Рост доходов населения введение единого налога

Опубликовано: 24.04.2024

Преподаватели университета Нархоз проанализировали преимущества и недостатки действующей системы

Казахстанские экономисты анализируют предыдущий опыт использования прогрессивной шкалы налогообложения в РК и рассуждают, от доходов какого размера должен начинаться «прогресс».

В Казахстане сейчас применяется пропорциональная система индивидуального подоходного налога (ставка ИНП, напомним, равна 10%) и уже несколько лет бурно обсуждается введение прогрессивной шкалы налого­обложения. Мы проанализировали преимущества и недостатки действующей пропорциональной системы и прогрессивной шкалы налогообложения – опыт ее применения у Казахстана тоже есть: прогрессивный подоходный налог действовал в республике с 1992 по 2007 год.

Экономическая эффективность ставок налогообложения

Инфографика показывает, как эволюционировал индивидуальный подоходный налог в Казахстане. До 2007 года в стране применялся именно прогрессивный налог, при этом доля ИПН в доходах государственного бюджета снижалась – с 11,7% до 6,9%. С введением пропорциональной шкалы она еще пару лет оставалась на низком уровне, а затем доля ИПН в доходах госбюджета снова увеличилась до 11%.

6-полоса_ИПН.jpg

Было ли увеличение поступлений в бюджет по ИПН лишь результатом введения пропорцио­нальной ставки этого налога? Стоит заметить, что в Казахстане одновременно с введением пропорциональных ставок начал действовать ряд фискальных и административных мер, которые были направлены на стимулирование роста доходов индивидуальных предпринимателей, использующих специальные налоговые режимы (и, как следствие, повышение собираемости налогов).

В теории предполагается, что в случае пропорциональной шкалы налоговый агент (то есть работодатель, поскольку налог удерживается именно им) менее склонен утаивать расходы на заработную плату. И, наоборот, работодатель чаще выдает зарплату в конверте, если ИПН уплачивается по прогрессивной ставке.

В Казахстане произошла обратная ситуация: по данным Бюро национальной статистики, за период пропорциональной шкалы доля скрытой заработной платы в ВВП не только не уменьшилась, но даже увеличилась – с 11,1% в 2007 году до 13,1% в 2018 году. По некоторым оценкам, в настоящее время в республике скрытая форма оплаты труда составляет около 60% по отношению к фонду оплаты труда.

Таким образом, можно сделать вывод, что введение пропорциональной шкалы по ИПН никак не уменьшило динамику сокрытия доходов физических лиц от налогообложения и не способствовало разрушению практики выдачи зарплат в конвертах. Кроме того, следует выделить два других обстоятельства.

Во-первых, эксперты, выступающие за сохранение пропорциональной шкалы налого­обложения по ИПН, фактически признают невозможность в установлении цивилизованных форм оплаты труда в национальной экономике, а также неспособность налоговых органов противодействовать деятельности недобросовестных налоговых агентов. Поскольку на протяжении всего периода рыночной экономики продолжается применение практики выплаты неофициальной заработной платы наряду с выплатой минимально обремененной налогами заработной платы.

Во-вторых, сокрытие работодателем истинного размера зарплаты не приносит выгоды работникам, поскольку сокращает их пенсионные накопления (а значит, и размер будущей пенсии). В результате прибыль налоговых агентов (работодателей) и доходы их владельцев неформально, но растут за счет снижения уровня жизни будущих пенсионеров. Следовательно, государству необходимо найти другие формы борьбы с «конвертной зарплатой».

Социальная эффективность ставок налогообложения

Важнейшие принципы налогообложения – принципы равенства и справедливости. Другими словами, налогоплательщики, которые находятся в равном экономическом положении, должны иметь равные налоговые обязательства. Налогоплательщик с большим доходом должен платить больше налога, но необходимо исходить из способности налогоплательщика его уплатить.

И в научном сообществе, и в деловой среде постоянно ведутся дискуссии о том, какая шкала налогообложения – пропорцио­нальная или прогрессивная – больше соответствует этому принципу. Когда применяется пропорциональная шкала, большая сумма налога уплачивается с большей суммы дохода. На этом основании многие исследователи приходят к выводу, что данная шкала налогообложения более справедлива, чем прогрессивная, ведь при применении прогрессивной шкалы сумма уплачиваемого налога увеличится еще больше.

Прежде всего необходимо обращать внимание на то, что затраты на поддержание необходимого уровня жизни для человека, связанные с питанием, проживанием, образованием, здравоохранением и отдыхом, примерно равны. Рассмотрим ситуацию, при которой два налогоплательщика, имеющие равный состав семьи, имеют разный размер годового совокупного дохода, составляющий в первом случае 3 млн тенге, во втором – 1,5 млн тенге. Для первого налогоплательщика налог, уплаченный по единой ставке в 10%, составивший 300 тыс. тенге, является более весомой величиной, чем сумма в 150 тыс. тенге.

И тот, у кого годовой доход

3 млн тенге, и тот, у кого 1,5 млн тенге, из оставшихся после уплаты подоходного налога средств покупают потребительские товары и услуги, необходимые для поддержания жизни. При этом и тот и другой уплачивают косвенные налоги – отдельные налоги (НДС, акцизы) включаются в стоимость товара или услуги в виде надбавки, и фактически их платит покупатель, который формально не является налогоплательщиком. Ставка всех этих косвенных налогов пропорциональная. И получается, что для покупателей товаров и услуг они фактически регрессивные, поскольку доля этих налогов в сумме дохода покупателя будет тем меньше, чем больше размер его дохода. Другими словами, обладатели годового дохода в 3 млн тенге и в 1,5 млн тенге заплатят косвенных налогов примерно одинаково в денежном выражении, но в пропорциональном заплатит больше тот, кто получает меньший доход. Использование прогрессивного налогообложения индивидуального подоходного налога позволяет сгладить эту разницу, поскольку (по опыту развитых стран) сумма косвенных налогов либо равна сумме индивидуального подоходного налога, либо превышает ее.

Всех придется посчитать

Главная проблема введения прогрессивной шкалы налого­обложения доходов физических лиц связана со сложностью налогового администрирования. При введении прогрессивной шкалы неизбежно установление в качестве налоговой базы совокупного годового дохода, что обусловит необходимость перехода к всеобщему декларированию доходов населения и их администрирования со стороны налоговиков.

Технические возможности для введения прогрессивного подоходного налога есть – налоговые органы разработали и внедрили необходимое для сопровождения контроля программное обеспечение по обработке и обобщению данных относительно всех получаемых физическими лицами доходов вне зависимости от места и времени их получения. В настоящее время КГД МФ РК активно расширяет свои возможности обработки информации за счет внедрения современных технологических проектов, позволяющих осуществлять мониторинг и обработку налоговых деклараций. Таким образом, надзорный орган получает возможность более широкого мониторинга этих данных и выявления фактов несоответствия источников доходов и осуществляемых расходов, что влечет за собой возможность применения административных мер. Стоит отметить, что очень актуальным вопросом станет сохранность этих данных.

Одним из положительных моментов перехода к всеобщему декларированию доходов и имущества физических лиц должно стать повышение налоговой культуры населения. Осознав сопричастность к финансированию государственных расходов, люди станут более заинтересованы в результатах освоения бюджета, что должно способствовать росту их гражданской ответственности. Пока налоги платит работодатель, абсолютное большинство населения об этом не задумывается, часто даже не зная суммы уплаченного налога.

Богатые готовы платить больше?

Наиболее обеспеченная часть населения более заинтересована в поддержании социальной и политической стабильности в обществе, укреплении правоохранительных органов и поддержке предпринимательской деятельности в стране, чем остальные жители республики. Финансово обеспеченный налогоплательщик обычно имеет больше собственности, чем менее обеспеченный налогоплательщик. Следовательно, именно первые больше нуждаются в защите частной собственности, обеспечении целостности и неприкосновенности собственности (теория наслаждения С. де Сисмонди) и должны вносить большую долю своих доходов для обеспечения всего упомянутого. Но достичь этого можно только путем введения прогрессивного налогообложения личных доходов.

В мире происходит процесс расслоения населения по уровню доходов. Среди причин роста дифференциации доходов в Казахстане можно выделить следующие:

1. Интенсивный рост дифференциации заработной платы на фоне снижения средней заработной платы в реальном выражении. Различия в распределении вознаграждения возникают под влиянием ряда показателей:

– межотраслевые различия в заработной плате, возникающие, с одной стороны, из-за интенсивного роста заработной платы в отраслях с большим экспортным потенциалом (топливно-энергетический комплекс) и в финансово-кредитном секторе, а с другой – замораживание роста заработной платы в социальной сфере (здравоохранение, образование, культура) и сельском хозяйстве. В значительной степени межотраслевые различия вызваны различиями в оплате труда субъектов квазигосударственного и негосударственного секторов экономики;

– внутриотраслевые различия. Наряду с отрицательным разрывом в межотраслевых коэффициентах оплаты труда необоснованная дифференциация заработной платы в каждом секторе экономики также значительно увеличилась;

– межрегиональные различия в оплате труда, которые связаны с природно-климатическими условиями с одной стороны и структурой региональной экономики в оплате труда – с другой;

– минимальная заработная плата (МЗП). Несмотря на то что в последние годы правительство приняло решение о повышении абсолютного значения минимальной заработной платы, остается прежним уровень минимальной заработной платы по отношению к средней заработной плате и прожиточному минимуму;

– несвоевременная выплата заработной платы продолжает оставаться одной из острых проблем в отдельных отраслях и регионах страны.

2. Снижение доли заработной платы в совокупных доходах населения и значительное повышение роли неформальных доходов, которые распределяются более неравномерно, чем доходы в виде заработной платы.

3. Снижение роли государства и его усилий по перераспределению доходов.

5. Слияние деловых кругов с государством, коррупция. Отсутствие конкурентной реструктуризации и приватизации, которое привело к тому, что небольшой процент населения владеет огромными производственными активами, а вместе с ними и капиталом, который приносит сверхвысокую прибыль. Задержка в проведении реформ и отсутствие эффективного регулирования рынка усиливают коррупцию, которая служит интересам богатых слоев общества.

Переход к рыночной экономике сопровождался не только беспрецедентным ростом неравенства доходов, но и значительным увеличением уровня бедности. При этом отличительной чертой современного этапа развития нашей республики является то, что на фоне традиционно существующей социальной бедности нарастает экономическая бедность, когда трудоспособные граждане не могут обеспечить себя и свои семьи социально приемлемым уровнем жизни.

Задача ИПН должна заключаться не столько в том, чтобы изымать часть дохода у богатых и передавать ее бедным, но и в том, чтобы помочь уменьшить расслоение населения с точки зрения социальной сбалансированности, стабильности и, как следствие, безопасности в обществе.

Справедливой считается налоговая система, уменьшающая неравенство в экономическом положении плательщиков после уплаты налогов.

Пропорциональная ставка ИПН не справляется с этой задачей, потому что бедные становятся еще беднее, а богатые практически не ощущают уплаты налога по этой ставке, поскольку их доход состоит в основном не из заработной платы, а из имеющегося в их распоряжении капитала. Получается, что задача может быть решена только путем установления прогрессивных ставок ИПН.

Опыт развитых стран показывает, что прогрессивная шкала налогообложения позволяет снизить социальную напряженность в обществе. Если говорить простыми словами, то при прогрессивной шкале налогообложения богатые должны платить больше, средний класс – меньше, а бедные вообще не платить.

Определение шкалы налогообложения

При установлении прогрессивной шкалы ставок по ИПН в налоговой системе очень важно продумать и обосновать ставки налога по отношению к налоговой базе. В противном случае все преимущества прогрессивного налогообложения могут превратиться в его недостатки.

Задача текущего этапа экономического развития – повысить уровень налогообложения доходов, отменив повышенное налогообложение заработной платы, но установив достаточно высокую ставку налога относительно других видов доходов, прежде всего доходов от капитала. На наш взгляд, необходимо, чтобы прогрессивное налогообложение начиналось с суммы дохода, как минимум вдвое превышающей самую высокую среднюю отраслевую зарплату в экономике. То есть если самая высокая средняя зарплата в нефтяном секторе, значит, умножаем ее на два, и только сумма, превышающая это значение, облагается ИПН по прогрессивной шкале.

Кроме того, важно, чтобы налоговая база была установлена на основе общего годового дохода, который включает все виды доходов.

Нам представляется, что введение прогрессивной шкалы по ИПН неизбежно. Важно не совершать ошибок, которые были допущены в 1990-х годах, когда в прогрессивное налогообложение включался доход, сопоставимый со средней заработной платой по стране.

Как прогрессивный ИПН влияет на потребительский спрос

Сторонники сохранения пропорциональной шкалы налогообложения доходов физических лиц считают: поскольку переход к прогрессивным ставкам те­оретически означает увеличение налоговой нагрузки на часть населения, это приведет к соответствующему уменьшению дохода упомянутой части граждан. В результате это снизит покупательский спрос и тем самым замедлит темпы экономического развития.

Действительно, налоговая политика государства, направленная на эффективное налогообложение населения, играет решающую роль в регулировании покупательского спроса. Вопрос в другом – может ли повышение ставок ИПН одновременно увеличивать спрос населения на товары и услуги? Если увеличение налоговой нагрузки сказывается на доходах наиболее обеспеченной части населения и в то же время обеспечивает реальное снижение налоговой нагрузки для подав­ляющего большинства населения, то ответ, безусловно, будет положительным. При условии введения эффективной шкалы налоговых ставок и не облагаемого налогом минимума сокращения покупательной способности населения не произойдет.

Введение прогрессивной шкалы налогообложения, ориентированной на сверхдоходы, снизит реальные доходы исключительно богатых граждан, которые распределяются при действующем пропорциональном налогообложении не на потребление, а на сбережения или экспорт на счета в иностранных банках. Таким образом, при введении эффективной шкалы налоговых ставок и не облагаемого налогом минимума покупательная способность населения не снизится. Наряду с этим, если принять адресные меры (всеобщее декларирование, компенсация расходов на социально значимые нужды за счет сокращения налогооблагаемой базы) одновременно с введением прогрессивных ставок по ИПН в части налогообложения доходов населения с низким и средним доходом, можно достичь другого результата – увеличения покупательского спроса.

доктор экономических наук, профессор Айнагуль Адамбекова,

кандидат экономических наук, ассоциированный профессор Меруерт Кульжабаева,

В России периодически пересматривается демографический вопрос. Государство всячески пытается изменить сложившееся положение и простимулировать высокую рождаемость искусственно.

Не так давно Депутат Московской гордумы выступил с предложением к Президенту РФ воскресить некогда существовавший в советский период налог на бездетность в России. По логике законодателей такой налог необходимо ввести для поддержки семей с детьми.

Действительно ли в этом имеется необходимость или нет — попробуем проанализировать.

Будут ли россияне платить за бездетность

Президенту РФ представили проектный вариант концепции ФЗ «О статусе многодетных семей». Помимо всего прочего такой нормативный акт предполагает ввести в нашем государстве налог на малодетность.
По сведениям газеты «Известия», главой Института демографии, миграции и регразвития Ю. Крупновым президенту РФ был направлен проект модернизированного федерального законодательства, который предлагает целый комплекс мер, направленных на поддержку многодетных семей.

По мнению разработчиков такой нормотворческой инициативы, дополнительным налогом следует облагать бездетных не по медицинским критериям семейные пары, а также семьи, у которых всего лишь один ребенок.

Конкретные размеры предполагаемого к введению налога никто до сих пор не озвучивал.

Кто против налога за бездетность в России?

Гораздо больше сторонников собирается в стане тех, кто выступает против введения такого дискриминирующего налога. Начиная с Председателя Комиссии Совета Федерации по подготовке предложений по совершенствованию Семейного кодекса РФ Елены Мизулиной, которая утверждает, подобные инициативы «ошибочны и вредны», и что акцент в законотворчестве «должен быть сделан именно на поддержку, а не на дискриминацию определенных категорий».

Детский омбудсмен Анна Кузнецова тоже считает, что гораздо более сильное влияние на демографию, по сравнению с экономическими методами, играет действующая в обществе идеология и государственная политика поддержки «многодетных семей».

Глава Минтруда Максим Топилин также высказался в том ключе, что Минтруд ратует за действенные меры, которые будут стимулировать рождаемость, а налог на бездетность не является такой мерой, поэтому Минтруд отрицательно относится к этой перспективе.

В пресс-службе Министерства финансов на вопрос о введении налога на бездетность также высказались отрицательно. «Минфин России против данной инициативы» — был ответ министерства порталу Газета.Ru.

Налоговые расчеты в РФ

Специалисты, проанализировав содержание действующих норм НК РФ, пришли к мнению, что нынешнее законодательство и без введения новых мер предусматривает определенное налоговое бремя для семей без детей.
Так, ст. 218 этого кодифицированного федерального закона говорит, что налоговые льготы (в виде стандартных налоговых вычетов) предусмотрены лишь для людей, у которых есть дети. Остальные же уплачивают налоги в полном объеме.

Так, при исчислении ежемесячного подоходного налога налоговая база может уменьшаться:

  • на 1,4 тыс. руб. при наличии 1-го ребенка;
  • на 2,8 тыс. руб. — на 2-х детей;
  • еще по 3 тыс. руб. сверху на 3-го и каждого последующего ребенка (то есть, 5,8 тыс. руб. на 3-х, 8,8 тыс. руб. на 4-х и т.д.);
  • за каждого ребенка-инвалида или обучающегося очно инвалида 1–2 гр. в возрасте до 24 лет:
  • на 12 тыс. руб. — родителю и его супругу, усыновителю;
  • на 6 тыс. руб. — при воспитании детей семьей опекунов, попечителями, приемными родителями.

Указанные суммы вычитаются из общей налогооблагаемой массы, поскольку они не подлежат обложению 13-процентным налогом.

Ввиду чего ежемесячно человек, у которого есть хотя бы 1 ребенок, обладает прибавкой к заработной плате в размере 182 руб. (13% × 1,4 тыс. р.).

Следовательно, с бездетных россиян такая сумма, наоборот, постоянно удерживается. Иными словами, такая система налоговых расчетов является современным аналогом «налога на бездетность».

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ.doc

Каким будет размер налога?

Отдельное внимание нужно уделить тому, сколько будет налог на бездетность 2021 в России, потому что именно данный момент волнует россиян больше всего. Когда-то власти уже принимали подобный законопроект (во времена Советского Союза) и сегодня власти РФ предлагают взимать около 5% от заработной платы для каждого бездетного россиянина. Окончательного решение по поводу сумму налоговых выплат власти так и не приняли, как и остается неизвестным тот факт, с какого именно возраста его нужно будет платить, поэтому точного сказать о том, когда именно будет принят законопроект, достаточно сложно.

Мнение «за» и «против»

В современное время в стране официально зарегистрировано около 1,5 миллионов многодетных семей, что составляет почти 7 % от общего количества граждан, поэтому власти справедливо считает, что их материальное положение должны улучшать те граждане, которые не хотят заводить детей. Законопроект должен представлять собой ряд комплексных мер, и его целью должно стать не просто увеличение численности населения в стране, а еще и улучшение материальной поддержки семей с детьми.

  • Налог на бездетность 2021 в России
  • Льготы многодетным семьям в 2021 году
  • Пенсия по инвалидности и ЕДВ в 2021 году
  • Будут ли меняться деньги в 2021 году в России?
  • Революция в России в 2021 году — возможна ли?
  • Налоги на 2021 год в Казахстане

Однако нельзя забывать и о том, что в Советском Союзе, где существовал налог на бездетность, многие молодые люди просто не понимали того, почему они обязаны в 20 лет платить за то, что они еще не готовы иметь детей. В результате этого многие женщины очень часто приносили в налоговые службы справки о том, что они якобы бесплодны, а мужчины не стеснялись говорить о проблемах с потенцией, которые также не способствовали появлению детей. Соответственно, и сегодня можно будет наблюдать подобную ситуацию, поэтому властям придется очень серьезно поразмыслить над тем, как можно этого избежать и только потом принимать окончательное решение.



Сколько платят бездетные

В настоящее время в России посредством существующей налоговой системы фактически бездетные и малодетные граждане уже выплачивают более высокий походный налог, чем многодетные.
По данным Росстата:

  • у бездетных россиян, зарабатывающих в среднем 72,4 тыс. руб., в бюджет списывают 9,412 тыс. руб. в виде подоходного налога;
  • родители же, воспитывающие 3-х детей, отчисляют в казну 7,904 тыс. руб., т.е. на 1,5 тыс. руб. меньше.

Удерживаемые суммы налогов поступают в региональный и местный бюджеты (пропорционально 85%/15%), средства из которых идут на:

  • соцподдержку;
  • образование;
  • содержание дорог;
  • медицину и другие социальные отрасли.

А в представленном инициаторами изменения законодательства предложении планируемую мзду предлагалось перенаправлять в ныне несуществующий «Госфонд поддержки многодетной семьи», из которого собираются финансировать исключительно дополнительные меры поддержки многодетных семей (включая повышенные ежемесячные пособия).

Налог на бездетных в историческом контексте

В советский период времени развития нашего государства налог за бездетность существовал в размере 6% от зарплаты.
Уплачивать его обязывались:

  • бездетные мужчины возрастом 20–50 лет вне зависимости от их семейного положения;
  • бездетные замужние женщины возрастом 20–45 лет.

По факту такой налог просуществовал 50 лет (с ноября 1941 г., при издании Указа «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» по 1 января 1992 г., когда юридически оформили распад СССР).

На практике же большинство россиян, проводя сравнительный анализ налоговых сумм для бездетных и денежные объемы, необходимые на содержание семьи, предпочитали уплачивать 6% с заработной платы. Поскольку это было экономически более выгодно, чем обзаводиться потомством.

Официальные экспертные мнения

  1. По данным ТАСС, глава Минтруда М. Топилин заявил, что «подконтрольное ему министерство негативно относится к перспективе возможного ввода налога на бездетность». Топилин при этом пояснил, что предложения, выдвигаемые самим Минтрудом, направлены на меры, стимулирующие рождаемость. Однако такие инициативы вряд ли призваны это сделать. Скорее, наоборот.
  2. По словам детского омбудсмена А. Кузнецовой, «многодетность не покупается». Кузнецова полагает, что немалую роль в демографической политике должна играть идеология и понятие «многодетная семья». По ее мнению, для увеличения рождаемости требуется совершенно иной подход, а не экономическая мера наподобие штрафа или некоего формального откупа.
  3. Минфин России также не поддерживает предложение о введении налога на малодетных. Об этом сообщает «Газета.Ru».
  4. По мнению ряда других экспертов, состоятельные люди после введения подобного налога будут еще тщательнее скрывать свои доходы, но заводить детей раньше и чаще однозначно не станут.

Кроме того, вырученных средств для реальной поддержки многодетных семей будет недостаточно — поскольку их «съест» администрирование налога. Так что практической пользы от него явно не будет. Помимо прочего, подобное предложение попирает законы этики и логики.

Что касается рядовых россиян, то они тоже однозначно высказались против введения налога на бездетность. Это показал опрос, проведенный «Коммерсантъ FM», через соцсеть «Однокласники». В нем участвовало свыше 140.000 человек. Что такой сбор в нашей стране не нужен, заявило 70% респондентов.

Важно! Таким образом, и эксперты, и обычные граждане считают, что введение дополнительных налогов для семей без детей или с небольшим количеством детей к желаемым результатам не приведет.

Налог на бездетность в 2021 году

Повышение суммарного коэффициента рождаемости – одна из задач, которая определена Правительству Российской Федерации указом Президента «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» от 07.05.2012 № 606.

Как один из способов повышения рождаемости в России предлагалось ввести налог на бездетность в 2021 году. Такая практика не является новой в нашей стране – не все знают, но она уже активно использовалась в Советском Союзе: граждане платили определенный налог в случае, если у них отсутствовали дети. Налог распространялся на всех граждан старше 20 и младше 45 лет (для женщин) и 50 лет (для мужчин). Конечно, были и категории граждан, освобожденные от уплаты:

  • Граждане, которые не могли иметь детей из-за проблем со здоровьем;
  • Студенты специальных и высших учебных заведений, до достижения ими 25 лет;
  • Служащие в армии (проходившие военную службу);
  • Родители, чьи дети пропали или погибли во время войны;
  • Некоторые категории граждан, имеющих определенные заслуги перед Отечеством.

В разное время вносились разные предложения о введении налога. Так, обязанность платить данный налог предлагалось ввести только для мужчин, так как, по мнению некоторых политиков, именно сильная половина человечества должна прежде всего отвечать за рождаемость в стране. Одним из предложений также было введение налога для семей, не имеющих детей, но имеющих доход выше определённого уровня.

Некоторые эксперты полагают, что вводить отдельный налог на бездетность в 2021 году нецелесообразно – ведь налоговые вычеты на детей, которых лишены бездетные работники, являются некоторым подобием, вариантом налога. Сейчас вычет на ребенка предоставляется на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

Налоговые вычеты на ребенка предусмотрены в следующих размерах:

  • 1400 руб. – на первого ребенка;
  • 1400 руб. – на второго ребенка;
  • 3000 руб. – на третьего и каждого последующего ребенка.

Повышенные суммы предусмотрены для родителей, имеющих детей-инвалидов. Данный вычет предоставляется с начала года ежемесячно. Однако право на данный вычет ограничено суммарным доходом получателя (350 тысяч рублей) и временем действия.

Несмотря на то, что инициатива о введении отдельного налога для граждан, не имеющих детей, неоднократно отклонялась, почти каждый год этот вопрос поднимается снова. Мнения насчет налога на бездетность неоднозначны. Некоторые политики полагают, что введение налога не может благоприятно повлиять на рождаемость, но может вызвать массовую негативную реакцию. Кроме того, дополнительная финансовая нагрузка на молодые бездетные семьи может наоборот отодвинуть время появления детей в семье. Молодым людям придется дольше откладывать средства на обеспечение семьи, так как из доходов будет удерживаться дополнительный налог.

Также считается, что введение дополнительного налога может в целом сформировать негативное отношение к семейному образу жизни. Молодые люди, подходя к планированию своего будущего, и подсчитывая финансовые траты на семейный образ жизни, включая содержание детей, решат, что существование без семьи в целом является более выгодным с финансовой точки зрения. Таким образом, налог не только не улучшит, но ухудшит демографическую ситуацию в стране. Некоторые законотворцы также считают, что введение данного налога в некотором роде является аморальным.

Налог на бездетность в 2021 году введен не будет. Данная инициатива пока не только не нашла поддержки в правительстве Российской Федерации, но и получает резкую критику.

Преподаватели университета Нархоз проанализировали преимущества и недостатки действующей системы

Казахстанские экономисты анализируют предыдущий опыт использования прогрессивной шкалы налогообложения в РК и рассуждают, от доходов какого размера должен начинаться «прогресс».

В Казахстане сейчас применяется пропорциональная система индивидуального подоходного налога (ставка ИНП, напомним, равна 10%) и уже несколько лет бурно обсуждается введение прогрессивной шкалы налого­обложения. Мы проанализировали преимущества и недостатки действующей пропорциональной системы и прогрессивной шкалы налогообложения – опыт ее применения у Казахстана тоже есть: прогрессивный подоходный налог действовал в республике с 1992 по 2007 год.

Экономическая эффективность ставок налогообложения

Инфографика показывает, как эволюционировал индивидуальный подоходный налог в Казахстане. До 2007 года в стране применялся именно прогрессивный налог, при этом доля ИПН в доходах государственного бюджета снижалась – с 11,7% до 6,9%. С введением пропорциональной шкалы она еще пару лет оставалась на низком уровне, а затем доля ИПН в доходах госбюджета снова увеличилась до 11%.

6-полоса_ИПН.jpg

Было ли увеличение поступлений в бюджет по ИПН лишь результатом введения пропорцио­нальной ставки этого налога? Стоит заметить, что в Казахстане одновременно с введением пропорциональных ставок начал действовать ряд фискальных и административных мер, которые были направлены на стимулирование роста доходов индивидуальных предпринимателей, использующих специальные налоговые режимы (и, как следствие, повышение собираемости налогов).

В теории предполагается, что в случае пропорциональной шкалы налоговый агент (то есть работодатель, поскольку налог удерживается именно им) менее склонен утаивать расходы на заработную плату. И, наоборот, работодатель чаще выдает зарплату в конверте, если ИПН уплачивается по прогрессивной ставке.

В Казахстане произошла обратная ситуация: по данным Бюро национальной статистики, за период пропорциональной шкалы доля скрытой заработной платы в ВВП не только не уменьшилась, но даже увеличилась – с 11,1% в 2007 году до 13,1% в 2018 году. По некоторым оценкам, в настоящее время в республике скрытая форма оплаты труда составляет около 60% по отношению к фонду оплаты труда.

Таким образом, можно сделать вывод, что введение пропорциональной шкалы по ИПН никак не уменьшило динамику сокрытия доходов физических лиц от налогообложения и не способствовало разрушению практики выдачи зарплат в конвертах. Кроме того, следует выделить два других обстоятельства.

Во-первых, эксперты, выступающие за сохранение пропорциональной шкалы налого­обложения по ИПН, фактически признают невозможность в установлении цивилизованных форм оплаты труда в национальной экономике, а также неспособность налоговых органов противодействовать деятельности недобросовестных налоговых агентов. Поскольку на протяжении всего периода рыночной экономики продолжается применение практики выплаты неофициальной заработной платы наряду с выплатой минимально обремененной налогами заработной платы.

Во-вторых, сокрытие работодателем истинного размера зарплаты не приносит выгоды работникам, поскольку сокращает их пенсионные накопления (а значит, и размер будущей пенсии). В результате прибыль налоговых агентов (работодателей) и доходы их владельцев неформально, но растут за счет снижения уровня жизни будущих пенсионеров. Следовательно, государству необходимо найти другие формы борьбы с «конвертной зарплатой».

Социальная эффективность ставок налогообложения

Важнейшие принципы налогообложения – принципы равенства и справедливости. Другими словами, налогоплательщики, которые находятся в равном экономическом положении, должны иметь равные налоговые обязательства. Налогоплательщик с большим доходом должен платить больше налога, но необходимо исходить из способности налогоплательщика его уплатить.

И в научном сообществе, и в деловой среде постоянно ведутся дискуссии о том, какая шкала налогообложения – пропорцио­нальная или прогрессивная – больше соответствует этому принципу. Когда применяется пропорциональная шкала, большая сумма налога уплачивается с большей суммы дохода. На этом основании многие исследователи приходят к выводу, что данная шкала налогообложения более справедлива, чем прогрессивная, ведь при применении прогрессивной шкалы сумма уплачиваемого налога увеличится еще больше.

Прежде всего необходимо обращать внимание на то, что затраты на поддержание необходимого уровня жизни для человека, связанные с питанием, проживанием, образованием, здравоохранением и отдыхом, примерно равны. Рассмотрим ситуацию, при которой два налогоплательщика, имеющие равный состав семьи, имеют разный размер годового совокупного дохода, составляющий в первом случае 3 млн тенге, во втором – 1,5 млн тенге. Для первого налогоплательщика налог, уплаченный по единой ставке в 10%, составивший 300 тыс. тенге, является более весомой величиной, чем сумма в 150 тыс. тенге.

И тот, у кого годовой доход

3 млн тенге, и тот, у кого 1,5 млн тенге, из оставшихся после уплаты подоходного налога средств покупают потребительские товары и услуги, необходимые для поддержания жизни. При этом и тот и другой уплачивают косвенные налоги – отдельные налоги (НДС, акцизы) включаются в стоимость товара или услуги в виде надбавки, и фактически их платит покупатель, который формально не является налогоплательщиком. Ставка всех этих косвенных налогов пропорциональная. И получается, что для покупателей товаров и услуг они фактически регрессивные, поскольку доля этих налогов в сумме дохода покупателя будет тем меньше, чем больше размер его дохода. Другими словами, обладатели годового дохода в 3 млн тенге и в 1,5 млн тенге заплатят косвенных налогов примерно одинаково в денежном выражении, но в пропорциональном заплатит больше тот, кто получает меньший доход. Использование прогрессивного налогообложения индивидуального подоходного налога позволяет сгладить эту разницу, поскольку (по опыту развитых стран) сумма косвенных налогов либо равна сумме индивидуального подоходного налога, либо превышает ее.

Всех придется посчитать

Главная проблема введения прогрессивной шкалы налого­обложения доходов физических лиц связана со сложностью налогового администрирования. При введении прогрессивной шкалы неизбежно установление в качестве налоговой базы совокупного годового дохода, что обусловит необходимость перехода к всеобщему декларированию доходов населения и их администрирования со стороны налоговиков.

Технические возможности для введения прогрессивного подоходного налога есть – налоговые органы разработали и внедрили необходимое для сопровождения контроля программное обеспечение по обработке и обобщению данных относительно всех получаемых физическими лицами доходов вне зависимости от места и времени их получения. В настоящее время КГД МФ РК активно расширяет свои возможности обработки информации за счет внедрения современных технологических проектов, позволяющих осуществлять мониторинг и обработку налоговых деклараций. Таким образом, надзорный орган получает возможность более широкого мониторинга этих данных и выявления фактов несоответствия источников доходов и осуществляемых расходов, что влечет за собой возможность применения административных мер. Стоит отметить, что очень актуальным вопросом станет сохранность этих данных.

Одним из положительных моментов перехода к всеобщему декларированию доходов и имущества физических лиц должно стать повышение налоговой культуры населения. Осознав сопричастность к финансированию государственных расходов, люди станут более заинтересованы в результатах освоения бюджета, что должно способствовать росту их гражданской ответственности. Пока налоги платит работодатель, абсолютное большинство населения об этом не задумывается, часто даже не зная суммы уплаченного налога.

Богатые готовы платить больше?

Наиболее обеспеченная часть населения более заинтересована в поддержании социальной и политической стабильности в обществе, укреплении правоохранительных органов и поддержке предпринимательской деятельности в стране, чем остальные жители республики. Финансово обеспеченный налогоплательщик обычно имеет больше собственности, чем менее обеспеченный налогоплательщик. Следовательно, именно первые больше нуждаются в защите частной собственности, обеспечении целостности и неприкосновенности собственности (теория наслаждения С. де Сисмонди) и должны вносить большую долю своих доходов для обеспечения всего упомянутого. Но достичь этого можно только путем введения прогрессивного налогообложения личных доходов.

В мире происходит процесс расслоения населения по уровню доходов. Среди причин роста дифференциации доходов в Казахстане можно выделить следующие:

1. Интенсивный рост дифференциации заработной платы на фоне снижения средней заработной платы в реальном выражении. Различия в распределении вознаграждения возникают под влиянием ряда показателей:

– межотраслевые различия в заработной плате, возникающие, с одной стороны, из-за интенсивного роста заработной платы в отраслях с большим экспортным потенциалом (топливно-энергетический комплекс) и в финансово-кредитном секторе, а с другой – замораживание роста заработной платы в социальной сфере (здравоохранение, образование, культура) и сельском хозяйстве. В значительной степени межотраслевые различия вызваны различиями в оплате труда субъектов квазигосударственного и негосударственного секторов экономики;

– внутриотраслевые различия. Наряду с отрицательным разрывом в межотраслевых коэффициентах оплаты труда необоснованная дифференциация заработной платы в каждом секторе экономики также значительно увеличилась;

– межрегиональные различия в оплате труда, которые связаны с природно-климатическими условиями с одной стороны и структурой региональной экономики в оплате труда – с другой;

– минимальная заработная плата (МЗП). Несмотря на то что в последние годы правительство приняло решение о повышении абсолютного значения минимальной заработной платы, остается прежним уровень минимальной заработной платы по отношению к средней заработной плате и прожиточному минимуму;

– несвоевременная выплата заработной платы продолжает оставаться одной из острых проблем в отдельных отраслях и регионах страны.

2. Снижение доли заработной платы в совокупных доходах населения и значительное повышение роли неформальных доходов, которые распределяются более неравномерно, чем доходы в виде заработной платы.

3. Снижение роли государства и его усилий по перераспределению доходов.

5. Слияние деловых кругов с государством, коррупция. Отсутствие конкурентной реструктуризации и приватизации, которое привело к тому, что небольшой процент населения владеет огромными производственными активами, а вместе с ними и капиталом, который приносит сверхвысокую прибыль. Задержка в проведении реформ и отсутствие эффективного регулирования рынка усиливают коррупцию, которая служит интересам богатых слоев общества.

Переход к рыночной экономике сопровождался не только беспрецедентным ростом неравенства доходов, но и значительным увеличением уровня бедности. При этом отличительной чертой современного этапа развития нашей республики является то, что на фоне традиционно существующей социальной бедности нарастает экономическая бедность, когда трудоспособные граждане не могут обеспечить себя и свои семьи социально приемлемым уровнем жизни.

Задача ИПН должна заключаться не столько в том, чтобы изымать часть дохода у богатых и передавать ее бедным, но и в том, чтобы помочь уменьшить расслоение населения с точки зрения социальной сбалансированности, стабильности и, как следствие, безопасности в обществе.

Справедливой считается налоговая система, уменьшающая неравенство в экономическом положении плательщиков после уплаты налогов.

Пропорциональная ставка ИПН не справляется с этой задачей, потому что бедные становятся еще беднее, а богатые практически не ощущают уплаты налога по этой ставке, поскольку их доход состоит в основном не из заработной платы, а из имеющегося в их распоряжении капитала. Получается, что задача может быть решена только путем установления прогрессивных ставок ИПН.

Опыт развитых стран показывает, что прогрессивная шкала налогообложения позволяет снизить социальную напряженность в обществе. Если говорить простыми словами, то при прогрессивной шкале налогообложения богатые должны платить больше, средний класс – меньше, а бедные вообще не платить.

Определение шкалы налогообложения

При установлении прогрессивной шкалы ставок по ИПН в налоговой системе очень важно продумать и обосновать ставки налога по отношению к налоговой базе. В противном случае все преимущества прогрессивного налогообложения могут превратиться в его недостатки.

Задача текущего этапа экономического развития – повысить уровень налогообложения доходов, отменив повышенное налогообложение заработной платы, но установив достаточно высокую ставку налога относительно других видов доходов, прежде всего доходов от капитала. На наш взгляд, необходимо, чтобы прогрессивное налогообложение начиналось с суммы дохода, как минимум вдвое превышающей самую высокую среднюю отраслевую зарплату в экономике. То есть если самая высокая средняя зарплата в нефтяном секторе, значит, умножаем ее на два, и только сумма, превышающая это значение, облагается ИПН по прогрессивной шкале.

Кроме того, важно, чтобы налоговая база была установлена на основе общего годового дохода, который включает все виды доходов.

Нам представляется, что введение прогрессивной шкалы по ИПН неизбежно. Важно не совершать ошибок, которые были допущены в 1990-х годах, когда в прогрессивное налогообложение включался доход, сопоставимый со средней заработной платой по стране.

Как прогрессивный ИПН влияет на потребительский спрос

Сторонники сохранения пропорциональной шкалы налогообложения доходов физических лиц считают: поскольку переход к прогрессивным ставкам те­оретически означает увеличение налоговой нагрузки на часть населения, это приведет к соответствующему уменьшению дохода упомянутой части граждан. В результате это снизит покупательский спрос и тем самым замедлит темпы экономического развития.

Действительно, налоговая политика государства, направленная на эффективное налогообложение населения, играет решающую роль в регулировании покупательского спроса. Вопрос в другом – может ли повышение ставок ИПН одновременно увеличивать спрос населения на товары и услуги? Если увеличение налоговой нагрузки сказывается на доходах наиболее обеспеченной части населения и в то же время обеспечивает реальное снижение налоговой нагрузки для подав­ляющего большинства населения, то ответ, безусловно, будет положительным. При условии введения эффективной шкалы налоговых ставок и не облагаемого налогом минимума сокращения покупательной способности населения не произойдет.

Введение прогрессивной шкалы налогообложения, ориентированной на сверхдоходы, снизит реальные доходы исключительно богатых граждан, которые распределяются при действующем пропорциональном налогообложении не на потребление, а на сбережения или экспорт на счета в иностранных банках. Таким образом, при введении эффективной шкалы налоговых ставок и не облагаемого налогом минимума покупательная способность населения не снизится. Наряду с этим, если принять адресные меры (всеобщее декларирование, компенсация расходов на социально значимые нужды за счет сокращения налогооблагаемой базы) одновременно с введением прогрессивных ставок по ИПН в части налогообложения доходов населения с низким и средним доходом, можно достичь другого результата – увеличения покупательского спроса.

доктор экономических наук, профессор Айнагуль Адамбекова,

кандидат экономических наук, ассоциированный профессор Меруерт Кульжабаева,


Фото: пресс-служба государственной думы Российской Федерации / duma.gov.ru

12 мая премьер Михаил Мишустин выступил в Госдуме с ежегодным отчётом правительства. Он рассказал, что даже несмотря на пандемию коронавируса властям удалось обеспечить рост доходов населения и восстановление экономики, в том числе благодаря масштабным адресным мерам поддержки. Глава кабмина также пообещал бороться с бедностью, заняться «генеральной уборкой» страны и допустил введение прогрессивного налога на прибыль. «Открытые медиа» собрали главное из его выступления.

О борьбе с пандемией

Но в приоритете, конечно, наши граждане. Уже свыше 24 миллионов человек прошли разные этапы вакцинации. Нам необходимо к концу года сформировать коллективный иммунитет. Правительство работает над тем, чтобы риск проникновения опасных инфекций в Россию свести к минимуму. Для этого у нас есть всё необходимое: высококлассные ученые и сильная научная база".

О поддержке людей и бизнеса

«Карантинные ограничения привели к снижению экономической активности и, как следствие, к ухудшению ситуации на рынке труда, к снижению доходов граждан. Мы стремились максимально поддержать людей, как работающих, так и временно оставшихся без работы, семьи с детьми. Назову только одну цифру: на дополнительную поддержку граждан было направлено более чем 2,5 триллиона рублей. Много это или мало? Для сравнения, это выше 10% всего федерального бюджета страны.

В условиях распространения коронавируса мы поддержали выплатами каждую вторую семью в стране. В них растут свыше 28 миллионов детей. Мы поддержали и тех, кто потерял работу. Увеличили пособия по безработице более чем для 2,3 миллиона человек. Их выплатили также индивидуальным предпринимателям. Через поддержку бизнеса помогли сохранить работу миллионам людей.

Государство приняло на себя большую часть финансовой нагрузки [на бизнес], в том числе на заработную плату, субсидии на средства индивидуальной защиты".

Об уровне бедности и доходах россиян

«Скажу только одну цифру, что у нас рост реальных доходов, это абсолютно точная цифра, [составляет] плюс 3%. Конечно, есть вопросы, связанные с инфляцией, стоимостью потребительской корзины, но рост мы удержали — плюс 3%

Мы, конечно, разделяем обеспокоенность по доходам граждан и делаем всё необходимое для того, чтобы эти доходы соответствовали потребностям людей. У нас сегодня нуждаемость [бедность] стала очень важным фактором, по которому мы будем определять потребности семей, людей в дополнительной помощи государств. А нелегальная занятость, о которой я также говорю, это тоже очень важный вопрос. Потому что надо учитывать те самые неучтённые доходы при определении нуждаемости по домохозяйству или по семье".

О прогрессивном налоге на прибыль

«Если компания ведёт агрессивную деятельность по выводу больших дивидендов, процентов, роялти из Российской Федерации, то соответствующие ставки прогрессивные налога на прибыль и какие-то другие подходы должны быть сделаны. К этой работе мы готовы, мы будем ждать предложений в том числе от депутатского корпуса».

О туристическом кешбэке

«Многие люди в этом году не смогли поехать на отдых за границу. По поручению президента правительство запустило программу возмещения гражданам части затрат на путешествия по России через карту „Мир“. На начало мая такой услугой уже воспользовался почти миллион человек, людям возвращено около 4 миллиардов рублей. Благодаря этому регионы получили дополнительные финансовые средства».

Об успехах промышленности и импортозамещении

«Теперь о реальном секторе экономики. Конечно, и здесь пандемия внесла свои коррективы. По объективным причинам темпы роста промышленности не могли сохраниться на уровне предыдущего года. Но благодаря скоординированной работе регионов, федеральных ведомств и самих промышленников критического падения удалось избежать.

Есть конкретные примеры успеха и в промышленности. Несмотря на все ограничения прошлого года, были реализованы важнейшие проекты в ключевых отраслях. Спущен на воду самый большой неатомный ледокол «Виктор Черномырдин», введён в эксплуатацию атомный ледокол «Арктика». Стал на крыло МС-21 с российскими двигателями.

Вся проведённая работа по импортозамещению создала мощный задел на будущее. Важно структурно изменить облик российской промышленности".

О восстановлении экономики

«Все наши шаги по защите экономики позволили сгладить влияние коронавируса. Конечно, в таких условиях некоторое замедление темпов было неизбежно. Однако, учитывая новые обстоятельства и сохраняющийся негативный внешний фон, оно было вполне умеренным: падение ВВП составило всего 3%. В марте этого года, по данным Минэкономразвития, ВВП превысил впервые доковидный уровень и в целом экономика восстанавливается.

О поддержке регионов

«Первое — это снижение долговой нагрузки на бюджеты. Второе — это замещение коммерческих займов бюджетными. Третье. Не менее 500 миллиардов рублей регионы смогут получить в виде инфраструктурных бюджетных кредитов на 15 лет под невысокий процент. Это очень важный момент. Ещё один инструмент — инфраструктурные облигации. Они позволят привлечь дополнительные внебюджетные средства в жилищное строительство, станут источником создания инженерных, транспортных и социальных объектов».

Об экологии и «генеральной уборке» России

«Качество и комфортность жизни во многом зависит от состояния окружающей среды, от того, каким воздухом мы дышим, какую воду пьём. Мы понимаем, насколько это важно.

После крупнейшей аварии на ТЭЦ в Норильске были сделаны серьёзные выводы. Ущерб там будет ликвидирован за счёт виновников. Но такие затраты не должны финансироваться компаниями как текущие расходы: это уменьшает прибыль, а значит, и налоги в региональные бюджеты. И получается, что устранение ущерба идёт, по сути, за счёт простых граждан. Так быть не должно. Надо чтобы ущерб оплачивался из чистой прибыли компаний. Только тогда ответственность будут нести их собственники и первые лица.

Людям хочется жить в нормальной экологической обстановке. У нас есть все инструменты для эффективного выполнения этой задачи. Конечно, необходимо решить и целый ряд застарелых проблем, в том числе с заброшенными опасными объектами, которые представляют угрозу для окружающей среды. Надо выявить все такие места: это затонувшие корабли, старые скважины, незаконные свалки. Провести своего рода генеральную уборку страны. Мы уже активно над этим работаем.

О жадности бизнеса

«Важно сказать ещё об одной причине, почему растут цены. Это жадность отдельных производителей и торговых сетей. И здесь хочу напомнить: у правительства достаточно инструментов, чтобы обуздать аппетиты тех, кто наживается на ажиотажном спросе во всех сферах».

«РАБОТА С ГРАФИКАМИ»

1.На графике отражена ситуация на рынке мобильных телефонов: линия спроса D переместилась в новое положение D 1 ( P – цена товара, Q – количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызывать такое изменение? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1)усиление конкуренции производителей

2) увеличение числа производителей мобильных телефонов

3)совершенствование технологии производства

4)рост доходов потребителей

5)появление в широком доступе модной модели телефона

2. На графике отражена ситуация на рынке табачных изделий: линия спроса D переместилась в новое положение D 1 ( P – цена товара, Q – количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызывать такое изменение? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1)рост доходов производителей табака

2)изменение предпочтений людей

3)введение единого налога с производителей

4)снижение цен на электронные сигареты

5)сокращение издержек производства табачных изделий

3. На графике отражены изменения, произошедшие с предложением изделий из натурального меха: линия предложения D переместилась в новое положение D 1 ( P – цена товара, Q – количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызывать такое изменение? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1)снижение цен на изделия из искусственного меха

2)увеличение доходов населения

3)окончание зимнего сезона

4)начало сезона охоты на пушных зверей

5)внедрение новых технологий производства изделий из натурального меха

4. На графике отражены изменения, произошедшие с предложением картофеля: линия предложения D переместилась в новое положение D 1 ( P – цена товара, Q – количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызывать такое изменение? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1)приток населения в сельскую местность в период летних отпусков

2)засуха и неурожай

3)использование новых сельскохозяйственных технологий

4)изменение доходов потребителей

5)появление нового крупного производителя на рынке картофеля

5. На графике отражена ситуация на рынке обуви: линия предложения S переместилась в новое положение — S 1 ( P – цена товара, Q — количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) обострение конкуренции между производителями

2) вступление экономики в фазу подъема

3) рост цен на используемое сырье и фурнитуру

4) ослабление рекламной кампании по продвижению новых моделей

5) увеличение транспортных расходов по доставке товара в магазины

6. На графике отражена ситуация на рынке ремонтно-строительных услуг: линия предложения S переместилась в новое положение — S 1 ( P – цена товара, Q — количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) выдача льготных кредитов организациям, занимающимся строительством и ремонтом

2) увеличение доходов потребителей услуг рынка

3) развитие рынка жилищного строительства

4) рост налогов, уплачиваемых ремонтно-строительными организациями

5) повышение цен на строительные материалы

7. На графике отражена ситуация на рынке яхт и яхтенного оборудования: линия предложения D переместилась в новое положение — D 1 ( P – цена товара, Q — количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) появление новых производителей яхт и яхтенного оборудования

2) снижение пошлин на ввоз импортных яхт

3) предложение яхт новых моделей

4) рост доходов покупателей яхт

5) легкость приобретения в связи с расширением возможностей покупок яхт в Интернет-магазинах

8. На графике отражена ситуация на рынке парикмахерских услуг: линия предложения S переместилась в новое положение — S 1 ( P – цена товара, Q — количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) расширение сети парикмахерских

2) новые модные веяния в стилях причесок

3) снижение налогов с предприятий малого бизнеса

4) использование новых средств по уходу за волосами

5) изменение ставки подоходного налога

9. На графике отражена ситуация на рынке сельскохозяйственной техники: линия предложения D переместилась в новое положение — D 1 ( P – цена товара, Q — количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) расширение посевных площадей

2) развитие потребительской кооперации

3) концентрация производства на крупных предприятиях

4) вступление экономики в фазу подъема

5) изменение ставки налога на прибыль

10. На графике отражена ситуация на рынке изделий из текстиля: линия предложения D переместилась в новое положение — D 1 ( P – цена товара, Q — количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) расширение гостиничного бизнеса

2) появление новых видов искусственных тканей

3) увеличение числа производителей домашнего текстиля

4) рост налогов с производителей текстильной продукции

5) рост доходов потребителей текстильных изделий

«РАБОТА С ГРАФИКАМИ»




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Галкина Елена ИгоревнаНаписать 4095 29.09.2017

Номер материала: ДБ-715853

  • Обществознание
  • 11 класс
  • Тесты
    29.09.2017 1517
    29.09.2017 754
    29.09.2017 6164
    29.09.2017 266
    29.09.2017 748
    29.09.2017 191
    29.09.2017 181
    29.09.2017 171

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: