Ставка 0 по налогам

Опубликовано: 28.04.2024

image_pdf
image_print

Предприниматели на УСН, которые зарегистрировались недавно, могут рассчитывать на преференции при уплате налогов. Это верно при условии, что на региональном уровне утверждены «налоговые каникулы» для определенных видов деятельности. Сегодняшний материал посвящен именно этому вопросу.

Порядок введения преференции

Положение о налоговых послаблениях для плательщиков УСН содержится в статье 346.20 НК РФ. В пункте 4 этой статьи сказано, что субъект РФ может установить ставку 0% для ИП, которые применяют «упрощенку» и осуществляют деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению. В Кодексе определено, что власти субъектов должны составить списки видов деятельности, относящихся к указанным категориям, в отношении которых вводится нулевая ставка налога при УСН.

Обратите внимание! Преференция установлена на период до 2020 года и распространяется на ИП, которые зарегистрировались впервые.

Правила «налоговых каникул» таковы:

  1. Предприниматель может применять нулевую ставку в течение двух налоговых периодов со дня регистрации. Это указано в абзаце 2 пункта 4 статьи 346.20 НК РФ и пояснено Минфином в письмах от 11.01.2018 № 03‑01‑11/413, от 22.08.2017 № 03‑11‑11/53581. Другими словами, если вы стали предпринимателем в 2018 году и попадаете под критерий «налоговых каникул», то сможете их применять нулевую ставку в течение 2018 и 2019 годов.
  2. Предприниматель не должен подавать в ИФНС какого-либо уведомления или сообщать как-то иначе о применении налоговой ставки 0%. Иначе говоря, она применяется по умолчанию, если введена в регионе для тех видов деятельности, которые выбрал ИП.
  3. «Каникулы» не распространяются на уплату страховых взносов, которые ИП уплачивает за тебя — их он должен платить в полном объеме.
  4. Предприниматели на УСН с объектом «доходы минус расходы» в период действия «налоговых каникул» минимальный налог не платят (абзац 2 пункта 4 статьи 346.20 НК РФ).

ИП должен удостовериться, что ОКВЭД его вида деятельности включен региональными органами власти в перечень льготных. Для этого нужно обратиться к соответствующему региональному закону. Если предприниматель испытывает затруднения в решении этого вопроса, ему следует обратиться в официальные органы субъекта РФ.

Что значит зарегистрироваться впервые

Нередки случаи, когда ИП приостанавливает деятельность и не получает дохода, в связи с чем снимается с учета, чтобы не платить страховые взносы. Либо человек решает вовсе распрощаться со статусом индивидуального предпринимателя, однако спустя какое-то время ситуация меняется, и он становится ИП вновь. Может ли он в этом случае рассчитывать на «налоговые каникулы»?

Кодекс гласит, что налоговая преференция распространяется на предпринимателей, «впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов». Некоторые ИП понимают это так: если после указанных нововведений он зарегистрировался в первый раз, то имеет право на преференцию. Так ли это? Обратимся к судебной практике.

В постановлении АС УО от 29.09.2017 № Ф09-5631/17 сделан вывод, что так трактовать закон неверно. Вынесено оно по спору между Налоговой службой и ИП из Курганской области, который был предпринимателем в 1993 году, а также в период с 1996 по 2000 год.

В 2015 году Курганские власти приняли закон от 26.05.2015 № 41, который ввел «налоговые каникулы». Получив статус ИП в сентябре 2015 года, гражданин расценил, что имеет право на преференцию. Логика такая: раз после вступления в силу закона № 41 он зарегистрировался предпринимателем впервые, то имеет право платить налог по ставке 0%. Но налоговый орган, а следом за ним и суды, в этом праве ему отказали. Гражданин аргументировал тем, что предыдущий раз он был зарегистрирован ИП 14 лет назад и занимался совсем другой деятельностью. Однако арбитры не приняли во внимание этот факт.

Из выводов суда следует, что для применения нулевой ставки предприниматель должен отвечать двум условиям:

  • быть первично зарегистрированным в качестве ИП после вступления в силу закона субъекта РФ, который вводит в регионе «налоговые каникулы»;
  • быть первично зарегистрированным в качестве ИП на протяжении всей своей жизни.

В данном случае суд решил, что если человек ранее снялся с учета в качестве индивидуального предпринимателя, а после введения «каникул» вновь зарегистрировался ИП, то рассматриваемая налоговая преференция к нему никакого отношения не имеет.

При каких условиях действует нулевая ставка

В пункте 4 статьи 346.20 определено главное условие применения послабления для ИП на УСН. Заключается оно в следующем: в налоговом периоде доля доходов от реализации товаров, работ или услуг в рамках деятельности, для которой применяется нулевая ставка, в общем объеме доходов ИП от реализации товаров, работ или услуг должна занимать не менее 70%. Причем в ходе камеральной проверки на основании пункта 6 статьи 88 НК РФ инспекция может запросить у предпринимателя документы, которые подтвердят размер этой доли. Соответственно, для применения нулевой ставки такие документы ИП должен иметь.

Кроме того, регионы могут самостоятельно устанавливать дополнительные условия:

  1. По численности наемных сотрудников. Например, в Москве это 15 человек.
  2. По предельному доходу от реализации товаров, работ и услуг в соответствии с положениями статьи 249 НК РФ. Подразумевается реализация в рамках того вида деятельности, в отношении которого применяется нулевая ставка. Пример — в городе Ставрополе предельная величина дохода установлена в размере 60 млн рублей.

Это все ограничения, которые могут быть дополнительно введены, что подтверждается Минфином в письме от 23.03.2015 № 03‑11‑10/15651.

Если предприниматель не подходит под условия применения преференции, то он должен уплачивать налог по обычной ставке. Причем платить по стандартной ставке придется в течение всего года, в котором не выполнились все условия.

Важно помнить, что предприниматели, попадающие под «налоговые каникулы», обязаны отчитываться в обычном порядке. То есть до 30 апреля года, следующего за отчетным, они должны подать налоговую декларацию по УСН.

Автор: Орлова О. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Применение предусмотренных НК РФ преференций – самый распространенный способ законной налоговой оптимизации. В настоящее время налоговое законодательство предоставляет льготы, которые могут принести ощутимую выгоду БУ. Однако налоговые органы очень тщательно (а иногда и предвзято) проверяют заявленные налогоплательщиком льготы, что делает пользование ими затруднительным. В настоящей консультации рассказано об условиях освобождения от налогообложения прибыли, полученной от платной деятельности БУ, а также даны рекомендации по политике БУ в области налогового планирования.

Виды деятельности, по которым действует нулевая ставка налога на прибыль

В силу ст. 284 НК РФ в отношении ряда видов деятельности применяется ставка налога на прибыль 0%. В частности, НК РФ допускает обложение по нулевой ставке налоговой базы в виде доходов:

от образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, выполнения НИОКР – научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок (ст. 284.1 НК РФ);

от социального обслуживания граждан (ст. 284.5 НК РФ);

от деятельности музеев, театров, библиотек, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования (ст. 284.8 НК РФ).

Как установлено ст. 284.1 НК РФ, образовательной и медицинской считается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917. При этом деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, не относится к медицинской.

Согласно п. 34 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» присмотр и уход за детьми представляет собой комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Детские сады обязаны осуществлять присмотр и уход за детьми, а иные образовательные организации (например, школы) вправе оказывать данные услуги, за которые взимается родительская плата (ст. 65, 66 Закона об образовании).

Для целей ст. 284.5 НК РФ социальным обслуживанием признается деятельность по предоставлению гражданам социальных услуг, включенных в Перечень социальных услуг по видам социальных услуг, предоставляемых организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 638. При этом в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» получателями социальных услуг считаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании.

Перечень видов культурной деятельности, осуществляемой музеями, театрами, библиотеками, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, для применения ставки 0% по налогу на прибыль организаций утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.05.2020 № 642.

Состав льготируемых по налогу на прибыль социально важных видов деятельности формировался постепенно и в настоящий момент плотно приблизился к перечню не облагаемых НДС операций, что говорит о намерениях государства сгладить финансовые различия при оказании услуг государственными учреждениями и коммерческими организациями. Напомним, что равные условия работы для исполнителей разной организационно-правовой формы предусмотрены Федеральным законом от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Закон начал действовать в отдельных субъектах РФ с 01.09.2020.

Условия применения нулевой ставки налога на прибыль

Ниже в табличном виде обобщены основные условия, при соблюдении которых прибыль облагается по ставке 0%.

Показатели

Льготируемые виды деятельности

Образовательная деятельность, присмотр и уход за детьми и (или) медицинская деятельность, выполнение НИОКР

Социальное обслуживание граждан

Деятельность музеев, театров, библиотек, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования

Доля льготируемых доходов

Требования по лицензированию

Лицензия на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности

Включение в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ

В штате непрерывно в течение налогового периода числится не менее 15 работников

Требование к квалификации персонала

Доля медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста, не менее 50 %

Запрет на операции с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок

Период для возврата на льготную ставку

Повторный переход запрещен

Остановимся на «узких местах»: что может препятствовать реализации права БУ на льготу?

Сочетание льготируемых видов деятельности

На первый взгляд совмещение разных льготируемых услуг никак не может повредить применению нулевой ставки. К сожалению, это неверно. Так, БУ не вправе претендовать на льготу, если порог в 90% достигнут лишь совместным оказанием медицинских услуг и услуг по социальному обслуживанию (на это обращено внимание в Письме Минфина РФ от 17.07.2015 № 03-03-10/41223). А вот одновременное оказание образовательной и медицинской деятельности допускается, поскольку регулируется одной и той же статьей НК РФ. Но если предел в 90% достигается только за счет прибавления медицинских услуг, возникает требование к квалификации медицинского персонала. То есть для образовательного учреждения преодоление порога 90% путем включения в налоговую базу доходов от медицинской деятельности сразу же означает новый заградительный барьер: 50% штата работников должно быть сформировано из сертифицированных или аккредитованных медиков, что почти невозможно. Поэтому для достижения рубежа 90% желательно сочетать образовательные (медицинские) услуги с выполнением НИОКР: последние относятся к льготируемым работам, но никаких дополнительных условий для пользования льготой не возникнет.

Управление структурой доходов

Пунктом 1 ст. 248 НК РФ установлено, что к доходам в целях исчисления прибыли относятся доходы от реализации и внереализационные доходы (ст. 249 и 250 НК РФ). При расчете из доходов исключается НДС. Причем доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ, при определении налогооблагаемой прибыли не учитываются, а, следовательно, и не лимитируются. В частности, это касается имущества, полученного БУ в рамках целевого финансирования и целевых поступлений (субсидий).

Поскольку поступления от основной деятельности БУ в расчете не участвуют, БУ остается контролировать, чтобы льготируемые доходы составляли не менее 90% доходов от внебюджетной деятельности. По мнению автора, наибольший риск создают операции по сдаче имущества в аренду – из-за весомости сумм арендной платы и регулярности их поступления.

Перед некоторыми БУ может встать альтернатива: или пользоваться льготой и снизить активность по сдаче имущества в аренду, или уплачивать налог на прибыль по общей ставке 20% и свободно развивать управление имуществом. Выбор зависит от структуры внебюджетных доходов и рентабельности платной деятельности.

Еще одним (и неожиданным) фактором в 2020 году стало перепрофилирование больниц из-за эпидемиологической обстановки, связанной с распространением COVID-19. В Письме Минфина РФ от 16.10.2020 № 03-03-06/1/90397 описана следующая ситуация. Медицинская организация в рамках государственного контракта с министерством здравоохранения субъекта РФ предоставила свободные палаты для размещения медицинских работников, задействованных для борьбы с COVID-19, а в результате лишилась права на льготу. Общего решения проблемы, при которой недостижение лимита 90% произошло из-за административных мер, на настоящий момент не предложено.

Подчеркнем: для применения нулевой ставки 90%-ю долю льготируемых доходов в общей сумме доходов необходимо соблюдать только по итогам налогового периода, каковым является календарный год. Поддержание данного показателя по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие, девять месяцев) налоговым законодательством не предусматривается.

Управление персоналом

Если долю льготируемых доходов можно отрегулировать по результатам года, то условие по численности персонала необходимо выполнять непрерывно в течение налогового периода (то есть по состоянию на любую дату). Правда, лимит в 15 человек легко преодолим для большинства бюджетных учреждений.

Что касается медицинских учреждений, для них установлено дополнительное условие – численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода должна составлять не менее 50%.

Для расчета списочной численности работников может быть использован порядок, установленный Приказом Росстата от 27.11.2019 № 711, которым утверждены указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения (Письмо ФНС РФ от 11.09.2020 № СД-4-3/14753@). Следует учесть, что в соответствии с п. 78 этих Указаний лица, принятые на работу по совместительству из других организаций, в списочную численность работников не включаются.

Оформление льготы в налоговом органе

БУ, изъявившие желание перейти на налогообложение прибыли по ставке 0%, не позднее чем за месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется нулевая ставка, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, а также сведения, подтверждающие выполнение условий применения льготы. Данное требование не предъявляется к организациям, использующим льготу в порядке ст. 284.8 НК РФ.

По окончании каждого налогового периода, в течение которого прибыль облагалась по нулевой ставке, не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ), БУ обязаны представить в налоговый орган сведения, подтверждающие законность пользования льготой.

Нормативное регулирование отчетности по использованию ставки налога на прибыль 0%

Вид деятельности

Нормативные акты

Образовательная деятельность, присмотр и уход за детьми и (или) медицинская деятельность

Приказ ФНС РФ от 21.11.2011 № ММВ-7-3/892@«Об утверждении формы сведений о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов, о численности работников в штате организации и о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации».

Приказ ФНС РФ от 30.12.2011 № ЯК-7-6/1010@«Об утверждении формата представления сведений о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов, о численности работников в штате организации и о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации в электронном виде»

Социальное обслуживание граждан

Приказ ФНС РФ от 23.10.2015 № ММВ-7-3/467@ «Об утверждении формы сведений о доле доходов организации от осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам в общей сумме доходов организации и о численности работников в штате организации»

Музеи, театры, библиотеки

Приказ ФНС РФ от 26.08.2020 № ЕД-7-3/603@ «Об утверждении формы и формата представления сведений о доле доходов от деятельности музея, театра, библиотеки, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, в электронной форме»

Последствия утраты льготы

Переход с нулевой ставки на общую, 20%, возможен по желанию налогоплательщика либо принудительно из-за несоблюдения условий. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке по общей ставке с уплатой пеней. Кроме того, утрачивается право на использование льготы в будущем (для деятельности по социальному обслуживанию граждан) или налагается мораторий на применение нулевой ставки в течение 5 лет (для образовательной и медицинской деятельности).

Поскольку даже однократное лишение льготы фатально, налогоплательщикам, претендующим на применение нулевой ставки, нужно все свои действия просчитывать чрезвычайно аккуратно. Например, в Постановлении АС ВВО от 17.12.2014 № Ф01-5369/2014 по делу № А43-591/2014 описана следующая ситуация: налогоплательщик, решившийся заявить льготу в отсутствие утвержденного перечня льготируемых видов деятельности, лишил себя права пользоваться ею как в год, в котором не была достигнута 90%-я доля льготируемых доходов (2011 год), так и в пятилетний период (с 2011 года по 2015 год включительно) из-за моратория на последующее заявление льготы.

Заключение

Итак, чтобы предоставленные согласно НК РФ льготы принесли БУ желаемый результат, должны как минимум проводиться следующие мероприятия:

планирование внебюджетных доходов;

недопущение нецелевого расходования субсидий;

строгий контроль численности персонала;

своевременное представление в налоговый орган соответствующих документов.

Надо признать, что пользование льготами может вступить в конфликт с другими способами получения прибыли, например, сдачей имущества в аренду. Конечно, предпочтительно в рамках налогового планирования использовать льготы. Но если по каким-то причинам это не удается сделать, остаются стандартные способы снижения налогового бремени (например, путем наращивания расходов). Кроме того, макроэкономическая обстановка такова, что рассчитывать на высокую рентабельность работы в ближайшем будущем не приходится. Ведь, как известно, в условиях кризиса многие хозяйствующие субъекты вынуждены снижать цены, а значит, отказываться от прибыли частично или полностью.

Нет времени читать?

Согласно Федеральному закону от 26.07.2019 № 210-ФЗ 01.01.2020 г. вступают в силу изменения в гл. 25 НК РФ для автономных учреждений, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для музеев, театров, библиотек и учреждений, осуществляющих социальное обслуживание граждан.

Главные изменения для АУ

Во-первых, сохраняется ставка по налогу на прибыль в размере 0% для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан. Во-вторых, предусматривается ставка 0% по налогу на прибыль музеев, театров и библиотек.

Важно: все учреждения, перешедшие на применение ставки 0%, от обязанностей налогоплательщика не освобождаются. В соответствии с требованиями п.2 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны вести налоговый учет и предоставлять налоговую декларацию по истечении налогового периода (календарного года).

«Нулевая» ставка для медицинских и образовательных учреждений

Напомним, согласно п. 1.1 ст. 284 НК РФ медицинские, образовательные учреждения уплачивают налог на прибыль по ставке 0% при соблюдении пяти условий (ст. 284.1):

  1. Учреждение имеет лицензию на соответствующий вид деятельности (образовательной и (или) медицинской), полученную в соответствии с законодательством РФ.
  2. Доходы учреждения за налоговый период от осуществления данной деятельности, учитываемые при вычислении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, составляют не менее 90% его доходов, учитываемых при вычислении налоговой базы, либо учреждение за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при вычислении налоговой базы.
  3. В штате учреждения беспрерывно на протяжении всего налогового периода числятся не менее 15 сотрудников.
  4. Численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, на протяжении всего налогового периода составляет не менее 50% от общей численности работников учреждения.
  5. В налоговом периоде не совершаются операции с векселями и производными финансовыми инструментами.

В соответствии с п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 №395-ФЗ льготная ставка могла применятся при соблюдении описанных выше условий с 01.01.2011 по 01.01.2020. Федеральным законом № 210-ФЗ (ст. 2) из этого правила исключены слова «по 01.01.2020», а это значит, что вышеназванные учреждения вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль бессрочно (с учетом условий, изложенных ранее).

То есть те, кто применял в этом году данную ставку, при желании и наличии оснований могут продолжить это делать в 2020 г., и в последующие годы. Обратим внимание на то, что в предоставлении заявления в налоговый орган дополнительно нет необходимости.

Учреждения, которые ранее не применяли нулевую ставку и планируют впервые это сделать с 01.01.2020 (при наличии оснований), в соответствии с п. 5 ст. 284.1 НК РФ не позднее чем за один месяц до начала 2020 г. должны подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление вместе с копиями лицензий на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности.

Учреждения, которые ранее применяли нулевую ставку, но потом перешли на общую (20 %), вправе снова вернутся к нулевой ставке, но не ранее чем через 5 лет начиная с налогового периода, в котором был совершен переход.

Льготы учреждениям социального обслуживания граждан

В целом, изменения, касающиеся учреждений, оказывающих социальное обслуживание граждан, аналогичны изменениям, касающихся образовательных и медицинских учреждений.

В соответствии с п. 1.9 ст. 284 НК РФ данная категория учреждений с учетом изменений внесенных Федеральным законом №210-ФЗ (ст. 3) может применять нулевую ставку бессрочно при соблюдении условий, описанных в ст. 284.5 НК РФ.

Учреждения, продолжающие применение нулевой ставки в 2020 г., не должны предоставлять в налоговый орган соответствующее заявление, а те, кто собираются применять ее впервые, должны не позднее чем за месяц до начала 2020 г. подать заявление с приложением сведений, подтверждающих выполнение условий для применения льготы.

Отличие учреждений социального обслуживания от учреждений, ведущих образовательную и медицинскую деятельность заключается в том, что если после применения нулевой ставки они вернулись к общей, то в соответствии с п. 9 ст. 284.5 НК РФ повторного права вернутся к льготной ставке у них нет.

Льготы для музеев, театров и библиотек

Начиная с 01.01.2020 ст. 284 НК РФ дополняется п. 1.13, согласно которому к налоговой базе музеев, театров и библиотек, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, может применятся налоговая ставка 0% при выполнении условий, установленных ст. 284.8 НК РФ, вводимой с указанной даты.

Данная ставка применяется ко всей налоговой базе при выполнении следующего условия: если соотношение доходов от деятельности музеев, театров и библиотек, включенной в Перечень видов культурной деятельности, установленной Правительством РФ ко всем доходам, учитываемым при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, больше или равны 90%.

Формула

На применение льготы не нужно получать разрешение, необходимо только подтвердить право на нее, так как она носит заявительный характер.

В соответствии с п. 3 ст. 284.8 НК РФ для использования льготы музеям, театрам и библиотекам в сроки, установленные для предоставления налоговой отчетности за налоговый период, то есть до 28 марта года, следующего за отчетным, необходимо подать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доле доходов, определяемых в соответствии с положениями п. 2 указанной статьи по форме, которая будет утверждена ФНС.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Автор: Амина Русак,
старший бухгалтер-консультант бюджетного направления Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ»

Важные налоговые поправки, случаи применения пониженных ставок и тенденции в мире льгот

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

Ежегодно законодатель вносит в гл. 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») большое количество изменений с целью усовершенствования порядка расчета налога, и 2020 г. не стал исключением.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, предоставлено право на льготную налоговую ставку. Ставка 3% по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, сохраняется. А налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, установлена в размере 0%. Правом на льготу можно воспользоваться при выполнении определенных в ст. 284 НК РФ условий.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 НК РФ. В 2021 г. общая ставка все так же будет составлять 20%: 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% – в бюджет субъекта РФ (такой порядок распределения действует до 2024 г.).

Для некоторых категорий организаций и по отдельным видам доходов/операций действуют пониженные ставки.

Остановимся на некоторых случаях применения пониженных ставок.

Государство заинтересовано в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., стимулирование инвестиционной активности является одним из приоритетных направлений. В связи с этим в последние годы наблюдается принятие ряда изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиций, в том числе и в регулировании налогообложения прибыли.

Основными законными инструментами снижения налоговой нагрузки, если компания планирует существенные инвестиции, являются инвестиционный налоговый вычет и региональные инвестиционные проекты.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

ИНВ предоставляет компаниям-налогоплательщикам право на уменьшение налога (не налоговой базы!), исчисленного как в региональный, так и в федеральный бюджет. Правила применения ИНВ установлены в ст. 286.1 НК РФ. Однако стоит обратить внимание, что для применения ИНВ в субъекте, где осуществляется деятельность, в региональном законодательстве должно быть установлено право налогоплательщиков на уменьшение налога.

Налог, исчисленный в региональный бюджет, может быть уменьшен на:

  • не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
  • не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства (т.е. модернизации, реконструкции и т.д.);
  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала;
  • не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры в рамках договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • не более 90% суммы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (с 1 января 2021 г.).

Указанные размеры являются максимальными. Законодатель субъекта имеет право на установление иных предельных размеров расходов (например, не 90% расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств, а 50%), может ограничить круг организаций, имеющих право воспользоваться ИНВ, или установить дополнительные условия. Налог в региональный бюджет не может быть снижен до нуля. Уплачивается он по ставке, установленной в законе субъекта РФ.

Из вышеприведенного списка особый интерес представляют расходы на основные средства, формирующие первоначальную стоимость или стоимость модернизаций/реконструкций, поскольку каждая компания в процессе осуществления деятельности приобретает необходимые объекты, улучшает их, проводит реконструкцию. Поэтому далее более подробно рассмотрим механизм ИНВ в отношении именно этих расходов.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Налог, исчисленный в федеральный бюджет, может быть уменьшен на 10% перечисленных расходов и снижен до нуля.

Экономический эффект от применения ИНВ к расходам на основные средства

Выгода от применения ИНВ по сравнению с «классическим» вариантом списания расходов, т.е. начислением амортизации, больше в пять раз (если региональное законодательство позволяет применить вычет к 90% расходов на основные средства), что видно на примере ниже.

Предположим, что доходы компании за год составили 1 000 000 руб. В расходы включается только амортизация основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 руб., срок полезного использования – год (т.е. за год должна быть списана вся первоначальная стоимость).

  • Списание первоначальной стоимости через амортизацию:

налоговая база = 1 000 000 – 100 000 = 900 000 руб.;

налог = 900 000 * 20% = 180 000 руб.

  • Списание первоначальной стоимости через ИНВ:

налоговая база = 1 000 000 руб.;

налог = 1 000 000 * 20% = 200 000 руб.;

ИНВ = 100 000 (при условии, что региональным законом установлена возможность учесть 90% понесенных расходов);

налог к уплате = 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Экономический эффект = 180 000 – 100 000 = 80 000 руб.

Получается, что при списании расходов через амортизацию компания учтет в расходах всего лишь 20% затрат (в данном случае 20 000 руб.), а при применении ИНВ имеет право списать все 100% потраченных денежных средств (100 000 руб.). Выгода в применении ИНВ очевидна.

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2021 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2021 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Недостатки механизма ИНВ

Несмотря на очевидность экономического эффекта, ИНВ – механизм, не лишенный недостатков, которые необходимо учитывать:

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.

Региональные инвестиционные проекты (РИП)

Особенности налогообложения прибыли, полученной в рамках РИП, установлены в гл. 3.3 и ст. 284.3 НК РФ.

Обратите внимание: в настоящей статье приводится информация о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых требуется включение в реестр, поскольку внереестровые РИП могут быть использованы ограниченным кругом налогоплательщиков.

Стать участником РИП целесообразно для предприятий-производителей, которые планируют осуществить крупные вложения в производство товаров. Важно учитывать, что компании, оказывающие услуги и выполняющие различного рода работы, не могут получить статус участника РИП.

Условия получения статуса участника РИП

Целью РИП может быть создание нового производства или расширение/модернизация действующего.

Как и в случае с ИНВ, возможность получения льгот в качестве участника РИП должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ. Поэтому изначально необходимо убедиться в выполнении этого условия.

Льготные ставки применяются к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта, и составляют:

  • от 0 до 10% в региональный бюджет;
  • 0% в федеральный бюджет.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Объем капитальных вложений должен составлять:

  • от 50 млн до 500 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.;
  • не менее 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Также компания, претендующая на статус участника РИП, должна соответствовать условиям, закрепленным в ст. 25.9 НК РФ.

Порядок включения в реестр участников РИП

Если все перечисленные условия выполняются, сумма инвестиций соответствует указанным критериям, то необходимо подготовить следующие документы:

  • инвестиционную декларацию;
  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • заверенные копии учредительных документов.

Пакет документов направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, который в течение 3 дней выносит решение о принятии или об отказе в принятии документов, а затем в течение 30 дней принимает решение о включении или невключении заявителя в реестр.

После того как инвестор приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта, он вправе использовать установленные региональным законодательством льготы с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках проекта. Льгота по налогу на прибыль не может превышать суммы осуществленных капитальных вложений (т.е. выгода от льготы максимум составит сумму инвестиций).

Кроме того, положениями региональных законов могут быть не только установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, но и предоставлены льготы по другим налогам. Так, например, в Московской области инвесторы имеют право на применение нулевой ставки к построенным в рамках РИП объектам недвижимости в первые четыре года после ввода их в эксплуатацию, а в последующие три периода – на пониженную ставку в размере 1,1% (ставка действует, если сумма капитальных вложений превысила 500 млн руб.).

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.

Постановлением Правительства РК №224 для наиболее пострадавших видов деятельности, введено право на применение поправочного коэффициента «0» по налогам и взносам с фонда оплаты труда (ФОТ).

Применение поправочного коэффициента распространяется на следующие налоги и взносы с ФОТ работников:

  • Индивидуальный подоходный налог (ИПН);
  • Социальный налог (СН);
  • Обязательные пенсионные взносы (ОПВ);
  • Обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ);
  • Социальные отчисления (СО);
  • Взносы и отчисления на ОСМС (ВОСМС и ООСМС).

Постановлением установлены виды деятельности, осуществляя которые субъекты предпринимательства вправе применять указанную льготу. Виды деятельности изложены в таблицах и идентифицируются по кодам ОКЭД.

В зависимости от категории предпринимательства, установлены разные сроки применения поправочного коэффициента «0»:

  • лица, занимающиеся частной практикой, субъекты микро, малого или среднего предпринимательства – применяют коэффициент по обязательствам, срок уплаты (перечисления) по которым наступает в период с 1 апреля до 1 октября 2020 года.
  • субъекты крупного предпринимательства – применяют коэффициент по обязательствам, срок уплаты (перечисления) по которым наступает в период с 1 апреля до 1 июля 2020 года.

Таким образом, применение льготы зависит не от того, за какой период начисляется доход, а от наступления законодательно установленных сроков уплаты налогов и взносов с ФОТ с такого дохода.

У многих может возникнуть вопрос касательно возможности применения поправочного коэффициента «0» по налогам и взносам с доходов работников за август месяц (для первой категории, для которой установлен период действия льготы до 1 октября 2020 года).

В «стандартном» случае за август 2020 года начисление заработной платы производится в конце месяца (либо в начале следующего), выплата дохода до 10 сентября 2020 года.

Для налогов и взносов с ФОТ предусмотрены установленные законодательством сроки перечисления, опираясь на которые, бухгалтеру необходимо принять решение о возможности применения поправочного коэффициента «0».

Поправочный коэффициент «0» за август 2020 года по СН и СО

Для СН и СО сроки уплаты не зависят от «выплаченности» дохода и всегда составляет «до 25 числа месяца, следующего за отчетным». То есть по доходам за август 2020 года, срок уплаты СН и СО – до 25 сентября и приходится на период действия льготы.

Таким образом, можно однозначно сказать, что по данным налогам и отчислениям поправочный коэффициент «0» применяется.

Поправочный коэффициент «0» за август 2020 года по ИПН, ОПВ, ОППВ, ООСМС и ВОСМС

Для ИПН, ОПВ, ОППВ, ООСМС и ВОСМС сроки уплаты зависят от периода выплаты дохода. Крайний срок уплаты определен «до 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты дохода».

Исходя из установленных сроков, если выплата дохода произведена в сентябре, то крайним сроком уплаты является 25 октября 2020 года, то есть период, когда действие коэффициента окончено.

Если за август месяц выплата дохода произведена этим же месяцем, то крайний срок уплаты приходится на 25 сентября 2020 года, то есть подпадает под период действия поправочного коэффициента.

Таким образом, право на применение поправочного коэффициента «0» по ИПН, ОПВ, ОППВ, ВОСМС и ООСМС по доходам за август 2020 года определяется периодом выплаты такого дохода. И, соответственно, установленным сроком уплаты по налогов и взносов.

По каким налогам и взносам с ФОТ можно применить поправочный коэффициент «0» за август и сентябрь 2020 года?

По каким налогам и взносам с ФОТ можно применить поправочный коэффициент «0» за август и сентябрь 2020 года?

По каким налогам и взносам с ФОТ можно применить поправочный коэффициент «0» за август и сентябрь 2020 года?

Поправочный коэффициент «0» за сентябрь 2020 года

По начислениям за сентябрь, поправочный коэффициент не применяется по всем налогам и взносам с ФОТ, так как их срок уплаты однозначно приходится на период после 1 октября.

Таким образом, на текущий момент применение поправочного коэффициента за август и сентябрь 2020 года выглядит следующим образом:

Налоги и взносы с ФОТ

Применение коэффициента «0»

Август 2020

При выплате в августе – до 25 сентября;

При выплате в сентябре – до 25 октября

Да – если выплата дохода произведена в августе

Нет - если выплата дохода произведена в сентябре

Сроки уплаты зависят от периода выплаты дохода

При выплате в августе – до 25 сентября;

При выплате в сентябре – до 25 октября

Да – если выплата дохода произведена в августе

Нет - если выплата дохода произведена в сентябре

Сроки уплаты зависят от периода выплаты дохода

Сроки уплаты приходятся на период действия льготы

Сроки уплаты приходятся на период действия льготы

При выплате в августе – до 25 сентября;

При выплате в сентябре – до 25 октября

Да – если выплата дохода произведена в августе

Нет - если выплата дохода произведена в сентябре

Сроки уплаты зависят от периода выплаты дохода

При выплате в августе – до 25 сентября;

При выплате в сентябре – до 25 октября

Да – если выплата дохода произведена в августе

Нет - если выплата дохода произведена в сентябре

Сроки уплаты зависят от периода выплаты дохода

При выплате в августе – до 25 сентября;

При выплате в сентябре – до 25 октября

Да – если выплата дохода произведена в августе

Нет - если выплата дохода произведена в сентябре

Сроки уплаты зависят от периода выплаты дохода

Сентябрь 2020

При выплате в сентябре – до 25 октября;

При выплате в октября – до 25 ноября

Сроки уплаты позже периода действия льготы

При выплате в сентябре – до 25 октября;

При выплате в октября – до 25 ноября

Сроки уплаты позже периода действия льготы

Сроки уплаты позже периода действия льготы

Сроки уплаты позже периода действия льготы

При выплате в сентябре – до 25 октября;

При выплате в октября – до 25 ноября

Сроки уплаты позже периода действия льготы

При выплате в сентябре – до 25 октября;

При выплате в октября – до 25 ноября

Сроки уплаты позже периода действия льготы

При выплате в сентябре – до 25 октября;

При выплате в октября – до 25 ноября

Сроки уплаты позже периода действия льготы

  1. Обратите внимание, что поправочной коэффициент продлен по ОППВ (не ОПВ), СО, ВОСМС и ООСМС.
  2. Продление льготы предусмотрено только для микро, малого и среднего бизнеса согласно кодам ОКЭД, установленных в Приложении 1. Крупный бизнес не вправе принять поправочный коэффициент с учетом планируемых изменений.
  3. Положение по освобождению налогов с ФОТ вступает в силу с 1 октября 2020 года и распространяется на обязательства, срок уплаты которых наступает в период с 1 октября 2020 года по 1 января 2021 года.
По ППРК № 721 от 30.10.2020 года направлен ряд вопросов касательно «действий» налогоплательщиков по налогам и взносам с доходов за сентябрь 2020 года

Читайте также: