Ставка подоходного налога в 1999 году в украине

Опубликовано: 14.05.2024

Налоги на квартиры, машины и доходы: сколько и когда платить

Украинцы в 2021 году должны заплатить налоги с дополнительных доходов, а также за свои квартиры и машины. Ставки остались неизменными, однако, уже в ближайшее время правила могут кардинально изменить.

За что и сколько нужно заплатить украинцам до лета, пишет Александр Литвин, Обозреватель.

Кто должен платить налоги с доходов? За что и сколько?

В Украине работодатель платит налоги вместо сотрудника. "На руки" отдают уже "чистую" зарплату, а положенное государству – переводят сами. Но, если вы получаете доходы, например, как фрилансер, продали недвижимость или машину, предоставляете какие-то услуги "на дому", то налоги нужно платить самостоятельно.

Об этом говорится в 162 статье Налогового кодекса. К примеру, если вы сдаете в аренду квартиру, раз в год нужно подсчитать свой доход и уплатить с него налог. Правда, львиная доля украинцев не просто не декларируют дополнительные доходы, но даже не знают, что это нужно делать.

За что нужно платить налог:

  • доход от независимой профессиональной деятельности (парикмахеры, сантехники, копирайтеры и т. д.) – 18%;
  • доход от аренды недвижимости – 18%;
  • прибыль от ценных бумаг – 18%;
  • вознаграждения и другие выплаты по договору – 18%;
  • подарки и не целевая благотворительность – 18%;
  • доход от продажи недвижимости – 5%.

В сумме за год владелец квартиры, которую он сдает за 10 тыс. грн, должен заплатить в бюджет 21 600 грн. За нарушения грозят штрафы. Если не подать декларацию вовремя, придется заплатить 51-136 грн. А за сокрытие дохода штраф может составить от 10 до 50% не уплаченной суммы (зависит от того, как долго скрывать). Ну и, к тому же, придется и заплатить в бюджет сам налог.

Кому нужно заплатить налог за квартиру?

Часть украинцев до 1 июля получит по месту прописки квитанции-уведомления о необходимости заплатить налог на недвижимость. Платить нужно за квартиры, площадь которых превышает 60 квадратов, и за дома площадью от 120 квадратных метров.

Это при условии, что одному члену семьи принадлежит больше указанной площади. Размер налога – до 1,5% от минимальной зарплаты за прошлый год за каждый квадрат сверх нормы. Например, если квартира площадью 80 квадратных метров, заплатить придется до 1416 грн (по 70,8 грн за каждый "лишний" квадрат).

Кому нужно заплатить налог за машины?

Украинцы, которые владеют машинами стоимостью от 2,2 млн грн и возрастом не больше пяти лет, должны заплатить 25 тыс. грн налога. На это дают 60 дней с момента получения квитанции.

Как говорится в ст. 267 Налогового кодекса, квитанция придет по месту регистрации. Если же не заплатить в течение 60 дней, сумма налога будет расти. Так, оплата в первые 90 дней – плюс 10% к штрафу, после 90 дней – 20%. Кроме того, автомобиль или другое имущество могут арестовать (так называемый налоговый залог).

Пользоваться машиной можно и в залоге, но продать или подарить ее не получится. Более того, налоговики имеют право забрать автомобиль, продать его, из полученной суммы получить платеж, а сдачу вернуть уже бывшему собственнику автомобиля. Правда, такая ситуация – большая редкость. Зачастую должники после налогового залога сразу же платят по счетам.

А сколько нужно заплатить заробитчанам?

Украинец, который получил доход за границей, по закону должен, вернувшись домой, пойти в налоговую по месту регистрации, заполнить декларацию и уплатить часть государству. Как отмечает генеральный директор Baker Tilly Ukraine Александр Почкун, в налогообложении заробитчан есть свои особенности.

Если украинец работает в стране, с которой подписано специальное соглашение, то по приезду в Украину нужно заполнить декларацию и компенсировать только налоговую ставку. К примеру, в Болгарии подоходный налог составляет 10%. Если с ней подписано специальное соглашение, то в Украине нужно будет доплатить налог в размере 9,5% (в Украине подоходный налог с военным сбором составляет 19,5%).

Что хотят изменить?

Подоходный налог менять не будут. Во всяком случае, о таких планах ни в правительстве, ни в парламенте не заявляют. А вот другие, более мелкие налоги, могут изменить. К примеру, глава профильного комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев рассказал, что уже разработал новые правила для налога на недвижимость.

По действующим правилам, если в одном городе два одинаковых по площади дома: один на окраине и стоит 1 млн грн, а второй в центре и стоит 10 млн грн, налог будет одинаковым.

А вот новые ставки для налога на машины в Раде уже зарегистрировали. Соответствующее нововведение предусмотрено в законопроекте №4104 (под авторством премьер-министра Дениса Шмыгаля). Сейчас минимальная стоимость машины, при которой нужно платить налог – 2,2 млн грн. По новым правилам была бы – 1,2 млн.

В Украине культура уплаты налогов все еще формируется. Налоги не платят миллионы украинцев, целые рынки, такие как аренды жилья, находятся в тени. Однако любое государство не может быть успешным без прозрачной уплаты налогов.

Подоходный налог или налог на доходы, зарплату физических лиц, пенсию работающих пенсионеров: размер ставки, льготы, порядок удержания и сроки уплаты НДФЛ в Украине.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Перечень доходов, которые не облагаются налогом на доходы физических лиц:
  2. Ставки НДФЛ на зарплату, пенсию, дивиденды и другие виды доходов
  3. Налогообложение доходов физических лиц-предпринимателей (кроме тех, кто избрал упрощенную систему налогообложения)
  4. Кто имеет право на льготу при уплате подоходного налога?
  5. Срок уплаты НДФЛ
  6. Налогообложение некоторых видов доходов

Перечень доходов, которые не облагаются налогом на доходы физических лиц:

  • сумма средств, которая предоставляется налогоплательщику международной финансовой организацией в пределах своей официальной деятельности в Украине в связи с осуществлением мер по энергоэффективности и энергосбережению в рамках реализации в Украине проектов международной финансовой организации (как непосредственно, так и через уполномоченные банки или иным способом, предусмотренным соответствующим проектом такой международной финансовой организации);
  • сумма средств, которая предоставляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, налогоплательщику другой финансовой организацией или фондом, которые занимаются финансированием программ развития, в связи с осуществлением мер по энергоэффективности и энергосбережению в рамках реализации в Украине проектов такой организации или фонда (как непосредственно, так и через уполномоченные банки или иным способом, предусмотренным соответствующим проектом такой организации или фонда);
  • сумма, прощенная (аннулирована) кредитором в порядке, предусмотренном Законом Украины «О реструктуризации обязательств граждан Украины по кредитам в иностранной валюте, полученных на приобретение единственного жилья (ипотечные кредиты)»;
  • пенсии и ежемесячное пожизненное денежное содержание, получаемое налогоплательщиком из Пенсионного фонда Украины;
  • другие доходы, указанные в п. 165.1 ст. 165 НКУ.

Ставки НДФЛ на зарплату, пенсию, дивиденды и другие виды доходов

Основная ставка налога составит 18 процентов базы налогообложения. Такая ставка применяется, в частности, к доходам в виде заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, начисляемых плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам.

Пенсии не подлежат налогообложению, независимо от их размера. Положение абзаца первого подпункта 164.2.19 пункта 164.2 статьи 164 НАКУ утратило силу, как такое, что является неконституционным, на основании Решения Конституционного Суда № 1-р / 2018 от 27.02.2018

Ставки налога на пассивные доходы устанавливаются в следующих размерах:

5 процентов - для доходов в виде дивидендов по акциям и корпоративным правам, начисленным резидентами - плательщиками налога на прибыль предприятий (кроме доходов в виде дивидендов по акциям, инвестиционным сертификатам, которые выплачиваются институтами совместного инвестирования);

9 процентов - для доходов в виде дивидендов по акциям и / или инвестиционным сертификатам, корпоративным правам, начисленным нерезидентами, институтами совместного инвестирования и субъектами хозяйствования, которые не являются плательщиками налога на прибыль;

18 процентов - для других пассивных доходов;

Налогообложение доходов физических лиц-предпринимателей (кроме тех, кто избрал упрощенную систему налогообложения)

Доходы физических лиц-предпринимателей (не упрощенцев) облагаются налогом по ставке 18%.

При этом, авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц рассчитываются налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с фактическими данными, указанными в Книге учета доходов и расходов каждого календарного квартала, и уплачиваются в бюджет до 20 числа месяца, следующего за каждым календарным кварталом (до 20 апреля, до 20 июля и до 20 октября). Авансовый платеж за четвертый календарный квартал не рассчитывается и не уплачивается.

Если результатом расчета авансового платежа за соответствующий календарный квартал является отрицательное значение, то авансовый платеж за такой период не уплачивается.

Кто имеет право на льготу при уплате подоходного налога?

Налоговая социальная льгота устанавливается в размере, равном 50 процентам размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года, для любого плательщика налога. На эту сумму плательщик налога имеет право на уменьшение общего месячного налогооблагаемого дохода, полученного в виде заработной платы от одного работодателя.

Другие налоговые социальные льготы:

  • в размере, равном 50 процентам размера прожиточного минимума для трудоспособного лица - для налогоплательщика, который содержит двух или более детей в возрасте до 18 лет, - в расчете на каждого такого ребенка;
  • в размере, равном 75 процентам размера прожиточного минимума для трудоспособного лица, - для налогоплательщика, который:

а) является одинокой матерью (отцом), вдовой (вдовцом) или опекуном, попечителем - в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет;

б) содержит ребенка-инвалида - в расчете на каждого такого ребенка в возрасте до 18 лет; в) является лицом, отнесенным законом к первой или второй категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, включая лиц, награжденных грамотами Президиума Верховного Совета УССР в связи с их участием в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы;

г) является учеником, студентом, аспирантом, ординатором, адъюнктом;

д) является инвалидом I или II группы, в том числе с детства;

е) является лицом, которому присуждена пожизненная стипендия как гражданину, подвергшемуся преследованиям за правозащитную деятельность, включая журналистов;

ж) является участником боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которого распространяется действие Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты ;

  • в размере, равном 100 процентам размера прожиточного минимума для трудоспособного лица - для налогоплательщика, который является:

а) Героем Украины, Героем Советского Союза, Героем Социалистического Труда или полным кавалером ордена Славы или ордена Трудовой Славы, лицом, награжденным четырьмя и более медалями "За отвагу";

б) участником боевых действий во время Второй мировой войны или лицом, которое в то время работало в тылу, и инвалидом I и II группы из числа участников боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которых распространяется действие Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты";

в) бывшим узником концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания во время Второй мировой войны или лицом, признанным репрессированным или реабилитированным;

г) лицом, которое было насильственно вывезено с территории бывшего СССР во время Второй мировой войны на территорию государств, находившихся в состоянии войны с бывшим СССР или были оккупированы фашистской Германией и ее союзниками;

д) лицом, находившимся на блокадной территории бывшего Ленинграда (Санкт-Петербург, Российская Федерация) в период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944

Срок уплаты НДФЛ

Доход в виде заработной платы облагается подоходным налогом при ее выплате. Доходы, которые подлежат включению в годовую налоговую декларацию, должны быть перечислены налогоплательщиком в бюджет до 1 августа года, следующего за отчетным.

Налогообложение некоторых видов доходов

Налогообложение доходов от аренды

Если арендатор является физическим лицом, не являющимся субъектом хозяйствования, лицом, ответственным за начисление и уплату (перечисление) налога в бюджет, является плательщик налога - арендодатель.

а) такой арендодатель самостоятельно начисляет и уплачивает налог в бюджет в сроки, установленные НКУ для квартального отчетного (налогового) периода, а именно: в течение 40 календарных дней, после последнего дня такого отчетного (налогового) квартала, сумма полученного дохода, сумма уплаченного в течение отчетного налогового года налога и налогового обязательства по результатам такого года отражаются в годовой налоговой декларации;

Налоговым агентом плательщика налога - арендодателя относительно его дохода от предоставления в аренду (эмфитевзис) земельного участка сельскохозяйственного назначения, земельной доли (пая), имущественного пая является арендатор.

Ставка налога составляет 18% от стоимости аренды.

Налогообложение дохода от продажи транспортного средства

Доход от продажи (обмена) легкового автомобиля, мотоцикла, мопеда определяется исходя из цены, указанной в договоре купли-продажи (мены), но не ниже среднерыночной стоимости соответствующего транспортного средства или не ниже его оценочной стоимости, определенной по закону (по выбору плательщика налога).

Как исключение, доход, полученный плательщиком налога от продажи (обмена) в течение отчетного (налогового) года одного из объектов движимого имущества в виде легкового автомобиля и / или мотоцикла, и / или мопеда, не подлежит налогообложению.

Доход, полученный плательщиком налога от продажи (обмена) в течение отчетного (налогового) года двух и более объектов движимого имущества в виде легкового автомобиля и / или мотоцикла, и / или мопеда, подлежит налогообложению по ставке 5% .

Налогообложение наследства и подарков

Объекты наследства и подарки облагаются:

по ставке 0%:

а) объекты наследства, которое наследуется членами семьи наследодателя первой и второй степени родства;

б) стоимость собственности, которая наследуется лицом, являющимся инвалидом I группы или имеет статус ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки, и стоимость собственности, что наследуются ребенком-инвалидом;

в) денежные сбережения, помещенные до 2 января 1992 года в учреждения Сберегательного банка СССР и государственного страхования СССР, действовавшие на территории Украины, а также в государственные ценные бумаги (облигации Государственного целевого беспроцентного займа 1990 года, облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года, государственные казначейские обязательства СССР, сертификаты Сберегательного банка СССР) и денежные сбережения граждан Украины, помещенные в учреждения Сберегательного банка Украины и бывшего Укргосстраха в течение 1992-1994 годов, погашение которых не состоялось;

по ставке 18% для любого объекта наследства, которое наследуется наследником от наследодателя-нерезидента, и для любого объекта наследства, которое наследуется наследником-нерезидентом от наследодателя-резидента;

по ставке 5% - в остальных случаях.

Лицами, ответственными за уплату (перечисление) налога в бюджет, являются наследники, получившие наследство.

Доход в виде стоимости унаследованного имущества (средства, имущество, имущественные или неимущественные права) в пределах, подлежащих налогообложению, отмечается в годовой налоговой декларации, кроме наследников-нерезидентов, которые обязаны уплатить налог до нотариального оформления объектов наследства, и наследников, получивших в наследство объекты, облагаемые по нулевой ставке налога на доходы физических лиц, а также другими наследниками - резидентами, которые уплатили налог до нотариального оформления объектов наследства.

В таком же порядке облагаются налогом подарки.


ДЕКРЕТ
КАБІНЕТУ МІНІСТРІВ УКРАЇНИ

Про прибутковий податок з громадян

РОЗДІЛ I
ЗАГАЛЬНІ ПОЛОЖЕННЯ

Стаття 1. Платники прибуткового податку

Платниками прибуткового податку (суб'єктами оподаткування) в Україні є громадяни України, іноземні громадяни та особи без громадянства (надалі - громадяни) як ті, що мають, так i ті, що не мають постійного місця проживання в Україні.

До громадян, що мають постійне місце проживання в Україні, належать громадяни України, іноземні громадяни та особи без громадянства, які проживають в Україні у цілому не менше 183 днів у календарному році.

Стаття 2. Об'єкт оподаткування

Об'єктом оподаткування у громадян, які мають постійне місце проживання в Україні, є сукупний оподатковуваний доход за календарний рiк (що складається з місячних сукупних оподатковуваних доходів), одержаний з різних джерел, як на території України, так i за її межами.

Об'єктом оподаткування у громадян, які не мають постійного місця проживання в Україні, є доход, одержаний з джерел в Україні.

При визначенні сукупного оподатковуваного доходу враховуються доходи, одержані як в натуральній формі, так i в грошовій (національній або іноземній валюті).

Сплата податку з доходів, одержаних в іноземній валюті, провадиться в українських карбованцях. Доходи, одержані в іноземній валюті, перераховуються в українські карбованці за курсом, що встановлюється Національним банком України на дату одержання доходу.

Стаття 3. Усунення подвійного оподаткування

Доходи, одержані за межами України громадянами з постійним місцем проживання в Україні, включаються до складу сукупного доходу, що підлягає оподаткуванню в Україні.

Суми податку, сплачені за кордоном з одержаних за межами України доходів громадянами з постійним місцем проживання в Україні, зараховуються при сплаті ними прибуткового податку в Україні. При цьому розмір зараховуваних сум податку з доходів, сплачених за межами України, не може перевищувати суми прибуткового податку, що підлягає сплаті цими особами відповідно до законодавства України.

Зарахування сплачених за межами України сум податку провадиться лише у разі письмового підтвердження податкового органу відповідної іноземної держави факту сплати (утримання) податку.

Стаття 4. Міжнародні договори

Якщо міжнародним договором України встановлено інші правила оподаткування, ніж ті, що їх містить законодавство України про оподаткування, то застосовуються правила міжнародного договору.

Стаття 5. Суми виплат, що не включаються до сукупного оподатковуваного доходу

1. До сукупного оподатковуваного доходу, одержаного громадянами в період, за який здійснюється оподаткування, не включаються:

а) допомога по державному соціальному страхуванню i державному соціальному забезпеченню, крім допомоги по тимчасовій непрацездатності (в тому числі допомога по догляду за хворою дитиною), зокрема:

допомога по вагітності та пологах;

одноразова допомога при народженні дитини;

допомога по догляду за дитиною;

грошові виплати матерям (батькам), зайнятим доглядом трьох i більше дітей віком до 16 рокiв;

допомога по догляду за дитиною-інвалідом;

допомога на дітей віком до 16 рокiв (учнів - до 18 рокiв);

допомога на дітей одиноким матерям;

допомога на дітей військовослужбовців строкової служби;

допомога на дітей, які перебувають під опікою, піклуванням;

тимчасова допомога на неповнолітніх дітей, батьки яких ухиляються від сплати аліментів, або коли стягнення аліментів неможливе;

б) суми одержуваних аліментів;

в) державні пенсії, а також додаткові пенсії, що виплачуються за умовами добровільного страхування пенсій;

г) компенсаційні виплати в грошовій i натуральній формі у межах норм, передбачених чинним законодавством, за винятком компенсації за невикористану відпустку при звільненні;

д) суми грошового забезпечення, грошових винагород та інших виплат, одержуваних військовослужбовцями, особами рядового i начальницького складу органів внутрішніх справ та кримінально-виконавчої системи у зв'язку з виконанням обов'язків несення служби;

є) доходи громадян від продажу вирощеної в особистому підсобному господарстві, на присадибній, дачній i садовій ділянці продукції рослинництва i бджільництва, худоби, кролів, нутрій, птиці як у живому вигляді, так i продукції їх забою в сирому вигляді та у вигляді первинної переробки;

ж) суми, одержувані в результаті успадкування i дарування, за винятком сум авторської винагороди, одержуваних неодноразово спадкоємцями (правонаступниками) авторів творів науки, літератури i мистецтва, а також відкриттів, винаходів та промислових зразків;

и) суми, одержані громадянами за обов'язковим i добровільним страхуванням (за винятком випадків, коли страхові внески по накопичуваному страхуванню здійснюються за рахунок коштів підприємств, установ i організацій);

ї) суми, одержані громадянами в результаті розміщення їх власних заощаджень на поточних (депозитних) рахунках банків України, в тому числі в іноземній валюті;

й) суми доходів, що направляються у джерела їх одержання на придбання акцій, та суми, інвестовані на реконструкцію i розширення виробництва суб'єктів підприємницької діяльності;

Стаття 6. Суми, на які зменшується сукупний оподатковуваний доход

1. Сукупний оподатковуваний доход зменшується на суму, що не перевищує за кожний повний місяць, протягом якого одержано доход, встановленого чинним законодавством розміру мінімальної місячної заробітної плати (неоподатковуваний мінімум). Неоподатковуваний мінімум введено в шкалу ставок оподаткування (пункт 1 статті 7 цього Декрету).

2. Сукупний оподатковуваний доход додатково зменшується на суму, що не перевищує за кожний повний місяць, протягом якого одержаний доход, встановленого чинним законодавством розміру мінімальної місячної заробітної плати (неоподатковуваний мінімум) одному з батьків (опікунів, піклувальників) на кожну дитину віком до 16 рокiв, якщо місячний сукупний оподатковуваний доход не перевищує розміру десяти мінімальних місячних заробітних плат, встановленого чинним законодавством.

Зазначена пільга зберігається до кінця року, в якому діти досягли 16-річного вiку, а в разі смерті дітей - протягом наступних дванадцяти місяців. Зменшення оподатковуваного доходу починає провадитися з місяця народження дитини.

Довідки про наявність дітей подаються громадянами за місцем їх основної роботи (служби, навчання) до виплати їм заробітної плати за першу половину січня, а в разі зміни кількості утриманців - не пізніше 15 числа наступного після такої зміни місяця. При обчисленні податку податковими органами такі довідки подаються їм одночасно з декларацією про одержані доходи.

Громадянам, які перебувають у трудових відносинах з підприємствами, установами, організаціями i фізичними особами - суб'єктами підприємницької діяльності (за місцем основної роботи), зменшення оподатковуваного сукупного доходу в розмірі мінімальної місячної заробітної плати на кожну дитину віком до 16 рокiв провадиться щомісячно. В інших громадян зменшення оподатковуваного сукупного доходу на зазначену суму провадиться податковими органами при нарахуванні авансових i остаточних сум податку відповідно до кількості місяців, за які одержано доход.

3. Сукупний оподатковуваний доход зменшується до десяти неоподатковуваних мінімумів, включаючи розмір вирахувань, встановлених пунктами 1 та 2 цієї статті, у:

а) громадян, які постраждали від Чорнобильської катастрофи і віднесені до І та ІІ категорії;

б) інвалідів війни I групи.

4. Сукупний оподатковуваний доход зменшується до п'яти неоподатковуваних мінімумів, включаючи розмір вирахувань, встановлених пунктами 1 та 2 цієї статті, у:

а) учасників Великої Вітчизняної війни, інших бойових операцій по захисту колишнього СРСР з числа військовослужбовців, які проходили службу у військових частинах, штабах i установах, що входили до складу діючої армії, та партизанів;

б) військовослужбовців i призваних на навчальні, перевірочні збори військовозобов'язаних, які проходили службу в складі обмеженого контингенту радянських військ у Республіці Афганістан та в інших країнах, де в цей період велись бойові дії;

в) інвалідів з дитинства, інвалідів 1 i 2 групи, крім зазначених у підпункті "б" пункту 3 цієї статті;

г) громадян, які постраждали від Чорнобильської катастрофи і віднесені до ІІІ та ІV категорії;

Дія пунктів 1, 2, 3 i 4 цієї статті Декрету протягом календарного року поширюється на доходи, одержувані громадянами за місцем основної роботи.

5. Кабінет Міністрів України може постановами надавати додаткові пільги щодо прибуткового податку з громадян.

6. Органи місцевого самоврядування базового рівня, враховуючи матеріальний стан, мають право додатково зменшувати сукупний оподатковуваний доход окремих громадян або звільняти їх від сплати податку в календарному році.

7. Забороняється встановлення іншими законодавчими актами додаткових пільг щодо прибуткового податку з громадян, не передбачених цим Декретом. Інші пільги можуть бути встановлені тільки шляхом доповнення цього Декрету.

Стаття 7. Ставки податку

1. Прибутковий податок з сукупного оподатковуваного доходу громадян за місцем основної роботи (служби, навчання) обчислюється за такими ставками:

2. Із сум авторських винагород, що виплачуються спадкоємцям повторно (неодноразово), податок нараховується до джерел виплати у складі сукупного оподатковуваного річного доходу за наведеними у пункті 1 цієї статті ставками, збільшеними вдвічі, але не більше 70 процентів.

3. Із сум доходів, одержуваних громадянами не за місцем основної роботи та громадянами, які не мають постійного місця проживання в Україні, податок нараховується до джерел виплати за ставкою 20 процентів.

РОЗДІЛ II
ОСОБЛИВОСТІ ОПОДАТКУВАННЯ ДОХОДІВ, ОДЕРЖУВАНИХ ГРОМАДЯНАМИ ЗА МІСЦЕМ ОСНОВНОЇ РОБОТИ (СЛУЖБИ, НАВЧАННЯ), I ПРИРІВНЯНИХ ДО НИХ ДОХОДІВ

Стаття 8. Об'єкти оподаткування

Згідно з цим розділом Декрету оподатковуваними прибутковим податком доходами, одержаними за місцем основної роботи (служби, навчання), вважаються доходи, одержані від підприємств, установ i організацій усiх форм власності, фізичних осіб - суб'єктів підприємницької діяльності, з якими громадянин має трудові відносини, за умови обов'язкового ведення в цьому місці трудової книжки i провадження відрахувань до фонду соціального страхування.

Стаття 9. Порядок обчислення податку

Нарахування, утримання i перерахування до бюджету прибуткового податку здійснюється підприємствами, установами, організаціями всiх форм власності та фізичними особами - суб'єктами підприємницької діяльності, які провадять виплати доходів.

По закінченні календарного року визначається сума сукупного річного оподатковуваного доходу. Прибутковий податок з річного доходу визначається з середньомісячного доходу, з урахуванням сплаченого (утриманого) протягом року податку з місячних доходів. Обчислення податку i перерахунок провадиться підприємствами, установами, організаціями та фізичними особами - суб'єктами підприємницької діяльності до 1 березня року, наступного за звітним, а у строки, визначені законом, такі відомості за установленою формою надаються ними до податкової інспекції за місцем проживання платника.

Стаття 10. Порядок перерахування податку до бюджету

Підприємства, установи i організації усiх форм власності, фізичні особи - суб'єкти підприємницької діяльності після закінчення кожного місяця, але не пізніше строку одержання в установах банків коштів на виплату належних громадянам сум зобов'язані перераховувати до бюджету суми нарахованого i утриманого прибуткового податку за минулий місяць.

Зазначені юридичні i фізичні особи одночасно з поданням чеків на отримання коштів для виплати належних громадянам сум за другу половину місяця подають до установ банків платіжне доручення на перерахування до бюджету утриманих сум прибуткового податку.

Чеки на отримання коштів для виплати належних громадянам сум приймаються установами банків тільки за умови пред'явлення платіжного доручення на перерахування до бюджету утриманих сум прибуткового податку.

Юридичні i фізичні особи, які не мають рахунків в установах банків, а також ті, що виплачують заробітну плату з виручки від реалізації продукції i надання послуг, перераховують утримані суми податку до бюджету через установи банків наступного дня після виплати належних громадянам сум.

Суми податку, не утримані або утримані не повністю з працюючих громадян, стягуються підприємствами, установами i організаціями та фізичними особами - суб'єктами підприємницької діяльності до повної сплати заборгованості.

Не утримані або утримані не повністю суми прибуткового податку з громадян, що звільнилися, сплачуються підприємствами, установами i організаціями та фізичними особами - суб'єктами підприємницької діяльності за рахунок власних коштів.

Стягнення заборгованості прибуткового податку з громадян провадиться відповідно до чинного законодавства.

Зайво утримані суми податку повертаються платникові або зараховуються до сплати майбутніх платежів за його заявою.

РОЗДІЛ III
ОСОБЛИВОСТІ ОПОДАТКУВАННЯ ДОХОДІВ, ОДЕРЖУВАНИХ ГРОМАДЯНАМИ НЕ ЗА МІСЦЕМ ОСНОВНОЇ РОБОТИ (СЛУЖБИ, НАВЧАННЯ)

Стаття 11. Об'єкти оподаткування

Згідно з цим розділом Декрету оподаткуванню підлягають доходи громадян, одержувані ними від підприємств, установ, організацій i фізичних осіб - суб'єктів підприємницької діяльності не за місцем основної роботи, в тому числі за сумісництвом, за виконання разових та інших робіт, здійснюваних на основі договорів підряду та інших договорів цивільно-правового характеру, та доходи фізичних осіб - суб'єктів підприємницької діяльності, які разом з доходами за місцем основної роботи (служби, навчання) одержують доходи від здійснення підприємницької діяльності.

Стаття 12. Порядок обчислення i сплати податку

З доходів, зазначених у статті 11, податок обчислюється за ставками, наведеними у пунктах 2, 3 i 4 статті 7, утримується у джерела виплати i перераховується до бюджету в порядку, встановленому статтею 10 цього Декрету. При визначенні оподатковуваного доходу в джерела виплати не виключається сума встановленого чинним законодавством неоподатковуваного мінімуму i не надаються пільги, передбачені статтею 6 цього Декрету.

Після закінчення календарного року громадяни, крім тих, які одержували доходи лише за місцем основної роботи, зобов'язані у строки, визначені законом, подати до податкового органу за місцем проживання декларацію про суму сукупного доходу, одержаного як за основним, так i не основним місцем роботи. Особи, які одержують доходи не за місцем основної роботи, зобов'язані вести облік доходів i витрат, пов'язаних з одержанням цих доходів, за формою i у порядку, встановленому Головною державною податковою інспекцією України.

Податкові органи використовують ці відомості для перевірки поданих громадянами декларацій та обчислення сукупної річної суми податку. При обчисленні податковими органами річної суми податку з оподатковуваного доходу виключається встановлений чинним законодавством неоподатковуваний мінімум на дату обчислення податку i суми, передбачені у статті 6 цього Декрету.

У разі виплати громадянам підприємствами, установами i організаціями авторських винагород i винагород за видання, виконання або інше використання творів науки, літератури i мистецтва, винагород авторам відкриттів, винаходів та промислових зразків, а також при обчисленні податку за сукупним річним доходом враховуються документально підтверджені витрати, безпосередньо пов'язані з одержанням доходів від цієї діяльності. Якщо ці витрати не можуть бути підтверджені при поданні декларації документально, то вони враховуються за нормами, визначеними Головною державною податковою інспекцією України i узгодженими з Міністерством економіки України та Міністерством культури України.

с 1 января 2019 года

Доходы, в отношении которых установлена налоговая ставка

Нало-
говая ставка

Документ, установивший налоговые ставки

любые доходы, за исключением нижеперечисленных

п. 1 ст. 214 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

получаемых индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами от осуществления предпринимательской, нотариальной деятельности, адвокатской деятельности индивидуально

пп. 3.1 п. 3 ст. 214 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

исчисленных в соответствии с законодательством налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами

пп. 3.2 п. 3 ст. 214 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

получаемых физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в нарушение требований законодательных актов, от осуществления такой деятельности

пп. 3.3 п. 3 ст. 214 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

доходов в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), полученных плательщиками от организаторов азартных игр - юридических лиц Республики Беларусь

п. 4 ст. 214 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

доходов в виде дивидендов при условии, если в течение трех предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации - резидентами Республики Беларусь

п. 5 ст. 214 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

доходов в виде дивидендов при условии, если в течение пяти предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации - резидентами Республики Беларусь

п. 6 ст. 214 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

с 1 января 2018 года

Доходы, в отношении которых установлена налоговая ставка

Нало-
говая ставка

Документ, установивший налоговые ставки

любые доходы, за исключением нижеперечисленных

п. 1 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

полученные физическими лицами (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам)

пп. 3.1 п. 3 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

полученные индивидуальными предпринимателями - резидентами Парка высоких технологий

пп. 3.2 п. 3 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

полученные физическими лицами, участвующими в реализации зарегистрированного в установленном порядке бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам)

пп. 3.3 п. 3 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

полученные от осуществления предпринимательской деятельности (нотариусами, адвокатами) от осуществления предпринимательской (нотариальной, осуществляемой индивидуально адвокатской) деятельности

пп. 4.1 п. 4 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

исчисленных налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами в соответствии с законодательством.

пп. 4.2 п. 4 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

доходов в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), полученных физическими лицами от организаторов азартных игр - юридических лиц Республики Беларусь.

п. 5 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

с 1 января 2017 года

Доходы, в отношении которых установлена налоговая ставка

Нало-
говая ставка

Документ, установивший налоговые ставки

любые доходы, за исключением нижеперечисленных

п. 1 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

полученные физическими лицами (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам)

пп. 3.1 п. 3 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

полученные индивидуальными предпринимателями - резидентами Парка высоких технологий

пп. 3.2 п. 3 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

полученные физическими лицами, участвующими в реализации зарегистрированного в установленном порядке бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам)

пп. 3.3 п. 3 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

полученные от осуществления предпринимательской деятельности (нотариусами, адвокатами) от осуществления предпринимательской (нотариальной, осуществляемой индивидуально адвокатской) деятельности

пп. 4.1 п. 4 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

исчисленных налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами в соответствии с законодательством.

пп. 4.2 п. 4 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

доходов в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), полученных физическими лицами от организаторов азартных игр - юридических лиц Республики Беларусь.

п. 5 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

с 1 июля 2016 года

Доходы, в отношении которых установлена налоговая ставка

Нало-
говая ставка

Документ, установивший налоговые ставки

любые доходы, за исключением нижеперечисленных

п. 1 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

полученные физическими лицами (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам)

пп. 3.1 п. 3 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

полученные индивидуальными предпринимателями - резидентами Парка высоких технологий

пп. 3.2 п. 3 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

полученные физическими лицами, участвующими в реализации зарегистрированного в установленном порядке бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам)

пп. 3.3 п. 3 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

полученные от осуществления предпринимательской деятельности (нотариусами, адвокатами) от осуществления предпринимательской (нотариальной, осуществляемой индивидуально адвокатской) деятельности

пп. 4.1 п. 4 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

исчисленных налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами в соответствии с законодательством.

пп. 4.2 п. 4 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

доходов в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), полученных физическими лицами от организаторов азартных игр - юридических лиц Республики Беларусь.

п. 5 ст. 173 Кодекса Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)"

В предыдущих выпусках "Школы бухгалтера" ( ДК № 44/2002 , № 48/2002 , № 5/2003 ) мы детально рассмотрели объект обложения подоходным налогом и довольно сложную систему льгот относительно взимания данного налога с отдельных категорий граждан. В продолжение темы "Главное о подоходном налоге с граждан" логично будет осветить основные моменты, касающиеся непосредственно особенностей расчета и уплаты в бюджет этого налога.

1. Расчет суммы подоходного налога

Порядок исчисления подоходного налога приведен как в Декрете №13-92, так и в Инструкции № 12. При этом методика расчета и ставки налога зависят от вида налогооблагаемых доходов и от источников доходов, получаемых гражданами. В таблице 1 приведем ссылки на разделы нормативных документов, которые регулируют порядок взимания подоходного налога:

Остановимся более подробно на налогообложении каждого из приведенных выше видов доходов граждан.

1.1. Расчет суммы подоходного налога по месту основной работы (службы, учебы) граждан

Прежде всего, необходимо установить, что считается основным местом работы (службы, учебы).

В п.8 раздела ІІ Инструкции № 12 определено, что доходами, полученными по месту основной работы (службы, учебы), являются доходы, полученные от предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, физических лиц-субъектов предпринимательской деятельности, с которыми гражданин имеет трудовые отношения, при условии обязательного ведения в этом месте трудовой книжки и осуществления отчислений в фонд социального страхования.

Объектом обложения подоходным налогом является совокупный налогооблагаемый доход за календарный год, но он состоит из месячных совокупных облагаемых налогом доходов. На протяжении года из источника выплаты доходов проводится ежемесячное удержание и перечисление в бюджет подоходного налога, рассчитанного из месячного совокупного налогооблагаемого дохода плательщика по основной шкале ставок, установленной Указом № 519. Данная шкала приведена в п.п.7.1 п.7 Инструкции № 12 (таблица 2):

Совокупный налогооблагаемый доход для начисления подоходного налога принимается в целых гривнах без копеек. Подоходный налог определяется в гривнах с копейками.

Рассчитаем сумму подоходного налога, который необходимо удержать с совокупного месячного налогооблагаемого дохода в размере 625,25 грн.

1) Округляем до целых гривен: налогооблагаемый доход составляет 625,00 грн.;

2) По шкале данный размер дохода попадает в градацию от 171 грн. до 1020 грн. Соответственно сумма подоходного налога равна: 19,55 + 0,2 * (625,00-170,00) = 110,55 грн.

Рассчитаем сумму подоходного налога, который необходимо удержать с совокупного месячного налогооблагаемого дохода в размере 1890,68 грн.

3) Копейки округляем до 1 гривни: налогооблагаемый доход составляет 1891,00 грн.;

4) По шкале данный размер дохода попадает в градацию свыше 1700 грн. Соответственно сумма подоходного налога равна: 393,55 + 0,4* (1891,00-1700,00) = 469,95 грн.

Этапы определения совокупного налогооблагаемого дохода граждан рассмотрены в предыдущих уроках "Школы бухгалтера". Обратим внимание лишь на тот факт, что в приведенной выше шкале ставок подоходного налога уже заложена льгота в размере 1 необлагаемого налогами минимума доходов граждан (н.м.д.г.) 1 . Поэтому, в случае уменьшения налогооблагаемого дохода граждан на размер льгот, предусмотренных п.6 Декрета № 13-92 и Инструкции № 12 (5, 10, 15 н.м.д.г.), шкалу ставок подоходного налога следует применять, начиная с базовой ставки 10 %, или проще - перед расчетами по шкале, доход следует уменьшить вместо 5 на 4 н.м.г.д., вместо 10 на 9 н.м.д.г. и вместо 15 на 14 н.м.д.г. и т.п. Исключение составляет "детская" п. 6.2 Иструкции № 12 льгота, которая предоставляется дополнительно (она не заложена в шкалу).

Заметим, что совокупный налогооблагаемый доход граждан подлежит также уменьшению на сумму начисленных страховых взносов на случай безработицы, соответственно п.3 ст.19 Закона №1533, о чем предоставлены разъяснения ДПАУ в письме № 6805/7/17-0417 от 24.05.2001г.:

С целью практического применения п. 3 ст. 19 Закона Украины от 02.03.2000 г. № 1533-III "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" и руководствуясь п. 2 Заключительных положений указанного Закона, Государственная налоговая администрация Украины сообщает, что к внесению соответствующих изменений в ст. 6 Декрет КМУ от 26.12.1992 г. № 13-92 "О подоходном налоге с граждан" для определения сумм подоходного налога, совокупный налогооблагаемый доход граждан уменьшается на сумму начисленных страховых взносов на случай безработицы начиная с 22.02.2001 г., то есть с даты вступления в силу Закона Украины от 11.01.2001 г. № 2213-III "О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования".

Работнику предприятия, который отнесен ко второй категории пострадавших от Чернобыльской катастрофы, начислен доход в сумме 1400,44 грн. Льгота, предусмотренная ст.6 Декрета № 13-92, установлена в размере 10 н.м.д.г. Сумма подоходного налога должна быть рассчитана таким образом 2 :

1) Определяем налогооблагаемый доход за месяц: 1400,44 - 9 * 17,00- 7,00 =1240,44 грн.

9 - это количество предоставляемых "льготных" н.м.д.г., уменьшенное на 1 н.м.д.г.; 7,00 грн. - сумма сбора, удержанного на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы в размере 0,5 % от начисленного дохода.

2) Округляем до целых гривен - 1240,44 грн. >1240,00 грн.;

1) Рассчитываем сумму подоходного налога: 189,55 + 0,3 * (1240,00 - 1020,00) = 255,55 грн.

2 В числовых примерах Инструкции №12 уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму взносов в фонд занятости не учитывается.

Кроме того, необходимо помнить, если работник имеет право на получение льгот по нескольким основаниям, ему предоставляется одна - максимальная (по его выбору).

Доходы за внутреннее совместительство, выполнение работ по договорам подряда на основном месте работы облагаются налогами в общем порядке по прогрессивной шкале.

Работник Ермаков А.П. предоставил в бухгалтерию удостоверение, подтверждающее его статус участника боевых действий, а также копии свидетельств о рождении двоих детей в возрасте 15 и 11 лет. При сумме начисленного дохода за ноябрь 2002 года: 1456,29 грн. - по основному месту работы; 300,00 грн. - за совмещение вакантной должности на том же предприятии, расчет подоходного налога необходимо произвести следующим образом:

1) Суммируем два вида доходов, поскольку они составляют совокупный месячный налогооблагаемый доход Ермакова А.П. на одном предприятии, при этом подоходный рассчитывается по шкале, согласно п.8 Инструкции №12.: 1456,29 + 300,00 = 1756,29 грн.

2) Уменьшаем начисленную сумму на размер максимальной льготы (в данном случае - 15 н.м.д.г. согласно п.п.6.6 Инструкции №12 - льгота участника боевых действий, но учитываем 14 н.м.д.г.) и сумму сбора на общеобязательное страхование на случай безработицы: 1756,29 - 14*17,00 - 0,005*1756,29 = 1509,51 грн. Округленно до гривен 1509,00.

3) Вычисляем сумму подоходного налога за ноябрь 2002 года по шкале: 189,55 + 0,3* (1510,00-1020,00) = 336,55 грн.

Ниже приведем отдельные особенности начисления подоходного налога по основному месту работы граждан, связанные с увольнением/принятием на работу, предоставлением оплачиваемых отпусков, выплатой помощи в связи с временной утратой трудоспособности и т.п. (см. табл.3).

Особенности начисления подоходного налога с граждан по основному месту работы

3 В аналогичном порядке удерживается налог с сумм, выплачиваемых работникам из источников социального страхования по временной нетрудоспособности.

Подоходный налог при переходе на другую работу

Менеджер Калинин О.Б. 12 декабря 2002 года уволен по собственному желанию с фирмы "Альфа" (было основным местом работы) и с 13 декабря 2002 года зачислен в штат фирмы "Бета" (как на основное место работы) на должность заместителя директора. Заработная плата за декабрь 2002г. начислена Калинину О.Б. на фирме "Альфа" в размере 620,54 грн. (удержано подоходный налог в сумме 108,95 грн.) и выплачена за минусом удержаний при увольнении. За время работы на фирме "Альфа" Калинин О.Б. предоставил в бухгалтерию копии свидетельств о рождении его детей (6 и 12 лет) и соответственно пользовался льготой по подоходному налогу, так как жена не имела постоянного места работы (предоставлена справка из службы занятости).

16 декабря 2002г. Калинину О.Б. была выплачена по решению руководства премия в размере 400,00 грн. на фирме "Альфа".

За период с 13 по 31 декабря 2002г. Калинину О.Б. на фирме "Бета" начислена заработная плата в размере 950,00 грн. Документы по льготам на детей и справка ф.№3 с фирмы "Альфа" предоставлены работником в бухгалтерию фирмы "Бета". Возникает вопрос: как правильно рассчитать подоходный налог бухгалтерам фирм "Альфа" и "Бета".

  • Для фирмы "Альфа"

Поскольку на фирме "Альфа" Калинин О.Б. проработал 12 календарных дней в декабре 2002г., то подоходный налог с суммы заработной платы 620,54 грн. рассчитывается без применения любых льгот. Преобразуем формулу расчета подоходного налога без учета льготы в 1 н.м.д.г.:

ПН = 0,1* (85-17) + 0,15 * (170-85) + 0,2* (Д-170) = 19,55 + 0,2* (Д-170) - исходная формула;

ПН = 0,1* 85 + 0,15 * (170-85) + 0,2* (Д-170) = 19,55 + 0,2* (Д-170) = 21,25 +0,2* (Д-170), что в нашем случае составит:

Налогооблагаемый доход: 620,54 - 0,005*620,54 = 617,44 грн. (налогооблагаемый доход за вычетом сбора в фонд занятости) 617,00 грн.

Подоходный налог = 21,25 + 0,2* (617,00-170,00) = 110,65 грн.;

Выплата премии, которая производилась после увольнения Калинина О.Б. с фирмы "Альфа", будет облагаться подоходным налогом по ставке 20%, то есть сумма подоходного налога здесь составит 400,00*0,2 = 80,00 грн.

  • Для фирмы "Бета"

Поскольку на фирме "Бета" Калинин О.Б. проработал в декабре более 15 календарных дней (в общем случае учитываются также дни, отработанные на предыдущем месте), подоходный налог бухгалтеру "Бета" необходимо рассчитать с учетом льгот на детей.

Сначала следует проверить, не превышает ли совокупный месячный доход данного работника 10 минимальных заработных плат: 620,54 (данные формы №3) + 950,001 = 1570,54 "детская" льгота применяется в размере 2 н.м.д.г. (2 ребенка * 1 н.м.д.г..)

Сумма облагаемого подоходным налогом дохода на фирме "Бета" составит: 950 -0,005*950,00 - 2*17,00 грн. = 911,25 грн. Прибавим к результату сумму, начисленную в декабре 2002г. на предприятии "Альфа", согласно предоставленной Калининым О.Б. справки по ф.№3:

911,25+ 617,44 (за вычетом взносов в фонд занятости) = 1528,69 грн.

Сумма подоходного налога с совокупного месячного дохода вычисляется по обычной шкале: 189,55+ 0,3*(1529-1020) = 342,25 грн.

Не учитываем удержанный на фирме "Альфа" налог в сумме 108,95 грн., тогда подоходный налог по данным "Бета" составит 233,30 грн.

Подоходный налог с отпускных 4

4 О выплате премии в размере 400 грн. после увольнения Калинина О.Б. предприятие "Бета" сведений не имеет.

5 На основании примера 1 п.п. 9.2. п.9 Инструкции № 12.

Следует отметить, что пунктом 7 Инструкции № 12 предусмотрены и другие ставки подоходного налога. Так, заработная плата и прочие доходы работников, занятых на подземных роботах в угольной и горнодобывающей промышленности, облагаются подоходным налогом по ставке 10 % (п.п. 7.4 п.7 Инструкции № 12).

Татьяна АБРАМЦОВА

Нормативная база

1. Закон № 2181 - Закон Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-ІІІ.

2. Закон № 283 - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

3. Закон № 1533 - Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" от 02.03.2000 г. № 1533-ІІІ.

4. Указ № 519 - Указ Президента Украины "Об увеличении необлагаемого налогами минимума и ставки прогрессивного налогообложения доходов граждан" от 13.04.94 г. № 519 (в редакции приказа ГНАУ от 28.04.2000 г. № 222).

5. Декрет № 13-92 - Декрет КМУ "О подоходном налоге с граждан" от 26.12.1992 г. № 13-92.

6. Распоряжение № 3-р - Распоряжение КМУ "Об увольнении некоторых граждан от представления деклараций о совокупном налогооблагаемом доходе" от 14.01.2003 г. № 3-р.

7. Инструкция № 12 - Инструкция о подоходном налоге с граждан, утвержденная приказом ГГНИ Украины от 21.04.1993 г. № 12.

8. Письмо № 6805/7/17-0417 - Письмо ГНАУ "О подоходном налоге с граждан" от 24.05.2001 г. № 6805/7/17-0417.

* Часть этих документов вы сможете посмотреть на сайте Дт-Кт воспользовавшись функцией "Расширенный поиск"

Читайте также: