Ставка налога на сброс сточных вод

Опубликовано: 15.05.2024

С вступлением в силу изменений с 01.07.2020г. в Постановлении Правительства РФ № 644 от 29.07.2013г «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения» определены объекты абонентов, для которых производится:

1. расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения – п. 123(4)

Для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

-среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта (п.124 Правил 644);

-с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

-расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

-для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле:

П = К x Т x Qпр1,

К – коэффициент компенсации, равный 0,5;

Т – тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);

Qпр1 – объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.

2. расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (ПДК) – п.203

Для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

-среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта (п.124 Правил 644), используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;

-с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

-расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

-для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;

расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле:

Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.

начисление платы за:

– негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (НВ 0,5),

– за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов (2 ПДК)

будет производиться ежемесячно за фактический объем сточных вод, отведенных в централизованную систему водоотведения города.

Выставленные счета необходимо оплачивать в течение 7-х дней с момента их получения.

Экологическое законодательство Российской Федерации обязывает субъекты хозяйствования систематически обосновывать свою деятельность с точки зрения безопасности экологии. Важнейшее направление — документальное оформление сброса сточных вод в канализационную систему.

Сброс сточных вод в канализацию, как и в любое другое место, негативно влият на природную среду. Именно поэтому субъекты хозяйствования обязаны получать специальное разрешение и документально оформлять сброс загрязненной воды в канализацию.

Прежде всего, для сброса сточных вод промышленного, бытового или хозяйственного характера в канализационные сети, субъект хозяйствования оформляет специальное разрешение на сброс в территориальном органе Росприроднадзора.

После этого подписывается договор с предприятием водоканала о приеме и сбросе сточных вод. Разрешение на сброс стоков выдается специально организованной комиссией только тем субъектам хозяйствования, которые введены в эксплуатации (на основании Акта о введении в эксплуатацию), при условии наличия на балансе предприятия действующих очистных сооружений, позволяющих отфильтровать загрязненную воду до установленных экологических нормативов.

Основанием для положительного решения о выдаче разрешения на сброс стоков для новых предприятий становится письмо-согласование от канализационно-водопроводной организации, а для реконструированных – паспорт водного хозяйства.

Документы для оформления разрешения на сброс стоков

Для получения разрешения на вывод загрязненной воды в канализационную систему субъекты хозяйствования должны подать в территориальный орган Росприроднадзора пакет следующих документов:

  • документация, которая подтверждает установку канализационных труб, организацию водостоков, уплотнение почвы и т.п.;
  • технические паспорта на материалы и технику, которая использовалась для монтажных работ;
  • отчет о тестировании бетона и фундамента на прочность;
  • документы, которые подтверждают проведение тестирования на водонепроницаемость и прочность очистного оборудования;
  • чертежи и проектные документы водосточной системы;
  • документы, которые подтверждают антикоррозийную обработку швов сварки на трубах и всей системе выведения стоков;
  • информация о наличии отклонений между проектируемым объектом водостока и построенным;
  • документ на эксплуатацию трубопроводной системы;
  • документы о приеме внутренней канализации предприятия в эксплуатацию;
  • чертежи канализации и санитарно-технических агрегатов;
  • документы, подтверждающие присвоение предприятию номера и адреса в государственном реестре.

Этапы документального оформления сброса стоков в канализацию

Документальное оформление разрешения на сброс стоков достаточно сложный процесс, который предполагает последовательную реализацию ряда мероприятий:

  1. Лабораторные исследования , как правило, выполняют привлеченные специалисты из специализированных лабораторий для обеспечения высокого качества и достоверности результатов. В процессе лабораторного анализа определяется концентрация вредных соединений, веществ и примесей в сточных водах, осуществляется сравнительная характеристика полученных значений с нормативными показателями, устанавливаются объемы стоков. Анализу подлежат сточные воды, которые прошли этап очищения в специальных сооружениях;
  2. Формирование плана мероприятий по уменьшению объема стоков и снижению содержания вредных веществ — актуально, если лабораторные результаты отклоняются от нормативных и предельно допустимых значений. К наиболее эффективным мероприятиям по снижению негативного влияния сточных вод на природную среду относится внедрение инновационных технологий очистки и фильтрации стоков и безотходных систем производства;
  3. Выбор и согласование места выведения стоков с органами государственного надзора — для оформления согласования по сбросу стоков в канализационную сеть необходимо предоставить в Росприроднадзор результаты лабораторных исследований сточных вод, схему внутренней канализации предприятия и план мероприятий по экологизации производства и снижению загрязнения природной среды в результате сброса загрязненной воды;
  4. Составление отчетности – заключается в реализации запланированных природоохранных мероприятий и их документальном закреплении. Отчеты составляются по установленной форме и подаются в территориальные органы Росприроднадзора;
  5. Получение разрешения на выведение стоков – вся собранная документация подается в территориальный орган по экологическому надзору, который уполномочен выдавать разрешение на отвод загрязненной воды.

Услуги профильных специалистов по документальному оформлению сброса стоков предоставляет компания «Экобезопасность». В кратчайшие сроки наши специалисты профессионально и грамотно подготовят весь пакет документов для получения разрешения на вывод сточных вод, помогут разработать план экологизации производства, окажут поддержку в процессе взаимодействия с органами государственного надзора.

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

  • Судебная практика по гражданским делам
  • Судебная практика по административным делам
  • Судебная практика по экономическим спорам

Сброс сточных вод и (или) дренажных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, установленным федеральным законодательством

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что Главный государственный санитарный врач РФ не вправе устанавливать дополнительные, помимо перечисленных в статье 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), основания для запрета сброса сточных вод; пункты 4.1.2, 6.6 СанПиН в оспариваемой части нарушают права ОАО «Орелстрой», осуществляющего проектирование и строительство различных объектов, в том числе многоквартирных жилых домов, на возможность сброса очищенных сточных вод в водный объект в границах населенного пункта при условии соблюдения норм ВК РФ и иных норм, регулирующих сброс сточных вод в водный объект.

Решением Верховного Суда РФ от 04 февраля 2011 г. указанные пункты признаны частично недействующими со дня вступления решения в законную силу.

Суд пришел к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения СанПиН, устанавливающие запрет на сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в черте населенных пунктов, без учета соответствия конкретного водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, противоречат действующему законодательству.

В силу части 1 статьи 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Статьей 44 ВК РФ закреплено, что запрещается сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы; отнесенные к особо охраняемым водным объектам (ч.2); запрещается сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; в первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон (ч.З); сброс сточных вод и (или) дренажных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами (ч.4).

Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 № 52, которым установлены санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, расположенным в границах населенных пунктов и (или) используемым в целях хозяйственно-бытового водоснабжения, предусмотрено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и реакционных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, недолжны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты (п. 1,4 ст. 18).

Возможность ограничения водопользования в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, предусмотрена пунктом 5 статьи 18 Федерального закона.

Исходя из приведенных норм федерального законодательства, суд пришел к выводу о том, что сброс сточных вод и (или) дренажных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, установленным федеральным законодательством.

Оспариваемыми нормами запрещен сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в черте населенных пунктов, без учета соответствия конкретного водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, т.е. в нарушение части 4 статьи 44 ВК РФ введен дополнительный запрет к установленным частью 3 статьи 44 ВК РФ.

При этом согласно статьям 38, 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации не наделен полномочиями по установлению дополнительного ограничения или запрета на сброс сточных и (или) дренажных вод в водные объекты, не предусмотренного федеральным законодательством. (Решение Верховного Суда РФ от 04.02. 2011 № ГКПИ10-1751).

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Статья 486. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками водного налога (далее - налога) признаются организации (статья 18 настоящего Кодекса) и индивидуальные предприниматели (статья 26 настоящего Кодекса), непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном водным законодательством Российской Федерации.

Статья 487. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, указанное в статье 486 настоящего Кодекса в целях:

1) осуществления забора воды из водных объектов;

2) удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;

3) использования акватории водных объектов для осуществления лесосплава без применения судовой тяги, а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, сооружений, установок и оборудования, проведения буровых, строительных и иных работ;

4) осуществления сброса сточных вод в водные объекты.

Статья 488. Налоговые льготы

1. Освобождается от налогообложения пользование водными объектами в целях:

1) забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

2) осуществления забора воды сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения мелиорированных земель и для централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики.

3) осуществления забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

4) размещения и эксплуатации плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования и осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, если иное не установлено настоящим Кодексом;

5) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

6) осуществления рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства;

7) осуществления организованной рекреации лечебными и оздоровительными организациями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов ВОВ и детей, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов;

8) проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

9) использования водных объектов для размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

10) сброса дренажных шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике.

11) забора воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

12) строительства (реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот (водно-болотных угодий);

13) осуществления судоходства.

2. Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков в пределах сумм налога, поступающего в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 489. Налоговая база

Налоговая база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:

1) объем воды, забранной из водного объекта;

2) объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды;

3) площадь акватории используемых водных объектов;

4) объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

Статья 490. Налоговые ставки

1. Минимальные и максимальные налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

1) 30,0 - 176,0 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из поверхностных водных объектов в пределах установленных лимитов - для налогоплательщиков, осуществляющих забор воды;

2) 0,8 - 3,3 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной их территориального моря и внутренних морских вод - для налогоплательщиков, осуществляющих забор воды;

3) 0,5 - 5,0 руб. за одну тысячу киловатт-часов вырабатываемой электроэнергии - для налогоплательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций;

4) 320 - 665 руб. за одну тысячу кубических метров древесины, сплавляемой без судовой тяги (в плотах и кошелях), на каждые 100 километров сплава - для налогоплательщиков, осуществляющих сплав леса;

5) 1 300 - 7 300 руб. в год за один квадратный километр площади используемой акватории водных объектов - для налогоплательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых, взрывные, строительные и иные работы, размещение и эксплуатацию подводных и надводных объектов и установок, включая объекты организованной рекреации;

6) 3,2 - 27,0 руб. за одну тысячу кубических метров сточных вод - для налогоплательщиков, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты в пределах установленных лимитов.

2. Минимальные и максимальные размеры налоговых ставок в пределах, установленных частью первой настоящей статьи, по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Конкретные размеры налоговых ставок по категориям налогоплательщиков в зависимости от вида пользования водным объектом, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются органами законодательной власти субъектов Российской Федерации в пределах, установленных частями первой и второй настоящей статьи.

4. При заборе воды для технологических нужд и сбросе сточных вод в пределах установленных лимитов налогоплательщиками, осуществляющими эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной системы водоснабжения для охлаждения агрегатов и добычу благородных металлов налоговые ставки в части объемов воды, используемых для этих целей, устанавливается в размере 30 процентов от налоговой ставки, устанавливаемой в соответствии с частью третьей настоящей статьи.

5. При заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов - годовых и (или) месячных (квартальных) налоговые ставки для налогоплательщика увеличиваются в 5 раз по сравнению с размерами, предусмотренными частями третьей и четвертой настоящей статьи, в части такого превышения.

6. При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (соглашения) налоговые ставки увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии. Положение настоящей части не может служить основанием для освобождения налогоплательщика, осуществляющего пользование водными объектами без соответствующей лицензии, от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Статья 491. Порядок исчисления и сроки уплаты налога

1. Налогоплательщик определяет сумму налога самостоятельно.

2. Сумма налога по итогам каждого отчетного или налогового периода определяется исходя из соответствующих налоговой ставки и налоговой базы.

3. Уплата налога по итогам каждого отчетного или налогового периода производится не позднее, чем через 20 календарных дней после истечения этого периода. При этом в те же сроки налогоплательщик обязан представить в налоговые органы по месту пользования водными объектами налоговые декларации, а по месту учета - копии этих налоговых деклараций и (или) сводную налоговую декларацию.

4. Отчетный период устанавливается:

1) календарный квартал - для индивидуальных предпринимателей, малых предприятий, являющихся таковыми по законодательству Российской Федерации, и налогоплательщиков, использующих акваторию водного объекта;

2) календарный месяц - для остальных налогоплательщиков.

Статья 492. Форма налоговой декларации

Форма налоговой декларации по водному налогу и порядок ее заполнения утверждается Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Регламентирующие законы

В 1992 году в нашей стране был принят Закон №2395-I «О недрах», указывающий перечень водных источников, где распространяется налог на скважины. Помимо этого, существует Постановление ВС РФ N 3314-1 «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» от 1994 года, где обозначен порядок лицензирования при использовании скважин. В этих нормативных документах дано четкое определение категорий скважин, которые подпадают под налогообложение.


При нарушении законодательства, лицо в судебном порядке подвергается штрафным санкциям.

Суммы возможных штрафов выглядят следующим образом:

  • Физическое лицо — 3-5 тыс. рублей;
  • Юридическое лицо — 88-100 тыс. рублей;
  • Руководитель предприятия — 30-50 тыс. рублей.

В любом случае, нарушение Закона является наказуемым. Лучшим вариантом будет оформить свою артезианскую скважину согласно действующего законодательства, и платить умеренный налог. Такое решение является экономически выгодным и убережет вас от лишних судебных разбирательств. Помимо этого, в отношении правонарушителя может быть принято решение, обязывающее его ликвидировать самопроизвольный источник водоснабжения. В таком случае, он может остаться без воды.

Важно! Правительство РФ заинтересовано, чтобы его граждане были законопослушными. Для этого принят закон “Об амнистии”, согласно которого люди освобождаются от уплаты стоимости лицензии при оформлении скважины для хозяйственных и бытовых нужд при обращении до 01.01.2020 года. Это подходящий вариант для владельцев частных загородных домов, дачных кооперативов.

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

Какие объекты не подлежат налогообложению

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

Кто освобождается от налога на водяную скважину

В диспозиции статьи 18 закона «О недрах» сказано, что лицензированию не подлежат скважины, которые не используются в предпринимательских целях. Не начисляется налог на скважину в частном доме при соблюдении следующих условий:

  • вода используется для ухода за приусадебным участком и домашними животными;
  • ее глубина достигает не более 40 метров;
  • с ней не пересекается центральное водоснабжение;
  • вода не добывается в коммерческих целях для получения прибыли;
  • суточное потребление не превышает 100 куб. метров.

Важно знать, что глубина может быть ограничена и 20 метрами, все зависит от особенностей местности.

Такая вода предназначается для хозяйственных нужд, для ее использования в качестве питья понадобится ставить дополнительные очистительные фильтры. Лишь при выполнении вышеуказанных условий скважина на приусадебном участке не подлежит налогообложению.

Во избежание недоразумений с проверяющими органами, на такую скважину необходимо заблаговременно оформить соответствующие документы, где будут указаны ее индивидуальные параметры. После этого для Вас будут нестрашны никакие проверки, либо непредвиденные изменения в законодательстве.

Налоговая база

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле: V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2021 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.

Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.

Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.

НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.

Основные моменты ↑

Что означает понятие «Налогоплательщики водного налога», каков порядок его начисления и особенности уплаты в государственный бюджет?

За что именно вносится оплата, какие водоемы и какие виды деятельности населения и организаций облагаются налогом?

Определения

Под водным налогом понимают плату за использование водных ресурсов, что находится на территории государства. Уплата производится в федеральный бюджет.

До появления такого налога все граждане РФ должны были осуществлять перечисление средств, как плату за воду. Нововведения в нормативных актах вступили в силу с 2005 года.

Плательщики водного налога – это лица, которые проживают на территории РФ, и пользуются водными объектами в порядке, что строго регламентирован нормативными актами.

За что платить

Оплата налога за водопользование осуществляется, если предприятие или гражданское лицо, зарегистрированное в качестве ИП, пользуется водоемами в таких целях:

  • для питья и бытовых потребностей населения;
  • для сельскохозяйственных нужд;
  • для использования в производственном процессе, в том числе и выработке электроэнергии;
  • для осуществления лесосплава;
  • чтобы добывать полезные ископаемые, торф, сапропель с днища;
  • для проведения строительных работ (кроме создания защитного сооружения от негативного влияния вод; для того, чтобы улучшить качество воды).
  • для иных целей государства и общественности.

Налог стоит рассчитывать в том случае, когда лица пользуются водоемами, применяя сооружения, технические средства, устройства, а также имеют на это разрешающие документы (лицензии), что составлены согласно договорам использования водного объекта.


Налог перечисляют в казну за использование:

  • рек;
  • моря;
  • ручья;
  • болота;
  • канала;
  • подземных источников;
  • озера и т. д.

Нормативная база

Регламентирован порядок, сроки уплаты и исчисления сумм налога за водопользование гл. 25.2 НК. В этом законе отменено лицензирование поверхностными объектами.

Права на использование водоемов налогоплательщик получает при составлении договора или решений о возможном использовании ресурсов.

В соответствии со ст. 333.8 НК, плательщиками не считаются лица, что используют водоем согласно условиям, описанным в договоре или решении, что заключалось после того, как введен Водный кодекс.

Уплачивают они сбор неналогового характера за использование водного ресурса. С 1.01.2015 г. в ст. 333.12 внесено правки (закон от 24 ноября 2021 г № 366-ФЗ).

В документе говорится о ежегодной индексации ставок по водному налогу, что были действительны в предыдущем году. Применено повышающий коэффициент 1,15.

В будущем будут действовать следующие коэффициенты:

С 2021 г.1,32
В 2021 г.1,52
В 2021 г.1,75
В 2021 г.2,01
В 2021 г.2,31
В 2021 — 2025 гг.2,66, 3,06, 3,52, 4,05, 4,65

Ставка водного налога в 2021 г. – 81 руб./тыс. м3. Плательщики обязаны отчитываться в орган по месторасположению водного объекта за каждый налоговый период (квартал).

Подача декларации и уплата налога осуществляется до 20.01, 20.04, 20.07, 20.10, то есть в том месяце, что следует за отчетным периодом.

Налоговые ставки установлены законодательством по каждому водному объекту в отдельности, с учетом месторасположения, экономического р-на и вида использования вод.

Если превышено норму потребления, сумма налога будет исчислена по ставке, что больше обычной в 5 раз. При отсутствии квартального лимита, уплатить нужно будет ¼ от суммы годовой нормы.

Какой налоговый период по водному налогу смотрите в статье: водный налог. Все о госпошлине при вступлении в наследство в 2021 году, читайте здесь.

Исчисления сумм, что подлежат перечислению в государственную казну, плательщик проводит сам. Размер налога – это произведение налоговой базы, ставки налога. Общая сумма рассчитывается путем сложения показателей.

Льготы не установлены. В соответствии со ст. 27 НК, граждане могут использовать водоемы для собственных потребностей или для ведения бизнеса, зарегистрировавшись как ИП.

Для личного пользования водным объектом предоставляется полная свобода. Не относятся к водным объектам, что облагаются налогом:

  1. Забор вод из подземного источника, что содержит полезные ископаемые, ресурсы для лечения, а также термальных вод.
  2. Осуществление забора вод организациями-борцами с пожарами, или компаниями-ликвидаторами стихийного бедствия, аварии.
  3. Осуществление забора вод для таких видов попуска, как санитарный, экологический и судоходный.
  4. Забор морских и речных вод судном, чтобы обеспечить работу оборудования.
  5. Забор вод, использование акваторий водоемов предприятиями, основная деятельность которых – ловля рыбы, или ООО по производству водного биологического ресурса.
  6. Пользование акваторией водного ресурса для плавания на судне, маломерном средстве.
  7. Пользование акваторией для стоянок или размещения водного транспортного средства, коммуникации, здания, оборудования, а также для осуществления деятельности на воде и т. д.
  8. Акватория водоема, что используется с целью проведения мониторингов водного ресурса и другого ресурса, в том числе и для ведения такой деятельности, как поисково-съемочная, гидрографическая, геодезическая.
  9. Акватория водоема для расположения и проведения строительных работ для воднотранспортной отрасли, водопроводной, канализационной.
  10. Акватория вод, что используются плательщиками для организации отдыха людей с ограниченными возможностями, а также ветеранов и детей.
  11. Пользование водоемами при дноуглубительных и остальных видах деятельности, что связана с использованием судоходного водного пути или гидротехнического сооружения.
  12. Пользование водным ресурсом для потребностей обороны государства и его безопасности.
  13. Осуществление забора воды для полива сельскохозяйственных угодий, садового, дачного и огороднического участка, для водопоя животных.
  14. Осуществление забора шахтно-рудничной и коллекторно-дренажной воды из подземного источника.
  15. Пользование акваторией водоема рыбаками или охотниками.

Если плательщик использует водоемы для добычи недр, то будет применима к таким действиям статья 9 часть 3 (Водный кодекс).

Если организации признаются налогоплательщиками водного налога в качестве крупнейших, они должны подавать отчет по месту регистрации как крупнейшие плательщики (ст. 83).

Налоговый период и сроки уплаты налога

За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.

Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Итоги

Плательщиками водного налога являются юрлица, предприниматели и физлица, осуществляющие забор воды на основании лицензии. Ежеквартально они должны подавать декларацию по водному налогу и уплачивать полученную сумму в бюджет по месту нахождения водного объекта не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

  • Налоговый кодекс РФ
  • Водный кодекс РФ

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Порядок исчисления водного налога

Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.

В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.

Пример расчета налога

Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2021 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.

Как рассчитывается налог?

Налогоплательщик рассчитывает сумму налога самостоятельно. Рассчитывается она так:

ВН = Налоговая база х Ставка налога (с учетом коэффициентов)

имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины в бассейне реки Печора. Производство оборудовано средствами измерения объемов воды. Квартальный лимит водопользования — 320 000 м3. За 1-й квартал 2021 года «Водица» использовала 360 000 м3 воды. Как рассчитать ВН за 1-й квартал 2019 года?

Считаем. В течение квартала «Водица» превысила лимит забора воды. Его величина составляет:

360 000 – 320 000 = 40 000 м3

Теперь налог будет складываться из двух составляющих: плата за основной лимит и плата за сверхлимит.

Считаем плату за использованный лимит. Мы знаем его объем. Узнаем ставку для 1000 м3 забранной воды и годовой коэффициент.

320 000 м3 × 300 рублей ÷ 1 000 м3 × 2,01 = 192 960 рублей

Считаем сверхлимит по той же схеме. В конце умножаем сумму на 5.

40 000 м3 × 300 рублей / 1 000 м3 × 2,01 × 5 = 120 600 рублей

Складываем обе суммы и получаем ВН за 1-й квартал 2021 года:

Читайте также: