Налоговые инструменты регулирования экономического развития региона

Опубликовано: 22.04.2024

Вопросам налогового регулирования как одного из элементов налогового менеджмента посвящены труды многих российских и зарубежных экономистов, в частности С.В. Барулина, Ю.Б. Иванова, В.В. Карповой, Л.Н. Карпова, И.А. Майбурова, С.Д. Черника, Т.Ф. Юткиной и др.

Существующие в специальной литературе определения налогового регулирования достаточно схожие, и отличаются в основном различной степенью детализации целей и инструментов воздействия.

Налоговый словарь определяет налоговое регулирование как «мероприятия косвенного воздействия на экономические и социальные процессы путем: изменения вида налогов; изменения налоговых ставок; установления налоговых льгот; повышения или снижения общего уровня налогообложения; отчислений в бюджет».

Глоссарий бюджетных терминов определяет налоговое регулирование как «совокупность мер косвенного влияния государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет понижения или повышения общего уровня налогообложения: ставки прямого индивидуального подоходного налога, налога на прибыль предприятий, косвенных налогов; введенная система ускоренной амортизации капитала предприятий, налоговых скидок на инвестиции». Ключевым моментом в данном определении, на наш взгляд, является то, что налоговое регулирование – это воздействие налогообложения на производство, которое в современной экономической теории принято трактовать как косвенный метод государственного регулирования экономики.

Авторы финансово – кредитного энциклопедического словаря также рассматривают налоговое регулирование как составную часть налоговой политики, которую они сводят лишь к налоговым льготам.

По мнению Юткиной Т.Ф. налоговое регулирование есть не что иное, как «экономическое воздействие на инвестиционные процессы, обновление технологии в отраслях, балансирование бюджета, саморегулирование внутриналоговых отношений».

По мнению С.В. Барулина, «налоговое регулирование - это составная часть процесса управления налогами, направленная на обеспечение реализации концепций налоговой политики государства и предприятий. Процесс детальной разработки способов реализации налоговых планов, формирования и введения при необходимости новых и корректировке действующих налоговых режимов, направленных на реализацию ценового, фискального, регулирующего и контрольного назначения (функций) налогов, получивших количественное и качественное отражение в бюджетно-налоговых заданиях, целевых установках и налоговой концепции на конкретный период времени».

Обобщая общепринятые точки зрения, и проанализировав научные определения, мы пришли к выводу, что налоговое регулирование является целенаправленным воздействием государства на экономику страны и балансирование бюджета через налоговую политику. Именно через налоговую политику государство не только формирует источники финансирования общественно необходимых затрат, реализуя фискальную функцию налогов, но и обеспечивает создание необходимых предпосылок для структурной перестройки экономики, ее роста, эффективной реализации задач социального развития.

Таким образом, налоговое регулирование как процесс, базируется на сознательном, активном и целенаправленном использовании существующей независимо от воли субъектов управления регулирующей функции налогов ради получения определенных социально – экономических результатов. Следовательно, регулирующая функция налогов выступает основой налогового регулирования.

В налоговом регулировании уживаются две взаимосвязанные методологические посылки, вытекающие из природы самих налогов: с одной стороны это использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджета и решения фискальных задач, и с другой стороны – использование налоговых инструментов для регулирования экономики в целом.

Основная цель налогового регулирования заключается в уравновешивании общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Практика налоговых взаимоотношений показывает, что на сегодняшний день среди функций налогов реально выполняется только фискальная, тогда как регулирующая функция только начинает развиваться.

Конечной целью налогового регулирования является обеспечение государством необходимых условий для роста налоговых доходов бюджетной системы страны на базе роста валового внутреннего продукта, производства и доходов экономики путем воздействия на различные стороны хозяйственной жизни и экономику в целом.

Большинство авторов устанавливают достаточно схожие задачи государственного налогового регулирования и др.:

  • обеспечивать устойчивое и эффективное развитие экономики;
  • обеспечивать гибкость налогообложения и совокупность мер налогового регулирования;
  • воздействовать на процесс разработки и реализации налоговой политики государства;
  • выявлять воздействия, которые могут вызвать отклонения в исполнении бюджетно-налоговых заданий (налоговые правонарушения, несвоевременное или неполное исполнение налоговых обязательств);
  • способствовать развитию воспроизводственных процессов, как в рамках отдельных отраслей, так и в масштабах национальной экономики.

Налоговое регулирование активно влияет на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но социально важных сферах производства и услуг.

С помощью налогового регулирования государство выравнивает региональный уровень развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слаборазвитых регионах путем создания более благоприятного налогового режима для находящихся там налогоплательщиков. Налоговое регулирование способствует развитию региональной экономики, созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, развитию внешнеэкономической деятельности и росту инвестиционной привлекательности региона.

Кроме того, с помощью налогового регулирования можно регулировать социально – экономическое развитие региона и государства в целом (см. рисунок 1).

Социальная значимость налогов проявляется в том, что кроме выполнения фискальной функции как основного источника доходной части бюджета, они выполняют еще и регулирующую функцию, с помощью которой государство воздействует на различные общественные процессы путем стимулирования налогоплательщиков. Это касается привлечения дополнительных денежных средств для финансирования социально значимых сфер в том случае, когда бюджетных ресурсов для всесторонней защиты интересов малоимущих и социально незащищенных граждан недостаточно.

Рисунок 1 - Основные направления налогового регулирования, влияющие на социально – экономическое развитие региона

В целях стимулирования привлечения дополнительных ресурсов и создания для этого экономически благоприятных условий государство предусматривает в законодательном порядке налоговые льготы для лиц, направляющих часть своих доходов на развитие сферы образования, здравоохранения, спорта, культуры.

Так, обеспечение занятости населения и снижение уровня безработицы достигается, в частности, за счет создания условий для развития малого и среднего предпринимательства. В этих случаях распространенными действиями государства являются использование льготных и специальных режимов налогообложения. Напомним, что основными мерами налогового стимулирования развития малого предпринимательства являются: применение специальных налоговых режимов, существенно снижающих налоговую нагрузку для малых предприятий; упрощенные правила ведения налогового и бухгалтерского учета; льготы в части уплаты страховых взносов; освобождение от уплаты налога на имущество и др.

С помощью снижения налоговой нагрузки на отдельные виды товаров обеспечивается доступность социально – значимых товаров первой необходимости всем слоям населения. К примеру, ставка НДС в размере 10% применяется в отношении социально значимых товаров и продуктов первой необходимости, товаров для детей.

Доступность здравоохранения и стимулирование его развития обычно реализуется путем применения пониженных ставок или использования их нулевых значений для производителей медицинских товаров (работ, услуг), предоставлением налоговых вычетов физическим лицам на сумму расходов, произведенных на медицинское обслуживание, стимулирование работодателя производить расходы на медицинское обслуживание своих работников, на величину которых впоследствии уменьшится налогооблагаемая база по налогу на прибыль. Кроме того, путем освобождения от уплаты НДС услуг при проведении физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, государство поддерживает физкультурно-оздоровительные мероприятия в целях поддержания здорового образа населения.

Повышение уровня образованности населения достигается путем предоставления права уменьшать годовой доход физического лица на сумму понесенных расходов на образовательные услуги. При этом такой вычет может быть предоставлен в полном размере или может быть ограничен предельной суммой.

Предоставление различных налоговых льгот и системы налогообложения организациям по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей, либо оказывающим услуги по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, больных, инвалидов, беспризорных детей или детей из многодетных семей и иных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации либо организациям, чью численность составляют инвалиды, позволяет поддерживать социально - незащищенные категории граждан. В данном случае налоговым законодательством предусмотрены льготы как для самих лиц, попавших в категорию социально - незащищенных, так и в отношении их работодателей, которые также могут рассчитывать на налоговые послабления за сохранение рабочего места для таких граждан. К примеру, оказание услуг по уходу за указанными категориями лиц не облагается НДС. Реализация товаров, работ, услуг производимых общественными организациями инвалидов не облагается НДС. Кроме того, помощь детям, оставшимся без попечения родителей, не облагается НДФЛ. В отношении инвалидов установлены вычеты по налогу на доходы физических лиц и по страховым взносам на обязательное социальное страхование и т.д.

Поддержка благотворительности и меценатства с позиций налогообложения может быть осуществлена за счет возможности уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на величину произведенных пожертвований. Передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), либо передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности не облагается НДС. Для благотворителей - физических лиц предусмотрен социальный налоговый вычет, который может достигнуть 25% от суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.

Указанные направления налогового регулирования, конечно же, не охватывают всего спектра задач социальной политики государства. Тем не менее, с помощью налогового регулирования должны развиваться как отдельные отрасли экономики, так и приоритетные социально-экономические процессы, позволяющие приспосабливать налоговые механизмы для достижения целей налоговой политики государства и регионов. Кроме того, они демонстрируют всему обществу стремление государства по защите прав и интересов незащищенных слоев населения, свидетельствуют об оценке благотворительной деятельности государством как высокоморальной и нравственной, заслуживающей одобрения и поддержки со стороны общества.

Государственное налоговое регулирование осуществляется на федеральном и региональном уровне. К основным совместным полномочиям Федерации и регионов в Российской Федерации относится применение следующих институционально закрепленных регулирующих инструментов налогового менеджмента: установление специальных налоговых режимов; установление регулирования налоговой нагрузки; предоставление инвестиционного налогового кредита; установление налоговых льгот по региональным и местным налогам; установление для отдельных категорий налогоплательщиков пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ; установление для отдельных категорий налогоплательщиков налоговых льгот по налогам на имущество организаций и физических лиц, транспортному налогу; введение патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей; снижение налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения при объекте «доходы, уменьшенные на величину расходов» для отдельных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, налоговое регулирование в Российской Федерации осуществляется различными методами, преследуя цель сбалансировать доходы и расходы бюджетов.

Библиографическая ссылка на статью:
Трусова Н.С. Региональные особенности налоговой политики // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/01/3634 (дата обращения: 12.04.2021).

Введение

Во-первых, одной из главных задач в процессе осуществления экономической реформы в регионах России является реализация эффективной региональной налоговой политики, обеспечивающей качественный экономический рост.

Во-вторых, механизмы налоговой политики существенно влияют на показатели социально-экономического развития. В связи с этим возникает необходимость оптимальной реализации возможностей налоговой политики.

В-третьих, в большинстве развитых стран мира наблюдается тенденция усиления налогового регулирования как способа модернизации экономики.

В-четвертых, исходя из дуализма налоговой политики, который характеризуется не только фискальной функцией, но и функцией регулирования экономики регионов, исследование налоговой политики как механизма управления региональной экономикой является объективно необходимым.

Теоретические основы понятийного аппарата категории «регион»

Для определения региональных особенностей налоговой политики следует рассмотреть основные характеристики и признаки регионов.

Исследования показывают, что в разных областях практической деятельности используются свои принципы выделения регионов (административно-территориальные; социально – экономические; функционирования рынков труда, товаров и услуг, экологические и т.д.).

А.Г. Гранберг даёт следующее определение: «Регион – это определённая территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих её элементов» [2, с. 45].

Второй существенный признак, на котором основывается определение регина – подход к региону как к социуму (общности людей, живущих на определенной территории).

По мнению С.А. Агаркова, регион следует рассматривать как социально – экономическую систему, которая характеризуется свойствами целостности, динамичности, адаптивности, мобильности и индивидуальности [1, с. 194].

Третий признак выделяет Т.Е. Макеева – подход к региону как к рынку, имеющему определенные границы (ареал), акцентирует внимание на общих условиях экономической деятельности (предпринимательский климат) и особенностях региональных рынков различных товаров и услуг, труда, кредитно-финансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний и т.д.[4, с. 81].

В теории региональной экономики развиваются и другие специализированные подходы: регион как система хозяйствующих субъектов; регион как подсистема народного хозяйства, организованная на основе разделения труда; региона как подсистема информационного общества; регион как непосредственный участник интернационализации и глобализации экономики и др.

По нашему мнению, для более точной оценки региона и региональной экономики, определение понятия регион должно аккумулировать в себе все рассмотренные признаки.

На основе научной литературы, посвященной проблемам регионального развития, можно выделить следующие цели социально-экономического развития региона: обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста за счет мобилизации инвестиционной активности российских регионов и повышения эффективности использования их ресурсов; повышение благосостояния и качества жизни населения; усиление конкурентных позиций регионов за счет развития инфраструктурной базы социально-экономического роста в территориях; стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации к ускоренному созданию условий для высоких темпов роста в базовых отраслях экономики и увеличению доходов региональных бюджетов и др.

Теоретические аспекты определения налоговой политики

Налоговая политика – это составная часть социально – экономической политики государства, которая ориентирована на обновление экономической ситуации страны и регионов, экономический рост, гармонизацию интересов экономики и общества. На первое место среди возможных способов оценки проводимой налоговой политики должна выйти оценка ее влияния на региональную экономику.

Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции.

Налоговая политика Российской Федерации последние 20 лет постоянно изменялась под влиянием как социально-экономических, так и институционально-политических факторов и условий.

На наш взгляд, региональная налоговая политика реализуется на территории региона как совокупность экономических отношений, направленных на осуществление экономических функций и задач соответствующими органами власти и управления для целей регионального экономического развития.

Региональная налоговая политика представляется нам составной частью региональной экономической политики, которая вырабатывается на уровне регионального управления в соответствии с принятой стратегией социально – экономического развития на среднесрочный и долгосрочный периоды в зависимости от состояния экономики и других факторов, а также целей, которые на данном этапе развития приняты как приоритетные.

Региональная налоговая политика реализуется через механизм, который представляет собой систему организационных мер, определяющих порядок управления экономикой регионов в зависимости от характера поставленных в данный момент времени задач. Региональный механизм налоговой политики в регионах – совокупность организационных мер на мезоуровне, использующих практические инструменты воздействия на региональное развитие.

Региональные особенности реализации налоговой политики

Ряд обобщающих показателей характеризует роль налоговой политики в экономике региона:

  1. Доля налоговых поступлений в валовом региональном продукте;
  2. Распределение налоговых поступлений по различным бюджетным уровням (региональный, местный);
  3. Структура налогообложения по видам налогов;
  4. Задолженность по налогам в бюджет;
  5. Налоговое бремя.

С помощью налоговой политики можно воздействовать на:

  • рост инвестиционной активности через снижение налогового бремени, освобождение от налогов прибыли и капиталов, направленных на развитие производства, наукоемких технологий и прочее;
  • рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрения перспективных технологий, увеличение выпуска товаров народного потребления через ряд факторов, таких как уменьшение общего количества налогов, снижение налогового бремени, дифференциации ставки налога на прибыль в зависимости от рентабельности производства и отраслей и др.;
  • рост доходов населения через выведение из-под обложения прожиточного минимума, дифференциации ставки налога на доходы физических лиц, сглаживание поляризации доходов населения [3, с. 23].

Социально-экономические условия в России привели к необходимости ориентации налоговой политики на решение задач, обеспечивающих стабильный экономический рост, базирующейся, прежде всего, на росте производства и инновационных процессах, создания стимулов инвестиционной активности, благоприятствование предпринимательской деятельности.

Стратегическая цель региональной налоговой политики определена нами как повышение собственного финансово – производственного потенциала региона за счет увеличения региональных доходов при условии неснижения темпов социально-экономического роста; реализация налоговых мероприятий, направленных на стимулирование инвестиционного развития в регионе.

Основные инструменты налоговой политики региона находятся в трёх пересекающихся плоскостях:

  • фискальная, направленная на удовлетворение публичных интересов, обеспечение достаточного уровня поступлений налогов в доходы регионов;
  • регулирующая, заключающаяся в сглаживании и перераспределении доходов хозяйствующих субъектов, ограничении возникающих диспропорций в распределении доходов;
  • стимулирующая, реализующаяся в улучшении социально-экономических показателей территории субъекта, поддержке приоритетных сфер и отраслей экономики (инновации, сельское хозяйство, инвестиции, малый бизнес).

Региональные особенности налоговой политики должны быть органически увязаны с производственно – инвестиционным потенциалом территорий, что формирует созидательный импульс для регионального социально – экономического развития.

Проблемы эффективного применения налоговой политики

Эффективность функционирования налоговой политики заключается в том, что её инструменты динамично адаптируются к экономическому положению страны и регионов и их воздействие отвечает содержанию основных направлений стратегии экономического развития государства.

Эффективная налоговая политика на региональном уровне предполагает стимулирование экономического роста территорий, повышение производственно – инвестиционного потенциала, увеличение благосостояния населения, сокращение теневых оборотов субъектов хозяйствования, что сводится к сбалансированному развитию экономики регионов.

Прирост финансовых, производственных и инвестиционных ресурсов может быть использован для экономического и социального развития в регионе на качественно новом уровне. Процесс развития экономики возможен только на основе постоянного повышения экономических результатов при одновременном снижении удельных затрат на единицу полезного результата от применяемой налоговой политики.

По мнению Д.Г. Черника, современная налоговая политика Российской Федерации, являясь одним из инструментов регулирования экономики, не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является неэффективной [6, с. 23].

Несмотря на проведенные мероприятия по совершенствованию налоговой политики России, в системе региональных экономических отношений имеются значительные недостатки. Они серьезно влияют на объем валового регионального продукта, нарушают систему доходов регионов, снижают инвестиционную привлекательность, препятствуют инновационной деятельности.

Сложившийся уровень разграничения налоговых поступлений между федеральным уровнем и уровнем субъектов Российской Федерации не позволяет налоговой политике эффективно осуществлять стимулирование модернизации региональной экономики. Этому мешают: пространственные диспропорции, различия в развитии производительных сил, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении регионов, возрастание неравномерности развития и исключительно глубокая дифференциация между субъектами Федерации. Спад экономики после мирового кризиса, недостаточно привлекательный инвестиционный климат в регионах лишь усиливают существующие диспропорции социально-экономического развития регионов. Пространственная неоднородность ведет к появлению депрессивных территорий, выпадающих из единого экономического пространства, становясь препятствием для успешного развития. В этом случае необходимо более полно ориентировать налоговую политику на проведение экономических реформ в регионах, в частности выполнения программ оздоровления экономики [5, с. 64].

Заключение

Исследование теоретических основ региональных особенностей налоговой политики позволило сделать следующие выводы:

  • региональная налоговая политика – составная часть региональной экономической политики, которая реализуется на территории региона как совокупность экономических отношений для решения конкретных задач;
  • основные инструменты налоговой политики региона находятся в трёх пересекающихся плоскостях: фискальная, направленная на удовлетворение публичных интересов; регулирующая, заключающаяся в сглаживании доходности хозяйствующих субъектов; стимулирующая, реализующаяся в улучшении социально-экономических показателей территории субъекта;
  • для эффективной реализации налоговой политики в регионах необходима её скорейшая переориентация на проведение экономических реформ регионах с активным использованием инструментов налоговой политики и учетом её региональных особенностей.

Библиографический список
  1. Агарков С.А. Экономические и институциональные аспекты государственной региональной политики в России / С.А. Агарков // Вестник Мурманского государственного технического университета. – 2005. – №2. – С. 194-200.
  2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов / А.Г. Гранберг. – М.:ГУ ВШЭ, 2001. – 495 с;
  3. Жаркова Е.Б. Методологические аспекты реализации налоговой политики /Е.Б. Жаркова, Т.М. Ляпина // Налоги. Инвестиции. Капитал // Тюмень. – 2006. – С. 23-26.
  4. Макеева Т. Е. Технологии регулирования взаимодействия региональных рынков труда и образовательных услуг в регионе / Т.Е. Макеева // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. – 2008. – №5. – C. 81-93.
  5. Рязанцев И.С. Региональная система управления инновационно – инвестиционными процессами / И.С. Рязанцев // Известия Орловского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические и гуманитарные науки. – 2008. – №3. – С. 64-69.
  6. Черник Д.Г. Налоговая система России: нужна ли новая перестройка? / Д.Г. Черник // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 3. – С. 23-31.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Необходимость регулирования социально-экономического развития регионов. Основная задача и органы регулирования. Роль президентских представительств в федеральных округах. Формы и методы государственного воздействия на развитие регионов.

В свободной рыночной экономике территориальные пропорции и связи складываются только под воздействием инструментов рынка — товарного спроса и предложения, цен, банковских процентных ставок и т. д. в ходе конкуренции товаропроизводителей. Совершенно иное положение наблюдается в современном мире. Вся мировая экономика обнаруживает четкую тенденцию к взаимодействию механизмов рыночного саморегулирования и целенаправленно-планомерного развития. Это проявляется в планировании (регулировании) на уровне хозяйствующих субъектов (бизнес-планы) и финансово-бюджетном, программном и ином регулировании на уровне государства.

Указанное обстоятельство вызвано не только тем, что в ряде сфер экономики (оборонные отрасли, образование, наука, культура и т. д.) отсутствует прямая зависимость между качеством товаров, факторами производства услуг и платой за них. Главная причина – в сугубо общественном характере современных производительных сил, в миллионах и миллиардах их многообразных и разветвленных связей и взаимозависимостей, что делает объективно необходимым общественное, государственное регулирование хозяйства в масштабе страны и регионов.

В высокоиндустриальном обществе производительные силы представляют собой гигантские производственно-технологические суперсистемы, в которых проходят мощные интеграционные процессы, отражающие значительное усиление обобществления 84

производства. Однако при этом обостряются противоречия между интересами различных субъектов хозяйствования, затрудняется необходимое согласование их действий. Это особенно проявляется в обстановке стихийного рынка, и поэтому требуется использование активных организационных форм и механизмов централизованного воздействия.

Основу организации национальной экономики различных стран составляют не мелкие товаропроизводители, а крупнотоварные, порой гигантские, производственно-коммерческие структуры - корпорации, концерны и т. п. Производство ориентируется (за исключением небольшой части биржевых товаров) не на случайных, а на заранее известных потребителей продукции, товары поставляются на рынок по предварительным договорам об их количестве, качестве и номенклатуре, формируются планы и программы выпуска и сбыта исходя из тщательного и постоянного изучения и регулирования массового спроса, его объема, структуры и тенденций (маркетинг).

Неустойчивость рынка сказывается на объеме совокупного продукта, занятости и уровне цен. В этом отношении централизованное планирование имеет лучшие возможности для ускоренного и целенаправленного роста хозяйства, однако выгоды рыночной экономики заключаются в лучших условиях мотивации труда, стимулирования производства. Поэтому на Западе уже признают необходимость сочетания преимуществ капитализма (рынка) и социализма (плана) в обеспечении жизнеспособности и эффективности экономики1. России без такого активного сочетания не выбраться в короткий срок на широкую дорогу прогресса. Не случайно в передовых странах успешно применяется государственное регулирование рынка, еще в 30-х годах заимствованное из советской централизованно-плановой экономики. Ориентация же рынка на реализацию высших целей всегда задается планом-программой.

Регулируемый конкуренцией механизм рыночного равновесия спроса и предложения, формирования продажной цены не позволяет обеспечить (из-за высоких издержек, медленной оборачиваемости капитала, отсутствия нужной информации и предпринимательского интереса и т. д.) эффективное решение задач размещения и регионального развития производительных сил, которые относятся к числу высших, общенациональных целей.

Если говорить о России, то речь идет в первую очередь о соотношении развития ее Западной и Восточной зон, осваиваемых районах и их гармоничном росте, выравнивании социально-экономического положения различных регионов, их комплексном развитии, специализации, формировании рациональных направлений грузопотоков, сохранении природной среды и т. д. Для этого государством должны быть включены мощные и целенаправленные регуляторы социально-экономического развития — государственные планы и прогнозы, федеральные финансовые планы (государственный бюджет), целевые программы развития регионов и т.д. Рынок при этом может выступать в качестве эффективного помощника, стимулируя проведение намечаемых мероприятий.

Как результат ослабления государственного регулирования экономики с началом реформ значительно возросла средняя дальность перевозки грузов на железных дорогах. Уже в 1994 г. по всем грузам она составила 1062 км против 963 в 1990 г. в более обширном СССР, в том числе по черным металлам — 2342 км против 1520 км. Во многом той же причиной объясняются резкие перекосы в структуре хозяйства регионов (например, в Тюменской области 80% промышленной продукции приходится на нефть и газ) и т. д.

Переход к рыночной системе хозяйствования снизил роль государства в отраслевом управлении, однако в региональном разрезе она не только сохраняется, но и должна повышаться. Соответствующие регионально-управленческие функции продолжают выполняться в различных сферах (непроизводственный сектор, социальное обеспечение, использование природных ресурсов и т. д.), а теперь распространяются и на решение новых проблем (безработица, экология, последствия рыночной деформации хозяйства и др.).

Основная задача регулирования развития регионов и их систем в рыночной среде - обеспечить условия для ориентации экономики на перестройку структуры и поступательный рост производства, достижение социального и экологического благополучия и прогресса. Это

означает реализацию важнейших требований экономических за-86

конов регионального развития и руководящих установок региональной политики.

Регулирующими органами являются структуры федеральной законодательной и исполнительной власти (Федеральное Собрание, министерства финансов, экономического развития и торговли др.), а также региональные органы власти. Повышают свою роль в государственном регулировании социально-экономического развития регионов, особенно в содействии их хозяйственному подъему и в территориально-экономической интеграции полномочные представительства Президента в федеральных округах и ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации.

Главными задачами полномочного представителя Президента в федеральном округе являются: организация работы по реализации основных направлений внутренней и внешней политики; контроль за исполнением решений федеральных органов власти; обеспечение реализации кадровой политики Президента; представление Президенту регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности, а также политическом, социальном и экономическом положении, внесение Президенту соответствующих предложений.

Среди важнейших целей и задач межрегиональных ассоциаций: обеспечение условий эффективного взаимодействия регионов на основе объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов; подготовка предложений по рациональному использованию экономических потенциалов регионов; совершенствование методов управления хозяйственными предприятиями и организациями; достижение устойчивого развития регионов в условиях рынка; участие в разработке и реализации совместных программ и проектов, в том числе федерального значения; оптимальное размещение производительных сил и др.

Активное государственное регулирование должно носить всеобъемлющий характер, распространяться не только на защиту социальной и экологической сфер, не представляющих особого интереса для частного предпринимательства, но и непосредственно на производство. Государство призвано поддерживать прогрессивные направления производственно-коммерческой деятельности (наукоемкие отрасли, малый бизнес, экспорт товаров и т. д.) и ограничивать консервативные (технологически устаревшие производства и т. д.), осуществлять защиту внутреннего рынка. В основном это реализуется перераспределением доходов, бюджетных средств. Государство все больше участвует в перераспределении национального дохода, главным образом через бюджет, между различными группами общества, отраслями и регионами.

Регулирующее воздействие государства на экономику регионов осуществляется прямым и косвенным способами.

При прямом экономическом регулировании используются административные методы управления социально-экономическим развитием с задействованием рыночных стимуляторов. Их инструментами служат государственные целевые программы, стратегические и бизнес-планы, включая федеральный и региональные бюджеты (финансовые планы). Направления прямого регулирования:

• выделение финансовых средств на текущие нужды из федерального бюджетного фонда финансовой поддержки регионов и 1 посредством установления льготных норм отчислений в региональные бюджеты от федеральных налогов;

• размещение, в том числе на конкурсной основе, государственного заказа на поставку продукции для народнохозяйственных нужд (включая оборонный заказ);

• участие государства в финансировании инвестиционных проектов; поддержка научно-технических нововведений (инноваций).

бюджетное регулирование как составная часть прямого воздействия государства на региональное развитие строится на основе нормативного распределения источников доходов между федеральным, региональными и местными бюджетами, целевых и резервных бюджетных фондов для реализации различных проектов и программ.

Важной формой прямого регулирования являются финансируемые государством федеральные и региональные целевые программы развития территорий, они содержат комплекс мер, обеспечивающих реализацию поставленных целей.

Косвенное регулирование заключается в применении государством экономических методов - финансовых, кредитно-денежных рычагов (стимулов и антистимулов) опосредованного воздействия на поведение субъектов хозяйствования и управления в регионах. Используются в основном два метода - налоговое и кредитное регулирование, а также отчасти ценовое.

Налоговое регулирование проводится посредствам -налоговых ставок и льгот. Размеры налоговых ставок должны учитывать потребности государства в бюджетных доходах и заинтересованность предпринимателей в производственной и инвестиционной деятельности. На Западе оптимальным считается 30-процентный налог.

В России существуют три уровня налоговой системы: федеральные, региональные и местные налоги, играющие фискальную и регулирующую роль. Такая система установлена Налоговым кодексом РФ.

Федеральные налоги приносят самые крупные доходы, служат источником доходов бюджетов всех уровней. Основных федеральных налогов три: налог на добавленную стоимость (косвенный налог на потребление), помимо прочего стимулирующий экспорт (экспортируемые товары им не облагаются); налог на прибыль (доход) организаций, поступающий в федеральный и региональные бюджеты, поддерживающий финансовое равновесие и стимулирующий (через налоговые льготы) развитие малого бизнеса и инвестиции из собственной прибыли предприятий в их реконструкцию; подоходный налог с физических лиц.

Существенная статья доходов государства — акцизы — процентная надбавка к розничной цене подакцизных товаров (алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные изделия и др.) и акцизы на отдельные виды минерального сырья. Из федеральных налогов для регионов также важны таможенные пошлины, налог на пользование недрами и некоторые другие.

К основным региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, налог с продаж (большая часть его зачисляется в местный бюджет).

Из местных налогов наиболее значимы: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение. При введении налога на недвижимость прекращается действие налогов на имущество организаций, на имущество физических лиц и земельного. Основой доходной части местных бюджетов служат не местные или региональные налоги, а отчисления от федеральных налогов.

В соответствии с российским налоговым законодательством установлены различные льготы налогоплательщикам: необлагаемый минимум объекта налога, изъятие из обложения определенных элементов объекта, освобождение от налога отдельных категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, вычет из на лотовых платежей, целевые налоговые льготы, налоговый кредит (отсрочка взимания налога). Эти льготы, относящиеся к товаропроизводителям, отражаются на экономике регионов.

Непосредственные налоговые льготы отдельным регионам могут касаться размеров налогообложения или преимуществ в каких-либо сферах экономики или же дополнительных государственных гарантий для частных инвесторов. В 1992-1993 гг. насчитывалось около 25 видов различных льгот регионам. В связи с тем, что льготы отличались бессистемностью и их использование не контролировалось, они, как правило, не давали ожидаемого эффекта. Однако вместо упорядочения федеральных льгот было принято решение об их отмене (исключения — свободные экономические зоны, районы экономических и других бедствий), что чревато негативным усилением различий социально-экономического положения регионов. Территориальная дифференциация налоговой политики (ставки, льготы) сохранилась и расширяется только у региональных властей.

Кредитное регулирование осуществляется маневрированием учетными ставками Центрального банка и предоставлением льготных кредитов. Размеры учетной ставки для коммерческих банков определяют цену коммерческого кредита и его объем. Они непосредственно влияют на платежеспособность предприятий, масштабы инвестирования, воспроизводственные процессы. Кредитные льготы, как и налоговые, направлены на стимулирование деловой активности в наиболее важных для государства сферах деятельности. Таким образом, как уровень учетной ставки, так и льготы по кредиту сказываются на состоянии экономики регионов.

Одна из главных функций кредита - перераспределение капиталов в хозяйстве, их перелив не только из одних отраслей, но и регионов в другие. Различают несколько форм кредита: коммерческий (кредитование одного хозяйственного субъекта другим), банковский, государственный и др. При государственном кредите заемщиком выступает государство, а кредиторами - банки, другие кредитные учреждения, население, иностранные юридические и физические лица. В России образовался огромный государственный долг, и он только возрастает из-за форсированного выпуска государственных кредитных обязательств (ГКО) и других ценных бумаг вследствие огромных процентов, взимаемых за них коммерческими банками. Свои ценные бумаги пытаются реализовывать и некоторые региональные администрации.

Регулирование цен в основном производится на уровне регионов-субъектов Федерации (цены на хлеб, молоко и молочные продукты, муку, соки и фрукты, консервы для детского питания и т. д., а также тарифы пассажирского транспорта и связи), федеральное законодательство по вопросам ценообразования относится преимущественно к акцизным товарам, прежде всего алкогольным напиткам и ювелирным изделиям. Усиливаются меры по государственному регулированию цен и тарифов на товары и услуги, поставляемые естественными монополиями, в первую очередь на электроэнергию, энергоносители, а также на железнодорожные перевозки грузов, сильное воздействие государства испытывают тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

Региональное развитие регулируется на трех уровнях — федеральном (межрегиональном), региональном (субъектов Федерации) и местном (муниципальном), причем последние два уровня играют главную роль (табл. 4.1).

В практике регулирования обычно различные методы — административные и экономические, прямые и косвенные - сочетаются в зависимости от объекта, цели и задач регулирования, а также полномочий органов управления и специализации территорий.

Комплексный, комбинированный характер регулирования относится ко всем его функциональным направлениям. Например, государственное регулирование инвестиционной деятельности — важнейшей для воздействия на региональное развитие — обеспечивается федеральными и региональными органами власти в пределах их компетенции и осуществляется в соответствии с государственными инвестиционными или целевыми программами; прямым управлением государственными инвестициями; предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; проведением финансово-кредитной политики (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), политикой ценообразования, амортизационной политикой; контролем за соблюдением государственных норм и стандартов и т. д.

По приоритетным направлениям развития народного хозяйства инвесторам и другим участникам инвестиционной деятельности государством определяются льготные условия. Решения по государственным инвестициям из федерального бюджета принимаются законодательными органами Российской Федерации на основе прогнозов ее экономического и социального развития, схем развития и размещения производительных сил и целевых комплексных программ с учетом бюджетных возможностей.

Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе социально-экономических и экологических прогнозов и программ с учетом природно-ресурсного потенциала регионов. Инструментами регулирования использования и охраны природных ресурсов и естественной среды являются: договоры и лицензии на комплексное природопользование; лимиты на природопользование; меры экономического стимулирования охраны окружающей природной среды; нормативы предельно допустимых концентраций выбросов и сбросов вредных веществ, нормативы предельно допустимых уровней шума и вибрации, магнитных полей, радиационного воздействия, применения ядохимикатов в сельском хозяйстве, предельно допустимой нагрузки на окружающую природную среду; система штрафов за нарушение природоохранного законодательства

Характеристика региональной политики будет неполной без описания методов и инструментария, с помощью которых она осуществляется. Методы и инструменты реализации региональной политики – это набор, арсенал средств и рычагов воздействия национальных и местных органов власти на развитие регионов.

Выделяют три основные группы методов реализации управления (в т.ч. регионами) (рис. 1):

административные (организационно-распорядительные, административно-правовые); экономические; социально-психологические.

Иногда в отдельную группу методов управления выделяют правовые методы, а некоторые специалисты акцентируют внимание на идеологических методах воздействия.

Важно указать, что вышеприведенная классификация достаточно условна, поскольку, например, экономические и административные меры воздействия нередко взаимно определяют друг друга (например, налогообложение, как экономический фактор управления, основано на соответствующем налоговом законодательстве, т.е. административно-правовом элементе). Социально-психологические методы используются как в странах с развитыми демократическими традициями, так и в планово-административных экономических системах (психологическая и идеологическая обработка масс) (например, насильственная «демократизация» Ирака или «экспорт революции» из СССР в Афганистан).

С других позиций методы управления, в т.ч. регионального, бывают:

а) прямые и косвенные. Прямые методы регулирования предусматривают непосредственное воздействие на происходящие в регионах процессы путем распределения средств, субсидий, дотаций, преференций, субвенций, а также посредством установления пределов, норм, запретов и т.п. Косвенное регулирование подразумевает изменение мотивации, побуждений, логики действий хозяйствующих субъектов. При этом косвенные методы регулирования относятся преимущественно к экономическим инструментам, в то время как прямые могут быть как административными, так и экономическими (см. рис.1);

б) активные и пассивные, по смыслу достаточно точно соответствующие прямым и косвенным методам;

в) поощрительные (стимулирующие) и сдерживающие (ограничительные), нацеленные на активизацию или снижение деловой активности в регионах.

Инструментарий государственного регулирования уровня развития страны или региона включает в себя стандартный набор инструментов, в числе которых:

бюджетная политика (сдерживающая мера – профицит бюджета, стимулирующая – его дефицит); кредитно-денежная политика (денежная эмиссия; ставка рефинансирования; норма обязательных резервов; операции на открытом рынке); фискальная политика (политика налогообложения); социальная политика; инвестиционная политика.

В странах с развитой рыночной экономикой применяются следующие конкретные механизмы управления территориальным развитием:

регионально дифференцированные субсидии и кредиты фирмам для размещения нового производства в проблемных регионах; субсидии и кредиты действующим и кризисным предприятиям в регионах, которым оказывается помощь; налоговые льготы и полное освобождение от налогов с целью размещения производства в регионах приоритетного развития, и наоборот, исключение из системы льгот за инвестиции перенаселенных или перенасыщенных производством районов; регионально дифференцированное законодательное регулирование норм амортизации основных фондов (амортизационная политика); размещение новых и перемещение существующих государственных (или подконтрольных государству) предприятий, а также правительственных учреждений в проблемные регионы; регионально ориентированные государственные субсидии и кредиты для развития мелкого и среднего предпринимательства, а также создание производственной, социальной, рыночной и экологической инфраструктуры; приватизация государственных предприятий, приобретение акций частных фирм или другие формы реструктуризации; государственные субсидии местным органам власти (как целевые, так и свободные); преференции по государственным заказам на продукцию фирм депрессивных регионов; премии за региональную занятость и прочие регионально дифференцированные программы занятости, подготовки и переподготовки безработных и т.п.; меры, стимулирующие мобильность населения и производства (миграционные субсидии, информационные программы и т.п.); государственная поддержка агентств регионального развития; разрешения, запреты, лицензии, сертификаты и другие средства прямого контроля строительства производственных объектов и административных зданий; нормирование, рационирование потребления отдельных видов ресурсов (например, стройматериалов); принудительные правительственные контракты на поставки в проблемные регионы; правовые нормы в области землепользования, охраны окружающей среды и т.п.

Виды и функции налогов. Налоговые инструменты, их характеристика. Оценка нормативно-правовой базы в области налогообложения в Российской Федерации. Оценка воздействия налоговой системы на экономику. Совершенствование инструментов налогового регулирования.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 31.10.2018
Размер файла 1,1 M
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Финансы"

Тема: "Налоговые инструменты регулирования экономики Российской Федерации"

Руководитель: кандидат экон.наук,

доцент кафедры финансов Е.О. Орлова

Исполнитель: студент Э.М.Хачатурян

Содержание

    Введение
  • 1. Теоретические основы исследования налогов в регулировании экономики
  • 1.1 Понятие, виды и функции налогов
  • 1.2 Налоговые инструменты и их характеристика
  • 1.3 Оценка нормативно-правовой базы в области налогообложения в РФ
  • 4. Налог на прибыль организаций (гл.25 НК РФ). С 1 января 2015 года
  • 2. Оценка воздействия налоговой системы на экономику РФ
  • 2.1 Анализ динамики и структуры налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ
  • 2.2 Оценка влияния ставки налогообложения на экономику России
  • 2.3 Анализ воздействия налогового бремени на основные макроэкономические показатели России
  • 2.4 Направления совершенствования инструментов налогового регулирования в РФ
  • Заключение
  • Список использованных источников

налоговый инструмент регулирование экономика

Экономическая сущность налогов, а также способ выражения их свойств, проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения. Иными словами, под функциями понимается работа, которую выполняют налоги. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Выделяют четыре функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная.

Фискальная функция является основной функцией налога и представляет собой собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога.

С фискальной функцией тесно связана распределительная функция налогов, которая выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика.

Регулирующая функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции:

стимулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений);

дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов.

подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей: например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов. [4, с.40-41]

Стоит отметить, что регулирующая функция преимущественно реализуется в макроэкономическом аспекте, а стимулирующая подфункция в основном по средством определенной мотивации хозяйствования ориентирована на микроэкономические процессы.

Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. Развитая и эффективная контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступлении налогов в государственный бюджет, а также препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики. Именно контрольная функция обеспечивает необходимый уровень устойчивости мобилизации налоговых доходов в государственный бюджет, который должен быть достаточным хотя бы на минимальном уровне для качественного выполнения государством конституционных функций. [2, с.51-52]

Таким образом, мы выявили, в чем же состоит сущность налогов, изучили его основные признаки, функции и рассмотрели подробную классификацию. Далее рассмотрим, с помощью каких методов и инструментов государство осуществляет налоговое регулирование.

Читайте также: