Становление налоговой системы в рф в начале 1990 х гг связано с

Опубликовано: 06.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 00:25, реферат

Краткое описание

Налоговая система являет собой сложную экономико-правовую конструкцию, которая имеет свои исторические, социальные, юридические, общегражданские и территориальные корни.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Налоговая система РФ…………………………………………………….. 4
2. Эволюция налоговой системы в РФ
2.1. Исследования становления и развития налоговой системы РФ… 10
2.2 Сравнение налоговой системы плановой экономики СССР с
переходной налоговой системой РФ………………………………. 13
3. Налоговая статистика……………………………………………………. 19
4. Заключение……………………………………………………………….. 23
Библиографический список……………………………………………… 25

Содержимое работы - 1 файл

Финансы.docx

Истоки возникновения и становления налоговой системы России уходят далеко в прошлое. Налогообложение сопровождает всю историю человечества. Еще из первобытной мифологии известны жертвоприношения богам, злым силам и чудовищам-драконам. Это была своего рода плата человека за милость богов, откуп от злых сил и бедствий. По мере развития общественных отношений появились новые формы и способы наполнения казны.

В раннефеодальной Руси взималась дань в пользу владетельного князя, которая носила выраженную форму зависимого положения данника. В первом рукописном источнике права на Руси "Русской правде" упоминается о натуральном налоге "корме". В период татаро-монгольского нашествия основной налоговой повинностью являлся "выход", Ордынские сборщики налогов именовались "баскаками", а русские купцы, откупившие это право у хана, - бесерменами.

Петр Первый учредил должность прибыльщиков, ввел основной прямой налог с населения - "подушную подать", которая просуществовала в России в различных формах более ста лет и была отменена во время налоговой реформы 1875-1898 гг.

В то же время были введены прямые налоги: земельный, имущественный, промысловый налог с доходов и капитала. Стали взиматься акцизы и таможенные пошлины. Основными подакцизными товарами были водка и спирт. Единицей налогообложения являлся градус их крепости. Ставка акциза на спирт была установлена 11 копеек за каждый градус крепости. В это время формируется государственная система сбора налогов и налогового контроля. В Министерстве финансов был учрежден Департамент податей и сборов.

В советский период истории России в финансовой системе страны преобладали неналоговые доходы, налогообложение играло не столь заметную роль как в рыночной экономике современной России. Среди косвенных налогов ведущее место занимал налог с оборота, отчисления от прибыли, уплачивался также подоходный налог с населения и довольно экзотический налог на холостяков.

Налоговая система России, существовавшая до наступления периода реформ (с конца 1991 г.), была сформирована на протяжении длительного периода советской власти и подобно западным системам была стабильна и крайне редко подвергалась изменениям.

С конца 1991 года налоговая система России начинает стремительно развиваться. Этот период можно разделить на три этапа. На первом этапе в начале 90-х годов государство действовало откровенно фискально по принципу "взять все, что можно взять". Это был период резкого перехода к новым экономическим, политическим и социальным условиям жизни общества. При этом государство практически попало в "налоговую ловушку", когда повышение налоговой нагрузки не приводит к росту государственных доходов, скорее наоборот, ведет к их снижению.

Второй этап, начало которому было положено с начала 1994 года снижением ставок налога на прибыль и НДС с 28% до 20 и 10 %%, характеризовался глубокими кризисными явлениями в экономике и в бюджетно-финансовой системе, неплатежами, падением собираемости налогов, нарастанием огромной задолженности, разработкой и применением комплекса правовых, организационных и административных мер по преодолению кризисных явлений.

Третий этап формирования налоговой политики России обозначился с января 1999 принятием и введением в действие части первой НК РФ. Его можно охарактеризовать как период осознания обществом необходимости и неизбежности налогообложения и принятием со стороны государства ряда практических мер по формированию устойчивой, долговременной, либерально-ориентированной и понятной налоговой системы. Основными вехами этого пути наряду с принятием нового законодательства являются: пресечение налогового произвола властей, особенно на местах; упорядочение количества налогов; понижение ставок подоходных налогов физических и юридических лиц, совершенствование системы налогового администрирования, воспитание налогового правосознания граждан и укрепление гарантий соблюдения налоговой законности.

За пройденные три этапа налоговая система России впитав в себя многие негативные последствия политических баталий 90-х годов прошлого века, крайней поляризации общества, по сути своей стала продуктом скорее политического компромисса, нежели объективного процесса исторического и экономического развития. Отсюда - множество "болезней", которыми страдает наша налоговая система, о чем пишут и говорят экономисты, юристы, политики и особенно главные действующие лица - налогоплательщики.

Возможности финансовой стабилизации, во всяком случае — состояние доходной части бюджета, будет зависеть в основном от двух весьма влияющих друг на друга критериев. Первый и основной из них — развитие налоговой базы, т.е. общая ситуация в экономике, особенно в ее базовых отраслях; второй — налоговая система страны. Ибо от того, насколько оптимально выбраны объекты налогообложения, установлена величина налоговых ставок, отлажен механизм взимания налогов и т. д., зависит обратное воздействие налоговой системы на налоговую базу. Есть еще и третий критерий — организация и эффективность налоговой службы государства.

Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За прошедшие годы было много, видимо, даже слишком много отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются.

Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990—1991 гг. в рамках союзного государства.

Во время СССР налоговая система не была так развита как сегодня. Главными поступлениями в бюджет от государственных предприятий являлись налог с оборота и платежи из прибыли. Плательщиками налога являлись хозрасчетные государственные и кооперативные предприятия и организации, реализующие продукцию собственного производства или собственной заготовки по оптовым ценам промышленности или розничным ценам, имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет в банке.

Помимо налога с оборота, поступлениями в бюджет являлись: плата за фонды, фиксированные (рентные) платежи, отчисления от прибыли, подоходный налог с колхозов, доходы от внешней торговли, лесной доход, включающий плату за древесину, отчисления предприятий добывающей промышленности на погашение затрат по геологоразведочным работам.

Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода (с последующими незначительными изменениями). Чистый доход государственных предприятий изымался в бюджет вначале при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, то есть государство полностью регулировало весь финансовый механизм государственных предприятий. В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% чистого дохода.

Доходы бюджета также включают поступления от населения. В целом платежи населения составляли менее 9% всех доходов бюджета. Среди налогов главное место занимал подоходный налог. В зависимости от характера дохода и способа его получения плательщики налога делились на несколько групп: рабочие и служащие; литераторы и работники искусств; врачи, учителя, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой; кустари, ремесленники и др. Основной являлась первая группа плательщиков.

В современной России налоги – основной источник доходов государственного бюджета. За счет налогов формируется 94,4% федерального бюджета. Эти данные сопоставимы с показателями зарубежных стран.

Изучая налоговую систему СССР, становится ясным, что государство препятствовало развитию любого вида предпринимательской деятельности. Несмотря на жесткую монополию, частное предприятие, получая прибыль, сразу облагалась подоходным налогом. Если же после налогообложения у предприятия оставался свободный капитал, то он попадал под нормативное распределение прибыли и доход снова делился между государством и предприятием.

Основа современной финансовой политики это признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.

На этой основе разрабатывается принципиально новый финансовый механизм. Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую основу, которая ставит заслон произвольному изъятию доходов. Все экономические субъекты получают единые правила распределения созданных финансовых ресурсов на достаточно длительную перспективу.

Сегодняшняя налоговая политика отражает налоговую политику развитых западных стран.

Сейчас налоговые отчисления ведутся любыми физическими и юридическими лицами в справедливых рамках. Но, конечно, налог зависит от размера получаемой прибыли. Но подоходный налог с населения остается невелик по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой, несмотря на переход от пропорционального к прогрессивному обложению доходов населения.

Относительная небольшая роль подоходного налога в России отражает, прежде всего, низкий жизненный уровень преобладающей части населения, а также снижение доли легко облагаемой зарплаты в его личных доходах.
Специфика системы налогообложения в России объясняется ее уникальной экономической ситуацией.

Налоговая система западных стан формировалась и функционирует в условиях нормального экономического развития. Налоговая же система России несет на себе отпечаток глубокого экономического кризиса, сочетающего огромный спад производства и высокую инфляцию (хотя и постепенно замедляющуюся, в том числе и под воздействием не предусмотренных никакой теорией мер: массовых неплатежей, в том числе задержки зарплаты, пенсий).

Важнейшее принципиальное отличие налоговой системы до перехода к рынку и после включения хозяйственных объектов в систему рыночных отношений заключается, по моему мнению, в следующем:
- налоговая система СССР действовала как сугубо фискальный механизм, обеспечивавший изъятие запланированной части доходов у государственных предприятий и населения с последующим перераспределением их через систему централизованного планового регулирования социалистической экономики;

- в современных условиях налоговая система сама должна выступать регулятором экономических процессов в обществе, в ее рамках необходимо обеспечить реализацию и согласованность всех функций, присущих налоговой политике в условиях современной рыночной экономики - фискальной, стабилизирующей, регулирующей и интегрирующей.

При СССР управление финансами осуществлялось только из одного органа – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало. Сегодня же на смену единому органу управления — Министерству финансов пришла целая система специализированных финансовых и контрольных органов: Федеральная налоговая служба, Министерство внутренних дел, Министерство финансов и т.д.

Современная налоговая система получила намного большее развитие, чем при СССР. Но при этом существует ряд серьезных проблем. Вот только некоторые проблемы налоговой системы:

Во-первых, в современной налоговой системе неосуществимыми являются такие налоги, как налог на землю, на капитал; относительно узкая база налогообложения, завышены льготы предприятиям.

Во-вторых, радикально изменив структуру налоговых поступлений, реформа не смогла коренным образом повлиять на практику взимания налогов, так как основные принципы функционирования налоговой системы и налоговой службы сложились еще в недрах административно-командной экономики.

Слабый контроль за сбором налогов создает возможности для уклонения от уплаты налогов, что не только уменьшает налоговые поступления, но и стимулирует прилив капитала в торгово-посреднические сферы, а также способствует развитию криминогенного предпринимательства. Не дают должного эффекта и действующие налоговые стимулы. Налоговые льготы не способствуют развитию предпринимательской деятельности в сфере производства и, следовательно, росту производительности труда.

Переход экономики России на принципы рыночного хозяйство­вания выявил острую необходимость реформирования всей финан­совой системы страны, и прежде всего — в налоговой сфере. Первые попытки структурных налоговых изменений, предпринимаемые в начале 1990-х гг., хоть и заменили ранее существовавшую советскую систему планового распределения прибыли предприятий, когда в бюджет изымалась ее часть, оставшаяся после формирования в со­ответствии с установленными нормативами различных производ­ственных и непроизводственных фондов, но не решили (а в тех условиях тотальной нестабильности и не могли решить) основную задачу налоговой системы — учесть интересы всех субъектов эконо­мических отношений 6 .

Первыми законодательными актами, принятыми в рамках налого­вых преобразований, были Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» и Закон РФ от 18.10,1991 № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации». В декабре 1991 г. законами РФ, вводимыми в действие с 01.01.1992, был и утверждены НДС, акцизы, подоходный налог с физических лиц и другие налоги и пошлины. Изменения на­логовой системы России в тот период были зафиксированы в Законе РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Россий­ской Федерации» (далее — Закон об основах налоговой системы).

Закон об основах налоговой системы впервые в новейшей истории России установил общие принципы построения налоговой системы, определил перечень налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В него были включены положения о правилах установления и введения в

6 Налоги и налоговая политика: учебник/ Пансков В.И.- М.: 2007-280с.

действие новых налогов.

Налоговую систему образовывала совокупность отношений по взиманию налогов, сборов, пошлин и других платежей в установлен­ном законом порядке.

В состав федеральных налоговв соответствии с Законом об осно­вах налоговой системы вошли:

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы на отдельные группы и виды товаров;

· налог на доходы банков;

· налог на доходы от страховой деятельности;

· налог с биржевой деятельности (биржевой налог);

· налог на операции с ценными бумагами;

· отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

· платежи за пользование природными ресурсами;

· подоходный налог (налог на прибыль с предприятий);

· подоходный налог с физических лиц;

· налоги, служащие источниками образования дорожных фон­дов;

· налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

· сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочета­ний.

К региональным налогамбыли отнесены:

· налог на имущество предприятий;

· плата за воду, забираемую промышленными предприятиями
из водохозяйственных систем;

· сбор на нужды образовательных учреждений

Федеральные налоги, размеры их ставок, объекты налогообложе­ния, круг плательщиков, порядок их зачисления в бюджет или вне­бюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

К местным налогамЗаконом об основах налоговой системы были отнесены:

· налог на имущество физических лиц;

· налог на строительство объектов производственного назначе­ния в курортной зоне;

· налог на рекламу;

· налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

· налог на содержание жилищного фонда и объектов социаль­но-культурной сферы.

НДС, акцизы, налог на доходы банков, налог от страховой деятель­ности, налог с биржевой деятельности, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины, сборы за использование наимено­ваний «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их осно­ве слов и словосочетаний зачислялись в федеральный бюджет.

Гербовый сбор, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, зачислялись в ме­стные бюджеты.

Для России 1990-х гг. были характерны общий высокий уровень налогового бремени, неоправданно большое количество налогов и сборов, неравномерное распределение налоговой нагрузки поотрас­лям экономики и отдельным налогоплательщикам, сложность и ме­тодическая необработанность законодательных норм и правил исчис­ления налогов, многочисленность и противоречивость нормативных документов, отсутствие достаточных правовых гарантий для платель­щиков и получателей налогов, нестабильность налоговых норм, при­оритет ведомственных инструкций над законами, неоднозначность и расплывчатость отдельных принципиальных положений законов, введение налоговых норм задним числом, огромное количество до­полнений и пояснений к официальным текстам законов, стойкое нежелание со стороны налоговых органов консультировать налого­плательщиков, низкая общая налоговая культура всех участников на­логовых отношений.

Устранить существующие недостатки можно было путем, соз­дания единой законодательной и нормативной базы налогообло­жения, которая учитывала бы интересы всех субъектов налоговых отношений и служила платформой для строительства единой, ло­гически цельной и согласованной системы налоговых платежей. Именно такие задачи ставились перед создателями Налогового ко­декса РФ, первая часть которого была принята 31 июля 1998 г. Федеральным законом № 146-ФЗ.

С точки зрения налоговой системы переходный период к рыноч­ной экономике можно разделить на два этапа.

Первый этап начался в 1991 г. принятием всех основных законов о налогах и завершился в 1998 г. Он характеризуется постоянными изменениями налогов в течение каждого календарного года, неожи­данным и плохо обоснованным введением дополнений в налоговое законодательство, почти полным отсутствием научного прогнозиро­вания последствий тех или иных законодательных решений. Эконо­мика в этот период характеризуется значительным снижением всех социально-экономических показателей, включая инвестиции в ос­новной капитал и объемы промышленного производства. Продук­ция промышленности сократилась почти в два раза. При этом спад производства не был структурным, а охватывал все отрасли. Дефолт августа 1998 г. усугубил экономическую ситуацию.

Основные направления налоговой политики государства на первом этапеналоговой реформы:

1) снижение налогового бремени на отечественного товаропроиз­водителя;

2) перенос центра налогового давления с товаропроизводителей на потребителей продукции путем снижения прямых налогов через некоторое ужесточение косвенных налогов;

3) выравнивание налогообложения за счет отмены ряда налого­вых льгот;

4) упрощение системы налогов и сборов;

5) ликвидация практики уплаты налогов бартерным методом и денежными суррогатами;

6) ограничение права представительных органов регионов и ор­ганов местного самоуправления в области федеральных налогов;


Продолжаем материал по истории налогообложения в России. На очереди: эпоха СССР и становление современной системы, с которой мы имеем дело сегодня.

О десятимиллиардном чрезвычайном налоге периода «военного коммунизма» и налогах на сверхприбыль во времена НЭП

Основными источниками доходов бюджета в первые годы советской власти были эмиссия бумажных денег и контрибуции, т.е. принудительные денежные или натуральные поборы.

Одно из первых изменений налогового законодательства после Октябрьской революции – это принятие Декрета Совета Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. «О взимании прямых налогов». Документ устанавливал налог на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов».

Декрет предусматривал твердые сроки уплаты налога и санкции за просрочку платежей или уклонение от уплаты «вплоть до расстрела».

Чуть позже Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и СНКот 30 октября 1918 г. введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог с целью «изъять у паразитических и контрреволюционных элементов денежные средства и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и оборону страны».

Этот налог взимали по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем — по плательщикам.

Раскладка должна была «производиться таким образом, чтобы всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян». Городская и деревенская беднота полностью от уплаты налога освобождалась.

Кстати, экономический и политический эффект получился почти в 10 раз меньше планируемого — вместо 10 млрд. руб. было собрали всего 1,5 млрд. руб.

Главным источником доходов местных бюджетов в этот период стал разовый сбор за торговлю, первоначально установленный Положением о денежных средствах и расходах местных Советов от 3 декабря 1918 г.

На основании принятых в 1919, 1921 и 1922 гг. декретов об изменении перечня местных налогов и сборов местные Советы взимали в городских поселениях местный разовый сбор за подвижную торговлю с лиц, производящих не облагаемую промысловым налогом продажу товаров вразнос или вразвоз, а также сбор за продажу скота на рынке.

Переход к нэпу с 1921 года привёл к восстановлению в общих чертах налоговой системы дореволюционной России. В этот период снова взимались:

  • промысловый налог,
  • подворный налог,
  • военный налог,
  • квартирный налог,
  • налог с наследств и дарений,
  • акцизы,
  • пошлины,
  • гербовый сбор.

Ввели и новые налоги:

  • единый натуральный,
  • сельскохозяйственный,
  • подоходно-поимущественный,
  • налог на сверхприбыль,
  • сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

Кроме того, введен ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, трудгужналог.

Налоговая реформа 1930—1932 гг.

2 сентября 1930 г. в СССР провели кардинальную налоговую реформу. Упразднили систему акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) унифицировали в двух основных платежах — налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Некоторые налоги с населения объединили, значительное их число отменили.

Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымали в государственную казну.

Доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии. В результате налоги и налогообложения во многом утратили значение для бюджета.

Налог на холостяков и другие налоги в поствоенный период

Во время войны действовала система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий, установленная в предвоенный период. Но в связи с дополнительными потребностями бюджета указами Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. и 8 июля 1944 г. введены новые налоги и сборы с населения:

  • налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР;
  • военный налог;
  • сбор с владельцев скота;
  • сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак.

Самый экзотический из применявшихся в СССР налогов — на холостяков, одиноких и малосемейных граждан — ввели для мобилизации дополнительных средств на оказание помощи многодетным матерям. По задумке авторов налог должен был способствовать росту населения страны. Аналогов этот налог не имеет. Кроме СССР, он был установлен только в Монголии.

Налог на холостяков вводили как временную меру. Но, как водится, всё временное – постоянно. И налог просуществовал до начала 1990-х годов.

Какие еще изменения внесли в акты налогового законодательства? Существенным переменам подверглись:

  • подоходное и поимущественное налогообложение физических лиц;
  • сельскохозяйственный налог;
  • единая государственная пошлина;
  • порядок сбора на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

В СССР стали взимать налог с доходов от демонстрации кинофильмов. Любопытно, что налог ввели еще при царе как отклик на бурный успех первого российского полнометражного фильма «Осада Севастополя». Картина была показана членам императорской семьи и произвела столь внушительное впечатление, что император вечером того же дня повелел обложить «синематограф» налогом.

В послевоенный период больше внимания стали уделять неналоговыми источниками пополнения бюджета. Главным из них было перераспределение основной части доходов государственных предприятий и организаций. Но одновременно они уплачивали налог с оборота, поступления от которого составили, например, в 1954 г. до 40% доходной части бюджета СССР.

Кроме того, определенные особенности налогово-правового статуса имели колхозы. Например, неуплаченные ими суммы налогов могли взыскиваться только через народный суд. Взыскание же задолженности с предприятий и организаций финансовые органы осуществляли во внесудебном порядке.

В 1960-е годы существенный поворот «вокруг собственной оси» произошел в сфере налоговой идеологии. По инициативе Н.С. Хрущева была предпринята попытка осуществить постепенную ликвидацию налогообложения в связи с «неминуемым построением коммунизма». В первую очередь было намечено снизить вплоть до полной отмены налоги с заработной платы трудящихся. Для этого был принят специальный законодательный акт — Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих».

Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг.

В 1986 г. в СССР гражданам разрешили индивидуальную трудовую деятельность. Положениями Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1986 г. граждане до начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью обязаны были получить регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполкома Совета народных депутатов по постоянному месту жительства. Виды деятельности, на которые мог быть приобретен патент, и размеры ежегодной платы за него устанавливали советы министров союзных республик. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина.

Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами. Их размер определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.

Кроме того, с принятием Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» началась реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет.

Формировалась правовая база для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций.

Основными законодательными актами в этой сфере стали:

а) Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР»;

б) постановления Совета Министров СССР:

  • «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран — членов СЭВ» от 13 января 1987 г.;
  • «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран»;

в) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР совместных предприятий»;

г) постановление Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. установили налог с владельцев транспортных средств.

В последующие годы появилось несколько законодательных актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности. Все их позже систематизировали в Закон СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций».

Закон установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги:

  • налог на прибыль;
  • налог с оборота;
  • налог на экспорт и импорт.

Изменился и порядок налогообложения граждан (физических лиц).

В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» установлены самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. При этом Совету Министров СССР к 1 января 1993 г. было поручено разработать и представить в ВС СССР предложения о проведении второго этапа реформы подоходного налога с граждан.

В 1991 г. налогообложение и налоговое законодательство использовалось бывшими союзными республиками в политических целях, которые принимали собственные налоги.

На территории России был введен особый «суверенный» режим налогообложения. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим.

Это стимулировало кампанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет».

В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой (с 1998 г. — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 г. — Федеральная налоговая служба).

В 1991 г. указом Президента СССР в нашей стране впервые был введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара.

Становление налоговой системы современной России

Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре — декабре 1991 г.

Законы Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. установили земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и др.

Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.

В 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР. Через год оно преобразовалось в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения — Федеральную службу налоговой полиции России.

В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные главы второй.

В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.

В марте 2004 г. в результате системного изменения структуры федеральных органов исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Теперь выработкой стратегии развития государственной политики и ведомственным нормотворчеством в налоговой сфере занимается Министерство финансов Российской Федерации.

Надзор и контроль в сфере налогообложения осуществляет Федеральная налоговая служба, деятельность которой курирует Минфин России.

Первоначально налоговые преобразования осуществлялись в рамках союзного государства. В начале 1991 г. был введен в действие Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организации» в соответствии с ко­торым, были установлены основные общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы и др.

Новая налоговая система, хотя и имела множеством недостатков и недоработок, в условиях высокой инфляции и глубоких структурных измене­ний в экономике в начале 90-х годов в определенной степени выполняла свои функции, обеспечивая минимальные потребности государства по поступле­нию налогов в бюджеты всех уровней. Вместе с тем, по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований, недостатки действующей налоговой системы становились более заметными. К числу недостатков налоговой сис­темы Российской Федерации 90-х годов можно отнести: избыточная налого­вая нагрузка, множественность налогов, право региональных и местных ор­ганов власти вводить неограниченное число новых налогов, что нарушало один из важнейших принципов построения налоговой системы - принцип единства и др.

Вторая часть Налогового кодекса вводит в действие конкретные нало­ги: устанавливает перечень федеральных, региональных и местных налогов, порядок определения налоговой базы по каждому из налогов, сроки уплаты. Кроме этого вторая часть Налогового кодекса устанавливает правила приме­нения специальных налоговых режимов (УСН, ЕНВД, ЕСХН и другие). С принятием Налогового кодекса начинается третий этап (1999г.- по настоящее время) в истории современной налоговой системы России. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) - это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, регулирующий всю систему на­логовых отношений в Российской Федерации. Налоговый кодекс РФ: • определяет виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; • устанавливает основания возникновения (изменения и прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; • определяет основные правила установления налогов и сборов субъек­тов Российской Федерации; • устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; • определяет формы и методы налогового контроля; • устанавливает ответственность за совершение налогового правонару­шения; • устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

• введение или отмену налоговых льгот и преференций (государство мо­жет предусматривать возможность полного (частичного) освобождения неко­торых видов деятельности (операций), а также льготы для отдельных катего­рий налогоплательщиков (налоговые льготы для особых экономических зон); • введение дифференцированных налоговых ставок. Структура Налогового кодекса РФ, который состоит из двух частей, 11 разделов и 46 глав представлена в таблице 2.1. Таблица 2.1 Структура Налогового кодекса РФ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (29 глав) Раздел I. Общие положения. Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представи­тельство в налоговых правоотношениях. Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможен­ных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц. Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль. Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. ЧАСТЬ ВТОРАЯ (17 глав) Раздел VIII. Федеральные налоги. Раздел VIII. 1. Специальные налоговые режимы. Раздел IX. Региональные налоги и сборы. Раздел X. Местные налоги. Налоговый кодекс РФ регламентирует всю систему налогообложения в России. Постоянное совершенствование норм НК РФ, осуществляемое в рам­ках реализации налоговой политики государства, главным образом направле­но на формирование единой правовой базы налогообложения, обеспечение стабильности налоговых отношений, развитие бюджетного федерализма.

К началу 1990-х годов в советской экономической системе налоги играли вспомогательную роль, в решающей степени подчиняясь общей логике планового развития. В данной связи, сфера налоговых отношений оказалась существенно ограниченной и максимально формализованной. Главным источником налоговых поступлений в тотально огосударствленной, централизованной экономике СССР являлись несколько основных налогов (на прибыль предприятий, с оборота, подоходный и др.), определение размера и взимание которых определялись не столько объективными экономическими потребностями, сколько административно понятой целесообразностью. В итоге, характер интересов государства в налоговой сфере состоял скорее в обеспечении некоего формального присутствия фискальной политики в экономической жизни страны.

По мере неуклонной радикализации экономических преобразований, в частности, с принятием еще на завершающем этапе «перестройки» мер по раскрепощению частной инициативы и разгосударствлению экономики, советская налоговая система неизбежно стала давать сбои. Антисистемные в своей основе попытки совместить прежнюю модель с решением новых задач (в частности, введение в 1990 г. 5% налога с продаж) привели к тому, что налоговая политика запустила деструктивные, разбалансирующие процессы.

Налоговую ситуацию в начале 1990-х годов существенно осложнило углубление внутриполитического кризиса. Уже в 1990-1991 гг. он породил налоговое противостояние союзного и российского центров, в последующем нашедшее продолжение в процессах «суверенизации», создания «налоговых барьеров» на уровне субъектов Российской Федерации. Итогом данных процессов стало существенное ослабление федерального бюджета.

Особенно негативное влияние на сферу налоговых отношений оказало стремительное нарастание кризисных явлений в реформируемой экономике. В течение 1991-2000 гг. уровень производства в стране сократился вдвое. В промышленности доля убыточных предприятий приблизилась к 50%, в строительстве - к 40%, в сельском хозяйстве - составила более 80%. Это существенно сузило налогооблагаемую базу. Негативно сказались на ней и процессы обнищания основной массы россиян, существенно сократившие поступления от столь значимого для рыночных экономик подоходного налога с населения. В итоге, проблема обеспечения налоговых поступлений в бюджет приобрела крайнюю остроту. В частности, в отчете Счетной палаты РФ за январь-сентябрь 1998 года отмечалось, что в это время общий сбор налогов составлял всего 49,1% от установленных плановых заданий.

Поскольку налоговая система не обладает самодостаточностью, представляя собой лишь элемент социально-экономической системы, в рамках периода формирование новой налоговой модели происходило одновременно с развитием параллельных блоков реформы, прежде всего, с изменениями в системе собственности, денежно-кредитной, бюджетной, ценовой политики и т.д. В каждой из отмеченных сфер были допущены серьезные ошибки. К примеру, серьезно задерживало налоговые поступления в казну несовершенство банковской системы, «прокрутка» налоговых сборов в уполномоченных коммерческих банках.

В итоге, одним из основных векторов российской модернизации стало, предпринятое в интересах преодоления несбалансированности бюджета страны, усиление налоговой нагрузки, причем сам порядок изъятия налогов приобрел репрессивный характер. В частности, следствием такой политики государства стало изъятие от 60 до 80% прибыли предприятий, что, по сути, разрушило основную традиционную налогооблагаемую базу.

Подобная налоговая политика встречала острую критику. Несмотря на понимание необходимости поиска источников наполнения бюджета, многие разработчики налоговой, бюджетной, финансовой политики считали необходимым ослабление налогового пресса, особенно на реальный сектор экономики. Именно благодаря активности оппонентов официальному курсу, а также выносу темы на суд широкой общественности, в российскую налоговую политику были привнесены очевидные позитивные моменты, в основном связанные с наработкой опыта использования налогового инструментария для оптимизации финансовых процессов.

Тем не менее, реальных перемен, обеспечивающих увеличение налоговых поступлений за счет восстановления разрушенной экономики и повышения уровня жизни населения, в рамках периода обеспечить не удалось.

Системные преобразования, направленные на формирование новой налоговой системы России, были проведены уже на заре радикальных экономических реформ. Ее общие контуры наметил пакет налоговых законов, принятых в декабре 1991 г. и определивших как основные принципы налогообложения, так и ключевые виды налогов, сборов, пошлин. По сути, в это время произошла налоговая революция. Ее результатом было создание новой модели, основную роль в которой стали играть налог на прибыль предприятий и организаций и НДС. Это был существенный разрыв с советской традицией, где НДС отсутствовал, а налог с прибыли не играл существенной роли, поскольку прибыль и ее распределение планировались централизованно, а инвестиции в основном выделялись из госбюджета.

Не имея навыков налогового регулирования в рыночных условиях, реформаторы, с одной стороны, максимально использовали западный опыт, а с другой – испытывая сильное давление нараставшего кризиса, решая задачи спасения бюджета, вынужденно учитывали отечественную специфику. В итоге, российская налоговая политика приобрела противоречивый характер, а вновь созданная налоговая система базировалась на разнородных источниках.

Прежде всего, с учетом текущих реалий, основная ставка вначале была сделана на прямое налогообложение основных субъектов экономической жизни. В итоге, удельный вес налога на прибыль предприятий и организаций в структуре налоговых доходов государства к середине 1990-х годов дошел почти до 30% (при 7-8% среднемировых). Несмотря на растущую ориентацию на косвенные налоги, ожидания от их поступлений оправдывались далеко не в полной мере. Так, удельный вес НДС не достиг 25% (30-35% среднемировых). Между тем, эти налоги наносили удар по товаропроизводителю. Чрезмерные изъятия из прибыли ставили предприятия на грань банкротства, а высокий НДС снижал конкурентоспособность товаров. Соответственно, основной проблемой периода стали хронические недоимки по данным налогам.

В условиях нараставшей деградации отечественной экономики, сложное положение в налоговой сфере все в большей мере спасали за счет косвенных налогов, прежде всего акцизов на сверхприбыльный бизнес, таможенных сборов и т.д. Наряду с этим, российскую налоговую практику отличало наличие довольно сумбурных действий, связанных с введением различного рода специальных и чрезвычайных налогов, изменением налоговых ставок и др.

К числу серьезных нерешенных проблем относят проблемы доминирования федеральных налогов в доходах бюджетов всех уровней, а также неупорядоченности региональных и местных налогов. Следствием этого, с одной стороны, стала финансовая несостоятельность местных властей, а с другой – быстро возраставшее число региональных налогов (около 100 видов). Данный налоговый курс вызывал острую критику, однако в основе своей сохранялся неизменным.

Открытое недовольство сложившейся налоговой практикой высказывали даже представители Минфина РФ. В частности, заместитель министра финансов России С.Д. Шаталов настаивал на необходимости «резко сократить количество налогов… уменьшить налоговую нагрузку… поддержать отечественных производителей… сделать налоговую систему более справедливой и стабильной».

Тем не менее, общий вектор реформ, являлся верным. Созданная в 1990-е гг. налоговая система, по своей структуре и принципам построения в основном соответствовала общепринятым рыночным схемам налогообложения. В частности, это доказал принятый в острой политической борьбе и с большим опозданием Налоговый кодекс.

Отличительной чертой налоговой политики 1990-х годов стало ведущее значение в системе налогов единого социального налога (в среднем ¼ бюджета), обусловленное сохранением высокого уровня государственного финансирования социальной сферы. Несмотря на хроническую критику правительственного курса, в рамках периода социальные проблемы решались в максимально возможных объемах, причем ставки социальных налогов в России были в среднем выше мировых.

Таким образом, трудности становления новой налоговой системы России были обусловлены отсутствием общей продуманной стратегии реформ, обусловившим деградацию российской экономики.

Возрастание значения налоговой политики в условиях рыночных реформ обусловило существенное усиление налоговых органов, повышение их статуса. При этом организационные инновации осуществлялись стремительно, в чем-то даже сумбурно. Так, уже в ноябре 1991 г. в изменение закона РСФСР от 21 марта 1991 г., указом Президента Государственная налоговая служба была выведена из системы Министерства финансов РСФСР и превращена в самостоятельный государственный орган.

С первых лет существования служба продемонстрировала высокую эффективность, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, обеспечивая высокие показатели сбора налогов. Однако поскольку качество работы ведомства зависело не только от уровня организации, на пике экономического кризиса (1994 г.) оно не смогло выполнить бюджетные задания. В данной связи, в 1994 г. был принят ряд решений, направленных на укрепление Госналогслужбы и ее дальнейшее реформирование. При этом разработка перспектив модернизации ведомства была поручена временной рабочей группе во главе с зампредом Правительства РФ А.Н. Шохиным.

Тенденция усиления фискальных органов была закреплена созданием налоговой полиции, существенно изменившим общую конфигурацию налоговой системы России. Причины появления данной структуры состояли в стремлении любой ценой обеспечить наполнение доходной части бюджета в условиях нарастающей криминализации экономики, теневой сектор которой, по некоторым оценкам, охватывал более 30 млн. человек, т.е. более половины трудоспособного населения, обеспечивая 55% ВВП России.

С середины 1990-х гг. статусная роль Федеральной службы налоговой полиции и, соответственно, внимание к ней заметно выросли. Однако хотя ее деятельность позволила увеличить объемы собираемых налогов, она так и не обеспечила полного выполнения плановых заданий в данной сфере. При этом в обществе, в органах власти все более утверждалось понимание того, что силовые акции не способны изменить экономическую ситуацию, более того, могут привести к снижению деловой активности.

Целый ряд проблемных моментов в налоговой сфере был порожден несовершенством порядка взаимодействия налоговых ведомств, возникшими элементами дублирования, конкуренции в работе. Среди недостатков в организации деятельности налоговых органов особо выделены проблемы, связанные с их финансированием и оплатой труда сотрудников, в силу которых с 1996-1997 гг. в них наметился отток высококвалифицированных кадров, участились должностные нарушения и преступления. В данной связи, в 1998 г. было решено дополнительно усилить налоговый аппарат, что повлекло за собой создание Министерства РФ по налогам и сборам.

В настоящее время, несмотря на активное укрепление всей налоговой системы, повышение эффективности деятельности госналогоинспекций, органов налоговой полиции, разработку ее долгосрочных программ, правонарушения и преступления в сфере налогообложения не пошли на убыль. Положительных сдвигов в данном направлении обеспечить не удалось. Более того, наиболее крупные налогоплательщики, по сути, вовсе оказались вне зоны контроля налоговых органов. Таким образом, созданная в стране эффективная в техническом плане налоговая система не приобрела должного значения ввиду общей избирательности российской налоговой практики.

Следует отметить, что в начале 90-х годов в России произошел переход к рыночным отношениям, и налоги приобретают свойственную им роль и функции в экономической системе. Данный этап характеризуется развитием в условиях разрыва экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс, социально-экономического и политического кризиса, почти полного «рыночного хаоса» и, следовательно, отсутствия налоговых поступлений. В 1991 г. началось формирование самостоятельной налоговой системы Российской Федерации. В частности, были приняты законы о налоге на добавленную стоимость, о налоге на прибыль предприятий и организаций, о подоходном налоге с физических лиц. Обобщающим законодательным актом являлся принятый 27 декабря 1991 г. №2118-1 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (утратил силу с 2005 года). Закон подразделял налоги на три уровня и закреплял, что в Российской Федерации взимаются: федеральные налоги; налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов (региональные налоги); местные налоги.

В период 1991-1998 годов вводились в действие отдельные законодательные и нормативно-правовые акты в области налоговой политики и налогового администрирования. Однако созданная налоговая система обладала существенными недостатками, среди них: многочисленность нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, и связанное с этим частое несоответствие законов и подзаконных актов; нестабильность налогового законодательства; многочисленность налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней. Итоги функционирования налоговой системы показали невозможность формирования полноценного бюджета за счет налоговых поступлений.

Вторым этапом налоговой реформы стало введение в действие с 01 января 1999 года части первой НК РФ, в основу которого были положены прогрессивные схемы и модели налогообложения. Установлены принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены налогов, определено правовое положение налогоплательщиков, налоговых агентов и других участников налоговых правоотношений, установлены положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговой обязанности, привлечению к ответственности за налоговые правонарушения. Цель создания НК РФ — воздействовать через такой экономический инструмент, как «налоги», на развитие производства, усиление экономической интеграции, избежание двойного налогообложения и др.

В целях совершенствования налоговых отношений с середины 1990-х гг. в Российской Федерации проводятся преобразования системы налогообложения. Значительным шагом в совершенствовании налогового законодательства являлась его кодификация — разработка и принятие Налогового кодекса РФ.

В числе безусловных успехов налоговой реформы следует отметить принятие в 1998 году части первой Налогового кодекса, которую стал основополагающим документом, обеспечивающим на протяжении 7 лет эффективное регулирование отношений по установлению и введению налогов, налоговому контролю и привлечению к налоговой ответственности. Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает трехуровневую систему налогов и сборов — в России взимаются федеральные, региональные и местные налоги.

Обобщенное представление об источниках налогового права дают ст. 1 и 7 НК РФ, которые соответственно называются «Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах» и «Действие международных договоров по вопросам налогообложения». Согласно названным нормам к источникам налогового права относятся международные договоры Российской Федерации, законы (федеральные и субъектов РФ), а также иные нормативные правовые акты о налогах и сборах.

Система источников налогового права включает множество элементов, представляющих собой нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения. Источником налогового права может считаться нормативно-правовой акт, содержащий положения относительно установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговый кодекс как основа налоговой налогового права призваны выполнять две взаимосвязанные задачи.

Во-первых, он является неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое, в свою очередь, представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Во-вторых, он представляет собой форму существования налоговых норм, т, е, внешнее объективированное выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях. Форма источника налогового права содержит знания о действующем законодательстве, регулирующем налоги и сборы.

Налоговый кодекс, как и источники иных отраслей (подотраслей) права, обладает следующими свойствами:

- общеобязательность, охраняемая возможностью государственного принуждения;

- законность, заключающаяся в наличии юридической силы. Источник налогового права должен быть издан в пределах компетенции соответствующим государственным или муниципальным органом; соответствовать актам вышестоящих органов; надлежащим образом опубликован (обнародован).


studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

Читайте также: