Порядок организации расчетов с бюджетом по санкциям за нарушения законодательства о налогах и сборах

Опубликовано: 15.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетному учреждению налоговым органом предъявлены пени за несвоевременную уплату налогов (взносов, сборов) и штрафы за нарушение сроков представления налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам). Оплата указанных пеней и штрафов проведена по подстатье 292 КОСГУ за счет субсидии на госзадание. Нарушение сроков произошло по вине сотрудника бухгалтерии, и он согласен добровольно возместить произведенные расходы. Как отразить в бухгалтерском учете операции по уплате пеней и штрафов и их возмещение виновным лицом?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" с отнесением на счет 0 401 20 200 "Расходы экономического субъекта".
Сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения, подлежащих отражению на счете 0 209 34 000 "Расчеты по компенсации затрат".

Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации (расчеты). Согласно ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный срок декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в установленном размере.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, обязательство по оплате пеней и штрафов возникает именно у налогоплательщика - бюджетного учреждения. Отражение в учете операций по принятию таких обязательств, а также их исполнению не может быть увязано с возмещением каких-либо средств от физических или юридических лиц.
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), расходы по уплате штрафов, пеней (в том числе за несвоевременную уплату налогов (взносов)) отражаются по КВР 853 "Уплата иных платежей" в увязке со статьей 290 "Прочие расходы" КОСГУ. С 01.01.2018 данная статья КОСГУ детализирована подстатьями КОСГУ 291-296. Так, расходы по уплате пеней, штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах относятся на подстатью 292 КОСГУ*(1).
Расчеты по перечислению в бюджет пеней и штрафов могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет"*(2).
Расходы, связанные с уплатой пеней и штрафов, учитываемых на счете 0 303 05 000, не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а относятся на финансовый результат учреждения - на счет 0 401 20 200 "Расходы экономического субъекта" (абзац 8 п. 131 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее - Инструкция N 174н).
Как правило, судебная практика основывается на том, что уплата налогов и соответствующих пеней является законной обязанностью организации и, соответственно, подобные расходы не могут рассматриваться в качестве прямого действительного ущерба. Поэтому принятие решения о взыскании с виновных сотрудников предъявленных учреждению штрафных санкций в порядке привлечения к материальной ответственности нецелесообразно. Однако это не исключает возможности добровольного возмещения виновными лицами расходов учреждения, возникших в связи с предъявлением учреждению таких штрафных санкций.
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения. Такие поступления, согласно Указаниям N 65н, должны отражаться в бухгалтерском учете с применением подстатьи 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ. Данному коду КОСГУ соответствует счет 0 209 34 000 "Расчеты по компенсации затрат" (п.п. 108, 109 Инструкции N 174н).
По общему правилу бюджетные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения "2" - приносящая доход деятельность (письмо Минфина России от 09.11.2016 N 02-06-10/65506). Данный порядок учета не препятствует принятию в организации самостоятельного решения:
- о направлении средств на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания;
- о перечислении поступивших средств в доход бюджета.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 4 401 20 292 Кредит 4 303 05 730
- на основании требования налогового органа начислены пени, штрафы;
2. Дебет 4 303 05 830 Кредит 4 201 11 610
Увеличение забалансового счета 18 (КВР 853, КОСГУ 292)
- оплачены пени, штрафы;
3. Дебет 2 209 34 560 Кредит 2 401 10 134
- начислен доход от компенсации затрат учреждения;
4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 660
Увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130, КОСГУ 134)
- поступили на лицевой счет средства, добровольно внесенные виновным лицом.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Заметим, что в Приложении N 5 к Указаниям N 65н по-прежнему остается увязка КВР 853 с "укрупненной" статьей 290 "Прочие расходы". Соответственно, допустимо применение нового кода КОСГУ 292 "Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах" одновременно с КВР 853.
*(2) В то же время не будут противоречить применяемой в настоящее время методологии бухгалтерского учета и положения учетной политики учреждения, в соответствии с которыми расчеты по уплате пеней (штрафов) по налогам (взносам) будут учитываться на дополнительных аналитических счетах учета, открываемых к счетам, предназначенным для учета расчетов по соответствующим налогам (взносам) (303 01, 303 02, 303 03 и т.д.).

Такие нарушения определены в Главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса РФ. Основная их часть размещена в таблице ниже.

Вид нарушения Размер штрафа Основание (статья НК)
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе 10 000 руб. ст. 116
Ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. ст. 116
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. ст. 119
Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления ст. 119
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме 200 руб. ст. 119.1
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения 10 000 руб. (если эти деяния совершены в течение одного налогового периода);
30 000 руб. (если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода);
20% от суммы неуплаченного налога (взноса), но не менее 40 000 руб. (если эти деяния повлекли занижение налоговой базы)
ст. 120
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса);
40% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса) (если эти деяния совершены умышленно)
ст. 122
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению ст. 123
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога 30 000 руб. ст. 125
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений 200 руб. за каждый непредставленный документ ст. 126
Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями 10 000 руб. ст. 126
Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения ст. 126.1
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля 1 000 руб. ст. 128
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний 3 000 руб. ст. 128
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации 5 000 руб.;
20 000 руб. (те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года)
ст. 129.1

Стоит отметить, что ранее в случае не сообщения в налоговую инспекцию об открытии (закрытии) банковского счета в течение 7 рабочих дней был штраф в размере 5 000 рублей. На данный момент этот штраф упразднён (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов. При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица.

Уголовные преступления

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Виды налоговых обязательств

Существует целый ряд налоговых обязательств как для физических, так и для юридических лиц.

Так, физические лица обязаны уплачивать налоги:

  • на доходы (НДФЛ) в размере 13% со всех видов дохода, включая заработную плату, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от выигрышей и т.д.;
  • налог на имущество, включая налог на недвижимость и транспортный налог.

Юридические лица и ИП несут следующие налоговые обязательства, в зависимости от вида и системы налогообложения:

  • НДС;
  • на прибыль юридических лиц (УСН, ЕНВД, ОСН, ПСН). Для ИП – НДФЛ;
  • акцизные сборы;
  • социальный.

Любые отклонения от правильного исполнения налоговых обязательств караются (в зависимости от суммы ущерба государству) либо в порядке административной, либо в порядке уголовной ответственности.

Индивидуальные предприниматели

Шансы попасть под правоохранительный административный «каток» есть у ИП, которые:

  • внесли неверные сведения в декларацию;
  • опоздали с подачей декларации;
  • не оплатили или частично не оплатили страховые, социальные и пенсионные взносы, НДФЛ, НДС, налог на имущество.

Ответственность по Налоговому кодексу

Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП.

К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:

  • «теневую деятельность» или непостановку на учет в ФНС как плательщика налогов (ст. 116 НК);
  • некорректные расчеты налоговых обязательств (ст. 120 НК РФ);
  • уклонение от подачи декларации, объяснений и документов в ФНС (ст.ст. 119, 123, 122 НК РФ).

То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.

Кодекс административных правонарушений

В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:

  • с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;
  • с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
  • с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
  • с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.

Что кроме штрафов

Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.

При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.

Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.

Невыполнение обязанности уплаты налогов и сборов носит название налогового правонарушения.

Понятие налогового правонарушения

Понятие о том, что такое налоговые правонарушения, дает ст. 106 НК РФ. В понимании этой нормы права, это противоправные действия в сфере налогового законодательства (или бездействия), совершенные налогоплательщиком, за которые налоговое законодательство предусматривает ответственность.

Привлечена к ответственности в порядке ст. 16 НК РФ может быть, как компания, так и физическое лицо. Для физлиц предусмотрена административная ответственность за нарушение налогового законодательства, которая наступает с 16 лет.

Мерой ответственности, которую предусматривает за совершение налогового правонарушения ст. 114 НК РФ является налоговая санкция. Взыскать налоговые санкции с плательщиков налогов может только суд. Устанавливаются они в форме денежных взысканий (штрафных санкций), размер которых устанавливает гл. 16 НК РФ.

За совершение налогового правонарушения привлечь к ответственности налогоплательщика можно на протяжении 3 лет. По истечении срока давности ответственность наступать не может.

Согласно положениям статьи 108 НК РФ закон запрещает дважды привлекать к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Существует ряд оснований, при наличии которых действие лица может иметь квалификацию налогового правонарушения, за которое предусмотрена ответственность. Основания должны иметь место в совокупности. К ним относятся:

  • Нормативные основания. Ответственность за совершение того либо иного правонарушения должна быть закреплена законодательно;
  • Процессуальные основания. Должен существовать акт уполномоченного органа, которым наложено определенное взыскание за совершение правонарушения;
  • Фактические основания. Лицо должно фактически совершить определенные действия, нарушающие законодательство.

Виды нарушений законодательства о налогах и сборах

Виды налоговых правонарушений устанавливают статьи 75, 116, 135 НК РФ. Этими же статьями предусмотрена ответственность по каждому виду правонарушения.

Налоговое законодательство в настоящее время устанавливает следующие виды налоговых правонарушений и санкций за их совершение:

1. Нарушение сроков, предусмотренных законодательством для постановки налогоплательщика на учет. Для осуществления контроля за совершением данного правонарушения ст. 91 НК РФ наделяет налоговые органы правом беспрепятственного доступа на территории, принадлежащие налогоплательщику. Санкция – 5000 рублей;

2. Нарушение сроков, предусмотренных законодательством для постановки налогоплательщика на учет более чем на 90 дней. Санкция- 10000 рублей;

3. Ведение хозяйственной деятельности компании или ИП не осуществившими постановку налоговый учет. Санкция – 10 % от всех доходов, которые были получены за этот период, но не менее 20 000 рублей;

4. Ведение хозяйственной деятельности компании или ИП не осуществлявшими постановку налоговый учет более чем 90 дней. Санкция – 20 % от всех доходов, которые были получены за этот период;

5. Не сообщение налогоплательщиком в налоговый орган информации об открытии (закрытии) банковских счетов. Санкция – 5000 рублей;

6. Несвоевременное предоставление декларации в органы ФНС. Санкция – 5% от суммы недоплаченного налога за каждый просроченный месяц. Сумма штрафа не может превышать 30% от общей суммы налога и быть меньше 100 рублей;

7. Несвоевременное предоставление декларации в органы ФНС более чем 180 дней. Санкция – 30% от суммы недоплаченного налога и 10% от суммы недоплаченного налога за каждый просроченный месяц начиная со 181 дня;

8. Недоплата налогов, возникшая в результате неправильного их исчисления. Санкция – 20% от суммы недоплаченного налога;

9. Умышленная неуплата налогов. Санкция – 40% от суммы недоплаченного налога;

10. Грубые нарушения установленных правил, допущенные при ведении налогового учета за один налоговый период. Санкция – 5000 рублей;

11. Грубые нарушения установленных правил, допущенные при ведении налогового учета на протяжении более одного налогового периода. Санкция – 15000 рублей;

12. Если нарушения правил учета привели к занижению налоговой базы. Санкция – 10% от суммы недоплаченного налога, но не меньше 15 000 рублей;

13. Препятствование органам ФНС в ходе налоговой проверки в доступе на территорию налогоплательщика. Санкция – 5000 рублей;

14. Непредставление в органы ФНС документов, подача которых предусмотрена законом. Санкция – 50 рублей за каждый документ;

15. Нарушение порядка пользования арестованным имуществом. Санкция – 10000 рублей.

Ответственность за данные нарушения предусмотрена ст.ст. 116-127 НК РФ. Для ее наступления необходимо соблюдение следующих условий в совокупности:

  • противоправное поведение лица;
  • наличие вреда;
  • наличие причинно-следственной связи между поведением лица и возникновением ущерба;
  • наличие вины лица, нарушившего установленные законом правила.

Понятие производства по делам о нарушениях налогового законодательства

Привлечь нарушителя налогового законодательства к ответственности возможно в ходе проведения специальной процедуры, которая носит название производство.

Производство по делам о совершении налогового правонарушения представляет собой процессуальную форму деятельности контролирующих и правоохранительных органов, которая направлена на выявление, пресечение и расследование нарушений налогового законодательства, с целью привлечения виновных лиц к ответственности и возмещения вреда, причиненного их действиями государству.

Целями, которые преследует производство по делам о совершении налогового правонарушения, являются следующие:

  • охрана государственных интересов;
  • выяснение обстоятельств совершения налогового нарушения;
  • подробное рассмотрение всех обстоятельств дела;
  • выяснение причин, побудивших к совершению нарушения;
  • привлечение к ответственности лиц, которые виновны;
  • обеспечение сохранения законности в налоговой сфере;
  • предупреждение правонарушений и воспитание уважительного и сознательного отношения к уплате налогов.

Порядок производства по делу о налоговом правонарушении

В научной среде производство по делам о совершении налогового правонарушения принято разбивать на стадии. Стадия представляет собой процессуальную последовательность определенных действий, объединенных одной целью. Законодательно установлены такие стадии налогового производства:

1. Возбуждение дела (производства по делу).

2. Рассмотрение всех обстоятельств дела по факту выявленного нарушения налогового законодательства.

3. Пересмотр решения, которое вынесено.

4. Исполнение решения, предписывающего применить к лицу, совершившему налоговые правонарушения, меры ответственности.

Возбуждается производство после выявления фактов совершения налоговых правонарушений и вынесения соответствующего определения.

В соответствии с требованиями ст. 100 НК РФ основаниями для возбуждения производства являются результаты выездной проверки.

В акте проверки должны быть указаны факты, имеющие документальное подтверждение, выявленные в ходе ее проведения, за которые законом предусмотрена ответственность.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам


Посмотреть подробнее

В соответствии со ст. 129.4 НК РФ (недостоверные сведения в уведомлении о контролируемых сделках) выставлено денежное взыскание за нарушение законодательства о налогах и сборах (штраф). Какие бухгалтерские проводки нужно сделать в данном случае?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Штрафы за нарушения налогового законодательства (в том числе предусмотренные ст. 129.4 НК РФ) отражаются в бухгалтерском учете на счете 99 "Прибыли и убытки" в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Статья 129.4 НК РФ введена в действие Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ.

Ответственность по ст. 129.4 НК РФ предусмотрена за:

неправомерное непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках (далее - Уведомление), совершенных в календарном году;

представление уведомления, содержащего недостоверные сведения (письмо Минфина России от 06.02.2013 N 03-01-18/2646).

Таким образом, ст. 129.4 НК РФ предусматривает два самостоятельных вида налоговых правонарушений, субъектом которых является налогоплательщик, совершивший контролируемую сделку и обязанный представить в налоговый орган соответствующее уведомление.

За совершение каждого из указанных правонарушений может быть взыскан штраф в размере 5000 рублей.

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 2 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (п. 4 ПБУ 10/99).

В отличие от штрафов за нарушение условий договоров, которые на основании п. 12 ПБУ 10/99 относятся к прочим расходам, вопросы учета в составе расходов штрафов за нарушения налогового законодательства в ПБУ 10/99 прямо не урегулированы.

Согласно п. 76 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н), штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда об их взыскании, относятся на финансовые результаты у коммерческой организации и до их получения или уплаты отражаются в бухгалтерском балансе получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов или кредиторов.

При этом на основании п. 83 Положения N 34н в бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (далее - План счетов и Инструкция), утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предусмотрено, что на счете 99 "Прибыли и убытки" в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам" в течение отчетного года отражаются, в частности, суммы причитающихся налоговых санкций (смотрите также письма Минфина России от 29.01.2007 N 03-03-06/1/42, от 15.02.2006 N 07-05-06/31).

Напомним, что налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 ст. 114 НК РФ), под которым понимается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).

В профессиональной среде существует мнение, согласно которому санкции за нарушения налогового законодательства могут отражаться в составе прочих расходов, т.к. они удовлетворяют определению расходов, данному в п. 2 ПБУ 10/99, а перечень прочих расходов на основании п. 12 ПБУ 10/99 не является закрытым. В этой связи конкретный порядок учета (на счете 91 или счете 99) экономическим субъектам рекомендуется самостоятельно определять в учетной политике на основании п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".

На наш взгляд, в контексте требований п. 83 Положения N 34н штрафы за нарушения налогового законодательства следует рассматривать в качестве обособленных платежей, которые оказывают самостоятельное влияние на конечный финансовый результат (чистую прибыль (убыток)), а не в качестве прочих расходов. Такие платежи отражаются по строке 2460 "Прочее" отчета о финансовых результатах.

С учетом изложенного выше в бухгалтерском учете рассматриваемые операции могут быть отражены следующим образом:

Дебет 99 Кредит 68, субсчет "Налоговые санкции"
- отражен признанный организацией штраф за нарушения налогового законодательства;

Дебет 68, субсчет "Налоговые санкции" Кредит 51
- отражена оплата штрафа.

Что касается административных штрафов (по КоАП РФ), то они не являются платежами, аналогичными с налогами, а п. 83 Положения N 34н, по нашему мнению, не позволяет отнести их к обособленным платежам, оказывающим самостоятельное влияние на конечный финансовый результат.

Поэтому административные штрафы, на наш взгляд, следует рассматривать в качестве прочих расходов организации с отражением их на счете 91 "Прочие доходы и расходы" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Рекомендуем ознакомиться с материалом:

- Энциклопедия решений. Учет пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (фонды).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

15 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые штрафы

Никто не застрахован от ошибок. К сожалению, российское законодательство позволяет наказать организацию и должностных лиц не только за свои ошибки, но и за действия тех, с кем мы работаем – наших контрагентов. И прежде, чем начать разговор об учете санкций, давайте определимся, что же они из себя представляют.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (часть 1 ст. 106 НК РФ).

Ответственность за совершение налоговых правонарушений организации несут в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 (часть 1 ст. 107 НК РФ).

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 (часть 1 ст. 114 НК РФ).

Итак, налоговые санкции – это штраф, который налоговые органы накладывают за нарушение налогового законодательства. Пени к ним не относятся. Но, поскольку организациям приходится платить и то, и другое, расскажем, как следует отразить такие начисления в бухгалтерском учете, а также об особенностях отражения в бухгалтерском учете административных штрафов.

Штрафные санкции за совершение налоговых правонарушений существуют давно, а единого подхода к их учету в бухгалтерском учете до сих пор нет, вернее, специалисты не всегда соглашаются с мнением Минфина России.

Минфин в письме от 15.02.2006 № 07-05-06/31 предлагает суммы причитающихся налоговых санкций отражать на счете 99 «Прибыли и убытки». Списание кредиторской задолженности по налоговым санкциям также отражается на счете 99 «Прибыли и убытки».

Обратимся к другим документам. В приказе Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» указано, что счет 99 «Прибыли и убытки» предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году. На счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного периода отражаются:

  • прибыль или убыток от обычных видов деятельности – в корреспонденции со счетом 90 «Продажи»;
  • сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц – в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы»;
  • суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций – в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Построение аналитического учета по счету 99 «Прибыли и убытки» должно обеспечивать формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках.

Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» в п. 83 подтверждает данные положения.

В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

В отчете о прибылях и убытках по строке «Прочее» отражаются в том числе и штрафные санкции, уплачиваемые организациями за нарушения налогового и иного законодательства, а также доначисления (суммы к уменьшению) по налогу на прибыль за предыдущие налоговые периоды в связи с выявлением несущественных ошибок (п. 14 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», п. 22 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»).

И вроде бы все понятно, делаем следующую проводку:

  • Д-т счета 99 «Прибыли и убытки», К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – при начислении штрафных санкций.
При перечислении их в бюджет:

  • Д-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», К-т счета 51 «Расчетные счета».
Однако некоторые эксперты считают, что подобным образом нужно учитывать только штрафные санкции по налогу на прибыль. Штрафные санкции, не связанные с исчислением налога на прибыль, следует учитывать на счете 91 «Прочие доходы и расходы», так как санкции по налогам, за исключением налога на прибыль, являются прочими расходами, что соответствует ПБУ 10/99 «Расходы организаций». В таком случае начисление и перечисление штрафных санкций оформляется следующими бухгалтерскими проводками:

  • Д-т счета 91-1 «Прочие доходы и расходы», К-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
  • Д-т счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», К-т счета 51 «Расчетные счета».
При этом следует помнить, что суммы перечисляемых в бюджет санкций не учитываются в составе расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ) независимо от того, в корреспонденции с каким счетом сделана проводка в бухгалтерском учете. Поэтому организации, применяющие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» должны учесть следующее.

При выборе первого способа отражения операции по начислению штрафа различий в порядке признания доходов и расходов между бухгалтерским и налоговым учетом не возникает. При этом способе условный расход по налогу на прибыль исчисляется исходя из бухгалтерской прибыли, сформированной без учета суммы штрафа (п. 20 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

При выборе второго способа отражения операции по начислению штрафа его сумма в бухгалтерском учете включается в состав расходов. Это значит, что условный расход по налогу на прибыль исчисляется исходя из бухгалтерской прибыли, сформированной с учетом суммы прочего расхода в виде штрафа (п. 20 ПБУ 18/02).

Так как в налоговом учете данный расход не учитывается, у организации возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (абз. 2 п. 4, п. 7 ПБУ 18/02). Возникновение постоянного налогового обязательства отражается записью по дебету счета 99, субсчет «Постоянные налоговые обязательства (активы)», и кредиту счета 68.

Штраф может быть административным, наложенным в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, так как на основании п. 1 ст. 23.5 налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 ст. 14.5, ст. 15.1, 19.7.6 КоАП РФ.

Например, организацию могут оштрафовать за неприменение ККТ. Начисление и уплату данного штрафа необходимо отразить следующими бухгалтерскими проводками:

  • Д-т счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», К-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Уплата штрафа отражается:

  • Д-т счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», К-т счета 51 «Расчетные счета».
Сумма административного штрафа, подлежащая уплате организацией, учитывается в составе прочих расходов на основании п. 11 положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

Следует отметить, что организация должна оплачивать только те санкции, которые наложены на предприятие, а не на конкретное физическое лицо. Должностные лица оплачивают наложенные на них штрафные санкции за счет собственных средств. В противном случае организация, оплатившая такой штраф, выплатила доход физическому лицу и должна исполнить обязанности налогового агента по НДФЛ, т.е. удержать с оплаченной суммы налог и перечислить его в бюджет. Кроме того, ей придется начислить на оплаченную сумму и страховые взносы (ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

Читайте также: