Срок ответа налоговой на запрос налогоплательщика

Опубликовано: 15.05.2024


ИФНС может истребовать у плательщиков документацию, подтверждающие ту или иную хозяйственную операцию. Налогоплательщик обязан предоставить ответ в установленные законом сроки. За неисполнение этого требования предусмотрена ответственность в виде штрафа, который взыскивается с директора компании или главного бухгалтера.

Рассмотрим подробнее, как предоставляется ответ налоговой на требование о предоставлении документов, форму ответа и сроки его подачи.

  • В каких случаях ИФНС требует документы
  • Какие документы могут истребовать должностные лица ФНС у компании
  • Сроки предоставления документов по требованию налоговой
  • Как подготовить ответ налоговой на требование о предоставлении документов
  • Последствия ненаправления ответа на запрос
  • Как поступить при отсутствии документов
  • Как правильно организовать взаимодействие с налоговой службой

В каких случаях ИФНС требует документы

Первичные документы, отражающие взаимоотношения между контрагентами, могут понадобиться налоговой службой для проверки законности операции, а также правильности начисления обязательных платежей в бюджет. Истребовать документацию должностные лица ИФНС могут у проверяемой компании, а также юридических лиц и предпринимателей, которые с ней работали.

Отказ от предоставления документов и нарушение установленных нормативно-правовыми актами сроков влечет серьезные последствия вплоть до блокировки счета, что делает невозможным работу компании.

Обратите внимание, что форма требования строго регламентирована приказом ММВ-7−2/628@. В запросе налоговой обязательно указывается исчерпывающий перечень первичных документов, которые компания или ИП обязаны предоставить.

Что могут истребовать должностные лица ФНС у компании

Дополнительно направляются другие документы, подтверждающие наличие взаимоотношений между субъектами предпринимательства:

  • Гражданско-правовые договора с приложениями;
  • Дополнения к договорам
  • Выставленные и оплаченные счета;
  • Акты выполненных работ;
  • Декларации;
  • Счета-фактуры по НДС.

Сроки предоставления документов по требованию налоговой

Согласно действующему порядку, срок предоставления документов по требованию налоговой в 2020 году составляет:

  • Для компании, которая проходит проверку или предоставляет документы по конкретной гражданско-правовой сделке — 10 дней;
  • При передаче данных по контрагенту (если они есть) — 5 дней.

Важно не допустить нарушение сроков предоставления документов. Для этого нужно помнить, что первым днем, с которого начинается отчет, является следующий за получением требования. А именно:

  • Если запрос отправлен по почте — 6 день с момента отправки;
  • Если налоговая выставила требование в личном кабинете — следующий за днем размещения;
  • Если используется ТКС — день отправки подтверждения о получении запроса.

Как подготовить ответ налоговой на требование о предоставлении документов

Форма документа, который направляет компания в ответ на запрос ИФНС, строго не регламентирована. Необходимо указать реквизиты требования и перечислить список копий документов, которые к нему прилагаются с указанием числа страниц.

Иногда в запросе должностные лица налоговой службы требуют дать пояснения по конкретной сделке. В этом случае их необходимо предоставить в письменной форме, текст ответа может быть произвольным.

Если у компании отсутствуют запрошенные документы, необходимо написать об этом и указать причину отсутствия первичной или итоговой документации.

Правила предоставления копий документов:

Если компания или ИП физически не может предоставить ответ в указанное законом время по объективным причинам, она просит у налоговой отсрочку. Перенос сроков возможен только после направления письменного уведомления в адрес должностных лиц налоговой службы.



Последствия ненаправления ответа на запрос

Субъект предпринимательства, который не хочет иметь проблем с налоговой службой, имеет только три варианта действий в ответ на запрос налоговиков:

Плательщик несет ответственность за отказ в предоставлении документов. Причем налоговые инспектора считают отказом факт непредоставления даже 1 документа из запрошенного списка. В этом случае виновное должностное лицо штрафуется согласно нормам административного кодекса.

Ответственность за предоставление документов в налоговую службу несет руководитель предприятия, он же привлекается к ответственности (статья 126 НК РФ). Главный бухгалтер отвечает только в том случае, если обязанность по взаимодействию с ФНС прямо прописана в его должностной инструкции.

Отсрочка по предоставлению документов дается руководителем налогового органа в ответ на запрос плательщика. Он направляется на следующий день после получения запроса и рассматривается в течение 2 дней.

Как поступить при отсутствии документов

Потеря документации, ее уничтожение до истечения срока хранения или неотражение сделки в первичных документах и бухучете влечет такие последствия:

  • Доначисление налоговых платежей вместе с санкциями за их несвоевременную уплату;
  • Привлечение к административной ответственности за нарушение правил учета хозяйственных операций;
  • Привлечение к уголовной ответственности, если представителями правоохранительных органов будут доказаны умышленные действия, направленные на уклонение от налоговых платежей.

Как правильно организовать взаимодействие с налоговой службой

Хотите правильно организовать взаимодействие с налоговой службой и избежать проблем, связанных с нарушением порядка предоставления документов? Обращайтесь за помощью в компанию «Мегаконсалт». Мы предоставляем услуги по ведению бухгалтерского учета на условиях аутсорсинга. Наши бухгалтера и юристы досконально знают порядок взаимодействия с ИФНС и не допустят нарушений, которые могут повлечь негативные последствия для вас.

Для получения консультаций и оформления заявки на услуги по ведению бухучета в компании «Мегаконсалт» обращайтесь к нашим менеджерам по указанным телефонам.


Способы направления требования

Требование налогового органа о представлении документов

Налоговому органу предоставлена возможность передачи документов по его усмотрению следующими способами (п.4 ст. 31 НК РФ):

  • вручение непосредственно под расписку лицу, которому они адресованы, или его представителю;
  • направление по почте заказным письмом. Считается полученным на шестой рабочий день со дня отправки заказного письма (п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота. Датой получения считается дата, указанная в квитанции о приеме (п.п. 6, 12, 13 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168);
  • передача через личный кабинет налогоплательщика (действует с 01.01.2015, Федеральный закон от 04.11.2014 № 347-ФЗ). Датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (абз. 4 п. 4 ст. 31 НК РФ).

Нюансы направления требования по ТКС.

Порядок направления требования о представлении документов (информации) в электронном виде по ТКС утвержден приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ (далее — Порядок).

Требование о представлении документов, направленное в электронном виде по ТКС, считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью) налогоплательщика. Напоминаем, что датой получения требования считается дата, указанная в квитанции о приеме (п.п. 6, 12, 13 Порядка).

Если не представить квитанцию в срок, налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня истечения шестидневного срока вправе приостановить операции по счетам в банке и переводам его электронных денежных средств (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 21.04.2015 № 03-02-08/22548).

Способы предоставления документов

Документы от налогоплательщика в налоговый орган

Истребуемые документы (информация) могут быть представлены в налоговый орган следующими способами (п. 2 ст. 93 и абз. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ):

  • лично или через представителя,
  • направлены по почте заказным письмом;
  • по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в порядке, установленном ФНС России.

Способ представления истребуемых документов (информации) определяется налогоплательщиком самостоятельно в рамках НК РФ (письмо ФНС России от 25.11.2014 N ЕД-4-2/24315).

НК РФ установлены следующие формы представления истребуемых документов:

  • на бумажном носителе в виде заверенных проверяемым лицом копий;
  • в электронной форме по установленным ФНС России форматам.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Заверенная копия документа — это копия, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость (п. 25 ГОСТ Р 7.0.8-2013). При заверении соответствия копии документа ниже реквизита «Подпись» необходимо проставить (п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003):

  • заверительную надпись «Верно»;
  • должность лица, заверившего копию;
  • личную подпись;
  • расшифровку подписи (инициалы, фамилию);
  • дату заверения.

А вот заверять надпись на копии печатью необязательно, даже если организация не отказалась от ее использования (Письмо ФНС от 5 августа 2015 г. № БС-4-17/13706@). Также не требуется нотариально удостоверять копии документов (п. 2 ст. 93 НК).

Согласно позиции Минфина и ФНС при представлении в налоговый орган многостраничного документа необходимо отдельно заверять каждую страницу такого документа либо прошить все страницы, пронумеровать их и заверить всю подшивку. При этом объем подшивки не должен превышать 150 листов (Письма Минфина от 29.10. 2015 № 03-02-РЗ/62336, ФНС от 13.09.2012 г. № АС-4-2/15309@). При этом прошивать вместе разные документы и заверять всю пачку не следует (Письма Минфина от 29.10.2014 № 03-02-07/1/54849, ФНС 02.10.2012 г. № АС-4-2/16459).

Подготовленные для налогового органа документы необходимо сопроводить письмом в двух экземплярах с описью представляемых документов. На своем экземпляре сопроводительного письма (описи) необходимо поставить отметку налогового органа о принятии документов для получения письменного доказательства предоставления документов инспекции.

Особенности представление документов в электронной форме

Порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) утвержден приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@.

Представление документов в электронной форме допускается только тогда, когда они составлены по форматам, установленным ФНС России.

Обращаем внимание, что в настоящее время ФНС России установлены форматы следующих документов:

  • счет-фактура, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, в том числе дополнительные листы к ним (приказ ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@);
  • документ о передаче результатов работ (документ об оказании услуг) (приказ ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/552@;
  • документ о передаче товаров при торговых операциях (приказ ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/551@);
  • опись документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по ТКС (приказ ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@).

Приказами ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@ и от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@ утверждены новые форматы:

  • счета-фактуры и документа об отгрузке и об изменении стоимости товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, применяемого при расчетах по НДС и (или) при оформлении фактов хозяйственной жизни;
  • корректировочного счета-фактуры и документа об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающего в себя корректировочный счет-фактуру, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость и (или) при подтверждении факта изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.

С 02.06.2016 года исключена возможность выбора налогоплательщиком способа представления документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным ФНС России.

Представление таких документов осуществляется только по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (абз. 3 п. 2 ст. 93 НК РФ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Представление документов в виде сканированных копий

В настоящее время возможность представления документов в виде сканированных копий установлена не для всех документов. В виде скан-образов допускается представлять только:

  • договоры (соглашения, контракт), в том числе дополнений (изменений);
  • спецификации (калькуляции, расчета) цены (стоимости);
  • акта приемки-сдачи работ (услуг);
  • счета-фактуры, в том числе корректировочного;
  • товарно-транспортной накладной;
  • товарной накладной (ТОРГ-12);
  • грузовой таможенной декларации/транзитной декларации, в том числе добавочных листов к ним;
  • отчет о выполненных НИОКР.

Указанный перечень документов является исчерпывающим, непоименованные документы можно представить в налоговый орган только в виде бумажных копий (письма ФНС от 09.02.2016 № ЕД-4-2/1984@, от 23.11.2015 № ЕД-4-2/20421).

Истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по форматам, установленным ФНС России (абз. 4 п. 2 ст. 93 НК РФ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Обращаем внимание, что при представлении истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по ТКС, они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя (абз. 5 п. 2 ст. 93 НК РФ).

В заключение

В настоящее время наблюдается ужесточение налогового контроля. Данный факт подтверждает и официальная отчетность налоговых органов. Так, несмотря на то, что по информации ФНС России в 2015 году число выездных налоговых проверок снизилось на 14% (с 35,8 тысяч до 30,6 тысяч), эффективность одной выездной проверки за год выросла на 8% и составила почти 9 млн. руб., а уровень взыскания доначисленных сумм возрос до 60%.

Хочется обратить особое внимание на то, что именно с истребования документов (информации) начинается налоговый контроль за деятельностью налогоплательщика и очень важно с самого начала выстроить верную тактику поведения. Поэтому, как показывает практика, чем раньше организация обращается к профессионалам для сопровождения налоговой проверки, тем успешнее получается отстоять законные права и интересы компании.

В заключение хотелось бы отметить, что нюансов по истребованию документов (информации) в рамках налогового контроля очень много, данной статье охвачена только небольшая их часть. В следующих наших статьях рассмотрим не менее важные моменты, связанные с требованиями налогового органа (повторное представление документов, ответственность и возможность ее смягчения и пр.).

Нет времени читать?

Взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков урегулировано нормами Налогового кодекса и принятых в соответствие с ними нормативных документов. Для каждой ситуации у инспектора есть определенная форма документа, которая направляется налогоплательщику для получения пояснений, документов, информации и т. д. Список ситуаций строго ограничен. Однако на практике многие налогоплательщики сталкиваются с тем, что получают из налогового органа документы неутвержденной формы, или инспектор требует у налогоплательщика что-либо без законного на то основания.

Требование о представлении документов

В рамках проведения выездной налоговой проверки истребование документов является одной из процедур контроля (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ), налогоплательщик обязан предоставлять документы по требованию налогового органа в рамках ВНП. Важно, чтобы требование было оформлено документально по утвержденной форме, не было выставлено в период приостановления проверки или после ее окончания.

Случаи, в которых налоговый орган имеет право потребовать документы в рамках камеральной проверки, ограничены и поименованы в статьях 88 и 93 НК РФ:

    Уточненная декларация подана после двух лет от установленного срока сдачи, сумма налога к уплате меньше, чем в предыдущей или сумма убытка больше, чем в предыдущей декларации.

Необходимо представить данные налогового учета, в соответствии с которыми уточнена декларация, а также первичные документы, обосновывающие внесенные изменения (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).

Использование налоговой льготы.

В данной ситуации есть обязанность представить документы, подтверждающие право на льготу (п. 6 ст. 88, ст. 93 НК РФ).

Возмещение НДС по налоговой декларации.

Необходимо представить документы, подтверждающие право на вычеты по налогу (п. 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ).

  • В декларации по НДС:
    • занижен налог к уплате или завышена сумма налога к возмещению;
    • расхождения между данными в декларациях налогоплательщика и его контрагента;
    • несоответствия операций в журнале учета счетов-фактур налогоплательщика и его контрагента.

    Налоговый инспектор может запросить первичные документы, относящиеся к операциям, счета-фактуры, книгу покупок, книгу продаж и журнал учета счетов-фактур (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

    Декларация по налогу на добычу полезных ископаемых, земельному или водному налогу.

    У налогоплательщика могут потребовать документы, подтверждающие объем забранного водного ресурса или добытого ископаемого.

  • Пониженные тарифы или суммы, не облагаемые страховыми взносами, в расчете по страховым взносам (п. 8.6 ст. 88 НК).
  • Срок на исполнение требования – 10 рабочих дней с момента получения требования. Дата получения требования определяется следующим образом:

    • письмо Почты России считается полученным налогоплательщиком на 6 рабочий день после его отправки (п. 4 ст. 31 НК РФ);
    • требование, направленное по ТКС, считается полученным после отправки квитанции о приеме. Срок отправки квитанции – 6 рабочих дней с даты получения самого требования.

    В случае неисполнения или частичного представления документов предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК).

    Требование о представлении пояснений

    Требования о представлении пояснений налоговый орган может направлять как в рамках выездных, так и камеральных проверок.

    В рамках выездных налоговых проверок право требовать пояснения прописано в Письме ФНС от 13.08.2014 №ЕД-4-2/16015. Налоговый орган требует пояснения в отношении каждого значительного нарушения для того, чтобы понять, какими нормами права налогоплательщик руководствовался в своих действиях, а также для того, чтобы избежать необоснованных претензий и налоговых доначислений.

    В случае с камеральными проверками право требовать пояснения у налогоплательщика урегулировано ст. 88 НК РФ и предусмотрено исключительно в четырех случаях.

    Случай 1. Выявлены ошибки, противоречия между данными в декларации и данными, имеющимися у инспекции.

    Выявленные ошибки или противоречия – часто используемое инспекторами основание для получения пояснений, причем как обоснованных, так и не обоснованных НК РФ. Дело в том, что формулировка «выявленные ошибки, противоречия между данными в декларации и данными, имеющимися у инспекции» не содержит конкретики, и налоговые органы этим пользуются. Однако в части декларации по налогу на добавленную стоимость конкретика давно внесена Письмом от 06.11.2015 №ЕД-4-15/19395, в котором указано, что каждая ошибка в декларации по НДС имеет свой код. Поэтому, когда налоговый орган требует пояснения, он обязан конкретизировать ошибку цифровым кодом в соответствии с упомянутым Письмом. В ситуации, когда в требовании отсутствует код, а только указано на выявленные инспектором ошибки, налогоплательщик не знает, что именно необходимо пояснить.

    В отношении прочих деклараций важно, чтобы в требовании была указана конкретизация ошибок (например, не совпадает доход по декларации и поступления по расчетному счету).

    Случай 2. Уточненная декларация с уменьшенной суммой налога.

    Случай 3. Убыточная декларация.

    В случае сдачи декларации, в которой заявлена сумма убытка, инспекция вправе требовать пояснения, обосновывающие размер такого убытка. Важно, что требовать пояснения налоговый орган будет не только за убыток текущего периода, но и за убытки предыдущего года, если они перенесены и заявлены в проверяемой декларации. Пояснения по декларации с убытком не зависят от того, сдана первичная декларация или подана уточненка с убытком.

    Случай 4. Декларация с заявленными налоговыми льготами.

    П. 1 ст. 56 НК РФ признает льготами по налогам преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими. Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка — это самостоятельные элементы налогообложения. Таким образом, важно сразу понимать, пользуетесь ли вы льготой или у вас освобождение от налогообложения/пониженная ставка. Если освобождение от налога не имеет целью предоставление преимуществ одним лицам по сравнению с другими, совершающими такие же операции, то это называется специальным правилом налогообложения и по нему налоговый орган не имеет права потребовать пояснения.

    В остальных случаях налоговый орган не имеет права требовать пояснения, а налогоплательщик имеет полное право их не предоставлять и избежать ответственности.

    За неисполнение или нарушение сроков на исполнение требования о представлении пояснений предусмотрена ответственность по ст. 129.1 НК РФ – 5000 руб. при первичном нарушении, 20 000 руб. за повторное нарушение. Избежать ответственности за непредставление пояснений можно в случае, если налогоплательщик уточняет ранее поданную декларацию.

    Иные документы

    В случае, когда у налогового органа отсутствует право на выставление требования налогоплательщику, инспектора направляют иные документы, которые могут называться сообщение, информационное письмо, предписание и т.д. Название другое, но смысл вкладывается тот же – предоставление документов или пояснений.

    Зачастую можно увидеть такой документ из инспекции, как «Сообщение (с требованием предоставить…)». Его могут направлять по разным поводам, в том числе для того, чтобы получить пояснения в рамках камеральной проверки, когда налоговый орган не имеет права направлять требование (четыре ранее рассмотренных случая). Нужно сразу отметить, что такой документ, как «Сообщение (с требованием предоставить…)» не утвержден ФНС РФ, поэтому документ является незаконным и реагировать на него не нужно на основании пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ: налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц.

    Ответственности за неисполнение документов неустановленной формы нет. Дело в том, что ответственность за неисполнение требования о представлении документов или пояснений четко прописана в ст. 126 и 129.1 НК РФ. В этих статьях указано, что ответственность наступает в случае, когда налогоплательщик обязан представить документы или пояснить что-либо, но не делает этого. Случаи, когда налогоплательщик обязан исполнить требование, рассмотрены ранее в этой статье. Следовательно, в остальных ситуациях обязанность налогоплательщика пояснять или представлять документы отсутствует, как и не возникает ответственности за неисполнение незаконного письма из инспекции.

    Все формы документов, которые инспекция направляет в адрес налогоплательщика, утверждены Приказом ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628. Если вы получаете документ по форме из Приказа и в нем указаны случаи, описанные выше, то документ обязателен к исполнению, иначе возникнет ответственность. В остальных случаях исполнять сообщения или предписания налогового органа не обязательно, если они составлены не по утвержденной форме и не обоснованы НК РФ. Такие можно игнорировать или оспаривать их незаконность в Управлении ФНС по региону или суде.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


    Автор: Мария Зайцева,
    аттестованный налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов, ООО «Первая Ростовская Налоговая Консультация»

    Сроки ответа на требование ИФНС:

    • 5 рабочих дней с даты получения (для пояснений в рамках камеральной проверки и документов по встречкам);
    • 10 рабочих дней для документов, истребуемых в ходе налоговых проверок.

    Сроки подготовки документов на требование налоговой

    Налогоплательщик обязан представить документы в течение сроков, установленных ст. 88 и 93 НК РФ. Обычно этот период составляет 5 рабочих дней с момента получения распоряжения из ФНС. Например, если требование поступило 21.12.20 (понедельник), то отсчет пяти рабочих дней начнется со вторника 22.12.20, и последним днем в этом случае является 28.12.20. За этот период следует подготовить все копии и представить их в ФНС лично, по телекоммуникационным каналам или Почтой России.

    Если ФНС требует обоснования той или иной суммы в декларации, следует учитывать, что срок ответа на требование о предоставлении пояснений составляет пять рабочих дней. За этот период налогоплательщик обязан представить письмо с объяснением сумм, указанных в отчетности, либо сдать уточненную декларацию.

    Если же ФНС проводит встречную ревизию с целью уточнения правомерности возмещения НДС, то в тот же период следует представить копии документов, указанных в поручении. Для этого необязательно ехать в инспекцию: НК РФ предусматривает возможность представления ответа в электронном виде (п. 2 ст. 93 НК РФ).

    По требованиям, полученным в рамках налоговой проверки, надлежит подготовить ответ в течение 10 рабочих дней. Такие ревизии обычно проводятся по начислениям налога на прибыль или страховых взносов.

    Обратите внимание на сроки ответа по различным видам проверок:

    Вид требования Установленный срок ответа, раб. дней Нормативно-правовой акт
    Пояснения (камеральная проверка) 5 8 НК РФ
    Встречка (НДС) 5 П. 3 ст. 93 НК РФ
    Налоговая проверка (налог на прибыль, страховые взносы и др.) 10 П. 5 ст. 93.1 НК РФ

    Как посчитать эти сроки

    Чтобы избежать штрафа, соблюдайте два правила:

    Иногда у бухгалтеров возникает вопрос, когда требование считается полученным по ТКС:

    • в момент фактического поступления (обычно уведомление о поступлении распорядительного документа из ФНС приходит на телефон или электронную почту бухгалтера);
    • в момент прочтения;
    • в день отправки квитанции.

    Этот момент зависит от оператора электронного документооборота, с которым заключен договор. В некоторых системах специально формировать квитанцию не требуется: документ признается полученным в момент его открытия. Другие системы предусматривают отправку квитанции путем нажатия соответствующей кнопки. Эти условия уточняйте у вашего оператора.

    Установленный законодательством срок подтверждения получения требования из налоговой составляет 6 раб. дней. Например, если распоряжение получено системой 18.12.20 (пятница), вы обязаны открыть его и ознакомиться с содержанием в срок до 28.12.20 включительно. Таким образом, отсчет начинается с рабочего дня, следующего за днем поступления.

    Если ФНС отправила документ в пятницу поздно вечером, он поступит к вам утром в субботу. Тогда отсчет начнется со вторника, т. к. днем поступления является первый рабочий день после отправки, т. е. понедельник.

    Немаловажный вопрос — как посчитать срок ответа на требование налоговой, полученное в предпраздничный период. Предположим, квитанция отправлена 25.12.20, в пятницу. Тогда пятидневный период отсчитывается с понедельника, 28.12.20, и истекает 11.01.21 (в первый рабочий день нового года).

    Что делать, если налогоплательщик не успевает

    Если запрашиваемый объем информации слишком велик, а времени мало, налогоплательщик вправе составить уведомление о невозможности представления ответа в установленные сроки. Бланк уведомления утвержден Приложением №1 к приказу ФНС №ММВ-7-2/34@ от 25.01.2017. Заполненный образец выглядит так:

    Уведомление налоговой о невозможности представить документы в установленные сроки

    Такое уведомление направляется не позднее дня, следующего за датой отправки квитанции о приеме требования из налоговой по телекоммуникационным каналам.

    Что делать, если нет требуемых документов

    Нередки случаи, когда запрашиваемые товарные накладные или договоры у компании отсутствуют. Со счетами-фактурами такое случается реже, поскольку порядок документооборота по НДС строго регламентирован. Если какие-либо бумаги у вас отсутствуют, есть три варианта действий:

    1. Если это встречная проверка, рекомендуется связаться с контрагентом и запросить недостающую документацию в электронном виде. Ваш контрагент максимально заинтересован в благоприятном исходе контрольного мероприятия.
    2. Если с этим контрагентом отношений не было (иногда налоговые органы допускают ошибки), в качестве ответа напишите письмо в произвольной форме о том, что контрагент отсутствует в вашей базе данных, сделок с ним не заключалось, оплаты не поступали и не производились.
    3. Отправьте те бумаги, что имеются в наличии. При невозможности получить нужные бумаги напишите письмо об их отсутствии с объяснением причины (например, документы были утеряны при переезде в другой офис). В этом случае придется заплатить штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

    Jurist_arbitr - 26/02/2012 09/11/2016

    На чьей стороне налоговый орган?

    Итак, первое письмо представляет из себя ответ 46-ой налоговой на мой запрос, или, наверно, просьбу, о приостановлении регистрационных действий в отношении компании, являющейся должником по исполнительному листу о взыскании задолженности перед моим клиентом. Безусловно, на нормах закона такое обращение не основано, но и категоричного требования о его удовлетворении не было. Мне просто было необходимо как можно раньше сделать соответствующее уведомление.. Однако, я не ожидал такого мотивированного ответа.

    Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве (далее – Инспекция) информирует о принятии к сведению информации, изложенной в поступившем обращении в отношении ООО “Онлайн Вояж” ОРГН 1077746731094, при этом сообщает следующее.

    Инспекция является специализированным налоговым органом, осуществляющим функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон № 129-ФЗ) и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    В соответствии с установленным заявительным принципом государственной регистрации, ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представляемых в регистрирующий орган документах, возложена на заявителей ; регистрирующий орган вносит записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) на основании декларативно указанных заявителем сведений, содержащихся в представленный в регистрирующий орган документах, исчерпывающий перечень которых определен Законом №129-ФЗ.

    Пунктом 4.1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ определено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документов сведения, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 129-ФЗ.

    Таким образом, Законом № 129-ФЗ регламентированы полномочия регистрирующего органа, в частности отсутствие права по проведению правовой экспертизы представляемых для государственной регистрации документов (данное положение подтверждается правоприменительной практикой, в том числе Постановлением ФАС Московского округа от 03.07.2008 г. № КГ-А40/5654-08,от 21.01.2009 г. № КГ-А40/11425-08).

    В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ, государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. При этом, действующим законодательством не предусмотрена процедура приостановления регистрационных действий.

    В случае представления в Инспекцию № 46 полного комплекта документов, предусмотренных Законом № 129-ФЗ и при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, установленных ст. 23 Закона № 129-ФЗ, Инспекция № 46 принимает решение о государственной регистрации.

    В соответствии с законодательством об исполнительном производстве, арбитражным, гражданским и уголовно-процессуальным законодательством запрет на совершение определенных действий может быть установлен на основании и в порядке, определенном соответствующим судебным актом.

    По состоянию на сегодняшний день Инспекции не предъявлены к исполнению какие-либо исполнительные документы, устанавливающие требование о запрете осуществления регистрационных действий в отношении юридического лица ООО “Онлайн Вояж”.

    Советник государственной
    гражданской службы
    Российской Федерации 2 класса _________________ П.Ю.

    Второй ответ налогового органа представляет из себя ничто иное, как отзыв на мое заявление об оспаривании решения Инспекции об отказе в регистрации акционерного общества. Я уйду от обоснования своей правовой позиции (однако, нельзя не отметить, что в суде налоговая проиграла), и снова обращу внимание читателя на обоснование государственным уполномоченным органом своей позиции.

    Арбитражный суд г. Москвы
    115191, г. Москва, ул. Б. Тульская, д. 17
    Заявитель:
    ЗАО «Заявитель»
    101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 1
    Ответчик:
    Межрайонная ИФНС России № 46 по г. Москве
    125373, г. Москва, Походный пр-д, вл. 3, корп. 1

    По результатам рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации ЗАО «Стоун» при создании, Межрайонная ИФНС России № 46 по г. Москве (далее – Инспекция № 46) было принято решение об отказе в государственной регистрации.

    При принятии решения об отказе в государственной регистрации регистрирующий орган руководствовался следующим.

    В соответствии с абз. 3 ст. 1 Федерального Закона от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ (далее – Закон № 129-ФЗ) законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

    В соответствии с требованиями ст. 12 Закона № 129-ФЗ для государственно регистрации юридического лица при создании представляются следующие документы, а именно:

    а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

    б) решение о создании юридического лица;

    в) учредительные документы юридического лица;

    г) документ об уплате государственной пошлины.

    Как следует из указанной выше нормы, представленные учредительные документы должны соответствовать установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы.

    В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон №208-ФЗ), устав общества является учредительным документом общества.

    В соответствии с положениями п. 6 ст. 98 ГК РФ, акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы и опубликованы для всеобщего сведения.

    Вышеуказанное императивное требование закона связано со спецификой акционерных обществ, учрежденных одним лицом или имеющих одного акционера.

    Представленный в регистрирующий орган Устав ЗАО «Стоун» не соответствует требованиям действующего законодательства о государственной регистрации,поскольку не содержит сведения, предусмотренные п. 6 ст. 98 ГК РФ.

    Представление документа, который не содержит сведений, установленных законодательством Российской Федерации, либо содержит недостоверные сведения, должно расцениваться как непредставление надлежащего документа (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 03.08.2005 г. по делу № КГ-А40/6804-05), что в соответствии со ст. 23 Закона № 129-ФЗ является основанием к отказу в государственной регистрации.

    В соответствии со статьей 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

    Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, недействительным, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

    В случае соответствия ненормативного акта закону, он не может быть признан недействительным.

    На основании изложенного, а также в соответствии со ст. 198, ст. 199, ст. 41, п. 3 ст. 201 АПК РФ, Инспекция № 46 просит Арбитражный суд города Москвы отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.

    Советник государственной гражданской
    службы Российской Федерации 2 класса __________________ П.Ю.

    Как резюмировать опубликованные письма и как в мирном порядке взаимодействовать с налоговым органом, я не знаю. Свое мнение по написанному читатель может оставить в форме комментирования (публикуются все отзывы, предложения, вопросы).

    Читайте также: