Стэнли фишер писал что налоги это наша плата за цивилизованность общества

Опубликовано: 15.05.2024

Нашим детям в XXI веке – в надежде, что они проявят изобретательность и создадут налоговую систему, свободную от изъянов, свойственных той системе, при которой мы живем сегодня.

© Мысль, перевод, 2018

© Комитет гражданских инициатив, 2018

В 1892 г. Чарльз У. Адамс опубликовал замечательную книгу под названием «Fight, Flight, Fraud: The Story of Taxation» («Борьба, бегство, обман. Занимательная история налогообложения»). У меня есть два экземпляра. Для удобства один я держу в своем рабочем кабинете в качестве справочника, а другой дома (я заменю их двумя экземплярами этой книги «На благо и во зло. Влияние налогов на развитие цивилизации»). В моих собственных исследованиях я часто обращаюсь к этим книгам за примерами налогового безрассудства и библиографическими сведениями. Исходя из моего 15-летнего опыта профессиональных исследований и написания работ о налогообложении, я могу совершенно искренне сказать, что отдам истории налогообложения в интерпретации Чарльза Адамса безусловное первое место в любом списке литературы по этой теме.

«Борьба, бегство, обман» – увлекательный, информативный и чрезвычайно поучительный рассказ о том, чем так важны налоги. Мне доставляет удовольствие сообщить всем и каждому, что зарождение письменной истории неразрывно связано с налоговым гнетом. На самой ее заре, более шести тысяч лет тому назад, появились глиняные клинописные таблички, впоследствии раскопанные в шумерском городе-государстве Лагаш; он располагался на плодородной равнине в междуречье Тигра и Евфрата (современный Ирак). И что же сообщают нам эти таблички? А то, что шумерам приходилось бояться сборщиков налогов куда больше, чем своих господ и царей. Plus ça change, plus de la meme chose![1]

И таких любимых историй у меня много. Вот, например, Розеттский камень. Его текст написан иероглифами, демотическим письмом и повторен по-гречески, что и позволило расшифровать древнеегипетские иероглифы. А ведь фактически в тексте содержится благодарность за предоставление налогового иммунитета. Именно поэтому он и был выбит на камне, а не написан на папирусе.

Еще один пример – процветавший остров Родос, который взимал 2 %-ную портовую пошлину на торговлю. Через год после того, как Рим учредил беспошлинный порт на острове Делос, Родос потерял 85 % своих доходов. Не война, а свобода торговли позволила Риму свергнуть торговое господство Родоса. Сам же Рим пал не под ударами гуннов, а по причине массового уклонения от налогов: богатые землевладельцы изобретали одну хитрую схему за другой, чтобы не платить их, и оставили государство без средств на защиту. «Борьба, бегство, обман» – настоящий кладезь для производителей телесериалов.

Спустя 10 лет Чарльз Адамс представил на этом континенте новую историю налогообложения. В книге «На благо и во зло» новые материалы и несколько новых глав добавлены к и так уже чрезвычайно внушительному аналитическому и описательному содержанию, которое охватывает древние цивилизации, греко-римскую эпоху, Средние века, развивавшиеся государства Западной и Восточной Европы, ацтеков и историю налогообложения в Америке. Одна новая глава описывает экономические чудеса Японии, Гонконга, Сингапура, Тайваня и Южной Кореи, которые ввели политику низконалоговой экономической теории предложения за десятилетия до того, как Рональд Рейган популяризировал этот термин. Другая новая глава повествует о том, как конституции штатов активно защищают налогоплательщиков, предоставляя им конституционное право контролировать налогообложение и расходы. Пожалуй, самой известной из таких поправок является «Предложение 13», детище покойного Говарда Джарвиса; она ограничивает налог на недвижимость в штате Калифорния 1 % денежной стоимости жилища.

Адамс также добавил новую главу об «Укрощении монстра». Он предлагает ряд реформ – естественно, в пользу налогоплательщиков, – чтобы налоги работали на благо, а не во зло. Он предлагает считать налоговое вымогательство со стороны государственных должностных лиц уголовным преступлением, разрешить налогоплательщикам подавать в суд на неправомерные действия налоговых органов и предоставить избирателям право отзыва окружных руководителей Налоговой службы США. Пожалуй, самая важная реформа предполагает переход от прямого налогообложения к косвенному, что позволит свести к минимуму возможности государства вторгаться в частные дела граждан.

Десять лет, отделяющие друг от друга работы «Борьба, бегство, обман» и «На благо и во зло», были проведены автором с большой пользой. Он предлагает читателям ряд наблюдений, почерпнутых из истории налогообложения. Во-первых, хорошие налоговые системы имеют свойство портиться, если граждане не способны возразить правительствам, которые всегда склонны приноравливать государственные расходы не к реальному содержимому кошелька, а к своим ненасытным аппетитам. Во-вторых, цивилизации свойственно разрушать себя путем чрезмерного налогообложения. В-третьих, при разработке и введении любой системы налогообложения важным принципом является умеренность. Принцип умеренности включает в себя выбор налоговых ставок и наказаний за уклонение от налогов, настойчивость в сборе налогов и по возможности равное отношение к налогоплательщикам, избегающее слишком прогрессивных или слишком регрессивных шкал налогообложения.

Приятного чтения! И будем надеяться, что наши избранные, назначенные или, как тоже бывает, самозваные правители прислушаются к советам и предостережениям Адамса.

Элвин Рабушка, старший научный сотрудник,

Институт Гувера, Стэнфордский университет,

Предисловие ко второму изданию

Вскоре после выхода первого издания этой книги профессор Элвин Рабушка посоветовал мне подготовить исправленное издание. Тогда эта книга будет оставаться классической работой, а я при этом смогу внести те дополнения и уточнения, которые, вероятно, со временем понадобятся. Я последовал этому совету, принял во внимание произошедшие перемены, провел новые изыскания и учел предложения многих читателей, которые дали себе труд связаться со мной. Они указали мне на целый ряд вопросов, которые их тоже интересовали и, по их мнению, нуждались в новом подходе. Кроме того, поскольку в конце книги я говорю не об исторических, а о текущих событиях, было совершенно неизбежно, что их дальнейшее развитие окажется не совсем таким, как я ожидал, и подтвердит правильность японской пословицы, гласящей, что главная ценность жизни заключается в ее переменчивости.

Самым значительным и неожиданным событием этого десятилетия стал крах того, что я называл «экономическими чудесами» Азии. Еще несколько лет назад никто не предвидел резкого падения их валют, пагубно сказавшегося на экономике[2]. Корпоративная Япония была не просто равным конкурентом западных экономик; она была потрясающим экономическим гигантом, который бросал вызов любым конкурентам и, как правило, их побеждал. Теперь Япония вместе с другими азиатскими «тиграми» переживает спад, и мы вновь убеждаемся, что в этом мире одной только разумной налоговой политики недостаточно для процветания. Для устойчивого процветания правильная финансовая политика и надежная банковская система необходимы не меньше, чем хорошее налоговое законодательство. Мою новую главу об Азии вполне можно было назвать «Чудеса закончились». Однако, я думаю, рано или поздно азиатские страны наведут порядок в своих финансовых делах, прекратят неразборчивое кредитование и снова займут господствующее положение в мире коммерции.

«Налоги - это цена, которую мы платим, за возможность жить в цивилизованном обществе», - Холмс Оливер Уэнделл.


Мы живем в цивилизованном обществе, в котором каждый человек может рассчитывать на помощь правоохранительных органов, пожарных и других экстренных служб в сложных жизненных ситуациях, а дети имеют возможность получать бесплатное образование. Почти все медицинское обеспечение в стране бесплатное. Любой человек, лишившийся работы, имеет право на пособие по безработице. Всем этим нас обеспечивает государство. А государству для выполнения социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной функций, развития фундаментальной науки и др. нужны денежные средства.
Налоги это та часть финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения своих функций.
То есть основная роль налогов — фискальная (от лат. Fiscus- казна), соответственно чему они используются как источник доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства.
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.)
Изначально функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т.д.). Но с тех пор как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие подфункции.
Так, налоги могут использоваться для регулирования производства, стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких- либо экономических процессов.
С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые этот налог распространяется. Акцизы на табачные и алкогольные изделия, увеличивающие их продажную цену, призваны сдерживать рост потребления этих изделий в интересах здоровья нации.
В налогах заложены и возможности регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.
Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику.
В ходе налогообложения со стороны государства также проводится контроль за финансово- хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, за получением доходов гражданами, источниками их доходов, за использованием имущества, в том числе земли.
Только всесторонний учет всех этих функций налогов может обеспечить успешную налоговую политику, делает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны и способствует развитию экономики и общества в целом, повышению жизненного уровня населения.
Сегодня налоги являются одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, процессов производства, распределения и потребления.
Я согласен с мнением автора высказывания «Налоги - это цена, которую мы платим, за возможность жить в цивилизованном обществе».

Нужно написать эссе по плану, который был дан

Второй аргумент следует расписать так как заявлено - "подробнее". О стимулирующей функции налогов сказано вскользь, а о дестимулирующей совсем ничего

Долбин Ростислав

«Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе»

В своём высказывании О. Холмс говорит о роли налогов в жизни общества. Автор полагает, что для того чтобы жить достойно в цивилизованном обществе нужно платить налоги, используя весь спектр общественных благ. Актуальность проблемы, поставленной Холмсом очевидна, ведь с помощью налогообложения государство реализует всё, что нужно обществу. Я полностью согласен с автором. Ведь, действительно, налоги имеют множество функций для поддержки общества и государства.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством. Все полученные деньги идут на общественные и государственные нужды. Здесь начинают работать функции налогов. Фискальня функция налогообложения - основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства.Все остальные функции - производные от фискальной. Возьмём, например, стимулирующую функцию, благодаря которой многие социальные группы могут пользоваться льготами. Также с помощью налогов можно контролировать спрос на некоторые товары. Акцизы, вводимые на алкоголь и табак, особенно крупные, могут отбить желание потребителя купить такую продукцию, что повлечёт к оздоровлению нации.

А вообще, по сути, ни одно адекватное и цивилизованное государство не может существовать стабильно без налогов. Страна, где нет ни органов здравоохранения, правоохранительных органов, а, тем более, что очень важно, к сожалению, армии вообще ничто. Да и вообще, вряд ли кто-либо в такой стране можно будет использовать какие-то общественные блага. Ведь никто не будет всё это финансировать и содержать, кроме государства, а налоги очень удобный инструмент достижения любой цели.

Подводя итог, можно сказать, что проблема, затронутая О. Холмсом актуальна во все времена. Налоги дают нам жизнь в цивилизованном обществе, где есть всё что нужно, и проблемы, которые витают вокруг процессов сбора, не превысят достоинств налогообложения. Нужно очень ответственно подходить к уплате налогов, ведь без этого мы не сможем жить достойно в обществе и государстве, используя весь спектр общественных благ.

Долбин Ростислав

«Бизнес – это сочетание войны и спорта».

Под этим высказыванием подразумевается жёсткая борьба и соперничество бизнесменов и компаний между собой за рынок сбыта и лидерство. Я считаю, что это высказывание достаточно верное и точное, ведь не смотря на гуманные принципы, бизнес имеет жёсткую структуру. Выживает, скажем так, сильнейший и самый приспособленный.

Между компаниями существует борьба и соперничество, которые выражаются конкуренцией. Жёсткая конкуренция способствует уменьшению цен и увеличение качества продукции. Однако, в конце концов конкуренция отсеет слабых и увеличит возможность возникновения монополии. Но нужно учесть и недобросовестную конкуренцию. Многие компании тратят деньги на устранение конкурентов вместо того, чтобы развивать своё производство. К тому же многие компании иногда используют криминальные элементы в достижении целей. Яркими примерами являются ситуации характерные для России 90х годов ХХ века, когда бандитизм и рейдерские захваты предприятий были обычным делом, а оружие, зачастую, было "орудием труда" бизнесменов.

А вообще для многих идейных людей важнее всего, скорее лидерство в какой-либо отрасли для самоутверждения и самореализации. Существует множество примеров таких людей. Взять хотя бы сферу информационных технологий. Марк Цукерберг, создатель Facebook , стремился к первенству в этой области, чем к доходам. О чём только говорят факты, что, по сути, у него находятся данные более миллиарда людей (что говорит о высочайшей популярности социальной сети) , а также судебные разбирательства по отстранению соавторов проекта. Размещение рекламы стоит от 15000$, а периодическое выкладывание конфиденциальной информации в интернете без всякого вреда для себя со стороны закона говорит о том, что компания влиятельна и с деньгами проблем нет. А вот лидерство остаётся за Facebook-ом.

Итак, можно сказать, что утверждение «Бизнес – это сочетание войны и спорта» вполне точно описывает ситуацию с предпринимательской деятельностью в целом. Хотя в наше время «спорт» имеет более выгодные позиции перед «войной», что полезно всем, в первую очередь потребителям.

Содержание

Отличие налогов от других обязательных изъятий и платежей

Структура налога, его элементы

Список используемой литературы

Введение

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Целью написания данной работы является исследование экономической и правовой природы налога, элементов налогового законодательства.

Основными задачами написания работы являются:

. определить понятие налога;

. рассмотреть отличия налогов от других обязательных изъятий и платежей;

. раскрыть классификация налогов;

. проанализировать структура налога, его элементы.

Теоретическая база данной работы представляет собой Налоговый кодекс РФ, учебные пособия, а также работы отечественных ученых-экономистов, посвященные различным аспектам исследуемой проблемы. Объектом исследования является системы налогообложения, применяемые предприятиями и организациями в РФ. Предметом является экономическая и правовая природа налога, элементы налогового законодательства.

Теоретическая часть

Понятие налога

Налог не является начальной формой аккумуляции денежных средств бюджетом. Введение налогов предполагает более высокий уровень развития правосознания, экономической и социальной системы государства. Недаром С. Фишер указывал, что «налоги - это наша плата за цивилизованность общества».

Современные определения налога делают акцент на принудительный характер налогообложения и на отсутствие прямой связи между выгодой гражданина и налогами. «Налоги - принудительные сборы, взимаемые с населения на известной территории, на установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей государства» (Советская финансовая энциклопедия, 1924 г.). В учебнике «Экономикс» К. Макконнелл и С. Брю указывают, что «налог - принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги…».

Налоговый кодекс РФ дает следующее определение понятию: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Основные отличительные признаки налога в трактовке Налогового кодекса:

) обязательность - каждое лицо-налогоплательщик должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

) индивидуальная безвозмездность - каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму какие-либо блага;

) уплата в денежной форме - налоги не могут быть уплачены (взысканы) в натуральной форме, т. е. в виде так называемых налоговых зачетов;

) финансовое обеспечение деятельности государства - налоги, иные сборы и платежи являются источниками доходов соответствующих бюджетов;

) общие условия установления налогов и сборов - налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: налогоплательщики; объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

В российское понятие «налог» заложены различные юридические нормы, важные для понимания сути налогообложения, а именно:

а) прерогатива законодательной власти утверждать налоги;

б) главная черта налога - односторонний характер его установления;

в) налог является индивидуально безвозмездным;

г) уплата налога - обязанность налогоплательщика, она не порождает встречной обязанности государства;

д) налог взыскивается на условиях безвозвратности;

е) целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

В заключение укажем, что понимание термина «налог» способствует правильному применению норм законодательства, дает возможность определить объем полномочий субъектов налоговых отношений. Без точного определения этого термина невозможно правильно установить финансовую или иные виды ответственности налогоплательщика.

Отличие налогов от других обязательных изъятий и платежей

В России существование отдельно налоговых и неналоговых платежей - реальность. Однако налоговое законодательство не всегда позволяло провести четкую грань между налогами и неналоговыми обязательными платежами. В настоящее время в качестве юридического критерия отличия налога от неналогового обязательного платежа предложен признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи - нормами других отраслей права. Законодательство предусматривает различие между налогами и сборами. Так, в первой части Налогового кодекса дается следующее определение:

«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Неналоговые платежи включают в себя собственно неналоговые платежи и разовые изъятия.

Неналоговый платеж (квазиналог) - обязательный платеж, который не входит в налоговую систему государства; отношения по установлению и взиманию этих платежей в бюджеты и внебюджетные фонды регламентируются финансово-правовыми нормами. К подобным платежам относятся платежи за оказание различных услуг (сборы, пошлины), доходы от использования объектов государственной собственности, платежи за выдачу лицензий.

Разовые изъятия - платежи, взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (реквизиции, конфискации, штрафы).

Поясним, в чем же состоит отличие неналогового платежа от налогового. Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии объекта налогообложения. При этом налог устанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер, он уплачивается на основе безвозмездности, является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.

При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. Взимаются пошлины и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг. В теоретическом аспекте цель взыскания пошлины (сбора) - лишь покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они уплачиваются, без убытка, но и без чистого дохода.

Таким образом, налогами следует считать принудительные сборы, взимаемые в пользу государства, поскольку они не являются уплатой за специальные услуги государственных органов. В этом и состоит отличие налога как от пошлины, так и от государственных доходов частноправового характера.

Классификация налогов

При многочисленности и разнообразии налогов классификация позволяет устанавливать их сходства и различия. Особенности отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.

. По способу взимания различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода).

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.

. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории;

региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты.

. По целевой направленности введения налогов различают:

абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

целевые (специальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

. В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

налоги, взимаемые с физических лиц;

налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.

. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

регулирующие налоги - разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

. По порядку введения налоговые платежи делятся на:

общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание - компетенция органов местного самоуправления.

. По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;

периодично-календарные налоги, которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

"Налоговый вестник", N 6, 2000

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВ

Финансовая наука, с одной стороны,

является наукой экономической,

с другой - правовой.

И.Х.Озеров Основы финансовой науки. Рига, 1923. С. 16.

Финансовая наука создала теорию налогов, которая получила практическое воплощение в налоговых системах стран с развитой рыночной экономикой.

Чтобы понять суть острых дискуссий по части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которая формулирует положения налоговой политики и определяет основы налогообложения, необходимо обратиться к научной теории налогов, общей их части. Научные знания и научный подход необходимы во всех сферах общественной жизни.

Недостаточная проработанность части первой НК РФ, наличие в ней неотрегулированных отношений, а также неясных, неконкретных, несогласованных норм и положений объясняется сложностью предмета и наличием разных мнений и интересов. "Искусство обложения налогами, как одного из "плодов цивилизации", созревает медленно" . Рау К.Г. Основные начала финансовой науки. Т. I. 1868. С.276.

"Ключевой проблемой, имеющей значение для разрешения целого комплекса вопросов налогообложения, является проблема определения понятия "налог" (Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель. Налогоплательщик. Государство. Правовые позиции Конституционного Суда РФ / Учебное пособие. - М., 1998. C. 198.). Действительно, определение понятия "налог" содержит в себе идеологическую роль, через его определение осознается и оценивается отношение общества к налогообложению. Напомним два определения понятия "налог" в законодательных актах, хотя, по мнению автора, в данном случае надо применять термин "налоги". В Законе РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" "под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами".

В НК РФ "под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

Попытаемся привести некоторые аргументы в защиту первого определения налога (хотя и оно не бесспорно), а именно: налоги не взимаются в форме отчуждения, а осуществляются налогоплательщиками. Именно в этом заключается принципиальное расхождение этих двух дефиниций налога, данных в законодательных актах 1991 и 1998 гг. Дефиниция - лат., краткое научное определение какого-либо понятия, существенных признаков предмета, явления (Краткий словарь иностранных слов. - М., 1968).

Дефиниция (ограничение) - определение понятия, раскрытие понятия путем перечисления его признаков (Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997).

По мнению автора статьи, дефиниция налога, приведенная в НК РФ, заключает в себе явное противоречие. Обуславливая необходимость в средствах финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, форма мобилизации таких средств названа отчуждением. Поскольку термин "отчуждение" имеет много значений, а в НК РФ не дана его трактовка, считаем целесообразным привести значение этого термина из толковых, энциклопедических, экономических словарей. Кстати, вопросы терминологии заслуживают сегодня особого внимания.

В одном из словарей термин "отчуждение" означает отчуждать, отчуждить что от кого, делать чуждым, чужим, удалять, отстранять, устранять, отымать, отбирать, передавать иному (Даль В. Толковый словарь. - М., 1882). Другой словарь термин "отчуждение" трактует как "юр. действие по глаг. отчудить - отчуждать (во втором знач.). Конфискация означает отчуждение собственности без вознаграждения или изымать на основании закона у кого-л., какое-л., имущество в пользу государства или общественных организаций" (Словарь русского языка. Академия наук СССР. Институт русского языка, 1958 и М., 1986). Третий словарь дает значение термина "отчуждение" как "отбирание у кого-н (имущества) в пользу государства. " (Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1989). По четвертому словарю - "отчуждение - возмездная (купля - продажа) или безвозмездная (дарение) передача имущества в собственность другого лица". Термин применяется в отношении заложенного имущества и акций (Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 1998). Следует отметить, что определение налога в указанных словарях дано отдельно, то есть значение термина "отчуждение" к налогу не относится.

Необходимо и целесообразно привести определения налогов из вышеназванных и других источников в хронологическом порядке.

1. "Налоги суть обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления" (Исаев А.А. Очерки теории и политики налогов. - Ярославль, 1887. С. 1).

2. "Налоги представляют собой публично - правовой источник дохода в наиболее чистом его виде: это - принудительные сборы, взимаемые государством или местными союзами с подданных и находящихся на его территории лиц не в силу тех или иных услуг, а в силу финансовой власти взимающего налог публичного союза" (Энциклопедический словарь. - С.-Петербург, 1897).

3. "Налоги - это установленные законом обязательные денежные взносы населения на удовлетворение государственных нужд" (Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. 1902. Витте С.Ю., цит. из ж. "Финансы". 1999, N 10. С. 30).

4. "Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых его расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента" (Соколов А.А. Теория налогов. 1928. С. 11, 12).

5. "Налог - устанавливаемый государством обязательный сбор, уплачиваемый предприятием, учреждением, населением. " (Словарь русского языка. Академия наук СССР. Институт русского языка. - М., 1958).

6. "Налог - принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия" (Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М., 1992. ч.п. C. 390).

7. "Налоги - это наша плата за цивилизованность общества" (Стенли Фишер. Экономика. - М., 1993. С. 377).

8. "Налог - обязательное и безвозмездное (в прямом смысле) изъятие средств, осуществляемое государством или местными органами власти для финансирования общественных расходов" (Толковый экономический и финансовый словарь. Т. II. - М.: Международные отношения, 1994). Изъятие, -я, 1. Действие по знач. глаг. изъять. Изъятие из продажи. Изъятие ценностей. 2. Изъять, изыму. Устранить (изъять книгу из продажи). Отобрать, конфисковать. Словарь русского языка. Академия наук СССР. Институт языкознания. - М., 1957.

9. "Налогообложение - обязательный сбор с частных лиц и организаций, осуществляемый государством с целью получения средств для финансирования общественных благ и услуг, а также для контроля величины частных расходов в экономике" (Словарь современной экономической теории / Под ред. Дэвида У. Пирса. - М.: ИНФРА-М, 1997).

10. "Налог - обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц" (Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 1998).

11. "Налоги - обязательные сборы, взимаемые государством с экономических агентов" (Экономическая энциклопедия. Институт экономики РАН, 1999).

Ни в одном определении нет термина "отчуждение". Не вдаваясь в подробности, следует отметить, что основа приведенных определений, разных по назначению и структуре, но отражающих представления о налогах в историческом развитии во взаимосвязи с представлениями о роли государства в экономике и общественной жизни, - это признание объективного характера налогов, на что мы хотим в данной статье сделать акцент. Почему налоги объективны? Для ответа на этот вопрос необходимо коснуться вопроса о налогах как научном понятии.

Являясь способом познания мира, наука использует категории . "Научно - категориальный аппарат имеет свою специфику и не совпадает с системой философских категорий, хотя и неразрывно связан с ней" , и выявление его основных элементов применительно к конкретной науке, в частности науке о финансах, позволяет раскрыть логику ее развития для познания сущности налогов через изучение их конкретных форм. Таким образом, налоги в качестве категории - это предмет познания глубинной их сущности. Исходя из вопроса науки "логики" - науки о правильном мышлении: "что есть сущность сущности?", мы в данной статье под сущностью налогов понимаем их смысл, содержание. Категории в научной терминологии - "родовое понятие, обозначающее разряд предметов или наиболее общий их признак" (Словарь русского языка. Академия наук СССР, 1986).

Философский энциклопедический словарь. - М., 1989.

Представления о налогах изменялись на протяжении веков . ". Исторический опыт развития знания указывает на то, что сущность предмета в диалектическом ее понимании - это есть лишь предел, до которого дошло познание предмета на данной ступени развития знания. Познание мира, как и отдельных его областей и явлений, есть бесконечный процесс углубления знания. А это означает, что сущность может быть менее или более глубокой, и этим, в частности, объясняется смена одних теорий другими, - более высокого порядка" . См. статью "О природе налога" в журнале "Налоговый вестник". 1999, N 7.

Войшвилло Е.К. Логика. - М., 1988. С. 174.

В финансовой литературе XIX века научный анализ о налогах начинается с раскрытия природы публично - финансового (государственного) хозяйства, его особого характера, не укладывающегося в рамки рыночно - меновых отношений, его существенных отличий от частного хозяйства. "Публично - финансовое хозяйство ни по способу получения средств, ни по способу их расходования не может походить на частное хозяйство" . Результатом анализа природы публично - финансового хозяйства, цель которого - удовлетворение общественных (коллективных) потребностей, которые не могут быть разложены на индивидуальные потребности, является вывод о том, что оно представляет собой объективную реальность. Оно, так же как и частное хозяйство, имеет свою экономику, расходы и доходы, производит и покупает товары, услуги. Однако государственное хозяйство не может основываться на системе добровольных рыночно - меновых отношений, т.е. на системе цен. Оно извлекает средства не через цены, а через налоги. Иначе говоря, государство оплачивает свои расходы, помимо займов и т.д., за счет налогов. Оно имеет право требовать налоги, т.к. налоги - это плата за принадлежность к государственному союзу и пользование удобствами государственного общежития. "Все это свидетельствует о том, что публично - финансовое хозяйство заключает в себе некоторую экономическую сущность и покоится на экономическом основании" . Исходя из сути публично - финансового хозяйства, общих положений о государственных расходах, финансовая наука обосновала экономическую основу не только публично - финансового хозяйства, но и налогов, как их основы. Общественная жизнь приводит финансовую науку во второй половине XIX века к идее принудительного и безэквивалентного характера налога, как такового налога вообще. При этом принудительность налога выражается в том, что налог, не происходя из процесса ценообразования и являясь внеэкономическим орудием, всегда навязывается обороту извне, декретируется извне . Таким образом, экономическая природа налога, который является составной частью цены, лежит в сфере производства и распределения. Иначе, налог является элементом распределительных, производственных отношений, определяющих суть всех других многообразных отношений, связанных с налогообложением. Отсюда вытекает многогранная глубинная сущность налогов, потенциал которых раскрывается через формы, принципы, методы, способы налогообложения. Соколов А.А. Теория налогов. 1928. С. 9.

Соколов А.А. Теория налогов. 1928. С. 11.

Внешними признаками сущности налогов финансовой наукой названы:

"1) передача благ из сферы частного хозяйства в публичное, 2) обязательный, основанный на нормах закона характер этой передачи, 3) общая безвозмездность", т.е. удовлетворение с помощью налогов общих, неделимых потребностей публичного союза" . Эти признаки налогов должны быть отражены в дефиниции. Цель не является признаком налогов, поэтому в дефиниции понятия "налоги" указание на цель представляется излишней. "Появление" налогов и было обусловлено необходимостью перераспределительных отношений в виду отделения публично - финансового хозяйства от частного. Это природа, генезис налогов. Энциклопедический словарь. - С.-Петербург, 1897. С. 583.

Резюмируя изложенное, налоги, на наш взгляд, - это обязательные, индивидуально безэквивалентные установленные законом платежи организаций и физических лиц. Налоги, как способ извлечения доходов, предполагают достаточно высокий уровень общественного сознания. Налоги - основа благосостояния государства.

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютерная техника, слайды.

Вопрос 1. Понятие и сущность налога

Налоги — один из древнейших финансовых институтов. Их возникновение связано с возникновением и становлением государственности. Известно, что в VII—VI вв. до н. э. в Древней Греции уже были введены налоги на доходы в размере десятой или двадцатой части доходов. В понятии «налог» переплелись не только экономический и философский смысл, но и конкретная форма правовых взаимоотношений, закрепленных в законодательных актах. Представления о налогах изменялись на протяжении веков. По мере развития и совершенствования теорий налогообложения происходила эволюция взглядов на понимание термина «налог». Через его определение осознается и оценивается отношение общества к налогообложению. Поэтому ученые и общественные деятели постоянно предпринимали попытки дать определение налога не только с экономических позиций, но и с юридической точки зрения.

А. Смит (1723—1790) определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрен его размер и порядок уплаты. Он выдвигает тезис о непроизводительном характере государственных расходов, поэтому налог как бы вреден для общества. Одновременно налог понимается как осознанная необходимость, как потребность эко­номического и социального развития. Поэтому налоги для того, кто их уплачивает, — признак не рабства, а свободы. В этих взглядах явственно отражается двойственная природа налогообложения.

Налог — жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят нам пользу. Современные определения налога делают акцент, во-первых, на принудительном характере налогообложения и, во-вторых, на отсутствии прямой связи между выгодой гражданина и налогами. Приведем некоторые определения налогов из различных источников.

1. «Налоги — это установленные законом обязательные денежные взносы населения на удовлетворение государственных нужд» (С. Ю. Витте, 1902).

2. «Налоги — принудительные сборы, взимаемые с населения на известной территории, на установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей государства» (Советская финансовая энциклопедия, 1924).

3. В учебнике «Экономикс» К. Макконнелл и С. Брю указывают, что «налог — принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги. ».

4. «Налоги — это наша плата за цивилизованность общества» (Стенли Фишер).

5. «Налог — обязательное и безвозмездное (в прямом смысле) изъятие средств, осуществляемое государством или местными органами власти для финансирования общественных расходов» (Толковый экономический и финансовый словарь, 1994).

6. «Налог - обязательный платеж, взимаемый в государственный (местный) бюджет с физических и юридических лиц» (Современная экономическая энциклопедия, 2002).

Таким образом, трудность понимания природы налога связана с тем, что его следует рассматривать одновременно как экономическое, хозяйственное и политическое явление действительности. Налог — это прежде всего финансовая, экономичес­кая категория, а по своей внутренней сущности — это общественно необходимое явление. Поэтому по мере развития двух наук — экономики и политологии — открываются все новые и новые возможности для выяснения сущности налога.

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) дает следующее определение искомого понятия: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»

Налоги — это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления.

Налоги — основной источник формирования финансовых ресурсов страны, используемый на содержание государственного аппарата и предоставление определенных услуг населению в области пенсионного обеспечения, образования, здравоохране­ния, занятости и т. д. В развитых капиталистических странах налоги составляют 90% от всех поступлений в федеральные и более 70% — в местные бюджеты.

Наиболее значимыми характеристиками налогового платежа являются следующие.

1. Законодательная основа: налогом является только тот платеж, который устанавливается в рамках законодательства.

2. Обязательность: законом однозначно определяется обязанность граждан уплачивать налоги. Обязательность уплаты налогов основана на возможности принуждения со стороны государства. Так, согласно ст. 57 Конституции РФ, «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

3. Индивидуальная безвозмездность налогового платежа означает, что факт уплаты налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства совершить какое-либо действие, предоставить товары или услуги конкретному налогоплательщику. В конечном счете, естественно, возмездность налоговых отношений возникает, поскольку государство предоставляет своим гражданам определенный круг государственных услуг. Однако в каждом конкретном случае уплаты налога такой возмездности нет.

4. Налоги взимаются в пользу субъектов публичной власти — в государственный бюджет, местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), государственные внебюджетные фонды. Таким образом, только тот платеж, который поступает в бюджет или государственный внебюджетный фонд (при соблюдении остальных условий), может быть назван налогом.

Не все платежи, взимаемые с граждан и юридических лиц на основе обязательности и индивидуальной безвозмездности, являются налогами. Так, штраф, который взимается по решению суда в пользу третьих лиц или даже государства, налогом не является.

Выделение четырех основных характеристик налогового платежа позволяет определить отличие налога от сбора и пошлины. В случае пошлины или сбора всегда преследуется специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина или сбор), которая достигается в результате уплаты, т. е. присутствует элемент индивидуальной возмездности. Определенная цель может преследоваться и при уплате некоторых налогов (целевые налоги), однако в этом случае, во-первых, цель формулируется не налогоплательщиком, а государством, а во-вторых, не возникает элемента возмездности. Так, целевым налогом является сбор на воспроизводство минерально-сырьевой базы, но это не цель налогоплательщика. В случае же сбора (например, таможенного) налогоплательщик формулирует цель — ввоз тех или иных товаров на территорию страны. Именно налого­плательщик в первую очередь заинтересован во ввозе товара, государство же выдвигает условие ввоза — оформление документов и уплату таможенного сбора.

Исторически пошлины и сборы возникли как способ покрытия издержек учреждений, в пользу которых они взимались, и представляли плату за оказание определенного круга услуг. Пошлинный принцип в данном случае представлял собой принцип компенсации фактически осуществленных расходов — покрытие издержек и бесприбыльность. Однако на практике в современных условиях это положение не всегда соблюдается. Довольно часто плата за услуги оказывается выше их себестоимости. Это зачастую касается как государственной, так и таможенной пошлины (которая фактически только сохранила этот термин в названии, не являясь пошлиной по существу). Кроме того, зачастую сама пошлина или сбор вводится, чтобы получить доход, а не покрыть издержки. В российском налоговом законодательстве налог и сбор разграничены (ч. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Сбор — обязательный взнос организаций и физических лиц, уплата которогоодно из условий совершения государственными органами или органами местного самоуправления и их должностными лицами юридически значимых действий в отношении плательщика.

Понятие пошлины Налоговый кодекс РФ не выделяет как самостоятельное. В экономической литературе пошлина чаще всего определяется как денежный сбор, взимаемый соответствующими государственными органами при выполнении ими определенных функций, предусмотренных законодательством данной страны. Наиболее распространенными являются почтовые, судебные, наследственные и таможенные пошлины.

Российское налоговое законодательство проводит различие между налогами и сборами, одновременно рассматривая эти две категории как очень близкие по таким параметрам, как установление, уплата, контроль за соблюдением законодательства, способы администрирования и др.

Экономическая сущность налогов сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в стране, с целью формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счет него предо­ставления государственных услуг.

Читайте также: