Меры по проведению налоговой и кредитной политики характеризуют

Опубликовано: 15.05.2024

Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции.

Ценовая стабильность — важный элемент благоприятной среды для жизни людей и ведения бизнеса, так как она:

  • защищает доходы и сбережения в национальной валюте от непредсказуемого обесценения. Это позволяет поддерживать уровень жизни, а также более уверенно планировать ежедневные и долгосрочные расходы;
  • защищает граждан с невысоким уровнем дохода. Такие семьи в основном покупают недорогие товары первой необходимости. Стабильно низкая инфляции позволяет поддерживать уровень потребления;
  • способствует повышению доступности заемного финансирования для компаний, так как снижает инфляционную премию, которые банки закладывают в процентные ставки;
  • упрощает финансовое и инвестиционное планирование для бизнеса;
  • увеличивает доверие к национальной валюте и создает условия для снижения валютизации активов и обязательств в экономике. Это, в свою очередь, снижает влияние изменения внешних условий на экономику.

Основные принципы денежно-кредитной политики

Для достижения цели по инфляции Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции (от англ. target — «цель»). При проведении денежно-кредитной политики важна последовательность, предсказуемость и прозрачность действий центрального банка, поэтому Банк России проводит свою политику в соответствии с рядом принципов.

    Банк России устанавливает постоянно действующую публичную количественную цель по инфляции, чтобы население, бизнес, участники финансового рынка могли учитывать ее при планировании своей деятельности и принятии решений. Цель по инфляции установлена для годового темпа прироста потребительских цен, то есть изменения за последние 12 месяцев общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением.

Целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание годовой инфляции вблизи 4% постоянно. Формулировка «вблизи 4%» отражает допустимость небольших колебаний инфляции вокруг цели.

Если инфляция существенно отклоняется от цели, Банк России оценивает причины и продолжительность отклонения и исходя из этого принимает решения об использовании мер денежно-кредитной политики для возвращения инфляции к цели.

Совет директоров Банка России регулярно принимает решения по ключевой ставке — восемь раз в год в соответствии с заранее утвержденным и опубликованным графиком.

Решение по ключевой ставке обязательно сопровождается объяснением его логики и причин, а также, как правило, дополняется сигналом о возможных дальнейших шагах по денежно-кредитной политике. Разъяснение Банком России принятых решений и будущих намерений является важным инструментом управления инфляционными ожиданиями, так называемой привязки их к цели по инфляции.

Привязка инфляционных ожиданий как населения, так и бизнеса к цели по инфляции имеет большое значения для действенности мер, принимаемых центральным банком.

Банк России принимает решения по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза с учетом анализа широкого круга информации. Денежно-кредитная политика влияет на динамику цен не сразу, а со временем, через длинную цепочку взаимосвязей. Поэтому для оценки влияния решения по ключевой ставке на экономику и инфляцию необходим макроэкономический прогноз.

Для разработки прогноза Банк России использует современные макроэкономические модели. В рамках подготовки макроэкономического прогноза Банк России оценивает продолжительность действия факторов, влияющих на экономику и динамику цен, и устойчивость сформировавшихся экономических тенденций.

Меры, принимаемые по другим направлениям внутренней экономической политики, а также меры экономической политики в крупнейших зарубежных странах являются важными факторами, которые учитывает Банк России при подготовке макроэкономического прогноза.

При формировании предпосылок макроэкономического прогноза и оценке рисков на текущем этапе Банк России использует консервативный подход, придавая несколько большее значение проинфляционным факторам и рискам. Это связано с тем, что инфляционные ожидания в России пока остаются повышенными и чувствительными даже к временному повышению цен на отдельные товары. В такой ситуации недооценка проинфляционных факторов и рисков может привести к устойчивым и продолжительным отклонениям инфляции вверх от цели.

Банк России придерживается информационной открытости в области денежно-кредитной политики, чтобы повысить понимание и доверие к проводимой денежно-кредитной политике, сформировать предсказуемую экономическую среду для всех участников экономических отношений. Понимание и доверие к принимаемым мерам имеет большое значение для повышения их действенности.

В рамках политики информационной открытости Банк России прежде всего стремится максимально оперативно и полно раскрывать информацию о целях, принципах, мерах и результатах денежно-кредитной политики, об оценке экономической ситуации и перспектив ее развития. Банк России также работает над расширением охвата коммуникации по денежно-кредитной политике и повышением ее адресности.

2.К отличительным признакам правового государства относится
1) суверенитет государственной власти
2) наличие института гражданства (подданства)
3) взаимная ответственность государства и личности
4) установление государственных границ

3. К органам исполнительной власти в РФ относится
1) Государственная Дума РФ
2) Федеральное Собрание РФ
3) Правительство РФ
4) Верховный Суд РФ

4. Верны ли следующие суждения об избирательных системах'?
А При пропорциональной системе от каждого избирательного округа избирается только один кандидат.
Б При мажоритарной системе абсолютное большинство голосов набирает тот кандидат, за которого проголосовали не менее 50% + 1 избиратель
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

5.Какой признак отличает республику от других форм правления?
1) наличие главы государства
2) выборность главы государства на определенный срок
3) передача верховной власти по наследству
4) наличие аппарата управления

6. Что из перечисленного относится к исключительным признакам государства?
1) выполнение функции представительства общественных интересов
2) участие в политической социализации граждан
3) наличие института гражданства (подданства)
4) формулирование политических прогнозов
3)
7. Верны ли следующие суждения?
Демократическое государство как институт политической системы
А. обладает монополией на применение силы в соответствии с законом
Б. стоит вне закона, не подчиняется его требованиям
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А. и Б
4) оба суждения неверны

3)
8. Признаком правового государства является
1) публичная власть
2) единство территории
3) разделение властей
4) профессиональный аппарат управления

9. Что из перечисленного относится к исключительным признакам государства?
1) право на установление и сбор налогов
2) осуществление политической власти
3) создание политических программ
4) формирование руководящих органов на основе выборов

10. Основная задача российского парламента (Федерального Собрания)-
1) обеспечивать исполнение государственного бюджета
2) выступать гарантом Конституции
3) осуществлять правосудие
4) разрабатывать и принимать законы

11. Какое из суждений о политическом режиме верно?
1) Демократия возможна только при республиканской форме правления.
2)Авторитаризм невозможен в монархических государствах.
2) Демократия существует как в республиканских, так и в монархических государствах.
3) В авторитарном государстве существует только одна массовая политическая партия

12. Система разделения, независимости властей, а также обеспечение выполнения демократических свобод личности- отличает:
1) суверенное государство 3) монархическое государство
2) федеративное государство 4) правовое государство
13. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что
1) выборы являются всеобщими и равными
2) победителем признается кандидат, получивший большинство в своем округе
3) голосование на участках является тайным
4) избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных объединений
3)
4) 14. В условиях тоталитарного режима в отличие от демократического
1) господствует единая общеобязательная идеология
2) государство является важнейшим элементом политической системы
3) проводятся равные и свободные выборы
4) личность имеет широкие возможности влиять на принятие политических решений

15. В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная – правительством, формируемым по результатам парламентских выборов. Также действуют независимые судебные органы. Какая форма правления сложилась в стране Z?
1) президентская республика
2) авторитарная республика
3) унитарная монархия
4) конституционная монархия
16. Высшая законодательная власть в РФ принадлежит
1) Правительству
2) Администрации Президента
3) Верховному Суду
4) Федеральному Собранию
17. В РФ Президент является Главнокомандующим всеми Вооруженными Силами:
1) верно 2) неверно
18. Что является признаком любого государства?
1) взимание налогов и сборов
2) демократический режим
3) разделение властей
4) федеративное устройство
19. Государство обеспечивает поддержание правопорядка, оказание населению медицинских и образовательных услуг. Какая функция государства в экономической жизни проявляется в этой деятельности?
1) обеспечение правового поля экономической деятельности
2) производство общественных благ
3) контроль объема денежной массы
4) поддержание конкуренции, борьба с монополиями
20. Общим для демократического режима и республиканской формы правления признаком является
1) господство исполнительной власти
2) выборность в органы государственной власти
3) взаимная ответственность государства и личности
4) политический плюрализм

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В статье рассмотрено содержание налоговой политики государства, ее формы, методы осуществления в разные периоды развития экономики, включая кризисные. Исследованы отдельные факты налоговой политики государства в России, показаны особенности ее содержания относительно сложившихся представлений в мировой практике.

Ключевые слова: налоговая политика, формы, методы

Налогоплательщикам всегда важно знать: правильную ли налоговую политику проводит государство? Нормально ли функционирует налоговая система? Особенно в период экономических кризисов у налогоплательщиков и представителей оппозиционных партий в Государственной Думе возникает ряд вопросов по содержанию и направлению налоговой политики государства. В этот период налогоплательщики ожидают дополнительных преференций, налоговых льгот, облегчения налогового бремени. В связи с этим важно, по нашему мнению, иметь представление о видах налоговой политики, о ее содержании.

В научной и учебной литературе нет однозначного толкования понятия «налоговая политика». Например, в учебнике дается такое определение: «Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества» [1, с.53]. В данной статье нами не будут рассматриваться различные позиции по научному обоснованию дефиниции «налоговая политика», но следует согласиться с авторами учебника в том, что налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок. От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.

Известно, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики. Поэтому цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.

Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.

В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рис.1.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.

Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие. Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики.


Рис.1. Формы налоговой политики

Поэтому позже ряд экономистов высказывали мнение, что экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в период становления рыночных отношений в России не существовало, и как следствие она привела к резко негативным последствиям. Политика максимальных налогов явилась причиной массового укрывательства от налогообложения. В стране появились "фирмы-однодневки", через которые средства уходили из-под налогообложения. Так называемая "теневая экономика", является детищем политики максимальных налогов. В результате достаточно большие суммы накоплений российскими гражданами и организациями переведены в другие государства с целью покупки недвижимости за рубежом или для хранения средств в иностранных банках.

Однако указанные негативные тенденции сохранились и в настоящее время, когда налоговое бремя существенно снизилось в сравнении с 1992-2000гг. Это означает, что изменение налоговой политики не всегда влечет за собой изменение поведения участников налоговых правоотношений. У налогоплательщиков велико желание разбогатеть быстро за счет укрывательства доходов и уклонения от налогов при отсутствии должного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, ухода от ответственности за совершенные налоговые правонарушения.

Современный мировой экономический кризис показал необходимость быстрейшей модернизации экономики путем увеличения инвестиций, социальных расходов, но без увеличения налоговой нагрузки. Следовательно, политика максимальных налогов не подходит для современного и будущего периодов развития экономики России, несмотря на отрицательное влияние факторов мирового экономического кризиса.

Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХ1 века такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги сокращены более чем в 10 раз, их осталось только 2 налога.

Важно опять заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отрасли и производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий.

Таким образом, правительство России в современный экономический кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

Нет критериев для оценки «разумности налогов». Мы, по-прежнему наблюдаем усилия налогоплательщиков направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки. Государство же в результате недостаточности налоговых поступлений имеет дефицит федерального бюджета и многих региональных бюджетов, что ограничивает возможности по финансированию многих расходов бюджета. Баланс интересов пока не обеспечивается.

В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Анализируя налоговую политику, необходимо акцентировать внимание на такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели, формы и методы.

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.

При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу, они совпадают с принципами формирования налоговой системы (соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; методы формирования налоговой базы).

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

В современной мировой практике выделяются следующие методы налоговой политики:

· регулирование соотношений прямого и косвенного налогообложения;

· регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

· регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессивности;

· регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;

· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

В мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Налоговая ставка является важным средствомосуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Признано, что с помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней. В России не применяются прогрессивные ставки по налогообложению доходов физических лиц, а регрессивные ставки применялись только по единому социальному налогу, который с января 2010г. отменен. С 2009г. снижена ставка по налогу на прибыль. Снижение ставки по НДС, по нашему мнению, пока преждевременно, так как по этому налогу применяются схемы с участием фирм-однодневок, что позволяет уменьшать суммы НДС к уплате в бюджет.

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.

Например, с 2008 г. увеличены стандартные и имущественные вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, к сожалению, нет в налоговом законодательстве России.

В научных публикациях под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство.

К субъектам налогового механизма относятся налоговые, финансовые, правоохранительные органы и налогоплательщики.

Налоговая политика сконцентрирована и раскрывается в таких документах, как: Налоговый кодексе РФ, нормативные акты субъектов Федерации, муниципальных образований. Она раскрывается также в Послании Президента России о бюджетной и налоговой политике на каждый бюджетный год.

1. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ [И.А.Майбуров и др.]; под ред. И.А.Майбурова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-655с.

Постоянный режим работы :
понедельник - четверг с 9:00 до 18:00,
пятница – с 9:00 до 17:00.

Режим работы в летний период
(с 14 июня прием документов от поступающих):
понедельник - пятница с 9:00 до 18:00,
суббота с 10:00 до 15:00.

Как начать торговать на бирже: Инструкции и Примеры, Обучение

Что такое Кредитно-денежная политика ЦБ России и государства простыми словами и в примерах. Как работает государственная денежно-кредитная политика в России, влияние на инфляцию и экономику.

денежно-кредитная политика государства

Не каждый может понять к чему приведет снижение ключевой ставки и почему уровень инфляции зависит от решений Председателя ЦБ. Политика, реализуемая Банком России, определяет основные экономические показатели жизни граждан и условия ведения бизнеса, корректирует курс рубля и платежеспособность баланса государства.

Рассмотрим, как зависит уровень жизни каждого гражданина при реализации денежной политики и как определять тенденции к приумножению накоплений.

  • Что такое кредитно-денежная политика простыми словами
  • Цели и суть денежно-кредитной политики
    • Виды денежно-кредитной политики
    • Методы кредитно-денежной политики
    • Инструменты кредитно-денежной политики
    • Влияние денежно-кредитной политики на курс валют
      • Заключение

Что такое кредитно-денежная политика простыми словами

Согласно определению, опубликованном на сайте ЦБ России, кредитно-денежная (монетарная) политика – часть экономической политики Правительства, которая направлена на укрепление и рост благосостояния граждан.

Государство регулирует количество денег в обращении, доступность кредитных средств, спрос и предложение в финансовой сфере.

Википедия предлагает следующее определение монетарной (кредитно-денежной или денежно-кредитной) политике – это макроэкономическое регулирование денежных потоков, комплекс мероприятий для управления спросом, через условия на рынке (курс валюты, процент по займу или уровень доходности в банке) для сохранения ценовой стабильности и курса валюты, содействие экономическому росту России.

Простыми словами, Банк России от лица государства решает сколько денег и валюты должно находиться в обороте граждан. При дешевых кредитах и большом количестве денег у населения происходит рост экономики, но и рост цен в связи с увеличением спроса и покупательской способности.

При высоких ставках за кредит денег будет мало в обращении, инфляция сократится или будет невысокой, спрос снизится.

При экономическом спаде государство снижает ставки по кредитам, а во время подъема – наоборот, чтобы не позволить бизнесу расти интенсивно.

Ежегодно ЦБ представляет «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики».

Цели и суть денежно-кредитной политики

Цель кредитно-денежной политики государства – обеспечение стабильности цен и низкой инфляции.

Стабильность цен – фундамент для повышения финансового благосостояния граждан, ведения бизнеса, благоприятных условий для жизни.

Ценовая стабильность способствует:

  • Защите доходов и сбережений в национальной валюте от обесценивания;
  • Уверенному планированию ежедневных, краткосрочных и долгосрочных расходов;
  • Поддержке стабильности лиц, с невысоким доходом, обеспечение их покупательской способности;
  • Поддержке достаточного уровня потребления;
  • Доступности ссуд для юридических лиц, для снижения уровня инфляционного риска, который банки закладывают в расчет ставки по кредиту;
  • Эффективности инвестиционных планов предприятий малого и среднего бизнеса;
  • Росту доверия к национальной валюте и созданию условий сокращения ее перевода в валюту.

Политика проводится в режимах третирования инфляции, чтобы оптимизировать ее рост и динамику.

Проведение денежно-кредитной политики Центральным банком должна быть последовательной, предсказуемой и прозрачной.

Качество и эффективность политики, выполнение цели зависит от принципов реализации:

  1. Установка количественного уровня инфляции, который известен всем потребителям – юридическим и физическим лицам. Цель устанавливается для годового темпа роста цен на товары и услуги для населения, что позволяет планировать расходы и направление развития бизнеса. В текущем году поддерживают инфляцию с отклонением 4-4,25%, что означает небольшие колебания от показателя, заявленного в начале года. При наличии негативной тенденции в росте инфляции больше установленного отклонения Банк России анализирует продолжительность роста и принимает решения направленные на снижение инфляции и повышение стабильности рубля.
  2. Плавающий валютный курс, которой определяется исходя из спроса и предложения на иностранную валюту. В этом случае ЦБ не проводит вмешательств на внутреннем рынке для поддержания определенной стоимости рубля и динамики колебаний. Операции проводят только при появлении риска угрозы финансовой стабильности бюджета и пополнения резервом Минфином России.
  3. Ключевая ставка – основной инструмент денежно-кредитной политики, который влияет на изменение процентов в банках, и в дальнейшем на уровень спроса населения и инфляцию. Ключевая ставка анализируется 8 раз в год и может быть оставлена без изменений, увеличена или уменьшена. По итогам любого заседания размер ставки объясняется и озвучиваются шаги политики, которые будут реализованы для ее укрепления и повышения эффективности.
  4. ЦБ принимает решения после тщательного анализа большого количества макроэкономических показателей. Решения в денежно-кредитной политике РФ влияют на изменения цен не стразу, а через цепочку факторов. Например, повышение ключевой ставки приведет к росту процентов по кредиту для бизнеса, увеличению себестоимости и значит росту цен. К отклонению от уровня инфляции приводит даже повышение цен на отдельные группы товаров, а значит возрастает риск продолжительных отклонений и несвоевременных действий регулятора.
  5. Доступные коммуникации о реализации кредитно-денежной политике банков, для повышения понимания и доверия граждан, формирования предсказуемой экономической ситуации. Данные оперативно публикуются на сайте ЦБ с подробным описанием мер и результатов, перспектив развития. Проводится постоянная работа над оптимизацией адресности сообщений.

Виды денежно-кредитной политики

Кредитно-денежная политика бывает 2 видов: мягкая и жесткая.

Мягкая политика по-другому называется «гибкой», «реформой «дешевых» денег» или стимулирующей.

ЦБ РФ проводит следующие мероприятия:

  1. Покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, а деньги которыми оплатил покупку, переводит на резервные счета банков для увеличения возможности кредитования и увеличения денежной массы.
  2. Снижает ключевую процентную ставку, чтобы коммерческие банки могли использовать заемные средства для кредитования юридических и физических лиц по низким процентам.
  3. Устанавливает минимальное значение резерва для банков, чтобы увеличить денежный мультипликатор и возможности финансирования экономики.

«Гибкая» политика борется с дефляционными процессами, ключевая ставка понижается, экономика оживает, но происходит снижение курса рубля.

«Жесткая» (сдерживающая) политика или «реформа дорогих денег» характеризуется мероприятиями:

  • продажа государственных ценных бумаг, в результате сделок резервы коммерческих банков и объем денежной массы в обращении сокращаются;
  • увеличение ключевой ставки, что приведет к повышению себестоимости займов для населения и снижению прибыли банков;
  • повышение лимита норм резервирования, выводя средства из обращения и снижая денежный мультипликатор. Рост денежной массы замедляется или прекращается совсем.

«Жесткая» политика носит ограничительный характер и вводится для противодействия инфляции, ключевая ставка повышается.

Нейтральная политика – ставка держится на одном уровне долго, чтобы экономика могла стабилизироваться и поддерживаться себя в эффективном состоянии.

Методы кредитно-денежной политики

Проведение кредитно-денежной политики реализуется через прямые (директивные) и косвенные (рыночные) методы.

Прямые методы – требования и указания Банка России. Например, величина резерва на возможные потери по ссудам, норматив резерва банка на счете в ЦБ, лимиты по кредитным и депозитным портфелям, объем привлекаемых средств, величина ставок по вкладам и ссудам.

Прямые методы создают быстрый эффект, но не могут дать ЦБ полный контроль.

Косвенное влияние ЦП оказывает с целью повлиять на рынок. Например, покупка или продажа ценных бумаг и валюты. Для снижения курса валюты Банк России активно продает ее и укрепляет рубль.

Основные методы, согласно законодательству:

  • Проценты по операциям;
  • Установление ограничений на размер обязательных резервов;
  • Виды разрешенных операций для потребителей;
  • Рефинансирование коммерческих банков;
  • Контроль и регулирование на валютном рынке;
  • Координирование объемов денежной массы в обороте;
  • Количественные ограничения;
  • Эмиссия облигаций федерального займа.

Банк контролирует максимальную ставку по ссудам, ежеквартально устанавливая лимит ПСК для банков, МФО и ломбардов, и размер резерва на возможные потери по ссудам при росте доли кредитов под залог ценных бумаг или неликвидных активов. Основной критерий – соотношение кредитного портфеля к собственному капиталу банка.

Банк России анализирует ликвидность банковских операций периодически проверяя показатели деятельности и значения по результатам финансового анализа в отчетах.

Для операций на фондовой бирже устанавливается размер минимальной доли собственных средств при покупке ценных бумаг. Например, при сделке в 1 000 000 рублей акция ОАО ВТБ, маржа 60%, значит 600 000 собственные средства. 400 – заемные. Для ограничения спекулятивных операций маржа повышается, при стимуляции – понижается.

Немаловажную роль в развитии экономики играют рекомендации. Без выпуска Указания Банк России на совещаниях или рабочих встречах рекомендует сократить объем выдаваемых ссуд или увеличить привлечение средств в депозитарии.

Инструменты кредитно-денежной политики

Основной инструмент – ключевая ставка, по которой финансируются коммерческие банки. Чем ниже ставка, тем дешевле краткосрочные кредиты и увеличивается количество денег у потребителей. Если ставка высокая – банки мало выдают кредитов, так как им это невыгодно, да и людям брать их дорого. Через инструменты Банк России управляет процентными ставками, по которым осуществляются межбанковские операции. Контроль условий коммерческих банков приближает их к ключевой ставке, которая определяет направление денежно-кредитной политики.

Каждый банк должен иметь не снижаемый остаток (объем ликвидности) на корреспондентском счете в ЦБ, размер которого установлен в обязательных резервных требованиях. ЦБ может предоставить дополнительные средства либо обяжет сократить сумму резерва, чтобы добиться максимального соответствия ключевой ставке. Например, если требуется улучшить условия кредитования физических лиц, ЦБ введет льготную политику финансирования, но понизит ПСК, чтобы компенсация объема прибыли происходила за счет увеличения количества операций.

кредитно-денежная политика

Основной инструмент для корректировки остатка на счетах в соответствии с потребностью в ликвидности и управление размером ставок рынка – аукцион. Еженедельно проводят:

  • аукцион репо – предоставление средств;
  • депозитный аукцион – изъятие ликвидности.

Сейчас на рынке избыток ликвидности (структурный профицит) поэтому размер остатков ограничивают, изымая средства из оборота.

Банка еженедельно подают заявки на пополнение или изъятие остатков на корсчетах и от их количества зависит процентная ставка, по которой деньги будут предоставлены как источник финансирования (равна или превышает ключевую).

Ежедневно для определения объема изъятия выступают депозитные операции, для предоставления средств – прирост портфеля обеспеченных кредитов, количество сделок с ценными бумагами.

ЦБ полностью удовлетворяет все заявки на пополнение или изъятие средств с резервного счета, средства оборачиваются по ставкам в рамках установленного коридора, границы которого отклоняются от ключевой ставки не более чем на 2%. Например, предоставление средств под 6,5%, изъятие под 2,5%. Границы коридора всегда симметричны.

Финансовая и денежно-кредитная политика взаимосвязаны. При отклонении спроса от предложения Банк России проводит аукцион «тонкой» настройки, когда деньги изымаются и выдаются по ключевой ставке, что приводит к изменению показателей финансовой сферы.

При профиците ликвидности ЦБ размещает облигации на длительный срок с целью изъятия средств. По операциям начисляется купонный доход каждые 3 месяца по ключевой ставке, действующей в этот день. При необходимости дополнительного финансирования облигации продают на вторичном рынке.

Влияние денежно-кредитной политики на курс валют

государственная денежно-кредитная политика

Увеличение процентной ставки обеспечивает рост курса рубля. В итоге чем больше процентная ставка, тем выше доход инвестора. И, наоборот – чем ниже ставка, тем интенсивнее снижается курс. В это время процент от вложений минимальный поэтому трейдерам и другим игрокам на валютном рынке неинтересен.

На валютном рынке используется термин «дивергенция», в переводе с латинского – расхождение, и применяется при оценке влияния изменений в единой денежно-кредитной политике. Например, если в Европе ослабят меры контроля, а значит объем денежной массы увеличится курс начнет падать.

На курс отечественной валюты оказывает влияние мероприятия, проводимые ЦБ. В стране существует термин «словесная интервенция», когда курс регулируется не только массовой закупкой или продажей валюты, но и заявлениями регулятора о намерениях на валютном рынке. Рубль «в свободном плаванье», так как для его удержания придется формировать валютные резервы, а значит национальная валюта будет дешеветь, вырастет инфляция и снизится уровень жизни населения.

Прочитав анонс о встрече официальных лиц государства или национальных банков инвесторы прогнозируют изменения ставок, в зависимости от влияния на политической арене и других факторов – произойдет повышение или понижение. Информация о размере процентов на валютном рынке предоставляется заранее, чтобы инвесторы оценили риски долгосрочных вложений, смогли избежать риски и получить прибыль исходя из перспектив развития денежно-кредитной политики стран.

Заключение

Денежная политика РФ гибкая и оперативная, не имеет большой зависимости от политического давления. Анализ процентных ставок и сообщений на сайте регулятора позволит определить тенденции к укреплению или понижению курса, интенсивному или пассивному развитию экономики, определить валютные колебания на бирже. Информация будет полезна компания работающим с иностранными поставщиками. Инвесторам и трейдерам.

Грамотная реализация государственной денежно-кредитной политики не обходит и интересы российских граждан, так как наблюдается рост благосостояния и поддержка ценовой стабильности.


Автор статей, трейдер и инвестор. "Трейдинг для меня - это источник вдохновения и приятное времяпровождение. Здесь более 20000 активов, но даже любой один из них может открыть большие горизонты деятельности, знаний и возможностей."

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №8 «Денежно-кредитная политика Банка России»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Инструменты монетарной политики.
  • Виды монетарной политики.

Глоссарий по теме урока: монетарная политика, финансовые институты, центральный банк, учётная ставка процента (ставка рефинансирования), обязательные резервы, норма обязательных резервов, операции на открытом рынке.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Финансовая система страны (финансовые институты) – учреждения, которые занимаются передачей денег, кредитованием, инвестированием, заимствованием денежных средств, используя для этого различные финансовые инструменты. Банковская система является ключевым звеном финансовой системы страны. Суть банковской системы в том, чтобы аккумулировать свободные денежные средства населения и организаций с целью дальнейшего использования этих средств для кредитования.

Одной из функций Центрального банка как ключевого звена банковской системы является осуществление монетарной (кредитно-денежной) политики государства.

Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путём воздействия на денежное обращение и состояние кредитов.

Центральному банку принадлежит главная роль в проведении монетарной политики. Тем самым, он обеспечивает условия, необходимые для экономического роста, и добивается достижения тактических целей: поддержание высоких темпов экономического роста, уменьшение амплитуды циклических колебаний, сдерживание темпов инфляции.

Объектом регулирования монетарной политики выступает денежная масса.

Важнейшими инструментами монетарной политики, воздействующими на величину денежной массы, являются:

  • регулирование обязательной нормы банковского резервирования;
  • изменение учётной ставки (ставки рефинансирования);
  • операции на открытом рынке.

Обязательные резервы – это часть депозитов коммерческих банков, которая должна храниться на счетах в Центральном банке.

Величина этих обязательных резервов устанавливается Центробанком как процент от общей суммы депозитов и рассчитывается по формуле:

где Rобяз – сумма обязательных резервов,

D – общая сумма депозитов,

rr – норма обязательных резервов (в процентах).

Для разного вида депозитов населения (до востребования или срочных) устанавливается разная норма обязательных резервов. Если у депозита выше степень ликвидности, то и выше норма резервирования.

Если Центробанк повышает норму банковского резервирования (норму обязательных резервов), то предложение денег в экономике сокращается, поскольку кредитные возможности коммерческого банка сокращаются. Эти возможности представляют собой разницу между суммой принесённых депозитов и величиной обязательных резервов.

Когда Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то сумма обязательных резервов, которую банк не имеет права выдавать в кредит, увеличивается. Денежная масса уменьшается, кредитные ресурсы дорожают, что снижает деловую активность.

Изменение нормы обязательных резервов Центральный банк использует только для значительного расширения или сжатия денежной массы.

Учётная ставка процента – это ставка процента, по которой коммерческие банки могут заимствовать у Центрального банка. В России эта процентная ставка называлась ставкой рефинансирования коммерческих банков. Коммерческие банки берут кредит у Центрального банка при нехватке у них собственных средств. Центральный банк тогда выступает в качестве кредитора последней инстанции.

Денежно-кредитная политика воздействует на экономику через процентные ставки, основным её параметром в России сегодня является ключевая ставка Банка России. Введена ключевая ставка была Центральным Банком России в сентябре 2013 года. Ключевая ставка – это минимальная процентная ставка, по которой Центральный банк России предоставляет кредиты коммерческим банкам на срок в 1 неделю. Она играет ключевую роль при установлении процентных ставок по банковским кредитам и оказывает влияние на уровень инфляции. Одновременно изменилась роль ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования – размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате ЦБ страны за кредиты, которые Центральный банк предоставил кредитным организациям. Ставка рефинансирования стала использоваться, в основном, для начисления штрафов и расчёта налогооблагаемой базы по вкладам.

С 1 января 2016 года к ключевой ставке привязана ставка рефинансирования РФ, и их значения уравнялись. Фактически ЦБ РФ отменил понятие ставки рефинансирования. Сегодня, говоря о ключевой ставке, подразумевают и ставку рефинансирования. До 2016 года ставка рефинансирования устанавливалась независимо от ключевой ставки (в декабре 2015 г.: 8,25% – ставка рефинансирования, 11% – ключевая ставка). А с 1 января 2016 года Банк России утверждает размер ключевой ставки, величина которой соответствует ставке рефинансирования. Ключевая ставка, утвержденная ЦБ РФ 26.03.2018, составляет 7,25%.

Если Центральный России банк повышает ключевую (учётную) ставку, то кредиты, за которыми к нему обратились коммерческие банки, становятся более дорогими, а значит, не всем банкам доступными. Кредитные возможности банков и денежная масса уменьшаются, а в экономике начнет уменьшаться деловая активность.

Если же ключевая (учётная) ставка снижается, то коммерческие банки смогут взять больше кредитов у Центрального банка для увеличения своих кредитных возможностей, способствуя росту денежной массы. Кредитные ресурсы дешевеют, что повышает деловую активность.

Поскольку объём кредитов, взятых у Центрального банка, обычно не больше 3-4% общих банковских резервов, то изменение ключевой (учётной) ставки – не самый оперативный инструмент монетарной политики. Изменение ключевой (учётной) ставки – скорее информационный сигнал о направлении политики Центрального банка: объявление о её повышении информирует о начале сдерживающей монетарной политики для борьбы с высокой инфляцией.

Наиболее гибким оперативным инструментом контроля денежного предложения являются операции на открытом рынке.

Операции на открытом рынке – покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг, преимущественно краткосрочных государственных облигаций.

Покупка Центральным банком государственных облигаций влияет на изменение предложения денег, воздействуя на величину кредитных возможностей коммерческих банков и, соответственно, денежную массу. Покупка ценных бумаг Центральным банком часто используется как средство поддержки в период спада.

Если экономика «перегрета», то Центральный банк продаёт государственные ценные бумаги на открытом рынке. Так, он изымает деньги из обращения, уменьшая денежную массу. Это ограничивает кредитные возможности коммерческих банков и сдерживает экономическую активность.

Выделяют два вида монетарной политики.


Рисунок 1 – Виды монетарной политики

Стимулирующую монетарную политику чаще называют политикой «дешёвых денег», а сдерживающую – политикой «дорогих денег».

Стабилизация экономики происходит при проведении Центральным банком стимулирующей монетарной политики во время экономического спада и сдерживающей монетарной политики во время «перегрева» (бума) экономики.

Примеры и разбор решения примеров тренировочного модуля

1. Текст задания:

Если Петров положил в банк «ВВВ» 25000 рублей, то при норме обязательных резервов 20% банк сможет дополнительно выдать в кредит сумму:

Правильный вариант: В) 20000 рублей.

  1. 25000 х 0,2 = 5000 (руб.) – банк перечислит в обязательные резервы.
  2. 25000 – 5000 = 20000 (руб.) – сумма дополнительных кредитов, которую может выдать банк.

2. Задание: Решите ребус.


Рисунок 2 – Ребус

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 133–137.
  2. Веселая Л. С., Буфетова А. Н. Основы экономической теории. Учебное пособие. – Н.: НГУ, 2016. – С. 124.
  3. Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015. – С. 99–100.
  4. Экономика. Основы экономической теории: Углубленный уровень. Учебник для 10-11 классов в 2-х книгах / под ред. С. И. Иванова, А. Я. Линькова. – М.: Вита-Пресс, 2015 – Кн.2 – 304 с. – С. 140–143.

Читайте также: