Структура налоговых доходов хмао

Опубликовано: 16.05.2024

Роль налогов в формировании бюджетов разных уровней. Система доходов государственного бюджета, роль налогов в его формировании. Сущность и понятия налогового федерализма. Анализ налоговых поступлений в доходах бюджета Ханты-Мансийского автономного округа.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 15.04.2014
Размер файла 1,9 M
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

ФИЛИАЛ В Г. СУРГУТЕ

РОЛЬ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРА

Выполнила студентка 2 курса

Очной формы обучения Лапунова Е.Г.

д-р. экон. наук., профессор Ляпина Т.М.

Содержание

Введение

  • Глава 1. Роль налогов в формировании бюджетов разных уровней
  • 1.1 Система доходов государственного бюджета, роль налогов в его формировании
  • 1.2 Сущность и понятия налогового федерализма
  • Глава 2. Место налогов в формировании бюджета ханты-мансийского автономного округа
  • 2.1 Анализ налоговых поступлений в доходах бюджета Ханты-Мансийского автономного округа
  • 2.2 Налоговые льготы, действующие на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югра
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения
  • налог бюджет автономный округ

    Согласно ст.55 БК РФ доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.

    Согласно ст.60 БК РФ доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты полностью поступают доходы от продажи и использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления и другие доходы согласно п.4 ст.60 БК РФ.

    Доходная часть бюджета состоит из трех основных частей:

    В структуре доходов государственного бюджета наибольший удельный вес занимают налоговые доходы.

    Налоговые доходы делятся на две группы: прямые и косвенные налоги.

    Косвенные налоги - основная часть налоговых поступлений государственного бюджета (это налоги на потребителя). Они состоят из НДС и акцизов. Они оказывают влияние на уровень цен (включены в цену) и на структуру потребления.

    Прямые налоги - это налоги, взимаемые непосредственно у источника их образования.

    Прямые налоги по методу взимания делятся на:

    § прямые личные - уплачиваются с дохода и и отражают фактическую платежеспособность;

    § прямые реальные - взимаются с предполагаемого среднего дохода.

    К косвенным налогам, составляющим до 70?90% от всех налоговых поступлений в государственный бюджет, относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы.

    Прямые налоги взимаются в государственный (федеральный) бюджет, а также в региональные, и местные бюджеты. Это зависит и от территориального расположения предприятия и от его масштабности. К прямым налогам кроме налога на прибыль относятся также подоходные налоги на физических лиц.

    Прямые налоги - вторая составная часть всех поступающих в бюджет доходов. Другими словами, доходная база государственного бюджета зависит в основном от налогов. Отнесение налога к тому или иному уровню госбюджета осуществляется в соответствии с действующим национальным законодательством.

    Налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

    К федеральным налогам относят: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, НДС, акцизы. Региональными признаются налоги и сборы, обязательные к уплате на федеральных территориях государства. Это налог на имущество юридических лиц, налог с продаж, региональные лицензионные сборы и прочие.

    Местными признаются налоги и сборы, вводимые в действие законодательными актами местных органов самоуправления. Особого внимания заслуживает НДС, который занимает лидирующее место в доходной части государственного бюджета. Налог на добавленную стоимость тем выше, чем выше степень обработанности товара, т.е. добавленная к первоначальной стоимости товара дополнительная стоимость Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 2009 .

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоги играю ключевую роль в формировании бюджетов в Российской Федерации, они составляют до 90% всех поступлений в государственный бюджет и бюджеты регионов.

    Федерализм предполагает существование эффективной исполнительской дисциплины по предметам ведения федерального центра. Вместе с тем федерализм немыслим без широкой самостоятельности и ответственности субъектов Федерации в реализации их прав и полномочийТематический выпуск: Договор и налоговый контроль (методы и приемы налоговых органов по проверке условий договора, проверке договора для целей налогообложения)

    К уровню аналогичного периода прошлого года отмечена положительная динамика поступления общей суммы остальных налоговых доходов. Рост на 22 079,0 тыс. рублей или на 54,9% Пояснительная записка об исполнении доходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

    1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. - Ст.445.

    2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.12.2011)

    3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.12.2011)

    4. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)

    5. Барулин С.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики/С.В. Барулин, А.В. Макрушин // Налоги. - 2007. - № 8. - С.48-56;

    6. Барулин С.В. Теория и история налогообложения/ С.В. Барулин. - М.: Экономист, 2006. - 319 с.

    7. Брызгалина А.В. Налоговая оптимизация/ А.В. Брызгалина. - М.: Юристъ, 2007. - 480 с.

    8. Волкова Г.А. Налоги и налогообложение: под ред. Поляка Г. Б, Суглобова А. Е.: 3-е изд., доп. и перераб., М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 - С.631

    9. Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие.9-е издание, перераб. и доп. М.: Дашков и К, 2010

    10. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие.2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2009

    11. Жукова Т.А. Налоги как системообразующий фактор экономического развития // Финансы и кредит. - 2004. - №4. - С.47-49

    12. Землянская И.С. Гончаров А.И. Функциональный аспект налогообложения: теория и практика: М., 2010

    13. Карасев М. Налоговые льготы и иные инструменты налоговой политики: правовые аспекты/ М. Карасев // Налоговый вестник. - 2005. - №10. - С.108-110;

    14. Коробейников М. Кредитование сельского хозяйства/ М. Коробейников // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2009. - №4. - С.81-82;

    15. Лебедева Е. Новые поправки в налоговый кодекс: плюсы и минусы/ Е. Лебедева // Налоги финансовое право. - 2010. - №6. - С.24-31;

    16. Львов Д. Курс финансового права/ Д. Львов. - Казань, 1888. - 287 с.

    17. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения/ И.А. Майбуров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 495 с.

    18. Марченко М.Н. Проблемы льгот и поощрений в праве. Проблемы теории государства и права/ М.Н. Марченко. - М.: Юристъ, 2002. - 390 с.

    19. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учеб. пособие.2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 2009

    20. Пояснительная записка об исполнении доходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за I квартал 2011 года. Информация взята с официального сайта думы ХМАО-Югра: http://www.dumahmao.ru

    21. Проект бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. Информация взята с официального сайта администрации ХМАО-Югра: http://www.admhmao.ru

    Приложение А

    Доходы бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по состоянию на 1 января 2011 г.

    Пояснительная записка об исполнении доходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за I квартал 2011 года. Информация взята с официального сайта думы ХМАО-Югра: http://www.dumahmao.ru

    Приложение Б

    По данным проекта бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

    (официальный сайт администрации ХМАО-Югры (http://www.admhmao.ru)

    Приложение В

    По данным проекта бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

    (официальный сайт администрации ХМАО-Югры (http://www.admhmao.ru)

    Приложение Г

    Анализ начисленных налогов в доход бюджета ХМАО - Югры за период с 2008 по 2011 гг.

    Сводные отчеты по формам статистической налоговой отчетности. http://www.r86. nalog.ru/

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

    Бюджетное устройство, экономическая характеристика Ханты-Мансийского Автономного Округа. Общие принципы составления, рассмотрения и утверждения бюджета, межбюджетные отношения, анализ расходной и доходной части бюджетов. Антикризисные меры правительства.

    дипломная работа [222,2 K], добавлен 30.09.2009

    Бюджетная система и бюджетное устройство РФ. Социально-экономическая сущность бюджета Российской Федерации. Понятие налоговой системы РФ и налогового федерализма. Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ.

    курсовая работа [74,3 K], добавлен 28.10.2004

    Сущность и функции налогов, их роль в формировании бюджета страны. Динамика налоговых поступлений в бюджет Нижегородской области. Анализ поступлений в консолидированный бюджет РФ. Проблемы и пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета.

    дипломная работа [1,4 M], добавлен 13.05.2014

    Значимость и роль налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности. Оценка структуры и динамики налоговых доходов местного бюджета. Пути укрепления налогового потенциала муниципального образования.

    реферат [23,6 K], добавлен 16.11.2019

    Элементы, функции, классификация и сущность налогов. Роль налоговых поступлений в формировании доходов федерального бюджета. Недостатки налогового законодательства, возможности налогоплательщиков по неуплате налогов, перспективы развития налоговой сферы.

    курсовая работа [61,3 K], добавлен 04.10.2009

    Сущность и значение федеральных налогов и сборов и их роль в формировании доходов федерального бюджета. Нормативно-правовые основы исчисления и уплаты федеральных налогов. Анализ действующей практики взимания налогов, пути ее совершенствования в РФ.

    курсовая работа [337,1 K], добавлен 31.10.2012

    Система косвенного налогообложения в реформируемой налоговой системе России. Экономическая роль налога на добавленную стоимость. Характеристика акцизов и таможенных пошлин. Анализ доли косвенных налогов в формировании местного бюджета г. Краснокаменска.

    курсовая работа [95,0 K], добавлен 18.08.2011


    Финансы и банковские услуги
    Методические рекомендации
    Политика в России
    Капитал
    Муниципальные образования
    Бюджеты
    Методы
    Прогнозы
    Прогнозирование
    Муниципальные районы
    Бюджеты округов
    Югра
    Методички
    Автономия
    Муниципальные образования, Тюменская обл. и Ханты-Мансийский АО
    Бюджетные организации, Тюменская обл. и Ханты-Мансийский АО
    Методические рекомендации, Тюменская обл. и Ханты-Мансийский АО
    Ханты-Мансийск
    Власть
    Автономные бюджеты
    Манский муниципальный район
    Ханты-Мансийский муниципальный район

    по прогнозированию отдельных доходов бюджетов

    Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

    I Общие положения

    Настоящие методические рекомендации по прогнозированию отдельных доходов бюджетов муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 2.7 плана мероприятий по реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Повышение эффективности бюджетных расходов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2013 года», утвержденного Распоряжением Правительства автономного округа от 27 августа 2011г. , в целях создания единой методологической базы для повышения точности прогнозирования доходов бюджетов муниципальных образований на очередной финансовый год и плановый период, что является необходимым условием осуществления долгосрочного бюджетного планирования.

    Доходы бюджетов муниципальных образований формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных поступлений.

    В рамках настоящих Рекомендаций производятся расчеты по следующим налогам:

    - налогу на доходы физических лиц;

    - единому сельскохозяйственному налогу;

    - налогу на имущество физических лиц;

    Остальные налоговые и неналоговые доходы для формирования проектов бюджетов муниципальных образований на очередной финансовый год и плановый период рассчитываются главными администраторами доходов, перечень которых утверждается решениями о бюджете городского округа (муниципального района).

    В рамках настоящих Рекомендаций используются следующие понятия:

    налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения соответствующего доходного источника;

    отчетный финансовый год (период) – год, предшествующий текущему финансовому году (два года, предшествующие текущему финансовому году);

    текущий финансовый год (период) – год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

    очередной финансовый год (период) – год, следующий за текущим финансовым годом;

    плановый период – два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом;

    налоговые расходы – расходы в результате установления налоговых льгот, предусмотренных законами автономного округа и решениями представительных органов местного самоуправления;

    индекс – дефлятор – индекс цен, используемый при пересчете в ценах базисного года стоимостных показателей, исчисленных в денежном выражении, с целью приведения их к уровню цен предыдущего периода[1].

    Прогнозирование доходов бюджетов городских округов и муниципальных районов осуществляется на основе:

    1. Сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период (с учетом предложений и показателей ведущих организаций территории, учитывающих тенденции их развития – структурные изменения, внешнеэкономическую конъюнктуру), включающих в себя:

    1.1. Индексы потребительских цен;

    1.2. Темп роста фонда оплаты труда;

    1.4. Другие показатели.

    2. Налогового и бюджетного законодательства, действующего на момент составления проектов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период с учетом предполагаемых изменений.

    3. Основных направлений бюджетной и налоговой политики.

    4. Сводных отчетов по формам статистической налоговой отчетности (о налоговой базе и структуре начислений по видам налогов).

    5. Программного комплекса «ПК МО» (муниципальные образования), созданного в соответствии с приказом от 30.07.08 №65н/ММ-3-1/295@ «Об утверждении периодичности, сроков и формы предоставления информации в соответствии с Правилами взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 августа 2004 г. № 000» (далее – «ПК МО»).

    Перечень может быть расширен с целью повышения эффективности прогнозных расчетов. Для принятия оптимального решения прогнозирование может осуществляться несколькими методами расчета.

    Для расчета доходов за основу берутся сведения за отчетный период, последний отчетный период текущего года, ожидаемые данные на текущий год и данные, прогнозируемые на очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода.

    Данные о фактических поступлениях отчетного и текущего финансовых годов могут корректироваться на поступления, носящие разовый характер.

    В целях обеспечения сопоставимости показателей налоговые доходы двух лет, предшествующих текущему финансовому году, приводятся в соответствие с условиями текущего финансового года.

    II Прогнозирование отдельных налоговых доходов

    1. Налог на доходы физических лиц

    Прогнозирование налога на доходы физических лиц проводится на основе положений главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, прогноза социально-экономического развития автономного округа и муниципального образования и рассчитывается по формуле:

    НДФЛi+n = ФОТi+n * ЭСi ± Дi+ n, где

    НДФЛi+n – прогноз поступления налога на доходы физических лиц в i+n году;

    ФОТi+n – прогноз фонда оплаты труда на очередной финансовый год (плановый период) согласно прогноза социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период;

    ЭСi – расчетная эффективная ставка налога на доходы физических лиц, ожидаемая в текущем финансовом году, учитывающая стандартные, социальные, имущественные, профессиональные вычеты, предусмотренные главой 23 Налогового кодекса РФ, которая рассчитывается по формуле:

    ЭСi = (НДФЛi – ЕПi) / ФОТi, где:

    НДФЛi – ожидаемое поступление налога на доходы физических лиц в текущем финансовом году (рассчитывается исходя из фактических поступлений за 6 месяцев текущего финансового года с учетом среднемесячного прироста поступлений по налогу в соответствующем периоде отчетного финансового года);

    ЕПi – поступления по налогу на доходы физических лиц, не относящиеся к текущим платежам за 6 месяцев текущего финансового года (невыясненные платежи, погашение недоимки прошлых лет);

    ФОТi – ожидаемый фонд оплаты труда в текущем финансовом году (на основании прогноза социально-экономического развития муниципального образования);

    Дi+n – дополнительные налоговые доходы (расходы) в связи с изменением налогового законодательства в i+n году.

    2. Единый сельскохозяйственный налог

    Сумма единого сельскохозяйственного налога прогнозируется на основе положений главы 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» Налогового кодекса РФ, на основе отчетных данных о фактических поступлениях налога в отчетном году, используемых для расчета ожидаемых поступлений в текущем году, и приводимых к условиям прогнозируемого года.

    Прогнозная сумма единого сельскохозяйственного налога определяется методом прямого счета, который осуществляется исходя из налоговой базы, на основании данных налоговой отчетности о налоговой базе и структуре начислений по единому сельскохозяйственному налогу (форма налоговой отчетности №5-ЕСХН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по единому сельскохозяйственному налогу») за отчетный период, установленной налоговой ставки по следующей формуле:

    Схi+n = НБ*Ст*К1*К2, где:

    Схi+n – прогноз поступлений налога в бюджет автономного округа на очередной финансовый год и плановый период;

    НБ – налоговая база;

    Ст – ставка налога;

    К1 – коэффициент, который определяется отношением фактических поступлений за определенный период текущего года, к фактическим поступлениям аналогичного периода отчетного года;

    К2 – коэффициент, характеризующий динамику макроэкономических показателей в прогнозируемом году по сравнению с предыдущим годом.

    3. Налог на имущество физических лиц

    Прогнозирование налога на имущество физических лиц производится с учетом закона РФ от 9 декабря 1991 г № 000-1 «О налогах на имущество физических лиц» и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

    Прогноз по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из анализа динамики поступлений за ряд лет, оценки поступлений по текущему году, скорректированной на предполагаемые изменения в налогооблагаемой базе.

    Расчет прогнозируемой суммы поступлений налога определяется по следующей формуле:

    Имi+n = Оi * Иi+n ± Дi+ n, где

    Имi+n – прогноз поступлений налога на имущество физических лиц в местный бюджет на очередной финансовый год и плановый период;

    Оi – ожидаемое поступление налога в текущем финансовом году;

    Иi+n – прогнозируемый темп роста инвентаризационной стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения (жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения) на очередной финансовый год и плановый период;

    Дi+n – дополнительные налоговые доходы (расходы) в связи с изменением налогового законодательства в i+n году.

    4. Транспортный налог

    Транспортный налог прогнозируется на основе положений главы 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса РФ, Закона автономного округа «О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», исходя из ожидаемого поступления в текущем финансовом году, уровня собираемости и возможных дополнительных поступлений (или уменьшений этих поступлений), связанных с изменением налогового законодательства. Прогнозирование транспортного налога осуществляется с использованием фактических данных показателей налоговой отчетности по форме 5-ТН «О структуре начислений по транспортному налогу».

    Прогноз транспортного налога рассчитывается по формуле:

    Трi+n = ОТрi * Ксi-1 ± Дi+n, где:

    Трi+n – прогноз поступлений налога в бюджет муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период;

    ОТрi – ожидаемое поступление налога в текущем году (рассчитывается исходя из фактических поступлений за 6 месяцев текущего финансового года с учетом среднемесячного прироста поступлений по налогу в соответствующем периоде отчетного финансового года);

    Ксi-1 – коэффициент собираемости налога, определяется отношением фактических поступлений к начисленным суммам по налогу за отчетный период («ПК МО»);

    Дi+n – дополнительные налоговые доходы (расходы) в связи с изменением налогового законодательства в i+n году.

    5. Земельный налог

    Прогнозирование земельного налога производится в соответствии с главой 31 «Земельный налог» НК РФ исходя из налоговой базы, определяемой как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (с учетом налоговых льгот), и ставок, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

    Расчет прогнозируемой суммы поступлений налога определяется по следующей формуле:

    Знi+n = (НБi - Вi+n +Дi+n)* Ксi-1, где

    Знi+n – прогноз поступлений земельного налога в местный бюджет на очередной финансовый год и плановый период;

    НБi – налоговая база;

    Ксi-1 – коэффициент собираемости налога, определяется отношением фактических поступлений к начисленным суммам по налогу за отчетный период;

    Вi+n – объем выпадающих доходов местного бюджета по налогу за счет предоставляемых льгот в i+n году;

    Дi+n – объем дополнительных поступлений по налогу за счет переоформления права аренды на право постоянного (бессрочного) пользования, вовлечения в оборот земельных участков под многоквартирными домами, повышения эффективности управления и распоряжения земельными участками на очередной финансовый год и плановый период

    Налоговая база рассчитывается по формуле:

    НБi = ∑(КСk * Ck), где

    КСk – кадастровая стоимость земельных участков по каждому виду разрешенного использования;

    Ck – ставка налога по соответствующему виду разрешенного использования.

    [1] В соответствии с методическими пояснениями службы государственной статистики

    1 III. Доходы проекта бюджета Ханты-Мансийского автономного округа Югры на 2016 год 970 Проектировки доходной части бюджета Ханты-Мансийского автономного округа Югры на 2016 год основаны на нормах бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации и автономного округа с учетом внесенных изменений, а также на основе второго варианта прогноза социально-экономического развития Югры на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (589-рп от г.): Основные параметры прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа Югры на 2016 год Рис. 1 Объем добычи нефти 246,5 млн. тонн 50,0 $/баррель Средний уровень цен на нефть 63,3 руб./доллар Курс доллара США к рублю Доходы бюджета Югры с учетом указанных параметров и показателей, рассчитанных главными администраторами доходов бюджета Югры, на 2016 год составили ,1 тыс. рублей, темп роста относительно ожидаемых поступлений на 2015 год составит 90,6%. Снижение поступлений обусловлено, прежде всего, сокращением налоговых доходов и безвозмездных поступлений из федерального бюджета.

    2 Структура доходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа Югры на 2016 год, тыс. рублей 971 Рис , год , , , год , ,0 Налоговые Неналоговые Безвозмездные поступления 2016 год , , ,3 Базовыми составляющими доходной части бюджета автономного округа являются налоговые, спрогнозированные на 2016 год с темпом роста 94,7% к ожидаемой оценке на 2015 год в размере ,7 тыс. рублей и составят 96,1% от общей суммы доходов. Неналоговые спрогнозированы с положительным темпом роста к ожидаемым поступлениям 2015 года (112,6%) в сумме ,1 тыс. рублей или 1,4% от общего объема доходов бюджета автономного округа. Безвозмездные поступления прогнозируются в размере ,3 тыс. рублей в соответствии с проектом Федерального закона «О Федеральном бюджете на 2016 год» и предполагают снижение к ожидаемым поступлениям на 2015 год на 67,5%. Их доля в доходах бюджета автономного округа на 2016 год составит 2,5%.

    3 , , , , , , , , , , , ,6 972 Рис. 3 Динамика и структура налоговых доходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа Югры на 2016 год тыс. рублей , , , , , , , , , ,0 - прибыль физических лиц имущество 2014 год 2015 год 2016 год Остальные налоговые Удельный вес налогов в налоговых доходах на 2016 год, % прибыль 35,7% имущество 33,2% физических лиц 27,0% Остальные налоговые 4,1% В структуре налоговых доходов, прогнозируемых на 2016 год, не отмечаются изменения, их формирование по-прежнему будет обеспечено тремя основными налогами: налогом на прибыль на 35,7%, налогом на имущество на 33,2% и налогом на физических лиц на 27,0%, на остальные налоговые платежи приходится 4,1%. прибыль спрогнозирован с учётом данных федеральной налоговой службы о налоговой базе, о сумме переплаты по налогу, сложившейся динамики поступлений за предыдущие периоды. За основу расчёта налога на прибыль приняты вышеуказанные макроэкономические показатели: объём добычи нефти, цена на нефть и курс доллара. Сумма налога, подлежащая зачислению в бюджет автономного округа на 2016 год, составит ,8 тыс. рублей, что на 18,6% ниже ожидаемых поступлений на 2015 год. имущество спрогнозирован исходя из динамики поступлений за предыдущие периоды и ожидаемой оценки поступлений текущего года. В отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередач применена ставка 1,3%, установленная Налоговым кодексом Российской Федерации на 2016 год. Также при определении суммы налога учитывалось предоставление налоговых льгот, установленных как федеральным, так и региональным законодательством, в том числе по движимому имуществу. В результате, прогнозные назначения на 2016 год по данному налогу составят ,8 тыс. рублей, что выше ожидаемых поступлений на 2015 год на 7,0%.

    4 973 физических лиц рассчитан на основании прогнозируемого фонда оплаты труда работников, данных налоговой отчётности формы 5-НДФЛ и динамики поступлений в текущем году. По данным Управления федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу Югре, в консолидированном бюджете автономного округа наблюдается рост (на 31,3%) суммы возвратов налога, связанный с заявленными налогоплательщиками имущественными налоговыми вычетами. Сумма данного налога в бюджете автономного округа на 2016 год с учетом передачи налога взамен дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), составит ,5 тыс. рублей, что выше ожидаемых назначений на 2015 год на 0,2%. Предварительный прогноз остальных налоговых доходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа Югры на 2016 годы определён по данным администраторов доходов с учётом реализуемых мероприятий, направленных на получение дополнительных поступлений в сумме ,6 тыс. рублей, что выше ожидаемых в 2015 году платежей на 8,4% в основном за счет роста поступлений доходов от государственной пошлины и транспортного налога. По видам доходов, входящим в данную категорию платежей, прогнозирование сложилось следующим образом. Доходы, администратором которых является Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу Югре запланированы на 2016 год в следующих размерах: Акцизы на алкогольную продукцию (пиво) ,0 тыс. рублей. Транспортный налог ,1 тыс. рублей игорный бизнес ,0 тыс. рублей. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами ,0 тыс. рублей. Акцизы на нефтепродукты рассчитаны исходя из динамики фактического поступления за предыдущие отчетные периоды, с учетом передачи доли доходов в размере 10% в бюджеты муниципальных образований, сумма данных поступлений на 2016 год составит ,4 тыс. рублей. Основными администраторами государственной пошлины являются Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты- Мансийскому автономному округу Югре, Департамент дорожного хозяйства Ханты- Мансийского автономного округа Югры и Служба государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Ханты-Мансийского автономного округа Югры. На долю указанных администраторов приходится около 92% прогнозируемых доходов данного источника. На основании их данных и других администраторов сумма

    5 974 государственной пошлины, прогнозируемой к зачислению в бюджет автономного округа на 2016 год, составит ,1 тыс. рублей. В составе неналоговых платежей на 2016 год отмечаются изменения. Динамика неналоговых доходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа Югры на 2016 год, тыс. рублей Рис.4 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности , , ,9 Платежи при пользовании природными ресурсами , , ,3 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов , , ,0 Штрафы, санкции, возмещение ущерба , , ,5 Остальные неналоговые , , , год 2015 год 2016 год В 2016 году неналоговые платежи будут формироваться в основном за счет доходов от штрафов, санкций, возмещения ущерба, их сумма составит ,5 тыс. рублей или 57,7% от общей суммы неналоговых доходов. Основными администраторами здесь являются Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу Югре и Департамент дорожного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - на долю формируемых ими данных доходов приходится 98,1%. Прогноз указанных платежей превысит ожидаемые поступления 2015 года в 3,7 раза, что помимо повышения размеров штрафов за нарушение правил дорожного движения, обусловлено перераспределением платежей за возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозку крупногабаритных грузов, из прочих неналоговых доходов в категорию штрафных санкций. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, администраторами которых являются Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа Югры, Департамент финансов автономного округа и Департамент экономического развития автономного округа сформированы в размере ,9 тыс. рублей, что составит 18,5% неналоговых доходов. Прогнозируемые показатели в 2,1 раза превысят ожидаемые поступления на 2015 год.

    6 975 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов, администратором которых является Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа Югры спрогнозированы в размере ,0 тыс. рублей, на их долю приходится 10,0% неналоговых доходов. Темп роста к ожидаемым поступлениям на 2015 год составит 59,1% за счет сокращения доходов от продажи квартир и реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Платежи при пользовании природными ресурсами спрогнозированы в сумме ,3 тыс. рублей, их удельный вес в неналоговых доходах составляет 7,8%, темп роста к ожидаемым поступлениям на 2015 год составит 37,2%, к факту за 2014 год 15,1% за счет значительного сокращения платы за негативное воздействие на окружающую среду по причине изменения с 1 января 2016 года срока уплаты - до 1 марта 2017 года, взамен ранее установленного до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Администраторами данных платежей являются Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ханты-Мансийскому автономному округу Югре, Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики автономного округа и Управление ФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу Югре. Остальные неналоговые (6,0% от общей суммы неналоговых доходов) включают в себя от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства на сумму ,4 тыс. рублей и административные платежи и сборы в размере 4 550,0 тыс. рублей. Базовыми составляющими безвозмездных поступлений бюджета автономного округа являются поступления из федерального бюджета в виде дотаций, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов на общую сумму ,7 тыс. рублей. Доходы Дорожного фонда Ханты-Мансийского автономного округа Югры, входящего в состав бюджета Югры, формируются в соответствии с Законом Ханты- Мансийского автономного округа Югры «О Дорожном фонде Ханты-Мансийского автономного округа Югры» от 28 октября оз и представлены следующими доходными источниками:

    7 976 Таблица 1 Структура источников формирования дорожного фонда Ханты-Мансийского автономного округа Югры на 2016 год (тыс. рублей) Вид дохода Прогноз на 2016 год Акцизы на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных ,4 (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащие зачислению в бюджет автономного округа Транспортный налог ,1 Государственная пошлина: за выдачу уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа документов о прохождении технического осмотра тракторов, самоходных дорожностроительных и иных самоходных машин и прицепов к ним; за государственную регистрацию уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа ,9 мототранспортных средств, прицепов, тракторов, самоходных дорожностроительных и иных самоходных машин; за выдачу уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), временных удостоверений на право управления самоходными машинами, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность Государственная пошлина за выдачу специального разрешения на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным ,0 дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения автономного округа Поступления сумм в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения ,0 тяжеловесными транспортными средствами, зачисляемые в бюджет автономного округа Денежные взыскания (штрафы) за нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства по 3 200,0 автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, ,0 зачисляемых в бюджет автономного округа (в размере 50 процентов прогнозируемого объема) Всего ,4 Прогнозируемые суммы по видам всех источников доходов бюджета Ханты- Мансийского автономного округа Югры представлены в приложениях 1 и 2 к настоящей пояснительной записке.

    Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:35, реферат

    Описание работы
    Работа содержит 1 файл

    ХАНТЫ.docx

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    им. А. М. Горького

    Кафедра финансового менеджмента и права

    Проект «Анализ бюджета

    Ханты-Мансийского автономного округа»

    ПрЕДМЕТ: БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА рф

    Выполнила: Чипак Дарья,

    Основные отрасли промышленности: добыча нефти и газа, газопереработка, электроэнергетика, деревообрабатывающая промышленность, производство стройматериалов.

    Экономические преимущества и недостатки. Здесь добывается 56% российской нефти и 3% газа. Важнейшим негативным фактором являются суровые природно- климатические условия и неразвитость транспортной инфраструктуры.В Ханты-Мансийском автономном округе добывается россыпное золото, жильный кварц . Открыты месторождения бурого и каменного угля. Обнаружены залежи железных руд, меди, цинка, свинца, ниобия, тантала, проявления бокситов и др.

    В работе будет проведен анализ доходов и расходов ХМАО, а так же межбюджетных отношений, так как данный аспект является одним из важных характеристик региона.

    Таблица 1. Исполнение бюджета в части доходов 2008-2010 гг. (млн. руб.).

    Доходы 2008 год 2009 год 2010 год
    план факт исп план факт исп план факт исп
    I. Доходы - всего 140516 139738 99,4% 104512,3 109028,6 104,3% 124035 125679 101,3 %
    1. Налоговые и неналоговые платежи 131698,5 131156,4 99,5% 95126,4 99661,3 104,8% 120339,4 121459,2 100,9 %
    Из них:
    Налог на прибыль организаций 71193,2 70329,4 98,7% 42996,8 43436,6 101% 55946,9 56131,3 100,3 %
    Налог на доходы физических лиц 270186,5 26762,2 99,9% 21172,6 22727,6 107,3% 29979,4 28981,5 96,7 %
    Акцизы 2627,7 2861,7 108,9% 4859,3 4386,4 90,3% 5766,9 5681,1 98,5 %
    Налоги на имущество 20431,8 20476,5 100,2% 23822,1 26304,4 110,4% 31415,1 32071,3 102,1 %
    Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 1562,1 1872,9 119,8% 807,3 939,5 116,4% 726,4 801,3 110,3 %
    Платежи при пользовании природными ресурсами 720,8 681,1 94,4% 611,1 611,5 100,1% 580,1 534,1 92,1 %
    Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 104,1 197,8 190% 57,4 257,9 449,3% 343,6 379,8 110,5 %
    Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 1104,8 1000,2 90,5% 243,3 332,3 136,6% 185 189,4 102,4 %
    2. Межбюджетные трансферты 5778,5 5805,3 100,4% 6640 6633 99,9% 5191,3 4960,1 95,5%
    3.Доходы от пред-принимательской и иной приносящей доход деятельности 2337,3 2290,1 97,9% 2205,9 2127,1 96,4% 2508,5 2610,1 104,1 %

    В данной таблице представлены плановые и фактические значения доходных статей бюджета, а также процент исполнения соответствующих статей за 2008-2010 гг. Приведены изменения соответствующих доходных статей, в частности налоговых и неналоговых доходов, межбюджетных трансфертов.

    Анализируя таблицу можно сказать о том, что по всем доходным статьям наблюдается снижение в 2009 году, однако к 2010 ситуация начинает выравниваться.

    Главной причиной этого являются последствия мирового финансового кризиса, когда доходы населения и предприятий резко упали, возросла безработица и случаи банкротства. Соответственно, снизились и показатели доходов. Таким образом, очевидно, что данные последствия имеют влияние не только на страну в целом, но и на каждый из ее регионов, в частности, ХМАО.

    Так же исходя из данных таблицы видно, что практически по всем статьям бюджет исполнен на 100% и более, и лишь несколькие статьи показывают отрицательный результат.

    Таблица 2. Изменение структуры доходов за 2008-2010 гг. (млн.руб.).

    Доходы 2008 год 2009 год 2010 год
    факт структура % факт структура % факт структура %
    I. Доходы - всего 139738 100% 109028,6 100% 125679 100%
    1. Налоговые и неналоговые платежи 131156,4 93,9 % 99661,3 91,4 % 121459,2 96,6 %
    Из них:
    Налог на прибыль организаций 70329,4 50,3 % 43436,6 39,8 % 56131,3 44,7 %
    Налог на доходы физических лиц 26762,2 19,2 % 22727,6 20,8 % 28981,5 23,1 %
    Акцизы 2861,7 2,0 % 4386,4 4,0 % 5681,1 4,5 %
    Налоги на имущество 20476,5 14,7 % 26304,4 24,1 % 32071,3 25,5 %
    Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 1872,9 1,3 % 939,5 0,9 % 801,3 0,6 %
    Платежи при пользовании природными ресурсами 681,1 0,5 % 611,5 0,6 % 534,1 0,4 %
    Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 197,8 0,1 % 257,9

    В таблице 2 представлены данные за 2008-2010 гг. о том, какую часть общих доходов составляют каждая из статей по фактическим значениям.

    За 2008 год наибольшую долю доходной части бюджета составляют налоги на прибыль. Данная тенденция сохраняется и в последующие годы. Происходили лишь небольшие изменения относительных показателей. Возможно, данные изменения могут показаться незначительными, однако следует помнить, что данные показатели рассчитываются на уровне региона, поэтому даже малейшее изменение является значимым.

    Таблица 3. Исполнение бюджета в части расходов2008-2010гг. (млн. руб.).

    Расходы 2008 год 2009 год 2010 год
    план факт исп план факт исп план факт исп
    Расходы - всего 152700,6 142700,7 93,4 % 112150 109905,4 98 % 122138,5 121138 99,2 %
    Общегосударственные вопросы 6613,6 5299,3 80,1 % 5225,7 4934,8 94,4 % 7560,8 7610,2 100,7 %
    Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 5681,4 5417,9 95,3 % 3854,2 3810,5 98,9 % 4069,1 4154 102,1 %
    Национальная экономика 20564,2 18765,6 91,2 % 12472,6 11807,7 94,7 % 13973,1 13863,2 99,2 %
    Жилищно-коммунальное хозяйство 4623,8 4600,2 99,4 % 4216,5 4210,6 99,9 % 4935,4 5098,8 103,3 %
    Охрана окружающей среды 1344,6 1099,2 81,7 % 707,4 703,4 99,4 % 1034,8 1037,9 100,3 %
    Образование 10046,9 9582,3 95,3 % 7954,7 7797,7 98 % 8953,5 8964,9 100,1 %
    Культура, кинематография, СМИ 2983,7 2693,8 90,2 % 1645 1585,3 96,4 % 1856,7 1848,9 99,6 %
    Здравоохранение и физическая культура 16764,2 16258 96,9 % 13024,5 12956,8 99,5 % 14937,6 14914,5 99,8 %
    Социальная политика 12300,8 11790,7 95,8 % 13810,8 13413,8 97,1 % 15126,3 15049,6 99,5 %
    Межбюджетные трансферты 49690,8 49046 98,7 % 71777,1 67193,3 93,6 % 49238,8 48684,8 98,9 %

    В таблице 3 представлены плановые и фактические значения расходных статей бюджета ХМАО в динамике, а также процент исполнения плановых показателей. Отметим, что в отношении различных статей разница между плановыми и фактическими показателями сильно варьируется, как в положительную, так и в отрицательную сторону.

    В 2009 году по сравнению с 2008 наблюдается резкое снижение расходов бюджета, фактические показатели меньше плановых по всем статьям кроме расходов на национальную экономику, это произошло вследствие мирового финансового кризиса и необходимо было вкладывать больше средств в экономику для преодоления кризиса. В 2010 году исполнение имеет положительный знак, расходы по большинству статей превысили плановые показатели незначительно, однако расходы на социальную политику увеличились значительно . Это обусловлено тем, что для большинства работников учреждений бюджетной сферы, особенно в условиях Крайнего Севера, одним из важнейших критериев социальной направленности бюджета является уровень зарплаты. В связи с этим в округе было принято постановление о повышении зарплаты работникам бюджетных организаций.

    Таблица 4. Изменение структуры расходов за 2008-2010 гг.(млн.руб.).

    Расходы 2008 год 2009 год 2010 год
    факт структура % факт структура % факт структура %
    Расходы - всего 142700,7 100% 109905,4 100% 121138 100%
    Общегосударственные вопросы 5299,3 3,7 % 4934,8 4,5 % 7610,2 6,3 %
    Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 5417,9 3,8 % 3810,5 3,5 % 4154 3,4 %
    Национальная экономика 18765,6 13,2 % 11807,7 10,7 % 13863,2 11,4 %
    Жилищно-коммунальное хозяйство 4600,2 3,2 % 4210,6 3,8 % 5098,8 4,2 %
    Охрана окружающей среды 1099,2 0,8 % 703,4 0,6 % 1037,9 0,9 %
    Образование 9582,3 6,7 % 7797,7 7,1 % 8964,9 7,4 %
    Культура, кинематография, СМИ 2693,8 1,9 % 1585,3 1,4 % 1848,9 1,5 %
    Здравоохранение и физическая культура 16258 11,4 % 12956,8 11,8 % 14914,5 12,3 %
    Социальная политика 11790,7 8,3 % 13413,8 12,2 % 15049,6 12,4 %
    Межбюджетные трансферты 49046 34,4 % 67193,3 61,1 % 48684,8 40,2 %

    В таблице 4 представлена структура расходной части бюджета по статьям за 2008-2010 гг.

    Основная часть расходов приходиться на межбюджетные трансферты. В целом структура расходов бюджета по статьям за рассматриваемый период варьируется незначительно. Стоит отметить, что в 2009 году произошло резкое увеличение межбюджетных трансфертов по сравнению с 2008 , но в 2010 году показатель по данной статье приблизился к значению в 2008 году.

    Таблица 5. Изменение межбюджетных трансфертов за 2008-2010 гг. (млн.руб.).

    Темпы роста доходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югра остаются достаточно высокими, несмотря на то, что динамика нефтяных цен в текущем году заметно хуже, чем в прошлом.

    РИА Рейтинг - 19 окт. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра является одним из признанных лидеров среди регионов РФ по объемам производства, что создает значительную базу доходной части бюджета. В регионе работают крупнейшие российские корпорации, демонстрирующие положительную динамику финансовых показателей. Высокие доходы населения также стимулируют уверенное наполнение бюджета. Кроме того, не последнюю роль в динамике доходной части бюджета играет мировая конъюнктура нефтяного рынка.

    По объему доходов консолидированного бюджета по итогам 2011 года ХМАО занимает 5-е место среди всех субъектов РФ, и уступает только лишь Москве, Санкт-Петербургу, Московской области и Краснодарскому краю. При этом основным источником доходной части бюджета являются собственные доходы.

    Согласно Рейтингу социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2011 года, подготовленному Рейтинговым агентством «РИА Рейтинг», ХМАО занимает первое место среди всех субъектов РФ по доле собственных доходов в структуре суммарных доходов консолидированного бюджета. В 2011 году на долю безвозмездных поступлений приходилось всего 8.2% суммарных доходов консолидированного бюджета ХМАО.

    Примечательным является тот факт, что ХМАО, являясь одним из лидеров по объему доходов консолидированного бюджета, устойчиво увеличивает их, причем довольно высокими темпами. В 2011 году ХМАО занял 12-е место среди всех субъектов РФ по темпам роста доходов консолидированного бюджета и 3-е место среди субъектов РФ с доходами больше 200 млрд. руб. ТОР-10 российских регионов по объему доходов регионального бюджета
    ТОР-10 российских регионов по объему доходов регионального бюджета

    Также немаловажным фактом является стабильно профицитное исполнение бюджета в регионе. В 2011 году профицит консолидированного бюджета Ханты-Мансийского автономного округа составил 12 млрд. руб. По объему профицита бюджета в 2011 году ХМАО уступил только Москве, Московской и Тюменской областям. По итогам семи месяцев 2012 года профицит консолидированного бюджета ХМАО составил 14.8 млрд. руб.

    В 2012 году позитивная динамика сохраняется. Причем темпы роста доходов остаются высокими, несмотря на то, что динамика нефтяных цен в текущем году заметно хуже, чем в прошлом году. Так, в январе-июле текущего года цена нефти Urals была всего на 1.2% больше, чем годом ранее. Однако за этот же период доходы консолидированного бюджета ХМАО выросли на 13.6%. Среди регионов с высоким абсолютным объемом доходов бюджета выше темпы роста были только в Московской области. При этом по доле собственных доходов в структуре суммарных доходов ХМАО занимает второе место после Москвы.

    Основным источником доходов бюджета в 2012 года являются налоговые поступления. По объему поступлений налогов и сборов в бюджетную систему РФ ХМАО занимает второе место среди субъектов РФ после Москвы, при этом округ является крупнейшим источником налоговых поступлений федерального бюджета. За семь месяцев 2012 года на территории ХАМО было собрано 982 млрд. руб. налогов и сборов, из них 138 млрд. руб. поступили в консолидированный бюджет ХМАО и 844 млрд. руб. в федеральный бюджет. Округ обеспечил почти 30% суммарных поступлений в федеральный бюджет всех регионов РФ. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года налоговые сборы в ХМАО выросли на 17.7%.

    Устойчивость доходной базы бюджета ХМАО во многом определяется хорошей платежной дисциплиной в округе. Отношение задолженности по налогам и сборам на 1 января 2012 года к объему поступивших в 2011 году в бюджетную систему РФ платежей оставляет 0.6%, что является лучшим показателем среди регионов РФ. В 2012 году ХМАО сохраняет лидерство по уровню налоговых сборов, причем доля задолженности сокращается. Отношение задолженности по налогам и сборам на 1 августа 2012 года к объему поступивших за семь месяцев 2012 года налогов и сборов составляет 0.9%, что на 0.2 процентных пункта меньше, чем на аналогичную дату 2011 года.

    Росту доходов бюджета способствует и увеличение прибыли предприятий и организаций, работающих на территории округа, а также рост доходов населения. По итогам семи месяцев 2012 года сальдо прибылей и убытков организаций Ханты-Мансийского автономного округа увеличилось по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 11.3%, в то время как в целом по стране данный показатель ухудшился. Реальные денежные доходы населения ХМАО в январе-июле 2012 года составили 104.8%, что также лучше общероссийского показателя.

    Таким образом, ХМАО обладает большим потенциалом в части исполнения бюджета и даже возможное ухудшение динамики нефтяных цен вряд ли заметно ослабит поток доходов. Тем более, что экономика округа в последнее время диверсифицируется и выдвигает новые точки роста, а следовательно – новые источники поступления доходов.

    Читайте также: