Становление системы налогового права ес

Опубликовано: 16.05.2024

На правах рукописи

Захаров Александр Сергеевич

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ

НАЛОГОВОГО ПРАВА ЕС

Специальность 12.00.14 – административное право; финансовое право; информационное право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертация на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва - 2010

Диссертация выполнена на кафедре административного и финансового права Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России.

доктор юридических наук, профессор Толстопятенко Геннадий Петрович

доктор юридических наук, профессор Ашмарина Елена Михайловна

кандидат юридических наук

Баев Сергей Александрович

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Защита состоится 18 марта 2010 г. в 16 30 на заседании диссертационного совета Д 209.002.005 в Московском государственном институте международных отношений (Университете) МИД России по адресу: 119454, г. Москва, проспект Вернадского, 76.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России по адресу: 119454, г. Москва, проспект Вернадского, 76.

Автореферат разослан «17» февраля 2010 г.

доктор юридических наук, профессор

Евгений Яковлевич Павлов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Европейский Союз является в настоящее время одним из крупнейших политических объединений развитых и наиболее интегрированных между собой государств мира. Партнерство и сотрудничество Российской Федерации с ЕС и его государствами-членами является залогом интеграции нашей страны в мировую экономику, роста благосостояния и расширения возможностей для российского бизнес-сообщества.

В последние годы в России все больший интерес возникает к особенностям правовых интеграционных процессов в Европе.

Созданные на основании учредительных договоров Сообщества 1 в процессе своего функционирования создали особую правовую среду, необходимую для достижения общих задач европейской интеграции. Государства-члены ограничили часть своих полномочий, которые они передали институтам и органам Сообществ. С 1965 года у всех Сообществ - общая система институтов, что позволило успешно реализовывать многие цели евроинтеграции. Таким образом, в процессе функционирования сложилась особая правовая система ЕС, особое место в которой занимает практика судебных инстанций, которые после ратификации Лиссабонского договора 2007 года 2 стали именоваться Судом Европейского Союза и Общим судом.

Степень научной разработанности темы исследования. Европейскому налоговому праву и налоговому праву ЕС в российской науке достаточного внимания пока ещё не уделяется. Первая и пока единственная монография на русском языке «Европейское налоговое право» была опубликована проф. Г.П. Толстопятенко в 2001 году 3 .

Вместе с этим по отдельным вопросам налогового права ЕС и его государств-членов на настоящий момент выполнено существенное количество научных работ, которые в большей степени не имеют целью исследование интеграционных налоговых процессов и проблем совершенствования налогового права ЕС 4 .

Заметный вклад в изучение процесса сближения налоговых систем в ЕС внесли научные работы ряда российских экономистов 5 .

Однако в связи с активным развитием правовой базы ЕС информация в большинстве работ является устаревшей и не отражает действительного состояния механизмов правового регулирования налоговых отношений в ЕС, а также существующих проблем и возможных способов их решения.

Цель и задачи исследования. Целью является анализ интеграционного законодательства и судебной практики для выявления основных проблем становления системы налогового права ЕС, и форм развития налогового сотрудничества между РФ и ЕС в целях совершенствования правовых механизмов избежания двойного налогообложения и повышения эффективности норм, направленных на противодействие налоговым злоупотреблениям при осуществлении трансграничных операций.

Для достижения этой цели требуется решить следующие задачи:

- проанализировать и обобщить теоретические представления о понятии и системе налогового права ЕС, определив общее и особенное в позиции российских и зарубежных исследователей;

- рассмотреть доктринальные подходы к формированию основных направлений развития налоговой политики и налогового права ЕС;

- провести анализ источников с учетом сложившихся тенденций развития налогового законодательства и принятия Лиссабонского договора;

- определить наиболее важные направления налоговой политики ЕС и проанализировать правовые механизмы их реализации;

- исследовать правовой опыт ЕС по решению проблемы двойного налогообложения и противодействию налоговым злоупотреблениям;

- изучить правовой опыт противодействия пагубной налоговой конкуренции в ЕС;

- определить наиболее важные составляющие правового опыта ЕС, применимые в практике России.

Объект исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия институтов и государств-членов ЕС, а также их отношения с третьими странами по вопросам двойного налогообложения.

Предметом исследования являются учредительные договоры, вторичное право, практика Суда ЕС и договоры об избежании двойного налогообложения.

Методологическая основа исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют общенаучные и специальные методы познания, в том числе диалектический метод, а также специальные методы: конкретно-исторический, формально-юридический и сравнительно-правовой.

При написании диссертации использовались и специальные юридические приемы познания: историко-правовой анализ; системно-догматическое, целевое, буквальное толкование законодательства.

Нормативные и теоретические основы исследования. Научная работа в любой области юриспруденции невозможна без обращения к научным трудам в области общей теории права. К таким исследованиям относятся работы С.С. Алексеева, С.Н. Братуся, А.Б. Венгерова, С.Л. Зивса, Н.М. Коркунова, Л.В. Лазарева, Я.М. Магазинера, В.С. Нерсесянца, Г.Ф. Шершеневича и др.

В процессе исследования были изучены работы по финансовому праву: Н.М. Артёмова, В.В. Бесчеревных, О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачёвой, М.В. Карасёвой, Ю.А. Крохиной, В.М. Пушкарёвой, Э.Д. Соколовой, М.М. Сперанского, Н.И. Тургенева, Н.И. Химичевой и др. По административному праву: Д.Н. Бахраха, И.И. Веремеенко, Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова, Г.И. Никерова; по налоговому праву Российской Федерации: А.В. Брызгалина, Д.В. Винницкого, Г.А. Гаджиева, С.В. Жесткова, В.М. Зарипова, М.Ф. Ивлиевой, М.В. Кустовой, О.А. Ногиной, С.Г. Пепеляева, Г.В. Петровой, С.В. Савсериса, И.В. Хаменушко, Н.А. Шевелёвой, И.В. Цветкова, Д.М. Щёкина и др.; по международному и налоговому праву зарубежных государств: С.А. Баева, О.А. Болтенко, Р.Р. Вахитова, И.А. Гончаренко, В.А. Кашина, И.И. Кучерова, В.Г. Князева, А.Н. Козырина, О.Ю. Коннова, И.А. Кравченко, И.Г. Русаковой, А.В. Толкушкина, Г.П. Толстопятенко, Д.Г. Черника, Р.А. Шепенко; работы зарубежных исследователей: Ф. Ванистендела, П. Ваттеля, К. Кунце, Р. Лайэла, М. Ланга, П. Пистоне, Б. Терра, Д. Уильямса, П. Фармера, А. Хименеса, Л. Хиннекенса.

В области теории европейского права и права ЕС в работе использовались труды таких российских авторов, как П.А. Калиниченко, А.Я. Капустина, С.Ю. Кашкина, Б.Н. Топорнина, А.О. Четверикова, Л.М. Энтина, а также труды зарубежных авторов - Л.Н. Брауна, Г. де Бурка, Т. Кеннеди, М.С. Матео, П. Матисена, Т.К. Хартли и др.

Источниковедческая база исследования. В диссертации использованы учредительные договоры, акты вторичного права и решения Суда ЕС по налоговым вопросам, двусторонние договоры государств-членов об избежании двойного налогообложения.

При работе над диссертацией изучались заключения и исследования экспертных групп при институтах ЕС, а также рекомендации и мнения независимых объединений экспертов по вопросам налогового права ЕС.

Научная новизна диссертации заключается в том, в ней впервые проводится комплексное исследование действующего налогового законодательства в сопоставлении с практикой Суда ЕС, определяются наиболее важные цели налоговой политики и правовые механизмы их достижения, обозначаются и анализируются основные направления формирования системы налогового права ЕС.

Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие, полученные в результате исследования, теоретические положения, которые являются новыми или содержат элемент научной новизны и в совокупности представляют собой результат проведенной диссертантом комплексной научной работы.

1. Доктринальные подходы к формированию системы налогового права ЕС определяются группами экспертов из государств-членов, создаваемых из числа ведущих юристов в области налогового права. Это позволяет сочетать традиции континентальной и англо-саксонской правовых школ и предлагать общеевропейский подход к формированию системы налогового права ЕС.

2. Налоговая политика государства – это система мер, проводимых государством в области налогообложения, с целью установления всех элементов налога для обеспечения доходной части государственного бюджета и защиты налогового суверенитета. Налоговая политика ЕС – это система мер, осуществляемых не только институтами ЕС, но и государствами-членами, и направленных, прежде всего, на гармонизацию национального налогового законодательства с целью устранения налоговых барьеров на внутреннем рынке ЕС и обеспечение реализации принципов свободного движения товаров, лиц, услуг и капиталов. Это различие и определяет особенности становления налоговой системы ЕС.

3. Обширная практика Суда по ст. 293 Договора о ЕС и сложившиеся устойчивые правовые позиции стали важнейшими источниками правового регулирования отношений по избежанию двойного налогообложения, на которые после упразднения ст. 293 Лиссабонским договором могут ссылаться государства-члены, устанавливающие различия налогового режима для резидентов и нерезидентов. При этом Суд по-прежнему последовательно придерживается принципа запрета дискриминации по признаку гражданства, давая ограничительное толкование «оправдывающим» обстоятельствам.

4. Договоры об избежании двойного налогообложения, заключаемые государствами-членами ЕС с третьими странами не должны содержать положений, противоречащих праву ЕС, в частности запрещающих дискриминацию по признаку гражданства налоговых резидентов и нерезидентов из государств-членов ЕС. В случае если этот запрет нарушается, то соответствующие положения двустороннего международного договора будут рассматриваться как несоблюдение обязательств государств-членов ЕС по добросовестному сотрудничеству.

5. Гармонизация законодательства о налогообложении трансграничных доходов, возникающих в связи с перемещением капиталов, осуществляется преимущественно путем негативной интеграции. Основной применяемый принцип – запрет дискриминации по признаку гражданства. Если же речь идет о неравенстве правового положения налоговых резидентов и нерезидентов, которое возникает из-за несоответствия норм национального законодательства двух государств-членов, то такая проблема не может быть разрешена Судом ЕС, а должна быть урегулирована двусторонним договором об избежании двойного налогообложения.

6. Совершенствование механизмов и противодействия уклонению от налогов и злоупотреблениям налоговыми льготами является одной из основных целей интеграционной налоговой политики. ЕС в большей степени по сравнению с ОЭСР преуспел в борьбе с пагубной налоговой конкуренцией (harmful tax competition). Этим он обязан своим гибким политико-правовым инструментам, в частности Кодексу поведения по налогообложению предпринимательской деятельности 1997 года, установившему правила, направленные на отказ от использования государствами «отгороженных» (“ring-fenced”) налоговых механизмов по предоставлению налоговых льгот, которые пагубно влияют на условия перемещения капитала между государствами-членами ЕС.

7. Правовые механизмы сотрудничества государств-членов, и государств-членов и третьих стран преимущественно основываются на международно-правовых механизмах в сфере прямого налогообложения. Однако большую эффективность показал опыт сотрудничества основанный на положениях соответствующих директив, особенно в сфере косвенного налогообложения, создавших возможности по развитию специальных систем обмена информацией. Основная цель этих систем – борьба с мошенничеством в налоговой сфере, в частности при уплате НДС. В условиях создания Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС этот опыт представляется крайне полезным.

8. Особую важность для Российской Федерации в настоящее время представляет возможность существенно продвинуться в аспекте создания с Европейским Союзом и его государствами-членами новой системы предупреждения налоговых правонарушений, уклонений от налогообложения и защиты фискальных интересов сторон. Представляется, что ревизия 27 соглашений об избежании двойного налогообложения с участием Российской Федерации посредством их замены на новое многостороннее международное налоговое соглашение может быть более предпочтительным, чем поступательное внесение изменений в двусторонние соглашения об избежании.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования обусловлены комплексным подходом к правовому анализу регулирования интеграционных межгосударственных налоговых отношений, механизмов взаимодействия национальных систем государств-членов ЕС и интеграционной налоговой системы ЕС, а также способов и мер разрешения проблем становления системы налогового права ЕС, включая различные аспекты взаимодействия с налоговыми системами третьих стран, к которым относится и Россия. Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в контексте реализации налоговой политики РФ, особенно для участия РФ в интеграционных региональных и международных объединениях.

Необходимо отметить, что в настоящее время со стороны РФ ведется активная проработка актуальных вопросов сотрудничества в контексте нового базового соглашения с ЕС. В этой связи, могут быть использованы результаты исследования для закрепления соответствующих договоренностей между РФ и ЕС, как по вопросам сотрудничества налоговых органов, так и в отношении совершенствования механизмов избежания двойного налогообложения с целью пресечения недобросовестного использования положений о льготах соответствующих соглашений.

Материалы диссертации могут быть использованы практикующими юристами, специализирующимися в сфере налогового права, налоговыми консультантами при подготовке заключений и рекомендаций по вопросам международного налогообложения, а также преподавателями и студентами при преподавании и изучении налогового права ЕС и международного налогового права.

Апробация результатов диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования были апробированы автором в правовом и международном подразделениях центрального аппарата налоговой службы Российской Федерации (МНС России), включая представление интересов Правительства Российской Федерации по налоговым вопросам в Экономическом Суде СНГ 6 , а также при ведении им независимой юридической практики.

Ряд положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертационном исследовании, нашел отражение в опубликованных работах автора. Диссертант также впервые в России осуществил перевод на русский язык основных актов налогового законодательства ЕС, снабдив его вступительным комментарием.

Структура работы. Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Налоговое право Европейского союза - совокупность правовых норм отдельных положений Договора о Европейском союзе, а также актов институтов Европейского союза, принятых в рамках их компетенции и полномочий в Европейском сообществе, а также практика Суда Европейского союза и Суда первой инстанции в сфере налоговой политики ЕС.

Налоговое право Европейского союза - особая отрасль права Европейского союза. Налоговое право Европейского союза отражает действительные интеграционные процессы и не распространяется на национальное и международное право третьих стран европейского континента, которые не вовлечены в интеграционные процессы.

1. Налоговая политика Европейского союза

Налоговая политика Европейского союза - система мер, проводимых институтами и органами Европейского союза, а также его государствами-членами, с целью гармонизации налогового законодательства государств-членов для устранения налоговых барьеров на внутреннем рынке Европейского союза, обеспечении реализации основных свобод, предусмотренных Договором о Европейском союзе, недопущении недобросовестной и пагубной налоговой конкуренции юрисдикций государств-членов, недопущение налоговой дискриминации на внутреннем рынке, выработки новых принципов и механизмов устранения двойного налогообложения, а также обеспечение борьбы с налоговыми правонарушениями. В Договоре о Европейском союза налоговая политика Европейского союза в отдельный вид не выделена, но является важнейшим направлением как внутренней, так и внешней политики Европейского союза.

2. Источники налогового права Европейского союза

К основным источникам налогового права Европейского союза ранее до 2010 года - Европейского сообщества относятся:

  • Учредительные акты союза, в частности положения Договора об учреждении Европейского союза ранее именовавшееся Европейским сообществом, а до этого - Европейским экономическим сообществом, подписанным в Риме в 1957 году.
  • Решения
  • Регламенты
  • Директивы
  • Заключения не имеют обязательного характера для государств-членов
  • Рекомендации не имеют обязательного характера для государств-членов

Рядом положений Договора предусмотрены возможности для институтов Европейского союза принимать нормативные правовые акты в сфере налогообложения обязательные для государств-членов.

Значительную часть налогового права Европейского союза занимает практика Суда Европейского союза по вопросам запрета дискриминации налогообложения резидентов и нерезидентов государств - членов Европейского союза, нарушений и ограничений свободы учреждения ст. 43, Директивы 434 о налогообложении процедур по реорганизации и 435 по налогообложению материнских и дочерних компаний, свободы передвижения капитала ст. 56, нарушений и несоответствия законодательства об НДС директива 112 об общей системе НДС, а также отдельные вопросы запрета оказания государственной помощи ст. 88.

К судебной практике ЕС относятся:

  • Решения Суда ЕС
  • Решения Суда первой инстанции

3. Территориальная сфера действия налогового права Европейского союза

Территория применения норм налогового права Европейского союза в сфере косвенного налогообложения ограничена европейской материковой территорией её государств-членов, за некоторым исключением например, в Гибралтаре отсутствует НДС.

Нормы налогового права Европейского союза в сфере прямого налогообложения применяются на всей географической территории государств-членов Европейского союза и их ассоциированных и зависимых территориях.

4. Место налогового права ЕС в системе права

Налоговое право ЕС занимает место между международным налоговым правом и национальным налоговым правом. Вместе с этим, международные обязательства и национальное налоговое законодательство государств-членов не должны нарушать положений налогового права Европейского союза.

5. История понятия в СНГ

Основоположником описания данной отрасли в России является Г. П. Толстопятенко, который в 2001 году высказал мнение о существовании отрасли, названной им "Европейское налоговое право".

Понятие "налоговое право Европейского сообщества" предложено А. С. Захаровым, юристом-исследователем международного налогового права. По его мнению, следует разделять понятия "налоговое право Европейского сообщества" и "Европейское налоговое право", которое является больше собирательным, имеет иное правовое содержание и более широкую область охвата.

После вступления в силу с 1 декабря 2009 года Лиссабонского договора налоговое право ЕС стало означать именно налоговое право Европейского союза.

6. Будущие налоги ЕС

28 сентября 2011 года Европейская комиссия вышла в Совет с предложением о гармонизации в ЕС налога на финансовые операции. Поступления от такого налога должны заложить основу финансовой безопасности от будущих финансовых кризисов.

НАЛОГОВОЕ ПРАВО ЕВРОСОЮЗА: ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ

Налоговое право ЕС – совокупность налоговых положений учредительных договоров и нормативно-правовых актов, принятых институтами ЕС, общих принципов европейского права, применяемых к налоговым отношениям, и решений Суда ЕС по налоговым вопросам.

Источники налогового права ЕС

1. Учредительные договоры – выполняют функцию конституционных актов ЕС. Основополагающим является Договор о ЕС, который закрепляет:

1) правовые принципы , применимые к регулированию налоговых отношений:

а) запрет на введение какихлибо обязательных платежей, заменяющих таможенную пошлину;

б) запрет на дискриминацию товаров и услуг одного государства-члена на территории другого государства-члена путем дополнительного (по сравнению с местным) налогообложения;

2) правовые положения , на основе которых принимаются регламенты, директивы и решения по налоговым вопросам.

2. Общие принципы права – правовая материя, в которой создаются и применяются нормы права, регулирующие различные виды общественных отношений. Выделяют:

1) принцип демократизма – решения по налоговым вопросам принимаются в той юридической форме и в соответствии с той правовой процедурой, которые обеспечивают оптимальное соотношение экономических интересов ЕС и государствчленов;

2) принцип правового плюрализма – при принятии налоговых решений учитываются правовые традиции и особенности правовой культуры государствчленов;

3) принцип приоритета прав и свобод человека – взимание налога должно осуществляться на законных основаниях, принятие налогового решения и разрешение налогового спора должно происходить с учетом приоритета прав и свобод человека.

3. Нормативные акты вторичного права:

1) регламент – избирается для закрепления наиболее важных решений институтов ЕС. Путем принятия регламента учреждаются налоги или закрепляются отдельные элементы налога;

2) директива – правовая форма, особенности которой позволяют добиваться желаемого результата сближения национальных правовых норм в установленные сроки;

3) решения – принимаются по специальным вопросам, имеющим общее для всех государств-членов значение, и по вопросам, затрагивающим интересы отдельных государств (например, Решение Совета № 70/243 о замене финансовых взносов государствчленов собственными доходами).

4. Решения Суда ЕС – являются обязательными для государств – членов ЕС. Рассматривает две категории дел:

1) дающие разъяснения норм интеграционного права, но не содержащие запретительных положений;

2) дающие разъяснения норм интеграционного права и содержащие запретительные положения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 5. Налоговое право и налоговое производство

Глава 5. Налоговое право и налоговое производство 5.1. Понятие налогового права. Налоговое правоотношение и его субъектыНалоговое право является частью финансового права. Вместе с тем налоговое право имеет специфические признаки, обусловленные особенностями

§ 2. Понятие налога и налоговой системы. Налоговое законодательство. Структура закона о налоге

§ 2. Понятие налога и налоговой системы. Налоговое законодательство. Структура закона о налоге Основные положения о налогах закреплены в Конституции РФ. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы,

47. Налоговое право России. Налоги и сборы

47. Налоговое право России. Налоги и сборы Налоговое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения, которые возникают между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами. В предмет налогового права

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО, ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И ПРАВО ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО, ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И ПРАВО ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ Понятия «европейское право», «право Евросоюза» и «право Европейских сообществ»– не тождественные, и их следует отличать друг от друга . Термин «европейское право» используется для обозначения той части

ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Согласно своим учредительным документам интеграционные объединения признают общепризнанные нормы и принципы международного права и обязуются им следовать. Однако реальное участие этих образований в международных делах и

ИСТОЧНИКИ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА ЕВРОСОЮЗА

ИСТОЧНИКИ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА ЕВРОСОЮЗА Учредительные договоры Европейского союза. Основным источником корпоративного права ЕС являются учредительные договоры ЕС. В соответствии с положениями данных документов всем гражданам ЕС гарантированы четыре основные

ПРАВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЕВРОСОЮЗА: ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ

ПРАВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЕВРОСОЮЗА: ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ Право окружающей среды ЕС – совокупность основанных на экологоправовых идеях норм, регулирующих общественные отношения в процессе взаимодействия общества и природы. Источники права окружающей среды ЕС делятся на

§ 39. Понятие и источники гражданского права

§ 39. Понятие и источники гражданского права Самыми массовыми, повторяющимися правовыми отношениями, в которые вступает человек, являются отношения по поводу имущества.Гражданское право – это важнейшая отрасль права, нормы которой регулируют имущественные, а также

§ 46. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит

§ 46. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит В современных экономических условиях налоговые правоотношения приобрели особенно важное значение. Граждане все яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не создана справедливая налоговая

§ 51. Понятие и источники семейного права

§ 51. Понятие и источники семейного права Семейное право – отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных

§ 55. Понятие и источники трудового права

§ 55. Понятие и источники трудового права Трудовое право – отрасль права, нормы которой регулируют общественно-трудовые отношения, а сами общественно-трудовые отношения выступают в этом случае как трудовые правоотношения. Содержание трудовых правоотношений составляют

§ 62. Понятие и источники уголовного права

§ 62. Понятие и источники уголовного права Уголовное право – одна из важнейших отраслей права. Оно представляет собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений. Уголовное

Тема 8. Ответственность за нарушение налогового законодательства

Литература по всей теме:

Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М. Манускрипт, 1993. (доступно на http://www.kozyrin.ru/userfiles/documents/frag10.pdf)

Козырин А.Н. Налоговые преступления и проступки: опыт зарубежных стран // Налоговый вестник. 1998.

Кучеров, И.И. Налоговое право зарубежных стран : Курс лекций. М. : ЮрИнфоР, 2003.

Мамбетелиев Н.Т., Кучеров И.И. Налоговое право ЕврАзЭс: Учебн. пособие. М. ООО «ЮрИнфоР-Пресс». 2011.

Налоговое право стран Восточной Европы. Общая часть: Беларусь, Польша, Россия, Словакия, Украина, Чехия/ отв. ред М.В. Карасева, Д.М.Щекин М. Волтерс Клувер. 2009.

Налоговое право. Учебник (под. ред. О.В.Болтиновой, Е.Ю.Грачевой). М. Проспект. 2011.

Финансовое право.Учебник (под ред. Е.Ю.Грачевой, Г.П.Толстопятенко). М. Проспект. 2010.

Шепенко Р.А. Налоговое право Гонконга. М. «Вузовская книга». 2007.

Шепенко Р.А. Налоговое право Китая: взимание и ответственность. М. Волтерс Клувер. 2005.

Щекин Д. М. Налоговое право государств - участников СНГ. (Общая часть). М. Статут, 2008.

Литература по отдельным вопросам:

Елинский А.В. Уголовно-правовые меры борьбы с уклонением от уплаты налогов (зарубежный опыт). М. Издательский дом Шумиловой И.И. 2008.

Кузнецов А.П. Ответственность за налоговые деликты по законодательству США//Финансовое право. 2005, № 6.

Рузина А.С. Преступления в области налогообложения: сравнительный анализ уголовного законодательства Германии и России. Диссертация на соискание степени кандидата юридических наук. М. 2009.

Толстопятенко Г.П. Ответственность за налоговые правонарушения / Г.П. Толстопятенко // Финансовое право зарубежных стран: Сборник научных трудов / МГИМО(У) МИД России. Междунар.-правовой фак.; Под общ. ред. Г.П. Толстопятенко. – М.: МГИМО, 2001. – С. 134-147.

Тупаченски Н.Р. Уклонение от уплаты налогов в сравнительном праве. М. ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2001.

Юридическая ответственность в сфере налогообложения: зарубежный опыт //Финансовое право зарубежных стран: исследования, рефераты, законодательные акты. (под ред. Козырина А.Н.). М. Готика. 2005.

Елисеева Т.И. Отечественный и зарубежный опыт по проведению амнистии в сфере налогов и сборов. В сборнике Современные проблемы теории налогового права (The Modern Problems of Tax Law Theory)материалы международной научной конференции. Воронеж. Издательство Воронежского государственного университета. 2007.

Соловьев И.Н. Налоговая амнистия. М. Проспект, 2009. (Глава 2).

Литература по всей теме:

Захаров А.С. Становление системы налогового права ЕС. Диссертация на соискание степени кандидата юридических наук. М. 2010.

Толспопятенко Г.П. Европейское налоговое право. Сравнительно-правовое исследование. М.Норма. 2001.

Толстопятенко Г.П. Тенденции развития налогового права ЕС//Финансовое право. Юбилийный номер. октябрь 2004.

Литература по отдельным вопросам:

Винницкий Д.В. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими Сообществами: проблемы применения в сфере налоговых отношений. В сборнике Российский ежегодник международного налогового права и региональной экономической интеграции.. №1. 2009. СПб. ООО «Университетский издательский консорциум «Юридическая книга». 2009.

Голодова Ж.Г. Ранчинская Ю.С. Направления и результаты налоговой гармонизации в странах ЕС//Финансы и кредит. 2011. № 47.

Лещенко С.К. Реализация свободы передвижения капитала и платежей в налоговых отношениях между государствами – членами ЕС и Республикой Беларусь. В сборнике Российский ежегодник международного налогового права и региональной экономической интергации.. №1. 2009. СПб. ООО «Университетский издательский консорциум «Юридическая книга». 2009.

Орлюк Е.П. Правовые основы адаптации налогового законодательства Украины к налоговому праву Европейского Союза. В сборнике Российский ежегодник международного налогового права и региональной экономической интеграции.. №1. 2009. СПб. ООО «Университетский издательский консорциум «Юридическая книга». 2009.

Пистоне П. Гармонизация в сфере налогообложения в интеграционных образованиях (на примере ЕС): постановка проблемы. В сборнике Российский ежегодник международного налогового права и региональной экономической интеграции.. №1. 2009. СПб. ООО «Университетский издательский консорциум «Юридическая книга». 2009.

Захаров А.С. Налоговая политика ЕС: правовые основы // Закон. 2007, № 9.

Захаров А.С. Налоговое право ЕС: применение положений против избежания налогов и злоупотреблений льготами // Налоговед. 2009. № 2.

Захаров А.С., Роверс Н.К.// Налоговая практика суда ЕС о свободе передвижения капитала // Закон. 2008. № 7.

Вахитов Р.Р. Комментарий к решению суда ЕС от 12 января 2006 года// Налоговед. 2006. № 3.

Вахитов Р.Р. Комментарий к решению Суда ЕС от 12 января 2006 года // Налоговед. 2006. № 3.

Вахитов Р.Р. Государственные меры в странах ЕС против злоупотреблений при взимании НДС // Налоговед. 2006. № 2.

Толстопятенко Г.П. Тенденции развития налогового права ЕС//Финансовое право. Юбилийный номер. октябрь 2004.

Захаров А.С. Налоговое право Европейского союза: действующие директивы ЕС в сфере прямого налогообложения = European Union Tax Law: EC Directives on direct taxation in force. М. Волтерс Клувер, 2006.

Захаров А.С. Налоговое право ЕС и европейское налоговое право: соотношение и место в системе права // Закон. 2008. № 1.

Захаров А.С. Налоговое право ЕС: применение положений против избежания налогов и злоупотребления льготами//Налоговые споры: опыт России и других стран: по материалам II Междунар. научн-практ. конф 21-22 ноября 2008 г., Москва.. М. Статут. 2009.

Гончаренко И.А. Налоговые споры. Суд ЕС и принципы взаимодействия с судами Великобритании // Финансовое право зарубежных стран: сборник науч. трудов. Вып. II. – 2001. – С.85-108.




Польссон Р. Введение в шведское налоговое право. Екатеринбург. 2006.

Польссон Р. Толкование норм национального права в свете права ЕС и договоров об избежании двойного налогообложения. В сборнике Российский ежегодник международного налогового права и региональной экономической интеграции.. №1. 2009. СПб. ООО «Университетский издательский консорциум «Юридическая книга». 2009.

Буссе Р. Актуальные вопросы и практика возмещения НДС в ФРГ// Налоговед. 2011. № 6.

Буссе Р. Аспекты злоупотреблений, связанные с возмещением НДС, в Европейском Союзе/Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2009 года: по материалам VII Междунар. научн-практ. конф 23-24 апреля 2010 г. Москва. Статут. 2011.

Вавилова М.А. НДС в системе косвенных налогов Европейского Союза и Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ: Диссертация на соискание ученой степени кандидита юридичеких наук. М., 2007.

Вахитов Р.Р. Комментарий к Решению Суда ЕС от 11 мая 2006 года // Налоговед. 2006. № 6.

Вахитов Р.Р. Решения европейских судов по спорам о налоге на добавленную стоимость. Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2006 года: по материалам V Междунар. научн-практ. конф 13-14 апреля 2007 г. Москва. Волтерс Клувер, 2007.

Глуховски Я. Гармонизация налога на добавленную стоимость (VAT) в Европейском союзе. Публичные финансы и налоговое право: ежегодник. Вып. 2: Бюджетные и налоговые реформы в странах Центральной и Восточной Европы. Воронеж. Издательство Воронежского государственного университета. 2011.

Демейер К. Бельгийский опыт борьбы со злоупотреблениями при использовании вычета НДС/Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2009 года: по материалам VII Междунар. научн-практ. конф 23-24 апреля 2010 г. Москва. Статут. 2011.

Кудряшова Е.В. Правовые аспекты косвенного налогообложения: теория и практика - "Волтерс Клувер".М. 2006 г.

Лучкова Н.А. Налоговая оптимизация: новое решение Суда ЕС // Налоговед. 2006. % 5.

О перспективах реформирования НДС в Евросоюзе//Налоги и налогообложение. 2011, апрель.

Шепенко Р.А. НДС и акцизы: правовые основы гармонизации в Андском сообществе и ЕС / Р.А. Шепенко // Налоги и финансы. - 2010. - № 3. - С. 44-48

Иванов Д.О Регулирование налогообложение прибыли компаний в праве ЕС. Диссертация на соискание степени кандидата юридических наук. М. 2009.

Карасева М.В. Администрирование прямого налогообложения в интеграционном законодательстве Европейского Союза. Налоговое администрирование: Ежегодник. 2007. Международная ассоциация финансового права. – М. Статут. 2008.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

date image
2015-04-01 views image
2425

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Система источников налогового права ЕС мало чем отличается от классификации правовых форм, регулирующих отношения в других областях европейской интеграции: учредительные договоры, общие принципы права, нормативные акты вторичного права (регламенты, директивы, решения) и решения Суда ЕС.

2.1. Учредительные договоры

Учредительные договоры выполняют функцию конституционных актов ЕС. Это определяет их место в системе источников права вообще и налогового права в частности. Договоры содержат ряд статей, закрепляющих: 1) правовые принципы, применимые к регулированию налоговых отношений; 2) правовые положения, на основе которых принимаются регламенты, директивы и решения по налоговым вопросам.

Правовые принципы, применимые к регулированию налоговых отношений можно разделить на общие и специальные. К общим правовым принципам следует отнести принцип субсидиарности (ст. 5 ДЕС) и принцип запрета дискриминации по признаку гражданства (ст. 18 ДФЕС). Специальные принципы регулирования налоговых отношений в ЕС являются производными от общего принципа запрета дискриминации: 1) запрет на введение каких-либо обязательных платежей, заменяющих таможенную пошлину (ст. 30 ДФЕС); 2) запрет на дискриминацию товаров и услуг одного государства-члена на территории другого государства-члена путем дополнительного (по сравнению с местным) налогообложения (ст. 110-112 ДФЕС).

Правовые положения, базовые для актов вторичного права по налоговым вопросам, можно представить следующим образом:

1) правовые основы механизма гармонизации законодательства государств-членов о косвенных налогах (ст. 113 ДФЕС);

2) правовые основы механизма сближения законодательства государств-членов безотносительно какой-то конкретной области этих отношений (ст. 115 ДФЕС). В области налогообложения ст. 115 может служить основанием для принятия решений, направленных на сближение законодательства, регулирующего, например, прямые налоги в государствах-членах ЕС;

3) правовые основы устранения юридических и налоговых препятствий сотрудничеству европейских предприятий и организаций в области исследований и технологического развития (ст. 179 ч. 2 ДФЕС);

4) правовые основы взаимодействия государств и институтов ЕС в налоговых вопросах, возникающих в связи с трансграничным перемещением капиталов (ст. 65 ДФЕС).

2.2. Общие принципы права

Общие принципы права представляют собой правовую материю, в которой создаются и применяются нормы права, регулирующие различные виды общественных отношений.

Выделение общих принципов права в отдельный вид источников права обусловлено двумя обстоятельствами: во-первых, общие правовые положения, даже будучи изначально закрепленными в нормативном акте (например, в Конституции) обретают качество общего правового принципа лишь в процессе их правоприменения и толкования судом; во-вторых, общие принципы права являются тем связующим элементом правовой системы, который обеспечивает правосудие даже при отсутствии правовой нормы необходимой для регулирования конкретного спора.

В правовой системе ЕС общие принципы права выполняют функцию ориентиров и ограничений для правотворчества и правоприменения. В Договоре о реформе Европейского Союза общими для государств-членов называются принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а также принцип господства права. Основные права человека, закрепленные в Европейской конвенции 1950 года и в конституциях государств-членов, определяются в Договоре о Европейском Союзе в качестве общих принципов права ЕС (ст. 6 ч. 3).

Общие принципы права являются также и источником налогового права ЕС, так как определяют общий правовой подход к регулированию налоговых отношений. Например:

принцип демократизма – означает, что решения по налоговым вопросам принимаются в той юридической форме и в соответствии с той правовой процедурой, которые обеспечивают оптимальное соотношение экономических интересов Европейского Союза и государств-членов;




принцип правового плюрализма – применительно к налоговым отношениям этот принцип означает, что при принятии общих решений необходимо максимально учитывать правовые традиции и особенности правовой культуры государств-членов, поскольку эффективность применения норм интеграционного налогового права во многом зависит от способности и готовности людей его понять и принять;

принцип приоритета прав и свобод человека – положен в основу налоговой политики и ЕС и государств-членов. Взимание налога представляет собой отчуждение части собственности граждан, поэтому данное действие власти должно осуществляться на законных основаниях. Принятие любого налогового решения и разрешение любого налогового спора должно происходить публично, компетентными органами и с учетом приоритета прав и свобод человека.

2.3. Нормативные акты вторичного права

Правовая форма регламента избирается для закрепления наиболее важных решений институтов ЕС. В сфере налоговой политики регламенты принимаются по наименее спорным вопросам, решение которых не требует сложной процедуры гармонизации налоговых законов государств-членов. Будучи актом прямого действия, регламент является наиболее эффективной правовой формой для унификации национального законодательства. В рамках же налоговой политики ЕС, в основу которой положен принцип гармонизации, наиболее подходящей по своим юридическим свойствам правовой формой являются директивы. Тем не менее можно привести ряд примеров регламентов, которые содержат нормы, применяемые к регулированию налоговых отношений. В частности, путем принятия регламента учреждались налоги или закреплялись отдельные элементы налога. Например, Регламент Совета 1111/77 о введении налога на изоглюкозу; Регламент Совета 1079/77 о введении «налога общей ответственности» (co-responsibility levy) на молоко и молочные продукты. Регламент Совета 260/68 о подоходном налоге с физических лиц, работающих в аппарате ЕС, закрепил порядок взимания подоходного налога с физических лиц, занятых на работе в аппарате ЕС. Регламент Совета 2137/85 о европейском объединении с общей экономической целью (EEIG) закрепил правовые условия образования и функционирования нового вида хозяйствующих субъектов, создаваемых юридическими и физическими лицами государств-членов ЕС с целью содействия общей производственной и коммерческой деятельности входящих в объединение членов. Как источник налогового права Регламент представляет интерес в связи с тем, что освобождает европейские объединения с общей экономической целью от уплаты корпорационного налога, а также содержит отсылочные нормы, предусматривающие порядок уплаты других налогов в соответствии с законодательством государства, в котором EEIG зарегистрировано.

Сравнимую характеристику как источнику интеграционного налогового права можно дать и Регламенту Совета 2157/2001 об Уставе Европейской компании (SE), который создает правовую основу налоговых отношений между этим видом юридических лиц и налоговыми органами государства-члена, в котором Европейская компания регистрируется. Форма регламента используется и для создания административно-правового механизма налогового сотрудничества государств-членов. Например, Регламент Совета 1798/2003 об административном сотрудничестве в области НДС и Регламент Совета 2073/2004 об административном сотрудничестве в области акцизов, установившие принципы взаимодействия и обмена информацией между налоговыми и другими административными органами государств-членов ЕС. В форме регламента утвержден Таможенный кодекс ЕС. Как источник налогового права он содержит нормы, определяющие порядок исчисления и взимания таможенных пошлин, которые по природе своей являются косвенными налогами. Регламенты принимаются не только Советом, но и Комиссией. Например, транспортировка подакцизной продукции на территории ЕС регулируется Регламентом Комиссии 2719/92 о сопровождающем административном документе для перемещения подакцизной продукции в условиях режима налогового склада и Регламентом Комиссии 3649/92 об упрощенном сопровождающем документе для перемещения внутри ЕС подакцизной продукции, которая выпущена для потребления в государстве-члене ее доставки. Таким образом, место регламента в системе источников интеграционного налогового права предопределено его юридической природой и функциональным назначением: это правовой акт, используемый для закрепления единых для всех государств-членов правовых положений, которые имеют прямое действие и инкорпорируются в законодательство.

Будучи изначально ориентированной на гармонизацию национального законодательства, директива представляет собой правовую форму, особенности которой позволяют добиваться желаемого результата сближения национальных правовых норм в установленные сроки. Эти же особенности предопределяют сложности в применении директив. Если непосредственное действие регламентов, предусмотренное Договором, не вызывало возражений со стороны органов государств-членов, то автоматическое распространение принципа прямого действия на директивы создавало определенные проблемы правоприменения. В Договоре о ЕЭС 1957 года не говорится о прямом действии директив, а указывается лишь на их обязательную силу для государств в отношении конкретной цели, оставляя в национальной компетенции выбор форм и средств ее достижения. Дифференцированный подход в Договоре к актам институтов ЕС, видимо, не случаен и обусловлен особенностями их функционального назначения. Одной из основных функций директивы является гармонизация национального права государств-членов, в том числе и налогового законодательства, и приспособление его к осуществлению целей интеграционной политики. Процедура имплементации директивы позволяет постепенно сближать законодательные и административные постановления государств-членов, учитывая то, что основные действия по применению решений институтов ЕС и рассмотрению возникающих в связи с ними споров осуществляются национальными органами управления и судом.

Общая цель и национальные средства ее достижения, предусматриваемые директивой, представляют собой наиболее эффективный механизм решения задач интеграции в сфере правового регулирования налогов. Поэтому большинство актов, принимаемых по налоговым вопросам, – директивы. Они являются той правовой формой, которая обеспечивает достижение целей ЕС и при этом в наименьшей мере затрагивает налоговые системы государств-членов.

Решения принимаются по специальным вопросам, имеющим общее для всех государств-членов значение, и по вопросам, затрагивающим интересы отдельных государств. Одним из таких решений стало Решение Совета 70/243 о замене финансовых взносов государств-членов собственными доходами Сообществ. Данное решение учредило систему собственных ресурсов (own resources), заложив основу финансовой самостоятельности ЕС.

Осуществление некоторых мер экономического характера государств-членов иногда приводит к противоречию их налоговой политики положениям актов ЕС, в том числе уже инкорпорированных в национальное налоговое законодательство. В таких случаях правопорядок ЕС предусматривает возможность приостановления на определенный срок действия некоторых правовых норм ЕС в отношении отдельных государств.

Многообразие юридических форм принятия решений свидетельствует о понимании учредителями договоров сложности проблемы создания механизма взаимодействия институтов ЕС и государств-членов. Юридические особенности различных видов актов ЕС позволяют избегать упрощенного подхода к процессу сближения норм налогового права государств-членов и способствуют созданию общеевропейской системы правового регулирования налогов, сохраняющей то лучшее, что существует в национальном праве и правоприменении.

2.4. Решения Суда Европейского Союза

Решения Суда являются обязательными, а в части толкования норм европейского права имеют значение прецедента, которому должны следовать в своей практике судебные органы государств-членов Европейского Союза. Эти решения можно разделить на две группы:

1) решения, в которых Суд сформулировал правовые положения, не закрепленные в качестве принципов в учредительных договорах, но ставшие таковыми в правоприменительной практике (например, принципы верховенства и прямого действия права ЕС);

2) решения, в которых Суд, на основе положений учредительных договоров, сформулировал запреты в форме принципов, применяемых к налоговым отношениям, возникающим в рамках ЕС в связи с любой деятельностью, результаты которой являются предметом налогообложения (запрет тарифных и нетарифных ограничений на границах внутри ЕС; запрет дискриминации по признаку гражданства).

Принцип прямого действия впервые был сформулирован в решении по делу Ван Генд энд Лоос (Van Gend & Loos) от 5 февраля 1964 года и получил дальнейшее разъяснение в ряде других решений, в частности по делу Франкович (Francovich) от 19 ноября 1991 года. В соответствии с этим принципом нормы права ЕС применяются напрямую национальной администрацией и судами и не зависят от каких-либо разрешительных действий государств-членов ЕС. При этом субъектами правоотношений, создаваемых нормами права ЕС, выступают не только государства-члены, но и частные лица, находящиеся под их юрисдикцией. Применительно к налоговым отношениям это особенно важно, так как большинство решений, направленных на гармонизацию налогового законодательства принимаются в форме директивы. И если государства не имплементировали положения директивы в установленные сроки и не продлили их в соответствии с процедурами, действующими в ЕС, то физические и юридические лица этих государств вправе осуществлять свою деятельность и защищать свои интересы в суде, опираясь на правовые нормы, содержащиеся в директиве.

Принцип верховенства права ЕС в отношении права государств-членов был сформулирован в решении по делу Фламинио Коста против Энель (Flaminio Costa v. Enel) от 15 июля 1964 года. В рамках налоговой политики ЕС действие этого принципа означает формирование единообразной практики рассмотрения споров по налоговым вопросам в случае коллизии норм налогового законодательства государств-членов и права ЕС. Такие ситуации часто встречаются при отсутствии актов позитивного права ЕС, регулирующих конкретные налоговые отношения. Например, споры в связи с отказом в получении льгот при трансграничном подоходном налогообложении. Эта коллизия приводит к обращению в Суд в порядке преюдициальной процедуры и толкованию правовых принципов ЕС применительно к конкретному виду налоговых правоотношений. Подтверждением этому тезису является обширная практика Суда ЕС по прямым налогам.

Запрет тарифных и нетарифных ограничений на границах внутри Союза означает запрет на взимание таможенных пошлин и иных равнозначных сборов (ст. 30 ДФЕС), и запрет на количественные ограничения импортируемых товаров или иные равнозначные меры (ст. 34-37 ДФЕС).

Суд дал ограничительное толкование положений ст. 30 (ст. 36 ДФЕС) и разъяснил возможности ее применения исходя из необходимости сведения к минимуму любых действий государств-членов, направленных на ограничение принципа свободного передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов. Показательно в этом смысле решение по делу Кассис де Дижон (Cassis de Dijon) от 20 февраля 1979 года.

В нем Суд, во-первых, сформулировал определение препятствий свободной торговле, дав расширительное толкование положениям Договора о ЕС; во-вторых, определил перечень обстоятельств, оправдывающих ограничения (justifications) в применении положений Договора о ЕС; в-третьих, установил определенные ориентиры для Комиссии в работе по подготовке единых правил торговли внутри Сообщества.

Для Суда основным критерием в принятии решения о наличии или отсутствии ограничений свободы перемещения является правовой режим местных и иностранных (из других государств-членов ЕС) объектов и субъектов правоотношений. Если он одинаков, то нарушения принципа нет, если же различен, то это является основанием для изучения обстоятельств дела с точки зрения запрета тарифных и нетарифных ограничений для свободного передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов.

Запрет дискриминации по признаку гражданства означает неправомерность разного правового режима резидентов и нерезидентов из других государств-членов ЕС при налогообложении их доходов. Необходимые разъяснения положений Договора о ЕС, в частности ст. 48 (ст. 45 ДФЕС), были даны Судом в ряде дел, предметом рассмотрения которых являлись споры о соответствии норм национального налогового законодательcтва праву ЕС в связи с налогообложением физических и юридических лиц, получающих доход на территории других государств-членов (например, решение по делу Шумахера (Schumacker) от 14 февраля 1995 года).

Особенность системы источников права ЕС заключается в том, что в процессе регламентирования различных направлений интеграционной политики предпочтение отдается тем правовым формам, которые являются наиболее эффективными для достижения конкретных целей. Применительно к налоговым отношениям это проявляется в том, что, в соответствии с принципом гармонизации, наиболее подходящей правовой формой для сближения налогового законодательства государств-членов является директива, а определяющее воздействие на применение права ЕС оказывает Суд путем толкования норм и установления запретов на действия, несовместимые с принципами и целями учредительных договоров.

Читайте также: