Субсидии от центра занятости налог на прибыль

Опубликовано: 30.04.2024

Как предпринимателю получить субсидию

Еще сравнительно недавно, каких-то двадцать лет назад, частных предпринимателей было совсем немного – редко кто решался идти в открытое плавание, большинство граждан предпочитало «работать на дядю». С тех пор многое изменилось – частные предприниматели стали называться индивидуальными и их появилось достаточно для того, чтобы можно было с уверенностью говорить, что малый бизнес в России сформировался и держится он в основном именно на небольших предприятиях и ИП.

Такой рост количества индивидуальных предпринимателей вполне закономерен: собственный бизнес позволяет самостоятельно, без указок сверху, распоряжаться личными ресурсами и временем, при этом ни перед кем не отчитываясь.

Именно поэтому людей, которые хотели бы начать свой бизнес меньше не становиться. Однако многих останавливает отсутствие начального капитала и стратегии самостоятельного развития. В этой статье мы расскажем о том, какая поддержка оказывается государством начинающим бизнесменам и как получить субсидию на открытие своего дела.

Кто имеет право на субсидию от центра занятости

Помощь от государства начинающим индивидуальным предпринимателям идет через территориальные центры занятости. Государство имеет прямой интерес в росте числе ИП по нескольким причинам:

  • Снижается количество безработных;
  • Казна получает новые налоги и отчисления;
  • Малый бизнес – опора для страны. Чем он крепче и многочисленнее, тем сильнее государство.

Однако, несмотря на активную пропаганду развития ИП, количество обращающихся граждан за поддержкой к государству не так уж и велико: всего 2%. Связано это с низким информированием населения о такой программе и страхе людей в случае непредвиденных ситуаций оказаться один на один со своими проблемами.

Но начнем по порядку. Кто имеет право на субсидии от государства?

  • Граждане РФ по достижении ими 18 лет;
  • граждане, находящиеся на учете в центре занятости в качестве безработных более одного месяца.

Исключения:

  • несовершеннолетние;
  • женщины, находящиеся в декрете;
  • студенты дневных отделений;
  • пенсионеры;
  • некоторые категории военных;
  • осужденные;
  • работники по трудовым договорам;
  • лица, уже зарегистрированные ранее как ИП, в случае, если с момента снятия с учета прошло меньше полугода;
  • те, кто был уволен с работы из-за нарушений трудовой дисциплины.

Кроме всех вышеперечисленных, сотрудники Центра занятости населения вынесут отказ на субсидию тем, кто встал на учет в качестве безработного, но в течение 10 дней с момента регистрации два раза отказался от предложенных вариантов работы.

Безработные, неоднократно нарушавшие правила службы занятости, тоже не получат субсидию.

Размер субсидии для ИП

Законом четко установлено, что сумма субсидии должна быть равна размеру денежных выплат по безработице за двенадцать месяцев.

Суть помощи начинающим ИП от центра занятости

Как уже было сказано выше, первая и основная часть поддержки начинающих предпринимателей заключается в выплате им соответствующей субсидии. Сумма материальной помощи в каждом конкретном случае индивидуальна и зависит она от размера пособия по безработице, назначенного на основании заработной платы и стажа по последнему месту работы. Как правило, по статистике, средний размер субсидии составляет около 60 тысяч рублей.

Второй вариант помощи: компенсация затрат на регистрацию ИП. В частности, государство возвращает госпошлину за постановку на учет, возмещает деньги потраченные на консультации юристов и услуги нотариуса, компенсирует затраты на закупку бланков, изготовление печатей и пр.

Третий путь для поддержки начинающих бизнесменов заключается в предоставлении им бесплатных консультаций со стороны юристов, организации бизнес-тренингов, а также возможности аренды помещения по цене, существенно ниже рыночной.

И наконец, четвертый пункт – помощь в разработке бизнес-плана, без которого получить субсидию в принципе невозможно.

Документы и порядок получения субсидии ИП

Для того, чтобы материальная помощь на открытие собственного дела была выплачена, разработан определенный алгоритм действий, которому надо строго следовать:

    Нужно встать на учет в территориальный отдел Центра занятости. Для этого необходимо иметь при себе паспорт, СНИЛС, ИНН, трудовую книжку, аттестат или диплом, справку с последнего места работы о з/п за последние три месяца подряд, а также заявление на получение пособия по безработице.

Внимание! Если претендент на субсидию в течение пяти лет нигде официально не работал, специалисты Центра занятости на законных основаниях могут отказать в получении материальной помощи на открытие ИП. Логика проста: если человек в предыдущий пятилетний период имел откуда-то деньги на проживание, значит и в будущем он сможет себя ими обеспечить.

  • Необходимо проконсультироваться с сотрудником Центра занятости. Порядок получения субсидий может несколько отличаться в зависимости от региона РФ;
  • Надо написать заявление, которое станет письменным свидетельством желания открытия своего дела;
  • Психологическое тестирование: формальная, но необходимая процедура для получения субсидии;
  • Разработка стратегии развития предприятия или, говоря иначе, написание бизнес-плана. На этом пункте остановимся чуть подробнее. Дело в том, что бизнес-план – это не самый простой документ. Для того, чтобы его грамотно написать, требуется определенный опыт и знания. Поэтому, если чувствуется, что своих навыков для разработки концепции развития бизнеса не хватает, лучше обратиться к специалистам. Что следует обязательно указать и на что обратить внимание в бизнес-плане:
    • Размер прибыли. Это самый важный момент в каждом бизнес-плане, поскольку любая коммерческая деятельность подразумевает какой-то доход;
    • Наличие денежных средств, которые можно будет вложить в дело в качестве первоначального капитала. Те деньги, которые выделяются как субсидия явно будут недостаточными для открытия бизнеса с нуля, поэтому начинающий предприниматель должен иметь и какие-то собственные финансовые запасы. Кроме того, они будут являться дополнительным подтверждением серьезности намерений будущего ИП. Соотношение личных средств к размеру материальной помощи должно быть не меньше 1:2;
    • Инновационность. Чем необычнее и оригинальнее идея, тем выше шансы на то, что проект будет одобрен;
    • Количество персонала в будущей компании. Основная цель Центра занятости – трудоустроить как можно больше людей. Именно поэтому бизнес-планам с высокой численностью работников специалисты Центра занятости отдают наибольшее предпочтение;
    • Обоснованность расходов. В бизнес-плане в обязательном порядке нужно прописать, на какие цели пойдет полученная субсидия. И чем подробнее будет расписан этот пункт, тем лучшее. Хорошо, если в качестве таких целей будет заявлена покупка оборудования, сырья или материалов. Самый худший вариант: трата субсидии на аренду площадей и рекламные услуги.
  • После написания бизнес-плана его, вместе с заявлением на субсидию необходимо предоставить в Центр занятости. Эти документы будет рассматривать специально сформированная комиссия, которая проведет оценку результатов психологического тестирования и бизнес-плана, после чего будет вынесен вердикт о способности претендента на субсидию к предпринимательской деятельности. Затем, в течение 10 дней комиссией будет вынесено какое-либо решение, с соответствующим приказом, подписанным директором Центра занятости;
  • Если одобрение получено, нужно будет заключить договор на перечисление суммы субсидии и затем идти в налоговую инспекцию по месту жительства регистрироваться в качестве ИП;
  • После выполнения всех этих пунктов, необходимо будет предоставить специалистам Центра занятости все отчетные документы, в том числе о постановке ИП на учет в налоговой и чеки, обосновывающие расходы из средств субсидии (накладные, чеки и т.п.).
  • Как видно из того, что написано выше, получить субсидию от государства на открытие своего дела не так уж и проблематично. Для этого нужно составить хороший бизнес-план и пройти весь путь от идеи до ее реализации в установленном законом порядке. Если все сделано как надо, то государственная субсидия может стать отличной поддержкой в начале самостоятельного предпринимательского пути.

    Артем — владелец тренажерного зала в Краснодаре. Чтобы его открыть, Артем получил 117 600 рублей в центре занятости и рассказывает, что для этого сделал.

    Артем Белоусов

    Деньги на бизнес в центре занятости

    У меня тренажерный зал в Краснодаре. Я открыл зал в 2017 году, и для старта мне понадобилось 360 000 рублей, 117 600 из них я получил в центре занятости — это была максимально возможная сумма.


    Реклама на заборе, самодельные тренажеры и видео с дочкой

    Деньги, которые я получил в центре занятости, — что-то вроде гранта или субсидии. Их выдает государство на открытие своего дела, эти деньги не надо возвращать. Похоже, что идея такая: вместо ежемесячного пособия по безработице один раз выдать деньги на старт бизнеса. Так у безработного появляются деньги на открытие, а у государства — налоги и рабочие места. Чтобы получить деньги, я сделал вот что:

    Весь процесс занял четыре месяца. Я встал на учет как безработный в конце апреля и в июле получил деньги.

    Статус безработного

    Центр занятости дает деньги на бизнес, если есть статус безработного. Чтобы получить такой статус, нужно доказать, что ни одна работа в городе тебе не подходит. Центр занятости подбирал вакансии, я ходил на собеседования. Один день — одно собеседование.

    В мои планы не входило найти работу, поэтому на собеседованиях намекал, что не хочу устраиваться. Работодатель спрашивал: «Хотите у нас работать?», а я говорил: «Не очень». Иногда везло, и работодатели сами отказывали: где-то опыта не хватало или специализация не та.

    Центр следит за поиском работы с помощью направлений на собеседования. Нельзя посидеть дома, а потом сказать: «Ой, меня никуда не берут». На каждый отказ центр просит направление с подписью работодателя. Работодатели пишут в направлении причину отказа и расписываются. Направление с отказом возвращал сотруднице центра, она сочувствовала: «Ну вот, опять не взяли!»


    Я собрал десять отказов и получил статус безработного. С этого момента центр начал выплачивать пособие — около пяти тысяч рублей в месяц. Плюс продолжал давать направления с вакансиями, но не каждый день, а два раза в месяц.

    Заявление на деньги от центра

    Я получил статус безработного и подал заявление на подъемные для бизнеса. Шаблон заявления взял в центре.


    В заявлении есть строчка «размер помощи». В 2017 году в Краснодаре давали максимум 117 600 рублей, столько и написал.

    Заявление написал в центре и сразу отдал. И взамен мне на электронную почту отправили образец бизнес-плана, его надо было заполнить и защитить перед комиссией.


    Но сначала я прошел еще один этап — проверку у психолога.

    Проверка у психолога

    Чтобы получить допуск к защите бизнес-плана, сначала проходишь проверку психолога. Она состоит из тестирования и беседы. Как я понял, центр проверяет способность к предпринимательству и умение считать деньги.

    Тест сдавал на компьютере в центре. В тесте сто вопросов, по итогам компьютер показывает результат: у меня 80 баллов из 100.

    Дословно вопросы не помню, но по смыслу было что-то такое:

    Представьте, что у вас есть коммерческая площадь. В одном помещении — услуги ногтевого сервиса, а второе пустует. Кому выгодно сдать в аренду пустое помещение?

    Вы решили расширить бизнес. Вы возьмете кредит или будете развиваться на деньги с прибыли?

    Вторая часть проверки — беседа с психологом. Психолог спрашивала, почему я хочу заниматься именно этим делом, как буду нести ответственность за провал бизнеса и здоровье клиентов. Разговаривали минут двадцать.

    После беседы психолог не сказала, прошел я или нет. Поговорили, и всё на этом.

    Бизнес-план по шаблону центра

    Дальше надо сдать бизнес-план. У центра есть шаблон, в нем шесть обязательных разделов:

    • описание проекта;
    • производственный план;
    • организационный план;
    • маркетинговая стратегия;
    • оценка рисков;
    • затраты и окупаемость.

    Бизнес-план показывает, когда дело станет прибыльным и как этого добиться.


    Строгих сроков по подготовке плана нет, но я хотел сделать побыстрее. На план у меня ушла неделя. Я не знал часть терминов и гуглил в интернете, что такое капитальные затраты или валовая прибыль.


    В бизнес-плане написал, что потрачу деньги центра на тренажеры. В плане — цены и количество тренажеров. Я смотрел стоимость тренажеров в магазине, где планировал закупаться, и только потом записывал ее в план. Всё это нужно, чтобы выполнить правила закупок.


    У проверки бизнес-плана два этапа: сначала его смотрит бухгалтер центра. Если она согласовала, план можно подавать на защиту перед комиссией.

    План сдавал так: сотрудница центра попросила распечатать и принести распечатку в центр, она сама передаст бухгалтеру. Я так и сделал, и через четыре дня она позвонила и сказала зайти. Зашел, получил свою распечатку, а в ней пометки бухгалтера.

    Я ошибся в формулах с рентабельностью и сроком окупаемости. Бухгалтер ручкой перечеркнула, где неверно. Нет такого, что можно сесть и с бухгалтером разобраться с ошибками, поэтому исправлял сам, что понял.


    За неделю внес исправления и показал план бухгалтеру еще раз, но до конца не был уверен, что ошибок нет. К счастью, бухгалтер разрешила защищаться.

    Защита бизнес-плана перед комиссией

    Для защиты бизнес-планов центр собирает комиссию. У меня было так: в мае сдал бизнес-план, в начале июля прошла защита. О дате защиты узнал за пять дней.

    Защита бизнес-плана напоминала госэкзамены. Я зашел в кабинет, за длинным столом — члены комиссии; как я понял, это сотрудники министерств. Я отдал им распечатки бизнес-плана и начал рассказывать о тренажерном зале. Говорил по пунктам плана, но не читал с листа, а говорил от себя. Члены комиссии не перебивали, делали пометки в плане и кивали иногда.

    Строил выступление по такой логике:

    • у меня был зал и есть опыт, хочу опять открывать, потому что это дело мне близко;
    • уже подобрал помещение и знаю цену. Площадь — 150 квадратов, аренда обойдется в 40 000 рублей в месяц. В помещении есть вода, вентиляция и отдельный вход;
    • проанализировал район, знаю, сколько людей здесь живет и какой спрос. Рассчитал, что в месяц буду тренировать 30 клиентов;
    • карты в зал буду продавать по 1300 рублей, рекламу расклею по району.

    Вопросов ко мне было немного, спрашивали:

    • Как будете делать раздевалку?
    • Что с вытяжками и воздухом?
    • Почему не хотите работать врачом?
    • Почему продали зал в Волгограде и куда дели деньги от продажи?

    Артем рассказывает, как сделал тренажеры

    Свои ответы плохо помню, но вот, например, спрашивали: «Какая польза от бизнеса для людей?» У меня тренажерный зал, и с пользой просто: это здоровье, красота населения. Потом комиссия сказала, что подъемных не хватит на покупку всех тренажеров. В ответ рассказал, что часть сделаю сам, и перечислил, какие именно.

    В один день со мной защищалось человек пятьдесят, но деньги получили десять. Мне помогло, что я присмотрел помещение и открывал до этого зал, поэтому отвечал на вопросы не абстрактно, а на конкретном примере.

    При центре есть школа для предпринимателей. Если не защитили бизнес-план с первого раза или не хватило баллов на тесте у психолога, можно учиться в этой школе. Как устроено обучение, не знаю. Говорят, преподаватели помогают с планом, расчетами и выступлением для комиссии.

    Получение денег и закупка тренажеров

    Через пять дней после защиты мне позвонили и сказали, что всё отлично. Я открыл ООО и еще через неделю получил деньги от центра — 117 600 рублей.

    Как открыть ООО

    ООО открывать необязательно, подходит ИП. Центр возмещает расходы на госпошлину для регистрации бизнеса, для этого пишешь заявление.


    После перевода денег центр дал месяц на покупку тренажеров. У покупки есть правила:

    • цены в бизнес-плане и чеках должны быть одинаковыми;
    • на каждый тренажер приносишь в центр чек или накладную;
    • закупаться нужно в том же городе, где получил деньги.

    Я закупался в том магазине, где смотрел стоимость тренажеров для бизнес-плана. Поэтому по чекам и в бизнес-плане цены одинаковые. За неделю закупил все тренажеры и пачкой отнес чеки в центр.

    Проверка центра раз в три месяца

    Раз в три месяца в зал приходят сотрудники центра, обычно по два человека. Так центр контролирует условие получения денег: бизнес должен проработать два года. Если сотрудники придут, а зал закрылся, меня попросят вернуть 117 600 рублей.

    У сотрудников с собой ведомость или что-то типа этого, я в ней расписываюсь: да, приходили. Потом они фотографируют зал и интересуются, как идут дела — вот и вся проверка, занимает минут пятнадцать.

    Одним из наиболее доступных вариантов помощи от государства начинающим предпринимателям остается выделение субсидии на открытие малого бизнеса. 2018 год не является исключением: несмотря на развитие кризисных явлений в экономике, в бюджетах разных уровней предусмотрены средства для поддержки индивидуальных предпринимателей и небольших фирм.

    Основные понятия

    В 2018 году, как и в предыдущие годы, государственные субсидии на открытие малого бизнеса являются безвозмездной финансовой помощью, которая предоставляется начинающему предпринимателю для открытия собственного дела. Основные отличительные признаки государственной субсидии:

    • единоразовость – имеется в виду, что государство предоставляет финансовую помощь только один раз;
    • безвозмездность – означает, что денежные средства предоставляются на бесплатной основе, без необходимости их возвращать;
    • целевое использование – предполагает выделение средств только на цели, предусмотренные бизнес-планом проекта; если они будут использованы на другие цели, деньги придется возвращать.

    Ограничения

    Не все сферы экономики подпадают под действие Федерального Закона «О развитии среднего и малого бизнеса».

    Субсидированию не подлежат такие виды деятельности, как:

    • кредитование;
    • страхование;
    • игорный бизнес;
    • производство подакцизной продукции;
    • предоставление банковских услуг.

    Виды субсидий

    В 2018 году деньги от государства на открытие бизнеса можно получить следующими путями:

    • через региональные бюджеты;
    • через региональные фонды, поддерживающие предпринимательство;
    • от центра занятости.

    Любые региональные программы поддержки предпринимателей предусматривают проведение различных тендеров и конкурсов, призванных определить самый лучший проект по развитию приоритетного для региона вида производства или услуг.

    В зависимости от региональных особенностей устанавливаются максимально возможные размеры помощи, формы ее предоставления, перечень необходимых документов для ее получения и т.д.

    Фонд содействия развитию малого бизнеса в научно-технической сфере дает возможность субъектам малого бизнеса, которые занимаются реализацией инновационных технологий и планируют развивать свой бизнес, получить финансовую поддержку до 20 млн рублей в течение 24 месяцев. На сайте фонда представлено шесть основных программ финансирования:

    • «Умник» – программа поддержки молодых ученых в возрасте от 18 до 28 лет. Максимальный размер финансирования – 400 тысяч рублей.
    • «Старт» – программа финансирования предприятий, занимающихся разработкой инновационных технологий. Срок их существования не должен превышать двух лет.
    • «Развитие» – программа развития отечественных научных компаний.
    • «Интернационализация» – программа поддержки отечественных предприятий, которые занимаются разработкой инновационных технологий совместно со своими заграничными партнерами.
    • «Коммерциализация» – программа оказания помощи компаниям и предприятиям, которые уже завершили научные работы и планируют запускать свою продукцию в массовое производство;
    • «Кооперация» – программа, направленная на расширение взаимодействия крупных корпораций с субъектами малого бизнеса, занимающимися научными разработками.

    Что касается выделения помощи через центры занятости, она заключается прежде всего в полном возмещении расходов, связанных с регистрацией индивидуального предпринимателя или небольшой фирмы. К ним относятся:

    • государственная пошлина за оформление документов – 800 – 4000 рублей;
    • оплата услуг нотариуса – около 300 рублей;
    • оплата услуг по изготовлению печати – от 1200 рублей.

    Также субсидия от центра занятости предполагает выделение 58 800 рублей на открытие собственного бизнеса.

    Каждый вариант получения субсидии имеет свои преимущества и недостатки, связанные с объемом государственного финансирования. Так, вероятность получить субсидию на открытие бизнеса от центра занятости выше, поскольку ее сумма меньше, но, с другой стороны, этих денег не каждому хватит для полноценного старта.

    Больший размер имеют субсидии, предоставляемые по региональным программам поддержки. Но в этом случае и конкуренция среди претендентов выше, и требования к оформлению документов более жесткие.

    Для того чтобы увеличить свои шансы на получение государственной поддержки, рекомендуется подавать документы во все департаменты и органы, которые предоставляют субсидии на открытие малого бизнеса.

    Как получить субсидию

    Как уже отмечалось выше, получить помощь можно или в центре занятости, или в соответствующем департаменте, отвечающем за развитие малого бизнеса в регионе. Дальше мы опишем действия, которые нужно предпринять для получения субсидии в каждом случае.

    Обращение в центр занятости

    Сначала нужно получить статус безработного, а для этого – зарегистрироваться в центре занятости, представив следующие документы:

    • гражданский паспорт РФ;
    • трудовую книжку;
    • документы об образовании;
    • документы о семейном положении.

    Самостоятельно или с помощью специалистов центра занятости нужно составить адекватный бизнес-план своей будущей деятельности и представить его на рассмотрение экспертной комиссии.

    Дальше возможны три варианта развития событий:

    • бизнес-план будет одобрен – и тогда предприниматель получит субсидию в размере 58 800 рублей;
    • комиссия примет решение компенсировать только расходы, связанные с регистрацией предпринимательства;
    • план будет отклонен. В этом случае можно повторить попытку – их количество не ограничено.

    Обращение в департамент поддержки предпринимательства

    Можно попытать удачи и в департаменте поддержки предпринимательства. Туда нужно представить:

    • учредительные документы на юридическое лицо или предпринимателя;
    • справку, выданную региональным центром занятости, о том, что начинающий предприниматель прошел обучение и владеет необходимыми навыками для ведения бизнеса;
    • справки из налоговой службы и обязательных фондов об отсутствии задолженности перед ними;
    • документ, подтверждающий, что предприятие не находится в стадии ликвидации;
    • паспорт гражданина РФ;
    • заявление на получение субсидии;
    • бизнес-план;
    • справку из банка о наличии счета с указанием всех его реквизитов;
    • документ, который подтверждает отсутствие уголовного или административного производства в отношении юридического лица или предпринимателя.

    Процесс получения

    Процедура получения субсидии на открытие малого бизнеса в 2018 году состоит в следующем:

    1. Собранный пакет документов подается в местный региональный орган власти.
    2. Затем в течение 7 рабочих дней экспертная комиссия изучает бизнес-план, а также все представленные предпринимателем документы и дает обоснованный письменный ответ. Если вердикт комиссии окажется отрицательным, можно в течение года предоставить ей на рассмотрение другой бизнес-план.
    3. Если ответ положительный, комиссия передает бизнес-план на рассмотрение следующей службе, которая должна из всего количества поданных проектов выбрать самый лучший. На этом этапе четких сроков рассмотрения нет, комиссия назначает заседания по мере поступления бизнес-планов.
    4. Размер помощи зависит от регионального бюджета. Так, к примеру, в Москве начинающие предприниматели могут получить до 500 000 рублей, а в Ростовской области – не больше 70% от возможных расходов, максимально 300 000 рублей.

    Обращаем ваше внимание, что в связи с задержками поступления средств из государственного бюджета не все фонды по состоянию на середину мая 2016 года принимали заявки на субсидии. Поэтому необходимо предварительно обращаться в региональный фонд поддержки и уточнять, есть ли финансирование, а если еще нет, то когда ожидается. Это даст возможность понять – следует ли надеяться только на свои силы или все же государство сможет чем-то помочь.

    Субсидии и дотации на малый бизнес: Видео

    Работодатели, которые заключат трудовые договоры с безработными, получат за каждого такого человека около 50 тысяч рублей из бюджета. Это новый вид господдержки для бизнеса, о котором объявило правительство, — постановление уже опубликовано.

    Разбираемся в условиях.

    Что это за господдержка

    Из-за коронавируса многие потеряли работу. В 2020 году им помогали повышенными пособиями, а работодателям давали безвозмездные субсидии и льготные кредиты. В 2021 году мер поддержки стало меньше: льготные кредиты придется возвращать, а пособия по безработице с начала года снизились. Источник: Постановление правительства от 13.03.2021 № 362

    Чтобы улучшить ситуацию с занятостью, придумали новые субсидии — за трудоустройство безработных. Работодатель берет на работу человека, который раньше стоял на учете в центре занятости, — а государство дает за это немного денег в качестве компенсации затрат на зарплату. На эти цели уже выделено 12 млрд рублей. Всего таким образом планируют трудоустроить 200 тысяч безработных.

    Но чтобы получить деньги, нужно выполнить все условия — а их немало.

    Кто из работодателей получит субсидию

    Субсидию можно получить только при совпадении таких условий:

    1. Работодатель зарегистрирован до 1 января 2021 года.
    2. У него нет долгов перед бюджетом. Это касается налогов и взносов, в том числе на травматизм. А также субсидий и бюджетных инвестиций, которые нужно вернуть. Наличие долгов проверяют на дату подачи заявления, поэтому можно погасить — и потом обратиться за господдержкой.
    3. Перед работниками долгов тоже нет.
    4. Работодатель не находится в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства. Директор и главбух не дисквалифицированы.
    5. У ФСС есть деньги на субсидии. Это интересный пункт — непонятно, как именно он будет работать. Мы уточняем этот момент в Минэкономразвития.
    6. Работодатель не брал льготный кредит под 3% на восстановление бизнеса.
    7. Другие виды господдержки на те же цели, что и эта субсидия, тоже не использовались. Причем конкретные документы и программы не указаны. Но это мы тоже постараемся разузнать.

    Деньги можно получить в любой отрасли, списка пострадавших для этой программы нет.

    Т⁠—⁠Ж теперь в приложении

    За каких работников можно получить компенсацию

    Нанимать можно не кого угодно: заплатят только за конкретных работников. Они должны соответствовать таким условиям:

    1. На 1 января 2021 года стоят на учете в центре занятости. В постановлении регистрацию упоминают в настоящем времени — то есть вроде бы нужно иметь ее непрерывно с начала года. Формулировки неочевидные, а в таких случаях всегда стоит ориентироваться на худший вариант.
    2. На дату направления для трудоустройства не работали.
    3. На дату заключения трудового договора не имели работы, не были ИП или самозанятыми. То есть даже если человек просто зарегистрировался как самозанятый и не получал дохода — это лишает работодателя права на субсидию. Но регистрацию нельзя иметь именно на дату заключения договора. Во время постановки на учет в службе занятости ее тоже быть не должно. А вот о том, что ее нельзя иметь после трудоустройства, ничего не написано.
    4. Работник устроен на полный день по направлению службы занятости.
    5. Его зарплата не ниже МРОТ — это 12 792 Р .
    6. К 15 декабря 2021 года не менее 80% бывших безработных, устроенных к работодателю, остались в штате. То есть если работодатель нанял пятерых бывших безработных, для субсидии как минимум четверо должны проработать до 15 декабря 2021 года. Если не соблюсти это условие, часть денег придется вернуть до 1 июня 2022 года. Это может оказаться ловушкой: деньги будет возвращать не работник, а именно работодатель. Даже если сотрудник при этом сам решил уволиться.

    Идеальная ситуация — когда работник стоял на учете и на 1 января, и потом непрерывно до направления на работу. Но он мог быть безработным на 1 января, а потом найти работу, уволиться и снова встать на учет. Получится, что все условия соблюдаются: была регистрация на 1 января и нет работы на дату заключения договора. Непонятно, положена ли тогда компенсация. Но тут можно переложить ответственность на центр занятости. Работодатель подает список вакансий в рамках конкретной программы — значит, ему предложат именно тех работников, что подходят для субсидии. Иначе зачем тогда это всё.

    Сколько денег можно получить

    Размер субсидии считается по формуле:

    (МРОТ × Районный коэффициент + Страховые взносы) × Количество трудоустроенных безработных.

    За каждого безработного субсидию заплатят три раза: через месяц, три и шесть после трудоустройства. В правилах не указано, по каким ставкам будут считаться страховые взносы: по обычным или с учетом понижения для малого бизнеса.

    Если по обычным, то за каждого бывшего безработного можно получить около 16,6 тысячи рублей — и так три раза. А всего примерно 50 тысяч.

    Как получить субсидию

    Субсидию будут перечислять по заявлению. Судя по постановлению, план такой:

    Когда субсидию придется вернуть

    В постановлении указаны два случая:

    1. Если сотрудник в первые полгода работы получал пособие по временной нетрудоспособности за счет ФСС. Тогда субсидию за эти дни нужно вернуть в размере выплаченных больничных. Соцстрах готов оплатить что-то одно.
    2. Если к 15 декабря 2021 года в штате осталось менее 80% трудоустроенных безработных. Причина увольнения при этом не важна. Работника могут уволить за прогул или пьянство, но всю свою зарплату за полгода он получил, работодатель потратил на это субсидию. Уволили работника или он ушел сам — деньги в бюджет надо вернуть.

    Сумма к возврату рассчитывается так: Размер субсидии × Коэффициент возврата.

    Коэффициент возврата = 1 − Фактическое количество работников на 15.12.2021 / (Общее количество трудоустроенных безработных × 0,8).

    Например, работодатель трудоустроил 10 бывших заключенных, предпенсионеров и выпускников техникумов в цех деревообработки. Все проработали по полгода. Субсидия составила около 500 тысяч рублей. Полная зарплата этих сотрудников с учетом взносов за 6 месяцев — 4 млн рублей. Но к 15 декабря троих пришлось уволить за прогул и воровство, а еще один ушел сам по состоянию здоровья. В итоге из 10 бывших безработных осталось шесть. Работодатель нанял по объявлению еще пять бывших безработных. Но это не считается — часть субсидии придется возвращать. В случае с этим работодателем — 125 000 Р : 500 000 Р × (1 − 6 / (10 × 0,8)).

    На место уволенного бывшего безработного можно взять другого, главное — сделать это до проверки численности. Тогда вновь принятые таким же способом сотрудники будут учитываться в расчете, который влияет на возврат субсидии.

    Но тут нужно быть внимательными. Дело в том, что новые работники увеличат плановую численность. Понятнее будет на примерах.

    Когда новые работники не спасут от возврата. Изначально взяли 10 работников. Постепенно пятеро уволились. Работодатель взял еще троих. Теперь получится, что он взял 13 человек, а осталось 8. Плановая численность считается уже не от 10, а от 13 человек: 13 × 0,8 = 10,4. То есть осталось меньше плановой численности — надо возвращать часть денег. Коэффициент возврата составит 0,23: 1 − 8 / 10,4. Если работодатель получил 500 тысяч рублей, он должен вернуть 115 тысяч.

    Когда новые работники помогут избежать возврата. Изначально взяли 30 работников. Из них пятеро уволились, на их место взяли еще пятерых. Плановая численность при проверке составит 28 человек: 35 × 0,8. А фактически к моменту проверки работает 30 человек. Значит, условие соблюдается, деньги возвращать не придется.

    Или трудоустроено 12 человек. Один уволился, и работодатель взял еще пятерых. Плановая численность составит 13,6: 17 × 0,8. А фактически работает 16 человек — то есть больше плановой численности. Возврат денег не грозит.

    Общее правило для субсидии без возврата будет таким: количество уволенных должно быть меньше или равно 20% от общего количества нанятых.

    Узнать, сколько человек нужно нанять ближе к проверке, чтобы не возвращать деньги, можно с помощью формулы:

    Наняли 20, уволили 5 — до проверки возьмите еще 5 человек: 5 × 5 − 20 = 5.

    Наняли 74, уволили 13 — можете никого не брать. А вот если уволены 15 человек, одного нужно успеть найти до проверки. Ну или проще вернуть около 12 тысяч рублей из полученных 3,7 млн. При увольнении 20 человек нанять нужно уже 26 новых работников дополнительно. Если нанять только 20, придется вернуть 59 тысяч рублей.

    Наняли 150, уволили 42 — устройте еще 60: 42 × 5 − 150 = 60.

    Тут возникает вопрос: а если работник не стоял на учете на 1 января 2021 года, а потерял работу позже и зарегистрировался в центре занятости, например, в апреле? Даже если работодатель готов его трудоустроить в июне, формально такой работник не отвечает условиям программы. То есть денег дадут только за тех, кто давно без работы.

    Пока это все, что известно о новой господдержке, но мы запросили комментарии. Когда — и если — появятся разъяснения Минэкономразвития, опубликуем уточнения.

    Организация на ЕНВД. Как отразить в бухгалтерском учете получение от центра занятости средств на частичное возмещение затрат на оплату труда участников общественных работ?

    В соответствии с п. 1 ст. 24 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон № 1032-1) органы службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ.

    Для этого органы службы занятости заключают договоры (контракты) о совместной деятельности с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по мероприятиям организации общественных работ и временного трудоустройства безработных граждан (п. 10 Положения об организации общественных работ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 г. № 875 (далее – Положение)).

    Согласно п. 13 вышеуказанного Положения с лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель (организация или индивидуальный предприниматель) заключает срочный трудовой договор.

    При этом оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (п. 16 Положения).

    Наряду с этим орган службы занятости населения в соответствии с п.п. «б» п. 4.4 Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.07.2005 г. № 485 (далее – приказ № 485), осуществляет материальную поддержку безработных граждан, принимающих участие в общественных работах, в размере не ниже минимальной величины пособия по безработице и не выше двукратной минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

    Согласно п. 5 приказа № 485 оплата обязательств по содействию занятости населения осуществляется в соответствии с договором (контрактом), заключаемым территориальным органом или центром занятости с юридическими или физическими лицами.

    То есть перечисление органами службы занятости средств федерального бюджета на поддержку доходов (материальную поддержку) граждан, участвующих в общественных (временных) работах, производится не напрямую этим гражданам, а целевым назначением на расчетный счет работодателя.

    Перечисленные центром занятости населения средства должны быть полностью выплачены работникам, принимающим участие в общественных работах.

    На основании списков, предоставляемых центром занятости населения в Вашу организацию, начисляется его задолженность по перечислению целевых средств.

    Данная хозяйственная операция оформляется проводками:

    Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 86 «Целевое финансирование»

    – начислена задолженность центра занятости населения по перечислению целевых средств.

    Поступление целевых денежных средств от центра занятости населения на расчетный счет организации отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:

    Дебет 51 «Расчетные счета» кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

    – поступили целевые денежные средства от центра занятости населения.

    Начисленная работнику, принимающему участие в общественных работах, заработная плата на основании срочного трудового договора относится на соответствующие счета затрат в зависимости от того, в какой деятельности занят этот работник.

    Предположим, работник занят в основной производственной деятельности.

    Тогда начисление заработной платы работнику, принимающему участие в общественных работах на основании срочного трудового договора, отражается в бухгалтерском учете проводками:

    ДЕБЕТ 20 «Основное производство» КРЕДИТ 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

    – начислена заработная плата по срочному трудовому договору.

    Начисленная по срочному трудовому договору заработная плата признается объектом налогообложения НДФЛ:

    ДЕБЕТ 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» КРЕДИТ 68 «Расчеты по налогам и сборам» , субсчет «НДФЛ»

    – удержан НДФЛ из заработной платы.

    Помимо заработной платы работнику начисляется материальная поддержка дохода, перечисленная центром занятости населения на расчетный счет организации.

    Поскольку указанная материальная поддержка не является выплатой по трудовому договору, то расчеты по таким выплатам ведутся на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим опера­циям».

    Начисление задолженности перед работником, принимающим участие в общественных работах, по выплате материальной поддержки доходов отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:

    ДЕБЕТ 86 «Целевое финансирование» КРЕДИТ 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

    – отражена задолженность перед работником по выплате материальной поддержки дохода.

    Согласно п. 1 ст. 217 НК РФ государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, не подлежат налогообложению НДФЛ.

    В соответствии со ст. 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

    Ст. 165 ТК РФ установлены случаи предоставления гарантий и компенсаций. Перечень таких случаев является открытым.

    В письме от 23.07.2003 г. № СА-6-04/816@ МНС РФ сообщило, что выплаты из федерального бюджета в поддержку доходов безработных граждан, принимающих участей в общественных работах, рассматриваются как выплаты, не подлежащие включению в налоговую базу для исчисления НДФЛ на основании п. 1 ст. 217 НК РФ.

    Таким образом, выплаты работникам, принимающим участие в общественных работах, материальной поддержки за счет средств федерального бюджета, направляемые Вашей организации центром занятости населения, НДФЛ не облагаются.

    Выплата заработной платы и материальной поддержки доходов из кассы предприятия оформляется в бухгалтерском учете проводками:

    ДЕБЕТ 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» КРЕДИТ 50 «Касса»

    – выплачена заработная плата, начисленная по срочному трудовому договору;

    ДЕБЕТ 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» КРЕДИТ 50 «Касса»

    Читайте также: