Налог на товары массового потребления

Опубликовано: 19.09.2024

Акцизы - один из древнейших видов косвенных налогов. По су­ществующим письменным свидетельствам обложение акцизами осуществлялось еще в эпоху Римской империи. На территории российского государства акцизы стали впервые взиматься еще в XIV в. Уже тогда этот вид поступлений обеспечивал доходами более 60% потребностей казны в денежных средствах50.
Принято считать, что обложение акцизами имеет регулирующую функцию и призвано сдерживать потребление социально вредных товаров.
Акцизы - вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. В настоящее время акцизы применяются во всех индустри­ально развитых странах. В России акцизами облагаются товары с особенно высокой рентабельностью. Они установлены на ограниченный перечень товаров и, как отмечается многими специалистами, играют двоякую роль: во-первых, как один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, как средство ограничения потребления подакцизных товаров (то есть выс­тупают в роли своеобразного налога на пороки - алкоголь, табак и т. д.).
Как и НДС, акцизы являются косвенным налогом, который включается
в цену товара и поэтому оплачивается потребителем. Правовые основы уплаты акцизов составляют: положения первой части НК РФ, а также гл. 22 части второй НК РФ "Акцизы" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ (с измен, на 24.07.2002); Методические рекомендации по применению гл. 22 НК РФ

an> "Акцизы" (подакцизное минеральное сырье), утвержденные приказом МНС РФ от 09.09.2002 № ВГ-3-03/481; Инструкция о порядке применения таможенными органами РФ акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, утвержденная приказом ГТК РФ от 26.11.2001 № 1127 (с измен, на 30.08.2002).
Налогоплательщиками акцизов являются:
организации; «/ индивидуальные предприниматели;
лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением това­ров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК РФ.

50 См. напр.: Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. С. 600.
Объектом налогообложения являются операции с подакцизными това­
рами и подакцизным минеральным сырьем.
Подакцизными являются товары, перечень которых приведен в табл. на
С. 77 - 78.
К числу основных облагаемыми акцизами операиий с подакцизными товарами и подакцизным минеральным сырьем относятся:
• реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакциз­ных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача по­дакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
*/ реализация организациями с акцизных складов алкогольной продук­ции, приобретенной от налогоплательщиков - производителей указан­ной продукции, либо с акцизных складов других организаций;
• продажа лицами переданных им на основании приговоров или реше­ний судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то госу­дарственных органов конфискованных и (или) бесхозных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых совершен отказ в пользу го­сударства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
%/ передача на территории РФ лицом произведенных им из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производ­ству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд в уставный (складочный) капитал орга­низаций, в паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

i/ передача на территории РФ организацией произведенных ею подакциз­ных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации, а также передача подакциз­ных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имуще­ства, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;
• передача произведенных подакцизных товаров на переработку на да­
вальческой основе; i/ ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;
первичная реализация подакцизных товаров, происходящих и ввезен­ных на территорию РФ с территории государств - участников Таможен­ного союза без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве);
реализация природного газа за пределы территории РФ;
реализация и (или) передача, в том числе на безвозмездной основе, природного газа на территории РФ газораспределительным организа­циям либо непосредственно конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья (за отдельными ис­ключениями);
передача природного газа: для использования на собственные нужды (за отдельными исключениями); на промышленную переработку на да­вальческой основе и (или) в структуре организации для изготовления других видов продукции (за отдельными исключениями); в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, вклада по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевых взносов в паевые фонды кооперативов.

Не подлежат налогообложению следующие операции:
%/ передача подакцизных товаров одним структурным подразделением орга­низации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структур­ному подразделению этой организации, а также передача в структуре организации произведенного спирта этилового из непищевого сырья для производства неподакцизных товаров;
• реализация денатурированного этилового спирта из всех видов сырья организациям по специальным разрешениям на его поставку в пределах выделенных квот, утвержденных (согласованных) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
%/ реализация спиртосодержащей денатурированной продукции организа­циям по специальным разрешениям на ее поставку в пределах выделен­ных квот, утвержденных (согласованных) уполномоченными федераль­ными органами исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством РФ;
реализация подакцизных товаров и (или) передача лицом произведен­ных им из давальческого сырья нефтепродуктов собственнику указан­ного сырья (материалов) либо другим лицам, помещенных под тамо­женный режим экспорта, за пределы территории РФ;
первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых совершен от­каз в пользу государства и которые подлежат обращению в государ­ственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;
• закачка природного газа в пласт^цля поддержания пластового давления, в подземные хранилища;
*/ направление природного газа на подготовку теплоносителей для нагне­тания в нефтяные пласты и для других методов повышения нефтегазо­отдачи, а также для газлифтной добычи нефти;
использование природного газа на собственные технологические нуж­ды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нор­мативов, утверждаемых Правительством РФ;
реализация (передача) отбензиненного сухого и нефтяного (попутно­го) газа после их обработки или переработки на территории РФ;

t/ реализация на территории РФ природного газа для личного потребле­ния физическими лицами, а также для потребления жилищнострои­тельными кооперативами, кондоминиумами и иными подобными по­требителями;
передача и (или) реализация природного газа для производства (в том числе на давальческой основе) сжатого газа в случае его реализации по государственным регулируемым ценам;
ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, от которых совершен отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

Перечисленные выше операции освобождаются от налогообложения только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья. Особенности освобождения от налогообложения операций по реализации подакцизных товаров за пределы территории РФ предусмотрены ст. 184 НК РФ.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объек­том налогообложения) произведенных налогоплательщиком подакциз­ных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:
• как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натураль­ном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых уста­новлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);
$/ стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчислен­ная исходя из цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, без учета акциза, НДС и налога с продаж - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налого­вые ставки;
стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из сред­них цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии, исходя из рыночных цен без учета акциза, НДС и налога с продаж - по подакцизным товарам, в отношении которых ус­тановлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. В аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отно­шении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки
- при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товаро­обменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда.
Налоговая база при реализации (передаче) природного газа на внут­реннем рынке определяется как стоимость реализованного (переданно­го) транспортируемого природного газа, исчисленная исходя из при­меняемых цен, но не ниже установленных при государственном регулировании, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок, за вычетом НДС. При оплате услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям стоимость этих услуг и сумма тарифов не включаются в налоговую базу.
Не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком сред­ства, не связанные с реализацией подакцизных товаров и подакцизно­го минерального сырья.
Налоговый период по акцизам устанавливается как каждый календар­
ный месяц. Налоговые ставки. Налогообложение подакцизных товаров и подакциз­ ного минерального сырья осуществляется по следующим единым на территории РФ налоговым ставкам:

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка (в процентах или рублях и копейках за единицу измерения)

Этиловый спирт из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)

14 руб. 11 коп. за 1 литр безводного этилового спирта

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и спиртосодержащая продукция

98 руб. 78 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25% включительно (за исключением вин)

72 руб. 91 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением вин)

50 руб. 60 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Вина (за исключением натуральных)

41 руб. 20 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка (в процентах или рублях и копей­ках за единицу измерения)

Вина шампанские и вина игристые

10 руб. 58 коп. за 1 литр

Вина натуральные (за исключением шампан­ских, игристых)

3 руб. 52 коп. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно

0 руб. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 до 8,6 процента включительно

1 руб. 12 коп. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8j6 процента

3 руб. 70 коп. за 1 литр

Табачные изделия: Табак трубочный Табак курительный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производ­ства табачной продукции Сигары Сигариллы, сигареты с фильтром длиной свыше 85 мм Сигареты с фильтром, за исключением сигарет с фильтром длиной свыше 85 мм и сигарет 1, 2, 3 и 4-го классов по ГОСТу 3935-81 Сигареты с фильтром 1, 2, 3 и 4-го классов по ГОСТу 3935-81 Сигареты без фильтра, папиросы

453 руб. 60 коп. за 1 кг 185 руб. 92 коп. за 1 кг 11 руб. 20 коп. за 1 штуку 84 руб. за 1000 штук 61 руб. 60 коп. за 1000 штук 39 руб. 20 коп. за 1000 штук 11 руб. 20 коп. за 1000 штук

Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 Квт (90 л. с.) включительно

Оруб. за 0,75 Квт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 Квт (90 л. с.) и до 112,5 Квт (150 л. с) , включительно

11 руб. 20 коп. за 0,75 Квт

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 Квт (150 л. с), мотоциклы с мощ­ностью двигателя свыше 112,5 Квт (150 л. с.)

112 руб. за 0,75 Квт (1 л. с.)

Бензин автомобильный с октановым числом до "80" включительно

1512 руб. за 1 тонну

Бензин автомобильный с иными октановыми числами

2072 руб. за 1 тонну

616 руб. за 1 тонну

Масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

1680 руб. за 1 тонну

Природный газ, реализуемый (переданный) на территории Российской Федерации

Природный газ, реализуемый (переданный) в государства ­ участники СНГ

Природный газ, реализуемый (переданный) за пределы территории Российской Федерации (за исключением государств ­ участников СНГ)

Кроме того, установлен порядок определения налоговых ставок для
алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9% вклю­
чительно и свыше 9%.
Ставки авансового платежа в форме покупки акцизных марок либо региональных специальных марок по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке, устанавливаются Правительством РФ и не могут превышать 1% установленной ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25%.
Сроки и порядок уплаты акциза при реализации подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья установлены положениями ст. 204 НК РФ. По общему правилу, уплата акциза при реализации (передаче) подакцизных товаров и минерального сырья производится исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Этот материал обновлен 20.04.2021

Косвенный налог — налог на товары и услуги, который производитель платит не напрямую, а устанавливает как надбавку к цене. Эти деньги он вычтет из выручки и отдаст государству. По факту налог платит покупатель, а производитель его только собирает. Самые распространенные виды косвенных налогов — акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС). Косвенные налоги всегда зачисляются в федеральную казну, а не в местные бюджеты.

Что делает налог косвенным

Именно тот факт, что компания платит не свои деньги, а передает от покупателя государству, и делает налог косвенным. При этом часто покупатель даже не подозревает, что оплачивает какой-то налог, так как он уже включен в цену. Бывает по-другому : в США, например, на ценниках указывают стоимость товара без НДС, но на кассе клиент должен заплатить и дополнительный налог.

Отличие косвенных налогов от прямых

Главное отличие косвенных налогов от прямых в том, что прямые налоги компания платит из своих денег, а косвенные перекладывает на плечи клиента, просто увеличивая цену продукта. По сути, это налог на потребление.

Виды косвенных налогов

Акциз — налог, включенный в цену определенных товаров, перечень которых утвержден государством. Как правило, налог составляет фиксированную сумму для конкретного количества товара — литра, одной единицы и т. п.

В России, например, акцизы включены в стоимость сигарет, алкоголя, топлива. Единой ставки по акцизам нет, ее устанавливают индивидуально для каждой группы товаров.

НДС — самый распространенный налог. В России на его долю приходится почти треть всех бюджетных доходов. Налог на добавленную стоимость устанавливают почти на все виды товаров, работ или услуг.

Бизнес, который производит товар или услугу, а также перепродает что-либо , включает в свою цену продукта некую маржу — добавленную стоимость. НДС — налог на эту добавленную стоимость. Но платит его покупатель.

Ставка НДС в России может иметь три значения:

  1. 20% — основная ставка.
  2. 10% — льготная ставка для определенной продукции, например для продуктов из потребительской корзины: мука, хлеб, мясо, сахар, соль, овощи и т. д. Кроме того, сниженной ставкой облагаются детские и медицинские товары, школьные принадлежности, газеты и журналы.
  3. 0% — льготная. Например, НДС не платят компании, которые занимаются экспортом, а также международными перевозками, транзитом нефти и газа.

Расчет НДС. НДС — это налог не с прибыли и не с выручки, а именно на добавленную стоимость. Вот как его считают.

Например, торговая компания «Стройка» купила у оптовика 10 банок краски за 6000 Р . В этой сумме 5000 Р — цена товара, а еще 1000 Р — налог на добавленную стоимость. Для «Стройки» это входящий НДС.

Потом «Стройка» продала эту краску строительной фирме за 9000 Р . В документах эта сумма разделена на цену товара без НДС — 7500 Р — и сумму НДС — 1500 Р . Это исходящий НДС «Стройки», который она получит от своего покупателя при продаже краски.

В бюджет стройка заплатит не 1500 Р , а разницу:
1500 − 1000 = 500 Р .

Так сделает каждый продавец в цепочке. Получится, что все они платят только часть общей суммы НДС в конечной цене — то есть процент только от своей добавленной стоимости, а не от всей цены товара. А весь налог заплатит последний покупатель товара.

Косвенные налоги в бухгалтерском учете

Косвенные налоги продавец включает в цену товара, значит, деньги поступают в организацию вместе с выручкой. По факту они не являются частью дохода — налог надо перечислить в бюджет.

Акцизы, в соответствии с главой 22 НК РФ, обязаны платить компании — производители подакцизной продукции, например алкоголя или табачных изделий. В бухгалтерском учете отражают акцизы не только по проданным товарам. Если в качестве сырья для производства подакцизного товара используется тоже подакцизный товар, то и его акциз надо отражать в балансе. Проще говоря, если предприятие выпускает алкоголь, то по бухгалтерии пройдет и акциз на водку, и акциз на спирт, купленный для ее производства.

Налог на добавленную стоимость рассчитывается в конце налогового периода. В бухгалтерском учете НДС отражается в четырех типах операций:

  1. При покупке товаров, работ или услуг отдельно учитывается покупка и отдельно — НДС по ней.
  2. При продаже товаров, работ или услуг отдельно начисляют НДС, если реализуют произведенную продукцию, отдельно — если продают основные средства или нематериальные активы.
  3. С предоплаты будущих поставок.
  4. По суммам, предъявляемым к вычету НДС.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Государства сочетают прямые и косвенные налоги в своей налоговой политике. Экономисты выделяют четыре основные системы соотношения этих двух типов налогов.

  1. Англосаксонская — когда большая часть приходится на прямые налоги. Подобная система действует в США и Великобритании.
  2. Евроконтинентальная — когда основную часть доходов государства составляют косвенные налоги. Практикуется в государствах с высоким уровнем жизни и высокими расходами на социальную сферу, например в странах Западной Европы.
  3. Латиноамериканская — когда доходы бюджета формируют преимущественно косвенные налоги. Но основная цель — синхронизировать сбор налогов с ростом цен. Такую систему используют многие страны Латинской Америки и Африки, подверженные частым экономическим кризисам.
  4. Смешанная — когда в бюджет поступают прямые и косвенные налоги примерно в равных долях. При этом государство сознательно развивает предпринимательство в стране, чтобы увеличить прямые налоговые поступления, сняв налоговую нагрузку с физлиц. Применяется также в европейских странах.

В России косвенные налоги составляют примерно 47% доходов госбюджета, на прямые приходится около 15%, остальное — доходы от экспорта энергоносителей. Причем поступления от НДС превышают прибыль от продажи нефти и газа. Поэтому российская экономика ближе всего к латиноамериканской модели.

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 30. Права и обязанности налогоплательщика

Перечень вопросов рассмотренных на уроке

  1. Налоги.
  2. Виды налогов.
  3. Права и обязанности налогоплательщиков.
  4. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств.

Налогоплательщик – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Прямой налог – налог, который изымается непосредственно из дохода налогоплательщика.

Косвенный налог – налог, который включается в цену товаров и услуг.

Налоговая служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Налоговая льгота – преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками.

Налоговая санкция – разновидность мер финансово правовой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа или в некоторых случаях пени, применяемой к банкам, в размерах, закрепленных Налоговым Кодексом РФ.

Налоговый кодекс РФ – это базовый законодательный документ, главная задача которого заключается в регулировании сферы взимания налогов с физических и юридических лиц.

Акциз - один из видов налога, представляющий не связанный с получением дохода продавцом косвенный налог на продажу определенного вида товаров массового потребления.

Ключевые слова

Налог; налогоплательщик; прямой налог; косвенный налог; права налогоплательщика; налоговая санкция; налоговый кодекс РФ; налоговые льготы; налоговая служба; акциз.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Боголюбов Л.Н., Ю. И. Аверьянов. Обществознание. 10 класс. Учебник для общественных организаций М.: Просвещение, 2014. – С. 207-217.

Открытые электронные ресурсы:

Теоритический материал для самостоятельного изучения

Одним из непременных требований к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется его благами, является обязательная уплата законно установленных налогов и сборов. Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность страны и безопасность граждан. Налоговый кодекс РФ – это базовый законодательный документ, главная задача которого заключается в регулировании сферы взимания налогов с физических и юридических лиц. Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сроки. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов, налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях – уголовную ответственность. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги. Налогоплательщики должны встать на учет в органах Федеральной налоговой службы, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, вести в установленном порядке учет своих доходов. Они не имеют права препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении им своих служебных обязанностей. Налогоплательщики обязаны предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Самая главная обязанность налогоплательщиков - это своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы.

Налогоплательщики имеют право получать: получать бесплатную информацию о действующих налогах. Они могут пользоваться льготами по уплате налогов, в установленном законодательством порядке. Налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов. Так же налогоплательщики имеют право: обжаловать в установленном порядке решение налоговых органов; требовать соблюдения налоговой тайны и возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов.

Налоговая служба - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Мерой ответственности за налоговые правонарушения является налоговая санкция. Налоговая санкция – разновидность мер финансово правовой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа или в некоторых случаях пений.

Пеня — денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты налогов в более поздние сроки.

Выделяют следующие функции налогов: фискальную (наполнение государственного бюджета и финансирование расходов государства); социальную (за счет частичного перераспределения средств, происходит некоторое сглаживание социального неравенства); регулирующую (влияние на структурные изменения в экономике). По методу взимания различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги изымаются непосредственно из дохода налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, накапливаются у продавца товаров и выплачиваются им в казну. Налоги так же классифицируются по территориальному принципу.

Выделяют федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральными являются следующие налоги и сборы:

налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.

Региональными являются следующие налоги: налог на имущество организаций; транспортный налог; налог на игорный бизнес.

К местным относятся следующие налоги: земельный налог; налог на имущество физических лиц. Акциз - один из видов налога, представляющий не связанный с получением дохода продавцом косвенный налог на продажу определенного вида товаров массового потребления.

Основные принципы налогообложения

  • справедливость
  • четкая определенность и точность
  • удобство взимания
  • эффективность
  • обязательность

Разбор типового контрольного задания.

  1. Какой налог из перечисленных изымается непосредственно из дохода налогоплательщика?

Правильный ответ: 4) прямой

  1. Вставьте слова в предложение:

Одним из ___________ (А) требований к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется его благами, является обязательная ______ (Б) законно установленных налогов и сборов.

Варианты ответа:

  1. строгих;
  2. непременных;
  3. зарплата;
  4. уплата.

Правильный вариант/варианты: А – 2 (непременных); Б - 4 (уплата).

Разновидность косвенного налога, обычно устанавливаемого на отдельные товары и услуги массового спроса (вино, табак, бензин, пиво и т.п.). Ставки налога устанавливаются твердыми с единицы товара, но могут быть дифференцированы в зависимости от качественных характеристик товара. Обычно акциз применяется к продукции частных предприятий. На товары массового потребления, являющиеся объектом государственного производства и торговли, устанавливаются фискальные монопольные налоги. В этом случае государство продает определенный вид товара по более высоким ценам, включающим налог. Главная цель такого налога - дополнительная мобилизация средств в бюджет. [c.10]


Налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу. При такой форме налогообложения мобилизация средств в госбюджет происходит в момент реализации товара или услуг. Оплачивает надбавку покупатель, а перечисляет государству владелец товара из оплаченной в момент реализации выручки. Таким образом, объектом обложения выступают товары и услуги, как правило, личного потребления. Наиболее распространенными видами косвенных налогов являются налог с оборота, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. [c.188]

Вид косвенного налога, является разновидностью налога с оборота (см. [Н 12]). Уплачивается конечным потребителем при покупке товаров и услуг, а также на различных стадиях производства и реализации товаров. В облагаемый данным налогом оборот включается не вся выручка, а только добавленная в данном звене производства реализации стоимость. В состав добавленной стоимости входят амортизация, заработная плата с начислениями, некоторые другие текущие затраты (в том числе проценты за кредит), а также прибыль. В цену товара входит общая сумма налога, уплаченная на всех стадиях продвижения товара к конечному потребителю. Налог служит стабильным источником поступления средств в бюджет, стимулирует снижение издержек производства и обращения, а также ускорение реализации. Получил распространение в странах — членах Европейского экономического сообщества и некоторых других промышленно развитых странах (Швеция, Австрия и т.д.). Ставки этого налога в странах - членах ЕЭС существенно различаются (например, в ФРГ- 14%, в Бельгии - 19%), что затрудняет создание единого внутреннего рынка ЕЭС. В структуре налогообложения промышленно развитых стран удельный вес доходов от данного налога составляет в среднем 25% (исключением является Франция, где его доля в налоговых поступлениях существенно выше - около 40%). [c.189]


Правительства ряда западноевропейских стран предпринимали попытки оградить национальную угольную промышленность от конкуренции импортного жидкого топлива с помощью государственно-монополистического регулирования, включавшего налоговую политику, контроль над ценами нефтепродуктов на внутреннем рынке и другие методы. Налогообложение при этом выполняло двоякую функцию. Так, одним из основных назначений весьма высоких косвенных налогов на продукты переработки импортированной нефти было выравнивание монопольно низких цен на это сырье с высокими ценами производства местного твердого топлива. С регулирующей функцией очень тесно переплеталась вторая — фискальная. Налоги, которые взимались западноевропейскими государствами с потребителей жидкого топлива, вносили существенный вклад в фонд бюджетных поступлений. А из него, в свою очередь, черпались средства для финансирования мероприятий в области энергетики, в том числе для субсидирования национальных предприятий в угольной промышленности. В ФРГ, например, одна лишь сумма налогов на мазут в 60-е годы была [c.21]

Плотность населения в большинстве стран Западной Европы выше, чем в США. Поэтому и проблема автомобильных пробок в Западной Европе выражена острее, а задача борьбы с автомобильными пробками, задача регулирования дорожного движения в западноевропейских странах является более актуальной. В связи с этим и размеры налогообложения бензина в Европе в 2-3 раза больше, чем в США (т.е. западноевропейские страны нуждаются в более активном стимулировании сокращения числа или длительности поездок граждан на автомобилях, что в той или иной мере достижимо с помощью увеличения косвенных налогов на бензин и повышения розничной цены бензина). Именно в этом заключается и одна из причин того, что доля автомобилей с дизельными двигателями в Западной Европе значительно выше, чем в США расходование дизельного топлива (в денежном выражении) на 100 километров пробега автомобиля значительно меньше в сравнении с аналогичным показателем для автомобиля с карбюраторным двигателем. [c.78]


Понятие налога и сбора. Установление, введение и отмена налогов и сборов. Функции налогов. Элементы налога. Виды налогов. Федеральные, региональные и местные налоги. Прямые и косвенные налоги. Общие и целевые налоги. Источники уплаты налогов.-Методы взимания налогов. [c.193]

Изменяя размер налоговых ставок, государство воздействует на соотношение фондов накопления и потребления (создавая, например, дополнительные стимулы для инвестиционной деятельности, маневрируя уровнем косвенных налогов) способствует развитию конкуренции на внутреннем рынке (в частности, путем снижения или отмены таможенных пошлин) воздействует на уровень цен (через ставки косвенных налогов, таможенных пошлин, ставки других видов налогов). [c.77]

Организация налоговой системы предусматривает определение общей налоговой нагрузки (доля в ВВП), соотношение прямых и косвенных налогов, [c.93]

Государство, освобождая экспортеров от уплаты косвенных и некоторых прямых налогов, способствует снижению цен вывозимых товаров, повышая их конкурентоспособность. В соответствии с международной практикой товары, пересекающие границу, могут освобождаться от косвенных налогов. Хотя ГАТТ, преобразованное в 1995 г. в ВТО, запрещает субсидирование экспорта, государство активно воздействует на размеры и условия экспортных кредитов, особенно средне- и долгосрочных. За счет госбюджета частным фирмам и банкам предоставляются льготные экспортные кредиты из низкого процента. В 70-х годах в ведущих странах разрыв между ставками по экспортным и иным кредитам достигал 1,5—2 пункта. Государство удлиняет срок кредитования экспортеров, облегчает и упрощает процедуру получения кредитов. Преференциальные условия экспортных кредитов сохранялись даже при кредитных и валютных ограничениях в стране. [c.297]

Высокие косвенные налоги — НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж. Они являются ценообразующим фактором, широко использующимся государством для наполнения доходами своего бюджета. В конечном итоге возникает общий рост цен [c.50]

Главная причина превалирования в бюджете косвенных налогов — резкий спад производства и снижение прибыли. В то же время высокий уровень государственных расходов вызывает необходимость привлечения в бюджет доходов за счет косвенного обложения. [c.112]

Косвенные налоги — налоги, взимаемые в виде надбавки к цене товара. Краткосрочные активы — денежная наличность и активы, которые в ближайшее время могут быть переведены в денежную форму или будут использованы в ближайшем будущем, обычно в течение года. [c.497]

Налоговая система — совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы. Состоит из прямых и косвенных налогов прямые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, вторые включаются в виде надбавки в цену товара (тарифа на услугу) и оплачиваются потребителем. В составе косвенных налогов выделяют акцизы, (фискальные монополии, таможенные пошлины. [c.498]

Портфель ценных бумаг — вложения в ценные бумаги разного вида разного срока действия и разной ликвидности, управляемые как единое целое. Пособие — регулярная или единовременная денежная выплата, предоставляемая гражданам страны в связи с временной нетрудоспособностью, беременностью и родами, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и др. Пошлина — один из видов косвенных налогов. [c.501]

Цены оптовые отпускные включают, помимо цен изготовителя, косвенные налоги — акциз и налог на добавленную стоимость. Эти цены обеспечивают начисление косвенных налогов, составляющих важнейшие статьи доходов федерального бюджета. [c.145]

Косвенные налоги — это налоги, взимаемые со стоимости реализованных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, с операций по реализации товаров, работ, услуг, в том числе акцизы и налог на добавленную стоимость. [c.518]

Акцизы — косвенные налоги, включаемые в цену товара. Ими облагается установленный законом перечень товаров, называемых подакцизными товарами. [c.579]

В чем специфика акцизов как косвенных налогов [c.582]

В зависимости от механизма изъятия различают прямые налоги (подоходные, поимущественные, ресурсные и др.) и косвенные (на обращение и потребление). Прямые налоги взимаются непосредственно с налогоплательщика. Косвенные налоги в виде фиксированной добавки к цене опосредованно перекладываются на покупателя, выступающего носителем налога. Объектом обложения выступают товары и услуги, при этом продавец товара выступает только конечным субъектом-налогоплательщиком. [c.96]

По источнику уплаты выделяют налоги (а) относимые на увеличение цены товара (работы, услуги), т. е. косвенные налоги (б) относимые на себестоимость (издержки) продукции (в) относимые на финансовые результаты (чистая прибыль, с доходов от капитала, с доходов физических лиц). [c.96]

Регрессивное налогообложение заключается в том, что с ростом налоговой базы происходит сокращение размеров ставки. Например, регрессивным является всякое косвенное налогообложение. Приведем пример. Пусть г-н Иванов, имеющий годовой заработок 25 тыс. руб., покупает импортные туфли, в цене которых косвенные налоги (импортная пошлина, НДС, налог с продаж) составляют 1250 руб. Налоговая нагрузка составит 5%. Г-н Петров с заработком в 50 тыс. руб., купивший те же самые туфли, заплатит налоги в размере 2,5%, т. е. вдвое меньше. Следовательно, косвенные налоги в большей степени ущемляют малообеспеченных лиц, получающих относительно меньшие доходы. [c.97]

В процессе становления налоговых систем западных стран происходило упорядочение и систематизация изъятий части доходов хозяйствующих субъектов в казну государства. Параллельно с этим внутри налоговых систем на смену поземельному и подушному налогам пришел подоходный налог. Общая тенденция развития налоговых систем — изменение соотношения между прямыми и косвенными налогами. Если до Первой мировой войны преобладали косвенные налоги, то после кризиса 20—30-х годов XX века скачкообразно увеличилась роль прямых налогов. [c.100]

В этот период косвенное налогообложение также окончательно претерпело принципиальные изменения. Если ранее однократно облагался акцизом широкий перечень товаров повседневного спроса, то с 20-х годов на первое место среди косвенных налогов выходит налог с оборота (налог с продаж), взимаемый на стадиях окончательной реализации подавляющего большинства товаров. В 1960—1970 гг. произошла следующая трансформация налог с оборота во многих странах изменился на налог на добавленную стоимость, многократно взимаемый практически со всех товаров на всех стадиях их обработки и реализации. Таким образом, историческая цепочка развития косвенных налогов (без учета таможенных пошлин) выглядит следующим образом акциз => налог с оборота = НДС. [c.101]

Налоговая система Российской империи до Первой мировой войны вследствие слабости развития рыночных отношений и высокой степени государственного монополизма базировалась не столько на налоговых, сколько на доналоговых поступлениях. В бюджетных доходах доминировали поступления от государственного хозяйства (в отдельные годы их удельный вес доходил до 65% одна казенная винная монополия приносила около 25% доходов бюджета). Второе место по значимости поступлений приносили косвенные налоги (акцизы на соль, сахар, чай, спички, керосин, табак и т. д.) третье ме- [c.101]

Налог на добавленную стоимость (НДС) есть форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства от сырья до конечного продукта и взимается с каждого акта купли-продажи в процессе товародвижения. Налог определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС является косвенным налогом, влияющим на процесс ценообразования и структуру потребления. [c.113]

Акцизы — разновидность косвенных налогов, в то же время они наделены рядом специфических черт [c.119]

В США акцизы называют налогами на грехи (они полагаются на товары, так или иначе приносящие вред личности, обществу, природе) акцизами облагаются спиртные напитки, пиво, табак, бензин. Перечень подакцизных товаров примерно одинаков во всех странах. О величине косвенного (прежде всего акцизного) налогообложения, например, табачных изделий говорит следующий факт во Франции при цене пачки сигарет 3 долл. косвенные налоги составляют 2,25 долл.2 [c.119]

Налог с продаж. Этот региональный косвенный налог введен в действие на территории Российской Федерации с 1 января 1999 г. вместо ряда малоэффективных местных налогов. Плательщиками налога с продаж являются юридические лица Российской Федерации, иностранные юридические лица, индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы, услуги) в розницу или оптом за наличный расчет на территории тех регионов России, где введен этот налог. При определении объекта налогообложения стоимость товаров (работ, услуг) включает НДС и акциз (для подакцизных товаров). Максимальная ставка налога, установленная федеральным законом, равна 5%. При этом большая группа товаров и услуг первой необходимости освобождена от налога с продаж. [c.121]

Согласно марксистской социологической доктрине, предпочтение должно быть отдано прогрессивному подоходному и поимущественному налогообложению, т. е. ущемлять следует богатых. Косвенные налоги, как регрессивные, ухудшающие положение малообеспеченных, Маркс назвал прогрессивными навыворот . Между тем действующая налоговая система РФ сформирована вопреки Марксу. Как следует из табл. 4.2, удельный вес косвенных налогов в федеральном бюджете 2000 г. (НДС, акцизы, таможенные пошлины) составляли 69,2%. [c.136]

Не стоит поэтому удивляться, что, хотя о намерении стабилизировать цены говорили повсюду, но тз ответственность и последовательность, с которыми подошли к этому вопросу государственные органы Японии, не имели равных. Идеи эти прошли через все государственные программы тех лет. Но что наиболее характерно роль государства понималась далеко за пределами обычной для него сферы воздействия на цены, какой являются, скажем, импортные пошлины или косвенные налоги. Коль скоро речь зашла и об этом, надо подчеркнуть, что, несмотря на значительный дефицит госбюджета, правительство старалось не повышать косвенных налогов и но-выйЗ%-ный налог на продажу был введен (и то после большой [c.42]

Многочисленные исследования американских и западноевропейских экономистов свидетельствуют о том, что буржуазное государство вплоть до 1974 г. присваивало себе более 70% чистой прибыли от нефти — главным образом через прямые и косвенные налоги на конечных потребителей, включаемые в розничные цены на топливо, горючее и электроэнергию. Согласно подсчетам, например газеты английских деловых кругов Файнэншл тайме , незадолго до начала энергетического кризиса — в июле 1973 г. — западноевропейские правительственные налоговые органы получали 55 из каждых 76 долл. чистой прибыли от тонны нефти развивающихся стран1. [c.16]

Требование операциональности особенно существенно для краткосрочных прогнозов. Например, конкретная реализация лицензионной политики и политики кредитования Центрального банка состоит именно в предоставлении индивидуальных лицензий и займов. Если в прогнозе упоминается только об общей сумме прямых или косвенных налогов, то он не является операциональным, так как эти сведения не содержат инструкций для сборщиков налогов. Использование высокоагрегированных показателей при описании экономической политики чаще приводит к тому, что прогнозы и прогнозные модели как бы зависают в воздухе. Необходимо, чтобы была корреспонденция госбюджета среднесрочного плана (особенно первого года) по уровню агрегирования информации. [c.89]

Акциз — вид косвенного налога, взимаемого в цене товаров. Акцизы были широко распространены уже в XIX веке. Развитие акцизного обложения привело к появлению уни-версального акциза в виде налога с оборота, налога с продаж, налога на добавленную стоимость. Различают индивидуальные акцизы (по отдельным видам и группам товаров) и универсальные (например, налог на добавленную стоимость). Акционерное общество — компания, являющаяся юридическим лицом, капитал которой состоит из взносов пайщиков-акционеров и учредителей. Форма организации производства i-а основе привлечения денежных средств путем продажи акций. Существуют закрытые и открытые акционерные общества [c.489]

Отчет о финансовых результатах отражает общую тенденцию разделения функций бухгалтерского учета для составления бухгалтерской и налоговой отчетности. Название граф ф.№2 за отчетный период и за анализируемый период прошлого года позволяет непосредственно наблюдать показатели этой формы в динамике. При этом показатель выручки от реализации товаров (продукции, работ, услуг) показывается в метаоценке, т.е. без косвенных налогов и обязательных платежей. [c.329]

Выручка от реализации продукции (товаров, работ и услуг) в отпускных ценах без НДС и иных косвенных налогов и платежей (нетто-еыручка) Производственная себестоимость реализованной продукции (прямые материальные и трудовые расходы и общепроизводственные расходы) [c.281]

Предположим, что кузов автомобиля производится в ФРГ на заводах Фольксваген , окончательная сборка осуществляется во Франции на Рено , а продается автомобиль в Италии. Если используется налог с оборота, то львиную долю налоговых поступлений получит Италия, а ФРГ и Франции достанутся лишь крайне незначительные налоговые доходы. Такая система косвенного налогообложения тормозила интеграционные процессы. Другими причинами введения НДС были необходимость расширения налоговой базы и существенные масштабы уклонения от прямых налогов. Введение нового косвенного налога объясняется и психологическим фактором. Косвенные налоги входят в цену товара и скрыты в ней. При свободном ценообразовании и в условиях инфляции выделить, рассчитать величину косвенного налога в цене товара достаточно сложно. Прямые налоги, наоборот, наглядйы и вызывают психологическое отторжение. [c.113]

Смотреть страницы где упоминается термин Косвенные налоги

Смотреть главы в:

Экономико-математический словарь Изд.5 (2003) -- [ c.210 ]

Финансово кредитный словарь Том 1 (1961) -- [ c.564 ]

Понятие «акцизы», как уже отмечалось, может иметь как расширенное, так и узкое толкование.

Акцизы могут взиматься не только центральным правительством, но также и региональными властями и органами местного самоуправления. Централизованное взимание акцизов обычно применяется в унитарных государствах. Наделение региональных властей и органов местного самоуправления правом взимать акцизы, устанавливать или изменять их ставки характерно для федеративных и конфедеративных государств.

Плательщиками акцизов обычно выступают предприятия, производящие подакцизную продукцию. Иногда обязанность по уплате акцизов возлагается также на оптовых покупателей и продавцов подакцизных товаров.

Могут устанавливаться следующие виды ставок акцизов: единые — для однородных товаров (соль, сахар, спирт); дифференцированные — для товаров, классифицируемых по различным признакам: качеству, содержанию алкоголя и т.д. (вина, масла, ткани, нефтепродукты); пропорциональные — для товаров одной группы, имеющих разные уровни цен (табачные изделия).

Ставки акцизов подразделяются на: твердые (специфические), устанавливаемые в абсолютной сумме за единицу обложения; адвалорные, устанавливаемые в процентах к ценам реализации товаров или услуг.

Акцизы используются в тех случаях, когда производство подакциз-ных товаров осуществляется частными производителями. Однако в ряде стран государство объявляет производство подакцизных товаров государственной монополией. Государственная фискальная монополия представляет собой монополию государства на производство и реализа-цию товаров массового потребления (табак, спички, соль и т.п.). Объек-тами государственной монополии могут быть также внешняя торговля, производство и реализация алкогольных напитков, табачных изделий и т.д.

Государственная фискальная монополия может быть полная, когда государство монополизирует и производство, и реализацию какого-то товара, или частичная, при которой монополизировано только произ-водство или только реализация.

Государственная фискальная монополия устанавливается с целью получения возможно больших доходов в государственный бюджет, при этом государство получает не налог, а предпринимательский доход. Государственная фискальная монополия возникла из регалии — исключительного права государства (главы государства) на определенный вид деятельности. В современных условиях государственная фискальная монополия имеет место в Италии (табак, соль, спички), Германии (вино), Франции (табак, спички, пиво, спирт), Японии (соль, табак, спирт, опий) и других странах.

Под налогами с оборота понимается группа косвенных налогов, взимаемых с оборота товаров (работ, услуг) предприятий и организаций (юридических лиц), а в некоторых случаях и с объема реализации товаров (работ, услуг) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В отличие от акцизов, взимаемых с отдельных видов товаров или услуг, налогами с оборота облагаются производство и реализация всех товаров (работ, услуг), за исключением освобождаемых от налогообложения.

Налог с оборота получил широкое распространение в период Первой мировой войны 1914—1918 гг. первоначально в Германии и Франции, а затем и в других странах. Введение налога преследовало фискальные цели: удовлетворить потребности в дополнительных средствах, покрыть острый дефицит бюджета. Рост поступлений по этому виду налогообложения обеспечивается автоматически за счет повышающихся в условиях инфляции цен, а также в результате расширения объектов обложения.

Первоначально налогом облагалась стоимость валового оборота то-вара предприятия многоступенчатым (каскадным), или так называемым кумулятивным, методом, при котором налог взимался на каждой стадии производства или обращения товара (исключая обороты внутри компании). Такая система действовала в ФРГ, Бельгии, Австрии и других государствах до конца 1960-х гг. Многократность обложения обременяла товар налогами и затрудняла организацию платежа, так как требовала использования большого количества документов. Более простой способ обложения, к которому перешло большинство государств, — взимание налога с оборота один раз — на стадии производства, оптовой или розничной торговли, но по более высокой ставке. Однократное обложение по обороту товара в производстве, с одной стороны, сдерживает централизацию промышленных и торговых предприятий, так как возрастает сумма налога в связи с обложением не только производственных, но и реализационных расходов; с другой стороны, стимулирует объединение торговых фирм, так как крупные магазины имеют меньше издержек обращения, а следовательно, их облагаемый оборот уменьшается.

Распространение налогов с оборота в развитых странах объясняется не только их фискальным значением, но и возможностью использования для воздействия на процесс производства. Освобождая экспортеров от обложения налогами с оборота, государство стимулирует экспорт товаров.

Обложение оборота предприятий, производящих и реализующих товары (работы, услуги), может осуществляться по единым или индивидуальным ставкам.

С начала 1960-х гг. во многих странах происходило преобразование налога с оборота в налог на добавленную стоимость (НДС). НДС используется в налоговых системах более 50 государств, в частности во всех странах Европейского союза. Установление НДС — одно из условий членства в Европейском союзе. Впервые этот налог был введен во Франции в 1954 г. Из ведущих промышленно развитых стран единственной страной, не использующей НДС, являются США. Важно отметить также, что НДС, используемый в Канаде, Японии, Новой Зеландии и некоторых других странах, существенно отличается от НДС, применяемого в странах Европейского союза.

В странах — членах Европейского союза НДС применяется с целью унификации национальных систем косвенного обложения (в со-ответствии с Римским договором) и для создания единой доходной базы бюджета Европейского союза, главным доходным источником которого с 1975 г. были поступления от НДС в размере 1% суммы налога (с 1986 г. — 1,4%), собранного каждой страной-членом.

При обложении НДС обычно используются стандартная (основная) ставка и пониженные ставки. Во многих странах для товаров (работ, услуг), освобождаемых от НДС, используется нулевая ставка налога.

Испания и др.) используются повышенные ставки НДС, применяющиеся к предметам роскоши и отдельным видам услуг.

Расчет налоговых обязательств по НДС может осуществляться следующими методами: а) прямым аддитивным; б) косвенным аддитивным; в) методом прямого вычитания; г) зачетным методом (косвенное вычитание, или инвойсный метод). Наиболее широко применяется зачетный метод, при котором размер НДС, подлежащего уплате, рассчитывается как разница между НДС, полученным от покупателей, и НДС, уплаченным продавцом. (Данный метод определения налоговых обязательств по НДС стал основным в Российской Федерации).

Использование НДС в налоговых системах нередко порождает целый ряд проблем. Достижение наибольшей эффективности во взимании НДС возможно только при условии тотального контроля налоговых органов за всеми налогоплательщиками, находящимися в экономической цепочке от добычи сырья до реализации изделий конечному потребителю. Для эффективного взимания индивидуальных акцизов достаточно только наличия жесткого контроля над производителями подакцизных товаров, число которых по сравнению с плательщиками НДС меньше в десятки, а иногда и в сотни раз.

Наибольшие и стабильные поступления НДС в бюджет дают круп-ные промышленные и торговые предприятия. Как правило, проблемной сферой при применении НДС являются предприятия розничной торговли, особенно в тех случаях, когда розничная торговля ведется индивидуальными предпринимателями. НДС представляет собой налог, по которому практически полностью отсутствуют легальные способы минимизации налоговых выплат. Но если налоговые органы не в состоянии обеспечить одновременный контроль за покупателями и по-ставщиками товаров (работ, услуг), то могут возникнуть многочисленные возможности по уклонению от уплаты налога, в частности путем составления фиктивных счетов-фактур.

Налог с продаж представляет собой косвенный налог, объектом обложения которым выступают обороты по реализации товаров и (или) услуг. Налоги с продаж могут подразделяться на общие и специальные. Специальные налоги с продаж, по сути, представляют собой разновидность акцизного налогообложения. В отличие от НДС налог с продаж обычно взимается только в сфере реализации товаров (работ, услуг), а объектом реализации выступает весь совокупный оборот предприятия (физического или юридического лица), осуществляющего розничную торговлю или предоставляющего услуги населению. Наиболее широко данный налог применяется в США, где он устанавливается законодательными органами отдельных штатов. Поступления по налогу с продаж в общих налоговых поступлениях составляют около трети. Одновременное взимание и НДС, и налога с продаж применялось в Российской Федерации до 1 января 2004 г.

Таможенные пошлины и сборы взимаются с провозимых через на-циональную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. Таможенные пошлины подразделяются на вывозные (взи-маемые государством при экспорте товаров), ввозные (взимаемые с импортируемых товаров) и транзитные (взимаются при переходе ино-странного груза через границу данной страны, следующего через ее тер-риторию для потребления в третьей стране). В зависимости от целей та-моженные пошлины и сборы подразделяются на фискальные (играющие значительную роль в доходах бюджета), протекционистские (защища-ющие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров),.ан- тидемпиговые (разновидность протекционистских пошлин), преферен-циальные (льготные пошлины, обычно устанавливаемые в отношении товаров, происходящих из определенных государств, в соответствии с условиями договоров). Фискальное значение таможенных пошлин и сбо-ров в развитых странах, как правило, невелико.

Читайте также: