Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух 2020

Опубликовано: 14.05.2024

ПЛАТА ЗА НВОС: ГЛАВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В 2021 ГОДУ

Источник:https://www.ecoindustry.ru/news

Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду

За два дня до конца отчётной кампании за 2019 год была изменена форма декларации о плате за НВОС (новая редакция Приказа Минприроды № 3). Кто сдавал декларацию в последние дни, делали это уже по новой форме. Но многие успели отчитаться по старой. А значит, в этот раз увидят новую декларацию впервые.

Изменились наименования столбцов в разделах 1, 1.1, 1.2 и 2:

Переименованы столбы в соответствии с актуализацией требований к объектам НВОС, относящимся к различным категориям. Теперь нормы зависят от категории объектов.

Изменился раздел декларации 3.1, который заполняют предприятия с объектами размещения твёрдых коммунальных отходов. Изменилось количество столбцов, появились новые коэффициенты по аналогии с коэффициентами в разделе 3.

В расчёте платы по ОКТМО изменились наименования некоторых строк и добавились новые строки по плате за размещение ТКО.

Выбор способа расчёта авансов

С l квартала 2020 года природопользователь может сам выбирать вариант расчёта для каждого вида НВОС, уведомив при этом РПН о выбранном способе.

В минувшую отчётность уведомляли сопроводительными или отдельными письмами. С отчётности за 2020 год способ расчёта авансов на следующий год нужно будет указать в самой декларации. Для этого введут дополнительный лист (проект приказа на рассмотрении).

3 варианта расчета авансовых платежей

С 1 января 2020 года ввели три способа расчёта на выбор плательщика (новая редакция Постановления Правительства РФ № 255):

  1. ¼ суммы к уплате за предыдущий отчётный период, как и было раньше.
  2. ¼ суммы платы, но платёжная база определяется исходя из объёма или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов (см. Наименования нормативов в таблице выше).
  3. Сначала определяем платёжную базу. За основу берём данные ПЭК об объёме или о массе выбросов (сбросов), об объёме или о массе размещённых отходов в предыдущем квартале текущего отчётного периода. Затем базу умножаем на ставки платы с коэффициентами (ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ).

Новые коэффициенты

Плату за НВОС за 2020 год рассчитываем по формулам с новыми коэффициентами.

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ № 255 и действуют в новой редакции — .

Правила выступают в качестве руководства по расчету платы за НВОС, направляя природопользователя к той или иной формуле в зависимости от условий расчета.

Плата за выбросы и сбросы в пределах норматива (п. 17 Правил)

Формула для расчёта та же, но есть одно изменение.
При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, дополнительно к иным коэффициентам применяется коэффициент 0,5 (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды).

Таким образом, в разделе 2 в столбце 15 для организаций ЦСВ нужно проставлять 0,5. Для всех остальных этот коэффициент равен 1.

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) в пределах лимитов (п. 18 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Формула в разделе 3 не изменилась.

Плата за размещение ТКО с превышением установленных лимитов (п. 18 (1) Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов.

С 1 января 2020 года в разделе 3.1 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности с превышением лимитов применяется коэффициент 25. Раньше был коэффициент 5.

Плата в пределах временно разрешённых выбросов и сбросов, превышающих нормативы (п. 19 Правил)

Изменился коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в пределах временно разрешённых масс и объёмов: вместо коэффициента 5 теперь применяется 25 (столбец 11, раздел 1 и 2).

Исключение — организации ЦСВ, которые запустили программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды (кроме сбросов в пределах технологических нормативов). Они применяют коэффициент 1 (столбец 11 раздела 2 для ЦСВ).

Столбец 11 раздела 2 — у ЦСВ коэффициент 1, у всех остальных — 25

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) с превышением лимитов (п. 20 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов (за исключением ТКО).

С 1 января 2021 года, если лимит превышен, в разделе 3 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности применяется коэффициент не 5, как раньше, а 25.

Плата в пределах временно разрешённых выбросов и сбросов, превышающих нормативы (п. 19 Правил)

Изменился коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в пределах временно разрешённых масс и объёмов: вместо коэффициента 5 теперь применяется 25 (столбец 11, раздел 1 и 2).

Исключение — абоненты ЦВС, которые запустили программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды (кроме сбросов в пределах технологических нормативов). Они применяют коэффициент 1 (столбец 11 раздела 2 для ЦСВ).

Столбец 11 раздела 2 — у ЦСВ коэффициент 1, у всех остальных — 25

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) с превышением лимитов (п. 20 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов (за исключением ТКО).

С 1 января 2021 года, при превышении лимита, в разделе 3 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности применяется коэффициент 25.

Плата при превышении разрешённых выбросов и сбросов (п. 21 Правил)

Речь о нормативах, которые зависят от категории объектов.

  • Для объектов I категории смотрим на превышение установленных КЭР выбросов и сбросов.
  • Для объектов II категории говорим о превышении выбросов и сбросов из ДВОС.
  • Для объектов III категории имеем в виду превышение над выбросами и сбросами из отчётов по производственному экологическому контролю.

Для объектов I и II категории в столбцах 12 разделов 1 и 2 используем ставки платы за выбросы или сбросы с коэффициентом 100.

Когда абоненты ЦСВ реализуют программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, они так же, как и остальные, используют коэффициент 25 в столбце 12 раздела 1, а в столбце 12 раздела 2 применяют коэффициент 1.

Есть и те, кто в столбце 12 разделов 1 и 2 применяют коэффициент 25. Это:

  • лица, которые эксплуатируют объекты III категории и обязаны вносить плату;
  • лица, которые эксплуатируют объекты I и II категории, до 1 января 2019 года получившие разрешение на выбросы и сбросы. Условие действует, пока не истечёт срок разрешения, компания не получит КЭР или не представит ДВОС.

Плата за выбросы и сбросы при отсутствии КЭР, ДВОС или отчёта о результатах ПЭК (п. 21 (1) Правил)

Речь идёт о компаниях и ИП, которые эксплуатируют объекты I категории и с 1 января 2019 года получили или переоформили разрешение или лимит на выбросы и сбросы. Сюда же относится ситуация, когда таких лимитов и разрешений нет.

Коэффициент у них был и остался 25, изменилась платёжная база. Теперь это фактический объём или масса выбросов или сбросов загрязняющих веществ в тоннах или кубических метрах.

Исключением служат абоненты ЦСВ, реализующие программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, то в графе 12 раздела 2 используют коэффициент 1.

Те, кто обязан вносить плату и работает на объектах III категории, с 1 января 2020 года в столбце 12 применяют коэффициент 25.

Плата за размещение утилизированных отходов, кроме ТКО (п. 22 Правил)

Речь о размещении отходов, которые нужно утилизировать. Плата взимается, если компания сама утилизировала эти отходы на своём производстве по технологическому регламенту или передала для утилизации не позднее чем через 11 месяцев. При расчёте платы по таким отходам в столбцах 18 и 21 применяется коэффициент 0.

Платежная база за размещение отходов (за исключением ТКО) j-го класса опасности считается как:

  • I категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой установленных лимитов на их размещение;
  • II категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов (кроме ТКО) и объёмом или массой отходов в ДВОС;
  • III категории — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой размещённых отходов, которые указаны в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.

Если компания не сдала отчёт об утилизации, платежная база определяется как фактический объём или масса размещённых отходов.

Плата за выбросы и сбросы в пределах технологических нормативов (п. 17 Правил)

Речь идёт о выбросах или сбросах, равных технологическим нормативам. Сюда же относится случай, когда компания внедрила НДТ. В этих ситуациях в столбце 10 разделов 1 и 2 применяем коэффициент 0.

Новые коэффициенты к ставкам платы

Общие положения

Плательщики эконалога

Плательщики экологического налога определены в ст.240 НКУ. Согласно данной норме плательщиками эконалога являются:

1. Субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность , бюджетные учреждения , общественные и другие предприятия , учреждения и организации , постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, при осуществлении деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения;
  • сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;
  • размещение отходов (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования);
  • образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);
  • временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока.

2. Субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения , общественные и другие предприятия, учреждения и организации , постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, а также граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения при использовании ими топлива.

Уплата налога и предоставление отчетности для таких плательщиков возлагается на налоговых агентов, к которым относятся субъекты хозяйствования:

  • осуществляющие торговлю на таможенной территории Украины топливом собственного производства и/или передают заказчику либо по его поручению другому лицу топливо, произведенное из давальческого сырья такого заказчика;
  • осуществляющие ввоз топлива на таможенную территорию Украины (п.241.2 ст.241 НКУ).

Не являются плательщиками эконалога (в соответствии с нормами ст.240 НКУ):

  • Субъекты деятельности в сфере использования ядерной энергии, которые:
  • а) до последнего календарного дня (включительно) отчетного квартала, в котором приобретен источник ионизирующего излучения, заключили договор о возврате отработанного закрытого источника ионизирующего излучение за пределы Украины предприятию – производителю такого источника; б) осуществляют обращение с радиоактивными отходами, образовавшимися вследствие Чернобыльской катастрофы, в части деятельности, связанной с такими отходами. Такие субъекты не являются налогоплательщиками за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);
  • Государственные специализированные предприятия по обращению с радиоактивными отходами, основной деятельностью которых является хранение, переработка и захоронение радиоактивных отходов, находящихся в собственности государства, а также дезактивация радиационно-загрязненных объектов. Эти предприятия не являются плательщиками налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока;
  • Субъекты хозяйствования, размещающие на собственных территориях (объектах) исключительно отходы как вторичное сырье не являются плательщиками налога за размещение отходов;
  • Филиалы, отделения и другие обособленные подразделения. В связи с чем, головные предприятия, имеющие в своем составе филиалы и другие обособленные подразделения , которые имеют стационарные источники загрязнения, осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух либо осуществляют выбросы или сбросы загрязняющих веществ и размещают отходы, должны отчитываться и уплачивать налог за выбросы, сбросы и размещение отходов в таких подразделениях 1 .

1 См. категорию 120.01 Общедоступного информационно-справочного ресурса, размещенного на официальном сайте Миндоходов Украины (http://zir.minrd.gov.ua/main/bz/view/?src=ques).

Объект и база налогообложения

Согласно п.242.1 ст.242 НКУ объектом и базой налогообложения являются объемы и виды:

  • загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • загрязняющих веществ, сбрасываемых непосредственно в водные объекты;
  • (классы) размещенных отходов, кроме объемов и видов (классов) отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования;
  • топлива, в том числе произведенного из давальческого сырья, реализованного или ввезенного на таможенную территорию Украины налоговыми агентами (за исключением объемов топлива, вывезенных с таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта или реэкспорта и/или переработки на таможенной территории Украины, удостоверенных надлежащим образом оформленной таможенной декларацией, и мазута, печного топлива, используемых в процессе производства тепло- и электроэнергии);
  • категория радиоактивных отходов, образующихся в результате деятельности субъектов хозяйствования и/или временно хранящихся их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока;
  • электрической энергии, выработанной эксплуатирующими организациями ядерных установок (атомных электростанций).

Ставки эконалога

Ставки эконалога установлены ст.243 – 248 НКУ в разрезе каждой из его разновидностей (см. Таблицу 1).

Таблица 1.Ставки эконалога (по видам загрязнений)

Расчет суммы эконалога

Порядок исчисления суммы эконалога подробно описан в ст.249 НКУ. Для каждого из установленных объектов налогообложения (см. «Объект и база налогообложения») предусмотрена своя формула расчета . При этом, если во время осуществления хозяйственной деятельности осуществляются разные виды загрязнения окружающей природной среды и/или загрязнение разными видами загрязняющих веществ, такой плательщик обязан определять сумму налога отдельно по каждому виду загрязнения и/или по каждому виду загрязняющего вещества (см. Таблицу 3) в соответствующем приложении к Декларации по эконалогу.

Таблица 2. Расчет суммы эконалога (по видам загрязнений)

Расчет осуществляется в Приложении 1 к декларации:

Расчет осуществляется в Приложении 2 к декларации:

Расчет осуществляется в Приложении 3 к декларации:

Формула приведена в п.249.7 ст.249 НКУ

Расчет осуществляется в приложениях 5, 6 к Декларации.

Формула приведена в п.249.8 ст.249 НКУ.

Расчет осуществляется в Приложении 7 к Декларации.

* Указанное разрешение выдается субъекту хозяйствования, объект которого согласно законодательству относится к первой группе, – Минприроды по согласованию с Госсанэпидслужбой, субъекту хозяйствования, объект которого согласно законодательству относится ко второй или третьей группе, – областными, Киевской и Севастопольской городскими госадминистрациями, органом исполнительной власти АР Крым по вопросам охраны окружающей природной среды через разрешительные центры по согласованию с территориальными органами Госсанэпидслужбы (см. Порядок проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, учета предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей, получивших такие разрешения, утвержденный постановлением КМУ от 13.03.2002 г. № 302).

Сроки уплаты эконалога

Уплата эконалога осуществляется в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации (ст.250 НКУ). Срок уплаты налога не переносится в том случае, если он приходится на выходной или праздничный день.

Уплата эконалога импортерами топлива осуществляется до или в день представления таможенной декларации. Контроль за уплатой экологического налога налоговыми агентами, осуществляющими ввоз топлива на таможенную территорию Украины, осуществляется таможенными органами.

Уплата эконалога за образование радиоактивных отходов по решению налогоплательщика может производится ежемесячно в размере одной третьей части планового объема за квартал с перерасчетом по результатам базового налогового (отчетного) периода.

Сроки и порядок представления отчетности

Базовый налоговый (отчетный) период для эконалога равен календарному кварталу (п.250.1 ст.250 НКУ). Следовательно, налогоплательщик обязан представить отчетность по эконалогу в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала (см. п.250.2 ст.250 НКУ и пп.49.18.2 ст.49 НКУ).

При этом, если последний день срока подачи налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным днем.

Сроки подачи Декларации по эконалогу одинаковы для всех налогоплательщиков, а вот места представления – различны и зависят от вида (объекта) загрязнения (см. Таблицу 4).

Таблица 3. Место представления Декларации по эконалогу
Вид загрязненияМесто предоставления декларации
Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектахПо месту размещения стационарных источников, специально отведенных для этого мест или объектов. Если место представления налоговых деклараций не совпадает с местом нахождения на налоговом учете, то в контролирующий орган, в котором такое предприятие, состоит на учете, представляются копии соответствующих налоговых деклараций в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) периода
Топливо, реализованное налоговыми агентамиПо месту нахождения налогового агента на налоговом учете в контролирующих органах
Образование радиоактивных отходов и временное хранение радиоактивных отходов сверх установленного особыми условиями лицензии срокаПо месту нахождения плательщика на налоговом учете в контролирующих органах

Кроме того, при представлении отчетности по эконалогу следует учитывать, что в случае если налогоплательщик:

  • имеет несколько стационарных источников загрязнения либо специально отведенных для размещения отходов мест или объектов в пределах нескольких населенных пунктов либо за их пределами (коды согласно Классификатору объектов административно-территориального устройства Украины (КОАТУУ) разные), то он обязан представить в соответствующий контролирующий орган по месту расположения стационарного источника загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест либо объектов налоговую декларацию по каждому стационарному источнику загрязнения или специально отведенному для размещения отходов месту или объекту отдельно;
  • имеет несколько стационарных источников загрязнения либо специально отведенных для размещения отходов мест или объектов в пределах одного населенного пункта либо за его пределами (код согласно КОАТУУ один и тот же), он может представлять в соответствующий контролирующий орган одну налоговую декларацию по налогу за такие источники загрязнения;
  • состоит на налоговом учете в городе с районным делением, он может представлять одну налоговую декларацию по месту нахождения налогоплательщика на налоговом учете за выбросы, сбросы всеми своими источниками загрязнения;
  • не планирует с начала отчетного года осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов в течение отчетного года, он должен уведомить об этом контролирующий орган по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления экологического налога. В противном случае налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации с прочерками (и без приложений) в общем порядке.

Состав отчетности и порядок ее составления

Форма Декларации по эконалогу утверждена Приказом № 1010. Она состоит из непосредственно Податкової декларації екологічного податку и семи приложений:

  • Приложение 1 – Розрахунок податкового зобов'язання з екологічного податку, що справляється за викиди в атмосферне повітря забруднюючих речовин стаціонарними джерелами забруднення;
  • Приложение 2 – Розрахунок податкового зобов'язання з екологічного податку, що справляється за викиди в атмосферне повітря забруднюючих речовин пересувними джерелами забруднення;
  • Приложение 3 – Розрахунок податкового зобов'язання з екологічного податку, що справляється за скиди забруднюючих речовин безпосередньо у водні об'єкти;
  • Приложение 4 – Розрахунок податкового зобов'язання з екологічного податку, що справляється за розміщення відходів у спеціально відведених для цього місцях чи на об'єктах;
  • Приложение 5 – Розрахунок податкового зобов'язання з екологічного податку, що справляється за утворення радіоактивних відходів (включаючи вже накопичені);
  • Приложение 6 – Розрахунок податкового зобов'язання з екологічного податку, що справляється за утворення радіоактивних відходів і сплачується за придбання джерел(а) іонізуючого випромінювання;
  • Приложение 7 – Розрахунок податкового зобов'язання з екологічного податку, що справляється за тимчасове зберігання радіоактивних відходів їх виробниками понад установлений особливими умовами ліцензії строк.

Приложения к декларации являются ее неотъемлемой составляющей. При отсутствии у плательщика эконалога соответствующего объекта налогообложения приложения, в которых рассчитывается эконалог по такому объекту, вместе с декларацией не подаются, а в строках декларации, в которые переносятся данные из этих приложений, ставятся прочерки.

Показатели декларации, в т.ч. в приложениях, отражают по данным, полученным в пределах отчетного квартала, т.е., нарастающим итогом не заполняют.

Декларация заполняетсяв гривнях с копейками.

При заполнении«шапки» Декларации отметка в поле «звітна», «звітна нова» или «уточнююча» проставляется в зависимости от того, какая декларация подается:

В графе «Порядковий № за рік» указывается порядковый номер поданной декларации. Номер определяется нарастающим итогом с начала года и зависит от количества поданных в течение года деклараций (учитываются все декларации: отчетные, новые отчетные и уточняющие). Порядковый номер проставляется также и во всех приложениях, которые подаются вместе с Декларацией (независимо от количества таких приложений).

Отметка в поле «копія». Заполняется в случае, если место загрязнения окружающей среды (стационарный источник или место размещения отходов) не совпадает с местом постановки на учет налогоплательщика. В этом случае оригинал декларации подается в налоговую по месту загрязнения (в таком случае в поле «копия» ничего не ставится), а копия – в налоговую по месту налогового учета плательщика налога (при этом в поле «копия» проставляется отметка «Х»).

Поле 3 «платник». Делается соответствующая отметка в одной из строк в зависимости от того, к каким субъектам хозяйствования относится плательщик. Предприятия, которые одновременно являются и налоговыми агентами, и плательщиками экологического налога проставляют две отметки: одну – в строке « юридическое лицо », другую – в строке «налоговый агент» и подают одну декларацию с данными, касающимися разных категорий плательщиков эконалога.

В поле 4 указывают место размещения стационарных источников загрязнения и/или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов, по которым плательщик отчитывается в соответствующий налоговый орган (по одному КОАТУУ). Если плательщик подает налоговую декларацию по неосновному месту учета, то такой плательщик в соответствующей строке поля 4 указывает код органа местного самоуправления по месту размещения стационарных источников загрязнения и/или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов (по неосновному месту учета плательщика) согласно КОАТУУ, по которым он подает декларацию в контролирующий орган по этому неосновному месту учета.

В табличную часть Декларации переносятся расчеты из соответствующих приложений, в которых предварительно рассчитываются размеры эконалога по отдельным объектам загрязнения окружающей природной среды, а затем суммируются (см. « Расчет суммы эконалога»).

Приведем пример формирования показателей в Декларации.

Пример. В течение отчетного квартала предприятие оптовой торговли осуществляло размещение и хранение отходов в специально отведенном месте, расположенном в пределах населенного пункта. Расчет эконалога осуществляется в Приложении № 4 к Декларации. В графе 5 указывается коэффициент 3, который применяется, если отходы размещаются в пределах населенного пункта или на расстоянии менее чем 3 км от его границ. Приложение №4 будет иметь следующий вид.

Кроме того, как в самой декларации, так и в приложениях предусмотрены отдельные строки для отражения недоплаты и переплаты налога, штрафов и пени.

Если ошибки в предыдущих отчетных периодах выявлены самостоятельно, то налогоплательщик в случае выявления занижения налогового обязательства (согласно п.50.1 ст.50 НКУ):

б) подать уточняющие декларации за каждый период, в котором допущены ошибки. В этом случае налогоплательщик уплачивает заниженное в прошлых налоговых периодах налоговое обязательство и штраф за такое занижение до подачи такой формы. Уплачиваемый размер штрафа равен 3 % от суммы заниженного налогового обязательства.

За непредставление или несвоевременное представление налоговых деклараций (расчетов), штраф в размере 170 грн. за каждый такой случай непредставления или несвоевременного представления. За те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года уже применялся штраф за такое нарушение, – в размере 1020 грн. (п.120.1 ст.120 НКУ).

Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 503 «О налогообложении».

31 декабря 2019 года Президентом подписан очередной указ о налогообложении (далее – Указ № 503), уточняющий и изменяющий установленный ранее порядок исполнения налоговых обязательств субъектами хозяйствования.

1. Ставки акцизов / налогов / размеров вычетов

Изменены ставки акцизов / налогов / размеров вычетов, ранее установленные НК и приложениями к нему.

Так, приложениями к Указу № 503 установлены новые показатели в отношении:

ставок акцизов на подакцизные товары (приложение 1);

ставок земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (приложение 2);

средних ставок земельного налога по районам Республики Беларусь (приложение 3);

ставок экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (приложение 4);

ставок экологического налога за сбросы сточных вод (приложение 5);

ставок экологического налога за захоронение, хранение отходов производства (приложение 6);

ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов (приложение 7);

ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти (приложение 8);

размеров доходов, освобождаемых от подоходного налога с физических лиц (приложение 9);

размеров налоговых вычетов по подоходному налогу с физических лиц (приложение 10).

Кроме того, увеличен размер дохода физических лиц, реализующих продукцию растениеводства, требующий представления налоговыми агентами соответствующих сведений в налоговый орган (абз. 6 ч. 1 п. 8 ст. 216 НК).

Установленные Указом № 503 ставки действуют с 1.01.2020 по 31.12.2020 г.

2. Подоходный налог с физических лиц

✔Расширен перечень доходов, освобождаемых от подоходного налога с физических лиц, ранее закрепленный в ст. 208 НК. Указом № 503 к ним добавлены:

единовременная выплата на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций, не являющимся государственными служащими и военнослужащими, сотрудниками (работниками) военизированных организаций, имеющими специальные звания;

денежная компенсация расходов по найму жилых помещений, выплачиваемая за счет принудительного сбора работникам органов принудительного исполнения, направленным в порядке перевода в другую местность, а также молодым специалистам, направленным на работу в органы принудительного исполнения не по месту жительства;

доходы, полученные по заключенным с субъектами рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов соглашениям о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами.

Указанные доходы освобождаются от подоходного налога, начиная с 1 января 2020 года.

✔Изменился срок перечисления иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, в бюджет сумм исчисленного и удержанного подоходного налога с физических лиц.

Согласно п. 4 ст. 216 НК налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму подоходного налога с физических лиц непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате. В п. 4 Указа № 503 указано, что перечисление в бюджет указанных сумм производится не позднее 22-гоо числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекает период, указанный в пп. 3 и 4 ст. 180 НК.

✔Для осуществления возврата излишне удержанных сумм подоходного налога налоговым агентам предоставлено право обращаться в налоговый орган в целях получения такого возврата из бюджета. Заявление о возврате может быть подано в течение 3-х месяцев со дня обнаружения факта излишнего удержания подоходного налога (п. 4.4 Указа № 503).

3. Налог на прибыль

✔В п. 6 Указа № 503 закреплен новый подход к включению в состав нормируемых затрат стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования. Так, с 1 января 2020 года указанные суммы включаются в состав нормируемых затрат в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию.

✔Установлена дифференцированная ставка налога на прибыль при налогообложении прибыли, полученной форекс-компанией, Национальным форекс-центром от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами.

Прибыль указанных субъектов с 1 января 2020 года будет облагаться налогом по ставке 25 %.

Ранее их прибыль облагалась в льготном порядке. Так, Указом Президента от 04.06.2015 № 231 «Об осуществлении деятельности на внебиржевом рынке Форекс» был предусмотрен «переходный период» (до 1 марта 2019 г.), когда общеустановленная ставка налога на прибыль применялась к ним с учетом 50-процентного понижения.

✔Для того, чтобы плательщики, использующие труд инвалидов, могли применять освобождение от налога на прибыль, численность инвалидов среди всех работников должна соответствовать определенному установленному значению. Однако если прежде п. 4 ст. 181 НК был установлен обязательный лимит в 50 %, то Указом № 503 он снижен до 30 % (абз. 2 п. 5).

✔С 1 января 2020 года организации-страхователи включают в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, страховые взносы по страхованию имущества юридического лица (в том числе товаров, предназначенных для реализации, наземных транспортных средств, воздушных, морских судов, судов внутреннего и смешанного (река — море) плавания), участвующего в процессе производства и (или) реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также имущества, сданного в аренду (переданного в финансовую аренду (лизинг) (п. 13 Указа № 503).

✔Изменен размер выручки ИП, при котором они могут признаваться плательщиками НДС (п. 9.6 Указа № 503): 441 000 BYN.

В 2019 году эта сумма составляла 420 000 BYN (п. 1.1, 1.2 ст. 113 НК).

✔Для того, чтобы плательщики, использующие труд инвалидов, могли применять освобождение от НДС, численность инвалидов среди всех работников должна соответствовать определенному установленному значению. Однако если прежде п. 1.16 ст. 118 НК был установлен обязательный лимит в 50 %, то Указом № 503 он снижен до 30 % (абз. 2 п. 5).

5. Налог на недвижимость

✔П. 1.17 ст. 228 НК была установлена льгота по налогу на недвижимость (освобождение) для научных организаций и научно-технологических парков. Однако, во-первых, она распространялась только на капитальные строения (здания, сооружения) и их части, принадлежащие указанным субъектам. И, во-вторых, срок ее предоставления ограничивался НК периодом до 1 января 2020 года.

Указ № 503 снял временные ограничения действия льготы, а также расширил круг объектов, на которые она распространяется (п. 7.1). Теперь в него также входят строения (здания, сооружения) и их части, переданные научным организациям и научно-техническим паркам в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование.

✔Для того, чтобы плательщики, использующие труд инвалидов, могли применять освобождение от налога на недвижимость, численность инвалидов среди всех работников должна соответствовать определенному установленному значению. Однако если прежде п. 1.5 ст. 228 НК был установлен обязательный лимит в 50 %, то Указом № 503 он снижен до 30 % (абз. 3 п. 5).

6. Земельный налог

✔Изменен порядок определения налоговой базы земельного налога на 1 января 2020 года для исчисления и уплаты земельного налога за 2020 год (по видам функционального использования участков) (п. 8 Указа № 503):

для жилой многоквартирной, жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон — в BYN на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением сложившегося индекса роста потребительских цен за 2018 год и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2019 и 2020 годы;

для общественно-деловой и производственной зон — в BYN на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением прогнозного индекса роста потребительских цен на 2020 год.

Положения о порядке определения налоговой базы земельного налога на 1 января 2019 года для исчисления и уплаты земельного налога за 2019 год были закреплены в ст. 4 Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь».

✔Изменен размер кадастровой стоимости земельных участков, при которой в качестве налоговой базы земельного налога устанавливается площадь земельного участка (п. 6 ст. 240 НК).

Так, в 2020 году площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы земельного налога для земельных участков (п. 9.1 Указа № 503):

    общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 8 159 BYN / га (в 2019 году — 7 770);

общественно-деловой зоны для размещения автомобильных рынков, игорных заведений при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 5 439 BYN / га (в 2019 году — 5 180);

общественно-деловой зоны, за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 29 666 BYN / га (в 2019 году — 28 253);

производственной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 14 832 BYN / га (в 2019 году — 14 126);

рекреационной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 16 316 BYN / га (в 2019 году — 15 539);

жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 43 512 BYN / га (в 2019 году — 41 440);

жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 21 756 BYN / га (в 2019 году — 20 720).

✔Пунктом 9.2 Указа № 503 изменены ставки земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы земельного налога применяется площадь земельных участков, за исключением земель и земельных участков, указанных в п. 2–5 ст. 241 НК (п. 6 ст. 241 НК):

для общественно-деловой, производственной и рекреационной зон – 163,16 BYN / га (в 2019 — 155,39);

для жилой многоквартирной зоны — 10,88 BYN / га (в 2019 — 10,36);

для жилой усадебной зоны — 21,76 BYN / га (в 2019 — 20,72).

Ставка земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями и другими объектами (п. 3 ст. 241 НК) теперь составляет 0,92 BYN / га (в 2019 — 0,88).

✔П. 1.22 ст. 239 НК была установлена льгота по земельному налогу (освобождение) для научных организаций и научно-технологических парков. Однако, во-первых, она распространялась только на земельные участки указанных субъектов. И, во-вторых, срок ее предоставления ограничивался НК периодом до 1 января 2020 года.

Указ № 503 снял временные ограничения действия льготы, а также расширил круг объектов, на которые она распространяется (п. 7.2). Теперь в него также входят земельные участки (части земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные научным организациям и научно-технологическим паркам в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование.

К числу объектов, освобождаемых от акцизов (п. 1 ст. 151 НК), добавилось дизельное топливо, реализуемое (передаваемое) организациям, входящим в состав ПО «Белоруснефть», в количестве, не превышающем 505 тыс. тонн в год, для дальнейшей поставки сельскохозяйственным организациям и льнозаводам по перечням, формируемым областными исполнительными комитетами и согласованным с Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Белорусским государственным концерном по нефти и химии (п. 9.5 Указа № 503).

8. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

Пунктом 9.4 Указа № 503 изменена специфическая ставка налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении калийных солей (абз. 2 ч. 4 ст. 257 НК): 5,3 BYN за добычу (изъятие) 1 тонны калийных солей (в 2019 — 5,04).

9. Упрощенная система налогообложения

Пунктом 10 Указа № 503 установлен размер валовой выручки, определяемой в порядке, установленном в гл. 32 НК («Налог при упрощенной системе налогообложения»), нарастающим итогом с начала 2020 года не более:

2019 2020
для применения организациями УСН с уплатой НДС 1 949 208 2 046 668
для применения ИП УСН с уплатой НДС либо без уплаты НДС 420 000 441 000
для применения организациями УСН без уплаты НДС 1 337 415 1 404 286
для перехода организаций на УСН с 1 января 2021 г. 1 465 565 1 538 843
для перехода ИП на УСН с 1 января 2021 г. 315 000 330 750
для применения положений п. 1 и ч. 1 пп. 2.3.1 п. 2 ст. 333 НК (лимит выручки для ведения учета в книге учета доходов и расходов) 738 000 774 900

С 11 января 2020 года ставка госпошлины за предоставление информации из ЕГР, установленная в п. 90 приложения 22 к НК, будет применяться в размере 50 % в случае предоставления выписки в электронном виде посредством веб-портала ЕГР, — то есть, теперь размер платы составит 0,5 БВ (13,5 BYN).

11. Выручка от реализации

Согласно п. 12 Указа № 503 для целей налогообложения не признается реализацией безвозмездная передача имущества (работ, услуг), переданного и принятого в соответствии с законодательством, РБ или ее административно-территориальным единицам в лице государственных органов и иных юридических лиц.

Эта норма вступила в силу с 11.01.2020 года, но распространяет свое действие на отношения, возникшие с 15.05.2019 года (аналогично вступлению в силу отдельных пунктов Указа от 10.05.2019 № 169 «О распоряжении государственным имуществом»).

12. Налоговая тайна

С 11 апреля 2020 года, согласно п. 14 Указа № 503, не признаются налоговой тайной сведения:

1) предоставляемые плательщику в отношении самого себя (в отношении категорий плательщиков по перечню, определяемому Совмином);

2) указанные в подп. 1.1–1.13 п. 1 ст. 29 НК:

о ФИО плательщика — физлица, в том числе ИП, наименовании и месте нахождения плательщика-организации;

разглашенных плательщиком самостоятельно или с его согласия;

являющихся общедоступными, в том числе годовая бухгалтерская и (или) финансовая отчетность организаций, опубликованная в соответствии с законодательством для всеобщего сведения;

об УНП, в том числе о дате его присвоения;

о дате уплаты лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, соответственно сбора за осуществление ремесленной деятельности и сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

о наименовании налогового органа по месту постановки на учет плательщика;

о нахождении плательщика в процессе ликвидации (прекращения деятельности), дате решения регистрирующего органа об исключении плательщика из ЕГР юридических лиц и ИП;

об уставном фонде (капитале) организации;

о нарушениях налогового и иного законодательства и мерах ответственности за эти нарушения;

предоставляемых налоговым, правоохранительным или иным органам других государств в соответствии с международными договорами РБ;

предоставляемых государственным органам, иным организациям, а также межведомственной и другой комиссии, к компетенции которых относится осуществление административных процедур, в целях осуществления ими административных процедур;

предоставляемых участникам электронного взаимодействия в рамках программно-технического комплекса учета налоговых счетов-фактур (АИС «Учет счетов-фактур»);

о регистрации в качестве резидента СЭЗ, ПВТ, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»;

3) предоставляемые посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы в отношении организаций и физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП:

об уплачиваемых видах налогов, сборов (пошлин) и применяемых особых режимах налогообложения;

о среднесписочной численности работников;

содержащиеся в годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.

С официальным комментарием МНС к Указу № 503 можно ознакомиться здесь.

Минфин разработал проект изменений в Налоговый кодекс, которые предусматривают введение нового налога – экологического налога для физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

По сути экологический налог должен заменить действующие платежи за:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
  • сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов,
  • за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение.

Этот закон направлен на повышение экологической эффективности. Предприятиям и организациям будет дорого обходиться невнимательность к решению экологического вопроса. Им придётся внедрять доступные технологии по повышению экологической эффективности. Они уже не смогут обойтись без услуг специалистов в сфере экологии, работа которых позволит снизить налоговую ставку по экологическому налогу.

Информация полезна для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлениям:

  • Юриспруденция
  • Бухгалтерское дело
  • Государственное и муниципальное управление
  • Экологическая безопасность
  • Экономика и финансы
  • Строительство
  • Добывающая промышленность
  • ЖКХ
  • ГО и ЧС

В связи с открытием нескольких кафедр очного и очно-заочного отделения, Современной научно-технологической академии требуются преподаватели и методисты по дисциплинам следующих направлений:

  • Метрологический контроль
  • Медицина и здравоохранение
  • Маркшейдерское дело
  • Кадастровое дело и геодезия
  • Бухгалтерское дело
  • Юриспруденция
  • Инженерные изыскания
  • Инженерные системы
  • Архитектурно-строительное проектирование
  • Транспорт и транспортная безопасность
  • Нефтегазовое дело
  • Энергетика,
  • Промышленная безопасность и др.

Возможны различные формы сотрудничества: от проектного участия до зачисления в штат Академии. Необходимо методическое сопровождение: разработка учебных программ и планов, а также преподавание: проведение очных и дистанционных семинаров, лекций. Принимаем резюме со всей России, так как для кандидатов из отдалённых регионов России возможна работа удалённо.

Отправляйте Ваши резюме на адрес электронной почты отдела кадров[email protected]с пометкой в теме письма «резюме». Рассматриваем кандидатуры с различным опытом и квалификационными характеристиками.

Кто будет платить экологический налог?

Налогоплательщиками экологического налога будут организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые ведут хозяйственную деятельность, оказывающую негативное влияние на окружающую среду.

В результате их деятельности образуются отходы, которые делятся на 2 вида:

  • Собственно отходы (3 видов),
  • Твёрдые коммунальные отходы.

Экологический налог за образование твёрдых коммунальных отходов будут выплачивать региональные операторы по обращению с твёрдыми и просто коммунальными отходами.

Кто должен платить экологический налог в России в 2021 году

Важно! Налогоплательщиками нового экологического налога являются юридические и физические лица, включая и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют в РФ, континентальном шельфе РФ, а также исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и иные виды деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Если в ходе хозяйственной или иной деятельности юридических и физических лиц, включая ИП, образуются отходы, то они являются налогоплательщиками экологического налога. Исключение составляют твердые коммунальные налоги. По твердым коммунальным отходам в качестве налогоплательщиков выступают региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы.

Кто не будет платить экологический налог?

Не будут налогоплательщиками те организации и физические лица, которые

  • осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории при условии подтверждения данной категории соответствующим свидетельством о постановке объекта, осуществляющего негативное воздействие на окружающую среду, на учет в установленном порядке;
  • в результате осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются только твердые коммунальные отходы.

Налоговая база и налоговый период

Налоговая база определяется как масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

Налогоплательщик определяет налоговую базу самостоятельно, на основе данных производственного экологического контроля:

  • для каждого стационарного источника, который использовался в налоговый период;
  • в отношении каждого загрязняющего вещества;
  • для каждого класса опасности отходов производства и потребления.

Расчет ставки производится исходя из 1 тонны загрязняющих веществ (отходов).

За налоговый период принимается календарный год. Налог предлагается сделать авансовым.

В проекте закона сохранился весь объем вычетов из налоговой базы в случае, если плательщик реализовал меры по компенсации негативного воздействия на природу (70 % от исчисленной за налоговый период суммы налога). Кроме того, учитываются повышающие коэффициенты к платежам, если нагрузка организаций превышает объемы, установленные регулятором.

За что нужно платить экологический налог?

Статья 3, главы «Экологический налог» Налогового кодекса РФ определят объект налогообложения.

Объектом выступает негативное воздействие на окружающую среду, которое возникает в результате 3 факторов:

  • выброса в атмосферный воздух стационарными источниками загрязняющих веществ, включённых в перечень загрязняющих веществ (далее — выбросы загрязняющих веществ);
  • сброса в водные объекты сточных вод, содержащих вещества, включённые в перечень загрязняющих веществ. (далее — сбросы загрязняющих веществ);
  • образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.

Что такое экологический налог

Чтобы понять, что такое экологический налог, обратимся к расшифровке понятий, составляющих его название. Термин «экология» характеризует в первую очередь взаимоотношения человека (а в нашем случае — еще и организации) и окружающей среды, а понятие «налог», корни которого идут от древнего оброка, определяет некую плату за пользование имущественными объектами.

Таким образом, сущность экологического налога состоит во взимании платы за пользование природными ресурсами и воздействие на окружающую среду. В настоящее время ввиду отсутствия в налоговой системе России такого вида налога это может быть обеспечено неналоговыми методами. Хотя некоторые налоги, отраженные в НК РФ, могут попадать под характеристики, присущие экологическому налогу. Какие это налоги и почему они могут быть отнесены к этой категории, рассмотрим ниже.

Существуют также и неналоговые платежи, которые действующее законодательство требует уплатить в результате нанесения вреда окружающей природе. К ним относятся экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду, которые также можно рассматривать как разновидности экологического налога.

Отметим, что в странах ЕАЭС существует полноценный экологический налог, для которого сформулированы все основные элементы налогообложения.

Подробнее о действующих экологических платежах читайте в этом материале.

Добавим, что скорее всего, экологический налог в полном смысле этого слова скоро появится и у нас в стране. Соответствующие поправки в НК РФ (проект) уже увидели свет.

Когда за негативное воздействие не нужно платить экологический налог?

Освобождаются от выплаты налога в трех случаях:

  • Негативное воздействие на окружающую среду, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней,
  • Размещение отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, при подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • Накопление отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов.

Какие изменения законодательства планируются

Налоговый кодекс РФ с 01.01.2020 будет дополнен соответствующей статьей, в которой будет описан регламент взимания нового платежа. В соответствии с разработанным нормативным актом экологический налог будет обязателен к уплате для физических лиц, включая ИП (подробнее о том сколько налогов платит ИП), а также организаций, которые осуществляют деятельность, негативно влияющую на состояние окружающей среды.

Введение в России экологического налога позволит существенно повысить налоговые доходы, которые государством будут направляться на проведение активной политики по охране окружающей среды. Узнайте подробнее о проблемах переработки мусора в России, и о том, как сбор и переработка мусора могут превратиться в успешных бизнес.

За что и кому нужно будет платить

Объектом налогообложения законодательно будет определено воздействие на окружающую среду негативного характера, которое может проявляться в одном из видов:

  1. Осуществление сбросов, содержащих компоненты из утвержденного перечисления, в водные объекты сточных вод.
  2. Осуществление стационарными источниками выбросов в атмосферу вредных веществ, включенных в перечень.
  3. Создание, хранение, скопление, захоронение производственных отходов и отходов потребления для каждого класса опасности.

При этом если накопленные отходы будут утилизированы или обезврежены в течение 11 месяцев с даты начала их образования, то не требуется уплачивать новый экологический налог. Также при размещении отходов в специализированных местах размещения, которые не влияют негативно на окружающую среду, обязанности по уплате не возникнет. Независимо от вида занятости, к категории тех, кто должен платить экологический налог, не относятся организации, чья деятельность финансируется из бюджетов всех уровней.

Как будет определяться налоговая база для экологического налога?

Именно в механизмах самые главные отличия нового налога от старой платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Налоговая база определяется налогоплательщиком на основе данных производственного экологического контроля по каждому объекту для каждого стационарного источника в отношении каждого загрязняющего вещества, согласно строго определённому классу опасности этого вещества.

При определении налоговой базы учитываются:

  • объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
  • объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее — лимиты на выбросы и сбросы);
  • объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, лимиты (включая аварийные выбросы и сбросы), указанные в подпункте «б» настоящего пункта;
  • лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Налоговая база по экологическому налогу

По отдельно взятым объектам налогообложения каждый налогоплательщик самостоятельно определяет налоговую базу. База определяется по каждому стационарному источнику, который использовался в налоговом периоде по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень соответствующих веществ, по каждому классу опасности отходов производства и потребления.

Определяется налоговая база как объем или масса:

  • выбросов от стационарных источников, загрязняющих атмосферный воздух;
  • сбросов в водные объекты в результате использования воды (расчет производится как разница между объемами загрязняющих веществ в сточной воде и воде, взятой для использования);
  • образованных и размещенных отходов производства (потребления) за минусом отходов, использованных для переработки.

Определение налоговой базы производится на основании данных экологического контроля в области охраны среды в РФ:

  • по каждому стационарному источнику, который фактически использовался в налоговом периоде по отношению к каждому загрязняющему веществу;
  • по отходам каждого класса опасности.

Ставки по экологическому налогу

Здесь же устанавливаются размеры налоговых ставок по видам загрязняющих веществ и классу опасности отходов производства и потребления.

Налоговые ставки рассчитываются в рублях на 1 тонну загрязняющего вещества. Например, ставка за выброс аммиака в воздух равняется 138,8 рублям за 1 тонну, а за метан – 108 рублей, сероводород – 686,2 рублей. Ставки определены в статье 4 данной главы.

Загрязняющее вещество В воздух за 1 тонну (руб.) В воду за 1 тонну (руб.)
Аммиак 138,8 14711,7
Борная кислота 275 14711,7
и т.д

По отходам определены следующие налоговые ставки:

Отходы 1 класса опасности (чрезвычайно опасные) 4643,7
Отходы 2 класса опасности (высокоопасные) 1990,2
Отходы 3 класса опасности (умеренно опасные)
Отходы 4 класса опасности (малоопасные)
Отходы 5 класса опасности (практически неопасные): 0
добывающей промышленности 1,1
перерабатывающей промышленности 40,1
прочие 17,3

Что учитывается при определении налоговой базы

Определяя налоговую базу учитывают объем или массу:

  1. Выбросов и сбросов загрязняющих веществ, производимых в пределах норм.
  2. Выбросов и сбросов загрязняющих веществ, производимых в пределах лимитов.
  3. Выбросов и сбросов загрязняющих веществ, превышающих нормативы 1 и 2 пункта.

Кроме того, при определении налоговой базы также учитываются лимиты по размещению отходов производства и потребления, а также их превышение.

Важно! Если определяется налоговая база по объектам налогообложения по которым установлены разные налоговые ставки, то определение налоговой базы происходит по каждому из них.

Как платить меньше по экологическому налогу?

Те, кто не ведет раздельный учет образования отходов, для них сумма налога будет определятся исходя из максимальной налоговой ставки и единой налоговой базы, определенной по всему объему образования отходов.

Для тех территорий и объектов, которые находятся под особой охраной, предусмотрены дополнительный коэффициент 2.

В пункте 4 статьи «Налоговые ставки» представлены применяемые коэффициенты от 0 до 100. Налогоплательщики обязаны разрабатывать план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности. Если по истечению 6 месяцев не достигаются намеченные планом и программой показатели, то для этого налогоплательщика повышается ставка с коэффициентом 100.

Как платить меньше по экологическому налогу? изображение

Как оптимизировать налоговые расходы?

Узнайте об этом на однодневном образовательном семинаре «Налоговая оптимизация» + дополнительный курс повышения квалификации с выдачей удостоверения.

Семинар ведет кандидат юридических наук Шестакова Екатерина Владимировна. Он пройдет 2 октября 2021 года, начало в 10 часов по московскому времени. Формат участия:

  • Очное на территории СНТА по адресу: Москва, ул. Газетный пер., дом 3-5, ст. метро Охотный ряд (300 метров от Красной площади),
  • Вебинар (онлайн) для жителей регионов России с трансляцией семинара в сети Интернет.

Получите персональную консультацию от эксперта по оптимизации налоговых схем, которая помогла выиграть несколько десятков судебных дел против Налоговой службы
Подробности об образовательном курсе смотрите на официальной странице мероприятия (перейти на страницу)

Коллеги рекомендуют(сортировка по просмотрам):


Вашим коллегам были интересны эти материалы в этом году:

Компании, в ходе осуществления своей хозяйственной деятельности, могут нанести вред окружающей среде, производя вредные выбросы и отходы.

Эмиссия - выбросы и отходы вредных веществ в окружающую среду.

Природопользователи получают экологическое разрешение на эмиссии в окружающую среду, за исключением выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников.

Порядок выдачи, а также виды экологических разрешений регулируются главой 8 Экологического кодекса РК.

Налоговым законодательством Республики Казахстан предусмотрена плата за эмиссии вредных веществ в окружающую среду.

Категории налогоплательщиков, нормативы по выбросу вредных веществ и расчет платежей за эмиссии в окружающую среду регулируются главой 71 НК РК и положениями Экологического кодекса РК .

Плательщики

Плательщиками платежей за эмиссии являются физические и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РК в порядке специального природопользования ( статья 574 НК РК).

Не являются плательщиками крестьянские и фермерские хозяйства, осуществляющие деятельность на основе специального налогового режима для крестьянских или фермерских хозяйств и являющиеся плательщиками единого земельного налога.

Структурные подразделения (далее СП) юридического лица могут быть признаны самостоятельными плательщиками по месту их нахождения. Признание СП плательщиком за эмиссии вступает в силу с 1 января следующего года, после принятия решения.

Вновь созданные структурные подразделения признаются плательщиками со дня его создания или с 1 января, следующего за годом создания СП.

Объект обложения

В соответствии со статьей 575 НК РК объектом обложения является фактический объем эмиссий в окружающую среду, в пределах или сверх установленных нормативов:

Под объектом обложения понимаются следующие виды отходов:

Выбросы загрязняющих веществ;

Сбросы загрязняющих веществ;

Размещенные отходы потребления и производства;

Размещенная сера, образующаяся при проведении нефтяных операций.

Ставки платы

Для каждого вида источников эмиссий статьей 576 НК РК установлены соответствующие ставки платы, определяемые исходя из размера МРП на 1 число налогового периода. Установленные ставки применяются также для эмиссий в окружающую среду без экологического разрешения и сверхнормативных эмиссий.

  • за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников (п. 2 ст. 576 НК РК);
  • за выбросы загрязняющих веществ от сжигания попутного и (или) природного газа в факелах (п. 3 ст. 576 НК РК);
  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников (п. 4 ст. 576 НК РК);
  • за сбросы загрязняющих веществ (п. 5 ст. 576 НК РК);
  • за размещение отходов производства и потребления (п. 6 ст. 576 НК РК);
  • за размещение серы, образующейся при проведении нефтяных операций (п. 7 ст. 576 НК РК).

Статья 576 пункт 4 Ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников составляют:

Ставка за 1 тонну
использованного
топлива (МРП)

Для неэтилированного бензина

Для дизельного топлива

Для сжиженного, сжатого газа,
керосина

Местные представительные органы имеют право повышать ставки, установленные статьей 576, но не более чем в 2 раза. Исключением являются ставки, установленные за выбросы загрязняющих веществ от сжигания попутного и (или) природного газа в факелах ( пункт 3 статьи 576 НК РК).

Для некоторых категорий юридических лиц пунктом 2 статьи 577 НК РК установлены коэффициенты, уменьшающие сумму платежа за эмиссии в окружающую среду.

К таким юридическим лицам относятся:

Субъекты естественных монополий – коэффициент применяется за объем эмиссий, образуемый при оказании коммунальных услуг;

Полигоны, осуществляющие размещение коммунальных отходов – коэффициент применяется за объем твердо-бытовых отходов (ТБО), образуемый физическими лицами по месту жительства.

Установленные коэффициенты не применяются за сверхнормативные эмиссии в окружающую среду.

Представление сведений о сумме платежа за эмиссии

Информация о сумме платежа за эмиссии указывается плательщиками в Декларации по оплате за эмиссии в окружающую среду (форма 870.00).

Порядок представления сведений указаны в статье 579 Налогового Кодекса РК.

В зависимости от категории плательщиков, сроки представления сведений в Декларации 870.00 различаются:

  • Плательщики с объемами платежей до 100 МРП в суммарном годовом объеме представляют декларацию не позднее 20 марта отчетного налогового периода. За 2018 года такие плательщики представляют декларацию до 20 марта 2018 года.

Такие налогоплательщики вправе выкупить норматив на эмиссии в окружающую среду, установленный органом, выдающим разрешительный документ до 20 марта отчетного периода.

Если оформление разрешительного документа выполняется после 20 марта отчетного периода, то представление декларации выполняется не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем получения разрешительного документа.

Например, норматив был выкуплен 30 апреля 2018 года, следовательно, Декларацию необходимо представить до 20 мая 2018 года.

  • Остальные плательщики (с платежами свыше 100 МРП, передвижные и стационарные источники и т.д.) представляют форму 870.00 ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.

Форма 870.00 за 1 квартал представляется не позднее 15 мая 2018 года.

Форма 870.00 за 2 квартал – не позднее 15 августа 2018 года.

Форма 870.00 за 3 квартал – не позднее 15 ноября 2018 года.

Форма 870.00 за 4 квартал – не позднее 15 февраля 2018 года.

Сведения об эмиссии в окружающую среду представляются в органы государственных доходов по месту нахождения объекта загрязнения. Исключением являются передвижные источники загрязнения.

Представление налоговой отчетности о сумме платежа за эмиссии в окружающую среду передвижными источниками производится:

по месту регистрации передвижных источников – по источникам, подлежащим государственной регистрации. Примерами таких источников являются легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, включая изготовленные на их базе специальные автомобили, троллейбусы и т.д.;

по месту нахождения налогоплательщика – по источникам, не подлежащим государственной регистрации. Такими источниками являются боевые транспортные средства, тракторы, прицепы, используемые как технологический транспорт вне дорог; трамваи, легковые, грузовые автомобили и автобусы, мотоциклы и мотороллеры, прицепы, предназначенные для движения в составе с автомобилями, зарегистрированные в других государствах и ввезенные на территорию Республики Казахстан на срок менее одного года.

Уплата суммы платежей

Порядок уплаты суммы платежей для различных категорий налогоплательщиков регулируется статьей 577 НК РК.

Текущие суммы платежей за эмиссии в окружающую среду уплачиваются не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, за исключением плательщиков суммы платежей до 100 МРП.

В соответствии со статьей 577 НК РК:

Уплата за 1 квартал 2018 года выполняется не позднее 25 мая 2018 года;

Уплата платежа за 2 квартал – не позднее 25 августа 2018 года и т.д.

Плательщики с годовым объемом платежей до 100 МРП при выкупе норматива оплачивают полный объем платежей за текущий год в срок до 20 марта текущего года.

Сведения об исчисленных суммах платежа за эмиссии в окружающую среду, подлежащие уплате в бюджет, представляются в Декларации по плате за эмиссии в окружающую среду (форма 870.00).

Читайте также: