Первыми на путь налогообложения прибыли предприятий как формы подоходного налогообложения встали

Опубликовано: 05.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Татуйко А.В. Эволюция налога на прибыль в России // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/10/7914 (дата обращения: 17.05.2021).

В современном налоговом законодательстве России особое значение уделяется налогу на прибыль организаций. Сам налог на прибыль является прямым налогом, величина которого напрямую зависит от конечных финансовых результатов деятельности предприятия. [1] Однако прежде чем затрагивать вопросы о его положении в Налоговом кодексе, его понятии и сущности, его положительных или отрицательных качествах, или же о его значении для нашего государства в целом, стоит уделить отдельное внимание истории его возникновения и дальнейшего развития в нашей стране.

Итак, сам налог на прибыль организаций в том виде, в котором мы его привыкли видеть, начал существовать только с 1 января 2002 года, когда НК РФ был дополнен 25 главой, которая так и называлась «Налог на прибыль организаций». До этого времени, начиная с IХ века − периода зарождения Руси до XVI века − времен формирования молодого Российского государства, когда понятий как «предприятие» или «организация» не существовало в принципе, и людей, которые занимались исключительно каким-либо ремеслом или только торговлей было очень мало. В тот период истории налогообложение различных производственных видов деятельности не выделялось как отдельная группа, и, следовательно, практически невозможно точно назвать налог, который бы являлся прототипом налога на прибыль.

Первый налог, который можно было бы назвать прототипом налога на прибыль, не имел конкретного названия или определения. Появился он в XVII веке и уплачивался как «5-ая, 10-ая, 20-ая… деньга» от доходов, а взимался в основном городскими жителями, которые являлись представителями торгового и ремесленного классов.

В середине первой половины XVIII века по указу Петра I все купцы были объединены в купеческие гильдии, и все купцы стали облагаться единым40-алтынным подушным окладом и отдельными дополнительными сборами с определенных видов промысла.

Однако реформа 1775 года Екатерины II полностью отменила все предыдущие налоги и сборы, касающиеся купеческого сословия. Согласно данной реформе купечество было разделено по имущественному принципу на 3 гильдии пропорционально размеру объявляемого купцом капитала, и с каждого купца стал взиматься гильдейский сбор в размере 1 процента от величины капитала. Позже ставка этого сбора постоянно возрастала, и к 1821 году она достигла 5,225 процентов.

Впервой половине XIX века после промышленного переворота, который дал сильный толчок к развитию русской промышленности, сформировался новый предпринимательский класс, и с параллельным ростом расходов у государства возникла потребность к дополнительным источникам финансирования казны. Очевидным решением стал поиск новых путей к налогообложению нового класса предпринимателей. Результатом данных поисков стало принятое в 1863 году положение «О пошлинах за право торговли и других промыслов», согласно которому всем предприниматели были обязаны приобретать своего рода «лицензии» для осуществления своей торговой или промышленной деятельности. Плата за эти «лицензии» зачислялась непосредственно в государственную казну.

Однако сложившаяся налоговая система имела бессвязный и несистематический характер, а тяжесть налогового бремени была мало соизмерима с возможностями налогоплательщиков. Таким образом, в 1898 году Министерство финансов во главе с С.Ю. Витте приняло решение разработать новую систему налогов, касающихся торгово-промышленной деятельности, и в 1899 году было принято положение «О государственном промысловом налоге». Промысловый налог имел достаточно сложную структуру и состоял из двух налогов: основного и дополнительного. Основной налог был окладным и собирался путем оплаты промысловых свидетельств торгово-промышленными заведениями. Дополнительный налог же в свою очередь делился на налог с капитала предприятий и на процентный сбор с прибыли предприятий, при этом впервые в налоговой практике государство требовало от предприятий предоставлять соответствующие публичные отчетности. Промысловый налог просуществовал вплоть до революции 1917 года.

С наступлением советского режима власть отказалась от существовавшей налоговой системы и заменила ей бессвязными и несистематичными налогами, однако, в скором времени, убедившись в нецелесообразности данного решения, в 1821 году была восстановлена часть досоветских налогов, и в частности промысловый налог, который в скором времени стал основным налогом и обеспечивал около трети всех налоговых поступлений в бюджет.

Позже по налоговым реформам 1930-1932 годов для государственных предприятий было введено два принципиально новых налога: налог с оборота и отчисления от прибыли, а для кооперативных предприятий: налог с оборота и подоходный налог. Целью данных реформ была унификация налоговых платежей. [2]

Уже в конце 70-х годов отчисления от прибыли предприятий происходили не в виде налогов, а виде нормативных методов распределения прибыли. Таким образом, финансовая система СССР от налогов перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий.

Обратный процесс перехода от механизма распределения прибыли между предприятием и государственным бюджетом, осуществляемого по усмотрению чиновников, к налоговой системе занял период с 1984 по 1990 года. Основы формирования современного налога на прибыль организаций были заложены именно в этот период. С 1 января 1991 года вступил в силу закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который комплексно регулировал налогообложение предприятий

Далее следует постсоветский период развития системы налогообложения прибыли. С 1991 по 2002 года была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Основным отличием этого Закона стало установление единого подхода к налогообложению предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Единственным недостатком были постоянные изменения законодательных норм, что влекло за собой постоянное изменение ставок по этому налогу.

И последним на данный момент этапом развития системы налогообложения прибыли можно считать период с 2002 года по нынешнее время, именно тогда была принята 25 глава НК РФ «Налог на прибыль организаций», согласно которой был кардинально изменен механизм исчисления налога на прибыль, и он принял ту форму, в которой мы его знаем сейчас. Параллельно происходило возникновение целой индустрии профессиональных налоговых менеджеров, основной деятельностью которых стала экономия на налоговых платежах. [3]

Из всего этого следует, что появление данного налога является результатом естественного развития налоговых правоотношений и повышения финансовой грамотности законодательной власти в России. [4] На протяжении всей истории России прибыль предприятий, так или иначе, подлежала обложению налогами и сборами, а поступления от них всегда составляли существенную часть доходов государственного бюджета, несмотря на все изменения в законодательстве.

Библиографический список

  1. Ворожбит О.Ю., Зубова Н.В., Корень А.В. Структура предпринимательской среды: определяющие факторы // Вестник ТОГУ. 2010. №4. С. 121-128.
  2. Корень А.В., Гулян В.А. Сравнительная характеристика основных преимуществ и недостатков реформы единого налога на вменённый доход // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 8.
  3. Корень А.В., Лещенко Р.И. Налоговые платежи организации и пути их оптимизации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 (31). С. 24.
  4. Корень А.В., Корнева Е.В. Проблема низкого уровня финансовой грамотности населения и пути её решения // В мире научных открытий. 2010. № 4-9. С. 39-42.

Количество просмотров публикации: Please wait

date image
2020-01-14 views image
48

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Налогообложение прибыли в современных условиях является одним из основных инструментов формирования доходов бюджетов различного уровня и налогового регулирования.

Первыми на путь налогообложения прибыли предприятия как формы подоходного налогообложения встали Германия и США. В начале XX в. практически все ведущие страны вступили в эпоху корпорационного налогообложения. Субъектом подоходного налогообложения предпринимателей были акционерные общества, коммандитные общества, товарищества, общества с ограниченной ответственностью. Объектом налога был чистый доход, т.е. валовой доход за вычетом издержек, платежей по кредитам, амортизации, страховых платежей и уже уплаченных прочих налогов (как правило, идущих в местный бюджет). В результате к 20-м гг. нашего столетия в мире сложились две системы взимания корпоративного налога. Родоначальником одной из них стали США, где налог взимался с чистой прибыли корпораций вне зависимости от уровня прибыли. Альтернативная система существовала в Германии, где облагалась абсолютная сумма доходов корпорации, а налоговые ставки находились в зависимости от уровня прибыли. Преимуществом германской системы было то, что в данном случае налог учитывал конъюнктуру и облагал по повышенным ставкам более доходные предприятия и сферы промышленности.

После окончания первой мировой войны корпоративные налоги были сохранены и окончательно вошли в структуру национальных налоговых систем большинства стран мира. Зарубежные варианты налогообложения прибыли очень разнообразны. Весьма привлекательным представляется механизм обложения налогом только акционированных фирм, например Германии и США. Предприятия же мелкого и среднего бизнеса подлежат налогообложению доходов на декларативной основе. Во многих странах используются два объекта и две ставки налога на прибыль: распределяемую и не распределяемую. Ставка налога на первую из них (дивиденды по акциям и проценты по облигациям), как правило, выше, чем на вторую. В США ставки налога на доходы (прибыль) корпораций дифференцированы в зависимости от величины годового дохода предприятия. Величина подоходного налога с корпораций не ставится в зависимость от рентабельности производства.

Ставка налога на прибыль в Англии в начале 80-х гг. была 52 %. В настоящее время она составляет 33%. В Англии при отнесении предприятия к малому бизнесу пользуются критерием не численности работающих в компании, а полученной прибылью. К малым относится предприятие с размером прибыли до 250 тыс. фунтов стерлингов в год. Таким предприятиям предоставляется льгота в виде уменьшенной ставки налога на прибыль - 25%.

При формировании налоговой системы нашей страны учитывался и опыт Франции, где налогом облагается чистая прибыль предприятия, которая равняется разнице между доходами и расходами, произведенными в интересах производственной деятельности. Общая ставка налога составляет 34 %. Убытки, понесенные предприятием в отчетном году, могут быть вычтены из облагаемой чистой прибыли будущих лет, а в специально оговоренных случаях вычитаются из чистой прибыли предыдущих лет.

Система налогообложения прибыли в Германии построена на основе двух налогов: налога на доходы корпораций (фактическая ставка налога составляет в среднем 38,7%) и налога на предпринимательскую деятельность.

Современный характер налогообложения прибыли предприятий в РФ в целом соответствует мировому уровню.

В настоящее время идет активное реформирование налоговой системы России, процесс приближения форм и методов налогообложения к наиболее рациональным мировым системам.

В нашей стране налог на прибыль вводится не в первый раз. Во времена нэпа государственные и кооперативные предприятия уплачивали налог с дохода. В ходе реформ 30-х гг. была введена «двухканальная система»: чистый доход предприятия расщеплялся на два элемента - прибыль и налог с оборота, однако оба эти платежа не признавались налоговыми. С 1966г. предприятия стали уплачивать три платежа из прибыли - плата за фонды, фиксированные платежи (рентные) и свободный остаток прибыли. В 70-х гг. начался крупномасштабный эксперимент по переводу отдельных отраслей на нормативно-долевой метод распределения прибыли. В 1977 г. эта модель была распространена на все юридические лица. Суть ее состояла в следующем: для предприятия заранее определяется процент прибыли, передаваемой в бюджет, и процент, оставляемый в его распоряжении, без права вышестоящих органов менять это соотношение в течение календарного года.




Следующий эксперимент проводится в 1983-1984гг., причем «сверху» государством устанавливались для каждого предприятия индивидуальные нормативы по отчислениям от прибыли, а остаток шел предприятиям.

В середине 1990г. предпринимается попытка введения в СССР «Линейного» налога на прибыль, который стал взиматься со всех юридических лиц, кроме иностранных. Но после распада СССР этот налог был упразднен. В декабре 1991г. одновременно были приняты законы о налоге на доход и о налоге на прибыль предприятий и организаций. В дальнейшем выбрали второй вариант, но по банковскому и страховому видам деятельности в 1992-1993гг. взимался налог с дохода.

Ни один налог в России не претерпел столь многочисленных изменений и преобразований, как налог на прибыль. В современных условиях среди прямых налогов с юридических лиц он занимает важное место.

Налог на прибыль, как зарубежном, так и в России имеет троякое значение: фискальное, регулирующее, контрольное.

Фискальная роль налога на прибыль проявляется в том, что он является важным доходом бюджета. В развитых странах его поступления составляют около 10% всех доходов государственного (федерального) бюджета.

Регулирующая роль налога на прибыль проявляется в том, что для налога на прибыль характерна высокая потенциальная способность регулирования объема потребления и накопления.

Государство имеет возможность управлять производственными процессами. Частные предприятия, акционерные компании вряд ли будут выполнять директивные указания, не подкрепленные экономическими стимулами. Их деятельность определяется требованиями рынка. В связи с этим управление хозяйством возможно лишь с помощью экономических инструментов, и, прежде всего, посредством набора элементов налогообложения прибыли: ставками, расчетом налоговой базы, санкциями, отсрочкой или рассрочкой платежа. Изменяя обложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, государственная власть способна оказывать серьезное давление на динамику производства: стимулировать развитие либо сдерживать его.

Система амортизационных отчислений также используется для усиления накопления капитала. Кроме того, налог на прибыль применяется для регулирования дохода между бюджетами разного уровня.

Контролирующая роль налога на прибыль проявляется в возможности посредством налога на прибыль контролировать деятельность предприятий. Расчет налогооблагаемой базы создает условия для оценки эффективности предприятий и экономики в целом. Этот налог помогает следить за размером финансовых ресурсов, их изменением.

11 МИН

Как выбрать систему налогообложения для ООО

После регистрации компании нужно выбрать систему налогообложения. От неё зависит размер платежей, их график и способ ведения бухгалтерского учёта. Рассказываем, какие системы существуют и как выбрать самую выгодную для конкретного типа бизнеса.

Что учесть при выборе системы

Большинство режимов налогообложения имеют ограничения. Вот от каких параметров собственного бизнеса стоит отталкиваться при выборе:

Вид деятельности организации

Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН) доступны не каждому бизнесу. Подробно разбираем ограничения режимов ниже.

Количество сотрудников и сумма дохода

Некоторые системы устанавливают лимиты по доходу и численности персонала. Если нарушите их, «слетите» с режима на ОСНО.

Контрагенты и специфика бизнеса

Подумайте, хотите ли работать с плательщиками НДС, открывать филиалы или менять поле деятельности. Выбирайте систему налогообложения с учётом планов на будущее.

Общую систему налогообложения (ОСНО) назначают автоматически после регистрации ООО. И если вы не уведомили налоговую службу о выборе специального режима, придётся платить такие налоги:

  • Налог на недвижимое имущество организации. Ставка зависит от региона РФ, но не превышает 2,2 % от кадастровой (по оценке государства) или остаточной (с учётом износа) стоимости имущества (ст. 380 НК РФ).
  • Налог на прибыль. Ставка налога — 20 %, из которых 3 % идут в федеральный бюджет, а 17 % — в региональный. В некоторых регионах ставка может быть снижена до 12,5 % на усмотрение местных властей. Сумма налога рассчитывается с разницы между доходами и расходами.
  • Налог на добавленную стоимость (НДС). Ставка — 20 %. НДС облагается выручка от реализации продукции.

Плюсы системы

На ОСНО нет ограничений по размеру прибыли, количеству сотрудников и арендуемым площадям для ведения бизнеса. Кроме того, это выгодная система для организаций, которые сотрудничают с компаниями — плательщиками НДС. При использовании ОСНО ваши партнёры могут уменьшить сумму выплат в бюджет на сумму НДС от полученных от вас работ, услуг и товаров.

Минусы системы

ОСНО — непростая система налогообложения из-за сложности расчётов, строгости налоговой службы к выплатам НДС, большого количества отчётности (к примеру, нужны отдельные ежеквартальные декларации по прибыли компании, книги учёта всех продаж и покупок) и высокой налоговой нагрузки.

Упрощённая система налогообложения (УСН) — режим, специально созданный для предприятий малого и среднего бизнеса. Его ещё называют «упрощёнкой», потому что вместо трёх налогов, как на ОСНО, нужно платить один, а сдавать отчётность по налогу — раз в год. Налог перечисляется авансовыми платежами за первый квартал, 6 месяцев текущего года, 9 месяцев и итоговым платежом за весь год (за вычетом авансовых).

Для использования УСН есть ряд ограничений:

  • По виду деятельности. Банки, страховые организации, нотариусы, инвестиционные фонды и некоторые другие виды бизнеса не могут применять «упрощёнку» (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
  • По размеру сети. Если у вашей компании есть филиалы или представительства в других населённых пунктах, УСН тоже не для вас.
  • По количеству сотрудников — не более 100 человек.
  • По размеру годового дохода — не более 150 млн рублей.
  • По остаточной стоимости основных средств — не более 150 млн рублей.
  • По доле участия других юрлиц— не более 25 %.

УСН бывает двух видов: «доходы» и «доходы минус расходы». Если объект налогообложения — доходы, ставка будет 6 %. Если объект — доходы, уменьшенные на величину расходов, то ставка — 15 % (все расходы нужно подтверждать документально).

Комбинировать или менять ставку по УСН в течение года нельзя. Изменить тип УСН или перейти на другую систему налогообложения можно один раз в год. Для этого нужно подать уведомление в ФНС до 31 декабря текущего года.

Чтобы выбрать тип УСН, посчитайте, чего в организации меньше: доходов или расходов. Если расходы сложно подтверждать документами или они меньше доходов на 60 %, выгоднее выбрать объектом налогообложения доходы и ставку 6 %. В противном случае выбирайте тип «доходы минус расходы» и 15 %-ю ставку.

Плюсы системы

На УСН проще платить налоги и отчётность не сложная. Кроме того, можно выбрать удобный для деятельности компании объект налогообложения — тип УСН, от которого будет зависеть налоговая ставка.

Минусы системы

УСН могут использовать не все компании, а для режима «доходы минус расходы» устанавливается обязательная минимальная ставка — 1 % от доходов. Его придётся платить, даже если расходы превысили доходы.

Применять единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) могут только компании, занимающиеся растениеводством, животноводством, выращиванием рыб, сельским и лесным хозяйством, и компании, которые оказывают услуги сельхозтоваропроизводителям.

Ставка налога — 6 %, но в регионах она может быть снижена до 0 %. С 2019 года предприятия на ЕСХН признаются плательщиками НДС (п. 4 ст. 8 335-ФЗ). То есть при реализации продукции и оказании услуг, а также при получении аванса от покупателя и заказчика необходимо начислять НДС 20 %, а затем платить этот налог в бюджет.

Но согласно п. 1 ст. 145 НК РФ от уплаты НДС на ЕСХН можно отказаться. Право на отказ имеют организации, которые подали в налоговую уведомление о переходе на ЕСХН и уведомление на освобождение от НДС в течение одного календарного года. При условии, что величина дохода от деятельности компании на ЕСХН без учёта НДС не превысила 90 млн рублей за 2019 год, 80 млн рублей за 2020, 70 млн рублей за 2021, 60 млн рублей за 2022 и последующие годы.

Условие перехода на ЕСХН — доход от сельского хозяйства более 70 %. В бюджет выплачивается авансовый платёж по итогам первого полугодия и сумма налога за год (за вычетом авансового платежа).

Плюсы системы

Основное преимущество ЕСХН — уплата двух налогов вместо трёх при ОСНО. Выплаты в бюджет, авансовый платёж и итоговый, нужно перечислять раз в полгода, отчётность по налогу сдавать раз в год.

Минусы системы

Воспользоваться ЕСХН не смогут фирмы, которые закупают или перерабатывают сельхозпродукцию. Эта система налогообложения предназначена только для производителей товаров и поставщиков услуг в сфере сельского хозяйства.

Ещё один специальный режим — единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Сумма налога зависит от конкретного вида деятельности организации, размера торговых площадей, количества сотрудников и других физических показателей.

Самыми распространёнными сферами, где можно применять ЕНВД, являются общепит (не относящийся к здравоохранению и соцучреждениям), розничная торговля и бытовые услуги.

Согласно ст. 2 178-ФЗ этот налоговый режим действует до 2021 года, позже он может быть продлён или отменён. Кроме того, в некоторых регионах ЕНВД не применяется. Действует в данном регионе «вменёнка» или нет, нужно уточнять на сайтах местных учреждений. В частности, в Москве ЕНВД применять нельзя.

История налогообложения

1. История налогообложения в мире

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

  • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
  • Дорожная пошлина
  • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
  • Сбор за ярлык для ослов
  • Налог на наследство
  • Сбор за обмен и размен денег
  • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
  • Сбор со скота
  • Налог на владение рабами
  • Налог в продовольственный фонд столицы
  • Земельный налог
  • Специальный налог на огороды
  • Налог на вино
  • Налог на пшеницу
  • Налог на огурцы и др.

Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского "налоготворчества" мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем , включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

§ 7. Виды налогов. Механизм налогообложения.

Виды налогов. Налоги бывают прямые и косвенные, государственные и местные, устанавливаемые региональными властями и органами.

Для налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой характерны следующие признаки:

• прогрессивный дифференцированный характер налогообложения;

• частые изменения ставок налогообложения в зависимости от экономических условий, складывающихся в стране;

• определение начальных сумм, не облагаемых налогом.

Всё это делает налоговую систему гибкой, способствует её дифференцированному использованию.

К налогам относят, например, подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование.

Подоходный налог взимается с физических лиц. Им облагаются все доходы граждан, в том числе и выигрыши в лотерею. Налогом на прибыль предприятия облагается его чистая прибыль за определённый календарный период. Взимание подоходного налога происходит посредством заполнения налогоплательщиком декларации о доходах при условии наличия у налогоплательщика нескольких источников доходов, включая предпринимательскую деятельность. В настоящее время в России ставка подоходного налога является фиксированной и составляет 13%. С 2009 г. налог на прибыль организаций составляет 20% (однако его реальный расчёт – очень сложная бухгалтерская процедура). Во многих странах мира налоги имеют прогрессивные ставки – чем больше доход, тем больше ставка налога. Такая налоговая политика имеет социальную составляющую, так как позволяет немного сократить разрыв в доходах бедных и богатых.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налоги на имущество, в том числе с владельцев автотранспортных средств, земельный налог); личные прямые налоги, которые уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство и дарение и т.п.).

Косвенные налоги взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (акциз, НДС, таможенная пошлина, налог с оборота). Они распространяются на широкий круг торговых, производственных и иных организаций и даже физических лиц. Во многих странах мира применяется налог с продаж, который взимается с любой покупки. Основная цель косвенных налогов – увеличение доходов государственного и местного бюджета. Так, в российском бюджете основную доходную статью составляют не прямые налоги, а косвенные, в частности таможенные сборы и пошлины. Таможенные сборы – это форма косвенного налога, которым облагаются определённые группы людей и организации, в основном фирмы, осуществляющие экспортно-импортные операции.

Акциз – налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара. Например, акцизом в России облагаются табачные и винно-водочные изделия.

В России действует около 40 различных налогов. Их использование регулируется специальными законами, в частности Налоговым кодексом. Некоторые налоги являются целевыми и связаны с конкретным направлением государственных расходов – это налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог в Дорожный фонд. Первый необходим для финансирования деятельности геологов и буровиков, ведущих разведочные подготовительные работы к промышленному использованию новых месторождений полезных ископаемых, а второй – для финансирования ремонта и строительства федеральных дорог.

По своему экономическому содержанию близка к налогам пошлина – плата, взимаемая государством с юридических и физических лиц за оказание им определённого вида услуг. Государство установило пошлины за следующие виды услуг:

• оформление свидетельств о браке и рождении детей;

• выполнение процедуры расторжения брака;

• подтверждение права на получение наследства;

• принятие жалобы к рассмотрению в суде;

• выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).

На рисунке 1 представлена схема налоговой системы России. В России действуют следующие налоги: федеральные, региональные и местные. Наиболее крупные и значимые источники налоговых доходов (налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль, акцизы и др.) распределяются между бюджетами различных уровней: федеральными, региональными, местными (городов и сельских поселений).


Рис. 1. Налоговая система в России.

Примеры федеральных налогов:

• налог на доходы физических лиц;

• налог на операции с ценными бумагами;

• платежи за пользование природными ресурсами;

• платежи за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, за загрязнение окружающей среды, за пользование водными объектами;

• налог на прибыль организаций;

• налоги, служащие источником образования дорожных фондов (налог на использование автомобильных дорог);

• налог с владельцев транспортных средств;

• налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

• сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

• налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте;

• налог на игорный бизнес;

• сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

• налог на добычу полезных ископаемых;

• налог на добавленную стоимость (НДС);

Примеры региональных налогов:

• налог на имущество предприятий;

• сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

• единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности.

Примеры местных налогов:

• налог на имущество физических лиц;

• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

• налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

• сбор за право торговли;

• целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели;

• налог на рекламу;

• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

• сбор с владельцев собак;

• лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

• лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

• сбор за выдачу ордера на квартиру;

• сбор за парковку автотранспорта;

• сбор за право использования местной символики;

• сбор за участие в бегах на ипподромах;

• сбор за выигрыш на бегах;

• сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

• сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

• сбор за право проведения кино- и телесъёмок;

• сбор за уборку территорий населённых пунктов;

• сбор за открытие игорного бизнеса.

Механизм налогообложения. В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства.

Ставка налога – это величина платы, которую налогоплательщик должен внести в доход государства в расчёте на единицу налогообложения. Ставка налога определяется как абсолютная сумма платежа либо как доля от стоимости того, к чему привязан данный налог (например, доходы или стоимость имущества). При этом всегда спорным является вопрос о количественной величине этой ставки (должна она быть единой или меняться по какой-то схеме).

В мировой практике существуют три разные системы налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная.

В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов бо́льшую долю своих доходов, чем менее состоятельные.

Пропорциональная система характеризуется равной для каждого плательщика ставкой налогообложения. С ростом налоговой базы сумма налога возрастает пропорционально. Такое налогообложение применяется в России.

В регрессивной системе предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода и имущества.

Размер налоговых изъятий постоянно является предметом дискуссии. Очевидно, чем большую долю личных доходов физических лиц и фирм правительство концентрирует в своих руках, тем больше возможностей имеется для решения социальных и иных задач общества. Однако чем слабее налоговый гнёт на экономику, тем динамичнее происходит её рост и развитие. В результате рациональная система налогов формируется как компромисс между интересами различных групп общества с учётом региональных интересов, твёрдых и однозначных правил построения налоговых систем. При этом очень много зависит от правительства и конкретных людей, которые в нём работают, их знаний и опыта, их честности и стремления к справедливости.

Налоговые льготы выражаются в частичном или полном освобождении определённых физических и юридических лиц от уплаты налогов. Такие льготы устанавливаются, например, для инвалидов, пенсионеров, образовательных учреждений, предприятий и предпринимателей малого бизнеса и др. Налоговые льготы связаны с приоритетами правительства (развитие инновационных технологий, модернизация производства и др.). Налоговые льготы улучшают экономическую ситуацию в регионе и стране.

Налоговые льготы имеются практически в каждой развитой стране. Например, в России их десятки, а в США – более 100, в Великобритании – около 80, во Франции – более 70, в Швеции – около 90 и т.д.

Налоговые льготы могут иметь форму налоговых кредитов – вычетов из величины начальных налогов. Например, во многих странах от налогообложения освобождается часть доли прироста затрат на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Льготы часто устанавливаются в сфере амортизационных отчислений, тем самым стимулируется покупка нового оборудования или замена старого.

Часто используется метод отсрочки уплаты налога и полное освобождение от налогов. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия. Например, во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налогов на прибыль в течение первых двух лет существования, а в третий год налогом облагается только 25% прибыли. Вся прибыль облагается налогом с шестого года деятельности компании.

В развитых странах мира применяется дифференцированный подход в начислении налогов: чем выше доходы, тем больше выплачивается налогов. Каждая страна при этом имеет свой верхний предел налогообложения: самый высокий (45%) установлен в Швеции, 22% – в США и 5% – в государстве Монако. В России применяется так называемая «плоская шкала» в размере 13% на заработную плату, пенсии, доходы и прибыли. Такой подход лишает государство важнейшей функции перераспределительного механизма, который в развитых странах во многом сглаживает социальный разрыв между богатыми и бедными.

Читайте также: