Сравнительный анализ налоговой системы россии и украины

Опубликовано: 19.09.2024

В начале 1990-х гг. в России начались рыночные преобразования. Реформированию были подвергнуты все сферы экономической жизни общества, в том числе внимание уделялось ранее неизвестным в нашей стране налоговым отношениям.

Одним из первых обязательных платежей, введенных в современную практику налогообложения, явился налог на добавленную стоимость. За годы своего существования он прочно укрепился в налоговой системе Российской Федерации и стал одним из важнейших федеральных налогов. В структуре поступлений налоговых платежей в федеральный бюджет доля НДС в 1998 г. была равна 43,8%, в 1999 г. 44,5%, в 2000 г. – 42,2 %, в 2001 г. – 47%, а в 2002 г. его доля должна составить 44,8% 20 . Следовательно, можно сделать вывод о том, что НДС играет доминирующую роль в формировании федерального бюджета. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Этот налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

Активность налоговой системы в основном проявляется в выполнении ее функций. Как любой налог, НДС выполняет следующие функции.

Фискальная функция НДС заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. Реализация этой функции позволяет государству осуществить наиболее важные собственные функции – оказывать государственные услуги (в области национальной обороны и правоохранительной деятельности, социальные услуги и др.)

Наиболее перспективным с точки зрения финансирования деятельности ЕС является налог на добавленную стоимость. Наличие НДС в налоговой системе государства – обязательное условие его присоединения к Сообществу, так как финансовые поступления от налога на добавленную стоимость составляют один из основных источников формирования бюджета ЕС. Доходы, поступающие в бюджет ЕС от налога на добавленную стоимость, представляют собой установленную решением Совета единую процентную надбавку к ставке НДС в государствах – членах.

Доля НДС в структуре бюджетов разных стран представлена на рис. 2.

Рис. 2. Доля НДС в структуре бюджетов разных стран

Из приведенного рисунка видно, что доля НДС в структуре бюджетов разных стран достаточно велика.

Например, во Франции налог на добавленную стоимость является ведущим звеном бюджетной системы и обеспечивает 41% всех налоговых поступлений, несмотря на то что французская система НДС представляет собой более гибкую структуру чем в России. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот. Структура государственного бюджета Франции проиллюстрирована в табл. 1.

Таблица 1
Структура государственного бюджета Франции

В структуре бюджета Дании НДС занимает второе место после подоходного налога с физических лиц и обеспечивает 19% всех налоговых поступлений. Это видно из табл. 2.

Таблица 2
Структура доходов бюджета Дании

В Германии из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28% – второе место после подоходного налога.

В Великобритании главное место среди косвенных налогов также принадлежит налогу на добавленную стоимость. Он занимает с точки зрения доходов второе место после подоходного налога и формирует примерно 17% бюджета страны 21 .

В Российской Федерации НДС играет ведущую роль в формировании федерального бюджета страны.

Анализируя данные о поступлении НДС в федеральный бюджет России за последние девять лет (1994 – 2002), можно заметить, что его доля в доходах бюджета возросла, несмотря на то, что за последние годы произошло увеличение удельного веса поступлений от налога на прибыль предприятий и подоходного налога с физических лиц. Это можно рассматривать как положительный фактор, так как косвенное налогообложение имеет прежде всего фискальную направленность, в меньшей степени влияя на характер и структуру экономического роста. Однако на нынешнем этапе развития экономики России НДС остается более предпочтительным, чем прямые налоги: во-первых, от него труднее уклониться плательщику, так как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль; во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру; и, в-третьих, НДС не зависит от результатов хозяйственно – экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны.

Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель. С психологической точки зрения этот налог, в отличие от подоходного, в меньшей степени влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель, уплачивая цену за товар, не замечает ее завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов подоходного налога более ощутим. Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство имеет возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и др.), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу.

Наконец, посредством многократного обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово – хозяйственной деятельностью субъектов.

Располагая полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета.

Распределительная функция НДС заключается в том, что путем налогообложения и через государственный бюджет осуществляется перераспределение ВВП. Посредством налогового механизма через установления ставок и льгот по НДС, а так же порядка применения налоговых вычетов в бюджет может изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы.

Стимулирующая является в значительной мере производной первых двух функций налогов. Налог на добавленную стоимость по существу дестимулирует облагаемые виды деятельности и стимулирует необлагаемые виды деятельности. Например, взимание НДС по ненулевой налоговой ставке ведет к искажению оценки эффективности размещения ресурсов в частном секторе экономики. Наиболее выражено стимулирующая функция реализуется через систему налоговых льгот и преференций.

В рамках сбалансированной и отлаженной налоговой системы происходит увязка в единое целое перечисленных основных функций. Так, фискальная функция реализуется настолько, насколько этого требует распределительная функция, но при этом стимулирующая функция не создает препятствий на пути реализации всех функций в будущем. То есть, фискальная функция обеспечивает формирование доходов, необходимых для финансирования государственных расходов и при этом не подрывает возможностей самого производства и формирования доходов в дальнейшем.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

За годы своего существования НДС прочно укрепился в налоговой системе России и стал одним из важнейших федеральных налогов. НДС, как наиболее значительный косвенный налог, выполняет две взаимодействующие функции: фискальную, связанную с обеспечением значительной доли поступлений в федеральный бюджет, и регулирующую, направленную на стимулирование экономического роста и развитие предпринимательства.

Анализ налогообложения добавленной стоимости в России и странах ЕС показал, что Российская система не является точной копией европейской модели, она имеет свои особенности, принципиальные отличия и в большей мере благоприятствует экономической деятельности.

Список использованных источников

  1. Агентство консультаций и деловой информации http:// www. akdi.ru.
  2. Блошенко Т. Зарубежный опыт взимания НДС//Партнер РЕГИОН 2001 №11
  3. Брызгалин А. И др. Комментарий к главе 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации / Брызгалин А., Головкин А., Берник В.// Хозяйство и право. – 2001. – №1; №4; №5.
  4. Воловик Е. М. О порядке обложения налогом на добавленную стоимость "цифровых продуктов" в странах Европейского Союза // Финансы. –2001. – №11.
  5. Князев В. Г. Налоговые системы зарубежных стран. – М.: "Закон и право", издательское объединение ЮНИТИ. 1997, 191с.

Ссылки

20 Агентство консультаций и деловой информации http:// www. akdi.ru.

21 Блошенко Т. Зарубежный опыт взимания НДС // Партнер РЕГИОН 2001 №11.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Обзоры для бухгалтера
Иллюстрация канала «Жизнь в кредит»

«Перед законом все равны» — как бы мы хотели, чтобы это правило никогда не нарушалось. Но, оказывается, даже быть равным можно по-разному. Например, в России большая часть физлиц платит 13% налога с дохода, а в других странах — каждый по-разному, и зависит это от многих факторов, такие как размер дохода, род деятельности, семейное положение и тд. И где теперь «от каждого по способностям, каждому по потребностям»?

В налогообложении стран есть ряд нюансов, из-за которых нельзя просто начертить таблицу и сказать где налог выше, а где ниже. Например, существует «прогрессивный налог», когда ставка меняется от величины дохода. А ещё все налоги делятся на две части: ту которую работодатель платит сверх зарплаты сотрудника, и те, которые удерживаются из зарплаты сотрудника. Только узнав эти нюансы можно говорить об объективности суждений.

Налоги, которые платит работодатель

  • 22% в Пенсионный фонд с дохода ниже предельной величины, и ещё 10% с годового дохода свыше 1 021 000 рублей (ст. 425, 426 НК РФ). Глядя на эту цифру хочется плакать, вспоминая моменты, когда пенсии не индексировались, и прочие печальные события.
  • 5,1% в Медицинское страхование
  • 2,9% в Социальное страхование
Итого с зарплат 20 000 рублей и 200 000 рублей будет выплачено 6 800 рублей и 30 210 рублей, соответственно.

В США работодатель платит сверх зарплаты работника:

  • 6,2% Социального сбора (это аналог пенсионного отчисления)
  • 1,45% Медицинского сбора
  • 2,7% Сбора на безработицу
Итого с зарплат 20 000 рублей и 200 000 рублей (пример привожу в рублях для удобства сравнения) будет выплачено 2 270 рублей и 22 700 рублей, соответственно.

Налоги, которые платит работник

Итого из зарплат будет удержан налог в размере 2 600 рублей и 26 000 рублей, соответственно.

В США: тут система намного сложнее, например не весь размер дохода облагается налогом. Часть от которой рассчитываются налоги называется налоговой базой. Налоговая база это доход минус все налоговые вычеты (у них называется «освобождения»). Причём эти освобождения есть у каждого вообще.

Дело в том, что это доход оставляемый человеку, так как он необходим для существования. Например холостой одинокий человек освобождается от уплаты налога с части дохода в размере 12 000$, а супружеская пара — 24 000$ (источник). И таких освобождений очень много. Для плательщиков ипотеки, для ухаживающих за инвалидами, для родителей, для военных и тд.

Далее ещё интереснее: в США прогрессивная система налогообложения. То есть чем больше человек зарабатывает, тем больше он платит налогов. Например с годового дохода от 0$ до 9 525$ подоходный налог 10%. С части дохода от 9 525$ до 38 700$ платится налог по ставке 12% и так далее, вплоть до 37% (источник).

Помимо общего налога на доход существуют различные налоги и сборы, которые зависят от штата, округа, города и тд. Их я не взял в расчет, в сравнение с НДФЛ будет только Income Tax.

Итого из зарплаты в 20 000 рублей, при полном отсутствии освобождений, что невозможно даже теоретически, максимум будет удержано 2 000 рублей (10%). Из зарплаты в 200 000 рублей будет удержано примерно 28 346 рублей, Опять же без учета льгот, которых не может не быть. Учитывая освобождения, вероятно, что с зарплаты в 20 000 не будет платиться существенного налога вообще.

Заключение и вопросы

На западе платишь с учётом вычетов, но если ты неправильно посчитал или не имел право на вычеты — плати штраф. То есть, проще говоря: человек свободен заплатить столько налогов, сколько считает правильным, если он оказался неправ, то его накажут. Это похоже на турникеты метро СССР. Мало кто знает, но сделать турникеты в метро изначально открытыми — это идеологический ход. Советский житель свободен изначально, но будет наказан ударом по ногам, если нарушит правила. Вот и с налогами так же: заполняй декларацию сам, сам плати, но есть ошибся или пытался уклониться — будет штраф.

А теперь меня интересует ваше мнение. Представим, что в Россию вернется прогрессивная шкала налогообложения (да, именно вернется, она действовала в разные годы и в разной форме в СССР и России). То есть чем больше получаешь — тем больше платишь налогов. Есть минимум, не облагаемый налогом вообще, а налоговых вычетов нет в принципе, вместо них есть льготы и снижение налогов в случае ипотеки, например.

Представили? А теперь ответьте себе честно, стали бы вы платить налоги по такой системе, сами нести ответственность за заполнение декларации? Ещё интересно услышать ваше мнение, где сейчас работает лозунг «от каждого по способностям, каждому по потребностям»? Ваше мнение о системах налогообложения и прочем — пишите в комментариях. Мне интересно узнать ваше мнение, так же принимаю критику на счёт неточностей расчетов и возможных ошибок. Чуть не забыл: вопрос о том, куда эти налоги уйдут, мы поднимать конечно же не будем).

Материал из Documentation.

Содержание

Динамика соотношения капитализации рынка акций в России и Украине в 1997—2012 годах


Динамика объёма торгов акциями на фондовом рынке России и Украины в 1998—2012 годах


Капитализации рынка акций в 2011 году ($млрд): [1]

  • Россия: 783,6
  • Украина: 25,7
  • Разница: 30,5 раза

Объём торгов акциями на фондовом рынке в 2014 году ($млрд): [2]

  • Россия: 159,94
  • Украина: 0,1222
  • Разница: 1309 раз

  • Standard & Poor's: B- (в высокой степени спекулятивный); на 6 ступней ниже, чем у России
  • Fitch: B- (в высокой степени спекулятивный); на 6 ступней ниже, чем у России
  • Moody's: Caa2 (крайне спекулятивный); на 7 ступней ниже, чем у России

Среднегодовая процентная ставка по кредитам в 2016 году: [3]

  • Россия: 12,60 %
  • Украина: 19,24 %
  • Разница: 1,53 раза

Объём депозитов физических лиц по состоянию на 1 июня 2019 года:

  • Россия: 28,810304 трлн рублей ($442 млрд)
  • Украина: 532,91 млрд гривен ($19,9 млрд) [4]
  • Разница: 22,2 раза

Среднегодовая процентная ставка по депозитам в 2016 году: [5]

  • Россия: 6,97 %
  • Украина: 11,49 %
  • Разница: 1,65 раза

Ставка рефинансирования по состоянию на конец 2016 года: [6]

  • Россия: 10,00 % [7]
  • Украина: 14,0 %
  • Разница: 1,4 раза

Денежный агрегат М0 по состоянию на конец 2016 года: [8]

  • Россия: 7714,8 млрд рублей ($126,1 млрд)
  • Украина: 314,4 млрд гривен ($11,4 млрд)
  • Разница: 11 раз

Крупнейшие банки по размеру активов по состоянию на 1 января 2019 года ($млрд): [9]

  • Россия: «Сбербанк»: 449,07
  • Украина: ПриватБанк: 10,04
  • Разница: 45 раз

Золотовалютные резервы Центрального банка по состоянию на 31 июля 2020 года ($млрд):

  • Россия: 591,8 [10]
  • Украина: 28,80249 [11]
  • Разница: 20,5 раза

Резервные активы Центрального банка (без монетарного золота) по состоянию на конец 2016 года ($млрд): [12]

  • Россия: 317,55
  • Украина: 14,60
  • Разница: 22 раза

Резервы монетарного золота Центрального банка по состоянию на конец 2016 года (млн тройских унций): [13]

  • Россия: 51,9
  • Украина: 0,82
  • Разница: 63 раза

Доходы бюджета расширенного правительства в 2016 году (по данным МВФ): [14]

  • Россия: 28181,5 млрд рублей ($426 млрд)
  • Украина: 914,2 млрд гривен ($35 млрд)
  • Разница: 12 раз

Доходы бюджета расширенного правительства в 2016 году (% ВВП, по данным МВФ): [15]

  • Россия: 32,7 %
  • Украина: 38,3 %
  • Разница: 1,17 раза

Расходы бюджета расширенного правительства в 2016 году (по данным МВФ): [16]

  • Россия: 31323,7 млрд рублей ($474 млрд)
  • Украина: 967,4 млрд гривен ($37 млрд)
  • Разница: 13 раз

Расходы бюджета расширенного правительства в 2016 году (% ВВП, по данным МВФ): [17]

  • Россия: 36,4 %
  • Украина: 40,6 %
  • Разница: 1,12 раза

Профицит бюджета расширенного правительства в 2016 году (по данным МВФ): [18]

  • Россия: −3142,2 млрд рублей (-$47,6 млрд)
  • Украина: −53,2 млрд гривен (-$2,0 млрд)

Профицит бюджета расширенного правительства в 2016 году (% ВВП, по данным МВФ): [19]

  • Россия: −3,6 %
  • Украина: −2,2 %

  • Россия: 88,5 балла из 100 (8-е место из 138)
  • Украина: 61,5 балла из 100 (49-е место из 138)
  • Разница: 1,4 раза (41 место)

Доходы консолидированного бюджета в 2018 году:

  • Россия: 36916,9 млрд рублей ($589 млрд) [21]
  • Украина: 1184,2781 млрд гривен ($44 млрд) [22][23]
  • Разница: 13,53 раза

Расходы консолидированного бюджета в 2018 году:

  • Россия: 33880,7 млрд рублей ($540 млрд) [24]
  • Украина: 1250,1736 млрд гривен ($46 млрд) [25][26]
  • Разница: 11,76 раза

Профицит консолидированного бюджета в 2018 году:

  • Россия: 3036,2 млрд рублей ($48,4 млрд) [27]
  • Украина: −67,7885 млрд гривен (-$2,5 млрд) [28][29]

Профицит консолидированного бюджета в 2016 году (% ВВП): [30]

  • Россия: −3,6 %
  • Украина: −2,3 % [31]

Налоги на производство и импорт минус субсидии в 2017 году (% ВВП): [32]

  • Россия: 10,8 %
  • Украина: 15,7 %
  • Разница: 1,45 раза

Поступления НДС в консолидированный бюджет в 2018 году:

  • Россия: 6017,0 млрд рублей ($96,0 млрд) [33]
  • Украина: 374,508 млрд гривен ($13,8 млрд) [34][35]
  • Разница: 6,97 раза

Поступления налога на прибыль в консолидированный бюджет в 2018 году:

  • Россия: 4100,2 млрд рублей ($65,4 млрд) [36]
  • Украина: 106,1823 млрд гривен ($3,9 млрд) [37][38]
  • Разница: 16,75 раза

Поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет в 2018 году:

  • Россия: 3654,2 млрд рублей ($58,3 млрд) [39]
  • Украина: 229,9006 млрд гривен ($8,5 млрд) [40][41]
  • Разница: 6,90 раза

Поступления акцизов в консолидированный бюджет в 2018 году:

  • Россия: 1589,5 млрд рублей ($25,4 млрд) [42]
  • Украина: 126,758 млрд гривен ($4,7 млрд) [43][44]
  • Разница: 5,44 раза

Поступления импортных пошлин в консолидированный бюджет в 2018 году:

  • Россия: 673,0 млрд рублей ($10,7 млрд) [45]
  • Украина: 26,5604 млрд гривен ($1,0 млрд) [46][47]
  • Разница: 10,99 раза

Государственный долг в 2016 году, в % к ВВП: [48]

  • Россия: 12,9 %
  • Украина: 80,9 %
  • Разница: 6,3 раза

Валовой государственный долг в 2016 году: [49]

  • Россия: 13827,4 млрд рублей ($209 млрд)
  • Украина: 1936,3 млрд гривен ($74 млрд)
  • Разница: 2,8 раза

Валовой государственный долг в 2016 году (% ВВП): [50]

  • Россия: 16,1 %
  • Украина: 81,2 %
  • Разница: 5,1 раза

Расходы консолидированного бюджета на обслуживание государственного долга в 2018 году:

  • Россия: 916,1 млрд рублей ($14,6 млрд) [51][52]
  • Украина: 116,0880 млрд гривен ($4,3 млрд) [53][54]
  • Разница: 3,42 раза

Динамика соотношения средних зарплат в России и Украине в 1995—2019 годах


Динамика соотношения средних зарплат по паритету покупательной способности в России и Украине в 1995—2018 годах (ППС по данным МВФ, опубликованным в октябре 2019 года)


Доходы населения в 2017 году:

  • Россия: 55,368 трлн рублей ($950 млрд) [55][56]
  • Украина: 2,652 трлн гривен ($99 млрд) [57]
  • Разница: 9,6 раза

Средняя зарплата до уплаты подоходных налогов в июне 2020 года:

  • Россия: 52123 рубля ($753) [58][59]
  • Украина: 11579 гривен ($433) [60][61]
  • Разница: 1,74 раза

Средняя зарплата после уплаты типичных ставок подоходных налогов в июне 2020 года:

  • Россия: 45347 рублей ($655) [62][63][64]
  • Украина: 9321 гривна ($349) [65][66][67]
  • Разница: 1,88 раза

Доля оплаты труда наёмных работников (включая отчисления работодателей на социальное страхование) в ВВП в 2017 году: [68]

  • Россия: 47,7 %
  • Украина: 38,9 %
  • Разница: 1,23 раза

В таблице указаны среднемесячные зарплаты в России и на Украине в ноябре 2018 года.

Средняя зарплата железнодорожников в 2017 году ($ в месяц): [71]

  • Россия: 852
  • Украина: 288
  • Разница: 3,0

  • Россия: 41,0 %
  • Украина: 24,3 %
  • Разница: 1,7 раза

Личное богатство на одного взрослого в 2019 году ($тыс., согласно исследованию швейцарского банка Credit Suisse): [73]

  • Россия: 27,381
  • Украина: 8,792
  • Разница: 3,11 раза

Медианный уровень личного богатства на одного взрослого в 2019 году ($тыс., согласно исследованию швейцарского банка Credit Suisse): [74]

  • Россия: 3,683
  • Украина: 1,223
  • Разница: 3,01 раза

Финансовое личное богатство на одного взрослого в 2019 году ($тыс., согласно исследованию швейцарского банка Credit Suisse): [75]

  • Россия: 10,569
  • Украина: 2,933
  • Разница: 3,60 раза

Нефинансовое личное богатство на одного взрослого в 2019 году ($тыс., согласно исследованию швейцарского банка Credit Suisse): [76]

  • Россия: 19,529
  • Украина: 6,936
  • Разница: 2,82 раза

Суммарное личное богатство в 2019 году ($млрд, согласно исследованию швейцарского банка Credit Suisse): [77]

  • Россия: 3052
  • Украина: 308
  • Разница: 9,91 раза

Доля валовой прибыли и валовых смешанных доходов в ВВП в 2017 году: [78]

  • Россия: 41,5 %
  • Украина: 45,4 %
  • Разница: 1,09 раза

Валовое национальное сбережение в 2017 году (% ВВП): [79]

  • Россия: 26,5 %
  • Украина: 18,9 %
  • Разница: 1,40 раза

Объём операций с использованием платёжных карт в 2019 году:

  • Россия: 90,9324 трлн рублей ($1,40 трлн) [80]
  • Украина: 3,5767 трлн гривен ($138 млрд) [81]
  • Разница: 10,2 раза

Объём безналичных операций с использованием платёжных карт в 2019 году:

  • Россия: 62,3578 трлн рублей ($963 млрд) [82]
  • Украина: 1,7983 трлн гривен ($69 млрд) [83]
  • Разница: 13,9 раза

Объём операций по снятию наличных денег с использованием платёжных карт в 2019 году:

  • Россия: 28,5745 трлн рублей ($441 млрд) [84]
  • Украина: 1,7784 трлн гривен ($69 млрд) [85]
  • Разница: 6,4 раза

Количество операций с использованием платёжных карт в 2019 году (млрд штук):

  • Россия: 41,6777 [86]
  • Украина: 5,0573 [87]
  • Разница: 8,2 раза

Количество безналичных операций с использованием платёжных карт в 2019 году (млрд штук):

  • Россия: 38,6107 [88]
  • Украина: 4,1671 [89]
  • Разница: 9,3 раза

Количество операций по снятию наличных денег с использованием платёжных карт в 2019 году (млрд штук):

  • Россия: 3,0670 [90]
  • Украина: 0,8902 [91]
  • Разница: 3,4 раза

Доходы консолидированного бюджета в 2016 году: [92]

  • Россия: 28181,5 млрд рублей ($426 млрд)
  • Украина: 782,9 млрд гривен ($30 млрд) [93]
  • Разница: 14 раз

Расходы консолидированного бюджета в 2016 году: [94]

  • Россия: 31323,7 млрд рублей ($474 млрд)
  • Украина: 837,7 млрд гривен ($32 млрд) [95]
  • Разница: 15 раз

Средняя номинальная зарплата наёмных работников в 2016 году: [96]

  • Россия: 36709 рублей ($556)
  • Украина: 5183 гривны ($199)
  • Разница: 2,8 раза

Личное богатство на одного взрослого в 2000 году ($тыс., согласно исследованию швейцарского банка Credit Suisse): [97]

  • Россия: 2,180
  • Украина: 0,874
  • Разница: 2,49 раза

Соотношение средних зарплат в России и Украине: [98] [99] [100] [101]

  • 1995 год: 2,10
  • 1996 год: 2,24
  • 1997 год: 2,14
  • 1998 год: 1,73
  • 1999 год: 1,44
  • 2000 год: 1,87
  • 2001 год: 1,92
  • 2002 год: 1,97
  • 2003 год: 2,07
  • 2004 год: 2,11
  • 2005 год: 1,92
  • 2006 год: 1,90
  • 2007 год: 1,99
  • 2008 год: 2,03
  • 2009 год: 2,39
  • 2010 год: 2,43
  • 2011 год: 2,39
  • 2012 год: 2,25
  • 2013 год: 2,28
  • 2014 год: 2,87
  • 2015 год: 2,90
  • 2016 год: 2,74
  • 2017 год: 2,52
  • 2018 год: 2,14
  • 2019 год: 1,82

Соотношение средних зарплат по паритету покупательной способности в России и Украине (ППС по данным МВФ, опубликованным в октябре 2019 года): [102] [103] [104] [105]

  • 1995 год: 1,68
  • 1996 год: 1,85
  • 1997 год: 2,02
  • 1998 год: 1,97
  • 1999 год: 1,81
  • 2000 год: 1,83
  • 2001 год: 1,86
  • 2002 год: 1,89
  • 2003 год: 1,84
  • 2004 год: 1,70
  • 2005 год: 1,64
  • 2006 год: 1,57
  • 2007 год: 1,67
  • 2008 год: 1,74
  • 2009 год: 1,96
  • 2010 год: 1,86
  • 2011 год: 1,75
  • 2012 год: 1,71
  • 2013 год: 1,76
  • 2014 год: 1,95
  • 2015 год: 2,19
  • 2016 год: 2,17
  • 2017 год: 1,95
  • 2018 год: 1,83

Соотношение средних зарплат в пересчёте по индексу бигмака в России и Украине: [106] [107] [108]

  • Май 2004 года: 2,03
  • Июнь 2005 года: 1,81
  • Май 2006 года: 1,81
  • Январь 2007 года: 1,89
  • Июнь 2007 года: 1,78
  • Июнь 2008 года: 1,75
  • Июль 2009 года: 1,96
  • Январь 2010 года: 1,98
  • Июль 2010 года: 1,84
  • Июль 2011 года: 1,89
  • Январь 2012 года: 1,83
  • Июль 2012 года: 1,70
  • Январь 2013 года: 2,33
  • Июль 2013 года: 1,93
  • Январь 2014 года: 1,99
  • Июль 2014 года: 1,96
  • Январь 2015 года: 1,91
  • Июль 2015 года: 2,45
  • Январь 2016 года: 2,36
  • Июль 2016 года: 2,00
  • Январь 2017 года: 1,85
  • Июль 2017 года: 1,67
  • Январь 2018 года: 1,83
  • Июль 2018 года: 1,78
  • Январь 2019 года: 2,25
  • Июль 2019 года: 1,86
  • Январь 2020 года: 1,84

Налоги и налогообложение

Сравнительный анализ налоговой системы россии и развитых стран (франция, сша и япония)

ID (номер) заказа

Налоги и налогообложение

В ближайшие дни нужно выслать план работы, 14.03 должна быть сделана 1 часть, 28.03 1 часть итог + 2 часть, 11.04 1 часть итог + 2 часть итог, 23.04 готовая работа Объем не менее 30 страниц, оригинальность 75

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 20 мая

Срок сдачи к 7 июня

Реферат на тему "Лёгкая атлетика"

Срок сдачи к 21 мая

Тема "Реформа государственной службы: концепция развития"

Реферат, административное право

Срок сдачи к 24 мая

Нужно написать спецтему "Сравнение технико-экономических характеристик материалов для последней ступени силовой турбины"

Диплом, Энергетическое машиностроение

Срок сдачи к 21 мая

Срок сдачи к 21 мая

Контрольная по предмету «Черчение»

Срок сдачи к 19 мая

Контрольная, информационная безопасность

Срок сдачи к 21 мая

Решить задачу по программированию

Решение задач, Программирование C++

Срок сдачи к 18 мая

Классификация издержек фирмы и ее значение для оценки решений в.

Срок сдачи к 22 мая

Срок сдачи к 31 мая

Ответы на билеты, Культурология

Срок сдачи к 18 мая

Разработка и поддержка стратегических решений

Срок сдачи к 22 мая

Выполнение контрольной по эконометрики

Срок сдачи к 21 мая

Срок сдачи к 19 мая

Написать контрольную работу

Решение задач, Криминология

Срок сдачи к 21 мая

Информационные методы анализа маркетинговой деятельности как инструментарий оценки риска снижения эффективности маркетинга организации.

Доклад, Оценка рисков

Срок сдачи к 18 мая

Курсовая, Документационное обеспечение

Срок сдачи к 31 мая

47 701 оценка Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

обратились к нам
за последний год

работают с нашим сервисом

заданий и консультаций

заданий и консультаций

выполнено и сдано
за прошедший год

Тысячи студентов доверяют нам
Тысячи студентов доверяют нам

Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в Интернете

Размещаем задание

Отклик экспертов с первых минут

С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

Цены ниже в 2-3 раза

Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствах

Доработки и консультации
– бесплатны

Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие сроки

Гарантия возврата денег

Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

На связи 7 дней в неделю

Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздники

placed_order

Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Безопастная сделка

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы

line
line
line
line
line

line
line
line
line
line

Создание заказа

Выбор эксперта

Выполненное задание

Написание отзыва


Поможем вам со сложной задачкой

С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, что работу доводят
до конца

ava
executor

С нами с 2014
года

Помог студентам: 2 279 Сдано работ: 2 279
Рейтинг: 88 199
Среднее 4,99 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 034 оценки

ava
executor

С нами с 2015
года

Помог студентам: 4 515 Сдано работ: 4 515
Рейтинг: 74 042
Среднее 4,7 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

2 000 оценок

avatar
executor_hover

С нами с 2016
года

Помог студентам: 993 Сдано работ: 993
Рейтинг: 59 749
Среднее 4,75 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

569 оценок

line

avatar
executor_hover

С нами с 2013
года

Помог студентам: 1 654 Сдано работ: 1 654
Рейтинг: 55 933
Среднее 5 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 027 оценок


1. Сколько стоит помощь?

Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

8. Какой у вас режим работы?

Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ эффективности налоговых систем Украины и России, в котором можно будет увидеть, как отличаются налоговые системы этих стран. Также, показание, как налоги работают в государстве.
На основании поставленной цели были решены следующие задачи:
1) Рассмотрены теоретические и правовые основы налоговых систем России и Украины;
2) Проанализированы системы налогообложения в России и на Украине и были выявлены недостатки данных систем.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические и правовые основы налоговых систем России и Украины 5
1.1 Налоговая система России 5
1.2 Налоговая система Украины 10
2 Сравнительный анализ налогообложения в России и Украине 14
2.1 Социально – экономические характеристики России и Украины 14
2.2 Социально-экономическая характеристика Украины 16
2.3 Сравнительный анализ налоговых систем России и Украины 18
3 Мероприятия по совершенствованию налоговых систем России и Украины 22
3.1 Мероприятия по совершенствованию налоговой системы РФ 22
3.2 Мероприятия по совершенствованию налоговой системы Украины 24
Выводы и предложения 25
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по финансам.doc

Федеральное агентство по сельскому хозяйству

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Пермская государственная сельскохозяйственная академия

Имени академика Д.Н.Прянишникова»

Кафедра финансов, кредита и

По дисциплине «Финансы»

Выполнила: студентка 3 курса

Факультета заочного обучения

«Финансы и кредит»

Аликина Екатерина Сергеевна

Введение

В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике.

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.

Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежавшей дисциплины налогоплательщиков.

Целью данной работы является анализ эффективности налоговых систем Украины и России, в котором можно будет увидеть, как отличаются налоговые системы этих стран. Также, показание, как налоги работают в государстве.

На основании поставленной цели были решены следующие задачи:

  1. Рассмотрены теоретические и правовые основы налоговых систем России и Украины;
  2. Проанализированы системы налогообложения в России и на Украине и были выявлены недостатки данных систем.
  3. Сформулированы основные пути совершенствования данных налоговых систем.

В данной курсовой работе объектом исследования выступают Российская Федерация и Украина. Предметом исследования является система налогообложения в России и на Украине.

Теоретической базой данной работы выступили учебники и учебные пособия таких авторов как Климова М.А., Парыгина В.А. и другие литературные источники и публикации в научных журналах по тематике работы. Также в работе использовались такие методы исследования, как сравнение, теоретический анализ и синтез, классификация.

Работа состоит из трёх глав. В первой главе излагаются теоретические основы налоговой системы РФ и Украины. Во второй главе работы проводится анализ современной налоговой системы России и Украины. В третьей главе на основе проведенного исследования рассматриваются перспективы развития налоговой системы РФ.

1 Теоретические и правовые основы налоговых систем России и Украины

1.1 Налоговая система России

Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):

  1. виды налогов и сборов;
  2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;
  4. права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);
  5. формы и методы налогового контроля;
  6. ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  7. порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц.

Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере.

К принципам налоговой системы относятся:

  1. Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  2. Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).
  3. Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Также установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  4. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
  5. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. Заключается в том, что не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  6. Принцип установления налогов и сборов в должном порядке. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, и при этом не предусмотренные Налоговым кодексом, либо установленные в ином порядке.
  7. Принцип определенности налоговой обязанности. В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  8. Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В налоговой системе России предусмотрены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ). Налоги и сборы могут быть установлены и отметены только Налоговым кодексом. Не предусмотренные им федеральные, региональные и местные налоги не могут устанавливаться (п. 5 и п. 6 ст. 12 НК РФ).

При установлении налога должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (ст. 17 НК РФ):

  1. объект налогообложения;
  2. налоговая база;
  3. налоговый период;
  4. налоговая ставка;
  5. порядок исчисления налога;
  6. порядок и сроки уплаты налога.

Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории всей России (п. 2 ст. 12 НК РФ). К таковым относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и региональными законами. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России.

К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях этих субъектов (п. 4 ст. 12 НК РФ).

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Также Налоговым кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать не перечисленные выше федеральные налоги. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Специальный налоговый режим – особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения (УСН) – предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период.

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) – уплата данного вида налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

1.2 Налоговая система Украины

Основным документом налогового законодательства Украины является Налоговый кодек. Он регулирует отношения, возникающие в процессе установления, изменения и отмены налогов и сборов на Украине.

Принципы построения системы налогообложения, виды налогов, сборов и обязательных платежей, плательщики налогов, объекты налогообложения, порядок зачисления и распределения налогов, порядок их исчисления и сроки уплаты, а также ответственность за нарушение налогового законодательства устанавливаются Законом Украины "О системе налогообложения".

Контроль за соблюдение налогового законодательства в Украине осуществляется Государственной налоговой администрацией Украины (ГНАУ).

Принципами построения системы налогообложения являются:

1) стимулирования научно-технического прогресса, технологического обновления производства, выхода отечественного товаропроизводителя на мировой рынок высокотехнологической продукции;

2) стимулирования предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности - введение льгот по налогообложению прибыли (дохода), направленной на развитие производства;

3) обязательности - внедрение норм по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), определенных на основании достоверных данных об объектах налогообложения за отчетный период, и установление ответственности плательщиков налогов за нарушение налогового законодательства;

4) равнозначности и пропорциональности - взимание налогов с юридических лиц осуществляется в определенной доле от полученной прибыли и обеспечение уплаты равных налогов и сборов (обязательных платежей) на равные прибыли и пропорционально больших налогов и сборов (обязательных платежей) - на большие доходы;

Читайте также: