Стимулирующий характер носят налоговые ставки а регрессивные б пропорциональные в прогрессивные

Опубликовано: 12.05.2024

date image
2015-05-30 views image
20043

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Налоги могут быть прогрессивными, пропорциональными и регрессивными. Такое деление базируется на соотношении между налоговой ставкой и доходом (или другим объектом налогообложения):

- прогрессивный налог – налог, ставка которого возрастает по мере увеличения объекта налогообложения;

- регрессивный налог – налог, ставка которого понижается по мере увеличения объекта налогообложения;

- пропорциональный налог – налог, ставка которого остается неизменной, независимой от размера объекта налогообложения.

При прогрессивном налогообложении бремя налогов в большей степени ложится на богатых, при регрессивном и пропорциональном - тяжелее ударяет по бедным. Именно поэтому многие экономисты выступают против введённой в России единой ставки налога на доходы с физических лиц.

Совокупность взимаемых государством налогов, платежей, а также формы и методы их построения образуют все элементы налоговой системы. Как правило, она строится по формуле: ядро плюс специальные и целевые налоги. Ядро представляет собой несколько наиболее крупных налогов на те объекты, которые выражают конечные финансовые результаты производственно-хозяйственной деятельности. Оно обеспечивает основную массу денежных доходов государства. Специальные налоги учитывают наличие разнообразных второстепенных доходных объектов, они дополняют функциональные возможности ядра налоговой системы.

Источником инноваций в западных странах наряду с государством выступают транснациональные корпорации. Так, например, совокупная величина научных расходов ТНК — мировых лидеров составляет: «Дженерал Моторс» — USD 8,2, «Форд» — 6,3, «Сименс» — 4,47, ИБМ — 4,3, «Хитачи» — 3,65, а в расчете на одного занятого — «Майкрософт» — 87 тыс., «Интел» — более 35 тыс.

К сожалению, как показала практика, в современных российских условиях не срабатывает традиционное рыночное саморегулирование, призванное побуждать товаропроизводителей широко использовать инновации. Экономическая специфика научных и инновационных организаций определяется следующими признаками.

Во-первых, в отличие от основной массы предприятий, в расходах научных и инновационных организаций наибольший удельный вес (от 50 до 80%) занимают расходы на оплату труда, а следовательно, и на уплату единого социального налога (ЕСН).

Во-вторых, инновационная продукция обладает большой добавочной стоимостью, и в совокупной налоговой нагрузке этих организаций велика доля налога на добавленную стоимость (НДС). В этой связи применение действующих ставок этих двух налогов для данной категории налогоплательщиков является одним из основных факторов сдерживания их развития.
Очевидно, что довольно значимой проблемой для научных и инновационных организаций является высокий уровень совокупной налоговой нагрузки (особенно с учетом налога на прибыль, налога на имущество организаций и земельного налога).

В мировой практике инструмент налоговых льгот не рассматривается самодостаточным для регулирования инновационных процессов, он встроен в систему мер, таких, как прямое бюджетное финансирование, гранты государственные и частные, создание государственных корпораций с государственным участием, субсидирование процентных ставок, амортизационная политика, таможенные преференции, государственные гарантии, государственный заказ.
Как показывает зарубежный опыт, между уровнем налогообложения и склонностью к предпринимательству вообще, инновационному в частности наблюдается прямая зависимость.
Учитывая складывавшиеся в отечественной инновационной практике в течение многих лет условия, базовыми структурными единицами национальной инновационной системы выступают следующие организации: вузы, НИИ (отраслевые и академические), рационализаторы, организации — потребители инновационной продукции, венчурные компании, малые инновационные предприятия, кредитные организации, страховые компании, патентные бюро и др.




С этих позиций налоговое стимулирование инновационной деятельности будет рассмотрено как с точки зрения непосредственных участников инновационного процесса, так и с точки зрения компаний, формирующих «среду» для инновационного развития: к последним, в частности, относятся кредитные организации, страховые компании, патентные бюро и др.

НДС

Не подлежат обложению НДС операции по выполнению организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:

- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

- разработка новых технологий, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

- создание опытных, т.е. не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и непредназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации (пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Кроме того, согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит (освобождается) налогообложению реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
Указанная льгота ориентирована на реализацию конечного результата инновационной деятельности — патента, товарного знака и т.п. Непосредственно же для инноваций она не представляет ценности.

Более того, льгота эта таит в себе существенные риски потерь для бюджетной системы Российской Федерации, так как лицензионные договоры на право использования объектов интеллектуальной собственности широко применяются в схемах налоговой оптимизации. Помимо указанной льготы по налогу на добавленную стоимость, выплаты в виде роялти по соглашению со многими странами не облагаются налогом у источника — вне зависимости от страны регистрации получателя роялти.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

ВВЕДЕНИЕ.

Налоговая система - это совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей и взносов в бюджет и государственные целевые фонды, действующие в установленном законом порядке. Сущность, структура и роль системы налогообложения определяются налоговой политикой, являющейся исключительным правом государства, которое проводит ее в стране самостоятельно, исходя из задач социально-экономического развития. Через налоги, льготы и финансовые санкции, а также обязанности и ответственность, выступающие неотъемлемой частью системы налогообложения, государство предъявляет единые требования к эффективному ведению хозяйства в стране.

Налоги являются необходимым звеном экономических отноше­ний в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопрово­ждаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налого­вый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

Система налогообложения Украины представляет собой совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет и взносов в государственные целевые фонды, взимаемые в установленном порядке. Ее сегодняшнее состояние можно охарактеризовать как создание основ.

Осуществляя воздействие на экономику, государство, как правило, преследует следующие основные цели:

• достижение постоянного устойчивого экономического роста;

• обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;

• обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

• обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;

• создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;

• равновесие во внешнеэкономической деятельности.

Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Найти сбалансированное соотношение — это и есть главное в экономической политике государства.

ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Налоги - обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. К общегосударственным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, налог на прибыль предприятий и организаций, таможенный сбор, государственный сбор, налог на доходы граждан, плата за землю, налог с собственников транспортных средств, налог на промысел, отчисления на геологоразведочные работы, плата за специальное использование природных ресурсов, плата за загрязнение окружающей природной среды, отчисления и сборы на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог, в Фонд осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, в Фонд содействия занятости населения, в Фонд социального страхования, в Пенсионный фонд. Их перечень определен Законом Украины " О системе налогообложения" (редакция от 02.02.94 г.).

Каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога:

1) объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению;

2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог;

4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2) на основе декларации:

Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход.

Примером может служить налог на прибыль.

Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому, оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Существуют два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.

В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового резyльтата для предпринимателей.

Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах..

Cреди налогов, поступающих в бюджет, есть прямые и непрямые. Прямые устанавливаются непосредственно относительно плательщиков. Их размер зависит от объекта налогообложения, а непрямые включаются в цену товаров и услуг. Для отдельного плательщика их размер прямо не зависит от его доходов.




Ставка налога - важный элемент налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %) .

3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

В общих чертах видно, что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

Налоги бывают:

С натуральной базой обложения:

- по домовые налоги;

- по душевые налоги;

- специфические таможенные пошлины;

Со стоимостной базой обложения:

а) налоги на базе валового дохода:

- налоги с оборота;

- налоги на имущество, капиталы и т.д.;

- налоги на проценты, дивиденды и т.д.;

б) налоги на базе очищенного дохода:

- налог на индивидуальные доходы;

- налог на добавленную стоимость;

- налог на наследства.

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

Или, вернее, пере распределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Пере распределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Наконец, последняя функция налогов -фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Что такое Регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги: в чем разница?

Налоговые системы в США делятся на три основные категории: регрессивные, пропорциональные и прогрессивные. Две из этих систем по-разному влияют на людей с высоким и низким доходом. Регрессивные налоги сильнее влияют на людей с низкими доходами, чем на богатых.

Пропорциональный налог, также называемый фиксированным налогом , относительно одинаково влияет на людей с низким, средним и высоким доходом. Все они платят одинаковую налоговую ставку, независимо от дохода. Прогрессивный налог оказывает большее финансовое влияние на лиц с более высокими доходами, чем на лиц с низкими доходами.

Ключевые моменты

  • Регрессивная налоговая система взимает одинаковый процент с продуктов или товаров, приобретаемых независимо от дохода покупателя, и считается непропорционально сложной для малообеспеченных.
  • Пропорциональный налог применяет одинаковую налоговую ставку ко всем физическим лицам независимо от дохода.
  • Прогрессивный налог налагает более высокий процент налогообложения на более высокие уровни дохода, исходя из теории, что люди с высокими доходами могут позволить себе платить больше.

Регрессивные налоги

Лица с низкими доходами платят более высокие суммы налогов по сравнению с лицами с высокими доходами при регрессивной налоговой системе.Это потому, что правительство оценивает налог как процент от стоимости актива, который налогоплательщик покупает или владеет.Этот вид налога не связан с заработком или уровнем дохода человека .

Регрессивные налоги включают налоги на имущество, налоги с продаж на товары и акцизы на расходные материалы, такие как бензин или авиабилеты. Акцизы фиксированы и включены в стоимость продукта или услуги.

Налоги на грех , часть акцизов, взимаются с товаров или деятельности, которые считаются вредными для здоровья или оказывают негативное влияние на общество, например, сигареты, азартные игры и алкоголь. Они взимаются, чтобы удержать людей от покупки этих продуктов. Критики налога на грехи утверждают, что они непропорционально сильно влияют на тех, кто менее обеспечен.

Многие также считают социальное обеспечение регрессивным налогом.Обязательства по налогу на социальное обеспечение ограничены определенным уровнем дохода, называемым базойзаработной платы – 142 800 долларов в 2021 году. Доходы физического лица, превышающие эту базу, не облагаются налогом на социальное обеспечение в размере 6,2%.

Максимальный годовой максимум, который вы можете заплатить в качестве налога на социальное обеспечение, ограничен 8 853,60 долларов США в 2021 году, независимо от того, зарабатываете ли вы 142 801 доллар или 1 миллион долларов.Работодатели платят дополнительные 6,2% от имени своих работников, а самозанятые лица должны выплачивать обе половины заработка до размера базовой заработной платы.

Сотрудники с более высокими доходами фактически платят меньшую часть своей общей заработной платы в систему социального обеспечения, чем сотрудники с низкими доходами, потому что это фиксированная ставка для всех и из-за этого ограничения.

Краткая справка

Так же, как социальное обеспечение можно рассматривать как регрессивный налог, это также и пропорциональный налог, потому что все платят одинаковую ставку, по крайней мере, до базовой заработной платы.

Пропорциональные налоги

Система пропорционального или фиксированного налога устанавливает одинаковую ставку налога для всех, независимо от дохода или богатства.Эта система предназначена для обеспечения равенства между предельными налоговыми ставками и средними уплаченными налоговыми ставками.С 2020 года эту систему подоходного налога используют девять штатов: Колорадо, Иллинойс, Индиана, Кентукки, Массачусетс, Мичиган, Северная Каролина, Пенсильвания и Юта.

К другим примерам пропорциональных налогов относятся налоги на душу населения, налоги с валовой выручки и налоги на профессии.

Сторонники пропорциональных налогов считают, что они стимулируют экономику , побуждая людей работать больше, потому что нет налоговых штрафов за увеличение заработка.Они также считают, что предприятия, вероятно, будут тратить и инвестировать больше при фиксированной системе налогообложения, вкладывая больше долларов в экономику.

Прогрессивные налоги

Налоги, исчисляемые по прогрессивной системе, основаны на налогооблагаемой сумме дохода физического лица.Они следуют ускоряющемуся графику, поэтому люди с высоким доходом платят больше, чем работники с низким доходом.Налоговая ставка, наряду с налоговыми обязательствами , увеличивается по мере увеличения благосостояния человека.Общий результат таков, что люди с более высокими доходами платят более высокий процент налогов и больше денег в виде налогов, чем люди с более низкими доходами.

Такая система предназначена для того, чтобы больше влиять на людей с более высокими доходами, чем на людей с низким или средним классом, чтобы отразить предположение, что они могут позволить себе платить больше.

США предельных налоговых ставок предусматривает более высокую ставку подоходного налога для людей с более высокими доходами и более низкую ставку подоходного налога для людей с более низкими доходами. Процентная ставка увеличивается через определенные промежутки времени по мере увеличения налогооблагаемого дохода. Каждый доллар, который зарабатывает человек, помещает его в определенную категорию или категорию, что приводит к более высокой налоговой ставке, когда сумма в долларах достигает нового порогового значения.

Частью того, что делает прогрессивный федеральный подоходный налог в США, является стандартный вычет, который позволяет людям избегать уплаты налогов на первую часть годового дохода.Размер стандартного вычета меняется из года в год, чтобы соответствовать инфляции.Налогоплательщики могутвместо этоговыбрать детализированные вычеты, если этот вариант приводит к большему общему вычету.Многие американцы с низкими доходами вообще не платят федеральный подоходный налог из-за налоговых вычетов.

Налоги на наследствоявляются еще одним примером прогрессивных налогов, поскольку они в основном затрагивают состоятельных лиц (HNWI) и увеличиваются с увеличением размера недвижимости.Только поместья стоимостью 11,58 миллиона долларов и более подлежат уплате федерального налога на имущество в 2021 году, хотя во многих штатах пороговые значения ниже.

Как и в случае любой государственной политики, прогрессивные налоговые ставки имеют критиков. Некоторые говорят, что прогрессивное налогообложение является формой неравенства и равносильно перераспределению богатства, поскольку более высокие заработки платят больше стране, которая поддерживает больше людей с более низкими доходами. Те, кто выступает против прогрессивных налогов, часто указывают на фиксированную ставку налога как на наиболее подходящую альтернативу.

По данным Центра налоговой политики, процент граждан США, которые не платили подоходный налог в 2019 году из-за того, что их заработок был недостаточен для достижения самой низкой налоговой ставки.

Примеры регрессивных, пропорциональных и прогрессивных налогов

Следующие примеры регрессивных, пропорциональных и прогрессивных налогов показывают, как они работают на практике:

Регрессивный налог

Если покупатели платят 6% налог с продаж на свои продукты вне зависимости от того, зарабатывают ли они 30 000 или 130 000 долларов в год, люди с меньшими доходами в конечном итоге платят большую часть общего дохода, чем те, кто зарабатывает больше. Если кто-то зарабатывает 20 000 долларов в год и платит 1 000 долларов в виде налога с продаж на потребительские товары, 5% его годового дохода идет на налог с продаж. Но если они зарабатывают 100 000 долларов в год и платят те же 1000 долларов в виде налогов с продаж, это составляет лишь 1% их дохода.

Пропорциональный налог

В соответствии с системой пропорционального подоходного налога индивидуальные налогоплательщики платят установленный процент от годового дохода независимо от того, сколько они зарабатывают. Фиксированная ставка не увеличивается и не уменьшается по мере роста или падения дохода. Человек, который зарабатывает 25 000 долларов в год, будет платить 1250 долларов по ставке 5%, тогда как тот, кто зарабатывает 250 000 долларов в год, будет платить 12 500 долларов по той же ставке.

Прогрессивный налог

В США федеральные налоги действуют по прогрессивной системе.В 2021 году прогрессивные ставки федерального налога составят 10%, 12%, 22%, 24%, 32%, 35% и 37%.  Первая ставка налога в размере 10% применяется к доходам менее 9 950 долларов для одиноких лиц и 19 900 долларов для супружеских пар, подающих совместные налоговые декларации.Самая высокая ставка налога в размере 37% применяется к доходам более 523 600 долларов США для налогоплательщиков-одиночек и 1 047 200 долларов США для заявителей, состоящих в совместном браке.

Например, единый налогоплательщик, имеющий налогооблагаемый доход в размере 50 000 долларов США в 2021 году, не будет платить третью ставку в размере 22% от своего дохода. Вместо этого они будут должны 10% с первых 9 950 долларов дохода, 12% с доходов от 9 951 до 40 525 долларов и 22% с суммы, превышающей 40 525 долларов. Этот налогоплательщик должен был бы в общей сложности 6 748,50 долларов: ставка 10% для первых 9 950 долларов составляет 995 долларов, 12% для 9 950–40 525 долларов составляет 3669 долларов, а 22% для суммы свыше 40 525 долларов составляет 2 084,50 долларов. Таким образом, эффективная ставка налога составляет чуть ниже 13,5%.

Часто задаваемые вопросы о регрессивном налоге, пропорциональном налоге и прогрессивном налоге

Являются ли подоходные налоги прогрессивными налогами?

Подоходный налог может быть как прогрессивным, так и пропорциональным. Прогрессивные налоги устанавливают низкие налоговые ставки для лиц с низким доходом и более высокие ставки для лиц с более высокими доходами, в то время как с физических лиц взимается одинаковая налоговая ставка независимо от размера дохода.

Пропорционален ли федеральный подоходный налог?

Нет, федеральный подоходный налог в США прогрессивный.

Справедливы ли регрессивные налоги?

Регрессивные налоги могут показаться справедливыми, потому что они взимаются со всех, независимо от дохода, но они больше вредят малоимущим, чем другим. Это потому, что они тратят большую часть своего дохода на регрессивные налоги, чем люди, которые зарабатывают больше.

Какие налоги считаются регрессивными?

Регрессивные налоги – это налоги, которые уплачиваются независимо от дохода, например, налоги с продаж, налоги на грехи и налоги на имущество.

Как рассчитать прогрессивный налог?

Системы прогрессивного налогообложения не взимают с налогоплательщиков фиксированную ставку. Вместо этого ваши налоговые обязательства основаны на предельных налоговых ставках, установленных IRS. Допустим, вы зарабатываете 50 000 долларов. Вот как вы рассчитываете свой налоговый счет на 2021 год. При прогрессивной системе с вас взимается 10% с первых 9 950 долларов. Сумма свыше 9 950 долларов и менее 40 520 долларов облагается налогом по ставке 12%, а сумма свыше 40 520 долларов облагается налогом по ставке 22% для налогового счета в размере 6 748,50 долларов.

Уплата налогов неизбежна. Но насколько они влияют, зависит от используемой налоговой системы и от того, сколько вы зарабатываете. Регрессивные налоги – налоги с продаж, налоги на имущество и налоги на грехи – и пропорциональные налоги оказывают большее влияние на малообеспеченных людей, поскольку они тратят на налогообложение больше своих доходов, чем другие налогоплательщики. Но прогрессивные налоги – федеральная налоговая система, используемая в Соединенных Штатах – обычно влияет на людей с высокими доходами больше, чем кто-либо другой.

Применение. Что можно сказать о прогрессивных, пропорциональных и регрессивных налогах в США [c.689]


Понятие средней налоговой ставки позволяет выделить и определить прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги, графическое отображение которых дано на рис. 30.3. [c.596]

Рис. 30.3. Графики прогрессивного, пропорционального и регрессивного налогов Рис. 30.3. Графики прогрессивного, пропорционального и регрессивного налогов
Государство, стремясь обеспечить справедливое налогообложение в рамках горизонтальной и вертикальной справедливости, использует прямые и косвенные, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги, предельные и средние налоговые ставки. При этом важно достигать не толь- [c.596]

Определения. Налоги делятся на прогрессивные, пропорциональные и регрессивные. Эта классификация указывает на соотношение между налоговыми ставками и доходом просто потому, что все налоги, независимо от того, взимаются ли они с дохода, товара, здания или участка земли, в конечном счете изымаются из чьего-либо дохода. [c.688]

Налоги обычно делятся на прогрессивные, пропорциональные и регрессивные. Эти определения базируются на соотношении меж- [c.47]


В конце XX в. авторы учебника Экономикс задают тот же вопрос, который до них задавали в начале века К какой категории - прогрессивной, пропорциональной или регрессивной - относится вся американская налоговая система, включающая федеральные налоги, налоги штатов и муниципалитетов На этот вопрос трудно ответить, так как оценки распределения общего налогового бремени в значительной степени зависят от точки зрения на эту проблему. В какой степени различные налоги перекладываются на чужие плечи и кто же в конечном счете несет на себе всю тяжесть налогов 1. [c.215]

ОБЛОЖЕНИЕ—предусмотренная в законодательном порядке система исчисления и уплаты налогов и сборов. В зависимости от построения ставок налога О. подразделяется на обложение в твердых ставках, пропорциональное обложение, прогрессивное обложение и регрессивное обложение (см.). По способу Исчисления и взимания налогов различаются окладная и раскладочная системы обложения (см. Раскладочные налоги, Окладные налоги и сборы). [c.135]

В зависимости от характера ставок различают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги. [c.249]

В зависимости от характера ставок различают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги. Пропорциональный налог не зависит о размера дохода, т.е. применяющейся одинаковые ставки. При прогрессивном налоге отчисления в бюджет возрастают по мере увеличения дохода. Регрессивные ставки уменьшаются по мере роста дохода. [c.391]

Налог на имущество предприятия, находящееся на балансе, — это совокупность основных производственных фондов, нематериальных активов, производственных запасов и затрат. Налог на имущество не может превышать 20% от стоимости облагаемого имущества. В зависимости от характера ставок различают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги. [c.213]


В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. [c.94]

Налоговая ставка — размер налога на единицу обложения. Ставки налога подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные и соответственно налоги бывают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные. [c.119]

При регрессивных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, всегда регрессивные. При пропорциональных налогах взимается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода. При прогрессивных налогах ставка налога повышается при возрастании дохода. Различают простую и сложную прогрессию. При простой профессии ставка налога повышается для всего дохода. [c.119]

Налоговая система выполняет следующие функции фискальную, регулирующую и стимулирующую. Фискальная функция заключается в том, что с помощью налогов обеспечиваются поступления в доход государства. Сущность регулирующей функции налоговой системы проявляется в дифференцированном подходе к различным отраслям, видам деятельности и регионам. С помощью налоговых льгот стимулируется развитие перспективных отраслей, обеспечивается вложение инвестиций в основной капитал. Ставки налогов могут быть пропорциональными (простыми или неизменными), прогрессивными и регрессивными по отношению к налогооблагаемой базе. В российской практике встречается простое и прогрессивное налогообложение. В случае прогрессивного налогообложения ставки налогов увеличиваются с ростом дохода (например, подоходный налог с физических лиц). В настоящее время строительные предприятия платят налоги по простым ставкам. [c.457]

НАЛОГОВАЯ СТАВКА (налоговая квота)— размер налога на единицу обложения (рубль дохода, 1 га земли и т. д.) норма налогового обложения. Существуют прогрессивные, пропорциональные, твердые и регрессивные Н. с. Прогрессивные ставки возрастают с увеличением дохода или стоимости имущества, пропорциональные устанавливаются в виде единого процента независимо от размера дохода, а твердые ставки — в абсолютной сумме также безотносительно к величине дохода. Регрессивные ставки, характерные для налогового обложения капиталистич. стран, понижаются по мере увеличения дохода. [c.84]

В зависимости от ставки различают налоги с твердой ставкой, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Твердые ставки определяются в абсолютных величинах на единицу обложения (например, на тонну нефти, газа и т.д.) и не зависят от размеров дохода. [c.117]

Помимо рассмотренных методов налогообложения и распределения прироста народнохозяйственной прибыли может применяться их сочетание. В частности, прогрессивно-пропорциональный налог или регрессивно-пропорциональный налог. В этих случаях в соответствующие формулы (9.30 и 9.32) должен быть введен сомножителем норматив ан. [c.93]

НАЛОГОВАЯ СТАВКА - отношение суммы налогов к доходу она указывает, какая доля дохода изымается государством. В зависимости от характера ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. При регрессивных налогах процент изъятия дохода уменьшается с возрастанием дохода. При пропорциональных налогах независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки. Пропорциональное обложение - система налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от его величины. При прогрессивных налогах процент изъятия возрастает с увеличением дохода. [c.200]

По характеру налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. [c.192]

Прогрессивным является налог, у которого средняя ставка повышается по мере увеличения дохода — линия Т1 (см. рис. 30.3). У пропорционального налога средняя ставка не изменяется, а у регрессивного — падает по мере роста налогооблагаемого дохода, что и показывают, соответственно, линии Т2 и Т3. К разряду прогрессивных относится индивидуальный подоходный налог. Пропорциональными, как правило, являются корпоративный подоходный налог и налог с фонда оплаты труда, соответственно характеризуемые единообразными налоговыми ставками. Акцизы и другие налоги с продаж считаются регрессивными, поскольку затрагивают большую часть дохода бедного домохозяйства, чем богатого. Это объясняется тем, что домохозяйство, имеющее более высокий доходный статус, избегает налога на сберегаемую часть своего дохода. [c.596]

В зависимости от применяемых ставок налогообложения налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и фиксированные (твердые). [c.18]

Налоги подразделяют на прямые (налоги, которые взимаются государством непосредственно с доходов и имущества), и косвенные (налоги на товары и услуги, которые частично или полностью переносятся на цену этого товара). По степени пропорциональности к налогооблагаемой базе выделяют пропорциональные, прогрессивные, регрессивные налоги. [c.104]

Прогрессивное налогообложение связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство регрессивное и пропорциональное - с косвенными налогами (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж). [c.206]

Результаты исследования эконометрических моделей и расчетов индексов прогрессивности социальных отчислений и подоходного налога свидетельствуют о том, что введение прогрессивной шкалы социального налога и пропорциональной шкалы подоходного налога с целью снижения уклонения и повышения вертикального равенства действительно привело к снижению регрессивности социальных платежей в 2001 г. и росту прогрессивности подоходного налога. Такой результат может быть, в частности, обусловлен ростом социальных платежей и подоходного налога, уплаченных с доходов относительно более богатых налогоплательщиков вследствие снижения уклонения от налогообложения. [c.295]

Через налоговые ставки реализуются на практике функции налогов и принципы налогообложения. Существуют различные методы построения налоговой ставки. В зависимости от того, как меняется ставка налога при изменении величины дохода, налог может быть прогрессивный, пропорциональный, регрессивный. [c.274]

По признаку соотношения между средней ставкой налога и доходом налоги делятся на прогрессивные (ставка повышается по мере возрастания дохода), регрессивные (ставка уменьшается по мере возрастания дохода) и пропорциональные (ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода). [c.67]

Величина налога на единицу обложения. Различают квоты, т.е. ставки, выраженные в определенных долях объектов обложения, твердые ставки, т.е. устанавливаемые в абсолютной сумме на единицу объекта обложения. Процентные ставки могут устанавливаться в виде специальных шкал. Различают пропорциональные ставки — действующие в едином проценте к объекту налогообложения, и прогрессивные (регрессивные)—увеличивающиеся (уменьшающиеся) с ростом объекта обложения. [c.364]

В-четвертых, согласно теории налогообложения Смита, пропорциональное обложение в известном смысле несправедливо (10%-ная налоговая ставка для бедных налогоплательщиков будет несопоставимо тяжелее, нежели такая же ставка для богатых). Не случайно реализованная в Налоговом кодексе РФ идея единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13% подвергается обоснованной критике. Практически во всех странах мира налоги являются либо прогрессивными (тяжесть обложения растет для более крупных доходов и состояний за счет увеличения ставки), либо регрессивными. Кроме того, вводится определенная дифференциация, в частности путем установления не облагаемого налогом минимума доходов, выведения из налогооблагаемой базы некоторых видов имущества, например имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, и др. [c.137]

Сокращение доли косвенного обложения в общем объеме налогов, наметившееся в начале XX в., позволяло говорить и об изменениях в распределении налогового бремени. Регрессивный характер налоговой системы, обусловленный преобладанием в ней косвенных налогов, начал трансформироваться в пропорциональный характер в связи с переходом к прогрессивному подоходному обложению. Вот что писал по этому поводу М. Фридман Ка- [c.213]

Ключевой вопрос. Предположим, что налоговая ставка такова, что человек, зарабатывающий 10 тыс. дол., платит 2 тыс. дол. налога человек, имеющий доход в 20 тыс. дол., платит 3 тыс. дол. налога, а тот, чей доход составляет 30 тыс. дол., платит 4 тыс. дол. налога и т.д. Какова средняя налоговая ставка для каждого из них Каков этот налог — регрессивный, пропорциональный или прогрессивный [c.700]

Что имеется в виду под прогрессивным, регрессивным и пропорциональным налогами Прокомментируйте прогрессивность или регрессивность следующих налогов, указав в каждом случае, что вы думаете о распределении налогового бремени [c.700]

С точки зрения савок налоги бывают прогрессивными (средняя ставка растет по мере роста дохода), регрессивными (средняя ставка снижается по мере роста дохода) и пропорциональными (средняя ставка остается неизменной, независимо от размера дохода). Важным условием собираемости налогов являются состоятельность налогоплательщиков и точное определение налога, то есть кому, сколько и когда налогоплательщик должен проводить отчисления. [c.155]

Оценка тяжести российских налогов может вестись лишь в разрезе фиксации соотношений между группами косвенных и прямых налогов за ряд лет. Наука однозначно установила, что косвенные налоги являются наиболее перелагаемыми и они наиболее обременительны для потребителей товаров, работ и услуг. Кроме того, сопоставление налоговых ставок, анализ примененяемых в то или иное время по тому или иному налогу различных налоговых режимов также позволяет исследовать проблему переложения налогов и тяжесть налогового бремени. Налоговые режимы, наряду с другими элементами налогообложения (объект и субъект, льготы и санкции и т. д.), определяют налоговые ставки. Различают пропорциональные, прогрессивные, регрессивные, линейные, кадастровые, твердые, заявительные, адвалорные ставки исчисления отдельных видов налогов. Регрессивные ставки в России не применяются, ибо они устанавливают обратную пропорцию между налогооблагаемым объектом и суммой налога. Кадастровые ставки также не совсем точно улавливают величину прироста рентной составляющей в цене сырьевых товаров. Земельный, лесной и другие кадаст- [c.102]

В работе Синельников и др. (2003а) исследование прогрессивности подоходного налога показало, что для подоходного налога эластичность поступлений по доходам населения оказывается ниже эластичности по заработной плате, при этом в результате реформы 2000 г. перераспределительная роль подоходного налога выросла. В настоящем исследовании были обнаружены аналогичные тенденции для социальных платежей (социального налога), - это означает, что можно говорить об общих свойствах системы налогообложения доходов физических лиц в целом. В частности, наблюдается рост поступлений при снижении предельной ставки налогообложения вместе с повышением прогрессивности, несмотря на формально установленную пропорциональность или регрессивность соответствующей шкалы налога. [c.294]

И опять те же трудности в поисках ответа из-за невозможности точной оценки распределения налогового бремени, связанной с проблемами переложения налогов. В первом российском издании 1992 г. авторы Экономикс писали, что оценка налоговой системы опирается на важное исследование, проведенное в 1985 г. Джозефом Печманом до принятия нового Закона о налоговой реформе, которое показало, что общая налоговая система являлась малопрогрессивной . Изменения в налогообложении под влиянием реформ 80-х гг. сделали федеральную налоговую систему менее прогрессивной. При сочетании в значительной степени регрессивных налоговых систем на уровне правительств штатов и органов местного самоуправления с этими данными федеральной системы общая налоговая система, вероятно, приближалась бы к пропорциональной . В тринадцатом издании авторы Экономикс еще более осторожны в оценках характера американской налоговой системы с точки зрения потенциального распределения налогового бремени Федеральная налоговая система является прогрессивной, и, несмотря на многие изменения в налоговом законодательстве, ее прогрессивный характер остается с 1977 г. практически неизменным. Налоги штатов и муниципалитетов носят по преимуществу регрессивный характер. В целом американская налоговая система в незначительной степени носит прогрессивный характер. Это означает, что сама по себе система только в небольшой мере перераспределяет доход - от богатых к бедным 2. [c.215]

ОБЛОЖЕНИЕ НАЛОГОМ (assessment) - способ, которым налоговые органы облагают доход налогоплательщика. Различают следующие виды О.н. прогрессивное, при котором налоговые ставки увеличиваются по мере роста объекта налогообложения, пропорциональное, при котором действуют единые налоговые ставки независимо от величины дохода налогоплательщика регрессивное, при котором налоговые ставки уменьшаются по мере роста объекта налогообложения. Существует также и многократное О.н. при котором один и тот же объект налогообложения облагается несколько раз одним или различными налогами. [c.144]

Читайте также: