К признакам государства не относится валюта законы налоговые сборы аппарат власти

Опубликовано: 02.05.2024

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

Глава II.
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

§ 10. Государство, его признаки и формы

Понятие «государство» многозначно, трактовка этого явления общественной жизни вызывает не только научные, но и политические дискуссии. Вместе с тем существуют такие признаки государства, с которыми согласны все исследователи. Они позволяют предложить следующее краткое определение: государство – это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей, групп, страт, классов, организаций и т.д. Государство – главный институт власти. Посредством государства органы власти реализуют свою политику.

Таким образом, понятия «власть», «государство» и «политика» теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены. Есть три основных теоретических подхода к пониманию сущности государства: общественный, классовый (марксистский) и политико-правовой.

Согласно общественному подходу, государство есть средство решения общих проблем и дел, оно регулирует отношения правителей и народа. Сущность классового (марксистского) подхода можно выразить так: государство появилось с разделением общества на классы и служит орудием классового господства, подавления одних классов другими. По мнению сторонников политико-правового подхода, государство является источником права, которое организует жизнь общества и самого государства. Определенный смысл есть во всех трех позициях. К ошибкам и заблуждениям ведет абсолютизация одной из них.

Государство характеризуется рядом устойчивых признаков.

1. Наличие публичной власти, имеющей определенную социально-классовую, экономическую основу.

2. Существование особой политической организации.

3. Деление населения по территориальным единицам (территориальное деление населения в масштабах всей страны).

4. Суверенитет, т.е. независимость во внешних и внутренних делах.

5. Выполнение ряда функций, в основе которых лежат определенные обязанности по отношению к обществу: защита территории, борьба с преступностью, обеспечение общих интересов и целей и др.

6. Закрепление за государством ряда монопольных прав: издание законов, выпуск денежных знаков, сбор налогов и др.

Все признаки государства можно разделить на основные и дополнительные.

Признаки государства
ОсновныеДополнительные
1. Территориальная организация власти и населения.
2. Государственный суверенитет.
3. Аппарат управления (публичная власть).
4. Армия.
5. Правоохранительные органы, суды.
6. Налоговая служба.
7. Монополия государства на правотворчество (конституция и законы)
1. Единое экономическое пространство.
2. Столица.
3. Государственные символы (герб, гимн, флаг).
4. Государственный язык.
5. Единая денежная система.
6. Энергетическая и транспортная системы, связь.
7. Внешняя политика.
8. Единое информационное пространство

Охарактеризуем некоторые из этих признаков.

Государство не может существовать без территории, которая включает: сушу, недра, водное и воздушное пространство.

Государство защищает свою территорию от нападений врагов и осуществляет свою власть в её пределах.

Население государства (народ или народы) проживает на территории государства.

Аппарат управления — система государственных органов, осуществляющих публичную (государственную) власть.

Суверенитет государства — это его независимость, самостоятельность в решении всех вопросов внутренней и внешней политики.

Всё, чем непосредственно занимается государство, выполняя задачи, стоящие перед ним, относится к функциям государства.

Таким образом, функции государства — это главные направления деятельности государства для выполнения своей роли в обществе.

Функции государства разделяют на внутренние и внешние.

К внутренним функциям относятся: политическая, экономическая, социальная, правоохранительная, экологическая, культурная, информационная, транспортная, борьба с последствиями чрезвычайных ситуаций и др.

Внешние функции включают: дипломатическую, по обороне страны, внешнеполитическую, внешнеэкономическую, по культурному сотрудничеству, экологическую, информационную, а также участие в разрешении глобальных проблем.

Государство всегда имеет определенную форму, которая зависит от особенностей формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

По форме правления государства различаются в зависимости от того, как образуются органы власти, как складываются взаимоотношения между ними, кому принадлежит верховная власть. Если верховная власть осуществляется одним лицом и приобретается в порядке наследования, то перед нами монархия. Если органы верховной власти (в современном мире это, как правило, парламент) избираются на всенародных выборах, то речь идет о республике.


Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха (главы государства) – и передаётся по наследству.

Монархии бывают абсолютными (власть единолично осуществляется монархом) и конституционными, или парламентарными (власть монарха существенно ограничена законодательной властью представительного органа, формирующего исполнительную власть). Некоторые исследователи выделяют также дуалистические монархии, в которых законодательная власть принадлежит представительным выборным органам, подчиненным монарху, возглавляющему исполнительную власть.


Заседание английского парламента

Республика (лат. res publica – общественное дело) – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определённый срок органам власти.

Республики бывают президентскими (президент сочетает полномочия главы государства и правительства, не несет прямой ответственности перед парламентом и не может его распускать; например, США), парламентскими (президент является главой государства, но исполнительную власть осуществляет премьер-министр формируемого парламентом правительства; например, Италия, Индия) и смешанными (им свойственны черты как парламентской, так и президентской республики, сильная власть президента сочетается с широкими правами парламента; например, Франция, Россия).

Форма государственного устройства определяется особенностями деления страны на административно-территориальные единицы и автономные образования. С этой точки зрения различают унитарные и федеративные государства (§ 21 учнбника). Выделяют также конфедерации и содружества государств.


Политический режим – это способ властвования, совокупность:

• средств и методов воздействия на общество, применяемых властями;

• уровня политического сознания;

• состояния политической культуры населения.

Режимы бывают демократическими, авторитарными, либеральными, антидемократическими.


К антидемократическим режимам относятся деспотический, тиранический, тоталитарный. Их примеры вы изучали в курсах истории Древнего мира, Средних веков и Новейшего времени.

Признаки тоталитарного режима: тираническая, диктаторская власть; тотальный контроль за поведением, деятельностью и мышлением людей; бессудные репрессии; милитаризация общественной жизни; монопартийность и моноидеология и др. Таковы, например, германский фашизм 1930–1940-х гг., СССР сталинского периода, режим Мао Цзэдуна в Китае, режим «красных кхмеров» в Камбодже в 1970-е гг.

При авторитарном режиме власть, как правило, соблюдает основные гражданские свободы, но ведет себя по отношению к обществу весьма жестко; власть сосредоточена в руках одного лица или группы лиц; правление осуществляется на силовой основе; выборы проводятся нерегулярно и часто фальсифицируются; средства массовой информации не отражают весь спектр мнений различных слоев населения и т.д. Режим Франко в Испании; генерала X. Перона в 1960-е гг. в Аргентине; генерала А. Пиночета, установленный в Чили в 1973 г., – примеры авторитарных режимов.

Для либерального режима характерны: формальное равенство граждан, многопартийность, выборность госорганов, реализация принципа разделения властей и децентрализации. Существует в странах с высоким уровнем экономического, политического и социального развития, где основой являются рыночная экономика и частная собственность (Япония и некоторые страны Европы).

Признаки демократического режима (демократии): народовластие; правительство, основанное на согласии управляемых; правило большинства (решения принимаются большинством голосов при уважении волеизъявления меньшинства); строгое соблюдение прав и свобод человека; свободные и честные выборы; равенство граждан перед законом; независимое судопроизводство; социальный, политический, идеологический и другой плюрализм; терпимость, сотрудничество, готовность к компромиссу. К демократическим странам относятся, например, Германия, Италия, США, Франция, Индия и др.


Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «государство».

2. Охарактеризуйте основные теоретические подходы к пониманию сущности государства.

3. Классифицируйте признаки государства, выделив основные и дополнительные.

4. Составьте таблицу функций государства и дайте их краткую характеристику.

5. Сравните формы правления и приведите их примеры.

6. Классифицируйте формы государственного устройства, дайте их характеристику и проиллюстрируйте примерами государств.

7. Используя Интернет, приведите примеры видов политических режимов.

8*. Вспомните историю Древнего мира и Средних веков и расскажите о государствах с деспотическим и тираническим режимами. Существуют ли сейчас такие государства?

9. Сравните либеральный и демократический режимы, определите их сходство и различия.

10. Классифицируйте основные признаки демократии.

Исследуем документы и материалы

Как свидетельствует опыт истории, именно с правом связывается утверждение начал демократизма, равенства, свободы. И напротив, антидемократическим режимам, диктаторским государствам право всегда мешало, и поэтому, как правило, периоды реакции, подавления демократических прав и свобод характеризуются тенденцией на свертывание правовых форм регулирования общественных отношений, переносом центра тяжести на внеправовые методы государственной деятельности.

1) Признаки монархии и республики. В каком государстве, как вам кажется, комфортнее жить современному человеку? Своё мнение обоснуйте.

2) Какие функции государства наиболее важные? Почему?

Темы для проектов и рефератов

1) Сравнительные характеристики политических режимов (на примерах из истории).

2) Функции государства.

Соколова Вера Александровна

Итоговые тесты по обществознанию на тему «Политика», 11 класс

ВложениеРазмер
test_politika_11kl.doc 130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя школа № 4»

Подготовила: Соколова В.А.,

А 1. Понятие легитимность означает

1) терпимость к другим мнениям

2) противостояние политических идей

3) правомочность власти

4) приведение к присяге главы государства

2. Определение, соответствующее понятию «государство»

1) единственный собственник всех средств производства, опирающийся на властные структуры

2) высшее руководство, получающее наибольшие выгоды от господствующего положения в обществе

3) основные направления по упорядочению общественных отношений

4) основной институт политической системы

3. К политической деятельности не относится

1) выборы Президента РФ

2) регистрация политической партии

3) выпуск акций открытым акционерным обществом

4) проведение митинга

4. «Человек сам, лучше любого правительства знает, что ему нужно» – этот принцип характерен для идеологии

5. Функцией государства является

1) наличие государственного аппарата

2) поддержание общественного порядка

4) разделение властей

6. Политический плюрализм означает

1) противостояние официальному курсу

2) множественность политических взглядов и группировок

3) взаимное стремление к положительному результату

4) единство взглядов

7. Является общественно-политическим движением, а не партией

1) «Справедливая Россия»

4) «Единая Россия»

8. К институту законодательной власти в современной России относится

1) Федеральное собрание РФ

2) Администрация Президента РФ

3) Совет Министров РФ

4) Верховный суд РФ

9. К признакам государства не относится (не относятся)

2) налоговые сборы

3) аппарат власти

10. Ценой за жесткую централизацию власти и монополию на принятие решений становится

1) политическая стагнация

2) укрепление государственности

3) обнищание населения

4) демократическое развитие

11. Определение: «Целостность, образующаяся взаимодополняющими друг друга отношениями социальных ролей и институтов власти , которые взаимодействуют на основе единых норм и ценностей, принятых в доминирующих социальных группах общества» относится к понятию

2) политический институт

3) политическая система

4) политическая коммуникация

12. Гражданским обществом называют форму общности, состоящую из частных лиц, классов, групп и институтов, прямо не зависящих от …

а) существующих правовых норм

б) политического государства

в) государственных мероприятий в сфере экономики

г) распоряжений органов государственной власти

13. Форма государственного устройства, закрепленная в Конституции России:

а) территориальная федерация

б) национальная федерация

в) территориально-национальная федерация

г) ни одна из названных

14. Как называется российский парламент

г) ни одна из названных

15. Самым главным политическим институтом является

16. Чрезмерному укреплению власти государства реально может противостоять

а) партийная оппозиция

б) гражданское общество

в) развитие малого бизнеса

г) законотворческая деятельность

17. К компетенции Правительства РФ не относится

а) обеспечение согласованных действий всех структур исполнительной власти

б) осуществление руководства всеми основными сферами и отраслями экономики

в) осуществление представительской функции

г) руководство исполнительной властью

18. Какие три типа основных избирательных систем действуют в мировой политической практике?

а) парламентская, президентская, смешанная

б) двухпартийная, однопартийная, многопартийная

в) пропорциональная, мажоритарная, смешанная

г) пропорциональная, мажоритарная, президентская

19. Патриархальный тип политической культуры характеризуется

а) уверенностью, что влияя на власть можно добиться желаемых результатов

б) активным участием в политической жизни

в) восприятием политической жизни, как ненужного элемента

г) подобострастным отношением к государственной власти

20. Суверенитет Российского государства ограничен Конституцией на основе

1) независимости государства от любой другой власти

2) права издавать законы

3) признания единственным источником власти многонационального народа России

4) независимости от иностранных держав

21. Верны ли следующие суждения о политической идеологии?

А. Для политической идеологии характерно активное участие народных масс в её разработке

Б. Для политической идеологии характерно наличие программы общественного развития

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

22. Верны ли следующие суждения об общественных организациях?

А. Общественные организации выступают в роли посредников между государством и населением

Б. Общественные организации играют большую роль в духовной сфере общества

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

23. Верны ли следующие суждения о признаках демократического режима?

А. Для демократического режима свойственна милитаризация общественной жизни

Б. Для демократического режима свойственна высокая степень участия граждан в политической жизни

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

24. Верны ли следующие утверждения о правовом государстве?

А. Правовое государство является политико-правовым оформлением сложившегося гражданского общества

Б. Правовое государство используется оппозицией для дестабилизации политической жизни

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

25. Верны ли следующие суждения об отрицательных сторонах государственного устройства?

А. Государственная власть несет в себе неистребимые импульсы к всевластию и тотальному контролю

Б. Неистребимыми пороками государства являются бюрократизм и коррупция

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

26. Верны ли следующие суждения о роли государства в политической системе?

А. Ведущая роль государства в политической системе определяется его суверенитетом

Б. Ведущая роль государства в политической системе определяется монополией государства на обладание специальным аппаратом принуждения

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

27. Определяющим началом и сущностью государства является его

1) стремление к всевластию

3) общесоциальное назначение

4) политическая роль

28. Какую форму правления описывает известный афоризм «Король царствует, но не правит»?

1) дуалистическую монархию

2) абсолютную монархию

3) парламентскую (конституционную) монархию

4) сословно-представительную монархию

29. Не является видом монархии

30. Внутренний суверенитет Российского государства выражается в

1) праве издавать законы, обязательные для всех членов общества

2) независимости от иностранных держав

3) его распространении на всю территорию государства

4) ограничении источника суверенной власти – многонациональным народом России

31. Внешний суверенитет Российского государства выражается в

1) праве издавать законы, обязательные для всех членов общества

2) независимости от иностранных держав

3) его распространении на всю территорию государства

4) праве на самостоятельность независимо от каких-либо сил

32. Верны ли следующие суждения о деятельности политических партий?

А. Политические партии участвуют в формировании и деятельности органов государственной власти

Б. Политические партии создают свои средства массовой информации

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

33. В современной России сложилась:

1) однопартийная система

2) двухпартийная система

3) система двух с половиной партий

4) многопартийная система

34. Верны ли следующие суждения о политическом режиме?

А. Политический режим определяется способом передачи власти

Б. Политический режим зависит от внутренней государственной структуры

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

35. Верны ли следующие суждения о политическом режиме?

А. Политический режим зависит от внутреннего порядка и политической стабильности

Б. Политический режим определяется через способы осуществления государством своих полномочий

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

36. Определение: «Совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом» относится к понятию

1) политическая оппозиция

2) партийная фракция

3) партийная система

4) политическая партия

37. Верны ли следующие суждения о деятельности политических партий?

А. Политические партии могут заниматься предпринимательской деятельностью

Б. Политические партии могут выходить за рамки конституционного поля

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

38. Определение: «Общероссийское общественное объединение, представляющее собой добровольное объединение граждан РФ, созданное исключительно с целью участия в политической жизни общества посредством формирования выражения политической воли граждан, участия в выборах и представлении интересов граждан в органах юридической власти, государственной власти и местного самоуправления» относится к понятию

1) общественное объединение

2) общественное движение

3) политическая партия

4) партийная фракция

39. Партии со сложной организационной структурой, имеющие постоянное членство и источники финансирования, называются

40. Верны ли следующие суждения о политических движениях?

А. Политические движения стремятся к достижению власти

Б. Политические движения выражают мнения определенных групп граждан

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

41. Партия не имеющая непосредственного доступа к власти, а потому вынужденная бороться за неё и применять косвенные средства влияния на государство, называется

42. Верны ли следующие суждения об авторитарном режиме?

А. Авторитарный режим характеризуется высокой степенью свободы в политической и идеологической сферах

Б. Авторитарный режим характеризуется значительной ролью бюрократии

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

43. В многопартийном государстве 7 % порог, необходимый для прохождения в 450-местный парламент, преодолели 4 партии со следующими результатами: партия А – 7%; партия В – 10%; партия С – 20 %; партия Х – 50 %. Какая избирательная система установлена в данном государстве?

4) недостаточно сведений для определения типа избирательной системы

44. Верны ли следующие суждения о мажоритарной избирательной системе?

А. Мажоритарная система допускает существование большого количества партий

Б. В основе мажоритарной системы лежит принцип, в соответствии с которым распределение голосов в парламенте осуществляется в зависимости от того, какой процент голосов партия получила в результате выборов

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

45. Разновидностью республиканской формы правления не является

46. По форме правления государство может быть

47. Верны ли следующие суждения о функциях политической культуры?

А. Политическая культура вырабатывает методологию, которой можно руководствоваться во всех сферах человеческой деятельности

Б. Политическая культура вырабатывает у человека стремление к осмыслению политических реалий

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

48. Верны ли следующие суждения о структурных компонентах политической системы общества?

А. Политическая система включает политические, правовые, нравственные нормы и ценности

Б. Политическая система включает политическую идеологию и политическую культуру

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

49. К представительной демократии относится

50. В современном развитом обществе властные полномочия осуществляются на основе

51. Внутреннее строение государственного аппарата, порядок расположения органов государственной власти, их соотношение называется

1) функциями государственного аппарата

2) компетенцией государственного аппарата

3) полномочиями государственного аппарата

4) структурой государственного аппарата

52. К внешним функциям государства относится

1) охрана правопорядка

2) оборона страны

4) охрана прав и свобод граждан

53. Определение: «Взаимосвязи и взаимодействия, возникающие между людьми в процессе политической деятельности» относится к понятию

1) политические отношения

2) политическая деятельность

3) политический институт

4) политическая партия

54. Верны ли следующие суждения об основных целях политических партий?

А. Основной целью политической партии является формирование общественного мнения

Б. Основной целью политической партии является политическое образование и воспитание граждан

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

55. Верны ли следующие суждения о сущности власти?

А. Любая власть означает способность, право и возможность повелевать, распоряжаться и управлять кем-либо или чем-либо

Б. Любая власть – это контроль над экономическими ресурсами

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

56. Опосредованное политическое участие граждан осуществляется через

1) участие в избирательных компаниях

2) деятельность избранных депутатов

3) участие в деятельности политических партий

4) реакции на импульсы, исходящие от политической системы

57. Верны ли следующие суждения о непосредственном политическом участии граждан?

А. Непосредственное политическое участие граждан проявляется в митингах, демонстрациях

Б. Непосредственное политическое участие граждан проявляется в обращениях и письмах к представителям власти

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

58. Консервативные партии характеризуются

1) призывами к ликвидации принудительной власти государства

2) жесткой организацией

3) призывами к радикальным преобразованиям общества

4) призывами к отстаиванию традиционных путей развития страны

59. Определение: «Способ функционирования политической сферы общества» относится к понятию

1) форма государства

2) форма правления

3) политический режим

4) форма территориально-государственного устройства

60. К институтам гражданского общества не относится:

2) региональный отдел образования

3) Общество солдатских матерей

4) политическая партия

61. Какое из представленных ниже положений не относится к ценностям либерализма?

1) отрицание государства

2) принцип разделения властей

3) принцип религиозной свободы

4) недопустимость вмешательства государства в частную жизнь

62. Господство, основанное на исключительных качествах, приписываемых лидеру, называется

63. Подчиненное начало во властных отношениях воплощает(ют)

1) объект политической власти

2) субъект политической власти

3) ресурсы политической власти

4) легальность политической власти

64. Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?

А. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти РФ.

Б. Органы местного самоуправления включают представительные органы (совет, земство, дума) и органы администрации во главе с мэром, старостой и др.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

65. Верны ли следующие суждения об идеологии консерватизма?

А. Идеологии консерватизма соответствует высказывание: «Государство – это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность».

Б. Идеологии консерватизма соответствует высказывание: «Равенство – это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода – это и средство, в некотором смысле и цель в себе».

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

66. Смешанная избирательная система – это

1) избирательная система, при которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом относительное большинство голосов

2) избирательная система, при которой одна половина кандидатов избирается по мажоритарному, а другая – по пропорциональному принципу

3) избирательная система, при которой голосование осуществляется по партийным спискам и распределение кандидатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов

4) избирательная система, при которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом абсолютное большинство голосов

67. Верны ли следующие суждения о политической партии?

А. Все партии имеют целью борьбу за государственную власть

Б. Все партии делятся только по классовому признаку

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

68. В парламентской республике правительство несет политическую ответственность перед

4) всеми указанными органами власти

69. Главное и необходимое условие для существования демократической политической системы общества

1) проведение выборов, гарантирующих реальную возможность избирать среди многих кандидатов

2) компетентность и образованность руководителей

3) временное ограничение пребывания у власти политических лидеров

4) наличие органов местного самоуправления

70. Референдум – это

1) порядок действия избирательных комиссий

2) тип всенародного голосования, объектом которого является важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны

3) тип всенародного голосования объектом которого является тот или иной кандидат

4) право гражданина выступать в качестве избирающего

1. Верны ли следующие суждения о суверенитете государства?
1) Суверенитет – это верховная власть над определенной территорией.
2) Суверенитет означает, что любая общественная организация имеет право на участие в управлении государством.

а) верно только 1 +
б) верно только 2
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны

2. Независимость страны от других государств, недопустимость постороннего вмешательства во внутренние дела страны:
а) законодательство
б) суверенитет +
в) политика

3. РФ по форме правления:
а) монархия
б) федеративное государство
в) республика +

4. Что является признаком государства:
а) единство территории +
б) искусство
в) религиозные верования

5. Форма территориального устройства, при которой государство делится на отдельные территории, обладающие значимой самостоятельностью:
а) унитарное государство
б) нет верного ответа
в) федерация +

6. Что является признаком государства:
а) искусство
б) налоговые сборы +
в) нравственность

7. К внешним функциям государства относится:
а) развитие образования и медицины в стране
б) совершенствование налоговой системы
в) укрепление обороны страны +

8. Что является признаком государства:
а) законодательная деятельность +
б) религиозные верования
в) нравственность

9. К внутренним функциям государства относится:
а) развитие экономических отношений с другими государствами
б) культурные связи с другими странами
в) охрана порядка в обществе +

10. В федерации, наряду с об­щими законами, действуют и местные, так ли это:
а) нет
б) да +
в) не везде

11. К признакам государства не относится:
а) религия +
б) единая территория
в) свои законы и нормы

12. Административные части федерации не обладают суверенитетом, так ли это:
а) да
б) нет +
в) отчасти

13. К признакам государства не относится:
а) единый язык +
б) свои законы и нормы
в) налоговая система

14. Одной из причин возникновения государства является возникновение неравенства, так ли это:
а) нет
б) отчасти
в) да +

15. Теория происхождения государства, в основе которой божественное влияние:
а) религиозная +
б) договорная
в) завоевательная

16. Го­сударство вырабатывает и контролирует выполнение мо­ральных правил, так ли это:
а) да
б) нет +
в) отчасти

17. К основным атрибутам власти относится:
а) фабрики
б) заводы
в) армия +

18. Устойчивая политико-правовая связь человека с государством:
а) партийность
б) гражданство +
в) национальность

19. К основным атрибутам власти относится:
а) экономика
б) суд +
в) производство

20. Форма правления, при которой монарх «царствует, но не правит»:
а) президентская республика
б) ограниченная монархия +
в) абсолютная монархия

21. Что характерно для унитарного государства:
а) глава исполнительной власти в субъекте назначается президентом +
б) глава исполнительной власти в субъекте не назначается президентом
в) действие в субъектах собственных законов

22. Парламентской республикой является(ются):
а) Франция
б) Италия +
в) США

23. Что характерно для унитарного государства:
а) местные органы власти не подчиняются центральным
б) развитие массового производства
в) местные органы власти подчиняются центральным +

24. Какое государство из названных является федерацией:
а) Украина
б) Германия +
в) Франция

25. Что характерно для унитарного государства:
а) присутствие конституции у субъектов
б) действие в субъектах собственных законов
в) отсутствие конституции у субъектов +

26. Монархия является одной из древнейших форм правления, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти

27. Права и обязанности гражданина закреплены в законах государства, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти

28. Какое государство из названных является республикой:
а) Швеция
б) Дания
в) Венгрия +

29. Все граждане РФ добросовестно выполняют свои обязанности, так ли это:
а) нет +
б) да
в) зависит от ситуации

30. Что характеризует республиканскую форму прав­ления в государстве:
а) высокий уровень правовой культуры
б) выборный характер высших органов власти +
в) сильная судебная власть

31. РФ по форме территориального устройства:
а) федеративное государство +
б) республика
в) монархия


Выберите верные суждения о государстве и его признаках и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государством называют любую совокупность людей, проживающих на определённой территории.
2) Любому государству свойственно разделение властей.
3) Государство обладает суверенитетом в установленных территориальных границах.
4) Государство обладает монопольным правом издавать общеобязательные правовые нормы.
5) Государству принадлежит исключительное право взимания налогов с граждан и фирм.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Признаки государства”.
1) нет, государство — это организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.
2) нет, разделение властей не свойственно, например, абсолютным монархиям; теория разделения властей возникает лишь в конце 17 века в трудах Дж.Локка и Ш.Монтескье.
3) верно, суверенитет, т.е. независимость — обязательный признак любого государства.
4) верно, только государство издает законы.
5) верно, только государство может собирать налоги.
Государство — это организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.
Основные признаки государства:
— Определенная территория
— Суверенитет — это способность государства независимо и самостоятельно осуществлять свои функции внутри страны (внутренний суверенитет) и во взаимоотношениях с другими странами (внешний суверенитет)
— Исключительное право издавать законы, взимать налоги, осуществлять эмиссию денег
— публичный характер власти
— Монополия на законное (легитимное) насилие
— Наличие государственной символики (герб, флаг, гимн)


Выберите верные суждения о политике и политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политикой называют совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
2) Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.
3) К субъектам политики относятся политические партии и общественные движения.
4) Субъектами политики являются избиратели.
5) Любая власть в обществе носит политический характер.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Понятие власти”.
1) нет, производство, распределение, обмен, потребление материальных благ относятся к сфере экономики. Политикой называют совокупность отношений связанных с управлением делами общества и государства.
2) верное определение политической власти.
3) верно, субъекты политики — это конкретные люди (такие должностные лица, как президент, главы правительств, министры, депутаты и т.д.) и организации (государство, партии, профсоюзы) которые осуществляют политическую власть.
4) верно
5) нет, существует также экономическая, религиозная и другие виды власти.


Выберите верные суждения о государстве и его признаках и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государством называют любую совокупность людей, проживающих на определённой территории.
2) Любому государству свойственно разделение властей.
3) Государство обладает суверенитетом в установленных территориальных границах.
4) Государство обладает монопольным правом издавать общеобязательные правовые нормы.
5) Государству принадлежит исключительное право взимания налогов с граждан и фирм.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Признаки государства”.
1) нет, государство — это организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.
2) нет, разделение властей не свойственно, например, абсолютным монархиям; теория разделения властей возникает лишь в конце 17 века в трудах Дж.Локка и Ш.Монтескье.
3) верно, суверенитет, т.е. независимость — обязательный признак любого государства.
4) верно, только государство издает законы
5) верно, только государство может собирать налоги.


Выберите верные суждения о государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государство создаёт правовые нормы.
2) К основным признакам любого государства относится наличие политических партий и территория, на которую распространяется власть.
3) Государство как политический институт ориентировано на реализацию общезначимых целей и интересов.
4) Государство обладает суверенитетом и правом законного принуждения граждан к выполнению его воли.
5) Государство отличается от политической партии тем, что оно является политическим институтом.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Признаки государства”.
1) верно, это исключительное право государства.
2) неверно, наличие политических партий не является основным признаком государства.
3) верно.
4) верно.
5) неверно, политическая партия тоже является политическим институтом.
Государство — это организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.
Основные признаки государства:
— Определенная территория
— Суверенитет — это способность государства независимо и самостоятельно осуществлять свои функции внутри страны (внутренний суверенитет) и во взаимоотношениях с другими странами (внешний суверенитет)
— Исключительное право издавать законы, взимать налоги, осуществлять эмиссию денег
— публичный характер власти
— Монополия на законное (легитимное) насилие
— Наличие государственной символики (герб, флаг, гимн)


Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К внешним функциям государства относится определение общего направления экономического развития страны.
2) Государство обладает монопольным правом законно применять принуждение силами армии, органов охраны порядка и безопасности.
3) Требования, устанавливаемые государством по вопросам экологической политики, составляют основу экологической безопасности страны.
4) Государство создаёт нормативную и организационную основу деятельности органов власти и местного самоуправления.
5) Основополагающим признаком государства любого типа является реализация принципа разделения властей.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Функции государства”.
1) неверно, это внутренняя функция государства.
2) верно.
3) верно.
4) верно.
5) неверно, реализация принципа разделения властей не характерна для государств с недемократическим режимом правления.
Государство — это организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.
Функции государства:
Внутренние функции государства
— Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе)
— Правоохранительные (охрана общественного порядка, борьба с преступностью)
— Экономические (регулирование экономических отношений)
— Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры)
— Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ)
Внешние функции государства
— Обеспечение национальной безопасности
— Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере
— Развитие взаимовыгодного сотрудничества
— Участие в решении глобальных проблем


Выберите верные суждения о политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политической властью называют способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан, общества в целом исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
2) Легальность власти проявляется в её неофициальном одобрении обществом в силу её притягательных черт.
3) Возникновение политической власти обусловлено потребностью в регуляции общественных отношений, авторитетном разрешении социальных конфликтов.
4) Политическая власть — это и инструмент господства, и эффективное средство интеграции общества и поддержания общественного порядка.
5) Харизматический тип легитимности власти основан на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Понятие власти”.
1) верно.
2) неверно, легальность власти проявляется в её официальном признании обществом.
3) верно.
4) верно.
5) неверно, харизматический тип легитимности связан с верой в необыкновенные, выдающиеся качества вождя.
Политическая власть — право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.
Легитимность власти — процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров, партий и т.д.
Функции политической власти:
— формирование политической системы
— организация политической жизни
— принятие политических отношений
— управление делами общества и государства


Выберите верные суждения о политике и политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Политикой называют совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
2) Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.
3) К субъектам политики относятся политические партии и общественные движения.
4) Субъектами политики являются избиратели.
5) Любая власть в обществе носит политический характер.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Понятие власти”.
1) нет, производство, распределение, обмен, потребление материальных благ относятся к сфере экономики. Политикой называют совокупность отношений связанных с управлением делами общества и государства.
2) верное определение политической власти.
3) верно, субъекты политики — это конкретные люди (такие должностные лица, как президент, главы правительств, министры, депутаты и т.д.) и организации (государство, партии, профсоюзы) которые осуществляют политическую власть.
4) верно
5) нет, существует также экономическая, религиозная и другие виды власти.
Политическая власть — право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.
Легитимность власти — процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров, партий и т.д.
Функции политической власти:
— формирование политической системы
— организация политической жизни
— принятие политических отношений
— управление делами общества и государства

3.4. Налоги как признак государства

Налоги - одно из самых древних изобретений человеческого общества, уже при первобытнообщинном строе существовали отдельные мононормы, регулирующие зачатки будущих налоговых отношений. Известно, что в догосударственном обществе отсутствовал специальный аппарат управления, а деятельность членов рода, регулируемая мононормами была направлена на совместное выживание. Как свидетельствуют историки и археологи, в первобытно-общинный период существовал прообраз "налогов", так как часть полученного от земледелия, охоты или скотоводства продукта члены рода отдавали в общую "казну" (прообраз бюджета), которая расходовалась на общие нужды, содержание жрецов, воинов, т.е. тех членов рода, которые не занимались добычей материальных благ, а также выступала гарантом благополучия и выживаемости рода, на случай различных природных катаклизмов. Для сравнения, в настоящее время часть бюджета расходуется в случае чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера.

Одновременно с появлением государства появилась и необходимость содержать специальный аппарат управления, чиновников, армию, судебные органы и т.п. Возникла потребность в организованном и упорядоченном сборе части доходов с проживающего на территории страны населения, а также с контролируемых территорий. Ни одно государство не может существовать без взимания налогов и одновременно система налогов - один из признаков государства. Конечно, сами системные признаки появились не сразу, а по мере развития государства, но даже краткий исторический обзор доказывает наличие налогов как обязательного атрибута государства.

По дошедшим до настоящего времени данным в Киевской Руси с середины X в. нормирование повинностей с населения во время "полюдья" осуществлялось обычным правом, и, судя по необъятности территории Руси, местные князья участвовали в сборе дани для себя и киевских князей. При этом феодальная зависимость крестьян была двух видов: разовые контрибуции и регулярные отчуждения сельскохозяйственной продукции в пользу господствующего класса.

Первые зачатки законодательного закрепления норм, связанных со сборами и повинностями, появляются в Русской Правде, автором которой считают Ярослава Мудрого. Например, в ней была предусмотрена одна из древнейших повинностей, так называемый корм, т.е. поставка пищевого довольствия чиновнику, ездившему по волостям для суда. В 1024-1026 гг. Ярослав Мудрый развивает нормы Русской Правды, принимая "Покон вирный" (следующую часть Русской Правды), где определяются размеры денежных взносов и натурального корма, идущих с населения административным лицам и княжеским судьям. Из Русской Правды вытекало, что юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общники, которые уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства. По Русской Правде большинство штрафов (виры, продажи), налагаемые за гражданские и уголовные проступки поступали в государственную казну. В период зарождения и становления государства налоги появлялись как случайные или временные платежи, но с развитием государства налоги превращаются в его стабильный атрибут (признак), без которого немыслимо само существование государства. Причем установление, распределение, взимание налогов становится исключительной прерогативой государства.

В определенный исторический период налоги выступали не только как признак государства, но и показывали экономическую, политическую, военную и иную зависимость одного государства от другого. Так, после завоевания Руси, Золотой Ордой осуществлялось взимание дани. В настоящее время историкам известно свыше десятка "ордынских тягостей": выход ("царева дань"), дань монгольскому хану, торговые сборы ("мыт" и "тамка"), извозные повинности ("ям", и "подводы") и т.д. Иван Грозный в период своего правления ввел стрелецкую подать на создание регулярной армии, а также полоняничные деньги для выкупа захваченных в плен ратных и других людей. В этот период распространяется такая форма прямых налогов, как посошное обложение. Единицей измерения стала соха, размер которой не был унифицирован и зависел от статуса землевладельца и от возможности крестьян платить налоги государству. Объектом прямого обложения в то время являлось право пользования землей, а совокупность платежей, взимаемых с земельного участка, а также натуральных повинностей именовалась "тягло".

Наиболее крупномасштабные государственные преобразования в России, затронувшие сферу финансов связывают с именем Петра Великого. В период его правления взимались: стрелецкая подать, драгунские деньги, корабельные деньги, подать на покупку драгунских лошадей. Петр I ввел новую податную единицу - ревизскую душу. Существовали винные и таможенные сборы, сборы с перевозок, водопоя, хомутов, гробов, рыболовства и т.д. Налоговые преобразования того периода имели целью централизовать и упорядочить сбор налогов, а в 1718 г. была проведена подушная перепись, и финансовые службы перешли к подушному обложению населения. С точки зрения фискалитета разные группы населения отличались друг от друга только степенью платежеспособности. До середины XVIII в. государственные сборы именовались податями, а впервые термин "налог" был употреблен в 1765 г. известным русским историком А. Поленовым и впоследствии стал общеупотребительным.

Краткий исторический обзор показывает, что налоги появились одновременно с возникновением государства, права , и были призваны обеспечить становление и укрепление государства и государственной власти, которая нуждалась в аппарате управления и защиты, на что в тот период и расходовались собранные налоги. Конечно, в ранние этапы развития государства (и не только российского) налоги выступали и как признак рабства, и как средство угнетения одного класса другим и т.п., но с развитием демократии они начинают выполнять иные функции.

Связь государства и налогов, отражающая их предназначение, раскрывается в различных экономических теориях налога: обмена, атомистической, наслаждения, страховой премии, классической и др., которые по -разному отражают роль налога в государственном механизме. Теорией обмена, появившейся в Средние века, налог рассматривается как средство платежа граждан за покупаемые у государства различные услуги. Атомистическая теория (XVI-XVIII вв.) видела в налоге плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности. Ее смысл заключается в обмене одних ценностей на другие, что производится на особых основаниях, поскольку граждане не могут отказаться ни от уплаты налогов, ни от пользования общей охраной. Одним из авторов этой теории был представитель естественно-правовой доктрины Ш. Монтескье, а смысл налога в данном случае четко согласуется с теорией общественного договора (теория происхождения государства). Разновидностью этой теории выступает и теория наслаждения, согласно которой налог рассматривался как цена, уплачиваемая гражданами за полученные им наслаждение от общественного порядка, справедливого правосудия и т.п. Дореволюционным русским финансистам было свойственно рассматривать налоги как принудительные денежные взносы частных хозяйств, расходуемые на нужды государства. Представители классической теории (А. Смит и Д. Риккардо) видели в налогах государственные доходы, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. Ими же были сформулированы справедливые принципы налогообложения, которые делали налоги не признаком рабства, а свободы.

Каждая из теорий налога несет в себе рациональное зерно, а чем выступает налог - признаком государства, средством угнетения, необходимым атрибутом свободного экономического развития и выражением свободы - зависит уже от самого типа государства и от определенного этапа его развития. Налоги первоначально появились как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения его функций, но с течением времени изменились функции и роль налогов. При этом они изменялись не произвольно, а в связи с изменениями сущности государства, его функций и задач. Однако, не вызывает сомнений, что и в прошлом, и в настоящее время налоги выступали и выступают необходимым атрибутом (признаком) государства.

В настоящее время под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Как следует из современного законодательного определения налога, он и в настоящее время взимается для обеспечения деятельности государства или муниципальных образований, но эта деятельность уже не связана с удовлетворением только нужд самого государства, а собранные средства не расходуются только исключительно на содержание государственного аппарата. В цивилизованном и правовом государстве средства, полученные от сбора налогов, обеспечивают реализацию государством социальной и экономической функций. Идеально в налоге должны сочетаться как интересы государства, так и интересы всего общества, его групп и отдельных индивидов, а уплата налога должна давать налогоплательщику доступ к общественным благам. Конечно, полного эквивалента ( по принципу, сколько заплатил, столько и получил) здесь не получится, но в правовом государстве налогообложение обусловлено потребностями общества в нормальном и гармоничном развитии, обеспечивающем человеку достойную жизнь. Налог должен выступать разумным компромиссом между индивидуальными возможностями и общими потребностями.

Согласно ст. 12-15 НК в РФ закреплена трехуровневая система налогов и сборов, куда входят федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также государственные и таможенные пошлины, отнесенные по своему статусу к федеральным налогам и сборам. В настоящее время в Российской Федерации установлены налог на добавленную стоимость , налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций , налог на добычу полезных ископаемых, налоги на имущество, земельный налог и другие виды налогов.

Налоги выполняют фискальную функцию, а их основное назначение - пополнение доходной части бюджета для удовлетворения потребностей самого государства и общества в целом. Без установления и сбора налогов не может нормально существовать ни одно государство. Наличие налогов и их фискальной функции является не временным, а стабильным признаком государства. При этом важно подчеркнуть, что налоги отражают не только перечень поступлений, но и механизм этих поступлений, действующий на постоянной, стабильной основе, обеспечивающий взимание налогов и соотношение с расходами бюджетов.

Фискальная функция налогов в современном государстве не является единственной. Наполнить казну (бюджет) не считается единственной целью налогов. После ее наполнения начинается стадия распределения (перераспределения) полученных средств. Сами налоги начинают расходоваться на осуществление, образовательной, культурной, экономической, миграционной, жилищной, пенсионной, экологической, военной, экономической и других разновидностей политики, осуществляемой государством. Поэтому налоги считаются средством экономических реформ и обеспечения стабильного экономического роста ( функция экономического регулирования), социальным регулятором ( функция социального регулирования). Например, посредством изменения налоговых ставок можно стимулировать или дестимулировать различные виды деятельности (нулевая ставка НДС по экспортным операциям, упрощенная система налогообложения в отношении малого бизнеса и т.п.). Кроме того, государство может при помощи налогообложения решать и социальные задачи: поощрение отдельных категорий граждан, защита малоимущих слоев населения и т.п. Например, по уплате ЕСН для работодателей предусмотрены определенные льготы в случае, если они принимают на работу инвалидов; льготы по уплате НДФЛ для героев СССР и РФ; изъятие из объекта налогообложения НДФЛ стипендий и пенсий и т.п.

Читайте также: