Налог это изъятие в пользу

Опубликовано: 16.05.2024

Основным источником доходов государства являются налоги.

НАЛОГ - ЭТО ИЗЪЯТИЕ В ПОЛЬЗУ ГОСУДАРСТВА ЗАРАНЕЕ ОПРЕДЕЛЕННОЙ И УСТАНОВЛЕННОЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ЧАСТИ ДОХОДА ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ - ЭТО СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И ИСТОЧНИКОВ ПОПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.

Исторически налоги возникают с появлением государства. Сколько веков существуют налоги, столько экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения, первые из которых сформулировал А. Смит. На основе его взглядов к настоящему времени сложились ДВЕ КРУПНЫЕ КОНЦЕПЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

Первая основана на идее, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги, оказанной ему государством (пример А. Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется). Вторая концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода.

Современные налоговые системы используют целый ряд принципов.

ВСЕОБЩНОСТЬ, т. е. охват всех экономических субъектов, получающих доходы.

СТАБИЛЬНОСТЬ, т. е. устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

РАВНОНАПРЯЖЕННОСТЬ, т. е. взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам.

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ, т. е. принудительность налога, неизбежность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога.

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ, т. е. установление ни лотовых ставок и налоговых льгот, оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

Налоговая система базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога. К ним относятся:

СУБЪЕКТ НАЛОГА, или налогоплательщик, т. е. лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налог; им может быть юридическое или физическое лицо.

ОБЪЕКТ НАЛОГА, т. е. доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т. д.).

ИСТОЧНИК НАЛОГА — это, независимо от объекта налогообложения, чистый доход общества.

СТАВКА НАЛОГА — это важный элемент налога, определяющий величину налога на единицу обложения (скажем, с одной сотки земли, с одной тысячи рублей и т. д.). Различают предельную налоговую ставку, среднюю, нулевую и льготную.

Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.

Средняя налоговая ставка — это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.

Налоговые льготы — это уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов отдельных физических или юридических лиц в зависимости от профиля производства, характера производимой продукции и других характеристик.

Льготы в силу их разнообразного характера и большого охвата налогоплательщиков могут приводить к ощутимому снижению реальной ставки налогообложения по сравнению с номиналI. ной.

Поэтому по признаку соотношения между ставкой налога и доходом налоги делятся на:

• прогрессивные, при которых средняя ставка повышается по мере возрастания дохода;

• регрессивные, при которых средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;

• пропорциональные, при которых средняя ставка остается ней t менной, независимо от размеров дохода.

По механизму формирования налоги делятся на две осипни UP группы: прямые и косвенные.

ПРЯМЫЕ НАЛОГИ взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов.

КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т. е. в конечном итоге перекладываются на потребителей продукции.

К прямым налогам относятся:

• подоходный с населения;

• на прибыль корпорации;

• на прирост капитала;

• с наследства и дарений;

К косвенным налогам относятся:

• налог с оборота;

• на добавленную стоимость (НДС);

• на отдельные виды товаров (акцизы);

Таковы общемировые стандарты. Налоговые реформы России приблизили ее систему налогообложения к международным нормам.

Налоги в России разделены на три группы: федеральные, республиканские и местные.

Федеральные налоги устанавливаются парламентом и в обязательном порядке взимаются на всей территории России.

Республиканские налоги тоже общеобязательны. При этом сумма платежей по налогу зачисляется равными долями в бюджет республики и в бюджет города или района, где расположен налогоплательщик.

Местные налоги лишь частично являются общеобязательными. Часть налогов может устанавливаться по решению местных властей.

Вопрос о том, каким быть налогу (высоким или низким), — предмет постоянных дискуссий экономистов. Государственное вмешательство в экономику всегда связано с повышением налогов, ослабление вмешательства — с их снижением. Главный вопрос в том, как то и другое влияет на экономику.

Последователи Дж. Кейнса ориентированы на «экономику спроса». Они считают, что высокий уровень налога снижает покупательную способность общества, т. е. совокупный спрос. Значит, цены снижаются, инфляция затухает. Напротив, сокращение налогов способствует росту совокупного спроса, уиеличсмию цен и ускорению темпа инфляции.

Сторонники «экономики предложении» убеждены в противоположном: они считают, что высокие налоги унсличипиют издержки предпринимателей, которые перекладываются на по требителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию Они — за снижение налогов.

Однозначного ответа на вопрос о том, кто из них прав, эконо мическая наука пока не нашла. Но сделана попытка установить связь между ставкой налога и деловой активностью. Американский профессор А. Лаффер (сторонник теории предложения) доказал, что при ставке подоходного налога выше определенного уровня резко снижается деловая активность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, принятию деловых рисков, расширению национального производства и дохода. В результате расширяется налоговая база, которая сможет поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже при том, что ставки налога будут ниже. Связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями получила название КРИВАЯ ЛАФФЕРА (рис. 26).

и RQ Rx Налоговые поступлеш

Если налоговая ставка равна нулю (точка 0), то государе!по ничего не получит. Если налоговая ставка г, — 100%, то никто не будет заинтересован работать и государство тоже ничего не получит. При какой-то ставке (скажем, г0 = 50%) сумма, взимаемая государством в виде подоходного налога, достигнет максимума (точка М). Попытки повысить налоговые ставки приведут к снижению R (точка N).

Кривая Лаффера не дает ответа на вопрос, при какой ставке налогов поступления налогов максимальные.

Налог на прибыль организаций

По нашему мнению, выплаты денежных компенсаций (полное денежное возмещение убытков Общества) по соглашениям об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд г. Москвы не подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, поскольку такие выплаты должны квалифицироваться в качестве компенсационных выплат, которые получены Обществом в счет возмещения убытков от изъятия недвижимости для государственных нужд.

Имеется обширная положительная для налогоплательщиков судебная практика по вопросу невключения в состав доходов суммы возмещения за изъятие земли (и прочей недвижимости) для государственных нужд.

Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 № 2019/09 отмечено, что для решения вопроса о включении полученных сумм возмещения в связи с изъятием земельного участка и иного имущества для государственных нужд в налоговую базу при исчислении налога на прибыль основополагающим является соответствие их критериям, установленным НК РФ.

Взимание с собственника земельного участка, изъятого для государственных нужд, налога на прибыль с суммы возмещения нарушало бы принцип полного возмещения, определенный законодателем для таких случаев.

Согласно постановлению АС Дальневосточного округа от 15.09.2015 по делу №А73-14879/2014 при возмещении убытков арендаторам земельных участков, причиненных их изъятием для государственных и муниципальных нужд, полученные денежные средства не являются экономической выгодой в смысле ст. 41 НК РФ и не подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль.

В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 01.03.2011 по делу №А81-1212/2009 указано, что у общества возникли убытки (включая упущенную выгоду) в связи с изъятием земельных участков по распоряжению губернатора автономного округа. Однако компенсация убытков в силу п. 3 ст. 250, ст. 317 НК РФ не подлежит включению в налоговую базу по налогу на прибыль. При этом тот факт, что денежные суммы обществу выплачивали организации, в пользу которых изымались земельные участки, не нарушает порядка возмещения убытков при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Московского округа:

  • от 26.05.2009 по делу №А40-20876/08-127-57 (Определением ВАС РФ от 23.09.2009 №ВАС-12144/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ),
  • от 09.07.2008 по делу №А41-К2-16521/07 и др.

Кроме того, в Письме Минфина России от 21.11.2019 № 03-03-06/1/90029 была поддержана позиция Президиума ВАС РФ в постановлении от 23.06.2009 № 2019/09 о том, что компенсация убытков в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд не включается в базу по налогу на прибыль.

Между тем также следует отметить, что имеется противоположная позиция Минфина России: компенсация за изъятие земель для государственных или муниципальных нужд включается в доходы для целей налогообложения прибыли (в том числе в порядке п. 3 ст. 250 НК РФ).

В частности, в Письме от 12.08.2019 № 03-03-06/1/60603 Минфин России отметил, что доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, приведены в ст. 251 НК РФ и этот перечень является исчерпывающим. Средства, полученные в качестве возмещения за изъятие земельного участка для государственных (муниципальных) нужд, а также в погашение убытка (включая упущенную выгоду), возникшего в результате изъятия, в указанной статье не поименованы, тем самым данные суммы учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.

Схожая позиция изложена в письмах Минфина России от 09.04.2018 № 03-03-06/1/23095, от 17.02.2016 № 03-07-11/8736 и др.

С учетом изложенного, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации в связи с невключением в состав доходов для целей главы 25 НК РФ сумм денежного возмещения убытков Общества за изъятие недвижимого имущества для государственных нужд существует риск возникновения налоговых претензий. Однако такой риск нами оценивается ниже среднего (с учетом имеющейся положительной для налогоплательщика судебной практики, а также с учетом того, что в Письме от 03.07.2018 №СД-4-3/12727@ ФНС России указала на то, что налоговым органом следует по данному вопросу руководствоваться изложенной в Постановлении от 23.06.2009 № 2019/09 позицией Президиума ВАС РФ).

Налог на добавленную стоимость

По нашему мнению, денежные компенсации (полное денежное возмещение убытков Общества) по соглашениям об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд г. Москвы не подлежат обложению НДС, поскольку такое возмещение предназначено для компенсации убытков, возникших в связи с изъятием, и не связано с реализацией товаров (работ, услуг). Реализация в смысле ст. 39 НК РФ, как таковая, не происходит, следовательно, объект налогообложения по НДС не возникает.

При этом имеется положительная для налогоплательщиков судебная практика по вопросу отсутствия обязанности облагать НДС суммы компенсаций за изъятие земли и другой недвижимости для государственных нужд.

Например, в постановлении ФАС Московского округа от 14.05.2013 по делу №А40-56423/12-107-313 указано, что выплата компенсации собственникам сносимых гаражных боксов в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд не связана с реализацией каких-либо товаров (работ, услуг), объект налогообложения по НДС отсутствует.

Аналогичные выводы содержатся в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 24.03.2015 по делу №А32-35014/2013 и др.

Также имеется Письмо Минфина России от 21.08.2020 № 03-03-06/1/73368 о том, что деньги, которые организация получила для возмещения убытков, связанных с изъятием для госнужд находившейся у нее в хозяйственном ведении недвижимости, в базу по НДС не включаются на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, так как данные суммы не связаны с реализацией товаров (работ, услуг).

Однако надо заметить, что существует иная позиция Минфина России и ФНС России по данному вопросу.

Так, в соответствии с Письмом Минфина России от 19.02.2019 № 03-07-11/10284 денежные средства, получаемые собственниками от государственных предприятий и коммерческих организаций за изъятие недвижимости, являются оплатой услуг по освобождению территории для строительства новых объектов. Такие компенсации включаются в налоговую базу по НДС на основании п. 1 ст. 146 НК РФ.

Похожие выводы содержатся в Письме Минфина России от 27.07.2018 N 03-07-11/53236, Письме ФНС России от 19.03.2010 N 3-1-11/192@ и др.

Таким образом, по нашему мнению, в связи с невключением в налоговую базу по НДС сумм денежного возмещения убытков Общества за изъятие недвижимого имущества для государственных нужд, с учетом имеющейся позиции Минфина России и ФНС России, имеется средний риск возникновения налоговых претензий. В случае предъявления такого рода претензий по результатам налоговой проверки, считаем, что имеются шансы по их успешному судебному оспариванию.

Необходимым условием существования современного демократического государства и реализации им публичных функций являются налоги. Взимание налогов представляет собой традиционное основание вмешательства государства в рыночные отношения с целью изъятия средств на государственные нужды – управление, оборону, обеспечение правопорядка, образование, здравоохранение, культуру и т.д. Только государство обладает прерогативой на принятие норм, определяющих состав и величину налогов, права и обязанности участников налоговых правоотношений. Устанавливая налоги, государство тем самым распространяет свой фискальный суверенитет на любые доходы или имущество частных лиц, полученные на его территории или находящееся на ней.

Государственная политика в области налогообложения позволяет посредством варьирования тех или иных элементов налогообложения и установления льгот регулировать социально-экономические процессы, происходящие в стране. С помощью налогов государство косвенно влияет на развитие отдельных отраслей народного хозяйства, уровень потребления, перераспределение доходов населения, динамику рождаемости и т.д. При умелом использовании налоги могут быть сильным регулирующим механизмом в системе государственного управления.

Налог – это установленная законом форма отчуждения определенной доли собственности физических и юридических лиц, основанная на принципах обязательности и индивидуальной безвозмездности, в целях финансового обеспечения функций государства. Невыполнение обязанности по уплате налога, выраженной в денежной форме, влечет причинение материального ущерба государству, вследствие чего оно вправе применять меры принудительного характера по отношению к налогоплательщикам.

Особым видом фискальных платежей являются сборы и пошлины. Их основным отличием от налогов в общем случае является возмездность платежа, то есть государство в обмен на уплату пошлины или сбора предоставляет плательщику определенные услуги либо право на совершение каких-либо действий. Сборы, как и налоги, носят обязательный характер, а пошлины взимаются только с лиц, которые обратились в соответствующие органы для получения необходимых им услуг.

доходы бюджета 2018

Налоги, сборы, пошлины и иные налоговые платежи, уплачиваемые в установленном законом порядке, составляют основу налоговой системы любой страны. Наряду с неналоговыми доходами и иными поступлениями они участвуют в пополнении государственной казны.

Основным документом, регламентирующим систему налогового права на территории Российской Федерации, является Налоговый Кодекс (НК РФ). Кроме того, налоговые отношения регулируют также федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты муниципальных образований о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

НК РФ состоит из двух частей. В первой части сформулированы нормы общего характера, касающиеся основ системы налогообложения в России. Здесь приводится состав налогов и сборов, обязательных к уплате на территории страны, рассматриваются основные понятия, принципы и институты налогового права, большое внимание уделяется субъектам налогового права, элементам налогообложения, видам налоговой ответственности и способам защиты прав налогоплательщиков.

На сегодняшний день в Российской Федерации действуют 12 общих налогов и 5 специальных налоговых режимов. В отличие от общей системы налогообложения, действующей по умолчанию, переход на специальный налоговый режим осуществляется налогоплательщиками в добровольном порядке.

Общие налоги дифференцируются по уровню администрирования на федеральные, региональные и местные налоги. Такая классификация налогов обусловлена разграничением компетенции между уровнями власти и наличием видов налогов, которые вправе вводить орган законодательной или представительной власти каждого уровня. При этом деление налогов на федеральные, региональные и местные может быть не связано с бюджетом, в который они зачисляются. Н-р, большая часть суммы налога на прибыль организаций, который относится к федеральным налогам, подлежит перечислению в бюджет субъекта РФ.

К федеральным налогам относятся налоги, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Это налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог и налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Региональные налоги устанавливаются НК РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. В состав региональных налогов включены транспортный налог, налог на игорный бизнес и налог на имущество организаций. Местные налоги, как и региональные, устанавливаются НК РФ, но вводятся в действие нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местными налогами являются земельный налог и налог на имущество физических лиц.

К числу специальных налогов относятся единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), упрощенный налог (УСН), патент, а также действующий в экспериментальном режиме налог на профессиональный доход. Применять специальные режимы налогообложения могут не все налогоплательщики, а только те из них, кто осуществляет определенные виды деятельности и чьи финансово-экономические показатели удовлетворяют установленным критериям по размеру выручки, численности работников, стоимости основных средств, доле в уставном капитале и пр. При переходе на уплату специальных налогов налогоплательщики получают освобождение от уплаты таких общих налогов, как НДС и налоги на имущество (с некоторыми ограничениями), НДФЛ и налог на прибыль организаций. Все прочие налоги подлежат уплате в установленном порядке.

Как и общие налоги, специальные налоги могут быть классифицированы по уровню администрирования. Так, федеральными налогами являются такие специальные налоги, как УСН и ЕСХН, регулируемые на федеральном уровне. К числу региональных налогов относится патент.

Особое место среди специальных налоговых режимов занимает система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. В рамках применения этой системы участники этих соглашений уплачивают только некоторые налоги и сборы. Уплата всех остальных налогов и сборов заменяется разделом продукции на условиях соглашения.

Участниками налоговых правоотношений в РФ являются налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые и таможенные органы.

Лицо, на которое действующим законодательством возложена обязанность уплаты налога, признается налогоплательщиком. Налогоплательщиками могут быть как физические лица – собственно граждане и граждане, осуществляющие деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, так и юридические лица – организации.

Исключительно физические лица являются плательщиками НДФЛ и налога на имущество физических лиц. Только организации платят налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций. Ряд налогов уплачивается и организациями, и физическими лицами – индивидуальными предпринимателями. Это НДС, акцизы, НДПИ, ЕСХН, УСН. Только индивидуальные предприниматели вправе перейти на уплату патента. Поскольку этой категории налогоплательщиков не разрешено заниматься игорным бизнесом, то, соответственно, только организации платят налог на игорный бизнес. Наконец, все вышеперечисленные участники гражданских правоотношений независимо от их статуса признаются плательщиками транспортного, земельного и водного налогов.

Большинство налогов уплачивается в бюджет самими налогоплательщиками. Однако существует несколько налогов, в отношении которых обязанности по их уплате в отдельных случаях возложены на налоговых агентов, – это НДС, НДФЛ и налог на прибыль организаций.

В противоположность налогоплательщикам налоговые агенты исчисляют, удерживают и перечисляют налоги не со своих доходов. Фактически налоговый агент выполняет роль посредника между государством и налогоплательщиком, исполняя обязанность последнего по уплате налога. Так, налоговый агент обязан удержать НДФЛ с заработной платы своих работников и перечислить его в государственную казну. Налоговым агентом признается организация, являющаяся источником дохода налогоплательщика в виде дивидендов. Налоговым агентом удерживается и уплачивается в бюджет НДС при приобретении имущества у иностранной компании на территории РФ, аренде или покупке государственного и муниципального имущества, реализации конфискованного товара и в иных установленных НК РФ случаях.

Основной функциональной обязанностью налоговых органов является контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей. Налоговый контроль осуществляется посредством проведения налоговых проверок и налогового мониторинга. Благодаря налоговому контролю налоговые органы обеспечивают пополнение той части доходов государственного бюджета, что формируется за счет налоговых поступлений. Поскольку от поступления налогов во многом зависит экономическая безопасность государства, оно наделило налоговую службу большими полномочиями и целым арсеналом средств наказания за нарушение налогового законодательства начиная со штрафных санкций и заканчивая полной приостановкой деятельности налогоплательщика.

На таможенные органы возложены обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через государственную границу РФ, к числу которых относятся НДС и акцизы, регулируемые налоговым законодательством, а также таможенная пошлина, вынесенная за рамки налогового законодательства. Несмотря на то, что таможенная пошлина по существу относится к группе косвенных налогов на товары, она находится в сфере таможенного законодательства РФ, поскольку имеет особый статус и рассматривается в большей степени не как налог, а как инструмент торговой политики государства.

Вторая часть НК РФ посвящена собственно налогам и сборам. Каждый налог определяется его привязкой к конкретному объекту обложения. Объектом налогообложения могут быть имущество, доходы или различного рода сделки – по реализации, передаче или обмену товаров и услуг, перемещению материальных ценностей через государственную границу и т.д. Большинству налогов соответствует не один, а несколько объектов налогообложения. Так, налог на прибыль имеет один объект обложения, а НДС – четыре. В зависимости от вида объекта налогообложения налоги подразделяются на имущественные, подоходные, ресурсные налоги и налоги на потребление.

Имущественные, подоходные и ресурсные налоги относятся к группе прямых налогов. Прямыми налогами облагаются непосредственно имущество и доходы. Прямые налоги взимаются в процессе аккумуляции материальных благ, включаются в стоимость товаров и услуг и уплачиваются как теми, кто получает доход от своего личного труда, так и собственниками капиталов или доходного имущества. Таким образом, при прямом налогообложении юридическим и фактическим плательщиком налога является одно и то же лицо.

Факт владения или распоряжения движимым и недвижимым имуществом в той или иной форме влечет за собой возникновение обязанностей по уплате ряда имущественных налогов – земельного, транспортного, налогов на имущество физических лиц и организаций. С помощью подоходных налогов в пользу государства изымается часть полученного или предполагаемого к получению дохода – это налог на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСХН, УСН, патент. Пограничное состояние между имущественными налогами и подоходными занимает налог на игорный бизнес – фактически это налог на вмененный доход с каждого имущественного объекта игрового бизнеса. Использование природных ресурсов, находящихся в публичной собственности, ведет к уплате ресурсных налогов – НДПИ и водного налога.

В отличие от прямых налогов налоги на потребление или, иначе, косвенные налоги не связаны непосредственно с доходом или имуществом налогоплательщика. По существу они представляют собой надбавку к цене товара или услуги, которую оплачивает покупатель. Продавец же фактически выполняет функции сборщика налога и перечисляет в бюджет налог за счет выручки от реализации готового продукта. Таким образом, бремя уплаты косвенных налогов в действительности несет конечный потребитель товаров и услуг.

Классическим примером косвенного налога является налог на добавленную стоимость. НДС в цене товара фактически оплачивается покупателем, а ответственным за его уплату в бюджет, т.е. налогоплательщиком, является продавец. Получаемая им сумма НДС не является ни частью стоимости отгруженных товаров или услуг, ни доходом от их реализации. Следует отметить, что обложению НДС подлежит вся реализация, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, которая добавлена к цене закупок налогоплательщиком, так как сумма НДС в стоимости потребленных в процессе производства ресурсов, закупленных на стороне, уже уплачена в бюджет их поставщиком.

Вся совокупность объектов налогообложения, находящихся в пределах юрисдикции государства, составляет его налоговый потенциал. Производным от налогового потенциала является налоговая база, применительно к каждому налогу означающая стоимостную или физическую величину объекта налогообложения. Н-р, одним из объектов обложения транспортным налогом является автомобиль, а налоговой базой – мощность его двигателя в лошадиных силах. Совокупная налоговая база всегда меньше налогового потенциала страны за счет освобождения от обложения некоторых объектов налогообложения или применения установленных налоговых вычетов.

Величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы представляет собой налоговую ставку. Налоговая ставка непосредственно определяет долю собственности налогоплательщика, которую он, исходя из имеющегося у него объекта налогообложения, должен безвозмездно передать в пользу государства во исполнение установленной законом обязанности. В зависимости от того, выражена налоговая ставка в абсолютных или относительных показателях по отношению к налоговой базе, налоги делятся на налоги с твердыми ставками, налоги с адвалорными ставками и смешанные налоги, сочетающие твердые и адвалорные ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на физическую единицу измерения налоговой базы (н-р, 300 руб. за 1000 м 3 забранной воды). Адвалорные ставки определены в процентах к налоговой базе, выраженной в стоимостных единицах измерения (н-р, 6% от дохода). В зависимости от влияния изменения налоговой базы на величину ставки среди адвалорных ставок выделяют пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки налогообложения.

Пропорциональная ставка зафиксирована в процентах по отношению к любой налоговой базе. С ростом налоговой базы соответствующим образом меняется и сумма налога. Пропорциональное налогообложение характерно для таких налогов, как НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций, УСН, земельный налог и т.д. Ставки прогрессивных налогов увеличиваются с ростом налоговой базы и уменьшаются при ее понижении. Чем больше налоговая база, тем выше ставка налога, и наоборот. Примером прогрессивного налогообложения может служить обсуждаемая в обществе, но пока признанная Правительством РФ нецелесообразной, прогрессивная шкала налогообложения НДФЛ (для доходов до 5 млн.руб. – ставка 13%, от 5 до 50 млн.руб. – 18%, от 50 до 500 млн.руб. – 23%, свыше 500 млн.руб. – 28%). Регрессивный налог – полная противоположность прогрессивного налога. Частично регрессивный характер носил отмененный с 2010 года единый социальный налог (ЕСН). Чем больше был доход, который налогоплательщик выплачивал физическим лицам или получал сам, тем меньше был размер налоговой ставки.

Объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка относятся к основным элементам юридической конструкции налога. Помимо них, элементами налогообложения являются налоговый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Налоговый период указывает, за какой временной промежуток рассчитывается налог, порядок исчисления налога – как рассчитывается налог, порядок и сроки уплаты налога – куда и когда уплачивается налог.

Если определены все указанные выше элементы налога и налогоплательщик, налог считается установленным.

Уплата налогов государству является самой главной повинностью граждан и организаций. Вместе с тем для этих лиц существуют и другие обязанности, связанные с налогами, в частности, по ведению налогового учета и представлению налоговой отчетности.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ НК РФ

Общие положения

Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Cледственные органы.

Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов

Налоговая декларация и налоговый контроль

Взаимозависимые лица и международные группы компаний

Налоговый контроль в форме налогового мониторинга

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Выполнение международных договоров РФ по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам

Государственные финансы — это система отношений, связанная с формированием централизованных фондов денежных средств и их использованием для осуществления государством экономических, социальных, политических и других задач.

Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств.

Финансовый институт — это группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам накопления или распределения денежных средств.

Финансовая система РФ — это совокупность входящих в состав финансов РФ звеньев в их взаимосвязях. В нее входят следующие финансовые институты :

1) бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

2) внебюджетные целевые фонды (Пенсионный фонд, Фонд государственного страхования, Государственный фонд занятости);

3) негосударственные фонды (негосударственные пенсионные фонды, фонды общественных организаций);

4) финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

5) имущественное и личное страхование;

6) кредит (государственный и банковский).

Государственный бюджет — это финансовый план государства, имеющий силу закона.

Через бюджет происходят перераспределение национального дохода, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики, контроль за движением централизованных фондов денежных средств.

Бюджет объединяет доходы и расходы государства.

Основными источниками доходов бюджета являются налоги, внутренние и внешние кредиты, эмиссия бумажных денег, доходы от продажи государственной собственности.

Среди расходов наибольшее значение имеют расходы на финансирование экономики, национальной безопасности, правоохранительной деятельности, социально-культурных мероприятий, научных исследований, обслуживание государственного долга, содержание аппарата управления.

Выделяют следующие виды бюджетов .

Сбалансированный бюджет — расходы полностью покрываются доходами.

Профицитный бюджет — доходы превышают расходы (положительное сальдо).

Дефицитный бюджет — расходы превышают доходы (отрицательное сальдо). В этом случае государство может увеличить налоговые поступления; пропорционально снизить расходы по всем статьям, кроме защищенных (заработная плата бюджетникам и т.д.); провести дополнительную эмиссию денег, что чревато инфляцией, прибегнуть к внутренним и внешним займам.

Бюджетная система РФ включает в себя:

1) федеральный бюджет;

2) бюджеты субъектов РФ;

3) местные бюджеты (муниципальных районов, городских и сельских поселений).

В соответствии с бюджетным кодексом бюджетная система РФ формируется на основе единой государственной политики, правовой базы и бюджетной классификации; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджета, самостоятельности и сбалансированности бюджетов, эффективности использования бюджетных средств, гласности и достоверности.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Составление проектов бюджетов осуществляется с целью определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций органов власти, и поэтому является исключительным правом Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. В основе проекта федерального бюджета лежат бюджетное послание Президента РФ, прогноз социально-экономического развития страны и основные направления бюджетной и налоговой политики на финансовый год.

Рассмотрение проекта бюджета осуществляется в законодательных органах власти. Проект закона о федеральном бюджете на следующий год рассматривается и утверждается в Государственной Думе в 4 чтениях, затем принимается Федеральным собранием и Президентом.

Организация исполнения и исполнение бюджетов возложены на органы исполнительной власти. В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов, обеспечивающее соблюдение принципа единства кассы . Он предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, что позволяет обеспечить полный учет и контроль за движением централизованных фондов денежных средств.

Федеральный бюджет Российской Федерации на 2011 г. сформирован с учетом необходимости проведения активной государственной политики, направленной на преодоление технологического отставания, повышения конкурентоспособности отечественного производства, финансирования национальных проектов, повышения уровня жизни населения и преодоления последствий финансового и экономического кризиса.

Среди налоговых доходов федерального бюджета выделяются налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на прибыль организаций. Неналоговые доходы в основном формируются за счет доходов от внешнеэкономической деятельности, от использования государственного имущества, платежей за пользование природными ресурсами.

Приоритетными направлениями бюджетной политики государства являются финансирование национальной обороны и безопасности страны, обеспечение правоохранительной деятельности, стимулирование роста малого предпринимательства, развитие стратегически важных объектов производственной инфраструктуры, помощь бюджетам нижестоящего уровня, поддержка социальной сферы.

К сожалению, бюджет РФ существенно зависит от цены на нефть и природный газ на мировом рынке. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы, образующиеся за счет превышения цены на нефть над базовой величиной (27 долл. США за один баррель сырой нефти марки «Юралс»), должны зачисляться в Стабилизационный фонд РФ. Он создан для обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Законодательно установлено, что средства фонда до 500 млрд руб. могут быть использованы только на финансирование дефицита бюджета, а превышение норматива направляется на иные цели государства.

Правительственная политика в области государственных расходов и налогообложения называется бюджетно-налоговой политикой .

Налоги — это обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц в денежной форме для финансового обеспечения функций и задач государства.

Субъект налогообложения — это налогоплательщик, лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

Объект налогообложения — имущественное благо, доход, прибыль, денежная выручка от продаж, недвижимое и движимое имущество и т.д.

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (например, налоговой базой такого объекта как имущество, является стоимость).

Ставка налога — размер налога на единицу налоговой базы.

Сущность налога составляет процесс изъятия государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.

Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

хозяйственные субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, с одной стороны, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, а с другой — государства, по поводу формирования государственных финансов.

Принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом , и включают следующие аспекты:

всеобщность налогов и их пропорциональность доходу;

справедливость (равноценность изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц);

определенность (должно быть определено время уплаты, количество, место уплаты);

удобность (каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие представляют наибольшее удобство для налогоплательщика).

Роль налогов определяется их функциями :

1) являются основным источником дохода государства;

2) регулируют экономику и стимулируют отдельные виды ее деятельности за счет налоговых льгот;

3) имеют социальное значение, т.к. способствуют перераспределению денежных средств от богатых к бедным, от одних отраслей и регионов к другим.

Налоговая система — это совокупность налогов, действующих на территории страны.

По экономическому содержанию:

прямые — уплачиваются с доходов, прибыли, стоимости имущества (налог на прибыль, на имущество, подоходный, налог с наследства и дарения);

косвенные — входят в цену товара (НДС, акцизные сборы, налог с продаж).

По виду плательщика:

с юридических лиц (предприятий, фирм) — НДС, налог на прибыль организаций, страховые взносы;

с физических лиц — налог на доход физических лиц, налог на имущество физических лиц.

По уровню бюджета:

федеральные — обязательные для уплаты на всей территории государства (НДС, НДФЛ и т.д.);

субъектов федерации — транспортный налог, на имущество организаций, на имущество физических лиц;

местные — земельный налог.

По виду налоговых ставок:

прогрессивные — налоговые ставки растут по мере увеличения налоговой базы (транспортный налог);

пропорциональные — налоговая ставка не зависит от величины дохода (налог на прибыль организаций);

регрессивные — налог уменьшается по мере увеличения доходов (пошлина за подачу искового заявления в суд тем меньше, чем больше сумма иска).

Законодательством предусмотрены налоговые вычеты :

на покупку недвижимости;

людям творческих профессий (актерам, писателям, художникам).

Налоговая система, построенная с учетом налоговых льгот и оптимальных налоговых ставок, стимулирует развитие производства и рост доходов экономики. Напротив, неоправданное увеличение ставок и отсутствие налоговых льгот снижают экономический рост и создают условия для «ухода экономики в тень».

Каковы структура и функции государственных финансов?

Что такое финансовый институт?

Какие элементы включает в себя финансовая система РФ?

Каковы сущность и структура бюджета?

В чем заключается сущность и функции налогов?

Некоторые борцы с коррупцией радостно приветствовали принятие постановления Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2016 г. № 26-П “По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона “О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам” в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан” (далее – Постановление от 29 ноября 2016 г. № 26-П). В этом постановлении признано конституционным правило о конфискации имущества у государственных служащих и иных лиц, обязанных подавать декларации по законодательству о борьбе с коррупцией, а также если они не могут подтвердить, что имели доходы или иные средства, чтобы это имущество приобрести.

Одновременно дано такое толкование упомянутого правила, которое позволяет не конфисковать имущество, если незначительна сумма, в отношении которой нет подтверждения законности происхождения средств, использованных при приобретении данного имущества (см. п. 1 резолютивной части Постановления от 29 ноября 2016 г. № 26-П). Такую сумму можно просто взыскать вместо конфискации вещи целиком. Казалось бы, толкование Конституционного Суда РФ выглядит более либерально, чем то, согласно которому имущество у госслужащих можно конфисковать, если ими не подтверждена законность получения хотя бы одной копейки из тех, что были использованы для приобретения такого имущества. Но на самом деле такое толкование создаёт две проблемы. Одна из них хорошо описана в советском мультфильме про слонёнка, мартышку, удава и попугая ("38 попугаев" и другие, не помню в каком конкретно…). Четыре - это куча, а три - не куча. Незначительность суммы - оценочное понятие. Это что – меньше половины, четверть, десятая часть, один процент? Непонятно.

Вторая проблема гораздо более серьёзна. Она прямую связана с квалификацией санкции, которая предусмотрена за неподтверждение источника происхождения средств, использованных для покупки изымаемого объекта. Если эта санкция – конфискация вещи, то она должна применяться при всяком неподтверждении (до последней копейки). Если санкция - изъятие только того дохода, источник которого не подтверждён, то не должно иметь значения, какая это часть. Иными словами, изымать целиком вещь, часть доходов на приобретение которой не подтверждена, нельзя. Если хотя бы часть доходов законна, нужно взыскивать лишь стоимость остальной части.

Санкция всегда направлена на определенный объект (предмет). Что же является объектом (предметом) этой санкции? Сама вещь, которая полностью или частично приобретена за счёт неподтвержденных доходов, или только доходы, которые презюмируются незаконно полученными? По логике Конституционного Суда РФ может идти речь как о первом, так и о втором предмете (объекте), то есть и о вещи, и о неподтвержденных доходах. Значит, объект (предмет) правонарушения будет различаться в случае незначительности неподтвержденных доходов и в остальных случаях. А это, несомненно, дифференцирует состав гражданского правонарушения, вместо одного состава появляется, как минимум, два…

Отмеченная особенность изъятия вещей, приобретённых на неподтвержденные доходы, при определенных обстоятельствах может сказаться и на обычных гражданах, а не только на государственных служащих. Ведь вполне возможно введение контроля за расходами любых налогоплательщиков: сначала изъятие опробуют на государственных служащих, а потом, убедившись в эффективности, перенесут на всех остальных. Тем более что опыт контроля за расходами граждан, пусть и неудачный, имеется. Однако вряд ли нынешний подход к изъятию предметов, в отношении приобретения которых доходы не подтверждены, соответствует нормам Конституции, в частности праву на труд и на предпринимательскую деятельность и свободе использования их результатов. Неслучайно во многих странах, где существуют общие механизмы контроля за расходами, налоги взимают лишь с неподтвержденных расходов. И нам нужно идти по этому пути!

Конечно, правило об изъятии вещей, приобретённых на неподтвержденные доходы, ещё достаточно слабо апробировано на практике. Если у государственного служащего есть друзья или родственники с большими доходами, он легко может объяснить приобретение вещей, которые у него пытаются изъять, договором займа или дарения. Ещё одно возможное объяснение - получение наследства или заработок в прошлые периоды. Теперь предоставление таких доказательств, без какого-либо ограничительного срока их годности, слава Богу, полностью легализовано Конституционным Судом РФ. Причем в случае нового строительства зданий и сооружений расходы, которые нужно подтвердить, могут быть распределены по периодам, намного превышающим три года. Немаловажную роль в ослаблении жесткости комментируемой санкции играет и занижение стоимости приобретённых объектов, ведь даже новая кадастровая стоимость сейчас порой ниже рыночной.

Однако сложности в изъятии вещей, приобретённых на неподтвержденные доходы, не могут служить обоснованием того, что можно и нужно изымать ту часть стоимости вещи, которая приобретена на законные (подтверждённые) доходы. Последние Конституция РФ защищает в ст. 34 и 37.

Читайте также: