Субъектами административной юрисдикции являются налоговые органы

Опубликовано: 23.04.2024

СТУДЕНТАМ :: Лекции (УМК) :: Административная юрисдикция

ТЕМА 2. СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ.

1.Понятие субъекта административной юрисдикции.

2.Классификация субъектов административной юрисдикции.

Субъектами административного процесса признаются органы, организации и лица, выступающие по закону в качестве носителей процессуальных прав и обязанностей. В круг субъектов административного процесса законодательство включает: граждан, государственные органы и их представителей, осуществляющих исполнительно-распорядительные функции (в т.ч. судьи), государственные предприятия и учреждения, организации и их структурные подразделения, иные государственные органы и их должностные лица, общественные организации с их органами и полномочными представителями.

Множественность органов административной юрисдикции не единственный признак рассматриваемой системы. Другая ее особенность - их неоднородность.

Исходя из этого, можно определить круг субъектов административной юрисдикции:

компетентные органы и должностные лица, наделенные правом издавать властные акты, составлять правовые документы определяющие последствия применения административных санкций - с одной стороны;

государственные органы и их должностные лица, общественные организации и их представители, граждане - с другой стороны.

В настоящее время в России сложились и закреплены законом следующие виды административно-юрисдикционных органов:

судьи (судьи районных судов, судьи арбитражных судов, судьи военных судов и мировые судьи);

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав состоят из нечетного количества членов комиссии (один из которых председатель) и секретаря;

коллегиальные органы органов местного самоуправления (административные комиссии, комиссии по борьбе с пьянством);

Коллегиальные органы органов местного самоуправления (административные комиссии) создаются по решению органов местного самоуправления для рассмотрения дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена законами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Формирование комиссии и ее деятельность осуществляется на основании Положения, утвержденного соответствующим органом власти. Также в некоторых субъектах Федерации созданы отделения административных комиссий, образуемые при администрациях в отдельных населенных пунктах муниципальных образований или части их территорий. Такие отделения создаются в территориальных муниципальных образованиях, где удаленность некоторых населенных пунктов от центра велика и в связи с этим работа комиссии становится затруднительной.

органы внутренних дел, государственные инспекции и другие органы (должностные лица), уполномоченные на то законодательными актами.

Органы внутренних дел (милиция) которые включают в себя и специфический субъект Государственную инспекцию безопасности дорожного движения. Данные органы действуют на основании Закона РФ "О милиции", соответствующих положений, утвержденных Указами Президента России.

Другие государственные инспекции и надзорные органы. Эти органы действуют на основании Положений, утвержденных в соответствии с их административно-правовым статусом в системе органов исполнительной власти. Более подробно об этих органах при рассмотрении вопроса о подведомственности.

Классификация субъектов административной юрисдикции:

1. По способу принятия решения:

а) Коллегиальные (административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних);

б) индивидуальные (руководители контрольно-надзорных органов, другие уполномоченные лица);

2. По характеру рассмотрения дел:

а) первой инстанции (вышестоящий орган или должностное лицо);

б) второй инстанции (вышестоящий суд);

в) первой и второй инстанции (судья);

3. По компетенции рассмотрения дел:

а) общей компетенции (судья);

б) специальной компетенции (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав);

в) отраслевой компетенции (должностные лица государственной противопожарной службы);

4. По порядку образования:

а) выбираемые (административные комиссии);

б) назначаемые (должностные лица контрольно-надзорных органов).

  • Что такое административная юрисдикция в РФ
  • Структура, основные черты и принципы
  • Участники, разновидности органов, в юрисдикцию которых включено рассмотрение административных дел
  • Проблемы административной юрисдикции

Что такое административная юрисдикция в РФ

Административная юрисдикция — установленная правовыми нормами деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке.

Физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, несет административную ответственность. Ее характеристики отражает соответствующий раздел законодательства, а рассмотрение возложено на уполномоченные органы, а также должностных лиц в порядке осуществления ими своих функций. Характеристику административной юрисдикции отражает третий раздел КоАП РФ.

Кодексом административных правонарушений РФ (раздел III) определены органы, суды и должностные лица, на которых возложены полномочия заниматься рассмотрением дел, составленных по выявленным нарушениям указанного характера.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Среди них (статья 22.1):

  • судейские органы;
  • комиссии по делам несовершеннолетних граждан;
  • структуры исполнительной власти, включая территориальные подразделения, в задачи и функции которых включены соответствующие надзорные и контрольные полномочия;
  • банк РФ;
  • структуры уголовно-исполнительной службы, а также прочие государственные учреждения, находящиеся в ведомстве федеральной исполнительной власти, уполномоченные осуществлять разнопрофильные виды надзора.

Указанные органы и структуры рассматривают дела и принимают меры в строгом соответствии со своими полномочиями, закрепленными действующими юридическими нормами.

Главными задачами административной юрисдикции являются процессы регулирования функционирования судебных органов, а также лиц, представляющих уполномоченные органы, в ходе рассмотрения фактов, расцененных как административное правонарушение.

В число стоящих задач также входят:

  • определение вида наказания;
  • применения формы санкций;
  • вынесение постановления о наложении штрафа по факту нарушения.

Спор, который возник вследствие того, что права одной стороны нарушены нарушителем (другой стороной), рассматривается в ходе юрисдикционного производства.

Конечной целью административной процессуальной категории является правоохрана в государстве, обеспечение соблюдения правовых норм в ходе государственных управленческих функций. Таким образом, отношения, возникающие между участвующими в производстве сторонами, приобретают административно-правовые свойства.

Структура, основные черты и принципы

Административно-юрисдикционное производство существует в двух формах:

  • с привлечением суда;
  • без него.

Во втором случае применяется термин «административный порядок». К его основным принципам следует отнести:

  • подведомственность, выражающуюся в правах определенных органов рассматривать только те дела, которые им подведомтсвенны;
  • уполномоченность — принцип, утверждающий, что административное производство может осуществлять только уполномоченное на то лицо.

На основании соответствующего приказа МВД РФ к полномочиям должностных лиц, представляющих систему МВД, отнесено составление протоколов по административным правонарушениям.

Также к основным принципам, установленным соответствующими законами, относятся также:

  • законность;
  • компетентность;
  • равенство обеих сторон;
  • доступность;
  • гласность;
  • экономичность.

Вполне понятно, что часть из них при рассмотрении дел в ходе судебных заседаний проявляются ярче и выразительнее. Однако каждый из них для административной юрисдикции без участия судебных органов является обязательным.

Изложению основных правил и норм, применяемых в ходе административно-процессуальной деятельности, посвящен IV раздел КоАП РФ.

Методы, применяемые в административной юрисдикционной практике, направлены на:

  • защиту бюджетных, производственных, природоохранных отношений;
  • охрану здоровья людей;
  • предотвращение негативного влияния на условия их обучения и производственной деятельности.

Те принципы, которые определяют сущность административной юрисдикции, вытекают из общей государственно-управленческой практики, перекликаются с основными принципами правосудия, однако целенаправленно отражают административный характер.

К органам, уполномоченным осуществлять административно-юрисдикционную практику, относятся:

  • различные комиссии, в т.ч. по делам несовершеннолетних и защите их интересов;
  • государственные инспекции;
  • органы роспотребнадзора;
  • административные комиссии и прочие.

Результатом работы таких структур могут быть:

  • начало производства по жалобам;
  • индивидуальное дисциплинарное производство;
  • возбуждение дела по административному правонарушению.

Понятие дисциплинарного производства приемлемо при соответствующих проступках, которые определены российским НПА.

Для муниципального служащего нарушением может быть неисполнение своих профессиональных обязанностей. Они чаще накладываются на руководителей учреждения или сотрудников, за которым закреплена функция исполнения данной задачи.

Гражданская жалоба также может послужить поводом для начала административного производства (при подаче ее в соответствующие органы). Для такого процесса также существует ряд регламентирующих правил.

Формами административной юрисдикции являются:

  1. Рассмотрение дела в органе первой инстанции (предметом являются простые случаи).
  2. Ускоренное делопроизводство (в случаях незначительности).
  3. Замена уголовного наказания административным (при отсутствии угрозы обществу).
  4. Начало рассмотрения инициируется в результате обжалования в вышестоящем органе.

Система предусматривает также существование права применения.

Участники, разновидности органов, в юрисдикцию которых включено рассмотрение административных дел

КоАП РФ регламентирует возможность рассмотрения дел об административном правонарушении, тремя основными категориями:

  • судьями (включая мировых);
  • коллегиальными правовыми органами (присутствующими в структуре исполнительных органов городов, районов);
  • федеральными органами исполнительной власти.

Право участия в рассмотрении делегировано в частности органам, уполномоченным на государственный надзор в конкретной отрасли деятельности.

Пункт 3 части 1 ст.22.1 КоАП гласит, что разрешение на рассмотрение дел об административных правонарушениях есть у:

  • руководителей федеральных служб исполнительной власти, их заместителей;
  • руководителей структурных подразделений и территориальных структур этих федеральных органов;
  • должностных лиц, в полномочия которых включен соответствующий вид надзора или контроля (в соответствии с НПА).

На основании п.7 ч.1 этой же статьи рассмотрение может производиться первыми руководителями соответствующих госучреждений (и их заместителями), а также государственными инспекторами (например, по пожарному надзору).

Проблемы административной юрисдикции

Нормы административного права для любого общества важны и актуальны. В них — государственные требования к своим гражданам с целью обеспечить им же права и защитить интересы.

Над их совершенствованием постоянно работает наука, беря за основу результаты социально-экономических реформ и политических движений.

Современный этап жизни общества сопровождается изменениями в правоприменительной практике, нормы права дифференцируются и упорядочиваются. Сегодня они играют значительную социальную роль, поэтому необходимы.

Их усовершенствованию посвящены многие научные исследования, однако проблемы по-прежнему есть. Среди основных стоит остановиться на:

  1. Существует взаимосвязь между правовыми средствами, посредством которых происходит правовое регулирование. От эффективности соответствующего средства зависят характеристики правового влияния на те или иные отношения в обществе. С.С.Алексеев назвал это «механизмом правового регулирования».
  2. В центре административно-правового регулирования находятся управленческие отношения. В то же время они регулируются конституционным правом, финансовым и т.п. Получается, несмотря на то, что они в центре, их значимость все-таки вторична. Это особенность далеко не безобидна.
  3. На проблемы административного процесса ученые стали обращать внимание относительно недавно. Вызвано это была тем, что процессуальные нормы лежат в основе правоприменительного процесса. В план административного процесса включены разнообразные производства, классифицированные в разрезе критериев. Ожидаемо, что принятие Административно-процессуального кодекса позволит решить данную проблему.
  4. Административная ответственность рассматривается в процессуальном и материальном плане. Новые механизмы административного наказания допускают приостановление деятельности, а также значительные суммы штрафов, накладываемых на субъектов хозяйствования. Однако в настоящее время юридически не закреплено определение административной ответственности.
  5. Административно-правовое регулирование в ходе возникающих экономических и материальных отношений должно стать на оптимальную основу. Необходимо подойти дифференцированно к административным барьерам, существующим ограничениям и запретам. Кроме того, многие отмечают необходимость ограничения вмешательства государства в определенные экономические отношения.


Субъекты административной юрисдикции

Административное право – наиболее всеобъемлющая правовая отрасль. Оно обладает характерным методом правового регулирования – императивом, который присутствует практически во всех законодательных актах. Это значит, что органы административной юрисдикции крайне многообразны.

Субъекты, рассматривающие дела об административных проступках и выносящие по ним решения, условно делятся на три категории:

  • судебные органы, в т.ч. в лице представителей судейского корпуса;
  • коллегиальные органы при муниципальных, районных образованиях, например – комиссии по делам несовершеннолетних;
  • органы исполнительной власти Федерального уровня, их территориальные, структурные подразделения, включая контролирующие органы согласно их функциям и полномочиям, определенным законом и подзаконными актами. Эта категория органов административной юрисдикции наиболее широка.

Обращает на себя внимание распределение компетенции указанных органов. Суды осуществляют юрисдикцию в отношении широкого диапазона дел, в то время как протоколы по ним составляют органы исполнительной власти (например, ГИБДД).

Контролирующие органы занимаются производством исключительно по делам, относящимся к их предметной компетенции. Муниципальные коллегии рассматривают дела о нарушениях, затрагивающих интересы территориальной общины, либо граждан, место жительства которых зарегистрировано в пределах определенной территориальной единицы (например, о правонарушениях, посягающих на права несовершеннолетних), а также дела, переданные им на рассмотрение другими органами.

Характерно, что компетенция административных комиссий при районных и городских администрациях наиболее широка – они рассматривают все дела об административных правонарушениях, кроме тех, которые отнесены к полномочиям других органов. Каждая комиссия возглавляется председателем, включает его заместителей, ответственного секретаря, и других членов, традиционно – из числа специалистов в конкретной сфере, предмет которой затрагивается тем или иным правонарушением.

Государственные же контролирующие органы обладают отраслевой юрисдикцией и составляют самую многочисленную группу субъектов административной юрисдикции. Их круг начинается от санэпидстанции и заканчивается налоговой инспекцией.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

От их имени дела рассматривают:

  • руководители соответствующих государственных органов федерального уровня;
  • руководители территориальных и структурных подразделений;
  • прочие служащие указанных органов, осуществляющие контрольные функции согласно федеральному законодательству и подзаконным актам.

Производство по делам об административных проступках осуществляют должностные лица органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ. Все служащие, на которых возлагаются полномочия по рассмотрению дел определенной категории, обладают ими в полном объеме, за исключением случаев, когда подобные полномочия ограничиваются КоАП РФ или законом субъекта РФ.

Следует помнить, что административный процесс не ограничивается одними лишь деликтными отношениями. Он регулирует великое множество отношений положительного характера, например, разрешительные и правоустанавливающие процедуры, начиная от получения водительского удостоверения и охотничьего оружия до лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности и получения гражданского паспорта. А занимаются отправлением этих юрисдикционных полномочий органы исполнительной власти, в т.ч. контролирующие.

Органы гражданской юрисдикции

Несмотря на превалирование в гражданском праве принципов равенства, диспозитивности сторон и свободы гражданско-правовых соглашений, в гражданском праве сохраняется своя юрисдикция, описанная объемом властных полномочий, где используется императивный метод правового регулирования. И это понятно, потому что даже при полной свободе порядок держится на высоком авторитете, выполняющем регулировочную функцию.

Самым очевидным субъектом гражданской юрисдикции являются суды, выносящие решения по спорам гражданско-правового (в т.ч. хозяйственного характера). Однако кроме судов, в систему субъектов гражданской юрисдикции входят прочие компетентные органы, наделенные полномочиями по рассмотрению дел, вытекающих из гражданско-правовых споров (третейские суды), или бесспорных отношений (нотариат, органы регистрации актов гражданского состояния, служба судебных приставов).

Юрисдикционная деятельность при этом имеет правоустанавливающий, принудительно-исполнительный, посреднический и регулирующий характер.

Классификация субъектов гражданской юрисдикции имеет большое теоретическое и практическое значение. В первую очередь, различают субъекты спорной и бесспорной юрисдикции. Первая направлена на решение конфликтов правового характера при наличии коллизии интересов граждан, либо гражданина с существующим порядком, и реализуется судебными органами.

Вторая направлена на закрепление факта, имеющего юридическое значение в условиях, когда интересы других лиц и установленный правовой порядок не должны пострадать. Например, это регистрация факта рождения, смерти физического лица, заключение брака, составление завещания.

В случае, если подобные отношения в силу каких-то проблем не удается реализовать в рамках бесспорной гражданской юрисдикции, обращаются в судебные органы – т.е. прибегают к юрисдикционному механизму, направленному на разрешение правовых споров (признание факта, имеющего юридическое значение, обжалование завещания и т.д.).

Субъекты международной уголовной юрисдикции

Одним из наднациональных органов уголовной юрисдикции является Международный уголовный суд, занимающийся привлечением к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений против человечности и военных преступлений без срока давности.

Статус Международного уголовного суда был принят в 1998 году, а свою работу он начал в 2002 году. В отличие от сопредметных по роду деятельности международных организаций, это постоянно действующий орган.

Международному уголовному суду подведомственны преступления, совершенные после вступления в силу Римского статута.

На национальном же уровне субъектами уголовной юрисдикции выступают государственные судебные органы.

Субъекты конституционной юрисдикции

Органом конституционной юрисдикции в нашей стране является Конституционный суд РФ. Его деятельность регулируется самой Конституцией РФ и соответствующим законом. Хотя это и суд, он не входит в систему судов общей юрисдикции, поскольку занимается рассмотрением специфических дел, проистекающих из законодательных и правоприменительных противоречий.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В состав КС РФ входят 19 судей, избираемых на должность в особом порядке. Они занимаются анализом законодательства, подзаконных и нормативных актов, международных договоров, а также судебной практики на предмет соответствия Основному закону РФ. КС РФ не занимается производством по жалобам и искам граждан: он начинает рассмотрение спора лишь по обращению государственных органов и первых лиц государства, которые имеют соответствующие полномочия.

Он выносит решения, которые не касаются прав и интересов отдельных лиц, но содержат заключение о том, соответствует ли тот или иной правовой акт Конституции. Также он разбирается с нарушениями конституционных прав и свобод неограниченного круга граждан, даже если таковые нарушения еще не успели произойти, но вероятны в перспективе.

Субъекты трудовой юрисдикции

Органами трудовой юрисдикции являются суды, занимающиеся рассмотрением дел, проистекающих из трудовых отношений, а также трудовые комиссии на предприятиях, в учреждениях и организациях, состоящие из представителей работодателя (руководства) и профсоюзных организаций.

13 декабря 2016




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Такая юрисдикция полностью занимается регулированием процесса деятельности органов судебной системы и представительных лиц при рассмотрении дел различных административных нарушений и правонарушений. Сюда же можно отнести и регулирование процесса применения различных санкций и штрафов при совершении административных правонарушений.

Регулирование административных правонарушений


Регулированием правонарушений административных занимается кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, а также различные НПА (акты, правового характера).

Юрисдикция административная, в основном, применяют во внесудебном порядке. Но в некоторых случаях, при разногласиях, данная юрисдикция принимает судебный характер.

Существуют различные органы, регулирующие подобные правонарушения:

  • КДН или комиссия по делам несовершеннолетних;
  • различные административные комиссии;
  • государственные инспекции по безопасности дорожного движения;
  • различные органы судебной власти.

Целью административной юрисдикции является решение любых проблем законным путем с возможным применением санкций.

Задачей административной юрисдикции является рассмотрение споров и принятие решения по нему, соответствующему всем нормам, решение публично-правовых споров.

Особенности административной юрисдикции


Юрисдикция административная является специфической отраслью – разрешения конфликта или спора административного правового характера.

Особенностью можно назвать и тот факт, что такую юрисдикцию необходимо оценивать с правовой стороны спора между сторонами. Это и будет основной стороной, которая обеспечит справедливое и законное решение спора. Еще одной особенностью можно назвать необходимость применения мер административного или дисциплинарного взыскания к виновной стороне.

По итогу рассмотрения всех особенностей юрисдикции административной, необходимо отметить следующий факт, что такая юрисдикция возникает во внесудебном порядке и требует разрешения споров в законном порядке.

Формы и виды


являются:

  • возбуждение производства по делам об административных правонарушениях;
  • производство дисциплинарное;
  • производство по жалобам;
  • производство согласительное.

Становимся более подробно на каждом виде.

Дисциплинарное производство

Производство дисциплинарное – это применение мер дисциплинарного характера за совершение различных дисциплинарных проступков, предусмотренных НПА Российской Федерации. Если говорить о муниципальных служащих, то это, например, ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.

Меры дисциплинарного взысканию обычно накладываются на руководителей того или иного учреждения. К дисциплинарному производству часто относят и нарушение трудового распорядка в учреждении.

Производство по жалобам

Такое производство возникает при поступлении жалобы в соответствующие органы о незаконных действиях другой стороны. Такую жалобу необходимо рассмотреть, изучить документы и дать ответ положительный либо организованный или отрицательный.

Решение по такой жалобе должно быть направлено гражданину в строго установленные сроки. В дальнейшем должностные лица обязаны систематизировать, анализировать и обобщать подобную информацию, устанавливать закономерности и причины возникновения той или иной конфликтной ситуации.

Если же гражданина такой ответ не устроит, он имеет право обратиться в судебные органы. При несвоевременном ответе на такую жалобу, могут накладываться меры дисциплинарного взыскания на должностное лицо.

Исполнительное производство


Под исполнительным производством понимается решение проблем через судебные органы путем возбуждения исполнительного производства с принудительным изъятием денежных средств или имущества в пользу государства.

Согласительное производство

Согласительное производство – это пока еще новый термин в административной юрисдикции и пока является не регламентированным.

Формы административной юрисдикции

Принято выделять следующие формы административной юрисдикции:

  • Производство дела в органе юрисдикции первой инстанции, здесь рассматриваются самые простые дела. Такое производство ведется из данных протокола и является самой популярной формой в РФ;
  • Ускоренное производство применяется, если правонарушение признается малозначительным;
  • Специальное производство применяется при рассмотрении дел, не представляющих опасности для общества, оно применяется для замены уголовного наказания административным;
  • Производство дела в органе юрисдикции второй инстанции начинается, если решение по делу обжалуется в вышестоящем органе.

Функции и методы

В целом, понятие функции означает обязательность, работа, проявление свойств объекта в общей системе правоотношений.

При административной юрисдикции выделяют следующие функции: регулятивная, превентивная, охранительная и воспитательная.

  1. Охранительная функция заключается в охране строя государства, прав и свобод общества, предупреждение различных правонарушений, строгое соблюдение всех норм действующего законодательства и другие. Охранная функция, в первую очередь связана через взаимодействие с правоохранительными органами.
  2. Воспитательная функция заключается в правильном воспитании граждан и всего общества в правильном поведении и соблюдении всех норм законодательства. Эта функция проявляется при решении административных дел соответствующими органами законно и с соблюдением всех этических норм.
  3. Регулятивная функция проявляется в применении норм законодательства на практике.
  4. Превентивная функция заключается в проведении мероприятий контрольными органами, направленных на реализацию мер по предупреждению правонарушений.

Реализация функций административной юрисдикции


Все функции административной юрисдикции реализовываются при помощи соответствующих методов.

принято считать ее предмет. Понятие метода означает путь, прием, который помогает достичь желаемых целей.

Существуют так называемые универсальные методы, применяемые к любому виду деятельности: убеждение и принуждение.

При убеждении самыми популярными формами являются беседы, как индивидуального характера, так и коллективного. Они могут выражаться беседами, установление шефства и другими способами. На практике чаще всего используют беседы. Они бывают административные, ознакомительные, профилактические, воспитательные.

Принуждение выражается в прямом воздействии на объект, для достижения поставленных целей.

Органы, уполномоченные в рассмотрении дел

Кодексом об административных правонарушениях установлены следующие органы, уполномоченные в рассмотрении дел:

  • судебные органы;
  • органы при районных исполнительных органов, уполномоченные комиссии по делам несовершеннолетних;
  • органы власти федерального уровня, уполномоченные решать подобные вопросы.

Судебные органы занимаются вопросами в пределах своей компетенции.

Районные комиссии по делам несовершеннолетних занимаются подростками в возрасте от 16 до 18 лет.

Принципы административной юрисдикции


Как мы выяснили выше, что юрисдикция административная делится на административную юрисдикцию в судебном порядке и административную юрисдикцию, которая осуществляется в административном порядке.

Выделяют следующие принципы юрисдикции:

  • Подведомственности. Он означает, что все дела рассматриваются по подведомственности уполномоченным органом и никак иначе.
  • Уполномоченности. Этот принцип означает, что, например, составлением протокола занимается ответственное должностное лицо, уполномоченное совершать подобную процедуру в соответствии с законодательством.
  • Законности. Такой принцип за основу берет нормативные правовые акты, действующие на территории РФ. Он устанавливает правомерное и законное поведение всех членов общества.
  • Гласности. Все споры должны рассматриваться открыто, в присутствии всех сторон конфликта. Исключением лишь может являться тот факт, что лицо заявило о рассмотрении дела без его присутствия.
  • Презумпция невиновности. Этот принцип означает, что лицо считается невиновным до тех пор, пока решение и приговор суда не вступит в силу. Гражданин, который обвиняется в проступке, не обязан доказывать свою невиновность.
  • Экономичности и оперативности. Этот принцип выражается в довольно коротком промежутке времени между поступлением жалобы и вынесением решения по ней. Это позволяет свести к минимуму затраты на данное мероприятие.
  • Право на защиту. Означает, что обвиняемая сторона имеет полное право знакомиться со всеми материалами дела, привлекать адвоката или эксперта в момент рассмотрения дела.
  • Равенства граждан.
  • Ответственности. Означает, что любое должностное лицо, рассматривающее подобные споры должно принимать решения в соответствии с законодательством и никак иначе.

Все принципы довольно тесно взаимосвязаны друг с другом.

Во многих странах такая юрисдикция, решаемая через судебные органы, занимает приоритетное положение, чем решение споров во внесудебном порядке. В основном к таким странам относятся страны запада. В Российской Федерации данная практика пока еще находится в процессе становления и не развита до уровня других стран.

Рассмотрение дел напрямую связано с таким понятием, как юрисдикция. Эффективное и четкое использование всех норм права зависит от компетенции должностных лиц, их знаний и правильному применению их на практике.

СТУДЕНТАМ :: Лекции (УМК) :: Административная юрисдикция

ТЕМА 2. СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ.

1.Понятие субъекта административной юрисдикции.

2.Классификация субъектов административной юрисдикции.

Субъектами административного процесса признаются органы, организации и лица, выступающие по закону в качестве носителей процессуальных прав и обязанностей. В круг субъектов административного процесса законодательство включает: граждан, государственные органы и их представителей, осуществляющих исполнительно-распорядительные функции (в т.ч. судьи), государственные предприятия и учреждения, организации и их структурные подразделения, иные государственные органы и их должностные лица, общественные организации с их органами и полномочными представителями.

Множественность органов административной юрисдикции не единственный признак рассматриваемой системы. Другая ее особенность - их неоднородность.

Исходя из этого, можно определить круг субъектов административной юрисдикции:

компетентные органы и должностные лица, наделенные правом издавать властные акты, составлять правовые документы определяющие последствия применения административных санкций - с одной стороны;

государственные органы и их должностные лица, общественные организации и их представители, граждане - с другой стороны.

В настоящее время в России сложились и закреплены законом следующие виды административно-юрисдикционных органов:

судьи (судьи районных судов, судьи арбитражных судов, судьи военных судов и мировые судьи);

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав состоят из нечетного количества членов комиссии (один из которых председатель) и секретаря;

коллегиальные органы органов местного самоуправления (административные комиссии, комиссии по борьбе с пьянством);

Коллегиальные органы органов местного самоуправления (административные комиссии) создаются по решению органов местного самоуправления для рассмотрения дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена законами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Формирование комиссии и ее деятельность осуществляется на основании Положения, утвержденного соответствующим органом власти. Также в некоторых субъектах Федерации созданы отделения административных комиссий, образуемые при администрациях в отдельных населенных пунктах муниципальных образований или части их территорий. Такие отделения создаются в территориальных муниципальных образованиях, где удаленность некоторых населенных пунктов от центра велика и в связи с этим работа комиссии становится затруднительной.

органы внутренних дел, государственные инспекции и другие органы (должностные лица), уполномоченные на то законодательными актами.

Органы внутренних дел (милиция) которые включают в себя и специфический субъект Государственную инспекцию безопасности дорожного движения. Данные органы действуют на основании Закона РФ "О милиции", соответствующих положений, утвержденных Указами Президента России.

Другие государственные инспекции и надзорные органы. Эти органы действуют на основании Положений, утвержденных в соответствии с их административно-правовым статусом в системе органов исполнительной власти. Более подробно об этих органах при рассмотрении вопроса о подведомственности.

Классификация субъектов административной юрисдикции:

1. По способу принятия решения:

а) Коллегиальные (административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних);

б) индивидуальные (руководители контрольно-надзорных органов, другие уполномоченные лица);

2. По характеру рассмотрения дел:

а) первой инстанции (вышестоящий орган или должностное лицо);

б) второй инстанции (вышестоящий суд);

в) первой и второй инстанции (судья);

3. По компетенции рассмотрения дел:

а) общей компетенции (судья);

б) специальной компетенции (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав);

в) отраслевой компетенции (должностные лица государственной противопожарной службы);

4. По порядку образования:

а) выбираемые (административные комиссии);

б) назначаемые (должностные лица контрольно-надзорных органов).

Читайте также: