Ставка единый социальный налог

Опубликовано: 06.05.2024

В соответствии с положениями ст. 234 НК РФ новый для российской системы налогов обязательный фискальный платеж - единый социальный налог (ЕСН), устанавливается для целей мобилизации денежных средств и направления их на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Поэтому правовыми основами ЕСН являются положения части первой НК РФ, гл. 24 части второй НК РФ "Единый социальный налог" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ (с измен, на 24.07.2002), а также других федеральных законов в области социального обеспечения граждан (в частности, Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 167-ФЗ, с измен, на 29.05.2002).
В Российской Федерации ЕСН впервые введен с 1 января 2001 года. Поступления от него зачисляются в три государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ.
С 1 января 2002 года, то есть с введением ЕСН, изменилось название основного источника, за счет которого формируются указанные фонды, но сложившаяся система медицинского и социального страхования была сохранена. Таким образом, ЕСН заменил взимавшиеся ранее взносы в государственные социальные внебюджетные фонды в основном по форме.
Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты ЕСН утверждены приказом МНС РФ от 05.07.2002 № БГ-3-05/344. Методические указания о порядке взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачета (возврата) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и ЕСН утверждены приказом МНС РФ от 29.12.2000
№ БГ-3-07/466. Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог (взнос)11, доведены письмом МНС РФ от 19.06.2001 № СА-6-07/[email protected]
Налогоплательщиками ЕСН являются:
• лица, производящие выплаты физическим лицам:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринима­телями;

• индивидуальные предприниматели, адвокаты. Основным критерием разделения налогоплательщиков ЕСН на две ка­тегории выступает то, являются ли они работодателями либо сами "ра­ботают на себя". При этом если налогоплательщик одновременно отно­сится к нескольким из указанных выше категорий налогоплательщиков
(например, если адвокат нанял на работу помощника), то он обязан исчислять и уплачивать налог по каждому из оснований. Объект налогообложения. В зависимости от принадлежности налогопла­
тельщика к одной из указанных выше категорий положениями гл. 24 НК РФ выделяются два вида объектов налогообложения:
для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам (то есть для организаций, индивидуальных предпринимателей), объек­том налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, на­числяемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудо­вым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по ав­торским договорам;
налогоплательщиков - физических лиц, не признаваемых для целей на­логообложения по ЕСН индивидуальными предпринимателями, объек­том налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых яв­ляются выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогопла­тельщиками в пользу физических лиц.

Выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, пред­метом которых является переход права собственности или иных вещ­ных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), не относятся законодательством к объекту налогообложения. Соответ­ственно для налогоплательщиков второй категории (индивидуальных предпринимателей и адвокатов, не являющихся работодателями) объек­том налогообложения являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Дляиндивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систе­му налогообложения, объектом налогообложения является валовая вы­ручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом "Об упро­щенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" как сумма доходов, полученных за нало­говый период как в денежной, так и в натуральной формах от предпри­нимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщи­ков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения соста­ва затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль гл. 25 НК РФ.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
Налоговая база. Порядок определения налоговой базы по ЕСН также
ставится в зависимость от категории налогоплательщика. Налоговые льготы. В соответствии с положениями ст. 239 НК РФ от уп­ латы налога освобождаются:
организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы;
следующие категории налогоплательщиков-работодателей - с сумм вып­лат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника:
- общественные организации инвалидов, среди членов которых инва­лиды и их законные представители составляют не менее 80%, их реги­ональные и местные отделения;
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкла­дов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписоч­ная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработ­ной платы инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25%;
- учреждения, созданные в образовательных, культурных, лечебно-оз­доровительных, физкультурно-спортивных, научных, информацион­ных и иных социальных целях, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственны­ми собственниками имущества которых являются указанные обществен­ные организации инвалидов. Указанные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реа­лизацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полез­ных ископаемых, а также иных товаров, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ;

налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринима­тельской и иной профессиональной деятельности в размере, не превы­шающем 100000 руб. в течение налогового периода;
российские фонды поддержки образования и науки - с сумм выплат гражданам РФ в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляе­мый учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспи­рантам государственных и (или) муниципальных образовательных уч­реждений.

Также освобождены от уплаты ЕСН следующие министерства и ведом­ства: Минобороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФАПСИ при Президенте РФ, ФСО РФ, СВР РФ, ФПС РФ, Федеральная служба специального строительства РФ, в составе которых проходят службу военнослужа­щие, ФСНП России, Минюст РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ, ГТК РФ, военные суды, Судебный департамент при Вер­ховном Суде РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ в части сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и на­чальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и таможенной системы РФ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 238 НК РФ для бюджетных органи­заций установлено освобождение от налогообложения сумм, не превы­шающих 2000 руб. (на одно лицо за налоговый период), выплат работ­никам Зтих организаций (в виде материальной помощи, а также возмещения бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных лечащим врачом. Отметим, что предоставление такого права только бюджетным организациям проти­воречит конституционным принципам равенства и недискриминации различных форм собственности, ибо содержит основанное на критерии права собственности преимущество одних категорий налогоплательщи­ков над другими.
Налоговым периодом по ЕСН является календарный год. Кроме того, положениями ст. 240 НК РФ установлено, что отчетными периодами по налогу являются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
Налоговые ставки. Для налогоплательщиков - работодателей, произво­дящих выплаты физическим лицам, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных на­
родов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствова­ния, положениями п. 1 ст. 241 НК РФ установлены следующие базовые ставки:

Налоговая база на каждого отдельного работника (нарастающим итогом с начала года)

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования РФ

От 100001 до 300000 руб.

28000 руб. + 15,8% с суммы, превышающей 100000 руб.

4000 руб. + 2,2% с суммы, превышающей 100000 руб.

От 300001 до 600000 руб.

59600 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 300000 руб.

8400 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 300000 руб.

ЕСН отменён 1 января 2010 года и фактически заменён страховыми взносами.

Ставки ЕСН по категориям плательщиков

  • Основная категория
  • С/х товаропроизводители, организации народных художественных промыслов и родовых, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования
  • Организации и ИП, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны
  • Индивидуальные предприниматели
  • Адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой
  • Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны)

Примите во внимание, что налоговая база определяется нарастающим итогом с начала года.

Ставки ЕСН для основной категории плательщиков

Налоговая база на каждое ФЛ Федеральный бюджет ФСС Федеральный ФОМС Территориальный ФОМС Итого
До 280 000 руб. 20,0% 2,9% 1,1% 2,0% 26,0%
От 280 001 руб. до 600 000 руб. 56 000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 280 000 руб. 8 120 руб. + 1,0% с суммы, превышающей 280 000 руб. 3 080 руб. + 0,6% с суммы, превышающей 280 000 руб. 5 600 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 руб. 72 800 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 81 280 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 11 320 руб. 5000 руб. 7 200 руб. 104 800 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для с/х товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования

Налоговая база на каждое ФЛ Федеральный бюджет ФСС Федеральный ФОМС Территориальный ФОМС Итого
До 280 000 руб. 15,8% 1,9% 1,1% 1,2% 20,0%
От 280 001 руб. до 600 000 руб. 44 240 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 280 000 руб. 5 320 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 280 000 руб. 3 080 руб. + 0,6% с суммы, превышающей 280 000 руб. 3 360 руб. + 0,6% с суммы, превышающей 280 000 руб. 56 000 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 69 520 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 8 200 руб. 5000 руб. 5 200 руб. 88 000 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для организаций и ИП, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны

Налоговая база Федеральный бюджет Итого
До 280 000 руб. 14,0% 14,0%
От 280 001 руб. до 600 000 руб. 39 200 руб. + 5,6% с суммы, превышающей 280 000 руб. 39 200 руб. + 5,6% с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 57 120 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 57 120 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для индивидуальных предпринимателей

Налоговая база Федеральный бюджет Федеральный ФОМС Территориальный ФОМС Итого
До 280 000 руб. 7,3% 0,8% 1,9% 10,0%
От 280 001 руб. до 600 000 руб. 20 240 руб. + 2,7% с суммы, превышающей 280 000 руб. 2 240 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 руб. 5 320 руб. + 0,4% с суммы, превышающей 280 000 руб. 28 000 руб. + 3,6% с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000руб. 29 080 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 3 840 руб. 6 600 руб. 39 520 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для адвокатов и натариусов, занимающихся частной практикой

Налоговая база Федеральный бюджет Федеральный ФОМС Территориальный ФОМС Итого
До 280 000 руб. 5,3% 0,8% 1,9% 8,0%
От 280 001 руб. до 600 000 руб. 14 840 руб. + 2,7% с суммы, превышающей 280 000 руб. 2 240 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 руб. 5 320 руб. + 0,4% с суммы, превышающей 280 000 руб. 22 400 руб. + 3,6% с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000руб. 23 480 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 3 840 руб. 6 600 руб. 33 920 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны)

Налоговая база на каждое ФЛ Федеральный бюджет ФСС Федеральный ФОМС Территориальный ФОМС Итого
До 75 000 руб. 20,0% 2,9% 1,1% 2,0% 26,0%
От 75 001 руб. до 600 000 руб. 15 000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 75 000 руб. 2 175 руб. + 1% с суммы, превышающей 75 000 руб. 825 руб. + 0,6% с суммы, превышающей 75 000 руб. 1 500 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 75 000 руб. 19 500 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 75 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 56 475 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 7 425 руб. 3 975 руб. 4 125 руб. 72 000 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Итак, под аббревиатурой ЕСН ранее понимался единый социальный налог, отмененный в далеком уже 2010 году. То есть применение термина ЕСН – всего лишь сохранившаяся привычка, распространяемая на сегодняшний день на некоторые виды взносов социального назначения, о которых мы поговорим ниже.

ЕСН сегодня

01.01.2010 года на смену главе 24 НК РФ «Единый социальный налог», регламентировавшей правоотношения, связанные с начислением и выплатой страховых взносов, пришел Федеральный закон РФ «О страховых взносах в ПФР, ФСС РФ и ФОМС РФ».

Таким образом, с 1 января 2010 года единый налог был разбит на самостоятельные выплаты, диверсифицированные по месту их назначения – пенсионный фонд, фонд социального страхования и в 2 фонда медицинского страхования – федеральный и региональный.

При этом сохранились некоторые виды взносов, не входящие в список, представленный выше, а именно:

  • обязательное страхование от несчастных случаев;
  • обязательное медстрахование неработающих граждан.

Эти виды выплат регламентированы иными специализированными законами, в соответствии с ч.2 ст.1 Закона РФ №212 «О страховых взносах».

Плательщики ЕСН

Обязанность по выплате страховых взносов возложена на:

  • юридические лица и организации;
  • ИП, в том числе и частнопрактикующие адвокаты и нотариусы;
  • граждане, не являющиеся ИП, но заключающие трудовые договоры и производящие выплату работникам заработных плат, например, при заключении трудовых договоров с домохозяйками, нянями или сиделками.

То есть плательщиками страховых взносов остались те же лица, которые являлись плательщиками ЕСН.

  • юридические лица и организации делают отчисления со всех видов доходов;
  • ИП и физические лица, производящие выплату заработной платы, рассчитывают объем взносов исходя из общей массы выплат по трудовым договорам.

Поскольку страховые взносы перестали быть едиными и стали специализированы, то соответствующие расчеты по ним должны подаваться плательщиками в специализированные территориальные органы – территориальный ПФР и территориальный ФСС.

При оформлении документов и деклараций по страховым выплатам необходимо указывать коды бюджетной классификации в зависимости от дестинации (предназначения) платежа.

Выделяются следующие дестинации:

  • ЕСН, подлежащий зачислению в федеральный бюджет;
  • ЕСН для ФСС;
  • ЕСН для обязательного медицинского страхования;
  • ЕСН для территориального обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Поскольку коды бюджетной классификации – изменяемый атрибут страховых выплат, то номера кодов желательно раз в год уточнять в территориальном налоговом органе или на официальных сайтах ПФР, ФСС, ФОМС и ТФОМС.

Как ни странно, существуют и такие виды налогов, которые не так уж и обидно платить, ведь в результате, вы все еще имеете возможность воспользоваться своими кровными деньгами, хоть и немного позже, или в экстренных случаях. Это – так называемый единый налог, который функционировал, как единая система налогообложения и был расформирован с 2010 года, но не отменен, а просто переведен в разные плоскости.

Теперь вместо одного платежа, он проводится по нескольким и в разные инстанции. Впрочем, это не сильно на что-то влияет у самого плательщика.

Единый социальный налог – что это

Итак, что такое единый социальный налог? Как правило, под ним имелось ввиду объединение налоговых платежей в социальные государственные фонды, которые призваны беспокоиться и опекать нас в случае необходимости. Безусловно, никто не собирался делать это за собственный счет или, тем более, за счет государства, поэтому в каждый из таких фондов нужно положить «копеечку».

В число социальных фондов входят:

  • Пенсионный фонд РФ;
  • Фонд страхования;
  • Фонды медстрахования (сюда включаются оба уровня их существование: федеральный и региональный).

Так, единый налог – это 20% от общей получаемой суммы дохода, которые отнимаются в счет ПФ, 3,2% – на социальное страхование, 2% переходит в региональный, а 0,8% в федеральный фонд медстрахования. То есть, получается уже немалая сумма из того, что вы должны были получить непосредственно в результате кропотливой работы. Но и это еще не все, так как существуют платежи, не входящие, хоть и похожи по своей функциональности, в ряд вышеописанных фондов. Например, взносы на страхование от несчастных случаев на производстве, которые непосредственно переводятся в федеральный фонд соцстраха.

Кто платит единый налог

Обязательно нужно понять, кто платит ЕСН. Как правило, платить должны все, кто работает, будь то организация или наемный работник. Дабы сделать процедуру оплаты более понятной, государство разделяет всех плательщиков на две категории:

  1. Работодатели, которые регулярно выплачивают зарплаты и другие виды выплат своим работникам (и абсолютно без разницы, физическое это лицо (ИП) или юридическое).
  2. Работники, которые получают такие зарплаты и выплаты (сюда же входит и ЕСН для ИП).

Может возникнуть такая ситуация, когда в одном лице будет одновременно совпадать обе категории. Здесь налоговые органы не разбираются, а просто облагают его по обоим уровням, на разных основаниях.

Также, очень любопытно и то, что если вы получаете прибыль от своей же деятельности, то есть являетесь ИП, или занимаетесь семейными, традиционными отраслями хозяйствования, либо же вы адвокат, то имеете полное право не уплачивать ту часть налога, которая относится к соцстраху РФ. Но все остальные платежи все равно остаются обязательными, поэтому, еще нет повода расслабляться.

Что входит в объект налогообложения

Учитывая, что ЕСН это – налог, уплачиваемый отдельно разными категориями лиц, нужно и объекты разделять по ним же. Так, первая категория получает от государства обязательства отнимать денежку от:

  • любых выплат, которые начисляются работникам в связи с их рабочей деятельностью. Сюда же может относиться даже вознаграждения, которые работники должны получить по гражданским договорам. Несправедливость, как кажется, но пусть вас утешает, что вы все еще можете воспользоваться этими деньгами, хоть и нескоро или при наступлении страхового случая.
  • выплат, которые получает работник в виде материальной помощи. Увы, сюда включают все возможные безвозмездные получения денег, которые не проходят по трудовому или гражданскому договору. То есть, не такие они уж и безвозмездные, собственно.

Но, даже учитывая это, все еще остаются некоторые возможности, где ЕСН не подлежит необходимому отчислению. Так, например, работодатель имеет право вознаградить или просто поощрить, подарить своим сотрудникам что-либо, сумма чего не превышает 1000 рублей (свыше – придется делиться и с государством). Но это «что-то» должно быть выплачено в натуральной форме, то есть продукцией, детскими вещами и подобным. Также не включаются в единый налог и суммы выплат, которые могут переходить от работодателя, если те выплачиваются уже после уплаты налогов на доходы. Впрочем, такие выплаты – это, чаще всего, разряд фантастики, ведь кто захочет делиться собственными деньгами просто так?

Вторая группа ЕСН (напомним, что это лица, работающие на себя) должна оплачивать единый социальный налог из сумм:

  • тех, что лицо получает от занятий любой профессиональной деятельностью (это может быть и работа на кого-то в офисе, и личное предпринимательство, но без дополнительного участия «в доле» соседей, друзей или кого-то еще). В эти суммы не входят только средства, что были пущены на непосредственное извлечение пользы из работы. То есть, можно сказать, что единый налог с индивидуальных предпринимателей будет вычисляться в процентах от «чистых» доходов;
  • что указаны в стоимости патента, купленного для проведения какой-либо деятельности. Конечно же, это относится только к тем, кто перешел на упрощенную систему оплаты налогов и приобрел патент, то есть единый налог ИП.

Можно ли уменьшить суммы налогов и как это сделать

Если существует необходимость отдать, то всегда ищется возможность и вернуть. ЕСН обязательно нужно выплачивать, но нужно учитывать и возможности немного снизить этот процент.

Такие небольшие хитрости больше касаются первой группы плательщиков, так как именно с них государство получает наибольшие суммы (и это понятно, ведь чем больше работников на предприятии или в фирме, тем больше и отчисления). Так, можно снизить суммы отчисления за счет проведения некоторых расходов в счет государственного соцстраха. Налог будет чуть меньше, хотя и не настолько, как хотелось бы.

Также существенно снизить налог можно, если у вас в штате есть работники с разной степенью инвалидности (для получения льготного режима нужно, дабы их количество на предприятии было более процента, указанного в законодательстве). Да и такие сферы работы как ИТ или инжиниринг на сегодня очень поощряются, поэтому, также пользуются определенными скидками и льготами.

А вот единый налог для ИП и так будет наименьшим среди всех, так как за ними фиксируются конкретные платежи, и они существенно меньше, чем за сотрудниками компаний.

Современные изменения

Если единый налог и так включал в себя 26% от всех выплат, которые должны получить работники и предприниматели за свой честный труд, то уже в 2014 году этот показатель подпрыгнул до 34%. На самом деле, это очень много и такие цифры могли бы существенно повысить уровень жизни среднестатистического гражданина.

Многие не задумываются о реальных расходах компаний на налоги по заработным платам. Например, получая приблизительно двадцать тысяч в месяц, десять ваших кровных переходят в счет оплаты налогов. А ведь могло бы быть и тридцать! И это не говоря о том, что при прохождении черты годовой зарплаты в 537 тыс. рублей – возлагается дополнительная ставка в 10% (итого более 40%!).

Немного разобравшись с тем, что такое единый налог, можно осознавать: куда, кому, а главное – сколько, вы отчисляете от каждого своего дохода в вышеупомянутые фонды.

Кроме этого, следует понять и как платить единый налог, ведь сама процедура также очень важна – ее нарушение может повлечь необходимость более тесного общения с налоговыми органами и указанными фондами.

С 2013 года начали работать новые счета, которые, теперь уже по отдельности, принимают перечисления за каждый из подвидов налога. Они открываются в казначействе, и если ранее вы оплачивали иначе, то теперь все характеристики и счета полностью поменялись. Как и полагается нововведению, сразу же в 2013 году эта схема не начала работать верно, и пришлось еще немного подождать, дабы получить все положенные номера счетов.

Таким образом, сегодня система несколько усложняется отсутствием одной конкретной или процентной суммы от доходов, поэтому, многим предпринимателям понадобятся профессиональные услуги бухгалтеров и экономистов. Физическим же лицам в этой ситуации гораздо проще, так как налоги и отчисления за них производит работодатель.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ЕСН

Из выступления на семинаре 5 сентября 2002 года.

Начиная с момента вступления в действие, то есть с 1 января 2001 года, двадцать четвертая глава Налогового кодекса "Единый социальный налог" стала головной болью бухгалтеров предприятий всех сфер деятельности. Основные проблемы связаны с тем, что при применении положений этой главы необходимо постоянно обращаться к требованиям других нормативных актов из различных отраслей права - Трудового и Гражданского кодексов, законодательных актов по налогам и сборам и т.д. Помимо этого, следует учитывать мнения налоговых органов, различных внебюджетных фондов, которые доводятся до сведения налогоплательщиков посредством писем, приказов, методических рекомендаций.

љС начала две тысячи второго года, когда как в эту главу Налогового кодекса, так и в другие нормативные акты, касающиеся исчисления и уплаты предприятиями данного налога, начали вносить регулярные изменения, актуальность этого вопроса еще сильнее возросла.

Приказом МНС от 05.07.2002 г. N БГ-3-05/344 были утверждены Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (далее по тексту - Методические рекомендации), которые разЪясняют порядок применения отдельных положений главы 24 НК РФ в редакции изменений, внесенных законами от 31.12.2002 г. N 198-ФЗ и от 29.05.2002 г. N 57-ФЗ.

Однако часть положений, изложенных в Методических рекомендациях, на сегодняшний день уже успела утратить силу в связи с выходом еще одного нормативного документа - Федерального Закона от 24.07.2002 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах". Очередные изменения внесены в Закон от 31.07.98 г.. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". В частности, законодателями был исключен подпункт этого закона, обязывающий плательщиков единого налога на вмененный доход уплачивать единый социальный налог (причем данная норма распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2002 г.). Уплаченные этими организациями суммы единого социального налога зачитываются в счет сумм, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие социальные внебюджетные фонды в соответствии с распределением в бюджеты разных уровней и государственных внебюджетных фондов, приведенным в статье 7 Закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" в новой редакции, предложенной Законом 104-ФЗ. Сумма единого налога, исчисленная за соответствующий налоговый (отчетный) период в 2002 году, уменьшается налогоплательщиком на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных в 2002 году. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 35 %. К сожалению, на сегодняшний день налоговые органы не разЪяснили порядок применения данных положений закона, однако до окончания отчетного периода еще есть время, и возможно какие-то указания будут доведены до сведений налогоплательщиков.

Что касается непосредственно Методических рекомендаций, то нам хотелось бы остановиться на некоторых важных, на наш взгляд, моментах.

ОбЪект налогообложения и налоговая база

В соответствии со ст. 236 НК РФ обЪектом налогообложения для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих выплаты физическим лицам - признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Методическими рекомендациями разЪяснено, что выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу членов семей работников, единым социальным налогом не облагаются.

љљљљљљљљљљљ ОбЪектом налогообложения для налогоплательщиков - физических лиц (не являющихся индивидуальными предпринимателями) - признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц. У этих налогоплательщиков обЪект налогообложения может возникнуть, например, в случае оплаты труда домработниц, личных секретарей, шоферов и т.д. при условии заключения с ними трудовых и гражданско-правовых договоров.

љљљљљљљљљљљ Не относятся к обЪекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

В Методических рекомендациях подчеркнуто, что по договору аренды транспортного средства с экипажем начисление и уплата налога производится с сумм, выплаченных в пользу членов экипажа. По нашему мнению, если договором не предусмотрена разбивка суммы платежи на две части - непосредственно арендную плату и вознаграждение за управление и техническое обслуживание автомобиля, всю арендную плату облагать налогом не нужно.

Согласно последней редакции п. 3 ст. выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются обЪектом налогообложения, если у налогоплательщиков - организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. По мнению МНС РФ, на организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, эта норма распространяться не может.

РазЪясняя в Методических рекомендациях порядок применения этого положения Налогового кодекса, МНС делается упор на ст. 270 НК РФ главы "Расходы, не учитываемые в целях налогообложения". Однако, по нашему мнению, этот вопрос нужно рассматривать шире. В том числе исключать из-под налогообложения суммы сверхнормативных компенсационных выплат (например, по расходам на командировки, выплаты за использование личного транспорта в служебных целях и т.п.).

Хотелось бы подробнее остановиться на п. 29 ст. 270, в соответствии с которым расходы предприятия на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно - зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно - техническую и иную используемую в производственных целях литературу, и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников, не учитываются для целей налогообложения налогом на прибыль организаций. В то же время, согласно п. 1 ст. 237 налоговая база, эти выплаты включены законодателями в состав налоговой базы по ЕСН. Ситуация была разЪяснена письмом МНС от 04.04.2002 г. N СА-6-05/415 "О едином социальном налоге". По мнению налоговых органов, выплаты и вознаграждения, указанные в п. 1 ст. 237, в виде полной или частичной оплаты товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования, не подлежат включению в налоговую базу при исчислении единого социального налога, если они не отнесены налогоплательщиками - организациями к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Суммы, не подлежащие налогообложению

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом государственные пособия и компенсационные выплаты в случае, если они предусмотрены законодательством Российской Федерации, законодательными актами субЪектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.

Важно отметить, что к государственным пособиям относятся все виды обязательного страхового обеспечения граждан.

Остановимся подробнее на некоторых видах компенсационных выплат, поименованных в п. 2 ст. 238 НК РФ.

Компенсационные выплаты, связанные сљ возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников, не облагаются единым социальным налогом в случае, если указанные расходы понесены в соответствии сљ договорами с образовательными учреждениями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности. Причем только в том случае, если происходит повышение квалификации, либо работнику присваивается дополнительная квалификация на базе уже полученной специальности. Что касается квалификационного аттестата профессионального бухгалтера, то расходы на непосредственное обучения бухгалтеров с целью получения аттестата не подлежат обложению налогом. Однако, по мнению налоговых органов, сумма единовременного взноса, перечисляемого на счет Аттестационной комиссии Института профессиональных бухгалтеров, подлежит обложению налогом. На наш взгляд, последняя сумма не подлежит включению в состав расходов, принимаемых для целей налогообложения (поскольку платеж адресный и является расходами соискателя, т.е. физического лица), и не является обЪектом обложения ЕСН в соответствии с п. 3 ст. 236.

Компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей включают в себя в том числе расходы на командировки и расходы, возмещаемые работнику при использовании им личного имущества при выполнении трудовых обязанностей. При этом выплаты в пределах установленных законодательством норм не облагаются ЕСН в соответствии со ст. 238, а превышение над нормативами - в соответствии с п. 3 ст. 236 в случае, если у организации - плательщика налога на прибыль - такие расходы не отнесены на уменьшение налогооблагаемой прибыли.

Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством, а также членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи, не облагаются единым социальным налогом, если они должным образом подтверждены документально (решениями органов государственной власти, справками из ДЭЗ, СЭС, органов МВД и т.д. - в первом случае, и заявлением работника, копией свидетельства о смерти, копиями документов, подтверждающих родство - во втором случае).

В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации), помимо выплат, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

В отношении налоговых льгот, предусмотренных ст. 239 НК РФ, хотелось бы отметить следующее.

Согласно ст. 56 НК, налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов. Заявление в письменной форме предоставляется в налоговые органы. В случае, если налогоплательщик отказывается от предоставленной льготы после начала календарного года, то он должен произвести уплату налога за весь налоговый период, т.е. за весь календарный год. При этом, с учетом статьи 75 НК РФ, налогоплательщик, помимо причитающихся к уплате за предшествующие периоды сумм ЕСН, обязан уплатить соответствующие суммы пеней.

При этом, налогоплательщики, освобожденные от уплаты налога в соответствии с требованиями ст. 239, тем не менее уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законом N 167-ФЗ от 15.12.2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании".

Особенности исчисления налога

В соответствии со ст. 243 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Принятые к вычету, начисленные, но не уплаченные в срок, т.е. до 15 числа следующего месяца, суммы считаются недоимкой и взыскиваются налоговыми органами в бесспорном порядке с начислением сумм пеней по итогам отчетного периода. Кроме того, недоимка по страховым взносам будет взыскана и органами ПФРФ с начислением сумм пеней в судебном порядке.

У предприятий, использующих труд инвалидов, т.е. пользующихся льготой в соответствии со ст. 239 НК РФ, встал вопрос о том, каким образом применять этот вычет - в полном обЪеме, или в части, не превышающей половины суммы единого социального налога, приходящегося в федеральный бюджет. Эта ситуация была разЪяснена Приказом МНС РФ от 01.02.2002 г. N БГ-3-05/49 "Об утверждении формы расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу и порядка ее заполнения" (в редакции изменений, внесенных приказом МНС РФ от 17.07.2002 г. N БГ-3-05/367). Последний раздел приказа касается порядка заполнения графы 3 раздела (т.е. сумм, подлежащих уплате в федеральный бюджет) предприятиями, применяющими налоговые льготы в соответствии со ст. 239 Кодекса.

љЧто представляет собой этот особый порядок? В расчете по авансовым платежам по единому социальному налогу есть три группы строк. Строки 0400 - 0440 - сумма начисленных авансовых платежей по налогу за отчетный период, строки 0500 - 0540 - сумма начисленных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) и строки 0600 - 0640 - суммы, подлежащие начислению в федеральный бюджет. Обычные предприятия определяют показатель по строкам 0600 - 0640 как разницу между начисленной суммой налога и величиной налоговых вычетов. Предприятия, пользующиеся льготой, определяют сначала сумму налоговых вычетов в соответствии с законом 167-ФЗ. Затем определяется показатель по строкам 0600 - 0640. Для этого налоговая база за минусом льгот, т.е. налоговая база для исчисления налога, умножается на ставку, определенную как одна вторая ставок по налогу, установленных для данной категории налогоплательщиков (при этом для налоговой базы свыше 600.000 руб. применяется ставка в размере одной второй от суммы фиксированного платежа, установленного в рублях, и 2 % с суммы, превышающей 600.000 руб.). А строки 0400 - 0440 определяются как сумма соответствующих показателей по строкам 0500 - 0540 и 0600 - 0640.

О.В. Лаврищева,
начальник отдела общего аудита
ООО Аудиторская фирма "Фабер Лекс",
г. Краснодар, тел. (8612) 55-04-72, 59-32-96, 59-31-86.љљљ
љљљљљљљљљљљљљљљ љ
љљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљљ 30.08.2002г.

Федеральным законом РФ от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» глава 24 «Единый социальный налог» НК РФ признана утратившей силу с 1 января 2010 года.

С 1 января 2010 года Федеральным законом РФ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» вводятся страховые взносы:

– в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование;

– в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

– в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.

При этом действие Закона № 212-ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые по-прежнему регулируются Федеральным законом РФ от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ.

Особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования установлены отдельными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В связи с заменой ЕСН на страховые взносы вносятся изменения в главы 23, 25, 26.2, 26.3 НК РФ и различные федеральные законы.

Плательщиками страховых взносов являются страхователи.

При этом категории страхователей те же, что и налогоплательщики ЕСН:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Так же, как и по ЕСН, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

Объект обложения страховыми взносами абсолютно идентичен объекту налогообложения ЕСН, установленному п. 1 ст. 236 НК РФ.

База для начисления страховых взносов будет определятся в порядке, аналогичном установленному ст. 237 НК РФ.

С 1 января 2010 года устанавливается предельная величина базы для начисления страховых взносов.

Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода.

С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы взиматься не будут.

В 2010 году предельная величина базы для начисления страховых взносов не индексируется.

А с 1 января 2011 года предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной индексации определяется Правительством РФ.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами

В настоящее время суммы, не подлежащие налогообложению ЕСН, перечислены в ст. 238 НК РФ.

Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, практически аналогичен перечню, установленному ст. 238 НК РФ.

Поэтому весь перечень приводить не будем, рассмотрим только отличия.

Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемые при увольнении работника.

С 1 января 2010 года суммы компенсации за неиспользованный отпуск будут облагаться страховыми взносами.

Налогообложению ЕСН не подлежат суммы компенсаций, связанных с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации.

Страховыми взносами не будут облагаться также компенсации, связанные с трудоустройством работников, уволенных в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

Не облагаются страховыми взносами , как и ЕСН, компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.

По мнению Минфина РФ, компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, учитываются в составе расходов на оплату труда при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и не подлежат обложению ЕСН (письмо от 13.06.2007 г. № 03-04-06-02/113).

Однако с 1 января 2010 года выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда будут облагаться страховыми взносами.

Не будут облагаться страховыми взносами только компенсационные выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.

Если сейчас ЕСН не облагаются суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи, то с 1 января 2010 года не будут подлежать обложению страховыми взносами только суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.

В настоящее время не облагаются ЕСН суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, но не более 50 тысяч рублей на каждого ребенка.

Аналогичная норма содержится и в п. 8 ст. 217 НК РФ (доходы, не подлежащие налогообложению НДФЛ).

С 1 января 2010 года указанная материальная помощь не будет облагаться страховыми взносами в случае, если она выплачена в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)) ребенка.

Соответствующее уточнение внесено Законом № 213-ФЗ также и в п. 8 ст. 217 НК РФ.

С 2010 года не будут облагаться страховыми взносами суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание медицинских услуг, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 16 ст. 255 НК РФ для целей налогообложения прибыли взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.

С 1 января 2010 года согласно обновленному п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда будут относиться не только взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, но и расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.

Суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения не будут подлежать обложению страховыми взносами.

Не будет облагаться страховыми взносами (так же, как и сейчас ЕСН) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.

Законодательно разрешен вопрос, вызывавший ранее много споров, – о проведении «северянами» отпуска за границей (см. «А-Э» № 46 за 2008 г., стр. 18).

Теперь установлено, что в случае проведения отпуска указанными лицами за пределами территории РФ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ, включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов.

Аналогичная норма установлена п. 10 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 г. № 455.

В настоящее время согласно п.п. 15 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3 000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.

В отношении страховых взносов данной нормы не будет.

Но зато с 01.01.2010 г. не будут облагаться страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период.

Отметим, что аналогичное положение содержится и в п. 28 ст. 217 НК РФ в отношении НДФЛ.

С 1 января 2010 года не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации.

Напомним, что временно пребывающим в Российской Феде­рации иностранным гражданином признается лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Иностранный гражданин, временно пребывающий в Россий­ской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность, признается иностранным работником (Федеральный закон РФ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Порядок обложения страховыми взносами расходов на командировки также не изменяется по сравнению с ныне действующим порядком налогообложения ЕСН.

Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ при оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

До 2009 года чиновники настаивали на том, что для целей налогообложения ЕСН должны применяться нормы суточных, установленные постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 г. № 93.

С 01.01.2009 г. данное постановление утратило силу, поэтому Минфин РФ сообщает, что учитывая положение ст. 168 ТК РФ, в соответствии с которым порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, с 1 января 2009 года не подлежат налогообложению ЕСН суточные в размере, установленном локальным нормативным актом организации (письмо от 23.03.2009 г. № 03-04-06-02/20).

С 2010 года непосредственно в ст. 9 Закона № 212-ФЗ установлено, что при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Россий­ской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные. Без всяких норм.

Так же, как и по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Дата осуществления выплат и иных вознаграждений определяется аналогично норме ст. 242 НК РФ, то есть так же, как по ЕСН.

В настоящее время налогоплательщики налога при упрощенной системе налогообложения, единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного налога освобождены от уплаты единого социального налога.

Вышеперечисленные налогоплательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

С 1 января 2010 года налогоплательщики налогов при УСН, ЕНВД и ЕСХН признаются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование на общих основаниях.

Для них сохраняется также обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Соответствующие изменения внесены в ст. 346.1, 346.16, 346.26 НК РФ.

Налогоплательщики ЕСХН при определении объекта налогообложения будут вправе уменьшить полученные ими доходы на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п.п. 7 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

Налогоплательщики налога при УСН с объектом налогообложения «доходы за вычетом расходов» при определении объекта налогообложения вправе уменьшить полученные доходы на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п.п. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, уменьшают на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.

При этом сохраняется положение о том, что сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Предприниматели, применяющие УСН на основе патента , будут вправе при оплате оставшейся части стоимости патента уменьшить эту стоимость на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Налогоплательщики ЕНВД будут уменьшать сумму единого налога, исчисленную за налоговый период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.

При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

В 2010 году налогоплательщики ЕНВД (в отношении выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход), и применяющие УСН будут уплачивать страховые взносы по следующим тарифам:

Фонды обязательного
медицинского страхования

Читайте также: