К ограничению налогового планирования относятся

Опубликовано: 21.09.2024


В федеральной Торгово-промышленной палате 17-19 ноября 2020 г. прошёл Всероссийский налоговый форум.

Участвовали руководитель ФНС России Даниил Егоров и его заместители, президент ТПП РФ Сергей Катырин, ведущие налоговые эксперты страны и представители бизнеса.

Компания «Градиент Альфа» в 10-й раз является генеральным партнёром этого масштабного мероприятия. И организатором сессии для собственников, руководителей, финансовых директоров и главбухов.

По понятным причинам количество очных участников в этот раз было сильно ограничено. Большинство (свыше 5000 человек) смотрели в онлайне.

Руководитель информационно-аналитического отдела АКГ «Градиент Альфа» Виталий Цветков рассказывает главное с мероприятия.

Практика против теории

«Градиент Альфа» провела в рамках форума сессию «Налоговое планирование – 2021. Новые возможности и ограничения».

«Налоговых возможностей по-прежнему много, а ограничения связаны с тем, что активность налоговой службы в отношении проверок и контроля за бизнесом продолжает расти, — сказал во вступительном слове модератор нашей сессии, руководитель АКГ «Градиент Альфа» Павел Гагарин. – Из-за коронакризиса бюджеты всех уровней сильно потратились на поддержку населения и не очень сильно – на поддержку пострадавших отраслей. Дыру приходится латать ростом налоговых доначислений.

Планы по собираемости налогов по моим сведениям из-за влияния пандемии не изменились.

К тому же во многих городах и областях поменялось руководство региональных Управлений ФНС и территориальных инспекций. В частности, в Санкт-Петербург и Ленинградскую область пришли выходцы из Москвы, которые и работать стали «по-московски».

Проверки стали проводиться там, где их не было: практика показывает, что налогоплательщиков вызывают в налоговые инспекции и спрашивают про контрагентов третьего-четвертого-пятого уровней от проверяемых юрлиц. Стали проверять технические компании. Казалось бы, что взять с однодневок? Цель – сформировать доказательную базу для других мероприятий налогового контроля, выявить бенефициаров налоговых схем, выполнить KPI. А ещё в таких компаний есть директор и учредитель, у которых, возможно, есть какое-то имущество. Его можно взыскать при банкротстве и привлечении к субсидиарной ответственности. Или они могут указать на тех самых бенефициаров.


Председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа» Павел Гагарин
и заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Сатин

Презентация Павла Гагарина, «Градиент Альфа». Что будет с налогами в 2021 году

Налоговые органы активно работают с информацией, собранной во время моратория на проведение проверок. По данным Павла Гагарина, готовится новый пласт проверок среднего бизнеса, для чего создаются специальные инспекции. В команде инспекторов, выезжающих на налоговые проверки, могут быть представители других регионов – так было, когда в команде проверяющих московской компании были налоговики из Астрахани. Внедряются новые цифровые технологии налогового контроля. Продолжается война с дроблением бизнеса.

Усиливается контроль над расходами домохозяйств. Это заход на бизнес с тыла. Инспекторы будут смотреть, какие расходы несёт семья владельца бизнеса. И если расходы более чем на 20% превышают доходы от основного бизнеса, значит, у ФНС будет повод начать проверку.


Выступление руководителя ФНС России Даниила Егорова на пленарном заседании форума

Заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Сатин многое из этого опроверг и назвал страшилками. Он сказал, что впервые слышит о создании специальных налоговых инспекций для среднего бизнеса (по аналогии с инспекциями по крупнейшим налогоплательщикам). При этом в кулуарах мероприятия налоговики не спорили с тем, что такие подразделения в ИФНС всё же создаются. Да, пока это не инспекции в традиционном формате, но сути дела это не меняет.

Рост проверок там, где их никогда не было, Дмитрий Сатин назвал неправдой. «В связи с коронакризисом был наложен мораторий на проведение проверок. Необходимости выезжать сейчас нет, у нас достаточно технических возможностей, чтобы проводить анализ удалённо. Количество выездных проверок сокращается последние годы примерно на 30% в год. В этом году сокращение составило 42%». По итогам нынешнего года будет 5200 выездных налоговых проверок, в прошлом году их было 9000, а в 2010-м – 70 000. По его словам, сегодня проверяется лишь одна компания из каждых 10 тысяч.

Налоговик также отрицает, что у ФНС есть планы по сбору налогов в этом году, а также что служба инициирует «новый пласт проверок среднего бизнеса».

По реакции людей в зале было понятно, что всё не так радужно, как описывает чиновник.

Дмитрий Сатин также усомнился в «случае с Астраханью»: «Выездная проверка открывается инспекцией по месторасположению компании. Это не могут быть массовые случаи. Мы говорим о проверках компаний, которые используют схемы, компаний, которые знали, что контрагент «не живой», а используется для уклонения от уплаты налогов».

Однако общественный омбудсмен по налогам и аудиту Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве Маргарита Дружинина опровергла опровержения. Она привела ещё один кейс, тоже с Астраханью, но уже из своей практики: «У рыбной компании, у которой есть также несколько магазинов по продаже улова в столице, в течение года с ФНС проходил мирный цивилизованный диалог. И вдруг резко началась выездная проверка с обвинением в дроблении бизнеса. В один день в разные офисы приехали инспекторы. В головной офис приехали 20 человек, но только один из них показал «корочку» ФНС. А кто были остальные – неизвестно. Не исключаю, что конкуренты, которые, таким способом, получили доступ ко всем документам, ко всем серверам. Это трэш. В этой ситуации может помочь звонок бизнес-омбудсмену, потому что никакие жалобы тут не помогают – налоговые органы делают на такие жалобы отписки. А нужно «загонять» проверяющих в рамки закона».


Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяна Минеева рассказала, что объем жалоб на налоговые органы составляет 13% от всех обращений к Уполномоченному. Она рассказала о защите прав предпринимателей по налоговым делам, инструментах защиты предпринимателей в рамках деятельности Уполномоченного. В функционал бизнес-омбудсмена входит участие в налоговых проверках, представление интересов предпринимателей в судах в качестве третьей стороны. Вмешательство Уполномоченного помогает с большей долей вероятности избежать заключения под стражу по уголовным делам о неуплате налогов и заменить это на более мягкую меру пресечения.

Создать более благоприятный деловой климат, по словам Татьяны Минеевой, помогает объединение бизнеса в отраслевые ассоциации: «Я сужу по близкой мне бьюти-индустрии в Москве. Важно, что власть теперь не может принимать решения, не согласовав их с профессиональным сообществом».

«То, что мы услышали сегодня, лишний раз подтверждает, что налоговые органы и предприниматели видят ситуацию по-разному. Как будто они на разных планетах». У одних – цифровизация ради упрощения и удобства работы налогоплательщиков, предвзятости быть не может, так как автоматизация чисто технически не позволит выходить за рамки закона. А у других на практике гораздо более суровые реалии, — подвела итог первого блока круглого стола столичный общественный омбудсмен по налогам Маргарита Дружинина.

«Видимо, это как в советские времена – «перегибы на местах». У территориальных инспекций, к которым, по нашей практике налогового сопровождения, всё же спускаются планы и KPI… На «земле» всё не так, как говорят в центральном аппарате» — добавил Павел Гагарин.

О ключевых налоговых изменениях

Генеральный директор «Градиент-Альфа-АУДИТ» Татьяна Ильинова посвятила своё выступление ключевым изменениям налогового законодательства: «ФНС планирует внести все данные физических лиц в единый реестр. Я думаю, что реестр станет эффективным инструментом по администрированию НДФЛ. Ведь в реестр попадут данные о собственности граждан, об их расходах и доходах, о банковских счетах. Не исключаю, что через несколько лет инспекторы начнут приходить к гражданам с вопросами на основе анализа реестра».


Среди других важных изменений – теперь НДФЛ с выявленной серой зарплаты обязан платить работодатель, его нельзя будет предъявить на сотрудника.

Кроме того, в качестве антикризисной меры поддержки малого и среднего бизнеса правительство снизило страховые взносы в 2 раза. Со следующего года ставка НДФЛ по зарплатам выше 5 млн рублей увеличивается на 15%. Такое же увеличение коснётся и ставки регресса по страховым взносам.

Татьяна Ильинова напомнила, что с 7 ноября 2020 года вступил в силу новый порядок формирования реестра МСП, и призвала представителей бизнеса проверить, соответствуют ли они новым условиям. Что касается стоимости патента, то его можно проверить через специальный сервис на сайте ФНС.

Роман Самилло, заместитель руководителя Департамента аудита АКГ «Градиент Альфа» рассказывал об отказе налоговых органов от налоговой реконструкции при применении статьи 54.1 Налогового кодекса.

«Статье 54.1 больше трёх лет, но споры не угасают. Если проанализировать судебную практику, то мы убедимся, что самая массовая категория дел касается не проявления должной осмотрительности


Мария Степанова («Квайссер Фарма») и Роман Самилло («Градиент Альфа»)

Эксперт по управлению налоговыми и правовыми рисками АКГ «Градиент Альфа» Татьяна Гераскина привела статистику по созданным и закрытым компаниям с начала года: «На одну созданную компанию мы имеем две закрытых. Львиная доля исключенных из ЕГРЮЛ – те, которых удалила сама ФНС».

Эксперт напомнила о негативных последствиях закрытых компаний. Среди них: дисквалификация директора и учредителя, блокировка банковского счёта и уголовная ответственность. Что касается размера взысканных средств в рамках субсидиарной ответственности, то он растёт год от года. Так, в 2015 году размер субсидиарной ответствености составлял 3,1 млрд рублей, а в этом году – уже 136,7 млрд рублей.

Презентация Татьяны Гераскиной, «Градиент Альфа». Ликвидация бизнеса: как можно и как нельзя

Среди других неприятных нововведений – Верховный суд РФ разрешил привлекать к субсидиарной ответственности наследников должника и его близких родственников.

Управление налоговыми рисками: практика компаний

Управляющий партнёр инжинирингового холдинга «Спектрум» Владимир Иванов рассказал о созданной в его компании корпоративной системе управления налоговыми рисками:

«Встречные проверки – самый частый инструмент налогового контроля в России. Поэтому мы обучаем людей ходить на допросы и выстраивать линию защиты, оказываем психологическую и юридическую поддержку. Помните, что методы работы ФНС становятся всё более и более изощрёнными».


Управляющий партнёр инжинирингового холдинга «Спектрум» Владимир Иванов (в центре)

Главный бухгалтер «Квайссер Фарма» Мария Степанова также дала рекомендации собственникам, руководителям, финансовым директорам и главбухам. Она призвала уделять пристальное внимание первичным документам, изучать нормативную базу и разъяснения Минфина и ФНС, судебную практику и ключевые тренды.

Презентация Марии Степановой, компания «Квайссер Фарма». Управление рисками

«И не бойтесь спорить с инспекторами. У нас есть положительная практика урегулирования вопросов в нашу пользу. Мы выигрывали дела. Да, это долго и сложно, но делать это необходимо. Ведь некоторые инспекторы ФНС часто действует по принципу «наложим штраф, а потом – будь что будет, оспорят – так оспорят. Дальнейшее их не касается. И не забывайте, что бухгалтерия – зеркало бизнеса. Если там нет порядка, то нет порядка и в самом бизнесе. И наоборот».

На пленарном заседании форума руководитель ФНС России Даниил Егоров выступил с обширным обзором о трансформации Федеральной налоговой службы.

Он рассказал о перспективах развития налогового законодательства и мер по поддержке бизнеса.

В частности, глава ФНС сообщил, что новый налоговый режим для ритейла, предполагающий автоматическую уплату налогов без обязательного предоставления отчетности в налоговые органы, может появиться уже в следующем году.

Материал подготовил

Виталий ЦВЕТКОВ,

руководитель информационно-аналитического отдела

АКГ «Градиент Альфа»

Видеозапись пленарного заседания форума с выступлением и презентацией руководителя ФНС России Даниила Егорова

Презентации спикеров:

Павел Гагарин, «Градиент Альфа». Что будет с налогами в 2021 году

Татьяна Гераскина, «Градиент Альфа». Ликвидация бизнеса: как можно и как нельзя

Мария Степанова, компания «Квайссер Фарма». Управление рисками































«Градиент Альфа» - это оптимизация издержек и минимизация рисков Вашего бизнеса, повышение его эффективности и инвестиционной привлекательности.

  • О нас
  • Эксперты
  • Благотворительность
  • Градиент Альфа в СМИ
  • События
  • Контакты
  • Карта сайта
  • Логистика
  • Бухгалтерия
  • Аудит
  • Консалтинг
  • Оценка активов
  • Медиация
  • Аутсорсинг ВЭД

+7 (495) 740-12-64
Наш e-mail
115280, Россия,
г. Москва,
1-й Автозаводский
проезд, дом 4, к. 1

Мы обещаем высылать вам только самые полезные материалы и не чаще, чем 2 раза в месяц. В любой момент вы сможете отписаться от нашей рассылки.

Пределы налогового планирования

В правоприменительной практике большинства государств, в том числе и Российской Федерации, сложились специальные методы, позволяющие предотвращать уклонение от уплаты налогов, а также существенно ограничивать сферу применения налогового планирования. Как правило, эти методы взаимосвязаны, однако можно выделить:
1) законодательные ограничения;
2) меры административного и финансового воздействия, применяемые при нарушении налогоплательщиком налогового законодательства;
3) специальные судебные доктрины.
Законодательные ограничения устанавливаются налоговым законодательством и представляют собой, по сути, совокупность обязанностей налогоплательщика, составляющих наряду с его правами и гарантиями их осуществления налоговый кодекс поведения налогоплательщика. К таким ограничениям можно отнести меры, направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов, в том числе обязанность субъекта зарегистрироваться в налоговом органе в качестве налогоплательщика, представлять сведения и документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, удерживать налоги у источника отдельных категорий доходов (например, при выплате дивидендов, заработной платы, доходов иностранным юридическим лицам), а также установление мер ответственности за нарушения налогового законодательства (в числе которых следует отметить наиболее распространенные составы правонарушений, а именно: сокрытие и занижение дохода (прибыли), полученного плательщиком).
К мерам административного и финансового воздействия, применяемым при нарушении налогоплательщиком налогового законодательства, можно отнести право налогового органа на переквалификацию сделки в судебном порядке, которое является одним из основных способов борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, уклоняющимися от уплаты налогов. В общем случае согласно ст.45 НК РФ взыскание налога с организаций производится налоговыми органами в бесспорном порядке. Взыскание же налога с физического лица производится только в судебном порядке.
В частности, согласно ст.170 ГК РФ могут быть признаны судом недействительными мнимые и притворные сделки. Мнимая сделка – это сделка, заключенная только для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия. Притворной называется сделка, заключаемая сторонами для вида с целью прикрыть другую сделку, которую стороны в действительности желали заключить. Притворная сделка, так же как и мнимая сделка, во всех случаях признается недействительной. При этом если сделка совершена с целью прикрыть другую сделку, применяются правила, относящиеся к той сделке, которую стороны действительно имели в виду.
Для признания какой-либо сделки притворной требуется доказать действительную цель, которую преследовали стороны при заключении сделки, или, другими словами, наличие тех отношений между сторонами, которые они пытались скрыть или замаскировать в определенных целях (часто определяющей целью для заключения таких сделок является уклонение от уплаты налогов).
В случае с мнимыми сделками надо доказать, что при заключении сделки стороны не имели намерения действительно создать реальные юридические последствия, а лишь рассчитывали воспользоваться определенными (главным образом, налоговыми) преимуществами, которые данная сделка им предоставляет. И в том, и в другом случае к организациям будут применены правила именно того налогового режима, которого они пытались избежать, вдобавок налогоплательщики должны будут внести в бюджет пени за несвоевременную уплату налогов и понести налоговые санкции за занижение сумм налогов.
Метод специальных судебных доктрин пока еще не получил в Российской Федерации законодательного признания. В мировой практике налоговые органы имеют большие возможности при использовании судебного механизма борьбы с уклонением от уплаты налогов в случае, если налогоплательщик совершает сделки или действия исключительно в целях приобретения прав на налоговые льготы или для структурирования каких-либо отношений между различными предприятиями с целью получения преимуществ, связанных только с налоговыми аспектами таких отношений.
Доктрина “существо над формой” (“equity above the form”) состоит в том, что юридические последствия, вытекающие из сделки, определяются в большей степени ее существом, нежели формой. Иными словами, если форма сделки не соответствует отношениям, которые фактически реализуются между сторонами сделки, возникают юридические последствия, соответствующие существу сделки или реально возникшим отношениям.
Доктрина “деловой цели” (“business purpose”) заключается в том, что сделка, создающая определенные налоговые преимущества для ее сторон, может быть признана недействительной, если она не достигает деловой цели. При этом налоговая экономия сама по себе не признается в качестве деловой цели сделки в целях предупреждения уклонения от уплаты налогов. При этом тот факт, что действия, осуществляемые сторонами в рамках данной доктрины, не обусловлены разумными коммерческими соображениями (“valid commercial reasons”).
Доктрина “сделки по этапам” (“step transactions”) сводится к тому, что суд при рассмотрении конкретной сделки “устраняет” промежуточные операции, осуществленные сторонами, и рассматривает реально совершенные действия, исходя из существа такой сделки. Налогоплательщики нередко дробят сделку, осуществление которой связано с существенными налоговыми последствиями, на ряд промежуточных сделок, позволяющих достигнуть требуемого результата с гораздо меньшими налоговыми последствиями.
Возможность применения основных принципов вышеуказанных судебных доктрин в Российской Федерации обусловлена тем, что в ряде случаев налогоплательщики заключают сделки исключительно с целью уклонения от уплаты налогов без намерения реально создать соответствующие правовые последствия.
В качестве наиболее типичных примеров можно привести следующие случаи:
– заключение трудовых (или близких к ним гражданско-правовых) договоров с инвалидами и некоторыми другими категориями граждан, чье трудоустройство предоставляет организации существенные налоговые льготы;
– заключение вместо договоров купли-продажи объектов недвижимости инвестиционных договоров или договоров уступки прав требования;
– заключение договоров о совместной деятельности вместо договоров аренды и т.д.

В большинстве вышеуказанных случаев заключаются мнимые или притворные сделки в целях ухода от уплаты тех или иных налогов.
По нашему мнению, российская налоговая практика пошла по пути объединения всех вышеназванных судебных доктрин, используемых в других странах, в одну комплексную – доктрину добросовестности налогоплательщика. Для разрешения вопроса о добросовестности налогоплательщика суды, как правило, исследуют вопросы соответствия формы и содержания, а также цели действий налогоплательщика. Однако комплексного определения понятию “добросовестность налогоплательщика” до сих пор не дано.





Содержание:

  • Что такое оптимизация и налоговое планирование
  • Учетная политика
  • Стратегия и тактика
  • Этапы снижения фискальной нагрузки
  • Эффективность оптимизационного налогового планирования
  • Квалифицированная помощь в налоговом учете

Налоговое планирование и оптимизация налогообложения – важная часть предпринимательской деятельности. Это законные меры, которые бизнес предпринимает, чтобы уменьшить налоговую нагрузку: сборы, пошлины, обязательные выплаты. Достичь цели можно за счет льгот, вычетов, более низкой ставки, права на возврат.

Заниматься оптимизацией и налоговым планированием важно с момента основания бизнеса, на каждом этапе работы предприятия. При грамотном подходе можно разработать такую структуру организации, которая будет отвечать сразу нескольким требованиям: эффективности с точки зрения получения прибыли, минимизации налоговых выплат и прозрачному управлению.

Чтобы уменьшить налогообложение, необходимо проанализировать текущее положение дел компании, изучить действующее законодательство и подобрать оптимальный и законный способ сократить фискальную нагрузку. Лучше всего доверить эту задачу специалистам, потому что цена ошибки может быть слишком высокой для бизнеса.

Что такое оптимизация и налоговое планирование

Оптимизация и налоговое планирование – взаимосвязанные процессы. Чтобы уменьшить, то есть оптимизировать обязательные выплаты, необходимо грамотно распланировать рабочие процессы и финансовую деятельность предприятия.

Оптимизационное налоговое планирование – это действия налогоплательщика, направленные на уменьшение выплат, а также обоснования величины обязательств с целью определения реальных доходов и управления ими. Одной из целей при этом является выбор оптимальной формы налогообложения и снижение фискальной нагрузки на бизнес. Важно, чтобы способы и методы достижения целей не выходили за рамки законодательства, иначе речь будет идти об уклонении от налогов.

Конкретный метод минимизации выплат называют налоговой схемой. Она включает в себя описание экономических действий, позволяющее применить благоприятный режим и сэкономить при уплате налогов. Налогоплательщик свободен в выборе организационно-правовой формы хозяйственной деятельности и системы налогообложения. Он также может на свое усмотрение выбирать поставщиков, партнеров и согласовывать с ними условия сотрудничества.

Основные цели фискального менеджмента:

  • законное уменьшение фискальной нагрузки;
  • минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов;
  • повышение объема оборотных средств и, как результат, увеличение фактических возможностей для развития организации и повышения эффективности работы.

Общепринятая методика определения фискальной нагрузки – порядок расчета, разработанный Минфином. Он определяет сумму выплат как отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке. На практике при уменьшении фискальной нагрузки часто вместо уплаченной суммы налогов используют начисленную сумму за расчетный период.

Одним из обстоятельств, которое может свидетельствовать об уклонении от уплаты налогов и, соответственно, о вероятности проверки, налоговые органы считают низкий показатель нагрузки в сравнении со средним уровнем по отрасли. Для таких случаев даже существует особый термин: налоговый разрыв, то есть разница между суммой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком, и суммой фактических выплат.

Учетная политика

Рационально составленная учетная политика хорошо влияет на налогообложение предприятия. Так, к примеру, на объем расходов, а значит, и на размер прибыли влияют такие элементы учетной политики:

  • методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;
  • методы оценки сырья и материалов при списании их в производство, а также стоимости товаров при их реализации;
  • порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции.

Один из благоприятных для налогоплательщиков аспектов – законное разрешение создавать ряд резервов, отчисления в которые можно включить в расходы компании. Но важно учитывать, что при формировании учетной политики можно закрепить и аргументировано обосновать выбор того или иного варианта исчисления налогооблагаемой базы. Почему мы обращаем внимание на эту возможность? Потому что при грамотной аргументации несложно снизить риски.

При выборе способов определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения для целей налогового учета помните, что некоторые из них отличаются от способов и методов ведения бухгалтерского учета. Поэтому с самого начала разделяйте бухгалтерский и налоговый учет.

Стратегия и тактика

Действия, направленные на уменьшение выплат, должны охватывать все сферы и аспекты деятельности. Квалифицированный специалист предложит стратегический и тактический план оптимизации фискальной нагрузки. Стратегия – это долгосрочный курс, решение крупномасштабных задач бизнеса с учетом налоговых интересов. Тактика затрагивает повседневные задачи и операции.

Стратегический план включает:

  • обзор судебной практики и правовой базы в определенной сфере, а также долговременный прогноз изменений;
  • прогнозирование налоговых обстоятельств и форс-мажоров, разработка плана действий на каждый из экстренных случаев;
  • график исполнения финансовых и коммерческих обязательств предприятия;
  • оценка рисков и вероятных причин отклонения от расчетных показателей;
  • подробное обоснование выбранной схемы с учетом рисков и последствий;
  • прогноз эффективных инструментов оптимизации.

Но главная задача стратегии заключается в выборе такой схемы налогообложения, которая лучше всего соответствует специфике предприятия и помогает снизить фискальную нагрузку. Тактика же направлена на эффективное решение текущих задач. Она подразумевает мониторинг правовых актов, которые затрагивают налоговую сферу и отрасль, краткосрочное прогнозирование, график исполнения обязательств и изменения активов.

Тактика уделяет больше внимания каждой конкретной сделке: исследованию условий, прогнозированию последствий и оценке рисков. Чтобы тактика оставалась эффективной, ее пересматривают не реже раза в месяц. Самостоятельно разработать эффективный стратегический и тактический план невозможно, необходима поддержка экспертов.

Этапы снижения фискальной нагрузки

Суть оптимизации – в уменьшении платежей и выборе наиболее эффективной, безопасной налоговой схемы. Если в момент старта бизнеса вы не задумывались о фискальной нагрузке, с высокой долей вероятности первым шагом к оптимизации станет полная или частичная реорганизация предприятия. Потому что необходимо выбрать систему налогообложения, которая лучше всего соответствует целям и задачам бизнеса.

Эксперты сначала определяют общее направление работы, то есть составляют стратегию. А только затем проводят реорганизацию тактики. Первые шаги к выбору стратегии – оценка рисков, анализ фискальных проблем, выбор основных инструментов планирования и разработка схемы. Деятельность предприятия планируется уже с учетом новой налоговой схемы (именно поэтому часто возникает необходимость в реорганизации бизнеса).

Налоговые риски – это вероятность увеличения выплат, возможность привлечения к уголовной ответственности или контроль со стороны управляющих органов. Иногда предприниматели нарушают законодательство ненамеренно, из-за непонимания тонкостей или из-за того, что не отслеживают изменения. Поэтому при любых изменениях фискальных схем и выплат важно консультироваться с экспертами, уточнять возможные риски. Критически важно, чтобы все решения принимались в правовом поле.

Перед тем как внедрить новую схему, следует сравнить потенциальную экономию и расходы, а также позаботиться о том, чтобы все изменения были письменно обоснованы. Каждая операция, которую проводит компания, должна фиксироваться документально. В случае проверки контролирующими органами только тщательное документирование поможет доказать, что все операции были обоснованы и проведены с соблюдением буквы закона.

Эффективность оптимизационного налогового планирования

Самые действенные инструменты снижения фискальной нагрузки – это уже знакомые нам налоговые схемы. С их помощью можно существенно уменьшить общую сумму обязательных выплат. Но нельзя оценивать эффективность схемы только с точки зрения снижения налогового бремени. Не меньшее значение имеют правовые риски. Так, например, доначисление и санкции после проверки могут оказаться намного больше суммы экономии. Не говоря уже о таком серьезном риске, как уголовная ответственность.

Эффективность налоговой схемы зависит не столько от экономии на уплате налогов и взносов, сколько от проработанной доказательной базы для обоснования выбранной схемы. В основу доказательной базы положено такое понятие, как получение налоговой выгоды. Под этим понятием подразумевают уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения вычета, льготы, применения более низкой ставки, а также получение права на возврат или возмещение из бюджета.

Важно учитывать, что контролирующие органы могут поставить под сомнение любую гражданско-правовую сделку, которая влияет на налогообложение. Именно поэтому так важно аргументированное обоснование выбранной схемы. Занимаясь налоговым планированием и оптимизацией налогообложения, нужно учитывать не только формальное соответствие закону, но и другие обстоятельства, связанные с операциями и сделками, которые могут повлиять на правовые риски.

О необоснованности выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств:

  • невозможность осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для выбранного вида деятельности также требуется совершение и учет других операций;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном в документах бухгалтерского учета.

При выборе схемы оптимизационного налогового планирования нужно соблюдать рекомендации:

  • хозяйственные операции должны быть экономически оправданными и соответствовать стандартам предпринимательской деятельности;
  • фактическое содержание хозяйственных операций и организационно-управленческих актов налогоплательщика не должно расходиться с их документальным оформлением;
  • при построении различных схем налогового планирования следует избегать взаимозависимости участников сделок;
  • при заключении договоров нужно контролировать цены товаров (работ, услуг), указанных в сделке, чтобы исключить возможность пересмотра налоговыми органами цен в судебном порядке.

Квалифицированная помощь в налоговом учете

Компания VALEN предоставляет полный спектр услуг, связанных с фискальным учетом, обоснованием схемы налогообложения и уменьшением выплат:

  • анализ учета и правового обеспечения деятельности компании;
  • выявление рисков и их оценка;
  • разработка рекомендаций по осуществлению фискального планирования;
  • оценка экономической эффективности изменений;
  • разработка пошагового плана внедрения методов оптимизации;
  • выбор подходящей фискальной схемы.

Для консультации оставляйте заявку на сайте или набирайте наш телефон: +7 (495) 7-888-096!







Ахтанина Наталья

Дата последнего комментария: 2020-10-05

  • Налогообложение криптовалют. Как избежать банковских блокировок?
  • Банк заблокировал карту по 115 ФЗ. Что делать? 8 советов для физлиц.
  • 6 шагов. Как руководителю без знаний учета проверить ошибки в работе бухгалтера.

Каковы особенности, методы и инструменты налоговой оптимизации и налогового планирования?

Запомним основное правило – грамотное налоговое планирование должно быть абсолютно законным средством сохранения денежных средств компании. Результатом налогового планирования является законная налоговая оптимизация. Но есть множество нюансов, что является особенностью нашего законодательства, которые могут поставить под сомнение Вашу личную репутацию и репутацию Вашей компании.

  • 1 На что надо обратить особое внимание при налоговом планировании и осуществлении налоговой оптимизации?
  • 2 Какие методы могут применяться при осуществлении налогового планирования?
  • 3 Какие инструменты налогового планирования законны и успешно применяются?
  • 4 Эффективность налогового планирования и его защита.

На что надо обратить особое внимание при налоговом планировании и осуществлении налоговой оптимизации?

1. Наличие обоснованной деловой цели.

Это основная задача грамотного налогового планирования. Компания прежде всего должна иметь деловую цель, которую нельзя поставить под сомнение. Эта цель должна легко обосновываться и доказываться всеми необходимыми документами. К документам можно отнести:

К документам можно отнести:

– аналитические записки сотрудников

– экономические обоснования и сметы.

Суды, в вопросах получения налоговой выгоды, нередко занимают сторону налогоплательщика в основном по двум причинам, первая – хорошая подготовка к судебному процессу налогоплательщика, вторая – недостаточная доказательная база со стороны налоговиков.

2. Не применять схемы, находящиеся на особом контроле у государства, в том виде в котором они описаны.

Конечно, лучше всего применять оригинальный способ оптимизации. Однако, за основу можно брать и универсальную схему, но ее обязательно надо модифицировать с учетом специфики и местонахождения налогоплательщика, чтобы придать ей уникальность. При этом нужно соблюдать рекомендации:

– хозяйственные операции должны быть экономически оправданными и соответствовать стандартам предпринимательской деятельности;

– фактическое содержание хозяйственных операций и организационно-управленческих актов налогоплательщика не должно расходиться с их документальным оформлением;

– избегать взаимозависимости участников сделок;

– контролировать цены товаров (работ, услуг), применять рыночные цены чтобы исключить возможность пересмотра налоговыми органами цен в судебном порядке. Согласно п. 4 ст. 40 НК РФ рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Какие методы могут применяться при осуществлении налогового планирования?

Метод замены отношений

Как правило, одна и та же хозяйственная цель (приобретение имущества, получение дохода и т.д.) может быть достигнута несколькими путями. Действующее законодательство не ограничивает хозяйствующего субъекта в выборе формы и отдельных условий сделки, выборе контрагента и т.д.
Операция, предусматривающая обременительное налогообложение заменяется на операцию, позволяющую достичь ту же или максимально близкую цель, и при этом применить более льготный порядок налогообложения.

Метод разделения отношений

Метод разделения отношений базируется на методе замены. В данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция разделяется на несколько.
Метод разделения применяется, как правило, в случаях, когда полная замена не позволяет достичь результата, наиболее близкого к цели первоначальной операции.

Метод отсрочки налогового платежа

Срок уплаты налогов связан с моментом возникновения объекта налогообложения (моментом возникновения налогооблагаемого оборота, моментом приобретения имущества и т.д.) и налоговым периодом (месяц, квартал, год). Метод отсрочки, используя элементы прочих методов (замены, разделения и т.п.), позволяет перенести момент возникновения объекта налогообложения (соответственно и уплаты налога) на последующий налоговый период.

В современных экономических условиях и при значительных размерах налоговых платежей отсрочка уплаты налога в бюджет позволяет, прежде всего, экономить оборотные средства, а некоторых случаях избежать начисления пени.

Метод прямого сокращения объекта налогообложения

Метод подразумевает избавление (воздержание) от объекта налогообложения, как один из способов ухода от налогов. Объектом налогообложения может быть имущество, операции. Воздержание от осуществления некоторых видов деятельности, операций, отсутствие имущества и т.д. Данный метод преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого имущества, и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.

Какие инструменты налогового планирования законны и успешно применяются?

Инструментов для осуществления налогового планирования и налогой оптимизации множество, вот основные из них:

Учетная политика организации. Предусматриваем наиболее выгодные для Вашего предприятия способы, методы учета. Например, амортизационную премию, которая позволяет быстрее списать в расходы стоимость купленного имущества.

Амортизация безвозмездно полученного имущества. Стоимость имущества, полученного от юрлица или физлица, которое владеет более чем 50% уставного капитала компании, не учитывают в ее доходах (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ). Льгота действует при условии, что имущество не передается третьим лицам в течение года со дня получения. Такое имущество амортизируется, его стоимость можно определить по рыночной цене. Суть экономии в том, что компания не тратит деньги на покупку имущества, а получает возможность снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль через амортизацию.

Специальные налоговые режимы. Применяем УСН, ЕСХН, ЕНВД, патент.

Судебные прецеденты. Смотрим судебную практику, как она сложилась в отношении планируемых сделок и т.д;

Налоговые льготы. Оцениваем, какие льготы возможно применить в Вашей деятельности, операциях. Льготы обычно выражаются в виде пониженных налоговых ставок или отсутствии налогообложения определенных операций. Например, следующие категории компаний могут применять нулевую ставку по налогу на прибыль (п. 1.1–1.10 ст. 284 НК РФ):

– образовательные, медицинские учреждения – до 1 января 2020 года;

– резиденты технико-внедренческих ОЭЗ – до 1 января 2018 года;

– резиденты туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства РФ в кластер, – до 1 января 2023 года;

– участники региональных инвестиционных проектов – до 1 января 2020 года;

– участники свободной экономической зоны (территории Республики Крым и Севастополя);

– резиденты территорий опережающего социально-экономического развития (их определяет Правительство РФ; например, они есть в Хабаровске, Приморском крае, на Камчатке и др.);

– резиденты свободного порта Владивосток;

– участники ОЭЗ в Магаданской области.

Оптимальные формы договорных взаимоотношений. Проверяем контрагентов на предмет возможности банкротства, соответствия критериям “однодневки” или недобросовестного налогоплательщика. Определяем в договоре оптимальные условия поставки, вид сделки, рыночную цену. Так, например, бартерные сделки изначально привлекут внимание налоговой инспекции, которая захочет и обязана, в данном случае, проверить цены на предмет соответствия рынку (ст. 40 НК РФ).

Использование разъяснений финансового ведомства, как в пользу налогоплательщика, так и против. Письма Минфина и ФНС – выражают официальное мнение государственных органов, и, принимая спорную позицию по какому-либо вопросу в применении налогового законодательства, компания должна понимать, насколько четко оценена ситуация и взвешены все “ЗА” и “ПРОТИВ”.

Создание резервов:

– Под дорогостоящий ремонт основных средств. Экономия достигается за счет «досрочного» списания затрат на ремонт имущества.

– Резерв сомнительных долгов. Если создать резерв, то просроченные долги попадают в расходы, уменьшающие прибыль, быстрее, чем станут безнадежными. Правда, отчислять в резерв можно не более 10% от выручки за месяц или квартал

9. И т.д.

Все эти инструменты законны и ими можно пользоваться при грамотном налоговом планировании.

Эффективность налогового планирования и его защита.

Налоговые схемы являются действенным инструментом в оптимизации налогообложения, но, оценивать их надо не только с точки зрения эффективности снижения налогового бремени, но и с точки зрения налогово-правовых рисков, которые могут привести к серьезным последствиям для руководителей и собственников бизнеса, так как им могут предъявить претензии в необоснованной налоговой выгоде.

Когда говорят о необоснованной налоговой выгоде. прежде всего ссылаются на Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Итак. какие признаки, подтвержденные доказательной базой, свидетельствуют о получении необоснованной налоговой выгоды по Постановлению № 53:

  1. Невозможность фактического выполнения хоз. операций.
  2. Отсутствие подходящих условий для экономической деятельности (к примеру, нет нужного персонала или транспорта, отсутствуют активы, производство, склады и т.д.).
  3. Бухучет отдельных операций, без формирования целостной картины.
  4. Совершение фиктивных операций.
  5. Небольшой период существования налогоплательщика.
  6. Выявление взаимозависимости между сторонами сделки.
  7. Разовые или неритмичные операции.
  8. Проведение расчетов через один банк.
  9. Выявление фактов нарушения налогового законодательства в прошлых периодах.
  10. Проведение транзитных операций.
  11. Выполнение хоз. операций не по адресу нахождения компании.
  12. Участие посредников в сделках.

Очень часто, на практике встречаются случаи, когда руководители и собственники бизнеса настолько увлекаются самой идеей оптимизации налогообложения, что забывают о последствиях вменения необоснованной налоговой выгоды (уклонения от уплаты налогов). А последствия совсем безрадостны:

  1. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов с организации в крупном размере наступает при сумме неуплаты от 5 млн руб. за период в пределах трех финансовых лет, если не уплачено более 25% налогов, либо превышает 15 млн. руб.
  2. Ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций в особо крупном размере наступает при сумме неуплаты 15 млн. руб. за период в пределах трех финансовых лет подряд , если не уплачено 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, либо сумма превышает 45 млн. руб.

Оценив все вышеперечисленные факторы, необходимо учесть их при грамотном налоговом планировании. Наличие реальной деловой цели, поможет Вам доказать реальность и необходимость сделки. И, конечно же, не стоит забывать о грамотном документарном оформлении всех проведенных хозяйственных операций.

Не забываем, что в расчет берется не отдельно взятый налог, а ВСЕ неуплаты по ВСЕМ налогам за 3 финансовых года.

Безусловно, если Вы хотите достигнуть положительного экономического результата от налогового планирования, то Вам необходимо очень грамотно использовать положения действующего законодательства. Применение законных инструментов налогового планирования позволит Вам значительно снизить риски вменения необоснованной налоговой выгоды. Проанализируйте свой бизнес как в целом, так и на предмет отдельных сделок. Используйте все законные способы, которые позволяет законодательство в вашей хозяйственной сфере и, Ваши риски снизятся а финансовый результат улучшится.

Маргарита Есипова.jpg


Налоговое планирование — термин, законодательно не регламентированный, но плотно закрепившийся в профессиональном юридическом обиходе. С точки зрения теории, данный термин означает комплекс мероприятий, направленных на законное, в отличие от налоговой оптимизации, уменьшение налоговой нагрузки.

Принципы налогового планирования

Согласно концепции ст. 54.1 НК РФ, любые мероприятия, пусть и совершенные в рамках закона, но направленные исключительно на получение экономии налогов и совершенные посредством искажения фактов хозяйственной жизни, будут квалифицироваться как необоснованная налоговая выгода.

Под искажением сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения следует понимать любое искажение налогоплательщиком сведений налогового и(или) бухгалтерского учета и налоговой отчетности в целях незаконного уменьшения налога (зачета, возврата). Например:

  • отражение нереальных хозяйственных операций (которые фактически не осуществлялись);
  • неучет объектов налогообложения;
  • неправомерное заявление налоговых льгот и др.

По сути, к искажению сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения относится внесение налогоплательщиком в бухгалтерскую и налоговую отчетность любых недостоверных данных, если эти данные используются налогоплательщиком в целях получения необоснованной налоговой выгоды.

В связи с этим подходы ко многим методам и способам, которые ранее признавались законными, в настоящее время таковыми не считаются.

Законные методы

Среди методов налогового планирования можно выделить:

  • изменение корпоративной структуры — создание или упразднение юридических лиц в группе компаний (например, дробление бизнеса или использование юрлиц в иностранных юрисдикциях);
  • использование налоговых льгот (налоговый инвестиционный кредит, применение пониженных ставок налогообложения, приобретение особого, льготируемого статуса);
  • метод отсрочки налогового платежа, который во многом достигается за счет эффективно проводимой налоговой политики.

Организация налогового планирования может быть обеспечена за счет следующих мероприятий:
  • выбор оптимальной организационно-правовой структуры;
  • выстраивание оптимальной корпоративной структуры (ликвидация излишних юрлиц в группе, сокращение излишних расходов на содержание юрлиц, не осуществляющих активную деятельность);
  • мониторинг всех потенциальных налоговых льгот и поощрений (например, если речь идет про деятельность IT-компании, то есть шанс получить послабления по уплате страховых взносов на основании ст. 427 НК РФ);
  • осуществление деятельности только после анализа возможных налоговых рисков, так как недопущение налоговых рисков — это часть грамотного налогового планирования.
Но не все так просто. Давайте рассмотрим, когда и как некоторые способы налогового планирования переходят в разряд незаконной налоговой оптимизации.

Когда законные методы планирования превращаются в незаконные

В Письмах от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ и от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ ФНС России представила свое видение признаков незаконного дробления бизнеса, среди которых выделена имитация работы нескольких лиц, в то время как в реальности все они действуют как одно лицо (например, Определение Верховного Суда РФ от 27.11.2015 № 306-КГ15-7673 по делу № А12-24270/2014). Свидетельств тому может быть много:

  • единственным поставщиком или покупателем для одного участника схемы дробления бизнеса является другой ее участник либо поставщики и покупатели у всех участников схемы общие;
  • в штате числятся одни и те же сотрудники или, наоборот, в одном из юрлиц группы они полностью отсутствуют;
  • нет реального движения товара (он есть только на бумаге);
  • участники схемы созданы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и(или) увеличением численности персонала;
  • участники схемы несут расходы друг за друга;
  • наличие прямой или косвенной взаимозависимости (аффилированности) участников схемы дробления бизнеса (родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность и т. п.);
  • использование одних и тех же вывесок, обозначений, контактов, сайта в Интернете, адресов фактического местонахождения, помещений банков, в которых открываются и обслуживаются расчетные счета, контрольно-кассовой техники, терминалов и т. п.;
  • единые для участников схемы службы, осуществляющие ведение бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, подбор персонала, поиск поставщиков и покупателей и работу с ними, юридическое сопровождение, логистика;
  • отсутствие деловой цели и т. д.

Вместе с тем если несколько юридических лиц, входящих в группу компаний и расположенных в одном помещении, осуществляют один и тот же вид деятельности и созданы с интервалом в 3 года (например, для розничной и оптовой торговли), но при этом у них разные поставщики (клиенты), разные генеральные директора и различный штат сотрудников, то высок шанс обосновать правомерность создания таких юридических лиц и применение специальных налоговых режимов (например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.03.2015 № Ф04-16255/2015 по делу № А70-4269/2014).

Однако, как показывает правоприменительная практика, исчерпывающий или строго императивный перечень признаков, свидетельствующих о формальности разделения (дробления) бизнеса, отсутствует.

Использование иностранных юрисдикций и применение соглашений об избежании двойного налогообложения

Использование иностранных низконалоговых юрисдикций было до принятия антиофшорных поправок весьма популярным методом налогового планирования, при котором сам факт регистрации иностранного юридического лица позволял применять пониженные ставки налогообложения при выплате роялти, дивидендов, налога на прибыль и проч.

В настоящее время этого недостаточно. Налоговые органы и суды рассматривают:

  • цель и период создания юридического лица;
  • имеет ли оно трудовые и иные материальные ресурсы для осуществления уставной деятельность;
  • пассивная это деятельность (например, сдача в аренду принадлежащего имущества, которое куплено в целях использования льготных ставок налогообложения) или активная (производство товаров, оказание услуг, но не всех);
  • каково существо и экономическое содержание сделок;
  • кто является фактическим выгодоприобретателем.

Таким образом, формального использования иностранной юрисдикции уже недостаточно для использования преимуществ соглашений об избежании двойного налогообложения.

Сделки и правоотношения рассматриваются по существу, причем часто не в пользу налогоплательщика.

Создание условий для применения налоговых льгот

Льготы предоставляются при выполнении определенных условий (количественных или качественных). В связи с этим выявлять правонарушения в этой части проще, чем по другим основаниям, а создавать льготируемые условия, напротив, весьма затруднительно.

Вот почему данный способ налоговой оптимизации не так популярен.

Например, согласно п. 3. ст. 381 НК РФ, льгота по налогу на имущество предоставляется, если среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50 %. И с моральной, и с материальной точки зрения соблюдение этого условия вряд ли можно назвать привлекательным. К тому же эффект от льготы не всегда способен покрыть расходы на создание такой видимости. Или имущество может быть отнесено к определенной категории, к которой налогоплательщик не имел право его относить. Так, в споре по делу № А82-12171/2012 налогоплательщик не смог доказать, что гидроэлектростанция является неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи.

У налогоплательщика есть право выбора — воспользоваться льготами или нет. Нередко налогоплательщик говорит именно «нет» даже при фактическом праве на снижение налоговой нагрузки. Это связано с тем, что правила получения налоговых льгот чрезмерно зарегулированы, и их эффект должен быть действительно весомым, чтобы оправдать временные и финансовые издержки по доказыванию права на применение налоговой льготы. В этой связи в настоящее время данный вид налоговой оптимизации не является распространенным.

Руководитель отдела маркетинга и PR SRG-Consulting

Читайте также: