Стоимостная физическая или иная характеристика объекта налогообложения это

Опубликовано: 12.05.2024

Основным обязательством налогоплательщиков является своевременная и самостоятельная уплата налогов и сборов в полном объеме.

Общеобязательные элементы налогообложения

Развитие и совершенствование системы налогообложения спровоцировало возникновение многих видов налогов и сборов, имеющих свои отличительные черты и свое предназначение.

Однако, несмотря на множественность видов, каждый налог состоит из обязательных, дополнительных и факультативных элементов, служащих основным инструментарием на пути реализации налоговой политики.

К числу общеобязательных или общих элементов налога относят налоговую базу и налоговую ставку, объект обложения налогом, алгоритм исчисления налогового бремени и т.д.

Раскрытию правовой сущности понятий «налоговая база» и «налоговая ставка» посвящена 53 статья НК РФ.

Понятие и основные аспекты налоговой базы

Согласно предписаниям НК РФ, налоговой базой является как стоимостная, так и физическая характеристика объекта, облагаемого налогом.

Другими словами, под данным понятием подразумевается любой объект, который подвергается обложению налогом.

Условия, принципы и порядок установления налоговой базы регламентируются соответствующими нормативно-правовыми актами, в частности НК РФ.

К примеру, налоговой базой для НДС является общая стоимость реализованной продукции, для НДФЛ – доходы, полученные физическим лицом, для налога на наследство – стоимость наследственного имущества, для налога на дарение – стоимость дара.

Итак, налоговая база (НБ) – это:

  • один из основных элементов налога, на основании которого исчисляется его размер;
  • конкретный объект, с которого производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ;
  • определенная сумма, на основании которой производится расчет размера налога в соответствии с установленной ставкой;
  • доходы лица, с которых необходимо уплатить налоги и сборы.

Определение налоговой базы требуется для количественного выражения объекта налогообложения.

К каждому конкретному налогу применяется определенная налоговая база. К примеру, по НДС исчисление НБ происходит в соответствии с особенностями реализации продукции или приобретенного товара.

Порядок определения налоговой базы

Основными принципами исчисления налоговой базы (НБ), согласно которым осуществляется ее определение, являются:

  • определение налоговой базы осуществляется в соответствии с налоговыми нормативно-правовыми актами, в частности НК РФ;
  • исчисление (определение) налоговой базы плательщиками налога, являющимися юридическими лицами, производится по завершении очередного налогового периода. Реализация процедуры проводится на основании сведений из регистров бухучета или других документов, подтверждающих данные об объектах налогообложения;
  • в случае выявления ошибок и неточностей в исчислении налоговой базы, совершенных в прошлом налоговом периоде, перерасчет налоговой базы и суммы налога производится только за тот временной промежуток, в котором имело место нарушение. Если же определить период совершения искажения невозможно, процедура перерасчета осуществляется за тот период, когда нарушения были выявлены;
  • ИП, частные нотариусы, адвокаты-учредители адвокатских кабинетов определяют НБ по завершении очередного налогового периода и в соответствии с учетными данными доходов и расходов, при условиях и в порядке, установленном Минфином РФ;
  • налоговые агенты также обязаны придерживаться принципов и порядка исчисления налоговой базы, установленного НК РФ и другими специальными актами правотворчества.

Понятие, правовая характеристика и способы выражения налоговой ставки

Понятие налоговой ставки (НС), равно как и порядок ее исчисления, неразрывно связано с налоговой базой, поскольку, по сути, НС является размеров налогового платежа на конкретно-установленный объект, облагаемый налогом.

Налоговая ставка может выражаться в следующих формах:

  • в процентном соотношении с размером налоговой базы. Такими примерами может быть налог на имущество, на прибыль, НДС, НДФЛ, земельный налог и т.д.;
  • в форме фиксированной денежной суммы, когда каждой единице налогообложения соответствует определенная сумма платежа. К примеру, большая часть акцизов, транспортный сбор;
  • в сочетании твердой и процентной составляющих, так сказать, в комбинированной форме. Скажем, налог на наследственное имущество, на дарение, некоторые виды акцизных сборов, а также ЕСН (единый социальный налог).

Форма выражения налоговой ставки зависит от метода и порядка измерения объектов налогообложения.

Типы и виды налоговых ставок

Типовая классификация налоговых ставок осуществляется на определенных основаниях. Так, по степени обременения для налогоплательщика выделяют следующие типы НС:

1. Базовая НС. Данное понятие не предусматривает отнесение плательщика налога к какой-либо определенной группе, что дает ему возможность пользоваться налоговыми льготами и иными преференциями;

2. Повышенная НС устанавливается в отношении налогоплательщиков, деятельность которых можно охарактеризовать как таковую, что дает право государству взимать повышенный налог с плательщика;

3. Пониженная НС. Применение данного вида налоговой ставки позволяет налогоплательщику пользоваться налоговыми льготами и преференциями, вплоть до использования нулевой НС.

По методу установления налоговые ставки могут быть:

Абсолютная налоговая ставка – это фиксированная величина, определяемая для каждого конкретного объекта налогообложения отдельно;

Размер относительной НС напрямую зависит от величины объекта обложения и исчисляется в пропорциональном отношении к нему.

По юрисдикции утверждения налоговые ставки подразделяются на следующие:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Основные виды налогов, порядок определения их размеров

1. Основные виды федеральных налогов:

  • НДФЛ. Согласно НК РФ налоговая ставка по НДФЛ исчисляется в процентном отношении к объекту налогообложения и составляет 13 % (для российских подданных). Что касается лиц, не имеющих статус гражданина РФ, то для них установлена тридцатипроцентная налоговая ставка по НДФЛ. Оплата НДФЛ предусмотрена со всех видов доходов, которые получает физическое лицо (заработная плата, продажа недвижимости, выполнение работ, предоставление услуг);
  • НДС. Ставка налога по НДС, в соответствии с НК РФ, также как и НДФЛ исчисляется в процентном соотношении, на территории РФ она равна 18 %. Исключение составляют организации, работающие по УСН, для них НС в отношении НДС устанавливается нулевая;
  • налоговый сбор на прибыль предприятия. Налог на прибыль исчисляется в процентном соотношении, применяется преимущественно в отношении представителей крупного бизнеса.
  • налог на выручку по упрощенной системе налогообложения. Как правило, УСН пользуются начинающие предприниматели (представители малого и среднего бизнеса), годовой оборот которых не превышает 60 миллионов рублей. Для таких лиц предусмотрена нулевая НС по НДС.

2. Основные виды местных налогов:

  • земельный налог. Согласно законодательству, налоговая ставка по земельному налогу регламентируется муниципальными нормативно-правовыми актами, составляет от 0,3 до 1, 5%. Размер установленной НС зависит от категории облагаемых налогом земель. Категории земель устанавливаются земельным законодательством;
  • налог на недвижимое имущество физических лиц. Устанавливается представителями муниципальной власти, исчисляется в процентном соотношении к стоимости имущества, как правило, это не более 0,3%.

3.Основные виды региональных налогов:

  • имущественный налог для предприятий. Это региональный налог, уплачивать который обязаны организации, на балансе которых числится имущество, причем как движимое, так и недвижимое;
  • транспортный налог. Данный вид налога является региональным, исчисление налоговой ставки по нему осуществляется на основании таких данных, как год выпуска ТС, его вместимость, мощность двигателя и прочее.

2.6. Финансы предприятия

2.6.4. Налогообложение предприятия

Каждое предприятие должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Налогообложение ─ это определенная совокупность экономических (финансовых) и правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.

Налог ─ обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор ─ обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

На предприятие не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым Кодексом РФ (НК РФ), который является основным нормативным документом в области налогообложения.

Все налоги и сборы могут быть классифицированы по различным признакам, наиболее существенными для предприятия являются следующие:

1.) по способу изъятия – прямые и косвенные;

2.) по принадлежности к уровню власти и управления – федеральные, региональные, местные;

3.) по характеру налоговых ставок ‑ твёрдые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Прямые налоги – это налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход, имущество, вид деятельности, например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

Косвенные налоги – это налоги, которые включаются в виде надбавки в цену товара или услуги. Собственник предприятия, производящего товары или услуги, подлежащие налогообложению, вносит государству налоговую сумму за счет выручки от реализации товаров и услуг, т.е. является сборщиком налога. Конечным плательщиком выступает потребитель, который приобретает товары и услуги по ценам, включающим косвенные налоги, например, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.

Федеральные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые, изменяемые и отменяемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Федеральные налоги и сборы поступают в основном в федеральный бюджет. К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Региональные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие нормативными актами представительных органов местного самоуправления и являющимися обязательными к уплате на территории соответствующих местных образований. К местным налогам относятся:

1) налог на имущество физических лиц;

2) земельный налог.

При установлении налогов и сборов должны быть определены все элементы налогообложения. К элементам налогообложения относятся: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты.

Объектом налогообложения является любое экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. К числу объектов налогообложения относятся также пользование природными ресурсами, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, другие объекты, установленные законодательными актами.

Налоговая база ─ стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период ─ месяц, квартал, календарный год.

Единица обложения ─ единица измерения налоговой базы

Налоговая ставка (норма налогового обложения) ─ величина налоговых начислений на единицу базы (денежная единица дохода, единица измерения товара и т.д.). Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки определяются в абсолютной сумме. Пропорциональные ─ это ставки, действующие в едином проценте к налоговой базе. Прогрессивные ставки ─ это ставки, увеличивающиеся с ростом налоговой базы. Регрессивные ставки понижаются по мере роста налоговой базы.

Порядок исчисления налога – последовательность действий, приводящая к исчислению суммы налога, подлежащей к уплате в бюджет, правила заполнения соответствующей декларации или расчета.

Порядок и сроки уплаты – срок предоставления декларации или расчета, установленный срок оплаты налога или сбора.

Кроме того, есть достаточно существенные понятия, связанные с налогообложением, такие как источник уплаты налога ‑ различные элементы стоимости реализованной продукции (себестоимость, балансовая прибыль, чистая прибыль, ценовые надбавки) или денежные доходы граждан, а также налоговые льготы – представляемые и предусмотренные законодательством преимущества отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.

Промышленное предприятие в обязательном порядке будет являться плательщиком следующих основных налогов и сборов:

· налог на прибыль организаций;

· налог на добавленную стоимость;

· единый социальный налог;

· налог на имущество организаций.

При наличие соответствующих объектов налогообложения появляется следующая группа налогов:

· налог на добычу полезных ископаемых и т.д.

Рассмотрим особенности исчисления и уплаты основных налогов.

Налог на прибыль организаций

Налогообложение прибыли представляет собой форму распределения прибыли между товаропроизводителями и государством, является одним из основных каналов формирования доходов бюджетов различных уровней. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, итак прибылью признается:

· для российских организаций ‑ полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

К доходам относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав согласно ст. 249 НК ─ это выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

2) прочие доходы, такие как доходы от долевого участия в других организациях; положительные (отрицательные) курсовые и суммовые разницы; штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств; доходы от сдачи имущества в аренду; доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, промышленные образцы и т.д.); доходы в виде процентов, полученных по долговым обязательствам (займы, кредиты, и т.п.); в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были ранее приняты в составе расходов; в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав; в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном периоде и др.

Плательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты или убытки, совершенные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и прочие расходы.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Плательщики самостоятельно исчисляют суммы налога нарастающим итогом с начала года. Сроки уплаты налога производятся по одному из двух вариантов: ежеквартально или ежемесячно.

Ежеквартально без авансовых платежей платят организации, чьи доходы от реализации менее 3000000 рублей в квартал, для остальных обязательна уплата авансовых платежей, или по фактически полученной прибыли за месяц, или в размере 1/3 квартальной суммы налога за предыдущий квартал.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог на товары и услуги. Впервые понятие «налог на добавленную стоимость» сформулировал в 1954 г. французский экономист Морис Лоре. НДС получил широкое распространение в странах Европейского союза. В разных государствах ставка налога на добавленную стоимость своя, в среднем она варьирует от 6 до 25 процентов от стоимости товара, однако сущность налога одинакова.

Взимание НДС осуществляется на каждой стадии от добычи сырья, производства товаров и до их конечного потребления. Объектом налогообложения является добавленная стоимость – разница между стоимостью реализованных товаров (услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и потребления.

Россия имеет достаточно уникальный опыт применения НДС по самым разным ставкам, так в разное время были установлены ставки в размере 28%, 20%, 23% (с учетом спецналога), 21,5%, в настоящее время ‑ 18%.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе безвозмездная;

2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Налоговый период ─ календарный месяц.

Налоговые ставки дифференцированные:

Иллюстрация применения 18% ставки НДС приведена на рис. 2.7.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, уменьшенная на сумму налоговых вычетов.

Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Если суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышают 2 млн. рублей в месяц, то предприятие вправе уплачивать налог и предоставлять в налоговые органы декларацию не ежемесячно, а ежеквартально. Если суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышают 2 млн. рублей за любые три последовательных месяца, то организация имеет право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС.


Рис. 2.7. Порядок применения НДС

Единый социальный налог (ЕСН) введен с 01.01.2001 г. главой 24 НК РФ, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды ‑ Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ (далее ‑ фонды) ‑ и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Объектом налогообложения для исчисления налога работодателями признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц. Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Налоговая база налогоплательщиков-работодателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

ЕСН имеет регрессивную шкалу налогообложения (табл. 2.1)

Ставки ЕСН для налогоплательщиков – работодателей

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного
медицинского страхования

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль

Элементы налогообложения прибыли

Статья предназначена для:

руководителей
бухгалтеров
налоговых консультантов и юристов
менеджеров различного звена и управленческого персонала

В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, при этом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Таким образом законодатель требует, чтобы при исчислении налогов для налогоплательщика были определены все элементы налогообложения, включая обЪекты, которые следует облагать налогом, порядок определения налоговой базы по таким обЪектам, ставки налогов по каждому обЪекту налогообложения, алгоритм расчета налога, подлежащего взносу в бюджет и т.п.

В п. 1 ст. 17 НК РФ подчеркивается, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

--обЪект налогообложения;
--налоговая база;
--налоговый период;
--налоговая ставка;
--порядок исчисления налога;
-- порядок и сроки уплаты налога.
ОбЪект налогообложения и налоговая база

На практике у налогоплательщиков часто возникает вопрос: чем отличаются понятия "обЪект налогообложения" и "налоговая база"?

Для ответа на это вопрос надо учесть, что согласно НК РФ обЪект налогообложения является обстоятельством, порождающим обязанность налогоплательщика уплатить налог, при этом каждый налог должен иметь самостоятельный и прямо названный в соответствующей главе обЪект налогообложения. Однако для того, чтобы исчислить налог, недостаточно просто определить обЪект налогообложения, для этого необходимо знать его стоимостную (количественную или физическую) характеристику, то есть налоговую базу.

Таким образом, налоговая база в отличие от обЪекта налогообложения не порождает обязанности налогоплательщика уплатить налог, она необходима только для исчисления и уплаты в бюджет конкретных сумм налога.

В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ љ обЪектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной обЪект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный обЪект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений вышеуказанной статьи.

љ Согласно љ ст. 247 НК РФ с 1 января 2002 г. обЪектом налогообложения по налогу на прибыль признается полученная организацией прибыль, при этом понятие "прибыль" различно для разных категорий налогоплательщиков (см. Таблицу 1).

ОбЪект налогообложения в зависимости от статуса организации

Статус организации в соответствии с положениями Налогового кодекса Порядок определения прибыли
Российские организации полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с љ главой 25 НК РФ.
Иностранные организации, љ осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с љ главой 25 НК РФ.
Иные иностранные организации доход, полученный от источников в Российской Федерации, в соответствии с положениями ст. 309 НК РФ.

љљљљ До љ вступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ согласно действовавшему до конца 2001 г. Федеральному закону от 27.12.1991 ? 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налоговая база определялась по данным бухгалтерского учета, после чего корректировалась в целях налогообложения согласно законодательству.

љљљљ С 1 января 2002 г. в соответствии с п. 1 ст. 274 НК РФ налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Причем определять налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики љ должны по данным налогового, а не бухгалтерского љ учета [1].

Налоговая ставка и порядок исчисления налога

Каждый налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 НК РФ)[2].

В общем случае сумма налога на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 286 НК РФ). љ

љНалоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ) и устанавливается НК РФ в отношении каждого федерального налога.

Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субЪектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом (п. 2 ст. 53 НК РФ).

С введением в силу 25 главы НК РФ изменилась величина налоговой ставки (см. Таблицу 1.2). Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ с 1 января 2002 г. для всех российских организаций и иностранных организаций, получивших прибыль через свои постоянные представительства в Российской Федерации, установлена единая ставка налога на прибыль, максимальная величина которой составляет 24 процента (кроме отдельных видов доходов). При этом налог на прибыль уплачивается в три бюджета:

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет; >

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5 процента, зачисляется в бюджеты субЪектов Российской Федерации;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в местные бюджеты.

Изменение ставки налогообложения

?? п/п Прибыль, полученная по видам деятельности Ставка налога на прибыль, в %
Всего Федеральный бюджет Региональный бюджет Местный бюджет
До 1 января 2002 г.
1 Все виды деятельности, кроме указанных в п. 2 не выше 35 11 не выше 19 не выше 5
2 Для посреднических операций и сделок,страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций не выше 43 11 не выше 27 не выше 5
С 1 января 2002 г.
3 Все виды деятельности (кроме отдельных видов доходов [1]). не выше 24 7,5 не выше 14,5 не выше 2

Рассмотрим на конкретном примере, как изменился расчет суммы налога на прибыль в 2002 г.

Организация в 2001 г. получила прибыль, подлежащую налогообложению, в размере 80 000 руб.,в том числе:
-- прибыль от реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по базовой ставке - 60 000 руб.;
-- прибыль от реализации посреднических услуг - 20 000 руб.
Предположим,что в 2002 г. организацией была получена прибыль по тем же видам деятельности в том же размере [4].

Расчет суммы налога на прибыль в 2001 г. 1. Прибыль, подлежащая налогообложению, по итогам 2001 г.:
от реализации товаров (работ, услуг) -- 60 000 руб.;
от оказания посреднических услуг -- 20 000 руб.;
всего -- 80 000 руб. (60 000 руб. + 20 000 руб.);

2. Ставка налога на прибыль от осуществления деятельности по реализации товаров (работ, услуг):
всего -- 35%, в том числе:
-- в федеральный бюджет -- 11%;
-- в региональный бюджет -- 19%;
-- в местный бюджет -- 5%;

3. Сумма налога на прибыль от осуществления деятельности по реализации товаров (работ, услуг):
всего -- 21 000 руб. (60 000 руб. х 35% : 100%);
в том числе:
-- в федеральный бюджет -- 6600 руб. (60 000 руб. х 11% : 100%);
-- в региональный бюджет -- 11 400 руб. (60 000 руб. х 19% : 100%);
-- в местный бюджет -- 3000 руб. (60 000 руб. х 5% : 100%);

4. Ставка налога на прибыль от осуществления посреднической деятельности:
всего -- 43%, в том числе:
-- в федеральный бюджет -- 11%;
-- в региональный бюджет -- 27%;
-- в местный бюджет -- 5%;

5. Сумма налога на прибыль от осуществления посреднической деятельности:
всего -- 8600 руб. (20 000 руб. х 43% : 100%);
в том числе:
-- в федеральный бюджет -- 2200 руб. (20 000 руб. х 11% :100%);
-- в региональный бюджет -- 5400 руб. (20 000 руб. х 27% : 100%);
-- в местный бюджет -- 1000 руб. (20 000 руб. х 5% : 100%);

5. Общая сумма налога на прибыль, подлежащая взносу в бюджет по итогам 2001 г.:
-- сумма налога на прибыль от осуществления деятельности по реализации товаров (работ, услуг) -- 21 000 руб.;
-- сумма налога на прибыль от осуществления посреднической деятельности -- 8600 руб.;
-- всего подлежит уплате в бюджет:
-- 29 600 руб. (21 000 руб. + 8600 руб.) в том числе:
-- в федеральный бюджет -- 8800 руб. (6600 руб.);
-- в региональный бюджет - 16 800 руб. (11 400 руб. + 5400 руб.);
-- в местный бюджет -- 4000 руб. (3000 руб. + 1000т руб.).

Расчет суммы налога на прибыль в 2002 г.
1. Прибыль, подлежащая налогообложению, по итогам 2002 г.:
от реализации товаров (работ, услуг) -- 60 000 руб.;
от оказания посреднических услуг -- 20 000 руб.;
всего -- 80 000 руб. (60 000 руб. + 20 000 руб.);

2. Ставка налога на прибыль от осуществления обоих видов деятельности:
всего -- 24%, в том числе:
-- в федеральный бюджет - 7,5%;
-- в региональный бюджет - 14,5%;
-- в местный бюджет -- 2%;

3. Сумма налога на прибыль, подлежащая взносу в бюджет по итогам 2002 г.:
всего -- 19 200 руб. (80 000 руб. х 24% : 100%);
в том числе:
-- в федеральный бюджет -- 6000 руб. (80 000 руб. х 7,5% : 100%);
-- в региональный бюджет -- 11 600 руб. (80 000 руб. х 14,5% :100%);
-- в местный бюджет -- 1600 руб. (80 000 руб. х 2% : 100%).

љљљљљљ Как видно из приведенного примера в связи с понижением ставки налога на прибыль сумма налога, которую придется заплатить организации в 2002 г. (19 200 руб.), значительно меньше, чем сумма налога на >прибыль подлежащая уплате по итогам 2001 г. (29 600 руб.), при том, что условия соблюдены одни и те же условия деятельности организации и полученный ею финансовый результат.

Налогоплательщикам следует иметь в виду, что законодательные (представительные) органы субЪектов Российской Федерации вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субЪектов Российской Федерации, при этом указанная ставка не может быть ниже 10,5 процента[5].

Обращаем внимание читателей, что по отдельным видам доходов НК РФ предусматривает иные ставки налога (см. Таблицу 2).

>Доходы, облагаемые налогом на прибыль по ставкам, отличным от базовой ставки 24%

Виды дохода, облагаемые налогом на прибыль по ставкам, отличным от базовой ставки 24%

Ставка налога на прибыль, в %

Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство (кроме указанных в п. 2)

Доходы иностранных организаций, указанных в п. 1, >от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок

Доходы в виде дивидендов, полученные от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации

Доходы в виде дивидендов, полученные от российских организаций иностранными организациями

Доходы в виде дивидендов, полученные от иностранных организаций российскими организациями

Доходов в виде процентов по государственным и >муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг, указанных в п. 7 и п. 8)

Доходов в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно

Доходов в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированным в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР, внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации

љ Налогоплательщикам, получающим доходы от долевого участия в других организациях, следует обратить внимание на применение той или иной ставки налогообложения в зависимости от особенностей определения налоговой базы [6], установленных ст. 275 НК РФ:

-- если источником дохода налогоплательщика является иностранная организация, сумма налога в отношении полученных дивидендов определяется >налогоплательщиком самостоятельно исходя из суммы полученных дивидендов и ставки 15% (п. 1 ст. 275 НК РФ);

-- если источником дохода налогоплательщика является российская организация, указанная организация признается налоговым агентом и определяет сумму налога исходя исчисленной налоговой базы из ставки налога в размере 6% при выплате дивидендов российским организации и (или) физическому лицу либо в размере 15% при выплате дивидендов российским организации и (или) физическому лицу (пп. 2, 3 ст. 275 НК РФ).

Налоговый и отчетный периоды

>Согласно п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (по итогам которых уплачиваются авансовые платежи).

Вводимая в действие с 1 января 2002 г. глава 25 Налогового кодекса "налог на прибыль" определила налоговый период по налогу на прибыль как календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ), то есть по сравнению с действовавшим до конца 2001 г. Федеральным законом от 27.12.1991 ? 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налоговый период не изменился. Как и прежде, отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ).

Таким образом каждый налоговый период - календарный год (с 1 января по 31 декабря) - включает в себя четыре отчетных периода (1 квартал, полугодие, 9 месяцев, год), при этом налог на прибыль исчисляется по итогам каждого отчетного периода нарастающим итогом.

[1] В случае, если Налоговым кодексом РФ љ предусмотрен порядок группировки и учета обЪектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки љ и отражения в бухгалтерском учете

[2] В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

[3] Отдельные виды доходов, облагаемые налогом на прибыль по иным ставкам, приведены в Таблице 1.3.

[4] В данном случае предполагается, что ставка налога на прибыль установлена региональными органами в максимальном размере.

[5] В данном случае речь идет о предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, о чем подробно рас сморено в разделе :

[6] Порядок определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, подробно рассмотрен в разделе :

Новая редакция Ст. 53 НК РФ

1. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2007 г.

2. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 53 НК РФ

Статья 53 НК РФ дает определение налоговой базы и налоговой ставки.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Стоимостная характеристика выражает денежную оценку, способность иметь определенную цену.

Физическая характеристика может выражать собой параметры в виде объема, цвета, веса, площади, этажности, глубины, технических характеристик.

Иная характеристика объекта налогообложения - количественная характеристика (возможность быть измеренным); такие параметры объекта, как производительность, место расположения и т.п.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (например, на прибыль организации, на доход физического лица, на недвижимое имущество налогоплательщика и т.д.). Чаще всего налоговая ставка выражена в процентах от упомянутой единицы измерения (24% от прибыли, 1% от стоимости имущества и т.д.).

Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам, а также по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом.

Налоговые же ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, устанавливаются:

- по региональным налогам - законами (иными нормативными правовыми актами), принимаемыми представительными (законодательными) органами власти субъектов РФ, например в Москве - законами, принятыми городской Думой и подписанными мэром г. Москвы;

- по местным налогам - нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Однако в г.г. Москве и Санкт-Петербурге налоговые ставки местных налогов устанавливаются законами этих субъектов РФ (п. 4 ст. 12 НК РФ).

В нынешней редакции в п. 1 ст. 53 содержится еще один абзац, который исключается с 1 января 2007 г. Федеральным законом N 137-ФЗ. Данный абзац гласит, что в некоторых случаях ставки федеральных законов могут устанавливаться Правительством РФ.

Другой комментарий к Ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Согласно п. 1 ст. 17 Кодекса налоговая база и налоговая ставка являются элементами налогообложения, причем обязательными элементами налогообложения, т.е. если налоговая база или налоговая ставка не определены, то налог не может считаться установленным (см. комментарий к ст. 17 Кодекса).

Как следует из п. 1 ст. 38 Кодекса, стоимостная, количественная или физическая характеристика объекта имеет значение для установления его в качестве объекта налогообложения (см. комментарий к ст. 38 Кодекса). Соответственно, п. 1 ст. 53 Кодекса определено, что налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Согласно п. 3 ст. 11 Кодекса понятие "налоговая база" используется в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса (см. комментарий к ст. 11 Кодекса).

Налоговая ставка в свою очередь, как определено п. 1 комментируемой статьи, представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

В соответствии с п. 1 ст. 53 Кодекса налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются Кодексом.

Пунктом 1 комментируемой статьи также предусмотрено, что в случаях, указанных в Кодексе, ставки федеральных налогов и размеры сборов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных Кодексом. В настоящее время такие случаи Кодексом не предусмотрены.

2. В соответствии с п. 2 ст. 53 Кодекса налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Кодексом.

Налоговые ставки согласно п. 2 комментируемой статьи устанавливаются в пределах, установленных Кодексом:

по региональным налогам - законами субъектов Российской Федерации;

по местным налогам - нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Положения п. 2 ст. 53 Кодекса основаны на нормах ст. 12 Кодекса, закрепляющих полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов (см. комментарий к ст. 12 Кодекса):

при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом (п. 3 ст. 12);

при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом (п. 4 ст. 12).


  • Стоимостная, физическая или иная характеристика объектов налогообложения
  • Объект налогообложения и налоговая база
  • Объект налогообложения при исчислении имущественных налогов
  • Объект налогообложения косвенными налогами
  • Итоги

Объект налогообложения — это имущество или обстоятельства, имеющие оценку и возникающие в процессе деятельности хозсубъекта, облагаемые налогом в соответствии с действующим законодательством. Объекту налогообложения свойственно наличие определенных характеристик, на основании которых и производится расчет налога, уплачиваемого в бюджет.

Стоимостная, физическая или иная характеристика объектов налогообложения

Объектами налогообложения могут являться любые блага, получаемые гражданином или организацией, их имущество, прибыль (доход) от реализации. Для дальнейшего начисления налоговых платежей в бюджеты всех уровней необходимы стоимостная, физическая или иная оценка рассматриваемых объектов налогообложения:

  1. Стоимостная оценка показывает денежный эквивалент объекта на момент начисления платежа. Например, налог на имущество непосредственно зависит от его стоимости.

Пример 1. Организация в начале 2013 года приобрела и ввела в эксплуатацию имущество (основное средство) стоимостью 630 000 рублей (без НДС). За 2013 год сумма амортизационных отчислений составила 115 500 рублей. Какую стоимость приобретенного основного средства следует учитывать изначально при расчете налога на имущество за 2014 год?

Необходимо отталкиваться от первоначальной суммы за вычетом амортизационных отчислений. Таким образом, при расчете налога на имущество в 2014 году денежный эквивалент имущества на начало года будет равен 630 000 — 115 500 = 514 500 рублей.

Подробнее о расчете налога на имущество организаций см. в материале «Какой порядок расчета налога на имущество организаций».

Стоимостная оценка объекта налогообложения также показывает прибыль или доход субъектов в денежном выражении. Так, величина налога на доходы физических лиц зависит от полученного размера дохода (зарплаты или прочих доходов). Объект налогообложения доходов организаций — это стоимостное отражение прибыли или выручка, полученная от покупателей.

  1. Физическая характеристика зависит от количественных или иных параметров объекта налогообложения. Платежи в бюджет не зависят от стоимости объекта и производятся до тех пор, пока тот находится в собственности налогоплательщика.

Пример 2 . Организация в апреле 2014 года приобрела и ввела в эксплуатацию автомобиль стоимостью 853 000 рублей мощностью 175 лошадиных сил. Какие параметры будут учитываться при исчислении транспортного налога?

Для расчета платежа в бюджет за 2014 год, помимо местного коэффициента и ставки налога, необходимо учесть мощность автомобиля (175 л. с.) и продолжительность периода его эксплуатации в 2014 году.

Рассчитать налог на автомобиль вам поможет наш калькулятор — см. материал «Онлайн-калькулятор транспортного налога (2014―2015)».

Физические характеристики объекта налогообложения отражают и прочие условия, на основании которых рассчитываются налоги. Так, например, при наличии действующей системы ЕНВД, не имеет значения размер полученной прибыли. За основу берется величина вмененной выгоды субъекта, которая условно рассчитывается, исходя из наличия некоторых физических показателей: количества работников, размера торговой площади и прочих критериев.

  1. Иные характеристики представляют собой прочие условия, необходимые при расчете налогов.

При определении объекта налогообложения важны и другие параметры, помимо стоимостных и физических показателей. Так, например, при расчете НДС при экспорте-импорте необходимо наличие факта пересечения товарами таможенной границы РФ.

Объект налогообложения и налоговая база

Понятие налоговой базы закреплено в п. 1 ст. 53 НК РФ. Под этим определением принято понимать некоторые характеристики объекта налогообложения, которые могут принимать также стоимостную, физическую или иную форму.

Налоговая база различна для разных видов фискальных платежей. Так, по налогу на прибыль в расчет берутся полученные доходы, уменьшенные на величину совершенных расходов. Все эти параметры должны быть отражены в денежной форме.

Доходы при определении прибыли могут быть реализационными и внереализационными. Расходы учитываются только те, которые необходимы при осуществлении хозяйственной деятельности субъекта. При этом ст. 270 НК РФ указывает на расходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы.

Подробнее о расходах, не учитываемых при определении налога на прибыль, можно узнать из материала «Ст. 270 НК РФ: вопросы и ответы».

При наличии в организации операций, определение доходов и расходов по которым различно, необходимо вести раздельный учет доходов и расходов.

Налоговая база рассчитывается нарастающим итогом в течение всего отчетного периода. При расчете налога на прибыль отчетный период завершается с окончанием года.

Пример 3 . Организация получила следующие доходы в течение 2014 года: 1-й квартал — 158 000 рублей; 2-й квартал — 234 700 рублей; 3-й квартал — 467 300 рублей; 4-й квартал - 622 000 рублей. Расходы, учитываемые при налогообложении, имели следующий размер: 1-й квартал — 314 000 рублей; 2-й квартал — 167 000 рублей; 3-й квартал — 205 000 рублей; 4-й квартал — 302 000 рублей.

Итого доходов: 1 482 000 рублей. Итого расходов: 988 000 рублей.

По итогам работы налогооблагаемая база за 2014 год составила 494 000 рублей. Соответственно, налог на прибыль за 2014 год равен 494 000 * 20% = 98 800 рублей.

Объект налогообложения при исчислении имущественных налогов

Имущественные налоги для организаций рассчитываются с учетом стоимостной оценки основных средств, числящихся на балансе. Объектом налогообложения для российских учреждений признается всё движимое и недвижимое имущество, признанное основными средствами в бухучете. Объект налогообложения для иностранных организаций — это имущество (основные средства), полученное по концессионному соглашению.

При расчете налога на имущество объектами налогообложения, согласно п. 4 ст. 374, не признаются следующие:

  • земельные участки;
  • объекты культурного наследия;
  • имущество, используемое для нужд государства (ледоколы, космические объекты, суда, военные объекты).

Под налоговой базой при расчете налога на имущество понимается среднегодовая стоимость основных средств либо кадастровая стоимость отдельных объектов. Налогооблагаемая база уменьшается на сумму начисленной амортизации, которую каждая организация вправе рассчитать самостоятельно согласно нормам действующего законодательства. Однако некоторые основные средства амортизации не подлежат. Сюда входит имущество бюджетных и некоммерческих организаций, приобретенное также за счет средств целевого финансирования, и объекты внешнего благоустройства.

Объект налогообложения при исчислении транспортного налога — это зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства (п. 1 ст. 358 НК РФ), в том числе автомобили, автобусы, вертолеты, моторные лодки с мощностью двигателя свыше 5 л. с. Транспорт, не принимаемый в расчет при определении налогооблагаемой базы, перечислен в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Под налогооблагаемой базой в этом случае понимается мощность автомобиля в лошадиных силах или валовая вместимость в регистровых тоннах (в отношении водного транспорта).

Объект налогообложения косвенными налогами

При исчислении косвенных налогов (НДС, акцизы) объектом налогообложения признаются: реализация товаров, оказание услуг в денежном выражении. В отличие от прямого налогообложения косвенное возникает при факте оборота (реализации) товаров и услуг как надбавка к первоначальной цене.

Некоторые операции не подлежат налогообложению. Так, не начисляется НДС при реализации некоторых медицинских товаров и услуг, при осуществлении ухода за престарелыми и детьми, при реализации монет из драгоценных металлов, долей в уставном капитале и при прочих условиях, перечисленных в ст. 149 НК РФ.

Список товаров, облагаемых акцизами, утверждается государством. Сюда входят продукты массового потребления, стоимость которых полностью ложится на конечного потребителя.

Подробнее о подобных товарах можно узнать из материала «Что относится к подакцизным товарам — перечень-2015?».

Итоги

Определение объекта налогообложения важно при правильном исчислении налогов. Объект налогообложения может иметь различную налогооблагаемую базу, определение которой выражается при помощи стоимостных, физических или иных критериев.

Читайте также: