Страновый отчет налоговый кодекс

Опубликовано: 15.05.2024

Что такое страновой отчет

Страновой отчет – это разновидность налоговой отчетности, направленной на контроль трансфертного ценообразования.

Отчетность МГК (в том числе страновой отчет) введена в РФ в рамках реализации рекомендаций ОЭСР в отношении стандартов подготовки отчетности по трансфертному ценообразованию, разработанных в соответствии с Пунктом 13 Плана BEPS (Base Erosion and Profit Shifting), одобренного странами «Большой двадцатки» (G20).

Кто обязан представлять страновой отчет

По общему правилу представлять страновой отчет должна материнская компания международной группы компаний 1 (МГК) или уполномоченный на то участник группы, если материнская компания/уполномоченный участник группы является (п. 2 ст. 105.16-3 НК РФ):

  • или российской организацией;
  • или иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица), добровольно признавшей себя налоговым резидентом РФ.

Это касается только тех МГК, которые по итогам финансового года получили доход (выручку) согласно консолидированной финансовой отчетности в размере (пп. 3 п. 6 ст. 105.16-3 НК РФ):

  • от 50 млрд руб., если материнская компания группы — налоговый резидент РФ;
  • от суммы, установленной законодательством иностранного государства или территории для возникновения обязанности для подачи их странового отчета, если материнская компания группы — налоговый резидент иностранного государства или территории.

Также страновой отчет может быть затребован налоговиками у участника 2 международной группы компаний. Это правило не распространяется на участников МГК, которые являются иностранными организациями, получающими только доходы, указанные в ст. 309 НК РФ (п. 2 ст. 105.16-3 НК РФ).

1 Международная группа компаний (МГК) – это объединение организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которые связаны между собой участием в капитале и (или) осуществлением контроля, при одновременном соблюдении условий (п. 1 ст. 105.16-1 НК РФ):

  1. по группе составляется консолидированная финансовая отчетность по требованиям российского законодательства или фондовых бирж, в том числе иностранных;
  2. в состав группы должны входить:
    • хотя бы одна организация – налоговый резидент РФ или нерезидент РФ, который подлежит налогообложению в РФ через постоянное представительство. Если нерезидент не осуществляет деятельность через постоянное представительство в РФ и получает доходы от источников в РФ, которые облагаются по ст. 309 НК РФ, то это не приведет к возникновению МГК;
    • хотя бы одна организация – налоговый нерезидент РФ или резидент РФ, который подлежит налогообложению в иностранном государстве через постоянное представительство.

2 Участники МГК (п. 2 ст. 105.16-1 НК РФ):

  1. организация или иностранная структура без образования юридического лица и ее постоянные представительства, которые входят в МГК;
  2. организация или иностранная структура без образования юридического лица и ее постоянные представительства, которые на конец финансового года относятся к МГК, но их финансовая отчетность не учитывается при составлении консолидированной отчетности группы из-за размера или несущественности данных об этих лицах.

Участники МГК обязаны представить страновой отчет по требованию налогового органа, за исключением случаев, когда:

  1. страновой отчет предоставлен материнской компанией или уполномоченным участником – налоговыми резидентами РФ (пп. 1 п. 6 ст. 105.16-3 НК РФ);
  2. в отношении материнской компании (уполномоченного участника), которая является налоговым резидентом иностранного государства, соблюдаются все следующие условия (пп. 2 п. 6 ст. 105.16-3 НК РФ):
    • в иностранном государстве по закону представлен страновой отчет, содержащий информацию, аналогичную информации странового отчета по НК РФ;
    • иностранное государство является участником международного договора РФ по международному автоматическому обмену страновыми отчетами на конец периода представления такого отчета;
    • иностранное государство не включено в перечень государств, которые систематически не исполняют обязанности по автоматическому обмену страновыми отчетами;
    • иностранное государство уведомлено, какой участник МГК обязан представить страновой отчет (если такое уведомление обязательно).

Фактически по требованию ФНС страновой отчет подает участник тех МГК, материнские компании и уполномоченные участники которых являются налоговыми резидентами иностранных государств, в следующих случаях (п. 7 ст. 105.16-3 НК РФ):

  • государство включено в перечень стран, систематически не исполняющих обязанности по обмену страновыми отчетами;
  • у ФНС России есть информация о том, что за рубежом страновой отчет не был представлен.

В какой срок нужно представить страновой отчет

По общему правилу страновой отчет должен быть предоставлен материнской компанией МГК или уполномоченным участником МГК в течение 12 месяцев с даты окончания отчетного периода (п. 2 ст. 105.16-3 НК РФ).

В тех случаях, когда страновой отчет предоставляет участник МГК по требованию ФНС России, его надо подать в срок, установленный в требовании. Этот срок не может составлять менее трех месяцев с даты получения требования (п. 7 ст. 105.16-3 НК РФ).

Какую информацию должен содержать страновой отчет

Страновой отчет должен содержать следующую информацию в обобщенном виде по каждому государству или территории (без разбивки по отдельным участникам) за отчетный период (п. п. 1, 3 ст. 105.16-6 НК РФ):

  • об общей сумме доходов/выручки по сделкам (в т.ч. с разбивкой на сумму доходов/выручки по сделкам с участниками МГК и сумму доходов/выручки по сделкам с другими лицами);
  • о сумме прибыли/убытка до налогообложения;
  • о сумме исчисленного налога на прибыль (или его аналога);
  • о сумме уплаченного налога на прибыль (или его аналога);
  • о размере капитала (информация указывается на дату окончания отчетного периода);
  • о сумме накопленной прибыли (на дату окончания отчетного периода);
  • о численности работников;
  • о величине материальных активов (на конец отчетного периода);
  • идентификационные сведения о каждом участнике группы (включая: название государства/ территории, в соответствии с законодательством которого учрежден участник, название государства/территории налогового резидентства, основные виды деятельности каждого участника группы).

Источником этой информации, как правило, являются данные консолидированной финансовой отчетности по МСФО.

Формат странового отчета и порядок его заполнения утверждены Приказом ФНС России от 06.03.2018 N ММВ-7-17/123@.

Зачем нужен страновой отчет

Согласно п. 2 ст. 5 Типового соглашения между Федеральной налоговой службой РФ м компетентным органом иностранного государства об автоматическом обмене страновыми отчетами 3 , страновой отчет используется для:

  • оценки рисков трансфертного ценообразования;
  • рисков, связанных с размыванием налогооблагаемой базы и выводом прибыли из-под налогообложения
  • экономического и статистического анализа.

Информация странового отчета не может использоваться в качестве замены подробного анализа трансфертного ценообразования в отдельных сделках и применяемых в них ценах, осуществляемого на основе полного функционального анализа и анализа сопоставимости. Информация в страновом отчете сама по себе не является самостоятельным доказательством того, что трансфертные цены являются или не являются обоснованными и, следовательно, корректировки трансфертного ценообразования не могут основываться только на информации странового отчета.

Однако не запрещается использование информации странового отчета в качестве основы для последующего исследования документов (информации) МГК, связанных с трансфертным ценообразованием или другими вопросами налогообложения, в ходе налоговых проверок, в результате которых могут быть сделаны обоснованные корректировки налогооблагаемой базы участника МГК.

3 Утверждено Постановлением Правительства РФ от 14.08.2014 N 805.

На практике это означает, что по данным странового отчета в совокупности с информацией из глобальной и национальной документации налоговые органы могут:

  1. смоделировать цепочку создания стоимости товаров (услуг) группы;
  2. проследить структуру поставок и финансирования;
  3. определить функционал каждой компании;
  4. увидеть показатели:
    • взаимозависимых контрагентов;
    • функционально схожих компаний группы;
    • конкурентов российских налогоплательщиков и пр.;
  5. выявить несоответствия между уровнем прибыли и фактическими функциями / активами / рисками (например, что прибыль до налогообложения в какой-либо юрисдикции в расчете на одного сотрудника существенно выше, чем в остальных).

Если на этом фоне показатели по российской юрисдикции окажутся относительно низкими, налоговые органы смогут прийти к выводу, что ценовые отношения в группе построены так, что занижают налоговую базу в РФ. В результате налоговые органы могут заявить, что рентабельность российской стороны недостаточно высока для целей трансфертного ценообразования.

Вообще сам план BEPS предусматривает определение семи индикаторов, четыре из которых можно рассчитать на основе показателей финансовой отчетности МГК, а три остальных – на основе общей статистической и макроэкономической информации о стране, а также на основе сравнительного анализа данных, полученных от других компаний с аналогичными видами деятельности.

Что будет, если не сдать страновой отчет

Предусмотрен штраф в размере 100 тыс. руб. (ст. 129.10 НК РФ). Штраф в таком же размере грозит и за отчет с недостоверными сведениями.

Однако есть и другие негативные последствия: непредставление отчета может повлечь для налогоплательщика репутационные риски, заронить у налоговых органов подозрения в манипуляциях с ценами и несправедливом распределении прибыли МГК.

Автор: Светлана Крапивенцева, руководитель департамента «МСФО» КСК ГРУПП

Организация экономического сотрудничества и развития, или ОЭСР (Organisation for Economic Cooperation and Development, или OECD), утвердила глобальный план противодействия с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting, или BEPS) в 2013 году. Шаги плана с восьмого по десятый включают разработку правил трансфертного ценообразования в части нематериальных активов, перемещения рисков и капитала, а также других высокорисковых транзакций. С тех пор вот уже пять лет Россия ведет активную борьбу с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения, пытаясь воплотить в локальном законодательстве закрепленные ОЭСР принципы.

План BEPS в отношении соблюдения принципов рыночности цен по трансфертным сделкам для целей налогообложения включает трехступенчатую систему контроля, которая распространяется как на локальном, так и на международном уровне.


Мастер-файл включает в себя высокоуровневую глобальную информацию о бизнес-процессах внутри международных групп компаний и применяемой ими политике трансфертного ценообразования.

Локальный файл представляет собой подробный отчет о контролируемых сделках, совершенных отдельными компаниями-резидентами конкретной страны, о ценах трансфертных сделок, а также содержит результаты функционального, экономического и финансового анализа, обосновывающих примененные цены по сделкам.

Страновая отчетность – это формальный инструмент контроля над некоторыми международными группами компаний, предполагающий подачу ими специальных годовых отчетов контролирующим органам.

На момент первоначального утверждения плана BEPS в России уже существовало внутреннее законодательство о контроле ценообразования по сделкам между взаимозависимыми лицами, которое, однако, не предусматривало каких-либо инструментов для международного обмена данными о трансфертных сделках. Фактически это законодательство охватывало второй уровень контроля – локальный файл. Пытаясь обеспечить максимально эффективный сбор информации, Минфин России выпустил рекомендации по подготовке трансфертной документации.

С 2018 года в российское налоговое законодательство были внедрены новые нормы, которые должны обеспечить реализацию восьмого-десятого шагов плана BEPS в части, касающейся мастер-файла и страновой отчетности. Для этих целей Налоговый кодекс был дополнен главой 14.4-1 "Представление документации по международным группам компаний".

В закон введено понятие международной группы компаний. Для того чтобы налогоплательщика признали участником такой группы, недостаточно просто иметь взаимозависимых контрагентов за рубежом. Для этого должны выполняться все условия признания группы международной группой компаний:

  • Группа составляет консолидированную финансовую отчетность по российскому законодательству или по требованию фондовых бирж.
  • В группу входит хотя бы одна организация или структура без образования юридического лица, которая признается налоговым резидентом России или которая действует на территории России через постоянное представительство, и хотя бы одна организация или структура без образования юридического лица, которая не признается налоговым резидентом России или признается таковым, но подлежит налогообложению в отношении предпринимательской деятельности через постоянное представительство за рубежом.

Российский законодатель постарался вложить в новые нормы дух плана BEPS, поэтому сохранил идею подразделения институтов контроля на три уровня.


Глобальная документация, равно как и мастер-файл из оригинального документа, должна включать в себя информацию о международной группе компаний и ее бизнес-процессах, описывать существенные факты хозяйственной жизни. В глобальной документации излагаются основополагающие принципы распределения функций, рисков и активов в группе компаний и содержатся результаты краткого функционального анализа внутригрупповых сделок. Эту часть страновой отчетности подает материнская компания группы.

Вопросы, непосредственно касающиеся конкретных участников группы, должны содержаться в национальной документации. В ней анализируются результаты сделок в разрезе отдельных контрагентов и делается вывод о соответствии правил ценообразования по сделкам локальному законодательству. Закон прямо предусмотрел, что этот уровень документации соответствует документации, которая готовилась ранее в соответствии со статьей 105.15 Налогового кодекса.

Страновой отчет – это дополнительный документ к уже привычному российским налогоплательщикам уведомлению о контролируемых сделках . Страновой отчет, в отличие от уведомления, должен содержать сведения не только о контролируемых сделках, но и другую финансовую и прочую существенную информацию о своей деятельности. Сведения, указанные в страновом отчете, будут формировать источник автоматического обмена информацией в части трансфертного ценообразования между государствами-членами ОЭСР.

В страновой отчет входят следующие сведения за отчетный период:

  • Общая сумма доходов налогоплательщика, в том числе с разбивкой на сумму доходов по сделкам с участниками этой международной группы компаний и сумму доходов по сделкам с другими лицами, в том числе ассоциированными организациями.
  • Сумма прибыли (убытка) до налогообложения за отчетный период.
  • Суммы исчисленного и уплаченного налога на прибыль организаций.
  • Размер капитала на дату окончания отчетного периода.
  • Сумма накопленной прибыли на дату окончания отчетного периода.
  • Данные о численности работников.
  • Величина материальных активов на дату окончания отчетного периода.
  • Полный комплекс сведений о каждом участнике международной группы, в том числе с указанием государства (территории), в соответствии с правом которого такой участник учрежден, государства (территории) налогового резидентства и основных видов деятельности каждого участника международной группы компаний.

Дополнительно российский законодатель фактически разделил страновой отчет на два уровня, один из которых является обязательным для всех организаций, а второй – только для тех, кто не соответствует специально установленным критериям.

Первый уровень – это уведомление об участии в международной группе компаний. Его обязаны представлять все налогоплательщики, которые входят в международные группы компаний, кроме иностранных организаций, которые получают доходы от источников в России без образования постоянного представительства.

Страновой отчет должны, в первую очередь, подавать налогоплательщики, о которых не подала страновой отчет материнская компания. Вторым условием, говорящим о необходимости подачи странового отчета, является сумма выручки по группе компаний. Отчет подается, если такая выручка превышает 50 миллиардов рублей (для групп, у которых материнская компания находится в России) или другую сумму, установленную законодательством инкорпорации материнской компании.

Сроки и способы подачи документов, которые закон обязывает готовить для целей контроля трансфертного ценообразования, приведены в таблице:


Обязанность по подаче уведомления об участии в международной группе компаний, глобальной документации и странового отчета возникла уже в отношении отчетного периода 2017 года. За нарушение правил подачи уведомления об участии в международной группе компаний установлен штраф в размере 50 000 рублей, странового отчета – еще 100 000 рублей, глобальной документации – также 100 000 рублей. До 2020 года действует мораторий на привлечение налогоплательщиков к этим видам налоговой ответственности. Это значит, что налогоплательщики не будут привлекаться к ответственности за неподачу отчетности за 2017, 2018 и 2019 годы.

А вот за нарушение сроков подачи национальной документации ответственность уже действует. Видимо, предполагая, что налогоплательщики уже привыкли готовить трансфертную документацию, законодатель не стал ждать и ввел штраф за непредставление национальной документации (то есть бывшей трансфертной документации в соответствии со статьей 105.15 Налогового кодекса) в размере всё тех же 100 000 рублей уже с 2018 года, то есть с отчетности за 2017 год. А налогоплательщикам, которые решили сэкономить на ее подготовке, остается только надеяться, что Федеральная налоговая служба обойдет их своим вниманием.

Реакцию бизнес-сообщества, которая наблюдается сейчас повсеместно, можно описать словами Чацкого: "Глядел, и видел, и не верил!" Хотя единственный способ подать уведомление об участии в международной группе компаний – электронный, Федеральная налоговая служба разработала формат этого документа только к марту 2018 года. Разработчики программных продуктов для бизнеса до сих пор не обеспечили налогоплательщикам возможность подавать уведомления несмотря на то, что для большинства групп срок их подачи истек еще в начале сентября. О страновом отчете никто, кажется, даже не помнит. Российские участники международных групп компаний, даже понимая, что остается еще три года на то, чтобы включиться в процедуру обмена страновой информацией без штрафов, уже чувствуют себя нарушителями. Стоит признаться, что в настоящее время план BEPS в части трансфертного ценообразования можно считать реализованным в российском законодательстве только на бумаге.

Статья 105.16-3. Общие положения о представлении страновых сведений

1. Налогоплательщики (за исключением иностранных организаций, получающих только доходы, указанные в статье 309 настоящего Кодекса), являющиеся участниками международной группы компаний, представляют страновые сведения в случаях, порядке и сроки, которые установлены настоящим Кодексом.

2. Страновой отчет представляется материнской компанией международной группы компаний или уполномоченным участником международной группы компаний, если материнская компания международной группы компаний или уполномоченный участник международной группы компаний является российской организацией или иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица), добровольно признавшей себя налоговым резидентом Российской Федерации.

Страновой отчет представляется участником международной группы компаний, который является налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом (за исключением иностранных организаций, получающих только доходы, указанные в статье 309 настоящего Кодекса), по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи.

Страновой отчет представляется материнской компанией международной группы компаний или уполномоченным участником международной группы компаний в срок не позднее двенадцати месяцев с даты окончания отчетного периода.

3. Глобальная документация и национальная документация представляются участником международной группы компаний, который является налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом (за исключением иностранных организаций, получающих только доходы, указанные в статье 309 настоящего Кодекса).

Глобальная документация представляется по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в течение трех месяцев со дня получения такого требования. Глобальная документация может быть истребована у участника международной группы компаний, который является налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом (за исключением иностранных организаций, получающих только доходы, указанные в статье 309 настоящего Кодекса), не ранее чем по истечении двенадцати месяцев и не позднее чем по истечении тридцати шести месяцев с даты окончания отчетного периода, указанного в требовании. В случае, если указанное требование направляется в связи с запросом компетентного органа иностранного государства (территории), поступившим в соответствии с настоящим Кодексом и положениями международных договоров Российской Федерации, к нему прилагается копия такого запроса.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе истребовать у налогоплательщика, являющегося участником международной группы компаний, глобальную документацию, ранее представленную по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, иным участником такой международной группы компаний за соответствующий отчетный период. Указанное ограничение не распространяется на случаи, если глобальная документация, представленная налогоплательщиком, была утрачена вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Национальная документация представляется по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в порядке и сроки, которые установлены статьями 105.15 и 105.17 настоящего Кодекса.

4. Страновой отчет представляется по установленному формату только в электронной форме.

Формат странового отчета, порядок его заполнения и представления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Страновые сведения представляются на русском языке с отражением показателей в валюте Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. При этом у налогоплательщика остается право одновременно представить страновые сведения на иностранном языке.

Страновой отчет в отношении финансового года, в котором материнская компания международной группы компаний, по которой представляются страновые сведения, не признавалась налоговым резидентом Российской Федерации, может быть представлен на иностранном языке.

Значения стоимостных показателей глобальной документации и странового отчета могут указываться в валюте, в которой материнская компания международной группы компаний составляет консолидированную финансовую отчетность.

Значения стоимостных показателей контролируемых сделок, в отношении которых составляется национальная документация, могут указываться в валюте, в которой выражены такие сделки.

Для целей исчисления значений стоимостных показателей глобальной документации и странового отчета пересчет валюты отчетности участников международной группы компаний, отличной от валюты отчетности материнской компании международной группы компаний, может осуществляться по правилам составления консолидированной финансовой отчетности материнской компании такой международной группы компаний. Информация об используемом курсе валюты приводится в пояснениях к глобальной документации и страновому отчету.

5. Страновой отчет и глобальная документация, содержащие информацию, составляющую государственную тайну, и (или) информацию, прямо и (или) косвенно свидетельствующую о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами, осуществляемом в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", представляются в части, не содержащей информации, составляющей государственную тайну, и (или) информации, прямо и (или) косвенно свидетельствующей о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами.

В случае, если страновой отчет содержит сведения в отношении участников международной группы компаний, включенных в соответствии с законодательством Российской Федерации в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, а также в отношении их дочерних хозяйственных обществ, информация, касающаяся деятельности таких участников, подлежит передаче компетентным органам иностранных государств (территорий) в соответствии со статьей 142.5 настоящего Кодекса только при условии представления налогоплательщиком, представляющим страновой отчет, в отношении таких участников соответствующего предварительного согласия на передачу такой информации, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо государственной корпорацией, осуществляющей полномочия по осуществлению прав собственника имущества указанных участников.

6. Налогоплательщик, являющийся участником международной группы компаний и представивший (в отношении которого представлено) в соответствии с настоящим Кодексом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, уведомление об участии в этой группе, вправе не представлять страновой отчет в следующих случаях:

1) налогоплательщик является участником международной группы компаний, материнская компания международной группы компаний или уполномоченный участник международной группы компаний которой представляет страновой отчет в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

2) налогоплательщик является участником международной группы компаний, материнская компания международной группы компаний или уполномоченный участник международной группы компаний которой признается налоговым резидентом иностранного государства (территории), в отношении которого соблюдаются все следующие условия:

законодательством такого государства (территории) установлена обязанность представлять в компетентные органы страновой отчет, содержащий информацию, аналогичную информации, предусмотренной пунктом 1 статьи 105.16-6 настоящего Кодекса;

такое государство (территория) является участником международного договора Российской Федерации по международному автоматическому обмену страновыми отчетами на конец периода, указанного в абзаце третьем пункта 2 настоящей статьи для представления странового отчета за соответствующий отчетный период;

такое государство (территория) не включено в перечень государств (территорий), допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену страновыми отчетами, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

такое государство (территория) уведомлено соответствующим участником международной группы компаний об участнике международной группы компаний, на которого возложена обязанность по представлению странового отчета (при наличии в законодательстве такого государства (территории) требования о соответствующем уведомлении);

3) налогоплательщик является участником международной группы компаний, общая сумма дохода (выручки) которой в соответствии с консолидированной финансовой отчетностью за финансовый год, составляющий двенадцать последовательных календарных месяцев, непосредственно предшествующих отчетному периоду, составляет или может составлять (в случае, если бы составлялась консолидированная финансовая отчетность):

менее 50 миллиардов рублей - в случае, если материнская компания международной группы компаний признается налоговым резидентом Российской Федерации;

менее величины общей суммы дохода (выручки), установленной законодательством иностранного государства (территории) для возникновения обязанности представления в компетентный орган такого иностранного государства (территории) странового отчета, содержащего информацию, аналогичную информации, предусмотренной пунктом 1 статьи 105.16-6 настоящего Кодекса, - в случае, если материнская компания такой международной группы компаний признается налоговым резидентом соответствующего иностранного государства (территории). В случае, если материнская компания международной группы компаний или уполномоченный участник международной группы компаний составляет консолидированную финансовую отчетность в валюте, отличной от валюты Российской Федерации, соответствие условию величины общей суммы дохода (выручки), указанной в настоящем подпункте, определяется с применением среднего курса валюты при составлении консолидированной финансовой отчетности к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации, за финансовый год, непосредственно предшествующий отчетному периоду.

7. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, направляет налогоплательщику, являющемуся участником международной группы компаний, указанному в подпункте 2 пункта 6 настоящей статьи, требование о предоставлении странового отчета в срок, установленный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, который не может составлять менее трех месяцев с даты получения налогоплательщиком указанного требования, в следующих случаях:

1) при наличии у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, информации, полученной от компетентных органов иностранных государств (территорий), о неисполнении материнской компанией международной группы компаний или уполномоченным участником международной группы компаний обязанности по представлению в компетентный орган странового отчета, установленной законодательством иностранного государства (территории);

2) государство (территория), налоговым резидентом которого является материнская компания международной группы компаний или уполномоченный участник международной группы компаний, включено в перечень государств (территорий), допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену страновыми отчетами, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

8. Государство (территория) включается в перечень государств (территорий), допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену страновыми отчетами, в случае неисполнения (приостановления исполнения) компетентным органом такого государства (территории) обязательств, предусмотренных международным договором Российской Федерации по автоматическому обмену страновыми отчетами, или по иным причинам необеспечения автоматического обмена страновыми отчетами с Российской Федерацией.

9. Налогоплательщик, являющийся участником международной группы компаний, у которого обязанность по представлению странового отчета возникла на основании требования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, направляемого в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи, освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 129.10 настоящего Кодекса, за непредставление странового отчета в срок, установленный пунктом 3 настоящей статьи, в случае представления странового отчета в срок, установленный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Ст. НК РФ ч. 1 в последней действующей редакции от 27 ноября 2017 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 105.16-6. Страновой отчет

1. Страновой отчет должен содержать информацию:

  • 1) об общей сумме доходов (выручки) по сделкам за отчетный период, в том числе с разбивкой на сумму доходов (выручки) по сделкам с участниками этой международной группы компаний и сумму доходов (выручки) по сделкам с другими лицами, в том числе ассоциированными организациями;
  • 2) о сумме прибыли (убытка) до налогообложения за отчетный период;
  • 3) о сумме исчисленного налога на прибыль организаций (налога с дохода (прибыли) или его аналога) за отчетный период;
  • 4) о сумме уплаченного налога на прибыль организаций (налога с дохода (прибыли) или его аналога) в отчетном периоде;
  • 5) о размере капитала на дату окончания отчетного периода;
  • 6) о сумме накопленной прибыли на дату окончания отчетного периода;
  • 7) о численности работников за отчетный период;
  • 8) о величине материальных активов на дату окончания отчетного периода;
  • 9) идентификационные сведения о каждом участнике международной группы, в том числе с указанием государства (территории), в соответствии с правом которого такой участник учрежден, государства (территории) налогового резидентства и основных видов деятельности каждого участника международной группы компаний.

2. Требования к составу информации, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в порядке заполнения странового отчета, предусмотренном пунктом 4 статьи 105.16-3 настоящего Кодекса.

3. Информация, предусмотренная подпунктами 1 - 8 пункта 1 настоящей статьи, отражается в обобщенном виде в отношении деятельности участников международной группы компаний, являющихся налоговыми резидентами и (или) постоянными представительствами в одном государстве (территории), без разделения информации по отдельным участникам международной группы компаний.

Информация, предусмотренная подпунктами 1 - 8 пункта 1 настоящей статьи, отражается на основании данных консолидированной финансовой отчётности, составляемой материнской компанией международной группы компаний в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности или иными международно признанными стандартами составления финансовой отчётности, либо на основании данных бухгалтерского и (или) налогового учёта, формируемых исходя из правил, принятых в государстве (территории) налогового резидентства соответствующего участника международной группы компаний, либо на основании иной информации, обеспечивающей полноту и достоверность сведений странового отчета. При этом налогоплательщик также обеспечивает ежегодное последовательное использование одних и тех же источников информации для заполнения соответствующих показателей, а при их изменении раскрытие причин такого изменения.

Налогоплательщик, являющийся участником международной группы компаний, вправе раскрыть методологию и принципы составления странового отчета, а также представить иную дополнительную информацию, которая содержит детальные сведения в отношении информации, представленной в обязательном порядке в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

4. При обнаружении налогоплательщиком в страновом отчете неполноты сведений, неточностей либо ошибок в его заполнении налогоплательщик вправе представить уточненный страновой отчет.

В случае представления уточненного странового отчета до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, или территориальным налоговым органом факта отражения в страновом отчете недостоверных сведений, такой налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьёй 129.10 настоящего Кодекса.

27.11.2017 опубликован и вступил в силу Федеральный закон N 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний» (далее — Закон). Налоговый Кодекс дополнен Главой 14.4-1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ГРУППАМ КОМПАНИЙ (далее по тексту — МГК).

В связи с этим рекомендуем:

  1. проинформировать свои группы компаний о вступлении в силу новых положений Налогового Кодекса РФ
  2. заблаговременно получить сведения о соответствии или несоответствии объема дохода вашей МГК требованиям, установленным для представления в налоговые органы уведомлений об участии в МГК и другой документации.
  3. В случае соответствия установленным требованиям также рекомендуем заранее согласовать действия, которые позволят российским организациям получить освобождение от обязанности представления страновой отчетности в РФ либо представить указанную отчетность в установленные сроки.

Федеральный закон предусматривает обязанность для налогоплательщиков — участников МГК (за исключением иностранных организаций, получающих только доходы, указанные в ст. 309 НК РФ), предоставлять в налоговые органы следующие документы:

Уведомление об участии в МГК***

Сроки предоставления*:
не позднее восьми месяцев с даты окончания отчетного периода материнской компании (корпоративного финансового года) МГК****.

Опциональность предоставления**:

обязательно (при выполнении требований к объему выручки МГК). Право не представлять уведомление предусмотрено для случаев, когда материнская компания, уполномоченный участник или другой участник МГК предоставили уведомление и отразили в нем информацию о всех участниках этой группы, признаваемых налоговыми резидентами РФ. Участники, поименованные в централизованном уведомлении, освобождаются от обязанности представлять его самостоятельно.

Способ предоставления:

в электронной форме.

Страновой отчет (Country-by-Country Report)

Сроки предоставления*:
не позднее 12 месяцев с даты окончания отчетного периода.

Опциональность предоставления**:

не позднее 12 месяцев с даты окончания отчетного периода.

Способ предоставления:

по требованию ФНС России.

Освобождение от обязанности подачи странового отчета применяется при выполнении следующих условий:

материнская компания или уполномоченный участник МГК представляет страновой отчет;

материнская компания или уполномоченный участник МГК признается налоговым резидентом иностранного государства (территории), в отношении которого соблюдаются все следующие условия:

• законодательством такого государства (территории) установлена обязанность представлять страновой отчет;

• такое государство (территория) является участником договора по международному автоматическому обмену страновыми отчетами;

• такое государство (территория) не включено в перечень государств (территорий), допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену страновыми отчетами;

• такое государство (территория) уведомлено об участнике МГК, на которого возложена обязанность по представлению странового отчета;

общая сумма дохода (выручки) МГК составляет менее 50 млрд руб. или меньше общей суммы дохода (выручки), установленной законодательством иностранного государства (территории).

Способ предоставления: в электронной форме.

Кто обязан сдавать новую отчётность

С 2020 года российские организации, которые входят в международные группы компаний, должны ежегодно предоставлять в налоговые органы дополнительную документацию — так называемую «трёхуровневую отчётность» по трансфертному ценообразованию.[1] В состав подобной отчётности входят:

  • уведомления об участии в международной группе компаний,
  • страновые сведения по такой международной группе компаний, которые состоят из странового отчёта, глобальной и национальной документации.

Международной группой компаний признаётся совокупность организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, связанных между собой посредством участия в капитале и (или) осуществления контроля, для которых одновременно соблюдаются все следующие условия:

  1. в отношении них составляется консолидированная финансовая отчётность в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете либо требованиями фондовых бирж, в том числе иностранных фондовых бирж;
  2. в состав группы одновременно входит:— как минимум одна организация (иностранная структура без образования юридического лица), признаваемая налоговым резидентом России либо осуществляющая в России деятельность через постоянное представительство;— как минимум одна организация (иностранная структура без образования юридического лица), не признаваемая налоговым резидентом России либо признаваемая налоговым резидентом России и осуществляющая на территории иностранного государства деятельность через постоянное представительство.

Обязанность по предоставлению вышеуказанных документов установлена для международных групп, общий объём дохода (выручки) которых за предыдущий отчетный период по консолидированной финансовой отчетности составляет:

  • если материнская компания группы признаётся российским налоговым резидентом — более 50 млрд рублей;
  • если материнская компания группы является налоговым резидентом другого государства — более величины, установленной законодательством такого иностранного государства для представления странового отчёта в компетентный орган иностранного государства.

Иностранные организации, получающие только доходы, указанные в ст. 309 Налогового кодекса РФ, не признаются налогоплательщиками — участниками международной группы компаний, у которых есть обязанность по представлению документации.

Национальная документация (Local file)

Сроки предоставления*:
30 дней со дня получения требования ФНС. Документация может быть истребована не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Опциональность предоставления**:

по требованию ФНС России.

Способ предоставления:

в свободной форме.

* Уведомление об участии в МГК, страновой и глобальный отчеты предоставляются в отношении финансовых годов, начинающихся с 1 января 2020 года. Национальная документация предоставляется в отношении финансовых годов, начинающихся с 1 января 2020 года **Требования по предоставлению уведомления и всех видов документации распространяются на международные группы при условии превышения общего объема дохода (выручки) по консолидированной финансовой отчетности за предыдущий отчетный период:

*** Международной группой компаний признается совокупность организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, связанных между собой посредством участия в капитале и (или) осуществления контроля, для которых соблюдаются все следующие условия:

  1. в отношении их составляется консолидированная финансовая отчетность в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете либо требованиями фондовых бирж, в том числе иностранных фондовых бирж;
  2. в состав группы одновременно входит:
  • хотя бы одна организация (иностранная структура без образования юридического лица), которая признается налоговым резидентом России либо осуществляет в России деятельность через постоянное представительство;
  • хотя бы одна организация (иностранная структура без образования юридического лица), которая не признается налоговым резидентом России либо признается налоговым резидентом России и осуществляет на территории иностранного государства деятельность через постоянное представительство.

**** Материнская компания МГК – это участник, который прямо и (или) косвенно участвует в остальных участниках этой международной группы или иным способом осуществляет контроль над ними и доля участия (наличие контроля) которого является достаточной для того, чтобы финансовая отчетность других участников подлежала включению в консолидированную финансовую отчетность такого участника МГК (за исключением случаев, если финансовая отчетность такого участника подлежит включению в консолидированную финансовую отчетность другого участника этой международной группы).

Статья 105.16-6. Страновой отчет

Статья 105.16-6. Страновой отчет

[Налоговый кодекс] [НК РФ ч. 1] [Раздел V.1.] [Глава 14.4-1.]
. Страновой отчет должен содержать информацию:

  • 1) об общей сумме доходов (выручки) по сделкам за отчетный период, в том числе с разбивкой на сумму доходов (выручки) по сделкам с участниками этой международной группы компаний и сумму доходов (выручки) по сделкам с другими лицами, в том числе ассоциированными организациями;
  • 2) о сумме прибыли (убытка) до налогообложения за отчетный период;
  • 3) о сумме исчисленного налога на прибыль организаций (налога с дохода (прибыли) или его аналога) за отчетный период;
  • 4) о сумме уплаченного налога на прибыль организаций (налога с дохода (прибыли) или его аналога) в отчетном периоде;
  • 5) о размере капитала на дату окончания отчетного периода;
  • 6) о сумме накопленной прибыли на дату окончания отчетного периода;
  • 7) о численности работников за отчетный период;
  • 8)
    о величине материальных активов на дату окончания отчетного периода;
  • 9) идентификационные сведения о каждом участнике международной группы, в том числе с указанием государства (территории), в соответствии с правом которого такой участник учрежден, государства (территории) налогового резидентства и основных видов деятельности каждого участника международной группы компаний.

. Требования к составу информации, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в порядке заполнения странового отчета, предусмотренном пунктом 4 статьи 105.16-3 настоящего Кодекса.

. Информация, предусмотренная подпунктами 1 — 8 пункта 1 настоящей статьи, отражается в обобщенном виде в отношении деятельности участников международной группы компаний, являющихся налоговыми резидентами и (или) постоянными представительствами в одном государстве (территории), без разделения информации по отдельным участникам международной группы компаний.

Информация, предусмотренная подпунктами 1 — 8 пункта 1 настоящей статьи, отражается на основании данных консолидированной финансовой отчётности, составляемой материнской компанией международной группы компаний в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности или иными международно признанными стандартами составления финансовой отчётности, либо на основании данных бухгалтерского и (или) налогового учёта, формируемых исходя из правил, принятых в государстве (территории) налогового резидентства соответствующего участника международной группы компаний, либо на основании иной информации, обеспечивающей полноту и достоверность сведений странового отчета. При этом налогоплательщик также обеспечивает ежегодное последовательное использование одних и тех же источников информации для заполнения соответствующих показателей, а при их изменении раскрытие причин такого изменения.

Налогоплательщик, являющийся участником международной группы компаний, вправе раскрыть методологию и принципы составления странового отчета, а также представить иную дополнительную информацию, которая содержит детальные сведения в отношении информации, представленной в обязательном порядке в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

. При обнаружении налогоплательщиком в страновом отчете неполноты сведений, неточностей либо ошибок в его заполнении налогоплательщик вправе представить уточненный страновой отчет.

В случае представления уточненного странового отчета до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, или территориальным налоговым органом факта отражения в страновом отчете недостоверных сведений, такой налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьёй 129.10 настоящего Кодекса.

Читайте также: