Сравнение учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета

Опубликовано: 10.05.2024

С 2021 года в бухгалтерском и налоговом учёте произошли изменения. Некоторые из них нужно отразить в учётной политике. Разбираемся, в каких случаях нужно изменить или дополнить учётную политику и что меняется в учёте с 2021 года.

Что такое учётная политика и зачем она нужна

Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:

  • утверждает рабочий план счетов;
  • определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
  • определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.

Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.

Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если вы планируете применять политику с 2022 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2021 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.

Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.

Когда надо менять учётную политику

Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

Бухгалтерский учёт

Учетную политику можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  1. В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
  2. Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
  3. Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.

Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.

Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.

Налоговый учёт

Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:

  • изменилось законодательства о налогах и сборах;
  • компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).

Бухгалтерский учёт: что изменится с 2021 года

  • Электронная сдача отчётности

Это касается всех налогоплательщиков. Малый бизнес ещё мог сдать бухотчётность в 2020 году в бумажном варианте. Но с 2021 года электронная бухотчётность становится обязательной для всех.

  • Применение ФСБУ 5/2019 вместо ПБУ 5/01

Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» обязаны использовать все компании, кроме бюджетных организаций и микроорганизаций, которые пользуются упрощённым бухучётом. С 2021 года все материалы, товары, готовую продукцию и незавершёнку нужно учитывать по новым правилам. В отчётности за 2021 год вместо ПБУ 5/01 используйте ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ФСБУ 5/2019).

Каждая компания самостоятельно решает, как перейти на новый порядок: с проведением ретроспективного пересчёта всех оставшихся запасов или без такого пересчёта (п. 47 ФСБУ 5/2019). Эти условия перехода нужно прописать в учётной политике.

  • Разрешили к применению ФСБУ 6/2020

Учитывать основные средства по новому ФСБУ 6/2020 обязательно с 2022 г. Но организация может принять решение о досрочном применении нового стандарта.

Учётная политика для налогового учёта: что изменилось с 2021 года

Налог на прибыль

  • Обособленные подразделения

С 2021 года организации, у которых есть обособленные подразделения и которые применяют пониженные ставки налога на прибыль, должны определять долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговой базе, сформированной для каждой специальной ставки. Поэтому, организациям следует просчитать, какой показатель выгоднее использовать — среднесписочная численность или расходы на оплату труда, и закрепить его в учётной политике.

  • Пониженные ставки по налогу на прибыль для ИТ-отрасли

С 1 января 2021 года начали действовать льготные налоговые ставки: 3% в федеральный бюджет и 0% в региональный. Также отменили «мгновенную амортизацию» для крупных ИТ-компаний. Со следующего года такие компании затраты на приобретение электронно-вычислительной техники учитывают в общем порядке.

  • Инвестиционный вычет по НИОКР

С 1 января 2021 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.

  • Сократили список операций, по которым ИТ-компании не платили НДС

Теперь льгота по освобождению от НДС касается тех компаний, которые внесли своё ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Другие услуги, связанные с деятельностью в ИТ-сфере, от НДС не освобождаются.

Страховые взносы

  • Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.

С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:

— 6% на обязательное пенсионное страхование;

— 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— 0,1% на обязательное медицинское страхование.

  • Льгота по социальным взносам для МСБ

Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.

Имущественные налоги

  • Отменили декларации по транспортному и земельному налогам для организаций

Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.

Как изменить положения в учётной политике

Чтобы внести изменения или дополнения в учётную политику, нужно:

  1. Разработать текст изменений или дополнений с обоснованиями. Если они касаются законодательства о налогах и сборах, желательно указать ссылку на статьи закона и дату вступления поправок в силу.
  2. Установить дату их вступления в силу. Например, 1 января следующего года.
  3. Утвердить изменения или дополнения отдельным приказом — заменить устаревшие положения и ввести новые.

Стандартной формы приказа нет, организации разрабатывают его в произвольной форме. Если изменений много, можно утвердить новую редакцию приказа.

Лайфхаки при составлении учётной политики

  • Не пишите лишнего. Указывайте только те регистры учёта, которыми организация действительно пользуется и исключите документы, если они лишние. Помните, что инспекторы при проверке вправе запросить все упомянутые формы учёта.
  • Не детализируйте излишне утверждённый план счетов. Не нужно утверждать всю аналитику. Она достаточно часто изменяется и может появиться несоответствие реального учёта и счетов по УП.
  • Не нужно составлять новую политику каждый год. Достаточно отредактировать пункты, которые изменились, исходя из актуальных требований и потребностей.

Санкции за отсутствие учётной политики

Требование о необходимости УП утверждено законом о бухучёте. Следовательно, можно применить ст. 126 НК РФ — штраф в 200 рублей, а также 300-500 рублей на руководителя по статье 15.6 КоАП РФ. Штрафы не единственное неприятное следствие отсутствия УП. К примеру, если УП нет, а способ учёта предполагает разные варианты, инспекторы при проверке расчёта налогов могут выбрать из предложенных вариантов тот, который выгоднее с точки зрения увеличения налога. А вот если у организации есть УП, исходить будут из её положений. Именно поэтому УП должна быть разработана со всей тщательностью.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация является малым предприятием, выполняет ремонтно-строительные работы, применяет общую систему налогообложения, ведет учет в бухгалтерской программе. Все налоги с заработных плат с 2016 года учитываются на счете 26 "Общехозяйственные расходы" (бухгалтерский учет) и в косвенных расходах (в декларации по прибыли).
Налоговая инспекция запросила учетную политику (и другие документы по требованию) за период с 2016 года.
Правильно ли записать в учетной политике (по бухгалтерскому учету): "Расходами, которые относятся на себестоимость оказываемых услуг, признаются все материальные расходы, кроме общехозяйственных, суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым в процессе оказания услуг" и не упоминать о заработной плате и взносах, а также по налоговому учету не указывать их в прямых расходах? Какие основные изменения надо внести в учетную политику на 2017 г. и 2018 г.? Можно ли оставить без изменений?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В анализируемой ситуации организации следует установить в учетной политике для целей бухгалтерского учета перечень прямых расходов и порядок их учета. В том числе считаем возможным учитывать расходы на оплату труда и страховые взносы в составе общехозяйственных расходов.
Организация имеет право закрепить в учетной политике для целей налогообложения отнесение к прямым расходам материальных расходов, кроме относящихся к административно-управленческой деятельности, и суммы начисленной амортизации по ОС, используемым в процессе выполнения работ. При этом заработная плата всех работников и страховые взносы будут в целях налогообложения относиться к косвенным расходам.
Однако во избежание налоговых рисков необходимо подготовить убедительное обоснование отсутствия реальной возможности отнесения зарплаты части работников к прямым расходам.

Обоснование позиции:
Прежде всего необходимо отметить, что регулирование классификации расходов отличается в бухгалтерском и налоговом учете.

Бухгалтерский учет

Для отражения в бухгалтерском учете информации о расходах следует руководствоваться, прежде всего:
- ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99);
- Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - План счетов и Инструкция).
Расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг, считаются расходами по обычным видам деятельности, и их учет ведется на счетах 20-29 (п. 5 ПБУ 10/99, План счетов)*(1).
Обычно определяется себестоимость продукции, работ, услуг, которая отражается по кредиту счета 20 "Основное производство" (п. 9 ПБУ 10/99, План счетов). Счет 20 предназначен для отражения информации о затратах по деятельности, результат которой (в частности, работы) является целью создания данной организации. В частности, в дебет счета 20 могут быть отнесены затраты по оплате труда персонала, занятого непосредственно в выполнении работ.
Отметим, что список прямых затрат, участвующих в формировании стоимости незавершенного производства, организация устанавливает самостоятельно.
Счет 26 "Общехозяйственные расходы" предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. Управленческими расходами, учитываемыми согласно Плану счетов на счете 26, могут, в частности, являться заработная плата (с начислениями) административного персонала, аренда офисного помещения, расходы на приобретение оргтехники и др.
Учтенные на счете 26 расходы списываются, в частности, в дебет счета 20. Кроме того, такие расходы в качестве условно-постоянных могут списываться в дебет счета 90 "Продажи".
Подразделение расходов организации на себестоимость продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие расходы и прочие расходы необходимо для их отражения в отчете о прибылях и убытках (п. 21 ПБУ 10/99).
Отдельные предусмотренные законодательством исключения не имеют отношения к анализируемой ситуации*(2).
В целом можно сделать вывод, что нормативные документы по бухгалтерскому учету запрещают в анализируемой ситуации отнесение вообще всех расходов организации к общехозяйственным. В то же время перечень прямых расходов по обычным видам деятельности может быть установлен организацией самостоятельно, в том числе в варианте, представленном в вопросе.
В связи с этим полагаем, что организации необходимо установить в учетной политике для целей бухгалтерского учета перечень прямых расходов и порядок их учета.

Налог на прибыль

В целях налогообложения прибыли расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ). В частности, заработная плата работников относится к расходам, связанным с производством и реализацией (ст. 253, ст. 255 НК РФ).
Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию при методе начисления установлен ст. 318 НК РФ (п. 1 ст. 272 НК РФ)*(3).
В отношении возможности отнесения всей суммы оплаты труда работников и начисленных на нее страховых взносов к косвенным расходам хотим отметить следующее.
Как указано в письме ФНС России от 24.02.2011 N КЕ-4-3/2952@, глава 25 НК РФ не содержит прямых положений, ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов к прямым или косвенным. Право самостоятельно определять перечень расходов требует от налогоплательщика обоснования принятого решения. Такое полномочие может быть использовано налогоплательщиком в целях учета особенностей осуществляемой деятельности. При этом налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели.
Представители финансового ведомства согласны с налоговым органом относительно обоснованности принимаемого решения при определении перечня прямых расходов. Они считают, что при формировании состава прямых расходов в налоговом учете налогоплательщик может учитывать перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), применяемый для целей бухгалтерского учета (письма Минфина России от 19.05.2014 N 03-03-РЗ/23603, от 07.12.2012 N 03-03-06/1/637, от 30.05.2012 N 03-03-06/1/283, от 14.05.2012 N 03-03-06/1/247, от 02.05.2012 N 03-03-06/1/214, от 19.12.2011 N 03-03-06/1/834, от 05.12.2011 N 03-03-06/1/803). При этом можно утвердить перечень прямых расходов, который отличается от предложенного в ст. 318 НК РФ, исходя из специфики деятельности налогоплательщика (письма Минфина России от 10.06.2011 N 03-03-07/21, от 07.02.2011 N 03-03-06/1/79, от 25.05.2010 N 03-03-06/2/101).
В письме Минфина России от 11.11.2008 N 03-03-06/1/621 разъясняется: налогоплательщик вправе предусмотреть в учетной политике, что в составе прямых расходов учитываются только материальные затраты и они же распределяются при оценке НЗП. При этом налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам, предусмотрев указанный порядок в учетной политике для целей налогообложения (письмо Минфина России от 30.08.2013 N 03-03-06/1/35755).
С другой стороны, ВАС РФ в определении от 08.09.2010 N ВАС-11856/10 отметил, что в соответствии со ст.ст. 254, 318 и 319 НК РФ налогоплательщик вправе отнести материальные затраты к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности их отнесения к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели. Смотрите также постановление Пятого ААС от 18.07.2016 N 05АП-4758/16, письма Минфина России от 06.12.2018 N 03-03-06/1/88527, от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81943, от 11.12.2012 N 03-03-06/1/646.
Учитывая вышеизложенное, полагаем, что организация имеет право закрепить в учетной политике для целей налогообложения отнесение к прямым расходам материальных расходы, кроме относящихся в административно-управленческой деятельности, и суммы начисленной амортизации по ОС, используемым в процессе выполнения работ. При этом заработная плата всех работников и страховые взносы будут в целях налогообложения относиться к косвенным расходам.
Однако во избежание налоговых рисков необходимо подготовить убедительное обоснование отсутствия реальной возможности отнесения зарплаты части работников к прямым расходам. Таким обоснованием может быть, к примеру, отсутствие в организации основных производственных рабочих, или совмещение одним сотрудником (ввиду малой численности) как управленческих, так и производственных функций.

К сведению:
Отметим, что обязанность ежегодно утверждать новую учетную политику (и бухгалтерскую, и налоговую) или переутверждать старую учетную политику нормами законодательства о бухгалтерском учете и НК РФ не предусмотрена. В случае существенного изменения условий деятельности экономического субъекта в учетную политику могут быть внесены изменения (дополнения).
Учетная политика для целей бухгалтерского учета применяется последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона N 402-ФЗ). Это одно из основных допущений, в соответствии с которым формируется учетная политика (п. 5 ПБУ 1/2008). Однако внесение изменений в учетную политику зачастую необходимо, поскольку предусмотреть заранее все ситуации хозяйственной жизни предприятия невозможно.
При этом согласно ч. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ изменение учетной политики может производиться в случаях:
- изменения требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
- разработки или выбора нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
- существенного изменения условий деятельности экономического субъекта.
Учетная политика в целях налогообложения также действует с момента создания организации (регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя) и подлежит применению последовательно из года в год. Вновь созданные организации (индивидуальные предприниматели) должны утвердить ее не позднее окончания первого налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ).
При необходимости в учетную политику в целях налогообложения можно вносить изменения. При этом менять политику в зависимости от "вдруг" возникших у налогоплательщика потребностей или желаний не получится. Сделать это можно только в двух случаях:
1) если внесены изменения в законодательство. В этом случае решение о корректировке учетной политики принимается не ранее чем с момента вступления в силу таких изменений;
2) если налогоплательщик принял решение поменять способы (методы) учета. В этом случае изменения вступают в силу не ранее начала нового налогового периода (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ, письма Минфина России от 03.07.2018 N 03-03-06/1/45756, от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81943).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет расходов на управление организацией или отдельными ее подразделениями;
- Энциклопедия решений. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

18 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Что такое учетная политика организации

Учетная политика (далее — УП) — это внутренний документ организации, который устанавливает порядок учета. Она помогает сделать работу компании прозрачнее и удобнее для сотрудников и контролирующих органов.

У УП есть два крупных блока: бухгалтерский и налоговый. Они оформляются отдельно или в одном документе.

УП для целей бухучета. Бухгалтерский учет организации на УСН обязаны вести в соответствии с Законом № 402-ФЗ и ПБУ 1/2008.

НК РФ не содержит требования для упрощенцев обязательно составлять УП. Но есть случаи, в которых она потребуется:

  • В главе 26.2 НК РФ представлено два или более варианта учета доходов и расходов — компании нужно выбрать один удобный и зафиксировать решение в УП.
  • При совмещении УСН с другими налоговыми режимами предполагается раздельное ведение учета для видов деятельности на каждой из систем.
  • Когда фирма получает целевое финансирование и ведет обособленный учет целевых поступлений и затрат, которые покрыты этими средствами.

УП для целей налогового учета. Хоть налоговый учет и не обязателен, его ведение не помешает. Например, он поможет обосновать применяемые льготы для выплаты налога и решить споры с налоговой.

Кто составляет и утверждает УП

В законе нет четких указаний на то, кто должен заниматься разработкой учетной политики. Это может делать главбух, простой бухгалтер, сам руководитель или компания на аутсорсинге.

Директор организации изучает готовую УП, вносит корректировки совместно с бухгалтером и утверждает ее приказом.

Сроки для ее создания разные:

  • вновь созданные и реорганизованные компании — в течение 90 дней со дня регистрации;
  • действующие организации — до 31 декабря текущего года, чтобы ее можно было начать применять в следующем налоговом периоде.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе.

Что включается в УП на УСН «Доходы минус расходы»

Учетная политика при УСН Доходы минус расходы

Учетная политика для любого спецрежима отличается от УП компаний на ОСНО. Список пунктов, которые в нее нужно включить, существенно сокращается. Но остается ряд моментов, которые нельзя оставлять без внимания.

Вот, что нужно указать в УП для целей бухгалтерского учета:

1. Перечислить ссылки на законы, ПБУ и статьи, которыми компания руководствуется при ведении учета.
2. Указать программы, которые будут использоваться для автоматизации ведения бухгалтерии.
3. Подготовить и включить в текст документа или приложение формы применяемой первичной документации, бухгалтерских регистров и внутренних отчетных документов.
4. Разработать и утвердить рабочий план счетов с аналитическими и синтетическими счетами, которые будут наиболее полно соответствовать деятельности организации.
5. Включить положения о порядке проведения инвентаризации обязательств и активов.
6. Утвердить методы оценки активов и обязательств.
7. Описать порядок документооборота.
8. Раскрыть способы внутреннего контроля за правильностью и законностью хозопераций.
9. Установить критерии для определения уровня существенности.

Вот, что указывают в УП для целей налогового учета:

1. Лицо или подразделение, ответственное за ведение учета по налогам — бухгалтерия, главбух и т.п.
2. Объект налогообложения — разница между доходами и расходами.
3. Размер ставки по налогу — если она отличается от общепринятых 15% в соответствии с региональным законодательством.
4. Порядок ведения КУДиР и программы для автоматизации учета.
5. Порядок учета амортизируемого имущества:

  • укажите, какое имущество признается основным средством;
  • данные каких бухгалтерских счетов используются для определения его стоимости;
  • как отражаются в КУДиР первоначальная стоимость ОС и его дооборудование.

6. Лимит по основным средствам — 100 000 рублей на 2019 год.
7. Способы оценки товаров.
8. Порядок списания ОС.
9. Порядок учета сырья и материалов:

  • что учитывается в составе товарно-материальных расходов;
  • как рассчитывается стоимость товаров для реализации;
  • как учитываются и списываются реализованные товары.

10. Порядок учета затрат.
11. Порядок учета убытков и расчета минимального налога. Тут опишите свое право на признание прошлых убытков в текущем году.

Чтобы составить хорошую учетную политику, учитывайте все изменения в законодательстве. В качестве ориентира используйте международные стандарты, законы, ПБУ. Можно ознакомиться с образцами учетной политики, которые представлены в интернете и подходят к вашим системе налогообложения и виду деятельности. Например, в сервисе Контур.Бухгалтерии есть образцы УП, подходящие разным предприятиям на УСН 15 %.

Как и когда можно внести изменения в учетную политику

Если УП уже составлена и действует, иногда ее приходится менять или дополнять. Вот когда это необходимо:

  • В налоговом или бухгалтерском законодательстве произошли изменения.
  • Фирма получила нового собственника.
  • Проведена реорганизация компании.
  • Изменен вид деятельности или добавлен новый.
  • В организации изменен порядок ведения учета с целью повышения его прозрачности и достоверности.

Алгоритм по внесению изменений следующий:

1. Разрабатывается новый текст учетной политики.
2. Отмечается дата его вступления в силу.
3.Документ утверждается приказом руководителя.

После этого УП вступает в силу. Росстат и ФНС об изменениях уведомлять не нужно.

Изменения, которые связаны с порядком ведения учета, начинают действовать только с нового налогового периода. А те изменения, что связаны с законодательными поправками применяются с даты вступления в силу соответствующих нормативно-правовых актов.

В онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия есть готовые варианты учетной политики, подходящей для УСН «Доходы минус расходы». В бухгалтерском сервисе удобно вести учет для компаний на УСН и других налоговых режимах. Все новички получают 14 дней бесплатной работы в сервисе.

Перед началом нового года каждая организация сталкивается с проблемой составления или корректировки основополагающего документа по ведению учета — учетной политики. Самой важной проблемой при этом является максимальное сближение между бухгалтерским и налоговым учетом. В этой статье мы рассмотрим основные принципы сближения бухгалтерской и налоговой учетной политики и, в частности, их «доходные» части.

Совмещение бухгалтерского и налогового учета возможно только в случае, если налоговый учет ведется методом начисления. Ведь при кассовом методе учета это невозможно, поскольку в этом случае не совпадают требования бухгалтерского и налогового учета в отношении момента отражения хозяйственных операций.

Начнем с основных различий бухгалтерского и налогового учета.

«Прибыльная» политика

Перед налоговым учетом стоит основная задача — исчисление налога на прибыль. При этом учетная политика для целей налогообложения формируется исходя из требований Налогового кодекса, в соответствии с которыми данные налогового учета должны отражать:

  • порядок формирования суммы доходов и расходов;
  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  • сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  • сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

В связи с этим перед организацией не возникает необходимости расчета прибыли в привычном для бухгалтера понимании, а именно как часть дохода, отражающего финансовый результат деятельности организации, которым могут распоряжаться собственники. Величина такой прибыли формируется только в бухгалтерском учете.

Прибыль в целях налогообложения — это величина, которая служит базой для расчета налога на прибыль.

Соответственно в налоговом учете отражаются не все хозяйственные операции и не все расходы, а только учитываемые в целях налогообложения и в пределах установленной суммы.

внимание

Основным организационным отличием двух форм учета является то, что систематизированная в бухгалтерских регистрах информация отражается на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, а сгруппированная в налоговых регистрах — в расчете налоговой базы без распределения по счетам бухгалтерского учета.

При этом необходимо учитывать, что, несмотря на то что в главе 25 Налогового кодекса установлены свои правила расчета доходов и расходов, общим с бухгалтерским учетом является следующее:

  • доходы и расходы определяются на основе тех же первичных документов, оформляющих проводимые организацией хозяйственные операции;
  • факты хозяйственной деятельности отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактического поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

При этом формы регистров, применяемых в целях расчета налога на прибыль, и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются организацией самостоятельно и устанавливаются в приложениях к учетной политике организации для целей налогообложения.

На практике часто применяется подход, когда в бухгалтерские регистры вводятся дополнительные реквизиты и графы, необходимые для ведения налогового учета.

В указанные дополнительные графы в случаях, когда правила формирования данных в бухгалтерском и налоговом учете совпадают, переносятся суммы, полученные в бухгалтерском учете.

Также целесообразно выделять отдельно и показывать в разных графах прямые и косвенные расходы.

это важно

Для сближения налогового и бухгалтерского учетов организации следует предпринять все меры для того, чтобы доходы и расходы в обоих учетах были отражены одинаково — в одной сумме и на одну дату.

Таким образом, бухгалтерские регистры, содержащие данные для налогового учета, следует привести к той форме, которая позволит отражать в них первичные документы одновременно для бухгалтерского и налогового учета.

Меры по сближению

Поскольку показатели в целях налогообложения могут отличаться по сумме и дате признания от сумм в бухгалтерском учете, то возникает задача — сблизить порядок отражения отдельных видов доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете.

Такими мерами являются:

  • заключение договоров с контрагентами (покупателями, поставщиками, кредитными организациями и т. д.) на соответствующих условиях;
  • выбор соответствующих методов бухгалтерского и налогового учета и принятие соответствующих положений учетной и налоговой политики.

Соответствующие, то есть приводящие к единообразному учету доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете, условия договоров и положения учетной политики будут рассмотрены ниже применительно к конкретным видам доходов и расходов для примера. Для начала рассмотрим общие положения по учетной политике организации.

Нормативные акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, предусматривают варианты учета тех или иных объектов. Следует воспользоваться предоставленным правом и выбрать те из них, которые максимально приближают порядок их отражения в бухгалтерском учете к требованиям налогового законодательства.

Подчеркнем, что речь идет о способах учета, вариантность которых предусмотрена нормативными документами.

Таким образом, нормы бухгалтерского учета и в определенной мере налогового законодательства допускают вариантность в отношении хозяйственных операций.

Поэтому для совмещения бухгалтерского и налогового учета надо выбрать и закрепить в учетной политике такой вариант, при котором конкретный доход или расход отражается в обоих учетах одинаково.

О доходах

Все доходы, полученные организацией, учитываются при расчете налога на прибыль, кроме тех, которые поименованы в статье 251 Налогового кодекса.

Доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также от реализации основных средств, иного имущества при исчислении налога на прибыль могут быть приняты по данным бухгалтерского учета.

Поскольку эти доходы отражены на двух счетах (90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы»), то в целях налогообложения следует сформировать регистр налогового учета доходов от реализации, в который будут перенесены данные этих счетов.

При этом не будут учитываться доходы, полученные при осуществлении деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Суммы доходов в целях налогообложения должны быть представлены в регистре без сумм НДС и сгруппированы в разрезе тех видов доходов, которые предусмотрены в декларации по налогу на прибыль.

Вне реализации

В налоговом учете к внереализационным доходам относятся доходы от деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией.

В бухгалтерском учете им соответствуют прочие доходы, не являющиеся доходами от обычных видов деятельности.

Большинство внереализационных доходов в налоговом учете может быть принято по данным бухгалтерского учета. Рассмотрим те виды внереализационных доходов, которые имеют особенности при налогообложении или требуют специальных пояснений по порядку их определения.

Например, в налоговом учете доходы от передачи имущества в аренду отражаются в составе внереализационных доходов в том случае, если такие доходы не определяются организацией как доходы от реализации.

То же самое относится к доходам от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной собственности и приравненных к ним средств индивидуализации, в частности, таким как доходы от предоставления прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности.

В бухгалтерском учете указанные доходы отражаются в качестве прочих доходов в случаях, когда предоставление активов во временное пользование за плату не является предметом деятельности организации.

Следовательно, доходы от сдачи имущества и имущественных прав во временное пользование в налоговом и в бухгалтерском учете могут быть отнесены к одному виду доходов в одних и тех же случаях.

Но ни в налоговом законодательстве, ни в нормативных актах, регулирующих бухгалтерский учет, не указаны критерии, обязывающие организации отражать эти доходы тем или иным образом. Такое решение должно быть принято организацией и закреплено в приказах об учетной политике в целях бухгалтерского и налогового учета.

При этом если организация осуществляет операции по передаче имущества в аренду (субаренду) на постоянной (систематической) основе, то доходы от таких операций учитываются как доходы от реализации, а если операции по передаче имущества в аренду носят разовый характер, то доходы учитываются в составе внереализационных доходов.

В целях совмещения налогового и бухгалтерского учета этот же критерий целесообразно использовать и в бухгалтерском учете.

Поэтому, если организация предполагает осуществить более одной сделки (заключить два и более договора) по сдаче имущества в аренду в течение налогового периода, в приказе по учетной политике в целях налогообложения можно отразить следующее:
«Доходы от сдачи имущества в аренду учитываются как доходы от реализации».

В соответствующий приказ по бухгалтерскому учету вносится запись:
«Доходы от сдачи имущества в аренду учитываются как доходы от обычных видов деятельности».

Если организация предоставляет в пользование права на результаты интеллектуальной деятельности, получает иные аналогичные доходы, то в приказы по учетной политике вносятся схожие положения.

М. Антонова, ведущий консультант отдела консалтинга ООО «ФинЭкспертиза»


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация является малым предприятием, выполняет ремонтно-строительные работы, применяет общую систему налогообложения, ведет учет в бухгалтерской программе. Все налоги с заработных плат с 2016 года учитываются на счете 26 "Общехозяйственные расходы" (бухгалтерский учет) и в косвенных расходах (в декларации по прибыли).
Налоговая инспекция запросила учетную политику (и другие документы по требованию) за период с 2016 года.
Правильно ли записать в учетной политике (по бухгалтерскому учету): "Расходами, которые относятся на себестоимость оказываемых услуг, признаются все материальные расходы, кроме общехозяйственных, суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым в процессе оказания услуг" и не упоминать о заработной плате и взносах, а также по налоговому учету не указывать их в прямых расходах? Какие основные изменения надо внести в учетную политику на 2017 г. и 2018 г.? Можно ли оставить без изменений?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В анализируемой ситуации организации следует установить в учетной политике для целей бухгалтерского учета перечень прямых расходов и порядок их учета. В том числе считаем возможным учитывать расходы на оплату труда и страховые взносы в составе общехозяйственных расходов.
Организация имеет право закрепить в учетной политике для целей налогообложения отнесение к прямым расходам материальных расходов, кроме относящихся к административно-управленческой деятельности, и суммы начисленной амортизации по ОС, используемым в процессе выполнения работ. При этом заработная плата всех работников и страховые взносы будут в целях налогообложения относиться к косвенным расходам.
Однако во избежание налоговых рисков необходимо подготовить убедительное обоснование отсутствия реальной возможности отнесения зарплаты части работников к прямым расходам.

Обоснование позиции:
Прежде всего необходимо отметить, что регулирование классификации расходов отличается в бухгалтерском и налоговом учете.

Бухгалтерский учет

Для отражения в бухгалтерском учете информации о расходах следует руководствоваться, прежде всего:
- ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99);
- Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - План счетов и Инструкция).
Расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг, считаются расходами по обычным видам деятельности, и их учет ведется на счетах 20-29 (п. 5 ПБУ 10/99, План счетов)*(1).
Обычно определяется себестоимость продукции, работ, услуг, которая отражается по кредиту счета 20 "Основное производство" (п. 9 ПБУ 10/99, План счетов). Счет 20 предназначен для отражения информации о затратах по деятельности, результат которой (в частности, работы) является целью создания данной организации. В частности, в дебет счета 20 могут быть отнесены затраты по оплате труда персонала, занятого непосредственно в выполнении работ.
Отметим, что список прямых затрат, участвующих в формировании стоимости незавершенного производства, организация устанавливает самостоятельно.
Счет 26 "Общехозяйственные расходы" предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. Управленческими расходами, учитываемыми согласно Плану счетов на счете 26, могут, в частности, являться заработная плата (с начислениями) административного персонала, аренда офисного помещения, расходы на приобретение оргтехники и др.
Учтенные на счете 26 расходы списываются, в частности, в дебет счета 20. Кроме того, такие расходы в качестве условно-постоянных могут списываться в дебет счета 90 "Продажи".
Подразделение расходов организации на себестоимость продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие расходы и прочие расходы необходимо для их отражения в отчете о прибылях и убытках (п. 21 ПБУ 10/99).
Отдельные предусмотренные законодательством исключения не имеют отношения к анализируемой ситуации*(2).
В целом можно сделать вывод, что нормативные документы по бухгалтерскому учету запрещают в анализируемой ситуации отнесение вообще всех расходов организации к общехозяйственным. В то же время перечень прямых расходов по обычным видам деятельности может быть установлен организацией самостоятельно, в том числе в варианте, представленном в вопросе.
В связи с этим полагаем, что организации необходимо установить в учетной политике для целей бухгалтерского учета перечень прямых расходов и порядок их учета.

Налог на прибыль

В целях налогообложения прибыли расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ). В частности, заработная плата работников относится к расходам, связанным с производством и реализацией (ст. 253, ст. 255 НК РФ).
Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию при методе начисления установлен ст. 318 НК РФ (п. 1 ст. 272 НК РФ)*(3).
В отношении возможности отнесения всей суммы оплаты труда работников и начисленных на нее страховых взносов к косвенным расходам хотим отметить следующее.
Как указано в письме ФНС России от 24.02.2011 N КЕ-4-3/2952@, глава 25 НК РФ не содержит прямых положений, ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов к прямым или косвенным. Право самостоятельно определять перечень расходов требует от налогоплательщика обоснования принятого решения. Такое полномочие может быть использовано налогоплательщиком в целях учета особенностей осуществляемой деятельности. При этом налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели.
Представители финансового ведомства согласны с налоговым органом относительно обоснованности принимаемого решения при определении перечня прямых расходов. Они считают, что при формировании состава прямых расходов в налоговом учете налогоплательщик может учитывать перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), применяемый для целей бухгалтерского учета (письма Минфина России от 19.05.2014 N 03-03-РЗ/23603, от 07.12.2012 N 03-03-06/1/637, от 30.05.2012 N 03-03-06/1/283, от 14.05.2012 N 03-03-06/1/247, от 02.05.2012 N 03-03-06/1/214, от 19.12.2011 N 03-03-06/1/834, от 05.12.2011 N 03-03-06/1/803). При этом можно утвердить перечень прямых расходов, который отличается от предложенного в ст. 318 НК РФ, исходя из специфики деятельности налогоплательщика (письма Минфина России от 10.06.2011 N 03-03-07/21, от 07.02.2011 N 03-03-06/1/79, от 25.05.2010 N 03-03-06/2/101).
В письме Минфина России от 11.11.2008 N 03-03-06/1/621 разъясняется: налогоплательщик вправе предусмотреть в учетной политике, что в составе прямых расходов учитываются только материальные затраты и они же распределяются при оценке НЗП. При этом налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам, предусмотрев указанный порядок в учетной политике для целей налогообложения (письмо Минфина России от 30.08.2013 N 03-03-06/1/35755).
С другой стороны, ВАС РФ в определении от 08.09.2010 N ВАС-11856/10 отметил, что в соответствии со ст.ст. 254, 318 и 319 НК РФ налогоплательщик вправе отнести материальные затраты к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности их отнесения к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели. Смотрите также постановление Пятого ААС от 18.07.2016 N 05АП-4758/16, письма Минфина России от 06.12.2018 N 03-03-06/1/88527, от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81943, от 11.12.2012 N 03-03-06/1/646.
Учитывая вышеизложенное, полагаем, что организация имеет право закрепить в учетной политике для целей налогообложения отнесение к прямым расходам материальных расходы, кроме относящихся в административно-управленческой деятельности, и суммы начисленной амортизации по ОС, используемым в процессе выполнения работ. При этом заработная плата всех работников и страховые взносы будут в целях налогообложения относиться к косвенным расходам.
Однако во избежание налоговых рисков необходимо подготовить убедительное обоснование отсутствия реальной возможности отнесения зарплаты части работников к прямым расходам. Таким обоснованием может быть, к примеру, отсутствие в организации основных производственных рабочих, или совмещение одним сотрудником (ввиду малой численности) как управленческих, так и производственных функций.

К сведению:
Отметим, что обязанность ежегодно утверждать новую учетную политику (и бухгалтерскую, и налоговую) или переутверждать старую учетную политику нормами законодательства о бухгалтерском учете и НК РФ не предусмотрена. В случае существенного изменения условий деятельности экономического субъекта в учетную политику могут быть внесены изменения (дополнения).
Учетная политика для целей бухгалтерского учета применяется последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона N 402-ФЗ). Это одно из основных допущений, в соответствии с которым формируется учетная политика (п. 5 ПБУ 1/2008). Однако внесение изменений в учетную политику зачастую необходимо, поскольку предусмотреть заранее все ситуации хозяйственной жизни предприятия невозможно.
При этом согласно ч. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ изменение учетной политики может производиться в случаях:
- изменения требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
- разработки или выбора нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
- существенного изменения условий деятельности экономического субъекта.
Учетная политика в целях налогообложения также действует с момента создания организации (регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя) и подлежит применению последовательно из года в год. Вновь созданные организации (индивидуальные предприниматели) должны утвердить ее не позднее окончания первого налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ).
При необходимости в учетную политику в целях налогообложения можно вносить изменения. При этом менять политику в зависимости от "вдруг" возникших у налогоплательщика потребностей или желаний не получится. Сделать это можно только в двух случаях:
1) если внесены изменения в законодательство. В этом случае решение о корректировке учетной политики принимается не ранее чем с момента вступления в силу таких изменений;
2) если налогоплательщик принял решение поменять способы (методы) учета. В этом случае изменения вступают в силу не ранее начала нового налогового периода (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ, письма Минфина России от 03.07.2018 N 03-03-06/1/45756, от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81943).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет расходов на управление организацией или отдельными ее подразделениями;
- Энциклопедия решений. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

18 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Читайте также: