Истец освобожден от уплаты государственной пошлины

Опубликовано: 13.05.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 апреля 2017 г. N 77-КГ17-5

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Горбунова Г.В. на определение судьи Октябрьского районного суда г. Липецка от 04 апреля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 01 августа 2016 года по заявлению Горбунова Г.В. об освобождении от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

решением Октябрьского районного суда города Липецка от 5 февраля 2016 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Горбунова Г.В. о признании незаконными действий Министерства юстиции Российской Федерации.

На данное решение Горбуновым Г.В. была подана апелляционная жалоба, которая определением Октябрьского районного суда г. Липецка от 11 марта 2016 года оставлена без движения в связи с непредставлением административным истцом доказательств оплаты государственной пошлины. Горбунову Г.В. предложено в срок до 28 марта 2016 года устранить отмеченные недостатки.

01 апреля 2016 года административный истец обратился в суд с ходатайством об освобождении его от уплаты государственной пошлины, в обоснование которого сослался на отсутствие у него денежных средств в связи с тем, что он отбывает наказание в ФКУ ИК-4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Липецкой области.

Определением судьи Октябрьского районного суда г. Липецка от 04 апреля 2016 года Горбунову Г.В. предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в сумме 150 руб. при подаче апелляционной жалобы на решение Октябрьского районного суда г. Липецка по данному административному делу сроком на 6 месяцев.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 01 августа 2016 года определение судьи оставлено без изменения.

Определением судьи Липецкого областного суда от 14 октября 2016 года Горбунову Г.В. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В кассационной жалобе, поданной Горбуновым Г.В. в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу определения судьи Октябрьского районного суда г. Липецка от 04 апреля 2016 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 01 августа 2016 года.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 12 января 2017 года административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 14 марта 2017 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Горбунов Г.В. и Министерство юстиции Российской Федерации надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационной порядке.

На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит определение судьи и апелляционное определение подлежащими отмене, а жалобу - подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения допущены при рассмотрении заявления административного истца об освобождении от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.

Из материалов дела следует, что обращаясь в суд с настоящим иском, Горбунов Г.В. заявил ходатайство об освобождении его от уплаты государственной пошлины, указав на то, что он осужден и отбывает наказание в виде лишения свободы, не имеет денежных средств, что свидетельствует о его тяжелом имущественном положении, не позволяющем уплатить государственную пошлину по настоящему делу.

На основании статьи 104 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены категории дел, по которым истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины, в том числе и судами общей юрисдикции.

В силу части 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации.

Предоставляя Горбунову Г.В. отсрочку уплаты государственной пошлины в сумме 150 руб. при подаче апелляционной жалобы на решение Октябрьского районного суда г. Липецка по данному административному делу сроком на 6 месяцев, судья Октябрьского районного суда города Липецка и суд апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для освобождения Горбунова Г.В. от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, указав на то, что факт отбывания административным истцом наказания в исправительной колонии, а также остаток денежных средств на счете в сумме 10 руб. 64 коп. не свидетельствуют об отсутствии у него возможности уплатить государственную пошлину в сумме 150 руб. в течение шести месяцев.

Между тем с такими выводами судебных инстанций согласиться нельзя.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 13 июня 2006 года N 272-О, федеральный законодатель, располагая достаточной свободой усмотрения при регулировании способов и процедур судебной защиты, обязан предоставить участникам судопроизводства такие гарантии права на судебную защиту, которые обеспечивали бы ее полноту и своевременность, эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости. Заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде и ему не должны помешать чрезмерные правовые или практические препятствия. Вместе с тем отсутствие у заинтересованного лица возможности - в силу его имущественного положения - исполнить обязанность по уплате государственной пошлины не должно препятствовать осуществлению им права на судебную защиту. При этом уменьшение размера государственной пошлины либо отсрочка (рассрочка) ее уплаты могут оказаться недостаточными для обеспечения доступа граждан к правосудию, особенно если речь идет о находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных к наказанию в виде лишения свободы, которые не трудоустроены и не имеют денежных средств на лицевом счете, или о лицах, находящихся в местах содержания под стражей.

В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что суд по ходатайству физического лица может принять решение об освобождении от уплаты государственной пошлины, если иное уменьшение размера госпошлины, предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию; это касается и заявителей, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, осужденных к наказанию в виде лишения свободы, которые не трудоустроены и не имеют денежных средств на лицевом счете.

Из материалов дела усматривается, что определением судьи Октябрьского районного суда г. Липецка от 15 января 2016 года Горбунов Г.В. был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления к Министерству юстиции РФ о признании действий, бездействия незаконными.

При подаче Горбуновым Г.В. в суд апелляционной жалобы на судебное решение, состоявшееся по настоящему делу и ходатайства об освобождении его от уплаты государственной пошлины при подаче этой апелляционной жалобы, финансовое положение Горбунова Г.В. не изменилось.

При рассмотрении заявленного Горбуновым Г.В. ходатайства установлено, что на момент рассмотрения ходатайства у осужденного Горбунова Г.В. на счете числятся денежные средства в размере 10 рублей 64 копейки.

Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у Горбунова Г.В. возможности в силу его имущественного положения исполнить обязанность по уплате государственной пошлины.

Учитывая, что предоставленная судьей отсрочка уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы является недостаточным условием для обеспечения доступа Горбунова Г.В. к правосудию, имелись основания для освобождения истца от уплаты государственной пошлины.

В связи с этим обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявления Горбунова Г.В. и освобождении последнего от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определение судьи Октябрьского районного суда г. Липецка от 04 апреля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 01 августа 2016 года отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления Горбунова Г.В. об освобождении его от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на решение Октябрьского районного суда г. Липецка по административному делу по административному иску Горбунова Г.В. о признании незаконными действий Министерства юстиции Российской Федерации.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Госпошлина

С этого года начали действовать нововведения, которые значительно скорректировали сложившуюся практику уплаты госпошлины при рассмотрении дел арбитражными судами. Изменения носят не только уточняющий, конкретизирующий характер, но и направлены на защиту прав граждан и юридических лиц при обжаловании актов государственных органов и органов местного самоуправления. Подробнее об этом – в нашей статье.

Госпошлина – это установленный законом платеж, обязательный на всей территории государства и для всех субъектов, на которых возложена его уплата. Она взимается за совершение юридически значимых действий. Как и любая другая государственная деятельность (нотариат, загс, лицензирование и т.д.), рассмотрение дел в суде требует значительных бюджетных затрат. Таким образом, государственная пошлина служит своего рода платой за услуги, оказываемые, в частности, судебными органами физическим и юридическим лицам от имени государства.

Плательщиками госпошлины являются организации и физические лица при обращении их за совершением юридически значимых действий, предусмотренных действующим законодательством, при выступлении ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины (ст. 333.17 НК РФ).

Госпошлина бывает простой (взимается в твердой сумме) и пропорциональной (в процентном соотношении к соответствующей сумме).

Госпошлина взимается:
• с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;
• за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений РФ;
• за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;
• за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;
• за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства или выходом из гражданства РФ, а также за совершение других юридически значимых действий, установленных законодательством.

Общие условия уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд

По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд.

Согласно сложившейся практике, госпошлина оплачивается заявителем до подачи заявления и является необходимым приложением к перечню подаваемых в суд заявлений. Если госпошлина не уплачена, заявление остается без движения (ст. 128 АПК РФ).

Факт уплаты госпошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении, в наличной форме - либо банковской квитанцией установленной формы, либо квитанцией, выдаваемой должностным лицом или кассой органа, в котором производилась оплата.

Срок действия платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины, законодательно не установлен, поэтому судебная практика связывает его со сроком исковой давности по оплаченному требованию. Это логично, поскольку такой документ лишь подтверждает факт уплаты госпошлины за рассмотрение судом конкретного дела в установленном порядке и размере.

Нововведения при уплате госпошлины

1. Уплата госпошлины представителем

«Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах» (п. 1 ст. 45 НК РФ).

Этим правило было взято за основу и судами, которые в соответствии с положениями пунктов 1, 2 и 5 статьи 45 и статьи 333.17 Налогового кодекса РФ руководствовались до недавнего времени следующими положениями:

«Плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена» (п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 мая 2005 г. № 91 «О некоторых вопросах, применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса РФ»).

Таким образом, оплата госпошлины представителем раньше была невозможна, и в таких случаях арбитражные суды оставляли заявления без движения (постановления ФАС Поволжского округа от 26 октября 2006 г. по делу № А06-3150/2-9/05, от 24 августа 2006 г. по делу № А06-1483/1-6/05).

Однако в настоящее время ситуация изменилась. Дело в том, что 29 мая 2007 года Президиум ВАС РФ выпустил Информационное письмо № 118 «Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей», в котором разъяснил, что в силу статьи 59 АПК РФ лица вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей. При этом, согласно части 1 статьи 254 АПК РФ, иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российским организациями и гражданами.

Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. Уплата госпошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платежном документе на перечисление суммы госпошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого. Так что теперь уплата госпошлины через представителя не является основанием для оставления искового заявления без движения и его последующего возвращения.

2. Уплата госпошлины государственными органами, органами местного самоуправления и иные органами, обратившимися в арбитражный суд

«Прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом» (подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ).

До недавнего времени в случае, если государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, выступающие в суде от имени соответствующего публично-правового образования, участвовали в судебном процессе в качестве Ответчика, они также не оплачивали госпошлину (например, если подавали апелляционную и кассационную жалобы).

Между тем в Информационном письме Президиума ВАС от 13 марта 2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса РФ» было разъяснено, что в АПК РФ нет положений, которые освобождали бы их в указанных ситуациях от уплаты госпошлины.

В частности, это касается следующих дел:
• об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц;
• о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов;
• о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот;
• по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам созданных ими учреждений.

«Бесплатность» процессов привела в итоге к поистине одиозной ситуации, когда налоговики, руководствуясь внутренней инструкцией, независимо от характера спора, обоснованности своей позиции и наличия правовых оснований, в обязательном порядке обжаловали все судебные акты, вплоть до кассационной инстанции.

Понятно, что положения Информационного письма № 117 налоговые органы приняли крайне негативно. Так, они неоднократно говорили о необязательности положений данного письма в силу отсутствия прецедентного права в РФ. Но их доводы несостоятельны по следующим причинам.

1. В соответствии со статьей 16 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» Президиум ВАС РФ рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды. Делается это в виде Информационных писем.

2. Постановления Пленумов ВАС РФ и Информационные письма Президиума ВАС РФ публикуются в официальном издании для всеобщего сведения, а также направляются непосредственно арбитражным судам.

3. Поскольку разъяснение по вопросам судебной практики дает высший судебный орган, который осуществляет и надзор за рассмотрением судами конкретных дел, то этот орган, следуя собственному толкованию, должен будет отменять судебные решения, которые противоречат ему.

Таким образом, постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ, в которых обобщается практика применения законов и иных нормативно-правовых актов и даются разъяснения по вопросам применения конкретных правовых норм, носят общеобязательный и нормативный характер для судов. Данные разъяснения представляют собой обнародование официальной позиции высших судебных инстанций по вопросам судебной практики и направлены на единообразное и правильное применение судами (общей юрисдикции и арбитражными) федерального законодательства.

3. Возврат госпошлины при принятии решения не в пользу государственных органов

С 1 января 2007 года утратил силу пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета*.

* В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».

Таким образом, в настоящее время применяется общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ. Так что госпошлина, уплаченная заявителем в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

4. Взыскание госпошлины при отказе Истца от заявленных требований

«При отказе истца от иска в связи с добровольным удовлетворением ответчиком заявленных требований уплаченная истцом государственная пошлина возврату из бюджета не подлежит» (подп. 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ).

Данная норма не может рассматриваться как исключающая применение положений АПК РФ о распределении судебных расходов между лицами, участвующими в деле, и возлагающая на истца бремя уплаты пошлины.

Согласно статье 112 и части 1 статьи 151 АПК РФ, вынося определение о прекращении производства по делу, суд, руководствуется общим принципом отнесения судебных расходов на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (ч. 1 ст. 110 АПК РФ). Поэтому суд решает вопрос о распределении расходов исходя из того, что в рассматриваемом случае требования истца фактически удовлетворены.

Следовательно, если истец отказался от иска из-за того, что ответчик после вынесения определения о принятии искового заявления к производству удовлетворил исковое требование добровольно, арбитражный суд взыскивает с ответчика в пользу истца понесенные последним расходы по уплате госпошлины.

Оплата госпошлины при обжаловании инкассового поручения

При подаче заявления о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения (распоряжения) налогового органа государственная пошлина уплачивается в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ и пунктом 2 части 1 статьи 103 АПК РФ, исходя из оспариваемой суммы, подлежащей взысканию.

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

от 28 мая 2008 года N 03-05-04-03/25

[Об освобождении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов от уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции]

В связи с вашим обращением от 20 марта 2008 года N 12-13-502 по вопросу освобождения подведомственных Управлению государственной службы занятости населения Правительства Хабаровского края краевых государственных учреждений центров занятости от уплаты государственной пошлины при их обращении в суды общей юрисдикции или к мировым судьям с исками к безработным гражданам, получившим обманным путем пособия по безработице и отказавшимся возмещать суммы незаконно полученных пособий в добровольном порядке, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

В соответствии со статьей 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Так, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333_36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в вышеназванные суды, а также к мировым судьям, в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.

При применении данного положения Кодекса упомянутые органы освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суды, а также к мировым судьям только в том случае, если они обращаются в защиту государственных и общественных интересов в соответствии с федеральными законами и выступают в качестве процессуальных истцов (заявителей) (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2005 года N КАС05-068). К указанным органам относятся такие органы, которым право на обращение в суд в защиту государственных и общественных интересов определено федеральным законом.

Главой 25.3 Кодекса не предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины государственных и муниципальных учреждений по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями.

Вместе с тем статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 данной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Учитывая изложенное, при применении подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса, вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины государственных и муниципальных учреждений при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям решается в зависимости от того, выполняет ли в данном обращении в суд учреждение одновременно и функции государственного органа или органа местного самоуправления.

Статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ) (далее - Федеральный закон от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ) определены полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, к которым, в том числе, относятся и полномочия по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, а также принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан.

В целях выполнения требований Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ в части передачи отдельных полномочий Российской Федерации в сфере занятости населения и защиты от безработицы органам государственной власти субъектов Российской Федерации Губернатором Хабаровского края принято постановление* от 7 декабря 2006 года N 196 "О вопросах организации службы занятости населения Хабаровского края", утверждающее Положение об Управлении государственной службы занятости населения Правительства Хабаровского края (далее - Положение).

* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии с пунктами 1.1 и 1.9 Положения Управление государственной службы занятости населения (далее - ГСЗН) Правительства Хабаровского края является уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края по вопросам занятости населения и осуществляет свою деятельность непосредственно и через государственные учреждения службы занятости - центры занятости населения во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления. Полномочия Управления ГСЗН Правительства Хабаровского края определены пунктами 2.1-2.24 Положения, одним из которых является полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Согласно пункту 2.15 данного Положения Управлению ГСЗН Правительства Хабаровского края непосредственно и через государственные учреждения службы занятости - центры занятости населения предоставлено право приобретать в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации от своего имени и осуществлять имущественные и личные права в пределах предоставленных ему полномочий.

Учитывая изложенные нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ, Положения и Кодекса, по мнению Департамента, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса краевые государственные учреждения центров занятости населения, выполняя функции органа государственной власти субъектов Российской Федерации, при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям с исками о взыскании с безработных граждан незаконно полученных денежных средств из федерального бюджета должны быть освобождены от уплаты государственной пошлины.

При рассмотрении данного вопроса полагаем целесообразным также учитывать позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 4 Информационного письма от 13 марта 2007 года N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", касающуюся освобождения государственных и муниципальных учреждений от уплаты государственной пошлины, при обращении в арбитражные суды в защиту государственных и общественных интересов.

Вместе с тем норма, установленная подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса, на которую вы ссылаетесь, предусматривает освобождение от уплаты государственной пошлины федеральных органов государственной власти, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетных учреждений и организаций, полностью финансируемых из федерального бюджета, только за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или бюджетных учреждений.

Правительство Хабаровского края
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

от 20 марта 2008 года N 12-13-502

[Об освобождении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов от уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции]

Управление государственной службы занятости населения Правительства Хабаровского края, просит дать разъяснение по применению п.п.1 п.1 ст.333.35 и п.п.19 п.1 ст.333.36 главы 25.3 (государственная пошлина) Налогового кодекса РФ в отношении подведомственных Управлению КГУ центров занятости населения.

Краевые государственные учреждения центры занятости населения Хабаровского края, являются самостоятельными юридическими лицами и находятся в ведении Управления ГСЗН Правительства Хабаровского края.

КГУ центры занятости населения систематически обращаются в суды общей юрисдикции и мировым судьям с исками к безработным гражданам, получившим обманным путем пособия по безработице, и отказавшимся возмещать суммы незаконно полученных пособий в добровольном порядке.

При подаче исковых заявлений КГУ центры занятости населения ссылаются на освобождение от уплаты государственной пошлины на основании п.п.1 п.1 ст.333.35 и п.п.19 п.1 ст.333.36 главы 25.3. (государственная пошлина) Налогового кодекса РФ, но судьи судов общей юрисдикции и мировые судьи своими определениями оставляют без движения вышеуказанные иски на основании неоплаты центрами занятости государственной пошлины.

Согласно Федеральному закону от 31.12.2006 N 199-ФЗ и постановлению* Губернатора Хабаровского края от 07.12.2006 N 196 финансирование расходов на содержание Управления ГСЗН Правительства Хабаровского края производится за счет субвенций из федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете.

* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии с п.1.7 Уставов КГУ центры занятости населения являются получателями бюджетных средств, а также их финансирование согласно п.2.1 уставов осуществляется за счет субвенций выделенных из федерального бюджета.

На основании п.п.1 п.1 ст.333.35 главы 25.3 (государственная пошлина) Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой освобождаются бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета.

Согласно п.п.19 п.1 ст.333.36 главы 25.3 (государственная пошлина) Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями освобождаются иные органы, обращающиеся в защиту государственных и общественных интересов. В толковом словаре, составленном под редакцией Д.Н.Ушакова официальное толкование слова орган - это государственное или общественное учреждение.

КГУ центры занятости населения являются государственными учреждениями, что подтверждено п.п.1.1 п.1 Уставов центров, обращаясь в суды для взыскания незаконно полученных денежных средств, полученных из федерального бюджета, они выступают в защиту государственных интересов.

На основании вышеизложенного просим разъяснить, правомерно ли при подаче исковых заявлений ссылки КГУ центров занятости населения на п.п.1 п.1 ст.333.35 и п.п.19 п.1 ст.333.36 главы 25.3 (государственная пошлина) Налогового кодекса РФ, дающих возможность освобождения от уплаты государственной пошлины.

* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

Начальник УГСЗН
Правительства Хабаровского края
В.М.Жуганов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Государственная пошлина – выплата, которая перечисляется официальным структурам за оказываемые ими услуги, необходимые гражданину в определенной жизненной ситуации. Налоговый кодекс предусматривает несколько случаев, когда производится освобождение от уплаты госпошлины. Чтобы воспользоваться этой льготой, необходимо, чтобы нюансы ситуации соответствовали некоторым важным условиям. Каким, узнаем далее в статье.


Освобождение от уплаты госпошлины

Кто освобожден от уплаты госпошлины

Отказаться на законных основаниях от уплаты положенной государству за услуги денежной величины можно при обращении в следующие инстанции:

  • Верховный Суд России;
  • органы общей судебной юрисдикции.

Кроме того, возможно это и в случае обращения по делу к мировому судье.


НК РФ Статья 333.16. Государственная пошлина

Закрепляет возможность использования обозначенных льгот, как мы уже говорили, Налоговый кодекс нашей страны, а именно две его статьи. Какие, рассмотрим далее в таблице.

Таблица 1. Статьи Налогового Кодекса, регулирующие вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины при обращении в суд

Далее узнаем, в каких случаях возможно следование обозначенным этими статьями нормам, и какие основания имеются для использования освобождения.


Государственная пошлина — взнос за услугу, оказываемую судом, направленную на рассмотрение вашего дела и вынесение по нему соответствующего решения

Освобождение от уплаты госпошлины лиц, обладающих специальным статусом

От уплаты государственной пошлины при обращении в суд могут освобождаться лица, входящие в следующие категории льготников.

1. Граждане, имеющие официальное звание героя, присужденное во времена:

  • как Советского Союза;
  • так и Российской Федерации.

Представители обозначенных категорий должны владеть наградной медалью «Золотая Звезда».

2. Полные кавалеры ордена Славы следующих степеней:

  • первой;
  • второй;
  • третьей.


Некоторые представители общества, совершившие значимые для страны деяния, имеют право стать льготниками

3. Граждане, участвующими в Великой Отечественной Войне, и сегодня являющиеся:

  • инвалидами, получившими травму во времена военных действий с 1941 по 1945;
  • гордыми обладателями звания Ветерана войны.

В эту же категорию мы причисляем граждан, являвшихся во времена Великой Отечественной:

  • пленными жителями концентрационных лагерей, система которых была создана фашистами по всей оккупированной территории;
  • пленными прочих мест насильственного содержания, организованных как фашистами, так и союзными странами;
  • военные, попавшие в плен в период Второй Мировой войны.

По отношению к интересующему нас вопросу все представленные выше категории граждан являются льготниками, и наделены законным правом на освобождение от оплаты государственной пошлины при обращении в суд. Тому причиной стали их неоценимые заслуги перед Отечеством.


Ветераны освобождены от оплаты государственной пошлины при обращении в суд

Закон предусматривает достаточно большие льготы ветеранам боевых действий в Чечне, но необходимо знать о своих правах, чтобы заявить о них. В России изъявительная форма права. Федеральные и региональные правовые акты предусматривают различную материальную и нематериальную помощь гражданам, которые служили в горячих точках во время войн на территории Чечни, поэтому стоит рассмотреть вопрос о получении преференций более подробно в специальной статье.

Льготы при обращении в районные суды, к мировым судьям

Эти суды относятся к категории судов общей юрисдикции, госпошлина за обращение в которые установлена статьей 333.19 НК РФ. Льготу в виде полного освобождения от уплаты госпошлины при обращении в эти суды имеют:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы (пп.11 п.1 ст.333.35 НК РФ);
  • участники и инвалиды Великой Отечественной войны (пп.12 п.1 ст.333.35 НК РФ);
  • истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений (пп.1 п.1 ст.333.36 НК РФ);
  • истцы по требованиям о взыскании пособий (пп.1 п.1 ст.333.36 НК РФ);
  • истцы по требованиям о взыскании алиментов (пп.2 п.1 ст.333.36 НК РФ);
  • истцы по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца (пп.3 п.1 ст.333.36 НК РФ);
  • истцы по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением (пп.4 п.1 ст.333.36 НК РФ);
  • стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака (пп.6 п.1 ст.333.36 НК РФ);
  • истцы (административные истцы) — инвалиды I или II группы в случае, когда цена иска не превышает 1 000 000 рублей (пп.2 п.2 ст.333.36 НК РФ);
  • ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах (если цена иска не превышает 1000000 рублей) (пп.3 п.2 ст.333.36 НК РФ);
  • истцы по искам о защите прав потребителей, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей (пп.4 п.2 ст.333.36 НК РФ);
  • истцы — пенсионеры, по искам (административным искам) имущественного характера, по административным искам к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к органам власти, выплачивающим пенсии военнослужащим, когда цена иска не превышает 1 000 000 рублей) (пп.5 п.2 ст.333.36 НК РФ);
  • истцы по искам о возмещении вреда (имущественного и морального), причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по искам о восстановлении прав и свобод (пп.10 п.1 ст.333.36 НК РФ);
  • реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками (пп.11 п.1 ст.333.36 НК РФ);
  • вынужденные переселенцы и беженцы при подаче административных исковых заявлений об оспаривании отказа в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами (пп.12 п.1 ст.333.36 НК РФ);
  • истцы при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка (пп.15 п.1 ст.333.36 НК РФ);
  • истцы — по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов (пп.17 п.1 ст.333.36 НК РФ);
  • авторы результата интеллектуальной деятельности — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия) (пп.21 п.1 ст.333.36 НК РФ).




Освобождение от госпошлины при подаче исковых заявлений

Могут освобождаться от государственной пошлины граждане, представляющие сторону разбирательства, подающую на рассмотрение в суд исковое заявление.

При этом, подача иска может осуществляться в рамках нашего вопроса только в:

  • Верховный Суд России;
  • судам общего характера;
  • мировым судьям.


В некоторых случаях государственная судебная система не возьмет с вас оплату за услуги, если вы подаете исковые заявления

Кроме того, обстоятельства дела должны регулироваться:

  • согласно Гражданско-процессуальному Кодексу страны;
  • согласно нормам административного судопроизводства.

Итак, освободиться от госпошлины можно в этом случае, только инициировав подачей иска разбирательства по следующим делам.

  1. По процессу о взыскании с работодателя-должника:
      невыплаченной заработной платы;
  2. пособий;
  3. прочих денежных требований, положенных работнику в рамках трудовых отношений с организацией.
  4. При необходимости взыскать денежные средства со злостного неплательщика алиментов на содержание:
      ребенка;
  5. родителей;
  6. бывшего супруга или супруги и т.д.
  7. По делу о компенсации вреда (как морального, так и материального вреда), полученного гражданином вследствие:
      нанесения ему иным лицом увечий и итогового ухудшения состояния здоровья;
  8. с гибелью лица, являвшегося для него ранее кормильцем;
  9. совершения по его отношению противоправного деяния;
  10. уголовного преследования по предмету нарушения законных прав и свобод населения Российской Федерации.


Стоит учитывать, что цена пошлины будет зависеть непосредственно от характера дела, которое рассматривается по вашей инициативе в суде

Кроме того, к этой же категории относятся дела, при которых истец желает:

  • усыновить или удочерить ребенка из детского дома или иного учреждения;
  • защитить права детей;
  • оказать протекцию правам инвалида, при подаче данным лицом иска неимущественного характера.

Все указанные в этом пункте случаи имеют высокую социальную значимость, а потому и производится в их рамках освобождение от оплаты государственной пошлины.

Освобождение от уплаты государственной пошлины: другие случаи

Помимо вышеописанного, освободиться от уплаты государственной пошлины при обращении в судебные инстанции общей юрисдикции можно в следующих случаях.

Таблица 2. Случаи освобождения от уплаты пошлины в суды общей юрисдикции


Вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины регулирует Налоговый Кодекс нашей страны

Образец заявления

Образец заявления об освобождении госпошлины должен содержать в себе следующие сведения.



Бланк заявления об освобождении от уплаты госпошлины

В правом верхнем углу следует указать следует информацию:

  • наименование судебного органа с указанием адреса;
  • данные истца. Если это гражданин, то его ФИО, адрес проживания, контактные данные. Если предприятие, то его название, адрес местонахождения, контактные сведения.

По центру следует указать наименование документа, а именно: ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины. Далее, по тексту следует прописать:

  • краткую суть предстоящего судебного разбирательства, а также данные о подаче иска;
  • информацию об обстоятельствах, в соответствии с которыми отсутствует необходимость в уплате пошлины;
  • статьи нормативных актов, из содержания которых следует необходимость освобождения от уплаты сбора.

В просительной части следует изложить просьбу об освобождении от уплаты сбора.

В заключении прописывается список приложений в обосновании своего особого положения. Таковыми могут быть:

  • копия удостоверения о наличии особо звания либо статуса;
  • документы, подтверждающие нахождение на учёте в качестве безработного либо другие бумаги, свидетельствующие об отсутствии дохода;
  • копия трудовой книжки;
  • сведения о количестве иждивенцев, а также данные о расходах на них;
  • иные сведения, которые помогут судить о тяжёлом материальном положении истца.

Проставляется дата оформления документа и подпись.

Указанное заявление подаётся одновременно исковым заявлением.

Освобождение от уплаты пошлины должностных лиц и государственных учреждений

Также следует отметить, что освобождаться от уплаты госпошлины за обращение в суд будут, например, и прокуроры, если дела, на рассмотрении коих они настаивают, связаны непосредственно с заявлениями относительно:

  • охраны гражданских прав;
  • данных населению страны законом свобод и их интересов;
  • интересов всей страны в целом и отдельно интересов ее субъектов и муниципальных образований.

Еще одно должностное лицо, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, не будет платить государственную пошлину. Но лишь при условии, что подает в суд прошение относительно проверки ранее вступившего в законного силу:

  • приговора;
  • постановления;
  • определения;
  • решения суда.

Если же в качестве истца, в частности и административного характера, или же роли ответчика выступает какая-либо государственная структура или орган местного самоуправления конкретной территории, они также не платят государственную пошлину за участие в разбирательстве.


От внесения на баланс суда выплаты за предоставленные услуги также освобождаются некоторые должностные лица и государственные органы

Платят ли пенсионеры и инвалиды госпошлину

Относительно освобождения от уплаты госпошлины пенсионерами можно пояснить, что они не должны платить госпошлину, и это правило закреплено двумя подпунктами ст. 333.36 НК РФ НК РФ:

  1. Пенсионеры, получающие пособия в установленном порядке, обращающиеся с исками к ПФР, негосударственным фондам, а также органам власти, осуществляющим пенсионное обеспечение.
  2. Пенсионеры, если сумма исковых требований менее 1000000 рублей. При превышении названного порога расчёт сбора необходимо производить по п.1 ст. 333.19 НК РФ за вычетом сумма пошлины, которая должна быть уплачена при цене иска в размере 1000000 рублей.

Читать так же: Программа утилизации автомобилей в 2021 году

Освобождение инвалидов от платы пошлины также закреплено действующим НК РФ, в частности ст. 333.36 НК РФ, правда касается оно только лиц с ограниченными способностями, имеющими группу инвалидности I или II. Инвалиды III группы могут рассчитывать на послабления только при предоставлении дополнительных бумаг, свидетельствующих о тяжёлом материальном положении, таких как:

  • выписка с банковского счёта о состоянии на дату предъявления иска;
  • справка о размере пособия либо иного дохода;
  • копия трудовой книжки, если таковая имеется.

Статья 333.19 Налогового кодекса РФ «Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями»

Освобождение от уплаты госпошлины в зависимости от цены иска

Согласно одной из рассмотренных нами в начале материала статей Налогового кодекса, определенной номером 333.36, в случаях, когда суд рассматривает дела административной или гражданской категории, и сумма иска составляет величину до одного миллиона, то уплата пошлины отменяется для:

  • заявителей, подавших иск по делам, связанным с защитой потребительских прав;
  • организаций общественного типа;
  • объединений лиц, имеющих доказанный статус инвалидов;
  • ветеранов боевых событий по делам о военной службе и защите собственных законных прав;
  • пенсионеров, обращающих материальные требования такой официальной структуре, как Пенсионный фонд нашей страны, а также к прочим негосударственным фондам.

Если же стоимость искового заявления превышает сумму в миллион российских рублей, то лица, входящие в вышеуказанный список, будут платить пошлину с денежной разницы между миллионом рублей и суммой иска.


В некоторых случаях небольшая цена иска может стать причиной для освобождения от выплаты пошлины в суд

Обратите внимание: согласно Налоговому кодексу нашей страны, суд имеет право, основываясь на реальном материальном положении истца, по личной инициативе:

  • освободить участника разбирательства от выплаты государственной пошлины;
  • уменьшить величину запрашиваемой выплаты;
  • предоставить рассрочку по оплате денежной величины.

Вывод

Освободиться от выплаты положенных государству средств можно только на законных основаниях, перечень которых не так уж широк. Впрочем, внимательно изучив статью, вы можете заметить, что относитесь к категории льготников или ваше дело имеет нужную направленностью. В любом случае, суммы государственных пошлин обычно не столь значимы, чтобы переживать об их оплате. А в ситуациях, когда их сумма действительно велика, наверняка предусматриваются меры для ослабления вашего финансового бремени.

Истец вместо квитанции об оплате сбора за рассмотрение судом дела может вместе с иском подать заявление об освобождении от уплаты госпошлины. Оформить такое заявление можно либо в виде отдельного документа. Либо включить такое ходатайство в текст иска. Но предпочтительнее и правильнее по правилам статьи 132 Гражданского процессуального кодекса РФ, когда истец оформляет такое ходатайство в виде отдельного заявления.

Итак, заявление об освобождении от уплаты государственной пошлины истец подает в суд в письменном виде. И до вынесения судом решения по такому заявлению истец не оплачивает госпошлину в суд. Конечно, Налоговый кодекс РФ предусматривает льготы для определенных категорий граждан при обращении в суд. В таком случае наличие льгот истец подтверждает соответствующими документами. По некоторым искам (о восстановлении на работе, к примеру), заявлениям на судебный приказ закон освобождает от уплаты госпошлины. О наличии таких оснований рекомендуем указать в исковом заявлении, чтобы суд не оставил иск без движения.

Самым распространенным случаем освобождения от уплаты налогового сбора, кроме прямо предусмотренных законом, является тяжелое материальное положение истца. В таком случае к заявлению по освобождению от уплаты госпошлины прилагаются сведения и доказательства о:

  • получаемых доходах (справка с места работы, о размере пособий и пенсий).
  • роде занятий заявителя (копия трудовой книжки, копия пенсионного удостоверения, копия приказа о предоставлении отпуска по беременности, уходу за ребенком и другие документы).
  • составе семьи и возможности получения дополнительных доходов (справка паспортного стола, свидетельство о расторжении брака).
  • состав необходимых расходов (при наличии медицинских показаний, иждивенцев и т.п.).

Ответчику копию такого ходатайства направлять не нужно, поскольку решение будет принимать только суд. Руководствуясь представленными документами и внутренним убеждением. Судебное заседание по указанному вопросу не проводится. Суд либо принимает исковое заявление к производству (удовлетворяя ходатайство истца), либо оставляет иск без движения. А затем вернет иск. Отказ освободить от уплаты госпошлины отдельно обжалованию не подлежит. Но определение суда о возвращении иска обжаловать можно.

Из практики мы рекомендуем при наличии тяжелого материального положения подавать заявление об уменьшении размера госпошлины, оплатив небольшую сумму (например, 200 руб.). Обычно суды охотнее снижают размер, чем полностью освобождают от оплаты госпошлины. Суд может предоставить отсрочку или рассрочку при оплате госпошлины, при наличии соответствующих оснований: заявление об отсрочке уплаты госпошлины, заявление о рассрочке уплаты государственной пошлины.

Заявление освобождение от уплаты госпошлины

Истец в целях восстановления нарушенных прав обратился в суд с исковым заявлением к ____________________ (ФИО ответчика) о __________________ (суть требований).В соответствии с правилами, установленными ст. 131-132 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса я обязан оплатить государственную пошлину в размере ______________ руб.

Однако истец находится в тяжелом материальном положении. Это подтверждается: _________ (указать имеющиеся основания и обоснование для освобождения от уплаты госпошлины при обращении в суд).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 89 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьями 333.22, 333.36 Налогового кодекса РФ,

Перечень прилагаемых к заявлению документов:

Документы, подтверждающие наличие основания для освобождения от уплаты госпошлины

Дата подачи заявления «___»_________ ____ г. Подпись _______

Не нашли ответ на свой вопрос? Задайте его юристу по телефону!

Санкт-Петербург: +7 (812) 565-33-70

24 комментария к “ Заявление об освобождении от уплаты госпошлины ”

Была переплата гос. пошлины с моей стороны, возможно ли попросить суд зачесть мне переплату гос. пошлины в новое дело?

Да, Вам нужно подать заявление о возврате госпошлины, где отразить сумму, которая подлежит возврату. При подаче нового иска приложите копию определения суда о возврате, попросите зачесть эту сумму в счет текущего платежа по госпошлине.

Здравствуйте!подскажите пожалуйста ,при подаче заявления о взыскании просроченной задолжности по алиментам(мне 18 лет, я студент, задолжность более 400т,р,) мне надо писать заявление освобождение от уплаты госпошлины?или мне не надо ее платить?

Не понятны основания для подачи Вами такого иска.
По существу, госпошлина оплачивается всеми, суд может освободить от уплаты по заявлению, в связи с тяжелым материальным положением.

Могу ли я подать такое заявление в письменной форме (написанное от руки) ?

Любое заявление можно либо напечатать, либо написать от руки. Главное, чтобы было написано разборчиво.

Здравствуйте, я обратилась в суд с иском к центру занятости о назначении пособия по безработицев размере прожиточного минимума,о восстановлении квалификации, специальности,изменения статьи увольнения, и проведении технического осмотра жилого дома, в иске мне отказали в связи с не уплатой гос пошлины. можно ли не платить гос пошлину если я являюсь малоимущей. и какие документы мне нужно предоставить что бы мой иск рассмотрели

Нужно представить доказательства того. что ваше материальное положение не позволяет заплатить госпошлину в требуемом размере. Это может быть копия трудовой книжки ,справки из банков об отсутствии денег на счетах, справка о составе семьи, справки о размере получаемых пособий и социальных выплат.
В связи с не оплатой госпошлины в иске отказать не могут. Суд оставляет исковое заявление без движения, предоставляя срок для оплаты госпошлины.

Подаю иск на уплату неустойки по задолженности по алиментам на несовершеннолетнего ребенка. Могу ли я подать заявление на освобождение от гос.пошлины?
Так же при установлении отцовства проводилась днк экспертиза, ответчик уже более 2-х лет не возвращает долг. При подаче иска о неустойке, я могу ходатайствовать об освождении от гос.пошлины?

Освобождение от уплаты госпошлины возможно, если докажите суду свое тяжелое материальное положение. Алименты здесь значения иметь не будут, поскольку это не ваши деньги, а деньги на содержание ребенка. Пишите заявление об освобождении от уплаты госпошлины, приложите документы о ваших доходах.

Подаю иск о взыскании суммы вклада. Я инвалид 2 группы.Документы, подтверждающие наличие основания для освобождения от уплаты госпошлины. Достаточно копии справки об инвалидности?

Вы освобождены от уплаты госпошлины, если сумма взыскания по иску не превышает 1 млн. руб. В качестве подтверждения инвалидности нужно приложить копию справки МСЭ.

Добрый день. Подскажите, обманутые вкладчики- пенсионеры освобождаются ли от гос пошлины при подаче иска?

Пенсионеры освобождаются от уплаты госпошлины только по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации либо негосударственным пенсионным фондам.
Однако по вкладам возможно освобождение от уплаты госпошлины по другим основаниям: как истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей.

Инвалиду втрой группы надо писать заявление об освобождении от оплаты государственной пошлины?

Нужно написать заявление с приложением справки об инвалидности.

по уголовному делу я признан потерпевшим но иска в ходе суда я не заявил сейчас я подал исковое заявление в тот же суд к тому же судье по тому же делу но с меня обязуют оплатить госпошлину а для меня это нереально я безработный являюсь опекуном престарелой матери 83 г есь ли у меня основания не оплачивать госпошлину и какие если они есть

Согласно статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты госпошлины при подаче иска в суд освобождаются истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением.
Обжалуйте определение суда, где вам указано на оплату госпошлины или подайте новое исковое, где просите освободить вас от уплаты госпошлины по указанному основанию.

подскажите пожалуйста жена подала на развод и просит суда о раторжении брака взыскать с ответчика в ее пользу расхода по оплате госпошлиную. Как мне избежать и сделать чтоб жена оплатила госпошлину

Оплаты госпошлины в этом случае никак не избежать.

Здравствуйте! Слышала, что при разводе можно переложить уплату госпошлины на мужа или получить освобождение от уплаты госпошлины. При каких случаях это возможно и что нужно сделать для этого? Ребенку 6 мес. Детское пособие до 1,5 лет оформлено на мужа, т.к. ребенка после рождения прописали в квартире мужа. (Теперь уже ребенка выписали оттуда и прописали к матери). Оба родителя безработные. Справку о доходах приложить невозможно.

Можете заплатить госпошлину, потом после вынесения решения суд взыщет ее с ответчика. Или просите суд отсрочить госпошлину до вынесения решения, ссылайтесь на свое тяжелое материальное положение, приложите справки. Во втором случае суд взыщет госпошлину сразу с ответчика после вынесения решения.

Было подано заявление о вынесении судебного приказа. Госпошлина была оплачена. Судебный приказ вынесен. Сейчас меня признали потерпевшим по данному делу. Я могу вернуть оплаченную госпшлину?
Юрист
Вас не могли признать потерпевшим по делу о вынесении судебного приказа, там нет такого понятия. Соответственно говорить о возврате госполшины не приходиться. Спасибо за ответ, но вы меня не поняли. Я сначала подавала в суд, для взыскания денежных средств с КПК. При этом оплатила госпошлину. Сейчас меня по уголовному делу, которое находится в следственном комитете признали потерпевшей в отношении этого же КПК. Могу ли я вернуть уплаченную госпошлину и каким образом?

Если судебный приказ не отменен, то вернуть госпошлину вы не сможете. Вы вправе только взыскать госпошлину с должника.
Вступивший в законную силу судебный приказ будет исполняться самостоятельно, независимо от уголовного дела.

Читайте также: