Исследование факторов влияющих на размер акцизов при ввозе товаров

Опубликовано: 04.05.2024

Таможенный акциз

Таможенный акциз - это один из видов платежей, уплачиваемых за ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ. Его ещё называют акцизным сбором или налогом. С ввозимых на территорию РФ товаров, кроме акциза уплачиваются другие таможенные платежи и сборы. Деньги, полученные при сборе акцизного налога, поступают в бюджет РФ. Таможенные платежи это акцизы, таможенный сбор, ввозная и вывозная пошлина (ст. 46 ТК ЕАЭС). Акциз взимается помимо таможенной пошлины с подакцизных товаров. Государство выбрало для налогообложения высокорентабельные товары, продажная стоимость которых значительно превышает стоимость их изготовления. Спрос на подакцизные товары обычно не меняется из-за повышения или понижения их стоимости. Они не относятся к предметам первой необходимости и не являются полезными для здоровья. Это, например, сигареты, водка, пиво и т. д.

Подакцизные товары

При ввозе на таможенную территорию РФ подлежат обложению акцизами следующие подакцизные товары (гл. 22 НК РФ):

Подакцизные товары

Есть продукция, ошибочно принимаемая за подакцизную. Это, например, лекарственные средства, спиртосодержащая косметика, ветеринарные препараты (зависит от содержания спирта и фасовки), виноматериалы, сусло виноградное.

Акциз при экспорте

При экспорте акциз не платится. Это повышает конкурентоспособность подакцизных товаров, поддерживает отечественного товаропроизводителя. Порядок освобождения от акцизного налога регулируется 184 ст. НК РФ. Согласно требованиям налогового законодательства, необходимо предоставить в налоговую службу банковскую гарантию или заключить договор поручительства (письмо от 30 июня 2017 г. N СД-4-3/12690). Банковская гарантия обязывает декларанта оплатить акцизный налог, если не будут вовремя предоставлены необходимые документы, подтверждающие факт экспорта товара. Договор поручительства освобождает от уплаты акциза, если документы будут предоставлены в срок, согласно договору. Если условия договора не выполняются, то поручитель должен будет оплатить акциз.

Акциз при ввозе (импорт)

Уплата акциза производится при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ, при подаче таможенной декларации. Для того чтобы рассчитать сумму акциза, нужно знать ставку акциза, налоговую базу и вид акцизной ставки. Вид акцизной ставки определяется налоговым законодательством. Ставки бывают трёх видов: твёрдая, адвалорная, комбинированная.

Твёрдая ставка указывает сколько надо заплатить за единицу товара. Умножив твёрдую ставку акциза на налоговую базу (количество товара) мы получим сумму акциза. Твёрдая ставка - это стоимость за единицу измерения продукции. Например, это может быть руб./литр или руб./грамм или руб./шт. и др. Налоговая база для твёрдой ставки определяется как количество ввозимых товаров. Например, литров, л.с., штук, грамм.

Формула расчета твёрдой ставки

Cакц - сумма акциза
Стакц - твёрдая ставка акциза
Нб - налоговая база

Адвалорная ставка указывается в процентах. В качестве налоговой базы берётся таможенная стоимость ввозимого товара. В существующей редакции НК РФ 2019 г. Не используется.

Формула расчета адвалорной ставкой

Cакц - сумма акциза
Адвст - адвалорная ставка акциза
Тс - таможенная стоимость

Для комбинированной ставки указываются два значения: одно для адвалорной, другое для специфической. Рассчитывают каждую и из них выбирают большую.

Ставка таможенного акциза

Как узнать нужно платить акцизный сбор за Вашу продукцию или нет и сколько? Для этого нужно правильно определить уникальный цифровой код товара по специальному классификатору Товарной Номенклатуры Внешнеэкономической Деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД). По этому цифровому коду определить в Едином Таможенном Тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС), нужно ли платить акцизный сбор и, если нужно, то сколько?

Пример 1: Ввоз пива солодового в сосудах ёмкостью менее 10 литров, в бутылках, с содержанием этилового спирта менее 8,6%. Находим десятизначный код товара «2203000100» ставка акциза для него равна 21 руб./литр.
Пример 2: Ввоз из Испании виноградных натуральных вин с добавлением растительных или ароматических веществ, в сосудах ёмкостью 2 литра или менее, фактической концентрацией спирта менее 18%. Находим код товара «2205101000», ставка акциза для вина 18 руб./литр.
Если партия ввозимых товаров включает в себя подакцизные товары с разными акцизными ставками, то акцизный налог вычисляется по каждой группе отдельно (Ст. 194 п. 6 НК РФ).

Освобождаются от уплаты акцизного налога ввозимые товары, помещённые под таможенные процедуры:

Уплата таможенного акциза

Обязанность по уплате таможенных платежей в том числе акциза возложена на декларанта (статья 50 ТК ЕАЭС). После расчёта акциза и других таможенных платежей, декларант вносит средства на счет таможенного органа, который осуществляет таможенное оформление. Эти платежи являются авансовыми, т.е. оплатить их необходимо заранее, перед подачей декларации. Для этого нужно перечислить деньги на единый лицевой счёт ЕЛС (лицевой счёт плательщика). В платёжном поручении указывается Код Бюджетной Классификации (КБК), уникальный для каждого вида платежа.

Внимание! При расчете таможенных платежей необходимо учитывать колебания валютных курсов.

Физические лица могут вносить средства через специализированные терминалы на территории таможенного поста (при наличии).
Юридические лица могут воспользоваться таможенной картой или картой платежной системы “Раунд”, позволяющим вносить таможенные платежи без задержек.

Наша компания “Универсальные Грузовые Решения” оказывает услуги по оформлению товаров, подбору кодов ТН ВЭД, расчету необходимых к уплате на таможне акцизов, НДС, сборов, ввозных таможенных пошлин и других таможенных платежей. Если необходимо оформить сертификат, наша компания Вам поможет. При необходимости мы можем оплачивать за клиента таможенные платежи и проводить оперативную растаможку груза на таможне, что поможет сократить издержки и время на прохождение таможне.

Мы уверены, что станем Вам надежным партнером на таможне!

Акциз при ввозе товаров на территорию РФ: регламент расчета и оплаты

Акциз – один из видов налогообложения на некоторые группы товаров. Как рассчитывается величина выплаты, какие грузы являются подакцизными и как организована уплата налога, расскажут специалисты компании «Калипсо».

Дефиниции

Акцизы при импорте взимаются параллельно с таможенными пошлинами. Данный вид налогообложения выбран государством для товаров высокой рентабельности, то есть продукция характеризуется существенным превышением продажной цены над себестоимостью.

Как правило, уплата налога выполняется при подаче таможенной декларации. Для расчета суммы акциза существует специальная формула, которая включает в себя ставку налога, налоговую базу и вид акцизной ставки.

04e5baa7f9dc1e0572222231d217e0d1.jpg

Какие товары входят в подакцизную группу

Уплата акциза при ввозе товаров применяется к ассортименту, который не входит в группу первой необходимости. Как правило, спрос на эти товары существенно не меняется при повышении или снижении их стоимости.

Список подакцизной продукции можно найти в гл. 22 Налогового кодекса Российской Федерации. Среди основных групп:

спиртсодержащие товары (решение по конкретным формам зависит от процента спирта и типа фасовки);

бензин всех октановых чисел;

мотоциклы мощностью от 150 лошадиных сил;

4a3284c67ca3ff02a2f1a9decf6345cd.jpg

Сумма акциза при импорте оплачивается в казну государства согласно предусмотренному регламенту. Оформление и оплату может выполнять как декларант, так и уполномоченное лицо.

Важно знать! Ставка акцизного сбора напрямую зависит от страны происхождения продукции. Местом ее изготовления считается государство, где товар был произведен полностью или был подвергнут переработке больше, чем на 50%.

Законодательная база

Статьи 85, 86, 179, 182, 183, 193, 205 НК РФ.

Статьи 15, 70, 79, 80, 84 ТК ТС.

Расчет акциза и налоговые ставки

Акциз при ввозе рассчитывается для каждой группы товаров индивидуально. Чтобы узнать итоговую сумму, нужно знать вид акцизной ставки. Он определяется налоговым законодательством. На сегодняшний день для ввоза продукции на территорию Российской Федерации используют три вида ставок:

Твердая ставка демонстрирует сумму налога, который необходимо заплатить за единицу товара. Чтобы получить конечную стоимость, ее умножают на объем груза. Твердая ставка определяется как стоимость за единицу измерения продукции. Объем товара (налоговая база) исчисляется в литрах, штуках, килограммах, лошадиных силах.

Акциз = Ставка * Налоговую Базу

Адвалорная ставка представляет собой долевой показатель от стоимости ввозимого товара. Указывается в процентах и рассчитывается по формуле.

Акциз = Адвалорная ставка * Таможенную стоимость / 100%

Для некоторых групп товаров рассчитывается сразу два значения по адвалорной и твердой схеме. Из полученных сумм выбирают большую. В настоящее время данный метод применяют для табачных изделий.

Схема оплаты акцизов при ввозе товаров из Европы

Уплата акциза при ввозе товаров возложена на декларанта или его представителя. После подсчета суммы налога средства вносят на счет таможенного органа. Платежи является авансовыми и оплачиваются заранее. Квитанция подается вместе с декларацией.

Важно знать! В расчете таможенных платежей необходимо учитывать колебания курса валют.

При ввозе продукции, не подлежащей обязательной маркировке, уплату акциза контролирует фискальный орган.

79f429a000168ca363df32b69d0752d2.jpg

Когда платится акциз

Взимается акциз при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в следующих случаях:

использование товара для внутреннего потребления;

переработка груза на территории страны;

использование товаров для свободного обращения.

Налог не взимается:

в случае транзита через территорию РФ;

Сроки оплаты

В зависимости от цели ввоза акциз при импорте уплачивается в разные сроки. Если товар предназначен для внутреннего потребления, время оплаты регулирует ст. 211 ТК РФ. Налог оплачивается после регистрации таможенной декларации, но до того, как товар выпустят.

Если груз подлежит переработке для внутреннего потребления, ситуацию регулирует ст. 274 ТК. Налог следует заплатить до даты выпуска груза.

Переработка на таможенной территории регулируется ст. 250 ТК и гласит, что необходимость в уплате налога возникает с момента оформления декларации.

Советы и рекомендации специалиста

Начисление акцизного налога имеет целый ряд тонкостей. При неправильном оформлении или некорректном расчете суммы контролирующие органы могут применить штрафные санкции. Чтобы избежать финансовых и временных потерь, воспользуйтесь услугами специалистов. Таможенные брокеры компании «Калипсо» быстро и квалифицированно рассчитают сумму акциза, оформят необходимую документацию и проследят за выпуском груза.

Выводы

Акциз - обязательный дополнительный налог на некоторые группы товаров. Его уплата регламентирована законом, поэтому очень важно соблюдать порядок процедуры и правила ее оформления.

Документ полезен? 0 m n 0

В целях реализации Федерального закона от 29 сентября 2019 г. N 326-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" применять ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию, обеспечив учет акцизов, уплачиваемых в доход федерального бюджета, в соответствии с кодами вида платежа и кодами бюджетной классификации Российской Федерации согласно приложению.

Заместитель руководителя
генерал-лейтенант таможенной службы
Е.В.Ягодкина


Приложение
к письму ФТС России
от 6 апреля 2020 г. N 01-11/19309

1 Для целей применения ставок акцизов необходимо руководствоваться наименованием товара и кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), за исключением позиции "средние дистилляты".

2 Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации не рассматриваются как подакцизные следующие товары: подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти.

3 Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации не рассматриваются как подакцизные следующие товары: лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и (или) включенные в Государственный реестр лекарственных средств, лекарственные препараты для медицинского применения в целях формирования общего рынка лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза, сведения о которых содержатся в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза, лекарственные средства (включая гомеопатические лекарственные препараты), изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

4 Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации не рассматриваются как подакцизные товары препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости объемом не более 100 мл.

5 Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации не рассматриваются как подакцизные следующие товары: спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке, спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в малой емкости.

К спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в малой емкости на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 179.2 Налогового кодекса Российской Федерации относится:

спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно, разливаемая в емкости не более 100 мл;

спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разливаемая в емкости не более 100 мл;

спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов исключительно, разливаемая в емкости не более 3 мл.

6 Согласно Перечню пищевой продукции в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2017 г. N 1344 "Об утверждении перечней пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции", к алкогольной продукции не относятся смеси из сброженных напитков и смеси сброженных напитков и безалкогольных напитков, в другом месте не поименованные или не поименное или не включенные, с содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,2 процента включительно, классифицируемые в товарных подсубпозициях 2206 00 390 1, 2206 00 590 1, 2206 00 890 1, 2206 00 890 1 ТН ВЭД ЕАЭС.

7 Согласно пункту 19 статьи 187 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении табака кальянного определяется как масса табачного сырья в табаке кальянном, но не менее 20 процентов массы нетто табака кальянного при условии указания на потребительской упаковке (таре) информации о массе табачного сырья. В случае отсутствия на потребительской упаковке (таре) информации о массе табачного сырья налоговая база определяется как масса нетто табака кальянного.

8 Курительный табак не облагается акцизами в том случае, если он предназначается для производства сигарет способом, отличным от ручной набивки, и ввозится предприятиями, непосредственно занимающимися производством табачной продукции, для его использования в качестве сырья при ее производстве, либо организациями или физическими лицами, ввозящими данные товары по договорам с вышеуказанными предприятиями.

Курительный табак, предназначенный для использования в качестве сырья для производства табачной продукции и ввозимый предприятиями - производителями табачной продукции для собственных нужд, освобождается от акциза при условии представления документов, подтверждающих его целевое использование в качестве сырья для промышленного производства табачных изделий (учредительных документов, в которых одним из основных видов деятельности предприятия определено производство табачной продукции).

В случае, если данный товар ввозится организациями или физическими лицами по договору с организацией - производителем табачной продукции, целевое назначение ввозимого товара как сырья для промышленного производства табачных изделий подтверждается представлением заверенной согласно установленному порядку копии договора между импортером и потребителем товара, извлечений из учредительных документов предприятия - производителя табачной продукции, в которых одним из основных видов деятельности предприятия определено производство табачной продукции.

При выпуске курительного табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления таможенные органы осуществляют контроль за дальнейшим использованием товара. Использование таких товаров и распоряжение ими в иных целях допускается только с разрешения таможенного органа при условии уплаты акциза.

9 Согласно пункту 1 статьи 187.1 Налогового кодекса Российской Федерации расчетной стоимостью признается произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки (пачке) табачных изделий, и количества единиц потребительской упаковки (пачек) табачных изделий, ввозимых в Российскую Федерацию.

10 Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации для целей взимания акциза электронными системами доставки никотина признаются электронные устройства, используемые для преобразования жидкости для электронных систем доставки никотина в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем.

11 Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации устройствами для нагревания табака признаются электронные устройства, используемые для образования табачного пара, вдыхаемого потребителем, путем нагревания табака без его горения или тления.

12 Согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации для целей взимания акциза жидкостью для электронных систем доставки никотина признается любая жидкость с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в электронных системах доставки никотина.

Перечень кодов ТН ВЭД ЕАЭС приведен для удобства пользования и не является исчерпывающим. Для отнесения товаров к подакцизным следует руководствоваться наименованием (описанием) товаров.

13 Для целей применения справочника нормативно-справочной информации Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в описании товаров при их таможенном декларировании с использованием декларации на товары следует указывать объем товара в соответствии с классификатором единиц измерения, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций", в литрах.

14 Для целей взимания акциза под легковым автомобилем понимают транспортные средства категорий М 1 , M 1 G, определяемых в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011).

15 Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации прямогонным бензином признаются бензиновые фракции, за исключением автомобильного бензина, авиационного керосина, акрилатов, полученные в результате:

перегонки (фракционирования) нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа;

переработки (химических превращений) горючих сланцев, угля, фракций нефти, фракций газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа.

Бензиновой фракцией признается смесь углеводородов в жидком состоянии (при температуре 15 или 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба), соответствующая одновременно следующим физико-химическим характеристикам:

плотность не менее 650 кг/м 3 и не более 749 кг/м 3 при температуре 15 или 20 градусов Цельсия;

значение показателя температуры, при которой перегоняется по объему не менее 90 процентов смеси (давление 760 миллиметров ртутного столба), не превышает 215 градусов Цельсия.

не признаются бензиновой фракцией следующие виды фракций:

фракция, полученная в результате алкилирования (олигомеризации) углеводородных газов;

фракция, массовая доля метил-трет-бутилового эфира и (или) иных эфиров и (или) спиртов в которой не менее 85 процентов;

фракция, полученная в результате окисления и этерификации олефинов, ароматических углеводородов, спиртов, альдегидов, кетонов карбоновых кислот;

фракция, полученная в результате гидрирования, гидратации и дегидрирования спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот;

фракция, массовая доля бензола и (или) толуола и (или) ксилола (в том числе параксилола и ортоксилола) в которой не менее 85 процентов;

фракция, массовая доля пентана и (или) изопентана в которой не менее 85 процентов;

фракция, массовая доля альфаметилстирола в которой не менее 95 процентов;

фракция, массовая доля изопрена в которой не менее 85 процентов.

16 В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, значение показателя плотности которых не превышает 930 кг/м 3 при температуре 20 градусов Цельсия, за исключением:

прямогонного бензина, циклогексана, конденсата газового стабильного, автомобильного бензина;

фракции, полученной в результате алкилирования (олигомеризации) углеводородных газов;

фракции, массовая доля метил-трет-бутилового эфира и (или) иных эфиров и (или) спиртов в которой не менее 85 процентов;

фракции, полученной в результате окисления и этерификации олефинов, ароматических углеводородов, спиртов, альдегидов, кетонов карбоновых кислот;

фракции, полученной в результате гидрирования, гидратации и дегидрирования спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот;

фракции, массовая доля бензола и (или) толуола и (или) ксилола (в том числе параксилола и ортоксилола) в которой не менее 85 процентов;

фракции, массовая доля пентана и (или) изопентана в которой не менее 85 процентов;

фракции, массовая доля альфаметилстирола в которой не менее 95 процентов;

фракции, массовая доля изопрена в которой не менее 85 процентов;

авиационного керосина, дизельного топлива;

высоковязких продуктов, в том числе моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

продуктов нефтехимии, получаемых в процессах химических превращений, протекающих при температуре выше 700 градусов Цельсия (согласно технологической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения), дегидрирования, алкилирования, окисления, гидратации, этерификации;

иных продуктов, представляющих собой смесь углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), содержащих более 30 процентов ароматических, непредельных и (или) кислородсодержащих соединений.

Высоковязкими продуктами признаются смеси углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба) с одной или несколькими из следующих физико-химических характеристик:

кинематическая вязкость при температуре 100 градусов Цельсия составляет 2,2 сантистоксов и более;

температура вспышки в открытом тигле составляет более 80 градусов Цельсия и температура застывания не превышает минус 35 градусов Цельсия.

17 С 1 апреля 2020 года средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком или твердом состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, значения показателя плотности которых не превышают 1015 кг/м 3 при температуре 20 градусов Цельсия, за исключением:

авиационного керосина, авиационного керосина марки Джет-А 1;

высоковязких продуктов, в том числе моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

продуктов нефтехимии, получаемых в процессах химических превращений, протекающих при температуре выше 700 градусов Цельсия (согласно технологической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения), дегидрирования, алкилирования, окисления, гидратации, этерификации;

газового конденсата, смеси газового конденсата с нефтью, непосредственно полученных с применением технологических процессов деэтанизации и (или) стабилизации и (или) фракционирования (при условии комбинации процесса фракционирования с процессом деэтанизации и (или) стабилизации);

битума, асфальта, кокса, технического углерода, серы;

иных продуктов, представляющих собой смесь углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), содержащих более 30 процентов ароматических, непредельных и (или) кислородсодержащих соединений.

В целях настоящей главы высоковязкими продуктами признаются смеси углеводородов в жидком или твердом состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате применения хотя бы одного из следующих технологических процессов:

депарафинизация селективными растворителями;

В целях настоящего подпункта смеси высоковязких продуктов с неподакцизными товарами признаются высоковязкими продуктами.

При этом такие смеси углеводородов, их смеси с неподакцизными товарами должны соответствовать одной или нескольким из следующих физико-химических характеристик:

кинематическая вязкость при температуре 100 градусов Цельсия составляет 2,2 сантистокса и более;

температура вспышки в открытом тигле составляет более 80 градусов Цельсия и температура застывания не превышает минус 35 градусов Цельсия.

С 1 апреля 2020 года ставка акциза на средние дистилляты определяется в порядке, установленном пунктом 9.1 статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации.

В коде подвидов доходов (14 - 17 разряды кода бюджетной классификации) указывается:

18 1000 - сумма платежа;

19 2000 - пени и проценты по соответствующему платежу.

Таможенное оформление акцизных товаров включает перевоз через границу в специально определенном месте (акцизной таможне) продукции, которая по законодательству Российской Федерации подлежит маркировке специальными знаками (акцизными марками). Оформление дальнейшей официальной документации зависит от категории товаров, сопровождается уплатой косвенного налога (акциза). Все процедуры, начиная с перевоза через границу, оформления документов и заканчивая транспортировкой в места хранения и выпуском продукции, совершаются в соответствии с нормами таможенного законодательства.



Что такое акцизные товары

Товары некоторых категорий, подлежат особой процедуре таможенного оформления, которая сопровождается маркировкой и уплатой акциза в момент перевоза поставщиком через границу Таможенного Союза. Импортом акцизных товаров могут заниматься лица, имеющие преимущественное или постоянное местожительство, регистрацию в соответствии с требованиями действующего законодательства и внешнеторговый договор с заграничным поставщиком. Только при наличии такого пакета документов юридическое лицо, транспортная компания, таможенный брокер или ИП получают право заниматься ввозом продукции, подлежащей таможенной маркировке и уплате акцизной ставки при ввозе на территорию РФ через государственную границу.



Налоговый кодекс Российской Федерации содержит список товаров, подлежащих уплате акцизного сбора. К ним относятся:

любой вид этилового спирта (кроме коньячного), продукция с содержанием этанола более 4%;

парфюмерия и косметика, должным образом расфасованная, и бытовая химия в виде аэрозолей;

спиртосодержащие отходы, используемые в технических целях и включенные в Госреестр РФ, при условии соответствия нормативам;

любая алкогольная продукция импортного производства, в том числе пиво;

табачные изделия и сырье для их производства;

бензин, дизельное и авиационное топливо, моторное масло, природный газ;

транспортные средства (мотоциклы и автомобили с оговоренной мощностью двигателя).

Обратите внимание! Транспортировка и перемещение через границу – сложная процедура, в ходе которой даже опытный бизнесмен или крупная торговая компания могут столкнуться с юридическими сложностями, нюансами оформления документации, приобретения и наклейки акцизных марок. Поэтому они прибегают к услугам квалифицированных и опытных посредников, в руках которых имеются соответствующие инструменты – юридические знания, средства транспортировки и слежения за перемещаемым грузом, а также практический опыт работы в данной отрасли и оперативные навыки выполнения всех этапов таможенного оформления акцизных товаров.



Что такое акциз

Это косвенный налог, который уплачивается государству при перевозке через границу указанных в Налоговом кодексе товаров. Налоговая ставка закреплена на официальном уровне изменениями в НК РФ.

Существует три вида акцизных ставок:

адвалорная, уплачиваемый процент от указанной стоимости и наложенной на нее таможенной пошлины;

специфическая – когда стоимость устанавливается в национальной валюте, в зависимости от технических характеристики ввозимого ТС или другой продукции, облагаемой акцизом;

комбинированная – совмещает в себе элементы адвалорной и специфической ставки, при этом акцизное обложение уплачивается по совокупности обоих видов государственного налога.

Порядок ввоза акцизных товаров такой:

  1. Сначала компания-импортёр приобретает в Акцизной таможне марки на основе:
      • заключенного международного договора, списка планируемой к ввозу алкопродукции (в спецификациях);
      • подтверждения установления оборудования по считыванию марок и передачи сведений в ЕГАИС;
      • уплаты авансового платежа из расчёта на планируемую к ввозу алкогольную продукцию;
      • предоставления Лицензии на закупку, хранение и поставки алкопродукции;
      • предоставления Лицензий на право использования на территории РФ товаров, имеющих охраняемые торговые знаки;
      • гарантийное обязательство о ввозе алкопродукции (использования марок).
  2. Затем марки переправляются за рубеж в таможенной процедуре экспорта (без уплаты таможенных платежей).
  3. За границей каждая единица обклеивается (алкопродукция, сигареты), затем ввозится в РФ и возможно к помещению только в ИМ 40 (выпуск для внутреннего потребления) или таможенный склад (ИМ 70). В местах таможенного декларирования передаются сведения о марках в ЕГАИС, и вместе с выпущенной ДТ подготавливаются сопроводительные документы для дальнейшей транспортировки подакцизных товаров (это для алкоголя) - справка по форме «А» и «Б».
В официальных документах акцизная марка фигурирует как документ государственной отчетности и одновременно как авансовый платеж, произведенный налогоплательщиком. Уплаченный при растаможке аванс вычитается при оформлении на таможне из общей суммы акцизного сбора. Выпуском акцизных марок могут заниматься только специально уполномоченные организации.

Подделка марок акциза для наклейки на ввозимые товары расценивается как преступление, потому что марка является документом государственной отчетности для подтверждения легальности провоза через таможенную границу страны. Приобретение АМ – это наглядное свидетельство выполнения импортером внешнеторгового договора, заключенного с поставщиками из других стран – как и по эту сторону, с юридическими лицами или предпринимателями.



Деятельность таможенных органов

Таможенное оформление подакцизных товаров выполняется компетентными подразделениями, согласно Приказу ФТС от 2009 года №93 и его редакции от 2010 года. Это могут быть подразделения, занятые выдачей акцизных марок, контролирующие объем и качество ввозимой продукции, таможенные операции с ними и отдельные органы, занятые растаможкой и выдачей технических паспортов на перевозимые транспортные средства.

Специалист таможенного дела

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)
e-mail: info@customsspec.ru

Аналитика
Анализ взимания акцизов при ввозе товаров на территорию Российской Федерации

Анализ взимания акцизов при ввозе товаров на территорию Российской Федерации показал, что по итогам 2019 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 5 729,1 млрд. рублей, что на 334,1 млрд. рублей или на 5,5% меньше по сравнению с 2018 годом (рисунок 1).

Динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России, в доход федерального бюджета

Рисунок 1 — Динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России, в доход федерального бюджета в 2012 – 2019 годах, в миллиардах рублей

Задание по формированию доходов федерального бюджета выполнено на 101,59% (рисунок 2).

Выполнение задания по администрируемым ФТС России доходам

Рисунок 2 — Выполнение задания по администрируемым ФТС России доходам, в миллиардах рублей

При этом наблюдается положительная динамика таможенных платежей, уплаченных при ввозе товаров в Российскую Федерацию (рисунок 3).

Динамика перечислений таможенных платежей в доход федерального бюджета при импорте

Рисунок 3 — Динамика перечислений таможенных платежей в доход федерального бюджета при импорте в 2012 – 2019 годах, в миллиардах рублей

В структуре таможенных платежей основную долю занимает НДС, при этом акцизы формируют только 1,55 % (рисунок 4, таблица 1).

Анализ взимания акцизов при ввозе: структура таможенных и иных платежей

Рисунок 4 – Анализ взимания акцизов при ввозе: структура таможенных и иных платежей в 2019 г.

Таблица 1 — Структура таможенных и иных платежей в 2017 — 2019 г., в миллиардах рублей

Структура таможенных и иных платежей

Анализ динамики поступления акцизов при ввозе товаров показывает, что с2015 г. по 2018 г. суммы акцизов растут, а в 2019 г. наблюдается незначительное снижения указанной суммы (рисунок 5).

Анализ взимания акцизов при ввозе: динамика поступления акцизов при ввозе товаров

Рисунок 5 – Анализ взимания акцизов при ввозе: динамика поступления акцизов при ввозе товаров в 2015-2019 гг., в миллиардах рублей

ФТС России осуществляет функции государственного заказчика по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной и табачной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию. Организации – импортеры алкогольной и табачной продукции обеспечены акцизными марками в полном объеме. Таможенными органами в 2019 году выдано организациям – импортерам алкогольной и табачной продукции 836,05 млн. акцизных марок, что на 26,2% меньше по сравнению с 2018 годом (1 134,07 млн. акцизных марок) (рисунок 6).

Анализ взимания акцизов при ввозе: количество выданных организациям – импортерам алкогольной и табачной продукции акцизных марок

Рисунок 6 – Анализ взимания акцизов при ввозе: количество выданных организациям – импортерам алкогольной и табачной продукции акцизных марок в 2015-2019 гг.

Таможенные органы осуществляют взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси), самоходных машин и прицепов к ним, ввозимых в Российскую Федерацию. Общая сумма утилизационного сбора, перечисленного в федеральный бюджет в 2019 году, составила 93,4 млрд. рублей, что на 10,7% больше по сравнению с 2018 годом (84,41 млрд. рублей).

Читайте также: