Налог за право торговли в древней греции

Опубликовано: 03.05.2024

  • Разбор
  • Для себя
  • Элементарно
  • Личный опыт
  • Повестка дня
  • Отдохнуть
  • Разбор
  • Для себя
  • Элементарно
  • Личный опыт
  • Повестка дня
  • Отдохнуть

Греция — одна из стран с самым высоким подоходным налогом и социальными отчислениями, а ещё она входит в пятерку лидеров по налогу на недвижимость.

Согласно исследованиям Tax Policy Raforms 2018, средняя процентная ставка по налогам возросла на 7,4% в период с 2007 по 2016 год и сейчас составляет 29%, а в остальных странах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) — 23%.

Cтавка по налогам для работников по найму и частных предпринимателей разная. Важно отметить, что в Греции прогрессивный подоходный налог.

Однако основу бюджета Греции составляет туризм, поэтому подоходный налог от сдачи в аренду недвижимости и автомобилей самый большой:

  • до 12 тыс. евро — 15%
  • от 12 до 35 тыс. евро — 35%
  • более 35 тыс. евро — 45

«Налоговая нагрузка в Греции довольно серьёзная: например, если моя заработная плата равна 1500€ в месяц, то 308€ составит подоходный налог. Плюс мне ещё нужно будет оплатить страховые и социальные взносы — 38,27€».

Греция — одна из самых привлекательных стран для инвесторов.

Например, купив один или несколько объектов на территории Греции общей стоимостью более 250 000€ (17 786 600₽), можно оформить вид на жительство категории «для инвесторов» — для себя и своей семьи на 5 лет с возможностью дальнейшего продления. Это выгодно для граждан стран, не входящих в состав ЕС, так как они получают право находится на территории ЕС неограниченное количество дней, чего не сможет предоставить виза. Но также есть и свои минусы: вид на жительство данной категории не дает права работать.

Несмотря на это, 8 из 10 греческих предпринимателей отметили, что не собираются делать значительных инвестиций в ближайшее время. Как показывают исследования Grant Thornton, это связано с высокой налоговой ставкой и осторожностью греков из-за кризиса.

«Греция — политически нестабильная страна с высокими налогами. Мы боимся инвестировать. Но чаще всего мои знакомые вкладывают в недвижимость, которую потом сдают туристам».

В Греции обязательное медицинское страхование. Без страховки вы не сможете ни попасть к врачу, ни вызвать скорую. Поэтому все греки, а также иностранцы, которые имеют вид на жительство или официально трудоустроены, должны иметь страховку.

В Греции есть два вида страховки — ИKA и ТЕБЕ.

ИКА — это страховка наёмных работников, её полностью оплачивает работодатель. Стоимость варьируется от 200 до 800€ в год и зависит от возраста, пола и условий труда. Она есть у большинства, без неё не примут на работу.

Частные предприниматели обязаны оплачивать для себя страховку ТЕБЕ, здесь цена уже зависит от размера годового дохода.

Обладателю государственной страховки, ИКА или ТЕБЕ, не придётся оплачивать в больнице консультацию специалиста и самые простые процедуры. Но важно помнить, что запись к врачам производится примерно за месяц, а иногда и больше. Однако, если дело касается серьёзных случаев, например, вызова скорой, реанимации или дорогих лекарств, тут уже придётся доплатить от 12% непосредственно в кассу, за роды — около 30%, за операцию — около 40%. Так же страховка не распространяется на услуги стоматолога.

Еще можно приобрести частную добровольную страховку стоимостью 1000-1500€ в год (зависит от возраста и рода деятельности). Эта страховка является более надёжной и покрывает практически всё.

У меня студенческий вид на жительство, официально в Греции я не трудоустроена, поэтому я обязана каждый год при подаче документов для продления вида на жительство обновлять свою страховку стоимостью около 100€ в частной компании. Она покрывает часть затрат: я могу записаться на приём к врачу в государственную клинику и, если у меня есть ИКА, мне предоставят простые процедуры и консультацию специалистов бесплатно.

«В Греции есть бесплатная медицина, но порой тебе придётся ждать своей записи к врачу до 2-3 месяцев. Поэтому иногда проще обратиться к платному специалисту».

Я живу недалеко от центра Афин. Мне повезло снять квартиру за 190€ (13500₽) в месяц плюс коммунальные платежи. Но найти квартиру по такой цене будет сложно, обычно они стоят от 250 - 300€. Также цена зависит от района: неблагоприятные районы в Афинах сосредоточены рядом с центром, там цены будут значительно дешевле. Самым дорогим районом считается север Афин. С большей охотой здесь сдают квартиры гражданам Греции, потому что они считаются более надёжными, чем приезжие.

Цены на покупку квартиры начинаются от 15 000 - 20 000€ (1 060 000₽ - 1 400 000₽): скорее всего, это будет студия, которая нуждается в капитальном ремонте и которая не всегда расположена в хорошем районе. А ценник на студию, сразу пригодную для жилья, начинается от 50 000€.

В Греции единый билет на все виды транспорта, с которым можно ездить 90 минут с момента первого использования. При этом существуют скидки для студентов и учеников более чем в 50%. То есть: обычный билет стоит 1,4€ (100₽), студенческий — 0,6€ (43₽). Безработные и пенсионеры могут пользоваться общественным транспортом бесплатно. Для этого нужно оформить карту безработного.

Если регулярно пользоваться общественным транспортом, выгоднее покупать проездной на месяц стоимостью в 30€ (2135₽), студенческий будет стоить 15€ (1067₽).

Для междугородних поездок есть поезда и автобусы, до островов можно добраться на корабле.

Но при этом порой выгоднее ухватить недорогой билет на самолет авиакомпании Ryanair. Например, при стабильной цене на поезд Афины - Салоники в 55€, цены на билеты на самолёт могут начинаться от 15€.

В Греции детское пособие рассчитывается исходя из доходов в родителей и составляет от 40 до 70€ (2 800 – 5 000₽) за первого ребёнка. Дополнительно платят 40-70€ за второго ребёнка, и от 50 до 80€ (3 500 – 5 700 ₽) за третьего и каждого следующего несовершеннолетнего ребёнка.

В государственный детский сад ребёнок может попасть, только если работают оба родителя. В 4 года дети идут в подготовительный класс, а в пять лет поступают в нулевой. После переводятся в начальную школу, где учатся до 11 лет.

В школе система оценок отличается в зависимости от возраста. Например, до 11 ребёнок будет получать оценке по системе A-C. А в старших классах его работы будет оцениваться по 10-бальной системе.

В 12 лет дети поступают в гимназию, где учатся до 16 лет. После чего у них есть право выбора: идти в лицей или в профессиональную школу двух уровней.

В чем же отличие этих школ?

После неё можно получить среднее техническое образование и отучиться в колледже. В ней упрощённая программа, некоторые предметы и вовсе отсутствуют.

После профессиональной школы высшего уровня можно поступить в университет, но придётся исключить медицинское и юридическое направления. В ней более сложная программа, но не настолько, как в лицее.

В нём учиться сложнее всего, но это дает право поступить в любой институт, если позволяют оценки.

В университет дети поступают на основании экзаменов Panelinis, что-то наподобие нашего ЕГЭ. После окончания школы ученики имеют право сдавать эти экзамены неограниченное количество раз, пока не поступят в желаемый институт.

В Греции бесплатное государственное образование, платить придётся только за детский сад или частный университет.

В Греции пенсия формируется из общенациональной (государственные выплаты) и дополнительной — это пенсия, основанная на доходе, из которого производились отчисления в пенсионный фонд до момента выхода на пенсию.

Главным условием для подачи заявления является: возраст 62 года и рабочий стаж 40 лет или возраст 67 лет и рабочий стаж 15 лет. Ещё есть возможность выхода на пониженную пенсию по достижению возраста в 62 года и рабочем стаже 15 лет.

Минимальная пенсия в Греции составляет 300-350€ (21344-24900₽) и равна прожиточному минимуму в стране, а средняя — 700€ (49800₽). Размер зависит от вида занятости. Например, высокая пенсия у госслужащих (800€), а у частных работников она будет ниже на 150-200€. Но стоит отметить, что греков с пенсией ниже 700 евро насчитывается около 60%. Пенсионерам, получающим минимальную пенсию, полагаются социальные выплаты в размере 150-200€.

До 2009 года Греция являлась страной с самыми выгодными условиями для пенсионеров: размер средней пенсии составлял 2000 евро и был равен 95% заработной платы.

В Афинах много клубов, кафе, торговых центров и ресторанов. Так что тут точно не соскучишься. К тому же в городе часто проходят разные выставки и фестивали.

Есть очень много мест для прогулок: например, гора Ликавитос, куда можно сходить бесплатно. Музеи и все археологические места для студентов ЕС и безработных бесплатные, студентам университетов, не входящих в состав ЕС, предоставляется скидка в 50%. Есть дни, в которые посетить бесплатно музей может любой желающий: эти даты лучше уточнять в интернете перед посещением.

Студентам часто предоставляют скидки в кинотеатры, бары, кафе.

В начале года можно купить абонемент в фитнес-зал с большой скидкой. Я, например, брала абонемент за 40€ (2850₽) на 1 год.

  1. В Греции высокие налоги. Например, если заработная плата равна 1500€ в месяц, то 308€ составит подоходный налог, плюс страховые и социальные взносы — 38,27€.
  2. В Греции очень популярны инвестиции в туризм и недвижимость, но чаще со стороны зарубежных предпринимателей.
  3. Около 5 лет назад в Греции вырос НДС до 23%, но на продукты греческого производства он остался равным 13%.
  4. В Греции обязательное медицинского страхование, но если нужно бесплатно попасть к врачу, то придётся ждать около 1 месяца, а иногда и дольше.
  5. Поступить на юридический или медицинский ты можешь только, если учился в лицее.
  6. Минимальная пенсия в Греции равна прожиточному минимуму и составляет 300-350€.
  7. Самые высокие заработные платы у банкиров и составляют более 3000€.
  8. Если заранее продумать свою поездку в Грецию, то можно бесплатно обойти все музеи.



  • Разбор
  • Для себя
  • Элементарно
  • Личный опыт
  • Повестка дня
  • Отдохнуть
  • Перейти на сайт
  • Контакты

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ПАО Московская Биржа.

Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

ООО «Компания БКС», лицензия №154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия. 129110, Москва, Проспект Мира, 69, стр. 1, 3 подъезд.

СБОР ЗА ПРАВО ТОРГОВЛИ

СБОР ЗА ПРАВО ТОРГОВЛИ - местный сбор по Закону об основах налоговой системы (пп. «е» п. 1 ст. 21), устанавливаемый районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), поселковыми, сельскими представительными органами власти, уплачиваемый путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляемый в соответствующий бюджет.

Порядок и правила установления и взимания сбора определены в письме Минфина РФ, ГНС и Комиссии Совета республик ВС РФ по бюджету, планам, налогам и ценам от 2, 4 июня 1992 г. № 4-5-20, ИЛ-6-04/176, 5-1/693 «Официальные материалы по местным налогам и сборам».

Плательщики - предприятия и организации всех организационно-правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, их дочерние образования и филиалы, а также граждане РФ и других государств (физические лица), осуществляющие торговлю товарами и изделиями как через постоянные торговые точки (магазины, столовые, кафе, киоски и др.), так и в порядке свободной торговли с рук, выносных лотков, открытых прилавков и автомашин в местах, определенных местными органами исполнительной власти. Торговля товарами, облагаемыми в соответствии с установленным порядком акцизами, включая импортные товары, производится юридическими и физическими лицами на основе обязательного лицензирования и уплаты установленных платежей. Юридические и физические лица, осуществляющие торговлю только этими товарами и уплатившие лицензионный сбор, сбор за право торговли не уплачивают.

В соответствии с Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и порядке их регистрации» физические лица, постоянно занимающиеся торговлей товарами и изделиями, включая торговлю изделиями собственного производства, обязаны зарегистрировать предпринимательскую деятельность и уплатить регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Уплата регистрационного сбора не является основанием для освобождения от сбора за право торговли. Конкретные ставки сбора определяются местными представительными органами власти при принятии решения о введении этого сбора в зависимости от места расположения торговой точки, объема реализации и вида товара и т.д. Ставку платы за лицензию на право торговли товарами, облагаемыми акцизами, рекомендуется устанавливать в зависимости от объявленного дохода от их реализации. Местные органы власти могут устанавливать и иной порядок определения платы за торговлю этими товарами - в размерах фиксированной ставки от установленной Законом МРОТ как отдельно по каждому виду подакцизного товара, так и в целом по группе товаров.

Юридические и физические лица, осуществляющие торговлю в постоянных торговых точках, приобретают временный патент на право торговли. В патенте на право торговли должны быть указаны период, на который он выдается, группы товаров, которыми будет производиться торговля, и места торговли (точки). На право торговли с временных торговых точек в местах, определенных исполнительными органами власти, юридическим и физическим лицам выдается разовый талон. Уплата сбора производится путем приобретения разовых талонов по месту торговли. Реализация указанных талонов может производиться по решению исполнительных органов власти как специально выделенными сборщиками с оплатой их работы за счет средств, поступающих от местных налогов и сборов, так и возложена на администрацию рынка. Разовый талон для удобства может быть реализован на любое число дней торговли. Стоимость его определяется в этом случае исходя из стоимости разового талона за один день торговли. В талоне проставляется фамилия, имя, отчество гражданина или представителя юридического лица, осуществляющего торговлю. В случае, если сумма сбора уплачена в учреждение банка, талон на право торговли выдается взамен предъявленной квитанции об уплате этого сбора. В местах массовой торговли (ярмарки, рынки) вместо разовых именных талонов участники торговли при наличии кассовых аппаратов получают кассовый чек, который действителен только на указанный день торговли. На торговлю товарами, облагаемыми акцизами, исполнительными органами власти, на территории которых производится торговля, выдается лицензия сроком на 1 год. Порядок выдачи этих лицензий, требования, предъявляемые для организации торговли этими товарами, определяются специальным положением о лицензировании торговли этими товарами, утверждаемым исполнительным органом местной власти на основе примерного Положения, направленного им Комитетом РФ по торговле письмом от 17 ноября 1992 г. № 1-070/32-9.

Основанием для выдачи лицензии является заявление юридического или физического лица с предоставлением документов, удостоверяющих источник поступления товара и гарантирующих его качество. Уплата сбора за право торговли производится при приобретении патента или лицензии на право торговли, разового талона. При установлении ставок в зависимости от полученного дохода по согласованию с налоговыми органами могут быть определены и иные сроки его уплаты и представления расчетов по этому сбору. Уплата сбора за право торговли не освобождает плательщика от уплаты лицензионного сбора за право торговли подакцизными товарами, в то же время, при наличии лицензии на торговлю этими товарами сбор за право торговли не взимается. Патенты и лицензии, разовые талоны на право торговли являются документами строгой отчетности, в них проставляются серия и номер. Их изготовление, учет, организация работы по выдаче осуществляются местными органами исполнительной власти. Средства от сбора за право торговли поступают в доход местного бюджета того региона, на территории которого осуществляется торговая деятельность. Предприятия, имеющие филиалы (подведомственные предприятия) без образования юридического лица на территории другого района (города), уплачивают сбор в бюджет района по месту расположения филиала, по ставкам, действующим в этом регионе. Плата производится юридическим лицом по расчетам, согласованным с налоговыми инспекциями заинтересованных регионов.

Расходы предприятий и организаций по уплате сбора за право торговли осуществляются за счет прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход). Местные органы представительной власти могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков льготы по уплате сбора за право торговли, которые должны быть определены в принимаемом решении. Льготы по уплате налогов, установленные законодательными актами по отдельным отраслям народного хозяйства, по местным налогам и сборам действуют в том случае, если они подтверждены решением местного органа власти по введению этих налогов. Физические лица - участники торговли обязаны вести учет доходов, полученных от свободной торговли, своевременно сообщать о них в декларациях в налоговые органы. Осуществление торговли без уплаты сбора и отсутствие у плательщика патента или лицензии на право торговли, разового талона является сокрытием объекта налогообложения (права на торговлю). В случае, если юридические и физические лица, осуществляющие торговую деятельность, допускают сокрытие получаемых доходов, к ним применяются меры по взысканию всей суммы сокрытого или заниженного дохода. Налоговые органы вправе принять к плательщикам, нарушающим налоговое законодательство о местных налогах и сборах, и другие меры, предусмотренные действующим законодательством. Сбор за право торговли с введением в действие представительными органами власти субъектов РФ налога с продаж на территориях соответствующих субъектов РФ подлежит отмене.

На Крите налоги, судя по всему, взимались начиная с Минойского и Микенского периодов. Вероятно, они представляли собой определенную долю произведенной продукции или некоторый объем принудительного труда. Впрочем, поскольку имеющиеся у нас свидетельства неточны, они постоянно оспариваются. До начала архаической эпохи мы, по сути дела, не располагаем больше никакими свидетельствами о систематическом сборе налогов. С введением монетных систем и усложнением экономических операций в греческих городах- государствах налоги стали взиматься на регулярной основе. Хотя некоторые тираны устанавливали высокие налоги, которые затем пускали на содержание наемных войск, в общем и целом налоги вплоть до начала греко-персидских войн (начало V века до н.э.), судя по всему, были сравнительно низкими.

В эпоху классики налогообложение становится главным методом получения средств городами-государствами. Большая часть свидетельств дошла до нас из Афин. Прямое налогообложение граждан и постоянные налоги на их собственность считались оскорбительными, хотя подобные налоги и вводились некоторыми тиранами. При этом, однако, считалось вполне разумным облагать налогами неграждан. Так, ежегодный подушный налог, взимавшийся с метеков, — метойкион (metoikion) составлял 12 драхм с мужчины и 6 драхм с женщины без работающего мужа или сына.

Продукты и товары, продававшиеся на рынке, облагались рыночным сбором, который ложился тяжелым бременем на метеков. На некоторые виды сделок, особенно заключаемых на агоре, накладывался акцизный сбор — эпония (eponia), который, по сути дела, представлял собой налог с продаж. Размер налога варьировался в зависимости от продаваемого товара. Средний уровень данного вида налогообложения составлял около 1% от стоимости товаров, хотя некоторые из них облагались более высоким налогом. Свидетельства из других городов- государств указывают, что налогами облагались также иностранцы, торговавшие на агоре. Существовали налоги на право разгрузки, рыбной ловли и якорной стоянки. Города также часто взимали воротные пошлины на въезд. Содержатели публичных домов платили особый акцизный сбор, который назывался «порникос тэлос» (pornikos telos).

Хотя прямое налогообложение граждан в Афинах не одобрялось, некоторые прямые налоги все же существовали. Одним из путей повышения государственного дохода была литургия (leitourgia)— весьма обременительная общественная повинность, которую богатые граждане отправляли полностью за свой счет. Подобных общественных обязанностей было много, и связаны они были в основном с различными празднествами. К этим обязанностям относилась хорегия (khoregia) — составление и оплата хора на театральных представлениях, гиппотрофия (hippotrophia) — содержание лошадей для военных нужд, архитеория (arkhitheoria) — от-правка делегаций своего государства на празднества в других областях и странах и гестиасис (hestiasis) — организация всеобщего пира для всей филы. Литургия для нужд военного флота называлась триерархией и предполагала службу в качестве триерарха в течение года. Изначально литургии были добровольными и рассматривались как оказанная гражданину честь, однако к началу IV в. до н.э. они, по сути дела, стали принудительной обязанностью.

Эйсфорой (eisphora) назывался прямой налог на собственность, налагавшийся на граждан и метеков в трудные для государства времена — например в случае войны. В 378—377 гг. до н.э. была проведена реформа этого налога, в результате которой для всех жителей, за исключением самых бедных граждан, была установлена фиксированная ставка. С перерывами эйсфора просуществовала вплоть до Эллинистического периода.

Эпидосис (epidosis) представлял собой добровольный взнос в государственную казну, прежде всего — во время войны. Обычно он осуществлялся вслед за призывом пополнить казну деньгами. Богатые граждане считали своим долгом делать эти взносы, и скорее всего в V в. до н.э. подобные взносы были действительно добровольными, однако в IV в. до н.э. они по сути дела стали принудительными.

В Эллинистический период, с образованием держав наследников Александра Великого, основным источником государственных доходов становится подать с городов и других политических структур внутри государства. Появились и новые налоги — например налог на соль, торговля которой была государственной монополией как в державе Селевкидов, так и в государстве Птолемеев, а также налоги на другие товары — кожи, пряности и благовония. Что касается греческих городов, то в рассматриваемое время произошло мало изменений в их системах налогообложения, лишь расширилось использование литургий. Хорегия была заменена ситонией (sitonia), которая требовала от богатых граждан закупать зерно для города. Если город был недостаточно богат, чтобы литургии работали эффективно, деньги на зерно, оливковое масло и рыбу приходилось собирать путем пожертвований, которые назывались «эпидосисами» (epidoseis). Формально добровольные, эти взносы на деле представляли собой обязательный налог.

Налоги обычно собирались откупщиками. Право собирать налог получал давший за это наибольшую цену на торгах. Государство устанавливало сумму налога на фиксированном уровне или в виде процента от стоимости договора с откупщиком. Доход откупщика складывался из той суммы, которую он был в состоянии собрать с налогоплательщиков за вычетом заплаченного на аукционе и собственных издержек. Данная система была открыта для коррупции и злоупотреблений, а откупщиков обычно боялись и ненавидели.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 216-217.

Многие черты, которые характерны современным государствам имеют свои истоки в древнем мире, а именно в его устройстве. Так и налоговая система родом из Древней Греции и Древнего Рима.

Налоговая система Древней Греции и Древнего Рима

Развитие государства в античности требовало не малых финансов. Необходимо было содержать армию, возводить и укреплять стены городов-государств, строить храмы, водопроводы, дороги. Более того, остро стояла проблема бедняков, их также нужно было содержать государству, давать им продукты и какие-то мизерные деньги. А список расходов государства на общественные нужды можно и вовсе продолжать бесконечно. Подобные расходы могли покрыть только налоги.

Одновременно с тем и в Древней Греции, а чуть позднее и в Древнем Риме оплата личных налогов приравнивалась к рабству. Сбор налогов со свободных граждан постоянно находился в противодействии. Многие свободные граждане и вовсе высказывались о том, что оплату налогов считают для себя унизительным.

Налоги на имущество также были чем-то негативным. Жители Афин готовы были делать добровольные взносы, а вот платить налоги не хотели. Для них было более приемлемым взимать плату с побеждённых врагов, а в некоторых случаях даже со своих союзников. Налоги приходилось всё-таки платить, хоть и не систематически, а, например, для укрепления сооружений крепости или других общественно значимых зданий, также налоги собирались для ведения военных действий. В таком случае, когда предстояли большие расходы, народное собрание города-государство вынуждено было устанавливать процент отчислений от дохода. Чаще всего это было 1/10 или 1/20 частей от получаемого дохода.

В Древнем Риме изначально не было никакой налоговой системы, она была позаимствована в Древней Греции. Более того, именно в Древнем Риме налоговая система сильно развивалась с ходом времени. На начальном этапе государство состояло из города Рима и его небольших окрестностей.

Примечательно, что в мирное время в Риме не было налогов.

Расходы по управлению государством были не так велики, в силу того, что магистраты выполняли свои должностные обязанности безвозмездно, иногда даже вкладывая много собственных средств в развитие города. Быть магистрантом и делать такие широкие жесты было почётно. Тем более, что власть всё равно сосредотачивалась в руках богатых людей. Большая часть расходов уходила на строительство общественных зданий. Государственная казна пополнялась за счёт сдачи в аренду общественных земель.

В военное время граждане облагались налогами согласно своему достатку.

Учитывая тот факт, что Древний Рим практически постоянно находился в состоянии войны, то периоды без оплаты налогов были скорее эпизодическими, чем постоянными.

Все сложившиеся обстоятельства требовали развития налоговой системы.

Система налогообложения и её совершенствование

Сумма, которую граждане должны выплачивать государству в качестве налога, устанавливалась цензорами, или избранными чиновниками. Граждане Рима делали клятвенное заявление цензорам о собственном имущественном состоянии и семейном положении.

Подобное клятвенное заявление является прототипом сегодняшней декларации о доходах физических лиц. Невероятно, но эти основы закладывались ещё в IV–III вв. до н.э.

В IV–III вв. до н.э. Римское государство постоянно увеличивало свои границы благодаря завоеваниям и включению колоний в свой состав. Налоговая система тоже менялась постоянно, как и границы государства. Для колоний были введены коммунальные или местные налоги и повинности. Одно оставалось неизменным – как и в Риме, их размер зависел от размеров доходов граждан. Их устанавливали каждые пять лет. Римские граждане, которые жили не в Риме были обязаны оплачивать и государственные, и местные налоги.

Когда в военных действия побеждали римляне, то налоги снижались или отменялись вовсе. Все средства, в которых нуждалось государство поступали от завоёванных земель.

При Лиции Корнелии Сулле (138-78 гг. до н.э.) граждане Древнего Рима совсем не платили налоги, единственное, чем пополнялась казна были деньги, полученные от сдачи в аренду земель, а также некоторых незначительных сборов и налогов на роскошь.

По мере расширения государственных площадей и захвата новых провинций Рим превратился в империю. Жители провинции были подданными империи, но не имели прав граждан. Они регулярно платили налоги в казну, что по сути было гарантом их зависимости.

Провинции выплачивали в казну прямые и косвенные налоги общегосударственного и местного характера.

Единой налоговой системы в пределах всей Римской империи не существовало.

Каждая община или государство в составе империи облагались по-разному. Города и государства, которые оказывали римским завоевателям сильное сопротивление, после поражения облагались более жесткими налогами. Немаловажно сказать о том, что зачастую Рим использовал систему налогообложения, которая была уже сформирована в той или иной местности. Менялись только направления и методы использования поступающих средств. Но общая тенденция выстраивалась таким образом, что в римскую казну платили меньше, нежели прежней власти.

Стоит упомянуть тот факт, что на плечи жителей провинций ложилось содержание местной администрации, строительство зданий, дорог и т.п. В римских провинциях типа Испании и Македонии, самым главным источником доходов были налоги с доходов рудных и соляных копей в виде 1/10 части добытых полезных ископаемых.

Очень долгий период времени в римских провинциях не было никаких государственных органов, которые бы отвечали за финансы, где бы на профессиональном уровне могли бы контролироваться налоги и их уплата. Некоторое время этим занимались откупщики. На откуп чаще всего отдавались косвенные и чрезвычайные налоги, но бывало и такое, что на откуп шли и прямые.

В основе системы откупов лежало право собирать налог от другого лица, который за это может предложить более высокую цену. Вся сумма целиком шла в казну, а откупщик, которому принадлежали государственные полномочия, вместе с помощниками и субарендаторами пытались получить с налогоплательщиков максимальную прибыль. Господство откупной системы, которая в целом не имела никаких ограничений, привело к тому, что в провинциях творился произвол. Злоупотребления и коррупция стали обычным делом.

Преобразования налоговой системы

Идея изменить и усовершенствовать налоговую систему полностью принадлежит Гай Юлию Цезарю. В первую очередь изменения коснулись откупа по прямым налогам – его полностью отменили, остался только откуп по косвенным налогам. Для каждой общины была установлена конкретная сумма налога, которую она должна была внести в казну в качестве прямых налогов. Распределять и собирать налоги должна была община. Кроме того, Гай Юлий Цезарь снизил налоги. Это произошло потому, что государство их получало напрямую и вся сумма попадала сразу в казну, а не просеивалась через карман откупщиков. Множество городов получили налоговые льготы, однако некоторые из-за упорной борьбы с Цезарем были наказаны повышением налогов.

Усовершенствование налоговой системы продолжил Август Октавиан, который во всех провинциях создал финансовые учреждения по контролю за налогообложением. Он сократил до минимума услуги откупщиков, а там, где они были сохранены, контроль за их деятельностью осуществляло государство. Август назначил в каждой провинции прокуратора, в чьи обязанности входило курирование деятельности за финансовыми учреждениями провинции.

Заново была проведена проверка налогового потенциала провинций, для более точного и справедливого распределения налогов. Этому предшествовал обмер каждой городской общины с её землями. Для каждого города был составлен личный кадастр, в котором содержались сведения о все землевладельцах. Проведена была и перепись имущественного состояния граждан. Возглавили перепись наместники провинций вместе с финансовыми чиновниками-прокураторами. Все жители провинций были обязаны в определённый день предоставить властям налоговую декларацию. Все налоговые документы хранились в финансовом органе и были основой для проведения следующей переписи имущественного состояния.

Наглядно здесь можно рассмотреть пример переписи имущественного состояния в одной из провинций Римской империи – Иудее. Сведения о землевладении содержали следующие данные:

  • Наименование общины, наименование отдельного подворья, два самых близких соседа.
  • Количество моргенов пахотных угодий, которые в перспективе могут быть засеяны в ближайшие 10 лет.
  • Число виноградных лоз на выделенном участке.
  • Количество деревьев на оливковых плантациях.
  • Количество лугов и пастбищ.
  • Количество лесных угодий, которые могут дать древесину.
  • Пол и возраст каждого члена семьи.

Чтобы составить такой список, владелец земли должен был оценить всё сам. Чиновник, который контролировал проведение ценза, имел право уменьшить налог в том случае, если по объективным причинам снижалась продуктивность хозяйства.

Могло так произойти, что на урожайных землях в дождливый год не выдался урожай или часть лозы на виноградниках погибло, а маслины засохли, то это учитывалось при составлении ценза. Иная ситуация была, если владелец земли самостоятельно вырубил виноградники или оливковые деревья, тогда он был обязан это объяснить, и если уважительных причин не находилось, то и ценз не снижался.

Виды налогов

Основным источником налоговых доходов в провинциях был земельный налог. Его средняя ставка составляла 1/10 доходов с земельного участка, хотя в некоторых случаях применялись и особые формы налогообложения, к примеру, с количества фруктовых деревьев, в том числе, и виноградные лозы.

Налогообложению подлежала и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь, сюда включались скот и рабы; а также предметы роскоши и драгоценности. Все жители провинции без исключения должны были оплачивать единую подушную подать.

На налоги в Древнем Риме возлагались большие надежды. С их помощью власти пытались решить фискальные задачи и даже социальные.

В 6 г. н.э. император Август ввёл налог с наследства со ставкой 5%. Этот налог был введён исключительно для граждан Рима и только свободных. Граждане провинций им не облагались.

Средства, полученные от налога на наследство средства, направлялись на обеспечение пенсионного фонда профессиональных солдат после окончания службы. Налогом не облагались ближайшие родственники солдат.

Римская империя была первой, кто ввёл промысловый налог. Его придумал император Диоклетиан.

Кроме прямых налогов в Римской империи были и косвенные налоги. Самые распространённые из них следующие:

  • Налог с оборота по ставке 1%, иначе он ещё назывался акциз на внутреннее потребление.
  • Налог при торговле рабами в размере 4% от их рыночной стоимости.
  • Налог на освобождение рабов со ставкой 5% от их рыночной стоимости.
  • Налог на соль, им облагались только жители провинций.

Таможенными пошлинами облагались все ввозимые и вывозимые из провинций товары. Величина этой пошлины дифференцировалась по видам товаров и провинциям, средняя ставка была на уровне 5%.

Особенность налоговой системы Римской империи в том, что все налоги взимались исключительно деньгами. Из этого следует, что всё населения просто обязано было производить излишки товаров для последующей их продажи. Это положительно сказывалось на товарно-денежных отношениях, которые стали поводом для глубокого погружения в процесс разделения труда и урбанизации страны.

Одновременно с тем, в соседних странах ещё была возможность платить налоги натурой.

Раздел Римской империи

Окончательный раздел Римской империи на Западную и Восточную произошёл в 395 г. н.э., когда умер Феодосий Великий. Раздел Римской империи и позже падение её Западной части стало причиной того, что в Византии всё-таки сохранились предыдущие финансовые и хозяйственные устои. Для Византии раннего периода характерно наличие 21 прямого налога. Сюда вошли поземельный налог, подушная подать, налог на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, после оплаты которого можно было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров, пошлина на выдачу государственных актов и некоторые другие.

Особыми налогами облагались сенаторы, чиновники и военные. Широкое распространение в Византии чрезвычайные налоги, например, на строительство флота, на содержание воинских контингентов и др.

Следует сказать, что даже такое большое количество налогов не привело Византию к процветанию. Даже наоборот, это стало причиной финансовых кризисов и ослабления мощи государства.

Торговля в Древней Греции

Важнейшим фактором, обусловившим развитие греческой торговли, была скудость природных ресурсов Греции. Получить недостающее сырье можно было только через обмен. Благоприятное расположение многих греческих торгово-ремесленных центров на морском побережье облегчало снабжение необходимым сырьем, так как морские перевозки грузов были самыми удобными и дешевыми. Таким образом, в распоряжение греческих ремесленников могло поступать сырье со всего Средиземноморья, а также из-за его пределов. Зависимость ремесленного производства от подвоза ресурсов приводила к переустройству экономики Греции, усилению в ней товарной направленности ремесла и сельского хозяйства ее наиболее развитых центров.

Большую часть жизненно необходимых потребностей греки должны были удовлетворять посредством торгового обмена с периферийными обществами. Хлеб греки получали главным образом из Северного Причерноморья, Египта, Италии и Сицилии. Особенно большой объем поставки приобрели в V– IV вв. до н. э., когда одни только Афины должны были ежегодно ввозить более 50 тыс. т зерна хлеба. Корабельный и строевой лес поставлялся из Северной Греции, Македонии и Фракии. Металлическая руда отчасти добывалась в самой Греции, отчасти привозилась с островов Восточного Средиземноморья. При этом олово — необходимый ингредиент бронзы — попадало в Грецию из отдаленных областей Западной Европы и Британии, за 3 тыс. км от места добычи. Кроме закупок сырья, для ремесленного производства, греки стремились получать товары роскоши восточного происхождения: пурпурные ткани и изделия из слоновой кости, которыми торговали финикийцы, ювелирные изделия, парфюмерию, благовония и т. д. Уже в VII в. до н. э. в ближневосточных торговых факториях во всевозрастающих масштабах начала встречаться греческая керамика, хотя, как представляется сегодня, в этой торговле основным предметом вывоза для греков было серебро. Для покрытия огромного дефицита торгового баланса греки нередко прибегали к работорговле и пиратству.

Морская торговля

Распространению морской торговли способствовала протяженная линия побережья, большое количество удобных гаваней на небольшом расстоянии друг от друга,интенсивное транспортное сообщение и относительная дешевизна перевозок. Обычно товар закупался оптом и перевозился на кораблях большими партиями. Подобные операции часто оказывались не под силу даже очень богатым людям; торговцам приходилось вступать в компании друг с другом, а также брать процентные ссуды под обеспечение груза. Поскольку морская торговля была сопряжена с большим риском, то процент в этих случаях был значительно выше обычного, доходя порой до 100 %, но поскольку, морская торговля приносила большую прибыль, купцы, как правило, были богачами и пользовались большим уважением в обществе.

О размерах их прибыли судить сложно, по аналогиям римского времени можно предположить, что перевозка зерна из Египта в Афины давала 15-20 % прибыли от полной стоимости груза. Стремясь извлечь выгоду из развития торговли,государство облагало ввозимые и вывозимые товары пошлиной.

Торговые суда и их груз

Историк Фукидид рассказывает о корабле вместимостью в 10 тыс. талантов, т. е. 260 т. Декрет с острова Фасос, относящийся к IV в. до н. э., говорит о том, что в первую очередь должны были буксироваться суда грузоподъемностью 3 тыс. талантов, или 80 т, во вторую — 5 тыс. талантов, или 130 т. У берегов острова Алоннес археологи обнаружили остатки афинского судна, затонувшего между 425 и 415 гг. до н. э. Его груз включал от 3 тыс. до 4 тыс. амфор, а грузоподъемность составляла 120 т. Большинство известных сегодня археологических находок принадлежит к классу мелких судов водоизмещением от 25 до 80 т. Количественное соотношение крупнотоннажных кораблей и судов средней и малой грузовместимости остается неизвестным, но определенные данные могут предоставить сравнительные исследования. Так, в 1423 г. в венецианском порту были зарегистрированы 3,3 тыс. торговых судов, из них
3 тыс. имели водоизмещение менее 100 т, и только у 35 оно превышало 240 т. Из этих данных нетрудно предположить, что лишь 1 % греческих грузовых судов имел водоизмещение более чем 240 т.

Корабли плавали вдоль берега, перевозя грузы различного содержания от одного порта к другому. Пример маршрута такого плавания можно найти у Демосфена. Упоминаемый им заемщик получил кредит в 3 тыс. драхм при условии, что в Менде или Скионе возьмет на борт 3 тыс. амфор вина.

С этим грузом он должен плыть в Понт, где сдать его покупателю и принять на борт груз пшеницы для обратного плавания в Афины.

Розничная торговля

Розничная торговля опиралась преимущественно на внутренний рынок. Значительную часть продуктов и товаров повседневного пользования афиняне получали из близлежащих местностей, откуда привозили овощи, зелень, виноград, оливки и масло, соль, уголь, дрова и т. д. Сухопутные дороги в Греции были очень плохими,возить товары приходилось вьюком на ослах и мулах, поэтому стоимость товара в результате дальних перевозок могла увеличиться в несколько раз.

Городской рынок в Афинах был прекрасно организован. Здесь размещались отдельные ряды лавок для различного вида товаров: овощной, рыбный, горшечный, хлебный и т. п. За качеством товаров и правильностью мер и весов наблюдали особые чиновники. Продукты сельского хозяйства обычно продавались на рынке либо самими производителями, либо мелкими полунищими торговцами. Последние зазывали покупателей криками и постоянно поднимали скандалы из-за грошей и потому пользовались в Афинах общим презрением.

Читайте также: