., Мориарти С. - перевод с англ. под ред. С. Г. Бо­жук. — СПб: Питер, 2001. — 864 с.

6. Бюджет маркетинга. Планирование и определение бюджета маркетинга. Электронный ресурс: http://www.grandars.ru/student/marketing/byudzhet-marketinga.html

7. Голова, А.Г. Интегрированные маркетинговые коммуникации // Маркетинг в России и за рубежом №6, 2006. Электронный ресурс: http://www.dis.ru/library/market/archive/2006/6/4078.html

8. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Финпресс, 2000. – 464 с.

9. Данченок Л.А.Маркетинг: учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум, учебная программа / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2005. – 300 с.

10. Дерюгина С. Комплекс маркетинговых коммуникаций: элементы, их формы и содержание. Электронный ресурс: http://www.marketing.spb.ru/read/article/a44.htm

11. Егорова Н.Е., Мудунов А.С. Система моделей прогнозирования спроса на продукцию сферы услуг. Электронный ресурс: http://www.cfin.ru/press/afa/2001-3/11.shtml

12. Ерёмин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации: учебник.– М.: КНОРУС, 2006. — 656 с.

13. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. М.: Инфра-М, 2002. – 496 с.

14. Как рассчитать бюджет маркетинга? Электронный ресурс: http://netexchange.su/kak-rasschitat-byudzhet-marketinga/

15. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга, 9-е издание. - М.: Вильямс, 2003. – 1200 с.

16. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс – курс. 2-е изд.- пер. с англ. под. ред. С.Г. Божук. - СПб.: Питер, 2005.- 464 с.

17. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: Издательство «Вильямс», 2007. — 656 с.

18. Котлер Ф. 300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филипп Котлер: пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2006. – 224 с.

19. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. - М.: «Ростинтэр», 1996. – 704 с.

20. Леонов Ю. Особенности ценообразования в сфере услуг. Электронный ресурс: http://www.fd.ru/reader.htm?id=24850

21. Лукина А.В. Маркетинг товаров и услуг: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2008. – 240 с.

22. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учеб. пособие / под ред. д.э.н, проф. Н.А. Нагапетьянца.– М.: Вузовский учебник, 2007. — 272 с.

23. Маркетинг: учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки маркетолога / под общей ред. В.Е. Ланкина.–Таганрог: ТРТУ, 2006. Электронный ресурс: http://www.aup.ru/books/m99/6_7.htm

24. Мартышев А.В. Маркетинг отношений: учебное пособие.– Владивосток, 2005 .– 109 с.

25. Михалева, Е.П. Маркетинг: Конспект лекций

26. Мхитарян С.В. Маркетинговая информационная система. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 336 с.

27. Павлoвa Н.Н. Особенности услуги и ее маркетинга. Электронный ресурс: http://www.elitarium.ru/2009/01/23/osobennosti_marketinga_uslugi.html

28. Портер М.Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов.–М: Альпина Бизнес Букс, 2005.– 454 с.

29. Разумовская А., Янченко В. Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога-практика.: М.– Вершина, 2006. – 378 с.

30. Регионный транспортный маркетинг. Электронный ресурс: http://avitrack.net/menedzhment-v-perevozkah/regionnyj-transportnyj-marketing.html

31. Романов, А.А.Маркетинговые коммуникации / А.А. Романов, А.В. Панько. — М.: Эксмо, 2006. — 432 с.

32. Суркова Е. В. Основы маркетинга: учебное пособие. – Ульяновск : УлГТУ, 2007.- 152 с.

33. Транспортный маркетинг. Электронный ресурс: http://www.jd-enciklopedia.ru/18-ekonomika/18-7-1-transportnyj-marketing/

34. Тультаев Т.А. Маркетинг услуг. / Московская финансово- промышленная академия. – М, 2005.– 97 с.

35. Шкурин М. И.Маркетинг на транспорте: Учебное пособие для студентов транспортных специальностей вузов/ Шкурин М.И. – Гомель: БелГУТ, 2003. – 223 с.

36. Чepняxoвскaя Т.Н. Ценовые стратегии и их применимость на практике. http://www.elitarium.ru/2012/04/25/cenovye_strategii_primenimost_na_praktike.html

37. Что такое франчайзинг? Как выбрать франшизу правильно? http://wiki-work.ru/uroki-biznesa/chto-takoe-franchajzin-kak-vybrat-frashizu-pravilno.html

38. О.У. Юлдашева. Промышленный маркетинг: теория и практика http://polbu.ru/yldasheva_marketing/ch16_i.html (виды посредников)

39. Янчeнкo В.М. Ценность услуг, или за что платят клиенты. Электронный ресурс: http://www.elitarium.ru/2010/04/28/cennost_uslug.html

40. Янчeнкo В.М. Методы стимулирования сбыта услуг. Электронный ресурс: http://www.elitarium.ru/2009/03/06/stimulirovanije_sbyta_uslug.html

41. [4] http://www.inventech.ru/lib/reklama/reklama-0015/

[1] Данный пункт представляет собой материал по [36]

[2] Составлено по материалам «Положения о службе маркетинга» компаний, работающих в сфере оптовой и розничной торговли

[3] Данный пункт перепечатан с изменениями и сокращениями из книги А. Разумовской и В. Янченко «Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога практика»

Менеджмент на автомобильном транспорте – это раздел науки об управлении любым автотранспортным предприятием, со своей спецификой, особенностями и методиками управления и анализа эффективности.

Глобальные изменения в экономике и ее развитие обязывают современных специалистов улучшать и пересматривать знания о мировой практике и теории менеджмента. Сегодня профессиональный менеджмент — это основная гарантия успеха компании. Ни одно производство не сможет действовать без управляющего состава, в том числе транспортное.

Транспортная отрасль производства важна в современной экономике. Ее эффективность напрямую влияет на эффективность работы разных отраслей промышленности и благосостояния страны в целом. Транспорт комфортное и быстрое перемещение из одного места в другое.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Менеджмент на автомобильном транспорте 460 руб.
  • Реферат Менеджмент на автомобильном транспорте 280 руб.
  • Контрольная работа Менеджмент на автомобильном транспорте 230 руб.

Одной из возможностей транспорта является грузоперевозка, необходимая для функционирования абсолютно всех отраслей экономики. Для наиболее эффективной грузоперевозки с наименьшими затратами должна быть построена грамотная транспортная система. Ее жизнедеятельность во целом зависит от принятия корректных управленческих решений.

Менеджмент играет очень решающую роль в компании. Он затрагивает процессы как в компании, так и за ее пределами. Для того чтобы жить, нужно создавать, а чтобы создавать, человеку нужно было организовать естественные силы природы, организовать свои возможности, собственный труд. Длинная стадия развития привела к тому, что простая кооперация труда сменилась сложными его формами, ручной труд был заменен машинным, потом были мануфактуры, потом крупные механизированные и современные автоматизированные предприятия, где транспорт выделился в отдельное направление, а опыт человечества в организации труда вырос до менеджмента.

Эволюционируя, мир требует расширения внутригосударственных и международных связей, основной составляющей которых является транспорт.

Транспорт - это высокобюджетный комплекс технических средств передвижения.

В современном мире нельзя недооценивать роль эффективного управления транспортом.

Цели и функции менеджмента на автотранспортном предприятии

Менеджмент – это не полностью изученный институт современного общества.

Его основной целью всегда остается экономическая эффективность, а базовой функцией – управление бизнесом. Но часто сотрудникам компаний неясно, что делают их менеджеры, как они управляют их компанией и насколько правильно это делают.

Менеджмент - это синоним слова «руководство». Любая организация, даже самая маленькая, не может существовать без человека, организующего работу компании.

Многоотраслевая транспортная система - это совокупность транспортных организаций, связанных между собой и обслуживающих совокупность объектов промышленности, сельского хозяйства и строительства. Это непростая система, осуществляющая перемещение готового изделия из места производства в другое место и являющаяся предметом науки управления на транспорте.

Эта система состоит из элементов:

  • инфраструктура для создания транспортного процесса;
  • автотранспорт различных видов;
  • погрузочно-разгрузочные машины, работающие в пунктах выгрузки и загрузки;
  • ГСМ и прочие расходные материалы;
  • организации, обслуживающие автотранспорт.

Эти элементы не являются производительными. Чтобы они работали, нужно присутствие человека. Для их корректного использования необходимы знания и физические усилия по эксплуатационному процессу. Поэтому основой менеджмента на транспорте является координация, объединение и эффективное использование ресурсов предприятий автотранспорта для того, чтобы прямая обязанность автотранспортного предприятия – пассажиро- или грузоперевозка была выполнена.

Основной целью работы компании является получение прибыли. Управление автотранспортного предприятия специфично быстрой реакцией на изменения рынка, потому целью менеджмента автотранспортного предприятия можно назвать создание равновесия в развитии компании, эффективной работы всех внутренних и внешних частей компании.

Транспорт можно условно разделить на две подсистемы:

  1. управляющую – выполняет управленческие обязанности,
  2. управляемую – выполняет технологические обязанности.

Естественно, должна быть тесная взаимосвязь этих двух частей управляемой системы. Например, транспортное средство стало двигаться, но это движение еще не является перевозочным процессом. Таким образом происходит нецеленаправленное движение, а чтобы оно стало целенаправленным – к нему нужно подключить управляющую подсистему. Это является достаточным условием транспортного процесса.

Что представляет собой такая функция:

  1. Она информационна, невещественна. Подсистема структурирует транспортный комплекс для обеспечения устойчивости и управляемости.
  2. Она интегрирована, неоднородна. В ней можно выделить два вида менеджмента – в широком и в узком смысле.

Управление в широком смысле как интегративная информационная функция является предметом науки управления на транспорте. В ее состав входят:

  • Руководство. Определяет критерии и цели движения системы. Критерии и цели совершенствования транспортной системы объективны и происходят из целей государственного порядка и специфики настоящего времени. Для транспортных министерств постановщиком целей почти всегда становится внешняя среда, вытекающая из особенностей социально-экономической обстановки;
  • Планирование. Формирование пути к выполнению поставленной задачи, а рычагами, движущими систему к цели, являются критерии;
  • Организация. Формирование и создание исходной структуры системы. Компания является частью планирования и живой организаторской работы в процессе перевозки;
  • Управление. Это действие по видоизменению структуры системы, производимое для повышения качества оказываемых услуг и повышение производительности;
  • Регулирование. Занимается поддержанием работоспособности системы в требуемом режиме;
  • Контроль. Анализ отношения реального движения системы с заданной целью. Контроль можно понимать в системе управления в широком и узком смысле. В первом случае его понимают как общность действий по сбору, передаче и обработке информации, важной для поддержания перевозочного процесса. Во втором случае контроль понимается как проверка выполнения управленческих решений.

Читайте также: