Налоги на товары и услуги лицензионные и регистрационные сборы не включают в себя

Опубликовано: 06.05.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    СТ 20 БК РФ

    1. Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:

    1) кода главного администратора доходов бюджета;

    2) кода вида доходов;

    3) кода подвида доходов;

    2. Перечень главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.

    В случаях изменения состава и (или) функций главных администраторов доходов бюджета, а также изменения принципов назначения и присвоения структуры кодов классификации доходов бюджетов изменения в перечень главных администраторов доходов бюджета, а также в состав закрепленных за ними кодов классификации доходов бюджетов вносятся на основании нормативного правового акта (муниципального правового акта) финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

    3. Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.

    4. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

    1) налоговые и неналоговые доходы:

    налоги на прибыль, доходы;

    абзац третий утратил силу с 1 января 2010 г.;

    налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

    налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

    налоги на совокупный доход;

    налоги на имущество;

    налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

    задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

    страховые взносы на обязательное социальное страхование;

    доходы от внешнеэкономической деятельности;

    доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

    платежи при пользовании природными ресурсами;

    доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

    доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

    административные платежи и сборы;

    штрафы, санкции, возмещение ущерба;

    абзацы девятнадцатый - двадцатый утратили силу с 1 января 2011 г.;

    поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

    прочие неналоговые доходы;

    2) безвозмездные поступления:

    безвозмездные поступления от нерезидентов;

    безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;

    безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

    безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

    доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

    возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

    прочие безвозмездные поступления.

    5. Доходы, указанные в абзацах втором, четвертом - десятом подпункта 1 пункта 4 настоящей статьи, являются налоговыми доходами бюджетов. Доходы, указанные в абзацах одиннадцатом - двадцать втором подпункта 1 пункта 4 настоящей статьи, являются неналоговыми доходами бюджетов.

    6. Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

    7. Код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям и соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

    8. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементами доходов являются:

    1) федеральный бюджет;

    2) бюджеты субъектов Российской Федерации;

    3) бюджеты муниципальных районов;

    4) бюджеты городских округов;

    4.1) бюджеты городских округов с внутригородским делением;

    5) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

    6) бюджеты городских поселений;

    6.1) бюджеты сельских поселений;

    6.2) бюджеты внутригородских районов;

    7) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

    8) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

    9) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

    10) бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

    9. Для детализации поступлений по кодам классификации доходов применяется код подвида доходов.

    Министерство финансов Российской Федерации утверждает:

    общие требования к порядку формирования перечня кодов подвидов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.

    Финансовый орган субъекта Российской Федерации утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.

    Финансовый орган муниципального образования утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения.

    Комментарий к Ст. 20 Бюджетного кодекса РФ

    Определение классификации доходов бюджетов Российской Федерации, помимо комментируемой статьи Бюджетного кодекса РФ, содержится также в статье 2 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации".

    Такая классификация является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Она основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней.

    Классификация доходов бюджетов Российской Федерации содержится в приложении 2 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации".

    Классификация доходов подразделяется на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

    Классификация доходов предусматривает следующие группы, которые состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения:

    1000000 - налоговые доходы;

    2000000 - неналоговые доходы;

    3000000 - безвозмездные перечисления;

    4000000 - доходы целевых бюджетных фондов;

    5000000 - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

    Группы, в свою очередь, подразделяются на подгруппы.

    В группу "Налоговые доходы" (1000000) включаются следующие подгруппы:

    1010000 - налоги на прибыль (доход), прирост капитала;

    1020000 - налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

    1030000 - налоги на совокупный доход;

    1040000 - налоги на имущество;

    1050000 - платежи за пользование природными ресурсами;

    1060000 - налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

    1400000 - прочие налоги, пошлины и сборы.

    В группу "Неналоговые доходы" (2000000) включаются следующие подгруппы:

    2010000 - доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций;

    2040000 - доходы от продажи земли и нематериальных активов;

    2050000 - поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

    2060000 - административные платежи и сборы;

    2070000 - штрафные санкции, возмещение ущерба;

    2080000 - доходы от внешнеэкономической деятельности;

    2090000 - прочие неналоговые доходы.

    В группу "Безвозмездные перечисления" (3000000) включаются следующие подгруппы:

    3010000 - от нерезидентов;

    3020000 - от бюджетов других уровней;

    3030000 - от государственных внебюджетных фондов;

    3040000 - от государственных организаций;

    3050000 - от наднациональных организаций;

    3060000 - средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

    В группу "Доходы целевых бюджетных фондов" (4000000) включаются следующие целевые бюджетные фонды:

    4010000 - дорожные фонды;

    4020000 - экологические фонды;

    4060000 - Фонды воспроизводства минерально - сырьевой базы;

    4080000 - Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

    4200000 - Целевые бюджетные фонды субъектов Российской Федерации (утверждаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации).

    В целях усиления контроля за получением неналоговых доходов введена группа доходов "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" (5000000), на которой отражаются доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями.

    Как уже отмечалось, группы состоят из статей доходов. Так, например, в группе налоговых доходов (1000000), в подгруппе - налоги на совокупный доход (1030000) объединены:

    - единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности (1030100);

    - единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (1030200).

    В свою очередь, статьи могут детализироваться до уровня подстатей. Так, доходы, поступающие в бюджет в виде единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности (1030100), конкретизируются в бюджетной классификации по следующим позициям:

    - единый налог для юридических лиц, подлежащий уплате в федеральный бюджет (1030101);

    - единый налог для юридических лиц, подлежащий уплате в бюджет субъекта Российской Федерации (103002);

    - единый налог для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подлежащий уплате в бюджет субъекта Российской Федерации (1030104).

    Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

    В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

    Регламентирующие правовые акты

    Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

    В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

    Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

    • федеральный налог или сбор;
    • региональный;
    • местный.

    ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

    Внесем ясность в определения

    Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

    • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
    • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
    • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
    • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
    • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

    Элементами налога являются:

    • законодательно определенная основа – база;
    • процентная ставка;
    • объект налогообложения;
    • период;
    • порядок и сроки взимания.

    Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

    • определенное право;
    • лицензию на ту или иную деятельность;
    • действие в правовом поле (например, регистрацию).

    Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

    Виды и примеры налогов и сборов

    1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
      • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
        региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
      • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
    2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
      • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
      • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
    3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
      • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
      • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
    4. По субъекту платы:
      • запланирован для оплаты только физическими лицами;
      • платят исключительно организации (юридические лица);
      • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

    Налог и сбор: между ними много общего

    1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
    2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
    3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

    10 главных отличий налогов и сборов

    Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

    от 6 января 1998 года N 1н

    О бюджетной классификации Российской Федерации

    (с изменениями на 30 апреля 1999 года)
    ____________________________________________________________________
    Утратил силу с 25 мая 1999 года на основании
    приказа Минфина России от 23 июля 1999 года N 49н
    ____________________________________________________________________

    Руководствуясь статьей 14 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и статьей 97 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год",

    1. Впредь до принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" ввести в действие с 1 января 1998 года Бюджетную классификацию Российской Федерации в редакции, внесенной на рассмотрение Государственной Думы одновременно с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" согласно Приложениям 1 -11 к настоящему Приказу.

    2. Перечень прямых получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов утверждается в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.

    3. Установить, что Бюджетная классификация Российской Федерации, введенная в действие Приказом по Министерству финансов Российской Федерации от 29 декабря 1994 года N 177, с учетом изменений и дополнений, изложенных в Приказах по Министерству финансов Российской Федерации от 27 марта 1995 года N 25, от 29 мая 1995 года N 43, от 28 июля 1995 года N 80, от 17 июня 1996 года N 56, от 17 июля 1996 года N 64, от 19 июля 1996 года N 68, от 3 сентября 1997 года N 66н, применяется для отчетности об исполнении бюджетов всех уровней за 1997 год, представляемой финансовыми органами, и отчетности об исполнении смет расходов министерств и ведомств, иных получателей средств бюджета.

    4. Бюджетному департаменту (Флягина И.С.) довести до сведения финансовых органов, управлений федерального казначейства по республикам, краям, областям, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу, а также министерств и ведомств, иных получателей средств бюджета указанную Бюджетную классификацию Российской Федерации.

    5. Главному управлению федерального казначейства (Смирнов А.В.) обеспечить исполнение федерального бюджета на 1998 год в соответствии с указанной Бюджетной классификацией Российской Федерации.

    6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Первого заместителя Министра финансов Российской Федерации В.А. Петрова.


    Приложение 1
    к Приказу Министерства финансов
    Российской Федерации
    от 6 января 1998 года N 1н
    (к Федеральному закону "О бюджетной
    классификации Российской Федерации"
    (в редакции Федерального закона
    "О внесении изменений в Федеральный
    закон "О бюджетной классификации
    Российской Федерации"))

    СОСТАВ
    бюджетной классификации Российской Федерации


    Классификация доходов бюджетов Российской Федерации

    Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации

    Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации

    Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации

    Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета

    Классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

    Классификация видов государственного внешнего долга Российской Федерации

    Перечень прямых получателей средств из федерального бюджета

    Классификация целевых статей расходов федерального бюджета

    Классификация видов расходов федерального бюджета

    Приложение 2
    к Приказу Министерства финансов
    Российской Федерации
    от 6 января 1998 года N 1н

    КЛАССИФИКАЦИЯ
    доходов бюджетов Российской Федерации

    (с изменениями на 30 апреля 1999 года)

    1010000 НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ (ДОХОД), ПРИРОСТ КАПИТАЛА

    1010100 Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций

    1010101 Налог на прибыль предприятий и организаций (резидентов)
    (в редакции приказа Минфина России от 29 января 1999 года N 8н)

    1010102 Налог на прибыль иностранных юридических лиц

    1010103 Налог на прибыль бирж, брокерских контор, кредитных

    и страховых организаций, от посреднических операций и

    1010104 Налог с доходов в виде дивидендов, полученных по акциям,

    принадлежащим предприятию - акционеру и удостоверяющим право

    владельца этих бумаг на участие в распределении прибыли

    предприятия - эмитента, с доходов по иным ценным бумагам,

    за исключением доходов в виде процентов (дисконта),

    полученных владельцами государственных ценных бумаг

    Российской Федерации, ценных бумаг органов местного

    самоуправления, налог с доходов от долевого участия в других

    предприятиях, созданных на территории Российской Федерации

    (в редакции приказа Минфина России от 29 января 1999 года N 8н)

    1010105 Налог на доходы с процентов (дисконта), полученных

    владельцами государственных ценных бумаг Российской

    Федерации, государственных ценных бумаг субъектов

    Российской Федерации и ценных бумаг органов местного

    (в редакции приказа Минфина России от 29 января 1999 года N 8н)

    1010106 Налог на доходы видеосалонов (от видеопоказа), от
    проката видео- и аудиокассет и записи на них


    1010200 Подоходный налог с физических лиц

    1010201 Подоходный налог, удерживаемый предприятиями,
    учреждениями и организациями

    1010202 Подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами

    1010400 Налог на игорный бизнес (дополнительно включено приказом
    Минфина России от 4 ноября 1998 года N 51н)

    1020000 НАЛОГИ НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ. ЛИЦЕНЗИОННЫЕ И
    РЕГИСТРАЦИОННЫЕ СБОРЫ

    1020100 Налог на добавленную стоимость

    1020101 Налог на добавленную стоимость по продовольственным

    товарам (за исключением подакцизных) и товарам для

    детей, производимым на территории Российской Федерации по

    перечням, утверждаемым Правительством Российской

    1020102 Налог на добавленную стоимость по остальным товарам
    (работам, услугам), включая подакцизные

    продовольственные товары, производимым на территории

    1020103 Налог на добавленную стоимость по продовольственным

    товарам (за исключением подакцизных) и товарам для

    детей, ввозимым на территорию Российской Федерации по

    перечням, утверждаемым Правительством Российской

    1020104 Налог на добавленную стоимость по остальным товарам
    (работам, услугам), включая подакцизные

    продовольственные товары, ввозимым на территорию

    1020200 Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным

    видам минерального сырья, производимым на территории

    1020201 Спирт этиловый из пищевого сырья и спирт питьевой
    (в редакции приказа Минфина России от 29 января 1999 года N 8н)

    1020202 Спирт этиловый из всех видов сырья, кроме пищевого

    1020203 Спиртосодержащие растворы

    1020204 Водка, ликероводочные изделия

    (в редакции приказа Минфина России от 29 января 1999 года N 8н)

    1020205 Коньяк, шампанское (вино игристое), вино натуральное

    1020206 Другие алкогольные напитки

    1020208 Табачные изделия

    1020209 Ювелирные изделия

    1020210 Бензин автомобильный

    1020211 Легковые автомобили

    1020212 Природный газ

    1020213 Нефть, включая стабилизированный газовый конденсат
    (в редакции приказа Минфина России от 29 января 1999 года N 8н)

    1020214 исключено приказом Минфина России от 29 января 1999
    года N 8н

    1020240 Прочие товары (сырье)

    1020300 Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным

    видам минерального сырья, ввозимым на территорию

    1020301 Спирт этиловый из пищевого сырья и спирт питьевой
    (в редакции приказа Минфина России от 29 января 1999 года N 8н)

    1020302 Спирт этиловый из всех видов сырья, кроме пищевого

    1020303 Спиртосодержащие растворы

    1020304 Водка, ликероводочные изделия

    (в редакции приказа Минфина России от 29 января 1999 года N 8н)

    1020305 Коньяк, шампанское (вино игристое), вино натуральное

    1020306 Другие алкогольные напитки

    1020308 Табачные изделия

    1020309 Ювелирные изделия

    1020310 Бензин автомобильный

    1020311 Легковые автомобили

    1020340 Прочие товары (сырье)

    1020400 Лицензионные и регистрационные сборы

    1020401 Лицензионный сбор за право на производство и оборот
    этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции
    (в редакции приказа Минфина России от 29 января 1999 года N 8н)

    Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

    В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

    Регламентирующие правовые акты

    Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

    В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

    Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

    • федеральный налог или сбор;
    • региональный;
    • местный.

    ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

    Внесем ясность в определения

    Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

    • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
    • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
    • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
    • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
    • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

    Элементами налога являются:

    • законодательно определенная основа – база;
    • процентная ставка;
    • объект налогообложения;
    • период;
    • порядок и сроки взимания.

    Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

    • определенное право;
    • лицензию на ту или иную деятельность;
    • действие в правовом поле (например, регистрацию).

    Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

    Виды и примеры налогов и сборов

    1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
      • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
        региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
      • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
    2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
      • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
      • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
    3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
      • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
      • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
    4. По субъекту платы:
      • запланирован для оплаты только физическими лицами;
      • платят исключительно организации (юридические лица);
      • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

    Налог и сбор: между ними много общего

    1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
    2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
    3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

    10 главных отличий налогов и сборов

    Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

    Читайте также: