Статус товаров после уплаты таможенных пошлин налогов и соблюдения всех ограничений тест

Опубликовано: 14.05.2024


Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о том, что в связи с появлением права бесплатного доступа к официальной информации о выпуске товаров у добросовестных приобретателей усиливаются риски ответственности за нарушения таможенного законодательства, допущенные другими лицами при ввозе товаров.

Последствия незаконного ввоза для приобретателей

Возможность получения информации о выпуске товаров для приобретателей имеет значение в связи с предусмотренной таможенным законодательством солидарной обязанностью по уплате таможенных платежей.

Пункт. 2 ст. 81 Таможенного кодекса Таможенного союза

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза – также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

Кроме того, приобретатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 16.21 КоАП РФ * . Указанная статья не ограничивает привлечение к административной ответственности только первым приобретателем товаров, поэтому к ответственности могут быть привлечены все организации и их работники, участвовавшие в цепочке продаж товаров на территории России до реализации товаров в розницу.

Право на получение информации о выпуске товаров

Новая редакция Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ), вступившая в силу 24 июля 2016 г., предусматривает право организаций и физических лиц на получение информации о выпуске товаров.

Доступ осуществляется путем направления обращения в таможенный орган в письменной форме либо через официальный сайт ФТС России. Обращение должно содержать следующие сведения:

  • номер декларации на товары;
  • наименование страны происхождения товара;
  • количество или вес нетто товара;
  • порядковый номер декларируемого товара.

В ответе таможенного органа указывается информация о товаре, содержащаяся в соответствующей таможенной декларации:

  • наименование товара;
  • производитель (при наличии сведений);
  • товарный знак, марка, модель, артикул, сорт товара;
  • соответствие сведений о количестве товара в килограммах (вес брутто и вес нетто) и (или) в других единицах измерения, содержащихся в обращении лица;
  • статус товаров в части их выпуска.

В случае подачи обращения в письменной форме информация должна быть представлена в срок не более 10 рабочих дней со дня поступления такого обращения. Законом предусмотрена возможность подачи обращения посредством официального сайта ФТС России – в этом случае информация предоставляется также через сайт не позднее рабочего дня, следующего за днем такого обращения.

Комментарий ПГ: В настоящее время типовые формы обращений о предоставлении информации, а также технология предоставления информации через официальный сайт без использования личного кабинета пока находятся в стадии разработки.

Перенос момента таможенного контроля

В настоящее время таможенный контроль после выпуска товаров – одно из приоритетных направлений деятельности таможенных органов. Если ранее случаи проведения такого контроля были эпизодическими, то сейчас он проводится на плановой основе. В первую очередь это связано с общей концепцией переноса таможенного контроля с момента таможенного декларирования на момент после выпуска товаров в целях сокращения сроков совершения таможенных операций и связанных с ними издержек бизнеса.

Необходимо отметить, что таможенные органы вправе проводить таможенные проверки в отношении выпущенных в свободное обращение товаров как непосредственно у декларантов, так и у лиц, которые приобрели ввезенные товары.

Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация, в счетах-фактурах должны быть указаны сведения о стране происхождения товара и номере таможенной декларации. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.

Однако данное ограничение касается только ответственности, установленной налоговым законодательством.

Комментарий ПГ: По нашему опыту, таможенные органы могут сделать вывод, что товары ввезены незаконно в случае, если сведения, указанные в счете-фактуре, не совпадают или не полностью совпадают со сведениями, содержащимися в таможенной декларации, находящейся в базе данных таможенных деклараций ФТС России. Например, номер таможенной декларации, указанный в счете-фактуре, по которому товары приобретены лицом на территории России, отсутствует в базе данных таможенных деклараций ФТС России или по такой таможенной декларации были ввезены другие товары, либо товаров ввезено в меньшем количестве, чем приобретено российским лицом по счету-фактуре или по нескольким счетам-фактурам.

Пример из практики

В нашей практике был случай, когда сведения по кондиционерам о наименовании, об их изготовителе, стране производства, количестве соответствовала, но различались сведения по их мощности: в счете-фактуре указано 60 Вт, а в таможенной декларации – 80 Вт.

Проверку проводило подразделение ФТС России, которое сделало вывод о том, что таможенная декларация, указанная в счете-фактуре, не подтверждает законность ввоза кондиционеров и предъявило претензии приобретателю этих кондиционеров.

Последствия выявления товаров, ввезенных с нарушениями таможенного законодательства

В случае выявления товаров, ввезенных с нарушением таможенного законодательства, у приобретателя товаров возникают таможенные риски, которые могут отличаться в зависимости от того, будут ли таможенным органом выявлены доказательства, что в момент приобретения лицо знало или должно было знать о незаконности ввоза товара.

Если таких доказательств нет, в соответствии со ст. 168 Закона № 311-ФЗ таможенный орган налагает на товары арест или изымает их, а лицу, у которого они изъяты, предлагает воспользоваться правом уплатить в отношении таких товаров таможенные платежи (при этом пеня не начисляется), представить документы, подтверждающие соблюдение ограничений, и осуществить таможенное декларирование в упрощенном порядке.

Для реализации данного права лицу предоставляется 1 месяц. Если лицо не воспользовалось данным правом, товары передаются таможенным органом в Росимущество для реализации, уничтожения или утилизации.

Если доказательства будут обнаружены, то у приобретателя товара возникает уже не право, а обязанность по уплате таможенных платежей. В этом случае таможенный орган вправе принудительно взыскать сумму недоимки и пени, а также привлечь приобретателя к ответственности на основании ст. 16.21 КоАП РФ.

Прежняя практика получения информации о выпуске товаров

До принятия указанных изменений в ст. 100 Закона № 311-ФЗ право получения информации о выпуске товаров было предусмотрено Приказом ФТС РФ от 31.10.2007 № 1347. Однако такое право предоставлялось только лицам, осуществляющим оптовую и розничную торговлю иностранными товарами. Производственные предприятия или организации, использующие иностранные товары для оказания услуг или выполнения работ, не могли воспользоваться этим правом.

Кроме того, сам порядок получения информации о выпуске товаров был очень трудоемким и зачастую бесполезным. Запрос лица должен был содержать подробные сведения о товаре, включая номер таможенной декларации, наименовании товара с указанием модели, марки и других признаков, стране происхождения товара, единице измерения и количестве товара, номере и дате сертификата соответствия. При наличии возможности также должны были быть указаны дата изготовления, код ОКП и код ТН ВЭД товара.

В ответ таможня могла сообщить о запрашиваемом товаре только одно из трех обстоятельств:

  • таможенное оформление завершено, товар выпущен для свободного обращения;
  • товар выпущен условно с ограничениями по пользованию и/или распоряжению в соответствии с условиями отдельных таможенных режимов;
  • таможенное оформление товара согласно установленному порядку не произведено.

При отсутствии товара в своей базе данных или несовпадении хотя бы одной из указанных в обращении характеристик таможенный орган лишь сообщал заявителю, что таможенное оформление не произведено, без уточнения даже минимальных дополнительных сведений (например, не соответствует модель, артикул, цвет, технические характеристики, торговый знак, количество, код ТН ВЭД и т.д.).

Таким образом, получение отрицательного ответа означало, что заявителю требовалось дальнейшее прояснение ситуации с поставщиком и самостоятельное установление причин отсутствия у таможенного органа информации о таможенном декларировании товара.

Судебная практика по обжалованию решений таможенных органов по взысканию таможенных платежей или постановлений о привлечении к административной ответственности складывалась для таможенных органов негативно.

Позиция арбитражных судов

Различия в сведениях о товарах, указанных в счетах-фактурах, со сведениями в таможенных декларациях не могут служить достаточным доказательством незаконности ввоза товаров. Существовавшие возможность и порядок проверки законности ввоза товаров не представляют собой эффективную правовую защиту интересов приобретателей товаров. В такой ситуации было бы неправомерным привлекать приобретателей незаконно ввезенных товаров к административной ответственности.

Последствия законодательных изменений

В целях изменения такой судебной практики внесены вышеуказанные изменения в ст. 100 Закона № 311-ФЗ. Теперь право получить информацию о выпуске товаров предоставлено любым лицам государств – членов таможенного союза и иностранным лицам без каких-либо ограничений.

Предусмотрена возможность упрощенного порядка обращения через сервис «Личного кабинета участника ВЭД» по адресу http://ved.customs.ru/ ** .

Обращение должно содержать минимум сведений, а в ответ таможенный орган должен предоставить подробную информацию о товаре.

Соответственно, обнаружив незаконно ввезенные товары у любых лиц, приобретших иностранные товары, таможенные органы для обоснования своих претензий могут использовать следующие аргументы:

  • таможенным законодательством предоставлено право на бесплатный и быстрый доступ к имеющейся у таможенных органов информации о выпуске конкретных товаров, что позволяет исключить риск приобретения незаконно ввезенного товара; порядок реализации данного права является эффективной правовой защитой;
  • то обстоятельство, что организация не воспользовалась предоставленным ей правом, указывает на несоблюдение в должной степени осмотрительности и непринятие мер в целях соблюдения таможенного законодательства.

Интеграция баз данных налоговых и таможенных органов

Указом Президента РФ от 15.01.2016 № 12 Федеральная таможенная служба (ФТС России) переведена в ведение Минфина России, которому подчинена и Федеральная налоговая служба (ФНС России). Данное изменение направлено на формирование единого, целостного механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей.

В настоящее время ведется активная подготовка к консолидации информационных систем ФТС и ФНС.

В результате будет создана единая система администрирования налоговых и таможенных платежей, которая, как предполагается, позволит осуществлять сквозной контроль от момента ввоза товаров до их реализации в розницу и оперативно и эффективно выявлять сомнительные таможенные операции при импорте товаров, как в части ввоза товаров под видом других, так и в части занижения количества и стоимости товаров.

Комментарий ПГ: По нашему мнению, при таких обстоятельствах можно ожидать активизации деятельности таможенных органов по проведению таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе у лиц, приобретающих товары иностранного производства на территории России.

О чем подумать, что сделать

Организациям, приобретающим товары иностранного производства у российских поставщиков, помимо общих мер по проверке контрагентов рекомендуется:

  • внести изменения в преддоговорную работу, направленные на выяснение значимых обстоятельств;
  • предусмотреть в договоре определенные обязательства продавца, направленные на предотвращение и минимизацию последствий таможенных рисков;
  • проверять правильность заполнения счетов-фактур в части указания сведений о таможенных декларациях и стране происхождения товаров;
  • наладить регулярную работу по проверке выпуска приобретаемых товаров.

Помощь консультанта

На основе практического опыта, в том числе судебного, в области таможенного права и ВЭД юристы нашей компании готовы оказать правовую помощь по этим и иным таможенным вопросам.

С учетом конкретной ситуации мы поможем разработать систему мер, направленных на предупреждение таможенных рисков, а также осуществить защиту интересов организации и ее должностных лиц в случае проведения таможенными органами проверки или возбуждения административных дел.

*Наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб., на юридических лиц – от 50% до 200% стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

**Для работы в личном кабинете требуется наличие электронной цифровой подписи

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопросы и ответы онлайн

Вопрос 1. Какие квоты имеют наиболее либеральный характер ?

  1. не распределенные
  2. распределенные между иностранными экспортерами
  3. тарифные

Вопрос 2. Количественные ограничения экспорта и импорта являются

  1. постоянно действующей мерой
  2. мерой, применяемой в исключительных случаях
  3. полностью изжившей себя мерой

Вопрос 3. Какое из данных обстоятельств является правовым основанием для квотирования экспорта?

  1. дефицит соответствующих товаров на внутреннем рынке
  2. снижение цен на соответствующий товар на мировом рынке
  3. снижение спроса на соответствующий товар на иностранных рынках

Вопрос 4. Какое из данных обстоятельств является правовым основанием для квотирования импорта?

  1. защита отечественных производителей от конкуренции
  2. причинение ущерба российской экономике
  3. продажа импортируемого товара по цене ниже нормальной

Вопрос 5. Какое из данных мероприятий проводится в целях распределения квоты между российскими участниками внешнеторговой деятельности?

  1. торги
  2. ярмарка
  3. аукцион

Вопрос 6. Какая из данных мер неотделима от квотирования ?

  1. лицензирование
  2. уплата компенсационной пошлины
  3. введение государственной монополии на торговлю соответствующим товаром

Вопрос 7. Какого вида лицензия выдается только после заключения внешнеторгового контракта ?

  1. генеральная
  2. исключительная
  3. разовая

Вопрос 8. На какой срок выдается разовая лицензия ?

  1. на один месяц
  2. на один год
  3. на срок исполнения соответствующего обязательства по контракту

Вопрос 9. Что говорится в законодательстве РФ об отказе в выдаче лицензии ?

  1. он должен быть мотивированным
  2. он должен быть конфиденциальным
  3. он может быть дан без каких-либо разъяснений

Вопрос 10. В течение какого срока должно быть принято решение по заявке на получение лицензии?

  1. в течение 10 дней
  2. в течение 20 дней
  3. в течение 1 месяца

Вопрос 11. Какая из данных мер предусмотрена законодательством РФ ?

  1. специальная защитная мера
  2. исключительная мера
  3. контрмера

Вопрос 12. Для товаров какого происхождения сделано исключение при применении одной из защитных мер в РФ?

  1. товаров из стран СНГ
  2. товаров из ЕС
  3. товаров из развивающихся стран

Вопрос 13. Какое условие является обязательным для применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер ?

  1. взаимность
  2. ущерб или угроза нанесения ущерба российской экономике
  3. проведение консультаций

Вопрос 14. Какая из данных характеристик присуща демпингу ?

  1. недобросовестная конкуренция
  2. экономическое преступление
  3. деликт

Вопрос 15. Что является фактическим основанием для введения предварительной специальной пошлины ?

  1. ограничение экспорта товаров из РФ
  2. повышение таможенных пошлин на товары из РФ
  3. чрезмерно возросший импорт какого - либо товара в РФ

Вопрос 16. На какой срок вводится предварительная специальная пошлина ?

  1. 30 дней
  2. 60 дней
  3. 90 дней

В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 165-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"ст. 8, п. 3. Срок действия предварительной специальной пошлины не должен превышать двести дней

Вопрос 17. Максимальный срок взимания специальной пошлины составляет

  1. 1 месяц
  2. 1 год
  3. 8 лет

В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 165-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"ст. 10, п. 1. Срок действия специальной защитной меры не должен превышать четыре года

Вопрос 18. На какой срок вводится предварительная антидемпинговая пошлина

  1. 1 месяц
  2. 6 месяц
  3. 12 месяц

Вопрос 19. Максимальный срок применения антидемпинговой меры составляет

  1. 1 год
  2. 5 лет
  3. 10 лет

Вопрос 20. Против каких субсидий направлена защитная мера по законодательству РФ?

  1. любых
  2. общих
  3. специфических

Вопрос 21. Какая мера применяется против субсидируемого импорта в РФ?

  1. специальная пошлина
  2. компенсационная пошлина
  3. антидемпинговая пошлина

Вопрос 22. Основным признаком внешнеэкономической сделки является

  1. нахождение коммерческих предприятий сторон в разных государствах
  2. пересечение предметом сделки границы государства
  3. платеж в валюте, являющейся иностранной для одной из сторон

Вопрос 23. Форма внешнеэкономической сделки с участием российских лиц определяется

  1. международными договорами с участием РФ
  2. законодательством РФ
  3. законом места совершения сделки

Вопрос 24. В соответствии с п.3 ст. 1211 ГК РФ к договору купли-продажи применяется

  1. право места совершения сделки
  2. право страны суда
  3. право страны продавца

Вопрос 25. Положение ГК РФ о применимом к договору (купли-продажи) праве является

  1. императивным
  2. диспозитивным
  3. сверх императивным

Вопрос 26. Конвенция ООН о договорах международной купли продажи 1980 г. в РФ

  1. не применяется
  2. применяется субсидиарно, по вопросам, не урегулированным в ГК РФ
  3. имеет прямое действие и приоритетное применение

Вопрос 27. В каком из данных международных договоров РФ не участвует?

  1. Оттавская конвенция о международном лизинге 1988 г.
  2. Оттавская конвенция о международном факторинге 1988 г.
  3. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.

Вопрос 28. Применение Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи к внешнеторговому контракту

  1. является обязательным, если оба государства, где находятся коммерческие предприятия сторон, участвуют в Конвенции
  2. стороны могут отказаться от применения Конвенции и выбрать иное применимое право
  3. не могут отказаться от применения конвенции, если выбор иного применимого права ими не сделан

Вопрос 29. К лицензионному договору с иностранным элементом в соответствии с коллизионной нормой ГК РФ применяется

  1. право страны лицензиата
  2. право страны лицензиара
  3. право страны, являющейся местом заключения договора

Вопрос 30. Установленное применимое право в внешнеэкономическому контракту применяется

  1. к решению всех вопросов, связанных с данным контрактом
  2. в объеме обязательственного статута
  3. в объеме любых статутов, кроме личного статута

Вопрос 31. Мировые цены отражают … стоимость.

  1. Интернациональную
  2. Розничную
  3. Закупочную
  4. Оптовую

Вопрос 32. Факторы, не оказывающие определяющее воздействие на мировые цены:

  1. внутренние затраты организации
  2. темпы инфляции
  3. государственное регулирование
  4. система национального налогообложения

Вопрос 33. Ценами продавца являются следующие мировые цены…

  1. международных аукционов
  2. международных торгов
  3. справочные цены
  4. биржевые цены

Вопрос 34. Признаки мировой цены – это …

  1. Представительность
  2. наличие информации в печати
  3. платежи в свободно конвертируемой валюте
  4. совершение крупных экспортных и импортных сделок
  5. высокие экспортно-импортные тарифы
  6. регулируемость уровня цен государствами

Вопрос 35. Цена, которая ограничивает транспортно-экспедиторские расходы отправления доставкой груза до причала:

  1. ФОБ
  2. СИФ
  3. ФАС
  4. КАФ

Вопрос 36. Базисные условия поставки, лежащие в основе мировых экспортных цен:

  1. СИФ
  2. ФОБ
  3. ФАС
  4. ДАФ

Вопрос 37. Цена, при которой все расходы по перевозке груза, оплате транспортных сборов и страхованию товара до пересечения им борта судна в порту покупателя несёт продавец товара:

  1. КАФ
  2. ФОБ
  3. СИФ
  4. ФОР

Вопрос 38. Расчетные методы анализа мировых цен применяют в условиях производства …

  1. стандартной массовой продукции
  2. заказной продукции
  3. продукции военно-промышленного комплекса
  4. продукции для государственных нужд и госзакупок

Вопрос 39. В структуру цены экспортируемой продукции не входят внутренние косвенные налоги.

  1. Да
  2. Нет

Вопрос 40. Расчетная цена участника внешнеторговой сделки – это …

  1. цена, по которой участник сделки желал бы продать (купить) товар
  2. нижний порог цены для участника сделки
  3. цена, оглашенная в справочных каталогах и рекламных проспектах
  4. цена другой сходной сделки на сходный товар

31.12.2019 16:30 , обновлено 25.03.2021 15:49

Пожалуй, главной (и самой неприятной) темой начала 2020 года в сфере онлайн-шопинга для жителей России является снижение беспошлинного порога ввоза товаров для личного пользования. Подавляющее большинство российских шопоголиков, годами закупавшихся на торговых площадках AliExpress и eBay, а также в крупных и мелких зарубежных интернет-магазинах, ни разу не уплачивали таможенную пошлину. Львиная доля покупок входила в действовавший беспошлинный лимит, сниженный в 2019 году с 1000 до 500 евро в месяц, но всё ещё достаточный для того, чтоб о нём не задумываться. Отследить превышение этого лимита сотрудникам таможни было сложно, кроме очевидных случаев заказа единичных дорогих товаров.

Что случилось?

С 1 января 2020 года на территории Евразийского экономического союза (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация) начали действовать новые стоимостные, весовые и количественные нормы ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию Союза. Максимально допустимым беспошлинным порогом стала стоимость международного почтового отправления 200 евро при весе брутто 31 кг; превышение любого из этих двух параметров приведёт к обложению почтового отправления таможенной пошлиной. Фраза «максимально допустимым» означает, что страны ЕАЭС вправе устанавливать собственные лимиты, которые могут быть ниже, но не выше установленных для территории Союза. Таким правом уже воспользовались, в частности, в Республике Беларусь, где без уплаты пошлины можно ввозить товары стоимостью не выше 22 евро и весом не более 10 кг.

Как рассчитать и оплатить таможенную пошлину с 1 января 2020 года

Нормы ввоза товаров установлены решением Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», а затем скорректированы решением от 1 ноября 2018 года № 91.

Несмотря на то, что в конце 2019 года в информационное пространство неоднократно вбрасывались суждения о необходимости дальнейшего снижения беспошлинного порога, с 1 января 2020 года на территории Российской Федерации действуют нормы ввоза товаров для личного пользования, определённые решением ЕАЭС — 200 евро и 31 кг; эти нормы продолжают действовать и в 2021 году.

Что изменилось?

В течение 2019 года житель России был вправе без уплаты таможенной пошлины ввезти из-за рубежа в виде почтовых отправлений за один календарный месяц товары на общую сумму не более 500 евро общим весом не более 31 кг. С начала 2020 года месячный лимит больше не действует, а новый лимит — 200 евро и 31 кг — применяется к каждой посылке.

С одной стороны, российским шопоголикам (а также пресловутым «барыгам» на онлайн-барахолках) несказанно повезло: теперь можно, в частности, десятками закупать бюджетные смартфоны, не беспокоясь о пошлине. С другой стороны, пострадали покупатели с более высокими запросами: заказ на AliExpress флагманского устройства чреват прохождением квеста по уплате пошлины и расставанием с парой тысяч рублей.

Как рассчитать таможенную пошлину?

Как уже сказано выше, нормы беспошлинного ввоза включают два критерия: стоимостной и весовой. При превышении хотя бы одного из этих двух лимитов начисляется пошлина. Месячных норм больше нет: можно заказывать товар за товаром, лишь бы продавец или торговая площадка (из благих, разумеется, побуждений) не решили объединить посылки.

Весовой критерий применительно к почтовым отправлениям — сущая экзотика. Почти вся посылочная масса, рассылаемая онлайн-магазинами, представляет собой мелкие пакеты (это не уничижительная характеристика, а один из видов почтовых отправлений), вес брутто которых по действующим почтовым нормам не должен превышать 2 кг. По этой причине мелкий пакет может превысить только стоимостную таможенную норму.

Начисление пошлины производится от величины превышения нормы. Например, для товара стоимостью 250 евро пошлина начисляется от суммы 50 евро. Для посылки весом 33 кг пошлина начисляется за 2 кг превышения веса. Важно понимать, что даже в случае превышения сразу двух лимитов, пошлина начисляется только по одному — наибольшему — значению суммы, а не суммируется.

Ставка таможенной пошлины согласно решению ЕЭК от 20 декабря 2017 года № 107 составляет «15 процентов от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг веса брутто международного почтового отправления в части превышения стоимостной и (или) весовой норм». Если в дело вступает ФТС (например, таможенник усомнился в декларированной стоимости товара и… угадал), за оформление таможенной пошлины взымается дополнительный фиксированный таможенный сбор — 250 рублей.

Таможенная пошлина за превышение стоимостного лимита
Таможенная пошлина за превышение весового лимита
Таможенная пошлина за превышение стоимостного или весового лимита и таможенный сбор
, где P — совокупная стоимость всех товаров в почтовом отправлении, евро; W — вес брутто почтового отправления, кг; R — курс евро по отношению к рублю, установленный ЦБ РФ; C — сумма таможенного платежа, рубли.

Рассчитаем размер таможенной пошлины для товара из примера, приведённого выше.

  • пошлина за превышение стоимостной нормы: (250 - 200) * 0,15 = 7,5 евро.
  • пошлина за превышение весовой нормы: (33 - 31) * 2 = 4 евро.

Наибольшая сумма — за превышение стоимостной нормы, следовательно, именно её следует уплатить в качестве таможенной пошлины для данного товара.

Таким образом, получателю посылки из нашего примера придётся уплатить таможенную пошлину в размере 7,5 евро в рублях по текущему курсу ЦБ РФ и, возможно, таможенный сбор в размере 250 рублей.

Таможенная пошлина начисляется сотрудниками таможенной службы на основе внутренних инструкций. Стоимость товара может быть получена ФТС как из таможенной декларации (форма CN22), так и непосредственно от магазина (да-да, популярные магазины и торговые площадки «сливают» информацию о заказах почтовым, налоговым и таможенным службам). В спорных случаях от получателя почтового отправления может потребоваться представление в таможенную службу инвойса или скриншота страницы интернет-заказа, а также информации об его оплате (чек или выписка из онлайн-банка). Как правило, это происходит, если у таможенника возникает подозрение, что продавец занизил в декларации стоимость товара.

Калькулятор таможенной пошлины

, который мы подготовили для простого и быстрого расчёта суммы таможенной пошлины, позволяет получить результат на основе исторических данных о курсах валют и введённых пользователем данных.

Калькулятор (пока) не учитывает весовой лимит, который не актуален для подавляющего большинства посылок, поскольку их вес не превышает 31 кг и укладывается в беспошлинную норму. Результат расчёта может незначительно отличаться от реально начисленной пошлины из-за разницы в алгоритмах расчёта нашей версии калькулятора и информационных систем ФТС и Почты России (например, они могут получить данные на следующий день после покупки и выполнить расчёт по другому курсу евро).

Для расчёта величины таможенной пошлины, начисляемой для посылки, следует указать все относящиеся к ней товары, даже если они приобретались отдельными заказами, но продавец отправил их одной посылкой. Цену товара следует указывать в валюте заказа, а не в валюте источника оплаты (банковская карта, электронный кошелёк и т.п.).

При покупке смартфона на AliExpress самый дешёвый вариант ищите на сервисе сравнения цен на смартфоны, содержащем не только актуальные цены, но также скидки, купоны и промокоды магазинов (в том числе, «секретные»).

Как оплатить таможенную пошлину?

В зависимости от того, какой службой доставляется почтовое отправление, и оказывает ли эта служба услуги таможенного оформления, получателю отправления по указанным контактным данным может быть направлено таможенное уведомление с уже рассчитанной суммой таможенной пошлины и инструкцией по её оплате. Оплату необходимо произвести согласно инструкции.

Многие курьерские службы берут на себя процесс оплаты таможенной пошлины, позволяя внести необходимую сумму в личном кабинете пользователя на своём сайте. Это сильно упрощает жизнь не только пользователям, но и самим курьерским службам — если пользователю дать шанс «накосячить», он непременно им воспользуется, но винить будет, конечно же, не себя.

Почта России при использовании официального мобильного приложения не только сообщает получателю информацию о начисленной таможенной пошлине, но и позволяет её оплатить: онлайн в приложении (без комиссии) или непосредственно при получении почтового отправления (комиссия 10% от суммы таможенного платежа). Онлайн-оплата может быть выполнена с использованием банковской карты. Если вы хотя бы время от времени покупаете дорогие товары за границей, доставляемые обычной почтой, установка приложения Почты России способна избавить вас от многих проблем.

Оплата таможенной пошлины в мобильном приложении Почты России
Стоимость товара на AliExpress, для которого начислена таможенная пошлина

Кстати, на первом скриншоте выше величина таможенной пошлины рассчитана, исходя из реальной стоимости товара по курсу евро на момент покупки, хотя посылка ещё не поступила ни на российскую таможню, ни в сортировочный центр Почты России (это к вопросу о «сливе» данных AliExpress и надежде обойтись заниженной стоимостью в таможенной декларации).

При оплате с помощью банковского платежа важно корректно указать не только банковские реквизиты получателя платежа, но и его назначение. Известны случаи, когда при неверном указании назначения платежа сотрудники таможенной службы требовали провести платёж повторно (при этом предыдущий платёж возвращался, но спустя какое-то время).

Вопросы и ответы

— Учитывается ли стоимость доставки при расчёте таможенной пошлины?

Нет, стоимость доставки при расчёте таможенной пошлины не учитывается. Например, если покупатель заплатил за посылку с товаром 205 евро, из которых стоимость доставки составила 15 евро, посылка пройдёт таможню без начисления пошлины.

— От какой суммы исчисляется размер пошлины при покупке со скидкой?

Если товар приобретён со скидкой (например, по купону или промокоду), размер таможенной пошлины будет рассчитан от реально уплаченной суммы (т.е. после применения скидки). В редких случаях может потребоваться её документарное подтверждение.

— Обязательно ли указание ИНН при оформлении пошлины?

Граждане России, помимо Ф.И.О., адреса и паспортных данных, должны предоставить таможенному представителю свой ИНН — такое требование содержатся в Приказе ФТС от 5 июля 2018 года № 1060. На граждан других стран, проживающих или пребывающих на территории РФ, это требование не распространяется.

— Как обойти таможенные лимиты при заказе дорогого товара из-зa pyбeжa?

— Может ли консолидация посылок AliExpress привести к превышению новых таможенных норм?

Формально — да, поскольку лимиты применяются к почтовым отправлениям, а консолидированная (т.е. объединённая) посылка представляет собой не что иное, как обычное почтовое отправление. Хочется надеяться, что AliExpress и впредь будет подходить к вопросу консолидации посылок с максимальной аккуратностью, учитывая совокупную стоимость товаров и таможенные нормы страны назначения. По крайней мере, случаев превышения ранее действовавших лимитов из-за консолидации посылок не зафиксировано.

— Можно ли отказаться от посылки с начисленной таможенной пошлиной?

Да, можно не оплачивать пошлину и не забирать посылку. По истечении времени хранения (30 суток) посылки в почтовом отделении она будет возвращена отправителю. После получения посылки отправителем (отслеживается по трек-номеру) можно вернуть оплату за товар через открытие спора. Впрочем, злоупотреблять этим не стоит: продавец и площадка несут почтовые расходы, которые ничем не компенсируются — при многократном повторении такого «подвига» аккаунт покупателя, скорее всего, будет заблокирован.

— Какие интернет-магазины передают сведения о заказах российских пользователей Почте России?

Известно, как минимум, о двух торговых площадках, подключившихся к информационной системе Почты России: AliExpress и Joom. Почта России, как уполномоченный оператор почтовой связи, в свою очередь, передаёт эти сведения дальше — в ФТС.

— Какова таможенная пошлина на посылки в 2021 году?

Нормы ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, а также размер и правила начисления таможенной пошлины с начала 2021 года не изменились, что, впрочем, не означает, что они не могут быть пересмотрены позднее в течение года. Для расчёта таможенной пошлины используйте наш таможенный калькулятор.

— Как правильно: «налог на посылку» или «пошлина на посылку»?

Ключевым отличием налога от пошлины является то, что первый взымается периодически, а вторая — единовременно. Из этого отличия со всей очевидностью следует отнесение платежа за «растаможку» посылок к пошлине. Да, плата за превышения нормы беспошлинного ввоза — это никакой не налог, как многие полагают.

Теги: 2021, таможня, налог, пошлина, калькулятор, расчет, оплата.

Статья 200. Условно выпущенные товары

1. Условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых:

1) предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами;

2) ограничения по пользованию и (или) распоряжению связаны с представлением документов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 195 настоящего Кодекса, после выпуска товаров;

3) государством - членом таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом.

2. Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот.

Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, - запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.

Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, могут использоваться только в пределах территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществлен их выпуск.

3. Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.

4. Товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, считаются условно выпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено законодательством государств - членов таможенного союза.

5. Условно выпущенные товары приобретают статус товаров таможенного союза после:

1) прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, - в отношении товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи;

2) представления документов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 195 настоящего Кодекса, - в отношении товаров, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи;

3) уплаты ввозных таможенных пошлин в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров, - в отношении товаров, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи.

6. Международными договорами и (или) решениями Комиссии таможенного союза могут быть установлены иные обстоятельства, при которых условно выпущенные товары приобретают статус товаров таможенного союза.

7. Для приобретения статуса товаров таможенного союза условно выпущенные товары не подлежат повторному помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов либо представления документов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 195 настоящего Кодекса, в случаях, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 5 настоящей статьи, определяются законодательством государств - членов таможенного союза.

8. Международными договорами государства - члена таможенного союза или законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены иные случаи и порядок отнесения товаров к условно выпущенным.

Судебная практика и законодательство — Статья 200. Условно выпущенные товары

В соответствии со статей 200 ТК ТС условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами. Условно выпущенные товары, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот (пункт 2 статьи 200 ТК ТС). Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.

Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, руководствуясь положениями статей 96, 200, 211, 366 ТК ТС, пунктом 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 (далее - Порядок N 728), вступившего в силу 18.08.2011.

1. В случаях, когда для приобретения товарами, условно выпущенными на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, статуса товаров Таможенного союза требуется уплата таможенных пошлин, налогов (подпункты 1 и 3 пункта 1, пункт 5 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза), такая уплата может производиться декларантом (его правопреемником) или иным лицом, у которого эти товары находятся в законном владении.

- приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров Таможенного союза в соответствии со статьей 200 Кодекса;

- помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии с Кодексом и (или) Законом;

При этом ЕЭК ссылается на подпункт 1) пункта 1 и пункт 3 статьи 200 ТК ТС, согласно которым товары, ввезенные в качестве вклада в уставный капитал с предоставлением тарифной льготы, считаются условно выпущенными товарами, имеют статус иностранных товаров и могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. Пункт 4 Порядка не содержит нормы, устанавливающей обязанность декларанта по уплате таможенных платежей при помещении условно выпущенных товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, под таможенную процедуру реэкспорта. Вопросы, связанные с возникновением и прекращением обязанности декларанта по уплате таможенных платежей, наступлением срока их уплаты, относятся к предмету правового регулирования ТК ТС и положениями данного пункта не регламентируются. ЕЭК считает, что оспариваемый заявителем пункт 4 Порядка соответствует международным договорам, заключенным в рамках ТС и Единого экономического пространства.

В соответствии со статьей 222 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" условно выпущенными товарами являются товары в случаях, установленных пунктом 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также товары, помещенные под таможенные процедуры таможенного склада (в том числе без фактического размещения товаров на таможенном складе), беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), реэкспорта, таможенного транзита, уничтожения, специальную таможенную процедуру, применяемую к товарам, ввозимым в Российскую Федерацию.

Коллегия Суда установила, что исходя из толкования подпункта 5) пункта 2 статьи 96, пункта 3 статьи 200, статей 209, 210, абзаца шестого подпункта 2) пункта 2 статьи 211, подпункта 1) статьи 297 ТК ТС, абзаца третьего пункта 4 Порядка допускается возможность вывоза с таможенной территории ТС без уплаты таможенных пошлин ранее ввезенных товаров, условно выпущенных с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, и ограничения по распоряжению ими при условии, что до помещения такого товара под таможенную процедуру реэкспорта декларант не совершил действий, связанных с нарушением ограничений по распоряжению этим товаром, предусмотренных подпунктом 2) пункта 3 статьи 211 ТК ТС.

В целях обеспечения контроля применения законодательства Российской Федерации в части обоснованности предоставления таможенными органами льгот по уплате ввозной таможенной пошлины при ввозе на территорию Российской Федерации товаров в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций, на основании статей 17, 337 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066; 2004, N 27, ст. 2711, N 34, ст. 3533, N 46 (ч. I), ст. 4494; 2005, N 30 (ч. I), ст. 3101; 2006, N 1, ст. 15, N 3, ст. 280, N 8, ст. 854; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N 24, ст. 2831, N 27, ст. 3213, N 31, ст. 4011, N 45, ст. 5417, N 50, ст. 6246; 2008, N 26, ст. 3022, N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 17, ст. 22, N 15, ст. 1780, N 30, ст. 3733, N 42, ст. 4859, ст. 4860, N 48, ст. 5717, ст. 5740) (далее - Таможенный кодекс Российской Федерации) и статей 85 и 200 Таможенного кодекса Таможенного союза приказываю:

Согласно части 3 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.

Частью 3 статьи 222 Закона установлено, что товары, помещенные под таможенную процедуру реэкспорта, считаются условно выпущенными до их вывоза из Российской Федерации за пределы Таможенного союза.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары, по которым предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, считаются условно выпущенными. Такие товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до момента уплаты таможенных пошлин и налогов, от которых они были освобождены при условном выпуске (пункт 3 статьи 200 ТК ТС).

подпункт 1 пункта 1 не применяется за исключением случаев вывоза из Российской Федерации в государства - члены таможенного союза товаров, в отношении которых до 1 июля 2010 года были установлены ставки вывозных таможенных пошлин. Применяется подпункт 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС;

Поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 200 ТК ТС условно выпущенные товары, указанные в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, - запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме, фактический отбор проб (образцов) для целей проведения контроля качества и передача их уполномоченным контролирующим органам необходимо проводить до условного выпуска таких товаров в местах временного хранения.

2. При несоблюдении указанных условий товары подлежат условному выпуску в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса.
Комментарий к статье 164
Статус товаров, помещенных под данный таможенный режим, определяется следующим образом. Из положений ст. 163 ТК РФ вытекает, что такие товары остаются на таможенной территории РФ без обязательства об их вывозе с этой территории. При этом согласно правилам комментируемой статьи после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех установленных ограничений товары приобретают статус находящихся в свободном обращении. Следует уточнить, что в соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 11 ТК РФ под свободным обращением понимается оборот товаров на таможенной территории РФ без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством РФ.
В отношении изложенного необходимо отметить ряд следующих особенностей.
Положение о том, что товары, помещенные под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, остаются на таможенной территории РФ, не ограничивает права лиц, обладающих полномочиями в отношении таких товаров, впоследствии их с этой территории вывозить. Такие товары могут в соответствии с таможенным законодательством помещаться под таможенные режимы, допускающие вывоз товаров, находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ.
Как указывалось выше, выпуск товаров для свободного обращения допускает полную свободу пользования и распоряжения такими товарами. Лица вправе использовать такие товары, отчуждать их, уничтожать, перерабатывать, совершать с товарами любые иные действия, допускаемые нормами российского законодательства. Выпущенные в соответствии с данным таможенным режимом товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем в соответствии с п. 1 ст. 360 ТК РФ.
Вместе с тем ТК РФ предусмотрена возможность для таможенных органов в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем проводить мероприятия, направленные на проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений. Комментарии к Киотской конвенции также содержат отдельное указание на то, что товары, выпущенные в соответствии с таможенным режимом в свободное обращение, могут подлежать контролю, осуществляемому таможенным органом, в том числе с целью проверки их целевого использования.
Природа рассматриваемого таможенного режима такова, что выпуск товаров для свободного потребления позволяет им поступить в экономический оборот на территории РФ и войти в одну категорию с товарами, произведенными в Российской Федерации. По истечении указанного выше срока, отведенного для осуществления таможенными органами мероприятий, направленных на проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений, таможенный контроль в отношении таких товаров прекращается и впоследствии не возобновляется, за исключением случаев, когда выпущенные для внутреннего потребления товары помещаются под иной таможенный режим. С учетом изложенного, а также принимая во внимание неограниченные возможности участия выпущенных для внутреннего потребления товаров в экономическом обороте, в отношении таких товаров при их таможенном оформлении применяется полный спектр мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности и прочих ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ.
Первым условием выпуска товаров для внутреннего потребления, установленным комментируемой статьей, является уплата таможенных пошлин. Использование импортных таможенных пошлин как основного инструмента таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности предусмотрено ст. 14 Федерального закона от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" . В соответствии со ст. 18 указанного Закона в качестве защитной меры при импорте товаров в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории РФ, Правительство РФ наделено правом установления специальной повышенной таможенной пошлины.
--------------------------------
СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3923.
Ставки ввозных таможенных пошлин в соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" определяются Правительством РФ с учетом требований, установленных данным Законом.
--------------------------------
Ведомости РФ. 1993. N 23. Ст. 821.
Помимо таможенных пошлин уплате в соответствии с п. 1 комментируемой статьи подлежат налоги. При этом в соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 11 ТК РФ под налогами понимаются налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с НК РФ и ТК РФ.
Следующим условием выпуска товаров для внутреннего потребления, установленным п. 1 комментируемой статьи, является соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и относящихся к мерам нетарифного регулирования. Правовые основания применения нетарифных мер регулирования, в том числе установления ограничений импорта, закреплены в упомянутом выше Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".
В соответствии со ст. 13 этого Закона основными мерами являются квотирование и лицензирование внешнеторговой деятельности. При этом данные ограничения могут устанавливаться только в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Лицензирование импорта товаров также устанавливается в порядке, предусмотренном данным Законом, в том числе ст. 17, в целях реализации государственной монополии на импорт отдельных видов товаров.
В отношении количественных ограничений импорта товаров основное правило содержится в ст. 15 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", в соответствии с которой импорт в Российскую Федерацию осуществляется без количественных ограничений. Вместе с тем количественные ограничения могут в исключительных случаях вводиться Правительством РФ в целях: обеспечения национальной безопасности РФ; выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке; защиты внутреннего рынка РФ. В последнем случае количественные ограничения вводятся в ситуациях, когда какой-либо товар или товары импортируются в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории РФ.
Приведенные основания установления количественных ограничений импорта являются исчерпывающими. Установление ограничений по иным основаниям не допускается.
При этом ограничения могут носить характер как собственно ограничений, так и полных запретов на импорт товаров.
Как запреты, так и ограничения импорта товаров могут устанавливаться исходя из национальных интересов, в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ. При этом под защищаемыми национальными интересами в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" могут пониматься:
соблюдение общественной морали и правопорядка;
охрана жизни и здоровья людей, охрана животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
сохранение культурного наследия народов РФ;
защита культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;
необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если связанные с этим меры проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;
обеспечение национальной безопасности РФ;
защита внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса РФ;
выполнение международных обязательств РФ.
Следует также учитывать обязательность выполнения требований валютного законодательства РФ, одним из основных нормативных правовых актов которого является Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" .
--------------------------------
Ведомости РФ. 1992. N 45. Ст. 2542.
В том случае, когда в отношении товаров, помещаемых под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, не уплачены причитающиеся таможенные пошлины, налоги либо не представлены документы, подтверждающие соблюдение всех ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, такие товары могут быть выпущены условно. При этом согласно п. 3 ст. 151 ТК РФ условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров.
Более полно статус условно выпущенных товаров устанавливается п. 2 ст. 151 ТК РФ. В отношении условно выпущенных товаров, выпуск которых осуществлен таможенными органами без представления документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений, предусмотрен запрет их передачи третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом. В том случае, когда ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, такие товары запрещены к использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.
§ 2. Экспорт

Читайте также: