Основные направления налоговой политики компании

Опубликовано: 15.05.2024

Налоговая политика предприятия – свод правил осуществления долгосрочного и оперативного планирования налоговой деятельности. Она затрагивает вопросы выбора модели учёта, выработку стиля взаимоотношений с контрагентами. Главная цель создания документа – оптимизация налоговой нагрузки, обеспечение предсказуемости налоговых расходов и рациональное распределение финансовых потоков.

Вопрос: Предусмотрена ли налоговая ответственность за отсутствие в организации учетной политики для целей налогообложения? Можно ли ее утвердить в 2020 г. одновременно за текущий и предыдущие годы?
Посмотреть ответ

Задачи налоговой политики

Основная цель составления налоговой политики предприятия – создание условий для получения максимальных прибылей на фоне снижения налогового бремени. Продуманная стратегия и тактика помогает решать такие задачи, как:

  • правильный расчет финансовых показателей деятельности предприятия;
  • объективная оценка степени влияния на уровень рентабельности проектов налоговой нагрузки;
  • формирование удобного платежного календаря;
  • оптимизация налогов.

Обязательность формирования налоговой политики свойственна для предприятий всех форм собственности, независимо от используемого режима налогообложения.

Стоит запомнить! Для новых предприятий отводится срок в 90 дней для создания и утверждения своей налоговой политики.

Основной критерий необходимости создания стратегии поведения в налоговой сфере – наличие у компании возможности самостоятельно выбирать способ учета активов и обязательств в рамках предложенного законодательством инструментария. В эту категорию входят организации на общей и упрощенной системе налогообложения.

Обратите внимание! Малым предприятиям законодательство дает возможность пользоваться некоторыми послаблениями в ведении учета. При намерении применить их на практике, это надо прописать отдельным пунктом в бухгалтерской и налоговой политике фирмы.

Особенности оптимизации расходов в бюджет не позволяют объединять бухгалтерскую учётную политику с налоговой. Для первой характерно внесение редких корректировок в содержательную часть на основании веских причин. Для налоговой политики свойственны гибкость и быстрое реагирование на любые изменения внутренних и внешних факторов.

ВАЖНО! Образец приказа об утверждении учетной политики для целей налогообложения от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Налоговая стратегия обновляется полностью не чаще одного раза в году, все новшества вступают в силу после окончания отчетного периода. На протяжении года допускается внесение дополнений в составленную ранее политику. Основанием может быть:

  • изменение норм законодательства;
  • введение нового сбора или налога;
  • появление дополнительных видов деятельности организации.

Любое дополнение оформляется приказом по предприятию за подписью руководителя.

Важная деталь! Налоговый кодекс не предполагает отправку созданной на предприятии налоговой политики в ИФНС. Представлять данный документ налоговым органам следует только при наличии официального запроса.

Принципы формирования налоговой стратегии

Для создания эффективной и работающей модели поведения в сфере налогообложения предприятию необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Отсутствие противоречий между предпринимаемыми действиями и нормами законодательства. Это обеспечит минимизацию риска возникновения серьезных споров с налоговыми органами, исключит вероятность образования задолженности и штрафных санкций по налоговым платежам.
  2. Минимизация налоговых отчислений должна осуществляться без снижения темпов производства. То есть стремиться следует не столько к уменьшению суммы налогов, сколько к их оптимальному соотношению с результатами хозяйственной деятельности.
  3. Максимальное использование на практике возможных налоговых льгот.
  4. Внесение своевременных и оперативных корректив в налоговую политику на фоне изменения норм действующего законодательства.
  5. Ежегодное планирование объемов расчетов по налогам, контроль над исполнением бюджета и анализ отклонений от него.

Пошаговая инструкция создания налоговой политики предприятия

Процесс создания налоговой политики предприятия характеризуется большими трудовыми затратами, поэтому начинать сбор данных и их систематизацию надо за месяц до окончания текущего отчетного периода. Пошагово механизм действий выглядит так:

Шаг 1

Составление перечня налогов и сборов.

В него вносят налоговые платежи, которые могут оказывать влияние на финансовое положение организации. В списке должны оказаться только те налоги, плательщиками которых является предприятие.

Шаг 2

Анализ путей оптимизации налогов.

Для этого каждый вид налога из созданного списка оценивается с точки зрения возможного влияния предприятием на его размер, изучается вопрос допущения на законодательном уровне применения налоговых послаблений. При наличии шанса применить льготы по конкретному налогу следует сразу уточнять, что необходимо предпринять для реализации такого права.

На данном этапе следует провести полную проверку правильности:

  • списаний износа различных категорий ценностей;
  • переоценки основных средств;
  • формирования запасов ТМЦ;
  • создания расходов, относящихся к будущим периодам.

Шаг 3

Составление плана действий в долгосрочной и краткосрочной перспективе, проработка ключевых элементов реализации налоговой политики.

Для этого понадобятся сводные данные планируемых доходов и расходов предприятия в разрезе продаж, закупки и расходования материалов, услуг сторонних организаций, затрат на оплату труда и инвестирование.

Шаг 4

Создание наиболее подходящего для нужд предприятия варианта налоговой политики путем комбинирования самых эффективных в конкретной ситуации мер.

Запомните! Необходимо создать алгоритм действий ответственных работников, обеспечивающий непрерывное и быстрое отражение в учете всех хозяйственных операций с соблюдением хронологии событий.

Важное место на данном этапе отводится формированию принципов систематизации финансовых сведений для отражения в налоговых декларациях. Для правильной проработки всех возможных вариантов поведения в налоговой сфере надо уделить внимание:

  • расчету планируемых сумм начислений по налогам в предстоящем году;
  • определению предварительных размеров налоговых платежей с распределением их во времени;
  • составлению прогнозных показателей баланса, выделяя возможное возникновение задолженности перед бюджетом.

Шаг 5

Закрепление системы контроля над правильностью выполнения норм учетной налоговой политики.

Для этого необходимо прописать способы доступа ответственных пользователей к полной информации об исчисления налогов и соблюдении сроков их уплаты. Отдельным пунктом следует прописать обязанности конкретных сотрудников по анализу всех отклонений от прогнозных сведений и причин их возникновения.

Базовая структура налоговой политики

Налоговым законодательством не приводится строгая структура учетной политики предприятия в сфере налогов. Каждой организации дается возможность сформировать собственный вариант, который будет учитывать пожелания руководства и индивидуальные особенности системы управленческого и бухгалтерского контроля. Главное, чтобы созданные планы действий компании не противоречили принципам налогового законодательства.

В базовом варианте налоговая политика может содержать два раздела:

  1. Общий блок.
  2. Правила формирования и оптимизации налоговой базы.

В общей части указываются сведения о:

  • лицах, ответственных за ведение учета;
  • принципах учета в сфере налогов;
  • установленных сроках представления сводных данных для их анализа, в том числе обособленными подразделениями (при их наличии).

Во втором блоке прописываются элементы налоговой оптимизации:

  • правила расчета налоговой базы в разрезе по видам налогов;
  • прогнозный налоговый бюджет;
  • составленный с учетом индивидуальных особенностей деятельности компании налоговый календарь;
  • принципы и цели отслеживания дебиторской задолженности, выделение долгов с истекшим сроком давности;
  • анализ целесообразности создания резерва по сомнительным долгам, возможности уменьшения с его помощью платежей по налогу на прибыль;
  • пути обеспечения оперативности бухгалтерского учета и систематизации данных;
  • описание текущей и перспективной налоговой оптимизации, реализуемых при помощи льгот;
  • анализ продолжительности производственного цикла с целью его дальнейшей оптимизации для уменьшения облагаемой базы при исчислении налога на имущество;
  • перечень применяемых налоговых регистров с их кратким описанием.

Предприятиям, работающим на упрощенной системе налогообложения, достаточно описать во втором блоке документа объект налогообложения (общий доход или разность между доходами и расходами), указать используемый способ оценки реализованных ценностей. При необходимости акцентируется внимание на порядке применения форм раздельного учета расходов и доходов, схема их утверждения. Это актуально для организаций, совмещающих ЕНВД и УСН.

Создание и применение на практике налоговой политики предприятия – неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности организации. Не стоит им пренебрегать, это важно не только в целях соблюдения требований законодательства, но и для внутренней оптимизации финансовых потоков компании.

date image
2014-02-02 views image
1801

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе.

Целью изменений налоговой системы, предусмотренных НК РФ, является построение стабильной налоговой системы на территории РФ. Она должна стать рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействовать развитию предпринимательства, национального богатства России и благосостоянию ее граждан.

Взвешенная налоговая политика должна проводится с учетом финансовых интересов не только государства, но и налогоплательщиков.

Стратегические направления налоговой политики определяются: Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ. Тактические задачи налоговой политики решаются совместно с МИнФином, Мин по налогам и сборам, государственным таможенным комитетом.

Конкретные меры для этого произведенные:

Курс на снижение налогового бремени. НДС 20-18-16%. Налог на прибыль 35-24%. Замена НДС на налог с продаж. Это даст возможность улучшить инвестиционный климат, отказ от целевой хозяйственной деятельности, развитие инвестиционной деятельности, стимулирование строительства новых производств по переработке ресурсов. Снижена ставка ЕСН до 26%, для легализации заработной платы. Повышение уровня налогового администрирования, внедрение новых информационных технологий (сайт налоговой инспекции). Сохранить стабильность налоговой системы. Изменения, вносимые в законодательство. должны быть направлены на повышение ясности в законодательстве. Более рационально организовывать работу налоговых инспекций, свести к минимуму затраты налогоплательщиков по ведению налогового учета. Должно быть принято упрощение налоговой отчетности малого бизнеса.

Оптимизация налогообложения, снизить налоговое бремя.

Налоговая политика компании – составная часть финансовой политики – обоснованный выбор системы уплаты налогов обеспечивающий достижение цели компании.

Основные направления налоговой политики компании:

- выбор схемы налогового учета;

- выбор способов оптимизации налогов;

Налоговый учет (с 01.01.02 г. вступила в действие глава 25 НК «налог на прибыль организаций» - обязанность компаний вести налоговый учет законодательно установлено, закреплено в ст.313) – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК.

Критерий Как это трактуется в налоговом учете

1. обязательность ведения учетаОбязательно в соответствии с НК РФ гл. 25, ст. 313

2. цели ведения учета Составление налоговой отчетности, формирование полной и достоверной информации для внутренних и внешних пользователей о правильности, полноте и своевременности исчисления и уплаты налогов.

3. пользователи информации Налоговые органы и другие внешние пользователи, внутренние управляющие

4. методы ведения учета Счета, двойная запись, инвентаризация и другие на усмотрение организаций и налоговых органов.

5. периодичность составленияУстанавливается НК РФ: квартал, полугодие, 9 месяцев, год и чаще по некоторым налогам.

6. методика расчета финансовых результатовПрибыль рассчитывается в соответствии со ст. 315 НК РФ – как разница между выручкой от реализации продукции, ценных бумаг и др. и суммой расходов, обязательно и внереализационные расходы, разделение прибыли: от каких видов деятельности и источников она получена, учитываются отдельно внереализационные доходы и расходы.

7. момент признания доходов.Метод начисления, т.е. по отгрузке (ст. 271 НК).. Кассовый метод разрешается только тем организациям, у которых сумма выручки от реализации за предыдущие 4 квартала не превысила в среднем 1 млн. руб. за каждый квартал.

8. момент признания расходовПорядок признания расходов при методе начисления устанавливается ст. 272 НК. При кассовом методе – только оплаченные расходы в соответствии с доходами (ст. 273 НК).




9. состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг).- расходы, связанные с производством и реализацией продукции ст. 253 НК: связанные с изготовлением, хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и реализацией товаров;

- на содержание, ремонт, эксплуатацию, техническое обслуживание ОС и иного имущества, на освоение природных ресурсов;

- на обязательное и добровольное страхование;

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1 Основы построения налоговой политики…………………………

1.1 Содержание налоговой политики организации……………………………

1.2 Основные направления налоговой политики организации……………….

1.3 Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе…….

Глава 2 Налоговая политика ООО «Строительной компании

2.1 Экономическая характеристика ООО «Строительной компании «Глобус»………………………………………………………………………….

2.2 Анализ налоговой базы по налогам, уплачиваемым ООО «Строительной компании «Глобус»…………………………………………………………….

2.3Анализ эффективности учетной и налоговой политики ООО «Строительной компании «Глобус»…………………………………………..

Глава 3 Совершенствование налоговой политики ООО «Строительной компании «Глобус»……………………………………………………………

3.1 Рекомендации по совершенствованию налоговой политики ООО «Строительной компании «Глобус»………………………………………….

3.2 Пути оптимизации налоговой политики ООО «Строительной компании «Глобус»………………………………………………………………………..

Список использованной литературы………………………………………….

Глава 1 Основы построения налоговой политики

Содержание налоговой политики организации

Важным элементом финансовой политики организации является ее налоговая политика. Каждая организация заинтересована в уменьшении налоговых выплат. Это означает соответствующее увеличение финансовых ресурсов для дальнейшего развития бизнеса и повышения финансовой устойчивости. Причем, чем выше налоговые ставки, тем сильнее заинтересованность организации в уменьшении налоговых отчислений.

Заинтересованность в снижении налоговой нагрузки порождается также несовершенством налогового законодательства. Высокий уровень налоговой нагрузки, необоснованная усложненность налогообложения, его неустойчивость – сильная мотивация к выработке эффективной налоговой

политики организации. Налоговая политика организации, как составная часть ее финансовой политики, - это обоснованный выбор системы уплаты налогов, обеспечивающий достижение целей организации.

Целью налоговой политики является максимизация прибыли при минимизации издержек, включающих налоговые платежи. Уменьшение налоговых платежей не должно являться самоцелью организации. Налоговую

политику следует рассматривать как способ улучшения финансового состояния и повышения инвестиционной привлекательности организации.

Принципы налоговой политики:

- законность – соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налоговой политики;

- выгодность – снижение совокупных налоговых обязательств в результате применения инструментов налоговой политики;

- реальность и эффективность – использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных для конкретной организации, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением;

- альтернативность – рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации;

- оперативность – корректировка процедуры налоговой политики организации с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений;

- понятность и обоснованность – схема должна быть понятна, а составные части иметь экономическое и правовое обоснование.

Основные направления налоговой политики организации

В налоговой политике организации выделяют следующие основные направления: выбор схемы налогового учета, выбор способов оптимизации налогов, налоговое планирование.

Выбор схемы налогового учета. Действующее налоговое законодательство предусматривает необходимость создания помимо бухгалтерского учета еще и самостоятельной, автономной системы налогового учета.

Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. Осуществляется налоговый учет в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществляемых организацией в течение отчетного

периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет. Налоговый учет строится по правилам, принципиально отличным от правил бухгалтерского

учета. Различают три варианта организации налогового учета. Первый вариант основан на создании автономной системы налогового учета. Второй вариант предусматривает выделение налогового учета из бухгалтерского учета. Третий вариант налогового учета базируется на единой информационной системе бухгалтерского учета. Разработку налоговой политики с выделением самостоятельного раздела налогового учета целесообразно возложить на финансовую службу организации. Только она способна определить наиболее приемлемые (с точки зрения оптимизации финансовых потоков) способы ведения как бухгалтерского, так и налогового учета. Приоритет финансовой службы в выработке и реализации налоговой политики объясняется тем, что бухгалтерия обычно использует те методы налогообложения, которые ей привычны и менее трудоемки. Бухгалтерия, как правило, при расчете налогов не учитывает интегральную, экономическую выгоду организации. Она не способна предвидеть всесторонний финансовый результат ее деятельности.

Выбор способов оптимизации налогов включает: выбор месторасположения организации (размещение организации в российских регионах с относительно низкими налогами и в налоговых «гаванях» с особым налоговым режимом); выбор организационно - правовой формы организации с учетом особенностей налогового режима и внутренней структуры организации; минимизация налога за счет использования налоговых льгот, вычетов, привилегий и устранения двойного налогообложения; выбор способов отсрочек и рассрочек по уплате налогов.

Большие потенциальные возможности оптимизации налогов заложены в учетной политике организации.

Под учетной политикой понимается выбор организацией совокупности способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности, обеспечивающей оптимизацию финансовых потоков и прибыли организации.

От правильного понимания и формирования учетной политики зависит экономическая эффективность деятельности организации, ее финансовая устойчивость. Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину балансовых статей, формирование себестоимости, величину собственного и заемного капитала. Грамотно сформированная учетная политика обеспечивает конкурентные преимущества на рынке. При формировании учетной политики российских компаний выбираются способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Их выбирают из нескольких допускаемых законодательством и нормативными актами. По каждому способу следует приводить подробное обоснование его выбора.

Налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по действующему законодательству. Налоговое планирование включает формирование налогового поля и разработку налогового календаря, расчет последствий введения изменений в налоговое законодательство и изменение учета для своевременной корректировки финансового плана и бюджета организации. Налоговое поле – это информационная налоговая база конкретной организации, включающая полный перечень платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды по видам деятельности, систему льгот, ставки, источники начисления налогов, сроки уплаты и т.п. Налоговый календарь предназначен для прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты налогов в бюджет, а также для своевременного представления отчетности, исключающей штрафные санкции за просрочки. Налоговый календарь целесообразно оформлять в виде таблицы с указанием перечня налогов и сборов, сроков их расчетов, перечислений, представления форм налоговой отчетности, ответственных лиц и прочих необходимых сведений.

Оценка эффективности налогового планирования включает следующие этапы:

- сравнение фактических данных с плановыми показателями, определение величин отклонений, выявление и анализ их причин, установление максимально допустимых размеров отклонений (определение точности налогового планирования);

- выбор состава показателей, позволяющих определить эффективность применяемых методов и способов налогового планирования;

- корректировка действующей системы налогового планирования, принятие решений об отказе от нерезультативных методов и разработке новых.

Персональный блог Аркадия Брызгалина

вторник, 6 октября 2020 г.

Обнародованы Основные направления налоговой политики на 2021-2023 гг. (+ Коммент от А.В. Брызгалина)


Комментарий от А.В. Брызгалина: Честно признаться, давно я не видел более бессодержательного и пустого документа о плановых налоговых показателях на среднесрочное будущее. Идей никаких, одни перепевки того, о чем говорилось несколько лет назад. Почти половина из налоговой тематики – уже принятые нормы и внедренные институты. Зачем они в «Основных направлениях…» - не понимаю.

Во-первых, у меня такое впечатление, что готовился этот документ в уверенности, что никто его особо читать не будет. Ну, якобы, вот должен быть такой «докУмент», сейчас напишем, а что там написано, уже не особо и важно.

Во-вторых, очень много в документе «отчетной» информации о том «что сделано». Может быть это, конечно, и надо записывать в «плановых документах», но мне кажется, что «отчет о проделанной работе» более уместнее размещать не в «Основных направлениях…», а в каком-то другом специальном документе.

Свои главные заслуги в «налоговой политике» 2020 года Минфин видит в стимулировании инвестиционной активности (ну да, ведь 1 апреля был принят Федеральный закон № 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в РФ"), а также в расширении специального налогового режима для самозанятых – налога на профессиональный доход (НПД) (с 1 июля 2020 года «НПД» может применяться на всей территории России). Так, В «Основных направлениях. » указывается, что этот режим пользуется особой популярностью у населения и по состоянию на конец сентября 2020 г. в качестве действующих налогоплательщиков НПД зарегистрировано более 1,1 млн. человек, а суммарный доход действующих плательщиков НПД превысил 150 млрд. рублей (с введения в 2019 г.).

Еще Минфин отмечает заслуги по вопросам создания комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей: введен институт «авансовой» уплаты налогов для физлиц ( «единый налоговый платеж»), сокращено количество предоставляемой отчётности по имущественным налогам организаций (ну это со следующего 2021 г.).

Что касается налоговой политики будущего, то в документе по этому поводу применен не совсем понятный мне термин « Структурный маневр в налоговой системе», который подразумевает под собой манёвр по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП за счет:

· повышения эффективности налоговых льгот при добыче нефти;

· повышения справедливости распределения природной ренты при добыче отдельных твердых полезных ископаемых;

· снижения степени регрессивности в налогообложении доходов (в том числе в части налогообложения «оффшорного» капитала).

Иными словами, снижение фискальной нагрузки за МСП будет проводиться за счет ресурсных налогов.

Так, «повышение эффективности льгот при добыче нефти» включает в себя:

· отмену льгот по добыче с выработанных участков недр с предоставлением права перехода соответствующих участков в режим НДД;

· отмену льгот по добыче и экспорту вязкой/сверхвязкой нефти и льгот по экспорту нефти с отдельных участков недр;

· предоставление новых льгот в целях развития добычи на отдельных месторождениях (с заключением инвестиционных соглашений).

Что касается «повышение справедливости распределения природной ренты», то оно подразумевает повышение ставок НДПИ при добыче отдельных твердых полезных ископаемых, где уровень распределяемой в пользу граждан (бюджета) ресурсной ренты ниже аналогичных уровней в других странах или по другим твердым полезным ископаемым в РФ.

«Снижение степени регрессивности в налогообложении доходов», включает в себя повышение ставки налога на прибыль с выплат доходов (в виде процентов и дивидендов) в оффшорные юрисдикции до 15% с соответствующим пересмотром условий соглашений об избежании двойного налогообложения с «транзитными юрисдикциями» (в т.ч. Кипр, Мальта, Люксембург, Нидерланды).

Интересно, кстати, было прочитать в «Основных направлениях…» пассаж о том, что з а прошедшее десятилетие наблюдалось как увеличение общего объема льготируемой добычи, так и расширение категорий/типов льгот:

· только с 2013 года доля льготируемой добычи нефти возросла с 26,7% до 46,3% (в 2019 г.) ;

· объем соответствующих выпадающих доходов федерального бюджета увеличился более чем втрое: с 0,4 трлн. рублей в 2013 году до 1,4 трлн. рублей в 2019 г.

При этом вышеуказанные меры, внимание, почти цитата, не привели к значимым изменениям в динамике объема добычи и инвестиций в отрасли.

Вот это вывод! Выходит все льготы были представлены нефтяникам напрасно?

Не обходят «Основные направления…» и налоговую поддержку МСП, которая предусматривает:

· снижение страховых взносов для МСП в рамках структурных изменений налоговой системы;

· расширение области применения патентной системы налогообложения (ПСН) на виды предпринимательской деятельности, где сейчас применяется режим ЕНВД: обеспечит комфортный переход индивидуальных предпринимателей (ИП) с ЕНВД на ПСН;

· продление до 2024 г. права регионов вводить «налоговые каникулы» в виде нулевой ставки (УСН, ПСН) для впервые зарегистрированных ИП (для деятельности в производственной, социальной, научной сферах, и в сфере бытовых услуг населению);

· исключение обязанности представления налоговой декларации для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов и использующих контрольно-кассовую технику.

Если в двух словах, то ничего нового и ничего конкретного. Всё это мы уже слышали раньше. Даже не понятно, так будет сохранен ЕНВД или всё-таки нет? Но судя по тому, что они не пишут категорично «об отмене ЕНВД», можно предположить, что Минфин сохраняет этому спецрежиму шанс.

Таким образом, свежих налоговых идей у Минфина для МСП нет.

И это при том, что все органы власти, начиная с марта месяца были буквально завалены предложениями о снижении налоговых ставок, о точечной настройке налоговых аспектов бизнеса и т.д. (я сам написал и подготовил их несколько штук, а уполномоченный по защите прав предпринимателей и деловых объединения передавали их в Правительство буквально пачками).

Что касается мер повышения инвестиционной активности, то там примерно та же картина:

· введение налогового вычета по акцизам на сырье для новых производств нефтегазохимической промышленности (введенных с 2022 г.), в целях содействия развитию новых проектов глубокой переработки этана;

· переход к новому порядку предоставления налоговых льгот инвестиционного характера, предусматривающего заключение инвестиционных соглашений между получателем льгот и Правительством РФ;

· уточнение параметров режима НДД в целях повышения бюджетной эффективности режима и действенности стимулов к эффективным инвестициям в добычу;

· повышение эффективности деятельности институтов развития;

· реализация механизма СПИК 2.0 и запуск механизма СЗПК.

Ясность появилась? Лично у меня нет.

Отдельный раздел «Основных направлений..» посвящен анализу применения режима НДД в 2019-2020 гг. и предложениям по повышению его бюджетной эффективности, но в основном речь там идет об ужесточении контроля за применением льготных механизмов по этому режиму.

Отдельный раздел в «Основных направлениях …» касается «деофшоризации российской экономики»:

· пересмотр СИДН в целях пресечения практики ухода от уплаты налога на доходы с использованием «транзитных юрисдикции»;

· введение права уплачивать НДФЛ в отношении доходов в виде прибыли КИК в фиксированном размере (5 млн. рублей; без декларирования таких доходов) в целях упрощения администрирования и привлечения в РФ налоговых резидентов из числа лиц с высокими доходами;

· сокращение возможности уклонения в сфере международного налогообложения : развитие концепции фактического права на доход, формирование правил определения статуса постоянного представительства иностранных организаций, уточнение перечня доходов от источников в РФ и другие меры по совершенствованию законодательства;

· приведение законодательства о международном автоматическом обмене информацией в полное соответствие Единому стандарту отчетности ОЭСР (Common Reporting Standard) и повышение эффективности обмена финансовыми данными (в т.ч. посредством совершенствования порядка взаимодействия компетентных органов);

Из относительно «нового» я обратил внимание на два обстоятельства:

· пресечение злоупотреблений по применению налоговых льгот международными холдинговыми компаниями, осуществляющими деятельность в рамках САР (хотя это можно считать проявлением текущей работы налоговых органов).

· урегулирование вопросов налогообложения цифровой валюты и налогового контроля за ее оборотом.

Из раздела «повышения качества налогового администрирования» тоже ничего примечательного:

· развитие налогового мониторинга, в том числе посредством уменьшения пороговых требований вхождения налогоплательщиков в налоговый мониторинг;

· введение института «единого налогового платежа», предполагающего уплату налогов одним платёжным поручением с последующим зачетом в счёт имеющихся у налогоплательщика обязательств;

· включение контроля за применением ККТ в систему налогового контроля (отмена в качестве самостоятельной формы государственного контроля);

· расширение возможностей информационного взаимодействия между налоговыми органами, Банком России и кредитными организациями в рамках осуществления налогового и банковского контроля/надзора (может это намёк на то, что налоговики получат упрощенный доступ к информации о банковской деятельности физических лиц, о чем писал уже РБК);

· внедрение института электронной банковской гарантии в целях повышения доступности и безопасности использования банковских гарантий (в т.ч. при возмещении НДС в заявительном порядке);

· определение закрытого перечня случаев/критериев непредставления налоговой декларации в целях пресечения злоупотреблений по неисполнению обязанностей по уплате налоговых платежей и защиты прав добросовестных налогоплательщиков;

· введение обязанности предварительного информирования о предстоящем приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках и переводов его электронных денежных средств за непредставление налоговой декларации;

· развитие электронного документооборота в налоговой сфере;

· увеличение срока хранения документов, необходимых для расчета налогов, с 4 до 5 лет.

Ну и, конечно, по-прежнему Минфин работает над вопросом определения эффективности налоговых льгот, в частности, будет обеспечена методологическая поддержка оценки эффективности налоговых расходов на региональном уровне, в том числе посредством формирования «лучших практик» управления налоговыми расходами

Иными словами, вот и все «Основные направления…»… А может быть это и есть та самая «стабильность», о которой так мечтали налогоплательщики?


Feedback
Задать вопрос или написать автору
____________________________________________

5 октября, прямиком к первому пленарному заседанию нового состава Госдумы 7го созыва, Минфин разместил у себя на сайте проект «Основные направления налоговой политики на 2017 г. и плановый 2018-2019 гг.» (далее по тексту «Основные направления…»), приписав для пояснения «(направленный в Правительство РФ и Государственную Думу Федерального Собрания РФ)».

Я ознакомился с этим документом и представляю вам основные выжимки из него, касающиеся главных предполагаемых параметров будущего налогообложения на предстоящие 3 года.

Перечень конкретных предложений для реализации налоговой политики на 2017 и на плановый период 2018-2019 гг.

Выше я кратко изложил основные содержательные положения этого документа, а далее хотелось бы высказаться по существу.

Ведь вся эта история с пропавшим в середине года документом, а также с его появлением в начале октября, наводят на некоторые размышления. И хотя перед нами пока только проект, попытаться проанализировать ситуацию все-таки стоит.

1) Налоговая политика в нашей стране это нечто особое, это то нечто, которое не особо связано с формализованными положениями того или иного документа, даже если этот «документ» прописан, как необходимый и обязательный аж в Бюджетном кодекс РФ (п. 2 ст. 172 БК РФ).
К сожалению, но это так. Вот не было у нас документа о направлениях налоговой политики, а политика все равно была, поэтому сам документ о политики и сама политика существуют в неких параллельных реальностях, которые иногда пересекаются, а иногда и нет. И даже объяснения типа того, что в этом году были выборы, поэтому Минфин вроде бы и «не торопился», что бы якобы не «навязывать» новым депутатам своей позиции, мало успокаивает.
Тем более, что власти сами регулярно нивелируют значение «Основных направлений..». Например в 2015 г., в Основных направлениях налоговой политики на 2016 и 2017-2018 гг. (появились на сайте Минфина 27.07.2015) почти ничего не говорилось о передаче функций по взиманию страховых взносов от внебюджетных фондов налоговым органам. А в январе, без всяких лишних разговоров и без оглядки на какие-то «Основные направления-2015» эта идея была озвучена, в апреле появились проекты соответствующих законодательных актов, а уже 3 июля Президент подписал весь пакет законов по этому поводу. Вот тебе и «основные направления».

2) Ознакомление с «долгожданным» проектом «Основных направлений» показывает, что ничего особо нового власти по налогам нам пока не предлагают. Более того, почти 100% положений уже были так или иначе озвучены должностными лицами фискальных ведомств в их общении с СМИ, или как-то по-другому уже просачивалось в прессу.
Можно даже отметить, что если ранее, в «основных направлениях» можно было почерпнуть какие-то новые, свежие, ранее не озвученные идеи и предложения, то в этот раз Основные направления это вовсе не творческий акт, а акт сводный, т.е. «суммирующий» ранее озвученные идеи и предложения.
Хотя само по себе «отсутствие нового» это и не хорошо и не плохо.
Ведь с одной стороны, никто и особо не спорит, в сфере налогов накопилось множество проблем, которые требуют своего скорейшего разрешения и консервация этого процесса только усугубляет ситуацию. Ведь непринятие нужных решений имеет такое же негативное значение, как и принятие ошибочных решений.
С другой стороны, «зуд реформаторства», стремление «разрушить до основания», а потом построить на обломках новое «налоговое царство справедливости и счастья», тоже ничего хорошего не несет, т.к. слом действующей и более менее работающей системы еще не обещает нам того, что станет намного лучше.
Я уже не говорю, что новое любое реформирование неизбежно привнесет элементы хаоса, неразберихи, путаницу, различные «переходные периоды» и др., что негативно скажется не только на, и без того хромающей, бюджетной системе, но и способно подорвать зыбкое, но стабильное состояние выживших после кризисов 2008 и 2014-2015 гг. бизнесов.
Тем более, что любая налоговая система все равно будет нести в себе те или иные недостатки, поэтому зачастую налоговые реформы приводят к замене одних несовершенных налоговых система на другие такие же, а порой даже и хуже.
Есть и еще один «плюс» в том, что «Основные направления…» не содержат новшеств.. Честно говоря, не люблю «сюрпризов», поэтому тот факт, что Минфин возвел в ранг «официальной налоговой политики» уже известные и более менее проработанные или хотя «обсужденные» положения, можно только приветствовать.
Вообще же мне кажется, что налоговую политику нельзя отрывать и рассматривать отдельно от бюджетной, финансовой, да и экономической политики по стране в целом. Налоговая политика – это только одна из составляющих, поэтому любое резкое «реформирование» налоговой системы, должны быть обусловлено изменением и в экономической и финансовой политике, однако очевидно, что такая цель на ближайшую перспективу перед властями не стоит. Не может часть развиваться лучше целого, поэтому и ждать от налоговой политики чудес преображения экономически страны тоже не стоит.

3) Как следует из «Основных положений…» никакого повышения действующих и введения новых налогов до 2018 г. власти не планируют. Пожалуй, это главная содержательная идея всего документы.
Таким образом, основной тезис налоговой политики Президента РФ, озвученный им в начале декабря 2014 г. – «налоги не поднимаем», остается пока незыблемым. Учитывая, что конституционное большинство в Госдуме сейчас за пропрезидентской партией, можно предположить, что никаких «резких движений» законодатель в 2016-2018 г.г. делать не будет, и мы будем в эти годы иметь ту налоговую систему, которую имеем сейчас.

4) Сравнивая содержание «Основных направлений…» с предвыборной программой партии «Единая Россия» (см.здесь) можно отметить, что партийные предпочтения последней по налогам практически никак не повлияли (во всяком случае, в этом году) на выработку налоговой политики на предстоящие 3 года. Разве что по самозанятым гражданам позиции правящей партии и Минфина совпали и трудно здесь ответить на вопрос, кто был первым или Минфин подхватил идею от единороссов, или «Единая Россия» заимствовала мысль у Минфина и вписала в программу партии.

Вообще же в предстоящее время мне было бы очень интересно посмотреть, что Правительство и Госдума предложат в проект "Основных направлений…", т.к. любые предложения (так и отсутствие таковых) будут иметь большое значение для оценки общей перспективы развития налоговой политики страны.

Читайте также: