Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты март 2020

Опубликовано: 23.04.2024

Что представляет из себя экспортная пошлина

Экспортная пошлина — часть стоимости вывозимого за границу товара, переходящая от экспортера в пользу государства. В случае экспортной пошлины на нефть — это определенная доля от экспортной цены нефти уплачиваемая нефтяными компаниями в пользу федерального бюджета. При помощи вывозного сбора государство забирает часть доходов экспортеров и перенаправляет их на различные нужды страны.

Для нефтяных компаний наиболее крупной и важной является экспортная пошлина на сырую нефть, но также нефтяники платят пошлины за вывоз различных видов нефтепродуктов, бензина, нефтяного кокса.

Как считается экспортная пошлина

Экспортная пошлина на сырую нефть взимается с разницы между фактической среднемесячной ценой тонны Urals и установленным нормативным значением. В зависимости от стоимости тонны нефти существует 4 основных варианта расчета экспортной пошлины:

1) Фактическая средняя цена тонны Urals ниже $109,5 — ставка пошлины равна 0%.

2) Фактическая средняя цена тонны Urals выше $109,5, но ниже $146 — ставка пошлины не превышает 35%.

3) Фактическая средняя цена тонны Urals выше $146, но ниже $182,5 — ставка пошлины не превышает $12,78 + 45%.

4) Фактическая средняя цена тонны Urals выше $182,5 — ставка пошлины не превышает $29,2 + 30%.

Законодательство также предусматривает возможность установления особых формул расчета для нефти с особыми свойствами или добытых на определенных участках, но серьезно общую картину они не меняют.

На практике последних лет используется формула под номером 4, так как средняя стоимость тонны нефти Urals ни разу за последние годы не опускалась ниже $182,5 за тонну (примерно $25 за баррель).

Дополнительно с 2019 г. в формулу расчета включается корректирующий коэффициент, равный 0,833. На него умножается полученное значение ставки пошлины. Он был введен в рамках «налогового маневра» с целью постепенного снижения экспортной пошлины до 0 к 2024 г. и одновременного увеличения НДПИ. В 2020 г. данный коэффициент будет равняться 0,666.

Актуальный вид формулы на 2019 г. при Urals выше $25 за баррель:

Размер экспортной пошлины на сырую нефть = ((Фактическая средняя цена тонны Urals — $182,5) * 0,3 + $29,2) * 0,833

Размер экспортных пошлин на различные нефтепродукты устанавливается в процентном отношении от экспортной пошлины на сырую нефть.

Правительство при помощи диверсификации ставок стимулирует нефтяные компании заниматься производством определенных нефтяных продуктов, преимущественно товаров с более высокой степенью переработки. На сырую нефть и темные нефтепродукты (мазут, нефтяной битум, отработанные нефтепродукты) установлена максимальная ставка экспортной торговой пошлины, в то время как на переработанные продукты: дистилляты, бензол, смазочные масла она составляет всего 30%.

Размер экспортной пошлины за прошедший месяц регулярно публикуется Минфином РФ на официальном сайте 15 числа. Например, с 15 апреля по 14 мая 2019 г. экспортная пошлина на нефть Urals была установлена в размере $110,4 за тонну.

Что значит экспортная пошлина для нефтяных компаний

Экспортная пошлина занимает довольно существенную часть в расходах нефтяных компаний. К примеру, по итогам 2018 г. размер уплаченной экспортной пошлины Роснефти составил 1 061 млрд руб. или почти 13% от выручки компании. Экспортная пошлина Татнефти за тот же период достигла 94 млрд руб. или более 10% от выручки.

При рыночной цене в $72 за баррель примерно $15 приходится уплачивать в качестве экспортного сбора. Из формулы расчета экспортной пошлины можно заметить, что на ставку влияет только цена нефти, причем линейно. Это значит, что когда цена нефти находится выше $25 за баррель, рост цены барреля нефти на $1 увеличивает экспортную пошлину на $0,25. Однако тут есть одна важная особенность, которая следует из процесса расчета сбора.

Эффект временного лага

На каждый следующий месяц ставка пошлины устанавливается в зависимости от средней цены Urals за период с 15 числа предыдущего месяца по 14 число текущего месяца. То есть, средняя цена нефти с 15 февраля по 14 марта влияет на экспортную пошлину в апреле, а с 15 марта по 14 апреля — на ставку пошлины в мае. Подобная схема приводит к образованию эффекта «временного лага».

Разберем конкретный пример. Минфин РФ отслеживает цены на нефть Urals с 15 января по 14 февраля, исходя из которых 15 февраля он объявляет о том, какой уровень экспортной пошлины устанавливается на период с 1 марта по 1 апреля.

Это значит, что если цена на нефть начнет резко расти с 16 февраля, то эффект от роста цен на нефть найдет отражение в выручке компании в I квартале, но экспортная пошлина вырастет лишь в апреле, что отразится уже в результатах II квартала. Данный механизм может как дополнительно улучшать финансовые результаты компаний при росте цены на нефть, так и ухудшать их при падении.

В IV квартале 2018 г. происходило устойчивое снижение цен на нефть. Так как экспортная пошлина «запаздывает» относительно рыночных цен, то каждый месяц нефтяные компании были вынуждены уплачивать большую сумму отчислений.

К примеру, Лукойл по результатам IV квартала 2018 г. оценил влияние временного лага в -$2,73 за каждый баррель экспортированной нефти, что примерно соответствует $11,5 млн недополученной операционной прибыли. Обратный эффект имел место уже в I квартале, когда началось восстановление нефтяных котировок.

Помимо эффекта временного лага на размер экспортной пошлины может оказать влияние изменение структуры экспорта. При увеличении степени переработки экспортируемых нефтепродуктов пошлина должна снижаться, а при росте экспорта сырой нефти или товаров с низкой степенью обработки увеличиваться. На практике компаниям не всегда выгодно заниматься глубокой переработкой нефти, однако без существующего налогового механизма сегмент нефтепереработки мог бы оказаться в худшем положении, чем есть сейчас.

Резюме

В будущем влияние экспортной пошлины на результаты нефтяных компаний будет постепенно снижаться, что связано с «налоговым маневром». Уже в 2024 г. предполагается обнуление пошлины, а ее место займет возросший НДПИ. Однако до тех пор данный сбор будет продолжать оказывать существенное влияние на российскую нефтегазовую отрасль, особенно в периоды роста волатильности цен на сырье.

БКС Брокер

Последние новости

Рекомендованные новости

Рынок США. В фокусе — макростатистика и сезон отчетности

4 акции на рынке США, которые не собираются падать

Рубль проявляет слабость, несмотря на множество драйверов роста

Корпоративные события на рынке США. Как они влияют на акции

Частные инвесторы на российском рынке. Каково их влияние

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

Copyright © 2008–2021. ООО «Компания БКС» . г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 , выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис» , лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

В соответствии со статьей 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе» и постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № 154 «О порядке мониторинга цен на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и о признании утратившим силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1155», от 26 февраля 2013 г. № 155 «О порядке мониторинга цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 251″ и от 29 марта 2013 г. № 276 «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» Минэкономразвития России осуществляет мониторинг цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках нефтяного сырья, рассчитывает ставки вывозных таможенных пошлин в отношении них в соответствии с методиками, утвержденными указанными постановлениями, а также публикует результаты мониторинга и расчета на сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

1. Мониторинг цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за период с 15 ноября 2020 г. по 14 декабря 2020 года.*

Уровень цены

343,4 долл. США за тонну

* Расчет средней за период мониторинга цены на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) осуществляется с использованием данных, предоставленных Аргус Медиа (Раша) Лимитед / Argus Media (Russia) Limited, права на которые принадлежат Аргус Медиа Лимитед / Argus Media Limited.

2. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти на период с 1 по 31 января 2021 года.

Код ТН ВЭД ЕАЭС Наименование позиции** Ставка вывозной таможенной пошлины (в долларах США за 1000 кг)
2709 00 нефть сырая 38,7
2710 12 110 – 2710 12 250 9, 2710 12 900 2, 2710 12 900 8, из 2710 20 900 0 прямогонный бензин 21,2
2710 12 900 1 тримеры и тетрамеры пропилена 2,5
2710 12 310 0, 2710 12 700 0, 2710 19 110 0 – 2710 19 350 0 из 2710 20 900 0 легкие дистилляты; средние дистилляты 11,6
2710 19 421 0 – 2710 19 480 0, 2710 20 110 0 – 2710 20 190 0 дизельное топливо 11,6
2710 12 411 0 – 2710 12 590 0, из 2710 20 900 0 бензины товарные 11,6
2902 20 000 0 бензол 11,6
2902 30 000 0 толуол 11,6
2902 41 000 0 – 2902 43 000 0 ксилолы 11,6
2710 19 510 1 – 2710 19 680 9, 2710 20 310 1 – 2710 20 390 9 мазут 38,7
2710 19 710 0 – 2710 19 980 0, из 2710 20 900 0 масла смазочные; прочие 11,6
2710 91 000 0 – 2710 99 000 0 отработанные нефтепродукты 38,7
2711 12 – 2711 19 000 0 сжиженные углеводородные газы 0
2712 вазелин и парафин, кроме: 38,7
2712 90 110 0 сырые 0
2712 90 190 0 прочие 0
2713 11 000 0 кокс нефтяной некальцинированный 2,5
2713 12 000 кокс нефтяной кальцинированный 0
2713 20 000 0 – 2713 90 900 0 битум нефтяной 38,7
2901 10 000 1 этан, бутан, изобутан 0

** Для целей применения ставок вывозных таможенных пошлин товары определяются исключительно кодами ТН ВЭД ЕАЭС. Наименование позиции приведено только для удобства пользования.

Специалист таможенного дела

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)
e-mail: info@customsspec.ru

Аналитика
Анализ вывозных таможенных пошлин

Анализ вывозных таможенных пошлин показал, что они составляют значительную часть доходов федерального бюджета.

Вывозные таможенные пошлины относятся к неналоговым доходам федерального бюджета.

Основную часть неналоговых доходов составляют доходы от внешнеэкономической деятельности (61,3 %) (таблица 1).

Таблица 1 – Показатели поступления неналоговых доходов в федеральный бюджет в 2018-2023 годах, в миллионах рублей

Показатели поступления неналоговых доходов в федеральный бюджет

Необходимо отметить, что наблюдается отрицательная динамика по поступлению доходов от внешнеэкономической деятельности в доход федерального бюджета, в связи с чем снижается и доля этих доходов в общей сумме доходов федерального бюджета с 61,3 % в 2019 г. до 46,4 % к 2022 году (таблица 2).

Таблица 2 – Динамика и прогноз поступления доходов от внешнеэкономической деятельности в 2019 – 2022 годах, в миллионах рублей

Динамика и прогноз поступления доходов от внешнеэкономической деятельности

Основная часть доходов от внешнеэкономической деятельности формируется за счет взимания вывозных таможенных пошлин. В 2019 году поступление доходов от взимания вывозных таможенных пошлин составило 2 212 753,3 млн. рублей. По сравнению с 2016 годом объем указанных поступлений уменьшился на 812898,9 млн. рублей, вследствие снижения поступлений вывозных таможенных пошлин на все категории углеводородного сырья (таблица 3, рисунок 1).

Таблица 3 — Динамика и прогноз поступлений вывозных таможенных пошлин в 2019 – 2022 годах, в миллионах рублей

Динамика и прогноз поступлений вывозных таможенных пошлин

Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика и прогноз поступлений вывозных таможенных пошлин

Рисунок 1 — Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика и прогноз поступлений вывозных таможенных пошлин в 2019 – 2022 годах, в миллионах рублей

Основная сумма поступлений, от взимания вывозной таможенной пошлины приходится на вывозную таможенную пошлину на нефть сырую (48 %) (рисунок 2).

Анализ вывозных таможенных пошлин: структура вывозных таможенных пошлин

Рисунок 2 – Анализ вывозных таможенных пошлин: структура вывозных таможенных пошлин в 2019 г.

Поступление доходов от вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в 2019 году составило 1 067 207,7 млн. рублей, что меньше чем в 2018 году, при этом согласно прогнозу, до 2022 года поступление вывозных таможенных пошлин на нефть сырую сократится (рисунок 3).

Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика поступления сумм вывозных таможенных пошлин на нефть сырую

Рисунок 3 – Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика поступления сумм вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в 2018-2022 годах, в миллионах рублей

Прогнозируемые объемы нефти сырой, в том числе сверхвязкой, экспортируемой в страны дальнего зарубежья, отражены в соответствии с Прогнозом СЭР, ставки вывозной таможенной пошлины рассчитаны в соответствии с положениями подпункта 4 пункта 4 и подпункта 1 пункта 6 статьи 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».

Поступление доходов от вывозных таможенных пошлин на газ природный в 2019 году составило 698 345,3 млн. рублей, при этом согласно прогнозу, до 2022 года поступление вывозных таможенных пошлин на газ природный увеличится к 2021 и 2022 годам (рисунок 4).

Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика поступления сумм вывозных таможенных пошлин на газ природный

Рисунок 4 – Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика поступления сумм вывозных таможенных пошлин на газ природный в 2018-2022 годах, в миллионах рублей

Основные показатели для формирования прогноза вывозных таможенных пошлин на газ природный, такие как налогооблагаемый объем газа природного, экспортируемого в страны дальнего зарубежья и страны СНГ, за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, цена на экспортируемый газ природный учитывается в расчете на основании данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Цена на газ природный, экспортируемый в страны дальнего зарубежья, отраженная в Прогнозе СЭР на 2020 год, составляет 199,0 доллара США за 1 тыс. куб. метров, в то время как в расчете к законопроекту учтена цена в размере 197,9 доллара США за 1 тыс. куб. метров.

Таким образом, принимая в расчете цену на газ природный, экспортируемый в страны дальнего зарубежья, в соответствии с прогнозом СЭР в размере 199,0 доллара США за 1 тыс. куб. метров, объем дополнительных доходов вывозной таможенной пошлины на газ природный составит в 2020 году более 3 400 млн. рублей.

Поступление доходов от вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, составило 430 054,4 млн. рублей, что меньше уровня 2018 года, а к 2022 году доходов от вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти сократятся почти в 3 раза к уроню 2019 года (рисунок 5).

Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика поступления сумм вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти

Рисунок 5 – Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика поступления сумм вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти в 2018-2022 годах, в миллионах рублей

По итогам 2019 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 5 729,1 млрд. рублей, что на 334,1 млрд. рублей или на 5,5% меньше по сравнению с 2018 годом, при этом вывозная таможенная пошлина составляет 40 % в общем объеме доходов, администрируемых таможенными органами (рисунок 6).

Структура таможенных платежей в 2019 г.

Рисунок 6 – Структура таможенных платежей в 2019 г.

Основными причинами снижения в 2019 году поступлений по вывозной таможенной пошлине на нефть сырую и товары, выработанные из нефти, являются:

  • применение в рамках реализации «налогового маневра» с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года включительно при расчете ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую корректирующего коэффициента 0,833 в соответствии с пунктом 4.1 статьи 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»;
  • снижение цены на нефть сырую марки «Юралс», используемой для расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и товары, выработанные из нефти, на 10,4%;
  • снижение облагаемых объемов нефти сырой и товаров, выработанных из нефти, на 0,9 и 1,7% соответственно;
  • переход ряда экспортеров нефти сырой с 1 января 2019 года на уплату налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и применение льготного режима уплаты вывозной таможенной пошлины в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 35 Закона.

Основными причинами снижения поступлений по вывозной таможенной пошлине на газ природный являются уменьшение цены газа природного, экспортируемого в страны дальнего зарубежья, на 20,3%, а также уменьшение физических налогооблагаемых объемов экспорта газа природного на 2,3%.

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.01.2014 N 2,

от 29.11.2014 N 1274, от 20.12.2014 N 1427)

1. В настоящей методике устанавливаются формулы, применяемые при расчете ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти.

2. Ставка вывозной таможенной пошлины на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, за исключением сжиженных углеводородных газов и товаров, предусмотренных пунктом 4 настоящей методики, рассчитывается по формуле:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2014 N 1427)


,

К - расчетный коэффициент в отношении отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, за исключением сжиженных углеводородных газов, определенный согласно приложению;


- ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, классифицируемую кодом ТН ВЭД ТС 2709 00, за исключением нефти сырой, классифицируемой кодами ТН ВЭД ТС 2709 00 900 1, 2709 00 900 3, 2709 00 900 2, и газового конденсата, классифицируемого кодом ТН ВЭД ТС 2709 00 100 1, рассчитанная в соответствии с методикой расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 276.

3. Ставка вывозной таможенной пошлины на сжиженные углеводородные газы, классифицируемые кодами ТН ВЭД ТС 2711 12 - 2711 19 000 0, рассчитывается с учетом средней цены на сжиженные углеводородные газы на границе с Республикой Польша (DAF Брест), сложившейся за период мониторинга, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 154, по одной из формул:


- при средней цене до 490 долларов США за 1 тонну (включительно);


- при средней цене выше 490 долларов США за 1 тонну, но не более 640 долларов США за 1 тонну (включительно);


- при средней цене выше 640 долларов США за 1 тонну, но не более 740 долларов США за 1 тонну (включительно);


- при средней цене выше 740 долларов США за 1 тонну.


- расчетный коэффициент в отношении сжиженных углеводородных газов, равный 0;


- расчетный коэффициент в отношении сжиженных углеводородных газов, равный 0,5;


- расчетный коэффициент в отношении сжиженных углеводородных газов, равный 0,6;


- расчетный коэффициент в отношении сжиженных углеводородных газов, равный 0,7;


- средняя цена на сжиженные углеводородные газы в долларах США за 1 тонну, сложившаяся за период мониторинга, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 154.

4. Ставка вывозной таможенной пошлины на этан, бутан, изобутан, классифицируемые кодом ТН ВЭД ТС 2901 10 000 1, рассчитывается по формуле:


(с 1 января по 31 декабря 2015 г.);


(с 1 января по 31 декабря 2016 г.);


(с 1 января по 31 декабря 2017 г.);


(с 1 января по 31 декабря 2018 г.);


(с 1 января по 31 декабря 2019 г.);


(с 1 января по 31 декабря 2020 г.);


(с 1 января по 31 декабря 2021 г.);


(с 1 января 2022 г.);

где
- ставка вывозной таможенной пошлины на сжиженные углеводородные газы, классифицируемые кодами ТН ВЭД ТС 2711 12 - 2711 19 000 0, рассчитанная в соответствии с пунктом 3 настоящей методики.

(п. 4 введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2014 N 1427)

к методике расчета ставок

вывозных таможенных пошлин

на отдельные категории товаров,

выработанных из нефти

В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ТОВАРОВ, ВЫРАБОТАННЫХ

ИЗ НЕФТИ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ)

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2014 N 1274)

Код ТН ВЭД ТС Наименование позиции Коэффициенты (К)
с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г. с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г. с 1 января 2017 г.
2710 12 110 0 - 2710 12 250 9, 2710 12 900 9, из 2710 20 900 0 прямогонные бензины 0,85 0,71 0,55
2710 12 900 1 тримеры и тетрамеры пропилена 0,065 0,065 0,065
2710 12 310 0, 2710 12 700 0, 2710 19 110 0 - 2710 19 350 0 из 2710 20 900 0 легкие дистилляты; средние дистилляты 0,48 0,4 0,3
2710 19 421 0 - 2710 19 480 0, 2710 20 110 0 - 2710 20 190 0, дизельное топливо 0,48 0,4 0,3
2710 12 411 0 - 2710 12 590 0, из 2710 20 900 0 бензины товарные 0,78 0,61 0,3
2902 20 000 0 бензол 0,48 0,4 0,3
2902 30 000 0 толуол 0,48 0,4 0,3
2902 41 000 0 - 2902 43 000 0 ксилолы 0,48 0,4 0,3
2710 19 510 1 - 2710 19 680 9, 2710 20 310 1 - 2710 20 390 9 мазут 0,76 0,82
2710 19 710 0 - 2710 19 980 0, из 2710 20 900 0 масла смазочные; прочие 0,48 0,4 0,3
2710 91 000 0 - 2710 99 000 0 отработанные нефтепродукты 0,76 0,82
вазелин и парафин, кроме: 0,76 0,82
2712 90 110 0 сырые
2712 90 190 0 прочие
2713 11 000 кокс нефтяной некальцинированный 0,065 0,065 0,065
2713 12 000 кокс нефтяной кальцинированный
2713 20 000 0 - 2713 90 900 0 битум нефтяной 0,76 0,82

Для целей применения настоящего приложения товары определяются исключительно кодами ТН ВЭД ТС. Наименование позиции приведено только для удобства пользования.

Пример 1:

Российская компания ОАО «Нефть и газовый конденсат» осуществляет поставку сырой нефти в количестве 100 тонн. По условиям контракта стоимость нефти (ТН ВЭД 2709 00 0000) котируется в соответствии с ценой, сложившейся на роттердамской бирже на момент пересечения товаром таможенной границы. При пересечении границы мировая цена на сырую нефть составила 220 долларов за тонну. Курс доллара, 40 рублей за 1 доллар США.

Требуется определить размер пошлины, которую уплатит российский экспортер.


- при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 182,5 доллара США за 1 тонну (для всех календарных месяцев, приходящихся на период с 1 января по 31 декабря 2015 г. включительно);

1) 220 – 182,5 =37,5

2) 37,5 Х 0,42 =15,8

3) Ст нефть = 15,8 +29,2 =45

4) ∑Пэ = 45 х 100 = 4500 х 40 =180 000 рублей

Задача 2.2

Российская компания ОАО «Нефть и газ» осуществляет поставку

нефти сырой, классифицируемой кодом ТН ВЭД ТС 2709 00 900 1. Нефть предполагается в вывозу в сентябре 2017 года в количестве 700 тонн. Средняя цена на сырую нефть за период мониторинга составляет 230 долларов США. Курс доллара США, 50 руб. за доллар.

Требуется рассчитать сумму пошлины, которая подлежит уплате

Рассчитывается по особой формуле:


,


- средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за период мониторинга;

К - приростной коэффициент, принимаемый равным 42 процентам (для всех календарных месяцев, приходящихся на период с 1 января по 31 декабря 2015 г. включительно), 36 процентам (для всех календарных месяцев, приходящихся на период с 1 января по 31 декабря 2016 г. включительно), 30 процентам (для всех календарных месяцев, начиная с 1 января 2017 г.).

При отрицательном значении , получаемом при расчете в соответствии с настоящим пунктом, значение принимается равным нулю.

Свтп = (230 -182,5) х 0,3 – 56,57 – 230 х 0,14

14,25 – 56,57 -32,2 =14,25 -24,37 = - 10,12, т.е. «0»

Задача 2.3

Компания ОАО «Нефть и газ» осуществляет поставку сверхвязкой нефти, классифицируемой кодом ТН ВЭД ТС 2709 00 900 2, в количестве 1100 тонн. Средняя цена на нефть 270 долларов. По условиям контракта поставка осуществляется в сентябре 2015 года. Курс доллара, 40 рублей за доллар.

Требуется рассчитать сумму вывозной таможенной пошлины, подлежащей уплате.

по особой формуле:


,

где
- сумма 29,2 доллара США за 1 тонну и 57 процентов (для всех календарных месяцев, приходящихся на период с 1 января по 31 декабря 2015 г. включительно) либо 55 процентов (для всех календарных месяцев, начиная с 1 января 2016 г.) разницы между сложившейся за период мониторинга средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) в долларах США за 1 тонну и 182,5 доллара США.

При отрицательном значении , получаемом при расчете в соответствии с настоящим пунктом, значение принимается равным нулю.

Кс = 29,2 + (270 -182,5) х 0,57 = 29,2 + 49,9 =79,1

Стсв = 0,1 х 79,1 = 7,91

∑Пэ = 7,91 х 1100 =8701 долл. х 40 =348 040 руб.

Задача 2.4

Компания ОАО «Дизель» осуществляет поставку на экспорт бензина прямогонного, классифицируемого кодом товарной позиции 2710 12 250 9,в количестве 1300 тонн. По условиям контракта поставки будут осуществляться с 1 января по 31 декабря 2015 года. Средняя стоимость сырой нефти за период мониторинга цен составляет 155 долл. за тонну. Курс доллара 50 рублей за доллар.

Требуется: рассчитать сумму вывозной таможенной пошлины, подлежащей уплате.

1. Ставка вывозной таможенной пошлины на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, за исключением сжиженных углеводородных газов и товаров, рассчитывается по формуле:


,

К - расчетный коэффициент в отношении отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, за исключением сжиженных углеводородных газов, определенный согласно приложению;


- ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, классифицируемую кодом ТН ВЭД ТС 2709 00, за исключением нефти сырой, классифицируемой кодами ТН ВЭД ТС 2709 00 900 1, 2709 00 900 3, 2709 00 900 2, и газового конденсата, классифицируемого кодом ТН ВЭД ТС 2709 00 100 1, рассчитанная в соответствии с методикой расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую.

Стнефть =
- при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 146 долларов США за 1 тонну, но не более 182,5 доллара США за 1 тонну (включительно);

0,45 х (155 -146) + 12,78 =16,83

Стнп = 0,85 х 16,83 =14,31 долл.

∑Пэ = 14,31 х 1300 х 50 =930 150 рублей

Задача 2.5

Российская компания ОАО «Нефть и газовый конденсат» осуществляет поставку сжиженного газа, классифицируемого кодами ТН ВЭД ТС 2711 12 - 2711 19 000 0 в количестве 2000 тонн. По условиям контракта стоимость газа котируется в соответствии с ценой, сложившейся на момент пересечения товаром таможенной границы с Республикой Польша (DAF Брест) При пересечении границы мировая цена на товар составила 750 долларов за тонну. Курс доллара, 50 рублей за 1 доллар США.

Требуется определить сумму вывозной таможенной пошлины, которую уплатит российский экспортер.


- при средней цене выше 740 долларов США за 1 тонну.


- расчетный коэффициент в отношении сжиженных углеводородных газов, равный 0;


- расчетный коэффициент в отношении сжиженных углеводородных газов, равный 0,5;


- расчетный коэффициент в отношении сжиженных углеводородных газов, равный 0,6;


- расчетный коэффициент в отношении сжиженных углеводородных газов, равный 0,7;

Стсут = 135 + 0,7 х (750 - 740) = 142 долл. За тонну

∑Пэ = 142 х 2000 =284 000 х 50 = 14 200 000 рублей

Задача 2.6.

Фирма ООО «Агросервис» зарегистрированная на территории Российской Федерации, по адресу 186810, ст. Вешенская Краснодарский край, ул. Шолохова, д.7 вывозит семена для посева, классифицируемые кодом товарной позиции 1206 00 910 0 Общий вес партии товара 600000 кг. Таможенная стоимость товара 1 800 000 руб. Курс евро, составляет 60 рублей за евро.

Требуется Рассчитать сумму вывозной таможенной пошлины, подлежащей уплате.

1) ∑Пэа=1800 000 х 0,1324 =238320 руб.

2)∑Пэс= 600 х19,88 х60 =715680 руб.- к уплате как наибольшая

1206 00 910 0 лущеные; в лузге серого цвета и с белыми полосками 13,24, но не менее 19,88 евро за 1000 кг

Задача 2.7.

Компания «Агроэкспорт» вывозит семена подсолнечника в количестве 5000 кг., таможенная стоимость 1250 000 руб. Курс евро 46 руб.

1206 00 Семена подсолнечника, дробленые 20, но не менее или недробленые 30 евро за 1000 кг Требуется определить размер пошлины, которую уплатит российский экспортер. РЕШЕНИЕ

1250 000 х 0,20 =250 000 руб. – к уплате

5 (5 раз по 1000) х 30 х 46 =6900 руб.

Задача 2.8.

Компания ОАО «Карлес» вывозит топливную древесину (поленья) в количестве 10 000 куб.м., таможенная стоимость 2 500 000 руб. Курс евро 47 руб.

Ставка пошлины4401 10 000 9 Древесина топливная в виде 6,5, но не менее бревен, поленьев, сучьев, 4 евро за 1 м3

Требуется определить размер пошлины, которую уплатит российский экспортер.

Нормативное регулирование

Особенности выдачи лицензии на помещение нефти под таможенный режим с 1995 года регулируется Постановлением Правительства РФ № 1446 от 1994 года. Согласно данному документу в процессе помещения нефти под таможенный режим необходимо соблюдать нормы Таможенного Кодекса.

  • Ст. 51 Бюджетного Кодекса закрепляет размер таможенной пошлины на нефть в соотношении к неналоговым доходам.
  • ФЗ № 311 относительно таможенного регулирования формирует весь процесс вывоза продукции за пределы РФ.

ФЗ № 164 относительно регулирования всей внешнеэкономической деятельности дает разъяснения определенным понятиям по перемещению нефти согласно таможенно-тарифному регулированию с использованием ввозных и вывозных таможенных пошлин. На основании ст. 12 данного закона обозначены методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

ПАО «НК «Роснефть» проводит политику, направленную на обеспечение сбалансированности каналов монетизации нефти, в том числе переработки на собственных нефтеперерабатывающих мощностях в России, Германии, Индии, реализации на экспорт по долгосрочным контрактам и на основе спотовых продаж в ходе проводимых тендеров, а также реализации на внутреннем рынке.

Компания на постоянной основе осуществляет мониторинг экономической эффективности каналов монетизации нефти, что позволяет максимизировать долю высокомаржинальных каналов в общей структуре продаж.

В 2020 году Компания поставила около 100,5 млн т нефти на собственные заводы в России, что выше уровня поставок 2020 г. на 15% (с учетом поставок на нефтеперерабатывающие заводы Башнефти с октября 2020 года). Рост объемов поставок главным образом обусловлен приобретением активов Башнефти в четвертом квартале 2016 года.

Помимо поставок нефти на собственные НПЗ в России, Компания в 2017 г. поставила 4,5 млн т собственной нефти на заводы с долей участия Компании в Германии, что на 3% больше объема поставок в 2016 г.

Объем реализации нефти в 2020 г. в страны дальнего и ближнего зарубежья составил 121,8 млн т. Среди экспортных направлений реализации нефти экономически наиболее привлекательным для Компании является восточное направление — поставки по трубопроводу в Китай, реализация в портах Козьмино и Де-Кастри. Объем поставок в восточном направлении в 2020 г. составил 47,7 млн тонн, что на 10,7% превышает аналогичный показатель прошлого года.

Помимо этого Компания реализовала 65,7 млн тонн нефти в Северо-Западную, Центральную и Восточную Европу, в страны Средиземноморья и другие направления дальнего зарубежья. Экспорт в СНГ составил 8,4 млн тонн.

Основная часть экспортных поставок Компании осуществляется через мощности , представленные магистральными трубопроводами, и порты. В отчетном году экспортные поставки осуществлялись в основном с использованием следующих транспортных маршрутов:

  • трубопроводным транспортом — около 103,1 млн тонн, что составило 84,7% от общего объема реализации нефти в страны дальнего и ближнего зарубежья. 48,4 млн т из данного объема были экспортированы через порты, а около 54,7 млн т — посредством трубопровода в направлении Китая, Белоруссии, Центральной и Восточной Европы
  • железнодорожным и смешанным транспортом — 2,2 млн т, или 1,8% от общего объема экспортных поставок без учета эффекта по приобретённым активам. В основном это поставки по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и по железной дороге в Китай через Монголию.

Помимо вышеуказанных маршрутов, в 2020 г. через экспортные терминалы Де-Кастри и Варандей было отгружено 4,9 млн тонн нефти Компании. Также в страны дальнего зарубежья было реализовано около 11,6 млн тонн стороннего ресурса через трейдинговые подразделения Компании.

Расширение сотрудничества по трейдингу нефти

С 2020 года начало действовать Дополнительное соглашение между «Роснефтью» и «Китайской национальной нефтегазовой корпорацией» (КННК) об увеличении поставок нефти в Китай транзитом через территорию Казахстана и продлении срока действия работающего с 2013 года контракта до конца 2023 года. В соответствии с Соглашением, объем поставок в данном направлении достигнет 91 млн тонн за 10-летний период, что позволит и дальше планово осуществлять поставки по одному из стратегических для «Роснефти» направлений. Совокупный объем поставок в адрес КННК в 2020 году составил 30,0 млн тонн, включая 10 млн тонн транзитом через территорию Республики Казахстан.

В течение 2020 года Компания продолжила сотрудничество с конечными потребителями. Экспортные поставки нефти в адрес конечных потребителей в 2020 году составили свыше 65 млн тонн, что соответствует аналогичному показателю 2020 года. В рамках укрепления сотрудничества с конечными потребителями на 2020 год были перезаключены Договоры с компаниями Shell, Eni на поставку нефти по нефтепроводу «Дружба» в направлении Германии.

Ключевые достижения в области экспортных поставок

  • Поставки нефти в восточном направлении выросли на 10,7 %, до 47,7 млн т, в 2020 году.
  • Поставки нефти в Китай с учетом международного трейдинга составили рекордные 39,1 млн т.
  • По долгосрочным контрактам объем поставок в Китай вырос на 9,5 %, до 30,0 млн т.

Экспорт нефти

На основании законодательных документов весь процесс перемещения нефти производится при соблюдении определенных этапов. Чтобы действия соответствовали законодательным нормам необходима уплата пошлины, сбор определенного пакета документов и прохождение этапа оформления операции по экспорту.

Что платить

На вывоз нефти и ее продуктов существуют к уплате следующие таможенные пошлины:

  • пошлина на сырую нефть и вязкого продукта;
  • плата за светлые нефтепродукты и масла;
  • платежи по мазуту;
  • товарному бензину;
  • отдельно прямогонного нафта и кокса.

В среднем размер пошлины составляет от 2,5 долларов до 39,5 долларов за тонну.

Средний размер таможенных сборов в расходной части бюджета составляет до 18%, при этом доля нефтепродуктов составляет в государственной доходной части до 25%.

Документы

Сопровождение операции происходит посредством оформления следующих документов:

  • лицензия по заявлению экспортера на вывоз продукции;
  • декларация перемещения нефти;
  • копии учредительных документов экспортера;
  • контракт;
  • паспорт сделки;
  • инвойс;
  • перевод инвойса;
  • документы права собственности на продукт;
  • сертификаты и лицензии.

Кроме этого необходимо подтвердить таможенные платы и предоставить договора о приобретении продукции на территории РФ, а также документальное сопровождение всего процесса перемещения продукции вплоть до экспортера, если он не является производителем.

Также по условиям контракта могут существовать такие документы, обязательные к предоставлению, как:

  • договора о страховке груза;
  • документы относительно предоплаты;
  • сведения относительно упаковки, количества товарных мест и весе.

Договор на экспорт нефти (образец)










Какое оформление осуществить

В первую очередь происходит оформление лицензии – она составляется в 3-х экземплярах:

  • один — для таможни;
  • второй — заявителю;
  • третий — для отдела таможенных режимов и управления организацией таможенного контроля РФ.

Важно: таможенное оформление осуществляется тем отделением, которое выдало лицензию при этом должно существовать разрешительное письмо Минтопэнерго РФ относительно включения партии нефти в график прокачки на следующий период.

Если же нефть транспортируется тогда необходим еще один этап – оплата пошлины на момент таможенного оформления продукта. При наступлении случаев, обозначенных нормативными документами РФ, нефть может быть условно выпущена в режиме переработки вне таможенных территорий, что освобождает экспортера от взноса сборов.

Важно: период возврата нефтепродуктов после реализации нефти не может быть более 6 месяцев с момента оформления очередной партии товара. К лицензии оформляются дополнения в 2-х экземплярах, при этом они должны иметь подпись уполномоченного лица и печать таможни.

Кроме уплаты таможенных сборов, оформления лицензии и составления декларации необходимо таможне предъявить сам груз к осмотру.

Ограничения и правила

Лица, подавшие документы на лицензию могут получить отказ в ее выдаче, по следующим причинам:

  • отсутствие в папке документов необходимых документов;
  • неправильное оформление документации;
  • заявитель в последний год перед подачей заявления привлекался к ответственности за неправильное таможенное оформление и перемещение продукции;
  • прочие случаи, установленные законодательством.

Кроме этого с ноября 2020 года были установлены следующие ограничения на перемещение светлых нефтепродуктов:

  • запрет на экспорт нефти и ее составляющих для компаний не производителей продукции;
  • перемещение продукции внутри государства для дальнейшего экспорта только при увязке права на экспорт нефти с обязательствами нефтяных компаний производителей.

Такой проект необходим для стабилизации обстановки с топливом внутри государства.






Схемы декларирования

Согласно положениям технического регламента, у производителя есть возможность выбрать одну из 5 схем подтверждения качества.

Для серийного производства подходят схемы 1Д, 3Д и 6Д. Их отличия состоят в следующем: при 1Д заявитель имеет право предоставить свои результаты испытаний образцов, при 3Д и 6Д исследования в обязательном порядке проводятся в аккредитованной лаборатории. Дополнительно при 6Д необходим сертификат системы менеджмента качества. Производственный контроль и последующий ежегодный аудит проводит производитель самостоятельно.

Срок действия зависит от наличия у производителя добровольного сертификата ХАССП, который подтверждает внедрение на производстве принципов ХАССП. Если он есть, то максимальный срок разрешительного документа можно выбрать 5 лет, если нет — 3 года.

Если необходимо декларировать партию товара, выбирается 2Д или 4Д. При первой схеме экспертиза продукции проводится заявителем в любой выбранной лаборатории самостоятельно, при 4Д — исключительно в аккредитованной.

Срок действия выбирается заявителем исходя из срока годности товара.

Ответственность и последствия

Благодаря наличию механизма административной ответственности органы валютного контроля могут совершать надзор за действиями экспортеров в частности получения на счета оплаты от нерезидентов страны.

  • При этом у экспортера существует возможность обжаловать решение таможенного органа согласно ст. 370 ТК РФ в течение 20 дней.
  • Также можно смягчит степень своей вины исправлением допущенных ошибок, например, если ответственность наступила согласно ст. 273 ТК РФ.

Объемы экспорта и добычи нефти предусмотрены нормативными международными документами, при этом каждая страна участница обязана соблюдать подписанные договоренности. В более мелких масштабах перемещение нефти осуществляется на основании законодательных актов РФ с соблюдением процесса таможенного оформления продукции и ее перемещения через границу.

Про экспорт нефти из России расскажет видео ниже:

Основные компании – экспортеры

Размеры акциз на нефтепродукты в 2020 году


Размеры акциз на нефтепродукты в 2020 году

Полезная информация
1компания ТНК-ВР – 19,5 %
2ОАО «Сургутнефтегаз» – 15,6 %
3компания ЛУКОЙЛ – 14,3 %

Как видите, доля этой «большой четверки» в общих зарубежных поставках нефти из нашей страны составляет 77,3 %. Остальные зарубежные нефтяные поставки осуществляют предприятия, которые не входят в вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) также по системе АК «Транснефть».

К большой четверке постепенно приближается ПАО «Газпром нефть», которое является одной из немногочисленных отечественных компаний, поставляющих на зарубежные рынки и успешно там реализующих дизельное топливо собственного производства. Этот продукт марки EN 590 соответствует всем европейским требованиям качества и активно используется в таких развитых странах Европы, как Германия, Франция и Великобритания.

Все экспортные операции «Газпром нефть» проводит посредством своей дочерней трейдинговой компании Gazprom Neft Trading GmbH, головной офис который расположен в столице Австрии Вене.

Читайте также: