Является ли казенное учреждение налоговым агентом

Опубликовано: 15.05.2024

Наше учреждение является главным распорядителем бюджетных средств, имеет подведомственное муниципальное казенное учреждение. В январе 2012 года было принято решение и утверждены тарифы на оказание платных услуг МКУ, не являющегося администратором доходов. Убедительная просьба разъяснить порядок учета денежных средств, возможность наделения МКУ правом администратора доходов, поступающих от оказания платных услуг, механизм уплаты НДС (если такое предусмотрено НК РФ для муниципального казенного учреждения), порядок расчета налоговой базы для исчисления налога на прибыль.

Ответ на этот вопрос подготовлен специалистами Управления ФНС России по Красноярскому краю и опубликован в газете "Налоговые вести Красноярского края" № 13 (июль, 2012 г.) с моим комментариями.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы уполномочены информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц и разъяснять порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов).

С учетом изложенного, в пределах компетенции налоговых органов, разъясняем следующее.

В соответствии с положениями ст. ст. 246 и 247 НК РФ российские организации являются плательщиками налога на прибыль организаций, объектом налогообложения по которому является прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами в соответствии с нормами главы 25 НК РФ.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованы в ст. 251 НК РФ. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения по налогу на прибыль, предусмотрены статьей 270 НК РФ.

С 1 января 2011 года в соответствии с пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ казенные учреждения не признают доходами средства, полученные от оказания государственных или муниципальных услуг (выполнения работ) а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.

В соответствии с п. 48.11 ст. 270 НК РФ затраты казенных учреждений, связанные с исполнением государственных (муниципальных) функций, не включаются в расходы.

Согласно п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

На основании положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ государственные (муниципальные) услуги, оказываемые учреждениями, должны быть включены в перечень государственных (муниципальных) услуг.

Таким образом, возможность не учитывать в составе налогооблагаемых доходов средства, полученные казенными учреждениями от оказания ими государственных (муниципальных) услуг, установленная пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ, применяется только в случаях, когда работы выполнены (услуги оказаны) в рамках утвержденных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг. В иных случаях, доходы учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.

Данная позиция, согласованная с Минфином России, изложена в Письме ФНС России от 21.09.2011 N ЕД-4-3/15432@.

Относительно вопроса по налогу на добавленную стоимость сообщаем следующее.

С 1 января 2012 года в соответствии пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ (введен Федеральным законом № 239-ФЗ от 18.07.2011) выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, не признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

До указанной даты исчисление налога на добавленную стоимость производилось в общеустановленном порядке.

1. Порядок оформления кассовых операций с 1 января 2012 года регулируется Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П (далее – Положение № 373-П). Указанное Положение распространяется на всех юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением ЦБ РФ), а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения.

Получатели бюджетных средств при ведении операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег руководствуются Положением № 373-П, если иное не определено нормативным правовым актом, регулирующим порядок ведения кассовых операций получателями бюджетных средств (ч. 2 п. 1.1 Положения № 373-П).

2. Администратор доходов бюджета – это орган, осуществляющий контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов к ним (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, далее – БК РФ).

Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов, являющихся органами самоуправления и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном местными администрациями (п. 4 ст. 160.1 БК РФ).

Формирование перечня подведомственных администраторов доходов бюджета относится к бюджетным полномочиям главных администраторов доходов бюджета (п. 1 ст. 160.1 БК РФ).

Михаил Кобрин

Кто такой налоговый агент

Налоговый агент — это лицо, которое удерживает у налогоплательщика налог и уплачивает его в бюджет. На практике это лицо одновременно выплачивает доход плательщику налога. Поэтому она самостоятельно изымает часть дохода у налогоплательщика и перечисляет его в бюджет.

Самый яркий пример — работодатель, который платит зарплату сотруднику. В день выплаты зарплаты он отдает работнику только часть денег — 87 %, а 13 % НДФЛ сразу направляет в бюджет.

Кто является налоговым агентом по НДС

Полный перечень ситуаций, когда гражданин становится налоговым агентом, перечислен в Налоговом кодексе, ст. 161. Вот некоторые из них:

  • купили товары или услуги у иностранных лиц, которые не стоят на учете в России, а затем продали их на территории нашей страны — вы налоговый агент этого иностранца и должны удержать НДС из причитающегося ему дохода и уплатить в бюджет;
  • арендовали или купили имущество у органов власти — вы налоговый агент госоргана и должны удержать и уплатить НДС за него;
  • занимаетесь продажей конфиската, кладов, скупленных ценностей.

Разберем самые популярные ситуации.

Продажа иностранных товаров и услуг

Предприниматели закупают сырье, товары и услуги у иностранных компаний. Если в у иностранного продавца есть зарегистрированный филиал или представительство в России, его сотрудники выдадут вам счет-фактуру и самостоятельно рассчитают и уплатят НДС в бюджет.

Узнать о регистрации филиала несложно. Запросите у контрагента свидетельство о постановке на учет в России с присвоенным ИНН. Обращайте внимание на то, с кем именно заключаете контракт. У иностранной компании может быть официальный филиал в России, но если договор заключен с «головой», вы станете ее налоговым агентом по НДС.

Но есть операции, которые освобождены от налогообложения, они перечислены в ст. 149 НК РФ. Если товар или услуга, которые вы покупаете, перечислены в третьем пункте этой статьи, они не облагаются НДС. А значит вы не будете налоговым агентом иностранного лица, даже если оно не стоит на учете в РФ.

Например, ООО «Эпсилон» закупило у иностранного партнера партию керамической плитки. Контрагент не стоит на учете в РФ. Стоимость контракта 500 000 рублей. Значит «Эпсилон» поступает следующим образом:

  • 500 000 *20/120 = 83 333,33 рубля — удержать и перечислить в государственный бюджет НДС по ставке 20%;
  • 500 000 * 100/120 = 416 666,67 руб. — перечислить поставщику.

Иностранные партнеры часто идут на хитрость и устанавливают в договоре условие, что цена фиксированная, и особенности местного законодательства ее менять не могут. А значит если цена контракта 500 000 рублей, то и получить контрагент должен 500 000 рублей. Нормам закона это не противоречит, а вот для покупателя — это серьезный удар по бюджету. В такой ситуации:

  • 500 000 рублей — перечисляем поставщику;
  • 500 000 *20/100 = 100 000 рублей — НДС за иностранную компанию.

Будете ли вы налоговым агентом, зависит также от места реализации товаров и услуг. Определить место реализации товаров просто. Если вы купили плитку в Китае, вам ее отгрузили, и вы продали ее в России, вы — налоговый агент по НДС.

С услугами сложнее: физического перемещения нет. Но есть ряд услуг, местом реализации которых точно будет Россия, так как вы работаете на ее территории:

  • разработка ПО;
  • консультационные услуги;
  • юридические;
  • бухгалтерские и аудиторские;
  • рекламные и маркетинговые;
  • инжиниринговые;
  • аренда имущества, кроме недвижимости и авто;
  • предоставление персонала.

Место оказания иных услуг определяется индивидуально.

Подытожим. Вы налоговый агент по сделке с иностранным партнером, если:

  • купили у него товары или услуги;
  • реализуете их в России;
  • они не перечислены в п. 3 ст. 149 НК РФ;
  • у иностранной компании нет официального филиала или представительства в РФ.

Налоговые агенты по НДС

Как оформить счет-фактуру при покупке у иностранного контрагента

Иностранное лицо не выставит вам счет-фактуру. Значит сделать это придется самому в течение 5 дней. По строкам «Продавец» и «Адрес» укажите данные зарубежного партнера, в «ИНН» — поставьте прочерк. Далее фактура заполняется как обычно.

В какие сроки уплатить НДС по сделке с иностранным партнером

Зависит от того, что вы у него купили. Если товары, срок — 25 дней после отчетного квартала. Если услуги или работы — одновременно с оплатой по контракту.

Не забываем про обязанность подать декларацию по НДС. Срок — в течение 25 дней после отчетного квартала. Для налоговых агентов разработан Раздел 2 декларации.

Покупка или аренда госимущества

Покупая имущество или арендуя его у органа власти, вы станете налоговым агентом по НДС. Обычно орган власти, который занимается реализацией или передачей в аренду имущества, — это Комитет по управлению имуществом.

Как и в первом случае, НДС удержите из стоимости имущества или из арендной платы. Продавец также может прописать в договоре, что цена контракта указана без НДС, тогда сверх суммы придется доплатить еще и НДС в бюджет.

В случае аренды есть тонкости. Если арендодатель — школа, больница, вокзал и т.п., то арендатор не будет их налоговым агентом, так как они самостоятельные налогоплательщики. Если вы арендуете имущество у казенного учреждения, платить НДС тоже не придется, так как деятельность казенных учреждений вообще не облагается НДС.

Налоговым агентом вы будете при заключении контракта с администрацией города, комитетом по имуществу и иным органом.

Как оформить счет-фактуру при покупке или аренде имущества у органа власти

Ситуация аналогична взаимоотношениям с иностранным партнером. Орган власти не выставит фактуру, это должны сделать вы в течение 5 дней. В поле «Продавец», «Адрес» и «ИНН» укажите данные госоргана.

В какие сроки уплатить НДС по сделке с органами власти

Срок — 25 число месяца, следующего за отчетным кварталом. До этого дня нужно успеть подать налоговую декларацию по НДС с заполненным Разделом 2.

Может ли налоговый агент принять НДС к вычету

Налоговый агент может принять к вычету уплаченный НДС в общем порядке, если он сам — плательщик этого налога.

Для агентов, которые НДС не платят, разрешено включить уплаченный налог в стоимость купленных товаров и услуг.

Ведите учет НДС и заполняйте декларацию в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Декларация заполняется автоматически, и система напомнит вам о сроках уплаты и сдачи отчетности. Для новичков подарок — 14 дней бесплатного доступа к сервису.

Правовой статус

В гражданско-правовом смысле казенные учреждения – это вид юридического лица 1 . Казенное учреждение – это один из трех типов 2 государственных (муниципальных) учреждений.

Учреждение 3 – это унитарная некоммерческая организация, созданная собственником.

Унитарное юридическое лицо 4 – это такое юридическое лицо, учредитель которого не является его участником.

Некоммерческая организация 5 – это такая организация, которая не имеет своей целью получение прибыли.

Казенное учреждение – это зарегистрированное в установленном порядке юридическое лицо, при регистрации которого указана организационно-правовая форма (ОПФ) – казенное учреждение.

Большая часть органов власти также зарегистрированы как юридические лица в форме казенных учреждений.

Под органами власти мы имеем в виду:

- органы местного самоуправления (ОМС);
- органы государственной власти субъектов РФ (ОГВС);
- федеральные органы государственной власти (ФОГВ).

Имущество казенного учреждения

Казенное учреждение не имеет никакого собственного имущества. Собственником имущества является публично-правовое образование (ППО), которое создало казенное учреждение.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование – все это публично-правовые образования.

Все имущество закреплено за казенным учреждением на праве оперативного управления, кроме земельных участков. Земельные участки закрепляют за казенными учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Казенное учреждение владеет и пользуется имуществом, которое за ним закреплено. Казенное учреждение не имеет права самостоятельно распоряжаться имуществом. Состав права «распоряжения» имуществом законодательно не установлен. Обычно под правом «распоряжаться имуществом» имеют в виду право отчуждать имущество или передавать имущество в безвозмездное пользование или в аренду. Ничего этого казенное учреждение не имеет права делать без разрешения собственника имущества. Собственник имущества казенного учреждения – публично-правовое образование – осуществляет свои права собственника имущества через соответствующие уполномоченные органы. 6 Обычно ППО своими нормативно-правовыми актами устанавливают общие для всех учреждений правила в отношении имущества ППО.

Таким образом, правила распоряжения имуществом и разрешения на отдельные акты распоряжения имуществом для каждого конкретного казенного учреждения могут быть установлены:

- общими нормами Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ;
- законодательством соответствующего ППО об имуществе ППО;
- распоряжениями уполномоченных органов ППО по управлению имуществом.

Учетная политика казенного учреждения не может устанавливать правила распоряжения имуществом. Потому что учетная политика устанавливает правила ведения учета.

Ответственность казенного учреждения

Казенное учреждение по своим обязательствам отвечает только денежными средствами 7 , которые есть в его распоряжении. При недостатке этих средств ответственность несет собственник имущества казенного учреждения – публично-правовое образование. Ввиду установленных особенностей финансового обеспечения казенного учреждения в распоряжении казенного учреждения могут быть только наличные денежные средства в кассе.

Особенности функционирования казенного учреждения

Наименование казенного учреждения может 8 включать в себя слово «казенное», но это не обязательно.

Казенное учреждение, как и любая некоммерческая организация, должно иметь печать 9 с наименованием.

Учредительным документом казенного учреждения является устав или положение.

Устав казенного учреждения также должен содержать 10 :

- наименование учреждения;
- указание на тип учреждения – казенное;
- сведения о собственнике его имущества – публично-правовом образовании;
- исчерпывающий перечень 11 видов деятельности, которые казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано.

Основной деятельностью казенного учреждения признают деятельность, непосредственно направленную на достижение целей, ради которой оно создано.

Казенное учреждение, которое не является органом государственной власти, органом местного самоуправления, не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

Изменение типа казенного учреждения на бюджетный или автономный, а также изменение типа бюджетного или автономного учреждения на казенный не является реорганизацией 12 . То есть не требует выполнения действий, выполняемых 13 при реорганизации юридических лиц. В случае изменения типа учреждения с/на казенное необходимо внести изменения в учредительные документы. При изменении типа учреждения нет необходимости заново получать лицензии и аккредитации, даже если при этом изменяют наименование.

При ликвидации казенного учреждения кредитор не вправе 14 требовать досрочного исполнения обязательств перед ним либо прекращения обязательств и возмещения связанных с этим убытков.

Для обеспечения открытости и доступности информации о деятельности казенных учреждений на официальном сайте 15 для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети Интернет казенное учреждение обязано размещать 16 17 :

- учредительные документы казенного учреждения, в том числе внесенные в них изменения;
- свидетельство о государственной регистрации казенного учреждения;
- решение учредителя о создании казенного учреждения;
- решение учредителя о назначении руководителя казенного учреждения;
- положения о филиалах, представительствах казенного учреждения;
- годовую бухгалтерскую отчетность казенного учреждения;
- сведения о проведенных в отношении казенного учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
- государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);
- отчет о результатах деятельности казенного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
- бюджетную смету казенного учреждения, которую составляют, утверждают и ведут в порядке 18 , установленном бюджетным законодательством РФ.

Казенные учреждения: финансовое обеспечение

С точки зрения бюджетного законодательства казенное учреждение «находится в ведении 19 » органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

При этом, Бюджетный кодекс РФ:

- не разъясняет, что означает термин «находится в ведении»;
- не учитывает, что подавляющее большинство главных распорядителей бюджетных средств также имеют организационно-правовую форму казенных учреждений.

Финансовое обеспечение 20 деятельности казенного учреждения осуществляют:

- за счет средств соответствующего бюджета;
- на основании бюджетной сметы.

При этом у казенного учреждения нет никаких собственных денежных средств, потому что безналичные расчеты казенное учреждение производит через лицевые счета, которые открывает либо орган Казначейства, либо финансовый орган публично-правового образования. Непосредственного доступа к банковскому расчетному счету у казенного учреждения нет.

Казенное учреждение имеет право 21 осуществлять приносящую доход деятельность, только если такая деятельность предусмотрена учредительными документами. При этом весь доход от такой деятельности казенное учреждение обязано направлять в доход бюджета.

Последовательность финансового обеспечения казенного учреждения следующая 22 .

1. Казенному учреждению «доводят бюджетные ассигнования», то есть сообщают, какие суммы денежных средств казенное учреждение сможет израсходовать в течение соответствующего года на соответствующие цели.

  • Бюджетные ассигнования казенному учреждению доводит, то есть сообщает, либо финансовый орган, либо главный распорядитель бюджетных средств. Это зависит от функции казенного учреждения в бюджетном процессе.
  • Все бюджетные показатели отнесены к конкретному году, так как исполнение бюджета, то есть расходование бюджетных средств, имеет границы календарного года. Так как обычно бюджеты публично-правовых образований составляют на трехлетний период, бюджетные ассигнования казенным учреждениям доводят также на три года, отдельной суммой на каждый год. В некоторых публично-правовых образованиях бюджетные ассигнования детализируют поквартально.
  • Целевое назначение бюджетных ассигнований обозначают соответствующими кодами бюджетной классификации. То есть казенному учреждению сообщают не общую сумму разрешенных расходов на год, а большое количество сумм с указанием кода, обозначающего целевое (допустимое) направление расхода средств.

2. Казенному учреждению «доводят лимиты бюджетных обязательств», то есть сообщают, в каких размерах на какие цели учреждение может в течение соответствующего года заключать договоры или иным способом обещать кому-то что-то выплатить.

В большинстве случаев суммы бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств совпадают.

3. В пределах лимитов бюджетных обязательств казенное учреждение может «принимать обязательства» в течение соответствующего года, то есть заключать договоры на соответствующие цели или иным образом обещать кому-либо произвести выплаты.

Для обеспечения своей деятельности казенное учреждение может принимать бюджетные обязательства, то есть обещать произвести выплаты, также и по оплате труда, по уплате налогов, по иным выплатам юридическим и физическим лицам, не связанным с приобретением товаров, работ, услуг, по выплатам по решению судов, по перечислениям другим бюджетам, по другим выплатам.

Каждое бюджетное обязательство, принятое казенным учреждением, уменьшает свободный остаток лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год.

4. Каждая выплата денежных средств казенным учреждением происходит во исполнение принятого ранее бюджетного обязательства.

5. Когда у казенного учреждения возникает необходимость произвести выплату, казенное учреждение направляет соответствующий документ 23 в адрес органа Казначейства или финансового органа в зависимости от того, где казенному учреждению открыт лицевой счет. В установленных случаях, например при закупке товаров, работ, услуг, казенное учреждение подтверждает бюджетное обязательство, по которому желает произвести платеж, соответствующими документами – счетами, накладными, договорами и т.д. Орган Казначейства (финансовый орган) проверяет Заявку на кассовый расход (и приложенные к ней документы) и или принимает ее к исполнению, или отклоняет. Если Заявка на кассовый расход принята, далее орган Казначейства (финансовый орган) производит перечисление указанной суммы с расчетного счета бюджета.

6. Если получатель, в адрес которого казенное учреждение произвело выплату, по тем или иным причинам возвратил платеж в этом же году, эти средства орган Казначейства (финансовый орган) принимает и учитывает как уменьшение расходов казенного учреждения в текущем году. В результате казенное учреждение в текущем году может расходовать эти средства исключительно на те же самые цели.

7. Если получатель, в адрес которого казенное учреждение произвело выплату, по тем или иным причинам возвратил платеж в следующие годы, эти средства следует считать доходами. Этими средствами в текущем году казенное учреждение не имеет права распоряжаться, их необходимо направлять в доход бюджета.

Казенные учреждения: учет и отчетность

Порядок ведения учета казенными учреждениями регламентирован:

- Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- нормативно-правовыми актами Минфина России;
- учетной политикой самого казенного учреждения.

Свою учетную политику казенное учреждение принимает самостоятельно, но при этом обязано согласовать те положения учетной политики, которые решают вопросы, не регламентированные законодательством об учете. Согласовывать такие положения необходимо с учредителем и финансовым органом.

Нормативно-правовые акты Минфина России, которые регламентируют порядок ведения учета казенными учреждениями (по состоянию на сентябрь 2020 г.):

стандарт «Концептуальные основы»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 256н)

стандарт «Основные средства»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 257н)

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 258н)

стандарт «Обесценение активов»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 259н)

стандарт «Представление отчетности»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 260н)

стандарт «Курсы валют»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Влияние изменений курсов иностранных валют» (утв. приказом Минфина России от 30 мая 2018 г. № 122н)

стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н)

стандарт «События после отчетной даты»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 275н)

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» (утв. приказом Минфина России от 27 февраля 2018 г. № 32н)

стандарт «Отчет о движении денежных средств»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 278н)

стандарт «Бюджетная информация в отчетности»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» (утв. приказом Минфина России от 28 февраля 2018 г. № 37н)

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» (утв. приказом Минфина России от 7 декабря 2018 г. № 256н)

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» (утв. приказом Минфина России от 30 мая 2018 г. № 124н)

стандарт «Непроизведенные активы»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Непроизведенные активы» (утв. приказом Минфина России от 28 февраля 2018 г. № 34н)

стандарт «Информация о связанных сторонах»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Информация о связанных сторонах» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 277н)

стандарт «Долгосрочные договоры»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Долгосрочные договоры» (утв. приказом Минфина России от 29 июня 2018 г. № 145н)

стандарт «Концессионные соглашения»

федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концессионные соглашения» (утв. приказом Минфина России от 29 июня 2018 г. № 146н)

Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н)

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета (утв. приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н)

Некоторые особенности ведения учета казенными учреждениями по сравнению с бюджетными и автономными учреждениями:

1) полный номер счета учета для казенных учреждений (26 знаков) включает в себя полный код бюджетной классификации (17 знаков) – кроме счетов учета, для которых предписано применять упрощенный код с нулевыми значениями в отдельных позициях;

2) в учете казенных учреждений возможно только два кода источника финансового обеспечения: «1» – средства бюджета и «3» – средства во временном распоряжении;

3) так как казенные учреждения не имеют (кроме некоторых особых случаев) в своем распоряжении безналичных денежных средств, так как казенное учреждение расходует средства бюджета и доходы направляет в доход бюджета, то весь расход безналичных средств казенное учреждение отражает в учете по кредиту счета 30405, а весь доход – по дебету счета 21002. Никакого остатка денег у казенного учреждения нет ни в учете, ни на лицевом счете;

4) в учете казенных учреждений в особом разделе учета «санкционирование» (счета 50000) используют специальные счета учета групп 50300 «Бюджетные ассигнования» и 50100 «Лимиты бюджетных обязательств».

Порядок составления отчетности казенными учреждениями регламентирован специальным нормативно-правовым актом:

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н)

Налогообложение доходов казенных учреждений

В части НДС для казенных учреждений установлена следующая льгота: объектом обложения НДС не признают 24 доходы казенных учреждений от выполнения работ, оказания услуг. Но не установлено никакой льготы на случай, когда казенное учреждение получает доход от продажи.

В части налога на прибыль для казенных учреждений установлено, что:

- финансовое обеспечение казенного учреждения в форме бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) классифицировано 25 как целевые средства, не подлежащие обложению налогом на прибыль;
- доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, подлежащие перечислению в бюджетную систему, не учитывают при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Но при этом Налоговый кодекс РФ не освобождает казенные учреждения от обязанности включать в налоговую базу по налогу на прибыль внереализационные доходы, например:

- стоимость материальных ценностей, принятых к учету в результате демонтажа;
- доходы от принятия к учету неучтенного имущества, выявленного при инвентаризации;
- доходы от возмещения недостач в натуральной форме;
- доходы от списания невостребованной кредиторской задолженности;
- целевые поступления, использованные не по целевому назначению;
- целевые поступления, для которых не организован обособленный учет целевого расходования.

На практике бухгалтеры казенных учреждений не учитывают такие доходы при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Но основания для такого решения в Налоговом кодексе РФ отсутствуют.

Среда
19 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Об уплате арендатором НДС как налоговым агентом при аренде муниципального имущества у казенного учреждения

Вопрос:

Об уплате арендатором НДС как налоговым агентом при аренде муниципального имущества у казенного учреждения.

Ответ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма арендной платы с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Что касается оказания услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества казенными учреждениями, то согласно подпункту 4.1 пункта 2 статьи 146 Кодекса выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Таким образом, услуги, оказываемые казенными учреждениями, в том числе по предоставлению в аренду муниципального имущества, не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии со статьей 24 Кодекса налоговыми агентами являются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты перечисляют налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налогов налогоплательщиком.

Таким образом, в случае приобретения услуг по аренде муниципального имущества, оказываемых казенными учреждениями, не являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, арендаторы налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента не уплачивают.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 сентября 2014 г. N 03-07-14/46917

"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 12

Налог на добавленную стоимость - это самый сложный налог с точки зрения его исчисления. Бухгалтеру казенного учреждения кроме правил определения налоговой базы нужно знать, что является объектом налогообложения, относится ли данный вид услуг к услугам, облагаемым НДС, на каком основании можно принять НДС к вычету. На эти и другие вопросы - ответы в данной статье.

Являются ли казенные учреждения плательщиками НДС?

Налоговым законодательством для каждого налога прежде всего устанавливается круг налогоплательщиков. Относятся ли казенные учреждения к плательщикам НДС? Ответ на этот вопрос содержится в п. 1 ст. 143 НК РФ, в соответствии с которым такими плательщиками признаются организации. Согласно ст. 11 НК РФ организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.

Казенные учреждения являются плательщиками НДС, поскольку относятся к юридическим лицам, созданным в соответствии с законодательством РФ (к организациям).

Объект обложения НДС

Для каждого налога устанавливается самостоятельный объект налогообложения. Объектом обложения НДС признаются следующие операции (п. 1 ст. 146 НК РФ):

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признаются реализацией товаров (работ, услуг);
  • передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. Безвозмездная передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, безвозмездное оказание услуг одним лицом другому лицу также признаются реализацией, если Налоговый кодекс содержит прямое указание на это (ст. 39).

Из каждого правила есть исключения. Пункт 2 ст. 146 НК РФ содержит перечень операций, работ, услуг, которые не являются объектом обложения НДС: бухгалтеры казенных учреждений должны обратить особое внимание на пп. 4.1 (добавлен в п. 2 ст. 146 НК РФ Федеральным законом N 239-ФЗ ), на основании которого не является объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Данное положение вводится в действие с 1 января 2012 г. (п. 1 ст. 6 Федерального закона N 239-ФЗ).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 239-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений".

Однако бухгалтерам казенных учреждений не стоит переживать по поводу того, что до указанной даты выполнение работ, оказание услуг казенными учреждениями подпадают под объект налогообложения. Статьей 149 НК РФ установлен круг операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). Остановимся на них подробнее.

Операции, освобождаемые от налогообложения

Статья 149 НК РФ освобождает от налогообложения большую часть работ, услуг, которые относятся к основным видам деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе казенных.

Положения данной статьи с учетом поправок и изменений, внесенных в нее Федеральными законами от 18.07.2011 N N 235-ФЗ, 239-ФЗ, от 19.07.2011 N 245-ФЗ, начали действовать с 1 октября 2011 г.

Казенные учреждения уголовно-исполнительной системы могут руководствоваться пп. 11 п. 3 ст. 149 НК РФ, в соответствии с которым не подлежит налогообложению внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

К сведению. Уголовно-исполнительная система включает в себя (ст. 5 Закона РФ N 5473-1 ):

  1. учреждения, исполняющие наказания;
  2. территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
  3. федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (ФСИН).
Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Медицинские казенные учреждения могут воспользоваться положениями пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, на основании которых освобождается от налогообложения реализация (а также передача, оказание для собственных нужд) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Это ограничение не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета. В пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ приводится закрытый перечень услуг, которые относятся к медицинским:

  • услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;
  • услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132;
  • услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;
  • услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
  • услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;
  • услуги патолого-анатомические;
  • услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.

Образовательные казенные учреждения должны обратить внимание на положения пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ, на основании которых освобождаются от налогообложения услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими образовательными организациями, по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии. Исключение из этого правила - консультационные услуги и услуги по сдаче в аренду помещений. Такие услуги облагаются НДС.

Также облагается НДС реализация казенными учреждениями образования товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данное образовательное учреждение или на обеспечение развития, совершенствование образовательного процесса.

Услуги по содержанию детей в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях освобождаются от налогообложения на основании пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Для казенных учреждений социальной сферы актуальным является пп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ, который гласит, что услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты, освобождаются от налогообложения.

Подпункт 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождает от налогообложения следующие услуги:

  • по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей;
  • по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • по выявлению несовершеннолетних граждан, а также совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
  • по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание;
  • по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
  • по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, оказываемые населению;
  • по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, оказываемых по направлению органов службы занятости.

Услуги архивных казенных учреждений по сохранению, комплектованию и использованию архивов не подлежат налогообложению на основании пп. 6 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Услуги казенных учреждений культуры освобождаются от налогообложения как услуги некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ). К таким организациям относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки. В перечень услуг, освобождаемых от обложения НДС, входят:

  • услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов казенных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг;
  • услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов казенных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
  • услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек казенных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
  • услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек;
  • услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд казенных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
  • услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства;
  • услуги по распространению и реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;
  • реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.

Обратите внимание! Перечисленные выше операции не подлежат налогообложению при наличии у осуществляющих их налогоплательщиков соответствующих лицензий на ведение деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ (п. 6 ст. 149 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость и сдача имущества в аренду

Услуги по предоставлению в аренду имущества облагаются НДС. Особые условия исчисления и уплаты НДС установлены при предоставлении органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и казенными учреждениями в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Они обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества как сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Обратите внимание! Если казенное учреждение арендует федеральное имущество или имущество субъектов РФ и муниципальное имущество, оно признается налоговым агентом. В этом случае учреждение обязано удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, НДС и перечислить его в бюджет (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Реализация покупных товаров, облагаемых НДС

Объект обложения НДС возникает у казенного учреждения в случае реализации им товаров, приобретенных для перепродажи, если операции по реализации данных товаров подлежат обложению НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В этом случае предъявленные продавцом товаров суммы НДС принимаются казенным учреждением к вычету (пп. 2 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Основанием для принятия к вычету сумм НДС является наличие счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Налоговая база определяется как выручка от реализации товаров исходя из всех доходов учреждения, связанных с расчетами по оплате указанных товаров, полученных им в денежной и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).

В учете казенного учреждения операции по принятию товаров, приобретенных для перепродажи, и их реализации отражаются по следующей схеме.

Корреспонденция счетов по отражению операций по приобретению и реализации товаров, облагаемых НДС (в соответствии с Инструкцией N 162н )

В соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ при получении налогоплательщиком оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога. При этом следует иметь в виду, что моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат (п. 1 ст. 167 НК РФ):

  1. день отгрузки (передачи) товаров;
  2. день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.

Это означает, что при получении предоплаты в счет предстоящей реализации товаров учреждение обязано начислить к уплате в бюджет сумму налога с указанной предоплаты.

Сумма налога (налоговая ставка) в этом случае определяется расчетным методом: как процентное отношение налоговой ставки, по которой производится налогообложение, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (п. 4 ст. 164 НК РФ).

После отгрузки (реализации) товаров учреждение имеет право принять к вычету суммы НДС, начисленные с аванса в счет предстоящей реализации (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).

Корреспонденция счетов по отражению операций при получении аванса в счет предстоящей поставки (реализации) товаров (в соответствии с Инструкцией N 162н)

Пример. Казенное учреждение заключило договор на реализацию покупных товаров на сумму 75 000 руб., в том числе НДС (18%) - 11 441 руб. Товары поступили в учреждение по фактической стоимости - 59 000 руб., в том числе НДС - 9000 руб. Торговая наценка составила 10 000 руб. Учреждение получило предоплату в счет предстоящей поставки товаров в размере 22 000 руб.

Прежде чем приступить к отражению операций на счетах бюджетного учета, рассчитаем сумму НДС, подлежащую начислению к уплате в бюджет с полученной предоплаты:

  1. налоговая ставка в нашем случае равна 15,25% (18 / 118 x 100);
  2. сумма налога с полученной предоплаты составит 3355 руб. (22 000 руб. x 15,25 / 100).

В учете казенного учреждения указанные операции отразятся следующим образом:

Читайте также: